|
Пролог
Идея посетить южный берег Телецкого озера возникла у меня еще в далеком 2003 году, во время первой поездки на Алтай на Ниве. В тот раз в планы вмешался рассказ соседа по стоянке на Катуни, из которого следовало, что в тех краях не дорога, а сплошная колея, по которой пройдет только Газ-66 или Урал. Начитавшись отчетов об успешных поездках в те края, среди которых рассказ и фотоотчет коллеги по работе, который с друзьями двумя экипажами на Toyota Sprinter Carib и Toyota Corona успешно преодолели этот маршрут в 2005 году, засела мечта побывать на южном берегу Телецкого озера.
Попытка реализации проекта была в 2005 году, были найдены попутчики – семейная пара на Subaru Forester. По правде говоря, обычно мы предпочитаем путешествовать одни с женой, чтобы в полной мере насладиться друг другом и природой. Но, учитывая сложность маршрута, стали искать попутчиков, что в итоге и удалось. Подготовка шла полным ходом, но за три дня до старта, учитывая определенные обстоятельства, мы поменяли свои планы и стали собираться в другое место – тоже южный берег, но не Телецкого озера, а Черного моря, в Крым. Повторив тем самым поездку 2004 года, когда через день после свадьбы, мы с моей молодой женой поехали на море, вопреки мнению крутящих у виска друзей и родственников.
Но рассказ мой в этот раз не об этом.
Итак,
Путешествие двух отчаянных влюбленных в заброшенный мир южного берега Телецкого озера и на Актру (15.07.2007 – 30.07.2007)
Команда:
Николай Малов, 26 лет
Основная роль – водитель, дополнительная роль – запасной штурман.
Юлия Малова, 27 лет.
Основная роль – штурман, дополнительная роль – запасной водитель.
Toyota Corona, 93 г.в. 4WD, 2.0 л. ГБО. Пробег на момент старта 190 650 т. км (плюс, очевидно, скручено около сотни). Основная роль – автомобиль, дополнительная роль – дом на колесах, где можно поспать, поесть, укрыться от дождя и т. д.
Предыдущие поездки:
Кругосветка по Алтаю на Ниве (1 500 км)
Новосибирск – Крым 2004 (10 500 км) https://www.drom.ru/info/adventures/travel/6563/
Новосибирск – Крым 2005 (10 000 км) https://www.drom.ru/info/adventures/travel/10812/
Маршрут:
Новосибирск – Усть-сема – пер. Семинский – Акташ – Улаган – ЮБТО – Акташ – Актру – Онгудай – Усть-сема – Новосибирск.
Цель повествования – поделиться опытом с такими же любителями автомобильных путешествий, коими являемся мы.
Подготовка машины
Машина была подготовлена основательно, в планах было снова Черное море, поэтому сделал все, что могло нам доставить неприятности в дороге.
Заменил, наконец, радиатор, предыдущий хозяин после небольшой аварии не стал заморачиваться в поисках оригинального и поставил то, что было. Радиатор был меньше в размерах и тоньше, при таких параметрах машина работала в условиях повышенной температуры и однажды, на серпантине южного берега Крыма, стрелка поднялась до красной отметки. Когда я это увидел, у меня чуть инфаркт не случился. Представляете, оказаться с перегретым двигателем и поведенной головкой в 5 тыс. км от дома… Хорошо, что не растерялся, выключил кондиционер, включил печку, вторую передачу, чтобы поднять обороты и улучшить циркуляцию ОЖ. Эти меры позволили не допустить перегрева двигателя.
Поменял стойки по кругу, перетряс всю подвеску. Читатель спросит, зачем все это делать, если едешь туда, где 300 км грунтовки и булыжников, торчащих из земли на десятки сантиметров. Забегая вперед, скажу, что наш верный автомобиль вел себя выше всяких похвал, проблем в дороге не было никаких, только спустя год пришлось заменить один рулевой наконечник и два плавающих шарнира задних поперечных рычагов. Ехать нужно, безусловно, на исправной подвеске, любой люфт на той дороге может привести к более серьезной поломке.
