Автопутешествие по пяти республикам Северного Кавказа

20.12.2013 | 79190 просмотров

Кабардино-Балкария: «горячий» приём

Чтобы на работе оплатили проезд к месту отпуска, требовалось получить на ж/д вокзале справку о стоимости билета до крайней его точки. Наиболее удаленной от Архангельска точкой был Дербент, самый южный город России. На мою просьбу кассир округлила глаза: «Мы оформляем справки только по России, а Дербент — это Дагестан!». Лишь спустя несколько минут, девушка согласилась включить самую южную нашу республику в состав России. Этот частный случай — отражение общей ситуации, когда Турция или Египет стали значительно более «русскими», чем российский Северный Кавказ. Мнение о Чечне или Дагестане среднестатистический россиянин составляет, основываясь на сообщениях в СМИ. Неудивительно, что мою идею вернуться из осени в лето и проехать с мужем на собственном автомобиле по пяти северокавказским республикам знакомые встретили, покрутив пальцем у виска.

Въезд на территорию Северокавказского федерального округа ничем особенным себя не обозначил. Никаких блокпостов, проверок документов, военной техники — того, что должно быть в изобилии представлено в «неспокойных» регионах. Проезд затрудняли разве что стада коров и запряженные ослами повозки — полноправные участники дорожного движения на федеральной трассе М-29 «Кавказ». Ближе к Нальчику начала проявляться военная специфика: пост Баксан оборудован гибддшниками с автоматами. Три года назад, когда январской ночью я автостопила с Приэльбрусья во Владикавказ, милые автоматчики с этого поста накормили меня печеньем и посадили в проверенную попутную машину.

Впечатлением дня и одним из самых приятных воспоминаний отпуска стало посещение термального источника близ села Аушигер. Для этого пришлось свернуть вправо с М-29 и проехать по Р-291 10-15 км. Едем до конца села, сворачиваем влево, несколько километров грунтовки — и мы в удивительном месте под названием Аушигер, где купаются круглый год. Въезд на территорию с купальней — 50 руб. с человека. Раздеваться совершенно не хотелось — на улице меньше +20, пасмурно. Но стоило войти в воду, сомнения относительно целесообразности купания растворились в горячей, чуть солоноватой воде.

Здесь пасмурная и холодная погода превращается из недостатка в преимущество — ведь при температуре воздуха и воды +30 запросто можно получить тепловой удар. Местные жители активно эксплуатируют целебный источник: в open-air бассейне глубиной по грудь плескались человек 30, а машины всё прибывали. Для приверед, что не желают делить купальню с посторонними людьми, существует VIP-бассейн — он гораздо меньше по площади и дороже — 1800 руб. в час. На самом деле цена не так уж и высока: приятель из Владикавказа ездил туда зимой с компанией в 19 человек — с каждого вышло около сотни. На головы купальщикам падал снег, но больше 10 минут высидеть в горячущем нарзане было невозможно — ни тесноты, ни обиды! Общественный бассейн по площади значительно больше, поэтому вода в нем остывает быстрее. В один из углов купальни вделана труба, по которой подается свежая вода из источника — вот где настоящий кипяток!

Народ стремится занять место у трубы, подставляет под горячую струю всевозможные части тела и набирает свежую воду в пластиковые бутылки, чтобы увезти с собой частичку Аушигера. Мужчины, женщины, дети — кто в обычных купальниках-плавках, кто в длинных халатах. Многие с ног до головы перемазаны голубой глиной. Обрести чудодейственный порошок можно по 40 руб. упаковка в магазинчике на территории. Медики утверждают, что сия глина обладает чудодейственными свойствами и исцеляет от многих недугов, как и источник, со дна которого она добывается. Кожные, урологические, костно-мышечные заболевания, остеохондроз, гастрит, ожирение, диабет — эти и множество других болезней смоет вода минерализацией 3,7г/л, насыщенная хлором, натрием, калием, кальцием и гидрокарбонатами. «Раньше у меня все время болели ноги. Стала ездить на Аушигер каждую неделю — забыла о боли!» — делится радостью пожилая купальщица со своей товаркой.

Возможно, лечебный эффект горячей минералки во многом обусловлен эффектом плацебо. А может, правы ученые, и целебные свойства вод Аушигера реальны — судить не берусь. Но знаю точно: живи я на Северном Кавказе, стала бы постоянным посетителем этого чудесного места.

