|
Часть I: Прыжок веры.
Пролог.
Небо было затянуто плотными свинцовыми тучами. Стоя на краю обрыва, я вглядывался в сумеречное пространство «бездонного» каньона, а где-то глубоко внизу, пронизывающий ветер вспенивал и без того бурные воды реки Чулышман. Краем глаза, посматривая на свой автомобиль, припаркованный на смотровой площадке рядом с тремя огромными крузерами, я постоянно повторял себе: «Куда ты лезешь на этой машине? Она не предназначена для подобных дорог». Но цель, находящаяся в Чулышманской долине, к которой я упорно шел уже третий год, притягивала и манила куда сильнее. Итак, решено! На спуск! Ибо только прыгнувший в пасть льва, сможет доказать, что он достоин…
Глава 1: Подготовка и сборы.
Автотуризмом по Республике Алтай я занимаюсь с 2010 года. Чуйский тракт уже изъездил вдоль и поперек, вплоть до Монголии. Был во многих попсовых и культовых туристических местах Горного Алтая, в среднем, выбираюсь туда по 2-3 раза за сезон. Автомобиль, используемый для поездок — Toyota Funcargo 4WD 1.5L 1999 г.в. Вполне подходит для туристических вылазок без откровенно жесткого оффроада, очень вместительный и универсальный. Можно даже палатку не ставить, он сам как палатка, довольно просторный внутри. До последнего времени он меня всем устраивал, но хочется уже хотя бы паркетник, т.к. съезжать с федеральной трассы приходится все чаще.
Собственно, основной целью данного путешествия было посещение урочища Аккурум, где находятся каменные грибы, а также самого крупного водопада Евразии — Учар. Про эти места я узнал еще в 2010 году, но добраться туда постоянно мешали какие-нибудь обстоятельства. Вот и в этот раз поездка чуть не сорвалась, т.к. путешествую я в основном с матерью, но ей не дали отпуск и мне срочно пришлось искать другого штурмана. Благо, выручил друг, согласившись поехать со мной, т.к. ехать в одиночку было вообще не резон. И опять вмешались обстоятельства. За несколько дней до отъезда, товарищ мой повредил ногу на рыбалке, вновь поставив под вопрос всю поездку. Забегая вперед, скажу, что все-таки он поехал, но это ему стоило непосещения каменных грибов и Учара.
Автомобиль к этому путешествию особо не готовил, т.к. всю необходимую подготовку он прошел еще весной, когда я уже сделал очередную ходку в Горный Алтай на майские праздники. Ограничился лишь проверкой уровней масел и прочих технических жидкостей, ну и, как обычно, натянул сетку для защиты радиатора от насекомых. К слову скажу, что по Республике Алтай я путешествую только на зимних шинах (в данный момент стоят bridgestone blizzak revo 1), т.к. лысые летние покрышки ну никак не подходят для оффроада. А по-настоящему внедорожных летних шин необходимой размерности на мой авто не существует.
На всякий случай, приведу список вещей, которые брали в поездку, может, кому пригодится.
палатка 4-х местная — 1шт.
матрас надувной — 1шт.
компрессор для матраса от прикуривателя — 1шт.
столик раскладной — 1шт.
раскладные стулья — 2 шт.
газовая плитка — 1 шт.
баллоны с газом — 2 шт.
спальники — 2 шт.
теплые одеяла — 4 шт.
подушки — 2 шт.
различные теплые вещи
дождевики легкие — 2 шт.
противоливневые дождевики — 2 шт.
различные спреи от клещей, мошки и комаров
спрей-очиститель лобового стекла от насекомых
молоток — 1шт.
двухсторонний скотч
набор различных ключей и головок
прочие инструменты (отвертки, плоскогубцы и др.
ножницы — 2 шт.
видеорегистратор — 1шт.
компрессор автомобильный — 1 шт.
масло для двигателя — 1л
приводные ремни для двигателя — 2 шт.
