|
Маршрут: Новосибирск—Омск—Ишим—Курган—Челябинск—оз. Тургояк—Златоуст—Урал—Игнатьевская пещера—Уфа—Успенский Георгиевский монастырь—Казань—Аквапарк «Ривьера»—Ленино-Кокушкино—Остров-град Свияжск—Нижний Новгород—Городец—Иваново—Череповец—Тихвин—Старая Ладога—Санкт-Петербург—Кронштадт—Ломоносов—Петергоф—Москва—Сергиев Посад—Троице-Сергиева Лавра—Переславль-Залесский—Ростов Великий—Ярославль—Кострома—Киров—Пермь—Кунгурская пещера—Екатеринбург—Тюмень—Ишим—Омск—Новосибирск.
Автомобиль: Opel Vectra 1.8L РКПП 2007 г.в.
Общий пробег: 9 400 км.
Экипаж: Александр и Наталия.
Даты путешествия: 10.06.2012 — 04.07.2012 г.
Желание отправиться в это не близкое путешествие созрело еще в прошлом году, после поездки в Питер с маленьким заходом в Карелию. Наша страна насколько огромна, что сразу посмотреть всё за один отпуск никак не получится. Много интересных городов, достопримечательностей, да и просто хороших красивых мест тогда остались без внимания. Так что еще в прошлом году затаилась мысль: а не съездить ли еще разок, более глубоко и детально?
До последнего момента не было понятно, дадут мне отпуск или нет. Жена тоже занятая — у неё съемки. Нужно всё как-то согласовать. Но как обычно, всё сложилось в самый последний момент, и весьма удачно! Мне подтвердили отпуск — с 9 июня я свободен, у жены в этот день как раз последний заказ. Готовим фотоаппараты, освобождаем флешки, заряжаем аккумуляторы, отсыпаемся, собираем вещи, технику, продукты… ммм… не забыть термос! Загружаем автомобиль, и в ночь с 10 на 11 июня выезжаем! Наконец-то, вырвались. УРА! Свобода, полная свобода действий и перемещений! Как я люблю эту свободу! Оставили дома всю бытовую суету, дела домашние, дела рабочие, прочие обязанности и даже кошку. Не волнуйтесь, за ней присмотрят! :)
Есть некая прелесть в путешествии одним экипажем. Не нужно никого ждать, не нужно ни под кого подстраиваться, можно быть полностью на своей волне, делать только то, что тебе хочется, ехать в своём ритме, спокойно останавливаться на неограниченное время для фотосетов, спать сколько хочешь и во сколько хочешь, в конце концов.
Автомобиль наш достаточно хорошо подготовлен к путешествиям: радар-детектор, CB-рация, навигация, видеорегистратор, зарядки, инвертор — в общем, всё как положено! С собой брал антифриз, тормозуху, инструмент, кроме запаски еще и дополнительную шину, камеру, набор для ремонта шин, монтажки, проволоку — в прошлый раз очень хорошо пригодилась, в общем, всё, что нужно, кроме масла. Его не успел купить, думал где-нибудь по пути куплю.
Ехали до четырех утра и проехали всего ничего — 400 км, заночевали на трассе в машине, на стоянке для дальнобойщиков. Спали с комфортом, как дома — задние сиденья автомобиля раскладываются, и вместе с багажным отделением получается практически ровный пол. Дальше стелется по периметру десятисантиметровый поролон, сверху коврики-самонадувайки, потом простыня, подушки, одеяла — в общем, удобно. Хороший отдых и правильный сон в длинных перегонах очень важен.
Урал
На следующий день была поставлена цель: постараться доехать до первого чек-поинта — озера Тургояк, что окружено горами Урала. Находится оно в Челябинской области, между городами Миасс и Златоуст. Ехали долго: прошли Новосибирскую, Омскую, Курганскую области, заехали в Челябинскую.
Около Ишима, как обычно, ремонты дорог, пришлось постоять в пробке. Перед Курганом тоже ремонт: дорожники сняли всё асфальтовое полотно и насыпали щебня — и так пару десятков километров. Эти пробки и ремонты дорог достаточно сильно влияют на среднюю скорость в итоге. Дальше был Челябинск, вокруг которого идёт шикарная объездная дорога — ЧКАД. Сам город остался где-то в стороне, его даже не было видно. Выехали на М-5 «Урал». Темнело, усталость набирала обороты, к повороту на оз. Тургояк мы подъехали уже глубокой ночью.
Вооружились навигатором и легендой с описанием проезда, надо найти нужный нам пляж на озере. Поплутав часик, уже почти к рассвету, мы доехали до озера. Ба…! Вот оно! Очень красиво! Нам оно сразу очень понравилось. В тот день мы проехали рекордный для меня суточный километраж — 1400 км, но водительская усталость сразу забылась, и спать уже совсем не хотелось. Потому-то мы и открыли коньячок, по-походному порезали охотничьей колбаски, уселись на берегу и отдыхали от долгого перегона. Любуясь озером, холмами вокруг, лунной дорожкой, жадно вдыхали свежайший воздух, романтика: «Ну!? За Тургояк!». Ставили палатку мы уже на рассвете, и встретив солнце, улеглись спать. На озере мы провели две ночи — это были единственные ночи за всю поездку, когда мы спали в палатке.
Немного об озере: туризм на озере широко развит, на побережье озера находятся несколько пансионатов и баз отдыха. На первом фото снизу почти достроенная новая база «Форелька», к которой я бегал, чтобы поймать Wi-Fi и отправить пару сообщений. А на другом берегу виднеется одноименный поселок Тургояк.
Озеро содержит чистейшую природную воду, по качеству близкую к байкальской. Так что можно смело утверждать, что озеро Тургояк — это второе по чистоте озеро в мире. Пляж, на котором мы стояли — дикий, но платный — 200 рублей с машины, плюс 300 рублей с палатки в сутки — дороговато! Но всё аккуратно, чисто, мусора нет. Места для стоянок оборудованы деревянными столами со скамейками, к деревьям привязаны мусорные мешки.
Возможно, кусающаяся цена за въезд являлась причиной того, что берегу было не так уж и много народу, и это в праздники! С 10 по 12 июня были праздничные выходные. Из отдыхающих, в основном: 45 — Курганская, 74 — Челябинская, и 66/96 — Свердловская области. Забегая вперед, скажу, что 13 числа берег вовсе остался пустой. И это приятно, ибо у нас под Новосибирском в Караканском бору на берегу Обского вдхр. летом ну просто ступить негде — толпы отдыхающих.
Температура воды в озере на глубине составляет 4-8 градусов. Максимально озеро прогревается в августе, у берегов вода может прогреваться до 20-25 градусов. Мы же там оказались 12 июня, и по ощущениям вода была около 15-18 градусов. И если учесть, что температура на улице была около 28-30 градусов — можно было купаться и загорать. Местные говорят, что в безветренную погоду есть комары. Их мы не почувствовали, видимо, присутствовавший ветерок помогал нам в этом вопросе.
На озере около 10-12 островов. Самый большой и самый интересный остров святой Веры. Там найдены следы пребывания доисторических людей — каменные гробницы — Мегалиты. Хотели взять экскурсию по островам, но двигатель на экскурсионном катере сломался. Мы не расстроились по этому поводу, и пошли плюхаться в воду.
