|
Пролог
Основной целью данной поездки было посещение Талдуринского оползня. Ибо ровно год назад нам не удалось этого сделать (https://travel.drom.ru/26780/). Причинами тогдашнего провала стали плохие дорожные условия, а также неуверенность в своих силах и возможностях автомобиля. Но на этот раз я решил идти до конца. Мысли о возможном успехе подогревали многочисленные путеводители, в которых заявлялось, что туда реально проехать на любой машине…
29.04.2014
День старта в Республику Алтай. Схема все та же. По максимуму использовать майские праздники, дабы не тратить отпускные дни. Как и в прошлом году, других желающих присоединиться к нам в компанию не нашлось, поэтому состав нашего экипажа остался без изменений.
Далее все как обычно. Вечером после рабочего дня, скидав остатки вещей в машину, мы выдвинулись из Бердска в направлении гор. Около часа ночи приехали в Майму. Заночевали в гостинице «Тихий Дворик». Двухместный номер обошелся всего в 1 000 руб.
30.04.2014
С утра встали пораньше. В планах было к вечеру добраться до села Акташ. Погода, к сожалению, не радовала. Небо все время хмурилось, периодически поливая нас дождем. Вдобавок к этому, окружающие пейзажи тоже не услаждали взор. Не было и намека на тот цветущий рай, в который мы попали в прошлый раз. Никаких малиновых гор. Все вокруг мрачное и серое.
Довольно быстро докатили до Семинского перевала, где нас накрыла зима. С набором высоты снега становилось все больше. А на вершине мы словно попали в зимнюю сказку. Ну, хоть какое-то разнообразие. Жаль, ненадолго, т.к. сразу после спуска окружающий ландшафт вновь приобрел приевшийся серый цвет.
Затем был Чике-Таман. И дернул ведь черт поехать по старой дороге. Дело в том, что перед поездкой я начитался форумов, где многие писали, что старый Чикет — это автобан, который легко и непринужденно проходим на любом автомобиле. В общем, не верьте этим писакам, на пузотерке там делать нечего. Местами старый перевал действительно неплох. Но есть довольно продолжительные засадные участки с глубокой колеей и густыми кустами по краям, которые не дают возможности для маневра. Короче, полный оффроад. В итоге, ободрав машине все бока, я таки выскребся на вершину, где съехал на новую дорогу. Спускаться после такого экстрима по старой не было никакого желания.
Не доезжая до села Купчегень, решили остановиться на знакомой полянке с оазисом маральника, и посмотреть в каком он состоянии. При ближайшем рассмотрении оказалось, что большинство бутонов были побиты морозом, хотя некоторым цветкам все же удалось распуститься. Теперь стало понятно, почему вокруг не наблюдается прошлогоднего цветущего изобилия.
Далее без приключений добрались до Акташа, где заселились в гостиницу «Расул» (на въезде в поселок). Стоимость двухместного номера — 1 200 руб. в сутки. Озвучу, что в этот раз гостиницу мы бронировали заранее (ровно за месяц до поездки). И, как оказалось, не зря. На момент нашего приезда бронь стояла на всех номерах вплоть до 11 мая.
01.05.2014
Ключевой день поездки. Впереди основная цель нашего путешествия — Талдуринский оползень. Короткие сборы и в путь. Надо сказать, что Чуйский тракт каждый год стабильно и качественно ремонтируется. Вот и в этот раз мы попали на довольно продолжительный участок капитального ремонта дорожного полотна. Это вызвало некоторую задержку по времени, но не критично.
Миновав реконструируемый отрезок тракта и без лишних промедлений домчав до Ортолыка, мы свернули направо по уже знакомому указателю Бельтир — 29 км. Дорога, как и в прошлый раз, не радовала. Асфальт быстро кончился и началась зубодробительная гравийка, отсыпанная крупными камнями и булыжником. По ней можно было едва плестись не более 5-10 км/ч.
По мере приближения следующего асфальтированного участка страх ржавыми спицами стал копошиться в моем мозгу. Прошлогодняя история накрепко засела в памяти, и я мог лишь догадываться, как на сей раз среагирует мой организм на данный отрезок пути. И вот он — асфальт. Как следует придавив педаль акселератора, мы летели по нему 130 км/ч, периодически подлетая на крупных волнах, словно в ралли. Скорей, скорей, только бы доехать до поселка. Больше на тот момент я не желал ничего.
