Первое путешествие по Горному Алтаю

25.01.2011 | 62684 просмотра

Убедил меня таки знакомый оформить отчет и отправить сюда. Пришлось посидеть за компом. Надеюсь, вам понравится.

Небольшой отчет о моем первом путешествии по Горному Алтаю с 04.07.2010 по 10.07.2010 (семь дней, считая дорогу).

Так как человек с хорошим фотоаппаратом в последний момент отказался от поездки, за качество картинок прошу не пинать.

Состав группы:

• Toyota RAV4 — я и брат;
  • Suzuki Escudo (трехдверный) — Горький (его лучшая половина отказалась ехать);
  • Suzuki Escudo (пятидверный) — Антон и Тома

Все машины приобретены недавно (не далее, чем полгода). Я и Горький опробовали свои авто в условиях, приближенных к боевым, на Горской. Там же освоили поддомкрачивание, порвали пару «тросов» и помесили грязь/снег.

Машины для бездорожья не готовились. Клиренс базовый. У меня — новая резина «Toyo OPAT A/T», да защита от «Шерифа» на всю ширину (минусы — без сливных отверстий, зато грязь не лезет). Горький — без защиты (как оказалось, даже без стропы и набора ключей). У меня в машине болталась полная 20-литровая канистра бензина на крайний случай.

Предварительная подготовка

Поездка фактически без подготовки. Мне было интересно съездить так, как ездят большинство людей — просто едут. Без назначения старшего, завхоза и пр. (как в серьезном походе). Учитывая то, что едем на машинах и через населенные пункты, то это не так критично.

Так как никто в принципе не занимался маршрутом, то я просто составил карту, нанеся на нее самые значимые достопримечательности. Маршрут обозначил условно, т.к. были вопросы в проходимости дорог и не было уверенности, что все люди из группы готовы активно отдыхать. В данном случае, не зная, проходимы ли все дороги, не стал расписывать маршрут по дням. Смотреть будем по месту.

Карта-схема поездки:

Задача: посетить как можно больше достопримечательностей Горного Алтая за неделю.

Маршрут:

Ключевые моменты:

1. Водопад Учар и прилегающие к нему достопримечательности (Каменные Грибы, юг Телецкого озера, Пазырыкские курганы, перевал Кату-Ярык, Красные ворота, Мертвые озера и пр.), конечная точка — юг Телецкого озера.
  2. Альплагерь Актру — водопад Бараньи Лбы, ледник Актру, озеро Голубое.
  3. Черные Ануй — пещера Денисова и водопады на реке Шинок.
  4. Каракольские озера (а также «Экстрим-Парк» в Усть-Семе, Чемальская ГЭС, о. Патмос и пр.).
  5. Прочие попутные места (о. Ая, Чертов Палец, петроглифы, каменные стелы и пр.)

Подготовка

Замена масла в двигателе. Накануне поездки сделал-таки ящик под инструменты/насос/стропу/домкрат/пр... Брат подарил канистру 20 л. в счет будущего ДР. Зимой, еще по снегу, а потом и по грязи «джиповали» на Горской. Приобрели начальные навыки борьбы с плохими дорожными условиями.

День N 1

Подъем в 5:00. Разминка, стакан чаю, закинул недостающие вещи в машину. Заправил полный бак и канистру. Заехал за братом.

В 6:00 встретились на ост. Гостиница «Обь» и выдинулись в путь.

По дороге испытал ФМ-трансмиттер. Работает. Ловит даже соседняя машина. Но качество похуже радио.

На подходе к Барнаулу потеряли Горького. Он шел последним, мы с Антоном оторвались (дорога была хорошая) и проскочили не в ту сторону. Как только поняли, что потеряли Горького, остановились. Оставил Антона на трассе и поехали искать Горького. Катался, как минимум, полчаса. Заглянул в Барнаул, постоянно вызывали по рации. Глухо. Зато поняли, что сами свернули не туда. Но делать нечего. Вернулись к своротке на Горноалтайск и поехали. Через некоторое время Горький вышел на связь по мобильному. Состыковались под Горноалтайском.

К 12 часам были в Манжерке. Попробовали шашлык из баранины (не очень), посмотрели на мост на о. Ая. Народу тьма. Двинулись дальше.

Перевал Семинский. Не запомнился. Считается высшей точкой Чуйского тракта, но не производит никаких впечатлений. Просто высокая горка, двигатель не тянет да уши постоянно закладывает.

В Онгудае я влетел на 300 рублей в пользу ГИБДД. Село длинное (села у них в силу особенностей местности растянуты водоль рек) и хорошая дорога. Разогнался ближе к выезду из села до 83 км/ч и спохватился, когда молодой и резвый гиббон уже застрелил меня из фена и довольно помахивал полосатой палочкой. Впрочем, я не один был такой дурак. На обратном пути в том же Онгудае дежурили гиббоны. Настоятельно рекомендую придерживаться скоростного режима во избежание нервотрепки и потери дензнаков. По крайней мере, в Онгудае обязательно.

Перевал Чике-Таман. Чуть получше, но тоже не о чем. Начался как затяжной подъем, окончился смотровой площадкой. Пошарились немного наверху, да двинули дальше.

Время ближе к 20:00, проехали пару хороших стоянок на впадающих в Катунь речках.

Решили с братом протянуть за деревню Иня вверх по прилегающей речке и встать там. Но, к сожалению, село вытянулось также вдоль этой речки. Пришлось возвращаться обратно. Проехали около 10 км. от с. Иня и остановились.

Тут же возникла первая проблема. Я ожидал технических поломок и морально был готов к ним. Аккумулятор у него был не закреплен нормально, выпал из креплений и прижался к выхлопному коллектору, вследствие чего потек и окончательно испортился. Машина не заводится. Направили Антона в с. Иня на разведку. Результат: нужно ехать в с. Онгудай, там есть продавец аккумов. Оставили на ночевку на берегу Ини (назвать берегом это сложно, т.к. до воды около 100 метров почти отвесно вниз) нашу команду и рванули с братом в Онгудай за аккумом. Катались с 21:00 до 00:00 (приехали в первом часу). Чике-Таман проехали в сумерках и ночью. Вообще никаких проблем, хотя пишут, что сложная дорога.

Единственное, что я вынес для себя — на Алтае знаки (капитальные) расставлены на удивление адекватно. Если не знаешь дорогу, то лучше придерживаться их, ну, плюс 9 км/ч (до 10 — не превышение). Дорога здорово виляет и разгоняться выше 80-90 км/ч желения и так никакого. Обратно по ночи ехал, ориентируясь исключительно по линиям разметки и знакам ограничения скорости. Что проехал перевал Чики-Таман, понял только наверху. Не видно ни черта.

В общем, в первом часу приехали, проверили аккум (все ОК), да легли спать.

Спал в палатке с братом. Но на туристическом коврике мой подушатанный позвоночник не давал особо выспаться.

Новосиб. Выезд.

Трасса. ЛЭП. 1150 кВ. Эти «канаты» издалека видно.

Панорама. Перевал Чике-Таман.

