|
Привет, любитель приключений!
Ты уже не раз имел удовольствие читать отзывы о путешествиях на южный берег Телецкого озера. Цель написания этой статьи – поделиться опытом с теми, кто желает посетить названное место. Быть может, мои впечатления послужат «последней каплей» при решении тобой вопроса «ехать – не ехать». Я сознательно не уделяю много внимания географии маршрута, она достаточно описана в других отчетах. Путь порядочно освоен и в большей части пролегает по обжитым людьми территориям. Кроме того, особенностью путешествия является не быстрое попадание из «А» в «Б», а наличие адвэнчер аспекта – поиск верной дороги, волнение, ориентирование на местности и т.п. Учитывая имеющуюся в Интернете информацию, указанные моменты при желании можно свести к минимуму, поэтому желаю тебе выезжать тогда, когда почувствуешь «зов». Некоторым для этого нужен подробный план с расписанием движения, питания и т.п., а другим – только подпоясаться. Выбор за тобой.
Не могу сказать, что в Горном Алтае я частый гость, но пару-тройку раз в году стараюсь там бывать. Выезжаю с коллегами на охоту, а также бываю на оздоровительно-развлекательных сессиях с друзьями. Охота проходит в отдаленных местах Онгудайского, Усть-Канского и других районов, а увеселительные мероприятия – в попсовых местах вдоль Чуйского тракта и чуть далее от него. Каждый визит в священные места Горного Алтая запоминается по-своему и дарит ни с чем несравнимое ощущение чистоты и свободы. Эта поездка не была исключением. Однако в этот раз благодарность звучит не только в адрес природы этих волшебных мест, но и его величества случая, который самым удачным образом организовал все обстоятельства…
Не буду посвящать тебя во все нюансы, предшествующие поездке, скажу лишь, что отправной точкой для меня был город Омск, в котором я временно проживаю с моей женой, привет тебе, любимая;). Промежуточный пункт – родной Барнеаполь, город неоновых реклам и контрастов!!! Солнечный город Барнаул!!! Здесь должна была собраться наша команда, как предполагалось изначально, состоящая из нескольких супружеских пар. К сожалению, уважительные обстоятельства не ехать нашлись у многих и много. В общем, далее повествование пойдет о транзите двух человек (Дениса – это я, Андрея – мой друг) из каменных городских джунглей в каменные просторы Горного Алтая.
По случаю встречи мы с Андрюхой накануне поездки испили от души хлебного сока без мякоти, запили соком из плодов агавы и сдобрили это все соком из солода и хмеля… проснулись бодрые и жизнерадостные – сок еще дарил свою энергию. На этой волне стали собираться в путь. Взяли с собой: 1) для организации «берлоги»: палатку, войлок (застилать дно палатки), два спальника, одеяло (на всякий случай); 2) инфраструктуру: два туристических стула, раскладной стол; 3) кухонные принадлежности: раскладной мангал, решетку-гриль для жарки, набор посуды (стопки, стаканы, тарелки, вилки); 4) для поддержания очага: древесный уголь, жидкость для разжигания; 5) спортивный инвентарь: волейбольный мяч; 6) средство фиксации и восстановления памяти: фотоаппарат; 7) по хозчасти: раскладная лопата, топор, нож и хитрый агрегат, вмещающий в себя разные инструменты – отвертку, плоскогубцы и т. д.; 8) средства гигиены: туалетная бумага, салфетки (влажные и обычные), ну и т. п. для умывания и помывки в бане; 9) средства коммуникации: телефоны, зарядка к ним; 10) продукты питания: вода (5 литров), сигареты, упаковка минералки, упаковка пива, несколько литров водки, замороженный шашлык, хлеб, приправы, соусы, конфетки-бараночки, овощи, лимон; 11) одежда: куртки, кофты, во что переодеться в случае дождя, нижнее белье, два плаща-дождивика; 12) автомобильный комплект: аптечка, огнетушитель, баллонник, домкрат, запаска, насос.
