|
Бобровый лог (Красноярск), Кодинск (Красноярский край), Орехов Камень (Братский район), Пихтовая (Братск), Ергаки (Красноярский край, Хакасия)
Давненько я не продолжал свой обзор самых интересных горнолыжных мест Сибири, до которых доезжали на машине. Все они уже были перечислены в первых двух частях, ничего лучше с тех пор пока не появилось. Но зато мои сыновья наконец-то освоили горные лыжи и теперь полноценно катаются со мной по склонам. И поэтому, в том числе для более комфортных путешествий в горы, был поменян автомобиль на более свежий и просторный. Но марке и модели я остался верен. И всё это прямо перед, во время и уже после пандемии… В общем, места хоть и старые, но впечатления все новые!
В первой части обзора я рассказывал про поездки и катание в Байкальске (Иркутская область), Гладенькой (Хакасия) и Шерегеше (Кемеровская область) в период 2006-2012 гг.
Мой первый обзор самых интересных горнолыжных мест Сибири, 2012 год
Затем пришла очередь рассказать про мои родные горнолыжные места в Братске (Иркутская область), а также про домашние сейчас в Красноярске. И, конечно, про первую поездку в Ергаки (Красноярский край), очень подробно с кучей фото. Всё за период 2013-2015 гг.
Продолжение обзора самых интересных горнолыжных мест Сибири, 2015 год
А также в путешествии по зимнему Байкалу в 2018 году мы не могли снова не заехать в одно из моих самых любимых таких мест — Байкальск.
Байкальск во время зимнего путешествия на Байкал в 2018 году
А после двух последних зимних сезонов, нашим теперь уже семейным самым любимым местом — стали Ергаки! Тем более, в продолжающийся период пандемии, с возможными ограничениями, собираться ехать куда-то дальше в другие регионы, было рискованно.
Этот рассказ открывает и новую главу в моей истории эксплуатации автомобилей. Предыдущий мой Subaru-Outback достойно возил нас по всем этим, и не только, местам все 11 лет! Одиннадцать!! За это время у меня, конечно же, четко сформировались предпочтения как к концепции машины и её возможностям, так и к модели и марке. И ничего радикально я менять не хотел. Поэтому логичным шагом было просто пересесть на следующее поколение Аутбэка, на которое я и так давно засматривался (особенно долго я присматривал рестайлинговые версии). Одну такую дилерскую машину нашёл здесь в Красноярске в автосалоне. Выбор машин на рынке был крайне невелик: 2 или 3 штуки на тот момент. Их в то время и продавалось мало новыми, и хозяева не очень охотно с ними расстаются до сих пор.
А для семейных путешествий зимой в горнолыжные места эта машина подходит ещё лучше, чем старая. Кузов стал больше, значит, больше места в салоне для подросших детей. Больше стал и багажник, а значит, можно больше увезти нашего снаряжения и вещей. Вариатор и более мягкая подвеска также добавили комфорта, а значит, теперь можно меньше уставать в дороге водителю и пассажирам.
Дети в этот же период также стали заниматься горными лыжами. Даже раньше по возрасту, чем начинал заниматься я! А лучшим местом для начала таких занятий я считаю именно Ергаки. Туда и мы и поедем снова, практически сразу как я поменял и поставил на учёт новую для себя машину, в ноябре 2019 года. Техническая проверка перед покупкой, конечно, тоже была, но, к сожалению, кое-что я упустил. Или, в прямом смысле, не доглядел в темноте. Это потом будет очень досаждать в поездке.
Одно из преимуществ Ергаки — это его относительная близость из Красноярска, всего 600 с небольшим км (через Дивногорск). Байкальск или Шерегеш намного дальше.
Вариантов выезда из Красноярска также два. Короткий — через Дивногорск, и длинный — через Зеледеево. Всё зависит от времени выезда. Если это утро рабочего дня, то через весь город и дорогу до Дивногорска лучше не соваться, потеряешь кучу времени в пробках. Лучше сделать крюк и в итоге спокойно доехать быстрее. Поэтому лучше всего выезжать утром в воскресенье, когда город ещё спит. И можно спокойно срезать путь. Не спят по выходным только местные любители горных лыж, и перед Бобровым логом может быть небольшая пробка.
