|
Кто-то считал дни до конца пути.
Кто-то знал, что жизнь в дороге —
лучшая из возможных жизней.
Мария Фариса «Бразилис»
22 мая - 10 июня 2022 г.
Машина Тойота Марк II Блит.
Маршрут:
Владивосток — Якутск — Ольхон — Жигалово — Северобайкальск — Братск — Суво — Владивосток.
Мы едем на Колыму. Мы едем в Магадан. Решено. И решено это было за две недели до выезда, именно тогда мы узнали, что отпуск нам все-таки дают и что путешествие в этом году состоится. Последние пару лет никак не получается точно спланировать маршрут — к началу путешествия выясняется, что туда, куда бы нам хотелось, то нужны пцр-тесты, то границы закрыты. И приходится зимними вечерами, глядя на карту нашей великой и необъятной, накидывать несколько маршрутов: основной и дополнительный. Иногда эти варианты кардинально отличаются друг от друга.
Мы хоть и часто путешествуем, но не увидели и малой доли из того, что повидать очень бы хотелось. Так и с трассой Колыма — всегда есть в планах, но каждый раз мы ее откладываем в дополнительный маршрут, потому как удается все-таки пройти по основному. В этот же раз именно Магадан из маршрута дополнительного перешел в основной. Правда, на радостях, что путешествие все-таки состоится, мы совсем не взяли в расчет время года и погодные условия для прохождения этой трассы. Ну, подумаешь, конец мая, почти лето — самонадеянно думали мы, хотя прогнозы не обещали хорошей погоды. Но кто и когда верил или соотносил свои путешествия с прогнозами?! В прошлом году мы были в Бурятии, и 1 июня там было минус 2, а в Якутии в это же время было +10 и горели леса. Жара нам не нужна, а разовый минус как-нибудь переживем, подумали мы и за неделю собрались в дорогу. Изучив несколько отчетов на эту тему, попросили информационной помощи у Андрея из Магадана, известному на Дроме под ником xoxol_mgdn и у Александра1 из Якутии. К чести Андрея и Александра они сразу откликнулись и помогли дельными советами, а впоследствии даже личным участием. Огромная им благодарность от нас!
Подготовка машины к очередному путешествию у нас обычно начинается в тот момент, когда мы возвращаемся из путешествия уже прошедшего. Диагностика выявляет «дорожные потери» за время вояжа, и мы в течение года их постепенно устраняем. В этот раз заменили на правом заднем верхнем рычаге шаровую опору и сайлентблоки. Поменяли декстрон в автомате. Развал-схождение. Заменили масло и фильтры. В любую дальнюю дорогу в машине всегда набор инструментов, буксировочный трос, топорик, лопата. В эту поездку к двум полноценным запаскам прихватили еще пару новой резины, и вместо одной 20 л канистры под бензин взяли две. Все-таки трасса Колыма это серьезно, а серьёзная трасса требует и такого же к ней отношения. Ну, и минимум расходников: ремень ГРМ, ремни навесного оборудования; помпа, натяжные ролики, лампочки, хомуты, холодная сварка, комплект для ремонта шин, масло и фильтры на замену. Из всего перечисленного использовали только масло на замену и фильтры.
И вот, загрузив все и даже чуть больше — от колес до запаса продуктов, мы отправились в дорогу. Путешествуем мы всегда вдвоем: Александр и Лидия. Оба рулим. Саша отвечает за техническую, а я, Лидия, за лирическую части путешествия. Все наши отчеты составлены в форме дорожного дневника, этот не исключение. Вся информация о мотелях и кафе, которые мы посетили в этом путешествии, тут (travel.drom.ru/92479/)
Итак, поехали!
1 день. (22 мая). Владивосток — Архара (1168 км)
Выезжаем рано в 3:50. Тепло, +12.Выезжать до рассвета становится уже традицией. Юрий Антонов поет нам про веру в мечту:
Мы выбираем путь,
Идем к своей мечте,
И надо не свернуть
С пути уже нигде…
Поверь в мечту, и в путь!
С таким позитивным настроем начинаем путешествие.
В первый день, как правило, ничего не происходит (и это очень хорошо). За добрым напутствием и вкусным кофе заезжаем в пит-стоп «Coffee Machine» в Черниговке.
Ну вот все ритуалы первого дня соблюдены! Продолжаем двигаться в сторону Хабаровска. В этом году попали на затяжной участок ремонта трассы в Пожарском районе. Да еще и дождик тут как тут! Совсем некстати на грунтовке. Машина в пять минут превратилась из городского пижона в бывалого путешественника.
Обед на трассе, пока еще из домашних запасов.
Хабаровск прошли на удивление быстро, ну оно и не мудрено, все-таки воскресенье. В 20:30 добрались до мотеля «Дом у дороги» в Архаре, здесь остаемся ночевать. В прошлом году сервис мотеля нас устроил на 100%. В этом году все осталось на том же хорошем уровне, один минус — поднялся ценник на услуги, но не намного, и это тоже порадовало. Отдых.
2 день. (23 мая). Архара — Нерюнгри (1105 км)
Мотель покидаем рано, в 3:50. Холодно, всего +8, сильный ветер, дождь.
Долго не могли остановиться на завтрак, все время лил дождь. Кое-как успели перекусить в перерыве между ливнями. Сильный ветер не давал нам согреть чай, все норовил затушить газ в нашей плиточке. Но мы упертые, чай согрели, еще и в термос успели накипятить.
Постепенно уезжаем от дождя. Дождавшись, когда фуры завершат обгон и займут свою полосу, обходим их всех в один прием.
Ближе к Неверу погода наладилась: выглянуло солнце, ветер утих. Заправляемся в Невере на ННК Альянс по полной (бак и обе канистры) и впервые за всю историю наших путешествий, едем не прямо, на запад, а на развязке уходим направо, на северо-восток.
Ну, здравствуй, трасса Лена! Вот мы и добрались до тебя!
В начале пути трасса шикарная, но буквально уже за Соловьевском начинается грунтовка — тут полным ходом идет ремонт дорожного полотна.
Первый город на трассе А-360 Тында, столица БАМа. В прошлогоднем путешествии мы много внимания уделили БАМу и в этом году непроизвольно тоже получилось. Заехали на ЖД вокзал Тынды, прошлись по привокзальной площади…
…заглянули в здание вокзала, посмотрели картины, купили магнитики и поехали обедать в кафе «Старый замок».
В Тынде тепло, почти лето. А мы едем дальше. Пейзаж заметно изменился, мы все время поднимаемся. На очередном перевале проходит граница между регионами. Въезжаем в Якутию.
Виды с перевала завораживающие.
Якутия встречает снегом на обочинах,
грунтовкой, а местами и розовым асфальтом.
На ночь останавливаемся в гостевом доме где-то на окраине Нерюнгри.
3 день. (24 мая). Нерюнгри — Якутск (842 км)
Нерюнгри покидаем на рассвете, в 4:45. Солнечно, но холодно, минус два, однако. И вроде май месяц уже. Город проехали транзитом, толком его не рассмотрели.
Планировали заправиться на выезде из города, но АЗС оказалась закрыта, не работала по непонятным нам причинам. Свернули в Чульман.
Здесь заправились на Саханефтегазсбыт без проблем. Двигаемся по трассе Лена. Асфальт чередуется с грунтовкой.
Начинается затяжной подъем на перевал Тит. Игра солнечного света и тени облаков создают некое сияние над вершиной горы, и кажется,что это уже не просто перевал, а Олимп, где живут Боги.
Географическая справка: Тит — горный перевал, расположенный на границе Алданского и Нерюнгринского района, одна из самых высоких географических точек Якутии — 1360 м. Перевал имеет сложный рельеф — серпантины, затяжные подъемы.
Говорят, зимой тут приходится тяжко большегрузам. Идем в подъем. Слева — гора Эвота.
Поднялись на перевал — здесь настоящая зима: снег, t -6, дует ветер. Саша даже не стал выходить из машины, пока я восторгалась видами, открывающимися с вершины перевала.
Холодно. Красиво. Таинственно. Здесь точно живут Боги.
Спускаемся, пейзажи вокруг зимние, а сегодня уже 24 мая.
В п. Большой Нимныр заезжаем перекусить в кафе «Маяк», что находится в старом вагончике.
Пока хозяйка готовит нам обед — самолепные пельмени и жарит сырники, общаемся с ней и с местными посетителями. Попросили хозяйку записать телефон кафе, ибо нигде в интернете телефонов не нашли, поэтому сразу добавили информацию в свой отчет о дорожном сервисе. Несмотря на то, что снаружи вид у кафе неказистый, внутри чисто, кормят вкусно, домашние пельмени оказались на высоте. Прощаемся с радушной хозяйкой и едем дальше.
Погода то ли дождик собирается, то ли снежок. А вот и «дурилка картонная».
Проехали Алдан, и погода резко изменилась: все зелено, плюс+18.
На трассе Лена довольно много хорошо обустроенных стоянок с беседками, туалетами, баками для мусора. Остановились на отдых…
… пьем кофе и размышляем, что делать дальше. Наш куратор из Магадана, Андрей, сообщил, что переправа через реку Алдан закрыта и, когда откроется, никто не знает. Предположительно не раньше 1 июня! В планах у нас было уйти сразу на Магадан, минуя Якутск. Упс! Ничего не складывается: ждать до 1 июня у нас нет возможности, отпуск заканчивается 13 июня, и мы не успеем вернуться с трассы к этому времени. Решили сначала завернуть в Якутск, а там уже как получится. Но и здесь нас ждали не очень хорошие новости. Наш куратор Александр из Якутска позвонил и сказал, что переправа Нижний Бестях — Якутск закрыта, большие льды на Лене. Ехать в Н. Бестях нет смысла, поэтому нам надо свернуть в Качикатцы, не доезжая 100 км до Якутска, оттуда, по словам опять же нашего куратора Александра, ходит коммерческий паром. В тех местах река уже более-менее освободилась ото льда. Ну что ж, планы для того и существуют, чтобы их менять! Качикатцы, так Качикатцы. Едем туда!
