Проект «Записки из Бурятии». Прибайкальский район

23.05.2014 | 27316 просмотров

Предисловие

Группа молодых и перспективных инженеров прибыла в Бурятию для выполнения неких производственных задач. Предысторию можно прочитать здесь: От северного Байкала к южному.

Являясь людьми активными, свободное время мы тратим на знакомство с краем, его историей и достопримечательностями. Много написано об этих местах, но зимние отчеты — редкость, поэтому надеюсь, что читателей заинтересуют наши путешествия, а я постараюсь максимально интересно и полезно изложить, что мы видели и что нас впечатлило. По ходу повествования я познакомлю Вас с участниками, на пятерых у нас три автомобиля, поэтому в разных частях рассказа могут быть разные машины.

Содержание:

1. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь. Г.Селенгинск. Кабанский р-н. Загза термальный источник. 12 января
  2. Крещение. с. Ильинка. Иоанова гора. С.Турунтаево Прибайкальский р-н. 19 января
  3. Посольск. 1 февраля.
  4. С. Батурино, лед Байкала, с.Турка, Байкальская гавань, Горячинск, Закат, дорога назад. 8-9 февраля

Маршрут:

ЧАСТЬ 1. Свято-Троицкий Селенгинский монастырь. Г. Селенгинск, Кабанский р-н. Загза термальный источник. 12 января.

Первым местом нашего посещения стал Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, как самая близкая достопримечательность от места нашего пребывания.

Этот монастырь является первым в Забайкалье. Основан в 1681г., являлся форпостом России в то время. Кроме религиозной и просветительской деятельности среди местных племен, монастырь являлся реальным оборонительным сооружением, где располагался целый полк. Задачами полка была защита земель от набегов манчжуро-монгольских ханов, что в те времена было делом обычным. Полк был вооружен арсеналом огнестрельного оружия и пушек. Несколько раз монастырь подвергался осаде, но ни разу не был взят. Являясь центром культурной и экономической деятельности в регионе, монастырь процветал, обрастал деревнями, землями, был построен солеваренный завод. Здесь же принимались решения о строительстве церквей и монастырей в близлежащих землях. При монастыре была создана хорошая библиотека.

В 20-е годы прошлого века монастырь был закрыт, впоследствии передан министерству здравоохранения Бурятии. В разные годы здесь находились: исправительная колония, пионерский лагерь, и, конечно, излюбленное решение — использовать под психбольницу не миновало монастыря. За 60 лет «непрофильного» использования, здания были сильно разрушены, перестроены, территория захламлена. В 90-е годы в комплекс снова вернулась монашеская жизнь, в 2-хтысячных началась реставрация храмов.

Мы под древними стенами.

«Святые врата» монастыря, Михаило-Архангельский надвратный храм, реставрируется.

Так он выглядел раньше:

Троицкий собор (на первом плане) в лихое время потерял и купол и колокольню.

А вот каким он был:

К рождеству монахи постарались украсить двор и интерьер храмов.

Свято-троицкий храм:

Монастырские ворота со стороны р. Селенги:

Под стенами монастыря протекает тихая деревенская жизнь:

Вот такой деревенский грейдер:

На льду Селенги монахи готовят прорубь к крещению.

Недалеко от монастыря находится городок Селенгинск, градообразующим предприятием которого является Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат.

Блюстителей экологии спешу успокоить: СЦКК работает по замкнутому циклу и никаких выбросов в Селенгу и Байкал не делает. К тому же комбинат в последнее время находился на грани закрытия, а город без отопления. Но перед Новым годом ситуация исправилась, благодаря тому, что компания из Бурятии стала основным акционером, отстранив московское правление.

На площади в Селенгинске нас встречал гламурный Ильич в золотом на розовом постаменте.

Лошадка мирно объедала новогоднюю елку, косясь на свою страшно дикую карикатуру:

Посмотрев город, мы решили тронуться к Байкалу, где не очень далеко ( со слов местного населения) имеется горячий источник. Пересекли по мосту Селенгу возле села Тресково и направились к восточному побережью Байкала.