Вскоре показалась стела с надписью «Бельтир». И, только поравнявшись с ней, я осознал, что в этот раз не ощутил вообще какого-либо ухудшения самочувствия.
Через некоторое время после вышеупомянутой стелы въезжаем в сам поселок. За прошедший год там мало что изменилось, кругом все та же разруха и запустение. Посещая подобные места, иногда задумываешься: «А стоит ли вообще прикасаться к прошлому?» Оно ведь словно разбитое зеркало. Собирая осколки, можно и порезаться.
Проехав поселок почти насквозь, мы ушли немного левее вдоль стадиона, ненадолго превратившегося после землетрясения в термокарстовое озеро. Затем пересекли по мосту реку Чаган, после чего уткнулись в каменистый подъем с глубокими колеями, отсыпанный крупным булыжником, который, собственно, и остановил меня в прошлый раз. Но сегодня нас было не удержать. Припарковав машину прямо на дороге, благо трафик там мизерный, мы принялись расчищать себе путь от крупных камней. Довольно быстро справившись с этой задачей, выдвинулись дальше.
После подъема дорога пошла вдоль обрыва в долину реки Талдура. Местами по-прежнему сохранялась глубокая колея, которая, в принципе, не сильно тормозила наше продвижение, т.к. можно было ехать по ее выступам. Куда больше мешали крупные камни, беспорядочно разбросанные кругом в немалом количестве. Через каждые 50-100 метров приходилось останавливаться и вручную расчищать себе направление.
На наше счастье, через пару-тройку километров мы выбрались на степной равнинный участок долины, пересекаемый целой сетью довольно укатанных грунтовок. По ним можно было уже комфортно держать скорость около 40-60 км/ч.
Наконец вдалеке показался оползень. Поскольку сеть дорог была довольно запутанной, местами мы двигались прямо по степи, держа нужный курс. На скорость это мало влияло, т.к. поверхность ландшафта была достаточно ровной.
Для тех, кто не в курсе, напомню. Талдуринский оползень появился вследствие знаменитого Чуйского землетрясения, произошедшего 27 сентября 2003 года, и является его эпицентром. Местное название Арка-Узюк/Арка-Узук («Сорванный вниз лес» — тюркский язык). Это новейшая по времени возникновения и значительная по масштабам сошедших оползневых масс, представляет собой деляпсивный (соскальзывающий) горный сейсмооползень блокового типа, размером примерно 1х0,9 км.
Для большей наглядности выкладываю спутниковые снимки оползня.
Достигнув основания оползня, мы вышли из машины, чтобы немного размяться. Заглушив мотор, я обратил внимание, что вокруг стояла просто хрустальная звенящая тишина. Ни щебетание птиц, ни дуновение ветерка не нарушало ее покой. Хотелось просто стоять и наслаждаться этим безмолвием.
Немного погуляв по окрестностям, двинулись в обратном направлении. На сам оползень лазить не стали, будет повод вернуться сюда еще раз. Дорога назад до Бельтира заняла куда меньше времени, т.к. уже была нами почищена.
Проехав поселок и миновав стелу, я снова, на всякий случай, поддал газку, но уже без фанатизма. Как и по пути туда, ничего необычного не произошло.
После выезда на М-52 решили скататься еще в Кош-Агач. Почти сразу за Ортолыком свернули в степь, чтобы сфотографировать каменных идолов.
В Кош-Агаче побродили немного по рынку и взяли курс на Акташ.
После возвращения в гостиницу вечером этого же дня навестили нашего экскурсовода Татьяну на турбазе «Кочевник». Четкого представления, куда мы поедем завтра, у нас не было, поэтому была перспектива взять ее с собой в качестве гида. Но увы, планы у нас с ней не совпали. Зато мы получили от нее ценную информацию о том, что путь на акташский ретранслятор сейчас недоступен из-за снега. А ведь сдуру мы могли ломануться и туда (жажда оффроада не дает покоя). Ее слова подтвердились на следующий день, когда наши соседи по гостинице не смогли туда проехать на двух «крузерах».
После приятной беседы с Татьяной погуляли по базе и вернулись в Акташ. В планах на завтра был Мажойский каскад.
