|
Весна 2012-го. Если не считать прошлогодней четырехдневной вылазки в Горный Алтай, последний более-менее приличный отдых был в 2010-м. Работы валом, мозг работает на пределе, организм изношен до неприличия. В нынешней работе нет оплачивавемых отпусков, больничных и прочих соцпакетов. Полнейшая сдельщина, что превращает всю жизнь в сплошную погоню за успехом. Но иногда нужно остановиться, сделать перерыв. Думаем приурочить его ко Дню Победы, отключить телефон и вырваться из этого плена хоть на несколько дней.
Непостижимых целей не ставим: Кату-Ярык, Чулышман, Каменные грибы. Если получится — Учар. Последний под большим вопросом и без явного энтузиазма. Уж слишком мы привыкли съезжать к берегу, доставать из багажника стол, стулья, мангал… Начинать работу над собой нужно с малого, да и нет ясности по времени.
5 мая 2012. До кучи к праздникам берем пару выходных. Не сильно помогает. В первый из них вынужден проводить несколько сделок, докупая продукты и упаковывая машину в перерывах между встречами. У Олега хуже, помимо работы, еще и машина в ремонте, раньше вечера отдать не обещают. Весь день идет дождь, и приходит ясное понимание, что надо выдвигаться. Просто снять с плеча рабочий портфель, переодеться, обнять родных и вперед. Олег догонит.
Забираю из дома сестру, в районе 17 выезжаем из Бердска, оставая от ранее запланированного графика почти на сутки. В Тальменке традиционный лагман «У Вити». На окружной Барнаула получаем СМС от Олега: «Машину забрал, еду домой собираться». Улыбаемся. Следующий СМС перед Бийском: «Выехали из Нска».
В кромешной тьме въезжаем в Горный, минуем зону обширных дорожных работ в районе Аи, со второй попытки находим съезд к излюбленному месту ночевки близ Манжерока, передаем координаты и описание местности второму экипажу. На часах 23:30, Олег недавно проехал Черепаново, а это значит, что ехать ему еще почти всю ночь. Желаем удачной дороги, и после легкого перекуса ложимся спать.
Оказывается, в «Витаре» спать не так уж и удобно. Точнее — совсем неудобно. По крайней мере, на водительской стороне. Сестра вроде не жаловалась, ей и в прошлом году было вполне комфортно на пассажирской стороне. Я же весь издергался. Какой там нафиг сон? Четыре утра — ни в одном глазу.
Побарахтался с часок, надоело. Вылез наружу. На улице весьма свежо, буквально несколько градусов выше нуля. Благоразумно прихваченный пуховичок как раз впору. Олега не видать. Звонить рано, вдруг спят. Сварганил кофейку, приладил камеру на штатив, да пошел гулять по округе.
К 7 утра набрался наглости, позвонил Олегу. Оказывается, они приехали пару часов назад и завалились спать, едва съехав с дороги в близлежащие кусты, не доехав до нас буквально 200 метров. Воссоединились, позавтракали и после короткого обсуждения дня вчерашнего и планов сегодняшних продолжили покорение следующих километров.
Поднялись и спустились по старому Чике-Таману. Так и не понял, то ли я об этом слишком давно мечтал, то ли мечты уже стали другие. Интересно, но ожидал чего-то другого.
Следующим обязательным пунктом в программе на этот день был кусок старинного «Шелкового пути» после Белого Бома, узнали о котором из рассказов Лягухи-путешественника. Нашли его легко, запрыгнул туда Витарик тоже непринужденно. Кстати, подобные тропы, уходящие вверх и возвращающиеся к дороге, попадались на глаза и дальше. Точно помню парочку в районе Акташа, быть может, это все тот же «Шелковый путь»?
Мнение об этом месте неоднозначное. С одной стороны, косогор как косогор. С другой, остатки «древней курыканской стены» — кем-то заботливо сложенное из скальника ограждение — действительно возвращает куда-то в ранние века. А открывающийся на долину Чуи и тонкую нить автодороги вид по-своему захватывающ.
Настало время обедать. Дабы не тратить время, можно было сделать это безо всяких изысков, но я предложил отобедать эстетически красиво — с хорошим видом! Народ, немного побурчав, все же согласился.