Приехали на берег реки — паром есть, а капитана нет.Никто не знает, когда пойдет паром, и пойдет ли он вообще?! Никаких указателей, никаких будочек с расписанием — ничего нет.
Подъезжает машина, парень нам предлагает переехать в другое место, там якобы тоже стоит паром, но он пустой, надо собрать несколько машин, тогда он нас переправит на другой берег. Прям как маршрутка — не поедет, пока не наполнится. Стоявшие еще пара машин на берегу тоже решили переехать к другому парому, и мы все паровозиком помчали за парнем, ибо никто ж не знает, где стоит и ждет только нас этот «волшебный» паром. Едем прям быстро, не едем — летим, сами не знаем куда, главное не потерять из виду впереди идущие машины. Так пролетели почти 25 км (а по словам парня — это рядом, всего-то пару км проскочить), по грязи, по лужам, по рекам… пока впереди идущая машина резко не остановилась, не рискуя преодолеть очередную водную преграду.
Проехали кучу луж, величиной с маленькое море, пересекли несколько речушек. Я и не подозревала, что Блит умеет плавать.
Все остановились, когда поняли, что лихо мчали не туда. Вокруг пустынный берег: парома не наблюдается, и нет никого, кто мог бы показать, где его искать. Мы решили вернуться обратно, да и куратор Александр без дела не сидел все это время: нашел знакомых, у которых нашелся знакомый кэп парома из п. Качикатцы по имени Степан, договорился с ним. Степан точно нас заберет, и не просто заберет, а даже перевезет со скидкой. На минуточку, коммерческая переправа стоит 5 тысяч! Вернулись на прежнее место — картинка все та же — пустой паром и никого вокруг, но у нас есть заверения Степана, что мы сегодня точно попадем в Якутск, надо только ждать. Паром Степана сейчас на том берегу, пока погрузится, пока приплывет — много времени пройдет. В ожидании погрузки мы успели подремать, пережидая дождь, перекусить в очень походных условиях (без должного сервиса — а вдруг погрузка?!),
полюбоваться радугой,
и насладиться красотой Лены.
И вдруг нашу идиллию нарушил звук подъезжающей фуры. И все сразу пришло в движение — появился откуда-то капитан парома, приехало еще несколько легковушек. Первой, естественно, загружается фура. Длилось это минут 40, то фура вязла в грязи, то цепляла аппарель. Передвинули уже паром, снизили угол наклона аппарели, подложили бруски, и о, чудо, наконец-то фура заехала!
К нам подошел капитан, представился Славой и уточнил — это мы те самые путешественники из Владика, которых должен забрать Степан?!. Да, киваем, мы — они самые. Слава нам поясняет, что Степа еще на том берегу и попросил его нас забрать. Мы не знаем лично Степана, не знаем еще лично Александра, что помогает нам и просил за нас кэпа парома, но о нас уже знают, заботятся, сопереживают и помогают. Такое ощущение, что мы едем в гости к старым добрым друзьям. Вот так душевно встречает нас Якутия. Очень трогательно, очень приятно.
После того, как фура заняла место на пароме, грузят легковушки. Кэп Слава дает команду на погрузку и нам.
После двух часов ожидания мы наконец-то плывем.
Выходим из протоки в основное русло реки и вот тут-то понимаем, почему официально переправа еще закрыта: вокруг, насколько хватает глаз, плывут льдины — большие и маленькие, и нет им конца.
Мы тоже плывем, паром проворно лавирует между льдами. Зрелище дня нас настолько необычное, что мы не можем сидеть в машине: переходим от борта к борту, любуясь этой ошеломительной красотой. Местные же спокойно дремлют в машинах: чего они тут не видели?! Бум-бум-дыц-дыц — звук льдин, ломающихся под напором нашего «могучего» корабля. Страшно. Красиво. Завораживающе.
Как же здорово, что мы поехали именно в это время, иначе никогда не увидели бы этого природного великолепия — ледоход на Лене.
Вдруг на середине реки затих звук мотора катерка, что толкает паром, и мы остановились. Каково же было наше удивление и даже легкий испуг (у меня), когда на этом крошечном пароме фура вдруг начала движение и поехала прямо к аппарели. Бегу с вопросом к ребятам, что обслуживают паром, именно они о чем-то переговариваются по телефону с кэпом и дают команды водителю фуры — она туда-сюда перекатывается по парому. Что, почему, куда двигается фура?! Ответ оказался прост — пытаемся отделаться от льдины, что прицепилась, зараза, к днищу нашего «корабля» и застопорила движение.
Минут двадцать боролись с упертой льдиной, наконец-то мы ее победили!
И вот, не прошло и полутора часов, как мы причаливаем к другому берегу.
От паромной переправы до Якутска еще 100 км... белые ночи Якутии нам в помощь! Местное время 23 часа, светло.
В Якутске, на посту ГАИ, нас встречает Александр. И первым делом везет на самомойку, видок у Блита еще тот! Буквально за 10 минут приводим его в божий вид и едем заселяться на квартиру. Пока мы боролись со льдами на Лене, пока добирались до города, Александр успел снять нам жилье и даже купить нехитрый ужин, чем растрогал нас до глубины души. Ощущение, что приехали в гости к друзьям только усилилось. Расстаемся уже в первом часу ночи. Какой длинный и насыщенный событиями был день!
4 день. (25 мая). Якутск
С утра первым делом собираем информацию по парому на Хандыгу, новости все те же — лед на реке Алдан, естественно, за ночь никуда не делся, и паромная переправа откроется не раньше 1 июня. Взвесив все за и против, понимаем, что ждать начала переправы нет смысла, да и времени у нас не так много, поэтому решено продолжить путешествие и поехать в Бурятию, заглянуть в те уголки, которые не удалось посмотреть в прошлом путешествии. Отчаиваться из-за рухнувших планов не в нашей привычке: на трассе бывает всякое и нужно уметь перестраиваться, исходя из предлагаемых обстоятельств.
Идем гулять по Якутску. Квартиру нам сняли в центре, так что все у нас в шаговой доступности. Первый в списке — музей мамонта. Музей мамонта — единственный в мире специализированный музей, изучающий и выставляющий уникальные палеонтологические экспонаты. Музей был основан в 1991 г. в качестве научного и культурного центра, который занимается изучением мамонтов в ледниковый период. Во время археологических раскопок в Якутии были найдены останки пещерных львов, мамонтов, бизонов и многих других вымерших животных. В музее познакомились с молодым ученым, Гаврилом Петровичем. Он поведал нам о планах клонирования мамонтов и показал видеофильм с личным участием в 2013 году в экспедиции по перевозке найденных охотниками останков мамонта. Именно эти останки оказались пригодными для клонирования. К сожалению, пока искали индийского слона (только он идеально подходит для клонирования мамонтов, ибо мамонты — прародители индийских слонов), клетки погибли. Всем этим поделился с нами Гаврил Петрович. С учеными можно разговаривать бесконечно — настолько это увлеченные и влюбленные в свою работу люди. Обменялись телефонами, пригласили молодого ученого к нам, в Приморье, расстались почти друзьями.
После музея решили прогуляться по городу. Правда, погода не очень располагала к пешим прогулкам — пасмурно, прохладно, ветрено. Но и все-таки знакомиться с новым городом лучше пешком — и от машины отдых, и можно много чего интересного увидеть. Правда, город в центре весь перекопан, меняют асфальт, готовятся к столетию со дня образования Якутской АССР.
Площадь у Оперного театра.
Догуляли до магазина сувениров, прикупили родным и друзьям подарочки, а еще взяли местные конфеты «Сказки Туймаады» (птичье молоко). Искали, где пообедать, и тут Александр пришел на помощь — встретил нас в центре, повел в старый город.
Улочки старого Якутска.
Александр рассказал, что сюда свозят сохранившиеся старинные дома, либо восстанавливают по старым чертежам и фото.
Именно в старом городе Александр посоветовал посетить кафе национальной кухни «Махтал». В кафе конечно же заказали якутскую классику — салат «Индигирка».
После обеда продолжили прогулки по Якутску. Необычная скульптура в виде голубой волны и большого камня, на котором высечен текст письма Петра Бекетова, извещающего царя о сооружении на реке Лена «государева острогу». Это памятник русским землепроходцам, основателям городов и сёл северо-востока России.
Набережная реки Лена. Стела в честь 375-летия вхождения Якутии в состав России. Рядом памятник основателю города — Бекетову Петру Ивановичу.
Прогулки по городу Якутску. Проделки вечной мерзлоты.
Заглянули в местный супермаркет. Посмотрели на цены, прикупили хлеб с ягелем.
Уставшие от пеших прогулок вернулись домой. На отдых у нас пара часов, потому как на вечер большие планы — едем в Царство вечной мерзлоты, а потом в ресторан. В 18 часов за нами заезжает Александр с супругой Ольгой, и мы всей честной компанией отправляемся в Царство вечной мерзлоты. Царство — это туристический комплекс, созданный в штольне гигантского ледника у сопки Чочур-Муран в 10 км от Якутска. В советское время в этом природном холодильнике хранились стратегические запасы продовольствия. А с 2005 года Царство вечной мерзлоты стало визитной карточкой не только Якутска, но и всей Якутии. Ну как не побывать в таком месте?!