трос буксировочный на 12 тонн
набор гаишника (аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки)
книга по ремонту автомобиля
инструкция от сигнализации
различные карты и путеводители
всевозможный набор лекарств на все случаи жизни
продукты быстрого приготовления (каши, лапша, картошка)
различные консервы
питьевая вода (две емкости по 5 л.)
одноразовая посуда (вилки, ложки, чашки, стаканчики)
кипятильник 220V — 1шт.
термосы — 3 шт.
нож — 1шт.
зажигалка — 1 шт.
мобильные телефоны, фотокамеры и зарядки к ним.
Из основного, вроде бы все. Может, конечно, и забыл про что-нибудь, как-никак ровно полмашины было забито шмурдяком.
Глава 2: Инегеньский «offroad».
17.07.2013. День отъезда. Вечером после работы, я забрал машину со стоянки и пока дожидался друга, занялся погрузкой вещей. Как только он приехал, мы по-быстренькому закинули в багажник оставшиеся сумки и незамедлительно выдвинулись в сторону алтайской границы, не забыв заправиться под горлышко на выезде из города.
Дорога от Бердска до Бийска (в особенности, ее отрезок, начинающийся недалеко от Барнаула), как и всегда — полная скукотень. Прямая как стрела, без резких поворотов, а если ехать днем, то еще и не блещущая разнообразием ландшафта. В Бийск приехали около двух часов ночи и были неприятно удивлены отсутствием мест в гостинице «Под телевышкой», т.к. остановиться на ночь планировали именно там. Видимо попали в самый разгар сезона, поскольку в предыдущие поездки места всегда были. Ну, будет теперь урок, что надо ставить бронь на желаемый номер заранее.
Делать нечего, поехали дальше. На выезде из города заехали еще в один мотельчик, но и там мест не нашлось. В итоге остановились в селе Сростки на родине В.М. Шукшина в гостинице «Калина красная». Двухместный номер с телевизором и удобствами на этаже, обошелся по 600 руб. с человека.
18.07.2013. Утром около одиннадцати часов, не спеша, выдвинулись в путь. В планах было к вечеру добраться до турбазы «Кочевник» под селом Чибит, находящейся примерно в 10 километрах от более крупного села Акташ, от которого, собственно, и проложена дорога в Чулышманскую долину.
Довольно быстро долетели до села Усть-Сема, где заправили автомобиль до полного бака и, перекусив в местном кафе, выехали дальше по маршруту. По дороге я почти не делал фотографий (все уже снято на сто рядов), в отличие от друга, который был нечастым гостем в этих местах.
Проехали Семинский перевал, затем Чике-Таман, как вдруг, при подъезде к месту слияния рек Чуи и Катуни, я вспомнил про экстрим-дорогу на село Инегень. Этой весной я на нее уже совался, но горка за мостом показалась мне экстремальной, и я повернул назад. На этот раз я был более настойчив в своих намерениях и предложил товарищу, во что б это ни стало, покорить эту сложную «трассу». С его стороны возражений не последовало, хотя он подробно расспросил о предстоящем маршруте и я, дабы сильно его не пугать, сказал, что особо экстремальных участков не предвидится, и мы должны проехать без проблем. На что он резонно спросил: «Судя по твоим словам, эта поездка будет не сложнее ловли блох?». На что я ему не менее резонно ответил: «Послушай! Если со мной что-то случится, то это случится и с тобой!»
Теперь вкратце опишу, что же представляет собой эта дорога. Сворачиваем с федеральной трассы М-52 по указателю на село Инегень (немного не доезжая до места слияния рек Чуи и Катуни). Почти сразу же спускаемся по крутом склону с обрыва к мосту через Катунь. Пересекаем реку через мост (ограничение по весу — 7 тонн!) и далее резко в гору. Местами будет сложно, т.к. уклон приличный, а сцепление колес с дорогой плохое, из-за того, что участками она покрыта галькой и булыжниками. Маневрировать надо осторожно, дабы не долбануться днищем о торчащие камни. Далее легче, после подъема дорога идет пару-тройку километров по полю. Пересекаем поле и вот, наконец, самый экстрим, далее наш путь пролегает по вырубленному почти в отвесной скале узкому выступу. С одной стороны скала, с другой обрыв и река, мест для разъезда со встречкой почти нет. После этого сложного участка выезжаем на небольшую поляну между холмов, где и можно развернуться. Сразу скажу, весь путь преодолели без особых проблем в обе стороны. Фото прилагаются, часть из них с весенней поездки, дабы более наглядно показать весь маршрут.
