Краски осени Горного Алтая

07.12.2015 | 19421 просмотр

... И плохая погода до лампочки,
Если едем на Печки-Лавочки.

Ирина Орищенко

Лето закончилось, а с ним, как я думал, и фестивали. Но оказалось, нет, друзья позвали поехать в республику Горный Алтай на фестиваль бардовской песни «Печки». И я загорелся этой идеей совместить два увлечения, послушать авторскую песню и увидеть (пофографировать) Горный Алтай в прекрасную пору золотой осени. Когда листва ещё не облетела с деревьев, а они уже поменяли свой зелёный цвет на жёлтый и красный, а что-то ещё осталось зелёное.

Заранее позвонил и забронировал номер на турбазе «Печки-лавочки», где и должен был пройти очередной XI фестиваль «Печки». Но впоследствии так сложилось, что кроме меня и моей очаровательной жены Иришки никто не смог поехать. У кого-то не получилось отпроситься с работы, а кто и просто испугался плохой погоды, обещали снег в эти дни. Всё же Сибирь есть Сибирь, а фестиваль проходит в последние выходные сентября.

Вечером в четверг мы приехали в Новосибирск, а в пятницу с утра, после того как я заехал по работе, мы выдвинулись в сторону Горного Алтая.

Погода нас не баловала, но отступать было уже поздно.

То находили тучи и шёл дождь, а то и снег.

Но чем ближе мы подъезжали к Алтайскому краю, тем лучше становилась погода.

Краски природы просто радовали глаз своим разнообразием и красотой.

Как красиво и ярко выглядит подсолнечник, когда цветёт, и как уныло и грустно, засохнув на корню и оставшись на поле не убранным.

И снова яркая зелень, озимые.

Не могли не остановиться на месте гибели такого прекрасного человека, как Михаил Евдокимов.

Артист. Певец. Режиссёр. Мужик. Он был человеком-праздником, какого бы невероятного труда это ему ни стоило. Замечательный юморист, никогда не бывший пошлым, все его юморески — о любви, нежной, трогательной. Губернатор, последний избранный губернатор – не назначенный. Он хотел сделать, так, чтоб его родной Алтайский край жил лучше, а так нелепо и трагически ушёл от нас.

Если будет время, в следующую нашу поездку, надо обязательно сходить в этот музей, но сейчас мы спешим.

А вот уже дорога бежит вдоль берега Катуни.

Давно мы уже не были здесь, дороги и раньше были неплохие, а сейчас тем более порадовали.

Ехали-ехали и доехали.

Турбаза «Печки-лавочки» на самой окраине посёлка Катунь, можно жить хоть в гостинице, а можно и в домиках.

На фестивальные дни проживание было дороже, 1900 руб. за сутки, вместо обычных 1500. Но это оправдывает себя, и ты это понимаешь, но только позже. Когда всех кормят бесплатно.

Вечером в пятницу всех кормили гречневой кашей с мясом. А горячий свежий хлеб прямо из печи с яблочным вареньем и сметаной.

Пели долго, много, душевно. И, конечно, выпивали, как же без этого. Для настроения и согрева тела.

И флаг поднимали, ну всё, как положено.

Утро. Горы скрылись в низко проплывающих облаках. Мы собрались и пошли гулять.

Катунь, несёт свои воды с южного склона Катунского хребта г. Белухи с ледника Геблера.

Тут же, на берегу Катуни уже идёт таинство, готовят для всех что-то вкусное.

Иришка любопытничает, что же там такое.

Шурпа, в огромном столитровом казане, так аппетитно выглядит.

Наелись от пуза, до вечернего концерта ещё много времени, и мы поехали прокатиться в сторону Манжерка.

Старый Айский мост.

В 1979 году силами совхоза «Айский» был построен мост на тросах. Проезд по мосту всегда был платным, т.к. мост строился на средства совхоза.

Когда мы впервые приехали в Горный Алтай, и нужно было переехать по нему на машине, мы испытали шок. Въезжаешь на мост и не видишь, что там дальше, потом резко вниз, многие пассажиры шли пешком.

И вот сейчас, в каком он состоянии, но, говорят, его хотят отреставрировать и сделать пешеходным мост.