Катунь. Берег.

Катунь. Стелла за с. Иня.

Паскудики на трассе.

В Онгудай за аккумом. Поворот. Солнце. Обратно пилить уже в темноте.

День N 2

Подъем в 8:00. Проехали дальше (мы с братом накануне провели разведку). Там съезд к р. Катунь. Позватракали, умылись, подсушили вещи. Тут же Антон сообщил, что дальше не готов ехать по финансовым соображениям и мы расстались с ним.В составе моего РАВчика и Эскудика Горького двинули дальше. Остановились на водопаде Девичьи Слезы. Естественно, поднялись к водопаду. Красиво, не передать словами.

Через несколько км. еще водопад, без названия. Рванули вверх. Но не тут-то было. Тропы нет, и подъем на 150 м по вертикали дался непросто. Тем более, что мы с братом вышли в сланцах. Изодрались о кусты, обгорели на солнце (оно в зените было), да и водопад толком не увидели (он в лесной чаще прячется). Зато размялись. Спустились вниз. Спуск оказался тоже не из легких. Искупались в этой же речушке, идущей из водопада, перекусили да поехали.

Ближе к Акташу начали маячить снежные шапки по правую руку (фотографировали их). В Акташе залили баки, докупили продуктов и двинули на перевал Кату-Ярык. Остановились на Красных Воротах. Пофотографировались. Далее непростая дорога через Улаганский перевал (отм. 2 080 м, бедные мои уши, перепады давления их просто убили), затем грунтовка.

В селе Былктуюль поспрашивали местных дорогу дальше. Вдоль дороги от с. Балыктуюль посмотрели Пазырыкские Курганы. Говоря простым словом — просто куча камней. Мне напомнил армейский капонир под тяжелую технику. Поставили галочку и двинули дальше.

По пути постигали дорожный закон степи: дорог нет, есть только направления. По полю около 3-5 дорог и все постоянно пересекаются. Поскольку старая дорога довольно быстро приходит в негодность (вырождается в «стиральную доску» или изнашивается до камней), то прокладывают новую. Лучше придерживаться дороги посвежей, и то приходится ехать по краю травы, дабы не резонировать на «стиральной доске». Дорога требует много внимания. Долго-вялко, дорога пошла в гору. Начался Кату-Ярык. Со стороны Акташа почти непонятно, что выходишь на перевал, скорее это просто плоскогорье. Зато порой открывались замечательные пейзажи в виде крутого склона, озер, рек и лесов. К вечеру вышли на перевал Кату-Ярык.

Вот этот перевал запомнился. Кто не ездил по нему, тот не понял дорог Горного Алтая. Перепад 600 м, длина 3,5 км. Покрытие — камни да грунт. Дорога — классический серпантин по крутому склону. Вот это уже адреналин.

Пофотографировались наверху да поглазели вниз. Впечатляет! Словами, фотографиями и всякими видеозаписями этого не передать. Надо просто быть там, стоять на края обрыва и видеть внизу игрушечные домики, любоваться водопадом напротив перевала и заходящим солнцем. Красота! А на вершинах гор с той стороны — снежок лежит... Вот бы туда! Но тогда мы еще не знали, что впереди у нас все гораздо круче!

Пошли вниз. Ближе к середине спуска понял, что тормозные колодки уже воняют, и тормознули передохнуть. Про пойманные защитой камни говорить не буду. Зато про защиту от «Шерифа» на первый РАВик могу отозваться только положительно. Закрывает фактически весь двигатель, коробку и пр. (защита у меня без отверстий вообще). Клиренс, конечно, съедает хорошо (около 4 см), но зато есть рабочее пространство для защиты от прогиба и пр. ударов.

Не скажу, что адски сложный перевал, но требует много внимания. Постоянно прыгаешь на камнях по краю обрывистого (70%) склона. В принципе, при твердой руке и светлой голове можно без проблем разъехаться в две легковые машины.

В общем, с двумя остановками спустились к реке Чулышман. Темнело. Встали у реки на месте чьей-то прежней стоянки.

Ночевал в палатке на коврике. Неудобно. Не выспался нифига.

Естественно, всю ночь шум реки и пр. романтика.

Водопад Ширлак (Девичьи Слезы).

Вдпд. Ширлак. Табличка, беседка, сам водопад.

Водопад Безымянный. Вид сверху.

Водопад Безымянный. Купаюсь я.

Водопад Безымянный. Купается брат.

Я. Тащусь.

Я. Вставило.

Белый Бом. Памятник.

Слияние двух речек разного цвета.

Снежная вершина.

Панорама. Катунь

Панорама. Слияние Чуи и Катуни.

Дорога на Красные Ворота.

Красные Ворота.

Красные Ворота. Река.

Красные Ворота. Под мостом. Мост восстановлен после паводка месяц назад.

Красные Ворота. Речка.

Курган.

Озеро на Улаганском перевале.

Дорога по Улаганскому перевалу.

Дорога на Кату-Ярык.

Дорога на Кату-Ярык. Солнце.

Дорога по перевалу Кату-Ярык.

Кату-Ярык. Собственной персоной.

Кату-Ярык. Во всей красе.

Кату-Ярык. Водопад напротив смотровой площадки.

Кату-Ярык. Водопад.

День N 3

Подъем в 7:00. Позавтракали, умылись, просушились, да двинули в путь.

Впереди дорога. Местами степная, разветвляющаяся на несколько веток, выбор лучшей из которых уже дело чутья и приходит с опытом (по некоторым из них можно было разгоняться до 50-60 км/ч без риска потерять управление), а порой идущая по краю реки Чулышман.

Так потихоньку, фотографируя попадающиеся по пути водопады (честно говоря, надоели они уже до чертиков, но фотографировали все равно), добрались до устья реки Чульча. В этом месте, естественно, стояла туристическая база.

Прибыли на базу к 12:00. Нашли главную по базе алтайку. Она сказала, что одна группа на водопад ушла раньше и сейчас будет уходить другая. Стоимость посещения водопада: 500 руб. — гиду, 100 руб. — за заповедник, 500 руб. с четырех человек за переправу на тот берег. Тетка сказала, что можно не платить за водопад, а втихую переправиться на тот берег (500 руб. за переправу), сделать вид, что идем на Каменные грибы, а самим направиться на Учар. Поставили машины в ограде (100 руб. за две машины), отдали 500 руб. за переправу на тот берег (оплатил на обратном пути), по-быстрому набили рюзачки, переобулись да побежали к лодке.

Переправа горной речки — тоже запоминающееся событие. Дюралевую лодку колбасит, течение в стремнине сильное (дохленький мотор не тянет на середине реки против течения). В общем, уже адреналин.

Переправились (нас высадили ближе к грибам, мы сделали небольшой крючок и двинули в сторону Учара.

Поскольку шли мы достаточно быстро, то оторвались от вышедшей чуть ранее группы туристов. Немного смущал факт, что никакому гиду и за посещение заповедника мы не платили, но решили тупо забить и включать дурака, если будет кто спрашивать.

