|
Наши предыдущие путешествия:
Пришла очередная зима, а с нею и длительный отпуск. Сидеть дома? Вариант неплохой. Постареем, обнищаем — так и сделаем. Валяться в тёплых странах на песке (или в Домодедово на чемоданах)? Но там свобода передвижения ограничена, лишение её на срок три недели, да за свои деньги — нет уж, увольте! Значит — снова на машину и в дорогу!
Прошлая поездка показала, что Крым зимой — это здорово! Доехать до Крыма несложно. Поэтому решили осесть там дней на десять. Хотели взять с собой дочь-студентку, но сессия, однако. Купили ей билеты на самолёт на 4 января до Симферополя через Домодедово и на 12 из Киева.
Ехать напрямую в Крым было не очень интересно, лёгких маршрутов мы не выбираем, поэтому получилось вот так:
Новосибирск — Омск — Тюмень — Екатеринбург — Пермь — Омутнинск — Шарья — Никольское — Тотьма — Вологда — Тихвин — Лодейное Поле — Санкт-Петербург — Вырица — Псков — Выбуты — Псков — Себеж — Полоцк — Хатынь — Минск — Солигорск — Житковичи — Столин — Сарны — Ровно — Дубно — Почаев — Тернополь — Умань — Николаев — Симферополь — Ялта. И обратно: Ялта — Симферополь — Николаев — Киев — Брянск — Москва — Сергиев Посад — Муром — Дивеево — Санаксары — Саранск — Ульяновск — Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск. Цель: посетить святые места, отдохнуть душой (ну, а тело потерпит).
Маршрут жёстко не планировали, всё зависело от ситуации и наших предпочтений.
Экипаж: два человека, мы с женой. Дочь с нами путешествовала с 5 по 12 января.
Машину, «Ладу-Калину» 2007 года, на которой мы прошли два предыдущих путешествия (два года назад в Питер и год назад в Крым), я отдал дочери. Себе же, после долгих раздумий, купил новую люксовую «Калину-универсал» с приоровским движком. Особо машину не готовил, прошёл только плановое ТО-1 у дилера.
Подготовка: Минимальный набор инструмента, комплект жгутов для ремонта шин, литр масла в двигатель, литр — в КПП, концентрат незамерзайки, флакон тормозухи, лопатка. Чтобы не замёрзнуть в случае чего — десять газовых баллонов, газовый обогреватель, компактная газовая плитка, спички, топор. 10 литров бензина и воронку. Да ещё зачем-то взял компрессор. Дороги зимой непредсказуемые, можно попасть на трассе в степи в многочасовую пробку, запас бензина спасёт. Остальное — всякое личное барахло от носков до зонтиков весом этак килограмм 80.
Всё готово! Поехали!
Итак, 23 декабря 2010 года.
На этот раз я решил не торопиться и, проснувшись в 5:30, терпеливо ждал, пока жена сделает причёску, соберёт все нужные и (в основном) ненужные вещи. Где-то в 9 часов моё терпение стало иссякать, о чём не преминул ей сообщить... Только в 11:30 мы стартовали.
Погода была морозная, -35-37, но мы верили в машину, и она, чувствуя оказанное ей доверие, усердно везла нас в сторону Омска. День был чудесный — мороз и солнце, но мы знали прогноз. А он был неутешительный, впереди нас ждали сильные снегопады, оттепели, морозы, и даже дожди. Как и предсказывали синоптики, к 14 часам нас накрыл сильный снегопад. Сухой снег не хотел спокойно лежать в придорожных сугробах и яростно гнался за фурами, крутился-вертелся, но оседать не собирался. Дорожники, вышедшие на уборку, не могли покорить эту стихию, она гналась и за ними, снег из лопат взлетал в воздух и, злорадствуя, присоединялся к общему хаосу.
Включив все фары, какие можно было включить, мы продвигались осторожно вперёд в этой каше. Народ перестал друг друга обгонять, терпеливо тащился в общей колонне, ориентируясь на красные огоньки впереди идущего. К вечеру пурга стала стихать. В сумерках по объездной прошли Омск, повернули в сторону Ишима. Снегопад полностью прекратился, ветер стих, мороз крепчал. Пора было подумать об отдыхе.
Ночевали мы в Крутинке, в мотеле «Уют». Рекомендую. Чистота и опрятность даже в мелочах.
Утро 24 декабря мы встретили уже в пути.
Надо было принимать решение, какой дорогой ехать. Жена предлагала поехать через Челябинск на Уфу, чтобы на Урале накупить всяких малахитовых шкатулок. Меня эта перспектива не радовала: рано ещё облегчать кошелёк и утяжелять машину. Поэтому я отстаивал маршрут через Пермь, Киров. Дискутируя на эту тему, мы всё-таки повернули в Ишиме на Курган, Челябинск. Ещё 20 км длились прения, в конце концов, аргумент — обойти плохую погоду по Северу — убедил нас обоих, вернулись на тюменскую трассу и покатили на Тюмень.
В эту поездку нас вели уже испытанные навигаторы JJ c «Мегаполисом» и КПК «Самсунг» с «Навителом». Задача JJ — писать трек, что у него неплохо получается, «Навителу» поручено вести по маршруту. В мобильнике установлено приложение «Яндекс-карты», на всякий случай. От хитрых гаишников нас защищал нехитрый радар-детектор.
Тюмень проходим легко, уже в темноте приближаемся к Екатеринбургу. В нём мы всегда теряем много времени на стоянки в пробках, поэтому пытаемся найти маршрут в обход города. Но наша хитрость не проходит, мы опять оказываемся в самой гуще событий. Нас таскает по городу унылый вечерний поток машин, бороться с которым бесполезно. Опять 1,5 часа отнимает у нас этот город.
Курс на Пермь. Мы отстаём от позапрошлогоднего графика, ночевать планировали в Перми. За 250 км до неё ночуем в мотеле «Три медведя», недорого, но и не очень комфортно.
Утро 25 декабря встречает нас 32-градусным морозцем. Выезжаем в шесть местного.
Вот и Пермь, двигаем на объездную. Два года назад мы на ней чуть не задохнулись от промышленных газов, и в этот раз наблюдали необычное явление: облака газа, похожие на сугробы, такие же плотные и белые, пристроились в придорожных кустах и дачках, вонь несусветная, быстрее отсюда! Как люди там живут? А ягодкой с огородов детей кормят?!
Далее дорога ведёт на Афанасьево — Омутнинск — Чёрную и Белую Холуницы — Киров — Котельнич. За два года дорогу привели в порядок, только в Омутнинске есть несколько км выбитого асфальта.
Поэтому скорость нормальная, даже опережаем график. В Чёрной Холунице заехали в кафешку в надежде угоститься деревенской сметанкой. К сожалению, в этой глухой деревушке народ разучился держать скотину, поэтому всё им возят из города, сельское хозяйство заброшено, народ перебивается с водки на самогон, довольствуясь случайными заработками в системе «воруй-лес». К величайшему нашему огорчению, для большинства русских деревень это норма.
Тем не менее, очередной день кончался, сумерки нас встретили на объездной Кирова, в Котельниче мы повернули в сторону Шарьи, опять начался снегопад, поэтому решили искать ночлег. В мотеле в Поназырево администратор куда-то отлучилась, ждать не стали, поехали дальше. В Шарье ночлег нам не попался, повернули на Котлас, планируя заночевать в Козловке. Пара десятков км этой дороги, как после танковой колонны, но мы не сдаёмся, и к 22 часам местного паркуемся у мотеля рядом с «Ниссаном АД» с алтайскими номерами. Парень едет в Питер, полная машина вещей, наверное, переезжает. Мотель в Козловке недорогой, аккуратный, чистый, приятно отдохнуть.
26 декабря. Утром старт в 5 утра по местному. Наша дорога пролегает через Никольское на Тотьму, Чекшинно, выходит на М-8 до Вологды. Движение на дорогах небольшое, правда, очень скользко, на одной из обочин на боку лежит большой автобус, в другом месте фура, но удаётся держать скорость 80-90 км/час.
Два года назад дорога от Вологды до Питера была перегружена транспортом настолько, что обгонять никто и не пытался, колонна двигалась 60-70 км/час, что уже было неплохо. Сейчас же движение большегрузов было минимальным, удавалось держать скорость около 100 км/час, правда, дорога была скользкая, местами рыхлая. Видимо, весь транспорт застрял южнее, где прошли пресловутые ледяные дожди. Как хорошо, что мы не пошли по М-5 (7)!