Был заправлен кондиционер, что очень нас радовало, когда ехали по раскаленным от палящего солнца дорогам республики Алтай в приятной прохладе салона автомобиля.
День первый. 15.07.07. Новосибирск – Усть-Сема
Выезд в 8.00. Погода отличная, только закончились дожди, которые в изобилии прошли и на Алтае. Дорога отличная, трафик очень низкий, порадовались, что выехали в воскресенье. Скорость можно смело держать 120-130, обгоны без проблем, встречных очень мало, попутных и того меньше. Но нужно быть очень внимательным, несколько раз чуть не попались на вражеский радар. Штурман хорошо отрабатывал, две пары глаз лучше, чем одна.
Цель дня – симпатичное местечко в районе Усть-семы, где можно абсолютно бесплатно постоять в живописном местечке на берегу Катуни. Усть-сема – один из немногих районов, не оккупированных предпринимателями, берущими плату за подъезд к берегу и стоянку, не предоставляя взамен никакого сервиса. Друзья вторили в один голос, что таких мест на Алтае уже не осталось, признаюсь, начали сомневаться, что сможем постоять в уединенном месте, не были здесь три года. Проезжая по Чуйскому тракту вблизи реки, видели эти палаточные городки, где палатки стоят одна к другой, везде таблички, запрещающие съезд к реке и стоянку туристов, знаки «Кирпич», шлагбаумы, перекрывающие примыкающие дороги, и т. д.
Первое место стоянки в окрестностях Усть-семы
Нашей радости не было предела, когда мы обнаружили еле приметный съезд с дорог, аккурат в том месте, где предположительно находилось место нашей стоянки три года назад. Примыкающая дорога была сильно размыта дождями, по ней сможет проехать только вэдовая машина или джип. Скорее всего, из-за отсутствия нормального подъезда это место и продолжает быть таким, как три года назад. То, что нам и нужно – тишина, нарушаемая лишь пением птиц и приятным уху шумом Катуни.
В этом месте 3-4 довольно большие поляны, в каждой из которых можно поставить 3-4 палатки. Наше место, самое последнее по течению реки, располагается выше всех. Здесь не страшен никакой дождь, и все остальные места находятся как на ладони. Место для палатки и бОльшая часть поляны днем находится в тени соснового бора. На другом берегу реки возвышается поросшая елями довольно высокая гора. Налево – долина реки Катунь, окруженная с двух сторон горами. Место – сказка. Ближайшие соседи – метрах в 30, что придает некоторое спокойствие с одной стороны, и не мешает нашему уединенному отдыху, с другой.
Спуск к реке достаточно крут, берег из больших плоских каменных валунов. Есть несколько бухточек, которые не видны с остальных стоянок, где можно купаться хоть голышом, что мы и делали. В 30 метрах против течения есть песчаный пляж, на котором можно позагорать на песочке, но нам было вполне комфортно вялиться на камнях.
Так как отпуск у нас две недели, решили сильно не спешить и провести целый день, отдыхая – загорали, купались, спали в гамаке и больше никаких хлопот. В общем, морально готовились к предстоящему непростому маршруту.
День третий 17.07. Усть-сема – б. о. Узюнкёль перед вершиной Улаганского перевала
Выехали в 10.00, запаслись водой в Усть-семе, колонка находится слева перед мостом, если ехать в сторону Семинского перевала.
В с. Шебалино поинтересовались у местных возможностью заправиться газом. Увы, ближайшая АГЗС – в Горно-алтайске. Заправил 20 л бензина, газ выключаю, оставляем в качестве н. з.