Как только поднялись наверх, решили сразу не выезжать на трассу, а немного постоять и передохнуть на пригорке возле спуска, с которого открывается вид на мост и дорогу, прорубленную в склоне противоположного берега. Неподалеку стоял X-Trail с пожилой парой из Новосибирска. Как оказалось, они наблюдали за нашим спуском к реке и проезд по мосту. А затем подошли и поинтересовались, куда это мы ездили. Показали им снимки с фотокамер и, судя по их разговору, они засомневались, стоит ли туда соваться на их машине. По мне так, на X-Trail — это как два пальца об асфальт, ну а в прочем, дело каждого.
Попрощавшись с ними и пожелав доброго пути, мы без каких-либо приключений добрались, еще засветло, до турбазы «Кочевник». Пока не стемнело, поставили палатку, накачали матрас, поужинали и легли спать пораньше, т.к. завтра предстоял трудный день. Ночевка на базе обошлась в 300 руб. (по 100 руб. с человека и 100 руб. с машины).
Глава 3: Спуск в бездну.
19.07.2013. Утром встали пораньше, позавтракали, собрали вещи и в дорогу. В планах на этот день было: добраться до перевала Кату-Ярык, спуститься вниз, и встать на турбазе сразу у спуска, посетить водопад Куркуре. В Акташе заправились опять под горлышко на АЗС «Ника» и выдвинулись по улаганскому тракту в направлении перевала Кату-Ярык. На этом перевале я уже был в июле 2012-го, но вниз тогда не спускался, поэтому, в целом, дорога до него не должна была представлять для меня сюрпризов.
До Улагана доехали довольно быстро, покрытие дороги вполне сносное, даже появился новый участок асфальта, примерно 2 километра, которого в прошлом году не было. Ну, а почти сразу за Улаганом, началась зубодробительная гравийка (стиральная доска), продолжавшаяся до села Балыктуюль. За Балыктуюлем тоже некоторое время ехали по трясучей гравийке, но уже без эффекта стиральной доски. Примерно за 15 километров до перевала въехали в лес, и началась размытая ливнями грунтовка. В июле 2012-го, она была куда более сухая и комфортная для перемещения, а сейчас представляла собой сплошные лужи и грязь.
В итоге, на дорогу у нас ушло 6 часов, и на перевал мы приехали только к вечеру. Стало понятно, что времени у нас оставалось только на спуск и разбивку лагеря на турбазе. На водопад уже идти нет никакого смысла, небо было пасмурным, накрапывал дождик, сгущались сумерки.
Сделав небольшую фотосессию на смотровой площадке, мы начали спуск. Сразу скажу, было страшно. Только я въехал на перевал, сразу понял, будет полная опа. Кату-Ярык в этом году сильно размыло постоянными ливнями. В общем, полный оффроад. Местами требовалось просто ювелирное вождение, дабы не удариться дном. Клиренс на моем авто хоть и меньше, чем у среднестатистического седана/универсала, но за счет малых свесов и короткой базы, он более проходимый. Забегая вперед, скажу, что на сложных участках перевала, где седаны (универсалы) долбились днищем и рвали передние и задние бампера (это не шутка!), моя прошла без потерь. При спуске не черпанул нигде, ни разу!
Почти на каждом повороте, после спуска с очередного «колена», я останавливался на 5-10 минут, чтобы остудить тормоза. Дабы они не перегрелись и не отказали на самом последнем крутом уклоне. И вот, наконец, мы добрались до самого сложного участка. Такого крутого и разбитого спуска я в жизни не видывал. Несколько раз поймал диагональное вывешивание, но дном нигде не задел. В голове, в тот момент, вертелась только одна мысль: «Как же я буду подниматься?»
