Первое путешествие по Горному Алтаю

Первое путешествие по Горному Алтаю

25.01.2011 | 59238 просмотров

Убедил меня таки знакомый оформить отчет и отправить сюда. Пришлось посидеть за компом. Надеюсь, вам понравится.

Небольшой отчет о моем первом путешествии по Горному Алтаю с 04.07.2010 по 10.07.2010 (семь дней, считая дорогу).

Так как человек с хорошим фотоаппаратом в последний момент отказался от поездки, за качество картинок прошу не пинать.

Состав группы:

  • Toyota RAV4 — я и брат;
  • Suzuki Escudo (трехдверный) — Горький (его лучшая половина отказалась ехать);
  • Suzuki Escudo (пятидверный) — Антон и Тома

Все машины приобретены недавно (не далее, чем полгода). Я и Горький опробовали свои авто в условиях, приближенных к боевым, на Горской. Там же освоили поддомкрачивание, порвали пару «тросов» и помесили грязь/снег.

Машины для бездорожья не готовились. Клиренс базовый. У меня — новая резина «Toyo OPAT A/T», да защита от «Шерифа» на всю ширину (минусы — без сливных отверстий, зато грязь не лезет). Горький — без защиты (как оказалось, даже без стропы и набора ключей). У меня в машине болталась полная 20-литровая канистра бензина на крайний случай.

Предварительная подготовка

Поездка фактически без подготовки. Мне было интересно съездить так, как ездят большинство людей — просто едут. Без назначения старшего, завхоза и пр. (как в серьезном походе). Учитывая то, что едем на машинах и через населенные пункты, то это не так критично.

Так как никто в принципе не занимался маршрутом, то я просто составил карту, нанеся на нее самые значимые достопримечательности. Маршрут обозначил условно, т.к. были вопросы в проходимости дорог и не было уверенности, что все люди из группы готовы активно отдыхать. В данном случае, не зная, проходимы ли все дороги, не стал расписывать маршрут по дням. Смотреть будем по месту.

Карта-схема поездки:

Задача: посетить как можно больше достопримечательностей Горного Алтая за неделю.

Маршрут:

Ключевые моменты:

  1. Водопад Учар и прилегающие к нему достопримечательности (Каменные Грибы, юг Телецкого озера, Пазырыкские курганы, перевал Кату-Ярык, Красные ворота, Мертвые озера и пр.), конечная точка — юг Телецкого озера.
  2. Альплагерь Актру — водопад Бараньи Лбы, ледник Актру, озеро Голубое.
  3. Черные Ануй — пещера Денисова и водопады на реке Шинок.
  4. Каракольские озера (а также «Экстрим-Парк» в Усть-Семе, Чемальская ГЭС, о. Патмос и пр.).
  5. Прочие попутные места (о. Ая, Чертов Палец, петроглифы, каменные стелы и пр.)

Подготовка

Замена масла в двигателе. Накануне поездки сделал-таки ящик под инструменты/насос/стропу/домкрат/пр... Брат подарил канистру 20 л. в счет будущего ДР. Зимой, еще по снегу, а потом и по грязи «джиповали» на Горской. Приобрели начальные навыки борьбы с плохими дорожными условиями.

День N 1

Подъем в 5:00. Разминка, стакан чаю, закинул недостающие вещи в машину. Заправил полный бак и канистру. Заехал за братом.

В 6:00 встретились на ост. Гостиница «Обь» и выдинулись в путь.

По дороге испытал ФМ-трансмиттер. Работает. Ловит даже соседняя машина. Но качество похуже радио.

На подходе к Барнаулу потеряли Горького. Он шел последним, мы с Антоном оторвались (дорога была хорошая) и проскочили не в ту сторону. Как только поняли, что потеряли Горького, остановились. Оставил Антона на трассе и поехали искать Горького. Катался, как минимум, полчаса. Заглянул в Барнаул, постоянно вызывали по рации. Глухо. Зато поняли, что сами свернули не туда. Но делать нечего. Вернулись к своротке на Горноалтайск и поехали. Через некоторое время Горький вышел на связь по мобильному. Состыковались под Горноалтайском.

К 12 часам были в Манжерке. Попробовали шашлык из баранины (не очень), посмотрели на мост на о. Ая. Народу тьма. Двинулись дальше.

Перевал Семинский. Не запомнился. Считается высшей точкой Чуйского тракта, но не производит никаких впечатлений. Просто высокая горка, двигатель не тянет да уши постоянно закладывает.

В Онгудае я влетел на 300 рублей в пользу ГИБДД. Село длинное (села у них в силу особенностей местности растянуты водоль рек) и хорошая дорога. Разогнался ближе к выезду из села до 83 км/ч и спохватился, когда молодой и резвый гиббон уже застрелил меня из фена и довольно помахивал полосатой палочкой. Впрочем, я не один был такой дурак. На обратном пути в том же Онгудае дежурили гиббоны. Настоятельно рекомендую придерживаться скоростного режима во избежание нервотрепки и потери дензнаков. По крайней мере, в Онгудае обязательно.

Перевал Чике-Таман. Чуть получше, но тоже не о чем. Начался как затяжной подъем, окончился смотровой площадкой. Пошарились немного наверху, да двинули дальше.

Время ближе к 20:00, проехали пару хороших стоянок на впадающих в Катунь речках.

Решили с братом протянуть за деревню Иня вверх по прилегающей речке и встать там. Но, к сожалению, село вытянулось также вдоль этой речки. Пришлось возвращаться обратно. Проехали около 10 км. от с. Иня и остановились.

Тут же возникла первая проблема. Я ожидал технических поломок и морально был готов к ним. Аккумулятор у него был не закреплен нормально, выпал из креплений и прижался к выхлопному коллектору, вследствие чего потек и окончательно испортился. Машина не заводится. Направили Антона в с. Иня на разведку. Результат: нужно ехать в с. Онгудай, там есть продавец аккумов. Оставили на ночевку на берегу Ини (назвать берегом это сложно, т.к. до воды около 100 метров почти отвесно вниз) нашу команду и рванули с братом в Онгудай за аккумом. Катались с 21:00 до 00:00 (приехали в первом часу). Чике-Таман проехали в сумерках и ночью. Вообще никаких проблем, хотя пишут, что сложная дорога.

Единственное, что я вынес для себя — на Алтае знаки (капитальные) расставлены на удивление адекватно. Если не знаешь дорогу, то лучше придерживаться их, ну, плюс 9 км/ч (до 10 — не превышение). Дорога здорово виляет и разгоняться выше 80-90 км/ч желения и так никакого. Обратно по ночи ехал, ориентируясь исключительно по линиям разметки и знакам ограничения скорости. Что проехал перевал Чики-Таман, понял только наверху. Не видно ни черта.

В общем, в первом часу приехали, проверили аккум (все ОК), да легли спать.

Спал в палатке с братом. Но на туристическом коврике мой подушатанный позвоночник не давал особо выспаться.


Новосиб. Выезд.


Трасса. ЛЭП. 1150 кВ. Эти «канаты» издалека видно.


Панорама. Перевал Чике-Таман.


Катунь. Берег.


Катунь. Стелла за с. Иня.


Паскудики на трассе.


В Онгудай за аккумом. Поворот. Солнце. Обратно пилить уже в темноте.

День N 2

Подъем в 8:00. Проехали дальше (мы с братом накануне провели разведку). Там съезд к р. Катунь. Позватракали, умылись, подсушили вещи. Тут же Антон сообщил, что дальше не готов ехать по финансовым соображениям и мы расстались с ним.В составе моего РАВчика и Эскудика Горького двинули дальше. Остановились на водопаде Девичьи Слезы. Естественно, поднялись к водопаду. Красиво, не передать словами.

Через несколько км. еще водопад, без названия. Рванули вверх. Но не тут-то было. Тропы нет, и подъем на 150 м по вертикали дался непросто. Тем более, что мы с братом вышли в сланцах. Изодрались о кусты, обгорели на солнце (оно в зените было), да и водопад толком не увидели (он в лесной чаще прячется). Зато размялись. Спустились вниз. Спуск оказался тоже не из легких. Искупались в этой же речушке, идущей из водопада, перекусили да поехали.