Пока свежие сил, шлось неплохо. Тропа набитая, вела по крутому склону горной реки, местами через кусты. Вторая половина пути начала идти вверх, встречались водопады, дорога стала сложней. По пути нагнали вышедшую ранее группу. Они переходили водопад. Пока они застряли на нем, мы фотографировались да отдыхали. Переправились через водопадик со страховкой по оставленным этой группой веревкам. Поздоровались, да показушно прыгая по камням, обогнали их.

Тропа была нелегкая, но не проблемная. Расстояние до водопада в 8 км мы преодолели примерно за два часа с копейками.

Прошли на островок по бревну. Пользуясь тем, что пока никого не было, покупались в ледяной воде, пофотографировались, да сели отдыхать, сушиться и обедать сухпаем. За этим делом и застала нас группа туристов. Бревно, по которому мы прошлись легким шагом (я с камерой в руке), они преодолевали с подстраховкой гида минут 15. Это было нечто. Про то, что в горной речке можно купаться, им видно и вообще в голову не приходило.

Сам водопад — зрелище грандиозное! 160 метров падающей порогами (это скорее не водопад, а водоскат под средним углом 45 градусов) воды огромного объема. Шикарно. Ни фото, ни видео не передадут впечатлений от водопада и пути к нему.

В общем, передохнули мы, да двинули в обратный путь. Сказать, что он был легче не могу. Да, чуть под горку местами, но тропа все же горная и требует постоянного внимания. Встретили еще пару групп, идущих на Учар. На переходе через водопадик, естественно, не оказалось страховочных веревок. Пришлось проходить его ниже по камням и дальше лезть в крутую горку. Рисковое дело, конечно, это было. Хорошо хоть скалодром посещали год назад. Лезли вверх на тропу, держать за кустики, да порой попадающиеся зацепки. Опасно, но прошли. На водопадике до сих пор сидела тетенька в очках, которая побоялась переходить его, и группа оставила ее. Вот радости-то, туканить тут три часа кряду! Но это ее выбор...

Ближе к концу тропы повстречали двух «туристов» в шортах и футболках. Они шли на водопад. Наверняка не дошли, т.к. было уже шесть вечера, они были в шортах (по кустам в них особо не полазишь) и тропа тяжеловата была бы для них. Зато они поведали нам, что караулит уже нас товарищ, ответственный за заповедник. Н-да, неприятность, однако. А отдавать деньги фактически ни за что не хотелось. Заранее приготовили 300 руб. (по сотне с брата за посещение заповедника, про 500 рублей за гида, естественно, даже думать не хотели), типа, не успели заплатить за заповедник и заплатим при первом случае. Вышли к устью Чульчи и повернули по предполагаемому направлению к Каменным грибам. Тащились по степи километра 2-3 точно. Надоело. И увидели это чудо природы выше, в километре-полтора в гору. Не впечатлились, посмотрели, сфотографировали и решили к ним не идти. Ничего грандиозного особо нет. Поперлись обратно к переправе (еще около 2 км). Находились по самое нехочу. По-быстрому переправились, рассчитались с тетушкой (она тоже подтвердила, что искал нарушителей ответственный по заповеднику) за стоянку машин, да дернули, пока нас не поймал этот самый «заповедник». Хотя тетка сказала, что на наших авто дальше не проехать, решили попробовать.

Первый брод показался страшным. Промерили сапогами. Вроде ничего. Поехали потихоньку. Воды по оси. Нормально.

Второй брод подлинней. Я прошел, убрал крупные камни. Проходили его по радиусу. Воды также по оси колес.

Дальше уже броды пошли легче. Поняли, что ничего страшного в них нет, если на дне не лежат крупные камни. Преодолев сколько-то бродов да несколько десятков километров, вышли на разрушенный паводком мост. Тут дорога к югу Телецкого для нас кончилась. По иронии судьбы, именно завтра должен был приехать полпред президента по округу, и к его приезду мост был бы готов. Но ждать нам не было смысла. Зато убедились, что даже наши «паркетники» тут пройдут без проблем, развернулись и поехали назад. Остановились в сосновой рощице рядом с чистой горной речушкой. Подходили пара местных, спрашивали сигареты, потом долго сидели, смотрели, как мы готовим ужин, поинтересовались, не найдется ли у нас «лишнего» баллона для газовой горелки, да ушли ни с чем. У них в километре дом. Приятного мало. конечно, от такого соседства, но где наша не пропадала... Так и заночевали.

Спал в палатке с Горьким на надувном матрасе. Шикарная штука! Как дома на кровати.

Итог дня:

• пройдено 20 км пешком по горам;
  • посещен водопад Учар;
  • освоили прохождение бродов

День однозначно удался!

Чулышман. Каменные грибы.

Чулышман. Горький засадил своего паскудика. По ходу, чтобы скучно не было.

Чулышман. Зигзаги реки.

Чулышман. Впадающая речка. Фото.

Чулышман. У этой речки мы ночевали. С утра мылся в ней. Ощущения просто потрясающие!

Чулышман. В одном месте дорога отсыпана снизу от отвесных скал, раньше бывших ее берегами.

Чулышман. Пешеходный мостик какой-то.

Чулышман. Водопады на впадающей речке.

Чулышман

Чулышман. Водопад.

Чулышман. Журавли.

Водопад Учар. На подходе.

Водопад Учар. Еще ближе.

На тропе.

Вид с тропы вверх.

По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Тригада.

По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Прохождение.

По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Страховка по пути туда еще была.

Водопад Учар.

Водопад Учар. Я.

Водопад Учар. Тригада.

Водопад Учар. Горький купается.

Водопад Учар. Я. Поток сильный, еле удерживаюсь.

День N 4

Подъем в 8:00 (отдых после нагрузки).

Встал утром, полностью помылся в горной речушке. Красота! Солнышко светит, водичка прозрачнейшая журчит. Голову просто намыливаешь, да в потом суешь и ворошишь — моментально все смывает. Лучшие моменты жизни, словом!

Поели, просушились немного, да двинули в обратный путь.

Забрались в Кату-Ярык без особых проблем. Единственное, пришлось идти на первой передаче, иначе движок просто не тянул, да вилять между камнями туда-сюда. Сверху вид, конечно же, грандиозный... Еще бы, 600 метров перепада и ущелье под ногами, да на горизонте снежные шапки. Просторы непередаваемые.

Поехали дальше. На подходе к Пазырыкским курганам потеряли Горького (он чуть отставал и потерялся). Каким-то чудом он зацепил камень (хорошо, на низкой скорости), тот перевернулся и посадил его машину на себя. Полчаса он его ножом (с лопатой не подлезть было) под машиной выкапывал. К моменту, как я его нашел, Горький только закончил работу.

Далее забрались на Улаганский перевал, спустились с него, да встали среди поля у озерца обедать (дорога тяжелая, устали все). Управились за час. Дальше Красные Ворота и наконец Акташ. Залились бензином, посетили магазинчик по мелочи и двинули в сторону Курая, к альплагерю Актру.

