|
Поводом попасть под огонь критики бывалых путешественников послужил попавшийся на глаза отчет о «покорении» Кату-ярыка моих земляков из Новосибирска. Они спустились по серпантину и уехали в тот же день. Мне показалось, что долина Чулышмана не заслуживает взгляда мельком, и решил отчитаться о своей поездке в те же края в конце июля 2013.
Наш экипаж, как всегда, состоял из трех человек: внука (11), сына (он же автор) и деда (73). Нашу компанию путешественников давно покинуло женское общество, покрутив пальцем у виска. И я их отлично понимаю, т.к. отдых не идет ни в какое сравнение с отдыхом на Алтае. Тем не менее, мы регулярно выделяем недельку для поездок в Горный, чтобы побыть наедине с нетронутой Природой (хотя таких мест и там почти не осталось). И пусть где-нибудь на алтайском перевале цена арестантской похлебки равна цене экзотического обеда в придорожном ресторанчике теплой страны и всегда найдется кто-нибудь, кто попытается испортить тебе настроение...
День первый
Так вот, стартовали 29 июля из Бердска утром на дедовской видавшей виды, но супернадежной Subaru Legacy 2001. Налицо были все признаки удачного путешествия: отчаянно загремевшая рулевая тяга (дед глуховат, выявил я через 100 м движения, но было уже поздно), начавшийся ливень, которыми так знаменит июль 2013, полицейская камера при обгоне фуры, забытый на кухне термос и репеллент от всех кровососущих. И точно, дальше пошло, как по маслу. В Бийск подъехали к открытию автомагазина. Нужные з/ч в наличии. Менять не стали, но теперь ехать можно спокойно. Погода просто баловала. Дороги в этом году — мечта любого дурака, особенно если он с радар-детектором. В Сростках, в «Марии-Ра» нас ждал последний экземпляр синего рефтамида и домашняя выпечка от местных пекарен. Пользуясь случаем, хочу только предупредить алтайских хлебопеков не пытаться делать самсу — благодаря узбекам, новосибирцы стали слишком искушенными в этом вопросе.
Итак, вернусь к дороге. Ни в каких Ая-Б.Катунях мы не останавливаемся. Вообще, не возьму в толк — что там делают люди, натолкавшись как селедка в бочке и тратя неадекватные деньги за примитивные развлечения?
По старой традиции останавливаемся в Баранголе, у небольшой кафешки, которая когда-то поразила нас вкуснейшими блюдами, хотя и сейчас держит марку. Здесь же мы всегда останавливаемся на последнюю ночевку перед стартом в Новосибирск. Это очень удобно — с утра сбегать на Камышлинский водопад, погонять на катере, прокатиться на лошадях и в путь...
Дальнейшую дорогу не стану описывать, дабы не быть банальным. Торопиться было некуда, поэтому заночевать решили на турбазе «АиЛ» вблизи Шашикмана. Она нам сразу приглянулась за пару живописных мостиков через Урсул на въезде. А уж увидев ухоженную базу, охраняемую добрейшей души сторожем — псом по кличке Буран, поняли, что нам здесь понравится. Приятным дополнением к картине были летающие повсюду журавли.
Вместе с нами на базе остановилась пара байкеров из Польши. Надеюсь, они не пожалели, что проделали столь длинный путь на мотоциклах, ибо я бы на их месте нашел, где поколесить и в Европе.
Еще одним приятным сюрпризом было соседство с земляками из Новосибирска. В их планах было доехать до Красных ворот за Акташем на легковушке от «Ниссан» и вернуться в район Ая. Но, видимо, мое видение этого места породило у них тень сомнения в правильности маршрута и в следующий раз мы с ними увиделись уже за Кату-ярыком. Думаю, они не пожалели, что не вернулись в Ая.
Кстати, наш выбор базы у реки был не случаен. Мой сын увлекся рыбалкой и надеялся порыбачить. К сожалению, как оказалось, поймать что-нибудь в Урсуле — большая удача. За час рыбалки ничего не поймали ни мы, ни местные рыболовы. Впрочем, хозяин базы нас предупреждал. Но провести в таком месте пару часов городскому жителю все равно большое удовольствие.
