|
Сразу хочу предупредить, что в этой части тоже будут фото соборов и храмов, не так много, но будут. И ещё, это просто отчёт о путешествии, а не художественное произведение. Высокохудожественные произведения, прозу, а так же стихи выкладывают на других сайтах. А здесь именно отчёты об автопутешествиях, о том, чем люди хотят поделиться с другими, пусть и немного коряво и не всегда, может, и интересно, но он старался. И фотографии он размещает те и в том количестве, что считает нужным. А критиковать всегда легче, чем взять и самому написать, сделать интересные фотографии, заинтересовать теми местами, где ты был. А неинтересно, да куда проще, взять и закрыть эту страницу и найти, что тебе интересно. Всем невозможно угодить. Ладно бы критиковать книгу, что ты купил, потратил свои кровные, а она не оправдала твои надежды. Здесь же ты ничего не затратил, только раз-другой кликнул мышкой. Вот такое получилось отступление.
23 июля. Выезжаем в сторону града Петра, а проехать-то всего 230 км. Жить будем в гостинице «Охтинская», где у нас забронирован номер с видом на Большеохтинский мост по нашей просьбе (оказывается, и такое возможно на сайте booking.com).
К вечеру погода испортилась, но как усидеть в номере, если ты уже в таком красивом городе как Санкт-Петербург. И мы едем в центр.
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он неприятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. (Николай Гоголь «Невский проспект»).
Покатались по вечернему дождливому Петербургу и вернулись в отель. В интернете посмотрел, во сколько разводят мост, что виден из окна, строительство которого начато в 1909 году и первоначально он назывался «Мост Императора Петра Великого», в 1911 году мост был открыт. После революции мост переименован сначала в БольшеохтЕнский, затем в 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии в БольшеохтИнский. Первые ремонтные работы благодаря высокому качеству строительства потребовались только в 1971 году.
Поставил будильник на 1:50 ночи, и легли спать. Ну как пропустить разведение моста, тем более никуда не надо ехать, только прильнуть к окну и наслаждайся красотой ажурного моста, подсвеченного огнями.
Ну, а теперь можно и спокойно уснуть, завтрашний день обещает быть ещё более насыщенным.
24 июля. Завтрак, «шведский стол» в отеле, и мы едем в сторону Петергофа. Выехали на платный участок ЗСД, там покрутились по развязкам, как-то непонятно и выехали на КАД Санкт-Петербурга.
Въезд платный, но что-то совсем недорого. Если не ошибаюсь, то один раз заплатили 30 руб., а второй раз 80 руб. Это нас Навител так поводил, бывают у него закидоны. Не раз было такое впечатление, что он проводил экскурсию по городу. Я не о Санкт-Петербурге, а про работу навигатора. Но с современными развязками, иногда очень путанными, и не только в России, очень трудно, даже невозможно обойтись без навигатора. Ещё я скачал на планшет программу MAPS.ME, и мне она очень понравилась, прекрасная карта, чтоб не забивать планшет ненужным, скачиваешь только те области, что пригодятся тебе. Кроме того в ней много дополнительной информации, но как навигатор она только прокладывает маршрут и показывает стрелочкой, где ты находишься. Может работать как со спутниками, так и с интернетом или в режиме офлайн, показывая, ту информацию, что заранее скачал. В помощь к навигатору с навителом, очень полезная программа.
Быстро долетели до Петергофа, но в самом городе навигатор завёл куда-то в жилую зону, где одни коттеджи. Хотя я «вбивал» в него адрес платной стоянки около самого входа в нижний парк. Пришлось уже самому поработать навигатором и вспомнить, как я перед поездкой рассматривал карту улиц Петергофа, выискивая удобное место для парковки. Даже на каком-то сайте прочитал обращение жителей Петергофа к автотуристам, чтоб не бросали машины, где придётся и в самых неожиданных местах. Платная стоянка оказалась почти пустая и даже бесплатная. Так мне сказал мужчина, продающий карты Петергофа, что именно сегодня парковка даром. Пройдя через торговавшие сувенирами палатки, вспомнили, что забыли взять с собой питьевую воду, в кафе цена самой маленькой бутылочки BonAqua — 120 руб. Однако и цены у них. В сам парк мы попали как раз к самому запуску фонтанов.
Время 10:55, народ в ожидании включения фонтанов.
Слева внизу я увидел экскурсионный электромобиль. И это меня порадовало, хоть и дорого, 700 руб. с человека, но зато у меня есть возможность увидеть весь нижний парк Петергофа.
Марлинский пруд и дворец Марли.
А народ всё толкался у фонтанов.
Высадили нас в другой части парка, у фонтана Шахматная гора.
На небе, то ярко светило солнце, то находили тучи, и шёл дождь.
Первый встретившийся нам каменный лев Санкт-Петербурга. Иришка, наверное, ему хотела сказать,
что мы будем ещё не раз обращаться к теме львов.
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» является самым крупным и мощным фонтаном Большого каскада. Струя воды из его водомета достигает в высоту почти 21 метр. Фонтан появился в Петергофе в 1735 году в честь 25-летнего юбилея победы в Полтавской битве русских войск над шведскими.
Счастливая…, всё же забралась на парапет.
Очередь за билетами в Большой Дворец была довольно длинная, и мы не стали стоять, а поехали в Кронштадт. На парковке было довольно много машин.
