|
Идея разработки маршрута родилась год назад после очередного отпуска, который уже несколько лет всей семьей проводим в республике Бурятия (Тункинский район). Целебные источники, красоты горных массивов, однодневные маршруты по горным дорогам никого никогда не оставят равнодушным. Но все же захотелось расширить свой кругозор.
Маршрут был разделен на несколько этапов:
1 этап: г. Братск — г. Железногорск-Илимский — г. Северобайкальск;
2 этап: г. Северобайкальск (Гоуджекит) — п. Нижнеагарск — Слюдянские озера;
3 этап: г. Северобайкальск — п. Жигалово — г. Иркутск — п. Култук — с. Жемчуг (Вышка);
4 этап: с. Жемчуг (Вышка) — Нилова Пустынь — Хонгор-Уула — Аршан;
5 этап: с. Жемчуг (Вышка) — п. Монды — улус Сорок — с. Орлик;
6 этап: с. Жемчуг (Вышка) — п. Монды — озеро Ильчир (исток р. Иркут);
7 этап: с. Жемчуг (Вышка) — г. Братск.
Общий план маршрута:
В течение года была проведена подготовка, проработаны расстояния между промежуточными точками, наличие АЗС, качество дорожного покрытия и т. д.
Первоначально осуществить реализацию данного маршрута планировалось на автомобиле Mitsubishi Pajero Sport (2007 г. в.), на котором за 5 лет эксплуатации было пройдено немало интересных маршрутов, без каких-либо поломок и нареканий к данному автомобилю.
Но в марте по случаю был приобретен еще один автомобиль Land rover Defender 110 (2008 г. в.).
Основные технические характеристики:
Более подробные характеристики в инете.
Автомобиль достался с усиленной подвеской OME, силовым бампером с кенгурином фирмы «THORAX», лебедкой WARN 9500, на МТ-шной резине Cooper Discоverer STT 285/75/16.
Противотуманные фары IPF.
Учитывая довольно противоречивые отзывы в интернете о данном автомобиле, параллельно будет проводиться тест автомобиля.
Общая продолжительность маршрута 15-16 дней.
Начало запланировано на 04.06.2015 г.
Качество фотографий не совсем хорошее, т. к. съемка велась двумя фотокамерами китовской псевдозеркалкой SONY и зеркалкой CANON в высоком качестве, но для добавления в отчет необходимо было сжимать фотографии до меньшего размера, а также часть фотографий сделана через стекло при движении автомобиля.
1 этап (04.06.2015 г.)
Выехали из г. Братска рано утром примерно в 05:30.
На выезде из г. Братска асфальт (около 9 км).
Далее начинается гравийка, по которой придется двигаться около 40 км.
По окончанию данного участка дороги начинается асфальт.
Утреннее небо.
Через 100 км пути от Братска находится п. Видим.
Поселок Видим Нижнеилимского района Иркутской области основан в XVIII веке. Население поселка составляет 1200 человек (2011 г.). Основные виды деятельности лесозаготовка и лесообработка, а также ж/д станция Видим.
Небольшая фотосессия.
Продолжаем движение. Асфальтированная дорога тянется лентой. Спуски и подъемы становятся круче, поворотов все больше.
Участок дороги длиной 15 км до р. Ирек удивил новым асфальтом. Пару лет назад данный участок представлял из себя гравийную пыльную дорогу с продавами от большегрузных фур.
Начинается спуск к р. Илим.
Делаем небольшую остановку.
Дальше серпантины становятся все больше и круче.
Примерно к 12:00 добрались до поворота на Железногорск-Илимский. Город находится примерно в 17 км от основной трассы.
Город расположен на склонах гор. Население составляет 24955 человек (2013 г.)
Градообразующим предприятием является Коршуновский горно-обогатительный комбинат (КГОК). И соответственно главной достопримечательностью является Карьер.
Возвращаемся на основную трассу. Пересекаем поселок Хребтовая. Население поселка составляет 1400 человек.