В выходные и праздничные дни на озере работает шашлычная. Я заказал шашлычок, а Натали — маринованную скумбрию, приготовленную на углях, очень вкусная! Теперь хотим сами научиться такую делать, может кто подскажет проверенный рецепт? Около пирса есть ларек, а рядом можно купить дрова. Мы купили холодненького пива и взяли катамаран на прокат. А пока катались — подзагорели, отпуск как-никак.
Позже, прогуливаясь по пляжу, я познакомился с компанией отдыхающих из Уфы, среди них была экскурсовод Татьяна. Я расспрашивал, какие еще места можно посетить. Она мне посоветовала заехать к Игнатьевской пещере на реке Сим и в Георгиевский монастырь недалеко от Уфы. Нарисовала мне карту, объяснила, как ехать. Общим собранием нас решено было заехать туда, тем более, что это почти по пути.
Два дня на озере провели с большим удовольствием, захотелось когда-нибудь еще сюда вернуться. Уже дома я придумал некий кольцевой маршрут по двум красивейшим местам Урала, когда-нибудь мы по нему проедем.
Итак, мы отдохнули, набрались сил к дальнейшим перегонам, нас ждут еще великие дела! Поэтому собираем палатку, вещи и в путь! Поехали в сторону Уфы через Златоуст. Наша цель — Игнатьевская пещера. По пути попалось такое красивое кафе на границе Челябинской области и республики Башкортостан.
Спускаясь с Урала, нам предстояло найти Игнатьевскую пещеру по рисованной карандашом карте! «Усть-Катав — Аратское — Серпиевка, а дальше направо вдоль кладбища по полевой дороге примерно 10 км» — такова была легенда, написанная Татьяной. Да не вопрос, едем вдоль кладбища, а потом примерно 10 км, а потом чуть-чуть левее и уже дорога петляет по лесу. Замучился объезжать ямы и деревья на длинном седане с низким клиренсом. Наконец, скорость передвижения сравнялась со скоростью пешехода, и мы пошли пешком. Дорога шла вниз, и кое-где попадались крутые участки, которые на легковом авто я бы все равно не проехал. В итоге — небольшая «пешка», комары, потом небольшой брод, и мы увидели огромный отвесный скальник....
А вот и пещера. «Самая уникальная пещера в Челябинской области», являющаяся вместилищем картинной галереи древних людей эпохи палеолита. Рисунок человека, микролиты, останки животных, пещерные рисунки: лошади, мамонты, носороги, культовые символы — ничего этого мы не увидели в этой пещере, потому что у нас не было мощного фонаря и верёвки. Мы побоялись идти слишком глубоко.
Пройдя глубже в пещеру, мы встретили уже назад идущих людей с мощным фонарем. Спросили у них: «А что же там дальше?». Они ответили, что всё то же самое, что и на том месте, где мы стоим. И мы пошли обратно, а точнее поползли гуськом. Пещера находится на уровне примерно 3-4 этажа. Вход в пещеру оборудован ступеньками.
Спустившись, еще погуляли по окрестностям, пофотали. Мы не пожалели, что заехали и прогулялись — отдохнули от машины, и посмотрели красивое и интересное, загадочное место. Особенно впечатлил высокий отвесный скальник.
А ребята, которых мы встретили, приехали сюда на «Природо-охрановском» ЗИЛе-131 с будкой. Ну и мы к ним напросились, чтобы они нас подвезли обратно, до брошенной в лесу машины.
Вернулись в деревню, потом выехали на М-5, доехали до Уфы, и по рекомендациям Татьяны, едем искать Георгиевский монастырь. Дорога нам эта очень понравилась и запомнилась. Легкие холмы, свежая зелень, цветочные луга — красота!
День заканчивался, а закатное солнце, грозовые облака, туман — навевали некую таинственность и красоту. Дорога сначала представляла собой асфальт, потом гравийку, потом дорога пошла по лесу, где деревья смыкаются сверху над дорогой, образовывая аллею. Сел плотный туман — практически ничего не было видно. Выезжаем из леса, и вдруг, на холме лишь купола с крестами торчат из тумана! Подъезжаем ближе, и вот он, монастырь — во всей красе!
Время позднее, братия уже отправились на покой. Недавно прошел дождь, только звук чирикающих птичек и падающих с деревьев капелек. Тишина и полное спокойствие.
Современное название монастыря — Успенский Свято-георгиевский мужской монастырь, так же он называется «Святые Кустики» — сплетение трёх берёз и двух ив. В этом месте было явление — «появился святой старец в блестящих золотых ризах с крестом в руках под звон невидимых колоколов».
Около монастыря есть святой источник — там мы запаслись водой. Хочу сказать, что именно в этом месте вода была необычайно вкусная, и хранилась долго. Были на пути источники, в которых вода казалась не такой вкусной и портилась быстрее.
Батюшка предложил нам остаться переночевать, но нас ждала еще дорога — надо ехать дальше. Взяли курс обратно к Уфе. В центр города решили не заезжать, по окраинам выехали на М-7 и полетели в сторону Казани. Остановились на ночевку на границе Башкортостана и Татарстана, за 400 км до Казани.
Казань. Татарстан
В планах:
Дороги Урала несколько разочаровывают, узкая дорога, зажатая выходами скал, асфальт качества на три с плюсом — постоянные ямки, кочки, волны, бесконечное количество фур втиснутые в двухполосное шоссе... Татарстан же встречает хорошими широкими дорогами. Это очень радует. Едешь и отдыхаешь. Но не стоит расслабляться! Без рации и радар-детектора можно нарваться на камеру видео-фиксации — их там очень много! Будьте аккуратны.
Впервые в России вижу указатели на коричневом фоне — это указатели на достопримечательности! Это круто, удобно и как-то даже по-европейски.
К обеду мы подъехали к Казани, было очень жарко, +30, Так как время позволяло, мы решили в город в самое пекло не ехать. Придумали съездить поискать Смоленско-Богородицкую церковь, а заодно там по пути Ленино-Кокушкино. В Раифе я был в прошлом году, но тем, кто не был, скажу, что раз в жизни, туда надо заехать обязательно. В остров-град Свияжск мы заедем на следующий день, когда будем выезжать из Казани на Нижний Новгород, там как раз по пути.
Немного поплутав, доехали до Смоленско-Богородицкой церкви в селе Аркатово. Мы не поняли, чем она знаменита, и почему она достопримечательность. По приезду домой, я про неё почитал и еще раз не понял. =).
Написано: построена в стиле барокко. Может, поэтому? Ну особо этого стиля я не заметил.
Пока искали церковь, поняли, что рядом можно заехать в деревню Ленино-Кокушкино, где отбывал свою первую ссылку Ильич, и посетить музей-усадьбу.
Мы оплатили экскурсию и слушали классическую тётку-экскурсоводшу. Особенно Наташе было интересно. Ну а я больше фотал, чем слушал.
После музея набрали воды в святом источнике неподалеку от деревни и поехали в город. Первое, что мы сделали в Казани, это зашли в Макдональдс. :) Экзотика это для нас как бы. У нас же в Новосибирске пока еще нету.
Вспоминаю, когда мы еще только разрабатывали маршрут, Наташа вычитала, что в Казани один из самых крутых аквапарков в России, а так же он один из самых больших в Европе, и у неё сразу загорелись глаза! Ведь купаться и загорать она очень любит.