Северная Осетия: почти «наши»

Северная Осетия-Алания, а в особенности ее столица — Владикавказ, резко отличается от соседних сестер-республик, в первую очередь минимумом мусульманского колорита. Основная религия в РСО-А — православие. Множеству церквей и соборов, в т.ч. католических, противостоит одна-единственная мечеть. Есть во Владике и такое явление как мечеть-планетарий — бывший шиитский храм, в советские годы трансформированный в научно-просветительное учреждение, которое уже как пару лет на реконструкции.

Из городской архитектуры нельзя не отметить главную магистраль Владикавказа — проспект Мира. Середина проспекта отдана на откуп пешеходам и представляет собой широкий бульвар, по бокам которого проложены трамвайные рельсы. Иной вид транспорта здесь не ходит. Застройка проспекта типична для юга России — невысокие здания XIX в. в стиле модерн. Что касается остальных улиц, немалую часть жилья составляет частный сектор — одноэтажные «коробочки» из красного кирпича. Ряды одноэтажек прорежены двух-трехэтажными дворцами, по размеру и апломбу напоминающими больше административные здания, чем жилье простого осетина — так, двор одного из таких домов был украшен голубыми елями.

Стоит отметить, что городское благоустройство столицы республики далеко от совершенства. Спускаясь к забетонированной набережной Терека, украшенной массивными позолоченными львами, пришлось зажать нос от зловония: лестница и берег обильно усеяны гниющим мусором.

Молодежь во Владикавказе ведет себя достаточно раскованно. Нет, пьяные «в сопли» дебоширы на улицах не встречаются, но парни с бутылочкой пива и сигаретой — не редкость. А вот девчонку, выпивающую на людях, вряд ли увидишь. Хотя по части внешнего вида женская половина осетинского общества не менее эмансипирована, чем в остальной России: облегающие топы, шорты и юбочки «по самое не балуйся» на черноволосых красавицах — обычное явление.

В Северной Осетии масса достопримечательностей, как рукотворных, так и природных. Одна из них — Мидаграбинские водопады. Как говорят осетины, Чегемские водопады соседней Кабарды значительно уступают им в красоте. Решив проверить это утверждение хотя бы отчасти (на Чегеме мы не были), мы отправились знакомиться с чудом природы.

Для посещения водопадов выбрали воскресенье: Даргавское ущелье является пограничной зоной, куда необходимо получать пропуск. В будние дни заветный документ оформляют в погрануправлении Владикавказа, а в выходные прямо на заставе. Скучать погранцам не приходится — машины подходят одна за другой.

Процедура занимает минут 15 — пока сотрудник погранслужбы изучает паспорта, вы должны заполнить бланк заявления (индивидуального или коллективного), где необходимо указать данные о себе, автомобиле и спутниках. В «коллективном» случае пропуск выдается на одного человека, его компаньоны вписываются туда и без этого документа покинуть территорию не могут. Пограничник поинтересовался, с ночевкой мы идем или нет. Несмотря на отрицательный ответ, срок пребывания нам вписали аж до конца декабря! За это время, пожалуй, можно смотаться в Грузию через горный перевал.

На холме рядом с постом угнездился не то домик, не то сарай. «Здесь живут дедушка с бабушкой, разводят скотину, делают сыр. Очень вкусный, я всегда у них покупаю — экологически чистый продукт!» — отрекомендовал пограничник. Кстати, о продуктах. В Осетии выпускается целая серия круглых пирогов-лепешек, имеющих уникальные названия и рецептуру: уалибах - с сыром, фыдджын - с рубленым мясом, картофджын - с картошкой, кабускаджын - с капустой, насджын - с тыквой, цахараджын - с листьями свеклы, и много, много еще —джынов. Увы, попробовать удалось далеко не все произведения кулинарного искусства. Так, пирог с черемшой давонджын — блюдо сезонное. Черемшу собирают весной, в остальное время дикий чеснок можно отведать, например, в маринованном виде. Из «быстрых» блюд популярны также шаурма и таук (та же шаурма, только с курицей). Заведения, в которых можно приобрести или заказать выпечку (срок ожидания — от 10 минут до нескольких часов) имеются во множестве, 200-граммовый пирог обойдется примерно в 60 рублей. Осетинские пироги готовятся из бездрожжевого теста, слой которого непременно должен быть очень тонким, а начинка, напротив, обильной.