Покинули город в послеобеденное время. Место отдыха решено было определить по прибытии. Заехали в Республику, проехали Майму, мост на озеро Ая, усталости не было, как и желания останавливаться в уже «избитых» и знакомых местах: прелести цивилизации нам были не нужны, также как и общество многочисленных туристов. Двинули дальше, на развилке в Усть-Семе свернули направо, проехали через мост, пропустили несколько поворотов налево (они были перекрыты), повернули там, где имелась вывеска, связанная с организацией пейнтбола, углубились в лес, удаляясь от дороги и приближаясь к реке Катунь. В 2000 году мы с семьей останавливались в этом месте, никаких организаций и баз здесь не было – природа была более первозданна. Вообще, это место мне очень нравится: не видно и не слышно дороги, лес, очень живописно разливается Катунь, огромные камни на ее берегу…
Вот приближается Катунь – все в пестрых туристических палатках, пробуем пробраться как можно дальше, едем, пока есть дорога. Вот дорога заканчивается, поворачивая к берегу. Шикарное место на берегу тоже занято. Решили возвращаться и приглядывать местечко для отдыха и ночлега. О чудо! На пригорочке есть полянка, окруженная деревьями так, что с нее не видно других отдыхающих. Решено: удовлетворимся иллюзией уединения. Паркуем автомобиль, осматриваем стойбище: след от костра и, конечно, остатки мусора от «покорителей Алтая»… это вообще отдельный разговор, слов не хватает!!! Едешь на природу? Оставь ее такой же после себя!!! Земля уже пищит от человека. Места, которые снимают напряжение, встречаются все реже. Природа – это не коммерческий проект, и оправдание «я заплатил и гажу!» не работает. Единственная валюта, приемлемая для матушки Земли – добро! Друг, я верю в тебя, ты любишь приключения и природу, поэтому нотации не в твой огород. Будем считать это… да считай, чем хочешь… Взяли лопату, все, что жглось, сожгли, что нет ― закопали. Расположились.
Пожарили шашлык, долго беседовали на лоне природы. Средство для разжигания костров очень пригодилось. Нет, костер-то мы разожгли, как папа учил – спичка и щепка. Но вот с дровами была напряженка, а сырые гнилушки отказывались гореть, приходилось время от времени оживлять их разжигайкой. Света от костра не хватало, и я приспособил между боковым стеклом автомобиля и его крышей телефон с фонариком, который подключил через зарядку к прикуривателю, так и сидели. Кстати, в этот раз гнилушки особенно сильно светились в темноте зеленоватым светом. Ложась спать, подсвечивали ими себе в палатке. Основной темой обсуждения (после политики, женщин, автомобилей, работы и т. п.) были дальнейшие планы. Я вспомнил, что читал недавно отчеты дромовцев о путешествиях на южный берег Телецкого озера. У Андрея был Apple iPhone, который очень облегчал серфинг по Интернету, по сравнению с моим телефончиком. Андрюха, прочитав отзывы, одобрительно кивнул. С этого момента разговор был о том, успеем ли обернуться за имеющееся у нас время, и когда выезд. Стемнело, мы так и не спустились к Катуни. Этим немного нарушили обычай, согласно которому по приезду трогаем воду реки. Исправимся поутру, а сейчас спать.
Встали, учитывая долгие посиделки, довольно рано, около восьми утра. Весь день впереди! Предстоящее путешествие в те места, в которых мы ни разу не бывали, волнует и вселяет оптимизм. Спустились к Катуни, умылись. Как заново родились! Желаю, московскому мальчику, поющему про «чистые воды Алтая», испытать их действие. Собрали лагерь. Выехали обратно в Усть-Сему, выбросили мусор, позавтракали в кафе (учитывая предстоящий путь, заодно пообедали). Пополнили запас провианта. Памятуя о проблеме с дровами, решили приобрести немного. В Усть-Семе не нашли, шашлычники тоже отказались делиться. Пришлось возвращаться до Барангола. Купили аккуратную вязанку дров за 100 рублей и пару пакетов угля заодно, забегая вперед, скажу, что дрова пропутешествовали с нами до самого конца, но запас не отягощал, а придавал уверенности. Поехали по Чуйскому тракту. Были настроены, во что бы это ни стало, добраться до южного берега Телецкого озера. Ехали быстро, но находили время останавливаться, чтобы насладиться пейзажем и запечатлеть эту красоту.
Миновали Семинский перевал, перевал Чике-Таман, добрались до Акташа, заправились. Кстати, это последняя цивильная заправка. В Акташе повернули на Улаган. Проехали через Красные ворота, вот Андрюха выражает радость по этому поводу.
Проехали пару озер по левую сторону от дороги.