11.30. Забрались на перевал, повстречали переходящий дорогу табун племенных жеребцов. Почему племенных? Да уж больно они были красивые и статные. Дорога сильно ухудшилась, как на подъеме на перевал, так и на спуске. Хорошо, хоть знаки стоят.
Выключаем кондиционер, чтобы насладиться чистейшим горным воздухом Алтая.
11.48. 608 км Чуйского тракта. Ремонт дороги. Гравийка.
14.00 остановка на обед на берегу речушки Урсул за селом Онгудай. Не смог устоять и переехал ее вброд. Глубина – около 30 см. Стоящие рядом местные на уазиках с любопытством смотрели на этот трюк. Остановились в тихом месте на другом берегу речки. Пообедали.
За Онгудаем, наконец, нашли АГЗС, заправили машину под завязку. Теперь топлива в баке и баллоне хватит на 1200 км ходу. Неплохая автономия. По дороге в Акташ начинает портиться погода. Прячется за тучами солнце, начинает греметь гром и за горой видно, как идет сильный дождь. Движемся в ту сторону, неуютно как-то.
Приехали в Акташ, туча ушла в другую сторону, нас не застала. Кругом большие лужи, на дороге много мелких камней, видно, что шли потоки с гор. Хорошо, что мы не застали этого буйства природы.
В Акташе свернули в сторону Улагана. Традиционно пофотались у Красных ворот. Впечатлило.
Как рассказывали в одном из отчетов путешественники из Омска, между 14 и 15 километром есть сверток к чудесному озеру с хорошими местами для ночевок. Сверток нашли, едем. Озеро есть, но далеко. Местность болотистая и совершенно безлюдная. Жутковато. Уперлись в какую-то базу отдыха на берегу озера. Оказалось база какого-то местного депутата. Сторож впустить отказался, ждет хозяина.
Вернулись на основную дорогу и поехали дальше в сторону Улагана. Перед вершиной Улаганского перевала слева будет озеро, а чуть дальше – левый сверток к базе отдыха. Стоимость домика на двоих 800 руб. Приемлемо, останавливаемся. Заказали у хозяина базы жареную рыбу, только что выловленную из того самого озера. К сожалению, не помню, как называется, но вкусно невероятно!!!
Окрестности базы очень живописны, с нее открывается великолепный вид на озеро и находящиеся вдалеке Чуйские белки. Они особо красивы во время заката. Потрясающий вид, такой красоты мы еще не видели.
Работники базы говорят, что здесь накануне отдыхал Дроздов (ведущий программы «В мире животных»). Расспросили у местных про стоянки дикарем на здешних озерах. Говорят, что все озера находятся в частной собственности и встать на их берегах просто так нельзя.
Знакомимся с соседями из соседнего домика. Семья из Новосибирска – отец семейства тезка Николай, его жена, сын 16-ти лет и дочурка годиков трех. На 105 крузере. Отлично провели вечер, обменялись впечатлениями и опытом. Юлька с их дочуркой сразу стали лучшими подругами. Договорились продолжить путь вместе. На душе сразу стало спокойней, признаюсь, было некоторое беспокойство относительно одиночного путешествия в те глухие места.
День четвертый, 18.07. Б. о. Узюнкёль – Южный берег Телецкого озера
В 9.00 выезд. Продолжаем путь уже двумя экипажами. С вершины Улаганского перевала открывается великолепнейшая панорама на тайгу и горы. Потрясает!
Улаган – последний населенный пункт, где была мобильная связь. Вышли на связь с родными. Обрадовали, что теперь мы не одни.
После Улагана начинается неприятный грейдер. Находим оптимальную скорость, около 60, при которой тряска минимальна. Медленнее ехать невозможно, быстрее тоже.
После грейдера начинаются довольно хорошие полевые дороги. Часты развилки, но все дороги идут в одно место – к перевалу Кату-ярык. Двигаемся смело за Николаем, скорость держим ту же, что и он, чтобы не быть обузой. Удается без проблем. Перед перевалом дорога проходит через лес. На дороге лежат довольно большие валуны, если ехать аккуратно, то проедет любая машина. Навстречу попадается малютка Starlet, в машине престарелая семейная пара. Неужели они едут с Телецкого?.. Жаль, что не спросили.