02.05.2014
Утром встали пораньше. Мажойский каскад нас ждет! После недолгих сборов выдвигаемся в дорогу. Доехав до села Чибит и проехав его насквозь, упираемся в крутой подъем. Это и есть начало пути к каскаду.
Немного поднявшись, сталкиваемся с проблемой. Далее дорога раздваивается, а точного направления мы не знаем. Выбираем ту, что поукатанней, и ошибаемся. Немного отъехав от развилки, обнаруживаем тупик.
Делать нечего, разворачиваемся и едем по той, что похуже. Почти сразу попадаем на крутой каменистый подъем и останавливаемся для расчистки дороги. Пока чистили, на одного из нас кинулся клещ. Вообще дикий! Мы ведь даже в траву не лезли. По-быстрому смахнув его веткой, на всякий случай обрабатываем повторно одежду противоклещевым репеллентом.
Взобравшись наверх, мы выехали на более-менее пологое плато, и дальнейшее продвижение стало проще. Тем не менее, периодически попадались засадные места с крупными торчащими камнями, проходить которые следовало довольно аккуратно.
Миновав плато, дорога нас вывела на смотровую площадку, с которой открывался великолепный вид на ущелье, а также сам Мажойский каскад. После смотровой дорога резко ныряла вниз, а далее разветвлялась, причем самый верхний ее отрезок уходил прямо на вершину горы. Дух захватывало от такого зрелища, а сам я чувствовал себя королем оффроада среди пузотерок, т.к. навстречу нам попадались одни SUV и УАЗы.
Но амбиции мне тешить пришлось недолго. Прямо за нами припарковалась Toyota Corolla Fielder 4WD, а затем, даже не остановившись, вниз прошмыгнула Honda Stepwagon.
Немного постояв на площадке, Fielder тоже пошел на спуск. А чем мы хуже? Вперед! За ним! Дальнейший путь оказался трудным. Снова пришлось несколько раз останавливаться и чистить проезд от камней. Сложности добавляли многочисленные неровности на дороге, и пару раз я таки приложился днищем.
Преодолев все препятствия и оставив машину на развилке, надумали пройтись к видневшемуся неподалеку Оройскому мосту. Погода стояла просто прекрасная, а мы шли, любуясь окружающими видами, не забывая фотографировать все вокруг.
Вернувшись с прогулки, продолжили движение по верхнему пути. Почти поравнявшись с Оройским мостом, решили, что на сегодня достаточно. В принципе, можно было проехать намного дальше, но тяжелые дорожные условия делали этот процесс уж больно медленным и утомительным.
Сдав назад до более широкого участка и развернувшись, мы двинулись в сторону Чибита. Обратный круиз прошел намного быстрее и без особых приключений. Что могу сказать, это живописное ущелье вдоль Чуи нам очень понравилось. Мы обязательно сюда вернемся и заедем куда далее Оройского моста.
Остаток дня мы провели в гостинице, а вечером вновь отправились на турбазу «Кочевник», чтобы погулять и побеседовать с Татьяной.
03.05.2014
Пора выдвигаться в сторону дома. На дорогу мы обычно выделяем по два дня в каждую сторону, ибо тяжело преодолеть почти 800 километров в один присест. В планах к вечеру было добраться до Белокурихи, поэтому со сбором вещей и выселением из гостиницы не затягивали.
Погода по-прежнему стояла просто отличная, было солнечно и очень тепло. И вот наш авто уже мчится по М-52. Всегда нравилось наблюдать, как десятки и сотни километров трассы исчезают под машиной, и этот раз не стал исключением.
Маральник, кстати, к этому времени немного отошел от мороза, и склоны гор местами окрасились в малиновый цвет. Но такого пышного, просто фонтанирующего цветения, как в прошлом году, даже близко не наблюдалось. На представленных фотографиях это хорошо видно. Не поленитесь и сравните их со снимками из моего предыдущего отчета. Разница просто глобальная.
Тем временем, докатив до Чике-Тамана и остановившись на верхней смотровой площадке, мы решили немного побродить по импровизированному мини-базарчику. Заодно передохнуть и развеяться, так сказать. Пока прохаживались, случайно повстречали форумчанина Сергея (ник ua9ukp). Лично мы не были знакомы, но я узнал его по фотографиям из отчета на Drom.ru (https://travel.drom.ru/24361/). Мои отчеты он тоже читал, но меня бы вряд ли заметил, т.к. в отличие от него, я не обладаю столь колоритной внешностью.
