|
Всем читателям портала Drom.ru приятного дня! После прошлой поездки на Алтай прошло чуть больше полугода, но голова не давала покоя мне, ведь скоро снова лето и надо искать новые маршруты!
Дата совершения трипа: июль-август 2010 г.
Так я снова себе очеркивал места, которые я бы хотел посетить, некую сказку в горах Алтая, выбирал места, манила вот эта фотография, найденная на просторах тырнета.
Место это неподалёку от горы Белуха. Но ситуация была интересная, супруга была в положении, и далёкие походы от транспорта были противопоказаны.
Я думал, что мы останемся на базе снизу, а всю остальную команду отправим гулять и смотреть на эти красивейшие места :).
Но что-то так не срасталось, я искал другие места, доступные с транспорта, и так были найдены отчёты с Мультинских озёр, найдены свидетельства, что на автомобиле (УАЗе) туда забрасывают, каких-то два часа пути... собственно, всё решено, тоже красиво, тоже диковинка, место не заезженное туристами.
Дальше подготовка. Мультинские озёра находятся в приграничной территории, куда надо оформить пропуска, а если идти на верхнее озеро, то ещё и дополнительный пропуск как в особую зону заповедника...
Вот тут были найдены бланки на пропуск. С прошлого путешествия многое произошло, многое поменялось в моей жизни, в том числе и верный конь, на тот момент я был обладателем Toyota Mark II 2002 года.
Перед поездкой пробег по одометру приближался к 100 тыс. км (ха-ха наивный я, спасибо форуму Drom.ru, нашли аукционник по номеру кузова, настоящий пробег при замене ремня был 150), поэтому менял ГРМ, собственно, и всё, машина готова :).
В голове маршрут был от и до, все деревни, все повороты, перевалы..., также довольно просто среди друзей собралась компания ещё из одного авто (Subaru Legacy года 2001-2002 на мехле).
Старт!
Договорились со вторым экипажем, что часов в 4-5 выезжаем, чтоб по утру проскочить федералку (Красноярск—Кемерово) и до темна приехать в первое место ночёвки (перед с. Манжерок).
Приехали мы к Сане (водитель «Субару») и тут мы узнаём, что он за час до нашего приезда уехал, сказал, скоро будет, вот так и ждали мы до 7-8 часов :).
Дорога была уже знакома, и мы в предвкушении путешествия летели на всех парах...
Доехали до уже привычного места ночёвки, кстати, ровно год назад мы и были на том же самом месте.
1 300 км за спиной, немного живности собралось на бампере.
Панорамка с места ночёвки.
Было чертовски приятно оказаться на берегу Катуни. :)
Приятнейшая ночёвка, ведь полгода только и мечтал снова оказаться тут :). А кто-то так мусор тут и оставляет, хотя до ближайшей урны ехать пару километров. Культура отдыха у народ ещё пока не «прокачана» :(.
Встали, собрались и полетели дальше, перевал Семинский пройден, чуть дальше за ним перед с. Туэкта нам надо свернуть на Усть-Кан, далее на Усть-Кокса.
Дорога — местами асфальт, местами грунт, пара перевалов, достаточно красивых, и поля со степями, прямо как в Хакасии, недалеко от Усть-Коксы проходим пограничный контроль.
Тов. майор был очень рад тому, что заявление (ходатайство) у нас уже заполнено, и мы быстренько проскочили дальше.
Дальше цель была пос. Мульта и за ней Маральник. Дорога сложная, устали сильно, вот она, база «Кедровая опушка», с который мы хотели совершить старт в горы, база хорошая есть кухня и душ! (180 руб. с человека, но бойлер литров на 70-90, человек на всемь за раз хватает), администратор Арина :).
Седан, в который вошли все необходимые вещи :).
С дороги устали, и спросили у Арины, есть ли приют для нас, и он нашёлся, Аил!