Дорога до Абакана в основном простая и привычная: лес, степи, минимальный перепад высот. Отличная возможность сразу с утра и до темноты проверить и привыкнуть к новой для себя машине.
Что понравилось в движении — как ни странно, вариатор. Он позволяет вообще забыть, что у машины есть трансмиссия. И только незаменимый в таких зимних поездках полный привод, особенно на обледенелых или заснеженных участках в лесной части (а они на этой трассе явление обычное), напоминал о себе.
А вот резина на машине хоть и была шипованная Хакка 7, но уже изрядно поездившая, зацепа на льду практически не осталось. Но по снегу протектор ещё грёб прилично и по асфальту тоже никаких проблем. До конца сезона хватит, потом, конечно, пошла под замену.
Бескрайние степи Хакасии позволили оценить и работу круиз-контроля. Очень удобная вещь. Как я раньше без неё обходился…)
Вообще, между машинами, у которых разница почти 10 лет, в плане эргономики, комфорта, удобства и безопасности — просто пропасть. Ну, а в остальном всё очень привычно.
Двигатель тот же самый, EJ253. Не самый мощный для 2,5 л, но благодаря тому, что здесь уже нет старого автомата и электрорейка вместо гидроусилителя, машина и едет бодрее, и ровно на литр на сотню экономичнее (на трассе). Даже несмотря на увеличившиеся размеры и массу.
Ходовка, если не считать шаровых опор сзади, точно такая же. Управляемость привычная и понятная. Подвеска всё так же рассчитана и на разбитые дороги. На них стало чуть мягче и комфортнее. Но уже не так азартнее и спортивнее. В общем, машина повзрослела. Собственно, как и мы.
И всё-таки самым ценным приобретением я считаю для себя руль слева. Насколько удобнее и безопаснее стало на трассе, особенно при обгонах, думаю, объяснять не нужно. Время отличных доступных праворульных машин, к сожалению, безвозвратно прошло.
Отличную эргономику и главное, наконец-то, нормальный обзор на трассе, благодаря рулю слева, оценил и мой штурман!
А детям, конечно, больше всего понравилось, что в салоне стало намного просторнее, удобнее как сидеть, так и поспать! Или посмотреть фильмы и мультики на флэшке. Монитора с такой возможностью очень не хватало в старом Аутбэке. Да много чего ещё не хватало из средств комфорта и безопасности.
После Абакана и затем Танзыбея (где в кафе кавказской кухни традиционно самые вкусные шашлыки), интереснее стало смотреть уже по сторонам, чем в монитор. Чем выше в горы, тем красивее виды за окном. За несколько километров дорога поднимается почти на километр в высоту! В начале зимы можно разглядеть все горы, а потом, в конце зимы, тут будут только метровые стены снега на обочинах.
И вот ближе к закату, уже знаменитая против лавинная полка и смотровая площадка, на высоте почти 1500 м!
А мы даже и не устали) Машина, по крайней мере в одну строну, уже показала себя отлично.
Любимое и самое красивое знаковое место на этой дороге.
Особенно рекомендую проехать здесь или вернуться от базы перед закатом... При условии, что погода и видимость хорошая, конечно.
Но, как выяснилось только на обратном пути, у машины практически не было ближнего света. Выгоревшие отражатели никак не выдавали себя при осмотре.
Отель SnowPort расположен ближе к подъемнику и более новый, чем наш прошлый отель FreeRide.
В начале зимы толщина покрова снега пока ещё позволяет парковать автомобили прямо перед отелями. С ростом сугробов машины приходится оставлять дальше.
Особенно понравился местный ресторан. Уютно, прекрасно готовят и выбор больше, чем в других местах.
Отличная погода для катания прямо с утра первого дня.
Уже на следующее утро планируем катание! В этот раз погода с первого дня была отличной, снега в начале зимы еще не намело так много, как ближе к её концу. Но этого более чем достаточно для катания.
Поэтому с утра беру детям инвентарь в прокате, там же договариваюсь с инструктором, чтобы сразу здесь и поставил их на лыжи.
Такие мультяшные герои встречали недавно на склоне для новичков.