КАД к острову Кронштадт идёт то над Финским заливом, то ныряет в туннель.
Едешь по туннелю, а в голове, это сколько же тонн воды над тобой и какая глубина, ведь надо, чтоб проходили морские суда. Но тут ты вырываешься наверх, и такие мысли тебя покидают. И ты снова наслаждаешь скоростью и хорошей дорогой.
В Кронштадте мне хотелось увидеть и побывать внутри Морского собора.
В конце XIX века в Кронштадте, на Якорной площади, было решено построить Морской собор, который стал бы достойным памятником морякам, погибшим на Российском флоте. 10 июня 1913 г. состоялось торжественное освящение Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца. В плане собор повторяет храм св. Софии в Константинополе с несколько измененными пропорциями. Длина здания — 83,2 м, ширина — 64 м, высота с крестом — 70,6 м, диаметр купола — 26,7 м.
Внутренняя отделка собора, выполненная в «византийском стиле», отличалась богатством, тонким вкусом и высоким качеством. Оформление интерьера связано с морской тематикой — изображение деталей кораблей, рыб, морских чудовищ. Пол выложен мозаикой из мелкого разноцветного мрамора с рисунками судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб. На внутренних стенах галереи нижнего яруса были закреплены 130 памятных досок из черного мрамора с именами погибших моряков и 20 досок из белого мрамора с именами погибших священников кораблей. Два яруса галерей поддерживались колоннами из искусственного мрамора. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями.
Когда я готовился к поездке, смотрел, читал, находил что было бы интересно увидеть нам, я не думал, что в реальности собор такой огромный.
В начале 30-х годов в здании Морского собора открыли кинотеатр имени Максима Горького, а часть помещений стала использоваться под склады. С куполов храма сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри была закрашена. Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В южной части Якорной площади возвышается памятник великому русскому флотоводцу, ученому, главному командиру Кронштадтского порта С.О. Макарову, открытый в июле 1913 года.
В воскресенье, 26 июля, был день ВМФ, я думал, будет парад кораблей, а в Неву просто загнали всего два корабля и подлодку, и поставили их на якоре. А по набережной прошли какие-то части, митинг, народу было много, но ничего интересного.
И тогда решили пойти в Исаакиевский собор. На сайте читал, что у них есть возможность поднимать на смотровую площадку инвалидов на колясках. Звоню. Так и так, я хоть и не в коляске, но сам не смогу подняться на смотровую площадку. В ответ — нет, мы поднимаем только тех, кто в кресле-коляске. В сердцах бросил трубку, ладно, думаю, хоть внутри посмотрю, а Иришке купим билет, и она одна поднимется и пофотографирует с высоты Исаакиевского собора.
Купили билеты, два внутрь и один на смотровую площадку. Проходим через магнитные ворота, и меня как будто что толкнуло, я обратился к одному из охранников или менеджеров, не знаю, как правильно, с возмущённой тирадой, что вот хотел бы увидеть красоты Питера с высоты собора, но не могу самостоятельно подняться по ступенькам на такую высь. Он внял моей просьбе и сразу куда-то стал звонить. А потом спрашивает, вы на нашем кресле-коляске поедете? Конечно, мне же главное всё увидеть своими глазами. Тогда идите пока осматривайте сам собор, а я приготовлю коляску и вас приглашу.
Как входишь в собор, тебе предлагают или самому всё осматривать или отойти в сторонку и подождать, пока соберётся группа и экскурсовод поведёт (бесплатно) и всё расскажет. Группа собирается очень быстро.
В Петербург Огюст Монферран приехал в 1816 году, почти сразу же получил звание придворного архитектора. Французский зодчий сразу же принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора. На конкурсе архитектор представил сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях, император остановил свой выбор на пятиглавом, в классическом стиле. Проект Монферрана был утверждён 20 февраля 1818 года. С этого времени строительство Исаакиевского собора стало делом всей оставшейся жизни архитектора. Из сорока одного года, прожитого в России, сорок лет он посвятил этому храму.
Из-за необычайно долгого строительства Исаакиевского собора в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. «Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства».— «То-то он так долго строит». Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства храма.
Дальше нам дослушать экскурсовода не дал молодой человек, сказав, что всё готово и можно подниматься наверх.
Оказывается, для тех, кто в коляске, построена вокруг купола своя смотровая площадка, которая находится немного ниже той, на которую поднимаются все остальные. И туда поднимают на специальном открытом лифте. И поэтому с коляски мне не разрешили вставать, а мне это только и на руку. Меня возят, аудиогид рассказывает о красотах Санкт-Петербурга, а мне только и остаётся фотографировать эту красоту.
Вид ресторана «Мансарда», как-то не очень вписывается в облик старого города.
Затем нас спустили на той же специальной лифтовой площадке вниз. Мы от всего сердца поблагодарили молодого человека и вернулись в собор досматривать красоты Исаакиевского собора.
Сначала иконы для собора писали маслом. Но архитектор Монферран понимал, что в таком огромном сооружении невозможно сохранить постоянную влажность и температуру, и иконы стали переделывать. Выполнять их в технике мозаика.