В чем суть. Еще со времен «Июньской поездки в Республику Алтай» плотно в моем сознании засел этот пейзаж:
И все эти три года я мысленно возвращался к нему, желая забраться-таки на вершину этих невысоких с виду холмов, где вкусить всю прелесть открывающейся панорамы заснеженного хребта. Вид с холмов наверняка должен быть великолепным, и уж точно он стоит того, чтобы отклониться от заданного курса километров на 20 в один конец.
Один из последних подъемов оказался несколько круче, чем ожидалось, но вовремя правильно выбранная передача спасает ситуацию, и обходимся без откатов назад. Погодка, мягко говоря, не та, и в поздне-весеннем пейзаже явно не хватает красок и контраста. Впрочем, есть мнение, что вряд ли существует сезон, когда Курайская степь бывает насыщена яркими цветами.
Холодно. Ветрено. Ну так и на улице не лето красное.
После обеда, ни разу не пожалев о сделанном крюке, возвращаемся в Акташ и заливаемся до отсечки. Впереди интригующая неизвестность — то, что раньше видели только на картинках, и ради чего была затеяна эта поездка.
Минуя Красные Ворота, дорога идет вдоль р. Чибитки, мощным потоком несущей свои бурые воды в Чую.
Открывающиеся взору пейзажи несут в себе ощущение некой оторванности: замерзшие в лед Улаганские озера, ледяные оковы Чибитки, сухая прошлогодняя трава — и все это на фоне хмурого неба, изредка открывающихся заснеженных вершин, и просто потрясающей тишины и безлюдности.
Как будто подчеркивая всю климатическую суровость этих уже высоких мест, сквозит не сильный, но ледяной пронизывающий ветерок.
Изумительное сочетание — бирюзовый лед на фоне прошлогодней травы и заснеженного хребта. Не хватает только ясного неба и яркого солнца.
Вот и долина Чулышмана, с минуты на минуту должен показаться Кату-Ярык.
Выезжаем к обзорной площадке с первыми крупными каплями дождя. Решаем не терять время на бестолковые прогулки и не мочить себя и фототехнику, и в надежде оглядеться с вершины в более благоприятных погодных условиях, приступаем к спуску.
Кату-Ярык — это 3,5 км серпантина с перепадом высоты в 800 м. Масштабы поражают, хотя сам перевал почему-то не воспринимается как нечто грандиозное. О том, каким был спуск раньше, мне известно только по ранним отчетам иных путешественников. Сейчас же он представляет собой вполне приятную грунтовку.
Спустились, спросили про места на базе сразу у начала подъема на перевал, ответ отрицательный. Ну и не больно надо. Отъехали чуть поодаль, нашли местечко на берегу не доезжая немного до следующей базы, принялись за обустройство лагеря. Поднявшийся неожиданно сильный ветер никак не давал растянуть тент на штатных растяжках. В итоге штатные растяжки заменили своими машинами и каким-то бревном — стало значительно жестче и появилось ощущение домашнего уюта! С крышей над головой жизнь в суровых условиях кажется намного веселей, и время пролетает незаметно — утеплились, разожгли костер, нажарили мяса, небольшая доза алкоголя за приезд, да и спать по машинам.
Про удобство спанья в Витаре я уже писал выше, вот и на этот раз в гостях у Морфея я не задержался. Погулял немного по окрестностям, да и понял, что намечается погожий день, а это значит самое время, пока народ спит, сгонять на Кату-Ярык!
Машина как средство передвижения не рассматривалась в принципе, поскольку служила в данный момент спальным местом сестре и якорем для тента, и я, без задней мысли, сменив привычный по утрам пуховичок на одежу полегче, повесив на одно плечо сумку с камерой, на другое — штатив для нее же, в районе 6 часов утра покинул лагерь в пешем порядке.
В этот день после подъема и завтрака мы планировали двигать на Каменные грибы, которые нужно посещать в первой половине дня из-за того, что именно в это время они хорошо освещаются солнцем со стороны Чулышмана. Несмотря на это, пока народ спит, я все же решил прогуляться на Кату-Ярык, ибо час туда, час обратно, ну там максимум полчасика….. Как раз вернусь к завтраку и двинем на Грибы все вместе — подумалось моей отчаянной голове, и я с легким сердцем зашагал в сторону перевала.