В Курае уточнили дорогу, сверили по GPS и двинулись в путь. Проехали Кызыл-Таш, до моста через реку еще минут 20, затем еще около часа (по пути прошли простенький бродик) до Перевалки. Дороги здесь простые — выбирай любую из десятка, все ведут в одно место. На Перевалке осмотрели брод и решили не соваться. Брод сложнейший, проходят грузовики, УАЗы и подготовленные джипы. Длинной около 70-100 м, изобилует большими камнями (запросто мой «рафик» сядет), вода мутная, и под конец брода ожидает погружение с капотом под воду. По настоятельным советам местных (стоянка на территории Перевалки была платная) отъехали и встали в поле рядом с оросительным каналом (бетонный желоб, вода несется на огромной скорости). Дождик накрапывал, погода не очень. Зато вид отменный. Поели, да спать завалились. Вставать рано, идти далеко.

Спал в машине на разложенный сиденьях на пенке. Неудобно.

Кату-Ярык. Внизу — пропасть. Жутковасто.

Колхозный ХДР (тупо склеил в фотошопе из двух  подобных фоток).

Чуйский хребет. Вид из авто.

Горы с места ночевки.

Панорама. Чуйский хребет.

День N 5

Подъем в 6:00.

Завтрак, оставили машины на Перевалке (100 руб. за две машины до вечера) и двинули в путь с легкими рюкзачками с водой, сухпаем и одеждой. До альплагеря Актру 8 км в горочку. Поначалу надел резиновые сапоги, но, чуть пройдясь в них, передумал (дорога, на ней травы нет). Снял и припрятал в кустах. Зато через 3 км началась тропа через траву, промочил кроссовки насквозь (ночью дождь шел) и хлюпал в них до вечера, после чего похлюпывать начал уже носом. Думал, кроссовки придется выбросить (новые, жаль), но вроде выдержали.

Дорогу до лагеря преодолели без особых проблем за два часа. Не из легких, но с утра сил было еще много. В лагере разузнали вкратце, что к чему, когда начинается сезон, куда можно сходить, средние цены на то да се... В столовой местной взяли одну порцию каши на троих (повара первый раз такое видели), обошлось все это в 150 руб. Много есть нельзя, иначе двигаться не сможем. И вышли по тропе на озеро Голубое. Вкратце нам описали, как идти. По пути мы догоняли другие группы, один раз подзаплутали, но вышли на озеро первыми. Тропа не из легких. Перепад высот 1 000 метров, протяженность пути 6 км. Постоянно лезешь в гору. Воздух после новосибирских 150 метров над уровнем моря разреженный, легкие работают как-то не так. Яркое солнце (спасали поляризационные очки), сильный ветер.

Вторая половина пути шла по вечному льду — тут ветер стал очень сильным, плюс еще и холодным. Тяжеловато... Потихоньку, ближе к озеру надевали на себя все вещи, что взяли. Дошли за два часа. Про то, какая красотища в горах, даже не буду пытаться описать. Просторы неоценимые на глаз. Расстояния меряются километрами. Вокруг скалы, снег, лед, ручьи, осыпи под ногами. Вышли на озеро. Голубое оно, потому что на дне лед и вода мутноватая. Впрочем, там почти везде лед. То, что кажется под ногами твердой почвой, по сути ледник, покрытый толстой осыпью, потом снова льдом и опять осыпью и так далее. Озеро по GPS было на отметке 2 843 метра. Ветрище ужасный, изредка притихал. Перекусили, чуток согрелись, да искупнулись с братом. Я в ледяной воде купался пятый раз в жизни, брат — да он сам поди со счету сбился. В озере снег да лед плавает, красиво. Нам еще повезло, говорят, к августу он тает.

В общем, искупались, да двинули в обратный путь. Обратно легче, но ноги уже забитые и не так резво идешь, к тому же постоянно тормозить приходится. Всего на подъем от лагеря к озеру потратили пять часов без двух минут (нам завлагерем прямо так и сказал, что за пять часов управимся). Не ошибся!

Снова перекусили супчиком в столовой за 150 руб. Хорошо хоть порцию нам от души налили. Для поваров в диковинку было, как люди в три весла из одной тарелки хлебают. Обратный путь до Перевалки занял еще два часа. Вымотались порядком.

Упали в машины, да выдвинулись на Черный Ануй. У села Иня сфотографировались с каменными стелами.

Заночевали на Яломане (Большом или Малом, не помню), чуток проехав от турбаз выше по течению.

Спал в машине. На сиденья разложил вещи. Покомфортней, но еще не совсем.

Итог дня:

• пройдено 8+8+6+6=26 км сложного пути;
  • посетили все запланированные места;
  • были в ГОРАХ!!!

Горы. Утро перед походом на Актру.

Горы. Фото.

Горы. Река, облака.

Горы. Дорога, облака.

Горы. Солнце за облаками.

Горы. Скалы «Бараньи Лбы». Между ними водопад.

Горы. Камень. Горький сидит.

Горы. Ледник Б. Актру. Для оценки масштаба — на оригинальном размере слева от ледника видны людишки.

Горы. Ледник Б. Актру.

Горы. Ледник Б. Актру. Я.

Горы. Ледник М. Актру.

Горы. Похоже на бурю в горах. Но это всего лишь облачко.

Горы, о. Голубое (отм. 2 843 м). Брат.

Горы, о. Голубое (отм. 2 843 м). Я (жаль, фотка неудачная вышла).

Горы, о. Голубое (отм. 2843 м). Я.

Панорама, о. Голубое (отм. 2 843)

Горы. Река. Кажется ручейком, но стоит присмотреться к деревьям по берегам. Там совсем другие масштабы.

Горы. Вечные (а может не очень) снега.

Горы. Цветы на отметке 2 850 м.

День N 6

Подъем в 7:00. Завтрак, сборы, и в дорогу. Проскочили до Туэкты, после нее началась гравийка вперемешку с асфальтом. Заправились и перекусили в Усть-Кане. Погода пасмурная, дождик накрапывал. В Черном Ануе посмотрели на Денисову пещеру. Да что на нее смотреть, не стоит она того. Огромный вход (видно, искусственно расширенный), большой зал и два маленьких коридорчика. Вся пещера. Водопады на реке Шинок отпали. Шли дождички. Нам еще рассказали, что ходит там только «шишига» (ГАЗ-66) на цепях, да и то когда в горку лезет, пассажиров высаживает. Да, в принципе, насмотрелись мы на эти водопады уже порядком.

Посмотрели по бумажной карте. Ага, с Тураты в Мариинск идет дорога. По карте прям грунтовка хорошая. Смотрим GPS — тонюсенькая линия. Антон накануне тоже хотел проехать этой дорогой к Черному Аную, но не стал даже пытаться. Чешем репу. Давать крюк обратно через Туэкту длинней в четыре раза по гравийке желания нет. Хоть местный и сказал, что в этом направлении ходит только трактор, решаем штурмовать. Ну, по крайней мере попытаться. Едем по «дороге». Колея в раскисшем от дождей поле — вот и вся дорога. По GPS вроде правильно идем. По мере того, как заканчивались загоны с животными и домики, дорога становится рисковой. Видим относительно свежий след предположительно от УАЗа. Дает надежду. Веревки пока не цепляю.

