|
05 июля... 20-00.
Есть о чём задуматься... Усть-Кут покидаю под вечер. Заезжаю в магазины, пополняю запасы продовольствия, кое-что из мелких запчастей. Вдруг припомнил, что у меня нет запасной запорной иглы на карбюратор. Это такое хитро-ненадёжное сооружение с пластмассовой капелькой. Бывает, выходит из строя... Начинаю постепенно осознавать БАМовские расстояния и вношу коррективы в свою экипировку, в меню без опоры на придорожные кафе. О них как-то и речи не было у наших коллег-консультантов. Работать буду автономно... На реке пью чай вместе со сборной командой «Ветер и колёса», выслушиваю соболезнования по поводу маршрута и пожелания доброго пути, отвечаю благодарностью...
Над рекой Леной опускается вечер. Ветер и тучи обещают непогоду, временами даже пробрасывается дождичек...
Сразу за мостом через реку, дорога начинает подъём в гору. Асфальтовая дорога идёт выше ЖД вдоль хребта. Река Лена лежит серебряной лентой в обрамлении зелёной тайги... Как точно пелось у Пахмутовой и Добронравова — зелёное море тайги. Теперь оно долго колышется подо мной и рядом со мной. Далеко ниже шоссе виден локомотив на рельсах, ещё ниже — большая река с островом, столбик дыма у реки... Голубая струйка на серебряном и тёмно-зелёном фоне и далеко впереди скальные откосы вдоль автомобильной дороги... Ни встречной, ни попутной машины. После федеральной трассы —настоящий курорт. Асфальт давно закончился, и я «зубами танец с саблями стучу». Но надо сказать, дорога не вся сплошь плохая...
Погода опять поливает нас дождём, «оспины» на дороге заполняются водой и блестят блюдцами, занимая большую часть дороги. Теперь ещё и брызги из-под колёс огорчают меня. Хорошо, что дождь смывает грязь с ветрового стекла. Я так и не установил омыватели стёкол. Шестьдесят километров пути пролетели незаметно, «или проползли»? Первая легендарная точка БАМа — Звёздный...
... Несколько километров асфальта и впереди на возвышенности возникает стела с надписью «ЗВЁЗДНЫЙ» и гусеничный вездеход, идущий вперёд и вверх. Кажется, он сейчас рванётся с постамента... Прямо под ним река Таюра.
Не спеша поднимаюсь по деревянным ступенькам к труженику-вездеходу, обхожу вокруг него, внимательно рассматриваю грозную технику... Да-а-а... видимо, нелегко проходила его жизнь. На его «теле» масса боевых шрамов снизу доверху. Помяты гусеницы, нижняя часть корпуса избита и помята, швы электросварки идут в разных направлениях. И борта и верх вездехода в шрамах. Его дороги не были лёгкими... Похлопываю ладонью по корпусу: давай, брат, отдыхай, заслужил... А нас с Козликом зовёт дорога...
От Вездехода открывается вид на реку, автомобильный и ж.д. мосты, небольшой посёлок у излучины реки, база землеройной и автомобильной техники... Сам посёлок Звёздный с промзоной отсюда не виден, до него еще пару километров. Время близится к полуночи, посёлок спит... Примечаю оригинальный по конструкции дом, потом дома такого типа на БАМе встречались очень часто... Подвожу первый итог на трассе БАМа: на экскурсию в 60 км нами затрачено чуть более двух часов.
Вскоре нахожу место для ночёвки. Снова тучи, лёгкий дождичек и площадка для сна в старом карьере у дороги. Засыпаю под шорох дождя, вспоминая пройденный Путь...
... 06 июля... Восьмидесятый километр БАМа. Просыпаюсь очень рано по Новосибирскому времени — 5 часов утра, а здесь уже рабочее утро. Какая-то машина прошуршала по трассе, и я проснулся. Значит, пора в дорогу. Утро туманное, место стоянки мокрое и неуютное для разведения костра, обхожусь сухим пайком и яблочным соком из пакета. Вкусно и без задержки, за время первого завтрака успеваю проехать десяток километров. Через час после подъёма внезапно выезжаю к железнодорожной станции. Новенькое современное здание.