Теперь все ездят по новому мосту, который чуть дальше и бесплатно.

Не повезло.

Какой же волной, милок, тебя туда забросило…

А мы едем искать подвесную канатную дорогу недалеко от посёлка Манжерок. Она находится в стороне от Чуйского тракта, за посёлком Озёрное.

Нашли, цена на подъём довольно приличная, 350 руб. с человека, плюс плед напрокат за 200 руб. Так как вверху намного холоднее, разница температуры в 10 градусов и лавочки подъёмника мокрые и холодные.

Вот сейчас поднимемся на эту горку, оглядимся и обратно.

Но нет, оказывается всё намного серьёзнее, и ещё ехать и ехать вверх.

И уже видно, что там деревья стоят в снегу.

А вот и вершина впереди.

Решили не сходить и сразу поехать обратно вниз. Уж слишком было там холодно. Длина всего подъемника — 2389 м. Высота, на которой находится смотровая площадка — 1012 м, но это еще не вершина горы Малая Синюха. Вершина Малой Синюхи находится на 1196 м над уровнем моря, до нее можно дойти от верхней смотровой площадки, там деревья повязаны ленточками.

Подъезжая, видишь плакат, что сходить обязательно, но мы попросили, чтоб нам разрешили не сходить, уж очень там холодно наверху. Развернулись, и нам открылся изумительный вид.

Завораживающая красота Горного Алтая.

Там вдали посёлок Манжерок и озеро с одноимённым названием.

Нам повезло, облака были высоко и не закрывали вершины Алтайских гор.

Озеро Манжерок.

Оказывается, вниз ехать сложнее, ветер, довольно-таки холодный, дул прямо в лицо, пронизывая нас, мы купались в плед, но всё равно это стоило того. Последние опоры, начиная, наверное, с тринадцатой, мы считали и не могли уже дождаться, когда же доедем и сядем в тёплую машину.

Я читал, про такие перевёрнутые дома, когда планировал поездку в прошлом году за границу. Оказывается, и у нас уже такие завезли. Посещение стоит 200 руб., но мы уже не пошли, устали и промёрзли.

Немного отдохнули в номере и пошли на концерт.

Песен было очень много. Этот фестиваль как бы закрывал сезон летних фестивалей.

А в то же время готовился плов.

Спать все разошлись далеко за полночь.

Утро воскресенья, нет не раннее, ближе к обеду. На костре готовится прощальная уха.

Все разъезжаются по домам. А мы остаёмся ещё на одну ночь на этой турбазе.

Раз уж получилось приехать на Алтай, то одних выходных мало. И мы едем в сторону Чемала.

Погода стремительно меняется, то солнце, то чёрные тучи нависают над горами.

Мокрый снег и ничего не видно вокруг, но это недолго. И снова проглядывает солнышко.

Заезжаем в село Элекмонар. В начале села будет дорожный указатель направо, в сёла Верх Анос, Анос, Аюла и ДПК «Рублевка», поворачиваем.

Эта дорога через 300 м вывела нас к берегу Катуни, откуда открывается хороший вид на «Зубы Дракона». Рядом будет подвесной мост через Катунь. Проезд по мосту платный — 50 руб. в одну сторону, но мы оставляем машину и просто заходим на мост.

Опять снежная туча нагоняет нас.

Заезжаем в посёлок Чемал. Попетляв по улочкам, выезжаем к тому место, откуда по ступенькам начинается спуск к подвесному мосты на остров Патмос. Надеялся, что в воскресенье уже вечером там никого не будет. Я ошибался. Перед нами туда приехал автобус с туристами, и только мы подошли и ждали, когда они перейдут обратно, приехал ещё один автобус. Да, популярное место, даже в несезон.

Остров назван в честь небольшого греческого острова Патмос, где когда-то жил и молился святой апостол Иоанн Богослов. Остров был освящен в 1855 году, а в 1915 году на него был перенесен старый Иоанно-Богословский храм из села Чемал.
В настоящее время там проводятся службы, и остров может посетить любой желающий.

С самого мостика виден высеченный в скале образ Богородицы.