Разбили лагерь сразу у подножия на турбазе «Кату-Ярык», поужинали в местном кафе. Перед сном я сходил на перевал, чтобы осмотреть самый первый, крутой подъем. Фото прилагаются. Конечно, они не передают реальной картины. Но поверьте на слово, этот спуск (подъем) — ужасен. Ночевка на базе обошлась по 100 руб. с человека.
Глава 4: Чулышманский «offroad».
20.07.2013. С утра оперативно позавтракали и свернули лагерь. По плану на сегодня было посещение водопада Куркуре и каменных грибов. Перед походом друг изъявил желание сходить в душ. Пока его ожидал, стал свидетелем лютого шоу, развернувшегося на самом первом крутом уклоне Кату-Ярыка. Некоторые водители переднеприводных легковушек, либо денег пожалев за подъем на тросе, либо теша собственные амбиции, до одури штурмовали перевал. Порою дело доходило до отжига резины с клубами дыма, рваных бамперов и, возможно, поломок коробок передач. Местные говорили, что даже на УАЗиках тут коробки и редуктора рвут, чего тогда хотеть от пузотерок. В итоге после множества безуспешных попыток почти все переднеприводники встают в общую очередь на затягивание на тросу. Подъем наверх осуществляет либо ЗИЛ 131, либо ГАЗ 66, либо трактор. Такса: 1000 руб. — первое «колено»; 3000 руб. — почти весь перевал, до третьего «колена» сверху. В общем, кто приехал отдохнуть на турбазу «Кату-Ярык» на несколько дней, может с утра присаживаться на стульчик и весь день наблюдать это феерическое шоу, на котором народ добровольно тачки рвет.
Тем временем подошел друг, и мы, разыскав паромщика, благополучно переплавились через Чулышман, т.к. водопад Куркуре, который мы хотели посетить располагался на противоположном берегу. Следуя полученным указаниям, направились вдоль берега, против течения реки. Погода стояла просто прекрасная, было солнечно и жарко.
Примерно за 1,5 километра до цели мы увидели водяную пыль, вырывающуюся из ущелья в отвесных скалах. Подойдя еще ближе, услышали невероятный шум, а когда вошли в ущелье, то просто дух захватило от созерцаемого зрелища. С огромной высоты вниз срывалась мощная струя воды и с такой силой била внизу о лежачие камни, что некоторые из них разлетались как шрапнель. Водяной пыли было так много, что подойти близко для съемки было просто невозможно, объектив фотокамеры забрызгивало моментально. Куркуре в этом году был особенно полноводным из-за обильных дождей.
Вдоволь пофотографировав, выдвинулись в обратный путь. Дойдя до переправы, дождались паромщика и переплавились обратно. Ценник за переправу в обе стороны — 500 руб. (независимо от количества людей в лодке). Пройденное расстояние пешком — 8 километров.
Пообедав, выехали дальше по маршруту. Держим курс на каменные грибы. Дорога вновь превратилась в жуткую стиральную доску, которая не давала, как следует разогнаться. В итоге средняя скорость перемещения по долине Чулышмана составила всего 5-15 км/ч. Местами джипами, УАЗиками и грузовиками были прокатаны глубокие колеи. Приходилось двигаться аккуратно по их выступам. В противном случае машина шкрябала днищем. Иногда из дороги торчали группы больших камней или валунов, которые из-за низкого клиренса тоже было проблематично объехать. Плохие дорожные условия компенсировались открывающимися вокруг видами. Красивые скалы различных цветов и оттенков, многочисленные водопады, пестрая горная растительность, ну и конечно — Чулышман, с изумрудно-бирюзовыми водами, сопровождающий нас вдоль всего пути.
