|
О, это северное лето — карикатура южных зим... Примерно так сказал классик о летней погоде в Петербурге. Лето 2008 года не стало исключением. Поняв к середине августа, что лето кончилось, не успев начаться, уговариваю мужа съездить в более теплые края. «И чего тебе дома не сидится» — говорит он, но все-таки соглашается в оставшиеся дни отпуска съездить на машине на море. Среднего ребенка, несмотря на его протесты («я лучше дома в комп поиграю») и младщую дочь берем с собой. Старший сын остается дома. В 21 год поездки с родителями для него уже не так интересны.
Вечером 15 августа собираем вещи. Получается немаленькая гора: две палатки, надувные матрасы, ласты и прочее, прочее, прочее.
Итак, маршрут: СПб — Москва — Узловая (Тульская обл.) — Воронеж — Ростов-на –Дону — азовско-черноморское побережье Краснодарского края и обратно.
Первую часть пути, от Питера до Узловой (примерно 1 000 км) мы проезжали неоднократно. Причем чаще всего из города выезжали вечером, часов в 8-11, а утром были на месте. Загрузка трассы М-19 Петербург — Москва ночью все-таки меньше, чем днем, да и в Москве обычно рано утром на МКАДе не бывает пробок.
Но в этот раз все иначе. Из дома выезжаем утром в субботу, часов в восемь. Сначала все нормально. Одни дачники уехали накануне, другие еще спят. Бодренько проскакиваем Ленинградскую и Новгородскую области. Первая проблема — г. Вышний Волочек Тверской обл. Пробка начинается километров за 10 до него. Этот населенный пункт тянется вдоль трассы километров 12-15. Объездной вокруг него нет и не предвидится. А несколько мостиков в городе через Вышневолоцкую систему каналов и пара светофоров здорово снижают скорость передвижения. Эти 20-25 км тащимся часа полтора. Нет, все-таки Вышний Волочек надо проезжать ночью.
Вечером приближаемся к Москве. Как показывает наш опыт в это время на участке Шереметьево — Химки — МКАД — одна сплошная пробка в пять рядов. Поэтому в местечке с символическим названием Дурыкино уходим на так называемое второе кольцо в Московской обл. Дорога — обычная двухполоска, движение плотное, обгонять сложно, хорошо хоть, что машины едут, а не стоят в пробке. Затем, свернув налево, по Пятницкому шоссе выезжаем на МКАД, а с него уже на знакомую М-4 (трасса «Дон»).
В десять вечера мы на развязке М-4, дорога Калуга — Рязань, и через 15 минут въезжаем в город, где прошло наше детство. Следующий день посвящен встречам с родными, школьными друзьями, знакомыми. А в понедельник утром в половине восьмого снова в путь. Мы выезжаем на М-4 в районе г. Богородицк. Кстати, в этом городке находится дворец графа Бобринского, сына Екатерины Второй и Григория Орлова.
Немного о трассе «Дон». Вообще дорога М-4 представляет собой смесь французского с нижегородским. Вся трасса в Московской области, северная половина Тульской и юг Ростовской областей ( после Каменск-Шахтинска) — это четыре полосы (ближе к Москве даже шесть), с развязками, съездами.
В Ворнежской и Липецкой обл. двухполоска и четырехполска чередуются друг с другом. А вот северная часть Ростовской области... Вообще-то в августе 2008 г. наиболее узкие места на трассе были в
окрестностях города Ефремов, Тульская обл. (ремонт, расширение дороги) и на
аварийном мосту в г. Елец, Липецкая обл., ну и в северной части Ростовской обл. Дорога там — обычные две полосы. Днем сплошной поток машин, часто какой-нибудь КАМАЗ тащит за собой длинющий хвост машин на скорости 40 км/ч. Обгонять по встречке совсем небезопасно, да и накладно. Приходится тащиться, т. к. возможностей для обгона практически нет.
И только вечером, проехав Каменск-Шахтинск, вырывается душа на простор. Вблизи Ростова много развязок, поэтому внимательно смотрим на указатели на Краснодар. Примерно в полночь проезжаем знаменитый гаишный пост Цукерову Балку, известную своими придирками. Дети уже спят в машине, и мы решаем все-таки доехать до первой точки нашего отдыха — косы Долгая на Азовском море.
Поэтому в станице Кущевская уходим с М-4 и дальше движемся местными дорогами Краснодарского края через Староминскую и Ейск. Кстати в Кущевке мы были единственный раз за весь путь туда остановлены сотрудниками ГИБДД, просто так, для проверки документов. Это-то в час ночи. Спросив, а кто это такой у вас на заднем сиденье, и получив ответ, что это наш сын, отпустили, даже не пожелав счастливого пути.
Вообще, в августе 2008 г. милиции в Краснодарском крае было очень много, видимо, в связи с военными действиями в Южной Осетии.
Но все когда-нибудь кончается, и в 2:30 ночи мы проезжаем станицу Должанскую и оказываемся на косе Долгая. Игорь, заглушив машину, сказал: «Хотели море — получите. Я вас привез».
За 10 дней, проведенных на море, мы побывали в разных местах. Попробую вкратце их описать, может, кому в будущем пригодится информация при выборе места отдыха. Сразу скажу, мы старались останавливаться в малолюдных местах, жили в своих палатках в кемпингах или просто диким способом.