С печкой и крайне низким порогом входной двери… :) Даже затопили печку на радостях, было прохладно (хе-хе, мы только догадывались, что этот холод спускается с тех самых озёр и гор, куда мы собрались). в цену Аила входила кухня + бесплатный душ. Цена на человека, могу и ошибиться, в районе 400-500 рублей с человека (при учете, что душ отдельно 180 то не дорого :).
После разливания горячего чая и не только, пошли к замеченным УАЗам и ГАЗ-66 на разведку, мол, завтра хотим стартануть в горы!
Точно не помню, но за дорогу туда мы отдали на шестерых человек около 10 тыс. руб.
Наутро собрали вещи подошли к транспорту, и тут предстаёт перед нами транспорт, ГАЗ-66 с лебёдкой, который не очень-то хотел заводится... Загрузились мы в него и начался аттракцион! Столько впечатлений, столько страхов. :)
Путь через маральник, вон туда мы едем.
Иногда мы, сидя в кузове, касались рукой обочины, таковы были крены, багаж летал по кузову.
Один раз немного забуксовали, но только потому, что водитель не хотел нас выгружать и проезжать это место ходом, берёг нас, как нежный и ценный груз, 66-й сел на мосты, лебёдемся, едем дальше.
Иногда шли пешком, из-за больших кренов нашего транспорта.
Пара бродов и вот спустя два часа страха мы на месте, на каком-то болоте с кучей груза.
Отправляем часть команды на поиск озера и места ночёвки, а я с супругой ждал на багаже..., ждали долго, очень :).
Пока ждали, наблюдали картину, как ОДНА девушка, достаточно хрупкого телосложения подходит к Рюкзаку, тащит его куда-то, возвращается, берёт ещё один и дальше… в общем, она одна с тремя рюкзаками приехала на озёра, вскоре скрылась за горизонтом, а наша команда вернулась и вот с такими глазами (О_О) говорит, что место нашли!
Вещи мы тащили долго и нудно, мне казалось, что место это где-то вон за той сопкой... пакеты рвались о кусты, вещи рассыпались..., но дошли, место и правда хорошее, разбиваем лагерь, пасмурно, холодно, мы по-быстрому пытаемся найти дрова на костёр, но не тут-то было, лес ВЕСЬ вылизан, ни сучка, ни брёвнышка нету! Я читал, что место это особой охранной зоны и костры и лес рубить запрещено, но почему-то в этот день, видимо, от переполнения эмоциями смутно помнил это, и поэтому, чтоб наносить этой хрупкой части света минимальный урон, я нашёл уже мёртвое дерево, но всё ещё стоячие. Свалил его на дровишки, быстро раскидал, все до одной щепки собрал, и принёс на костёр, попутно собирали с соседних мест стоянок дровишки, так и заканчивали день, наутро было солнце небо чистое, но всё равно прохладно.
Чистейшая вода.
Часть нашей группы пошла к Шумам и к верхнему озеру.
А я с супругой остались на «базе».
Группа наша дошла до Шумов.
Взгляд в сторону лагеря.
Взгляд вдаль.
Дальше, наверное моя ошибка в планировании маршрута, я ведь про всё это читал, читал про то, что шумы надо перейти, там будет избушка Егерей, там выписываются доп пропуска на поход к дальним озёрам, но упустил я момент рассказать эту историю ребятам :(
Группа пошла дальше вдоль того же берега.
Дошла до второго озера.
Дальше видна развилка, в правой части Третье мультинское озеро.
Идём дальше.
Прошли второе озеро, взгляд в сторону лагеря.
В итоге упёрлись в глухое болото, кстати на этой фото виднеется избушка егерей, вот мимо неё и проходит тропа, ведущая к ледникам и верхним озёрам.
Разворачиваемся, идём обратно.