Едем потихоньку, периодически выходя и проверяя дорогу. Но вскоре на очередных говнах я сажусь. Машину не мучаю, крутим с братом веревки (капрон 12 мм по 10 метров на колесо) на задние колеса (метода, зарекомендовавшая себя зимой на Горской). Без труда выезжаю из ловушки. За мной туда же садится Горький. Вытаскиваю его. Идем дальше, придерживаясь свежего следа. На очередных говнах, проходя их по инерции, понимаю, что шел на грани. Только успеваю выпрыгнуть из машины, предупредить Горького, как он засаживается в них. Намертво. Сел на свои широкие подножки-пороги. Пытаюсь подъехать, чтобы дернуть. Бесполезно, меня стаскивает в грязь и сам еле выбираюсь. Зашибись... Горький сидит хорошо. Да что тут говорить... Сапоги-то в этом болоте по щиколотку засасывает — хрен вытащишь. Начинаем раскопки. Идет туго — дерн, грязь...

Вечереет, дождик накрапывает. Горький сидит прочно. Ни поддомкратить его — мешают эти хлипкие широкие низкие пороги, на который он и сидит. Копаем, пихаем палки под колеса. Глухо. О! Слышим трактор сверху. Четко узнается «Беларусь» (все детство на сенокосе на нем прокатались) по звуку. Ждем. Через десяток минут подходит МТЗ-82, за ним УАЗик-«козел». Выдергиваем «Паскудика». Алтайцы говорят, что сопроводят УАЗ до деревни и поедут обратно. Отлично. Самый сложный участок на этом склоне пройден. Вылажу наверх. На веревках идти тяжело — это ж классическая лесенка: вверх тянут отлично, но при этом жопу таскает во все стороны, так и норовит в колею запрыгнуть.

Начинаем движение вниз. Местами спуски почти как на санках проходишь — УАЗ здесь, по ходу, тупо тащили на веревке за трактором — не залезешь никак. Метров через пятьсот непростого спуска начинается ливень. Слышим знакомый звук трактора. Начинаю торопиться и, не проверив дорогу, влетаю то ли в ручей, то ли в колею. Подъезжает «Беларусь». Они сопровождали через перевал УАЗ за 3 000 руб. Предлагают за 1 000 руб. сопровождение на остатке пути, соглашаемся. Дергают меня, едем дальше. Иду за трактором, замыкает Горький. Тороплюсь (трактор-то быстрей идет), дорогу почти не выбираю и меня стаскивает в очередную колею. Трактор дергает назад, но недостаточно. Пытаюсь выйти — меня стаскивает снова. Цепляют спереди и метров 20-30 тупо тащат. Если бы не защита, на которой я скользил, как на лыже, не знаю, что бы было.

Больше не садился. «Рафик» уверенно проходил остальные трудные участки, благо, я стал внимательней изучать дорогу. У небольшого поселка рассчитались с местными и расстались. Сняли веревки. Проскочили до ближайшего съезда к реке. Прополоскал веревки, стропу, сполоснули машины. Уже темнело. Отъехали немного и встали на ночлег. Приятного мало — дождичек лил. Перекусили, что каждый нашел, да легли спать.

Ночевал в машине. Уже освоился, что и в какую щель укладывать для комфортного сна. Но ночью мне снилось, что еду в темноте по скользкой грязи по крутому обрыву. В полудреме сажусь на «кровати», кругом темно, спросонья ничерта понять не могу, твердо помню только, что ручник не дай бог отпустить, и нога тянется к тормозам. За окном чернота, дождь барабанит, ни черта не понятно. Пригляделся: вроде берег реки, вот палатки вроде. Мигнул дальним — сразу полегчало.

Дорога на Черный Ануй.

На вершине бездорожного перевала.

Веревки. Дешево, сердито и эффективно.

Помыл поросенка после грязевых процедур (вода в речке была мутная, т.к. прошел дождь, так что ничего страшного).

День N 7

Подъем в 7:00. В планах свозить Горького в «Экстрим-Парк» в Усть-Семе. И добраться до дома неплохо бы.

Перекусили. Погода вроде начала налаживаться. Без приключений доехали до Усть-Семы. Там расстались с Горьким (он решил идти в Новосиб сейчас и один). Прокатились с братом до Чемала.

Суббота. Машин тьма. Все берега выкуплены под базы отдыха и прочее. Базы эти на каждом километре, толпы «туристов», куча машин. Здорово все это напомнило Красную Поляну да Сочи, где был три года назад по военной путевке. Для поднятия настроения слетал в небо на «рогатке» за 300 руб. Понравилось. Дождик начал накрапывать. Туристов толпа, кругом сувенирные лавки со всякой фигней. Посмотрели Чемальскую ГЭС. Там тоже сплошные сувениры да ларьки.

В общем, категорически мне все это не понравилось.

Потихоньку покатили домой. С трудом нашли место на берегу Катуни. Отдохнули, супчика похлебали, да выдвинулись в путь. Зарядила гроза. Дождина хлещет — дворники не справляются. Поток машин идет навстречу — хрен кого обгонишь.

Дождь сопровождал нас еще часа три. Местами был очень сильный ливень. В такую погоду я еще не ездил. Да тут еще и гиббон на гиббоне сидит. Такое ощущение, что вся трасса ими просто кишит. Ни разогнаться, ни обогнать. Поменьше их стало только в ближе к Новосибирску.

В итоге в Новосиб пришли к 10 вечера (так и рассчитывал), за семь часов.

Чемал. Горы в тумане.

Чемал. ГЭС. Водосброс.

Чемал. ГЭС.

Чемал. Скалы и о. Патмос.

В целом, считаю поход удавшимся на 100%.

Посетили самые интересные места, о которых я раньше и мечтать не думал. Накатались по горам, помесили грязь.

С погодой нам тоже повезло. По крайней мере, за Чики-Таманом все было нормально (в это же время в Чемале шли дожди). Благодаря молодому подготовленному составу удалось в краткий срок посетить множество мест. Режим чередования активной физической нагрузки и сидения в машине вышел удачно. К сожалению, похоже, что такой небольшой активной группой навряд ли уже получится куда выбраться. Но будем стараться!

Всего сожжено 92-го бензина: 250 литров.
Суммарные расходы на топливо: 5 700 руб.
Пройдено расстояние: 2 560 км.
Лучший расход по трассе без кондиционера: 8.5 л/сотню.
Средний расход по трассе с кондиционером/открытыми окнами: 9,1-9,4 л/сотню.
Жесткий режим (немного асфальта/грунтовка/бездорожье/броды/перевалы, открытые окна/иногда кондиционер): 13,17 л/сотню

Горюнов Д. А., 05.01.2011 г.

Алтай как всегда красив !

Молодцы! Классно прокатились!