В Царстве выдают специальные плащи на меховой подкладке, чтобы не замерзнуть, а летом еще и валенки . Прошли тамбур с тремя дверями и оказались… в сказке. Нам повезло — в Царстве, кроме нас, никого не было: будний день, да и приехали мы почти к закрытию, так что погружение в волшебство и в детство было абсолютным.
В царстве есть все: и бар, и отель, и горка, с которой можно скатиться на ледянке, и даже волшебная лягушка, на лбу которой все оставляют монетки, на счастье. Мы не исключение — на удачу «приморозили» свои монетки в лягуху.
Вдоволь нагулявших по ледяным лабиринтам и изрядно подмерзнув, отправляемся по приглашению Александра и Ольги отогреваться в ресторан якутской кухни «Чочур Муран». Здесь не просто ресторан, а большой центр отдыха. На территории есть и гостиница, и ресторан — и все это в старинных деревянных постройках, с сохранением интерьера тех давних времен. Главное здание построено в виде классического якутского острога, в котором находится не только ресторан, но и экспозиции старинных ружей, якутских сельхозорудий и предметов быта. Мы сделали заказ и прогулялись по этажам, как по музею. А на третьем этаже настоящий эвенкийский чум.
В ресторане попробовали все национальные блюда, которые нам рекомендовали Ольга и Александр — и саламат, и хаан, и керчэх, и, конечно же, строганину из чира!
Ребята покатали нас по ночному Якутску, показали аэропорт…
…и знаменитый памятник карасю. Карась особо почитаем в Якутии: благодаря этой рыбке местные жители смогли пережить голод во время Великой Отечественной войны.
Мы прекрасно провели время. Тепло и душевно прощаемся с Александром и Ольгой, благодарим их за радушие и гостеприимство. Теперь у нас в Якутске точно есть друзья!
И да, мы до последнего надеялись, что, может, ситуация на реке Алдан как-то изменится: в течение дня нам все: и Андрей из Магадана, и Гаврил из музея Мамонта — скидывали обновленную информацию по парому через Алдан. Это было и непривычно, и приятно, что сколько людей прониклись нашей проблемой и готовы нам помочь! К вечеру стало ясно, что переправа, действительно, откроется не раньше 1 июня (и это в лучшем случае). Именно сложная ледовая обстановка на реках не позволила нам побывать и на Ленских столбах — все туристические маршруты закрыты. Обидно, но! окажись мы здесь в другое время, не увидели бы ледоход, а это потрясающее зрелище! Основное в Якутске мы посмотрели, времени на ожидания у нас нет, поэтому прощаемся с Якутском, с нашими новыми друзьями и продолжаем путешествие!
5 день. (26 мая). Якутск — Алдан (525 км)
Покидаем гостеприимный Якутск в 10:30. Прохладно, +9. Официальная переправа Нижний Бестях — Якутск по-прежнему закрыта, поэтому едем опять на коммерческий паром в Мохсоголлох. По дороге заглянули в обрядовый комплекс центра отдыха «Орто дойду». Именно здесь проходят торжества, связанные с «Ысыах Эркээни». Этот национальный праздник посвящен возрождению природы и человека, праздник изобилия и благополучия. Отмечается в середине июня.
В центре комплекса, на горе расположен якутский спиралевидный календарь. Особенность этого календаря в том, что спираль, исчисляющая времена года, закручивается от середины по солнцевороту к внешней стороне, тем самым утверждая бесконечность жизни и бытия.
Прогулялись по парку, едем дальше. Заправляемся в Покровске на Туймаада-Нефть, классный тут бензин, но очень дорогой (57 руб. за литр 92-го).
На паром.
Приехали на уже знакомый берег Лены — один из паромов готовится к отходу. Мы прикинули, что на него скорее всего уже не успеем, сразу поехали к другому. У пустого парома встретили нашего знакомого кэпа Славу, который перевозил нас сюда. Поздоровались, говорим, что поедем обратно с ним, на что Слава нам отвечает, что он еще не скоро будет отправляться, поэтому советует загружаться на отходящий. Слава тут же звонит кэпу парома, просит задержаться и прихватить нас. Да не просто прихватить, а еще и перевезти со скидкой как своих знакомых. Радушно прощаемся со Славой и загружаемся последними на отходящий паром.
Плывем. Сегодня совсем другая Лена: на зеркальной глади реки — ни льдинки, только перевернутое небо под ногами. Притихшая красота.
Льды появились уже практически у берега, а два дня назад, когда мы отсюда отплывали, их не было. Река непредсказуема.
Паромная переправа в Качикатцах: ориентир — где-то на берегах Лены. Звоните кэпу Степану 8924 662 7308, и он, и кэп Слава моментально доставят всех на другой берег! Лично нам все понравилось! Рекомендуем.
А у нас в программе еще одна якутская красота. Возвращаемся обратно, уходим налево, в сторону п. Нижний Бестях.
Природный парк «Булуус». Булуус с якутского так и переводится — ледник. Мы едем на ледник смотреть ледник, такая вот тавтология. Булуус — уникальное природное явление — лед здесь не тает даже летом. А все она — вечная мерзлота с ее особенностями.
В парке отдыхали школьники, их было много и каждый! каждый ребенок здоровался с нами, пока мы спускались к леднику. Здесь, в Якутии, мы встречали исключительно вежливых и приветливых людей: учат их культуре общения с раннего детства.
Вокруг все уже зелено, тепло, а под ногами никогда не тающий лед. Удивительно.
Ночевать в парке?! Да мы и не собирались.
А вот воды из родника в дорогу набрали.
Насладившись красотой природного парка, устроили себе «накапотный» обед в хвойном лесу. Как же здесь прекрасно дышится!
Якутские подснежники.
Разворачиваемся на выезд из Якутии. Сопки-пупырки, по которым петляет лента дорожного полотна, уходящая куда-то в небо.
На ночь останавливаемся в Алдане, в гостинице при спортивном комплексе Школы Олимпийского Резерва.
Местное время уже далеко за 22 часа, а вокруг светло как днем — о, эти белые ночи Якутии! Панорама вечернего города.
6 день. (27 мая). Алдан — Ерофей Павлович (780 км)
Выезжаем рано, в 5 утра. Очень холодно, +1, и яндекс-погода рисует какие-то снежинки, но мы беспечно не придаем им значения — лето же почти по календарю. А зря!
Впереди гора Белая, так ее называют потому, что снег на вершину горы ложится раньше, а сходит позже всех.
Несмотря на проблески солнца, нас настигает дождь.
Холодает. Дождь переходит в снег, который уже не тает под колесами. Подъем на перевал Тит по мокрому снегу на летней резине дался нам с большим трудом: нас начинает крутить, машина оказывается на встречной полосе, и ее плавно «прибивает» к леерам. На наше счастье, в тот момент на дороге не было никого — ни встречных, ни попутных машин. Балетные па на льду Блит исполнил в гордом одиночестве.
Саша вышел из машины, убедился, что все в целости и почти в сохранности, не считая трещины на бампере, но это такие мелочи, по сравнению со всей обстановкой в целом. На дороге оставаться опасно — видимость нулевая, дорогая скользкая, кого-то может так же «раскрутить» и «прибить» к нам.
Потихоньку ползем на перевал.
Заползли и встали, «ждать у моря погоды»: когда снег закончится. Связи на перевале нет, снег сплошной стеной. На вершине перевала минус 6. Зима, однако! Якутия — край суровый — убедились в этом лично. В любой непреодолимой ситуации — пей кофе/чай или ложись спать. Саша решил подремать. Я занялась разбором фото-видео на телефоне — всегда на трассе на это нет времени, а тут фотоархив был доведен почти до идеала. Прошел час, снег закончился, но видимость по-прежнему нулевая — все в снежном тумане. За это время поднялось на перевал всего пару машин, не спустилось ни одной.
Саша проснулся, выпил чайку с лимоном и ушел вниз на разведку.
В ожидании его возвращения устроила себе тоже кофе-тайм с плюшками. Тишина стоит такая, что в ушах звенит. Вдруг что-то заурчало, и из снежной пелены появился большой тягач, тут же развернулся и уехал вниз. Пока я размышляла над этим маневром, машина появилась снова, но уже не одна, а со «товарищем» на прицепе. Так тягач сначала разведал дорогу, а потом стал затаскивать на перевал другие машины, которые сами подняться не могли.
Минут через 20 Саша вернулся с хорошими вестями — можно ехать, дорогу уже раскатали: на грунтовке снег перемешался с грязью. Спускаемся потихоньку, на встречке много фур стоят на подъем, ждут, как и мы, улучшения дорожной ситуации.
Спустились без проблем. В Большом Хатыме останавливаемся на поздний завтрак, или ранний обед. В окно кафе наблюдаем, как на перевал пошла дорожная техника обрабатывать снежную трассу. Поздновато, конечно, техника пошла, и без нее там уже ситуация улучшилась.
А когда в Якутии убирают елки?! На календаре завтра лето, а на дворе елка новогодняя.
Покидаем гостеприимную Якутию.
Тында. Здесь лето, +25! Даже не верится, что каких-то три часа тому назад мы сидели на перевале в снежном плену. Заезжаем в город, сначала на АЗС ННК, заправляем машину, а потом уж и в столовую на обед.