А я, во время похода нашей группы, сходил на разведку к егерям, на что они удивлённо спросили, мол, а почему мы вас не заметили? И как вы тут переночевали без дров? Вот тут-то я вспомнил, что лес рубить тут запрещено, а егерям можно всё, хотя уважаю я их труд, не каждый сможет месяц жить в такой тайге... для вида прикупил охапку дров (50 руб. по-моему за сколько за раз унести можешь, но я-то парень деревенский, дрова колол с самого детства и таскал тоже, поэтому унёс явно 2-3 нормы :).
Потом мы приготовили вкуснейший плов из марала (теперь-то мы умные, мы сначала его сварили, слили воду и на второй раз уже варили на плов, мясо купили на базе).
Опыты моего сибирского детства подсказывали, если небо ясное, то ночью тепло нафиг улетает, и к вечеру начало холодать ДА ТАК, Катя ещё до вечера начала попискивать о том, что не может согреться, хотя все тёплые вещи были уже надеты :(.
(Вот тут то и был мой коварный просчёт в организации поездки, все вокруг ходили в тёплых куртках и шапках, а у нас только тёплые кофты.)
Темнело, холодало, чай остывал очень быстро, а ночь приближалась... На общем совете предложил дам поселить в домик егерей (по-моему по 500 руб. с души).
Домик этот специально для туристов, там просто нары и печка, на нары человек шесть поместится..., а сами немного пожгли фаеры и поплыли спать.
При сжигании фаеров ни одно существо не пострадало, кроме как использованной банки тушенки и подсолнечного масла.
Мне спать было довольно сложно, хоть и на спальнике написано, что комфорт 0-5 (забыл я точно), но сам в тепле, а дышу ледяным воздухом, напрягало немного, к ночи холод начал подкрадываться всё ближе к костям, страшно хотел выйти по нужде, но в холод не хотелось выходить из спальника, но… вышел, не надевая кроссовок, вышел и АФИГЕЛ, постоял, делал дела и попутно офигевал от увиденного, столько звёзд я не видел давно, наверное со времён северного детства, и помимо всего, эти звёзды полностью и чётко отражались в озере, ещё след луны добавлял красок ночному пейзажу, звёзды были ТАК близко, хотел было подойди к Андрею и разбудить, — мол, кончай спать тащи фотик, смотри чо! — но разум брал своё, хотелось быстро вернуться в свой спальник. Утром проснулся часов в 8, пошёл к дамам, они печку протопили, трубу не закрыли и не подложили дров, хотя дрова были, у них было тепло, но они говорили, что замёрзли, не знали они, что было на улице…
Вечером на совете мужчин племени было решено вернуться на базу т. к. без тёплой одежды нам сложно будет пережить ещё более холодную ночь, мы собрались, полетели к месту разгрузки, на этот раз всё перенесли за один раз.
Но погода была в тот день супер.
У нас был вот такой утренний пейзаж, рядом была группа велосипедистов, они с некого велосипедного форума, с разных городов толпой человек в 20 приехали сюда на великах :).
Прозрачная вода, очень.
Мы все в сборе отправляемся на базу.
Скамейка для созерцания.
Облака цеплялись за вершины холмов.
Рассчитался с егерями за пребывание в этом месте, сбор с человека, по моему 100 руб. в сутки, чек зря не попросил, хотя, может, и не зря, может, у егерей зарплата шесть тысяч в месяц, а я тут ещё копейки эти в карман государству потащу, которое распилит да всё равно разворует на покупки новых BMW и меринов для гоаппарата :).
С этим и ждали транспорта обратно, он приехал, привёз свежую кровь, тех, кто ходит на дневную экскурсию до шумов и обратно.
Дорога обратно — это было что-то, Катя сидела в кабине, и, когда мы только выехали, то водителю позвонила любимая, он ей клялся, что через полчаса будет уже подъезжает к базе! Дальше, когда народ начал на кочках сам выгружаться из кузова, особенно те, кто сидел ближе к хвосту, начали требовать остановки, ибо тошнило половину… дорога обратно была в районе часа двадцати!
