|
Маршрут: Новосибирск — Красноярск — Кызыл — Кызыл-Мажалык — Абаза — Красноярск — Новосибирск.
Прошу заранее прощения за синтаксические ошибки, качество фотографий (преимущественно сделанных на ходу из салона), отсутствие литературного таланта!
Имеем
Honda Fit 1,5 л, 2003 год, биксенон и т. д.
Дикое желание автопутешествия.
Я + моя супруга Ирина.
План
С Новосиба в Кемерово, ночевка у родителей супруги, затем ночевка в Красноярске у бывшего коллеги по работе, потом Ергаки, Кызыл и обратно. В последствии изменен на Новосибирск — Красноярск — Кызыл — Кызыл-Мажалык — Абаза — Красноярск — Новосибирск.
Поездка в начале августа (даты уже не помню).
Подготовка
Начну с того, что мы любители путешествовать именно по большей степени дикарями, но в этот раз склонялись к мысли, что раз едем так далеко по малознакомому маршруту, то и будем испытывать судьбу по минимуму. Решили ночевать преимущественно в гостиницах и на базах отдыха. На всякий случай взяли вещи потеплее + теплое одеяло, от «дикарей» оставили желание поесть на природе, на этот случай было взято много еды, котелок (даже дровишки) и т. д. Машину подготовили быстро... залили бак бензина.
Поехали
День 1. Новосибирск — Кемерово.
Не буду вдаваться в подробности преодоления пути от Новосибирска до Кемерово. Дорога известная, без курьезов и нюансов.
Хочу отметить, что к данной машине доблестные работники ГИБДД не проявляют никакого интереса. Как любили кемеровские ГАИшники моего Toyota Crown тонированного в круговую, так они не замечали Хонду.
По ходу движения нас обогнали пару раз 2 мотоцикла с московскими номерами. Ребята явно подготовленные для столь больших бросков, а «байки» их внушают уважения.
Как всегда, Кемерово удивил — в этот раз на въезде в город встретили плакат, не помню точных слов, но что-то в духе «Доехал?! Поблагодари бога». Забегать вперед не буду, логическое продолжение данному плакату встретили на обратном пути путешествия, на въезде с другой стороны славного города.
В Кемерово ночевка.
День 2. Кемерово — Красноярск.
Утренний выезд в Красноярск. Дорога до Красноярска порадовала больше, чем поездка в 2006 году, многие участки плохой дороги закатали. До Ачинска доехали на автопилоте.
В Ачинске мы слегка заплутали, при этом нисколько не пожалели. Ачинский глиноземный комбинат вызывает уважения, а «припаркованные машины» порадовали глаз.
Встретили в той же «заплутаннице» те два мотоцикла с московскими номерами, которые явно испытывали те же самые чувства от «припаркованных машин». Со словами «Там где-то есть шагающий экскаватор» поехали плутать дальше в дебри. Спасибо автовладельцу на Toyota Allex, который проводил нас до нужного перекрестка и направил.
После Ачинска началась морось, ехать стало сложнее, через км 80 встретили «наших» мотоциклистов, которые, обогнав, свернули к придорожному кофе (больше по ходу движения мы их не встретили).
Красноярск нас встретил дождем, который не сильно нас радовал. Тем более что его намеренья расценивались не иначе, как на дня 3.
Спасибо моему бывшему коллеге Валере, который проводил нас по городу, накрыл стол и предоставил ночлег после «гуливаний» до утра и выпитого всего алкоголя в его доме.
«Припаркованные машины»:
Дождливый Красноярск:
Чудо-ребенок Валеры:
День 3. Красноярск — Абакан.
Утро оказалось уже не утром, а голова оказалось не моей, т.к. постоянно болела и пыталась острить невпопад. Прогулялись с Иринкой по дождливому городу. Вернулись, собрались, выехали.
На выезде из города встретились с подружкой Иры. Которая, кстати сказать, работает иногда гидом по «Саянскому кольцу». Собственно, мы ей очень благодарны за подсказанный путь (по кольцу), советы с «задабриванием духов», советы с ночевками и т. д. Спасибо тебе, Анна!
