|
Орехов Камень (Братский район), Пихтовая (Братск), Каштак (Красноярск), Бобровый лог (Ночной Красноярск), и……. снежный рай, центровое место этого сезона ….. Ергаки!
Мой первый обзор самых интересных горнолыжных мест Сибири.
Это был один из моих первых отчетов об авто путешествиях на Drom.ru, и, что очень приятно, попавший недавно в Золотой фонд. Приятные эмоции от посещения таких мест как Байкальск, Гладенькая и Шерегеш — до сих пор не забыты! Не могу сказать, что отчет получился очень уж «золотым», а фото и вовсе были с обычных мыльниц, но эта тема явно вас заинтересовала, дорогие друзья. Всё-таки, народ постепенно у нас встает зимой с дивана на доски, лыжи. И едет исследовать новые склоны в округе, в соседние города, в соседние области, края и республики. И это радует!
Кому позволяют средства, отправляются кататься за границу. Я однажды тоже планирую посетить альпийские склоны, о чем мечтаю уже очень давно. Но пока еще у меня исследованы не все российские и даже сибирские склоны. А нынешняя антироссийская истерия на западе, и общая экономическая ситуация, как раз способствуют этому.
Очень хочется хотя бы временно не слышать негативных новостей об очередных бзиках украинских властей, том, что Обама опять бегает по миру, выклянчивая санкции против России, и что Штаты — это лидер всей Вселенной и без них никто никогда не обойдется…. А страны-шавки: поляки, прибалты и им подобные поддакивают своему чёрному хозяину, и тявкают на нас поджав хвост. Что Псаки… А-А-А-А!!! От всех этих иностранных персонажей, уже прямо, скажем — тошнит!!! Хочется просто остановиться там, где телек не показывает ничего, или вообще не до него. Просто покататься с горы в своей стране, на любимых лыжах и тратить свои деньги именно здесь, и не думать ни о чем!
География посещенных мной сибирских горнолыжных мест выглядит теперь вот так, как на карте ниже. О самых интересных из них, помимо Шерегеша, Байкальска и Гладенькой, и какие я бы еще рекомендовал посетить, и расскажу сейчас по порядку. Старт во все направления — как обычно из города Кодинска, где я работаю.
География посещенных мной самых интересных сибирских горнолыжных мест за все годы
Часть 1. Братск
Начну я с обзор с двух братских трасс, как с самых родных и близких мне, к тому же этот горнолыжный сезон я как раз с них и начинал.
Две братских горнолыжки, расположенные по разные стороны от ГЭС и по разным берегам Ангары.
Первой к приему горнолыжников уже в середине декабря подготовилась трасса «Орехов камень». Комплекс расположен достаточно далеко от центрального Братска, на правом берегу, минуя ГЭС и все поселки, цивилизацию и дальше куда-то вглубь тайги… Поэтому я туда так редко и езжу, ведь есть очень хорошая трасса и гораздо ближе к Братску, и там мне всегда есть, где остановиться у родителей. После всегда сложной дороги из Кодинска, не всегда хочется ехать еще дальше куда-то. Но, тем не менее, эта трасса достойна того, чтобы хотя бы один-два раза за сезон там побывать.
Выезжаем на рассвете 19 декабря. Направление как раз в сторону рассвета
Очень красиво смотрится лесная часть дороги Кодинск—Братск в это время года и в это время суток.
На дороге приличный свежевыпавший слой снега, который не успевают сразу чистить.
После проезда редких утренних лесовозов этот снег взлетает, и частично оседает на деревьях.
Вот такая она, зимняя дорога из Кодинска. В летний период она очень сильно разбита, и как я уже описывал здесь, превращается в настоящую полосу препятствий, но зимой совсем другое дело! Главное, чтобы было не слишком морозно, а снег к выходным успевали почистить. Тогда мне очень нравится ездить здесь на «Аутбэке», дорога в 350 км до центра Братска занимает обычно не больше трех с половиной — четырех часов.
Братску очень повезло с природой! Вот только природе не повезло с Братском… :(. Долгая морозная зима, много снега, есть пригодные для катания склоны. Но Братску не повезло с тем, что мало кто хочет инвестировать в город где-то между БАМом и трассой М-53, среди тайги… Спасают только частные инициативы. Благодаря им, и есть относительно благоустроенная горнолыжка «Орехов камень». Или как ее любя зовут в народе — «Орех» или «Орешка».
Общий вид склонов курорта Орехов Камень
Самая длинная трасса 3800 м (в настоящий момент) в перспективе больше.
Перепад высот 580 м
Высшая точка 580 м
Ехать сюда не близко: полчаса только от поселка Гидростроитель, а еще до этого из центра Братска — около часа. Но все поклонники этого местечка считают, что оно того стоит. В перспективе эти горы превратятся просто в сказку для лыжников и сноубордистов. Со временем здесь должен появиться и кресельный подъёмник, а протяжённость пока ещё неосвоенного склона будет достигать пяти километров! Но пока на вершину протянут всего один австрийский бугельный подъёмник, не очень быстрый, и везет долго. И трасса здесь довольно не сложная, но интересная.
И что очень важно, так это то, что территория, на которой расположен этот горнолыжный комплекс, является экологически благоприятной. Что просто жизненно необходимо для сильно загрязненного Братска. Густой лес покрывает склоны горы и окрестные территории. Везде пушистые сугробы, белые шапки снега на деревьях, прозрачный сибирский зимний воздух. По склонам регулярно проходит ратрак. На территории комплекса действует прокат снаряжения, есть камеры хранения, построено кафе, в котором можно полноценно пообедать и отдохнуть. По лесным дорожкам можно покататься на арендованном снегоходе. Есть и ледовый каток.
Так как я не был здесь уже достаточно давно и успел подзабыть дорогу, поэтому, в конце декабря при поезде в Братск, уже заранее договорился со своим давним братским другом Алексеем, что он возьмет меня с собой. К тому же очень интересно было прокатиться на его новом «Аутбэке». До этого у него был Аут такого же года, как и мой. Дорога из Гидростроителя до базы через лес была очень заснеженная, не чищенная. Отличная возможность проверить способности этого универсала.
Вот на этом «Аутбэке» мы и поехали из Братска открывать новый сезон на Орехов камень.
Со времен моего последнего приезда сюда, тут стало гораздо лучше, появился четкий план развития.
Кому неохота мотаться в город переночевать или наоборот хочется уехать из дома на выходные — есть небольшая гостиница.
Ну что ж, пора доставать снаряжение из багажника и вперед!
От стоянки до подъемника всего пара сотен метров, мимо пункта проката и оплаты за подъемы, затем и мимо зоны отдыха.
Длинный подъемник не доезжал до самого верха всего пару опор, снега наверху было пока недостаточно, чтобы прикрыть все камни.
Начало скоростного спуска по еще не очищенной трассе — настоящий пухлячок под ногами!
На протяжении всего спуска открывается великолепный зимний пейзаж.
Хорошо, что у Лёхи были с собой и широкие лыжи для вне трассового катания.
После своих карвинговых лыж, несколько спусков лихо проехал на этих широких!
И благополучно зарылся в одном из сугробов с непривычки, к таким лыжам нужно привыкнуть.
Выход на финишную прямую вдоль подъемника.
Первый и долгожданный день катания нового сезона закончился быстро, ведь в декабре темнеет еще очень рано. Приятно болят мышцы с непривычки от нагрузок, но все довольны. Кататься нам всегда в удовольствие, на самых разных трассах! Орех мне очень понравился, я открыл для себя его заново, ведь катался я тут еще до эпопеи с Кодинском и Богучанской ГЭС! Такое место недалеко в районе родного города для открытия сезона — просто здорово! Ну, и пусть до него долго добираться, а трасс немного, зато много снега уже в декабре. Отличная разминка перед началом долгого насыщенного сезона…
Есть у нас в Братске и другая горнолыжка, куда я сразу направился при следующей поездке на родину. Склоны горы Пихтовой уже соответствуют мировым спортивным стандартам. Кататься здесь, а не на «орешке» предпочитают любители красивой тайги и крутых виражей. Ещё одно неоспоримое преимущество Пихтовой — близость к городу. Пятнадцать-двадцать минут езды — и ты на свежем воздухе, а задымленный город внизу и как на ладони.
Более подробно об услугах трассы модно узнать на сайте, а пока краткие вводные данные. На горе Пихтовой находится три трассы: Слалом-гигант, Специальный слалом, Лесная трасса. Есть ратрак. Работает система искусственного снегообразования. Есть освещение трассы. Подъемник бугельный фирмы Doppelmayr.
Слалом-гигант: Главная, трасса на горе Пихтовая, сражу же за склоном для обучения и трамплинами до сноуборда.
Перепад высот на трассе: 250 метров.
Протяженность трассы: 1 км.
Специальный Слалом. «Черная» трасса, и этим все сказано! Без подготовки лучше не соваться даже.
Перепад высот на трассе: 178 метров.
Протяженность трассы: 504 метра.
Лесная трасса. Очень красивая, длинная, не сильно широкая трасса чтобы не портить впечатление от леса и обрыва в море. В начале трассы есть даже half-pipe.
Перепад высот на трассе: 250 метров.
Протяженность трассы: 1 200 метров.