Дальше опять спуски, подъемы, повороты….
В живописном месте в основании гор расположено село Семигорск. Численность населения 890 человек (2010 г.).
После Семигорска асфальт медленно, но уверенно переходит в гравийное покрытие.
Начинают сгущаться тучи.
Граница Нижнеилимского и Усть-Кутского районов в районе Каймоновского перевала.
В районе с. Каймоново расположен мост через р. Кута.
Деревня Каймоново основана в 1699 год. Основатель деревни — Митька Каямонов (Каймонов).
Население деревни составляет 128 человек (2013 г.).
Во время Второй мировой войны над Каймоновом проходил участок трассы «Алсиб» (Аляска — Сибирь). 12 июля 1943 года на пути из Киренска в Красноярск в 34 км от села разбился один из перегоняемых самолётов — лёгкий бомбардировщик А-20 «Бостон».
Сфера деятельности предприятий — добыча и переработка древесины.
Большая часть населения занята в подсобном хозяйстве.
Расстояние от Каймоново до г. Усть-Кут по автомобильной дороге составляет 70 км, которая, также как и железная дорога, проложена вдоль р. Кута.
Через 10 км от Каймоново находится деревня Ручей. Датой основания деревни считается 1699 год. Предположительно основана как ямская станция на тракте Илимск — Усть-Кут. Население поселка 1331 человек (2010 г.)
Основная деятельность — добыча и переработка древесины.
Порадовало наличие нового асфальта. Пару лет назад участок дороги от Ручья до Янталя считался самым проблемным.
Через 15 км от Ручья вдали замаячили пятиэтажные дома поселка Янталь.
Ранее в районе современного Янталя находилось основанное не позднее конца XIX века село Ворошилово. Обрывочные сведения, сохранившиеся о нём, позволяют предполагать, что село было основано как полустанок на Илимском тракте, проходившем из Илимска в Усть-Кут.
В 1938-1950-х годах на месте посёлка располагался лагерь заключённых, занятых на строительстве Тайшето-Ленской железной дороги и станции Янталь. В постоянную эксплуатацию станция введена в 1958 году, при ней возник небольшой посёлок железнодорожников.
Однако годом основания Янталя общепринято считать 1974 год, когда у речки Еловой начала строиться его новая часть — посёлок лесорубов.
Население поселка 1648 человек (2014 г.).
Основная деятельность — добыча и переработка древесины.
В 45 км от Янталя расположен г. Усть-Кут. Основанный 1628 г. Население 43552 человека (2014 г.).
Усть-Кут — город (с 1954 г.) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области.
Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог, долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 году объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали.
Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в Советском Союзе. Перевалка грузов на Север. Лесозаготовка, добыча углеводородов. Развит туризм с оздоровительными целями (санатории с лечебными грязями).
Усть-Кут расположен в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
В Усть-Куте находится единственный железнодорожный мост через Лену.
На въезде в Усть-Кут гигантская площадка складирования трубной продукции для очередного инвестиционного проекта.
Вид на центр из Старого Усть-Кута.
Навигация на Лене.
При въезде в центр города небо затянуло тучами. Начался сильный дождь.
До Усть-Кута добрались к 14:00. По расстоянию пройдена примерно половина пути. Расход топлива приятно удивил. При массе Дефендера 2-2,5 т. Расход составил 10 л/100 км.
По причине ливневого дождя в городе практически не останавливались. После заправки двинулись дальше.
Дождливая мрачная погода теперь будет сопровождать до самого Северобайкальска.
Дорожное покрытие исключительно гравийное. Под воздействием проливного дождя на дороге образовались многочисленные выбоины заполненные грязевой жижей. При этом если начинаешь увеличивать скорость свыше 70-80 км/ч, Дефендер начинает всю эту жижу накидывать себе на лобовое стекло. По этой причине средняя скорость упала на 20-30%, ставя под угрозу расчетное время прибытия в Северобайкальск.