Неподалеку от базы расположен районный центр Онгудай. Там мы приобрели разую мелочевку вроде местных сим-карт «МТС». Должен признать, что менее улыбчивых жителей, чем жителей Онгудая, мне не доводилось еще видеть. С непривычки даже деда оставили в машине на время покупок. А оригинальность манеры местных объяснять дорогу к магазину, расположенному напротив, я вообще не буду приводить, чтобы меня вновь не упрекнули. В общем, по старой традиции, держимся от местных подальше. Это их земля, и они не все уверены, что 200 лет назад сделали правильный выбор, присоединившись к России. Вернувшись к машине, я понял, что дед разделяет мое мнение, поскольку нашел любопытного и общительного деда в машине, а не в компании местных за непринужденной светской беседой об особенностях национальных алкогольных напитков.
День второй. Наконец-то, начинаются интересные достопримечательности.
Перевал Чике-таман. Впечатляющий вид. Делаем фото в национальной одежде, покупаем медовуху и пр.
Затем дорога пойдет вдоль Катуни, петляя между скалами. Можно без конца останавливаться, наслаждаясь открывающимися видами.
Место слияния Чуи и Катуни. Ищем среди гор лицо Духа Алтая. Строим пирамидки.
Ищем в горе лицо духа Алтая, направленное на слияние рек.
Как под ветрами стоит эта пирамида?
728 км, М-52. Рассматриваем наскальные рисунки наших далеких предков, а также наших недалеких земляков, успевших припозорить Новосибирск. В давние времена, думаю, эти скалы были бордово-красные и рисунки на них смотрелись очень эффектно. Лично меня заинтриговала «работа» древнего художника, изобразившего человека, сидящего на рогах животного верхом.
Заправляемся на заправках «Ника». Если верить бумажкам в стекле заправок, то бензин АИ-96 4 класса, а Аи-98 5 класса. Я доверяюсь, но для подъема на Кату-ярык везу из Новосибирска канистру проверенного... На заправках новосибирской «Газпромнефти» бензин только 5 класса.
На подъезде к Акташу сердце прибавило ходу, как перед спуском на горнолыжном склоне. Из облаков между гор круто вниз спускалось ущелье и не нужно дорожных указателей, чтобы догадаться, что нам придется ехать туда. Повернули в Акташе налево и совсем скоро доползли до Красных ворот. Поднялись пешком наверх ворот для разминки, спустились вниз, набрали воды. К слову сказать, если бы знали, какое количество скота пасется выше по течению Чибитки, то не стали бы набирать.
В дальнейшем на дороге в Улаган можно было бы погрузиться в нирвану от созерцания настоящих гор, покрытых снежными шапками, если бы не периодические встряски на разухабистой щебенке.
Далеко вдали снежные вершины. Одним своим видом студят кровь.
Вокруг много живописных озер с платной рыбалкой.
Не могли не остановиться на Улаганском перевале (2 080 м). Есть возможность прогуляться и подумать о вечном.
Хотели было перекусить, но бутерброд застрял в горле, когда я наткнулся на плакат с просьбой в дань уважения к духам Алтайских гор не осквернять сие святое место низменным приемом пищи. Чертыхнувшись, пришлось залить пустой желудок йогуртом, а перекусить уже рядом с Пазырыкскими курганами — их обитатели были не против такого. Тем более что мы восхитились их богатством и роскошью, согласно путеводителю, созданными почти 2500 лет назад, когда о наших предках и упоминаний не было.
Из всей дороги от Акташа до Кату-Ярыка можно выделить лишь неприятную зубодробильную щебенку между Улаганом и Балыктуюлем, которая к тому же тянется по скучнейшей местности. Обратите внимание на грунтовки рядом с щебенкой — при первой возможности съезжайте на них. А вот дорога после Балыктуюля будет гораздо приятнее и не даст заскучать. Здесь можно подумать о каверзах судьбы рядом с древними курганами и осмотреться с карниза дороги над обрывом, и ручеек пересечь, а самые практичные могут дровишек заготовить. Расстояния:
Итак, в приподнятом настроении выезжаем на смотровую площадку Кату-ярыка. Могу сказать, что открывающееся зрелище ни пером описать, ни фотоаппаратом показать. Нужно приехать и посмотреть. На площадке сейчас построили смотровую башенку, открытую, к сожалению, только к нашему отъезду.
Особый пункт путешествия — это спуск по серпантину. Признаю, что те отзывы, которые мне довелось прочитать, писали владельцы железных гениталий. Ибо для жителя равнины, у которого горные лыжи пару лет пылятся в гараже, этот спуск — реальный стресс. Когда машина пару раз сползла по мелким мокрым камням не слушая тормозов, я понял, для чего нужна боковая поддержка спортивных сидений субарика — несомненно, сжимать ягодицы слишком шустрого гонщика. Сама же дорога не предъявляет к автомобилю особых требований, лишь стоит неспешно объезжать острые камни, чтобы не порвать шину, как я когда-то, правда, в другом месте Алтая. Место дороги, на которое сошла после недавнего дождика небольшая сель, совсем не напряжет сибирского водителя, видавшего деревенскую грунтовку.