«В Казань! В аквапарк!» — выкрикнула она. Так «Ривьера» вошел в список обязательно посещаемых мест нашего путешествия.
Хочу отметить, что в столице Татарстана сейчас идёт масштабная подготовка к Универсиаде-2013. Строится много новых архитектурных объектов, строятся новые магистрали, мосты, автодороги, новые развязок, меняется устаревшее дорожное полотно. Большинство проспектов и улиц перекрыто. В городе страшнейшие пробки.
И вот по этим страшнейшим пробкам мы приехали в «Ривьеру». Долго думал, взять абонемент на 2 или 4 часа. Но решил, что мы же всё-таки на отдыхе, да и устали с дорожки, надо оторваться как следует! Все там облазить, со всех горок прокатиться и никуда не торопиться!
Для справки:
2 часа посещения — 400 руб./чел.
4 часа — 700 руб./чел.
Очень понравился аква-бар! Ни разу до этого в жизни такого не видел и не пользовался! А то, что в новинку всегда интересно! Все оплаты производятся по браслету, который надевается на руку. Кладёшь деньги, покупаешь, рассчитываешься, потом остаток снимаешь в кассе. Рекомендовано положить 1 000 рублей на двоих, примерно так оно и выходит. Пара банок пива + перекусить в кафе.
Одной мечтой меньше! Всегда хотелось попить ледяного пивка в горячей джакузе! Кстати, На территории есть сауна и баня. Замёрз — пошел погрелся. Кроме того в одном из бассейнов вода подогреваемая, даже зимой. Так что Аквапарк работает и в зимнее время года.
Наплюхались до одурения! Я скатился с самых экстремальных горок. Голова кругом, в красных глазах туман, но настроение супер. 4 часа пролетели незаметно, и казалось, что этого мало. Вышли из «Ривьеры», а наш уже ждёт Олег на парковке, нашел нашу машину из тысячи. Повёл нас в кафешку. Пара часов общения пролетели как 5 минут. Как и в прошлый раз, общение с ним было и приятным и познавательным. Он дал и историческую справку, и много рассказал о современном положении дел в городе. Всегда приятно узнать о городе от местных жителей, а не из интернетов. Спасибо ему большое!
Далее мы с ним распрощались и поехали гулять по ночному городу. Начали с набережной реки Казанки, потом Оперный театр, Театральная площадь.
На пешеходную улицу Баумана — Казанский Арбат, нам было не рекомендовано ночью туда соваться. Дескать, там тусуются гопники и всякие плохие небезопасные личности. Но моё любопытство взяло верх и мы поехали фотать колокольню Богоявленского собора, высота которой составляет впечатляющие 74 метра. В реале же, злостных гопников я там не встретил. На лавочках тусовалась молодежь, которая общается, пьёт пиво, отдыхает, веселится. Некоторые компании даже сидели с гитарами и пели песни.
Ну а как же не посмотреть Казанский Кремль? Я был в прошлом году днём, но ночной Кремль в этот раз меня впечатлил намного больше. Такая красота! Честно говоря, он мне понравился даже больше, чем московский. Дальше на фотографиях: Кремлёвская улица, Спасская башня, Дворец земледельцев, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф, и Памятник Мусе Джалилю.
Гуляли мы почти до рассвета. И меня удивило то, что в Казани в июне к 3 утра уже рассвело, как у нас в 5 утра. Видимо, сказывается объединение часовых поясов. Казань объединили с Москвой, а Казань на 800 километров ближе к утреннему солнцу. Мы решили ночью выехать из города, чтобы днём не встрять в пробки, и заночевать где-нибудь на трассе. Легли спать очень поздно, точнее уже очень рано. :) Но долго спать в машине не приходилось — солнце сильно нагревало салон и спать после 10 часов утра было практически не возможно. Но для нас это и хорошо. Нам нужно двигаться дальше! Олег нам очень советовал заехать в остров-Град Свияжск, тем более что он по пути.
Остров-град Свияжск
Тут будет много исторической справки. Ну просто очень хочется рассказать камрадам об этом дивном месте.
Остров Свияжск — это поселение, расположенный в живописных окрестностях, на месте слияния Свияги и Волги. В 1957 году, когда наполняли Куйбышевское вдхр, Свияжск оказался на острове. В связи с этим снесли 75% застройки, вывели из Свияжска 18 организаций, произошло сокращение населения с 2 700 до 500 человек. Свияжск превратился в остров и лишился статуса села. Но в 2008 году открылась дамба с автодорогой, связывающей остров с левым берегом Свияги.
Выбрал это место для постройки крепости Иван Грозный, когда в очередной раз не смог взять Казань. В 1551 крепость была собрана за рекордные 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге.
«Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском».
В начале 1552 года в новый город прибыл царь со своей свитой. К лету здесь собралось все 150-тысячное русское войско. После долгой осады Казань пала.
После падения Казанского ханства, город утратил свое военное назначение и превратился в административный, торговый и христианский центр. Здесь началось активное строительство церквей, соборов и монастырей. Остров стал сосредоточением уникальных архитектурных сооружений.
Как раз когда мы были, шла, и наверное, идёт до сих пор, масштабная стройка-реставрация, так сказать возрождение острова. Дабы превратить его в место паломничества туристов. На фото реставрация Успенского Богородицкого мужского монастыря с уникальной коллекцией фресковой росписи, восходящей к Псковскому зодчеству XV, XIV вв.
С погодой нам везло, было жарко. Прогулка по Свияжску и сам остров нам очень понравились. Интересное место, красивое, не зря заехали, мы не пожалели. У нас в Сибири таких мест нет. Если вы планируете ехать в Казань или проезжать рядом, заскочите в Свияжск — не пожалеете. Ну а нам пора двигаться дальше. Благо Свияжск на пару часов позволил нам отдохнуть от автомобиля.
Нижний Новгород и Городец
От Свияжска по М-7 мы выехали к Нижнему Новгороду. В Чебоксары не заезжали, прошли мимо по объездной. В Чувашии много ремонтов дорог. Из-за этого приходилось иногда постоять в пробках. Дороги Нижегородской области порадовали. В основном 3-4 полосы, изредка две. Скорость передвижения высокая. Где-то к вечеру добрались и до Городца. Тут-то я и искупался первый раз в жизни в Волге.
Дальше историческая справка:
Городец принадлежит к числу древнейших русских городов. Он основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Построен Городец был как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки.
Как и большинство древнерусских городов, Городец состоял из двух частей: кремля и ремесленного посада, которые имели по две линии укреплений. Но Городец был сожжен и истреблен Монголо-Татарскими захватчиками. После этого политическое значение Городца начало падать. С развитием Нижнего Новгорода уменьшилось и его военное значение. Позднее Городец был дотла сожжен направляющимся на Москву из Казани татарским ханом Едигеем. Разгром был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, и почти 150 лет оставался в запустении. Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу. 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в келье Фёдоровского монастыря.
Первое, что впечатлило, это количество и злость местных комаров! Новосибирское лето 2012-го было жарким и засушливым, что не способствовало размножению этих тварей, поэтому в нашей области гнуса практически не было. А вот Нижегородская область обильно поливалась дождями, в итоге, комаров уйма!!! Просто кошмар. По Городцу и окрестностям мы ездили на старенькой ВАЗ-2106 наших друзей, которая аж 1990 года выпуска! 22 года машине, а она ездит!
