|
Москва — Новосибирск — Акташ — Чулышман — Актру — Кумир — Новосибирск — Москва.
Поездкой на Алтай, даже в абсолютно дикие непроходимые места, в Сибири, уже мало кого удивишь, совсем другое дело в Москве. Так и получилось, что московские друзья, посмотрев мои фотографии, с прошлых поездок загорелись идей обязательно доехать до этих мест. В первую очередь, целью был намечен выезд на южный берег Телецкого озера через перевал Кату-Ярык и долину реки Чулышман и бонусный рывок на Укок.
Если дорогу к южному берегу Телецкого особо категорийной не назовешь, то для того, чтобы пробраться на Укок, обычного паркетника будет недостаточно, нужно что- то посерьезнее. Костя (наш московский гость) оказался парнем серьезным и основательным, для путешествия взял Toyota Land Cruizer 100, с дизелем 4,2, лифтованный со шноркелем и 35 колесами. И двинул до Новосибирска, где его ждало еще два экипажа Toyota Land Cruizer 100, бензин, 4,7 и Toyota Land Cruizer Prado 95, бензин, 2,7.
Ждало, конечно, громко сказано, потому как все участники поездки люди занятые и никуда не выезжавшие в таком составе. Поэтому план поездки был размыт и неточен, а состав экипажей окончательно определился лишь за несколько часов до выезда. Более того, за несколько часов до даты выезда выяснилось, что Prado имеет две существенные трещины на раме и доехать до намеченного пункта без потерь и лишений вряд ли сможет. Для решения технических проблем с «Прадиком» были использованы все имеющиеся организационные и технические возможности. Неисправность была устранена в 2 часа ночи за 2,5 часа до времени старта из Новосибирска.
Несмотря на возникшие проблемы, старт состоялся по расписанию. Первым пунктом прибытия должен был стать Акташ, где необходимо было забрать пропуска для въезда в пограничную зону и встать на ночевку с утренним подъемом на гору со съемкой панорамы Чуи.
На выезде из Бердска мы попали в тропический ливень, который с перерывами сопровождал нас почти до Бийска. Но настроения он испортить не мог, ибо на Алтае нас, по нашему мнению, ждала хорошая погода и возможность хорошо оттянуться.
Никаких особых проблем до Акташа не возникало, ехали в расслабленном режиме, очищая мозг от проблем на работе и семейных радостей. На выезде из Онгудая беззаботный полет колоны прервал доблестный сержант ГИБДД республики Алтай, который спешил поделиться с нами радостью о приобретении новенького «Визира», с возможностью одновременной регистрации скорости у нескольких машин в потоке (одним махом семерых убивахом). «Месяц назад за 80 тыщ купили, уже окупился, щаз второй брату буду брать», — так все просто у местных гайцев. Мы решили не участвовать в столь успешном коммерческом предприятии молодого сержанта, попросили оформить протоколы и поехали дальше.
Пока стояли в ожидании протоколов, мимо прошла польская колонна роверов, ребята неплохо подготовились, куда собрались в такую даль, непонятно, лагерем они встали за Чики-Таманом, практически на дороге.
Приехав в Акташ в 18:00, мы, к своему удивлению, застали еще работающий пограничный пункт и поспешили воспользоваться возможностью оформить пропуска без повторных заездов. Но тут нас ждало разочарование: девушка, работающая на оформлении, куда- то про*теряла шесть заявлений из восьми, соответственно, предложив утром забрать два. Предложение написать новые заявления и оперативно оформить пропуска было отослано так же на утро следующего дня. Затем мы поехали ставить лагерь на ночевку. Место было заранее известно, как раз под горой, на которую утром предполагалось восхождение.