Ехали по дороге, никуда не сворачивая, пока не увидели слева въезд на базу, как потом узнали, называется она «Узун-кёль». Ранее по дороге встречались домики. Возле них стояли автомобили, и мы их пропускали. Видели своротки в сторону озер и указатели, информирующие о рыбалке. Если покажется, что плутаешь и едешь уже слишком долго, двигайся прямо, пока не окажешься на Улаганском перевале (его не спутаешь, там беседка, таблички). Это значит, ты пролетел турбазу, и необходимо вернуться на пару километров назад:). Вошли на базу, осмотрелись, все по-доброму. Местные и приезжие были заняты подготовкой к созерцанию наступающего солнечного затмения. Мы присоединились. С нами поделились закопченными осколками стекла. Вот и оно…
А вот тьма отступает, возвращая светило Земле.
Информация, почерпнутая из отзывов, осталась актуальной – 800 рублей за домик. К счастью, домики были заняты, а то могли бы не удержаться и лишились бы очередной тренировки по разбивке лагеря. Кстати, несмотря на отдаленность базы от популярных зон отдыха, «койки» необходимо бронировать заранее, так как это самое удобное место для ночлега перед путешествием в Челушманскую долину и к Телецкому озеру. По секрету сообщаю телефон директора базы Виктора Романовича Уханова: 8-913-695-80-88. Доброй души человек, между прочим, это он строил дорогу, по которой мы завтра поедем (в баре нам показали заметку в журнале о нем). Связи на базе нет. С некоторой периодичностью кто-нибудь из окружения Виктора возит телефон на гору, где есть связь. Так что, пиши SMS, указывай свой телефон, пожелания и ожидай. В ходе наблюдения затмения познакомились с новосибирцами. Они уже не первый раз здесь и собираются к Челушману. Спросили у них про особенности пути, получили самую общую информацию и приглашение ехать вместе. Пошли устраиваться.
Местный Мухтар по-хозяйски наблюдал за нами.
Сели на перекур, немного пошатывало после трассы, в животе «кишка кишке возжиной по башке», как говорит в таких случаях моя бабуля. Решили пройти реабилитирующие процедуры – еда и тонизирующий эликсир.
В отзывах читали про то, что здесь балуют местной пелядью. Заказали. В меню нашли еще один пункт, который вознес нас на небеса – шурпа. Готовят ее здесь просто фантастично: баранина, болгарский перчик, лучок, зелень-мелень… Отведали шурпички, пелядь повторили. Рыбка ловится в озере, которое находится прямо под боком, и сразу попадает на сковороду, а потом, пока еще шкварчит, на стол. Цены совсем не кусаются – пелядь 65, а шурпа не помню, но до 100 рублей. Пока усваивается пища, пошли прогуляться.
Вечерело, на свежем воздухе аппетит у нас особенно хороший. Разожгли угли в мангале, разогрели оставшийся с прошлого раза шашлычок, порезали колбаски, овощей. Банку шашлыка, приобретенного замороженным в Усть-Семе, решено было оставить для трапезы на Телецком, если не пропадет (своего холодильника у нас не было, а холодильник в баре тоже не работал, его включают при необходимости, так как для этого нужно завести дизель). Кстати, отсутствие холодильников – лишнее подтверждение исключительной свежести продуктов. Немного позже после ужина пошли смывать дорожную пыль в предусмотрительно заказанную сразу по приезду баньку.
Наступило утро. Пробивающееся изнутри хорошее настроение победило дремоту, леность и отголоски принятых вечером напитков. Умылись, позавтракали. Кстати, завтрак лучше заказывать с вечера. Мы так и поступили, поэтому были довольны – не пришлось ждать, и получили то, что хотели. Приступили к сбору. Тут нам пригодился хитрый инструмент с плоскогубцами. Моему бате штатные штыри для закрепления палатки показались хилыми, и он изготовил полуметровые копья, которые мы вчера уговорили с помощью топора по самые шляпки. Один прут никак не поддавался, пришлось вогнать его в землю, чтобы никто не поранился. Попрощавшись с хозяином базы и получив его благословение, поехали.
Въехав на вершину Улаганского перевала, отзвонились близким. Как оказалось, перед самим Улаганом тоже была связь (и тут дромовцы были правы, но страховка лишней никогда не была). В Улагане есть заправка. Увидел такие синенькие старинные холодильники со шлангами? Да, это она. Несмотря на жалкое зрелище, которое она собой представляет, бензин, как нам показалось, был нормальный. Однако не стоит рассчитывать на нее. На обратном пути нам не удалось пополнить запас топлива, так как «избушка была на клюшке». Бак у «Лесника» 60 литров, поэтому мы чувствовали себя вполне уверенно. Имеющим резервуар 40-45 литров, советую прихватить с собой канистру. Расход по горной местности далеко не такой как по трассе, да и мало ли какие ситуации могут приключиться. Кроме того, следует учитывать, что отклонение автомобиля от горизонтального уровня на спусках и подъемах, которых здесь предостаточно, может быть существенным, это приведет к перебоям работы двигателя при низком уровне топлива в баке.