К 11.00 подъезжаем к грозному перевалу Кату-ярык, о котором я много читал и, отчасти ради встречи с которым, было это путешествие. Да, впечатляет. Пофотографировались на обзорной площадке, с которой весь перевал и долина Чулышмана – как на ладони. Виды просто космические. Описать словами или фото просто невозможно. ЭТО надо видеть.
Начали спуск. Что сказать? Я ожидал большего. Да, спуск. Да, крутой. Да, дорога местами очень узкая и ехать приходится по краю обрыва. Страшно не было, ни мне, ни моей жене. Но перевал, конечно, впечатляет. И впечатляет мужество тех людей, которые строили эту дорогу. По легенде сделал это местный житель на обычном тракторе Беларусь. Не уверен, что это возможно. Хотя, как знать.
Одна из целей поездки. Ради одного этого вида стоит проделать такой путь. Справа на фото видно, каким маленьким кажется большой бульдозер.
Спустились и поехали вдоль реки Чулышман. Справа с гор срываются водопады – красотища!! Ради этого спуска, этих видов, этой дороги, стоило проделать столь длинный и сложный путь.
За 8 километров до Балыкчи встречаем Жигули 10 и 99 модели из Томска. Герои! Интересно, самостоятельно поднимутся на перевал или помощь потребуется?
По пути пересекаем несколько неглубоких бродов, глубиной максимум с половину колеса, сантиметров 30. Хорошо, что сейчас сухой сезон, представляю, как поднимается уровень воды в этих реках в сезон дождей…
К 16.00 добрались до места дислокации. База состоит из 12 домиков разного размера. Домик маленький, традиционной для Алтая формы – с треугольной крышей, похож на юрту, только из дерева. Дверной проем довольно низок, можно запросто удариться головой. Шансы больше, если возвращаться поздно и нетрезвым. Мы поселились в маленький двухместный домик, заплатив за проживание 500 рублей за двоих в сутки. Также на базе есть баня и кафе, в котором можно купить почти все необходимое. Цены процентов на 25 выше, чем в Новосибирске.
База находится на берегу Чулышмана, в непосредственной близости от устья реки. На берегу песочек, можно комфортно загорать. Вода прохладная, но не ледяная, купаться можно.
Вместе с нами на базу заехала компания братков с цацами на шпильках. Первое, что они сделали, проделав столь длинный путь – нет, не пошли любоваться озером и окрестностями – они направились в кафе отмечать приезд. Кто-нибудь знает, зачем тащиться в такую даль, если цель тупо побухать?!
Предчувствие, что ночка будет веселой, подтвердилось. Всю ночь компания орала песни в караоке и шаталась по базе. Спать было невозможно. Разговоры не помогали, даже упоминание про находившихся в соседних домиках маленьких детей. Цацы, которые были призваны к совести вести себя потише, не нашли ничего лучше, как заявить «Хотите тишины? Идите в горы и живите в палатках». Без комментариев.
Угомонились «земляки» далеко за полночь, когда хозяева выключили генератор, и база погрузилась во тьму.
19.07.07. Южный берег Телецкого озера
Встали рано, даже не смотря на поздний отбой. В таком прекрасном и еще неизведанном месте спать не охота. Нас ждут приключения!
Когда читал отчеты перед поездкой, в нескольких из них встречал рассказ, что на самом юге озера находится оазис, где расположен яблоневый сад. По легенде, его посадил какой-то большевик, бежавший в эти края после революции от советской власти. Это ж как нужно было накосячить, чтобы забраться в такую даль в начале ХХ века??? :-)
Решили, значит, мы прогуляться до этого сада. То место, где он находится, в принципе, было видно с нашей базы. Обувь нормальную брать не захотели.. «Зачем? Там ведь песочек», – заявили мои спутники. В результате, нормальную обувь взял только я… Ни воды, ни пищи, зачем, мы же вернемся максимум часа через два, как раз к обеду.