В 2008 году (по крайней мере, по сравнению с 2005 годом) заметно увеличилось количество отдыхающих с машинами из Сибири, с Урала и, особенно, с ХМАО.
Итак, места в Краснодарском крае, где мы побывали.
Коса Долгая — рай для серфингистов. Далеко, примерно на 10 км, выдается в Азовское море. С одной стороны Таганрогский залив, с другой — Азовское море. Если на одной стороне косы штиль, то с другой стороны волны. Море чистое, пляж — мелкий ракушечник.
Отдыхают там, в основном, люди с машинами, есть возможность поставить палатку в тени деревьев.
Ближайший оазис цивилизации — станица Должанская (3-4 км). Рынок, магазины.
Многие отдыхающие снимают там жилье (цены дешевле, чем на Черном море). Если вам нужны курортные развлечения, кафе, парки, аттракционы, то это в г. Ейск (прим. 35 км от Должанской).
Мы пробыли на косе Долгая три дня.
Следующее место нашей стоянки — Темрюкский район, побережье Азовского моря, Между ст. Голубицкая и пос. Пересыпь.
Впервые в Голубицкой мы были еще в далеком 1990 г. с тогда еще трехлетним старшим сыном. Тогда это была типичная станица с низкими ценами на еду и жилье. Развлечений не было никаких. Сейчас же в Голубицкой масса турбаз, кемпингов, минигостиниц, есть даже небольшой аквапарк. На окраине Голубицкой Газпром построил себе очередную базу отдыха. К ней ведет ровная асфальтированная дорога. А вот главная улица Голубицкой по-прежнему вся в ямах. Газпром мог бы раскошелиться и сделать дорогу не только к своей базе. Мы же остановились не в самой Голубицкой, а подальше, немного не доезжая пос. Пересыпь. Там местные инициативные граждане и власти организовали цивильные стоянки для автомобилистов, желающих отдохнуть на море. Стоило это удовольствие в 2008 г. 150 руб. в сутки с машины. Море и пляж чистые, мусор убирается.
С этого места было удобно совершать вылазки по Таманскому полуострову.
Мы были в самой Тамани (музей Лермонтова).
Ездили в Темрюк, на окраине которого музей военной техники под открытым небом.
Побывали на мысе Тузла, самой западной точке Краснодарского края. Кстати на Тузле изумительно чистое море и песчаный пляж.
А потом двинули на Черное море в сторону Новороссийска.
По дороге зарулили еще в пару мест.
Бургазская коса соединяет Таманский полуостров и Анапу. По косе даже можно проехать, но только на полноприводном авто. Мы на своем «Опеле» там проехать не рискнули, поэтому с Тамани до Анапы ехали по шоссе порт Кавказ — Новороссийск.
На Бургазской косе в районе станицы Благовещенская мы купались. Сказочно мелкий, горячий, ласковый песок, но тени от какого-нибудь деревца в этом месте не найдешь.
В самой Анапе, на мой взгляд, делать нечего. Толпы народа, мусор на пляже и водоросли в море. А вот окрестности Анапы ( Джеиете, Витязево, Благовещенская, Утриш) заслуживают внимания.
Пос. Абрау недалеко от Новороссийска. Приятное место, красивое озеро, известный завод шампанских вин. Но Абрау лежит не на море, хотя место красивое.
А вот в пяти км от него — населенный пункт Дюрсо. Мы сначала планировали остановиться там. Но приехали туда, посмотрели на грязнущий пляж (кстати, такой помойки мы больше не видели нигде)...
И рванули в сторону Геленджика.
Там мы остановились в пос. Криница (Геленджикский район).
Ну про этот поселок и его кемпинги было на Drom.ru два подробных отчета хондавода aiva. Он все подробно описал, поэтому повторяться не буду. В Криницах на спасательной станции висит замечательный лозунг.
В Криницах нам понравилось.
Погода была хорошая. В самое жаркое время, где-то с 12 до 16 мы ездили и лазили по окрестностям.
Это — водопады на реке Пшада.
А это — гебиуские водопады. Они находятся на границе Геленджикского и Туапсинского районов.
Немного информации о кемпингах в Геленджикском районе.
К концу нашего отдыха загрузили нашу машинку арбузами, дынями, виноградом, помидорами, таманским вином и двинули домой.
Назад мы возвращались той же дорогой, в два приема: море — Узловая и Узловая — Санкт-Петербург. Выехали 29-ого в шесть утра.
После Каменск-Шахтинска трасса М-4 становится двухполосной.
Спустя 19 часов были в Узловой. Отдохнув у родных, на следующий день в семь вечера двинулись дальше и наутро в восемь часов были у себя дома в Питере. А на следующий день дети пошли в школу.
Некоторые итоги
Пройдено всего (туда, обратно, поездки по побережью) 6 042 км, израсходовано 385,5 л бензина на 9 520 рублей. Общий бюджет поездки (включая бензин) 32 000 руб.
Всем удачи на дорогах и в жизни.
У кого будут вопросы — с удовольствием отвечу.
Хорошо бы кто-нибудь еще обзорчик по Крыму выложил.