Вот и Ленинградская область, в районе Тихвина поворачиваем направо, на Лодейное Поле. Дорога — снежная гребёнка, кругом высокие еловые леса. Стемнело, машин не видно, связи нет, иногда фары выхватывают покосившиеся домишки, стоящие на полянке в густом тёмном лесу. Если бы не сугробы, было бы заметно, что они стоят на курьих ножках… И тишина… И никого… Баба Яга, конечно, сейчас живёт в Питере, а в лес возвращается отдохнуть. Кто же ездит по этой дороге? Чёрные лесорубы. Их следы в лесу на каждом шагу, воруют лес, гады, пока Бабка в городе заправляет.
Долго ли, коротко ли, выехали мы из лесу. Наша цель — деревня Старая Слобода, в которой находится Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Немного поблудив по Лодейному Полю, узнали дорогу, пересекли Свирь по разводному мосту. Проехав за день более 1 000 км мы, наконец-то прибыли к первой точке нашего маршрута. Остановились в современном гостиничном комплексе «Старая Слобода». В монастырь идти было уже поздно, поэтому, прогулявшись по чистому морозному воздуху, поужинав в гостиничном кафе, завалились спать.
В этой местности в 15 веке подвизался преподобный Александр Свирский, чудотворец. Почитайте его житие, почитайте про обретение его мощей, и вы поймёте, почему верующие и не очень верующие люди едут сюда со всего мира, почему поток паломников увеличивается год от года.
27 декабря. Морозец под 20 с ветром, прямо скажем, холодно.
В монастыре немноголюдно, приложились к святыням, экскурсовод показала нам Троицкий храм 17 века, Покровский храм, возведение которого начинал сам святой, показала нам мироточивую копию Туринской Плащаницы, открыла нам часовню, построенную на месте явления Александру Свирскому Пресвятой Троицы. Чудесные явления здесь происходили всегда, происходят и сейчас, произошли и с нами. Не буду их описывать, это личное. Есть вещи, недоступные для нашего жалкого умишки, вещи, которые невозможно описать словами или объяснить, и я не буду пытаться этого делать. Каждый из нас рано или поздно придёт к вере, к сожалению, для многих — это путь страданий его и его близких, а для некоторых — эта встреча происходит уже слишком поздно… Ну а атеисты и материалисты могут по-прежнему веровать в себя, свои силы; лично я недалеко от них ушёл, но, может быть, когда-нибудь и мы сможем поверить не умом, но сердцем.
Во второй половине дня выехали на Питер. Там планировали посетить Александро-Невскую Лавру, часовню Ксении Петербургской и усыпальницу Иоанна Кронштадтского. Отличная дорога не отняла у нас много времени, а вот такие лесовозы заставили задуматься: если вырубают тонкомер (молодняк), значит, нарушают правила вырубки, значит, воруют! И таких лесовозов был не один десяток!
Ну а мы приближались к Санкт-Петербургу. Сначала держим путь на Петроградскую сторону, набережную реки Карповки, в Иоанновский монастырь. Послушав советы навигаторов, составили свой маршрут и под недовольное их бормотание влились в броуновское движение Питера. Интересен стиль вождения некоторых местных водителей — неумело агрессивный. Их меньшинство, но порой они задают рваный, нерасчётливый ритм движения, заводя остальных. Видимо, подросло молодое поколение, не научившееся водить, не знающее правил, но знающее, что надо быть напористым. Слабо повернуть на красный и под «кирпич»? Похоже, некоторых красный сигнал светофора возбуждает, как быка тряпка, но ведь бык всегда в проигрыше. Поверьте, я много где был, но такое количество бестолковых водителей не видел нигде. Давит, давит город на людей. Да и народ на улицах хмуро куда-то спешит. Гаишник тупо пялится перед собой, не замечая, как десятки машин перед ним каждую минуту нарушают ПДД, поворачивая не из своих рядов, не останавливаясь на красный. Город напоминает времена блокады. Занесённые снегом ещё ДВЕ(!) недели назад улицы, вместо тротуаров — тропинки в глубоком снегу, где двоим не разойтись. Пресловутые сосульки висят точняком над головами, народ крадётся среди осколков упавших ледяных снарядов, боясь оступиться или попасть под бомбёжку. Переселившаяся на Невский Баба Яга знает своё дело.
В блокаду со снегом боролись. А сейчас что? Пайка маленькая?
Мы успели в Иоанновский монастырь, поклонились Иоанну Кронштадтскому, затем двинулись на Васильевский остров в поисках ночлега. Тут нас выручил «Навител», предложив целый список гостиниц. Выбрав одну (что-то типа «Гостиница при Институте повышения квалификации…) и предположив, что она не должна быть дорогой, нашли неприметную вывеску. Позвонив в домофон, мы оказались в хорошо отремонтированной, небольшой уютной гостинице, с вполне демократичными ценами. Осталась проблема парковки, все щели были заняты машинами, сугробами или машинами-сугробами. Тем не менее, жена нашла, где пристроить машину. В соседнем дворике-колодце она разжалобила сторожиху, которая пустила нашу машину на постой.
Утром 28 декабря мы направились на Смоленское кладбище к Ксении Петербургской. Поклонившись ей, заехали в Казанский Собор, затем в Александро-Невскую лавру. Рассказывать об этих святынях не буду, кто интересуется — найдёт информацию более исчерпывающую, чем я смог бы выдать. Так как ночевать мы планировали в Пскове, то рванули на выезд из города. По пути заехали в Вырицу, к мощам Серафима Вырицкого, полюбовались деревянным храмом начала 20 века.
По заснеженным улицам посёлка выбрались на трассу и взяли курс на Псков.
В Пскове мы воспользовались поиском Яндекс-карты, чтобы найти гостиницу. Сделав пару звонков, нашли искомое, адрес заложили в «Навител» и — вперёд. Поздним вечером движение в городе было небольшое, вышли на точку, почти не заблудившись. Правда, к гостинице «Спорт», расположенной на девятом этаже какой-то общаги, пришлось добираться по тротуарам. Гостиница недорогая, довольно совковая, но нам и это за счастье, так как устали.
29 декабря. Скоро Новый Год, а мы даже не знаем, где его встретим! Утром пытались допросить ЖПС-ки на предмет направления на Псковский Кремль. Тщетно. И вдруг, в предрассветной мгле просыпающегося города мы видим словно парящий над землей величественный Кремль, подсвеченный яркими огнями. Ещё минуту назад всё было черно! Это знак! Воодушевлённые, мы быстренько собрались и двинулись в сторону этого прекрасного видения.
Как водится, в поисках парковки мы проскакиваем слишком далеко, пересекаем реку Великую, разворачиваемся и со второго захода находим место для машины. Псков, как и Питер, завалило снегом. Снегопад продолжается, но руки никто не опускает, по городу можно спокойно ездить и ходить. Великолепный Троицкий собор в Кремле надолго нас задерживает, его тихая величественность успокоила наши разгорячённые гонкой головы… Более тысячи лет назад, стоя на берегу Великой, святая равноапостольная княгиня Ольга указала место строительства собора.
Святая Ольга является небесной покровительницей моей жены, поэтому мы решили съездить на родину киевской княгини, в село Выбуты, это в 20 км от города в сторону Риги. Но прежде надо оформить «гринкарту». Найдя ближайший указатель страховой компании, сворачиваем в переулок, паркуемся в заботливо подготовленном среди сугроба кармане. Здесь находится турфирма, организующая поездки в Беларусь. Очень приятная и любезная девушка нам оформляет страховку, снабжает нас целой кипой туристических проспектов по Белой Руси. Погода не балует, снег продолжает валить.
К Выбутам от трассы ведёт полузаметённая дорога, около 2 км. Но снег свежий, ещё не уплотнившийся, поэтому решаюсь штурмовать: во святое место едем! Сшибая бампером перемёты, без особого труда находим старинный белокаменный храм на берегу реки. Тишина, никого нет, двери закрыты. Снег уже заметает наши следы, надо возвращаться. Вдруг краем глаза в зеркале замечаю какое-то движение, останавливаемся, выходим — к нам бежит собака, за ней идёт бородатый мужик. Как оказалось, смотритель этого храма.
Много интересного он нам показал и рассказал. Родом из Сибири, будучи прежде обеспеченным человеком, чудесным образом он попал сюда на службу и обрёл душевный мир. Чудом и мы сюда прорвались, пора обратно. Поклонились святому месту, где родилась святая равноапостольная княгиня Ольга, просветившая христианством Русскую землю. По своим уже занесённым следам вылезаем на трассу. Дорожный просвет у машины поболее, чем у некоторых кроссоверов, но она легче, а тяга на низах позволяет эффективно использовать мощность на тяжёлой дороге; лопата, уже третий год путешествующая с нами, так и не пригодилась.