Заправились. Двинули. Как нам сообщили на базе, до Телецкого озера чуть более 160 км, преодоление которых занимает 6-8 часов. Из Улагана ушли на Балыктуюль. Дальше ехали по дороге так, как она вела. Видели вот такие вещи, если не ошибаюсь, это Пазырыкские курганы.
Проехали лес, характер местности подсказывал, что скоро будет перевал.
А вот и он. Перевал Кату-Ярык собственной персоной. По рассказам – это одно из самых интересных и в то же время опасных мест на маршруте. Думаю, следует согласиться с этим без всяких оговорок.
Начинаем спуск. Дорога на полторы машины. Ехать по самому краю опасно, так как можно спровоцировать обсыпание грунта. Обгоны исключены. Разъезд с автомобилями, двигающимися во встречном направлении, производится в карманах, которые сделаны через каждые 800-1 000 метров. Виды завораживали.
А вот и вынужденная остановка. В кармане нам просемафорил молодой человек из стоящего на обочине Nissan X-Trail. Он лишь с третьего раза смог въехать на начальный и самый крутой участок. Остальные его товарищи штурмовали подъем. Одной из машин их компании была ВАЗ 21099, ей требовалась помощь и, якобы она должна была возникнуть на горизонте с минуты на минуту. Мы подождали немного, никого не было ни видно, ни слышно. Решили ехать навстречу. Проехали недолго. Впереди увидели народ и трактор, стоящий посреди дороги. Народ жестикулировал: езжайте обратно, дохлый номер. Оставили машину, пошли смотреть.
Ситуация заставила нас нервничать. Трактор находился, точнее, ранее находился под управлением полувменяемых алтайцев. Мотчасть у них поломалась: «в поддоне бензин, заводиться не хочет, мастеров и запчастей нет». Спросили о перспективах, они оказались весьма туманными, как и сознание пьяных горе водителей. Ехать назад никак не хотелось. Я стал примеряться, хотел объехать трактор со стороны горы. Водитель «Нивы», стоявшей возле трактора, отговорил. Сказал, что совершать маневры на таком склоне не стоит, так как на мелком гравии и песке машину может потащить, и избежать столкновения с железным исполином будет нельзя. После некоторых раздумий, мы с Андрюхой согласились с этим и отказались от авантюры. Оставалось надеяться на чудо. Чудо произошло! Трактор завелся, лязгая и гремя, пополз вниз.
То, что наворотил трактор, и то, что было на дороге до его вмешательства, выровняли. Большие валуны общими усилиями сбросили вниз, немного засыпали оставшиеся от них ямы. Осторожно приступили к спуску. Пришлось объезжать ямы и выступающие камни. Спустились.
Перевели дух. Уточнили направление дальнейшего движения и время в пути. Оказалось, что до Телецкого озера оставалось около 3-4 часов езды. Поехали. Челушманская долина изобиловала прекрасными видами. Поверь, фото не передают и половины того, как оно на самом деле.
По пути встречали два водопада. Вот один из них.
Проезжали несколько мостиков. Были и такие.
Встречались броды через небольшие речушки-ручейки. Думаю, в период дождей они более серьезные.
Были и равнинные участки.