Ближе к Акташу начали маячить снежные шапки по правую руку (фотографировали их). В Акташе залили баки, докупили продуктов и двинули на перевал Кату-Ярык. Остановились на Красных Воротах. Пофотографировались. Далее непростая дорога через Улаганский перевал (отм. 2 080 м, бедные мои уши, перепады давления их просто убили), затем грунтовка.

В селе Былктуюль поспрашивали местных дорогу дальше. Вдоль дороги от с. Балыктуюль посмотрели Пазырыкские Курганы. Говоря простым словом — просто куча камней. Мне напомнил армейский капонир под тяжелую технику. Поставили галочку и двинули дальше.

По пути постигали дорожный закон степи: дорог нет, есть только направления. По полю около 3-5 дорог и все постоянно пересекаются. Поскольку старая дорога довольно быстро приходит в негодность (вырождается в «стиральную доску» или изнашивается до камней), то прокладывают новую. Лучше придерживаться дороги посвежей, и то приходится ехать по краю травы, дабы не резонировать на «стиральной доске». Дорога требует много внимания. Долго-вялко, дорога пошла в гору. Начался Кату-Ярык. Со стороны Акташа почти непонятно, что выходишь на перевал, скорее это просто плоскогорье. Зато порой открывались замечательные пейзажи в виде крутого склона, озер, рек и лесов. К вечеру вышли на перевал Кату-Ярык.

Вот этот перевал запомнился. Кто не ездил по нему, тот не понял дорог Горного Алтая. Перепад 600 м, длина 3,5 км. Покрытие — камни да грунт. Дорога — классический серпантин по крутому склону. Вот это уже адреналин.

Пофотографировались наверху да поглазели вниз. Впечатляет! Словами, фотографиями и всякими видеозаписями этого не передать. Надо просто быть там, стоять на края обрыва и видеть внизу игрушечные домики, любоваться водопадом напротив перевала и заходящим солнцем. Красота! А на вершинах гор с той стороны — снежок лежит... Вот бы туда! Но тогда мы еще не знали, что впереди у нас все гораздо круче!

Пошли вниз. Ближе к середине спуска понял, что тормозные колодки уже воняют, и тормознули передохнуть. Про пойманные защитой камни говорить не буду. Зато про защиту от «Шерифа» на первый РАВик могу отозваться только положительно. Закрывает фактически весь двигатель, коробку и пр. (защита у меня без отверстий вообще). Клиренс, конечно, съедает хорошо (около 4 см), но зато есть рабочее пространство для защиты от прогиба и пр. ударов.

Не скажу, что адски сложный перевал, но требует много внимания. Постоянно прыгаешь на камнях по краю обрывистого (70%) склона. В принципе, при твердой руке и светлой голове можно без проблем разъехаться в две легковые машины.

В общем, с двумя остановками спустились к реке Чулышман. Темнело. Встали у реки на месте чьей-то прежней стоянки.

Ночевал в палатке на коврике. Неудобно. Не выспался нифига.

Естественно, всю ночь шум реки и пр. романтика.


Водопад Ширлак (Девичьи Слезы).


Вдпд. Ширлак. Табличка, беседка, сам водопад.


Водопад Безымянный. Вид сверху.


Водопад Безымянный. Купаюсь я.


Водопад Безымянный. Купается брат.


Я. Тащусь.


Я. Вставило.


Белый Бом. Памятник.


Слияние двух речек разного цвета.


Снежная вершина.


Панорама. Катунь


Панорама. Слияние Чуи и Катуни.


Дорога на Красные Ворота.


Красные Ворота.


Красные Ворота. Река.


Красные Ворота. Под мостом. Мост восстановлен после паводка месяц назад.


Красные Ворота. Речка.


Курган.


Озеро на Улаганском перевале.


Дорога по Улаганскому перевалу.


Дорога на Кату-Ярык.


Дорога на Кату-Ярык. Солнце.


Дорога по перевалу Кату-Ярык.


Кату-Ярык. Собственной персоной.


Кату-Ярык. Во всей красе.