Теперь — в Псково-Печерский монастырь. Он расположен в десятке километров от границы с Эстонией. Так далеко на запад мы ещё не забирались. К сожалению, в пещеры монастыря нас не пустили, туда можно заходить по предварительной заявке организованными группами, зато мы получили исчерпывающий рассказ о пещерах от местного служителя. Помолились у святынь, подали записки за всех, кто нам близок, кто нас просил, за друзей и сродников своих.
Уже темнеет, пора ехать дальше. Мы хотим побывать в Беларуси, посмотреть своими глазами на результаты деятельности Батьки Лукашенко. Навител ведёт нас к трассе М-20. Предложение завернуть в заснеженное поле мы посчитали очередной провокацией, проигнорировали, выслушав недовольное ворчание навигатора. Чтобы не заблудиться, возвращаемся в Псков, проходим его ещё раз и выходим на трассу. Снегопад не утихает, обгонять по рыхлому становится опасно, тащимся в общей колонне до Опочки, затем сворачиваем на Себеж. Ночная дорога довольно пустынна, но включать дальний бессмысленно, слишком плотный снег.
Пора спать, но никаких признаков мотелей не замечено. Вот и Себеж, на заправке узнаю о ближайшей гостинице. А, говорит, на первом перекрёстке — налево. Я понял слишком буквально, сворачиваю на ближайшую деревенскую улицу, метрах в 400-х маячит двухэтажка, колея всё глубже, дорога всё уже, понял, еду не туда, а как развернуться? Местные, похоже, тут на УАЗиках ездят, делать нечего, обречённо газую вперёд, предвкушая ночные снежные забавы. Вот и та «буханка», которая здесь живёт, дальше дороги уже нет, но есть немного места для разворота. Трамбуя бамперами сугробы, поднимая вихри снега, лихо разворачиваемся и сбегаем из этого заснеженного тупика. Искомый перекрёсток был обозначен на месте светофорами, а за ним призывно светилась такая желанная надпись — «Мотель»!
30 декабря. Встаём засветло, ведь впереди неизведанный путь — «Навител» категорически не приемлет короткий путь и хочет нас заставить сделать крюк в 1 000 лишних км. Вот что значит халявская картография! На нашем бумажном атласе Белоруссию можно прикрыть ладонью, с таким же успехом можно было взять с собой настенную карту мира. Соответственно, мы до сих пор не знаем, как назывался погранпереход в сторону Полоцка. Поудивлявшись нашему невиданному доселе здесь номеру региона, пограничники, особо не церемонясь и почти не проверяя документов, пропустили нас на Батькину землю. Дали только с собой бумажку, которую надо будет предъявить к оплате на выезде из страны. А ещё нам подсадили пассажира, белоруса, добиравшегося домой с российской нефтяной вахты и развлекавшего нас рассказами о местной жизни.
Дремучие, заснеженные, суровые неприступные леса; небогатые, но ухоженные деревеньки, деловито чистящие дорогу трактора, жующие сено коровы, полное отсутствие буквы «О» в местных названиях — вот наше первое восприятие Беларуси . Малако. Вадаправод. Масква. Агарод. Я сначала падумал, чта ани букву «О» ваабще атменили. Действительно, народ работает, фермы выдают молоко и навоз, ни одного заброшенного дома, дороги чистые, несмотря на продолжающуюся метель. Легковые машины в Белоруссии в основном «европейки б/у», попадаются иногда новые «Ланосы», «Лачетти» и прочие «Фокусы», а также ещё советского периода «Жигули». Люди здесь живут небогато, но имеют постоянную работу, небольшую зарплату, кучу соцгарантий (санатории, отпуска, пенсии, 8-часовой рабочий день, на что нам рассчитывать приходится всё менее). Чтобы немного приподняться (построить дом, купить машину) народ ездит на заработки в Европу и Россию. Всё это нам растолковал наш попутчик.
А вот и Полоцк, первый крупный город на нашем пути. Находим автовокзал, выпускаем пассажира. Теперь задача —купить СИМку. С этим сложнее. «Лайф» показался дорогим — 5 руб/минуту в Россию. «МТС» — до 10-ти. Других операторов замечено не было. В обменнике наменяли местных денег. Один наш рубль — 100 белорусских. Есть бумажки по 10, 20 и т.п. рублей. То есть, имея в кармане кучу денег, не значит, что на них можно что-то купить. Цены, в среднем, процентов на 20 ниже, чем у нас. Монеты не попадались. Так и не решив проблему со связью, двинулись в сторону Свято-Ефросиниевского монастыря. Дорогу нам подсказывал очнувшийся «Навител». Поклонились мощам святой Ефросиньи Полоцкой, молитвенницы за Белую Русь.
Теперь наша дорога лежала на Минск. Неплохой прежде асфальт сменился очень неплохим, можно было притопить, но рисковать встречей с местными некорумпированными гаишниками не хотелось. Честно сказать, я их вообще нигде не видел, даже не знаю, как они выглядят. Но я не расслаблялся, и каждый час на 80-90 км мы приближались к Минску. Кстати, отъявленных лихачей я тоже не увидел. Где-то недалеко от Минска мелькнул указатель на Хатынь. Мы не смогли проехать мимо и повернули к мемориальному комплексу, проехав с десяток километров.
Натворили здесь дел фашисты: согнали всех жителей в сарай и сожгли живьём. Цивилизованные, блин, сволочи! А мы уже и забыли! Нельзя такое забывать! Для того и служит этот мемориал. А в глубокой заснеженной тишине печально звонят колокола над каждым сожжённым домом.
В Минске мы надолго задерживаться не собирались, поэтому задали «Навителу» курс на центр города и тупо стали прислушиваться к его сомнительным советам. В городе был предпраздничный час пик, движение довольно плотное, но стабильное. Жизнь кипела, новогодняя суета захватывала людей. Одни мы, не зная, где нас застигнет сей праздник, меньше всего о нём вспоминали.
Порадовал городской транспорт: всевозможные автобусы МАЗ, троллейбусы МАЗ, современные трамваи неизвестной мне марки — всё было чистенькое, блестящее, как с иголочки. Какими-то окольными путями «Навител» нас всё-таки вывел в центр, припарковались на небольшой улочке, примыкающей к площади Победы. Назревший вопрос, где найти WC, решился за ближайшим углом — платное (600 руб.) заведение находилось в шаговой доступности. Теперь надо найти СИМ-карту и погулять по городу. Местные жители охотно нам объяснили, в каком направлении двигаться. Мы спустились в метро и, проехав одну остановку, оказались на какой-то нарядной центральной улице.
Метро, кстати, оказалось неглубоким, без мучительно-бесконечного эскалатора, чистое и просторное. Улыбок и беззаботности на лицах горожан было не в пример больше хмурому Питеру. Побродив по ГУМу, купив СИМ-ку «Лайф» (всё-таки 5 рублей в Россию для неместных дороговато), потопали обратно. Появилась шальная мысль, а не встретить ли Новый год в Минске, как-то приглянулся он нам! Но 4 января мы должны в Симферополе встретить дочь, поэтому, найдя машину, ещё пофоткались и двинулись на выезд. Кстати, именно в Минске наша машина вызывала интерес: «Смотри-смотри, Лада-Калина!», народ, видимо, был в курсе массированной антирекламы, а это ещё больше развивает любопытство, знали бы вы, ребята, откуда мы приехали! Напомню, новых ВАЗов здесь я не видел.
Итак, снова поздний вечер, хочется уже спать, а мы едем в ночь и пытаемся разглядеть какой-нибудь мотель. Ещё плюс белорусских дорог — освещённые пешеходные переходы, вроде мелочь, а людей на них видно издалека. Вот мотелей что-то не видно. Запасной вариант — поручаем нашим ЖПСкам найти ближайшую гостиницу. Есть! В Солигорске. Ну, думаю, серый промгородишко, бараки, удобства на улице… Сворачиваем с трассы в сторону города, вот и он! Высотные дома, яркие огни, наряженные ёлки, блестящие большие автобусы. Ну прямо филиал столицы! Так вот ночёвка в хорошей гостинице «Новое Полесье» обошлась нам всего в 600 наших рублей за двоих в чистом номере со всеми удобствами! Опять появилась мысль остаться здесь на праздник, но нас заждалась дорога!