Как только разложились и начали ставить палатки, погода резко поменялась, поднялся ветер и начал срывать и уносить, все, что не было хорошо закреплено. Более или менее погода устаканилась, но это оказалось ненадолго. Для того, чтобы, как- то закрыться от срывающегося дождя и приближающейся тучки, решили натянуть тент… тут то все самое интересное и началось, ветер дунул с новой силой и начался холодный, совсем даже не июльский, ливень. Тент легко и непринужденно был оторван и у скучающих восьми мужиков нашлось, наконец-то, занятие. Вечер удался, небольшой ураган и водочка поспособствовали сплочению абсолютно разрозненной команды.
А песни Саяна (солиста сибирской группы «Буготак») создали гармоничный этнический колорит.
Утреннее пробуждение было тяжелым, в голове вертелся вопрос: «Как я полезу на гору такой бухой?». Но умывание холодной алтайской водичкой быстро возвращает к жизни, но, как оказалось, не всех, в общем, через пару часов раскачивания и согревания на утреннем солнышке, которого так не хватало, на гору собралось 50% экспедиционного состава. И, естественно, кто пошел, не пожалел. Погода радовала, а с каждым шагом открывался новый вид, эту часть лучше представить в фотографиях.
Пофотались, подурковали и вернулись в лагерь, где нас ждал стремительно трезвеющий второй эшелон. Собравшись, двинули обратно в Акташ писать заявления и дергать на долгожданный Кату-Ярык. В Акташе нас ждало очередное разочарование: девушка, обещавшая решить вопрос с пропусками, поменяла свое решение (девушки-пограничницы такие непостоянные), отказавшись в принципе делать пропуска, сославшись на какое-то постановление и отправив нас в Кош-Агач к коменданту для оперативного решения вопроса. Кош-Агач не входил в наши планы на этот день, и мы решили вопрос с пропусками перенести до возвращения с Чулышмана.
(Граждане, решайте вопросы с пропусками в погранзону минимум за две недели до даты приезда, берегите свою нервную систему и не отвлекайте бдительных пограничников от бдения, не наступайте на наши грабли).
По дороге к перевалу мы, собственно, останавливались, чтобы познакомить московских гостей с красотой сибирской природы (перечисляю для экономии времени: Красные ворота, озеро на Улаганском перевале, курганы Балык-ту-юля). Кату-Ярык произвел на гостей поистине огромное впечатление, чтобы это осознать надо хоть раз на нем побывать. Перчика в спуск по перевалу добавила встреча с «шишигой» и недавние разрушения перевала, вследствие, схода селя.
Ремонт осуществляется незамысловатыми средствами, и на дороге остаются приличного размера булыжники, которые ребятам на «Санта фе» и «ЦРВ» объехать не удалось, и они радостно присоединились к бригаде рабочих, расчищая себе путь. В такие моменты приятно ехать в лифтованном джипе, возвышаясь над мирской суетой.
Вторая ночевка случилась на Чулышмане, напротив «Каменных грибов». Дорога в долине оказалась весьма уставшей по сравнению с прошлым годом, обилие воды в виде речек ручейков и луж сделали направление (дорогой, в первый раз, я ошибочно назвал) сплошным вибростендом. Тут и на джипе некомфортно ехать, а джипу самому и подавно. На этой зубодробилке московский кукурузер потерял некачественно закрученный на сервисе болт амортизатора. Слава богу, обошлось без последствий, единственное, вопрос, где в этих краях брать болт на 12, надо либо до Балыктуюля пилить обратно либо ехать в Коо, где маловероятно, что-то из запчастей найти. Варианты временной замены предлагались всякие, вплоть до снятия болта на 10 с люстры или закрепление железного прута. Все эти разговоры вводили нашего московского гостя в уныние. Избавление от страданий пришло внезапно, в виде УАЗика «таблетки» с местными батырами, болтом на 12 и козой. За право приобретения болта батыры предложили купить козу. Коза оказалась живой с добрыми глазами и колокольчиком. Перспективы с козой не входили в наши планы, надо было бы либо выращивать ее и делать полноценным членом козлиного общества (на что не было ни времени, ни сил), либо превратить ее в шашлык (козий шашлык не гут, да и возиться тоже не было желания). Но алтайцы народ простой и добрый, и болт просто подарили из соображений щедрости и гостеприимства.