Вокруг абсолютно ни души, но у вокзала припаркованы два автомобиля. Оставляю Козлика и обхожу вокзал вокруг. Станция Небель... Электроника на фасаде сообщает: московское время 04:47, атмосферное давление — 700 мм, температура + 10. Неплохо для начала...
Пробегаем ещё немного и вот оно — место нашего полноценного завтрака. Кафе «24 часа» — такое название нам уже встречалось... А вот такое удобство — точно нет. Перед кафе стоянка выложена из досок, такой тротуар для стоянки легковых автомобилей клиентов. Очень удобно, особенно в дождливую погоду — как сегодня. Помещение кафе небольшое, чистенькое, и в нём тепло и уютно, не забудьте — на улице только + 10. Хороший выбор блюд, большие и вкусные порции. Даже не ожидал и еле-еле справился с едой.
Под одной крышей с кафе — магазин «Жемчужина». Мне абсолютно ничего не надо, «торгую глазами», хозяйка магазина наблюдает за моими «галсами» по магазину и не подгоняет с выбором. Это сразу говорит об опыте продавца. В овощном уголке замечаю черешню. Крупная, почти чёрная ягода вызывает у меня слюноотделение — я всегда любил эту ягоду...
— Сколько стоит? — спрашиваю.
— Сто сорок, — отвечает хозяйка.
— Ведро?
— Да, пятнадцатилитровое, — невозмутимо дополняет хозяйка.
— Мне килограмм, пожалуйста.
В разговоре хозяйка подтверждает доставку покупателей магазина домой. Поскольку по её словам я тоже покупатель, предлагаю отвезти меня в... Тынду. Смеялись от души.
Предлагаю хозяйке заменить название кафе и соответственно всего комплекса. Пожалуй, ему подойдёт имя — «Первая Жемчужина БАМа»... Идея ей понравилась, будут думать...
Рядом с кафе заканчивается строительство мотеля со всем необходимым для водителей и автомобилей. Кстати, ничего похожего на этот придорожный сервис до самой Тынды мне увидеть не довелось.
Впрочем, я только проезжал, возможно, где-то и было что-то похожее.
... Магистральный это уже небольшой городок. На въезде торговые точки разного калибра и специализации. Меня интересуют хозтовары. Здесь они тоже представлены крохотным магазинчиком. Однако внутри магазин не то, что снаружи. Магазин бытовой химии внутри смотрится, как картинная галерея, такое ещё поискать! Не нахожу нужного мне, покупаю гель для мытья рук с чудесным запахом лесных ягод. Долго разглядываю картины, беседую с продавцом. Она на БАМе с первого колышка, воспитательница в детском садике, пенсионерка. Уезжать не хочет, здесь ей нравится, но жить становится всё труднее. И это не жалоба, а сожаление: не заслужили строители БАМа такого поворота судьбы...
Я решаю проехать через город, хочется чуть-чуть прикоснуться к нашей Истории, той самой, что мы строили своим нелёгким трудом. Мы на далёкой Колыме, они на суровом БАМе.
Увиденное, конечно же, не радует. Красивый городок стареет, сохранять себя в достойном виде ему всё труднее, и помощи Страны, для которой он строил жизненную артерию, явно недостаточно...
Потому и стараются жители-строители своими силами плыть в бурном Море Перемен, ещё надеясь что откроется, наконец, впереди тот самый Маяк, к которому тянули Все Мы эту самую Магистраль.
... А дорога серою лентою вьётся, залито дождём ветровое стекло...
Это уже не кино, я снова еду «Там, где кончается асфальт...»
Покидаем Магистральный, проезжаем через красивую речку с непонятным, но красивым именем Окукихта. Вскоре рядом с дорогой появляется другая большая и красивая река, вроде бы Улькан, и стоянка для автомобилей. Два водителя готовят обед на газовой плитке, приглашают к столу. Беру свои вещи и занимаю место за рулём Вольво, для обеда другой возможности нет. Водители тоже удобно устраиваются вокруг. Наслаждаемся едой и разговорами. Долго и обстоятельно...