На подъезде к Звездному появилась полоска солнечного неба, но ненадолго.
Поселок Звездный основан в 1974 г. Население составляет 930 человек (2014 г.).
Основная деятельность — добыча и переработка древесины, обслуживание железной дороги.
После Звездного пару часов двигались по унылой дороге под постоянным дождем. Несколько раз дождь прекращался, попытались остановиться для приготовления обеда, но налетала новая туча и дождь шел с новой силой. Поэтому решили добраться до Магистрального.
После развилки на Небель (и дальше на Киренск), начался участок асфальтированной дороги, по которому мы доехали до Магистрального. В Магистральный въехали в 17:30.
Поселок Магистральный основан в 1974 г. Население 6567 человек (2014 г.).
Расположен посёлок на автодороге Усть-Кут — Северобайкальск. Расстояние до Усть-Кута — 164 км, расстояние до Северобайкальска — 170 км.
История посёлка Магистрального связана с Байкало-Амурской магистралью. Посёлок был основан у строящейся железнодорожной станции Киренга, одноимённой с пролегающей рядом судоходной рекой Киренгой.
На въезде в Магистральный остановились в кафе поужинать.
Лэнд ровер Дефендер после грязевых ванн.
Что ждет дальше неизвестно. До Северобайкальска навигатор показал расстояние 170 км.
После ужина двинулись дальше. Впереди показалась р. Киренга.
Перед п. Улькан поворот на Жигалово. Через пару дней планировалось вернуться к этому указателю и двинуться в сторону южной точки озера Байкал.
Улькан — посёлок городского типа в Казачинско-Ленском районе Иркутской области России. Основан в 1976 г. Население 4981 человек (2014 г.). Поселок расположен параллельно автодороге с другой стороны БАМА. Чтобы попасть в поселок необходимо проехать под железной дорогой. На текущий момент заезд не планировался и мы поехали дальше.
Буквально сразу после Улькана участок асфальта резко оборвался и перед нами открылась такая картина…
По такой дороге и предстояло пройти оставшийся участок маршрута до Северобайкальска.
Временами появлялись снежные вершины гор.
Где-то в горах.
Горы все ближе.
Подъехали к ж/д станции Кунерма. Снежные пики гор совсем рядом.
Озеро в Кунерме.
Случайный попутчик.
Знаменитый брод через ручей. Заднеприводный фургон самостоятельно прорваться не смог. Пришлось ждать пока его зацепили за Камаз и вытащили на дорогу.
Подробнее о форсировании данного брода на обратном пути.
По всем ощущениям крутого подъема можно предположить, что где-то рядом находится знаменитый перевал Даван.
Дава́н — горный перевал Байкальского хребта, по которому проходит граница Бурятии и Иркутской области.
Высота перевала — 990 м. Под седловиной перевала проходит Байкальский тоннель длиной 6685,6 м.
Было пройдено более 600 км, было увидено множество красивых мест, но дальнейшая картина стала кульминацией всего дня.
Практически мы резко перескочили из лета в очень раннюю весну. Температура окружающего воздуха стремится к нулю. Моросящий дождь временами пробрасывает крупицами снега. И при всем этом окружающие виды потрясающие.
Проезжаем ж/д станцию Дабан.
Куда-то приехали…
До Северобайкальска осталось 30 км. Подробнее в следующей части.
Р.S. По результатам прохождения можно сделать следующие выводы:
— Пройденное расстояние составляет около 700 км;
— Время, затраченное на маршрут, составило 15,5 часов (с учетом заезда в Железногорск-Илимский, ужина в Магистральном, и погодных условий), можно доехать за меньшее время;
— Средний расход топлива составил 10-11 л/100 км/ч;
— Факты Ненадежности Дефендера, довольно часто звучащие в отзывах владельцев, в данном случае не оправдались. Данный этап автомобиль прошел достойно.