Как сейчас помню, себя ученика 5 класса, когда мой дядя привел меня сразу после моего дня рождения в феврале на эту гору. И предложил на выбор два вида спорта: санный и горнолыжные дисциплины. Тогда он был руководителем ДЮСШ, знал всех тренеров, и плохого бы точно не посоветовал. Вроде и то, и то экстремально, интересно, но было одно отличие. Если лыжники на тренировках поднимались на хоть старом бугельном подъемнике, но все же подъемнике, то саночники после спуска тащили свои сани на спине пешком в гору…. «Все-таки лыжи интереснее» — подумал я тогда :).
В общем, я выбрал горные лыжи. Мне повезло оказаться в группе у одного из лучших тренеров Бурвана Александра Анатольевича, который и обучил меня всем азам скоростного спуска. Сначала на учебном склоне, потом на «Гиганте». Помню, как первый раз увидел этот самый «Гигант», который сейчас пролетаю в стойке меньше, чем за минуту. Но тогда было реально страшно, весь спуск я проехал тормозя пятой точкой :). Потом я понял, что трасса Гиганта это просто семечки по сравнению с трассой для специального слалома… Она всегда была в стороне, почти всегда закрытой и тренировались там только самые подготовленные, и я бы сказал, обезбашенные лыжники. Тогда еще термин «черная трасса» мало кто употреблял, но это как раз тот самый случай… Помимо очень большого уклона, в середине трассы был еще и трамплин! Это реально полные штаны адреналина, главное преодолеть свой страх! Но и этот склон я научился проезжать. Трамплин, правда, так и оставался долгое время для меня чем-то страшным.
Уже спустя многие годы, когда я уже занимался горными лыжами уже только в свое удовольствие, в студенческие годы, решился с него спрыгнуть. И помог мне в этом тот самый Алексей, мой приятель, с которым мы и познакомились в те годы, там же на склонах Пихтовой. Нас просто двоих вместе оттуда выгнали за «плохое поведение». Правда, потом простили, конечно же. Нам, видите ли, как-то стало скучно уже на обычных склонах, и мы решили спуститься по узкой дороге между опорами подъемника. Работающего. На старых, не карвинговых, а классических лыжах… Самое интересное, что мы знали, что это опасно для нас, и еще больше для поднимающихся, но кто в молодые годы не любил полихачить и нарушить какие-либо запреты…
Несколько интересных фото с горы Пихтовой прошлых лет:
Когда еще не было своей машины, ездил на гору на машине отца, зато со своими новенькими лыжами!
Когда то в разгар моего увлечения горными лыжами, Пихтовая была гораздо страшнее и опаснее. Здесь, на самом верху, сразу за будкой старого подъемника, стояла даже дополнительная надстройка для разгона перед спуском! Как у летающих лыжников, только без трамплина в конце. Это были дополнительно также несколько десятков метров к общей длине спуска и к перепаду высот. Вот с нее то, я так ни разу и не съехал, не хватило смелости, так как ускорение она придавала очень большое. А ты абсолютно ничего не можешь с этим сделать, — ни притормозить, ни свернуть… Но маньяки всегда находились в то время :). И не всегда это заканчивались успешно:(. И вот, чтобы больше не калечить народ, как спортсменов, так и любителей, — это старое опасное сооружение разобрали, от греха подальше. Освободив в том числе, еще и место для нового подъемника.
2006 год. Тот самый, еще не демонтированный дополнительный разгонный участок…
И вид с него на центральную часть Братска и море…
Тропинка сквозь лес, которая вела к трассе специального слалома.
А это вид с той самой черной трассы специального слалома.
Посередине этого крутого спуска еще и большой бугор-трамплин…
Вот такие трамплины раньше стояли на трассе гиганта. Потом в целях безопасности их стали строить только на трассе для сноубордистов.
Трамплин взят! Страшновато, конечно, подлетать к такому на скорости, но какое удовольствие от полета и успешного приземления!
И та самая трасса для соревнований по сноуборду, с трамплинами и всем остальным.
2008-2009 г.г. Мы с Лёхой умудрились практически одновременно взять себе почти одинаковые машины.
Лёха с тех пор успел обновить свой «Аутбэк», взяв американца в кузове BR, чем несказанно был рад, а я долго думал, ожидая пока на них упадут цены… В итоге цены так и не упали, а сейчас наоборот выросли. Сейчас подержанные Ауты стоят как раньше новые. А новые… теперь и вовсе несбыточная мечта. Печально, ведь покупка пока откладывается на неопределенный срок. Но и в кузове BP9 «Аутбэк» — еще достаточно современная машина, и все заложенные в него решения и дизайн — актуальны пока и сейчас, я считаю. Но главное, машина надежная, и очень подходит для наших условий и моих предпочтений.
В общем, вперед, на трассу моей молодости!
На трассу ведут две дороги — вниз к концу спуска, и вверх, под самый подъемник! Верхняя (справа) гораздо интереснее!
Итак, трасса расположена на горе Пихтовая на берегу Братского водохранилища. Всего в нескольких километрах от 26-го микрорайона Братска, по живописной лесной дороге, мимо знаменитого «Северного Артека», и между старыми пионерскими лагерями и базами.
Здесь все буквально пропитано спортом. Лично мне эти места очень дороги, как родные практически… Недалеко в лесу проложены лыжные и биатлонные трассы Северного Артека, по которым я в детстве любил бегать и на обычных лыжах, еще до эры увлечения горными. Но главная изюминка этих мест, это конечно же, легендарная санная трасса… Когда ее построили (с участием инженеров-строителей Братской ГЭС), аналогов в Советском союзе еще долго не было. Потом ее прославили и наши местные спортсмены. Из последних, конечно же, Александр Зубков, начинавший заниматься санным спортом именно здесь. А в прошлом году был знаменосцем нашей сборной, и взял наконец-то два золота на Олимпиаде в Сочи в бобслее! Наверное, я так никогда в жизни еще не радовался за наших российских спортсменов, как в тот момент! Даже когда Виталик Петров приехал на подиум Гран При Австралии в 2011-м :).
Александр Зубков. Надеюсь, когда-нибудь эту санную трассу в Братске назову, его именем!
А еще было бы неплохо переименовать одну из улиц Братска в честь человека, реально его прославившего. Единственного Заслуженного мастера спорта за всю историю Братска. А не в честь непонятных коммунистов и прочих сомнительных деятелей, которые про Братск никогда и не слышали.
Поднимаясь на эту горнолыжку, можно остановиться, и посмотреть на знаменитую Братскую санную трассу!
Так вот, если выбрать дорогу на горнолыжную трассу на самый верх, то кроме отличных видов на город, на море, и даже на Братскую ГЭС вдалеке, можно рассмотреть почти всю санную трассу, ее верхнюю и большую часть. Я думаю, это сооружение, гордость всего спортивного Братска — достойно того, чтобы он нем рассказать чуть подробнее.
25-го декабря 1971 года был сдан в эксплуатацию один из уникальнейших объектов страны — санная трасса города Братска, первая в стране трасса международного класса.
Трасса была построена по постановлению секретариата ЦК КПСС и решению Совета Министров СССР для подготовки сборной команды СССР по санному спорту к XI зимним Олимпийским играм в Саппоро (Япония, 1972 г.) и проведения международных и всесоюзных соревнований. На основании этого 11 июня 1971 года Исполком Братского городского совета депутатов трудящихся принимает решение № 280 о строительстве санной трассы на Пихтовом хребте г. Братска. 13 августа И.И. Наймушин, начальник Управления «БратскГЭСстроя», подписал приказ о строительстве санной трассы. В рекордно короткие сроки — за три месяца — был построен спортивный объект длиной 1 200 м, при прохождении которого спортсмен развивал скорость до 130-140 км/ч. Трасса была признана в стране санной трассой международного класса, на ней можно было проводить соревнования любого международного масштаба.
Восьмидесятые годы становятся годами расцвета санного спорта в г. Братске, ставшем одним из центров развития этого вида спорта в Советском Союзе. Здесь проводились не только российские и союзные, но и международные соревнования и учебно-тренировочные сборы: на ледовых виражах санной трассы оттачивали спортивное мастерство, наращивали спортивный потенциал румынские, немецкие, чехословацкие, польские, австрийские спортсмены.
Лучшими достижениями братских саночников стали бронзовая медаль В. Дудина на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево-1984, серебряные медали А. Зубкова, А. Демченко на ХХ зимних Олимпийских играх в Турине-2006, бронзовая медаль А. Зубкова. И, конечно же, двукратная победа Александра Зубкова на XXII зимних Олимпийских Играх в Сочи. Еще 12 спортсменов стали победителями и призерами первенств Мира и Европы.
И не просто посмотреть на трассу, а даже понаблюдать за тренировками юных Александров Зубковых и Альбертов Демченко…
Вот по бетонному жёлобу проносится один из юных спортсменов! Удачи тебе, парнишка!
А я продолжаю осматривать эту трассу, которая петляя виражами, уходит вниз почти до уровня моря
Когда-то после тренировок по горным лыжам, мы с пацанами спускались сюда, и катались на свой страх и риск на обычных картонках…. Вот это был экстрим! Непередаваемые ощущения! Если уж обычная картонка так разгонялась, и в виражах тебя прижимало к стенке, то я представляю, как лихо тут едут специальные сани спортсменов… Разрешалось это только спортсменам, и только с нижних стартовых площадок. Находились экстремалы, кто катался с самого верха… А всех остальных сторожа и тренеры, конечно, не пускали даже на территорию.
Кроме санно-бобслейно трассы, здесь есть спуск для соревнований по натурбану. Естественное покрытие с плавными поворотами — конечно более безопасно, чем узкий бетонный жёлоб с отвесными виражами…. Здесь мы тоже катались тогда с удовольствием :).
Всем саночникам приходилось тащить сани на себе вверх по этой дорожке вдоль жёлоба, Дорога достаточно крутая и изначально была и сделана как раз для этих целей, и для подъема наверх обслуживающего персонала санной трассы. Уже намного позже дорогу расширили и для подъема на горнолыжную трассу.
Постепенно поднимаемся наверх, вираж за виражом, повторяя схему санной трассы.
Сейчас дорогу во время тренировок подсыпают, так чтобы сюда можно залезть обычному автобусу со спортсменами и обычным легковушкам. Но если вовремя не подсыпать, крутой подъем сразу становится очень проблематичным в гололед. Вот поэтому внизу горнолыжной трассы предусмотрена и другая парковка, к которой едут по дороге вдоль моря. Она намного длиннее, чем эта, но зато и проблем с подъемом нет.
Верхняя парковка горнолыжной трассы Пихтовая!
Это еще не самая верхняя точка, куда можно залезть, Можно проехать еще выше, если у вас полный привод, и припарковаться с видом на трассу спуска. Но пока я поднимаюсь на самую верхнюю стартовую площадку санной трассы.
И вот такой вид с нее. И самая длинная дистанция для соревнований.
По этой лестнице поднимаются на самый верхний старт для самого длинного спуска спортсмены с санями
Надеюсь, вам понравилась небольшая экскурсия в прошлое этой горнолыжной и знаменитой санной трассы, в одном месте! Дальше поднимаюсь на самый верх, жду Алексея и вперед на лыжи!
Схема трасс горнолыжного комплекса «Гора Пихтовая». Трассы на любой вкус и цвет (буквально).
Вид на центральный Братск возле противовеса крайней опоры подъемника.
А это вид из окна кафе на самом верху, Очень красиво!
Это место одно из немногих ближайших от центра города, где не так сильно чувствуются выбросы заводов… Выше на 250 м, кругом сосновый лес, со всех сторон море…. Экология в Братске просто ужасная, поэтому братчане сюда приезжают не только покататься, но немного подышать свежим воздухом.
Вид на начало спуска возле подъемника, внизу трассы сразу начинается Братское водохранилище.
А на какой еще горнолыжке, можно припарковать машину на самом верху?
Из всех посещенных мной горнолыжных мест, такая возможность есть только здесь!!! Это на самом деле здорово! Такой потрясающий вид со всех сторон и возможность спускаться сразу после того, как взял лыжи, переобулся и оставил в машине все лишнее. Я приехал раньше и забил для Алексея место у столба рядом с моей машиной.
А вот и Лёха подъехал! Новый Аут в плане проходимости и лазания по горнолыжным местам подготовлен еще лучше.
Несмотря на бОльшие габариты и лишний вес, вариатор на новом Ауте тянет веселее, а больший дорожный просвет и размер колес улучшают и геометрию. Но главное, это все же более вместительный и комфортабельный салон, что спереди, что сзади, что по объему багажника видно, что машина классом выше. Зато старый Аутбэк по прежнему управляется интереснее, более спортивно и как по рельсам.
Цепляем лыжи, и начинаем кататься!
Окончание учебной трассы, и тут же начало спуска по трассе Гиганта.
Есть срезки и на более пологую длинную лесную трассу.
А вот и сама трасса Гигантского слалома. Трасса просто в идеале!
Чего не скажешь о трассе слалома специального, да и желающих кататься там пока нет, кроме… одного отчаянного велосипедиста !:)
Сворачиваем на лесную трассу. На самом деле тут их две. Но левая пока еще не готова.
Зато правая в полном порядке, идет по самой кромке межу лесом и обрывом.
Именно с этой трассы лучше всего видны главные достопримечательности Братска. Верхний бьеф Братской ГЭС (вдалеке прямо) и музей под открытым небом «Ангарская деревня» (слева на берегу).
Трасса хоть и считается лесной, но достаточно широкая и ухоженная. И намного длиннее, чем трасса Гиганта. Здорово!!
Окончание спуска лесной трассы.
Но в конце лесной трассы лучше сильно не разгонятся, скорость уже приличная, и нужно не промахнуться в узкий и резкий поворот направо, к подъемнику. Иначе, можно вылететь прямо на лёд братского моря, к лункам зимних рыбаков :).
Здесь же пока не готова вторая лесная трасса, паркуются машины лыжников, кто не захотел или не смог лезть наверх.
Вид на трассу гиганта у подъемника.
Кататься здесь всегда здорово!
И вот ради такой чайной паузы на самом верху, сюда тоже стоит залезть на машине.
Навигатор эту зимнюю дорогу и «парковку» естественно не видит…
Накатались за день с удовольствием! Время уезжать. Что сказать, эта трасса мне всегда как родная, всегда очень рад сюда приезжать покататься, встретить знакомых горнолыжников. Она действительно того стоит. Очень красивая природа, все достопримечательности рядом, трассы спуска на любой вкус. Поэтому я с удовольствием включаю её в список самых интересных горнолыжных мест Сибири! И очень советую посетить ее всем горнолыжникам и сноубордистам.
Спускаемся обратно вниз так же вдоль санной трассы и домой.
Завтра днем уже уезжаем обратно в Кодинск. Но лишь затем, чтобы уже через неделю отправиться дальше в Красноярск, на местные горнолыжки, и затем еще дальше в Ергаки!!
Часть 2. Красноярск
После Братска и двух его интересных, более чем достойных внимания, горнолыжных трасс, возвращаемся в Кодинск и дальше в Красноярск. Но уже не просто на выходные, а в рамках долгожданного отпуска! Как обычно, транзитом через второй дом в Красноярске, и дальше к главной цели этого горнолыжного сезона — Ергаки. Зимняя дорога Кодинск—Красноярск —это 720 км, из которых половина это зимник, то есть грунктовка, покрытая снегом, местами льдом, так что нужно быть всегда начеку. Но это все равно быстрее, чем летом по опасной, разбитой, грязной и очень пыльной дороге. На нее летом даже смотреть особо не хочется… То ли дело зимой! Поэтому при каждой остановке на отдых с детьми, интересно оглянуться вокруг. Как например, дорога от Чунояра до Абана. Красивый зимний сосновый лес, машин мало, по пути в стороне — умилительные сибирские деревушки, наполовину скрытые под приличным сугробом.
Сворачиваем в сторону от дороги на остановку.
Этим местом оказывается въезд с маленькую симпатичную деревню Пушкино. Очень тихо и спокойно тут.
После небольшого отдыха можно ехать дальше.
Таких деревушек чуть в стороне от трассы тут хватает. И такие места мне нравятся гораздо больше, чем проходной деревенский двор прямо по трассе. Это когда стадо коров, разгуливающих без присмотра по дороге, или неадекватных местных жителей, разъезжающих в любом состоянии на всем, что движется…. Как, например, такие проходные дворы, как тот же Долгий мост или Вознесенка.
Мы уже далеко не первый раз едем по этой дороге, точнее, на моем только счету это уже была 56-ая (пятьдесят шестая!) поездка в Красноярск. И это только за рулем Аутбэка. Из них половина как раз пришлась на зиму. Так что на все остальное уже давно перестали обращать внимание. В Красноярск обычно ездим на праздники, или в отпуск, как и в этот раз.
Изначально еще с лета, планировали в этот раз слетать куда-нибудь вдвоем без детей. Как очень удачно и выгодно нам удалось прокатиться по Арабским Эмиратам прошлой зимой. Но уже в декабре стало понятно, что с такими курсами валют в этом году о поездках за границу можно пока лишь помечтать. Но, надеюсь, к лету ситуация в нашей экономике станет стабильней. А пока уже в намеченный отпуск решили посетить один из сибирских курортов. Помимо тех, о которых я писал в первой части, больше всего рассматривали Горную Салангу. Она ближе всех к Красноярску. Но цены на проживание там даже в будние дни заставили усомниться, а туда ли мы позвонили… Ценники скорее напоминали французские или швейцарские Альпы, притом, что склоны Саланги и уровень сервиса по сравнению с альпийскими — не конкурируют, мягко говоря. На этом фоне звонок на базу Ергаки выглядел многообещающим. Ергаки даже по отзывам и фото, конечно же, на порядок круче и красивее Саланги, и при этом цены гораздо демократичнее! И не намного дальше. Надо срочно это проверить! :)
И вот, за пару недель до отпуска, еще в Кодинске, бронируем номер в отеле Freeride, что расположен прямо на базе отдыха — в непосредственной близости от горнолыжной трассы и подъемника. Цена за сутки проживания в большом семейном номере была 4 500 руб., и включала в себя завтраки. Не дешево, но в Саланге цены были еще выше. Осталось дождаться отпуска и дня выезда. А пока можно оценить горки Красноярска, благо, тратиться на проживание нам там не нужно.
Карта горнолыжных мест Красноярска (включая соседний Дивногорск).
Как я уже упомянул в прошлом отчете, в Красноярске есть прекрасные горнолыжные трассы фан-парка Бобровый лог. Там все очень современно, удобно, но и дорого. На этом фоне все остальные трассы, где я катался, просто меркнут. Но меркнут неравномерно, и про одну из них стоит рассказать подробнее. И если трассы в Дивногорске вообще никак не цепляют пока, а трасса на Николаевской сопке и вовсе не безопасна сейчас. Там нет снега совсем, и вообще непонятно, где тут кататься-то — один строительный мусор и опоры подъемника прямо через трассу. Зато трасса «Каштак» очень понравилась. Хотя поначалу, когда я первый раз туда приехал, да еще сразу после Бобрового лога, до самого первого подъема она вызвала уныние. Но обо всем по порядку.
Стройка века в Красноярске — четвертый автомобильный мост через Енисей в самом разгаре
Место, где расположен Бобровый лог в Красноярске, пожалуй, самое красивое во всем городе. С этим, я думаю, спорить никто не будет. Именно здесь находится легендарный заповедник «Столбы». Некоторые из Столбов можно увидеть непосредственно перед собой на вершинах трасс Бобрового, а до некоторых можно пройти пешком от вершины, воспользовавшись кресельным подъемником канатной дороги К1. Но настоящие «столбисты», конечно, предпочитают длинный классический подъем в горы с самого низа. Причем с самого утра даже зимой, едва только рассветает. Во-первых, утром самое время для таких разминок, во-вторых, мало народу, и в-третьих, после прогулки по столбам, ну, скажем так, 7-8 км в одну строну, можно передохнуть и ехать кататься либо в Лог, либо на соседнюю трассу Каштак. Причем как днем так и вечером. Вечернее катание это явно не конек Каштака, так как освещение там — так себе. Лучше всего вечером кататься именно в Бобровом. Ну а пока с утра прогуляемся по Столбам.
Зимняя тропа классического маршрута к Столбам.
Зимой вообще самое время покорять Столбы Красноярска. Не жарко, а в горнолыжном костюме и подходящей зимней спортивной обуви очень удобно. Но главное, нет навязчивой мошки и многочисленных опасных клещей, которых летом здесь полное изобилие. Но и фактор для меня тоже важный, что рядом две горнолыжные трассы, тоже важен. Можно сразу в один день совместить все удовольствия, полезные для здоровья, в одном месте.
http://www.zapovednik-stolby.ru/
На Drom.ru было уже немало отчетов, где авторы рассказывали о посещении Красноярских Столбов, но это было в основном в летний период при поездке на Байкал или еще куда. Поэтому с удовольствием дополню и несколькими зимними фото этих удивительных красивых мест с отпуска горнолыжного!
Скальные объекты — главная достопримечательность заповедника. Благодаря им, «Столбы» и получили свое название. Почти все скалы заповедника имеют имена. Поименованы также некоторые отдельные камни и фрагменты (части) скал. Скалы могут быть одиночными или образовывать группы. Скальный массив всегда имеет несколько поименованных отдельных вершин. На скалах проложены ходы, которые, как правило, ведут к вершинам. Короткие характерные ходы или участки ходов отнесены в категорию ходики. Хитрушка — место на скале, прохождение которого требует особого мастерства. Спортивные трассы на скалах используются спортсменами для тренировок и соревнований. Проходятся с применением снаряжения и страховки.
Только до границы заповедника 2 км, а до первого столба еще около 5 км, постоянно вверх!
Удивительное место, энергетика которого просто зашкаливает!
Можно, конечно, очень долго бродить здесь и восхищаться этой природной красотой.
Главное, не заблудиться, Столбов тут много, а сам заповедник огромен.
Первый Столб и Столб «Дед» (фотоколлаж).
Легендарный столб «Перья», один из самых красивых — символ всего заповедника.
Поздравления от администрации заповедника, можно гордиться собой! :)
Но такой маршрут по 7 км в одну сторону в гору конечно не для маленьких детей. Зато есть отличная легкая альтернатива, — подняться по К-1 на подъемнике, и прогуляться уже по вершине. Там тоже очень красивый интересный маршрут. И при этом, кончено, не такой утомительный и не такой длительный.
Облегченная «прогулка по Столбам» начинается на канатной дороге К-1.
Сход с подъемника там же, где и сходят горнолыжники перед спуском.
Дальше сразу за кафе идет тропинка вот сюда…
И шикарные панорамы заповедника как на ладони.
Тут же есть и панорамная подсказка, где что находится.
Трудно найти более красивое и интересное в плане активного отдыха место, во всем Красноярске, чем здесь…
Также трудно найти людей, которые были бы равнодушны к такой красоте. Поэтому специально для них, то есть для всех, студенты Сибирского федерального университета, создали несколько кубических панорам объектов заповедника. Сегодня 6 кубических панорам «Столбов» выложены в открытый доступ на сайте СФУ, и с ними может ознакомиться любой желающий. Очень советую всем посмотреть на это сочетание красоты природы и современных технологий:
http://news.sfu-kras.ru/node/6288
Ну что ж, достаточно уже о прекрасном, пора и на лыжи! Итак, отличная альтернатива днем, дорогому и современному Бобровому Логу — это находящаяся тут же всего в полутора километрах старая горнолыжная база «Каштак». Если вкратце, то эта база по сравнению с Логом — настоящий динозавр. Правда, чудом уцелевший, и неплохо сохранившийся. Здесь все точно так же, как и было 25-30 лет назад, и примерно все то же самое, что я наблюдал, когда только начинал заниматься в детстве горными лыжами в Братске. Умилительное ретро. Я думаю лыжникам со стажем вроде меня, заставшим еще перестроечные времена, это место очень понравится.
За перекрестком к Боброву Логу начинается частный сектор. Но, не зная точной дороги, можно и заблудиться в этом частном секторе, через который и ведет единственная дорога на Каштак. Поэтому лучше пусть ведет навигатор. Можно как по называнию базы, так и по адресу: Боровая 2-я, 67.
Всю дорогу до Каштака через частный сектор будут видны Склоны Бобрового лога.
Чтобы найти маленькие указатели на Каштак нужно постараться…
Местами узкая дорога еще и резко поднимается вверх, прямо в закрытом повороте. Когда на улице скользко и не подсыпано, думаю, тут очень весело подниматься. Антуражем к поездке на горнолыжную трассу «старой советской школы» будут стоящие тут и там старые советские автомобили, не всегда на ходу….
Финишная прямая перед базой сужается до одной колеи.
Перед самой базой дорога между коттеджами и вовсе становится односторонней, тут реально не уже разъехаться двум машинам. Неудивительно, что это место, мягко говоря, уже не очень популярно у горнолыжников. Попробуй, доберись сюда по этим закоулкам. Но добраться хотя бы для разнообразия стоит обязательно!
Вот и база. Как-то все тут подозрительно скромно. Зато все парковки бесплатные (камень в соседний огород)!
Парковка находится непосредственно у трассы, это хорошо. Но вот дальше ждет не очень приятный сюрприз. Чтобы добраться до подъемника, нужно сначала залезть пешком вот на такую высоту, что на фото ниже! И это по сугробам в крутой подъем и с лыжами!
Вот сюда нужно подняться сначала пешком, чтобы добраться до подъемника!
Если все таки получилось добраться, то нас ждет вот такая трасса, и что о ней пишут в интернете:
Самая длинная трасса — 1 300 м.
Перепад высот — 220 м.
Высшая точка — 220 м.
К сожалению, не нашел ни одной нормальной схемы трасс. Поэтому снимок только с Гугл Мапс. В нижнем левом углу 2 трассы сначала идут по разную сторону подъемника, потом сливаются в одну узкую, и затем широкая финишная прямая до базы. А справа это уже склоны Бобрового Лога.
Спутниковый снимок горнолыжных трасс и базы Каштака.
Горнолыжная трасса сложной конфигурации (фактически разделенная на три трассы разного уровня сложности), проложена на склонах отрогов Восточных Саян через березово-сосновый лес. Проводятся индивидуальные занятия с инструктором и групповые занятия для детей в горнолыжной школе. Горнолыжный сезон здесь открывается в начале ноября и продолжается до мая месяца. В будни «Каштак» работает с обеда (14:30) до половины одиннадцатого вечера, в выходные и праздничные дни с десяти утра. Понедельник — выходной день. Горнолыжный комплекс «Каштак» — это комплекс услуг для отдыхающих. Прокат горнолыжного и сноубордического снаряжения. Теплая раздевалка служит так же комнатой отдыха. Организовано сервисное обслуживание и мелкий ремонт лыж и сноубордов. Так же в «Каштаке» построен целый гостиничный комплекс, в составе которого два здания, на несколько номеров каждое, и два небольших отдельных коттеджа. Посетителей ГЛЦ и гостиничного комплекса так же ждут сауна, открытые беседки с мангалами и т.д.
Но меня ничего из этого, конечно же, не интересовало. Я приехал сюда исключительно покататься по новому для себя склону. И со своим снаряжением. Так что, отзыва об остальных услугах, тут от меня не ждите. :)
На высоком крутом склоне можно увидеть руины старых советских трамплинов для прыжков на лыжах.
А вот что еще интересного можно увидеть здесь, так это руины древних спортивных сооружений, вроде трамплинов для прыжков на лыжах. Были ведь раньше времена, когда сибиряки-красноярцы занимали первое место в стране по количеству трамплинов на душу населения. Единственный в СССР гигантский трамплин располагался здесь, в урочище Каштак, и каждый год в Красноярске проходил чемпионат СССР по полётам на лыжах. Каждый год летающие лыжники не только получали в Красноярске звания чемпионов, но и устанавливали рекорды трамплина. 1976 год — 138 метров, 1977-й — 144 метра, 1982-й — 154 метра…. Увы, гигантский трамплин с приходом перестройки разрушился.
А пригодным к соревнованиям остался лишь спортивный комплекс, расположенный в районе Николаевской сопки. Правда, и эти сооружения без капиталовложений приходят в упадок. Трамплин К-90 не используется по назначению уже очень давно. Дольше всех сохранялся единственный в России трамплин К-120, благодаря которому проведение на берегах Енисея в середине марта лично-командного чемпионата страны было доброй традицией. Но к 2019-му году, когда в Красноярске должна пройти зимняя Универсиада, часть трамплинов планируется капитально отремонтировать для соревнований!
Купить подъемы можно прямо на входе к подъемнику в этой зелененькой будке…
Все в стиле ретро, и спуск и подъемник и даже…
Даже старенький ретро-снегоход Буран! Здесь он выполняет и роль ратрака!
Да, я словно попал в прошлое… Посмотрим, как у этой трассы с каталкой…
Антикварный и очень веселый подъемник как поднимает, так и опускает!:)
Но сначала нужно подняться по антикварному бугельному подъемнику прямо среди леса!! Похоже, что никто и никогда и не собирался даже очищать зону вдоль подъемника от деревьев. Вот и возникает ощущение, что подъем идет прямо между деревьев! Очень необычно! Антураж добавляют деревянные планки бугелей на коротких веревках, а сам подъемник в том месте уходит резко вниз, так что ты эту деревяшку еще и обгоняешь… Весело! Но это еще не все сюрпризы. Зато как же тут необычно и красиво!
Незадолго до вершины подъемника…. перекресток с трассой!
Преимущество вроде как у тех, кто поднимается. Главное не забыть об этом при спуске. Один раз я увлекся, и едва не проехал по лыжам одного из поднимающихся….
А вот прямо посреди густого леса на вершине и заканчивается подъемник! Первый раз такое вижу, если честно!
Дальше вам на выбор несколько лесных тропинок до основного спуска.
Можно, как ориентир направлению спуска через лес, использовать и подъемник.
Но интереснее все-таки прохватить с ветерком по основным трассам! И они великолепны!
В чем секрет? Здесь только натуральный снег! Благодаря тому, что неширокие склоны расположены в ущелье и здесь много деревьев в лесу, снега здесь всегда гораздо больше, чем в Бобровом логе, где в основном снег искусственный. Да и конфигурация трасс в общем интереснее. И, конечно же, ретро-антураж! :) Я уж молчу, что кататься здесь гораздо дешевле.
Перекресток с трассой подъемника. Осторожно! Но народу очень мало катается в будние дни
Спускаемся дальше. Трасса из узкой лесной переходит…
…. в открытую и широкую трассу, огражденную по бокам… старыми деревянными щитами! Ретро!
Здесь уже можно разогнаться! Но! Но! Снега тут уже гораздо меньше, чем в лесу наверху, и это нужно учитывать!
Если слишком опасно ехать по почти лысой финишной прямой, можно свернуть в лес…
И продолжить тот лесной фрирайд, что начинается на самом верху в лесу.
Вторая трасса спуска с другой стороны от подъемника.
Здесь почему-то катается еще меньше народу.
Вот такой вот он Каштак! И даже старые перекошенные подъемники не помеха! :)
На обратной дороге узкий, закрытый и скользкий, но уже спуск по частному сектору…
А дальше можно либо ехать домой, либо, если остались еще силы и желание, снова свернуть в Бобровый лог. Но уже на вечернее катание, полюбоваться на ночной город с вершины уже К-2! В рамках этого отпуска я так и сделал, а потом еще раз ездил почти все оставшееся время до отъезда обратно в Кодинск в конце отпуска.
Карта склонов курорта Бобровый Лог.
Напомню характеристики трасс в Бобровом Логе:
Самая длинная трасса — 1 730 м.
Перепад высот — 345 м.
Высшая точка — 5 17 м.
Низшая точка — 172 м.
Всесезонный комплекс фан-парк «Бобровый лог» находится на границе природного заповедника «Столбы». Зимний сезон продолжается полгода. Установки искусственного оснежения и современная снегоуплотнительная техника обеспечивают качественный снежный покров горнолыжных трасс уже в ноябре и сохраняет его до апреля. На территории более 80 гектар оборудованы 15 горнолыжных трасс, от простых до очень сложных, отдельный спуск для сноутьюбинга. На двух основных склонах работают четырехместные австрийские подъемники, в помощь к ним некоторые трассы оборудованы двухместными буксировочными и бугельными подъемниками. Один из склонов освещается в вечернее время. В 2007-м году, «Бобровый Лог» завоевал звание «Лучшего в России горнолыжного курорта». И заслуженно в общем-то!
У подножия склонов открыты закусочные, в которых можно перекусить между спусками. Основательнее пообедать посетители «Бобрового лога» отправляются в сервисно-развлекательный центр «Оазис». Там же предоставляется напрокат любое горнолыжное и сноубордическое снаряжение, есть спортивный магазин, камеры хранения, теплые туалеты и раздевалки. Работает медпункт. Для малышей открыт детский городок. К услугам автомобилистов платная парковка. А вот уже минус, парковка слишком дорогая, от 100 руб.! На территории Фан-парка работают пока еще достаточно редкие для России аттракционы: Зипрайдер, Родельбан, Зорбинг, а так же скалодром высотой 20 м.
Но о дневном катании я уже упомянул в прошлом отчете, на этот раз расскажу о ночном. Что всегда более захватывающе и интересно выглядит. И совсем другое впечатление от трассы и от катания! Эти яркие освещенные склоны вечером видны практически из всех районов города! Лучшей рекламы не придумать! :) И сервис здесь по прежнему самый лучший. Но вот цены на парковку я бы посоветовал умерить, хотя бы в будние дни и вечером.
На платной парковке перед вечерним катанием. Машин и народу немного.
Вот такой склон с несколькими параллельными трассами доступен и вечером.
Работает только канатная дорога К-2, но этого вполне достаточно.
После жестких неудобных бугелей Каштака, шикарные кресельники Лога заставляют даже немного расслабиться.
Кто-то сходит посередине пути, но я хочу на самый верх!
Чтобы каждый спуск начинать с обзора панорамы вечернего Красноярска…
Красота! И трассы подготовлены идеально. Вот за что берут такие деньги здесь.
На этом про Красноярские горнолыжные места я и закончу. Я еще, конечно, съездил в этом отпуске и на Николаевскую сопку, вечером. Но толком покататься там не удалось, да это и не реально сейчас. Все перерыто, наверх так и вовсе на машине очень опасно подниматься, кругом обрыв. Тоже готовятся к Универсиаде! А тот один склон, что доступен сейчас для катания, — крайне неудобен, и просто опасен! Снега там нет вообще, последний оставшийся этой неснежной зимой, соскоблили молодые студенты-сноубордисты. Они тут тусуются постоянно, потому что тут очень демократично, и университетские общежития СФУ буквально под боком. Но в трассу нужно еще вкладывать и вкладывать! Хорош тут пока разве что, вид на Красноярск, в том числе и ночной. Так что думаю, перед Универсиадой тут будет все очень красиво и удобно. Специально не буду показывать фото и рассказывать, как я пару раз спустился-таки на лыжах. Надеюсь, сделаю это в следующей части отчета по самым интересным горнолыжным местам Сибири, когда будет о чем рассказать;)!
А пока же отпуск продолжается! И кульминация его горнолыжной и семейной части — Поездка дальше в Ергаки!
Ах да, чуть не забыл упомянуть. В Красноярске в эти дни проходили заключительные матчи чемпионата России по хоккею с мячом! На самый последний, с кемеровским «Кузбассом» мы и сходили, и увидели фантастически зрелищную игру! Наши победили кемеровчан с нескромным счетом, и заняли первое место в турнире! А уже буквально спустя несколько недель, разобрались с оставшимися командами уже в плэй-офф, и подтвердили звание сильнейшей команды России!! Ура!
И вот долгожданный день 24 февраля, когда мы уже должны быть в Ергаках! Рано утром все вещи уже были собраны и уложены в машину, лыжи на крышу в багажник, дети готовы — в общем через нескокльо минут уже старт! Как вдруг, по новостям по телевизору передали, что на трассе М-54 в районе полки, то есть прямо на нашем маршруте, сошла лавина, и трасса оказалась перекрыта… Приехали… Хотя, дорожные службы должны же все-таки оперативно начать все убирать, и к нашему приезду до того места все должно быть уже снова чисто, подумал я. И правда, до того места более 600 км, более чем семь часов езды, должны успеть.
Дорога была чистой и незагруженной, но в начале пути из Красноярска был приличный мороз. Скорость я держал приличную, но сильно не гнал, все-таки семья в машине, а нак крыше свистит чехол с лыжами. Кстати, последний похоже, очень сильно подпортил и так не радостную статистику по расходу топлива в мороз. Получилось на весь маршрут туда-обратно более 11 л/100 км. На расход очень сильно повлиял и нескончаемый заснеженный подъем наврех по серпантинам на последних 50 км. Этот факт нужно учитывать путешественникам, очобенно зимой, так как после Абакана и Минусинска до Ергак нормальных АЗС просто нет! Есть старые совдеповские заправки с очень сомнительным обслуживанием и качеством топлива. Но лучше не рисковать, и на выезде из Абакана заправить бак до полного. Хватит как раз потом чтобы вернуться обратно и заправитьяс снова здесь же. По крайней мере для такой машины как моя.
Самая интересная и сложная часть пути конечно же это участок трассы после Абакана и до самого финиша.
В самом Абакане у нас было было одно маленькое важное дело еще, пришлось потерять часок и там. Затем бескрайние хакасские степи постепенно начали сменяться горами, целыми горными хребтами. Длинные прямые сменились крутыми поворотами, а на последних 50 км перепад высот составил почти полтора километра наверх! И почти все время валил снег.
В районе поселка Танзыбей есть место, где большой выбор шашлычек, цены адекватные.
В одной из таких шашлычек мы остановились пообедать. Цена за шашлык 150 руб. за 150 грамм, а в соседней аналогично 160 руб. за 160 грамм. Всего шашлычек около десятка. Но главное вкусно, и внутри более менее чисто. Контингет в основном местные тувинцы и хакасы. Туристов, как мы, мало.
Ну а после Танзыбея начинается самое веселое и сложное… Горы, серпатнины и нескончаемый подъем наверх!
Снег не переставал валить, видимость местами была почти нулевая, к тому же очень скользко. На посту ДПС меня остановили, после формальной проверки документов выяснилась и главная цель остановки — узнать, что происходит на трассе, собрать оперативную информацию и предупредить о том, что ждет нас дальше. Так как аналогичные вопросы были и водителям встречных машин. Молодцы ребята, их предупреждения и оперативная информация здесь, в такую погоду точно не помешают. Но главное, вопрос о лавине по-прежнему не был еще снят полностью. Вроде как встречные машины проезжали из Кызыла, но с такой погодой лучше не загадывать… Снега тут и правда очень много, а горы крутые и высокие.
Один из серпантинов перед знаменитой уже противолавинной галерей («Полкой»).
А вот уже и сама «полка»! Несмотря на защитный козырек снег сюда все равно попадает.
Внутри галереии есть и свои крутые повороты… очень интересно!
Это интересное сооружение безусловно достойно того, чтобы рассказать о нем подробнее, остановиться и посмотреть на нее со смотровой, а также на пейзажи, открывающиеся здесь. Это что-то невероятное! Но, так как погода в этот день не располагала к просмотрам, а время заселения в отель мы и так уже пропустили, решил прокатиться сюда потом отдельно. Потому что от базы до «полки» уже всего-то несколько километров.
Вот за поворотом уже виднеется Ойское озеро — тот самый ориентир, напротив которого и находится наша база Ергаки.
И первый указатель, что мы на территории заповедника, на смотровой Ойского озера.
Дорожные рабочие очищают обочины от сугробов прямо напротив поворота на базу.
Ура! Мы приехали! Ни плохая погода, ни сложная дорога и даже ни снежные лавины нам оказались в итоге не страшны! Аутбэк в очередной раз прекрасно справился с задачей довести всю команду вместе со снаряжением для больших и маленьких, по самым сложным зимним горным дорогам.
Карта склонов курорта Ергаки. Дальше в сторону Кызыла есть еще другие базы, где можно покататься.
Итак, что мы знали об этом курорте и о трассе, до того как приехали сюда:
Самая длинная трасса — 1 400 м.
Перепад высот — 350 м.
Высшая точка — 1 860 м.
Низшая точка — 1 510 м.
На расстоянии 180 км от Абакана на склонах Западного Саяна расположился горнолыжный курорт «Ергаки». Высота над уровнем моря 1 510 м. Хотя путь сюда не близкий (от Абакана — 180 км). Помимо хороших перепадов высот, здесь очень красиво. Курорт относительно молодой, 2002 года рождения. Курорт Ергаки находится на территории одноименного заповедника. Здесь, при участии губернатора Красноярского края, 28 апреля 2002 года и был запущен горнолыжный подъемник. Но в этот же день, по стечению обстоятельств и разбился вертолет губернатора. Александр Лебедь погиб, но дело его живет. Курорт Ергаки стал популярным местом отдыха для жителей края.
Горнолыжные трассы есть на Западном и на Восточном склонах. Снежный покров достигает толщины до двух метров, сезон катания продолжается с конца сентября по середину мая. Перепад высоты 250-350 метров, длина трасс 1 200-1 400 метров. Трассы оборудованы бугельным подъемником. Склоны готовятся ратраком. Есть и лыжня для любителей беговых лыж.
Восемь теплых коттеджей, рассчитанных на прием от 3 до 12 человек. Разместиться можно так же в корпусах гостиничного типа с номерами различной вместимости и различным уровнем комфорта. На базу осуществляется трансфер на микроавтобусах из Абакана.
Гости горнолыжного курорта «Ергаки» могут воспользоваться прокатом снаряжения, к услугам начинающих лыжников опытные инструкторы. Есть автостоянка, кафе-закусочная, баня, бильярд, оборудованы места для шашлыка. Помимо катания на лыжах, на базе можно поучаствовать в организованных развлекательных мероприятиях: конкурсах, вечеринках, дискотеках, весело отпраздновать Новый год и другие праздники.
Это место по душе всем катающимся вне трасс. Лесное катание, скалистые сбросы и пушистый легкий снег делают фрирайд в этих местах незабываемым. Для удобства заброску в нехоженые места осуществляют ратраки и снегоходы.
Ну а более подробно о самом курорте, о ценах и т.д. можно узнать на официльном сайте: http://ergaki.com/.
Итак, подъезжаем к центральному въезду на курорт, и сразу же виден наш отель в центре.
Наш уютный отель FreeRide и парковка перед ним.
Машину правда потом после разгрузки вещей администратор попросила переставить на общую стоянку. Время уже близится к вечеру, канатая дорога еще работает, но сил уже осталось только на то, чтобы прогуляться и осмотреть территорию. Катание начну завтра с утра, как раз по свежевыпвшему пухлячку. Сколько же тут снега… Мало точно никому не покажется.
Идем осматриваить территорию. Стоянка машин и жилые корпуса.
Стоянка снегохода с прицепом, осиновая банька и карта склонов на щите.
Дорожка до подъемника и пункта проката снаряжения — она же центральная улица курорта.
Карта базы отдыха Ергаки и всего заповедника.
И первое наше фото на память в Ергаках.
Очень красивое уютное место, утопающее в снежном лесу, да еше среди гор и на берегу озера…
Вот такой не скромный плакат возле домика администрации базы отдыха.
Первыми освоить склоны ринулись дети. Правда не горнолыжные, а на центральной улице, и всего лишь на ледянках…
Но горка из снежного сугроба высотой с дом была достаточно крутая, так что им было весело!
Осиновая банька — самая недорогая, а есть еще Березовая, и так называемая «Добрая», и еще самая дорогая — Кедровая. В одну из них хотя бы раз стоит сходить после катания. Выбрали березовую, из тех, что были свободные на следующий день.
Номер был неплохой, уютный, чистый и просторный. Но его несчастливый номер на двери все-таки дал о себе знать. Плохо работал кран умывальника, барахлил телевизор, его даже пришли поменяли по нашей просьбе, но показывал он все равно только одну флэшку. С обычными каналами тут беда. На флэшку у администартора можно закачать мультки или фильмы и немного развлечь детей. Администратор Фрирайда, приятная молодая девушка, на все просьбы отвечала вежливо и с улыбкой, видно было, что стараются, чтобы гостям было удобно. Переживала за каждый вопрос, связанный с номером. Очень понравилась удобная просторная сушилка внизу для снаряжения и обмундирования. В цену проживания входили завтраки здесь же в отеле. На обеды и ужины лучше всего ходить в другое кафе уже за отдельную плату, так как в отеле это дороже. А вот в номере холодильника нет. Но зимой в Ергаках можно найти выход.
Достаточно открыть окно в номере и поставить в сугроб на козырьке все, что нужно охладить перед злоупотреблением :).
А как хорошо пьется все свежее вечером, на свежем ергаковском воздухе! Особенно после активного катания или после баньки!
На следующее утро, сразу после завтрака, весь в обмундировании иду к подъемнику. Тем более что первый час можно кататься тут бесплатно. Погода вроде располагает, небо чистое, но дует небольшой ветерок… Но, к сожалению, вчера вечером сломался подъемник, и сегодня скорее всего уже не заработает. У меня почти паника… Как так, всего на три дня приехать, из которых первый уже прошел вчера, а второй сегодня тоже не рабочий? Но выход из ситуации нашелся быстро. Тот самый снегоход с прицепом, что я видел вчера. Он поднимает по 2-3 человека со снаряжением чуть ниже и чуть в сторону от высшей точки подъемника. Но цена уже 100 рублей за подъем, а не 50, как на бугеле. Но зато подъем гораздо интереснее! Конечно, едем, ждем еще хотя бы пару человек и вперед!
Вот отсюда снегоход забирает лыжников и через лес везет наверх.
Но народ, с утра узнав, что подъемник не работает, не очень спешил надевать костюмы и лыжи, и просто гуляли кто куда…
Наконец, два человека нашлись! Как выяснилось, тоже из Красноярска пара, и готовы ехать со мной наверх. За рулем снегохода молодая девушка, до обеда работает она, а после обеда ее муж. Сам снегоход новый, на обкатке, поэтому быстро на нем не ездили. Вот такой семейный бизнес.
Вот так меня провожали в первую поездку на снегоходе.
Девушек обычно садят пассажиром на сам снегоход, а всех остальных в прицеп :).
Вот это поездочка! Чем выше в гору, тем сильнее ветер и снег в лицо!
Ура! Мы на вершине! Наконец-то вижу сквозь снег эти красивые саянские хребты, как в Альпах!
Красноярцы не спешат вниз, сначала у них небольшая фотосессия.
Михаил (кроме того что земляк, еще и тезка) оказался профессиональным фотографом, поэтому с удовольствием покажу и несколько красивых фото с его камеры.
Но при таком ветре как наверху, даже профессиональная камера не поможет.
Первый спуск! Классно! Можно выбрать абсолютно любую траекторию! :)
Спускаюсь вниз! Сегодня я первый! Ни одного следа от лыж или доски, все покрыто ровным слоем свежего мягкого снега! Красота! Лыжы катят хорошо по трассе. И, что удивительно, вне трассы сквозь лес тоже. И народу пока очень мало, то ли не знают еще про снегоход, то ли предпочитают дождаться подъемника…
Следующий подъем на снегоходе, еще один…., в общей сложности 10-15 подъемов на снегоходе можно спокойно успеть сделать за день.
Народ постепенно подтягивается и садится в прицпеп снегохода, погода улучшается.
Несколько раз проехал сидя за водителем, так, конечно, удобнее чем в прицепе :).
Ты cегодня поднимался на прицепе снегохода в горы?:)
Поднимался! И каждый подъем захватывал дух от тех видов, что открывались во все стороны, особенно за спиной (при спуске) высокие острые хребты заповедника, а потом перед глазами еще более красивая сказочная картинка с Ойским озером, окруженным такими же красивыми горами и лесом! Снега тут море! Его тут даже больше, чем в Шерегеше похоже, а воздух какой чистый! Вдали от цивилизации, крупных городов и производств, и на высоте полтора км, он и не может быть другим! И в целом, Ергаки место более дикое, первозданное, и эксклюзивное что ли… по сравнению с остальными, где мы были!
И даже здесь не без разноцветных шаманских тряпочек на деревьях.
Воооон таааам вершина подъемника, пока не работающего.
Красота!
Спускаться здесь можно как душе угодно, траектория может быть абсолютно любая сквозь лес! И можно не бояться, что налетишь нак какое-нибудь бревно или пенек, все это скрыто под приличной шапкой сугроба. А если и будет падение, то только легкое, зарывшись в снег. Хоть мои лыжи и не очень подходят к фрирайду и внетрассовому катанию, но и на них я катался с огромным удовольствием! Как по открытым склонам, так и между деревьев, чередуя трассы не вне трассы! :) Давно, со времен Шерегеша, не испытывал такого удовльствия от катания на лыжах! Классное место! Спасибо санкциям и курсу валют, а то пришлось бы лететь куда-то в Тай, и обливаться потом пОтом по 20 раз за день! :)
На сегодня я накатался, приятно побаливают мышцы в ногах, думаю, кататься на сегодня хватит. До ужина время еще есть, можно прокатиться, изучить окресности немного, и в первую очередь Полку. Погода сегодня вроде позволят что-то разглядеть там.
Едем смотреть главную местную, не природную достопримечательность.
Вот она со стороны Кызыла. Хорошо видна также одна из самых высоких вершин!
Уникальная противолавинная галерея на трассе М-54 «Енисей» («Полка») в Красноярском крае — самая длинная в России! Тысяча триста сорок метров — именно такова официальная длина «полки». Но и эта длина не окончательная. Дорожники Тувы уже защитили проект на строительство еще 160 метров, теперь в сторону Кызыла. В 2014 году прошли проектно-изыскательские работы, а строительство должно быть начато, и закончено в 2015 году. Таким образом, в скором будущем длина противолавинной галереи будет равна 1,5 километра. Она уже самая длинная галерея в России. Но не ради рекорда стараются дорожники, а чтобы исключить влияние лавин на проезд и безопасность людей. «Полка» уникальна не только своими размерами, но и надежностью: она рассчитана на 9-балльные землетрясения. Подрядчик дает гарантию 100 лет, но не исключает, что противолавинная галерея способна служить и дольше. И не важно, что открытие дополнительного участка «полки» было назначено на пятницу, 13 числа 2013 года, в 13 часов. Это было еще одно испытание для объекта, помимо лавин и селей — доказать, что сооружение выше суеверий.
Остановиться с этой стороны можно только прижавшись к обочине, с аварийкой, и, конечно, ненадолго.
Хоть и проезжали тут буквально вчера, но в спешке даже толком не успели ничего понять.
Какое это все-таки уникальное, сложное и, конечно, полезное сооружение!
На другом конце галереи есть место для стоянки и смотровая, которую вчера из-за метели мы просто не видели.
Строители не просто соорудили бетонный козырек над дорогой, но сделали это максимально изящно и красиво. Взгляните хотя бы въезд и выезд. Этакая непреступная крепость! А как органично в целом смотрится галерея со стороны! Но главное, это все таки не эстетическая, а практическая сторона. Именно благодаря этой полке, мы вчера и доехали до базы, так как лавина обрушилась прямо на нее, как выяснилось.
Если еще повязать тряпочку между шаманскими столбами, то никакая лавина не страшна и подавно!
Смотровая площадка… Если бы не ветер, можно было долго любоваться этими видами.
Шаманские деревья в тряпочках прямо у обрыва.
Вот такая небольшая экскурсия к Полке, пора и разворачиваться.
А вот посмотреть поближе на Ойское озеро со смотровой не получится. Везде высокие сугробы и не подлезть никак.
Дорога дальше вдоль заповедника в сторону других баз отдыха и Кызыла.
Дальше в сторону Кызыла есть и другие места, где можно покататься на лыжах или просто полазить по горам: Туристический комплекс «Горная Оя» — 609 км, Горнолыжная база «Снежная» — 611 км, Спортивно-туристический комплекс «Пик Звездный» — 614 км трассы М-54 Абакан—Кызыл, и много обычных туристических и альпинистских баз, куда лучше всего ехать летом. Я уверен, что через какое-то время доеду сюда снова до 609, 611 или 614-го км. Очень уж понравилось мне тут кататься! :) Поэтому вот они, как минимум, три причины сюда еще съездить.
Высота в этом месте почти 1,5 км! Разворачиваюсь и на базу!
После небольшой поездки — небольшая прогулка перед ужином по лесу уже на самой базе, где нет такого ветра.
Детей даже после северного Кодинска можно удивить таким количесвтом снега!
Сказочный лес. Огромный снежный гриб вырос на огромном же пне.
И причудливого вида стволы старых деревьев…
Вот такая семейная прогулка по лесу возле базы отдыха.
Арендовать снегоход попроще тоже можно, но цены кусаются. К тому же есть риск, слетев с накатанной тропы, просто тупо застрять, снега то тут океан. Сами арендодатели предупреждают, что хороший мощный снегоход без опыта лучше здесь не брать.
Столовая-кафе «Корчма». Здесь мы обедаем и ужинаем.
Внутри очень интересная подборка разных местных животных и птиц, а также фотографий гостей.
А после ужина ждет заказанная на пару часов березовая банька. Банька находится в стороне от основной улицы и недалеко от отеля. Березки в отделке самые настоящие, смотрится красиво, и березовый аромат. Есть все, что нужно: и просторная парилка, и душ, и даже обливание холодной водой из ведра можно устроить. Но главная фишка это, конечно, выбежать на улицу после парилки и упасть, провалиться в сугроб! Растереться и сразу назад! Вот это бодрячок! Один минус баньки — очень ходолный пол везде кроме парилки. Ну как можно было испорить такую отделку примитивным холодным линолеумом?
Еще один день катания перед отъездом, нужно использовать его по максимуму! Тем более, что наконец-то запустили подъемник, и можно добраться до самого верха! Напомню, что первый час с утра на подъемнике бесплатный, и можно успеть подняться примерно четыре раза. При условии активного спуска по трассе, конечно. Фрирайд сквозь лес — это уже после.
Бугельный подъемник поднимается минут за 12, если до самого верха.
Такие призывы на подъемниках вижу первый раз. Неопытным новичкам наверное обидно…
Это срезка через лес с подъемника, не доезжая минуты 4 до самого верха. Главное, не бросать бугель перед самой опорой.
А вот и вершина, и место высадки!
Отсюда открываются виды, не доступные вчера от места, куда подвозил снегоход.
Солнце еще поднимается, и каждый спуск освещается разным светом и красками!
С самой вершины можно набрать приличную скорость, и комфортно потом катиться по плотному пухлячку через лес! Даже на карвинговых лыжах.
Очень нравится, когда с самой вершины ведут пока только мои следы…
А на более пологих лесных участках, остается только моя лыжня :).
Но народ подтягивается по-тихоньку на трассу, когда солнце уже высоко.
Чуть не забыли традиционно запечатлеть себя на фоне спуска/ подъема.
Пока папа катается, детки взяли в прокат другой инвентарь, помягче, оставив дома свои ледянки.
низу на базе сегодня вообще красота, как в зимней сказке.
Но наверху, конечно, круче, во всех смыслах!
Удачно снова встретил фотографа, чтобы запечатлеться на самой вершине!
Когда еще увижу снова эти же горы…
А вот и сам фотограф Михаил собственной персоной!
Один из спусков проехали вместе, там на одном из натурально насыпанным ветром снежных больших бугров в лесу, можно было найти интересные ракурсы. И, конечно, с удовольствием прокатиться.
Как выяснилось, до Ергак они с женой побывали почти во всех горнолыжных местах этого заповедника, но этот склон, и тот же самый отель, конечно, лучше остальных вышеперечисленных. Охотно верю, так как сам никакие другие и не рассматривал, кроме как собственно Ергаки. В принципе, куда уж лучше-то в плане катания.