Спустившись вниз, можно расслабиться. У подножия Кату-ярыка построен кемпинг «Кату-ярык», который лично мы нашли крайне неуютным — узкое, зажатое скалами, продуваемое и пустынное место плюс грохот Чулышмана. В километре ниже по течению нашлась отличная база «Эзен». Уютное место у тихой протоки. Вблизи небольшой лесок. Со стен ущелья свисает пара водопадов. При хорошем воображении, вполне напоминает эльфийский Ривенделл во «Властелине колец». В дополнение ко всему, бесплатные прохладный душ, бильярд, теннис. Вполне цивилизованный отдых — домики, баня, кафе. Мы о большем и мечтать не могли. На этой базе мы провели пару дней. Порыбачили (в Чулышмане водится хариус), изучили окрестности. Если бы я знал, что в устье Чульчи есть турбаза, то, возможно, отправился бы прямиком туда, т.к. оттуда удобнее делать радиальные вылазки к водопаду Учар, каменным грибам и далее, насколько позволит авто. Однако знаю, как в автопутешествии важно вовремя отдохнуть, чтобы переварить увиденное и подготовиться к новым впечатлениям.
День третий
Неутомимый дед поднял турбазу на заре грохотом бильярдных шаров в кафешке. Делать нечего — начали выполнять программу минимум: пытались рыбачить, загорать и фотографировать. Девушки в купальниках наслаждались палящим солнцем. Я сразу вспомнил свою жену, которая не ездит больше на Алтай с того случая, когда, взяв с собой, как обычно на отдых, купальник и шляпку, в шлепках месила со мной под дождем окрестную грязь, а потом сидела в домике на кровати во время свирепой грозы, подпрыгивая при каждом ударе молнии, причем вместе с несчастным домиком. Да, кому-то повезло больше.
После обеда прогулялись. Дед пошел вниз по течению Чулышмана к водопадику на правом берегу. До него дойти несложно. Примерно в 1 км от базы есть мостик у грузовичка-памятника, а за ним тропа. Я же с сыном попытался пробиться к водопаду, свисающему с левой стороны Чулышмана. Думаю, его образовал ручей, который приходится пересекать вброд при подъезде к Кату-ярык. Интересно, что водопад образует озерцо на приличной высоте, из которого ничего не вытекает — видимо, есть какой-то подземный выход к Чулышману под горой.
Внизу «Эзен» .
К самому озерцу мы не подошли, заинтригованные широкой тропой, идущей выше. Оказалось, что это старинная конная тропа, ведущая прямиком на смотровую площадку Кату-ярыка. Так что, желающие спуститься с перевала вниз пешком могут не петлять по серпантину дороги, а пройти по тропе, которую очень легко найти — сверху в нее упирается строящаяся новая дорога вниз, а снизу тропа начинается у заметного обелиска рядом с «Эзеном». На тропе встречаются змеи. Бывало, переползали метровые прямо под ногами — совсем не боятся.
День четвертый
При всем гостеприимстве базы, надоело это: «Посмотрите направо, посмотрите налево» , потому как в ущелье смотреть больше некуда. Собираемся и едем к устью Чульчи на штурм водопада Учар. Дорога — вполне приличная щебенка для неторопливого водителя. Нас постоянно обгоняют экскурсионные УАЗы. С чувством глубокой жалости к туристам внутри вспоминаю себя в таком же от «УАЗ-экстрим». Нет уж, как говорил мафиози в фильме «Приключения итальянцев в России» перед тем, как сломать себе ногу, — Я САМ! По старому опыту, съезжаем на грунтовку при любой возможности.
Безымянный ручей образует водопад невиданной высоты.
Удивляет огромное количество туристов. Машины идут едва не потоком. На берегу Чулышмана свободное хорошее место для ночевки в палатке еще надо поискать! Вот тебе и самый малонаселенный район... Пару раз наткнулись на огромные кучи мусора. Сейчас жалею, что сам не выполнил принцип порядка, о котором твержу детям — убери за собой и за другим. Надеюсь, эти кучи от владельцев турбаз перед вывозом, иначе просто конец Алтаю.
Подъехав к устью Чульчи, остановились по совету бывалых на второй базе «Красный камень». Разницы не понял, просто последовал совету. Расстояние от «Эзена» — 30 км.