Ну вот трасса Лена и позади.
Выезжаем на трассу Амур. Путешествие продолжается, уходим на Читу.
Заправляемся на АЗС ННК в Уруше, цены уже ниже, все-таки не в Якутии. Обнаружили прокол колеса. Дождливая погода не располагает к починке своими силами, поэтому ставим запаску и едем в поселок Ерофей Павлович на ночлег.
Придорожный мотель «Ерофей» обходим стороной с 2018 года настолько там все нам не понравилось. Отклоняемся от трассы примерно на 5 км, и гостиница «Удача» в полном нашем распоряжении. В поселке две гостиницы «Удача», и находятся они буквально в км друг от друга. Мы заселились в ту, что на жд вокзале. Дождь льет не переставая. Ну и денек сегодня — дождь, снег, солнце, дождь. Время 22:00 — отдых.
7 день. (28 мая). Ерофей Павлович —Новосалия (977 км)
Поселок Ерофей Павлович покидаем в 7:00, пасмурно и всего +2. Завернули в Могочу на шиномонтаж, благо он прям на въезде в поселок. Пока делают колесо, успеваем перекусить.
Небольшая остановка под мостом, у реки. Смена колес — отремонтированное колесо возвращается на место, запаска отмывается от дорожной грязи и в чистом виде убирается в багажник.
Пока Саша занят делами, я успеваю побродить по берегу реки, полюбоваться на цветущий багульник.
Все дела сделаны: вещи упакованы и разложены по местам (вчера в снего-дождь это сложно было сделать), колеса заняли свои привычные места. Возвращаемся на трассу. Время цветения багульника, весь день наслаждаемся этой красотой.
Около 21:00 останавливаемся на ночлег в «Светлане». В прошлом году искренне не рекомендовали этот мотель путешественникам, и в этом году даже и не думали тут останавливаться. Мы планировали ночевать в «Пламенном драконе» под Ареем, но там нам предложили на двоих трехместный номер за три тысячи (как за троих), а в «Светлане» нам тоже предложили трехместный номер (ибо других свободных уже не было), но по цене 1800 (за двоих). Приятно были удивлены разительным переменам в мотеле: новые матрасы, новые комплекты постельного белья, новые шторы в душевых кабинках. В общем и целом, стало намного лучше. Все, что ни делается, все к лучшему. Это девиз нашего путешествия в этот раз. Доверяемся интуиции и обстоятельствам и… едем дальше.
8 день. (29 мая). Новосалия — Усть-Ордынский (952 км)
Выезжаем в 6:30, яндекс опять рисует какие-то снежинки, и это уже начинает скорее настораживать, чем веселить, да и на улице, несмотря на яркое солнце, минус 1. Но все обошлось без снежных приключений!
Сегодня весь день перегон, и, чтобы хоть как-то разнообразить монотонность трассы, отклоняемся от маршрута: в Бабушкине заглянули на маяк. Здесь мы уже были в 2020 году, когда путешествовали по ГЭС. В этот раз побывав у маяка, проехали чуть дальше, к месту, где когда-то была жд пристань, что принимала паромы с поездами с западного берега Байкала.
В начале прошлого века здесь была построена мощная Мысовская гавань для ледокола «Байкал». По этим рельсам паровоз вкатывал в трюма «Байкала» 27 вагонов (три ряда рельсов по 9 вагонов на каждый путь).
История паромной жд переправы закончилась в 1918 году с гибелью ледокола «Байкал», а построенная в середине 50-ых годов прошлого века Иркутская ГЭС подняла уровень воды в Байкале и полностью затопила гавань. Сквозь толщу байкальской воды можно разглядеть остатки причальной гавани.
Пытливый ум инженера не давал покоя: Саша разобрался что тут и как устроено, и перевел стрелки. Сделать это было сложно — все давно заржавело, но терпение и труд: и все получилось! Оставили «привет» для ребят из Липецка Кате и Диме (travel.drom.ru/user/619534/)
Отправили им видео с просьбой перевести стрелки обратно. Мы общаемся с ребятами, и знаем, что 9 июня они отправляются в путешествие, и в их маршрутном листе г. Бабушкин точно есть. Они тут будут, но чуть позже. Пересечься с ними на трассе у нас не совпадает по времени, ну хоть вот такие «приветики» можно оставить. Была мысль спрятать где-то здесь, под шпалами, сюрприз для ребят и скинуть им координаты, чтобы поискали. Но, взвесив все за и против, решили этого не делать, опасаясь, что шоколад могут найти собаки, да и за пару недель, пока Дима с Катей сюда доедут, многое может произойти, а нам хотелось, чтобы подарки дошли до ребят в целости. Оставили пока эту затею, решили подумать еще, как это все лучше сделать, благо время в запасе есть.
После Бабушкина, в Клюевке, заехали на родник. Пополнили запасы питьевой воды. Пообедали на Байкальском серпантине: чин-чин! — компотом отметили День военного автомобилиста — Сашин профессиональный праздник. Кухня в «Серпантине» так и не стала лучше, а вот вид из окон кафе, конечно, замечательный.
На въезде в Иркутск потеряли много времени в пробке, вечер воскресного дня — все возвращаются в город. Заехали на самомойку, на Роснефть и уже в сумерках выехали из города в направлении к Ольхону.
Кто читал наш прошлогодний отчет, знает, что в том путешествии нам не удалось попасть на Ольхон, поэтому попытка №2. Заселяемся в гостиницу «Метелица» в Усть-Ордынском уже почти в ночи, устали, отдыхаем.
9 день. (30 мая). Усть-Ордынский — Ольхон — Сахюрта (276 км)
Отдохнувшие, покидаем гостиницу в 8 утра, светит солнце, тепло, +13. С прекрасным настроением выдвигаемся в сторону Ольхона.
Несмотря на то, что машина вчера была отмыта до блеска, песок из Якутии продолжает все равно высыпаться.
И опять новая для нас трасса. Это всегда волнительно и очень увлекательно: именно за этой новизной ощущений и за безмерным любопытством — а что же там, за следующим поворотом, мы и отправляемся в автопутешествия.
В Еланцах закупили продукты, так как в планах остаться на Ольхоне на сутки, отдохнуть. Подъехали к пристани, встали в очередь на паром. Есть расписание, но паромы просто курсируют туда, сюда.
Не простояли и 15 минут, как подошел паром. Загрузились. Едем на Ольхон.
Плывем. Все пассажиры сидят в машинах (очень холодно, дуют знаменитые байкальские ветры), но никакой ветер не может удержать нас в машине, когда вокруг такая красота.
15 минут и паром швартуется на Ольхоне.
Все машины с парома куда-то спешно рванули. Мы же не торопясь начинаем знакомство с островом, останавливаемся в каждом приглянувшимся местечке. Нашли неплохой съезд к берегу, остановились на кофе-тайм.
Чайки-попрошайки, буквально на лету выхватывают еду из рук, пришлось поделиться плюшками и с ними.
Байкальские красотки на фоне Шаманки.
В планах было посещение мыса Хобой на местных УАЗиках. В поселке узнали, что въезд автомобилям в природный парк запрещен — МЧС объявило штормовое предупреждение. Солнце светит так ярко, что мысль ни о каком надвигающемся ливне и в голову не приходит. Однако с МЧС не поспоришь, и наш план нанять машину для знакомства с укромными уголками острова опять полетел в тартарары. Ну что ж, будем знакомиться с островом самостоятельно. Поехали!
Аэропорт в д. Харанцы. Аэропорт по-своему знаменит: в 1999 г. он был закрыт, но благодаря стараниям его бывшего начальника все хозяйство аэропорта поддерживалось в должном состоянии и сохранилось до 2018 г. А уже в 2019 г. аэропорт возобновил свою работу. Сейчас здесь выполняются регулярные рейсы на небольших самолетах. Принимает аэропорт и вертолеты. И еще одна особенность — аэропорт называется «Хужир», хотя находится не там.
За аэропортом много красивых укромных бухточек Малого моря. И самое главное — здесь нет людей, в отличие от шумного и многолюдного Хужира. Идем на берег полюбоваться островом Харанцы, который и дал название местной деревне.
Именно здесь, на маленьком островке, гнездуются серебристые чайки — символ Ольхона. Те самые утренние попрошайки, с кем мы разделили наш завтрак.
Можно наслаждаться красотой в тишине: никто и ничто не мешает, чайки не в счет, мы с ними уже подружились.
Вид на мыс и бухту Харанцы. Харанцы — в переводе с бурятского означает — хороший обзор, и действительно, вид отсюда потрясающий.
После созерцания красот, вернулись в Хужир на обед. В кафе заказали местные блюда, хоть кафе и деревенское, но цены здесь столичные. Несмотря на утверждение администратора о том, что блюда готовятся только после заказа, а не разогреваются, как обычно, качество нас не особо впечатлило. Ах! — не случилось, еда как еда, только дорогая.
Пока обедали, наблюдали в открытую дверь, как сначала на крылечке кафе, а потом и у колес нашей машины медитировал местный пес.
Поделились обедом и с ним.
Пока обедали, размышляли, куда дальше двигаться?! На сегодня красоты нам хватило, и надо было определяться с ночлегом и завтрашним днем (он у нас в планах был как день отдыха на острове). Взвесив все «за» и против» («за» — не все еще посмотрели на Ольхоне, «против» — МЧС со штормовым предупреждением и яндекс с прогнозом последующих дождливых дней)… Решили все-таки уехать с острова. Выдвинулись к паромной переправе. По дороге часто останавливались полюбоваться окрестностями.