Втроем – Я, Юля и сын попутчиков Валера – направляемся на самый южный берег озера. Для этого нужно проделать довольно сложный путь. Сначала нужно на матрасе переплыть через Чулышман, течение не сильное, но есть, и запросто может вынести в озеро. Поэтому входили в реку с поправкой на течение, гораздо дальше той точки, где планировали выйти. Затем необходимо пересечь небольшой островок и далее по мелководью, глубиной максимум по пояс, пройти около полукилометра. Мы с Валерой шли, а загорающую на матрасе Юлю тащили за собой. В самом конце пути нужно преодолеть 50 метров вплавь, т.к. в этом месте причаливают корабли, привозящие туристов с северного берега и глубина фарватера довольно большая. И все это под палящим солнцем, не хуже, чем в Крыму.
Вышли на берег, народу было многовато. Многих забрасывают сюда с палатками с северного берега и люди тут живут неделями. Захотелось пить, спросили у отдыхающих, где можно смочить горлышко. Ответ у всех один, дык прям из озера и пейте, чище этой воды сложно что-то придумать, только прокипятить желательно, а так вода хорошая. Кипятить было некогда, да и особо нечем. Одна женщина указала направление в сторону горы, там говорит, есть горный ручей, который низвергается водопадом. Другое дело, пошли к водопаду. Спутники мои на полпути к водопаду сдулись, топая босыми ногами по скалистому рельефу. Остались здесь на водопой, а я пошел к водопаду. Дошел, принял душ в его струях и пошел обратно, время поджимало.
Двинулись дальше к цели. Песочек кончился, началась галька. Идти по ней стало совсем тяжко, отдал свои сандалии. Природа напомнила Крым. Та же галька, те же горы, температура воды около 20 градусов. Единственное отличие, которое бросилось в глаза – это чистота и прозрачность воды. Вот тут действительно можно пить прямо из озера. Что и стали делать, т.к. на солнцепеке пить хотелось неимоверно. Долго ли коротко ли, шли и все дальше удалялись от нашей базы.
Русские не сдаются! Несмотря на жажду, усталость и стертые ноги двигаемся дальше к цели – к яблоневому саду. Уж очень хотелось яблочек, и даже, несмотря на то, что на дворе конец июля, вряд ли яблочки уже поспели. :-)
Уткнулись в непреодолимое препятствие – отвесная скала. Пройти невозможно. До цели осталось около километра. Дальше было два пути – или вплавь по озеру метров 200 или подниматься вверх по скалам. Второй вариант исключен, без соответствующей обуви и одежды это очень опасно. Решил попробовать сплавать на разведку, проплыл полпути и понял, что не так просто, как кажется. Я-то переплыву, но рисковать Юлей и Валерой я не имею права. Плюс еще и фотоаппарат нужно переправить и некоторые вещи.
В общем, принимаю единственно верное решение – двигаемся в обратную сторону. Терпеть не могу пасовать перед трудностями, но выхода нет. Да и затянулся наш поход, наверняка родителя Валеры уже волнуются. Ноги просто болели от ходьбы по раскаленной гальке. Периодами плыли по озеру, чтобы хоть как-то остудить ошпаренные пятки. С Валерой по очереди пользовались моими сандалиями. Один убегал вперед, садился, снимал сандалии и бросал назад другому. Тот их ловил (иногда не ловил), одевал и бежал вперед. Так и передвигались перебежками, пока не достигли заветного песочка. Радости не было предела.