Приехали на базу, долго выгружали вещи, вот зря не сфотали ту кучу вещей, получилась гора огромная! Мы проверили, что ничего не забыли, народ вокруг хихикал, мол, туристы..., на что мы громко спросили: «Мужики, а баян-то куда дели?», подогнали машины, сгрузили всё, сбегали в душ.
Вот, что обязательно надо делать в пути, настолько освежает жизнь! Как будто и не тащил ты этот груз, как будто ты не проехал эти 1 600 км в одну сторону! И готов проехать сегодня ещё столько же...
Погрузились в авто, и поехали, в прошлом году в Селе Дамлак, я купил мёда с пасеки, мёд был вкуснейший, и на этот раз я хотел купить мёда (литров 30 всего) начался поиск пасечников... в посёлке Мульта в магазине спросили, у кого можно купить мёда, сказали, ааа… тебе нужен дед по фамилии Москвитин, ну, всё еду, узнаю, показывают, вот это тот дом! Я иду, стучусь, выходит дед, говорю: «Отец! Продай мёда». Он говорит: «Э, сынок тебе надо к моему брату, у меня нету пчёл, брат вооооон тааааам живёт». Едем к его брату, выходит дед с бородой, но в себе, говорит, не продам вам мёд! Ну, я думаю, горе мне, он говорит, у меня есть ещё один брат, я говорю, так я только от вашего брата! Да нет, говорит, у меня есть ещё один! Живёт возле школы! Едем в поисках школы, но находим, покупаем мёда и белого, и обычного.
В деревне нищета полная, народ в фуфайках и шапках ушанках, у деда руки затряслись, когда деньги за мёд в руках держал.
Всё, дорога назад, за Усть-Коксой заночевали где-то на берегу небольшой речки, что впадает в Катунь чуть ниже по течению.
Наутро поехали дальше…
Нас веселили знаки, «Лес» «Поле» и прочие знаки от КО
жаль, что не фотографировали все :).
Загон.
Дальше снова дорога.
Символично, мы же из Красноярска, а Красноярка тоже есть ;).
Также заезжали в «пещеру», пещер там много, поднялись к ней по ступенькам, посмотрели на решетку с замком и поехали обратно, хоть вид был неплохой с этой «горы».
В сторону Мульты.
В сторону Усть-Кокса.
Вот в центре наши машинки, синенькая и серенькая.
Проехали два перевала, дорога гравий/асфальт вперемешку, на гравии картер потерять труда не составит ;).
За нефтебазой решили показать новичкам перевал Чике-Таман. Сфотографировались на старой дороге...
На совете племени я предложил побыть ещё одну ночь в столь замечательном месте, как на слиянии Чуи и Катуни, но большинство захотело вернуться быстрее домой, хотя все мы знали, что ещё потом ещё год будет пылиться в офисах в пыльных и серых городах...
Что ж, повернули назад и полетели до с. Манжерок, еле нашли свободное место, с очень крутым берегом, видимо, пока мы были в горах, тут прошли дожди и весь лес был довольно опасен для проезда на авто, но мы то умные, аккуратно, не замарав колёса, проехали до места, поели и спать, ведь в 5-6 утра ехать в Красноярск..., но ночь не далась нам спокойно, даже было невыносимо :(.
Какие-то нехорошие люди решили проехать там, где мы тихо мирно спали, ну и сели ровно напротив нашей платки, буксовали, матерились, копались, потом ждали джЫп друзей, джип приехал, но вытащить не мог..., хотя по звуку был дизиляка, который не глушился всю ночь, вонял под носом, и гудел как трактор :(.