Остановились возле «Обоо» — культовое священное место у бурят шаманистов, где проживает дух этой местности. Вообще, должен заметить, что у бурят временами тесно переплетается шаманизм, буддизм и православие. Данное Обоо интересно тем, что здесь живет дух с русским именем Иван Тимофеич, т.е. это реально существовавший авторитетный человек, который за свои справедливые порядки приравнен к рангу богов.

Проезжая мимо такого места принято делать жертвоприношение монетками, кусочками материи, читая при этом мантру Ом-А-Хум. Приношение алкоголем запрещены, также нельзя здесь шуметь, мусорить, рубить дрова, брать что-то на память. Нельзя пытаться воспроизводить местный ритуал, не зная его значения.

Кроме того, этот Обоо на Фофоновской горе интересен еще тем, что здесь находится археологический памятник древней истории. В советское время здесь была открыта стоянка древнего человека, велись раскопки, которые дали истории Восточной Сибири и Бурятии немало важных артефактов.

По дороге к Улан-Удэ есть небольшой перевал «Мандрик» и там тоже есть «обоо», где живут духи. Проезжие останавливаются, либо просто кидают монеты в окно на ходу, чтобы задобрить духов. Трасса оживленная, поэтому денег выбрасывается немало. Жители соседней деревни по очереди дежурят, подбирая монеты, говорят в день до тысячи рублей поднимают. Проезжая мимо, можно всегда увидеть такого «духа», ковыряющего ногой снег на обочине.

Побережье к северу от устья Селенги называется «Байкальский сор». Отсюда очень давно, еще до освоения этих мест русскими, началось расселение «кударинских» бурят, которые пришли с западной стороны Байкала. На западное побережье они кочевали с территории, занимаемой современной Тувой. И, попав уже в эти места, племена начали вести оседлый образ жизни. С юга их притесняли монголы, а восточные земли были заняты другими бурятскими племенами.

Кударинские буряты насчитывают одиннадцать родов. У каждого рода свои легенды о происхождении рода и его истории, свои боги-защитники, вся эта информация передается в поколениях песнями и сказаниями. Так, например род «Шонэ» начинает свое происхождение от человека, которого маленьким нашли в волчьей норе охотники и никто не знал, чьего он рода. Назвали его Шонэ, когда он вырос, стал сильным и умным охотником и воином, справедливым и уважаемым человеком.

150 лет назад произошло событие, которое вошло в историю как «трагедия кударинских бурят». Зимой во время землетрясения огромная территория побережья ушла ниже уровня Байкала, вместе с селами, домами, утварью и хозяйством. По словам очевидцев тех событий, записанных историками: «земля ходила волнами, дома перемещались, срубы колодцев вылетали из земли, а потом огромная волна с озера, неся на себе льдины, снесла все на своем пути и земля ушла под воду».

Человеческих жертв было немного, т.к. живущие на берегу занимались рыбалкой и у всех были лодки, к тому же землетрясение длилось продолжительно. Но остаться в то время в Сибири зимой без жилья и запасов еды, было равносильно смерти.

Вот откуда появилось название «Байкальский сор». Все последующее время, и по наше, рыбаки иногда находят в сетях предметы обихода тех времен. После тех событий люди стали селиться только на возвышенностях.

Оканчиваем краткий курс местной истории, едем дальше в поисках термальных источников.

Недалеко после этой вывески поворот налево, не помню, был ли там указатель или название, позже в интернете прочитал, что источник называется Загза.

Бассейн находится в этом срубе.

Вода в источнике серо-водородная, температура, наверное, градусов 45 не больше.

Покупались в бассейне. Честно говоря, не впечатлил. Объясню, почему. Когда едешь зимой на горячий источник, надеешься хорошенько прогреться и, конечно же, насладится экзотикой, сидя в горячей воде, когда вокруг зима и снег. К сожалению, надежды не сбылись, воду как я уже сказал, горячей не назовешь, бетонный бассейн глубиной 0.5 метра и большой площадью, быстро остывает. В срубе, который окружает бассейн, сумерки, никакого освещения нет, кроме света от вентиляционного проема. Сидишь, короче говоря, на попе по плечи в теплой жиже, в которой даже в сумерках видно, как плавают хлопья тины или грязи, успокаивает только то, что никакая гадость в такой воде не живет.