В итоге, мы подошли первыми, представились, познакомились, разговорились. Оказалось, что на текущую поездку его сподвигла именно моя история, выложенная на Drom.ru. Насмотревшись красивых фото, Сергей тоже захотел увидеть цветущий маральник вживую. Выслушав наши доводы о том, что в этом году маральник совсем не тот, Сергей приуныл. Но вернувшись с поездки, написал мне комментарий в отчете, что ему таки понравилось. Ну и прекрасно! Главное, что он получил эстетическое удовольствие. Искренне рад за него!
Уже ближе к вечеру прибыли в Усть-Сему, и? долив топлива на заправке, выдвинулись дальше по маршруту.
Как и обычно, дальнейший наш путь пролегал следующим образом: Усть-Сема—Ая—Алтайское—Россоши—Старобелокуриха—Белокуриха. Снова порадовала глаз дорога между селами Ая и Алтайское. Напомню, что в теплое время года она проходит через цветущие альпийские луга, среди живописных сопок и холмов. К сожалению, на сей раз общую картину немного подпортила дымка. Кроме того, не хватало белизны свежевыпавшего снега, который ровно год назад в нашу поездку, придавал окружающим красотам поистине особенный колорит.
В девятом часу вечера добрались до Белокурихи, где заселились в ранее незнакомый нам отель «Солнечный», по причине того, что в других гостиницах, где мы останавливались раньше, все было забронировано. Сразу скажу, отель не очень понравился. Начиная от внешнего вида здания и заканчивая обстановкой в номерах — полный SU-Style (SU — Soviet Union). Такое ощущение, что туда стащили всю старую мебель 70-80-х годов из советских хрущевок. Настроения не прибавило также отсутствие телевизора, хотя, по их рекламному буклету, он должен присутствовать. Проживание обошлось в 1 400 руб. за сутки. Для сравнения озвучу. Будучи здесь прошлой осенью, мы сняли просто шикарнейший по обстановке номер в гостинице «Гарант», всего за 1 200 руб. в сутки. Справедливости ради, из плюсов «Солнечного» могу выделить: наличие собственной парковки за забором с запираемыми воротами, а также завтрак, входящий в стоимость проживания.
Сидеть в отеле было скучно, поэтому перед сном, несмотря на усталость, мы немного погуляли по вечернему городу.
04.05.2014
Утром встали рано, т.к. путь до дома предстоял неблизкий. Покинув отель, еще немного побродили по курортной зоне Белокурихи, а затем, не забыв посетить АЗС на выезде из города, двинулись в сторону Бердска.
На подъезде к Бийску решили посетить место, где реки Катунь и Бия, сливаясь, образуют Обь. Не доезжая моста через Катунь, повернули налево по указателю на поселок Верх-Обский. Далее километра три-четыре дорога шла по лесу, пока вдали не замаячили первые постройки. Проехав Верх-Обский насквозь, тут же попадаем в поселок Маточный. Его тоже проезжаем не останавливаясь. Сразу за Маточным сворачиваем вправо на полевую грунтовку и едем по ней, придерживаясь берега реки. Конечным ориентиром будет храм Святого Александра Невского на противоположном берегу, построенный как раз напротив слияния рек.
Для наглядности добавляю снимки со спутника, т.к. представленные фотографии не раскрывают всей сути этого места. Если верить путеводителям, то полноценно посмотреть на слияние Бии с Катунью можно только осенью, когда вода в реках имеет разный цвет.
Вернувшись на трассу и без особых приключений преодолев оставшийся путь, уже в девятом часу вечера мы были дома.
Эпилог
Итак, с полной уверенностью могу сказать, что данное путешествие вновь оказалось успешным. Цель №1 — посещение Талдуринского оползня — достигнута. Машина, несмотря на всю жесткость испытания бездорожьем, не ломалась и не доставляла хлопот (даже по мелочи). Вдобавок погода почти все дни нас просто баловала. Как итог, полученных впечатлений и положительных эмоций нам с лихвой хватит до следующей поездки.
Всем удачи на дорогах! Путешествуйте смело туда, куда зовет сердце! В общем, не сидите сиднем в четырех стенах, ведь в мире столько всего интересного!
Ну, и напоследок пара цифр: