|
У человека сведущего, прочитавшего заголовок, в голове сразу появится вопрос: как это, эти же населенные пункты не Бурятия? Отвечаю: описываю дорогу в Бурятию и пишу из Бурятии, поэтому все-таки — записки из Бурятии…
10.03.14 выезжаем из Магистрального, где праздновали с семьями 8 марта. Зима заканчивается и видны первые признаки весны. В Магистральном светит солнышко, тает снег.
Итак, в 7:30 утра заправляем «Леху» и стартуем. На «Окунайке» поворачиваем в сторону Жигалово.
Повезло, дорога почищена, едем довольно быстро.
«Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги», ранним зимним утром тайга, конечно, выглядит серо-голубой, но ее море, это точно. За последнее время мы уже привыкли к пейзажам Бурятии, поэтому обилие леса радует.
Лесной шлагбаум открыт, можно ехать.
Шаланда, груженая нефтяным оборудованием, подъезжаем к месторождению «Кавыкта».
Снега становится все больше, дорожные знаки местами совсем засыпаны.
«Прикурили» пацаны.
Где-то далеко, в устье этой речушки, где она впадает в р. Лену, есть село с одноименным названием.
Тайга разделена на квадраты.
Пилот и штурман, Серега и Андрюха.
Снежное царство.
На огромных многовековых кедрах огромные шапки снега.
Геодезическая вышка.
Типичный для этих мест транпорт:
Занесенный снегом вахтовый поселок:
Спускаемся в долину реки Лена, первая с севера и последняя со стороны Иркутска деревня с названием Грехово. Загуглил, почему так называется, оказалось, по фамилии основателя, а не из-за порочности жителей. Да и жителей почти не осталось…
Переправа через Лену, зимой ледовая, летом понтонная. Даже не верится, что здесь когда-то ходили суда, а в Жигалово даже была судоверфь.
После Жигалово дорога нет-нет, да оказывается зажатой между рекой и скалами. Скалы, растянувшиеся на несколько километров, являются культурным достоянием мировой истории. Это знаменитые Шишкинские писаницы — наскальные рисунки-петроглифы, возраст некоторых достигает 15 тыс. лет.
Я как любитель истории не могу не уделить внимание петроглифам, и мы останавливаемся в удобном месте.
Пока Серега отбивает аэронаросты с машины, я полез на скалы.
Снизу они не кажутся такими высокими, а вот находясь примерно посередине, уже чувствуешь мандраж в коленях.
Вот они, уникальные Шишкинские писаницы! В чем их уникальность? Она даже не в том, что самые древние рисунки датируются 15 тыс. лет до нашей эры, а в том, что в одном месте прослеживается история от первого рисунка до 17-19 веков, т.е. от древнекаменного века до прихода христианства в Сибирь. Менялись времена, менялись народы, а неизвестные художники приходили сюда и увековечивали свой след в истории.
Очень печально, конечно, что и до сих пор некоторые индивиды пытаются оставить свой след поверх исторических ценностей. Новая история тоже просматривается, годов с 30-х прошлого века…
Когда историки впервые изучили скалы, петроглифов было около 2 000, сейчас осталось меньше трети. Монолиты, простоявшие тысячи лет, стали быстро разрушаться с начала прошлого века. Что-то пострадало во время строительства дороги, что-то продолжает разрушаться от ее эксплуатации. Вибрации от многотонной техники, проходящей у подножья скал разрушают памятник, скалы осыпаются. Ну, и вандалы вносят свою лепту. Руки бы им переломать! СПАСАЙТЕ АРТЕФАКТЫ!
Рисунки, в зависимости от возраста, выполнены различной технике, как стилистической, так и технике нанесения. Самые древние нанесены заглубленными желобками, есть протир — т. е. камнем по камню, выбивка, красная охра.
Очень много изображений животных, особенно лося, который почитался как хозяин тайги. Но есть и мифические животные, есть даже изображение апокалипсиса — дракон пожирающий солнце.
Фигуры людей в лодках — так изображали уходящих в мир иной.
Не знаю кто как, а я вижу на следующем рисунке носорога. В Сибири? Еще очень много изображений верблюдов.
Лось:
Непонятная фигура с лучами на голове и чем-то торчащим внизу :). Это самый странный рисунок, он довольно крупный и расположен высоко. Некоторым он напоминает шамана с перьями на голове, кто-то видит существо в скафандре с шлангом.
Интересно, что ровные поверхности, на которые нанесены рисунки, историки называют «зеркала». Смотришь в «зеркало» и видишь прошлое.
Место это всегда считалось священным, культовым, здесь чувствуется мощная энергетика. Говорят, некоторые люди чувствуют себя здесь дискомфортно и не могут долго находиться. Мне было комфортно.
Еще несколько столетий назад здесь проводились тайные обряды. Скала на фотографии ниже называлась «Место правды» и была похожа на голову хозяина этого места Хара-Ожирай ( в переводе: черный бык или черный шаман). Обвиняемый в преступлении человек должен был, ночью залезть на шапку черного быка, тогда она представляла собой столб несколько метров высотой (при строительстве дороги ее взорвали), встать на край и кричать: я не виновен! Если не падал, значит, не виновен, если разбился, значит, преступник и его не хоронили. На другом берегу Лены могильник, причем похороненные там лежат лицом к скале. Таким образом, скала — это естественный алтарь, который в разное время по-разному использовался, но всегда оставался сакральным местом для людей.
Судя по следам, кто-то недавно доказывал невиновность…
Немного, конечно, удалось осмотреть и сфотографировать рисунков, было мало времени и не было подготовки. В повседневной одежде не полазишь по скалам.
Еще легенда: недалеко от писаниц находится падь Шаманка, по преданию там была похоронена шаманка, чей призрак до сих пор охраняет священное место.
Пока осматривал петроглифы, внизу заметил какую- то суету:
Джипперы замутили ралли, маршрут: Иркутск—Северобайкальск—потом назад по льду Байкала—Монголия—оз. Хубсугул (то самое, из которого вытекает Селенга, которая является самым большим притоком Байкала). КРУТО! КРАСАВЦЫ! Что тут еще скажешь… Завидно по-доброму.
Немного пообщались (не в смысле алкашки), пожелали друг другу счастливого пути и поехали, они — на север, а мы — на юг.
Недалеко, буквально за горой, районный центр — село Качуг. На въезде находится очень хороший гостиничный комплекс «Три сосны». Покушали.
Смотрел на эту фигуру и долго не мог понять, что это? На сытый желудок прозрел, это шаман держит в одной руке бубен над головой. Красиво, стильно.
Две местные девчушки спросили: «Дяденька, вы репортер?». И принялись позировать…
За Качугом дорога пошла по полям…
Одна лошадиная сила против 204 в Сережином болиде.
Какой хороший мерин, подумал я , когда увидел это авто на заправке…
«Какой быстрый мерин!» — подумал я, едва успев три раза щелкнуть фотоаппаратом, до того как он скрылся, мы ехали 160…
В Иркутске мы поужинали и поехали дальше, на месте в Улан-Удэ были в 23:00. Так самая обычная поездка стала интересным путешествием.
Ночной Култук: