|
Байкало-Амурская магистраль — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Начинается она в Тайшете Иркутской области, а заканчивается в Советской Гавани Хабаровского края на берегу Японского моря, откуда грузы направляются по всему миру. Её идея родилась еще в 1888 году, а один из самых сложных участков — Северомуйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию лишь в 2003.
БАМ грандиозен и по расстоянию — это 4300 километров в местности преимущественно необитаемой и непроходимой до сих пор. Железная дорога проходит среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири.
И по стоимости БАМ грандиозен, потому что он стал самым дорогим проектом в истории советского государства. И по многонациональному составу строителей, съехавшихся со всей страны, что отразилось даже в архитектуре вокзалов.
Вдоль БАМа идет техническая автомобильная дорога, с помощью которой обслуживалась комсомольская стройка. Частично эта дорога реконструирована и асфальтирована, но бОльшую часть представляет из себя необслуживаемый зимник, где можно проехать только в холодное время года.
На БАМ мы свернули в Тайшете.
Он возник в конце 19-го века в связи со строительством Транссибирской магистрали как небольшой пристанционный посёлок.
Определение в советское время Тайшета как отправной точки Байкало-Амурской магистрали и связанный с этим рост численности населения дали возможность ему стать городом районного значения. И это единственная станция в России, через которую проходит и Транссиб, и БАМ.
При въезде в город у нас сразу же на ходу заглох автомобиль. Искру проверили, покачали бензонасос. Попробовали завести — получилось. Мистика какая-то.
Потом на заправке Саша не смог закрыть дверь из-за ручки, которую прошлые хозяева как-то приколхозили, и она теперь просто отвалилась. Пришлось снимать и перекручивать заново.
Здесь же обнаружили течь охлаждающей жидкости из радиатора. Поломка могла стать критической, так как скоро планировался выход на зимник в Якутию, поэтому нашли сервис, где радиатор сняли.
Запаяли и поставили обратно.
Дальше по пути Братск.
Он был основан казаками как острог в 1631 году. Он на 30 лет старше Иркутска — центра Восточной Сибири. Это было первое поселение русских на реке Ангара. Как и многие другие остроги, Братская крепость имела значение опорного пункта на огромной территории.
Современный Братск возник в связи со строительством Братской гидроэлектростанции. Решение о строительстве ГЭС на реке Ангаре было принято в сентябре 1954 года. Строительство, объявленное ударной комсомольской стройкой, на которой работали в общей сложности около миллиона человек, продолжалось 13 лет — до 1967.
Братская ГЭС находится в эксплуатации вот уже почти 60 лет. За это время она показала себя настоящим рекордсменом.
По среднегодовой выработке электроэнергии она сохраняет лидирующую позицию не только в России, но и в Европе.
Едем в Усть-Кут.
Он тоже был основан как сибирский острог. Его военное значение снизилось во второй половине 17-го века; однако поселение приобретало все большее значение как речной порт, становясь одним из главных отправных пунктов для торговли вдоль реки Лена.
В советское время Усть-Кут стал базой, отправной точкой прокладки Байкало-Амурской магистрали. И здесь находится единственный порт на Лене, где производится перевалка грузов с железной дороги на речные суда, поэтому он играет ключевую роль в северном завозе.
Здесь мы отдохнули и переночевали у старого друга в хорошей гостинице — «Домашний очаг», ведь дальше выход на длинный и непростой зимник в Якутию.
Наш сериал о путешествии на Москвиче в видеоформате можете посмотреть на канале YouTube.
Алексей Жирухин и Александр Еликов