31 декабря. Город ещё спал, а мы уже поехали дальше. Снег повалил с новой силой, дорожники терпеливо боролись со стихией, поэтому мы быстро добрались до Житковичей, свернули на Столин. Этот день, видимо, здесь не был выходным, народ ещё терпеливо трудился, коровы доились, а куры неслись. Неслись и мы, пролетая интереснейшие места, например Любавичи, кто знает — поймёт! Погранпереход с каким-то китайским названием нас надолго не задержал, заплатили за проезд по белорусским дорогам, не жалко. Украинские таможенники любезно нам всё растолковали, и вот мы уже на территории западной Украины. Нас всё пугали: бендеры-бендеры, но, как и всегда, народ здесь оказался вполне гостеприимным, нас понимали, отвечали кто по-русски, кто по-украински. Здесь все жёстко говорят на мове, но телек не даёт им забыть русский.
Мало что изменилось после перехода границы — такие же небогатые деревеньки, такие же деловитые их жители, только в асфальте появились выбоины, появились и заброшенные дома и фермы, но не в таком ужасающем количестве, как в РФ.
Путь наш лежал в Почаев, в Почаевскую Лавру. Никогда мы там не были, может быть, и особого смысла туда заезжать не было, но что-то неудержимо влекло нас туда. Дорога была непростая, пурга не утихала, и, хотя дороги убирались стабильно, быстро ехать не получалось. Навител категорически отказывался вести нас на Почаев, пока я не додумался, что пишется он иначе — Почаiв. Кое-как удалось перехитрить упрямого Сусанина, он наконец-то понял нас и, как волшебный клубок, потащил за собой. Проехали через Ровно, Дубно, в Кременце стало совсем темно, а ведь это вечер 31 декабря! И ночевать неизвестно где! ЖПС-ка повела нас куда-то в степь, а когда предложила повернуть на занесённую полевую дорогу, то доверие утратила окончательно. Вернулись обратно в Кременец, у таксиста разузнали дорогу и благополучно около 19.00 въехали в Почаев. Насчёт ночёвки сильно не волновались, наивно думая, что новогодние праздники в монастыре мало кто встречает. Ан нет! Огромное число паломников приехало именно к 31 декабря, т.к. в этот день празднуется память преподобного Амфилохия, очень почитаемого святого, жившего в 20 веке. По его молитвам исцелилось и исцеляется множество людей, народ идёт к нему потоком, и не зря.
Но гостиницу мы всё же нашли, последний свободный номер за 300 гривен — фантастическая цена по местным меркам. Слегка отметили Новый год по новосибирскому времени, да отрубились.
1 января. Лавра поразила нас своей величием и красотой; её золотые купола, белоснежные храмы словно парили в воздухе. Самое главное, конечно, особый настрой, присутствующий в этом месте. Ощущение истинной, непритворной, не формальной народной веры. Лавру Советская власть не смогла победить, местным жителям никто особо не запрещал верить, поэтому здесь чувствуется та простая, всеобщая естественная вера в Бога; человек неверующий в этих краях вызывает у людей недоумение, непонимание и жалость.
Не зря мы сюда стремились — удалось почувствовать благодать этого места. Если Бог даст, мы ещё сюда вернёмся! Но, надо ехать дальше. Во второй половине дня продолжили нашу дорогу. Маршрут: Тернополь — Хмельницкий — Винница — Умань. Дороги по качеству не хуже российских, знаков ограничения скорости на порядок меньше, развитая инфраструктура: заправки, кафе, магазины, готели (так они здесь называются). Бензин непомерно дорог: от 7,40 до 8,50 гривен (30-34 руб) за 92-ой. И, хотя до этого я мог себе позволить баловать машину 95-м, пришлось заливать 92. Разницы, честно сказать, не заметил. Поэтому 95 заливал после только два раза — перед горными крымскими и уральскими дорогами.
Где-то перед Винницей догнали траурно ползущий грузовик с полным кузовом печального груза — невостребованными новогодними ёлками. Здесь же нас впервые за всё наше путешествие остановили гаишники, точнее даишники. Невнимательно глядя на документы, инспектор так сильно принюхивался, что делал неестественные паузы в разговоре. Результат обнюхивания был отрицательный, соответственно темы для разговора не представилось, и мы покатили дальше. Уже в темноте проехали всем известный Немиров, на въезде и выезде из города у дороги ярко светились огромные католические кресты. К Умани созрели для ночёвки, зарулили в первый попавшийся готель, там и заночевали. Номер большой, какой-то нескладный, а, главное, холодный. Пришлось принести из машины нашу аварийную газовую плитку.
2 января. Покинув холодное лежбище, мы поехали дальше в предвкушении скорого отдыха под пальмами. Отличный автобан начался от Умани в сторону Одессы. К сожалению, скоро пришлось его покинуть, повернув на Первомайск — Николаев. Здесь дорога изобиловала дефектами асфальта, но с каждым километром снега становилось всё меньше, а температура за бортом оптимистично поднималась. Так, теряя по дороге комья намёрзшей грязи, мы въехали в Крым. Не прошло и года, а мы снова здесь. Тяжёлая зелень тропических растений чередуется с весёлым изумрудом травы, всевозможными архитектурными изысками, всё это обильно поливается тёплым дождём из очень злой тучи. Горы, зелёные внизу, с высотой утрачивают свою мягкую привлекательность, суровеют, появляются снежные прожилки, чем выше, тем больше, а самые высокие удостоены белых снежных папах.
Быстро темнеет, ведь ещё только 16 часов! С последними серыми красками вечерних сумерек спускаемся в Партенит. Здесь, в гостинице «Санрайс», мы забронировали номер, в котором жили в прошлом году. Под проливным дождём разгружаем машину, но крупные капли дождя при +12 градусах, дурманящие испарения от влажной, не знакомой со снегом земли, создают ощущение какой-то приятной курортной очистительной процедуры, прописанной вновь приехавшим замёрзшим туристам.
Всё, теперь мы никуда не торопимся, просто отдыхаем, отсыпаемся, отъедаемся.
3 января. Этот день мы решили посвятить разведке. Хотелось найти место проживания покомфортнее, с бассейном. Интернет нам информацию предоставил ещё дома, осталось только изучить её на месте. Бассейны с морской водой есть в нескольких санаториях. Мы выбирали из трёх вариантов: «Ялта Интурист» — большой подогреваемый бассейн на свежем воздухе с морской водой, но цена 100 гривен с человека в день показалась завышенной, а самый дешёвый вариант проживания стоил около 2400 гривен на троих. «Ай-Даниль» — крытый бассейн с морской и открытый с пресной подогреваемой водой — 25 гр/чел в час, мест в санатории не было. «Крым» в Партените — места по 300 гр/чел в сутки, бассейн, питание были включены. Почти решив в пользу последнего варианта, мы поехали кататься наобум по местным приморским посёлкам, надеясь найти что-нибудь ещё, ведь здесь полно частных пансионатов. Так и вышло, на одном из поворотов в Гурзуфе открылся потрясающий пейзаж на море.
Почти чёрное в отдалении, ближе к берегу оно светлело, становясь синим, а у кромки прибоя — лазурным, ласково-манящим на свои пляжи, игриво сверкало солнечными зайчиками, приглашало в свою пенную круговерть. Кромку берега украшали роскошные и не очень отели, санатории и прочие места отдыха на любой кошелёк. За ними от моря поднимались зелёные парки, переходящие в виноградные поля; на фоне Медведя боролись с волной скалы-близнецы. Старый Гурзуф был похож на пристроившийся у берега огромный муравейник, среди веток которого в хаотичном беспорядке выступали всевозможных форм и расцветок стены, крыши, купола, росой блестели окна. Муравьёв никто не тревожил, и эту статичную картину оживлял только морской бриз.
С трудом оторвав взгляд от этой картины, мы рядом обнаружили вывеску: «Гостиница «Гурзуфские зори». Там мы и остановились на неделю. Цена вопроса — 300 гривен за троих в сутки. Летом цены взлетают от 800 и до бесконечности!
С бассейном тоже всё решилось прекрасно! «Ай-Даниль» в 10 минутах езды, работает до 21:00. Сложнее оказалось с едой. Недорогого кафе рядом не нашлось, решили завтракать дома сами, обедать где придётся, а ужинать дома или в Ялте, в столовой «Сирень», славящейся своей советской консервативностью в ассортименте, качестве и ценах. Так проболтавшись весь день по Большой Ялте, мы вечером переехали в новое жилище.