Естественно, дабы проснувшись, народ не удивился поему исчезновению, нужно было их об этом как-то известить. Так как изобилия мобильной связи от привычных операторов не наблюдалось, мне вспомнился цикл передач на канале Дискавери про человека в дикой природе, и на свет появилась каменная СМС-ка, заботливо выложенная прямо на обеденном столе.
Следует заметить, что это уже второе сообщение, которое было написано в кратком содержании с использованием более крупных «писательных» элементов. Первое сообщение было выбито мелким бисером и содержало примерно такой текст: «Доброе утро, разгильдяи! В 6:00 я ушел на Кату-Ярык, готовьте завтрак, скоро верну…». И налетевший порыв ветра выбросил все мои труды насмарку, опрокинув легкий стол!
Этот пес был сильно рад меня видеть, но подниматься со мной не захотел.
Едва приступив к подъему, я быстро понял, что с подсчетом времени погорячился. Идти 3,5 км постоянно вверх — это вам не это. Особенно на первом плече. Особенно с нагрузкой. И без воды. Не то, чтобы я о ней не подумал — к сожалению, не оказалось никакой походной тары типа фляги на ремне, а переть с собой полторашку было как-то не комильфо.
Восход солнца из-за гор я встретил на третьем плече, а к покорению последнего (седьмого) плеча приступил в 8:00, то есть спустя два часа после выхода из лагеря и не менее 20-ти 5-10 минутных привалов на отдых в пути. Сказать, что лучше бы вместо штатива я взял воду — не сказать ничего! Как я был рад влаге от растаявшего снега на крышке деревянного ящика с песком (или что там в них еще кладут…) в кармане между шестым и седьмым плечами! Всосал не задумываясь, и уже было сделал несколько шагов к вершине, как увидел начавшую спуск по перевалу «Ниву» с местными номерами и двумя седоками алтайской наружности.
Утро, рано, я один, вокруг не души… Напрягся. Лицо кирпичом, продолжаю движение как ни в чем не бывало, едва ли одарив их беглым взглядом. Поравнявшись со мной, «Нива» останавливается, и седоки начинают распрашивать, кто, куда, откуда, зачем. Открыто улыбнувшись, спокойно объясняю, мол, прибыли из Новосибирска на Кату-Ярык посмотреть, друзья внизу ждут, а я вот прогуляться решил, виды поснимать.
— Нравится?
— Очень!
— Ну, давай, удачи! — и продолжают катиться дальше вниз.
— Это парни, а нельзя ли у Вас водой угоститься?! — увидел я у них в салоне полторашку минералки.
По цвету кожи рук можно догадаться, что на улице совсем не жарко…
Нагулявшись по вершине, потратив на это вместо ожидаемых 30 минут втрое больше, понял, что, однако, пора возвращаться, и неторопливо побрел к спуску. Именно побрел, потому что сил нормально идти уже просто не было.
Уже на первых нескольких сотнях метров пришло понимание, что спускаться вниз совсем не легче, чем подниматься. Постоянный спуск, ногами нужно пружинить, а силы тяжести и инерции не позволяют делать это нарочито медленно, и чтобы остановиться для отдыха, нужно предпринять большее усилие, чем просто идти. Так и спустился практически без остановок, только один раз пропустил поднимающихся на Mitsubishi L200 кемеровчан, не упустив возможности угоститься водицей и у них тоже! На спуск потратил все те же два часа.
После окончания спуска предстояло пройти еще метров 700 по долине Чулышмана, и они мне показались просто каторгой. Подойдя к лагерю, я увидел всех в расслабленном состоянии ожидания, — и о, чудо! — свободный стул! Последние 50 метров этот стул был единственной целью, и чем ближе я к нему приближался, тем больше освобождал себя от лишнего груза, скидывая все по ходу движения прям на камни.
Плюх! Минута тишины под сверлящие взгляды остальных, и тихо так:
— Я на Грибы не пойду…
Что тут началось! Мы, дескать, тут… А ты, мол, такой-сякой… Ладно, собрались потихоньку и после быстрого моего перекуса (народ-то давно уже позавтракал), неторопливо двинули дальше по дороге вдоль Чулышмана в сторону Телецкого озера.
К Грибам прибыли в районе обеда, когда солнце, увы, уже минуло критический угол освещения, но что теперь, не поворачивать же обратно! Переправились за какие-то небольшие деньги через реку и побрели наверх, пытаясь различить среди густо набросанных валунов указанную переправщиком тропу.