в Восточном Казахстане тоже есть такие вертикальные горы,
только они еще выше и их 5 штук стоящих в ряд.
Пять братьев называются
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

молодцы красиво там. был тоже в тех местах фото много но лень писать
Рыбалкой болен...Не лечусь...И не буду!
"Чтобы спасти Россию -нужно сжечь Москву" Кутузов М.И.

Красиво! Молодцы! Аж захотелось туда...
Автоматика, диспетчеризация.
Вентиляция, кондиционирование.
Мой отзыв: Subaru Impreza 2000

Молодцы!Очень впечатляет!
На сколько будет оправдана поездка по Алтаю на переднеприводном паркете,МКП,клиренс 195 мм?
Чтобы самостоятельно легко вылазить из такой трясины советую приобрести надувной домкрат в интернет магазинах.
Прикольно, ЗАЧЕТ!!!!!!!!!!

очень красивые фотографии, молодцы, рад за вас, смотришь и понимаешь,что есть еще люди,про которых Высоцкий свои песни пел!
Sunny FB15 SuperSaloon QG15DE МКПП 2000 http://www.drive2.ru/cars/nissan/sunny/sunny_b15/evz190/

Хорошиее фото, знакомые места, до Актру правда ещё не добрался

Томск - Зырянское
Текст ниасилил, но фотки - класс! Хочу лето и Горный Алтай!!!
Что Вы матом ругаетесь, как дети малые прям! (с)

Евген194:
Молодцы!Очень впечатляет!
нормально скатаешься если сильно не лезть никуда, люди на пузотёрках катаются и ничего... те же фотки
Eygen
Отличненько, даже очень отличненько. Молодцы.Вот это отдых!!!!

Нормально скатались,отдохнули и места незнакомые посмотрели.Хорошие фото особенно Катунь Стелла за с. Иня,стелла что то очень напоминает,интересно что древние жители хотели этим сказать последующим поколениям?
Евгений190:
Кстати сегодня ( 25.01.11) У Высоцкого день рождение ( было бы ему сейчас 73)

А так... молодцы парни. Будет о чем вспомнить.
Спасибо за рассказ и фотки!

Фото хорошие!
Я ни настолько богатый, чтобы покупать дешёвые, некачественные авто.

молодцы! я прошлым летом не доехал до Кату-Ярыка, решил на этот год оставить)))
да и в Курайскую степь съездить
у пограничников пропуска не брали в Акташе?
подпись

спасибо, мне очень понравились фотографии.

Классно отдохнули

Гурьевск
ПРокатились замечательно - зачет на 5. Были сами почти везде. Отдельное спасибо за веревки для колес-бум брать на вооружение.
Сибирь....Глухомать...Константин
xzireael
Фотки обалденные!!!))
Жаль гномы усиленно уничтожают и распродают страну((

Молодцы! Тоже в том году прошли этим маршрутом -ЗДОРОВО.
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.

Кемеровская обл.г.Л
Верёвки на колёсах это конечно оригинально . А что цепи в подобных ситуациях хуже помогают? Да кстати, сплавом на рафах тоже очень здорово пройтись,адреналина в кровь подкинуть.

Отличное путешествие!!! Море красивых мест и фотографии тоже удались.

Ujin 1950
Какие замечательные места и не все еще прихватизированы! Завидую тем, кто успеет это посмотреть пока не огородят забором, не загадят или просто станет недоступно по деньгам. А нам хотя бы почитать и посмотреть на Drom.

Молодцы! Фотки очень красивые +5

КРУТО! покорить эти места давно мечтаю - да пузотёрка пока непозволяет...
Автор, скажи пжлста характеристики Равчика: привод, короба...? неужели на простом автомате так полазили?
SF5 лесник на палке
Мой отзыв: Toyota Corolla II 1998

Как на каторгу сходил ей богу!Этож ОТДЫХ!Компашка слабовата, либо ктото зануда.....Собрались,разбежали сь,финансы???Мучились,мучились ......Горный знаю,один вид вызывает ЭЙФОРИЮ!А запах!!!!!!!!!.............в горах!!!!..............
СТО "АВТОФОРУМ" Сложный кузовной ремонт,Окраска.8-903-912-14-19.
Mislik
Колхозный отчет какой-то. Быдловатым языком, с молодецкой бравадой и полным отсутствием философии путешествий с целью побывать там-то/оставить свой след и наделать "фоток". Вот, кстати фото и вытянули сей опус. Фото сделаны на удивление хорошо, а в плане текста упражняться еще надо;). Без обид парни, молодцы!

Красота отличная поездка!
Мой отзыв: Toyota Vista 1992

Красотень! Увидел Алтай с другой стороны! Супер! Тебе респект, что поделился отчетом со всеми!
He who dies with the most toys, still dies.
молодцы 5 фоты по красоте

Сообщений: 2099
Спасибо за информацию. Все больше задумываемся об автопутешествии на Алтай.

В тексте нашли ошибочку в расчетах (день 5):
"пройдено 8+8+6+6=26 км сложного пути" - на самом деле 28 (а не 26) км сложного пути.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Mislik:
Полностью соглашусь. Отчет прочитан со смешанными чувствами. Вроде здорово, что парни собираются, едут, идут, штурмуют бездорожье, вершины, ледники. С другой стороны, остался негатив от того, что "притомили" водопады, гиббоны и т.д. Были на Алтае даже не скажу, сколько раз, и в выше описанных местах, ничего не притомило. Как то так.

отличный рассказ. сам тоже бываю на алтае,пытаюсь выезжать на выходные на Чемал.

а вам зачем
Слов нет. только 5+++++.

Kenny89
Kenny
Здорова, Дима, наконец-таки решился на написание отчета :) Тоже думаю все съездить, только вот добраться надо сначала туда :)

d~man
Белово
Я к Учару шел - страху натерпелся, божежмой! Минусуйте, сам знаю, что сцыкло )

Земля Кузнецкая
Ну вы и моржи однако. Реальные пацаны!!!! Круто!

Soicar:
молодцы! я прошлым летом не доехал до Кату-Ярыка, решил на этот год оставить))) да и в Курайскую степь съездить у пограничников пропуска не брали в Акташе?
Ездил летом в июне 2010, до самого шлагбаума в Ташанте, никто пропуск не спрашивал, кстати в Ташанте есть дома без крыш, говорят из-за отсутствия осадков.

Здорово, завидуем, обязательно поедем! МОЛОДЦЫ! Фото-супер!

Алтай-Чудо...
Бывают такие секунды, когда все решают минуты. И длится это часами.
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

Краснодар 93 rus
Очень красиво! Молодцы!

риддер86
buhtarma:
в Восточном Казахстане тоже есть такие вертикальные горы,только они еще выше и их 5 штук стоящих в ряд.Пять братьев называются
в восточном казахстане в г .Риддер есть три брата. про пять не слышал!