Кату-Ярык. Водопад напротив смотровой площадки.


Кату-Ярык. Водопад.

День N 3

Подъем в 7:00. Позавтракали, умылись, просушились, да двинули в путь.

Впереди дорога. Местами степная, разветвляющаяся на несколько веток, выбор лучшей из которых уже дело чутья и приходит с опытом (по некоторым из них можно было разгоняться до 50-60 км/ч без риска потерять управление), а порой идущая по краю реки Чулышман.

Так потихоньку, фотографируя попадающиеся по пути водопады (честно говоря, надоели они уже до чертиков, но фотографировали все равно), добрались до устья реки Чульча. В этом месте, естественно, стояла туристическая база.

Прибыли на базу к 12:00. Нашли главную по базе алтайку. Она сказала, что одна группа на водопад ушла раньше и сейчас будет уходить другая. Стоимость посещения водопада: 500 руб. — гиду, 100 руб. — за заповедник, 500 руб. с четырех человек за переправу на тот берег. Тетка сказала, что можно не платить за водопад, а втихую переправиться на тот берег (500 руб. за переправу), сделать вид, что идем на Каменные грибы, а самим направиться на Учар. Поставили машины в ограде (100 руб. за две машины), отдали 500 руб. за переправу на тот берег (оплатил на обратном пути), по-быстрому набили рюзачки, переобулись да побежали к лодке.

Переправа горной речки — тоже запоминающееся событие. Дюралевую лодку колбасит, течение в стремнине сильное (дохленький мотор не тянет на середине реки против течения). В общем, уже адреналин.

Переправились (нас высадили ближе к грибам, мы сделали небольшой крючок и двинули в сторону Учара.

Поскольку шли мы достаточно быстро, то оторвались от вышедшей чуть ранее группы туристов. Немного смущал факт, что никакому гиду и за посещение заповедника мы не платили, но решили тупо забить и включать дурака, если будет кто спрашивать.

Пока свежие сил, шлось неплохо. Тропа набитая, вела по крутому склону горной реки, местами через кусты. Вторая половина пути начала идти вверх, встречались водопады, дорога стала сложней. По пути нагнали вышедшую ранее группу. Они переходили водопад. Пока они застряли на нем, мы фотографировались да отдыхали. Переправились через водопадик со страховкой по оставленным этой группой веревкам. Поздоровались, да показушно прыгая по камням, обогнали их.

Тропа была нелегкая, но не проблемная. Расстояние до водопада в 8 км мы преодолели примерно за два часа с копейками.

Прошли на островок по бревну. Пользуясь тем, что пока никого не было, покупались в ледяной воде, пофотографировались, да сели отдыхать, сушиться и обедать сухпаем. За этим делом и застала нас группа туристов. Бревно, по которому мы прошлись легким шагом (я с камерой в руке), они преодолевали с подстраховкой гида минут 15. Это было нечто. Про то, что в горной речке можно купаться, им видно и вообще в голову не приходило.

Сам водопад — зрелище грандиозное! 160 метров падающей порогами (это скорее не водопад, а водоскат под средним углом 45 градусов) воды огромного объема. Шикарно. Ни фото, ни видео не передадут впечатлений от водопада и пути к нему.

В общем, передохнули мы, да двинули в обратный путь. Сказать, что он был легче не могу. Да, чуть под горку местами, но тропа все же горная и требует постоянного внимания. Встретили еще пару групп, идущих на Учар. На переходе через водопадик, естественно, не оказалось страховочных веревок. Пришлось проходить его ниже по камням и дальше лезть в крутую горку. Рисковое дело, конечно, это было. Хорошо хоть скалодром посещали год назад. Лезли вверх на тропу, держать за кустики, да порой попадающиеся зацепки. Опасно, но прошли. На водопадике до сих пор сидела тетенька в очках, которая побоялась переходить его, и группа оставила ее. Вот радости-то, туканить тут три часа кряду! Но это ее выбор...