На выходе из Исаакиевского собора нам предложили покататься на речном трамвае, заманивали скидками. Быть в Санкт-Петербурге и не покататься по его каналам, это нонсенс. Но погода портилась, присылая на телефон СМСки о штормовом предупреждение. Но мы рискнули и, пока сидели и ждали, когда наберутся желающие совершить экскурсию, Иришка сбегала до машины и принесла зонт, тучи ходили хмуро и пугали нас возможностью излить себя дождём.
Дождь больше пугал хмурым небом и был непродолжительным.
Ну, и конечно, как не посетить Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Это и музей, и памятник русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора — 1600 человек.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
На площади ряженные в костюмы петровских времён раскручивают, да так лихо, туристов на фото с ними.
Народу проходит через храм-музей очень много, нет, не верующих, а туристов. И я опять повторюсь и скажу, нет ощущения того, что это храм, это просто музей.
На понедельник с утра у нас запланировано посещение океанариума. Машину оставляем на подземной парковке и спешим в кассы. В понедельник льготным посетителям цена билета 150 руб. Цена обычного билета 500 руб. А если есть возможность, почему не сэкономить.
Фотографировать со вспышкой запрещено, как и в храмах.
Если кто никогда не был в таких музеях, то стоит сходить. Не очень масштабно, но, в общем, интересно.
После посещения океанариума мы просто катались по городу, заехали в несколько храмов, которые Иришка хотела увидеть.
Один из самых больших храмов Санкт-Петербурга, Троице-Измайловский собор был заложен в 1828 году в день Пресвятой Троицы на месте обветшавшей деревянной церкви гвардейского Измайловского полка. В 1886 году перед храмом был воздвигнут монумент «Колонна Славы». Он состоял из нескольких ярусов, образованных из 108 трофейных турецких пушек.
Увы, этот памятник не сохранился. В 1929 году он был преступно уничтожен. И в довершение национального унижения — в январе 1930 г. он был отправлен в переплавку в Германию. Разумеется, и внутри Троицкого собора исчезли установленные там доски из белого мрамора с именами павших офицеров. Осенью 2005 года состоялось торжество освящения восстановленного памятника.
А теперь даже фонарные столбы стилизованы под пушки.
Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления.
Собор строился с 1753 по 1762 год. Место для строительства собора было выбрано не случайно — в 18-м веке эта территория принадлежала плацу Морского полкового двора.
И завершили этот день посещением Смольного собора, а то из окна отеля видели его не раз и днём, и поздно вечером. Отель как раз расположен на другом берегу Невы, напротив собора.
Вот и решили посмотреть на него со всех сторон, а не только из окна.
Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря.
Я остался в машине, а Иришка не удержалась и поднялась на смотровую площадку колокольни Смольного собора.
Большеохтинский мост попал в кадр, а наш отель нет.
День за днём пролетал незаметно. Когда приехали, думали, мы будем в Питере целую неделю, а эта неделя пролетела стремительно и уже через день нам уезжать.
А у нас была ещё не совсем выполнена одна задумка. Как-то, читая один из отчётов на сайте, я увидел, как мужчина, путешествуя по Бельгии, приехал в город Брюгге и ездил по местам съёмок фильма ««Отсидеться в Брюгге». Мне эта идея понравилась, и сразу вспомнился фильм «Невероятные приключения итальянцев в России». Почему бы нам не найти те места, что мелькают в фильме. Я скачал фильм и на интересных местах нажимал паузу и делал Print Screen монитора, потом находил на карте эти места, выписывал адреса.
Вот что из этого получилось.
Это место оказалось совсем недалеко от нашего отеля на Свердловской набережной, 40. Но чтоб сфотографировать меня, нужно было перелезть через эту металлическую ограду, с чем Иришка прекрасно справилась, хоть я и отговаривал её. Там за забором был какой-то совсем нежилого вида дом, и нас никто не прогнал.
Это место на набережной реки Фонтанка, 34 я долго не мог найти, я же не знал, что львов на самом деле на этом месте никогда и не было, а в фильме они бутафорские.
Грифоны на банковском мосту известны всем, и мы их легко нашли.
Тут, где в фильме театр, а в реальности Академическая Капелла, тоже никогда не было львов.
На площади у Смольного собора тоже не оказалось львов. Кое-что не удалось снять. У Московского вокзала, где сквер с памятником Льву Толстому по фильму (его тоже нет в реальности) очень интенсивное движение, площадь, как мне показалось, одна из самых загруженных в городе и сфотографировать Невский проспект, с более-менее похожего ракурса на тот, когда они взорвали старый дом, у нас не получилось.
Совсем рядом и Певческий мост, с которого топили Азарио Агро в телефонной будке.
И тут нет львов, может, как раз после того, как их побросал в реку Азарио Агро, выискивая сокровища под ними.
У колоннады Казанского собора.
Биржевый мост. Тут мы были вечером, а на разведённый мост нас бы никто не пустил.
Клад найден, но у него есть настоящий лев, который охранял его, и он пытается догнать похитителей.
У сфинкса мы были так же поздно вечером.
Улица зодчего Росси.
С этим место тоже было интересно, тут надо было влезть на стену Петропавловской крепости, вот на этот выступ справа, чтоб, как и в кадре, хоть немного совпал ракурс. В это время с той стороны вышел покурить молодой человек, и мы его попросили меня сфотографировать. А потом он рассказал, что ещё можно увидеть интересного в Питере и где лучше парковаться.