Въехав в погранзону, мы некоторое время тряслись по каменистой дороге, после чего оставили машину на пятачке рядом с другими авто. Место служит и для пикников — кругом костровища. Ближайший к заставе из 33-х водопадов — Малый Зайгелан. Издалека его сложно идентифицировать — узкая струя непрерывно текущей воды кажется отливающей на солнце белой полосой. Только подойдя ближе, начинаешь различать ее движение. На земле водопад образует ручей-речку, ледяную воду которого очень приятно испить после получасового подъема в гору по каменистой тропе. Впрочем, некоторые местные жители добираются на своих железных конях прямо к водопаду. Как они осуществляют это на своих «классиках», науке неизвестно. Лучшее время для того, чтобы полюбоваться водопадами — июнь, тогда они из-за дождей и интенсивного таяния снега в горах раскрываются с наибольшей силой и становятся раз в 20 шире. В 15 минутах ходьбы от Малого Зайгелана можно наблюдать гораздо более захватывающее явление — водопад и камнепад одновременно. Большой Зайгелан выше, шире и мощнее «общественного», он считается самым высоким в Европе — 750 м. Спасатели не рекомендуют приближаться к нему — даже самый крохотный камешек, упавший с такой высоты, превращается в снаряд. Тем не менее, опасность останавливает не всех, многие там даже купаются.

По пути к машине мы заметили идущего впереди молодого человека. Парень пытливо вглядывался в придорожную растительность, то и дело наклонялся и поднимал то пластиковую бутылку, то жестяную банку или упаковку от чипсов, которыми другие посетители имели наглость загадить заповедную зону. Дойдя до стоянки, мы пообщались с поборником чистоты и выяснили, что живет он в селе неподалеку, регулярно приезжает сюда отдыхать и хочет видеть любимое место отдыха чистым. Весь собранный мусор сознательный юноша погрузил в свою «семерку» и, пожелав нам счастливого пути, поехал домой.

Основной центр притяжения, как местных, так и иногородних спортсменов и путешественников в Северной Осетии — горнолыжный курорт Цей, расположенный на высоте 2000 м в сотне километров от столицы республики. Путь из Владикавказа в Цей проходит по Транскавказской магистрали. Транскам — единственная дорога, связывающая Россию с Южной Осетией. В 20 км от границы с южным соседом — развилка: Транскам уходит прямо, на Цхинвал, а вправо убегает серпантином горная дорога.

На большом своем протяжении эта асфальтово-грунтовая трасса идет по краю пропасти — жуть как страшно! Хочется закрыть лицо руками и сжаться в комочек. Однако мои опасения разделяют далеко не все — отчаянные местные жители на тюнингованных «Жигулях» несутся по горной дороге, рискуя не разъехаться со встречкой или не вписаться в поворот. О том, что именно так зачастую и происходит, свидетельствуют многочисленные мемориальные плиты вдоль дороги, установленные в память о лихих гонщиках. «Аварии в горах происходят постоянно. Как правило, из-за лихачества. Недавно разбились мужчина с дочкой — упали с 70-метровой высоты», — рассказывает наш друг Юра, сотрудник республиканского МЧС.

На одном из поворотов горный ландшафт расцвечивает яркая картина: на огромном валуне красуется изображение И.В. Сталина. Хотя «отец народов» родился в грузинском Гори, грузины и осетины — народы родственные, поэтому «земляка» почитают как на родине, так и в обеих Осетиях. «Сталин смотрит на вас! Осетины, будьте достойны своих отцов!» — гласит надпись краской на кирпичной стене во Владике. Даже позолоченные львы — украшение набережной Терека — и те грозным взглядом и горделивой осанкой напоминают вождя. Дань уважения Сталину отдал и югоосетинский народ — центральная улица Цхинвала названа в честь «самого человечного».

С декабря по апрель склоны Цейского ущелья притягивают горнолыжников, сноубордистов, альпинистов и прочих охотников за адреналином, а в теплое время здесь простор для треккинга разного уровня сложности. Мы решили своими глазами посмотреть Цейский ледник, один из самых легкодоступных ледников на Кавказе.

Впрочем, доступность эта оказалась относительной. От высокогорной автостоянки до языка ледника — 9 км по пересеченной местности: безобидная лесная тропинка быстро кончается и переходит в каменную реку, состоящую из огромных, размером с автомобиль, валунов. Ориентиром среди камней и леса служит река Цейдон (дон по-осетински — вода), вытекающая из арки ледника.

Стремительный Цейдон, обрамленный соснами, создает такой шум, что разговаривать можно только криком. В пути мы, запыхавшись, не раз припадали к живительным водам горной реки, чтобы утолить жажду. Кстати, в Северной Осетии можно пить из-под крана, не боясь отравиться: благодаря уникальной водопроводной системе вода поступает в краны прямо с гор — чистейших Редантских источников и не очищается хлором и прочими химикатами, а лишь фильтруется от взвесей.