Акварельный Ольхон. Ветер стих, краски утратили утренний контраст. Все в бледно-размытом мареве. Когда гребенка «основной» дороги надоедала, сворачивали на альтернативную. По ней ехать намного приятнее.
Ребристые берега залива.
Нигде до сего времени мы не видели такого сочного сочетания всех оттенков сине-голубого и желто-коричневого.
Островные цветы.
Природные «фортификационные» сооружения.
На паром в очереди мы были вторыми, настроились на долгое ожидание, но нет! Пришел паром, загрузил нас — три машины — и сразу же повез. После обеда потеплело, стих ветер, за бортом тишь да гладь. Встречный паром.
До свидания, Ольхон!
Переправились. Без проблем, по телефону, сняли номер на базе отдыха «Эльдорадо». Баз тут предостаточно, на любой вкус и кошелек, мест свободных в это время года тоже полно. Все хорошо в «Эльдорадо», кроме того, что расположена она на горе и частые подходы к машине туда-сюда утомительны. Но мы тут на одну ночь, так что нас это особо не напрягало.
Ужин с видом на Бакал. Ну, за красоту!
Проводили день.
10 день. (31 мая). Сахюрта — Жигалово (388 км)
Прекрасно выспались, отдохнули, в 7:00 покидаем базу. Вокруг ни души, и только любопытный суслик машет нам на прощание лапками.
Прохладно, ветрено, +12. Пасмурно. Похоже, что яндекс в прогнозах не ошибся: явно будет дождь. Как же нам вчера повезло с погодой: увидели яркий и солнечный Ольхон! Уезжаем от Байкала на северо-запад, чтобы вновь к нему вернуться, но уже с другой стороны. Попрощались с байкальским бродягой, с тем самым, который «Байкал переехал».
От памятника открывается шикарный вид на заливы Малого моря и его окрестности.
Идем по трассе на Качуг. Начался обещанный дождь. Проехали стелу, извещающую о водоразделе Лены и Енисея.
Дорога на Качуг — не то амурские, не то байкальские волны. Быстро не поедешь.
Качуг, как и многие названия здесь, эвенкийское: «кочог», что в переводе с эвенкийского означает «излучина». Именно здесь, у Качуга, река Лена, текущая на запад, круто поворачивает и уходит на север.
Качуг прошли транзитом, нам в Жигалово.
Подъезжаем к Шишкинским скалам, где находятся знаменитые Шишкинские писаницы. Сюда, к этому месту, мы так стремились попасть в прошлогоднее путешествие. И наконец это случилось!
Шишкинсике писаницы — природный археологический памятник: на скалах нанесены сотни рисунков, самые древние, из которых, относятся аж к IV тысячелетию до нашей эры. А самые «поздние» — наши дни — надписи, типа «здесь был Петя». Кому-то очень хочется со своими царапульками «войти в историю».
Именно этот «бравый парень» на коне изображен на гербе Якутии. А мы как раз оттуда едем — поклон писаницам от земли якутской привезли.
Подобные природные памятники вызывают необъяснимый, почти благоговейный трепет. Глядя на древние рисунки, размышляешь и о том времени, и о тех людях, что жили тут, творили свою историю; о неотвратимом течении времени и скоротечности Бытия.
Шишкинские скалы с писаницами и петроглифами растянулись вдоль реки на несколько километров. Мы переезжали от скалы к скале, часто останавливались: любовались их красотой и рекой Леной.
Повстречали местного пастуха, но почему-то без стада. Одинокий пастух — прям как у Джеймса Ласта. Пастух пустил лошадь щипать траву, а сам ушел к реке.
И опять нам повезло с погодой: дождь, активно ливший на трассе до Качуга, вдруг прекратился (или мы просто уехали от него). Удалось и писаницы рассмотреть и на Лену полюбоваться. А еще здесь спокойно и умиротворенно — редко проезжают машины, совсем нет людей, никто не нарушает тишину. Местный пастух и его лошадь — единственные живые души, с кем мы тут повстречались.
За скалами с древними рисунками сразу деревня Шишкино, давшая свое название писаницам. Двигаемся дальше. Красота за каждым поворотом.
Подъезжаем к Верхоленску. В далеком 1641 г. здесь был основан Верхоленский острог.
Верхоленск — село с большой историей: здесь отбывал ссылку Лев Троцкий; отсюда бежал на лодке Дзержинский по пути в ссылку; здесь погибли во время пожара в 1831 г. декабристы Андреев и Репин. Вся история поселка хранится в местной библиотеке. И само здание — исторический памятник постройки конца XIX века.
Здание местной администрации.
Полуразрушенный дом, в котором по неподтвержденным фактам жил Троцкий до побега.
Село довольно колоритное, каждое здание — почти музей.
Понтонный мост через Лену, стоит с 1972 г. На зиму мост разбирают и по льду переправляются на другой берег.
Добротные дома соседствуют с домами заброшенными. Двоякое осталось впечатление.
Покидаем Верхоленск, едем дальше. Остановились на обед. Со стоянками здесь сложно — их нет. Это был единственный участок с хорошим съездом с дороги к реке. Даже есть явно из «старых-добрых» времен изрядно покосившийся столик, но мы рады и такому.
Оказалось, что под мостом не просто река, а река с родником. Местные водители набирали воду и рассказали нам про речной родник. Мы тоже пополнили запасы питьевой воды, на незнакомых трассах это никогда не бывает лишним. После обеда распогодилось: ветер стих, выглянуло солнце. Потеплело.
Трасса Качуг — Жигалово одна из самых живописных трасс, когда-либо нами пройденных. Слева скалы, справа Лена, и между ними вьется узкая лента старой дороги.
Едем в бесконечной красоте, которая за каждым поворотом в прямом смысле.
Скалы, нависающие над дорогой, таинственные пещеры, каменные осыпи, река Лена, лошади, одиноко бредущие вдоль трассы, отсутствие людей — все это создает впечатление, что мы находимся в декорациях к какому-то приключенческому фильму.
Экологическая зона природного влияния Байкала.
Часам к 16 добрались до п. Жигалово. Остаемся здесь на небольшой отдых и ночлег, хотя Саша в шутку предлагал сразу свернуть на Магистральный.
Идея так себе — в ночь на незнакомую трассу. Да и как разглядеть красоту новой для нас трассы в ночи?! Поэтому заселяемся в гостевой дом где-то на окраине Жигалово и на прогулку, разминать ноги после долгой дороги.
Отдыхаем от дороги, от машины. Не спеша дошли до реки.
Ритуальное макание в Лену. Наконец-то удалось, и погода и река позволили это. Лена в Жигалово мелкая и спокойная, и только ближе к Якутии она набирает мощь и силу.
11 день. (01 июня). Жигалово — Северобайкальск (428 км)
Выезжаем в 7.00, прохладно, всего +5. Солнечно. Тот самый понтонный мост, который был поврежден тяжелой техникой в мае 2021г, и мы не смогли пройти на Жигалово из Северобайкальска. Попытка № 2. Едем
Здесь начинается Ковыктинский (Жигаловский) зимник — трасса 25Н-152 — Жигалово — Магистральный.
Именно здесь в 1987 году было открыто знаменитое Ковыктинское газоконденсатное месторождение (Ковыкта), одно из крупнейших в России по запасам газа. Сейчас тут вовсю кипит работа по его разработке и добыче. Сплошным потоком идет тяжелая техника, которая вдрызг разбивает и без того не очень хорошую дорогу.
Вахтовые поселки газовиков здесь на каждом шагу.
Замечаем стоящую на обочине Ладу-Ларгус с башкирскими номерами и ребят, что ходят вокруг машины с понурым видом. Останавливаемся, спрашиваем — нужна ли помощь?! Ребята грустно отвечают, что все запаски уже в хлам, поэтому помочь мы им ничем не сможем. Ждут попуток до поселка вахтовиков, там будут чинить колеса. Нда, дорога тут такая, что любителям быстрой езды приходится туго. Только ползком, ползком. Тише едешь — дальше будешь.
Не едем — ползем, плавно скатываясь в глубокие ямы и обходя грязевое месиво.
Иногда попадались участки даже вполне приличные. Но это — мгновение.
И даже местами идет ремонт дороги.
Поднялись на очередной перевал, остановились на кофе-тайм. Пьем в машине, потому как выйти из нее невозможно, кругом непролазная грязь. Здесь появилась связь — рядом очередной вахтовый поселок и вышка сотовой связи.
Мы уже высоко в горах, на вершине Ангаро-Ленского плато. Где-то здесь проходит водораздел рек Лены и Ангары.
Переваливаясь по ямам, обходя глубокие лужи и грязевые озера, почти за 10 часов прошли трассу в 270 км. Блит достойно выдержал испытание: колеса и защита остались целыми, несмотря на бесконечные дыц-бум-бам. А уж грязи намесили!
Тяжко, но мы справились: пусть медленно, но без потерь... а впереди еще 150 км до Северобайкальска и расслабляться рано.
Уставшие, голодные пытаемся найти хоть какой-то съезд с трассы, чтобы согреть чай и перекусить. На участке Жигалово — Магистральный толком невозможно было расположиться на полноценный обед — все съезды с трассы — глиняное месиво (накануне шли дожди). Едем в сторону Северобайкальска, ищем уголок для перекуса. Тормознулись у будочки смотрителя — он тут охраняет от охотников за медью недавно построенную, но еще не подключенную тяговую подстанцию контактной сети БАМа. Сначала уточнили у охранника — можно ли нам здесь остановиться и согреть чай. Дядечка-охранник удивился, ибо никто его ни о чем таком ни разу не спрашивал. Конечно, конечно, — ответил он. Пока грелся чай, мы слушали истории «станционного» смотрителя. Скучно ему тут одному посреди тайги, вот он и рад был поговорить.