Ближе к концу тропы повстречали двух «туристов» в шортах и футболках. Они шли на водопад. Наверняка не дошли, т.к. было уже шесть вечера, они были в шортах (по кустам в них особо не полазишь) и тропа тяжеловата была бы для них. Зато они поведали нам, что караулит уже нас товарищ, ответственный за заповедник. Н-да, неприятность, однако. А отдавать деньги фактически ни за что не хотелось. Заранее приготовили 300 руб. (по сотне с брата за посещение заповедника, про 500 рублей за гида, естественно, даже думать не хотели), типа, не успели заплатить за заповедник и заплатим при первом случае. Вышли к устью Чульчи и повернули по предполагаемому направлению к Каменным грибам. Тащились по степи километра 2-3 точно. Надоело. И увидели это чудо природы выше, в километре-полтора в гору. Не впечатлились, посмотрели, сфотографировали и решили к ним не идти. Ничего грандиозного особо нет. Поперлись обратно к переправе (еще около 2 км). Находились по самое нехочу. По-быстрому переправились, рассчитались с тетушкой (она тоже подтвердила, что искал нарушителей ответственный по заповеднику) за стоянку машин, да дернули, пока нас не поймал этот самый «заповедник». Хотя тетка сказала, что на наших авто дальше не проехать, решили попробовать.

Первый брод показался страшным. Промерили сапогами. Вроде ничего. Поехали потихоньку. Воды по оси. Нормально.

Второй брод подлинней. Я прошел, убрал крупные камни. Проходили его по радиусу. Воды также по оси колес.

Дальше уже броды пошли легче. Поняли, что ничего страшного в них нет, если на дне не лежат крупные камни. Преодолев сколько-то бродов да несколько десятков километров, вышли на разрушенный паводком мост. Тут дорога к югу Телецкого для нас кончилась. По иронии судьбы, именно завтра должен был приехать полпред президента по округу, и к его приезду мост был бы готов. Но ждать нам не было смысла. Зато убедились, что даже наши «паркетники» тут пройдут без проблем, развернулись и поехали назад. Остановились в сосновой рощице рядом с чистой горной речушкой. Подходили пара местных, спрашивали сигареты, потом долго сидели, смотрели, как мы готовим ужин, поинтересовались, не найдется ли у нас «лишнего» баллона для газовой горелки, да ушли ни с чем. У них в километре дом. Приятного мало. конечно, от такого соседства, но где наша не пропадала... Так и заночевали.

Спал в палатке с Горьким на надувном матрасе. Шикарная штука! Как дома на кровати.

Итог дня:

  • пройдено 20 км пешком по горам;
  • посещен водопад Учар;
  • освоили прохождение бродов

День однозначно удался!


Чулышман. Каменные грибы.


Чулышман. Горький засадил своего паскудика. По ходу, чтобы скучно не было.


Чулышман. Зигзаги реки.


Чулышман. Впадающая речка. Фото.


Чулышман. У этой речки мы ночевали. С утра мылся в ней. Ощущения просто потрясающие!


Чулышман. В одном месте дорога отсыпана снизу от отвесных скал, раньше бывших ее берегами.


Чулышман. Пешеходный мостик какой-то.


Чулышман. Водопады на впадающей речке.


Чулышман. Водопады на впадающей речке.


Чулышман


Чулышман. Водопад.


Чулышман. Журавли.


Чулышман. Журавли.


Водопад Учар. На подходе.


Водопад Учар. Еще ближе.


На тропе.


Вид с тропы вверх.


По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Тригада.


По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Прохождение.


По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Страховка по пути туда еще была.


Водопад Учар.


Водопад Учар. Я.


Водопад Учар. Тригада.


Водопад Учар. Горький купается.


Водопад Учар. Я. Поток сильный, еле удерживаюсь.

День N 4

Подъем в 8:00 (отдых после нагрузки).

Встал утром, полностью помылся в горной речушке. Красота! Солнышко светит, водичка прозрачнейшая журчит. Голову просто намыливаешь, да в потом суешь и ворошишь — моментально все смывает. Лучшие моменты жизни, словом!

Поели, просушились немного, да двинули в обратный путь.

Забрались в Кату-Ярык без особых проблем. Единственное, пришлось идти на первой передаче, иначе движок просто н