Вернувшись на мыс, к месту, где мы «высадились» на берег, встретили Николая, отца Валеры. Он приплыл к нам на лодке со спасательной миссией. В результате, в поисках, где-то пропорол ногу, и спасать пришлось его… Был злой как черт, еще бы, вместо обещанных двух часов, прошло пять…
Буксируя надувной лодкой надувной матрас, благополучно вернулись на базу. Мама Валеры была тоже вне себя от ярости, но после наших рассказов и, видя, какие мы все счастливые, вроде отошла. Купили в кафешке с Николаем бутылку водки и стали залечивать раны. Его ногу и мою усталость.
Как рассказала мама Валеры, наша любимая компания повылазила к обеду и принялась похмеляться. Предчувствуем, что ночка будет вновь веселая и все последующие дни тоже. Как жаль, такое чудесно место, так не хочется уезжать.
Завтра утром, 20.07., наши попутчики, с которыми мы успели подружиться, собираются уезжать обратно. У них в планах посетить еще одно место на Алтае. С сожалением решаем ехать с ними. Уж очень хочется на обратном пути из этого воистину заброшенного мира, ехать за могучей кормой джипа, от которого исходит сила и надежность.
20.07. До свидания, южный берег Телецкого!
Мы обязательно еще увидимся, обещаю! Приедем с лодкой и встанем с палаткой на том самом галечном пляже, вблизи яблоневого сада, где горы, солнце, кристально чистая вода, тишина и удивительное умиротворение.
На обратном пути у крузака Николая появился какой-то странный звук в передней подвеске. Думал, что уйдет, а он становился все сильнее и сильнее. Остановились, поддомкратили и нашли причину – между тормозным диском и металлическим кожухом залетел камешек. Сняли колесо, вынули камень и двинули в дальнейший путь. Поднялись на Кату-ярык без особых проблем. Конечно, в сырую погоду, да еще и на переднем приводе, это было бы весьма проблематично. Пофотографировались на прощание на фоне перевала и двинулись дальше.
В 15.00 приехали на базу отдыха Узюнкёль. Наши друзья-попутчики решили переночевать здесь, а нас ждет нижний лагерь Актру! Прощаемся. Было очень приятно познакомиться с этой замечательной семьей. Двумя машинами не только безопаснее, но и веселее.
15.20. Выехали в сторону Актру. Быстренько долетели до шоссе и двинули в сторону Курая. Долго едем через саму деревню, ищем мост через реку. Проехав деревню, движемся около 2 километров в противоположную от Актру сторону. Пересекаем реку по мосту и движемся в обратную сторону через поля, где много дорог, но все они сходятся в итоге в одну. Доезжаем до первого брода. Лужа, а не брод, даже не интересно. После бродов дорога начинает подниматься вверх, довольно крутые подъемы и большие торчащие из земли валуны. Нужно ехать очень аккуратно. Дорога раздваивается, поехали налево, уперлись в очень крутой подъем с очень крупными камнями. Джип пройдет, но наш седан, хоть и полноприводный – нет. Вернулись к развилке и поехали направо. Через минут двадцать более-менее сносной дороги въехали в нижний альплагерь Актру. Удивлению не было предела, когда в этом лагере увидел Honda Prelude. Каким образом он сюда попал? Разве, что на вертолете…
Выбрали лучшее место и разбили лагерь. Подъехала еще одна машина с Новосибирскими номерами. Знакомимся с молодой парой, будем дружить лагерями. Ужинаем и ложимся спать, завтра тяжелый день. Узнали про заброску на верхний лагерь. Уазик стоит 2000 руб., Урал 4000. Народу набралось много, решаем ехать на Уазе.
21.07.08. Поход в горы двух дилетантов или как не рекомендуется делать
Нижний альплагерь Актру – верхний альплагерь Актру
Подъем в 7.00. В 8.00 должен приехать уазик, на рейс которого мы записались.