После посещения этого источника гордость берет за ставшие родными — Гоуджекит и Дзелинду.

Впервые выходим на лед Байкала, сейчас он похож скорее не на лед, а на снежную пустыню.

Фото на обложку нашего совместного альбома :). Василий с другой стороны объектива.

ЧАСТЬ 2. Крещение. с. Ильинка. Иоанова гора, С. Турунтаево Прибайкальский р-н. 19 января

В это праздничное воскресенье мы решили вновь посетить Селенгинский монастырь. Цель: набрать святой воды и посмотреть на омовение в проруби. На льду Селенги возле монастыря как на ярмарке. Народу много, машины подъезжают и уезжают, Дежурит МЧС и казаки.

Видно, что монахи приложили немало сил, обустраивая и украшая иордань. Вообще их было три: одна на открытом воздухе, одна для того, чтобы набрать воды, третья в большой армейской палатке.

В палатках были установлены буржуйки и жарко натоплено.

После посещения монастыря решили прокатиться до с.Турунтаево, центра Прибайкальского района.

Посетили Спасскую церковь, которая построена в 1791 году и является памятником архитектуры. Церковь хорошо отреставрирована.

Здесь нам предложили крещенской воды.

Покушали очень вкусные буузы вот в этом кафе, рекомендую, достойное заведение.

Грунтовая дорога под скалами, вдоль Селенги.

Закончить программу решили осмотром Ильинской Церкви Святого Богоявления. В этом году храму исполнилось 325 лет. В советское время использовался под школу, гостиницу, склад. Сейчас постепенно восстанавливается.

Над селом возвышается «Иоанова» гора, на которой установлена часовня в честь обретения на этом месте чудотворной иконы.
Случилось это в конце 19 века. В лесу на горе, в двух верстах от села Ильинка, стало являться по временам яркое свечение. Благочестивую старушку Перову это особенно заинтересовало, и вот, помолясь Богу, решила она туда сходить. На месте, где действительно горела свеча, Перова обрела икону — небольшой, писанный на дереве образ главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Обретенную икону с благоговением перенесли в приходской храм Богоявления, но, увы, образ Предтечи был вскоре утрачен. Его благочестивые почитатели соорудили на месте обретения часовню. Сначала она была из дерева, а затем братья Касьяновы на свои средства воздвигли ее заново, уже из камня.
Примечательно, что кирпичи для строительства воодушевленный народ приносил с собой: в постройке участвовали целыми семействами, и даже дети старше пяти лет брали с собой на гору по кирпичику. И это при том, что гора хотя и не высокая, но довольно крутая, туда и без ноши заберется не каждый.
Со временем сложилась традиция: в дни памяти Иоанна Крестителя — 7 июня, 7 июля и 11 сентября — совершать в часовне моления. И десятки богомольцев со всей округи, группируясь в крестные ходы, стекались туда.
В богоборческое время часовня была разрушена. Ее восстановление еще впереди, а вот традиция идти в памятные дни крестным ходом на Иоаннову гору и совершать там молебны Крестителю возродилась с 1996 года.

ЧАСТЬ 3. Посольск. 1 февраля

Погода в этот день не радовала… С утра началась метель, но как у Высоцкого: «уж если я чего решил»… — то съезжу обязательно! Конечно, во множественном числе (мы решили). Цель сегодня была — Посольский монастырь. Заодно планировалось ознакомиться с курортным местом «Посольский сор». Это залив, в котором летом вода прогревается, можно купаться и поэтому вдоль побережья длинной улицей вытянулись различные базы отдыха. Некоторые из них на своих сайтах хвастались наличием «зимнего отдыха», поэтому мы решили — если найдем что-то интересное, остановимся.

Временами видимость стремилась к нулю:

И вот из снежной мглы перед нами предстала «твердыня».

Табличка на входе улыбнула, со стволом нельзя.