Этим же летом, в августе , прошли тем же маршрутом, только доехали до Чебдара, по Башкаусу, и до ЮБТО! Пробыли в долине 10 дней! Много неточностей у Вас в описании, но это простительно, правда из рассказа не понял. что Вам больше удовольствия принесло? То что везде успели, или эта волшебная страна - Алтай??? Кстати, я этот весь маршрут прошёл на Диаманте, и без приключений обошлось! На Учар, для неподготовленных, дорога - жесть! И готовиться к нему надо основательно, ещё, желательно, не сбиться с тропы, что на очередной каменной россыпи - нечего делать! Вас послушать - так вечерняя прогулка по Красному проспекту! Но главное - молодцы, что не спасовали перед трудностями и получили в награду массу положительных воспоминаний!!!

Постараюсь ответить на некоторые комментарии.

- по Алтаю без проблем можно покататься и на простенькой машине, если никуда не лезть особо. Где-то писали, что Кату-Ярык брали и на переднеприводных, но в особо сложных местах задним ходом. :-) Но даже доехать до перевала и посмотреть вниз - стоит того!
- авто не были подготовлены для бездорожья (приобретены были буквально зимой, у каждого - это первая машина). Из "спецсредств" только буксировочный трос (к сожалению, только один) да веревки на колеса. Цепи лучше, но дорого, а на тот момент я еще за авто не рассчитался и по работе шла черная полоса. Веревки-то обошлись всего в 350 рублей. Сейчас рафик чуток отлифтован и обкатаны в разных условиях цепи на все 4 колеса (спереди - сота, сзади - лесенка). Для паркетника проходимость на цепях весьма неплохая.
- фотографии - старались (аппараты простенькие, но опыт в этом деле есть), самому приятно пересмотреть... запас лета на всю зиму. Есть видео, но сильно уж объемное.
- отчет писался не за один день и был выложен на других ресурсах, исключительно для знакомых. После уже друг подсказал разместить здесь, но пришлось посидеть пару вечеров, пока поправил текст, фото пережал и в Ворд все укомпановал.
- вообще поход был полуспонтанный. С трудом получилось подогнать отпуска/отгулы, поэтому и людей было мало. Плюс ко всему темп всего похода был лошадиный. 6 дней дороги/ходьбы и ни одной дневки. Утомляет. Поэтому первый Эскудик и не захотел ехать, т.к. у экипажа были другие представления об отдыхе. Сжатые сроки, все бегом-бегом... В этом году уже более-менее обстоятельно съездим.
- за быдловатый язык, если кого задел, прошу прощения. Писатель из меня никакой. По сути весь отчет - это просто факты: был там, видел это. Чтобы кто-нибудь глянул, прочитал и захотел съездить. Молодецкая бравада? Это имеет место быть. Повторюсь еще раз: оставшийся костяк из 3-х человек был достаточно подготовлен: Горький неделю назад при мне подтянулся 27 раз без особых усилий, брат - не помню уже сколько лет походами занимается, я вон только с тренировки прибежал сейчас. Плюс оба водителя по 2 года подарили российской армии, что тоже накладывает некоторый отпечаток. Но все же мысль правильная. Это отчасти было спортивное ориентирование, с прохождением точек за ограниченное время. :-) Из меня "турист" больше спортсмен. :-) Да в общем, не в этом суть.
- про неточности. Могут быть. Писал уже дома (считай спустя неделю) по памяти.
- Что больше принесло удовольствия? Алтай. В принципе этим все сказано. И очень хорошо, что успели много. Впечатлений море, но описать их никак, тут уж ничего не поделаешь.
97' TD52W J20A, 30" MT, 40 sysp/60 body, ComeUp6000, LockRight/RD208, шнорх, броня

Алтай-С-Пб-Орел
зачет!
.... в топку корейцев, опять на японце ....

пять баллов!!!!!!!

S-Vitek
Весь текст тоже не осилил, но фото класс!!! Хороший отчёт....

25й Регион
лучше гор бывают только горы !
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

лучше гор может быть только пляж с золотистым песочком на островах сиамского залива тихого океана в районе Тайланда. Можете навтыкать минусов и спорить сколько угодно. Это просто моё личное мнение. По крайней мере зимой.
2-й Аккорд, 2-я Сиента, 2-й Рэйндж Ровер, Круз, Харриер, Кашкай, 4-й Приус, Лиф
happer2009:
А ещё напиши - лучше с длинноногой блондинкой, чем с женой!!! это разные вещи, которые не корректно сравнивать!!!

это нечто, сто раз бывал на Алтае, но чтобы до такой красоты добраться остаётся тока мечтать
— По часам только таблетки надо принимать! А властвовать и унижать можно в любое время!
Мой отзыв: Subaru Forester 2004
Mikhail_64
Рассказ и фото об Алтае очень впечатляют. Не смотря на стиль повестовования интересно было читать. Спасибо.

55 РЕГИОН (Нефтянники)
Grey_Fox:
Полностью соглашусь. Отчет прочитан со смешанными чувствами. Были на Алтае даже не скажу, сколько раз, и в выше описанных местах, ничего не притомило. Как то так.
Вам наверное не дала притомиться водочка с пивом! Основная часть народу едет (отдохнуть) побухать. Я не исключение. Пиво и водку ящиками берем. Парни молодцы. Про пиво и водку ни слова нет. Уважаю...
JEEP WRANGLER
fet173
Молодцы мужики! бывает,что все есть и деньги и большое желание, но вот со временем проблемы. будем стараться! удачи на дорогах!

Mislik ума у тебя палата
За правый руль

Никого не слушайте, отличный отчет, фотки просто супер, ЗАЧЕТ 5++++
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

алтай-сила!!!!!!!!

Юг Сибири
_DG_:
так для информации,на патрол цепи можно ставить только на задние колеса(и это на мостовой джип?) а вы на рав четыре цепи,они потом дадут о себе знать...

Хороший отчет, быдловатости не заметил, экстремально- это да. "Бездорожную" дорогу мы тоже пытались как-то преодолеть в обратном направлении, но за Мариинском повернули, пока не поздно и поехали вокруг.
Subaru Lancaster '01 VDC

kaa

Молодцы, но смысл вот так бегом? Удовольствия всеже больше если останавливаться оно того стоит. А так был план - выполнили

Молодцы! Кроме руля, пройти с лёгкостью пешком по столько км-впечатляет! Тоже собираемся с женой в сентябре на Алтай. Пока по разным отзывам и сайтам готовлю маршрут. Хочется с Алтая через горы проехать в Тыву, Хакасию.

alexkez
А у mislika есть отчеты на https://drom.ru ? МОЛОДЦЫ ПАРНИ - ЗАВИДУЮ.

Улан-Удэ03rus
экстремальненько! но фотки действительно отличные!!!
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

matinec:
А на ЧЁМ хочется с Алтая через горы проехать в Тыву, Хакасию?

Субисаретта
matinec:
Да-да, мне тоже интересно, на ЧЁМ хочется проехать через горы в Тыву?

молоцы.....так держать!!!

Молодцы!!!По этой стороне доезжал только до Чемала.Вэтом году попробую вырваться по вашему моршруту.Ставлю 5+

cbljh
Все нормально! В этих местах бывал. Еще интерес представляет направление через Усть-Коксу в Тюнгур и на Белуху. Чудные места.
Удачи всем

S_Bucha:
А на ЧЁМ хочется с Алтая через горы проехать в Тыву, Хакасию?
На Сузуки Гранд Витара. Читал отчёты, проезжают на подобных машинах, тем более в сентябре. Только дорогой не заблудиться.