Утром, выйдя посмотреть, что к чему, была картина маслом, стоял «Сурф», весь в грязи по уши и рядом «мосич 2141» (или что-то подобное), мосич закопался так, что «Сурф» его сдёрнуть не мог, ночью, пока шла эта вся борьба, я только и слышал, как вот вот нашу палатку кто-то раздавит... и как они обсуждали, мол, а как эти-то ребята (говоря про нашу «Баржу» и «Легаси») сюда заехали! А вот так, блин! Смотреть надо, куда едешь и не притормаживать посреди лужи.
Ночь была плохой, в 5 утра мы уже ехали обратно, в одной из деревень за знаком «40» антирадар подал признаки жизни, сбрасываем скорость, катимся по пустейшей дороги 40 км/час и тут самый бдитель порядка из-за остановки ТАК удивлённо смотрел на нас. Как будто видел, как самые злостные наркоторговцы уходили от него...
ГИБДД
На обратном пути между Барнаулом и Белово второй экипаж вырвался вперёд, ехал на почти пустом баке (опять стратегический просчет на дороге всего три заправки, а 300 км 2 на выездах, одна по центру) и на радостях, завидев заправку и разметку вроде похожую на «Капельку», начал сворачивать на заправку, но «капелька» была не простая, а Золотая, золотая для инспекторов, сидящих в ВАЗ-2106 напротив этой самой «капельки», «капелька» была как «капелька», но вот разрыва в ней не было, была всё та же сплошная... Хотя есть и уширение дороги, и все предпосылки для такого действа, как отдельная полоса к свороту...
С горем пополам отмазались от них, потеряв в районе 3,5 Ысяч Ублей...
Едем до конца разметки, разворачиваемся на ууузенькой дороге и едем на заправку... К вечеру были дома.
Японские автомобили хороши! Надёжны, комфортны! Несмотря на возраст и условия эксплуатации, расход получился примерно одинаковым, туда у меня чуть меньше, т.к. ребята на «зубаре» ехали на все деньги, мне с женой в положении это было непозволительно, ехал как пенсионер ;).
Общий пробег туда-обратно вышел всего-то в районе 3 200 км.
Алтайская природа ещё лучше! Уверяю, там стоит побывать ;) и не просто потусить на базах «Бюрюзовая Катунь» и потом гордится тем, что был на Алтае, а то есть прецеденты ;).
Я вот всё больше понимаю, что Алтай видел чуть-чуть и с одного края ;).
Финансов потратили тысяч 30-40 на шесть человек, получили куча впечатлений!
Планы на будущее?
Конечно, они есть, сильно стал присматриваться ко второму автомобилю в семью, что-то вроде «Сурфа», «Прадо», «Патрола» и т.п., чтоб немного расширить географию своего пребывания, посетить плато Укок, и проехать вдоль границы с Монголией до республики Тыва (а может прямо из Тыва на Алтай). А тут дальше меня сильно потянуло в Узбекистан, если найду компанию, поедем и на «Марке» :), «Сурф» подождёт.
Также, надеюсь, что получится посетить то озеро с первой картинки и посмотреть на г. Белуха.
Что можно было ещё посмотреть?
Как всегда, уже после посещения этих мест, подробнее начинаешь читать, о том, что есть в округе, что ещё можно посмотреть где побывать.
Например, Красная Гора недалеко от Усть-Кокса (тут есть немного фотографий)
Ещё могли посетить Музей Рериха, но почему-то не сделали этого :), но будет повод вернуться :).
Всем удачи на дорогах!
P.S. Ах да, ещё не пропадать же лету, 2011 года, и мы махнули на Ергаки, на Drom.ru очень мало информации по этому месту, но постараюсь написать подробнее, фотки для затравки.
Вот тот пик, что слева, нам туда :).
Внимательный читатель найдёт тут три группы, поднимающихся туристов и тропу.
Очень внимательный читатель обнаружит цветные точки у подножья перевала, что хотят подняться на перевал.
Опытный турист тут сможет найти перевал.
Левее пика бугорок — вот возле него и проходит перевал.
Удачи и терпения на дорогах ещё раз!
Сергей (odmin4eg на форуме).