В шестом часу вечера прибыли на турбазу «Каменные грибы». Друг по причине больной ноги остался ставить палатку, а я, прихватив с собой фотокамеру, пошел искать паромщика, чтобы вновь переплавиться через реку для похода на каменные грибы. Такса снова стандартная — 500 руб. в обе стороны, независимо от количества человек.
Поход на грибы дался очень тяжело. Дорога почти сразу же идет в гору, и с каждым шагом градус подъема растет. Наверх я поднялся уже изрядно вымотанным. Фотографии грибов сделал с расстояния. Сил туда идти уже не было. Да и солнце уже садилось, освещение соответственно не то, в общем, не было особого смысла. Спускался также долго, как и поднимался. Грунт под ногами очень скользкий, можно запросто упасть. Пройденный путь составил 4 километра.
По возвращении на базу поужинал и пошел искать попутчиков на водопад Учар, т.к. идти туда в одиночку было полным безумием (друг по выше озвученной причине не мог составить мне компанию). На удивление, таковые нашлись довольно быстро, в количестве трех человек: Борис из Уфы, Алексей и Максим из Новосибирска. Условились с ними, когда встречаемся утром, и я пошел готовиться ко сну. Завтра снова трудный день.
Глава 5: Дорогу осилит идущий.
21.07.2013. Утром встал очень рано и начал собирать небольшой рюкзачок в дорогу. Взял с собой литровый термос, картошку быстрого приготовления, полулитровую бутылку воды и фотокамеру. Закончив с этим, сел завтракать.
К условленному времени наш отряд был в сборе. Посовещавшись, мы решили на машине новосибирцев (Kia Sorento) доехать до турбазы у устья реки Чульча. Таким образом, мы экономили 3 километра в обе стороны. Доехав до базы, нашли паромщика и переплавились через Чулышман на другой берег. Цена за переправу также составила 500 руб. После высадки из лодки включили GPS-трэкер, чтобы замерить пройденное расстояние. По большинству отчетов путь до водопада и обратно составляет примерно 20 километров. Но на самом деле это далеко не так. Видимо эти измерения были сделаны без учета перепада высот, а это важно.
Равнинную часть маршрута до долины реки Чульча (на которой, собственно, и находится водопад Учар) преодолели довольно быстро. Дальше тропа идет по живописному ущелью, почти все время в гору, что несколько затрудняет и без того нелегкий путь. Поначалу идти было вполне комфортно, но с каждой минутой взошедшее солнце растворяло утреннюю прохладу. Становилось все жарче.
После двух часов пути, настало просто нереальное пекло. Благо, тропу в некоторых местах пересекали прохладные ручейки, в которых можно было, как следует освежиться и пополнить запасы воды. Помимо жары маршрут усложняли экстремальные участки, идущие прямо по краю обрывистого берега реки. Как нарочно, меня подвела обувь, которая на самых сложных участках скользила по мелкому гравию. Несколько раз думал, что вот-вот сорвусь с обрыва. Но мои новые товарищи помогли мне преодолеть этот местами попадавшийся экстрим, крепко держа меня за руки. За что им огромное спасибо!
Вскоре подошли к прижиму, которым всех пугают. На деле же, преодолеть его довольно просто, благодаря натянутой страховочной веревке. Некоторые тренированные туристы, проходили прижим, даже не пользуясь ей и не держась руками за скалу. Благополучно миновав это препятствие, мы впервые увидели показавшийся вдалеке водопад. «Ха! Делов-то! Почти пришли!» — сказал я себе. Но поверьте, не стоит расслабляться, т.к. до него еще как минимум два часа пути.
Тем временем, солнце неумолимо жарило все сильней. К водопаду мы пришли уже порядком уставшие. А еще ведь нужно проделать обратный путь. Но про усталость тут же пришлось забыть, т.к. нас атаковали полчища комаров. До этого они нам тоже попадались, преимущественно у прохладных ручейков, но тут их была просто прорва. Быстро перебравшись по бревну на небольшой, покрытый лесом островок посередине реки, мы расположились на камнях, как можно ближе к водопаду, где этих кровопийц сдувал довольно бодрящий ветерок от беснующейся рядом водной стихии.