Увы, провожатых мы не нашли — идем на свой страх и риск. Несостоявшийся попутчик Юра заверил, что сбиться с пути практически нереально, нужно только следовать меткам — пирамидкам, сложенным опытными треккерами из маленьких камушков. Вскоре мы потеряли ориентиры из виду.

Прокарабкавшись с час по камням, исцарапав конечности чертополохом, окончательно выбившись из сил и уже подумывая о позорном отступлении, мы — о чудо! — увидели двоих мужчин, идущих в нашем направлении. Мужики оказались урожденными осетинами, но давно переехали — один в Москву, другой в Казань. Москвич Зелим покорял ледник уже 8-й раз. По его словам, добраться туда можно разными путями. Тот, который выбрали мы — сложный, большей частью проходит по камням. Легкая же дорога идет вдоль берега реки.

Природа Кавказа не позволяет расслабиться полностью, она словно таит в себе угрозу — безоблачное ультрамариновое небо, солнышко и вроде бы мирные скалы, но затишье это — временное. Стоит разгневаться богу гор, «царю природы» придется несладко. Нельзя не вспомнить трагедию 2002 года, когда сошедший с гор Кармадонского ущелья ледник Колка сравнял с землей пос. Верхний Фиагдон и съемочную группу из 123 человек, в составе которой находился известный актер и режиссер Сергей Бодров.

Выжить не удалось никому. Поисковые работы не принесли положительного результата. Никаких фрагментов тел, одежды или аппаратуры — ледник всё превратил в пыль, переварил, как огромный живой организм, и застыл на месте трагедии гигантским надгробием — монументом человеческой слабости и беспощадности природы. На въезде в злосчастное ущелье, рядом с с. Гизель, воздвигнут памятник погибшим в Кармадонской трагедии. Непосвященным сложно понять идею скульптора: белый монумент изображает человека, раздираемого на части ледяной лавиной. Две дороги, связывающие ущелье с Фиагдоном и военно-грузинской-дорогой, оказались разрушены лавиной. Сейчас Кармадон с «большой землей» соединяет грунтовка, которую постепенно облекают в асфальт.

Цейский ледник я увидела не сразу, несмотря на гигантские его размеры. Вернее, увидеть-то увидела, но в буквальном смысле до упора принимала за скалу. С вершины «скалы» периодически падали грязно-белые глыбы. Вот же он, ледник! Похожий на огромную серую гусеницу, притаившуюся в расщелине, испещренный десятками и сотнями ручейков, которые медленно подтачивают его тело.

Ледник — это не просто лед, чистый, прозрачный и нарядный, что добавляют в прохладительные напитки и каким заливают каток. Ледник — это масса спрессованного снега и камней, которая на скорости свыше 100 км/ч (именно такая была в Кармадоне) перетирает в муку все, что имеет несчастье оказаться у него на пути. Правда, зимой он белый и выглядит намного наряднее. 9-километровая громадина становится короче на пару метров из года в год. «Если бы он сейчас пошел, мы бы спаслись, т.к. находимся сбоку и на порядочном возвышении, над «руслом» ледника, — обрадовал Зелим. — Бежать вперед в случае схода лавины бесполезно, нужно уходить в сторону». Достижение цели мы с новоприобретенными друзьями решили отметить привалом и чаепитием.

Друг, за чашу благодарствуй,
Небо я держу в руке,
Горный воздух государства
Пью на Цейском леднике.
              — Арсений Тарковский, 1983

Южная Осетия: руины победы

По прибытии в цивилизацию наши новые знакомые отправились в лагерь на фестиваль бардовской песни. Мы же решили посетить Цхинвал, для чего вернулись на Транскам и двинулись на юг. От цейской развилки до столицы Южной Осетии — 110 км. Тем не менее, на дорогу мы «убили» больше трех часов! На скорости сказалось «качество» дорог непризнанного государства — на большем протяжении разбитый асфальт.

Сильно тормозила извилистость магистрали и большое количество населенных пунктов вдоль неё. Но самую большую временную потерю преподнес нам 4-километровый Рокский тоннель. Границу преодолели без проблем: наш пограничник только глянул в паспорта и, увидев фотоаппарат на моих коленях, попросил не снимать на посту. На югоосетинской стороне вбили наши данные в компьютер, для чего пришлось выходить к специальной будочке, окинули взглядом багажник. На всё про всё — минут 15. Столько же потеряли на военном посту в селении Верхний Рук: там военные заинтересовались зарубежными визитерами и сделали так называемую регистрацию — вписали данные из наших паспортов в тетрадочку. Ну, теперь-то все препятствия позади — выдохнули мы и… внезапно уперлись в автоколонну.