Большой мягкий снежный холм в лесу в стороне от трассы.
И вот так на него залетаешь, причем в повороте, огибая деревья.
Ну а приземляться с этого естественного трамплина можно куда угодно, и как угодно, все везде в снегу!
Эх! Как же было бы здорово покататься здесь побольше и подольше!
Но пора собираться домой. Эту поездку я буду помнить всегда, как до сих пор с удовольствием вспоминаю Шерегеш или Байкальск. В моем личном рейтинге Ергаки теперь в тройке лучших мест Сибири, вытеснив оттуда Гладенькую. Казалось бы, между этими двумя местами, лежащими на одной широте, всего-то около сотни километров по прямой. Но насколько же здесь красивее, насколько больше снега, а сами условия отдыха сказочнее в таком месте. Это подтверждает и полная парковка машин в тот день, когда уезжали мы. Как раз начинались выходные же.
Полная парковка машин у нашего отеля.
И территория перед центральной улицей тоже была вся заставлена машинами.
Любители снегоходных приключений готовятся к марш-броску.
Так уж получилось, что когда мы уже выезжали, перед отелем собралась большая группа любителей снегоходов и этих снежных горных мест. Они собирались вот такой организованной группой проехать по самым интересным для катания местам, здесь в заповеднике. Кто-то взял машины напрокат, а кто-то привез свои на прицепе к своему внедорожнику. Немного удалось поговорить с ними, и пожелать удачи друг другу.
Ну и, конечно, посадить детей на самый красивый «Поларис» для фото.
Обратная дорога была конечно легче, так как, напомню, почти 50 км сюда был непрерывный подъем, да еще при снегопаде и в гололед… В этот раз был спуск и обзорность гораздо лучше. И дорога чище. Но спуск был с высоты ни много ни мало полтора километра, поэтому ощущения — как в самолете при посадке, закладывало уши даже. А вот серпантины казались при спуске еще круче и опаснее.
Вот например. Подъезжаем к одному. Высота почти 1,2 км.
А уже в середине, после первой шпильки этого же серпатинина — минус 200 с лишним метров, как в пропасть!
Надо ли говорить, что поездка в такие места в горах зимой — это все равно что участвовать в ралли. Дорога сложная, а хочется доехать как можно быстрее. Только скорости меньше, но зато нужно быть аккуратнее со встречкой. А в остальном ощущения такие же. Преимущество полного привода и низкого центра тяжести здесь, в таких условиях проявляется в полной мере, как нигде. Вот поэтому я не хочу пока менять машину, и уж тем более переходить на другую марку, отличную от «Субару». Это же целая философия. Машина идеально подходит к моим целям, задачам и дальнейшим планам. Главное, следить за ней и своевременно проводить обслуживнаие, и тогда таких сибирских мест будет еще много. А дорога до них всегда будет в удовольствие, при любой погоде.
В этом смысле машина очень похожа на мои лыжи, которые у меня тоже уже давно. Купил я их новыми еще в 2006 м году, и что называется, с запасом. Серия Energy явно не дешевая, и не для начинающих. Хороший добротный немецкий продукт. Нужно только периодичски точить канты, проверять крепления, и собственно все. И стараться не ездить по камням, земле, веткам и прочему мусору. Ну и контактов с другими лыжами на подъемнике тоже лучше избегать. И перевозить на дальние расстояния на крыше машины, конечно, лучше в защитном чехле. Так что, эти лыжи мне еще послужат. Но я очень хочу как альтернативу, а не замену им, купить широкие для внетрассового катания, как в Ергаки например.
А отпуск на этом, также как и горнолыжный сезон, заканчивается. После Красноярска предстоит снова самый сложный участок до Кодинска. Таких серпантинов, перепадов высот и противолавинных галерей там нет. Обычная российская равнинная глубинка, с разбитыми или недостроенными грязными дорогами…..
Кстати, в самом Кодинске тоже есть своя маленькая но гордая горнолыжка. Я упоминал про нее в предыдущем отчете о строительстве Богучанской ГЭС: https://travel.drom.ru/31114/. Пока она ну никак не дотягивает до уровня интересных и современных. Карвинговые лыжи здесь вообще абсолютно не к месту, так как трассу никто не готовит. Но длина трассы, уклон и количество снега на трассе и в лесу — вполне подходят для доски, например, или надувной плюшки :).
В конце отчета приведу мой личный рейтинг самых интересных горнолыжных мест Сибири, с краткими выводами:
Шерегеш (Кемеровская область) Вне конкуренции! Просто самый лучший курорт и самые лучшие горы и все. Море снега и трасс, и вне трасс на любой вкус. Неповторимая атмосфера присутствия здесь. И не важно, что ехать очень далеко.
Байкальск (Иркутская область) — рай для скоростного спуска на подготовленных склонах по вельвету на карвинговых лыжах. Очень и очень красивое место, рядом же Байкал.
Главная тема этого обзора — Ергаки! Снега не меньше чем в Шерегеше, а вот трасс, конечно, меньше, но каждый спуск здесь неповторим. Место очень красивое, как в сказке. Все это на территории красивого и большого, и одного из самых известных заповедников России.
Бобровый лог (Красноярск) — Все очень современно, круто, и очень дорого. Но зато ехать далеко не нужно из Красноярска. Трасс достаточно, а снега, если будет мало, всегда можно подсыпать еще :). В городе и за городом всегда есть куда сходить, на что посмотреть зимой. В первую очередь это заповедник «Столбы», во вторую — здесь же играют Чемпионы России по хоккею с мячом!
Гладенькая (Хакасия) — если только все в порядке с погодой (что редко), и не интересует вне трассовое катание. Тогда хорошо наточенные карвинговые лыжи обеспечат сумасшедший скоростной спуск! Рядом Саяно-Шушенская ГЭС, самая крупная и самая красивая станция в России!
Гора Пихтовая (г. Братск, Иркутская область). Это моя первая горнолыжная трасса, на которой я катаюсь с десяти лет. И до сих пор приезжаю сюда с удовольствием. Где еще можно подняться в гору к началу спуска самому на машине?? Место очень живописное, трасс достаточно, как и снега. Рядом Братская санная трасса, и другие самые известные достопримечательности.
Каштак (Красноярск). Отличная бюджетная альтернатива Бобровому Логу! Все очень просто, кроме первого подхода до подъемника. Само катание в стиле умилительного ретро и по красивому лесу в ущелье, где всегда настоящего снега больше, чем у соседей.
Орехов камень (Братский район, Иркутская область). Для места, затерянного где-то в сибирской тайге, — очень даже неплохо! Достаточно современно, удобно и главное, есть снег и хорошая длинная трасса.
Филаретов ключ (г. Дивногорск, 40 км по М-54 от Красноярска). Катался там один раз несколько лет назад. Все очень скромно, подъемники старые, очереди большие. Потому что бюджетное. Трассы короче и меньше, чем в Красноярске. Планируется наконец-то реконструкция до уровня современного курорта. Вот тогда и посмотрим, поговорим. :)
Николаевская сопка (Красноярск). Впечатляет масштаб реконструкции перед Универсиадой-2019! А также старые трамплины для прыжков на лыжах. Но сейчас там кататься — это садомазохизм. Подождем до Универсиады :).
Как видим, последние два пункта имеют все шансы в скором времени также попасть в число самых интересных горнолыжных мест Сибири. Также в планах на ближайшие сезоны у меня съездить на машине, и посетить новые, неизведанные пока места, которые уже являются интересными, а именно:
Гора Бычья — первый в Бурятии горнолыжный комплекс. Он расположен на одноименной горе в поселке Турка Прибайкальского района, на восточном берегу Байкала, вдоль автомобильной трассы до Усть-Баргузина. Это не только идеальное место для катания на сноуборде и горных лыжах, но и потрясающие панорамы горных вершин с видом на Байкал! Все прекрасно, одно но — собственно горнолыжный курорт построен пока только «на бумаге».
Горная Саланга — уже давно хорошо себя зарекомендовавший элитный, судя по ценам, горнолыжный курорт в Кемеровской области. Но хотя бы один раз разориться, и съездить туда на 2-3 дня туда можно и нужно!
Ну и, конечно Горный Алтай…. Как же там безумно красиво летом. Очень красивых гор — там очень много, горнолыжных склонов должно быть тоже. Например, одни из самых известных это Манжерок или Белокуриха…
А это маршрут для будущих сезонов. От горы Бычьей в Бурятии до горного Алтая.
Вот поэтому мне особенно интересно было бы почитать в комментариях небольшие отзывы людей, кто уже там был, ну или в идеале тоже обзоры в разделе авто путешествий. Надеюсь, такие есть, или найдутся в ближайшем будущем!
Сибирь — огромная территория с очень красивой природой, горных склонов здесь тоже хватает. Добавьте сюда бескрайние недра с полезными ископаемыми, полноводные энергоемкие реки, озеро Байкал…. Понятно, почему некоторые западные политические тушки, так облизываются на наш регион. И негодуют что, дескать, несправедливо, когда он принадлежит одной лишь России! Да идите вы…лесом, и горами!
До встречи на изведанных и еще неизведанных склонах, и на дорогах до них. Горные лыжи и автопутешествия — интереснее политики!:)
Всем спасибо за внимание!
Михаил424, г. Красноярск