Что касается самого Учара, то он меня не очень впечатлил, то ли от усталости, то ли я ожидал от него большего. Куркуре, к примеру, мне понравился куда сильнее. Но это лишь мое субъективное мнение, кого-либо переубеждать у меня цели нет.
У водопада мы пробыли чуть больше часа. Перекусили, отдохнули, расслабились. Ближе к вечеру выдвинулись в обратном направлении. Солнце по-прежнему палило нещадно, но нас спасали набежавшие под вечер облака, которые периодически его перекрывали, создавая комфортную тень. Путь назад занял куда больше времени, несмотря на то, что идти теперь приходилось почти все время под гору. Сказывалась усталость, и наш отряд делал длительные передышки.
К переправе через Чулышман мы подошли только к восьми вечера, а на нашу базу вернулись в девятом часу. На весь поход ушло более 12 часов. Пройденное пешком расстояние по GPS-трэкеру (с учетом перепада высот) составило… 30(!) километров. Со слов новосибирцев, трэкер у них довольно точный и врать не мог, так что верить нам или нет, решайте сами. Напомню, что по большинству путеводителей и отзывов в интернете, расстояние от устья реки Чульча до водопада в обе стороны — составляет 20 километров.
Часть II: Дорога в небо.
Пролог.
Двигатель зависал на скотских оборотах, резина горела, источая клубы белого дыма, камни летели из под колес во все стороны… «Нет, это не наш метод» — подумал я, наблюдая за тщетной попыткой очередной переднеприводной пузотерки подняться на перевал. Великий и ужасный Кату-Ярык не раз брал дань с нерадивых водителей — пробитыми поддонами, сломанными коробками передач и порванными в клочья шинами. Подобную цену я не был готов платить, поэтому, без лишних раздумий, достал из багажника буксировочную проушину…
Глава 1: Штурм перевала.
22.07.2013. Утром встали пораньше. Сегодня снова непростой день. В планах было к вечеру прибыть на турбазу «Кочевник». Не теряя ни минуты, позавтракали, свернули лагерь и, расплатившись с администратором, взяли курс на Кату-Ярык. За две ночи, проведенные на базе «Каменные грибы», отдали всего 200 руб.
Подъехав к перевалу, увидели, что скопился приличный караван из машин, желающих подняться на тросу. На подъеме работал только один трактор, других тягачей не наблюдалось. Делать нечего, заняли очередь. Примерно через час ожидания, к трактору присоединился 131-й ЗИЛ, и дело пошло быстрее. Наконец, подошла наша очередь. В качестве буксира нам достался 131-й. Друг пересел в кабину грузовика, дабы немного увеличить клиренс моего авто. Водитель ЗИЛа, цепляя трос, крикнул: «Готов?». На что я утвердительно кивнул. В голове вертелась лишь одна мысль: «Только бы не собрать днищем на подъеме все эти камни и неровности».
Ключ на старт! Коробку в нейтраль! И вот уже многотонная машина с колесной формулой 6х6 тянет меня в гору. Подъем проходил медленно и плавно, но даже на небольшой скорости, я с трудом маневрировал, объезжая крупные камни и ямы. В целом, все прошло удачно, лишь в одном месте я ударился порогом, но не критично.
Расплатившись с водителем 131-го (отдали 1000 руб.), мы продолжили путь уже самостоятельно. Все шло неплохо, пока мы не добрались до третьего «колена». Только тут я понял, почему некоторые отдают за буксировку 3000 руб. и поднимаются почти на весь перевал. Уклон здесь, конечно, не такой большой, как в начале первого «колена». Но есть участок, сильно изрытый переднеприводниками, весь в ямах и ухабах. Одолел я его только с четвертой попытки и то с трудом. Благо, выручил полный привод, периодически подключая заднюю ось. Некоторые авто, только с передней ведущей осью, вообще не могли тут подняться и беспомощно буксовали. В итоге, им приходилось просить помощи у проезжающих мимо УАЗиков и внедорожников, либо дожидаться, пока трактор или 131-й, не затянет кого-нибудь наверх, а затем спустится к ним, чтобы отбуксировать за отдельную плату. Находились и смельчаки, которые штурмом, с разгона, проходили это препятствие, но, правда, не всегда удачно. При мне, Honda Civic, раскачиваясь и прыгая на кочках, сорвала себе задний бампер.
Как только поднялись на вершину, сразу же открыли капот, чтобы охладить мотор. А пока он остывал, накрыли стол и устроили себе праздничный обед, в честь покорения Кату-Ярыка, пусть и не совсем своими силами. Дальнейшая дорога проходила без особых приключений, не считая того, что от Улагана до Акташа я гнал во весь опор, т.к. топливо было на исходе, а на местной заправке залить бензина я не рискнул, усомнившись в его качестве.
В Акташе поужинали в одном из кафе, заправили машину. Когда приехали на турбазу «Кочевник», уже совсем стемнело. Заселились в домик по 400 руб. с человека. Ставить палатку уже не было ни сил, ни желания.
Глава 2: Возвращение домой.
23.07.2013. С утра встали, особо не торопясь. В планах на сегодня было — прокатиться до Северо-Чуйского хребта, а затем осуществить неспешный круиз до села Усть-Сема, с последующей ночевкой. Сказано — сделано.
После фотосессии Северо-Чуйского, вернулись в Акташ и, залив топлива до полного бака, двинулись дальше. По пути заехали в урочище Калбак-Таш, где друг сходил на экскурсию по петроглифам. Я с ним не пошел, т.к. был уже здесь в прошлом году и, в принципе, одного раза мне хватило.
Далее ехали почти без остановок и около семи вечера были уже в Усть-Семе. Заселились в усадьбе Налимова, сняв небольшой домик по 400 руб. с человека.
24.07.2013. Встали рано, т.к. к шести вечера мне надо было забросить друга в Барнаул. Он уезжал к родственникам в Казахстан. Заправились на «Роснефти» под горлышко и в путь. После въезда в Алтайский край пейзажи вокруг вновь стали скучными и унылыми. В Бийске заехали в музей Чуйского тракта. Экспозиция мне очень понравилась, особенно старые фотографии. Там же в музее, я прикупил DVD диск с фильмом по истории Чуйского тракта, который оказался довольно интересным и познавательным.
После музея заскочили в гостиницу «Под телевышкой», чтобы перекусить. И вновь нам не повезло, столовая не работала. В итоге отобедали в трактире «Ника», находящемся на 292-м километре трассы М-52.
В Барнаул въехали в четвертом часу. Доставив друга на автовокзал и попрощавшись с ним, я взял курс на Бердск. Опустив стекло пониже (т.к. стояла сильная жара, а кондиционер я терпеть не могу) и откинувшись на спинку кресла своего дорожного крузера, я без труда преодолел оставшиеся две сотни километров до дома.
Эпилог.
В целом, считаю данное путешествие вполне удачным. Основная цель поездки (посещение каменных грибов и водопада Учар) — достигнута. Нам повезло с погодой. Машина не ломалась и не капризничала. Были, конечно, мелкие нестыковки, но куда же без них. Даже самое четко спланированное путешествие, никогда не бывает идеальным.
Ну и напоследок, немного цифр.
Расстояние Бердск — Акташ: 750 км.
Расстояние Акташ — Кату-Ярык: 100 км.
Расстояние Кату-Ярык — каменные грибы: 30 км.
Расстояние устье р.Чульча — Учар: официально — 20 км. (в обе стороны); по нашим данным с учетом перепада высот — 30 км. (в обе стороны)
Длина перевала Кату-Ярык: официально — 3.5 км.; по одометру моей машины (диски и резина штатной размерности) — 5 км.
Сожжено бензина на сумму — около 5000 руб.
Потрачено денег лично мной на все про все — 5700 руб.
Всем удачи на дорогах! И побольше разнообразных, интересных и запоминающихся автопутешествий!