Пробка была только в одном направлении — на Цхинвал, в противоположном же машины шли свободно. Путем расспроса окружающих выяснили, что тоннель на ремонте. Поскольку движение в нем реверсивное, в каждую сторону он работает по часу. И наш час пробьет нескоро — аж через 50 минут. Машин впереди было немного — наверно, все жители республики уже в курсе почасовой работы тоннеля. Местные приняли нас за строителей — а кого еще, кроме них, их северных собратьев, да еще военных, понесет в разрушенную войной, небогатую достопримечательностями частично признанную страну?

Кстати, 15-й регион России встречается в ЮО едва ли не чаще, чем родной бело-красно-желтый. Попадаются и другие российские номера, преимущественно Краснодар и Ростов. В основном это фуры и самосвалы, вероятно, задействованные в восстановительных работах. К слову, работы в этом направлении еще немеряно — в не менее ужасающем состоянии, чем дороги, находится жилищная инфраструктура. Подъезд к столице страны встречал нас не заводами, автосалонами и сити-моллами, а бесконечными развалинами.

Десятки многоквартирных домов, разрушенных бомбежками четырёхлетней давности, так и стоят в руинах. Следы войны скрашивают растения, пустившие корни в пустых глазницах окон и превратившие изуродованные стены в некое подобие живых изгородей. Замечена была только ОДНА стройка — в пригороде возводили многоэтажный панельный дом. На центральной улице Сталина — дорожный ремонт, рабочие неспешно катают тележки с щебнем, кое-где восстанавливаются частные дома.

Лозунги «Спасибо, Россия!», написанные от руки краской, глядят с обшарпанных вагончиков и щербатых кирпичных стен. Принимаем слова благодарности — ведь Архангельская область наряду с другими российскими регионами вложилась в восстановление республики, перечислив более 80 млн. руб. на ремонт цхинвальской школы № 5. Говорят, средства до школы так и не дошли. Удостовериться в этом лично не удалось — солнце почти село, и искать школу не было времени.

Центр города освещён, чего не сказать о периферии — с наступлением вечера узкие грязные улицы с одноэтажными домами погружаются во тьму. Удручающее впечатление усилил вид главной площади — выщербленный круг с неработающим облезлым фонтаном посередине, окаймленный скамейками. Скамейки не пустовали — на каждой расположилось по несколько молодых людей, потягивающих пиво. В качестве дополнительного украшения площади служили две легковушки стражей порядка. Улицу Сталина украшало белое блестящее здание — явный новодел.

… Возвращаться ночью было даже веселее — тьма скрывала руины. Хотя на постах к нам больше не приставали, не удалось избежать задержек, источником которых послужил все тот же Рокский тоннель. Мы въехали в его промозглое чрево, радуясь, что угадали со временем, как вдруг перед нами заглох легковой «БМВ». Водитель «бэхи», молодой югоосетинец, во всём винил дешевый бензин, что заправил на своей родине. Видали мы такой в Северной Осетии — 21 рубль литр АИ-92. Как пояснили знатоки, это ворованное топливо, которое привозят чеченцы. Заливают его в «копейки» и им подобные машины, которые жрут всё, и даже если сдохнут, автовладельцы от этого особо не расстроятся. Видимо, привередливый двигатель «немца» не смог переварить плебейского кушанья. После долгих и безуспешных попыток завестись аварийное авто дотолкали до кармана и позволили нам проехать.

Приехав к полуночи во Владикавказ и наслаждаясь видом из окна 9 этажа на залитый огнями проспект Доватора, мы пожелали Южной Осетии достичь когда-нибудь уровня благосостояния своего северного соседа. Желательно без материального ущерба для российских регионов.

Ингушетия: туризм под присмотром ФСБ

Пожалуй, самый опасный в моем представлении регион России. Да и не только в моем — большинство россиян знает эту крошечную северокавказскую республику лишь по регулярным сообщениям о терактах, которые с не меньшей частотой происходят разве что в соседнем Дагестане.

Ингушетии мы решили посвятить один день без ночевки. Осетинский приятель Юра стращал нас, что расстояние от Владикавказа до Магаса мы едва ли преодолеем за 2 часа. И сильно ошибся: путь в 26 км, включающий в себя прохождение трех блокпостов, оказался безболезненным и быстрым — останавливать «Ситроен» 29-го региона никто не стал. Но на обратном пути силовики компенсировали свою недоработку: сперва нас тормознули военные, через несколько метров — гаишники. Если первые ограничились осмотром салона, то вторые отняли 10 минут, записывая паспортные данные.