По пути два раза утыкались в закрытые ворота. Таким образом местные жители препятствуют выходу скота за территорию пастбища. Поэтому ворота следует открыть, проехать и затем закрыть за собой. Встречался каменный лес: деревья растут прямо из камней, видимо, ранее здесь было русло реки. Очень интересно. Жаль, что не сделал фото. Когда проезжали через деревеньки, то наблюдали несколько недовольные взгляды местных жителей, особенно мужского пола. Хотя некоторые, проходя вдоль обочины или гарцуя на коне, поднимали руку, приветствуя нас. Что в этот момент было у них в головах, одному Богу известно. Дети махали вслед: привет-пока, мы тоже отвечали взаимностью. Вообще без необходимости не советую входить в контакт с аборигенами. У них свой уклад жизни, есть среди них, как и везде, разные люди. Очевидцы рассказывали, что есть у них игра «догонялки»: для того, чтобы догнать, необходимо полоснуть ножом по спине, далее все повторяется. Думаю, отморозков хватает везде, и они исключение из правила. Тем не менее, у многих алтайцев имеется оружие, которое их кормит. Заранее, конечно, настраиваться на негатив не стоит, но и осторожность не помешает. Один хороший знакомый поведал мне, что Улаган, который мы проехали ранее – один из самых бандитских районов. Как он выразился, «не стоит бродить ночью по этой деревне в целях приобретения свежей баранины, например». Утрировано, конечно, но сомнений не вызывает. Директор базы Виктор пытался развенчать такое представление, но осадок, как говорится, остался. Все это – информация на заметку. Из собственного опыта могу привести примеры только радушия и гостеприимности со стороны алтайцев. Возможно, такие радужные впечатления обусловлены тем, что встречи с ними у меня, как правило, проходили в рамках заранее спланированных мероприятий (охота и т. п.).
Проехали Балыкчу, еще немного и будет Телецкое озеро. Я бывал на его северном берегу несколько лет тому назад. Это иные впечатления, нежели от отдыха на Катуни. Отдать предпочтение чему-нибудь одному трудно. Каждое по-своему прекрасно. Я кормил Андрюху рассказами про холодную гладь Телецкого, окружающие его горы, водопады… Ступили на берег, по физиономии Андрюхи я понял, что первые впечатления от увиденного не совпадали с теми, которые им ожидались. Я был лишь немного оптимистичнее, так как держал в голове красоты южного берега Телецкого, увиденные мною в отзывах.
Вместе мы пришли к выводу, что просто устали, да и погодка не ахти, а так все прекрасно и, расположившись, мы раскусим прелесть этих мест. На первой встретившейся нам базе все домики были заняты. Берег очень сильно продувался. Мы обратились к обосновавшимся на берегу туристам, которых завезли сюда на «Урале». Узнали, что если проехать дальше по косе, то можно попасть на следующую базу. Пейзаж нас не устраивал, как и место для лагеря, поэтому решили двигаться далее. Берег песчаный, песок крупный и рыхлый. Весь берег усыпан сухими ветками. «Форяка» вел себя достойно. Чувствовалось, что машинка напрягается, но полный привод и пониженная делали свое дело – плыли по песку, полируя днище. Изредка подводила прокладка между сидением и рулем:). После остановки (убирали натянутый трос, удерживающий лодку) я опрометчиво решил поиграть с властелином песка – дал прикурить мотору… Колеса провернулись, и песок начал заглатывать авто. Леший простил мне эту оплошность и позволил выехать внатяг. Далее я не шутил и ехал повнимательнее, возиться в песке с саперной лопаткой не было никакого желания. Проехали косу, выбрались на твердую почву. Увидели базу. Рядом с базой на берегу видим прекрасное место: полянка среди небольших кустов и деревьев, место под машину, дрова, костровище, хорошие виды и берег. Оно, к сожалению, оказалось занято. Пока мы думали, второе приглянувшееся нам место занял мужчина, пришедший на парусе и моторе с северного берега. Пошли на базу. Предложенное место нам не нравилось, кроме того, костер можно было разводить только в специально предусмотренном месте, даже мангал у домика нельзя было поставить. Ну и в целом, как-то не по душе оказалась база. Поехали дальше по берегу. Смеркалось. Ни что нас не покорило, да и удаляться от базы и стоять вблизи деревни не хотелось из соображений безопасности. Вернулись на исходную позицию. Нам повезло. Люди, располагавшиеся на понравившемся нам месте, собирались. Немного подождали. Голодные как волки. Разломили сырокопченую колбасу, пожевали. Вот ребята собрались и уезжают, пожелали им счастливого пути и за дело: лагерь, костер, стол.
Пожарили шашлык. Покушали. Огонь накормили имеющимися в избытке дровами, так что получили красивое зрелище, тепло и свет. Я быстро согрелся и захотел взбодриться. В чем мама родила покурялся в озеро. Водичка очень хорошо тонизировала. Решил повторить процедуру. Потом еще раз, потом еще… Так и бегал в костюме Адама от костра к воде. Прилив сил был недолгим, вскоре мы спали как младенцы.