4 января. Драматический день. Утренним рейсом наша 18-летняя дочурка должна была вылететь из Новосибирска в Домодедово. С авиацией она была знакома только по чёрным новостям из ящика, а последний её полёт на ИЛ-86 в 1997 году помнила только по нашим рассказам. Тогда мы её предупредили, что когда будет закладывать уши, надо широко зевать. Она выжидательно смотрела на бортпроводников, снующих мимо, затем спросила: «А когда мне в уши будут закладывать?» Тот полёт был не очень удачный, долетев до Москвы, самолёт развернулся и пошёл на запасной в Самару. Задержка прилёта получилась более 12 часов, произошла куча курьёзов, но это другая история.
С раннего утра мы взяли дело на контроль. Естественно, наш рейс задерживали; в аэропорту её, как транзитницу, перерегистрировали на другой. Зелёненький «Боинг» уже стоял у рукава. НО. Началось последовательное перенесение вылета то на час, то на два. «Боинг» оттащили. Причина оказалась смехотворная — аэродромные службы заморозили самолёт и никак не могли запустить двигатели. Пассажиры, узнав такую оптимистичную новость, напряглись, но сдавать билеты на неисправный лайнер не пошли. Только наши люди, как сказал бы Задорнов, могут молча садиться в заведомо неисправный самолёт, зная, что на днях сгорел в Сургуте другой, чудом в Домодедово сел третий, развалившись при посадке, а в аэропорту прилёта хаос из-за ледяного дождя. Покупая билет, мы сознаём, что участвуем в очередной лотерее, и, когда самолёт благополучно садится и заруливает на стоянку, ты с глубоким воодушевлением понимаешь, что выиграл!
Самолёт, всё же долетел до Москвы, правда, в туалетах не было воды, а чай заменили соками. Вот только стыковочный рейс уже улетел. Представитель авиакомпании предложил гостиницу и питание до следующего, через сутки. Но наши московские родственники, героически потеряв четыре часа в пробках, забрали нашу дочку к себе, огромное им спасибо!
Так весь день прошёл у нас в болезненном ожидании. Когда всё утряслось, поехали погулять по Ялте, прикупить фруктов-продуктов. В эту поездку мы взяли с собой карту «Виза», что очень облегчило нам получение местной валюты.
5 января. Мы опять в ожидании. Родственники повезли уже нашу дочурку в Домодедово, поездка на машине туда занимает больше времени, чем полёт на самолёте. Нам ехать в Симферополь ещё рано, поэтому я решил позаниматься машиной, ведь последний раз капот поднимал где-то в Тюмени, заливая незамерзайку. Уровень масла в двигателе уменьшился на 3 мм после ТО, долил до полного. В КПП уровень на месте, всё в норме. Затем сгонял на мойку (60 гр).
На сей раз авиация сработала чётко, и наша дочь прибыла в Симферополь без приключений. После тёплых объятий в холодном аэропорту, мы отправились в Свято-Троицкий монастырь к мощам святителя Луки Крымского, хирурга и священника Войно-Ясенецкого. Больше задерживаться в Симферополе мы не планировали, уже начало темнеть, а темнеет в Крыму зимой слишком рано — в 4 часа вечера, зря они перешли с московского времени на час назад. Так, обгоняя знаменитые симферопольские троллейбусы, мы уже в темноте прибыли домой. По пути прикупили дров и угля, а мясо на шашлык было заготовлено раньше. Но сначала, в бассейн! Ай-Даниль. Полноценный 25-метровый бассейн с прозрачной морской водой, всевозможными гидромассажами, детским отделением, подсвеченный разноцветными огнями — отличный вечерний отдых! Скажу крамольную мысль: здесь лучше, чем на морском пляже! Цена 25 гр за человека в час нас не испугала, поэтому теперь все вечера до самого отъезда мы будем проводить здесь!
Накупавшись вволю, наглотавшись солёной воды, превысив часовой лимит минут на 30 (за этим особо не следят), мы сделали попытку прогуляться по шикарному санаторскому парку, но наши распаренные организмы не хотели воспринимать физических нагрузок, хотелось тут же лечь и уснуть. Но надо было отдыхать дальше, даже через силу. Добредя до машины, мы поехали домой жарить шашлыки. Хитрая архитектура нашей гостиницы изобиловала всякими смотровыми площадками, уединёнными беседками, балконами и верандами. Мангал мы нашли на крыше административного корпуса. Открытая всем ветрам смотровая площадка, окруженная липкой ночной тьмой, освещаемая языками огня, казалось, находилась над пропастью, откуда доносился приглушённый шум прибоя, крики ночных птиц, шорохи и возня обитателей тропического леса. Шашлык, приправленный дымком неизвестного нам дерева, запахом морского ветра, нашими фантазиями и аппетитом, оказался на редкость вкусным.
Хорошее винцо, массандровское и инкермановское, в немалом количестве заготовленное загодя, наконец-то перевело наше разгорячённое многодневной гонкой и авиационными переживаниями сознание в режим полноценного отдыха. Самое же главное — мы отмечали день 20-летия нашей счастливой семейной жизни! Для этого пригодилось отменное новосветское шампанское, красное, полусладкое.
6 января. Сегодня едем в Севастополь. «Навител» — хорошая штука. Как много всего он знает о Крыме! Сколько потайных троп заложено в его память! Но если ему слепо доверять, надо летать на вертолёте или ездить на осле. И каким же надо быть ослом, чтобы ему доверять! Короче, по привычке заложив конечную точку в навигатор, мы поехали по бумажной карте и указателям. Электронный гад…жет хотел нас загнать в горы. Говорить о живописности этих мест бесполезно. Их надо видеть! Отличное свободное шоссе, свежий утренний горный воздух, яркое солнце, щедрое ультрафиолетом — от всего этого самый мрачный человек стал бы оптимистом!
Первой точка по нашему плану был Херсонес, город, в котором крестился князь Владимир, внук княгини Ольги. От этих древних стен пошло христианство на Руси.
Самый древний в мире театр (3 век до р.х.). Колизей моложе. На переднем плане развалины древнего христианского храма (6 век).
Зайдя в собор, побродив по развалинам древнего города, перемазавшись по уши в белой грязи, мы поехали на набережную Севастополя. «Навител» молодцом привёл нас на место. Не успели мы выйти на берег, как услышали призывы экскурсовода на морскую прогулку. Неказистый катеришко под прозрачным тентом скромно прятался за гордыми корпусами своих более дорогих коллег. Профессионально оценив его мореходные качества, я успокоил свою не чуждую флоту семью. Мы заняли лучшие места, а капитан развлекал нас всякими байками, лишь бы мы не передумали кататься. Минут через 10-15 подошла ещё одна компания, обманутая гордым видом роскошных яхт, стоящих рядом, и мы отдали швартовы. Экскурсовод оказалась настолько знающей свой предмет, что за 1,5 часа прогулки по Артиллерийской бухте, мы узнали историю города и флота с древних времён. Она рассказала про все здания, причалы, заводы, памятники на берегу и в пределах видимости, а самое главное, показала и рассказала всё до технических подробностей о военно-морских кораблях, стоящих в бухте. Корабль, который может вывести из строя всю электронику в радиусе 1 000 км, корабли радиоразведки, скоростные корабли, корабль-госпиталь, невидимая радарам подлодка, личная яхта Гитлера, родная глазу «Ленанефть» с гордым именем «Казань-сити»… Наши знания стали столь объёмны, что любая иностранная разведка не пожалела бы золота за наши головы.
Гитлеровская яхта «Авизо Хела».
После морской прогулки мы забрались по бесконечной лестнице к Владимирскому собору Севастополя, где поклонились славным русским адмиралам: Нахимову, Корнилову, Лазареву, Истомину. Затем вновь спустились на набережную, перекусили в ближайшем кафе и направились к машине, в надежде успеть в Инкерман, а заодно осмыслить полученные впечатления.
Инкерман славен тем, что там добывается белый камень, из которого строились города ещё с древности. Там находится Свято-Климентовский пещерный монастырь, где мы приложились к мощам святого Климента, папы римского, принявшего православие и мученическую кончину.
После поехали на знаменитый винный завод. Машина отяжелела от очередной батареи роскошного вина. Пора домой.
Где-то на пути в Севастополь мы заметили указатель на аквапарк. Теперь решили разведать подробнее. Заметив в темноте указатель, нырнули с трассы на тёмную, извилистую, пустынную дорожку. Она бешено петляла среди жуткой черноты стоящих стеной искривлённых деревьев, редкие строения были темны и безлюдны. Безумный ночной серпантин никак не заканчивался, вместо ярких весёлых огней человеческих жилищ перед нами наконец-то предстал какой-то вымерший тёмный посёлок, ни одной машины на его улицах, ни одной живой души… Только замки-коттеджи с привидениями утонувших здесь за многие годы отдыхающих. А аквапарк — это ничто иное, как парк сгинувших аквалангистов.