Чулушман в этом году разлился, приблизившись по ширине к Катуни, и переплывать его на своей лодке желания поутихло, пока обсуждали корректировку планов, Денис занялся сооружением бани, обещая раскочегарить ее за полтора часа.
Баня — вещь серьезная, стало понятно, что в Кош-Агач мы не попадаем. В моменты раздумий и строения бани к берегу подкатила моторка с офигенными веслами с целью перевезти кого-нить на тот берег за 500 рэ. Видя в подобных явлениях длань проведения и промысел местных духов, мы воспользовались предложением и двинулись к «Каменным грибам».
Путь до грибов оказался недалеким с подъемом на небольшой холм. К своему удивлению, я обнаружил, что «грибы» прекрасно просматриваются с противоположного берега, но чтобы их разглядеть, надо знать, что это грибы. Фото из лагеря сделанное телевиком прилагается. Помимо каменных грибов, это место оказалось урожайным на гигантские дождевики, из которых получился прекрасный жульен вечером. С рыбой, правда, на Чулушмане в этот раз не повезло, вода мутная — клев, как на стадионе.
По возвращению яростно принялись достраивать баню, париться оказалось просто круто, конструкция долго держала форму позволяя одновременно парится пяти не особо крупным товарищем, а холодный Чулушман великолепно заменял роль холодного бассейна, параллельно охлаждая пиво в каменном холодильнике.
В процессе стоянки закончилась питьевая вода, и я отправился на поиски родника, выехав к озеру, увидел в 20 метрах от машины двух брачующихся журавлей, которые так легко подпустили машину на столь неприлично короткое расстояние. Так всегда, естественно, фотоаппарат оставил в лагере, когда вернулся журавлей след простыл. Ночь оказалась не столь фееричной, как вечер — шел дождь, и температура упала до пяти градусов, что не очень характерно для этих мест в июле, видимо, сказалась аномальная жара в Москве (закон сохранения). Банным же вечером кто-то вспомнил, что уже пятница и рвать когти в Кош-Агач в субботу утром не имеет абсолютно никакого смысла, т.к. пограничники тож люди и в выходные не бдят. Планы скорректировали и с утра решили доехать до Телецкого, а оттуда по запасному плану на Актру (идея родилась спонтанно). Правда, и до Телецкого доехать не удалось, одна опора моста через Башкаус оказалась смытой, и проезд к Балыкче и югу Телецкого возможен только на катере из Артыбаша.
Пока мы сидели на краю моста, думая о том, как беспомощен человек перед лицом бушующей стихии, Денис старательно пытался утопить свой «крузер», ища то ли брод, то ли рыбу, а может просто счастья. И, в общем-то, осуществить свою мечту он отчасти смог, найдя неподалеку небольшое болотце, засадил-таки своего восьмицилиндрового на лысой резине по самое оно. Нельзя сказать, что кто-то был опечален, скорее наоборот, вновь появилась движуха и возможность размяться. Процесс доставания из болота не отнял много сил и времени, и мы пошли по направлению к Актру. На обратной дороге я все же решил вернуться к месту, где видел журавлей, переоделся в комуфляж, взял телевик и пополз на поиски… вот они тут как тут, но на сей раз журавли оказались не столь безрассудными и тихонечко по мере моего продвижения сваливали держа безопасное расстояние в 100-150 метров. Я дополз до болота, понял, что дальше не полезу и несолоно нахлебавши пошел обратно к машине. И тут ребята жестами просигналили по направлению к горам, там на поляне мирно прогуливалось еще 15 журавлей, я попытался подойти к ним ближе, но они близко не подпустили, поднялись и собравшись в косяк ушли за горы, в полете удалось снять.