Мы съездили на Святой источник «Никола-ключ», который в 28 км от Городца. По преданию, в этом месте было явление святителя Николая Чудотворца. На источнике возведена бревенчатая часовня с купальней. Фоток оттуда нет, ну да ладно, зато набрали вкусной и ледяной воды.
Потом мы поехали побродить по Городу Мастеров. Он представляет собой комплекс деревянных сооружений, посвященный истории деревянного зодчества Нижегородской области. В этом комплексе представлены разом и роскошный княжеский терем, и деревянные дома зажиточных купцов, и скромные крестьянские избы. Между собой все эти строения соединены переходами. Город мастеров — это новодел, он был построен несколько лет назад к приезду в Нижегородскую область патриарха Кирилла.
В помещениях Города мастеров разместились экспозиции и мастерские, посвященные народным художественным промыслам Городецкого района: городецкой росписи, золотной вышивке, глиняной игрушке, резьбе по дереву, лозоплетению, пряничному промыслу, гончарному и другим промыслам. Там же — выставка авторских работ, поделок из частных коллекций. Есть очень интересные и уникальные экземпляры, некоторые из них можно купить.
Городец известен еще и как город-музей. Он единственный из городов области имеет свой Музейный квартал. Туда-то мы и отправились. Кроме краеведческого есть ещё несколько музеев:
Во все музеи сходить и не успеешь, поэтому мы, конечно же, пошли в знаменитый музей пряника. Городец издавна славился пряниками, которые здесь изготавливали в течение нескольких веков. Производство пряников продолжается и сейчас.
Давно я не ел такого количества пряников! Вкусные и свежие!!! Накупили пряников на сувениры.
Четыре дня в Городце прошли, нас снова ждёт дорога. Едем в Питер через Иваново — Череповец.
Ах, да... Заезжали мы и в Нижний Новгород.
Нижний Новгород
Приехали в Нижний к закату, но оно и лучше: не жарко, да и люблю я ночной город без пробок, суеты, и снимки ночного города тоже обожаю. Спать совсем не хотелось. Разъезжал по пустому Нижнему и фотали. Первым делом поехали на стрелку Оки и Волги. Там даже улица так называется: «улица Стрелка».
Потом я встретил мотоциклиста, спросил куда поехать, чтоб было красиво? Он проводил нас до смотровой площадки, с которой открывается отличный вид на стрелку. Припарковали машину около гостиницы, взяли фотоаппарат и местное, кстати, неплохое, разливное пиво, и пошли гулять. Через набережную Федоровского без спешки пошли искать Кремль и улицу Большую покровскую — это местный Арбат.
В Нижнем Новгороде для себя я увидел и Новосибирск, и Томск, и Питер!
Исторический центр весьма красив. Пока солнце еще не встало и «Покровка» еще пустая.
К рассвету мы уже гуляли около стен Кремля. Представьте себе: раннее-раннее утро, пыли еще нет, людей нет, только что прошли поливочные автомашины, которые чистят улицы — свежесть! Внутрь Кремля заходить не стали, подумали, что позже это сделаем. Решили пробежаться вокруг. Красиво!!!
4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыли памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная всего на 5 см копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
На «Покровке» очень много разнообразных памятников. Это не банальные бюсты, а полноценные композиции. Например: Памятник козе, памятник фотографу, городовому, чистильщику обуви, и еще много разных. Не знаю даже, чего это я их не пофотал. Сфотал только памятник актеру Евгению Евстигнееву, уроженцу Нижнего Новгорода.
Тем временем город просыпался, появились первые пешеходы, трамвайчики, а мы отправились отсыпаться.
А когда проснулись, поехали в город Бор, из которого шла канатная дорога в НН через Волгу. Бросили там машину, накупили мороженого и пошли покупать билеты на канатку. Канатная дорога работает с 7-ми 22-х часов. Время было 9 вечера. У нас был час, чтобы погулять неподалёку от посадки на обратную дорогу.
Конечно же, мы опоздали на канатку. Прям перед нами закрылась касса, а охранник натянул цепочку, закрывающую посадку в вагончики. У Наташи паника, а у меня радость новым незапланированным приключениям! Что делать? Открытие в 7:00. Гулять до утра? Не получится. Спать на лавочке до открытия? Нет... В лёгкой панике мы пошли ловить такси. Надо было бы по-хорошему погулять как следует. Но была надежда на то, что с московского вокзала еще ходят автобусы до Бора. На попутке доехали до вокзала, но увы, автобусы уже не ходили. Пришлось воспользоваться услугами такси. В итоге вместо 50 рублей, именно столько стоит канатка в одну сторону, мы потратили 800 рублей, чтобы добраться до нашей машины! Зато весело! Зато приключения!
Иваново
А я напоминаю, что из Нижегородской области мы сначала решили поехать в Питер, а потом уже поехать в Москву — так было удобнее, чтобы встретиться со всеми друзьями, которые пока временно отсутствовали в столице. Навигатор настойчиво предлагал ехать в Питер через МКАД. Я понимал, что это весьма логично, но не интересно. Ехать до Москвы, потом в Питер, а потом опять той же дорогой возвращаться? Нет, это не для нас. Мне интересно было посмотреть Иваново. Ведь я вычитал в Википедии, что этот город входит в состав Золотого Кольца России. Я решил, что там жутко должно быть красиво. Едем!
Какие же там были плохие дороги... Я так понял, хороший асфальт только на крупных магистралях, типа М-7, М-8, M-10, а за областными дорогами, получается, особо никто не следит? И денег на ремонт не выделяют? В общем, качество полотна оставляло желать лучшего.
Въехали в город. Дороги тоже разбитые. Навигатор всегда ведёт в центр. Едем и ждём, когда же центр начнется, а он всё не начинается. Для меня понятие «центр города» означает самое красивое место в городе, ну просто так обычно бывает. А тем более утверждалось, что Иваново — это тоже Золотое Кольцо. Я ожидал увидеть какой-то исторический центр города, Храмы, Соборы, а может даже и Кремль!... ничего этого не случилось. Приехали в центр, а он не впечатлил.
Зато люди отзывчивые. Мы остановились на перекрестке и спросили водителя рядом стоящей машины: «А где центр и где у вас красиво!?» Он нас проводил до центра и уделил нам около получаса своего времени, рассказывая про свой город.
Объяснил, что Иваново не входит в Золотое кольцо, возможно, так было написано в Википедии, потому что по области очень много старинных разрушенных церквей. Так же пояснил следующие вещи:
Иваново известен текстильными фабриками, так же это «город первого Совета».
Иваново — это уже давно не город невест.
Город Иваново был основан путём слияния села Иваново и Вознесенского посада и носил название Иваново-Вознесенск. Мэр Иванова предлагает вернуть городу историческое название.
Ну а из красивого еще можно посмотреть фонтан, набережную реки Уводь, и загадочные дома: «Корабль», дом «Пуля» и дом «Подкова», которые мы так и не смогли найти.
Мы пошли побродить по главной улице, конечно же, это проспект Ленина. Немного осмотрели город, накупили мягкого мороженого по акции, отдохнули от машины, размялись — это важно в долгой дороге.
Стемнело, а это значит, можно сделать красивые ночные снимки! На фото набережная реки Уводь.