Silverduke
Река возле красных ворот называется Ярлу-Айры

кайф, надо как-нибудь организоваться и съездить)))
Думал лечь пораньше, но вспомнил, что завтра просплю, и передумал.

slavian tomsk
да настальгия по лету.ну до телецкого зря не доели

Чё то ты путаешь.
Я знаю что на унимогах проезжали .
На уазиках вроде как проезжали тоже .

барнаул
в горном я с детства. каждый год отмечаюсь в горном, только там можно душевно отдохнуть. купил себе сурфика(сбылась мечта идиота) и теперь в горный хочу попробывать сьездить через Колывань

В догонку,
можешь кинуть ссылки?

Если там и вправду автобан, то наверно когонить подобью в этом сезоне прокатится...

MSK
были в долине чулышмана в начале лета 12,06, проехали по долине 8 км дальше броды не для паркетников(
но впечатлений на всю жизнь или пока до ЮБТО не доедем (в слнд. сентябре).
путешествие зачот!
JUST DRIVE!

oleg 55:
Да мы, да мы, мы ездили в Горный, когда Чуйский тракт еще щебеночный был, представьте себе такое. И дети в деревнях, где сейчас три шкуры за магнитик и вязанку дров дерут, машину в первый раз в жизни видели. А в редких Сельпо были австрийские сапоги, югославские дубленки и прочие дефицитные радости развитого социализма. И на Москвичах и Копейках с родителями доезжали за несколько дней до Ташанты. Вот это приключения были! Я рада, что вы все открываете для себя Алтай, но он уже не тот. Умоляю, увозите мусор с собой, заваливаем горы своими отходами.

красивые фото
_______________
Мой отзыв: Honda Accord 2004

Grey_Fox:
мусором заваливают не только алтай а все места отдыха любит у нас народ свинячить
_______________

Чё то ты путаешь.
Я знаю что на унимогах проезжали .
На уазиках вроде как проезжали тоже .
Не знаю что такое унимоги, но я ничего не путаю.
Вот здесь можно почитать, как люди проехали с юга Алтая в Туву.

Молодцы.

Да на Актру тоже хочу побывать. МОЛОДЦЫ!!!

Железногорск-Илимский
Про Горный Алтай всегда интересно читать, даже и в формате спортивного ориентирования на время. Пять.
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2010

S_Bucha:
Чё то ты путаешь. Я знаю что на унимогах проезжали . На уазиках вроде как проезжали тоже .
Вот ещё один рассказ о трудном проезде через горы, но возможном! http://www.gehtsoft.ru/egeht/0...

Прочитал отчет с интересом. Да, не писатель автор! Ну и что? Как смог, так и написал. Радует то, что не сидит народ по своим норам в с свободное время, а планирует маршруты и путешествует по всей стране на авто. И не только по стране, но и за рубеж выезжают. Это радует. И что молодые парни взяли да и собрались в поездку вместо того, чтобы водку с пивом глушить тоже. Есть значит еще надежда и на лучшее время.

летом тоже поедим туда с пацанами!

Совсем забыл.
Вот отчет моего брата о той же поездке.
Написано должно быть поприятней. :-)

http://multiclub.nsk.ru/index.... Извиняюсь, забыл прикрепить...

buhtarma:
в Восточном Казахстане тоже есть такие вертикальные горы, только они еще выше и их 5 штук стоящих в ряд. Пять братьев называются
Классно! Вот бы увидеть еще их!

matinec:
Спасиб. До этого считал что там можно проехать только на серьезно подготовленных внедорожниках. Надо будет какнить прокатиться.
susp 2" LSD 235/75/R15

как там дорога от катуярыка до телецкого-проехать на паркетнике можно?

фывапролщдзжхэ
ребятки кто небыл на алтае надо ехать.на фото может получить кайф только тот кто дышал этим.Алех Оренбург

омск новосиб
вот он рай на земле..............

NSK
Фотки хороши, отчет хилый. А про "втроем из одной тарелки" и не раз - поржал! Это либо тарелка, пардон, в виде корыта, либо "жаба" у вас размером с годзиллу!

Отчет 5!
Бухтарма, ты про какие горы пишешь?

я за зеленую планету
епти джпиперы и вот горький штурмует лужу по колено но что я вижу сладкий вырвался вперед и заехал в реку штурм будет основательным так как заливает по самую ступицу . ладно шутки шутками а вот авто в реке не стоило мыть или что заехать на мойку и отдать денег жлоба задавила .

герра
фотки отличные...зря не поехал человек с хорошим фотиком,вот хочу сьездить на алтай я в ростовской области живу и у меня увы не внедорожник а ситроён берлинго,можно на нем как нить культурно отдохнуть там???буду рад ответу...

tyndaalex
Молодцы ребята... (не удержался) весь отчет не прочитал (времени нету), но даже в начале понятно, что не раз приходилось писать отчеты о походах.... МОЛОДЦЫ +5

Северск
В это же время и мы с друзьями были там.Только пробыли мы там 3 недели(хотелось ещё).Ездим туда почти каждое лето.Отдых замечательный.Чистый воздух,чистая вода,жаркое солнце,вкусный хариус!

tomilova.yagodina
Братцы! Не завидуйте! Кто может сделать большее сделайте.Алтай это сильная тема,чем больше там находишься.тем больше хочется!!!Молодчинки!!!Продолж айте в этом направление!!!

Фотки супер, отчет классный. Рассказ изучал с целью составления маршрута- сами через 2 дня выезжаем на Алтай. Очень приятно почитать и посмотреть. В прошлом году забирались вдоль Катуни до Ороктоя, хотели выйти на М52 через перевал. Но вовремя передумали- послушали местных. На "короне" там делать нечего. Хотим в этом году новые маршруты исследовать. Парни молодцы, так держать.

Молодцы, ребята! Быстро "бегаете"!.. За день от перевалки до Голубого(с купанием в ледяной воде) и обратно! Если бы сократили число "направлений", то с вашей "физикой" легко добавили бы в Актру перевал "Учитель" и вершину "Купол трех озер-3500м" Это совсем другие виды и ощущения... Надеюсь, ночевки в палатках у костра вы оцените попозже! И неспешное "ощущение гор" тоже...
Успехов и времени побольше.
//////_все проходит_//////

Очень интересно было прочитать о вашем путешествии! Вы молодцы! Завидую! Учар моя мечта!

Хороший отчет.

Дима привет!!! Одноклассник ёпта!))) Отличный отчет!!! Молодец, красивые места увидел и показал!)))

ВИКТОР
Прокопьевск
Молодцы ребята!

молотки ребята три гада сам живу на алтае но ни разу не был фото коментрии очень понравилис скоро с семей поеду надо нужно вопщем 5 баллов .

Владивосток-Краснодар
Дааа.... на такой "резине" - это вы смело )))