Доехав до ставшего любимым Кату-Ярыка, мы обнаружили небольшую очередь и знак, говорящий о том, что идут ремонтные работы и до 20:00 рабочих просьба не беспокоить. На часах было около 16:00, перспектива торчать четыре часа без дела не устраивала, тем более, что активно надвигался ливневый фронт, и глину на дороге могло запросто размыть, и вопрос подъема мог перенестись на следующий день. Решили пустить наверх разведчика и, не дождавшись его, двинули следом, к нам присоединилась процессия из двух внедорожников, покорно стоящих перед знаком. На первом развороте мы обнаружили разведчика, прижавшегося к «шишиге», а на подъеме, работающие грейдер с ковш. Которые не спешили освобождать дорогу, отправленный гонец с бутылкой водки вернулся без оной и с обещанием скорого проезда.
Начался дождь, такой обычный уже алтайский дождь с нулевой видимостью. Желающие спуститься с перевала, тоже не поверили в знак и спустились на площадку перед работающей техникой, на спуске начала образовываться пробка, меня начал мучить вопрос, как разъезжаться, учитывая, что дорога не широкая и к тому же состоящая из мокрой грязи и булыжников. Подсобрав достаточное количество участников, ремонтная техника прижалась к скале, счастливый обладатель «Хортицы» 0,5 высунулся из кабины и дал отмашку на проезд, сначала пошли машины на спуск, коих уже накопилось с десяток. До глубины души меня поразил самоотверженный парень на «цивике», как на такой машине можно ехать в такие дали, для меня огромный вопрос, наверно, сильно хотелось. Я, являясь счастливым обладателем «аккорда» и «ЦРВ», и зная возможности этих машин и, имея представление о дорожном просвете «цивика» и его внедорожных возможностях, мне стало искренне жаль эту машину. Поднялись без особых проблем, стараясь объезжать изрядно намокших спускающихся пешеходов, по всей видимости, пассажиров «цивика». Как только мы поднялись наверх, погода нам улыбнулась, вышло солнце и сразу стало хорошо, все кинулись фотаться и наслаждаться недолгими минутами хорошей погоды.
Всю дорогу до Улагана шел дождь, и прекрасный вид на снежные вершины был, к сожалению, закрыт тучами, ближе к «молибденовым озерам» разъяснилось, появился шанс, что ставить лагерь будем не под дождем.
До Курая добрались уже когда начало смеркаться, не стали сильно заморачиваться по теме, куда ставить лагерь, палатки раскладывали уже в темноте, но хотя бы посуху. Вечер, после пережитого, получился феерическим, с шаманскими плясками вокруг костра. посмотреть на это безумие пришли девушки из соседнего лагеря (за солью), но быстро ретировались, увидев кучу суровых, заросших щетиной мужиков.
Утром планировали встать пораньше и двинуть сразу в верхний лагерь Актру. Насчет вещей никто не заморачивал себе голову, все побросали и пошли спать, ибо «в Курайской степи дождь большая редкость». И эта редкость началась в четыре утра и лила до обеда обильными потоками, вещи и палатки намокли, и старт в семь утра сорвался. Начался разброд и шатание, стоит ли ехать в такую погоду, проедем ли, мож лошадей взять, а может «шишигу», а может ну его ваще. В итоге было принято консенсуальное решение доехать до нижнего лагеря, а там уже определяться, что делать.
Попетляв немного по степи, добрались до нижнего лагеря, по дороге вытащив слегка встрявшего «форика».
Опытные люди посоветовали не лезть сегодня на своих машинах, т.к. воды пролило много и есть возможность где -нибудь встрять. Учитывая, что времени у нас оставалось немного, решили взять трехосного «Зила», чтоб до вечера успеть прогуляться к леднику и вернуться обратно. Время ожидания не теряли зря и поупражнялись в проходимости в речушке.
Пока упражнялись, один «Зил» проскочил наверх, второй пришел в индивидуальном порядке. Договорились подняться за 4 500 рублей с ожиданием 1,5 часа и возвратом назад. Просто подъем стоил бы 3 000 рублей.