— Видишь тропу?
— Нет.
— И я нет. А она есть…
По счастливой случайности мои спутники на подъеме устраивали привалы достаточно часто, чему я, после прогулки по Кату-Ярыку, несомненно был сильно рад. Что ни говори, а все же сказывается наша офисно-бумажная жизнь, когда в лучшем случае придется при неработающем лифте неспешно подняться на 5-й этаж. Да уж, к таким нагрузкам мы не привыкли!
К тому моменту, когда мы практически дошли до Грибов, из долины потянуло ледяным ветерком, и в дали, по ощущениям, пошел снег. Вкупе с физической усталостью, это возымело одно единственно следствие — наверно, пора отсюда сваливать, пока погода совсем не испортилась….
Неспортивно дотянувшись до Грибов длинным фокусом :), мы с сестрой плюнули на это дело и побрели обратно к реке. Олег с Оксаной все же поднялись повыше и походили по тамошним «реальным» тропам!
Вернувшись к машине, обнаружили две неприятности. Во-первых, из-за оставленных включенными фар сел аккумулятор. Открыли багажник, достали провода, прикурили от Хорька, убрали провода обратно, закрываем багажник — не закрывается. Еще раз — что-то мешает. Перетрясли содержимое багажника, как могли уложили более компактно, чем утром набросали на скорую руку, — все равно задняя дверь не защелкивается. Смотрим снаружи и обнаруживаем вывалившийся на тряске замок стального обода, закрывающего запаску. Сам замок ушел в неизвестность какое-то количество километров назад, а зажимная рамка, высвободившись из-за отсутствия давления, предательски упирается в бампер, тем самым препятствуя закрыванию двери. Благо в багажнике имеются два багажных жгута с крюками на концах, давным-давно случайно приобретенные в Ашане. Зацепил с одной стороны, обернул вокруг держателя запаски, зацепил с другой стороны — до дома доедем!
К вечеру существенно похолодало, понялся сильный ветер, и было решено по возможности ночевать на базе. Вернулись к той, близ которой ночевали прошлой ночью: большие теплые домики все заняты, есть свободные двухместные летние. Идем их смотреть и понимаем, что ночевать в них еще совсем не сезон, ибо домики очень летние и очень продуваемые, так как щели между досками в палец толщиной. Зато такой домик можно вполне комфортно использовать в качестве места приготовления и приема пищи, ну а спать по обыкновению в машинах, пожалуй, с заведенными моторами и включенными печками.
Ночью прошел дождь, и утром вершины всех прилегающих гор были в тумане. Какое блаженство я испытал от того, что все-таки сумел насладиться видами Кату-Ярыка в солнечную погоду. Недаром говорят, кто рано встает — тому Бог подает!
Как водится, все хорошее быстро кончается. Отведенные выходные подходят к концу, и вот нам уже пора выдвигаться в сторону дома. Завтракаем, сдаем «номера» и вперед — назад к М-52.
Чем не кадр из рекламного ролика? Типа: «С ним вы побываете даже на краю света….».
Не спеша ехали весь день, заночевали на комфортной турбазе «Михайловское» близ с. Черга. Горячий душ, мягкая кровать, ужин и завтрак без заморочек с печками и котелками :)) Что ни говори, а при возвращении в цивилизацию на походные причиндалы какое-то время не тянет! Хотя, как знать, было бы несколько теплей и без снега…
От Черги до Бийска разнообразия ради решили попробовать проехать через села Алтайское и Советское. До Алтайского грунтовка как грунтовка, ничем особенно не примечательная. Быстрей, чем по М-52, вряд ли получилось, но разок проехать можно.
В селе Белом по незнанию можно слегка плутануть, добрые люди на всякий случай на автобусной остановке нарисовали схему проезда :)).
От Алтайского совсем немного до Бийска по асфальту, а там привычные три с небольшим часа, и мы дома!
Как и всегда, четырех дней безусловно мало для полноценного уединения с Алтаем, но когда имеешь более-менее четкий план и не пытаешься прыгнуть выше головы, их вполне достаточно для того, чтобы подзарядиться положительными эмоциями. Мне полученных от этой поездки эмоций хватило на несколько месяцев кропотливой работы, но все же хочется вернуться на подольше — сходить на Учар, добраться до ЮБТО, а там, глядишь, созрею и для Укока.