|
Маршрут: Иркутск—Качуг—Жигалово—Улькан—Северобайкальск—Иркутск.
Те, кто работает в туризме, всегда очень избирательны и придирчивы к организации своего отдыха. К таким отношусь и я. Всегда ищешь лучшие варианты, красивейшие места и все самое интересное. Но так сложилось, что, посмотрев с десяток стран, побывав в сотне различных городов, я не был на севере Байкала. А Байкал — это, можно сказать, вся моя жизнь!
В сентябре 2011 года наша команда отправилась на север Байкал. Мы долго думали, на чем добраться до Северобайкальска. Самый простой вариант, это, конечно, поезд, но хотелось на авто.
При поездке на машине все нас запугивали отсутствием дорог. Тем более, что авто у нас были Honda Civic 2000 г.в. и Suzuki Escudo 2000 г.в., оба в стандартной комплектации. И если на «Ескудике» я как-то не боялся этой поездки, то за «Цивика» очень переживал.
Самые сложные участки на этом маршруте, это дорога от Жигалово до Улькана и перевал Даван. Информация об этих местах самая разная. Кто-то говорил, что ни на одной из этих машин мы не проедем до Северобака, кто-то говорил, что легко дойдем, главное — не торопиться. Актуальной информации было не так и много, в основном, только отрывки слухов. Созвонившись с ребятами с Северобайкальска, нас успокоили, что, не торопясь, мы доедем, и мы двинули в путь!
Итак, из Иркутска мы выехали поздно, только в два часа дня. Первый участок Иркутск—Баяндай, 124 км — это хорошая асфальтированная дорога.
Сразу за Бояндаем начинаются кочки. Линзы льда выдавливают дорогу и она покрывается большими волнами. Если поедете, то не торопитесь на этом участке, можно здорово побить брюхо. Такая дорога идет около 50 км, дальше нормально. Едем, не торопясь, много фото-остановок. Вот, например, меандры реки Манзурка, притока Лены.
Тут уже и Качуг.
Качуг. Здесь можно поесть в кафе и заправиться. Дальше, проезжая через всю деревню, выезжаем на дорогу до Жигалово, 137 км. Хорошая гравийка, идет по долине Лены. Недалеко от Качуга находятся знаменитые Шушенские писаницы.
Проехав 100 км от Качуга находим полянку (по левую сторону от дороги) в чистом сосновом лесу и с видом на Лену. Отдыхаем.
На следующий день поехали к Жигалово. У «Цивика» пробили колесо. Заменили, в Жигалово заправились. Жигалово — очень тихий и уютный поселок. Дети переходят дорогу.
К нашему несчастью, в этот день во всем поселке не было света, и ремонт колеса превратился в настоящее приключение. На монтажке ребята отказались бортировать колесо вручную, ну и у нас особого опыта не было. Местный СТО-шник согласился нас проконсультировать. Потратив два часа и приобретя кучу новых знаний, мы таки заделали колесо. Впереди нас ждал один из самых сложных участков: Жигалово — Улькан, 304 км.
Пообедали в кафе в Жигалово. Впереди 300 км «дикой» дороги, деревень практически нет, машин тоже. Вперед!
Эта дорога делалась для газовиков, так как тут находится месторождение «Ковыкта». Первые 40-50 км дорога в сносном состоянии, проезжаешь несколько деревень. Далее небольшая развилка, и начинается глушь! В начале сентября в Иркутске еще было тепло, а деревья все в зелени. Здесь уже настоящая осень, золотые лиственницы, красная голубика и желтые березы.
На дороге стоят знаки «Осторожно, олени!», сразу за знаком — олень :).
Дорога ухудшается, очень много ям, лужи, грязь. Едем 40-60 км/час. Где-то через 50 км после развилки (около 100 км от Жигалово) дорога совсем ухудшилась. Появилось очень много больших ям, здоровые лужи. «Ескудик» идет около 10-15 км час, «Цивик» едет еще медленнее и шоркает брюхом. После очередного удара пуза «Цивика» решаем его разгрузить и еще больше загрузить «Сузуку» :). Стало полегче.
В наших планах было доехать до Северобайкальска в этот день, но мы поняли, что приехать сможем только ночью, и вообще непонятно, что там впереди. Встали на ночевку у небольшого озера (оно там единственное), 100 км не доезжая Улькана.
Утро следующего дня встретило нас туманом и мелким дождем. Дорога на последних 100 км лучше, чем в начале, более ровная, но покрыта толстым слоем глины. После дождя машины немного заносит и они покрываются ровным слоем красной глины.
Доехали до Улькана. Поселок очень угрюмый и полузаброшенный, как и многие вдоль БАМа. Здесь есть кафе и заправка. Кормят сносно.
Далее километров 30 асфальта — просто бальзам на душу. И снова гравийка. По БАМу дорогу отсыпали другой породой, и она не такая скользкая, как на участке от Жигалово до Улькана. Много глубоких ям. Подъезжаем ко второму сложному участку — перевалу Даван.
Самым большим сюрпризом стал брод посреди реки. Брод небольшой, глубина около 30-40 см. В принципе, прошли его без проблем, хотя вначале его вид пугал нас! Но, для заметки, говорят после дождей проехать его невозможно, и народ сидит сутками, ждет, пока вода спадет!
Далее подъем на перевал. Серпантин, на дороге валяются крупные камни. По сторонам открываются прекрасные виды на склоны гор. В начале сентября на вершинах уже лежит снег.
Не доезжая 40 км до Северобайкальска, есть отличное место — горячие источники Гоуджегит. Две открытых ванны, температура от + 40 до 56 градусов. Посещение платное, около 100 рублей с человека. Там же есть и кафе.
Вдоволь накупавшись и отогревшись в источниках, едем в Северобак. Все такая же гравийка, только километров за 8 до города начинается асфальт. Все приехали!
Ну что ж, на этом закончились заезды, начался отпуск.
Пара рекомендаций по дороге:
Дальше нас ждало открытие северного Байкала.
Наша путешествие проходило на байдарках. Мы пересекли Байкал на катере и прибыли к губе Хакусы. Она знаменита своими горячими источниками.
Источники очень классные, действительно горячая вода, кедровая тайга, море ягод и грибов.
Далее мы двинулись на север, чтобы обогнуть озеро и посмотреть остальные, не менее знаменитые места севера.
Мы посетили знаменитое озеро Фролиха.
Порыбачили…
Насобирали ягоды… Ее там просто немеряно!
Насобирали белых грибов…
Повстречали закаты…
Побывали на гигантском, 30-километровом острове Ярки…
И вышли в Нижнеангарск.
В завершении нашей поездки, мы съездили на горячие источники Дзелинда. 90 км на север от Северобайкальска.
И на мыс Лударь, в село Байкальское. Это 30 км на юг от Северобака.
Отпуск удался, жизнь прекрасна! :)
Обратно мы доехали за 1,5 дня. Погода была лучше, дороги подсохли. И, самое главное, мы уже знали, что нас ждет. В первый день мы проехали от Северобайкальска за Жигалово. Остановились на ночевку на уже знакомой нам полянке. На второй день к обеду мы выкатили в Иркутск.
За поездку мы проехали 2 100 км, по 850 от Иркутска до Северобака и обратно, и на покатушки на севере. Два раза пробили колесо у Цивика. И все! :)