Встали часов в 9 утра. Начали собираться. Подошел пьяный алтаец, на одной руке болтались наручники. Как он говорит, пьяные играли и доигрались. Потеряли ключ. Он спрашивал спичинку. Спичек у нас не было. Я сказал, что если он придет со скрепкой, я его вызволю из оков. Делал это уже неоднократно. Тоже шутковали подобным образом. Как оказалось, он уже пробовал распилить наручники болгаркой, о чем свидетельствовала свежая ранка на его запястье. Он не уходил, мешал нам собираться и «не сменял пластинку» про спичинку. Я угостил его сигаретой и, не дожидаясь, пока он захочет уйти, попрощался с ним. Спросив напоследок: «Есь чё выпить?» и получив отрицательный ответ, он удалился. Вспомнили, что на мангале оставался шашлык. Как понимаешь, его уже не было. Подозрения падали на людей и на собак. Не было ни шпажек, ни мяса. Даже если бы оно осталось, возиться с костром не хотелось, кроме того, жаренная на огне пища уже порядком надоела. Пошли завтракать на базу. На вопрос: «Что есть поесть?» нам ответили: «Бутерброды», на вопрос «С чем?» – «С красной и черной икрой». Мы переглянулись, это было все, на что мы были способны этим утром. Черная и красная икра в «попе мира» (как мы называли это место) – это было как-то неожиданно. Не стали экспериментировать, взяли рисовую кашу, блины и зеленый чай с лимончиком. На барной стойке увидел вот такую рекламу.
Как оказалось, возвращаться по косе не было необходимости. Выехали на дорогу другим путем. Решили добраться до базы, на которой останавливались, покушать и сразу двинуть дальше. Дело в том, что на следующий день мы должны были встречать трех любителей приключений из Омска. Они забронировали места на турбазе «Белый камень», располагающейся недалеко от моста на озеро Ая. Гости должны были быть к вечеру, а мы хотели приехать утром, чтобы спокойно посидеть, отдохнуть, обсудить наше путешествие, заказать баню. Поэтому нам необходимо было попасть в район Усть-Семы сегодня вечером, переночевать, а утром завтрашнего дня попасть на «Белый Камень».
Недалеко от одной из деревень нам повстречались три алтайца. Два на мотоцикле и один верхом на коне. Заднее колесо у мотоцикла было спущено, мужикам нужен был насос. Сознание выдало решение быстрее, чем я смог его обдумать: «Насоса нет». Я смотрел на удаляющиеся в зеркале заднего вида силуэты мужчин, коня и мотоцикла и чувствовал, что это был поступок не мужа, а мальчика. Что-то бунтовало во мне. В итоге истерзанная совесть была подкуплена следующими аргументами: у мужиков был конь, а до деревни совсем недалеко; мы очень торопились, а для извлечения насоса необходимо было выкладывать все из багажника; дома ждали жены, а истинные помыслы этих мужчин были нам неведомы и т.п. Законили мы, короче. Скажу сразу, что через некоторое время «Форяка» получил укол в заднюю левую пятку шурупом, колесо потихоньку спускало, а насос сломался. Благо это было недалеко от цивилизации, насос мы подлечили, а колесо сделали. Делайте выводы, я уже сделал – алтайские боги не дремлют! Думаю, что-то человеческое они в нас разглядели, иначе вместо небольшого намека, получили бы урок.
Обратная дорога, как всегда, воспринимается быстрее. Дорожное полотно меняется с земляного на каменное. Там и там необходимо держать ухо востро. Чем больше клиренс, тем менее остро надо держать ухо. Вся проблема в резко появляющихся и хорошо маскирующихся за подъемами, поворотами и неровностями камнях, которые способны достать до картера или других жизненно важных частей автомобиля. Неоценимую помощь оказывала энергоемкая и достаточно жесткая подвеска Subaru, на волнах она не давала автомобилю прижиматься к земле и раскачиваться, что позволяло с высокой точностью прогнозировать просвет. В поворотах на щебне автомобиль лишь упоминал об ухудшившемся сцеплении с дорогой, но не более того. Ощутимую помощь оказала система выравнивания клиренса, которая восстанавливает его, даже если положить слона в багажник. Кое-где по дороге двигались со скоростью 2-5 км/ч. Для того, чтобы, не паля сцепление, прокрасться по крупным неровностям, пользовались пониженной. И все же несколько раз мы чиркали брюшком, при этом вспоминая, что у нас есть прочная металлическая защита на картере и заднем дифференциале. В таких случаях мы говорили слово «жесть», а когда видели в этих местах Toyota Platz и другие сугубо легковые автомобили, то находили выражения покрепче. Уверен, что можно проехать по тем дорогам практически на любом авто, по крайней мере, в сухую погоду. Однако не надо забывать, что чем дальше применение вещи от ее назначения, тем быстрее кончается ее ресурс. Мы подходили к одной из легковушек, все пороги были покоцаны, что получила подвеска, остается только гадать. Не думаю, что паркетники предназначены для таких дорог, но для них это сложное испытание, а не погибель. Несмотря на то, что «Лесник» меня не разочаровал и дал даже больше, чем я от него ожидал, я с доброй завистью смотрел вслед проезжающим «УАЗам», «Нивам», переделанным «Крузакам», «Террано», «Патрулям», «Паджеро» и «Лэндроверам»: просвет такой, что можно ехать с закрытыми глазами, колеса здоровенные и немного приспущены – красота! Наверное, когда на таком спецавто едешь, не ты кочкам кланяешься, а они тебе:).