Бросили машину на базе и переправились на катере за 500 руб. на правый берег с хозяином базы. «Назад 5 000 рублей», — пошутил он. На самом деле бесплатно, но нужно оставить силы, чтобы докричаться до него сквозь грохот реки.
Тропа к водопаду утоптана и ухожена, но нужно быть просто внимательным. В местах, где тропу смыло или завалило камнями, включать логику. Недаром то и дело из кустов выглядывают злобно-жалобные глаза застрявших туристов, которые за разговорами выбрали неверный путь. Заблудиться, конечно, невозможно, но обидно возвращаться.
Сначала нужно пройти по долине пару км. Кажется, что пара шагов.
Начало пути. Устье Чульчи. Внизу палатка волонтеров (?).
Привыкаем к высоте. Тропа проходит по камням над обрывом.
Опасный участок вдоль обрыва. На фото увидел вариант прохода выше.
Кое-где равнинному жителю хочется воскликнуть: «Кто разрешил ходить по такой опасной дороге! Тут надо все огородить забором!». Но потом даже полная дама легко прыгает с камня на камень, как горная козочка (хотя даже издали можно услышать, что рядом с ней еще скачет козел, который затащил ее сюда). Люди идут разные — от детей 6 лет до пенсионеров. Глядя на некоторых, хочется сказать: «Зачем?». Но, в конце концов, не дошла только одна семейная пара с примерно шестилетним сыном. У нас тоже предполагалось, что дед, облегченный хирургами, не примет участия в походе. Но кто устоит преред простой и манящей целью? Так что дед тоже все прошел, хоть и вернулся затемно, благо шедшие следом туристы нам докладывали о каждом его шаге.
Много несложных переходов — мечта любого скаута.
Расстояние до водопада около 8 км, но кое-где оценивают в 11 км. Наиболее приятная вторая половина пути, которую пересекают многочисленные ручьи просто живой воды. Правда, у некоторых силы уже на исходе, судя по тому, что в одном месте тропа огибает небольшое поваленное деревце... Для тех, кто в одиночку подойдет к переходу вдоль скалы, могу порекомендовать сначала найти веревку и спуститься по ней — там проще пройти ручей.
Гигантские камни посреди леса напоминают о землетрясении, образовавшего Учар.
А в целом, переход к водопаду несложен, хотя один мальчик исхитрился подвернуть ногу, что могло стать серьезной проблемой, если бы он не смог дохромать назад, потому что носить кого-то на руках/плечах небезопасно. Правда, у водопада я видел маленьких детей — вряд ли они дошли сами. Но со своей невыдающейся комплекцией я специально ждал, когда сын будет в состоянии пройти все сам и при этом получит удовольствие — это все потому, что у меня остались смешанные чувства от походов по горам со взрослыми в 6 -7 летнем возрасте.
В прочитанных мной отчетах о походе на Учар предупреждалось, что, когда Учар откроется взору в первый раз, не думайте, что уже пришли. Тем не менее, когда Учар предстал за поворотом, как на ладони, я подумал: «Ха, делов-то.» Ну что же, могу теперь предупредить и я — не расслабляйтесь, полпути.
Если говорить о самом водопаде, то на меня он произвел гораздо меньшее впечатление, чем ожидал, хотя мы попали в самый полноводный год. Он выглядит точно так, как на любом фото из интернета, в отличие от других интересных мест, красоту которых фотоаппарат передать не в силах. Прямо перед водопадом имеется хорошее место для ночевки для тех, кто не боится шума воды, который, кстати, преувеличен — громко разговаривающего собеседника вполне слышно. Надеюсь, ребята, ночующие там, проторят путь дальше, вдоль Учара-Неприступного.
(ссылка на видео, сильно сжатое яндексом)
Обратный путь всегда короче и нет смысла описывать. Глотки живой воды из ручьев бодрят и придают сил, так что последние километры мы даже пробежали под гору. Дождались деда. Большой опыт помог ему правильно рассчитать силы, не перегружая оставшиеся органы. Хотя его замечание о «слегка» подведшем колене говорило о серьезной проблеме. Замотали эластичным бинтом. Но я рад — это для него большая победа. Дед первым пошел спать, и это было нашей с сыном ошибкой, ибо богатырский храп деда не давал заснуть даже соседям...
День пятый
Время поджимает. Можно было вновь переправиться на правый берег Чулышмана и сбегать до каменных грибов, но расстояния в горах обманчивы. Решили ограничиться их созерцанием в бинокль и собрались в обратный путь. Одометр показал конечную точку нашего путешествия от Бердска в 925 км.