Поездку на Актру можно с уверенностью назвать главным событием всего путешествия. Дорога до верхнего лагеря после многодневных дождей оказалась весьма категорийной, для того чтобы удержаться в кузове Зила, приходилось предпринимать немалые усилия, при этом я пытался фотографировать.
Долина Актру величественна и безумно красива.
Особенно меня поразила атмосфера в самом городке альпинистов, вокруг очень приветливые, но суровые лица, все здороваются, в разных неожиданных местах находишь артефакты с весьма юморными посланиями.
По настоящему восхитили бородатый мужичок, тащивший в рюкзаке спящего грудничка, и «бабушка с дедушкой», прогуливающие внуков к леднику. Сразу возникло желание приехать сюда еще раз и не кавалеристским набегом, а размерено и с ребятишками. Здесь по-настоящему получил ощущение полной изоляции от внешнего мира с его дурацкими проблемами, прессингом и гонкой. В общем, полтора часа здесь — это ни о чем, так приоткрыл дверцу в другой мир и тут же закрыл обратно.
Возвращаясь с Актру, двинули в сторону города, по дороге разбили лагерь. Утром поняли, что у нас есть еще день в запасе и решили проехать через Кумир, где вода чиста, а пороги сумасшедшие. По дороге на Усть-Кан нас опять нещадно поливало, к чему мы, собственно, уже начали привыкать. Удивительно, но в июле на Алтае шорты с плавками не понадобились, а реально пришлось огорчаться, что не взяли теплые вещи типа курток и вязаных шапок.
Усть-Кан — настоящий мегаполис, в сравнении с тем, где мы ездили последнюю неделю. Решили, наконец, побаловать себя полноценным обедом, зашли в кафе на центральной площади. Первое впечатление back to USSR, но качество и цена сильно порадовали, а беляшики просто как из детства за 15 копеек с мясом, а не с ГМО. Москвичи просто в шоке.
Дорога до Кумира — та же стиральная доска-вибростенд. После свертка с дороги, реальный кэмел-трофи после дождя. Доехали до «трубы», спустились к Девичьим плесам, помочили ноги, места великолепные и очень красивые, если б не дождь, было бы вообще замечательно. Но на «аккорде», я бы сюда не поехал :).
Устав от постоянного дождя и перемещений, решили ехать до Новосибирска в ночь. Благо, в каждом экипаже есть второй водитель. Люблю ездить ночью по трассе, нет такого дикого трафика и колонн с фурами. Ночная дорога домой добавила впечатлений, в Бийск приехали без приключений, поменялись рулем. Выпив три банки «Burn», я сел за руль и плавно двинулся по направлению в Барнаул. Настроили рацию на канал дальнобоев, это реальная развлекуха, «Юмор-ФМ» отдыхает.
Хоть дорога и пустая, периодически попадаются фуры и ночные драйверы типа нас, на «прадике» нет желания ехать больше 110 км/ч, держа крейсерскую скорость 100-110, постоянно приходится кого- то обгонять. На одном из таких обгонов я проснулся окончательно и без энергетиков, обгоняя колону из фуры и плетущимися за ними двумя легковушками, боковым зрением узрел, что одна из легковушек все ж решила тоже обогнать фуру, но, видимо, водитель спал и не смотрел при обгоне ни в зеркало заднего вида, ни просто влево. Чудом удалось уйти от столкновения, но спать уже не хотелось. На подъезде к Барнаулу образовался небольшой затор, как выяснилось, «Волга» сбила лося! Где она его нашла, я не знаю, но в результате у «Волги» морды нет и лось совсем не живой.
В целом поездка получилась интересной и содержательной, несмотря на отход от первоначальных планов, цель достигнута, у москвичей есть представление об Алтае, а мы прекрасно отдохнули и развеялись, вырвавшись из городской суеты. Побольше фотографий я выложил на своем сайте pazdnik.ru. Если кому-то интересно узнать об этих местах или особенностях проезда побольше, пишите, почта так же на сайте. Спасибо тем, кто дочитал до конца и не уснул.
Паздников Никита (nick1973 на форумах Drom.ru)