Дойдя до острова, сразу слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу-Христу в Вифлеемской пещере, это фото, наверное, все видели. Так я не буду его выкладывать. Впервые мы были здесь в 2001 году с друзьями, и тогда ещё было мало туристов на Алтае, мы могли практически в любом месте встать лагерем на берегу Катуни, сейчас такое невозможно.

Я раньше не знал, что осенью Катунь становится бирюзовой, летом она молочного цвета, из-за впадающей в неё Чуи.

Темнело, и мы поспешили в обратный путь.

К турбазе подъезжали уже в полной темноте. На парковке стояло только две машины, все разъехались.

Понедельник. Раз уж мы на другой стороне Катуни, там, где озеро Ая. Кстати, мы так и не смогли к нему ни подъехать, ни найти, где можно пройти к нему. Всё застроено турбазами и загорожено заборами. Значит, возвращаемся домой другой дорогой, вернее часть дороги мы проедем по Айскому тракту, через село Алтайское, и выйдем к Бийску. А уж там дорога одна, мимо Барнаула, через Новосибирск в Томск.

Прощальный взгляд из окна гостиницы и в путь.

Сначала дорога идёт всё вверх и вверх, поднимаясь на перевал.

Перевалили через гору, не знаю, есть ли у этого перевала название.

И мы уже в Алтайском крае. Снова нашему взгляду открываются бескрайние поля.

А потом всё скрывается в тумане.

Машин очень мало, в основном грузовики с зерном.

И снова неубранный подсолнечник.

Вот такая получилась поездка накануне зимы. Четыре дня мы наслаждались дорогой, проехав полторы тысячи километров, разнообразием ярких красок осеннего Алтая и бардовскими песнями. Я ни для кого не открою ничего нового своим рассказом, просто мне хотелось поделиться своими впечатлениями и, конечно, фотографиями. Кто-то ностальгически вспомнит, как сам бывал в Горном Алтае. Мы там были последний раз в 2006 году, дороги стали лучше, много построено отелей и турбаз, летом там, наверное, много народу.

Машина. А что о ней написать? Всё та же TOYOTA VERSO 2011 г. Во всех наших поездках ведёт себя прекрасно, кушает немного, 7,2 литра за городом. Мы ей очень довольны, и я не вижу альтернативы, чтоб её поменять.

Катуар, заМКАДыш
Крайне положительная поездка с бонусом в виде фестиваля бардов.
Хорошие снимки, прекрасные виды, отличный отчёт, добрые воспоминания.
...Вот только подсолнечник не убраный жаль...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Написано с душой и фотографии качественные. Только настоящий Горный Алтай не здесь, начинается он за перевалом Чике-Таман :-).

краски яркие

bi72:
Да, вы правы, но всё же главной нашей целью был фестиваль. Раньше мы доезжали аж до долины Чулышмана, но спуститься тогда вниз не решились, и время было ограничено.

Отличное путешествие.
Бардовский фестиваль - классно.
Elfim
да поездка в республику в сентябре я считаю самое оптимальное время, народу мало, природа радует и катунь именно того правильного цвета) летом совсем не то

Молодцы, тоже побывали там лет 5 назад.

Написано и вправду очень душевно. Как и всегда в Ваших рассказах. Шурпа, плов и уха! Класс!!! ))
Outback BR9, 2010, МКПП

Павлодар
Согласен с предыдущими комментариями, очень душевно. Приятно читать. А за подсолнухи не переживайте, его убирают поздно и даже снег этому не помеха.

Елбанка
Бывший_сахалинец:
...Вот только подсолнечник не убраный жаль...
А и зря! Его убирают позже, в мороз, а иной раз и до весны оставляют.
Много нюансов...
Мои отзывы: Opel Zafira 2013, Opel Zafira 2008