Уже в темноте выехали из Иванова. Областные дороги опять же убитые. Выехали на М-8, там классная отремонтированная дорога, это был небольшой участок, можно сказать, водительского счастья. :) Проскочили не останавливаясь насквозь ночной и пустой Ярославль — сюда мы еще вернёмся после Москвы. В прошлом году я ездил через Вологду и там была хорошая дорога. В этот раз я решил поехать сразу на Череповец, срезав через Рыбинское водохранилище. Возможно, это было ошибкой. Дорога была убитой, приходилось держать скорость около 60-70 км/час. Места очень глухие. Тут-то и загорелся несчастный сигнализатор низкого уровня масла... Он меня добил. Стало немного не по себе. Масла мало, значит, оно куда-то делось. В этот раз я взял с собой всё... кроме масла. Заправок нет, шиномонтажа нет, редкие мрачные глухие деревни, и мертвые с косами стоят. Ни встречных, ни попутных машин... Ну что делать, надо ехать дальше. Долго-долго я ждал хоть какую-нибудь стоянку дальнобойщиков, чтобы на ней остановиться для ночлега, долго ли коротко, нашлась. Запарковались между фурами, разложились, уснули.
С утра мы позавтракали в какой-то очень подозрительной кафешке, но других не было. Лампочка масла не загоралась. Проверил уровень, выше минимума, почему же лампочка загоралась ночью? Непонятно... Ну ладно, надо ехать дальше. В прошлом году я не заехал в Тихвин, торопился. В этот раз было решено обязательно посмотреть, что из себя представляет этот городок. Тем более всегда приятно остановиться, прогуляться и размяться.
Ленинградская область. Тихвин. Старая Ладога
Главной архитектурной и исторической достопримечательностью города является Тихвинский Успенский мужской монастырь, основанный в 1560 году. Туда-то мы и отправились. Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
При монастыре есть трапезная, в которой мы пообедали пельменями с форелью — а вы знаете, вкусно! После этого поехали посмотреть разрушенный женский монастырь.
Еще в Тихвине родился известный российский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, имеется его дом-музей. Но туда мы не поехали. А взяли курс на Старую Ладогу.
Старая Ладога
Там я уже был в прошлом году. Но она мне очень понравилась, я хотел показать её Наташе. Старая Ладога — древняя столица Северной Руси. Можно сказать, музей под открытым небом! Интересное, спокойное, умиротворённое село с большим количеством древних достопримечательностей, таких как: Древние Курганы, Карстовые пещеры, Георгиевский собор, Церковь Иоанна Предтечи, Никольский мужской монастырь, Успенский девичий монастырь, усадьбы и дома купцов и Староладожская крепость! Крепость та была уже закрыта, поздно приехали. Зато зашли в Никольский монастырь. Там тоже продавали вкусные пряники, собственного производства, которыми мы обзавелись... ой, ну вкусные какие были. Не хуже городецких.
После прогулок, нам оставался последний рывок до Питера. Сегодня к вечеру мы должны доехать.
Санкт-Петербург
В Питер въезжали по Мурманскому шоссе. На въезде час простояли в пробке. Нас уже ждали друзья, нарезавшие окрошку. Нас накормили, отметили приезд. Настроение замечательное! Мы доехали! Доехали до Питера, где нас ждали хорошие люди, наши друзья, по которым я очень-очень соскучился.
После небольшого застолья сразу пошли гулять, смотреть развод мостов и наслаждаться колоритом города у воды. А потом устроились в парке на лавочке и сразу ударили по струнам и размяли голосовые связки. В общем, устроили мини-концерт для нас же самих. Вернулись глубокой ночью.
На следующий день кроме прогулок было запланировано «пианино на мойке». Для этого нужно найти пианино по объявлениям. Отдают его чаще всего бесплатно, единственное условие — самовывоз. Друзья сразу сказали, хочешь пианино? Приезжай к пятнице — и тогда всегда найдутся желающие помочь дотащить пианино до «мойки». А так же в конце рабочей недели всегда наберётся много народу на музыкальный сейшен. Пианино нашлось быстро. Гитару, губную гармошку тоже с собой захватили. Вообще все складывалось как по маслу: сразу нашли машину для транспортировки, пианино оказалось в весьма хорошем состоянии, к тому же оно было лёгкое. А самое приятное, что в подъезде был грузовой лифт, так что вообще всё было беспроблемно. Мы сразу же отправились на моечку!!!
Пианино в этом году было первое, так что к открытию сезона пришло много народу. И пошло поехало: песни, пляски, алкоголь, беседы... Как же долго я об этом мечтал, попасть на «пианино на мойке»!
Зачем я ехал в Питер? Не только для того, чтобы пройтись по улочкам северной столицы, не только для того, чтобы посмотреть красоты архитектуры и вдохнуть дух города на Неве. Прежде всего я ехал к друзьям. Друзьям, которые очень близки мне по духу. Друзьям, с которыми можно было попеть качественно, попеть от души, протусив всю ночь до утра. Спели мы в ту ночь всё, что знали, а чего не знали подбирали сходу. Душа отрывалась!
И так мы гулеванили и нарушали безобразие до самого утра, уже с рассветом мы отправились на Невский. Закатное и рассветное время самое удачное время для фотосетов. Мы шли, фотали, и смотрели, как город выходил из сна.
Три дня в веселой компании пролетели незаметно, на 4-й день пошел противный мелкий питерский дождь. Решили посетить Кронштадт, а заодно проехать по кругу весь КАД. Добрались быстро, сразу же направились в исторический центр. На самом деле, чтобы посмотреть и прочувствовать Кронштадт, нужно целый день там прогулять. Причем желательно пешком и в хорошую погоду. У нас же такой возможности не было, мы даже не взяли накидки от дождя. Поэтому передвигались на машине с выходом для просмотра достопримечательностей.
По пути попадались интересные памятники и другие интересности: забор проложен через камень, некая выставка современного искусства, с объектами, сделанными из чего попало, ненужного металлолома, досок, старых частей от автомобилей и всяческих ненужных вещей.
Понравились эти коты на остановке. Да и надпись прикольная: «Хватит работать за гроши!». Пошли на городской пляж. Купаться в такую погоду совсем не тянуло, народа не было, охранники сидели в кафе и скучали.
12 августа 2011 года открыто движение по подводному тоннелю комплекса защитных сооружений от Бронки до Кронштадта. Начато движение по Кольцевой автодороге в полном объёме, чем мы и воспользовались! Едем в Ломоносов и Петергоф.
Петродворец к 6 часам вечера уже был закрыт. Ну да ладно, там я был в прошлом году. Погода была пасмурная и не располагала фотографировать, но на полминутки выглянуло солнце и получилось неплохо заснять красивейший Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петергофе. Мы прогулялись по окрестностям Петергофа, а потом завершили движение по КАД, проехав его полностью вкруг.
Дальше была ночная прогулка. Ах, как же прекрасно гулять по ночному Питеру. Такая красота!
К превеликому сожалению, отпуск не бесконечный, поэтому, как бы ни было классно проводить время в северной столице, нам нужно ехать дальше. Нас ждёт Первопрестольная! Выезжаем из города по ЗСД — Западный Скоростной Диаметр. Это частично построенная внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге, которая идет, можно сказать, над городом. Просто платишь 30 рублей и едешь с ветерком — очень удобно. Общий объём средств для реализации проекта — 212,7 млрд руб — очень дорогой проект, но ему придается стратегическое значение как части девятого международного транспортного коридора. Кроме того, ЗСД призван разгрузить город от большого количества машин.
Мы выехали на М-10 «Россия». В прошлом году в обратном направлении я её проскочил за 11 часов, но в этот раз так не получилось. Трасса была не только напряженной, но даже и аварийной. Из-за аварии с участием фуры была длинная и долгая пробка. Великий Новгород мы опять проскочили по объездной, снова для него не нашлось времени. Дорога была очень загружена, и километры наши бежали медленно.
Где-то в Новгородской области остановились для перекуса. В прошлом году в том месте шибко мне понравился шашлычок! Разговорился с дальнобойщиком. Он расспрашивал, что за регион такой, 54-й!? Куда путь держим? Куда заезжали и куда еще планируем заехать? Рассказал, что в планах столица, а потом несколько городов Золотого Кольца: Сергиев-Посад, Ростов, Ярославль. На что дальнобойщик ответил: «Фигня этот ваш Ростов с Сергиевым-Посадом. Самая красота Золотого кольца заложена в Переславле-Залесском и Загорске! Там такая Лавра! А в вашем Сергиевом-Посаде вообще делать нечего!». Ну, я принял его мнение к сведению, и конечно же, решил обязательно внести эти пункты к посещению. Правда очень долго искал на картах и в навигаторе Загорск, так и не нашел, очень был расстроен.
Там же где-то в Новгородской области мы остановились отдохнуть и сломали рацию — это было печально потерять такого важного помощника в пути. Из девайсов оставались: радар-детектор, смартфон-навигатор, антенна. Её в принципе можно было снимать, но на ней гордо реет флаг державный, в смысле флажок с символикой клуба 402км.
Дорога давалась тяжело, машин было очень много, движение было затруднено до объездной Твери. К тому времени уже стемнело. По объездной и далее полетели с ветерком, где-то в Зеленограде уже было видно нерезиновую, но силы просто кончились, внутренняя батарейка села, я понял, что безопаснее будет остановиться и поспать полчаса. После сонных процедур стало значительно лучше, вместе с рассветом мы въехали, кстати абсолютно без пробок, в столицу. Направляемся к подруге, которая в СМСке перепутала адрес. Это было весело: сначала мы долго искали несуществующий дом, а потом позвонили к соседям в квартиру в 5 утра. Но это всё уже не важно. Нас встретили, напоили коньяком и отправили спать на одиночный матрас, кинутый на пол. Это было неудобно.
Москва
Одним из главным пунктов в Москве у Наташи было посещение Третьяковской галереи. Меня же она уговаривала все дни путешествия. Я долго и упорно сопротивлялся. «Ну ты же фотографируешь!? Ты должен увидеть картины знаменитых художников, посмотреть основы композиции и построения кадра!» — не уставала повторять она. Ну надо, так надо. Но! Пока продрыхлись, пока перегнали машину на другой конец города по аццким пробкам, в итоге не успели в Третьяковку в этот день. Поставили машину на парковку, пересели на метро и отправились на станцию «Охотный ряд». Там встретились с закадычной подругой Наташи. Дальше прогулки по Красной площади, общение и т.д. Хотели пойти посидеть в ресторанчик, но попали в дичайше адовый дождь, промокли до нитки, вода стояла местами по колено!!! В ресторан идти в таком виде было нельзя. Накупили ингредиентов, и дома нам приготовили вкусную пасту с морепродуктами.... А ведь не дурно вышло!
На следующий день мы успешно посетили Третьяковку, о чем я даже не пожалел, это было познавательно и хотя бы раз в жизни нужно это сделать.
Вечером отправились в Коломенское — это бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село. А сейчас — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Доехать можно на метро. А прогулять-то тут можно весь день, при чем с удовольствием. Парк занимает территорию 390 га! В Коломенском собрано много архитектурных, природных и археологических памятников, очень красиво! Мы именно тут поняли, где и как делают красивые столичные фотосъемки: у нас таких мест просто нет.
Наша любовь к дегустации блинчиков в разных городах не иссякала. Мы тестировали блинчики в Новосибирске, Томске, Питере... На входе в музей-заповедник продавали блинчики и суздальскую медовуху: мы не стали себе отказывать в удовольствиях, взяли и то и другое. Блинчики были хороши, особенно с сыром, а медовушка сладкая и хмельная! Мы гуляли не торопясь, у нас не было задачи пробежать весь парк. Всю территорию мы не обошли, не хватало ни сил, ни времени. Да и будет повод вернуться.
Решили не ночевать в городе, а выехать ночью, дабы избежать утренних пробок. Побросали вещи в машину и поехали фотать ночную Красную площадь.
На Красной площади мы потеряли еще один полезный девайс, который использовался, как навигатор. Ну как потеряли? Из рук выскользнул смартфон и упал экраном на вот этот булыжник, он после этого вроде и работал, но экран потрескался.
Потом мы зохавали Макдональдс и отправились на Ярославское шоссе, далее на трассу М-8 с интересным названием «Холмогоры». Где-то между Москвой и Сергиевым посадом был зафиксирован пробег 111111 км, а так же снова загорелась лампочка масла, которая меня очень напрягала, хотя вроде бы мозг понимает, что лампочка желтая, не красная, т.е. всего лишь предупреждающая, но тем не менее некая тревога возникала, ведь мы за 3,5 тыс. км от дома. Где-то там рядом мы и заночевали в машине.
Золотое кольцо
Сергиев Посад
Утром мы доехали до Троице-Сергиевой Лавры — крупнейшего православного мужского монастыря России.
Красиво, мощно, масштабно. Сама Лавра очень впечатляет, но немного не понравились толпы туристов, автобусы с немцами, суета. Прям рядом с Лаврой Макдональдс тоже с дикими очередями, в общем — суета.
На последней фотографии — пятиярусная Лаврская колокольня, считается одним из лучших памятников русской архитектуры. Высота колокольни — 88 м. Большая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны! Жаль, что наверх забраться нам не разрешили.
Вспомним историю с дальнобойщиком!?
Как он сказал: «Куда вы там собрались? Сергиев-Посад? Ростов? Да там вообще делать нечего — это фигня, а не золотое кольцо! А вот ЗАГОРСК! И Переславль-Залесский — вот это да! Вот это красота! Вот там такая БОЛЬШАЯ ЛАВРА! А в Вашем Ростове и Сергиевом Посаде делать нечего!».
После этого разговора я долго искал по картам и навигатору Загорск, и, вы знаете, не нашел. Был чертовски расстроен, ведь там Лавра больше, чем в Сергиевом Посаде. Чуть позже я узнал, что Загорск — это старое название Сергиева Посада, долго смеялся. =)
Дальше по пути был:
Переславль-Залесский
В городе — шесть монастырей, четыре из них действующих. Мы заехали в Фёдоровский женский монастырь и Никольский монастырь.
Вообще, в Переславле есть, чем заняться, есть что посмотреть, там бы провести по-хорошему два-три дня, скучно не будет.