На обратном пути интересен подъем на перевал Кату-ярык. У меня не было опыта таких затяжных подъемов, поэтому я слегка волновался. Да что там! Волновался так, что забыл колеса приспустить. Но все же решил перестраховаться: высадил сына и деда, переложил багаж вперед. Хотя субарик нельзя назвать в полной мере легковушкой. Привод хоть и awd, далекий от постоянного, но все же не хондовский 4wd ( а ля crv) на котором зад подключится, когда перед уже по двигатель закопается — отчего поехали на авто деда. Да и стойки, спортивные жесткие bilstein, не дают уменьшаться клиренсу, когда едешь по валунам и вес авто перекладывается с колеса на колесо, продавливая их до отбойников. В общем, я действительно перестраховался, т.к. в эту сухую погоду субарик легко поднимался вверх. Я начал даже экспериментировать, аккуратно приостанавливаясь и трогаясь в сложных местах. Без проблем. Поэтому на первом же расширении дороги встал и стал ждать своих.
Подъем крутой. Несколько сот метров по дороге, а высота уже приличная.
Субару не едет — он низко летит.
Внизу видно место моей остановки. Кажется, что на земле...
Оказалось, что деда подхватил пустой УАЗ, отвозивший туристов. Дальнейший подъем прошел даже скучно, в отличие от спуска, когда перед тобой лежит внизу долина. Наверху мне сказали наблюдавшие, что я вел авто слишком близко к краю, но, во-первых, с краю дорога ровнее, а во-вторых, каменные обочины серпантина не обвалить легковушкой. В общем, я не понял, чего там народ насиловал свои машины на подъеме. Если сомневаетесь в авто — высадите пассажиров, спустите колеса, переложите багаж на основной привод — и вперед, без отжигов. Водитель УАЗа, поднявший деда, рассказал ему о тяжелой жизни уазовода. Даже его друг сломал коробку на подъеме на новеньком «Патриоте». Значит, если ваша машина — не «Патриот» , то Кату-ярык вам по-зубам.
Передо мной трактор поднял легковой «ниссан» — 3 тыс. руб.! По-моему, тут надо торговаться, хотя бы ради других. Ведь трактор там наверняка приставлен за дорогой следить. Впрочем, я не люблю считать чужие деньги.
Итак, обратная дорога по-своему интересна, поскольку смотреть приходиться уже в другую сторону. Не раз алтайцы просили подкинуть до какого-нибудь села, но, прошу прощения, если кто действительно нуждался — и места не было и подбрасывать кого-либо желание у меня пропало еще в студенческие, когда на первом своем «москвиче» подкинул, по-незнанию, двух проституток к их рабочему месту... Мое сердце было много дней разбито...
На обратном пути всегда покупаем горноалтайский мед. Это совсем не то, что везут к нам из Алтайского края и республик СНГ. Чтобы не купить тот же мед только в Горном Алтае и вдвое дороже, мы стараемся покупать его на пасеках или у проверенных продавцов. На этот раз купили в последнем доме села Камлак (если ехать из Новосибирска, см. вывеску) настолько приличный мед, что могу порекомендовать другим. Но там могут торговать и чужим медом — расспрашивайте хозяйку.
К вечеру прибываем в Барангол. Народа — тьма. Просто переселение какое-то. Располагаемся, как всегда, в «Царской охоте».
День шестой
Отправляемся с утра по стандартному маршруту. Отправил сына к Камышлинскому водопаду на лошадках, пофотал Катунь (я не видел никогда такого высокого уровня воды в августе), да бегом пробежался до водопада.
Не видел Катуни, столь полноводной в августе.
Камышлинский водопад кажется уже несерьезным. Набирая воду, имейте ввиду, что наверху лошадкина парковка.
Наверху умылся, а тут и лошадки поспели. Один из наездников решил вернуться на базу на катере, так что мне досталась его лошадь. Вернувшись с прогулки, погоняли на катере, поели домашней еды в кафе и стартовали домой.
Зарядил дождь, но мы еще успели втариться сувенирами у Аржан-суу. Каждый раз мы покупаем какой-нибудь музыкальный инструмент. На этот раз выбор пал на большой тамбурин, покрытый кожей марала. Эта штука очень скрасила нам дорогу домой. Вечером нас встретил Бердск хмурым небом и вялым дождиком, но нам уже все нипочем. Вспомнились последние слова из «Форсаж 6» : «Благодарим Господа за... быстрые тачки». Ну, или за какие есть.
PS: На следующий день жена, посмотрев наши фото, сказала: «Хочу туда!».