Romanian:
А и зря! Его убирают позже, в мороз, а иной раз и до весны оставляют.Много нюансов...
Что его убирают в мороз, когда уже подморозится почва, что бы можно было проехать комбайну, я знаю. Вот только КПД сбора такого урожая низкий, семечка обычно осыпается. К тому же она трухлая (от дождей, мороза и ветра) и годится большей частью не для масла (потому как горькое оно будет), а только для олифы. Или на корм, как добавка к плохому комбикорму.
Про ньюансы - у плохого хозяина их всегда много.
В конце ноября ехали в Ср.Азию, встречались такие поля (неубранные) в южных районах России, (примыкающих областей к Казахстану). Хотя раньше за такие поля отдавали под суд. И при Хрущеве и при Брежневе.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Хорошая поездка! А еще один фестиваль бардовской песни проходит в Боровом (Казахстан), на полуострове озера Большое Чебачье. Но он проводится в последние выходные июля, и в это время значительно теплее. Хотя на таких мероприятиях обычно не погода главное, а настроение!
Мой отзыв: Toyota Corolla 1994
Вальдемар
Грозный
Хочется узнать, за чей счет все энти явства -пловы, шурпы, чебурыки, хванчкары и тд???Что за шабаш неизвестный не кому устраивают люди кому за 50!?секта однако?

Вальдемар:
Для ответа на эти вопросы нужно отмотать ленту времени годков так хотя бы на двадцать-тридцать назад.
Но если это секта, как вы выразились, то я очень горжусь, что был вхож в их ряды и принимал активное участие в ихних шАбашах. И как зритель/слушатель и как пропагандирующий это замечательное движение самодеятельной песни.
Недавно (в 2009-м) ехали на Азов в Бердянск Запорожской области, что на Украине. По пути наткнулись на огромное сборище "творческих людей с гитарами". Многие прикатили на своих мотоциклах/машинах/вело из Европы и ближних республик. Заглянули "на часок" по старой памяти. Задержались на сутки. Среди новомодных панк/рок/блюз/хард/быдло творчества встречаются довольно приличные исполнители со своими и чужими песнями.
И по поводу средств. Раньше выделялись мизерные деньги из бюджета через культуру. Сейчас - не знаю.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Понравился развод про мост "Говорят, его хотят отреставрировать и сделать пешеходным мостом".))
Звучит, как будто собираются лететь на Марс в 2025 году...
Там делов то, на неделю максимум

Хорошая компания и отдохнули хорошо. "Я читал, про такие перевёрнутые дома, когда планировал поездку в прошлом году за границу. Оказывается, и у нас уже такие завезли." Проект, а также план реализации подготовили барнаульские специалисты из компании «Банкфакс», они же все материалы изготовили на своем заводе. Подсолнечник в мороз обмолачивается лучше, да и лишняя влага вымораживается.

красота

Вальдемар:
Найдётся всегда такой человек, кто постарается охаить...
Побольше бы таких "шабашей", как этот. И на бардовских фестивалях молодёжи всегда тоже не мало. Встречаются друзья, поют свои и чужие песни со сцены и сидя у костра. Но вальдемару этого не дано понять.

А всем спасибо за тёплые слова.
Да, я потом узнал, что были дожди и комбайны не могли заехать на поля, чтоб убрать подсолнечник. Но тогда, не зная, было больно смотреть на неубранный урожай.

Приятный осенний отчет. Фото красивые.
Viam supervadet vadens

Спасибо автору! Спокойный и размеренный, душевный отдых! Читал за кружкой чая - частичку хорошего настроения получил! Алтай действительно великолепен в любое время года! Еще раз спасибо автору за положительные эмоции :)

Комсомольск-на-Амуре
Хорошие фото,отчет душевный.

ж/д разъезд 604 км.
Фоточки с чуть перекрученными цветами (это вопрос к обработке) и мыльные (это уже вопрос к фотику). А так, да, нормальные места и цель поездки.

Хороший такой отчёт.С добротой написан.По-простому,по-деревен ски.))
Удачи вам в будущих поездках.)

p.s. про подсолнечник уже выше сказали.
Это теперь у нас "ноу-хау" такое..)))

Новосибирск- Усть-Илимск
Спасибо автору за интересный рассказ и фотографии, красота! Мне интересна дата вашей поездки, чтобы прикинуть примерно в какое время осенью можно туда съездить.
Мои отзывы: Honda Freed 2008, Honda Fit 2001

Хороший отчёт, по-доброму написан. И время года выбрано удачно для поездки. Тоже в эти дни каждый год стараюсь выбираться в горы Алтая.

хорошо изложено

где белая и зеленая зима
Молодцы! Красота!
Проснулся и как давай жить!

oleganatol:
Это были последние выходные сентября.