Инструктору и детям хватило всего одного часа на учебном склоне.
Затем, не теряя времени, едем все вместе уже наверх через лес на снегоходе.
Вот это уже другое дело, и совсем другой вид!
Выше этого места снегоходы-таксисты лыжников здесь не поднимают, но и этого более чем достаточно, чтоб продолжить обучение уже в боевых условиях.
Просто красота! А перепад высот здесь более 300 метров. И почти полтора километра трассы!
Какой здесь нереально мягкий и пушистый снег, идеальный для начала катания. Если что, падать совсем не страшно)
Падать и не пришлось. Ровный, очень широкий и плавный склон, хороший инструктор — в течение одного спуска позволяют быстро отработать все начальные навыки.
Пока дети занимаются на склоне, я спускаюсь вниз и сразу поднимаюсь уже на бугеле на самый верх.
Ну, какая же здесь красота, просто дух захватывает! А воздух… после наших крупных городов с их смогом кажется, что это другая планета…
Догоняю на склоне своих, продолжающих ехать с инструктором, лыжников и прогуливающуюся здесь же Машу.
Еще через час и один подъём обучение закончено, и можно пробовать подниматься на бугеле тоже наверх. Народу немного, обилие снега, тоже, если что, ошибки простительны. Вот поэтому всему Ергаки и идеальное место для начала катания с детьми. На жестких ограниченных склонах в Красноярске, с толпой лыжников по выходным — просто не сравнить. Да и цены на прокат, дневной скипасс и даже инструктора здесь намного демократичнее.
Рядом со склоном и подъемником также есть более простая, чем ресторан, но тоже уютная столовая, где удобнее всего пообедать и сразу снова на склон. В общем, всё максимально продумано, удобно, а в сочетании с такой природой вокруг — здесь действительно своя неповторимая атмосфера.
Насыщенный был день. Первое катание прошло более чем успешно.
Но кататься постоянно всё же немного утомительно. Можно просто отдохнуть в отеле.
Но обычно тянет всё же на улицу, тем более тут такой красивый зимний лес рядом и воздух…
Это ещё мало снега сейчас по местным меркам…
Мы сюда ещё обязательно вернёмся следующей зимой! Ведь детям очень понравилось это место и катание на лыжах. Настолько, что сразу по приезду в Красноярск одного мы сразу записали в местную секцию к тренерам. Другого позже, так как он серьезно занимается ещё другим видом спорта.
Когда ехали обратно, после Абакана уже по темноте обнаружил, что ближнего света нет вообще. Совершенно вылетело из головы проверить это дома. Сами лампочки-то горят. Вернее, на освещенных улицах города такая проблема была незаметна. А вот по темной трассе за городом… В общем, пришлось ехать наощупь, сбрасывая скорость или даже практически останавливаясь на обочине, при переключении с дальнего. Благо он работал как надо, а встречных машин из Красноярска попадалось не так много. Вместо ближнего включил противотуманки, но, конечно, толку от них ночью мало. Как выяснилось, это проблема многих машин тех годов. Выгорают отражатели. Новые заказал из Москвы, которые по отзывам лучше и долговечнее оригинальных, и поменял сразу, как они ко мне пришли. Разница, конечно, была невероятная, фары до сих пор светят отлично.
Зима 2019-2020 была в самом разгаре, про пандемию и ограничения ещё пока речи не шло. Поэтому кроме домашнего Красноярского «Бобрового лога» я, уже один, пару раз ездил покататься в Братск Иркутской области, заодно навестив родителей. Всё так же через Кодинск, что на северо-востоке Красноярского края.
Дорога Красноярск — Кодинск зимой 2020 г. Расстояния и в 700 км в одну строну теперь меньше утомляют.
Богучанская ГЭС. Рядом находится местная Кодинская горнолыжка.
Покататься на горных лыжах при желании и определенных навыках можно и здесь.
Конечно, один единственный склон, жутко неудобный тросовый подъемник через лес вдоль склона — трудно отнести это к самым интересным горнолыжным местам…
Но, тем не менее, длина и уклон достаточные, снега всегда много, и его иногда даже ретрачат!