Посольский монастырь находится в Кабанском районе . Монастырь (полное название: «Спасо-преображенский мужской монастырь») интересен историей, предшествующей его основанию. Место для монастыря было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены русского посольства в Монголию: царский посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и спутники. Миссия шла на судне и причалила к берегу. Погибли те восемь человек из двадцати членов посольства, которые сошли с судна на берег. Посольство везло казну, с ним ехал монгольский посол, переводчик и промышленные люди. На посольство напали ясачные люди хана Тарухая-табуна, которому посольство везло жалование, с целью грабежа. Но захватить казну грабители не смогли. В 1681 году монахи основали на этом месте монастырь. Дело это, как я думаю, активно подержалось в то время государственной программой освоения новых Забайкальских земель.

Здесь пролегал «чайный караван» — путь из России в Китай, поэтому купцы, торговавшие с Китаем, выделяли средства на развитие монастыря. Не обходили его стороной, естественно, и все дипломатические миссии, направленные на восток, для них это как памятник их рискованному ремеслу.

После революции, как обычно — клуб, школа, психушка. С 2000-го года началась новая история, возрождение монастыря.

Одинокие лиственницы во дворе придают архитектурному ансамблю особенный шарм, как бы символизируя собой суровые условия монашеской жизни. К тому же в молодости своей они наверняка были свидетелями тех трагических событий, с которых начиналось освоение Забайкалья.

Ажурная кованая калитка в монастырской стене выводит к некрополю посла с товарищами на берегу Байкала.

Большая часть монастыря в настоящее время отреставрирована, но кое-где ведутся еще работы.

Поленница круглой формы, оригинальная технология…

Несмотря на непогоду, экскурсия удалась интересной и впечатляющей, в голове пролетали видения из старины: парусник на волнах Байкала, люди вышли на берег, разводят костер, готовят пищу… град стрел, монголы на конях с кривыми саблями в руках…

Нагулявшись, мы проголодались, пора ехать дальше. План простой: найти функционирующую базу отдыха, требования к которой тоже простые: тепло, покушать, баня, переночевать. Почему тепло? Потому что зима, ветер и … дорогое электричество, другие энергоносители тоже не дешевые, поэтому в отсутствие клиентов зимой, те заведения которые работают, как правило, экономят на тепле.

И вот мы катим по берегу, справа снежная пустыня — Байкал, слева одна за другой базы отдыха, большие и маленькие, богатые и бедные, красивые и странные. В итоге только в двух находим присутствие жизни. Бани нет, либо надо топить часов пять, покушать нет, либо придумаем что-нибудь, в общем, не вариант. Вывод: зимой отдых здесь развит слабо, очень. Несмотря на рекламу.

Представляю себе, как здесь классно летом, :) но сейчас, глядя на этот пляж, не верится, что летом здесь купаются, валяются на шезлонгах.

Только рыбаки в снежной пустыне…

Совет племени:

Решаем возвращаться, но голод, как известно, не тетка, и эта «не тетка» гонит нас еще около сотни км, за городок Бабушкин, где всегда на дороге торгуют омулем горячего копчения, очень уж захотелось :).

ЧАСТЬ 4 . С. Батурино, лед Байкала, с.Турка, Байкальская гавань, Горячинск, Закат, дорога назад. 8-9 февраля

Месяц нашего пребывания в Бурятии решили отметить поездкой в Байкальскую гавань. Это особая экономическая туристическая зона, расположенная на побережье озера Байкал на территории Прибайкальского района, в 110-170 км от Улан-Удэ, примерно на середине восточного побережья Байкала, напротив п.о. Ольхон. Но все по порядку…

Примерно часов в одиннадцать дня мы прыгнули в камрюху и покатили в северном направлении. Погода откровенно радовала. В с. Татаурово пересекли по ледовой переправе р.Селенгу.

Пофотались возле скал:

С лошадками:

Андрей радуется, он увидел лошадку :).

В с. Турунтаево пообедали в полюбившемся кафе Ордон.

Дорога хорошая, скорость не ощущается.