Вот и Кату-Ярык. Перед ним стоят несколько автомобилей, видимо, собираются с силами и готовятся к взлету. Мы встали рядом. Решили посмотреть, так ли страшен черт, как его малюют. Пошел Hyundai Tucson: вначале бодрячком, а далее ползком. Не знаю, аккуратничал ли шофер, или машина тужилась из последних сил, но ехал он очень тихо, и все ждали, пока он вкарабкается подальше. Остальные не спешили, сердечки у нас забились раза в полтора чаще. Стали выруливать на взлетку. Тут, откуда ни возьмись, взялся Forester черно цвета, он будто посмеялся над всеми нами – взлетел на перевал как черный плащ! Доносились крики: «В следующий раз беру Subaru», – это мужики смеялись. Вслед за черным плащом пошла Toyota Corona. Я вытер потные ладони и поехал вперед. Развлекать я никого не хотел, машину хотел сохранить в первозданном виде, поэтому набрал скорость достаточную, на мой взгляд, для подъема, но не более того. Для пущей уверенности ехал на пониженной, но двигался так, чтобы исключить пробуксовку колес. У нас с Андрюхой возникли схожие впечатления – «Форь», как человек-паук, уверенно поднимался вверх. Причем, когда одна из его лап соскальзывала с плоской поверхности большого гладкого камня, ставшего частью дороги, четко ощущалась работа всех остальных лап. Если мощности хватало, то я шел на более высокой передаче. В основном лезли на второй, изредка на первой и третьей передаче (пониженную не отключал). Toyota Corona была полноприводной. Ехала нормально, но медленно, приходилось отпускать ее подальше, стоя в карманах. Видно было, как работало ее 4WD – пробуксовывали не только передние, но и задние колеса. Водителю пришлось попотеть, объезжая неровности в таких сложных условиях. Кстати, раз уж я пустил слюни, восхваляя своего «Форяку», то упомяну и о системе Hill Holder, которая очень помогала нам в пути, а особенно на подъеме. При нажатии педалей сцепления и тормоза на подъеме система активируется автоматически. Отпускаешь педаль тормоза, продолжая удерживать сцепление, а автомобиль не катиться назад, тормоза плавно ослабевают пропорционально возвращению педали сцепления в исходное положение. Таким образом, система позволяет трогаться с места на подъемах без риска отката назад. Можно было бы пользоваться ручником, но это не так удобно и требует намного большей сноровки для того, чтобы не поджечь сцепление на крутой горе. Если думаешь, что раз уж легковые машины забираются, то ни о какой сложности маршрута на Кату-Ярыке не может быть и речи, то ты ошибаешься. Подтверждением могут стать несколько венков на краю дороги. Сложность в том, что форсировать неровности при небольшом клиренсе сходу нельзя. Объезжать их можно только на небольших скоростях, а кое-где и совершив остановку. Трогаться на крутых взъемах опасно, маневрировать тоже. Поэтому те, кто ехал на низкоклиренсных авто, заслуживают уважения. Напомню, что речь шла об абсолютно сухой поверхности дороги, в дождь было бы иначе.
Добрались до Улагана, позвонили родным. Я вспомнил, что мой хороший знакомый строит дом в Аскате (населенный пункт по дороге на Чемал). Мы решили попросить его разрешения переночевать там. Позвонили, он любезно согласился предоставить нам крышу над головой. Желательно было добраться до Аската к 9 часам вечера, так как человек с ключом от дома мог уйти. Рассусоливать не стали, заглянули на базу «Узун-кёль», оправились, поели, умылись, поделились впечатлениями с директором Виктором и работниками базы. Поехали в сторону Аската.