Такой вот получился обед в суперэкстремальных условиях, зато с видом на БАМ.
Пообщались со сторожем, перекусили и дальше в путь. Дорога уже знакомая, были тут в прошлом году, но пейзаж совсем иной — все в зелени, хотя на вершинах еще лежит снег. Красота.
Знаменитый ручей Вредный обзавелся личным дорожным знаком, только кому-то это явно не давало покоя, и с обеих сторон дороги на знаках подтерли несколько букв.
Дорога в плохом состоянии, особенно на перевале Дабан — стекающие с гор ручьи порезали дорогу очень глубоко, в некоторых местах озера да реки, не объехать.
Въезжаем в Северобайкальск уже под вечер. Останавливаемся у стелы, отсюда открывается шикарный вид на город в окружении снежных гор. Как все-таки погода влияет на впечатление — в прошлом году в город въезжали в дождь и туман: никакой красоты не увидели.
Сначала на заправку, потом за продуктами в магазин —пока он не закрылся. Поиск жилья занял несколько минут. В планах была ночёвка в Нижнеангарске, но с жильем там все оказалось проблемно, поэтому сняли номер в гостинице «Турист» на окраине Северобайкальска. Девушки-администраторы — это лучшее, что есть в этой гостинице. На этом плюсы заканчиваются. Гостинице требуется капитальный ремонт, затхлый запах впитался даже в стены. Время позднее, устали и сил на то, чтобы поискать что-то другое, уже нет, поэтому остаемся здесь. В номере очень холодно — в городе уже отключили центральное отопление. Администратор принесла нам обогреватель и чайник в номер. Отдых.
12 день. (02 июня). Северобайкальск — Дзелинда — Байкальское — Северобайкальск (290 км)
Этот день посвящаем полностью Северобайкальску и его окрестностям. Едем смотреть то, что не удалось посмотреть в прошлом году. Но! Сначала на мойку, ибо после жигаловских грязевых ванн у Блита плачевный вид.
Итак, на Дзелинду. Дорога оказалась вполне приличной, из 100 км, всего около 30 грунтовки.
Вокруг живописные виды.
Сначала заглянули на дикие источники. Близко к источникам подъехать не получилось, после прошедших дождей грязевое месиво. Оставили машину наверху, прогулялись пешком.
Дзелинда — группа горячих источников, вода в них обладает оздоровительным эффектом, а температура доходит до +44 С.
И опять нам повезло: на источниках никого не было.
Все источники, а их более десяти, впадают в один ручей — Дзелинду.
Наслаждались одиночеством, правда, мы не так долго: приехала вахтовка с дюжиной мужиков, начался шум, гам. Мы переехали посмотреть источники «за деньги». Там, на стоянке, просушили вещи, перекусили.
И пошли гулять. Приятные домики, ухоженная территория, есть кафе.
Но нам нужно ехать дальше. Нас ждут Слюдянские озера, до которых мы не добрались в прошлый раз.
Дорога между Нижнеангарском и Северобайкальском. Подробно об этой дороге ,о мысовых тоннелях и о БАМе тут (travel.drom.ru/86831/)
По пути заехали пообедать в «Рассвет» — кафе у дороги. Где-то что-то искать времени особо не было. Нам надо успеть на Сюдянские озера до заката, а времени уже вторая половина дня. Еда и сервис в кафе не впечатлили. Совсем. Перекусили и то ладно.
Едем. Дорога идет по живописному Онокочанскому мысу,поднялись на перевал. Отсюда открывается потрясающий вид на Онокочанскую губу, на Байкальский хребет, который в этих местах достигает высоты более 2000 м и весь еще в заснеженных вершинах, и на мерцающие вдали Слюдянские озера.
Ну как не устроить в такой красоте фотосессию?! Пару кадров и вперед,к озерам!
Сворачиваем с основной трассы: хвойный лес и цветущий багульник.
Здесь несколько баз отдыха и въезд к берегам платный. Но мы были не в сезон, поэтому тишина, покой, умиротворение и бесплатный въезд — все для нас. Проезжаем по территории пустующих турбаз и никого — ни собак, ни сторожа — не встретили.
Слюдянские озера когда-то были частью Байкала, но время и природные явления сделали их отдельными водоемами. Байкал и тонкая полоска берега, что отделяет великое озеро от малых.
Слюда, которую нашли в окрестностях и добывали еще с начала XVII века, и дала свое название озерам. Большое Слюдяное озеро овальной формы и около 2 км в диаметре. Вокруг озера — песчаные пляжи, много беседок. Думается, в сезон тут яблоку негде упасть. Потрогали водичку — для 1 июня — теплая.
Малое Слюдянское озеро вытянутой, удлиненной формы, намного меньше Большого. Озера соединены между собой протокой.
На Слюдянских озерах был запланирован ужин. Хотелось посидеть на природе, в тишине, тем более что сезон еще не открыт и людей здесь нет. Совсем нет: пока катались вдоль озер и к Байкалу, так никого и не встретили. Но планы наши опять порушил дождь. Выбираемся на основную дорогу и едем в Байкальское — старинное русское рыбацкое село на западном берегу Северного Байкала.
Поднялись на гору, отсюда открывается шикарный вид на Байкал, лодочную «парковку»…
…и на Иннокентиевский храм постройки 1904 года.
Заметили несколько плавающих в воде льдин! Они были единственными льдинами, которые мы увидели на Байкале в эту поездку. В прошлом году мы путешествовали в это же время, но погода была намного холоднее и льда в Байкале было еще очень много.
Ну и овеянный мифами легендарный мыс Лударь. Именно здесь нашли древнее городище, которое являлось центром шаманских обрядов. На мысе есть прибойно-волновая пещера, в которой были обнаружены обломки керамики V-XI века. Рядом также была найдена стоянка новокаменного века, возраст которой примерно около четырех тысяч лет. Прям не мыс, а историко-археологический музей под открытым небом.
На сам мыс уже не поехали, дорога раскисла после дождя, да и тот самый дождь, что не дал нам поужинать на Слюдянских озерах и притихший на время, припустил опять. Покидаем село со смешанным ощущением: грусти от печального вида села и восторга от окружающей красоты.
С ужином на природе не сложилось, поэтому гуглим, где можно поесть в приличном месте в Северобайкальске. После местных магазинов и обеда в «Рассвете» поиск хорошего кафе вызывал у нас некий скепсис. Однако все оказалось не так и плохо. Доверившись отзывам добрых людей, что не ленятся их оставлять на яндексе, приехали в ресторан «Гости».
Интерьер приятный, а вот кухня оставляет желать лучшего. Поужинали, посидели в цивильном месте, отдохнули перед трассой — и уже хорошо.
Еще и качельки есть. Вспомнили детство!
Долго в ресторане не задерживаемся, завтра ранний выезд. Возвращаемся в так не полюбившийся нам «Турист». Девочки-администраторы по нашей просьбе заранее включили обогреватель, прогреть ледяной номер. Как ни странно, но нашлись и плюсы в этой гостинице: сутки считаются с момента заселения (мы заселились в 22 часа, поэтому наши сутки закончились тоже в 22 часа), и еще один большущий плюс — следующие сутки можно продлить с оплатой в половину, если мы уедем утром (сутки делятся). Для нас лично это имеет значение, так как уезжать мы планируем рано утром. Именно эти «плюшки» от гостиницы и подсластили горечь от убогости номера (старое постельное белье, затхлый запах и местами отклеившиеся обои).
13 день. (03 июня). Северобайкальск — Братск (693 км)
Покидаем город на рассвете, в 5 утра, +10, небо затянуто тучами, яндекс обещает в Северобайкальске дожди на последующие два дня. Опять убегаем от плохой погоды. На Дабанском перевале местами снег, хотя деревья уже зеленые.
Спустились с перевала. На дорогах валяются камни…
… и большегрузы.
По автодублеру БАМа.
Весь день перегон, трасса уже знакомая. И опять мы попадаем на грунтовку после дождя — лужи, грязь — наше все в эту поездку.
Свет мой, зеркальце, скажи...
На обед заезжаем в Магистральный, в полюбившееся еще с прошлой поездки кафе «Блинкофф». Обновили интерьер. Я в предвкушении наслаждения от тортиков, заказываю два, как и в прошлом году — Медовик и Наполеон. Оформлено красиво, а вот исполнено не очень. Узнали от официанта, что в этот раз у них вахтит повар из Сочи. По моему личному мнению, повар из Сочи отстает в кулинарном мастерстве от прошлогоднего повара из Питера, у которого были просто фантастические десерты, да и основные блюда тоже на высоте.
В Звездном остановились отдохнуть и перекусить. Первым делом накормили местную собаку. Для собак у нас всегда припасена какая-нибудь еда, ибо встречи с ними на трассе не редкость.
Собака, сытая и довольная, взялась охранять нас, пока мы кипятили чай и доедали невкусный Наполеон.
Грязь, грязища…
Проехали Усть-Кут, наконец-то нашли табличку на въезд в город. Правда, у нас она получилась уже на выезд. В прошлом году здесь полным ходом шел ремонт дороги, укладывали новый асфальт, таблички не было. Сейчас все на своих местах — и табличка, и новый асфальт.
К Братску подъезжаем уже к вечеру, изрядно уставшие, и тем не менее, не можем проехать мимо ГЭС: любим мы ее.