Чтобы увидеть всю эту красоту и скатиться вниз по достаточно крутому склону, нужно ещё постараться. Слева на фото виден тот самый трос подъемника через лес! Нужно не только ухватиться специальной поясной приспособой за движущийся трос, но и постараться удержаться до самого верха на нем. На узкой накатанной тропе, повторяющей рельеф леса. Иногда в притирку с соснами или пнями от них ) В общем, весело! После пары часов катания и такого подъёма отваливаются руки и болит спина.
А с самого верха ещё и отличный вид на незамерзающую теперь в этом месте Ангару, остров Чольбихин и хоздвор Богучанской ГЭС.
Дальше еду в Братск, по знаменитой самой убитой дороге России. Летом она действительно убитая, но зимой намного лучше. Правда не всегда её чистят вовремя, или чистят так узко, что едва разъезжаются две машины. И как раз на таком вот узком участке, я при завершении обгона грузовика, умудрился сложить об него правое зеркало. К счастью, отделался лишь заменой маленькой пластиковой накладки на корпусе. Ещё сказалось, что не привык к габаритам машины и новому месту руля.
Из Братска с утра сначала еду на базу Орехов Камень, что на правом берегу Ангары и далеко за городом.
Последние километры и вовсе узкая лесная дорожка. А на обратном пути она ещё и резко начнет таять и будет грязь и практически офф-роад…
Здесь в марте просто шикарная погода, и отличный длинный склон с несколькими трассами. Сегодня даже слишком жарко.
Орехов камень — всё так же, пока с натяжкой, но можно отнести к числу самых интересных горнолыжных мест Сибири.
Ожидалось, и я об этом писал 6 лет назад, что в перспективе эти горы превратятся просто в сказку для лыжников и сноубордистов. Что со временем здесь должен появиться и кресельный подъёмник, а протяжённость пока ещё неосвоенного склона будет достигать пяти километров! Но пока на вершину по-прежнему протянут всего один не самый быстрый бугельный подъёмник. Но главное, что трассы здесь, из тех что есть, интересные.
Начало спуска с верхней трассы Орехов камень.
Одного полного дня катания здесь более чем достаточно. Тоже стараюсь бывать здесь хотя бы раз за зиму. Правда, в этом году не получилось, но зато снова удалось покататься в Ергаках.
На обратном пути, изрядно испачкав кузов на местных дорогах, не могу снова не заехать на легендарную Братскую ГЭС. Недавно как раз облагородили наконец-то смотровую площадку.
Новая смотровая площадка Братской ГЭС. Теперь это место №1 в Братске для всех проезжающих путешественников.
Не перестаю восхищаться этой станцией и людьми, построившими её в те, уже давние суровые, времена…
А в оставшиеся дни в Братске катаюсь на своей родной трассе Пихтовая, про которую я также подробно уже рассказывал. Той самой, где раньше все парковались не внизу, а наверху трасс!) Ехать до неё всегда было очень близко, а сейчас и ещё ближе.
Парковку на Пихтовой организовали теперь уже у подножия трасс, на берегу Братского моря.
Возвращаюсь также через Кодинск обратно в Красноярск. Хотя в целом машиной доволен и всё нравится, но есть и нюансы. В течение зимы потихоньку вылезли все косячки от предыдущих хозяев, либо это такие конструктивные особенности. По возможности всё устранял сразу.
Так однажды пришлось изрядно поволноваться. Вечером на трассе, между деревнями Новохайск и Чунояр, на одном из колёс сорвало сразу 2 шпильки. Пока понял, в чем дело и что за стук, пока шёпотом добрался до местного слесаря в Чунояре, обломалась и третья. Из пяти! Это всё же было лучше, чем оставлять машину прямо на трассе. У меня от предыдущего Аутбэка всегда лежали в сумке в багажнике пара запасных, так и не пригодившихся шпилек! А здесь они понадобились в первую же зиму, так как по размерам идентичны! Но проблема в том, что их у меня всего две. А сразу пришли в негодность три. Не выдержала дефектовки и четвертая… При таком раскладе ловить нечего без недостающих. А это деревня, почти в 450 км от Красноярска! И в немногочисленных магазинах здесь запчасти в основном для Нив, УАЗиков и ГАЗелей… Но у местного слесаря, на счету которого много отремонтированных машин, в т.ч. иномарок, возле гаража скопилось и много запчастей от них, еще годных. И среди них (о чудо!!) нашлась ступица от первого или второго Форестера, две оставшихся живых шпильки которого лишь на пару витков короче, чем нужно. Но для того чтобы проложить движение и потом дома уже поменять на полноценные — более чем достаточно. С тех пор вожу в сумке уже сразу 5 штук, мало ли…
Красноярск. Остаток зимы 2020 года, до того как не прикрыли полностью Бобровый лог из-за пандемии в марте.