Итого примерно в 16:00 мы двинулись в Абакан (примерно 400 км).
Хочу сказать, пейзажи для моего глаза «человека с равнины» очень радовали. Выезд с города очень красив, живописен, разнообразен! И серпантин тебе, и ГЭС, и горы. Кстати, очень много табличек с телефонами эвакуаторов.
Дождливая погода уже порядком надоела, и вместе с «не моей» головой делали поездку утомительной. О чудо!!! — ближе к Хакассии небо начало рассеиваться, дороги выпрямляться (очень длинные участки просто ровной и качественной дороги), голова приросла к телу. Останавливались возле холмов, фотографировались возле «камней», явно не природой уложенных в круги.
Въезжали в Абакан уже в темноте, остановились в гостинице на въезде возле аэропорта. Гостиница на 2,5 балла (вода там все же горячая была, за что и поставил столь высокий балл), но на самом деле нам и не нужно было другой. Выспаться не получилось, потому как на следующий день нас ждала дорога, Ергаки, Кызыл.
Красноярская ГЭС:
Ровные Хакасские дороги:
«Камни», явно не природой уложенные в круги:
День 4. Абакан — Кызыл.
Встали рано, т.к. мысли все были только о ней — о дороге. Проехались по Абакану и выехали в сторону Кызыла.
Дорога давалась хорошо, с интересом, а мой штурман всегда подсказывал о ситуации на дороге, подкармливал, вовлекал в разговоры и фотал-фотал-фотал (моя супруга у меня самая лучшая!).
Саяны — это сила! Еще за километров 30-40 заприметили Ергаки с его острыми выступами. Тут начали «задабривать духов» по совету Ани — окроплять машину (да и себя) алкоголем со всех 4-х сторон. Очень много останавливались, фотографировались, ехали молча с открытыми ртами. Благо дорожная обстановка позволяла — машин мы почти и не встречали.
После границы с Тувой появились «люди» возле дороги, продающие какую-то ягоду. В следствие наличия в нашей команде только 2-х человек, мы решили особо не любопытствовать, тем более они не вызывали у нас доверия... наверное, вследствие отсутствия передних зубов, нормальной одежды и... Не хочу никого обидеть — бомжы с шалашами и землянками вокруг дороги!
Думал, как описать Саяны — степи и холмы Тувы, — понял, что это делать бесполезно.
За первым постом ГИБДД сразу после спуска с гор (остановили, переписали, обрадовались, что туристы, подсказали дорогу) заехали на раскопанный царский курган. Курган вселил в нас историко-археологические мысли, а деревянный человечек рядом на пригорочке вселил некие странные мысли о местном населении (вытесанный из дерева человек с наличием мужского достоинства). Духи Тувы всегда рядом!
Дальше дорога понесла нас к Кызылу. Перед городом возвышается наподобие смотровой площадки, где местное молодое население на ВАЗовской 6-ке распивало пиво. Город не произвел большого впечатления. Везде тувинцы, славянской внешности встретили человека 3-4. Люди говорят на «своем» языке, смеются нам в лицо, подшучивая, вероятно...
Планировали заночевать в юрточном городке (база отдыха за км так 30 от города), на телефон никто не отвечал. Порыскав по городу и поняв, что в Туве какой-то национальный праздник с приездом господина Путина и Ко — гостиницы все заняты, — решаемся выехать в сторону юрточного городка.
Дорога нам не ясна. По ходу движения асфальт закончился, выливаясь в подобие направлений по степи. Благо тут нашлись добрые люди, которые ехали в ту же сторону, они и проводили нас. Юрты оказались тоже занятыми, устроившись рядышком, решили заночевать в машине. Попив травяного ликера, послушав шаманские пения и бубны, отошли ко сну. В FITе, конечно, салон трансформер, но в ровную поверхность не раскладывается, спать позволяет человеку со средним ростом, никак не с моими 184 см. Кстати сказать, супруга не высыпалась за все дни поездки, тут же она уснула и выспалась с удовольствием (в отличие от меня).