Примерно так я комментировал своим изрядно перепуганным пассажиркам нашу дорогу. Долго мы ехали по этому жутковатому месту, интересно, сколько здесь сейчас стоит снять жильё? Когда наше терпение было совсем истощено, мы выехали на берег моря. Его не было видно в темноте ночи, но возбуждённое переживаниями седьмое чувство ощущало всеми фибрами чёрную бесконечную пропасть, раскрывшую свою жадную пасть под нами. Отбойник на краю дороги был предательски тоненький, а дорога издевательски к нему сужалась. За поворотом оказался аквапарк. Его огромная территория освещалась двумя слабыми лампочками, только подчёркивающими чёрные тени вдоль каких-то гигантских змееподобных конструкций, похожих на вспоротые кишки огромного чудовища.
Зловещая тишина нарушалась только вздохами моря, вожделенно следившего за нами из своей темноты. Ясно, что аквапарк не работает, надо возвращаться. Что-то назад ехать не хотелось, поехали вдоль моря вперёд. Дорога, пройдя по краю обрыва, обогнула над морем очередной скалистый мыс, и перед нами открылась панорама большого светлого посёлка. Но хитрая дорога, каждые 100-200 метров разворачиваясь, вела нас в только ей известную сторону. Всё-таки мы выбрались в цивилизацию, давно мы так не радовались редким прохожим, снующим «Жигулям» и открытым магазинчикам. Очнувшийся от испуга «Навител» вывел нас обратно на трассу.
Дальше всё было проще: Ялта, «Сирень», «Ай-Даниль», здоровый сон под вздохи ласкового моря.
7 января. Утром мы отправились в Ореанду, в храм архангела Михаила, чтобы посетить Рождественскую службу.
Храм Архангела Михаила. Фото января 2010.
С утра над Ялтой застряла чёрная злая туча, поливавшая дождём приморские дороги и посыпавшая редким здесь снегом дороги повыше. Мы направились в Балаклаву. До Алупки дорога была довольно скользкая, местные нешипованные водители сразу сбавили боевой задор на овечью пугливость, ну а нам, гордо грызущим финскими шипами крымские дороги, не пристало черепашиться! С разумной долей осторожности мы продвигались вперёд. Но туча досталась сегодня только Ялте, дальше светило солнце ещё ярче вчерашнего, праздничное настроение укрепилось, и мы благополучно прибыли в Балаклаву.
Прежде секретная база подводных лодок превратилась в Мекку туристов. У пирсов, вместо атомных крейсеров, выстроились яхты, почти столько же стоящие. Местные жители, явно не владельцы этих яхт, массово ловили рыбу в кишащих медузами водах бухты, коты с гордым терпением ждали подачки. Над городом возвышались остатки древних крепостей, башен, крепостных стен. Но и современные строители преуспели, добавляли работы для археологов будущего.
Разгулявшийся аппетит решили утолить в кафе с местным рыбным уклоном. Отведать акулу- катран мы не смогли. Но какие-то луфарики и султанки оказались приготовленными по хитрому рецепту — зажаренные непотрошёными, с полным брюхом горьких кишков. Измазавшись и наглотавшись гадости, мы убедились очередной раз, что лучшая рыба — северная рыба — ряпушка, омуль, муксун, нельма... Догнались чаем с пирожками. Потом попетляли по улицам Балаклавы и решили снова сгонять в Севастополь.
Через час были на набережной. Просто погуляв, прикупив сувениров, мы пошли знакомиться с подводным царством в Аквариум.
Севастополь — город исключительно интересный, хотелось много ещё где побывать, но мы умышленно не перегружали программу, чтобы продолжить в следующем году. В этом славном городе надо пожить подольше, чтобы попытаться осмыслить великую и трагическую судьбу великого героического русского Севастополя! Мы прогнали отсюда турок, англичан, французов, немцев... Не посрамим памяти предков, будем защищать город и впредь!
Ближе к вечеру мы покатались по окрестностям, полюбовались закатом. День закончился традиционной прогулкой по парку Ай-Даниля и бассейном.
8 января. Сегодня мы решили покорить самую высокую вершину Крыма — Ай-Петри, посетить Бахчисарай. Наконец-то мы согласились с предложенной «Навителом» дорогой. Горный серпантин вобрал в себя все времена года: при въезде было практически лето, которое быстро перешло в осень. Дальше начиналась ранняя зима со снежной кашей. У водопада Учан-Су мы сделали остановку.
Дальше, за поворотом, мы вдруг увидели кучу стоящих машин и палочку ДАИшника. Вежливый офицер, не проверяя документов, присмотрелся к нашей резине, спросил: «Все четыре шипованные?», и как-то уважительно разрешил движение дальше. Инцидент заставил серьёзно посмотреть на дорогу. А она бодренько извивалась под всё утолщающейся снежной шкурой, пересекаемая следами безнадёжно шлифовавших машин.
Слава Богу, встречных машин было мало. На этом склоне нами были замечены только джипы, это немного согревало самолюбие и, в то же время, слегка напрягало. Мне было очень интересно, дорога бодрила кровь. Зная коварство серпантинов по единственному новосибирскому плато в районе Ключ-Камышенского, ждал особо крутого и скользкого участка. Но всё обошлось, мы заехали на гору в толпу машин, лыжников, снегоходов, саней, собак, зазывал в многочисленные ресторанчки. Зазвали и нас. Пока готовился шашлык, нам провели дегустацию местных вин и травяных сборов. За спиной потрескивал камин, уезжать отсюда уже не хотелось.
Шашлык получился вкусным, цены оказались умеренными, и, сытые и довольные, мы поехали дальше. Дорога несколько километров шла по плоскогорью, среди глубоких снегов. Шаг в сторону обочины был чреват посадкой в сугроб. Ширина дороги в одну колею стала причиной для многих нерасчётливых разъездов. Провалившиеся одной стороной машины терпеливо ждали буксира. Нам удалось разъехаться со всеми. Со стороны Бахчисарая заехало множество машин, от джипов до микроавтобусов и «Запорожцев». Большинство проехало на цепях. На переднеприводных пластмассовые цепи одевали частенько только на передок, на поворотах задок норовил пойти погулять. У начала спуска с горы все обочины были заставлены десятками машин, народ развлекался на горных склонах.
Древний пещерный город Мариамполь.
Спуск был менее крутым, но не менее извилистым, движение было более оживлённое, на серпантинах приходилось осторожничать. Зима скоро перешла в оттепель, а затем и в весну. В какой-то деревне прикупили у местной жительницы ведёрко фундука и баночку варенья из кедровых шишек. А кругом возвышались горы с отвесными краями и плоскими вершинами, скалы были изрыты множеством пещер.
Наконец-то мы вышли на трассу Симферополь — Севастополь. Долетев до Бахчисарая, снова свернули в сторону плоских гор, и, проехав мимо дворца султана, остановились на парковке перед одним из многочисленных древнейших пещерных монастырей Крыма — Успенским. Экскурсовод, историк, окончившая симферопольский университет, бывшая жительница Иркутска, поведала нам о фантастическом прошлом этих мест, соседстве великих святынь христианства, мусульманства и иудаизма. История каких только народов не писалась здесь! Интереснейшие, красивейшие места!
Домой мы возвращались через Симферополь, так как мои дамы не захотели повторить восхождение на Ай-Петри ночью. Я согласился с их разумными доводами.
9 января. Этот день решили провести без экстрима. Покатались по Гурзуфу, погуляли в парке Партенита, сходили в дельфинарий. Затем прошлись по набережной Ялты, прокатились на малой канатке, на теплоходе предприняли морскую прогулку до Ласточкиного гнезда. Погуляли в парке Ливадийского дворца, совершили экскурс с дегустацией на масандровский винзавод и затарились в его подвальчике. Последний раз до хохоту накупались в бассейне. Завтра — выезжаем.
Ай-Даниль. Подогреваемый пресный бассейн под открытым небом.
10 января. Тщательно выспались, не спеша собрались, сдали ключ от номера и, попрощавшись с приветливыми хозяевами, поехали навстречу новым приключениям! Жалко покидать Крым, но что поделаешь? Крымский полуостров настолько интересен и красив, что живи здесь годами, не всё сможешь узнать, не всем восхититься! Это, действительно, рай на земле, рай, пока на земле мир. Но Крым всегда был и кипящим котлом, в котором бурно клокотали войны. Кто только в этом котле не варился! Поэтому желаю всем крымчанам мира, живите дружно, уважайте обычаи друг друга, и мы снова к вам приедем! А пока мы были рады общению с искренне дружелюбными, хорошими людьми, жителями этого благодатного края!