А это уже зима 2021, и наш Бобровый лог снова работает полноценно!
Мы с парнями на трассе №2 на фоне скалы Такмак нашего знаменитого заповедника Столбы.
И даже самая сложная и интересная трасса №5 нам тоже покорилась сразу.
А вот зима 2020-2021 проходит уже без таких ограничений. И парни полноценно отзанимались в местной секции Бобрового лога весь сезон. А по выходным ещё и я им составлял компанию. Андрей даже выиграл местные соревнования «Снежные бобронавты» в своей возрастной категории. Главным призом были горные лыжи! Правда, пришлось ехать менять их к спонсору в магазин, — на уже более подходящие по росту и уровню катания.)
За последние годы в Бобровый лог стали приезжать и кататься на порядок больше народу. Теперь, если приехать сюда в выходной не рано утром, можно припарковаться только далеко за официальной платной парковкой и даже далеко за бесплатной.
Пару лет назад построили было новую интересную трассу-серпантин №9А, но в этом году её даже не открывали, что-то пошло не так. Остальные трассы остались на месте и даже принимали в 2019 году соревнования по горнолыжным дисциплинам на Универсиаде. А сейчас ежегодно принимают соревнования кубка России.
Теперь вожу сюда по выходным не только себя и своё снаряжение. Влезает всё.
Ну, а в начале марта этого года у нас снова неделя отпуска, и, конечно, едем в Ергаки!! На этот раз уже полностью подготовленные, и можно будет попробовать даже в лесу фрирайд! Надеюсь, погода позволит сделать это хотя пару дней там.
Машину тоже подготовил гораздо лучше. Фары теперь отлично светят, резина новая — та же снятая с производства Хакка 7, но под именем Нордман. Такая стояла у меня на предыдущем Аутбэке последние 2 зимы, и я был ей очень доволен. Аккумулятор, свечи, колодки, масло в вариаторе, топливный фильтр и т.д. — всё планово поменяно за этот год. Из внеплановых — перед поездкой после сильных морозов пришлось срочно поменять все уплотнительные кольца форсунок. Однажды таким морозным утром я сначала учуял запах бензина в салоне, а затем и увидел тоненькую струйку его в районе топливной рампы… На следующий день рано утром без прогрева доехал до сервиса, где обслуживаю все эти годы свои Субару, благо он недалеко. По электрике был проверен и отремонтирован небольшой, но нужный зимой такой элемент, как обогрев передних сидений.
Поэтому от дороги и от машины я получил уже больше удовольствия. В этот раз сделали ещё и остановку в Абакане у наших знакомых (привет семье Котовых;) ) и поехали дальше только на следующее утро. До этого мы только проезжали Абакан транзитом, даже не прогулявшись ни разу по этому достаточно красивому городу. А ещё там пекут очень вкусную пиццу и варят отличное крафтовое пиво. Приятно удивили и цены на бензин, в Хакасии они меньше, чем в Красноярске! На тот момент на 50 коп. за 95-ый на сетевых АЗС.
В этом году в марте на трассе до Ергаки, как и на самой базе, было нереально много снега. Часто приходили сводки о сошедших лавинах, в том числе и на дорогу. Однажды едущую в тоннеле полки легковую машину завалило даже через колонны! Такой массив снега сошёл, а обрыв и так был завален предыдущими сходами, что ему просто некуда было больше деваться…
Так что на участке от серпантинов и до самой базы нужно быть начеку. Особенно в районе Полки. Проезжая её, впервые ничего не увидели через колонны, все завалено снегом!