Вальдемар:
А мне кажется,что Вальдемар просто пошутил.Отчет понравился,как и все ваши предыдущие.Очень хочется съездить на Алтай,но пока жена на уговоры не поддается.

Турбаза Печки-Лавочки находится в Алтайском крае (Алтайский район), так что на обратном пути вы все время ехали по территории АК, а не после перевала.

Щегловка
Сообщений: 2087
в дальнем домике с зеленой крышей жили этим летом)
The Bird of Hermes is my name,
Eating my wings to make me tame

хороший отчёт, но оды Евдокимову не понял
из-за расчудесного губернатора крепко попал простой невиноватый работага

dvs41:
Это были последние выходные сентября.
Буквально за три недели до Вашей поездки мы командой выезжали в Монголию..
И человек с фото готовивший плов и сидящий с Вами на скамейке по имени Ринат.. был с нами в поездке со своей гитарой.
Каждый вечер у нас заканчивался застольем с песнями.. очень интересной получилась поездка.
Жить хорошо.. а хорошо жить еще лучше...
Мой отзыв: Honda CR-V 2008

Вот фото с поездки..
Жить хорошо.. а хорошо жить еще лучше...

Сообщений: 11915
Классно! Только на территорию Алт. края на обратном пути вы заехали сразу, как только пересекли мост через Катунь, это который возле Аи. Ая это Алт. край. А так супер, в Чемале на ГЭС не заходили?

Северск
Маленькие советы автору по постобработке фото:
1) ползунок "кларити" в лайтруме или его аналог "четкости" в программе, которой пользуетесь, никогда не выкручивайте в крайние значения до появления грубых темных окантовок на объектах и высветлений вокруг. Обратите внимание на деревья в предпоследнем фото и ореолы засветов вокруг. Вообще со всеми ползунками надо избегать крайних положений.
2) насыщенность цвета поднимать по необходимости отдельно в нужных цветовых каналах, так же насыщенность поднимается например контрастом. Общую сочность и особенно насыщенность трогать в последнюю очередь и предельно аккуратно.

п.с. не претендуя на что-то, просто это очевидное

Отличная поездка,молодцы.

Марк
Зачем же так сильно обрабатывали фото. Много нюансов прекрасной природы Алтая утонуло в этих нереалистично ярких красках..

Надя
Усть-Кокса
Моя родина, скучаю очень

oleganatol:
Осенью на Алтае пока еще народу меньше, чем летом (за счет школьников и студентов), но, боюсь, это только "пока". Всё больше народу понимает, как там классно именно осенью...
Ехать можно в любое время в сентябре и первой половине октября, только перед поездкой надо смотреть прогноз погоды. В основном там осень теплая и солнечная, но бывает так, что на несколько дней налетит непогода, завьюжит - именно так "повезло" автору этого симпатичного отчета. А где-то через неделю после этого (я очевидец) на Алтае было несколько шикарных солнечных дней, в Чемальском районе температура воздуха поднималась до плюс 26...
И еще надо иметь ввиду, что после 22 сентября день становится короче, чем ночь, темнеет всё раньше и раньше, и многое увидеть уже не успеваешь, и по ночам дубово. Зато осенние звёзды на небе - это нечто...

Места потрясающие! Отдыхал семьей в этом году в июле на оз. Айском. Ездили на озеро Телецкое. Впечатлений полные штаны!!!!!! Кстати для того что бы пройти легко и просто к озеру Айское идти нужно через базу Глобус и ни каких проблемм!! С других сторон за вход возьмут деньги!!!

Николай-1й:
Ну и зря не соглашается. Ни когда не пожалеет!!! Природы лучше чем на Алтае не придумать!!!! 2 недели отдыхали там с женой и ребенком и были на седьмом небе от счастья!!! Лучше конечно иметь под задом автомобиль, что мы и сделали и проехать по горному Алтаю и по больше посмотреть местных красот!!!

Читала все ваши рассказы, очень легко, интересно и познавательность. Фотографии очень красивые, на взгляд не специалиста.
Ну а вид шурпы и ухи аж голову закружил...

Классно осенью на Алтае.

Хороший рассказ! Очень удачно переданы эмоции, понравилось!

круто! сразу вспомнила как ездили туда в июле, хотелось бы еще и осенью)