Подъезжаем к селу Батурино. Села, как такового, уже нет, около десятка домов возле женского монастыря, а когда-то оно было огромным. По непроверенным данным, родина Елены Батуриной, жены Ю. Лужкова, которая была признана богатейшей женщиной в мире в 2010 г. по версии Forbes. В конце 90-х она якобы даже пыталась продвинуть здесь проект туристического комплекса, но потом, видимо, стало не до этого.

Историческая справка: Сретенский женский монастырь основан весной 2000-го года епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). До этого в селе Батурино действовал обычный приходской храм Сретения Господня. Церковь построена в 1836 году на пожертвования прихожан и «доброхотных пожалователей», имеет два придела: нижний Сретенский — зимний и верхний — летний — освящен в честь св. вмч. Георгия Победоносца. В 1936 году храм был закрыт и вернулся Церкви лишь в конце 1990-х годов.

До революции это было большое село, которое являлось центром Батуринской волости. В селе располагались постоялые дворы, кабаки, жители занимались извозом. В Батуринской слободе, как и в Турунтаевской, жили несколько еврейских семей, которые занимались в основном торговлей. Они снабжали местное население мануфактурой, чаем, солью, сахаром. Скупали у местных крестьян излишки сельхозпродукции, а также пушнину у охотников.

Монастырский корпус, я думаю…

Место произвело очень хорошее впечатление и чувства.

Едем дальше. На одном из поворотов замечаем машину в кювете. Останавливаемся, спрашиваем, все ли в порядке. Улетел только что, в шоке водитель тут же выдает: выпил да и поехал… Без комментариев.

После Гремячинска дорога выходит к Байкалу. И вот мы на берегу.

Между берегом и чистым льдом огромные торосы.

Красота ледяной пустыни завораживает. Казалось бы, что можно делать на льду? Но мы бродили здесь около часа.

Лед и вода настолько прозрачные, что видно дно, хотя глубина здесь не менее трех метров. Фотографии не передают всю красоту и прозрачность льда, но ощущение такое, что ходишь по стеклу. Если наклониться и прислушаться, слышно, как лед трещит, иногда это глухие сильные раскаты. Звук по воде передается хорошо, поэтому треснувший лед слышно за много километров.

Лед и небо:

Когда мы уже собрались уезжать, подъехала молодая пара и тоже пошли гулять по озеру. Забегая вперед, скажу, что когда на следующий день мы ехали обратно, в этом месте стояло много машин и люди, как зачарованные, ходили по льду.

Мы находимся на территории огромного туристического проекта, в особой экономической зоне «Байкальская гавань».

«Байкальская гавань» будет размещаться на пяти участках — «Турка», «Пески», «гора Бычья вершина 1771», «Бухта Безымянная», «Гремячинск», расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. Приоритетными выбраны участки «Турка» и «Пески», затем планируется развитие оставшихся трех. Общая территория ОЭЗ составляет 3 283,65 га, в т. ч. площадь участков «Турка» и «Пески» составляет 434,04 га.

Маяк Байкальской гавани:

Участок «Турка» представляет собой долину, расположенную на побережье озера Байкал в устье реки Турка с удобной для захода судов бухтой. Проведение дноуглубительных работ и реконструкция порта позволит превратить бухту в удобную гавань, способную в навигационный период единовременно принять до 200 прогулочных яхт.

В относительной близости от порта «Турка», на участке «Пески» предполагается построить этнодеревню. Благоустроенные домики будут возведены в виде юрт в соответствии с культурными традициями местного населения. Гости смогут наблюдать жизнь коренных жителей, пробовать свои силы в освоении традиционных ремесел. Общую панораму участка гостям откроет смотровая площадка, на которую туристов поднимет фуникулер, связывающий побережье и вершину 693,9 м.

Этот и другие объекты будут связаны с портом «Турка» современной автотрассой и терренкурами — системой пешеходных троп.