В этот раз Ергаки встретили нас тёплой, но очень снежной погодой.
На базе построили и открыли ещё один новый отель, на этот раз SkyDream. Остановились попробовать его в этот раз. Парковка рядом, хороший ресторан с завтраками. Есть также сушилка и отличный вид на лес из окон. Рядом так же все бани, спа-центр с бассейном и даже храм дыма. Кстати, бани мы каждый раз чередуем. В первый раз была берёзовая, затем кедровая и теперь вот пихтовая. Самый кайф местных бань в том, что они, особенно во второй половине сезона, полностью утопают в сугробах, и в них, распарившись, можно не нырять, а достаточно просто входить, стоя!))
Первые два дня снег валил практически не переставая. Хотя здесь и так все домики уже были завалены снегом до 2 этажа или под крышу. Но мы всё равно покатались полдня. Сплошные сугробы и на трассе, а ретрак пока стоит. Видимости и видов на гору и с горы тоже не было никаких.
Актуальная схема базы и склонов Ергаки.
Сразу обратил внимание и новый склон вверху справа от подъемника. Раньше он был дикий, как и вся правая часть. То есть катались там в основном фрирайдеры по пухляку, а потом и в лесу. А теперь там есть и полноценная ретраченная трасса! Обязательно её попробуем тоже.
Цены на жильё, ски-пассы и аренду снаряжения тут не изменились с прошлого раза, так и остаются дешевле, чем везде, где мы были. По утрам с 9 до 10 часов подъёмник бесплатный, правда, в это же время обычно в отелях начинается завтрак, так что сильно тут не выгадаешь. А если брать сразу дневной абонемент, то и вообще не имеет смысла спешить. По четвергам на ски-пасс и вовсе всего 400 рублей на весь день! В остальное время по 800 рублей! За день можно подняться и спуститься хоть 20, хоть 30 раз, пока ноги не отвалятся. Аренда снаряжения 100 руб./час, причем взрослый или детский неважно. Так же неважно, берешь ли ты весь комплект или только лыжи. Но это всё равно очень дешево. Снаряжение тут в основном уже староватое, не сравнить с Бобровым логом, например.
Подъемник здесь все тот же, бугельный. Но его в принципе достаточно.
Все говорят, что не хватает нового современного кресельного подъемника. С другой стороны, это очень серьезные вложения, которые небольшая база будет очень долго отбивать, а цены на ски-пасс уже не будет такими демократичными. Да и нет здесь такой проходимости и очередей на подъемы.
Ну, а стоимость жилья тут лучше отслеживать на сайте. Есть разные по стоимости варианты размещения от спартанских, для молодежи, до уютных семейных. Зависит от высокого или низкого сезона. Но, скажем так, местный Вип-номер, это просто двухкомнатный номер, где есть холодильник, фен и ещё большая кровать. Взяли такой в этот раз, так как нас четверо, и по цене не сильно дороже, чем два обычных двухместных.
Прочие удовольствия вроде бани, спа-центра с бассейном, кальянная — тоже всё достаточно недорого.
Прошлогодний ски-пасс на подъемник трассы Ергаки снова в деле!
В первый же день машину замело так, как за месяц в Красноярске.
Второй день у нас был свободным от катания на лыжах. Снег пока так и валит. Поэтому прокатились на снегоходе-такси наверх без лыж.
А оттуда уже прогулялись не спеша вниз
Когда спустились, снег прекратился. Можно попробовать начать откапывать машину. Без большой совковой лопаты не обойтись.
Наконец-то утро следующего дня обещало отличную погоду, а значит, и катание!
В этой стороне склона мы еще ни разу не катались. А какой здесь вид сейчас!!
Вот ради таких моментов мы, и все остальные, сюда и приезжаем. Отличная снежная трасса, часть склонов ретрачены, всё остальное в твоем распоряжении тоже.
Ребята в восторге от этого места! Очень красиво, очень снежно, и каталка такая, какой в Бобровом логе нет.
Можно кататься хоть весь день, никогда не повторяя свою траекторию спуска. Трассы друг от друга отделены сугробами и лесом, но можно срезать по ним как угодно.