Поздоровались, теперь можно и на ночлег в ставшие уже родными за эти годы путешествий «Три кита». Рядом большой супермаркет, закупили продукты. В гостинице хорошая кухонно-бытовая зона, в которой есть все: плита, микроволновка, мультиварка, кофеварка, чайник, наборы кастрюль и сковородок, два холодильника, две стиральные машинки, две электросушки для белья и сушка простая. Пока ужинали, белье в машинке постиралось (стирка бесплатная). Очень любим эту гостиницу за ее достойный сервис и заботливое отношение к постояльцам.
14 день. (04 июня). Братск — Куйтун (306 км)
В Братске решили задержаться и посмотреть город. Проездом были здесь три раза, а город толком не видели. Выспались, не торопясь позавтракали и поехали по городу. Сначала, как водится, на мойку, смыть автобамовскую грязь. Решили посмотреть речной порт на Ангаре, но навигатор нас привел к какой-то перекрытой шлагбаумом дороге.
Покатались по окрестностям, полюбовались на Ангару.
Тут заметили СТО «Oil-сервис», а нам надо поменять масло. Оказалось, что очереди никакой и нет, и нам без проблем заменили масло. Быстро и качественно. Рекомендуем «Oil-сервис», пер. Индустриальный, 1, тел. 8395 345 2979.
Прогулка по городу. Здание Сбера очертаниями походит на плотину Братской ГЭС.
Центральная площадь. Здание администрации. Памятник Ленину. Все как полагается.
Мемориал Славы — мемориальный комплекс, возведённый к 30-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Ну и какой же центр города без фонтана?! Здесь он тоже есть.
Рядом ТЦ «Славянский», где мы вкусно пообедали в кафе и в 14:00 покинули город. В Тулуне поужинали в кафе при гостинице «Уютная». Несмотря на то, что любим мы «Уютную» за достойный сервис, но остаться на ночлег тут было нам еще рановато. Едем дальше, в Куйтун, в гостиницу «Центральная». Сервис здесь оставляет желать лучшего, но и цена соответствующая — всего 1600 руб. за двухместный номер с удобствами на этаже. Для сравнения, напротив гостиница «Жемчуг», там 3000 руб. за двухместный номер.
15 день. (05 июня). Куйтун — Гремячинск (804 км)
Выезжаем в 6:00, прохладно +6. Заправляемся на Роснефти в Залари. Удивило отсутствие безналичного расчета, якобы проблемы у них с интернетом, причем на Роснефти с этой проблемой встречаемся уже не впервой в это путешествие.
Сегодня весь день трасса, без особых приключений. Завернули к мальтийским мамонтам, передать «привет» от мамонтов якутских.
Заехали в Усолье-Сибирское к однокласснице нашей подруги, отдать ей посылочку от подруги из Владика. И тут же договорились с Татьяной, что она возьмет на хранение и позже передаст наш маленький сюрприз для Кати и Димы. За время путешествия мы так и не придумали, где спрятать на трассе для ребят гостинчик, поэтому решили уже наверняка — передать из рук в руки. А тут такой удобный случай. Кстати, ребята получили наш привет 2 июля. Дима рассказал об этом тут (https://travel.drom.ru/88881/)
Проезжаем по Байкальскому серпантину, обгон через сплошную — здесь, к сожалению, вполне обычное явление.
Чего только не прочитаешь на фурах?!
Между Выдрино и Бабушкиным появилась прекрасная видовая площадка, справа при движении от Иркутска на Улан-Удэ. Шикарный вид на трассу и на Байкал.
Притормозили в Клюевке, пополнили запасы питьевой воды. Родник находится слева, за зеленым зонтиком. Справа — стоянка, магазин сувениров и кафе «Родник».
И вот уже знакомая нам коммерческая переправа в Ильинке. На муниципальную по времени не успеваем, рисковать не стали, свернули сразу сюда. Здесь все как всегда — паром пойдет только тогда, когда появится на одном из берегов реки или фура, или лесовоз. Сидим, ждем. Пока мы одни, и на том берегу тоже никого. Подъезжает Жига с кучей подвыпившего народа, музыка орет, девчонки танцуют — у народа праздник — воскресенье. С нашей стороны больше машин нет. Ждем. На том берегу заклубилась пыль над лесом — явно едет что-то большое, и точно — появился лесовоз. Спешно загружают на паром и нас, и веселую Жигу, и мы отправляемся на тот берег. Третья переправа за путешествие.
На реке тишь да гладь, переправились быстро. Вечереет. Едем вдоль берегов Селенги. В прошлом году этот участок проезжали в сумерках и в дождь, толком ничего не разглядели. В этот же раз наслаждаемся красотой реки в закатном солнце.
Время позднее, но в Турунтаево, где останавливались в прошлом путешествии, не хотим ночевать. Планируем доехать до Гремячинска, там много баз и наверняка найдем себе место для ночлега. Забронировали номер в «Веселом капитане». К базе подъехали уже в сумерках. Оказалось, что тут полно народу, веселье идет полным ходом, несмотря на поздний час. Резко расхотелось сюда заселяться, но сил искать что-то другое уже не было. Устали, да и время позднее. Жаль, что не прислушались к своей интуиции. Гулянка продлилась почти до утра: музыка, бесконечная ходьба народа по коридорам, громкие пьяные беседы — слышимость на таких базах почти идеальная. Толком отдохнуть не удалось. А место здесь красивое — на берегу Байкала, как раз напротив Ольхона.
16 день. (06 июня). Гремячинск — Суво — Турка (552 км)
Покидаем притихшего к утру «Веселого капитана» в 8:30, прохладно +6. Еще с вечера, при заселении на базу заметили стелу с воздушным шаром. И только дома, покопавшись в сетях мировой паутины, нашили о ней информацию. «Святая Русь» — это название воздушного шара, на котором два путешественника — воздухоплавателя, Валентин Ефремов и Владимир Исайчев, 10 октября 2007 г. успешно пересекли аномальную зону Байкала. Аномальной эта зона считается из-за сильных ветров и отказа навигационного оборудования в этом месте. В начале нулевых, а именно в 2000 и в 2005 гг. в этой зоне потерпели крушение два вертолета. Вертолеты как будто наткнулись на невидимую стену и, потеряв управление, рухнули в воду.
А мы едем в Суво. В прошлом году не удалось здесь побывать из-за дождливой погоды. Навигатор предлагает нам повернуть направо в Усть-Баргузине. Сворачиваем, едем. Дорога в ужасном состоянии, совсем не похожа на дорогу между населенными пунктами. Это нас особо не удивляет, но тот факт, что мы не встречаем ни одной машины — настораживает.
Километров через 30 безлюдной дороги наконец-то встречаем УАЗик, уточняем у водителя, доедем ли мы до нужной нам деревни. Водитель, глядя на нас с сочувствием, поясняет, что это дорога грузосборочная и что в Суво заезжать надо через Баргузин. Смеется, говорит, что многих автотуристов навигатор ведет по этой дороге, по расстоянию — короче, по времени прохождения — в разы дольше. Мы грунтовкой и переваливанием из ямы в яму уже пресытились: Жигалово, Северобайкальск. Жаль, конечно, потраченного времени, но и тем не менее разворачиваемся.
Заехали в д.Гусиха, раз уже мы здесь. Было искушение прокатиться до горячих источников, но опять-таки вид дороги ТУДА вмиг остудил наши горячие порывы.
Перекусили, кофе попили и вернулись на основную трассу. Тут уже без проблем свернули на Суво. По дороге обнаружился «привет» от деревянного мосточка под Гусихой в виде поврежденного колеса, да не просто проколотого, а уже не подлежащего восстановлению. Саша занимается колесами, а я своим обычным делом — фото-видео и созерцанием красоты.
Сразу видно, что мы на дороге между поселками — часто проезжают машины. За то время, что менялись колеса, проехало машин 10 и только две, ДВЕ машины сбросили скорость, проезжая мимо. Остальные как летели, так и продолжали лететь, поливая нас пылью и камнями, летящими из-под колес. Радует только то, что это был, пожалуй, единственный случай за время наших путешествий.
Дорога на Суво. Самостоятельный табун переходит дорогу. Пастухов не наблюдаем.
И вот, за очередным поворотом появляется Сувинский замок. Естественно, это не замок, а скалы у подножия Икатского хребта. Но скалы настолько живописны, что невольно сравниваешь их с развалинами замка.
Об этом живописном месте сложено множество легенд. Эвенки называли эти места «Сувойя» — вихрь и верили, что в скалах живут духи — хозяева ветров. Буряты считают, что в скалах, так напоминающих крепость, живут духи-хозяева Суво: правитель Тэмэршэн с женой Тудугиш. Самая древняя из легенд гласит, что эти скалы когда-то являлись домом для тогдашних местных жителей-баргутов.
Мы тоже, как и древние эвенки, не то, чтобы поверили, но убедились в том, что здесь живут духи-хозяева ветров: ветры дули со всех сторон, не переставая.
Вид на Суво от стен замка…
…и на Баргузинскую долину.
Погостили в замке, пора и честь знать. Отправляемся в обратный путь.
Набежали тучки.
Туча направляется в Сувинский замок — ох, как там сейчас ливанет! А мы все успели до дождя: впечатлиться развалинами «замка», насладиться видами долины в окружении снежных гор и пообщаться с «хозяевами замка» — духами ветров…
Каких только аэропортов мы не встречали в путешествиях?! Хотели поближе познакомиться со столь колоритным аэродромом и посмотреть на самолетики, но охрана сказала — ждем больших людей из города. Нельзя! Не стали мешать большим людям, отправились дальше.