Смотрите сами: Переславский кремль и Красная площадь, Памятники церковного зодчества: пять архитектурных комплексов монастырей и девять церквей, Архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей-усадьба «Ботик Петра I», дендрологический сад, Музей утюга, Музей Чайников, Музей паровозов, Музей денег. Но мы никуда не успели, всё это было уже закрыто, и мы посмотрели только со стороны.
Ростов
Далее по М-8 — Ростов — жемчужина Золотого Кольца России, его часто называют Ростов Великий, чтобы отличить его от Ростова-на-Дону. Великим называли только два города — Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства древней Руси, родину сказочных богатырей и героев. Древнейший город, Повесть временных лет упоминает о нем в 862 г. А В XI веке Ростов — столица обширного Ростово-Суздальского княжества!
Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 32 тонны, до самого малого, имеет своё особое звучание.
Ростовский кремль — один из красивейших на русской земле. Со стороны озера Неро ростовская крепость с белокаменными башнями и стенами, из-за которых виднеются маковки церквей, выглядит подобно чудесному, сказочному городу. Не случайно здесь производились съемки таких фильмов, как «Садко», «Сказка о царе Салтане». Кроме того, в Ростовском кремле проходили съёмки эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Внутри Ростовского кремля, кроме соборов, церквей, звонниц, располагается музей-заповедник, в который мы тоже не попали, потому, что приехали поздно. Хотелось сюда вернуться и прогулять здесь хотя бы один день, чтобы всё это посмотреть.
Сам же Ростов особо не понравился, очень такой провинциальный городок с плохими дорогами. Да и вообще он показался каким-то печальным: в парках сидят люди, похожие на «гопничков в трениках», и пьют пиво с семками.
Ярославль
После прогулок по Ростову, мы снова выезжаем на трассу. Хотел отдельно сказать про качество дороги М-8 — оно прекрасно по сравнению с дорогами в городе Ярославле, да и с другими дорогами областного подчинения! Ведь две недели назад мы проехали участок Нижний—Иваново—Ярославль—Череповец, и дорога там была, мягко говоря, «плохая». Складывается впечатление, что особое внимание уделили всем основным направлениям от Москвы, а все областные дороги оставили рассыпаться. По М-8 же хороший асфальт. Кое-где дорога имеет четыре полосы. Пристроился за местной «Короллой», и мы с ней шли около 140-180 км/ч. Уже в Ярославле обнаружилось, что антенны от радиостанции нет, крепление есть, а антенну вместе с флажком сдуло. Итак потери получились следующие:
В Ярославле нас прекрасно встретили, накормили блинчиками, пастой, всякими разными яствами, и уложили спать. На следующий день устроили дневную экскурсию по городу, а машина была отправлена на парковку. Всё-таки приятно, когда о городе рассказывают сами местные жители, да и пассажиром есть возможность покрутить головой по сторонам.
В прошлом году я проехал мимо некоего подобия Ярославского кремля, но у меня не было уже на него времени. Еще тогда я для себя решил, что надо бы сюда заехать. Итак, первым делом мы поехали в Ярославский кремль, он же Рубленый Город, а точнее то, что от него осталось. Начали мы со Спасо-Преображенского монастыря.
Из интересного: четыре башни и стены, Спасо-Преображенский собор, и звонница высотой 32 метра. Ее верхний ярус — это единственное место в Ярославле, с которого открывается вид на историческую часть города.
Видны остальные составляющие когда-то существовавшего Ярославского кремля: Церковь Михаила Архангела, Храм Спаса на Городу, церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе, Успенский кафедральный собор.
Ярославль поразил тем, что в историческом центре очень большая плотность церквей и храмов. Они сплошь и рядом, некоторые могут стоять просто в 30 метрах друг от друга, до некоторых 200, но не более 500 метров! Вообще, от Стрелки в радиусе 3 км я насчитал около 30 религиозных сооружений! Это поразительно!
Сейчас территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Кстати, среди книг последнего настоятеля монастыря обнаружен памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве».
Следующими пунктами нашей экскурсии были достопримечательности, которые изображены на тысячной купюре: Часовня Казанской Богоматери — сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой, и памятник основателю Ярославля — князю Ярославу Мудрому.
Подъезжали к Арене-2000... Наверное, все помнят эту трагедию. Вечная память ребятам.
Дальше мы поехали на стрелку Волги и Которосли.
Вообще, Ярославль достаточно хорошо преобразили к празднованию тысячелетия. Возвели Успенский кафедральный собор на месте разрушенного в 20-е годы прошлого века храма. Построен новый планетарий, отреставрированы некоторые улицы и площади, храмы и церкви, реконструирована Волжская набережная и стрелка, а так же построена площадь 1000-летия с фонтанами и памятником.
Наталию соблазнили блинчиками, и они с родственниками уехали домой ужинать. А я, вооружившись фотоаппаратом, продолжил ночную фото-экскурсию. Наступало любимое ночное фото-время суток.
Пробежав почти весь исторический центр, я поймал такси и поехал смотреть церковь Иоанна Предтечи с ночной подсветкой. Один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Объект культурного наследия федерального значения — изображена на оборотной стороне банкноты номиналом 1 000 рублей Банка России образца 1997 года.
На последней фотографии Восьмигранная 45-метровая колокольня храма Иоанна Предтечи. Горизонт не завален, башня стоит под небольшим наклоном.
Церковь просто поражает. Считается, что это один из выдающихся памятников ярославского зодчества. Особо впечатляет совершенство его кирпичной кладки. Этот храм — одно из самых лучших кирпичных строений в мире. Даже таксист побродил со мной за компанию вокруг церкви с удовольствием, сказав, что это место одно из любимых в городе.
Но!!! Сама церковь уникальная и потрясающая! Но почему даже к тысячелетию Ярославля церковь не привести в пригодное для показа туристам место. Ворота из красного кирпича, которые можно видеть на переднем плане фотографии на купюре, заложены белым кирпичом, а еще через метр перед воротами располагается бетонный забор с колючей проволокой, огораживающий территорию бывшего Лакокрасочного завода. Нет нормального подъезда к церкви...
Кострома
На следующий день мы отправились в Кострому. Я и Наташа были в Костроме раньше, но, как оказалось, не видели и половины интереснейших мест.
Между Ярославлем и Костромой всего лишь около 60-ти километров, добрались быстро, но дорога качеством на четыре с минусом.
Прогулялись по центру города, Сусанинской площади. Посмотрели пожарную каланчу — символ города. Так же посмотрели Памятник Сусанину, Ленину, Долгорукому, Городской парк, Мелочные торговые ряды, церковь Спаса на рядах, и Набережную Волги.
История про сыр
Кострома — сырная столица России!!! Уверяет нас ассоциация сыроделов Костромской области, продвигая свои бренды! Но мы-то знаем, что наш «Алтай — сырный край»! И правда, майминский сыр я видел в супермаркетах столицы. Но сейчас про Кострому.
Костромская биржа! А так как мы все любим сыр...
Почему именно биржа? Автором идеи создания некой ярмарки были сами производители, они просили площадку в центре города, чтобы дешево торговать своим сыром. В процессе обсуждения вспомнилось, что в Чикаго и Нью-Йорке сыр — это биржевой товар. Так почему бы не биржа?
Костромичи и гости города смогут продегустировать сыры ведущих предприятий молочной промышленности региона и купить понравившейся товар по цене производителя.