Делясь впечатлениями, мы как то незаметно проскочили весь полуостров и оказались на материке. Закончились русские названия на указателях, мы опять в Украине. Ехать далеко мы сегодня не планировали, нас в Николаеве ждал наш давний товарищ и коллега, мой прошлогодний старпом и просто замечательный человек. В этих краях после недавних холодов резко оттеплило, образовался густой туман, а на асфальте блестела тонкая корка льда. Поэтому мы, ведомые ЖПСкой, осторожно брели среди вечерних туманных теней в поисках нужных поворотов, объезжали неожиданно возникающие перед носом разломы в асфальте, пытаясь разглядеть дорожные знаки незнакомого города. Прикупив по дороге цветы и торт, вышли на расчётную точку тортометания, где и были перехвачены радушными украинскими друзьями.
11 января. После заполночных разговоров, тостов и объедения, утренний ранний подъём вызвал остро отрицательные реакции наших, расслабленных крымским отдыхом, организмов. Но есть такое слово «НАДО»! Простившись с дружной семьёй нашего друга, мы взяли курс на Киев.
Дорога разматывалась в обратной последовательности. Многое уже узнавалось. Вот мы уже и на автобане Одесса — Киев. Поедая на ходу щедрые угощения, мы как-то слишком быстро и неутомительно доехали до Киева.
Сначала — в Лавру. «Навител» взял под козырёк и бодрым женским голосом начал понукать нами. Делать нечего, слушались. Долго ли, коротко ли, но стали узнаваться знакомые улицы, и мы оказались на месте. Припарковав машину на какой-то подозрительного вида стоянке, среди дорогих машин, под хмурый взгляд охранника, мы пошли в Лавру. Князь Владимир, сам окрестившись в Херсонесе, именно здесь, на берегу Днепра, крестил Русь. Киево-Печерская Лавра — величайшая святыня Земли Русской.
Посетив Ближние и Дальние пещеры, мы вернулись к машине. Дорогу на выезд из города я немного помнил, но больше надеялся на память JJ, честно рисующего треки наших передвижений с прошлой поездки. Но «Навител» взял ведение на себя , а заодно показал всё величие Киева в вечерние пиковые часы. Терпеливо барахтались в потоке машин, куда-то поворачивали, выезжали на какие-то развязки. Зато город посмотрели. Мы ехали в Бровары, пригород Киева, где забронировали номер в отеле «Пирамида». От него недалеко было до аэропорта, а самое главное — близко находился аквапарк. Куда мы и поехали, оставив вещи в полутёмном номере, явно бордельного назначения. Аквапарк превзошёл все ожидания: более десятка всяких аттракционов, бассейны, бары, чётко отлаженный контроль за безопасностью — отличное место для отдыха. Жаль, в Новосибе нет такого.
12 января. На сегодня у нашей дочери билеты из Борисполя в Домодедово, а затем — в Новосибирск. С утра тщательно собираемся, вещи в машину аккуратно укладываем, скоро на границу, будет досмотр. А у нас с вином перебор. Может, пронесёт, не заметят. Наконец выезжаем. «Навител» ведёт нас уверенно, через час находим стоянку, паркуемся и ждём начала регистрации. На сей раз всё идёт по расписанию. Проводив дочь в накопитель, сами выезжаем из Киева в сторону Москвы.
Киевский аэропорт «Борисполь».
Пока — направление на Чернигов. Год назад мы здесь уже ездили. Тогда мы не смогли повернуть на развязку в сторону Глухова из-за занесённой снегом дороги, а поехали по беспредельно неровной , по причине не убранного вовремя снега, трассе на погранпереход «Три сестры». Сейчас залитая реагентами дорога была значительно лучше. Но мы, всё же, решили идти через Глухов. Кстати, ни одного указателя на какой-нибудь российский город я не заметил. В прошлом году скромную стрелку на Москву я видел ночью, а сейчас и днём не нашли. Зато все хохляцкие названия дублируются по-английски, а большинство местных говорят по-русски. По отличной дороге, не обременённой информацией о приближении к границе, мы шустро долетели до погранперехода. Пограничник невнимательно глянул на наше барахло, вытащил бутылочку вина, повертел вожделенно в руках, поставил на место и отпустил нас подобру-поздорову.
Как давно мы не держали в руках простых российских рублей, как давно мы не встречали наших милых сердцу гаишников, а какие смешные цены на заправках! В это время наша дочь вылетала из Домодедова. Мы решили ехать до тех пор, пока она не доберётся до дома, всё равно не спать. Расслабленные отличной трассой на украинской территории, мы были поражены раздолбанностью долбаной М-3. Виляя по всей ширине дороги, выскакивая на обочины, резко тормозя и ускоряясь, проваливаясь колёсами в рваные раны бетонки, машины, подгоняемые матерящимися водителями, скачками двигались по этой «федералке» на букву «п». Дорога временами становилась сносной, машины разгонялись, вдруг в свете фар появлялись очередные разломы, приходилось тормозить, иногда влетать в ямы, выскакивать на обочину. Средняя скорость резко упала. Почти до Брянска длилось это безобразие. В районе Брянска нашли какой-то суперэкономмотель — 350 рублей на двоих с удобствами и охраной машины. Рекорд, однако! Дождались от дочери звонка о благополучном прибытии домой, и дали храпунца.
13 января. Покинув очередное место ночёвки, мы пошли на Москву. И, хотя 13 число не предвещало ничего хорошего, нам надо было попасть в самый центр. Дорога не вызвала особых эмоций, по ней уже приходилось ездить. В Калужской области она стала получше, а за Калугой превратилась в почти-автобан. Около 14 часов мы влетели на МКАД. Попасть надо было на Тверскую, поэтому решили заезжать по Волоколамке. Лишних 20 км по МКАД лучше, чем два по Садовому. Как ни странно, пробок не было, двигаясь довольно шустро, мы пролетели аж до Кремля, нашли место разворота, немного вернулись, свернули к искомому жилому дому и даже нашли свободный парковочный карман. Заехав на пять минут попроведовать, мы задержались на пять часов у интереснейшего человека, профессора МАИ, проработавшей там с 1953 года!
У нас было ещё несколько целей в Москве, отложили их на завтра, а сами уже около 21 часа прибыли к родственникам в Одинцово. Мы им очень благодарны за помощь нашей авиапассажирке и традиционно тёплый приём. Шикарный стол, радушие близких — что ещё нужно для встречи Старого Нового года!
14 января. Простившись с гостеприимными родственниками, двинули снова в центр Москвы. Сначала заехали в книжный магазин издательства «Русский вестник» на Звенигородском шоссе, затем к Матронушке на Таганку. Ближе к вечеру выехали из города в сторону Сергиева Посада. Общее впечатление о Москве осталось неплохим, ездить народ стал малость поспокойнее, даже пешеходов стали иногда пропускать. Многие водители двигаются неуверенно, видимо, плохо ориентируясь на незнакомых улицах, но их особо не прессингуют. Женщин за рулём процентов 40. Видимо, недавние катаклизмы немного остудили всеобщий лихой пыл, поэтому пробок и аварий на улицах Москвы мы не увидели!
Посетив Троице-Сергиеву Лавру, мы взяли курс на Муром по А-108. Довольно узкая, идущая по холмам, дорога была загружена транспортом. Поэтому обгонять было сложно, приходилось долго терпеть за каждой фурой. Тем не менее, всему бывает конец, кончилась и эта дорога, мы вышли на М-7. Объезжая выбоины в асфальте, притормаживая у многочисленных засад ГАИ, мы добрались до Лакинска, где в мотеле с нехитрым именем «Подушка» заночевали.
15 января. Свернули с М-7 на Муром. Хорошо нам знакомая живописная дорога быстро привела нас к этому древнему славному городу. Мы посетили Свято-Троицкий монастырь и поклонились святым Петру и Февронье, небесным покровителям православной семьи. Затем поехали в Спасо-Преображенский монастырь и приложились к чудотворной иконе Богородицы «Скоропослушница». Поколесили по Мурому, потом по красивому новому мосту пересекли Оку. В вечерних сумерках мы въехали в Дивеево, остановились в уже знакомой нам частной гостинице на краю села и пошли на вечернюю службу в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
16 января. Утром, побывав ещё раз в монастыре, набрав воды из святых источников, мы выехали в сторону Мордовии, в Санаксары. Там, в монастыре, покоятся мощи непобедимого адмирала русского флота, святого Фёдора Ушакова. Я туманными осенними ночами не раз мысленно просил его помощи и теперь хотел благодарно поклониться ему.