Егаки:
На фото 666-й км:
Кызыл со смотровой площадки. Виден «Центр Азии»:
День 5. Кызыл — Ак-Довураг — «Снежный барс»
Выезд утром. Кызыл, завтрак, трасса.
Хочу сказать, что участок трассы до Кызыл-Мажалыка нравился своим разнообразием, отсутствием туалетов и вообще каких-либо мест для стоянки, обилием «пялящихся» из машин на нас и наш FIT местного населения.
Еще Аня в Красноярске нам рассказала про некоторые места, и по ходу движения мы заезжали, останавливались там. Но особо отметила она Священную гору Хайрыкан: «Считается, кто бывал в Туве и не видел Хайрыкан, тот не бывал в Туве! Его даже Далай-лама освещал!» Примерно на каком километре надо смотреть мы знали, но пейзаж так или иначе был однотипным. Супруге дал напутствие, чтобы она фотографировала все горы, чтобы на случай, если мы проедем, отыскать потом в Инте фото данного Хайрыкана, выискать на наших фото и показывать всем со словами — «Хайрыкан!» :)
Так или иначе, Хайрыкан мы все же опознали по белому цвету горы. Сфотографировались и поехали дальше, не забывая задабривать духов! Удивило обилие ленточек (на деревьях, столбиках и т. д.), собранных камней и т. д. — мест где обитают духи.
В одном из мест нашей кратковременной стоянки местно население нам посоветовало заехать на «раскопки старинного китайского храма...», вот, собственно, мы и решились на данный шаг. Тем более, что это «в 12 км от шоссе». Это было ужасом!
После 5 км асфальта, после поворота началась... хмм... пустыня-степь, с кучей направлений и одной щебеночной дорогой. Дорога была в «калабашках», которые не давали нашей Хонде разогнаться больше 10 км в час, пуская в резонанс машину с ее хондовской жесткой подвеской (на самом деле, уверен, что данная жесткая подвеска лучше тойотовских мягких, вальяжных, т.к. машина становится понятной, управляемой во всех случаях жизни и не доставляет неудобств и последствий при попадании на хорошей скорости в «ямки», где все трутся днищами). В общем, проехались мы туда и обратно км 40, доехав до Бажын-Алаака, потеряли часа 3, не найдя этой самой крепости. Зато куча позитива! Т.к. на обратном пути мы попробовали воспользоваться не щебенкой основной, а «направлением» — это еще экстремальней!
Местные машины сошли на копейки с 6-7 пассажирами, кучей макаронов и прочей снеди в салоне и пялящимися 2-3 лицами в 1 окошко! :) Машины отчаянно махали крыльями (на колабашках), некоторые стояли без колес и еще, по-моему, без частей подвески.
Кызыл-Мажалык, Аг-Довураг проехали, не забыв заправиться. Следующая остановка на базе «Снежный Барс», где нас должна была ждать ночлежка.
По ходу движения к базе удивило полное отсутствие машин (за 100-150 км встретил пару легковых и пару бензовозов), напугала черная тонированная в круговую Toyota Camry без номеров. Порадовал пейзаж. Не буду повторяться, что ехали мы вдвоем с супругой, потому некоторые моменты нас пугали, а также то, что описать красоту нет возможности вследствие отсутствия литературного таланта.
Проехали 2 красивейших перевала. Один из которых, наверное, самый значимый во всем путешествии, застали в лучшем виде! 2 206 м над землей. До высшей точки перевала ясная погода, а самая высшая точка в облаке. Таким образом, мы проехались в облаках! Нервно куря и не отпуская ручник на спуске. Т.к. видимости было не более 5-7 метров.
«Снежный Барс» нас встретил поздним вечером. Жильем оказалась палатка, в которой было сыро и холодно. Администратор предложил ночевку в столовой, на что мы с радостью согласились. Провел по базе, показал достопримечательности. В-полпервого ночи, когда, казалось бы, надо уже лечь да поспать (ранним утром дальше в дорогу), народ начал скапливаться в столовой. Ставить столы, доставать бутылки... Спасибо администратору, увидев это, он поселил нас в своей комнате, где была печка, тепло и уют! Сам он ночевал в столовой, по утру мы узнали, что бутылки, столы и т. д. было до 6 утра!