Вот так мы устроили себе экскурсию по местам съёмок фильма известного режиссёра Эльдара Рязанова. Вспомнились большие матрёшки, в которых прятались герои из фильма, а сейчас сувенирные лавки и Питера и Москвы забиты маленькими матрёшками, произведёнными в Китае. И самое смешное, покупают их тоже китайцы, как сувениры из России.
Я не упоминаю конкретные даты, в Санкт-Петербурге мы жили неделю с 23 по 30 июля, в один из этих дней мы поехали в Петропавловскую крепость. Подъехав, выискиваю место, где бы поближе и, не нарушая, приткнуть свою машину. Видим через деревянный горбатый мост на остров проезжают экскурсионные автобусы, Иришка пошла узнать, а нельзя ли и нам проехать. Оказывается, можно, раз есть соответствующий знак на лобовом стекле.
Проезжаем и паркуемся почти на территории самой крепости. Народ уже вовсю гуляет по Петропавловке, но ещё не так много. Ещё не все автобусы с толпами туристов подъехали.
С истории создания Петропавловской крепости начинается история Санкт-Петербурга. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться, вот Пётр и заложил крепость на острове Заячьем.
Центром Петропавловской крепости является собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём.
Иришка и тут не удержалась и решила подняться на колокольню.
На колокольне собрана самая богатая в мире коллекция колоколов, отлитых голландскими и российскими мастерами. А искусно собранный карильон позволяет превращать колокольный звон в звучные концерты. Посмотреть на Петербург с высоты колокольни можно на специальной смотровой площадке, которую открыли для всеобщего посещения в этом сезоне. Площадка находится на втором ярусе трехъярусной колокольни, на высоте 42 метров.
А я скромно сижу, вон там внизу и жду её, а рядом паркуются инкассаторские машины, наверное, приехали за деньгами на Монетный двор, что на территории Петропавловской крепости.
Как быть у Невы и не намочить в ней ножки.
Ещё мы съездили к Эрмитажу, поискать место для парковки, так как на завтра у нас намечено посещение этого музея. Приехали на Дворцовую площадь, нашли кассу, в которой обменивают ваучер, заказанный через интернет, на билет.
Накатались и вернулись к машине, что ждала на парковке в Петропавловской крепости.
Вечером мы решили посмотреть развод мостов с кораблика.
Приехали в центр, туда, где Медный всадник. Почему туда? Да, наверное, потому что знали, что там есть место, где можно припарковаться. Дождались отправления. Вроде пока ждали, было тепло, а как сели, хоть и дали пледы, но всё же ночь и холодно. Другие кораблики сновали туда-сюда, наш же больше шлёпал на месте, чем двигался по реке. Скопилось много других кораблей, выхлопы, запах сгоревшей солярки, дышать трудно. Открылся Благовещенский мост, затем подошли к Дворцовому.
На Дворцовой набережной видно было много народу.
Потом все корабли куда-то ушли, а наш свернул, похоже, в речку Большая Невка, а там в эту ночь мосты не разводили.
И наш кораблик пошлёпал еле-еле обратно уже по пустой Неве, только носились быстроходные дорогие катера. В общем, нам не понравилось. А потом ещё долго ехали кружным путём к своему отелю, мосты-то разведены. Спать легли только в 4 часа ночи или уже утра.
Утром, сразу после завтрака мы поспешили в Эрмитаж. Сначала хотел поставить машину где-нибудь на набережной Мойки. Но то ли неправильно ввёл адрес в навигатор, то ли он нас привёл не по тому адресу, не могу сказать точно. Но машину мы поставили на ул. Большая Морская, почти у самой арки, что на Дворцовой площади.
К кассам мы подошли в 9:50, в обычные кассы уже была очередь, люди сказали, что стоят с 8 часов, а в ту кассу, где обменивают ваучеры на билеты, мы оказались первыми. Вскорости и в неё выстроилась очередь, хорошо, что мы заранее знали, куда надо подойти.
Мы с перекурами в виде сидения на лавочках, бродили по бесконечным залам Зимнего дворца, наслаждаясь всей той красотой, что там выставлена.
Хвастуля. Она этим хочет сказать, что мы были тут, в Венеции.
И тут, в Дрездене, мы тоже были.
От долгих походов по залам Эрмитажа Иришка сильно устала, что уж говорить обо мне.
Но больше всего меня поразила очередь из желающих попасть в Эрмитаж, когда мы вышли.
Очередь тянется через весь внутренний двор Зимнего дворца.
Выходит на Дворцовую площадь (это сколь же должна быть сильна тяга к искусству, чтоб отстоять такую очередь за билетами, а потом ещё ходить по залам).
И заканчивается очередь за Александровской колонной.
Колонна была воздвигнута в 1834 году в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Колонна, высотой 47,5 метров, не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор и держится только за счет точного расчета и под действием собственной силы тяжести. Общий вес сооружения — 704 тонны.
Вот и пролетела неделя, проведённая нами в Санкт-Петербург, именно пролетела. За эту неделю мы накрутили 694 км. Немало. Правда, раз мы выезжали за город, ездили в Сосновый Бор, там проходил фестиваль авторской песни от РосАтома, в котором принимал участие наш хороший друг Игорь.
А председателем жюри Александр Городницкий.