8.30 нет никого. В 9.00 приходит Урал. Загружаемся всей толпой, человек двадцать. Это радует, т.к. платить каждому придется меньше. Выдвинулись в путь. Урал, натужно скрипя, начинает подъем. Скорость редко поднимается выше 5 км/ч, дорога очень плохая, сильно трясет и качает. Проехав около километра, у Урала что-то начинает сильно стучать и машина останавливается. Водитель говорит, что ремонт займет не менее двух часов.
Решаем до верхнего альплагеря идти пешком, еще бы, мы ведь самые смелые и нам все нипочем! Это была ошибка. Идем через лес, вдоль реки Актру, которая берет свое начало у цели нашего похода – леднике Актру. Тропинка хорошая, но все время идет в гору, порой очень крутую. Почти не устаем, дойдя до лагеря. То ли еще будет.
Верхний альплагерь Актру – Голубое озеро
С верхнего альплагеря начинается несколько маршрутов разной категории сложности. Выбираем самый простой и самый манящий – горное Голубое озеро. Нашли нужную тропу и двинулись в путь.
Первая половина пути дается не очень легко. Часто отдыхаем, пьем воду, которой, кстати говоря, взяли мы мало, всего 1.5 литра. Вода в реке мутная, пить нельзя. Дилетанты, что сказать. Воды нет, подготовки нет, но есть огромное желание, поэтому идем дальше. Вторая половина маршрута проходит через крутые подъемы, у подножья отвесных скал, где происходят частые камнепады. Дается еще хуже, возникают мысли, а не вызвать ли нам такси и не уехать обратно?.. На языке крутятся фразы «И какого хр… мы сюда приперлись?» «Где это чертово озеро?» и другие, менее цензурные.
Любопытное наблюдение – в горах все друг с другом здороваются! Настолько это было необычно в начале и настолько вошло в привычку в конце. Действительно искренне радуешься, когда в таком безлюдном месте, на такой высоте, встречаешь человека.
Гоним от себя пессимистические настроения и шагаем к цели. Шагая вдоль ледника, набрали чистейшей водицы напиться. Водичка – просто сказка, вкусная! И с льдинками, очень освежает. Умылись, передохнули немного и двинули дальше. Впервые находился на леднике, странные ощущения – огромная льдина посреди палящего солнца. Идем вдоль ледника. Чем выше, тем холоднее и ветренее. После каждого очередного подъема мы говорим друг другу, что если за очередной скалой не появится озеро, то поворачиваем обратно.
И, наконец-то, за очередным перевалом показалось оно – настоящее горное озеро бирюзового цвета! Да, мы впервые были на таком высокогорном озере и доселе только на картинках видели. Сказать красиво – ничего не сказать. Гробовая тишина, зеркальная гладь озера, которое обступают высокие горы. Лежим на камнях, слушаем тишину, изредка нарушаемую камнепадами вдалеке. И это самый простой маршрут? Спрашиваем мы друг друга почти в унисон.
Обед! Наконец-то можно открыть единственную банку тушенки, отломать хлеба и поесть. Мы это заслужили, наши изможденные тела тоже. Без тренировки и подготовки в такие походы я больше не ходок. Покушали, съели все, что было.
Разморило, обратно идти не хочется. Так и хотелось залезть в стоящую на берегу озера хижину спелеологов и уснуть в этом прекрасном месте.
Шутки шутками, но времени терять нельзя, нам еще нужно обратно вернуться. Гарантию, что в верхнем лагере будет машина с большими колесами, которая довезет нас до нижнего, никто не даст. Да и погодка стала ухудшаться. До полного счастья не хватало еще под снегопад попасть на высоте 2800 метров.
Голубое озеро – нижний альплагерь Актру
Еще труднее дается обратный путь. Ноги в мозолях. Молчим. На подходе к верхнему лагерю много мемориальных плит памяти погибшим в этих местах. Опасный спорт, ничего не скажешь. Увидели памятник сноубордистам. Табличка гласит: «Погибли, исполняя мечту»… Накатила слеза...