Потом я примериваюсь порулить красивой и сильной машиной, ну и фото на память — это первые автомобилисты на трудной трассе БАМа.
... Самая крупная река на этом участке — Киренга. Потом идут ещё несколько бурных и чистых речек...
... Дорога разделяется: направо пойдёшь — в Жигалово попадёшь, налево — Улькан, Северобайкальск.
... Дорога на Северобайкальск идёт через перевал Дабан. До него ещё далеко, но уже видны хмурые тучи на горизонте. Дорога идёт по узкому ущелью, часто высоко над железной дорогой. Здесь же идёт и строительство ЛЭП. Только мачты ЛЭП теперь совсем другие, совершенно другие...
Дорога то лучше, то хуже, пересекает бурные речки, втискивается в узкую долину. По обеим сторонам долины высокие хмурые скалы, остатки снега в глубоких складках хребтов.
... Таёжный перекрёсток... С удивлением рассматриваю стелу: прежде видеть не приходилось. Гранит? Возможно, карьер?
Позже понял: здесь работал Тоннельный отряд № 19.
Потом разберёмся, а пока нам на Северобайкальск, это уже недалеко.
... Дорога приводит к границе двух регионов. Впереди — Бурятия.
Обращаю внимание, что давно не вижу ж.д. путей. Пошли куда-то в обход перевала? Или нырнули под него... Скорее второе, иначе и автодорога не карабкалась бы с такими трудностями на перевал.
Делаю снимок на границе на память, вглядываюсь в пройденный путь и удивляюсь, вроде ничего похожего и не проезжал?
В девяностые годы я мечтал и собирался поехать Домой в Магадан, намечал маршрут через Усть-Кут и БАМ, только по зимней дороге. Для изучения обстановки написал коллегам в ГАИ Усть-Кута, попросил совета по проезду вдоль БАМа. Ответил инспектор Кожевников, достаточно подробно и доходчиво объяснил обстановку. В 1999-м году мне повезло, и мы пошли на Север, за Полярный Круг, на Депутатский. В Усть-Куте в феврале решали, каким маршрутом идти: можно по БАМу, можно по Зимнику на Мирный и Якутск. Всё решила погода на Дабане: трое суток непрерывного и густого снегопада сделали его трудно проходимым на несколько суток. И вот теперь, через много лет я на дороге моей мечты. Душевный подъём, острое внимание на каждом километре, я счастлив. И Козлик в хорошем настроении...
Дорога сложная, в зимнее время она труднее в разы. Она и сейчас трудна и опасна. Дорога крутая, закрытые повороты, ползем по краю глубокого обрыва. Почти на самом верху Перевала, из правого небольшого ручейка вывалился Сель, снёс в пропасть участок дороги. Её восстановили, ручей мирно течёт по своему руслу, но он ведь может и повторить? Мурашки по моей спине, ой какие крупные ползут.
И спуск с Дабана, тоже далеко не прост... И новенькая станция так же, как в Небели, совершенно безлюдна.
... Ниже станции выезжаю на идеально ровную дорогу, абсолютно чёрную, прямо бальзам на душу после трудной дороги через Дабан.
Небольшая площадка для стоянки автомобилей и громадный валун с надписью в честь Дорожников России. Заслужили!!! Молодцы!!!
Только надо было Памятный Камень поставить по-другому, его с трудом можно заметить, когда спускаешься с Перевала...
... Уже хорошо вечереет, и к въезду в Северобайкальск я приезжаю с включенными фарами...
На въезде в город большая асфальтированная площадка, она обустроена как смотровая со всеми удобствами, имеется и дополнительная информация — что ещё можно увидеть в окрестностях города.
Для начала делаю ночной снимок, потом снимок со вспышкой.
... Ночую здесь же, рядом с двумя Камазами, отодвинувшись подальше от освещённой площадки... Сплю спокойно, сделана такая работа. Впереди ещё труднее, надо хорошо отдохнуть...
Первый шаг по БАМу сделан... По-моему, удачно...
Продолжение следует...