Самая красивая и скоростная трасса, конечно, с видом на горные хребты почти как в Альпах. В такую погоду их видно все!
Спуск по подготовленной трассе с видом на Саян
Все остальные трассы сразу сверху ориентированы в сторону долины Ойского озера, и тоже в такую погоду на загляденье.
Катание по пухлячку, особенно среди густого леса — это отдельная песня, необычайное удовольствие) Это нужно хотя бы попробовать. Палки в таких сугробах просто тонут, их нужно держать крепко. Да и самому лучше не падать, иначе встать уже будет проблема) Я, конечно, раньше пробовал, но на моих длинных и нешироких лыжах для супер-гиганта это не очень удобно было. Сейчас же взял себе в прокате широкие, детям тоже пошире, и они и так короткие, для леса самое то. Попробовали — очень круто, только можно потеряться в лесу. Так один уехал правее, другой левее, а я посередине пытаюсь держать в поле зреняи обоих… В итоге потерял обоих, и через некторе время они мне уже звонят снизу у подъемника. А я их стою жду в лесу. В общем, весело. Теперь будем там для разнообразия и по лесу гонять.
Ничего необычного, просто центральная улица и фонарные столбы на базе))
До заката можно успеть прогуляться и за пределы базы Ергаки.
Буквально через дорогу, и в пяти минутах ходьбы — до замерзшего Ойского озера. Между прочим, памятника природы!
Горное озеро Ойское лежит в Западном Саяне, у подножия хребта Кулумыс и является одним из истоков реки Большая Оя. Реки Большая и Малая Оя, сливаясь, образуют реку Оя, правый приток Енисея. В переводе с тувинского название «оя» означает провал, ущелье, а с хакасского — «долина». Озеро находится на высоте 1416 м, восточный берег более пологий, а у западного берега идет резкий обрыв, глубина 25 м. Исток речки Большая Оя устремляется из чаши озера в долину стремительным горным потоком. Живописный природный ландшафт вдохновил тувинцев на красивую легенду об Ойском озере. Девушка Оя и парень Кулумыс из племени Саян полюбили друг друга, но им не суждено было быть вместе. От огорчения Оя так плакала, что её слезами наполнилось целое озеро, которое переполнилось, и из него потекла река слез.
В 1985 г. Ойское озеро объявлено гидрологическим памятником природы регионального значения и взято под государственную охрану. Охранный статус запрещает охоту, рыбалку, рубку леса, заготовку природных даров, лекарственных растений, проезд и проход вне дорог общего пользования. Туристические маршруты разрешены, но строго регламентированы.
Однако за зиму снегоходы избороздили поверхность красивого, даже зимой, озера вдоль и поперёк. Не знаю, как это сочетается со статусом памятника природы…
Активно освоенное снегоходами Ойское озеро.
Также можно прогуляться и в зимний лес, с тыльной стороны базы и нашего отеля, по тем же снегоходным следам.
На следующее утро уже собираем вещи и отправляемся домой. Погода отличная, а это значит, виды с правой стороны будут отменные сейчас! Но вдоль трассы по-прежнему в основном многометровая стена снега, только на паре смотровых можно увидеть горы.
Традиционная остановка на смотровой у «Полки» на обратном пути. Как раз погода позволяет разглядеть всё.
Вершины горной системы Западных Саян.
Ергаки как всегда прекрасны. Обязательно вернёмся сюда ещё.
Вот такое привычное уже относительно бюджетное путешествие. Смысла подсчитывать все затраты нет, да и каждый раз они разные. И у всех они тоже будут разные. Но это в любом случае съездить туда и отдохнуть — доступнее, чем Шерегеш или Байкальск. Бензина из Красноярска и обратно потребовалось так же как и в прошлый раз, примерно 110 литров на 1235 км.
В следующий зимний сезон, если всё будет по плану, покажу детям либо Байкальск, либо Шерегеш для разнообразия. Дорога туда, конечно, дольше, чем до Ергаки, но увлекательнее и сами места того стоят. Еще давно есть планы посмотреть горнолыжные места и на Алтае. Но там уже совсем другой бюджет и времени нужно побольше.
Всем спасибо за внимание!
Михаил424, г. Красноярск