Нас все-таки настигает дождь, который ожидали весь день. Солнечный дождь прибил пыль и порадовал свежим воздухом.
Заезжаем в Байкальский национальный парк. Опять-таки были тут в прошлом году, но нам не повезло тогда с погодой — дождь и ветер. В этом же году картина совсем иная. Найдите, как говорится, 10 отличий. Слева на фото —парк 1 июня 2021 г., справа — те же места 6 июня 2022 г.
На территории парка есть зоны для отдыха, оборудованные беседками, скамеечками, туалетами, контейнерами для мусора. В других местах разводить огонь и вставать лагерем нельзя. Время не сезонное, выбираем из множества свободных приглянувшуюся беседку и готовим ужин.
Справа и слева от нас есть еще компании, но они настолько далеко, что мы их не видим, только изредка слышим. Ужин с видом на Байкал. Хорошо-то как!
На Байкале насчитывают несколько видов ветра, даже дали им официальные названия: Баргузин, Сарма, Култук, Верховик (или Ангара), Низовик (или Колчак), Харахаиха, Селенга, Бугульдейка, Покатуха, Шелонник, и еще около 100 безымянных. Мы же попали на байкальский лоск — так местные называют безветренные часы на Байкале. Обычно это бывает перед закатом или на рассвете. Бессмысленно пытаться описать словами эту красоту, можно только молча наслаждаться созерцанием.
Магия байкальского лоска…
Красивое завершение красивого дня.
С большой благодарностью к Великому Озеру за поистине шикарное гостеприимство.
Вещи собраны, место ужина убрано, кофе с собой в дорогу, нам еще искать ночлег.
Пока собирали вещи, как-то резко начало темнеть. Выруливаем от беседок на дорогу и в свете фар видим стремительно улепетывающего от нас мишку. Очевидно косолапый шел к воде, а фары ослепили его и напугали. Все произошло так быстро, что даже не успели сфоткать хозяина этих мест.
Ночевать планировали остаться здесь, в парке, но та база, где мы хотели снять номер, еще не готова принимать туристов. Начнут работать только с 15 июня. А узнали мы об этом только тогда, когда подъехали уже почти к самой базе. В парке нет связи. Мы как-то и позабыли об этом: телефон даже не брали в руки, настолько нам здесь было хорошо. И тут мы понимаем, что попали: потому как из парка надо еще выбраться, а это примерно 30 км, доехать куда-то, где есть связь, и только потом пытаться искать ночлег. Задачка еще та! В ночи уже покидаем парк.
Из парка выехали в 23 часа, появилась связь, начали обзванивать гостиницы, многие просто не снимали трубки в это время суток. Дозвонились в «Золотую рыбку» в с. Турка, нам отвечают, что да, готовы нас заселить, но только завтра. Как завтра?! а мы сейчас в ночи на трассе — жалобно говорю. Администратор —она же хозяйка — доброй души человек — сжалилась над нами: хорошо, приезжайте, поселим. И мы помчали, а ехать еще 100 км. К полуночи прибыли, нас действительно заселили. Спасибо огромное хозяевам «Золотой рыбки» за понимание и неравнодушное отношение к постояльцам. Утром узнали, что отель пока еще не принимает гостей, для нас было сделано исключение.
17 день. (07 июня). Турка — Улан-Удэ — Новосалия (621 км)
Покидаем гостеприимную «Золотую рыбку» в 9 утра. Очень холодно, всего +8. Хмурое небо, накрапывает дождь. Позавтракали тут же, в кафе при мотеле. Тепло простились с радушными хозяевами. Рядом Роснефть, заправились и повернули в сторону дома.
Сегодня уже совсем другой Байкал. И такую погоду обещают на ближайшие дни. Глядя на штормовой Байкал понимаем, как же нам фантастически повезло вчера с погодой! И вчера, и на Ольхоне, и на Шишкинских писаницах.
В Улан-Удэ заехали на шиномонтаж в «Автобаланс» на ул. Ботанической 68/1, заменили колеса: колесо, что повредили под Суво, ремонту не подлежало, да и второе уже достаточно выходило свой ресурс, поэтому заменили задние колеса на ту пару новых, что брали с собой про запас. Остались очень довольны работой мастера — сделал все на совесть. Заехали в «МегаТитан», прикупили еды на дорогу, а еще конфет местной шоколадной фабрики «Амта» и бурятский травяной чай на подарки родным и друзьям. И уже по знакомому нам по прошлогодней поездке абсолютно свободному Спиртозаводскому тракту уходим на восток.
Выезжаем, минуя основную дорогу, где-то за Тарбагатаем. Обедаем в «Алан-Бутаге». На пятачке два кафе, одно супертусовочное «Амтатай», там мы обедали по дороге туда, и одно попроще — «Алан-Бутаг». В 20:30 останавливаемся на отдых в «Светлане».
18 день. (08 июня). Новосалия — Уруша (1025 км)
Мотель покидаем в 7:00. Прохладно, +7.Дорога обратно всегда самая трудная. В маршрутном листе закончились все достопримечательности, а до дому еще три дня пути. За бортом +30, жара, даже не верится, что вчера в Турке было всего +8! Весь день перегон. Наслаждаемся пустынностью трассы.
Раза три за день шел дождь. Дожди в Забайкалье начинаются резко вдруг, проливают как из ведра минут 20, и потом опять солнце, дождя как не бывало. Зато после дождей восхитительное небо и необычные облака. Вот это облако похоже на маленького котенка, с удивлением разглядывающего нас с небесной высоты.
На границе регионов заезжаем на отдых.
Пару лет назад здесь сделали большую парковку и оборудовали места отдыха: беседка, туалет. Отсюда открывается шикарный вид на трассу Амур.
Пока Саша проводит техосмотр машины, я готовлю ужин на скорую руку.
В 21 час останавливаемся на отдых в гостинице «Удача» в п. Уруша, брат-близнец одноименной гостиницы в п. Ерофей Павлович.
19 день. (09 июня). Уруша — Биробиджан (1070 км)
В 5:30 выезжаем из гостиницы, +12, солнечно. Дом вроде и близко, да далеко — еще два дня ходу.
Первое дорожное происшествие за 20 дней путешествия.
На кофе-тайм спустились к реке Зея. Отдохнуть и посмотреть на мост со стороны.
И опять весь день дожди чередуются с солнцем.
Снова разгадываю занимательное последождевое облако —на что похоже?! В этот раз любопытный мишка с интересом разглядывает трассу и машины, что нескончаемым потоком проходят по ней.
На ночлег хотели остановиться в новой гостинице «У Коляна», но, к тому моменту, когда мы туда подъехали, мест, естественно, уже не было. Пришлось остановиться опять у Нюры —мотель «Раздольное», хотя мы сами себе еще в 2018г. сказали, что туда больше ни ногой. Была слабая надежда, что за эти годы что-то изменилось к лучшему, как например, в мотеле «Светлана». Но, увы и ах. Стало только хуже в плане сервиса. Деваться нам уже было некуда, время позднее, до дому еще почти 1000 км, надо отдыхать. Остались тут.
20 день. (10 июня). Биробиджан — Владивосток (930 км)
С огромной радостью покидаем такой неуютный мотель в 04.30. Утро бодрит, +12. Кто рано встает — дивный рассвет застает!
Навстречу солнцу, домой, на восток!
И вот уже родной город на дорожных указателях.
Последний в этом путешествии дорожный кофе-тайм.
Пересекаем границы краев. На каком-то из ремонтируемых участков дороги намотали полные колеса битума, досталось и кузову чуток.
На трассе такое увидишь крайне редко, почти никогда, чтобы легковушка подвинулась и уступила дорогу. В Приморье же — это скорее норма, чем редкость.
Пообедали в «Ласточке», о полном разочаровании в этом кафе написали в отчете о дорожном сервисе. Больше туда ни ногой. На трассе купили сладкой клубники, сейчас самый сезон, и в 18:00 прибыли домой.
Наше очередное спонтанно спланированное путешествие закончилось. Несмотря на то, что пошло оно не по запланированному маршруту, от этого не стало менее интересным. Самым ценным в этом путешествии оказались встречи с удивительными людьми, которые теперь уже стали нашими добрыми друзьями. Мы опять увидели много красоты и постарались поделиться ею с теми, кто в силу жизненных обстоятельств не может путешествовать по этим дорогам, но с удовольствием читает отчеты и рассматривает в них фотографии интересных мест. Не могу сказать, что мы прошли какими-то необычными дорогами, и все же, из-за погодных перипетий, маршрут оказался не совсем стандартным — летне-зимним. Льды на Лене, снег на перевале Тит, тридцатиградусная жара в «замке» Сувинской принцессы — в одно путешествие вроде как и невозможно это все уместить, но у нас получилось!
Ниже информация для тех, кто любит цифры: пройдено без малого почти 14000 км.
Расходы на бензин — 62 тыс.;
на мотели (гостиницы) — 38тыс.;
на питание, в том числе кафе и рестораны — 28 тыс.;
паромные переправы — 10 тыс.
Прочие расходы: музеи, мойки, сувениры-подарки — эта часть расходов очень индивидуальна, поэтому цифры тут будут у всех разные.
Всем удачи на дорогах и только ярких путешествий!
Видео:
1. Якутия
2. Ольхон и Шишкинские писаницы
3. Жигалово-Северобайкальск-Усть-Кут
4. Северный Байкал. Баргузинская долина