Два ингушских города в равной степени достойны звания республиканской столицы — Назрань и Магас. Назрань — небольшой по общероссийским меркам (порядка 120 тыс. жителей), и вместе с тем самый крупный город республики, состоящий из 1-2, максимум 5-этажных домов, а также множества магазинчиков, кафе, парикмахерских и прочих благ цивилизации. В 2000 году Назрань потеряла статус столицы — по решению первого президента Ингушетии Руслана Аушева вся административная составляющая была перенесена в город Магас.

Первый и единственный город, построенный с нуля на постсоветском пространстве (1995 г.), и один из немногих городов мира, специально основанных в качестве столицы. В Магасе нет трущоб, ветхих домов, разбитых улиц. Здания правительства республики, ФСБ, МВД, МЧС и других ведомств, ГТРК «Ингушетия», жилые дома выросли за несколько лет буквально в чистом поле. На въезде в город мы подошли к сотруднику ГИБДД, коими в изобилии оснащены улицы Магаса, и спросили, как доехать до управления МЧС. Следом к гаишнику подъехали белые «Жигули», битком набитые бородатыми дядьками в камуфляже и с автоматами и тоже стали спрашивать у того дорогу. Не иначе, искали правительство или ФСБ…

Магас еще и один из самых маленьких городов — с менее чем 200 человек в начале 2000-х численность населения в 2010-м поднялась до 2,5 тыс. Значительную часть трудящихся составляют жители Назрани, находящиеся в Магасе только в рабочее время.

В республиканском МЧС мы должны были встретиться со знакомыми, Маликой и Мухматом, они обещали составить компанию в прогулке. В холле управления нас встретил не оперативный дежурный, а сотрудник вневедомственной охраны с автоматом. Таковы местные реалии — вооруженная охрана присутствует даже в церквях. Покровская церковь в станице Орджоникидзевской — не исключение.

Пока местный священник, истосковавшийся по общению, проводил экскурсию для заезжих туристов, парни с «калашами» стояли у церковных ворот и наблюдали за странными «прихожанами». Такая осторожность вовсе не лишняя — в процессе строительства храм несколько раз подвергался обстрелу из гранатометов. Всякий раз обходилось без жертв, а поймать преступников так и не смогли.

Когда мы уже готовились покинуть общительного батюшку, один из охранников, улыбаясь, сказал: «Теперь-то вы увидели, что Ингушетия — не то, что по телевизору показывают?». Скажем так, не совсем то. Информация о терактах, похищениях и коррупционном беспределе на Северном Кавказе — правда, но правда однобокая. Мы же хотели увидеть другую сторону медали — традиционное кавказское гостеприимство, красивую природу, памятники архитектуры.

Ингушский народ, как и в целом кавказцы, очень религиозный. Так, в селе под Назранью мы посетили новую мечеть с роскошным убранством — по словам Малики, деньги на строительство выделил местный бизнесмен, у которого дочь заболела раком (говорят, после строительства мечети больная выздоровела).

Утопая босыми ногами в мягком красном ковре, думаю: сколько же грязи принимает в себя ежедневно этот пылесборник! Сейчас он новый, а что будет через месяц, через год? «Ковры в мечетях меняют раз в полгода. Не чистят, а именно меняют. Средства на это собираются из пожертвований: в людных местах ставятся специальные ящики, и за несколько месяцев там такая сумма набирается — на персидские хватит!» — уверяет Малика.

Входы в мечеть для женщин и мужчин разные. В женском отделении у входа — полочка с косынками. Впрочем, я прошла без платка — Малика успокоила, что в этом нет ничего страшного. Обувь необходимо оставить на коврике при входе — это касается и мужчин, и женщин. «Во время молитвы скапливается масса обуви, но такого, чтобы кто-то не досчитался своей, не бывает. У мечети можно оставить и машину открытой — ничего не пропадет».

Осмотр достопримечательностей начался с музея-мемориала, посвященного жертвам сталинских репрессий 40-х годов и осетино-ингушского конфликта 1992 г. Не знаю, что испытывают осетины при посещении этого музея (если такие есть), но для нас, русских, первое и основное чувство от посещения — чувство стыда. Плачущие дети, старики и женщины, подгоняемые советскими солдатами, улыбающиеся молодые люди, которые теперь — в списках убитых и пропавших без вести в ходе осетино-ингушской войны, смотрят на нас с фотографий и картин.