В верхнем лагере пытаемся найти попутную машину – тщетно. Все имеющиеся машины никуда ехать не собираются. Грустные, бредем по базе. Предстоит протопать еще около 8 км. Пускай вниз, но все равно тяжело.
О чудо, встречаем наших соседей по нижнему лагерю, которые вместе с нами ехали на Урале, но решили подождать, пока отремонтируют грузовик. У них было с собой все снаряжение и идти пешком они не решились. И правильно сделали! Знал бы я, насколько будет тяжел этот поход, так растянули бы его на несколько этапов. Взяли бы все необходимое, разбили бы палатку в верхнем лагере и уже оттуда осуществляли бы вылазки.. Знал бы прикуп…
Ребята угостили нас картошкой с тушенкой и красным вином. Настроение сразу улучшилось. Максим, Ира, спасибо вам огромное! Если бы не вы, не знаю, добрались бы мы до лагеря…
Посидели немного, отблагодарили за уют и тепло и уверенным шагом потопали вниз. Шли долго, последние километры почти ползли, шатаясь по дороге, как пьяные. Встречаем несколько встречных машин – MMC Delica и пару уазиков. По закону подлости, ни одной попутной машины.
Больше всего на свете жаждем увидеть заветный мостик через речку у лагеря, в котором стоит наша ненаглядная палатка.
Когда кажется, что сил уже совсем не осталось, видим тот самый мостик – готовы упасть на колени и целовать его от счастья.
Очень хочется сходить в баню, но, как назло, в лагере куча таких же желающих, очередь порядка двадцати человек. Идем на речку и моемся там. Вырубаемся.
Вывод дня: Лучше час просидеть, а потом за полтора доехать, чем за два дойти.
21.07. Нижний альплагерь Актру – Усть-сема
Спали, в буквальном смысле, как убитые. Встали около 11.00. На удивление, на утро не было ожидаемой боли в ногах. Чувствовалась усталость, но не более того. Самое удивительное, что после вчерашнего похода все отрицательные эмоции как рукой сняло. Остались лишь положительные, и мы ничуть не жалели, что совершили это безрассудное восхождение.
Решаем ехать и полноценно отдыхать в нашем любимом месте на берегу Катуни. Завтракаем-обедаем, собираем лагерь и в 13.00 покидаем базу.
Обратную дорогу особо описывать нет смысла. Те же несколько бродов, полевые дороги, Чуйский тракт, все до боли знакомо.
К вечеру добрались до Усть-семы, купили баночку шашлыка и два литра пива. Приехали на то же место, которое так же было совершенно пустым. Сделали шашлык на самодельных шампурах, попили пивка. Ляпота!
22-23.07. Пребывали там же
Загорали, купались, спали в гамаке под шум реки. Одним словом – тупо отдыхали.
24.07. Возвращение
Выдвинулись в обратном направлении. Ничего примечательного написать не могу. Доехали без проблем.
За время путешествия пройдено около 2000 км.
Расходы
Топливо (газ и бензин): ~ 2500
Проживание на б. о.: 1800
Продукты: 3000
Штрафы: 0
Ремонт авто: 0
Итого: 7300
Дешево, а впечатлений просто уйма!
Резюме
Все страхи относительно одиночного путешествия на южный берег Телецкого озера были слегка надуманными. Ехать можно! Даже на переднеприводной машине, но только в сухой сезон. Иначе есть риск не забраться на Кату-ярык. Можно одним экипажем, даже в случае поломки, выручить будет кому, машины идут в обе стороны. Автомобиль не подвел ни разу.
Поедем ли еще? Обязательно! Только возьмем с собой лодку, желательно с мотором, чтобы таки добраться до заветного яблоневого сада, находящегося на самом южном берегу озера, где вода – парное молоко, воздух наполнен запахами горных трав, а вода из горных ручьев – чище слезы младенца.