Приехали в Усть-Сему в девятом часу. Чтобы это сделать, пришлось гнать по трассе. Штатная резина на Forester ставится не самая лучшая, а точнее паршивая, так что ехали под аккомпанемент поющих на поворотах покрышек. Расход оказался конский – около 13,5 литров (при умеренной езде от 8 до 10). Объясняется это легко, в горах из-за частых спусков, подъемов и поворотов приходится, если хочешь ехать быстро, держать высокие обороты двигателя. Иначе пока раскочегаришь, уже тормозить надо. В Усть-Семе купили продукты и поехали в Аскат.
Вот мы и на месте. Я уже говорил, что по пути мы получили в заднее левое колесо шуруп. Обнаружили это именно здесь, в Аскате. Колесо было наполовину спущено. Решено было оставить его так до завтрашнего утра. Подложили полено под днище, чтобы не позволить диску колеса, когда оно окончательно сдуется, продавить резину. Так как мясо изрядно надоело, на ужин решили пожарить рыбу.
Я занимался горячим, Андрюха готовил пивной стол – орешки, рыбку и т. п. Посидели, затем с удовольствием поспали на кроватях.
Встали часиков в 9 утра. Приступили к сборам. Стали накачивать колесо, поломался насос. Починили. Накачали колесо с запасом, дали 2,5 очка.
Доехали до шиномонтажа. Кстати, не верьте надписям на АЗС, нет там никакого шиномонтажа. Нашли между Усть-Семой и Аскатом. Паренек извлек шуруп, вставил вместо него резиновый жгутик, и все было окей. Я попросил снять поочередно все колеса. Проверил пыльники, все были в порядке, но покрыты толстым слоем твердой грязи. Грязь могла сильно увеличить износ резиновых пыльников, поэтому я их отмыл. Во дворе у шиномонтажки стоял старинный ржавый авто. Парень, делавший нам колесо, сказал, что намерен его отреставрировать и отдать за огромные деньги в Европу или получить взамен новый Land Rover. Это его дело, а тебе советую брать в горы ремкомплект для резины, что и сам непременно буду делать. Подумай, что если проколешь два колеса (основное и запаску) в Челушманской долине? Отдых может затянуться надолго!
Добрались до «Белого камня», заняли маленький домик, позвонили омичам. По нашим расчетам они будут глубоким вечером. Пошли погулять на берег, посидели в креслах перед домиком. Учитывая последние события, просто сидеть в кресле днем и смотреть вокруг – чрезвычайное удовольствие. Вечером приехали ребята, мы сходили в баню, попели под гитару. А утром позавтракали вместе, поделились друг с другом впечатлениями и предстоящими планами и распрощались.
В заключение хотелось бы отметить, что проделанное путешествие нам с Андреем очень понравилось! Оно, несомненно, достигло своей цели. Это был наш первый опыт, мы удовлетворили свои амбиции, отдохнули от города, погоняли по бездорожью, побичевали в палатке и т.п. Однако мы прекрасно понимаем, что места, в которых мы были, способны подарить человеку большее. Грубо говоря, мы не видели ничего, кроме трассы, быстро меняющихся в окне пейзажей и огня в мангале или костре. Мы назвали то, что проделали «путешествием двух бешенных собак»: встали – поехали – легли – встали – поехали… Зато мы пробили для себя дорогу и теперь поедем вместе с женами и друзьями. Постоим на Челушмане, исследуем его окрестности, побродим по брегам Телецкого и попытаемся найти упомянутый в отчетах яблоневый сад и другие прекрасные места…
Примерные расстояния, время в пути и характер дороги:
Барнаул – Улаган 700 км (стандартная трасса + особенность гор);
Акташ – Улаган 55 км (грунтовка);
Улаган – Телецкое озеро 170 км (асфальт, грунт, щебень), 6-8 часов;
Кату-Ярык – Телецкое озеро 80 км (грунт, щебень), 3-4 часа.
P.S. Отдельную благодарность хотелось бы сказать нашим женам (за понимание) и друзьям Алексею С. (за информацию), Владимиру Г. и Андрею К. (за вдохновение и наставления в пути), Вадиму Г. (за ночлег). Уважение тем, кто совершает такие проделки, как Евгений Кожевников (Johnykey) и его команда. Спасибо ребятам, которые первыми открыли на Drom.ru тему ЮБТО. Всем искателям приключений привет!