«Во время депортации многие не доживали до конца переезда. Тела запрещалось хоронить в целях экономии времени — их просто выкидывали во время пятиминутных остановок. Как рассказал очевидец, тело одного из погибших они хотели положить в заброшенный пристанционный домик. Когда заносили тело, в темноте споткнулись о какие-то твердые предметы. Оказалось, на полу домика уже сложена гора мертвых тел…»

Стройная привлекательная девушка-экскурсовод рассказывает это не как заученную мантру — видно, что события тех лет отзываются болью в ее сердце. В то же время нет никакой враждебности по отношению к нам, потомкам «оккупантов». «Я принадлежу, пожалуй, к самому несчастному народу, — считает ингушка Малика. — Территориальные претензии к Ингушетии имеют и Осетия, и Чечня, хотя наша республика и без того крохотная — за 2,5 часа можно объехать вдоль и поперек. До нормальной жизни республике еще далеко, это касается и террористической угрозы, и социального расслоения. В республике почти ничего не производится, мы на 90% дотационны».

Музей, из которого мы выходили с тяжелым сердцем, расположен в здании, построенном в виде башен. Боевые башни — главная архитектурная особенность кавказских регионов, виденная мной также в Северной Осетии и Грузии. Каменные башни метров 5-7 в высоту, зауженные к верху, строились в средние века. Каждый зажиточный тейп, или род, должен был иметь свою башню. Это сооружение выполняло функцию дома, хлева, крепости и сигнальной вышки одновременно. Нижний этаж предназначался для скотины, средние были отданы под жилые помещения, а верхние использовались для наблюдательных целей. В случае атаки самозванцев могли облить с башни горящей нефтью. Как утверждает Малика, осетинские (и прочие кавказские) башни — дело рук ингушских мастеров. Впрочем, что касается «копирайта», каждый кавказский народ стремится приписать себе авторство сих построек.

Познакомиться с первозданными шедеврами древних ингушских зодчих, увы, не удалось. Основными посетителями Джейрахского района Ингушетии, знаменитого огромным количеством боевых башен (в т.ч. комплексом Вовнушки, финалистом конкурса «Семь чудес России»), и так называемых «солнечных могил» (каменных склепов, где оставляли умерших, под воздействием сухого горного воздуха тела мумифицировались) — являются сотрудники силовых структур. Попасть туда можно только по пропуску, который нужно предварительно оформить в республиканском ФСБ. Срок рассмотрения заявки — сутки. Увы, на следующий день в Ингушетии ввели режим КТО, во время которого в республику «чужакам» ход закрыт, мобильная связь глушится, а «свои» машины обыскиваются вплоть до винтика. Пришлось отложить путешествие к башням до следующего раза. Сейчас в Джейрахском районе ведется активное строительство нескольких горно-туристических центров, и есть надежда, что уже в начале будущего года желающие смогут любоваться горно-башенными ландшафтами с высоты канатной дороги.

Отдельная сторона кавказской жизни — автомобили. Могла бы поспорить с Н.В. Гоголем, автором известной фразы о русских, любящих быструю езду. Любовь к скорости и открытое пренебрежение нормами дорожной безопасности — вот гремучая смесь, которая определяет кавказский стиль вождения. Визг тормозов, рев клаксона — наглухо затонированная «Приора» с обвесами и спойлером а-ля спорткар летит по трассе, словно других участников движения не существует вовсе. Что уж тут говорить, когда даже сотрудник спасательного ведомства, сам не раз воочию видевший последствия страшных дорожных аварий, на далекой от совершенства трассе Назрань — Грозный втопил 160 км/ч на своей «десятке», при этом был непристегнут и не задумываясь шел на обгон! «Ремнями безопасности у нас пользоваться не принято — не поймут. Ну, или подумают, что приезжий…», — смущенно добавил Мухмат.

Итак, на спидометре вашего авто далеко за сотню, ремень безопасности превращен в атавизм, а сплошная пролегает между колес — почти со 100%-й уверенностью можно сказать, что вы с Кавказа. Думается, лихачи, памятники которым в изобилии представлены вдоль дорог, были не менее самоуверенными, чем наш сопровождающий. Возвращаясь из Ингушетии, мы встретили очередное подтверждение необходимости соблюдения дорожных правил: на границе с Осетией в результате ДТП образовалась небольшая пробка, машины пускали в объезд. Очевидцы аварии плотным кольцом обступили молодого человека, лежавшего в луже крови на асфальте.

Чечня: самые-самые

Грозный — город-пафос, город-стройка, одним словом, Грозный-сити — этот элитный комплекс высотных зданий, созданный по образу и подобию столичного, воплощает в себе суть современной чеченской столицы. Грозный сейчас представляет собой огромную стройку. Начиная с окраин и заканчивая центром — везде снуют самосвалы, вздымаются ввысь башенные краны, — словом, работа кипит.