Всесезонный Курорт «Гора Бычья» площадью 2 341 га предлагает 28,7 км трасс, которые классифицированы в соответствии с международными стандартами, может обслуживать в день до 10 тысяч человек. Курорт имеет идеальную трассу для гигантского слалома и может служить тренировочной базой для профессиональных спортсменов, спортивных детских школ. Предложенные объекты интегрированы в естественный природный ландшафт с учетом сейсмики региона. Курорт «Бухта Безымянная» площадью 422 га представляет крупный туристический центр для семейного отдыха, любителей приключений и водных видов спорта на берегу озера Байкал. Концепция курорта предусматривает размещение до 1 500 человек с возможным расширением до 2 500. Определены разнообразные зимние и летние виды отдыха. Проведено зонирование участков, представлена экспликация зон и объектов. Выполнено планирование склонов, определены профили подъемников, предложена транспортная схема.

Во как все круто…

Выехав из Турки, проскочили Горячинск и уехали километров 30 севернее, когда поняли, что промахнулись, поехали назад и стали свидетелями впечатляющего байкальского заката.

Закат и камри:

Голубой лед и красный закат, великолепное зрелище!

Возвращаемся назад, в Горячинск. Погуляли, посмотрели курорт. Было поздно, поэтому искупаться в горячих источниках не получилось, к тому же перед этим нужно консультироваться у врача. Курорту уже почти 200 лет, особенный микроклимат, горячие минеральные ванны, лечебные грязи, позволяют лечить различные заболевания.

Переночевать решили в Горячинске, нашли гостиницу с банькой, отдохнули, попарились, поболели за олимпиаду.

В Горячинске много «домашних» гостиниц, но в основном этот бизнес ориентирован на лето.

Сосновый бор в Горячинске.

На обратном пути еще раз заезжаем на берег Байкала.

На льду сидели мужики, рыбачили, или пытались. Подъехала машина, вышел третий мужик, кричит им: «Ну что, ловится?». Они ему недовольно: «Нет…». Он им: «Дак, а че вы хотели, здесь только воздухом подышать!». И уехал. Затроллил мужиков. Те посидели, посовещались и понуро пошли к берегу.

Кусочек Байкала в руке:

На берегу стояла декоративная башенка в острожном стиле.

На противоположной озеру стене башенки красовался агитплакат, на котором была гордая подпись: «Щит изготовлен на средства глобального экологического фонда». То ли фонда уже нет давно, то ли он такой глобальный, что не до обновления щитов.

Бросаем последний взгляд на ледяное озеро, о. Ольхон на горизонте и едем домой.

По дороге домой все некоторое время молчали, каждый думал о своем… Как потом выяснилось об одном и том же: как здесь будет обалденно летом!

Та самая гора Бычья, в будущем горнолыжный курорт мирового масштаба:

На одном из кемпингов остановились размяться и увидели какое-то красивое деревянное сооружение, подойдя поближе, поняли, что это лестница, ведущая вниз.

Спускаясь, я уже догадался, это ключик и, конечно же, необыкновенный. Катаясь по дорогам Бурятии, вернее по той ее части, которая описана выше, мы уже заметили, что минеральные источники здесь встречаются везде. И, конечно же, они все лечебные.

Внизу мы увидели несколько ключиков с установленными возле них табличками. Первый же из них оказался как нельзя кстати.

Внимание головоломка! Что это за орган? Или это прыщ? Или вообще молюск какой-то, беспозвоночное? Посовещавшись, пришли к выводу, что это глаз. Но почему он закрыт и направлен вверх?

Версию о глазе поддерживала табличка возле источника рядом.

На третьем табличка нечитаема, в снегу и инее, остается лишь догадываться, для чего и что делать.

Бонус-трек: центральная площадь Улан-Удэ.

Ледяные символы гостеприимства Бурятии: блюдо с буузами, бурлящий котел с бухлером (наверное) и юрта.

Символ наступившего года — лошадь.

Символ прошлого века — Ильич. Та самая знаменитая, самая большая голова Ленина.

Действующие лица:

В середине Василий, в телефоны «втыкают» слева направо: Серега, Андрей.

Саня, он же Резкий, он же Седой.

Это я: с.киряк

Подводя итог, что я могу сказать? — Нам здесь нравится!

Фото в холле одной из гостиниц в советском стиле, панно очень понравилось, тоже своего рода исторический артефакт… И наша реальность.