Мы купили с детства знакомый по названию «Костромской сыр». Был вкусный, свежий, и недорогой. А так же на вечер к пиву купили копчёный сыр двух сортов.
Продавец нас уверял, что произведен только из натурального сырья, методом классического копчения, никаких жидких дымов и тому подобное! Мы не удержались и купили «Сулугуни Муромский Палочки» и «Палочки копченые»...
Сразу скажу, что не обманул продавец. Вечером мы продегустировали его, прикупив разливного местного пива. Натуральный вкус, свежий, никакой лишней воды. Да вообще ничего общего в с копченым сыром «к пиву», который продаётся у нас в Новосибирске. Я даже пожалел, что не купил его про запас.
Потом мы поехали смотреть Ипатьевский монастырь и Музей деревянного зодчества под открытым небом — Костромскую слободу.
Костромская слобода
«Костромская слобода» — один из первых в России музеев под открытым небом расположенный в удивительном месте, «на стрелке», образованной слиянием рек Костромы и Волги, у древних стен Ипатьевского монастыря.
В собрание музея входят памятники народной архитектуры — жилого, культового и хозяйственного назначения. В памятниках открыты для просмотра экспозиции и выставки, раскрывающие особенности жизни крестьян Костромского края.
Музей предлагает разнообразные музейные проекты — тематические экскурсии, интерактивные программы и мастер-классы. Интересно не только посмотреть памятники древнего деревянного зодчества, тут просто приятно погулять, провести время, пострелять, например, из лука.
А еще для усиления романтической обстановки, взяли лодочку покататься.
В музее проводятся массовые народные гуляния на праздники, празднуются свадьбы. Тут можно отведать традиционные блюда русской кухни, насладиться народными напитками, медами, медовыми винами, квасом, а так же купить сувениры на память.
Ни одной древней деревянной постройки в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Все лучшие памятники перевезены в Кострому, в музей деревянного зодчества.
Выставка деревянных фигур, сказочных персонажей — Тридевятое царство.
Прогулка по Костромской слободе оставила очень приятное впечатление. Мы отлично провели время, отдохнули, набрались сил перед последующим долгим перегоном. Это отличное место, отличный парк, что бы насладиться прогулкой с семьей, с детьми. Тут можно гулять целый день.
В Ипатьевский монастырь мы, как обычно, не успели, он закрылся. Но мы особо не пожалели, уже устали гулять, да и хватило нам уже монастырей за всю поездку.
Перегон Кострома—Пермь. И снова Урал, только севернее
В Костроме можно сказать, что отпуск кончился, и надо было гнать домой. Это был сложный длинный участок в 3 000 км. С ужаснейшими дорогами! Местами скорость 20-60 км/ч. От Костромы до Кирова просто отвратная дорога с постоянными ямами, в которых легко можно колёса оставить. Это вообще сложно дорогой назвать. Я грязно ругался, но надо было ехать. Причем надо было ехать и ночью, а ямы плохо видно. Я думал, машина рассыплется, а она выдержала испытание. Любимые знаки на том участке пути — «Ограничение скорость 50 км/ч» и табличка сразу за Костромой — «плохая дорога 250 км».
Как видят трассу Р-98 дорожники.
Как видел её я!
Реально, господа, это полный капец. И снова меня начала доставать лампочка масла. Я понял, что она начинала гореть исключительно на очень плохих участках дорог.
По этому случаю заехали в Киров, купили масла и фильтр для машины. Город Киров ничем не впечатлил.
Потом на Пермь взяли курс. Дорога тоже *****ц… плохая, в общем. Многочисленные ямы, асфальт продавлен. Кроме просто больших ям «под колесо», для ремонта дороги вырыты «бассейны», в которых машина полностью поместится, причем предупреждающий знак будет стоять за пару метров перед траншеей.
В Пермь не заезжали, прошли по объездной. Объездная классная, широкая ровная, скоростная, с фонарями. Такое впечатление, что все деньги, которые когда-либо были выделены на дороги за все года, вложили в объездную, а на остальные дороги просто забили. Дороги области отвратительны и не ремонтируются — вот так мне запомнилось.
Выехали на Екатеринбург по Р-242. Свердловская область встретила качественным асфальтовым покрытием. В Кунгуре заехали в знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру — она тоже считается жемчужиной Урала.
Кунгурская пещера
Кунгурская ледяная пещера — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения.
Считается, что это одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Протяжённость пещеры составляет около 5 700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5. Ну как же можно такое мимо проехать? Купили билеты, по 600 руб./чел. Набралась группа, и мы пошли. Взяли с собой куртки, шапки, шарфы, варежки и прочие предметы утепления.
Пещера имеет 48 гротов. В большинстве гротов температура около нуля. Там всё оборудовано для экскурсии. Тропа сделана, лампы, подсветка. Сосульки висят, сталагмиты, лёд и т.д. Без экскурсовода не пускают, потому что можно запросто заблудиться.
Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр. «Большое подземное озеро» имеет объём 1 300 м3, площадь 1 460 м2, глубину — до 5 м.
Забавное ощущение: когда выходишь из пещеры, в которой холод, а на тебя сразу наваливается жара и дикая духота. Сравнимо с ощущениями, когда зимой из Новосибирска летишь в Таиланд и выходишь из самолёта в Бангкоке.
Перегон Кунгур — Новосибирск
После пещеры взяли курс на Екатеринбург, в сам город заезжать не стали — домой торопились. Екатеринбург и Тюмень по объездной, потом был Ишим. Ночевка классически в Абатском. Последний марш-бросок: Омск—Новосибирск. Дороги от начала Свердловской области хорошие, исключая один ремонт дороги около Ишима, его я специально прошёл ночью, чтобы не попасть на нём в пробку. Так спать хотелось, но надо было доехать, а Наташка уже сладенько спала на подушечке.
От Абатского до Новосибирска уже долетели на одном дыхании. Уже начиная с Омской области казалось, что это уже совсем родные края! Деньги мы потратили подчистую, я даже боялся, что может не хватить на бензин. Но ближе к дому уже бы встретили свои!
Рация сломалась, антенна улетела, поэтому два штрафа на обратном пути за превышение. Ну, это нас не огорчило! Ведь у нас удачно закончилось путешествие. Мы привезли много магнитиков, сувениров, а главное впечатлений! В запасе имелось еще достаточное количество сувенирных Городецких пряников, которые мы принялись раздавать по приезду. И они всем понравились. Срок годности у них был 30 дней, поэтому мы уложились!
Подводим итоги:
Пробег составил 9 400 км.
Путешествие длилось без малого месяц.
Потрачено 740 литров топлива.
Бензин самый дешевый в Омской и Ярославской областях, по ~ 27-50 р. за литр 95-го.
В остальных областях 28-29 рублей. Мск, СПБ — 29,50.
Итого около 22 тыс.руб. на бензин.
Путешествие получилось увлекательным и познавательным. Душа и тело по-настоящему отдохнули. Кроме посещения интересных мест, мы еще и встретились с друзьями и родственниками, которые разъехались по стране, и с которыми мы так редко в последнее время видимся. Спасибо всем, кто приютил, тем, кто помогал и проводил с нами время: Олегу, Раде, Лёне, Оле, Андрею, Лёше, Дарине, Кириллу, Наденьке, Катеньке, Даше, Саше и всем-всем-всем!
Спасибо вам, друзья, что прочитали отчет!