При разработке маршрута, я намечал выезд и в Выборг, и в Шлиссельбург, и в Старую Ладогу, ничего из этого мы не посетили, просто не хватило времени. Как и на многое другое интересное и в самом городе на Неве и недалеко от него. Так что у нас появилось желание ещё раз в следующем году приехать в так понравившийся нам Санкт-Петербург.
30 июля. Вещи уже в машине, завтрак и в дорогу. Нас ждёт, вернее, мы ждём встречи с Псковом. 308 км и мы на окраине Пскова. Когда мы только въехали в город, Иришка разочарованно как-то — а зачем мы сюда приехали, обычный пригород обычного российского города. Но позже, когда увидели Кремль и храмы Пскова, мы были им очарованы.
Отель «Пушкинъ». Цену точную не помню, но все отели были в пределах + - 2000 руб., только в Санкт-Петербурге мы платили по 3000 руб. за сутки.
Небольшой уютный отель, номер на первом этаже, рядом с рестораном, но сказали, сегодня будний день и в ресторане тихо. Машина рядом под окном.
Едем по городу. Как ни в каком другом городе, я был удивлён вежливостью местных водителей. Пропускают, уступая дорогу, едешь медленно — не сигналят сзади.
Вид на Кремль с главной улицы. Знал, что машину можно припарковать только на правой стороне, напротив Кремля,
но поворот проскочили, поехали дальше.
В стороне от главной улицы Запсковья на тихой Первомайской (Образской) улице стоит церковь с самым странным и непривычным в Пскове названием: «Образская с Жабьей лавицы». «Образская» означает «Спаса Нерукотворного Образа». Деревянная церковь, освящённая во имя Образа Спасителя, была поставлена в 1487 году. Также, как и первоначальная Варлаамская церковь, она была обетной, во спасение от моровой язвы. Точно неизвестно, когда храм перестроили в камне. Зато доподлинно известно, что в старину здесь было болото с «жабами». Через топкое место были переброшены лавы или лавицы, т.е. скреплённые между собой жерди. По такой «жабьей лавице» и определяли местонахождение храма.
Образская церковь — одна из самых невезучих. Еще в 1852 году её решили разобрать «за ветхостью». Однако, наполовину сломав, спохватились, и два года спустя восстановили. Весь ХХ век церковь простояла в запустении. Если прочие псковские храмы сейчас активно восстанавливаются, то в церкви «с Жабьей лавицы» освящён лишь боковой придел. Главный престол закрыт, а за воротами растёт бурьян. Да и внешне она выглядит весьма неухоженной. Вот такая история у этой церкви.
Повернули обратно, в сторону кремля, но с его стороны припарковать машину негде и мы снова проехали мимо, через мост и выехали на Ольгинскую набережную, напротив кремля.
Отсюда открывается прекрасный вид на Кремль.
Но всё же нужно вернуться и попасть в сам Псковский Кремль.
Псковский Кром (Кремль) — самая большая крепость в Европе. В XIV - начале XVI веках кремль вместе с вечевой площадью, собором и клетями был духовным и административный центром Псковской земли. Протяженность его стен 9 километров, но они сохранились не на всей протяжённости. Площадь — 3 гектара. Кром расположен на узком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Сейчас территория кремля объединяет две разновременные части города: детинец с Троицким собором, колокольней, вечевой площадью и Довмонтов город. Гордость русского искусства XVII века — семиярусный иконостас Троицкого собора.
К особо почитаемым святыням храма относятся чудотворные иконы, ковчег с мощами псковских святых и Ольгин крест.
Мы попали в Троицкий собор перед самым закрытием, его готовились прибирать, вход к иконам был уже перекрыт, но нам разрешили пройти. И так получилось, что мы случайно примкнули к небольшой группе, которым женщина проводила экскурсию, всего пять человек. Я понял, что она не профессиональный экскурсовод, а просто любит и хорошо знает историю своего края. Она рассказала, что в 17-ом веке какой-то приезжий француз, насчитал на территории Пскова 150 храмов, церквей и монастырей. В городе бурно развивалась торговля и строительство. В те времена, по своей экономической развитости Псков занимал третье место после Москвы и Новгорода. Но затем, с постройкой Петром I Санкт-Петербурга, жизнь в Пскове уснула. Она рассказывала много интересного, но разве всё упомнишь, а в конце экскурсии она предложила сделать пожертвования на восстановление храма, что мы с удовольствием и сделали.
Мало, очень мало мы были в Пскове, но зато теперь я точно знаю, что ещё хочу приехать в этот красивый старинный город и увидеть и узнать о нём ещё больше.
31 июля. Сегодня нам нужно проехать 632 км до белорусского, нами любимого, города Лида. Где нас уже с нетерпением ждут не только наши родственники, но и накрытый стол с приготовленными цеппелинами и холодником, а так же фирменный торт «Наполеон».
В общем, едем в сторону Белоруссии, дорога одна, не лучшего качества, по одной полосе в каждую сторону. Вся в трещинах и заплатках. Но тут, странное дело, на обочине стали попадаться знаки «Платная дорога А 117», начиная с центра городка с таким милым названием Опочка. Едем, недоумеваем, и где же эта платная дорога. И так 87км и вот он шлагбаум и объявление «пройдите для оплаты проезда по платной дороге». 220 руб. вынь да положь. А на вопрос:
— Где же хорошая дорога, за которую мы должны заплатить?
— А мы только собираемся её строить и собираем деньги на это.