Такие вот «совхозы»:
«Хайрыкан», место освященное:
Степь с направлениями:
«Направление»:
Тут другие «духи»:
Монгольские мотивы:
Перевал:
Так живут тут люди:
Еще перевал. На машине видны следы алкоголя:
Красиво, впереди видна гора в облаке — высшая точка перевала:
Дорога в небо — холодно:
Еще перевал, по-моему, последний:
День 6. «Снежный барс» — Абаза — Абакан — Красноярск.
Дальше утро, трасса. Красота, хотение спать, перевалы и перевальчики, крутые серпантины. Абаза — Абакан — Красноярск...
Один случай дал нашему организму адреналина и окончательно разбудил. По всей дороге так или иначе встречали стада домашних животных, все предсказуемо и понятно. Ближе уже к Абакану обочина была достаточно высокой. Я начал обгонять Ниву на километрах так 160 в час. В самой «точке» обгона на дорогу из-под обочины поднялся бычок, метрах в 70-100 впереди! У меня уже начали в глазах мельтешить картинки с кучей говяжьего мяса, фарша, покореженного железа... Т.к. с такой скорости и на такой дистанции было нереально остановиться. Я начал экстремальное торможение и... успокоился я только тогда, когда бычок на полосе Нивы повернул голову в нашу сторону и стал пялиться в нашу сторону. Понятно, что в ближайшую секунду он будет занят этим делом, и я быстро проскочил по своей полосе. Нива ехала не настолько быстро и спокойно оттормозилась. Мораль: будьте всегда осторожны и собранны!
Красноярск нас ждал гостиницей без горячей воды...
День 7. Красноярск — Кемерово — Новосибирск.
Все предсказуемо, все радовало! Было в планах заночевать в Кемерово, но чем ближе мы подъезжали, тем больше понимали, что те оставшиеся 260 км и близость дома для нас не помеха. Вернусь к плакату «Доехал?! Поблагодари бога». На въезде в Кемерово с этой стороны встретили тот же плакат. Чуть дальше намек о денежной благодарности в ближайшей церкви (часовне?), где так же говорилось, что «благодарности» принимаются теперь и «круглосуточно»! Нас расстроил несколько смысл данного...
Дальше заезд к Ирининым родителям, и дорога в Новосибирск. Где-то в районе Болотного с неба на нас посмотрел «глаз», он был для нас неким чудом и вверял уверенность и хорошее настроение.
За километров 70 до Новосибирска началась пробка, такая непривычная для нас после стольких километров дороги, где машины если и присутствовали, то совершенно не мешали. Тут же были и обгоны грузовиков в темное время суток на поворотах по встречке, по которой в это время двигались другие участники движения на встречу и т. д. и т. п.
Мы ехали обратно в цивилизацию, хаос, переполненный город — мы ехали домой!
А это «глаз»:
P.S.
На отзыв сподвигло описание поездки «Поездка на Toyota Land Cruiser по Тыве, Хакасии, Алтаю, Кузбассу, Красноярскому краю».
Машина Honda Fit зарекомендовала себя очень надежной, хорошей машиной. С хорошей управляемостью, хорошей динамикой. Слышал что FITы с 1,3 литрами не динамичны, т.к. там стоит двигатель не VTEC, с 1,5 литрами машина очень хороша!
За поездку пройдено около 4 000 км.
Потрачено на бензин 4 000 руб.
Ничего не сломалось!
Про «духов» — не верил в эти дела, но обстановка и обстоятельства не позволили остаться при своем мнении. Спасибо им!
Перед поездкой долго думали, с кем и как ехать. Решились на этот отчаянный шаг поехать вдвоем. Скажу — нисколько не пожалели! Если хочешь путешествовать, не находи кучу отговорок, бери своего любимого человека, садись и едь!
Отдельное большое спасибо моей супруге Иринке!