Теперь нам оставалась только дорога. Надо было поспешать домой, нас уже все заждались. Поэтому решили ехать коротким путём по новой для нас дороге через Саранск, Ульяновск, Димитровград на Самару, затем по М-5 и М-51. Вновь началась пурга, в темноте быстро ехать было рискованно, тем не менее, мы неплохо прошли. Заночевали где-то уже в Ульяновской области. При проезде Саранска нас первый и последний раз на территории России остановил гаишник, проверил документы и отпустил. Ну не интересны им «Калины»!
17 января. Объездной у Ульяновска нет, пришлось проинспектировать город. Широкими проспектами мы довольно быстро его проскочили, немного даже сожалея, что не задержались в этом интересном месте. Обратил на себя внимание грандиозный музей авиатехники: всевозможные самолёты обречённо-испуганно томились на огромной территории, с вожделением глядя в небо.
А вот и Волга, по Императорскому мосту пересекаем её и движемся на Димитровград. От него, не мудрствуя лукаво, ищем указатели на Самару, сворачиваем на лесную дорогу. Здесь явно было стихийное бедствие. Деревья под непомерным весом льда и снега склонились до самой земли, многие стволы сломаны. Многочисленные срезы стволов у дороги говорят о том, что она была завалена лесом. На асфальте местами толстенный слой неровного льда, растопить который может только лето.
Вот мы и на долгожданной М-5. Снежная непогодь заканчивается, последние снежные заряды разлетаются по степи, выглядывает долгожданное солнышко, обещая ночной морозец. Пересекаем Самарскую, Оренбургскую области, Татарстан. На всех границах гаишники на нас и чихать не хотят. Зато камер натыкано вдоль всей трассы. Но верный радар-детектор и интуиция подсказывают, где ждать сюрпризов.
Я уже высказывался о роли гаишников в опасности дорожного движения. Конечно, штрафовать нарушителей надо, но кто есть нарушитель? Безумный гонщик, обкуренный молодец, датый дядечка или обычный водила, не заметивший за фурой хитро спрятанный в кустах за 5 км знак? Первые три типа просто проедут мимо гаишника со своей палочкой, тот подпрыгнет с досады, но возьмёт себя в руки, со злости остановит обычного водилу и от своей трусости накажет его за всех. И только заветная купюрка, поднятая с пола патрульной машины, поправит гаишное самолюбие. К сожалению, я не раз и не два был свидетелем таких ситуаций.
Российские гаишники не меняются, смысл их работы остаётся прежний — наловить, нахапать. Для этого нужны знаки, разметка, камеры. А езда по дорогам становится увлекательной игрой «кто хитрее». А вот если ДТП! Они сразу сгребаются из засады и дёру! Сам видел! Кстати, на Украине гаишники тоже играют в эти игры, но в значительно меньшей степени. В Беларуси их я вообще не заметил.
К темноте добрались до Уфы. Пора подумать о ночлеге. Но спать не хочется, едется хорошо, уже начинаются Уральские горы. Вот уже и Челябинская область. Где-то за очередной горушкой находим мотель и делаем очередной привал.
18 января. Наконец-то Уральские горы мы проходим при свете дня.
Калины найдут своих Премьеров!
Хорошая, а местами просто отличная дорога, а какая красота! Правда, обещанные жене малахитовые шкатулки так и не попались... Видно, вечером мы их проскочили.
Тут, в горах, пригодился мощный приоромотор: когда на подъёме открывается вторая полоса для обгона грузовиков, приходится выдавливать из машины всё, чтобы к окончанию полосы успеть обогнать максимальное количество фур. Здесь «Калинка» показала всяким «Логанам», «Шевролетам» и прочим «Блюбердам», кто на дороге хозяин!
Уральские горы что-то на сей раз быстро кончились, а впереди замаячил Челябинск. Где-то я читал, что дорога через город короче и быстрее, чем объездная. Проверим. Продвигаясь строго по указателям, краем уха прислушиваясь к «Навителу», мы благополучно миновали этот большой промышленный город-трудягу.
Дом всё ближе, всё труднее себя удержать в рамках ПДД. Дорога чистая, скорость 120-130. Курган остаётся где-то сзади. Появилась мысль рвануть через Казахстан, так короче, у нас ещё гринкарта не кончилась. Но не рискнули. Чем меньше имеешь дела с властями, тем меньше болит голова. Короче, свернули на Ишим. Среди хорошей и отличной дороги попался участок, километров 20, сильно разбитый. Чтоб не расслаблялись.
Стали появляться перегоны. На восток шли «Крузаки», «Хорьки», ещё какие-то «японцы» без номеров или на транзитах, некоторые тащили на верёвке видавшие виды прульки типа «Цереса». Двигаются они осторожно, легко давая себя обогнать, видно, берегут последние жизненные силы своих машин. Захлестнувшая РФ-ию волна «японок», откатывается назад. А жаль, хотелось бы всегда иметь такую альтернативу при выборе транспортного средства. Если я предпочитаю «Калину» только по совокупности чисто потребительских преимуществ, то измени я критерии выбора, может в перспективе взял бы «японку». А теперь выбора нет. Цена свежей приближается к цене новой.
В таких размышлениях мы вышли на трассу Тюмень — Омск, замкнув кольцо нашего маршрута. Последнюю ночёвку решили сделать снова в мотеле «Уют», где провели первую ночь. Часам к 22 местного мы выполнили свой план и легли спать.
19 января мы сильно не торопились, стараясь растянуть удовольствие от поездки, выехали, когда яркое морозное солнце уже вовсю слепило глаза — привыкли к московскому времени. До Омска долетели быстро. На сей раз решили заехать в город. Оба навигатора город знали примитивно, поэтому ехали по интуиции, зная, что все дороги ведут к мостам, а центральная улица пролегает между ними вдоль Иртыша. Где-то там находится Успенский Собор. К нему и держим путь. Перед храмом столпотворение — в день Крещения народ пришёл за святой водой. Но мы всё-таки просочились сквозь толпу и поклонились святому священномученику Сильвестру. В этот день многие окунаются в прорубь, но мы решили перехитрить судьбу и окунуться в тёплый источник, благо до него было где-то 40 км на юг от Омска по Черлакскому тракту.
Здесь находится Ачаирский монастырь. Он занимает довольно большую, ещё слабо обустроенную территорию. Образован он был в начале 20 века. Но в годы Советской власти был разрушен и осквернён, а на его территории замучано два миллиона человек. Новый монастырь стоит буквально на костях, на страданиях. И свершилось чудо — на этом месте забил источник с минеральной водой, температура воды на выходе — 36,6 , что в этих равнинных краях — величайшая редкость.
О чудодейственных свойствах этой воды знает весь Омск. Поэтому в Крещение здесь было натуральное паломничество. Омрачало только одно: если в ледяную воду человек хочет — не хочет, а заходит с благоговением и выходит быстро, то в тёплый источник было не пробиться. Неглубокую купальню заполняли полуголые телеса валяющихся вперемешку и веселящихся мужчин и женщин, которые не торопились вылезать, чтобы дать место другим. Народ, поймите, это место страшной трагедии, уважайте память своих предков, кости которых лежат под вами! Не смывайте с тела грязь и болезни, а очищайте этой водой свою душу! Может от вас зависит, будут ли у нас опять концлагеря! Купаться что-то расхотелось. Кое-как набрали воды и направились к машине.
До дома 720 км. Дорога хорошо знакомая, фур немного, можно притопить. Обычно дорога Омск — Новосибирск скучна и утомительна своей длиной и однообразием. Но на сей раз мы, выйдя из Омска в 17:30, в 23:00 уже подъезжали к родному дому.
Вот и закончено наше путешествие. Не торопимся выходить из машины. Знаем, что сейчас откроем двери, и прекрасное ощущение дальней дороги покинет нас. Мы так сжились с этими удобными креслами, с нашей верной машинкой, с динамикой дальних дорог, с чудесами и открытиями, происходящими на каждом шагу, что наслаждаемся последней минутой путешествия!
Итоги
Пройдено 13 932 км. Потрачено 947 л бензина. Средний расход составил 6,8 л/100 км. Потрачено около 25 000 руб. на бензин, около 30 000 руб. на гостиницы. Расходы на ремонт, запчасти, штрафы — 0. Тут два варианта. Первый и правильный — поверить в Бога, по святым местам, всё же, ездили. Второй, для атеистов — поверить в «Калину».
Есть желание съездить через год по новому дальнему маршруту, будет ли возможность? Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!
Поживём — увидим.
Всем спасибо, что смогли дочитать, прошу простить, если кого-то обидел, что-то напутал.