Почти сразу за одним шлагбаумом другой, но это уже граница. Человек в камуфляже без всяких знаков различия окинул нас взглядом и поднял полосатый шлагбаум. Проезжайте. Минуем Полоцк, Глубокое, Ошмяны. Дороги тоже не широкие, но качество покрытия заметно лучше.
Бензин в Белоруссии заметно подорожал, по сравнению с прошлым годом, 41 руб. в пересчёте на российский рубль. И ещё, раньше на заправках принимали и наши рубли, и евро, и доллары, в этом году расчёт только белорусским рублём. И как-то бросилось в глаза, опять же по сравнению с прошлыми годами, на рекламе, на разных надписях, везде как-то стало больше слов на белорусском языке.
Город Гродно. Костел Святого Франциска Ксаверия.
Построен в 1703 г. На освящении костела в 1705 г. присутствовали Август II и Петр I. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой.
В это время в костёле как раз шла служба, и внутреннюю красоту сфотографировать не удалось.
Фото, сделанное в прошлом году.
Иришка примерила на себя эту маленькую машинку, приехавшую из Польши.
2 августа, день ВДВ, как и у нас, маршируют с песнями десантники.
Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь — архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе. Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы.
Сколько раз уже бывал в Белоруссии, а не видел одновременно сразу столько аистов.
Но самое интересное и приятное для нас было, когда мы поехали в ту деревню, где родилась Иришка, и она там встретила односельчан, которые помнят ещё её родителей и как они там бегали совсем маленькими с братьями и сёстрами.
Мы и раньше приезжали в эту небольшую деревню, но никого не встречали, а тут как раз они все вышли к приезду автолавки.
Даже родственников по отцовской линии нашли.
А какой они нас домашней тушёнкой угощали, язык можно проглотить, так вкусно. Если бы такую тушёнку, да в магазинах продавали. Сегодня в супермаркете «Лента» видел банку, на которой написано: Тушёнка кусковая с говядиной по цене 25 руб. Интересно, что же там ещё положили кусками в добавку к говядине?
Интересно, откуда вылетела эта дисковая пила, что вонзилась в камень у дороги.
Машине тоже нужно внимание, и мы в один из дней, что гостили в Белоруссии, съездили в TOYOTA-центр в Минске и сдали машину на ТО.
Там мы встретили с однополчанином моего друга, передали ему небольшую посылку с подарками из Сибири, а он нам провёл небольшую экскурсию по городу. А потом подвёз нас до Комаровского рынка.
Прикупили семечек, как в старые добрые времена.
Ну и как не покататься на такой красивой лошадке.
В этот день было очень жарко, и мы не смогли долго гулять по городу.
Монументально… Памятник Якубу Коласу, народному поэту Белоруссии, был установлен в 1972 году (в ознаменование 90-летия со дня рождения).
Машина готова, заменили масло и фильтры, и мы возвращаемся в Лиду. День пролетел незаметно.
В гостях хорошо, но пора и в обратную дорогу собираться.
7 августа. До Москвы 841 км. Там у нас забронирован последний отель в этом путешествии, гостиница «Алтай», уже проверенная нами по прошлому году. По Белорусскому участку трассы М1 (Е30) ехать одно удовольствие, разрешённая скорость 120 км/ч, трафик небольшой, набрал скорость, включил круиз-контроль, и езжай себе. Когда дорога прекрасного качества и шириной не меньше двух полос в одну сторону, ты так не устаёшь от дальнего пути, не нужно выезжать на встречную полосу для обгона, потому и нет такого напряжения.
Вот и граница. С нами, чтоб поглядеть столицу России, поехала жена брата Иры.
Уже в России случился небольшой казус на дороге. Трасса проходит через городок Ярцево, естественно, ограничение скорости 60км/ч. Еду себе спокойно во втором ряду, город же, в первом ряду, пусть и не много, но тоже идут машины. Музыка негромко играет, вдруг слышу — ГУГУК, гляжу в зеркало, чёрная машина с мигалками уже совсем близко, я, конечно, сразу взял вправо, пропуская. Но впереди-то на взгорке стоят доблестные сотрудники ГИБДД, и один уже бежит навстречу нам и машет своей полосатой палочкой. И давай кричать, да ты, да такой сякой, да не пропустил машину со спецсигналом, да как ты смел. Долго мы с ним перепирались, кто прав, дошло до того, что он обвинил меня, что я не уступлю дорогу даже машинам, мигающим мне фарами и желающими меня обогнать. Но ведь мы ехали по городу, я и не подумал, что кто-то будет лететь, нарушая правила.
Интересно, у нас когда-нибудь всё же запретят ездить чиновникам с мигалками? В итоге он всё же смилостивился и отпустил нас с миром, но осадок остался.
Москва тоже «порадовала», встретила платными участками дороги. Проезжаем Голицыно и вот он, пункт приёма оплаты, отдали 100 руб., проезжаем 10 км и опять пункт оплаты, но уже 150 руб., и это всего за 7 км дороги. Но самое печальное, на другой стороне вижу очередь из автомобилей длиной не меньше 2 километров. Эта очередь на оплату платного участка дороги в 17 км, может, я немного и не точен в определении длины этого участка. Но такой маразм возможен, наверное, только в России, отстоять в очереди полчаса, затем проскочить за 5 минут платный участок дороги.
По МКАДу ехали обычно, то быстро, то медленно, перестраиваясь из ряда в ряд, ну, в общем, как все.
Номер в старой, постройки ещё советского времени, гостинице «Алтай» у нас был заказан полулюкс из двух небольших комнат. Но всё в номере добротно и основательно, на дверях современные замки с ключами-карточками.
Я как чувствовал, что мы там будем не одни. Галя жила с нами на правах «зайца», взяли грех такой на свою душу. Всё равно в другой комнате диван простаивал бы свободным. Наверное, у нас уже вошло в традицию проводить в «Алтай» кого-то тайно, в прошлом году это была наша собачка, маленький пудель Дуняша, её мы проносили в сумке, чтоб никто не видел.
Заселились, перевели дух и поехали посмотреть ночную Москву.
Какой удивительный город Москва, тут даже на деревьях растут замки, и видно многие уже созрели и покраснели. Наверное, по весне эти деревья очень красиво цветут.
Не сразу, но покрутившись, я припарковал машину совсем рядом с Васильевским спуском. И мы увидели Красную площадь ночью, всю в огнях.
И на Красной Площади запрещено кататься на велосипедах, но велосипедистов там полно, сам видел.
Ночь, а народу полно на площади, со всех сторон слышится иностранная речь.
Весь следующий день катались, гуляли по Москве.
Хотелось попасть в Кремль, поехали в сторону Александровского сада, где находятся кассы. Около Боровицкой башни спросил у дежурившего там полицейского, где мне можно было бы поставить машины поближе, чтоб идти было недалеко. Он отправил меня в сторону Манежа, там, естественно, не пустили, но посоветовали заехать на подземную парковку под гостиницей «Москва». Цена кусается, 200 руб. за час, меня пустили, сказав, что мне можно бесплатно, только потом при выезде нужно показать документы об инвалидности.
С парковки мы вышли к Историческому музею и оказались сразу в многолюдной толпе туристов. День был жаркий.
По Александровскому саду, вдоль Кремлёвской стены прошли к кассам. Издали кажется, что кассы пусты, но внутри оказалось народу набито, как селёдок в бочке и очень душно. Давно я не был в Кремле, хотелось пройти по нему, снова увидеть Царь-пушку и Царь-колокол с его отколовшимся куском, и таилась где-то глубоко надежда, что, может, и в Оружейную палату попадём, но стоять в такой очереди, и главное в духоте, оказалось выше наших сил.
Красная площадь— главная и наиболее известная площадь Москвы и России и, наверное, нет такого человека,
кто не знал бы о ней.
Вот, оказывается, как расшифровывается ГУМ.
Давно же я не был в столице, в ГУМе у фонтана уже выросли берёзки.
Поехали в сторону Воробьёвых гор. По пути встретился самый главный храм России. На обратной дороге зашли в него, припарковавшись на платной парковке вдоль улицы. Была суббота, а бесплатно в Москве только по воскресеньям и праздничным дням. Цена вопроса 80 руб. в час, можно с телефона оплачивать, послав СМСку на номер, что указан на парковочном автомате, а можно и карточкой рассчитаться. Акустика в храме обалденная, да и красиво тоже. Но как раз начиналась служба, и фотографировать было нельзя.
А знаете, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
Какой-то неудачный у нас день, и на Воробьёвых горах случился облом.
Почти вся смотровая площадка закрыта вот таким забором, идёт укрепление склона. И куда-то подевались все продавцы сувениров.
В небольшое пространство, что осталось открыто, видно только высотки Москва-сити.
Зато памятник Петру I в Москве работы Зураба Церетели предстал нам во всей красе.
А является ли памятник Петру I в Москве шедевром высокого искусства или наглядным примером уродливого и безвкусного — это потомки рассудят. Например, за 110 лет до строительства этого монумента высотой 98 м, Эйфелева башня в Париже вызывала не меньшее количество споров. И ничего — стала символом города и туристической достопримечательностью.
Время летит быстро, когда ты не ждёшь чего-то или кого-то. И те два дня, что мы были в Москве, пролетели как один миг. Заехали в Новодевичий монастырь, Поклонились могиле Ю. Никулина на Новодевичьем кладбище.
В храм вход платный, только когда идёт служба, пускают бесплатно. Рядом с монастырём, в сквере, кучкуются какие-то секты, стоят кругом и поют песни, угощают друг друга печеньками. Неприятный какой-то осадок оставил Новодевичий монастырь, но это моё субъективное мнение.
Затем мы заехали на Ваганьковское кладбище, вернее, подъехали. Но на территорию тоже пускают машины, но, наверное, только родственников по пропускам. Видел, как заезжали крутые машины. Вот такая могила сразу справа у входа на территории кладбища.
Давно мне хотелось побывать на могиле В. Высоцкого, ведь мы выросли, слушая его песни на катушечных магнитофонах. Не всегда хорошего качества, по много раз перезаписываемых.
Тут же совсем рядом покоится и А. Абдулов и В. Листьев.
И знаменитый футбольный тренер К. Бесков.
А вот совсем скромная могила тоже великого тренера, но по хоккею, В. Тихонова.
Пока катались по Москве, не раз вдалеке мелькали исполины высоток Москва-сити.
Мне захотелось заехать на улицы, где они стоят, и почувствовать, как это среди таких высоких зданий. Но, оказалось, это не возможно, туда пускают только по пропускам, везде дороги перегорожены шлагбаумами.
И нам осталось поглазеть на них только с набережной Москва-реки. У нас же в Томске нет таких.
Пообедали в кафе «Бургер Кинг», очень понравились луковые колечки в кляре. Пообедав, мы поехали в сторону Арбата.
Я специально подгадал так, чтоб в Москву приехать в выходные дни. Нет такого интенсивного движения, везде можно припарковаться, в общем, без проблем.
Вечером в воскресенье мы посадили Галю в автобус, идущий до Минска. На автобусе почти в два раза дешевле, чем на поезде. Ещё в Лиде заранее забронировали билет до Минска. Цены у них, конечно, странные, на сайте написано 1500 руб., а при посадке в автобус водитель, он же и кассир, берёт со всех по-разному, с кого 1700 руб., а с кого и 1900 руб. Ну а почему бы и не брать, они же частники, а желающих уехать на автобусе было много. Посадка происходит не на автовокзале, а в ста метрах от метро Студенческая. А мы вернулись в номер, чтобы с утра выехать уже в сторону дома.
10 августа. Начинается просто перегон машины с нами в сторону Томска. Еще, когда ехали в начале отпуска, мне казалось, обратно будет очень тяжело возвращаться. Нет. Мы наслаждались дорогой, общением друг с другом, музыкой, иногда Иришка смотрела фильмы на планшете, а я только слушал, изредка бросая взгляд на экран, смотрели старые любимые фильмы. Уже далеко от Москвы на трассе мы встретили целую колонну из кемперов с итальянскими номерами, больше 20 штук. Мы долго их обгоняли, потом они нас опередили, так как мы заезжали на заправку, и снова мы их нагоняли, но после Владимира уже они нам не встречались, наверное, повернули на Суздаль. Очередной раз вздохнул грустно, вот бы на чём я хотел путешествовать — это в собственном доме на колёсах.
Не знаю как, но люди пишут, что они едут со скоростью 140 км\ч и выше, а потом, наверное, получают пачками «письма счастья» со штрафами. Где была возможность, я старался ехать на круиз-контроле, включая его на скорости 102-103 км\ч. И нам хорошо, экономичнее, и мотор работает без больших нагрузок. Ночевали под Казанью в отеле «Подкова» у трассы М7, за 1600 руб. прекрасный номер с кондиционером.
А какая у них изумительная по вкусу самса. За день прошли 806 км.
11 августа. Будильник мы никогда не заводили, как проснулись, собрались и поехали, а это было всегда не позже 8 утра. Уфу мы в этот раз прошли по объездной, в прошлом году навигатор нас вёл через город, и сразу вышли на трассу М5, а к вечеру были на Урале, погода не радовала. Дождь, низкая облачность, а потом и туман.
Но главная неприятная неожиданность была впереди, это ремонт трёх мостов. Два из них мы проскочили довольно легко и долго не стояли. Но на третьем мы попали надолго. А дело-то к ночи, и уже всё темнее и темнее.
Простояли больше часа, казалось, навстречу пропускают машин больше. Стало совсем темно, дождь льёт, свет фар встречные машин слепит, отражаясь на мокром стекле, на мокром асфальте и в лужах. К первому отелю, встретившемуся на нашем пути, мы подъехали в час ночи. Мест нет. Во втором нашёлся один свободный номер за 1500 руб. +100 руб. за стоянку. Выдохнули облегчённо и легли спать. Прошли 883 км.
12 августа. Уже традиционно мы доехали и остановились ночевать в гостиничном комплексе «Уют», проехав всего 800 км. Отель проверенный, и мы не стали рисковать и остановились пораньше. Да, чуть не забыл написать. ОТРЕМОНТИРОВАЛИ УЧАСТОК ДОРОГИ ОТ БЕРДЮЖЬЕГО. И когда они только успели, в прошлом году при нас его только ровняли грейдером, а сейчас ровный асфальт. Даже не верится, что там была непролазная грязь, фуры плыли, раскачиваясь, как по волнам.
Но у нас не бывает, чтоб везде хорошо, просто плохой участок дороги сместился в деревню Тушнолобово, фуры продавили асфальт, он весь пошёл ямами и буграми. Теперь будем ждать, когда там отремонтируют. Ну и в Аббатском тоже.
13 августа. Последний рывок в 1100 км до дома. Почему-то он, хоть и самый продолжительный по расстоянию, но и самый лёгкий, трафик совсем небольшой. И около 9 часов вечера мы были уже дома. Обнимались с сыном и радостно прыгающей собачкой Дуняшей.
Общий пробег получился 11800 км. Машина, как всегда, показала себя прекрасно. Мы её порадовали новой обувью, купили в Санкт-Петербурге ей новую летнюю резину. И в Москве чехлы из экокожи. Не просто чехлы на сиденья, а именно к этой модели, потому что во втором ряду в ней три отдельных кресла.
Поедем ли ещё раз на машине? Скорее всего, поедем, потому что не поехать уже не можем, а лететь на самолёте и брать машину в прокат существенно дороже. Опять хотим в Санкт-Петербург, он нас, как и многих, очаровал. Да и много что не успели увидеть. Вот изучаю северный маршрут, чтоб сразу попасть в Кострому, через Пермь и Киров. Может, кто что посоветует, подскажет об этой дороге.