В центре города воплощаются в жизнь смелые архитекторские проекты, и почти каждый из них имеет приставку «самый». Открытый в 2011 г. на берегу р. Сунжи комплекс Грозный-сити из семи бело-голубых небоскребов, в котором расположены также 5-звездочный отель и бизнес-центр с вертолетной площадкой на крыше, включает в себя 145-метровое, самое высотное в России здание (после Москвы), мечеть «Сердце Чечни» им. Ахмата Кадырова признана крупнейшей в стране, стадион, также посвященный первому президенту Чечни, вмещает более 30 тыс. человек и считается крупнейшим на российском юге. Амбиции правителя республики не утихают: в 2013 г. планируется начать и в 2016 закончить строительство комплекса Грозный-сити-2, который включит в себя жилой дом высотой в 300 метров, выполненный в виде вайнахской боевой башни.

Ощущение войны исчезло из города напрочь вместе со старыми зданиями: грозненский «бродвей» — проспект В. Путина — представляет собой череду ухоженных зданий середины и начала XX в. со множеством вывесок: аптек (кое-где они расположены подряд буквально десятками!), бутиков, кафе, парикмахерских, салонов красоты. Последними заведениями, судя по всему, местные жительницы активно пользуются. Женщины хоть и пытаются придерживаться канонов ислама, в то же время одеты очень нарядно, если не сказать — вызывающе: высоченные шпильки, сумочки в тон платью и кокетливо повязанные платочки, «боевой» макияж.

Налюбовавшись на архитектурные и не только красоты Грозного, мы зашли в одну из кофеен на Путинском проспекте. Два больших пирожных, две чашки кофе и маленькая пачка сока обошлись нам в 130 рублей — дешево по среднероссийским (и даже среднекавказским) меркам.

Радужное впечатление от столицы ЧР попытался подпортить местный гаишник, тормознувший нас на выезде из города на обратном пути. Причина — пересечение справа сплошной линии, отделявшей нашу машину от обочины. Действовал страж порядка нахрапом, однако требованием составить протокол Игорь отбил у него дальнейшее желание вымогать взятку. «Может, на чай дашь?» —  почти отчаявшись, с надеждой протянул чеченец. «Что значит на чай, называй вещи своими именами!» — не сдавался водитель. «Ладно, можешь ничего не давать, езжай!» — махнул рукой блюститель дорожного порядка. Напоследок вымогатель и потенциальная жертва пожали друг другу руки. На этом неприятности на дорогах закончились. Блокпосты (от Грозного до Владикавказа их порядка 6, вместо стел они играют роль указателей границ субъектов) неудобств не создавали, регистрация на одном из них заняла от силы 5 минут.

Дагестан: другая страна

В самый южный регион России, Дагестан, мы въехали из Азербайджана. Автопутешественникам, желающим это повторить, следует запастись терпением: переход границы занял — страшно сказать — 10 часов! Это обычный режим прохождения границы, что обусловлено низкой пропускной способностью азербайджанского и российского постов (один ход для грузовиков и один для пассажирского и частного транспорта), а также небезызвестной северокавказской спецификой.

На нашей стороне «распатронивали» каждое транспортное средство, а вещи пропускали через специальный сканер, чтобы исключить наличие взрывчатых веществ или иных запрещенных предметов. И это несмотря на предварительное обследование машин со специально обученной собакой. Одной из причин пробок являются челночники, в основном дагестанские женщины, которые ездят в Азербайджан затариваться дешевым турецким барахлом. Перед нами стояла одна такая «ГАЗель»-фургон без окон, в которой уместилось 6 теток с огромными баулами. Во время прохождения паспортного контроля одна женщина из челночной толпы, понизив голос, попросила меня перенести одну из ее сумок через КПП — мол, «нам слишком много нельзя, а ты всё равно налегке». Видимо, за излишек товара взимают наценки или штрафы. В проблемы простой дагестанской труженицы я вникать не стала — кто даст гарантию, что в сумке не наркота или еще что-нибудь запрещенное? Нет уж, сами-сами!

Вот так — то и дело проваливаясь в тревожный сон и пробуждаясь от стука в окно, проклиная убогую дагестанскую пограничную систему и со слезами благодарности вспоминая грузинскую и турецкую, мы даже не пешком — ползком приближались к России. Вообще, принцип и порядок прохождения границы был не совсем понятен — то мертвое затишье, то вереницей начинают ехать фуры или большие пассажирские автобусы. Говорят, их водители ради того, чтобы не стоять в многочасовых очередях, башляют таможенникам. Судя по количеству автотранспорта, желающего проехать в обе стороны, бизнес их процветает. Мы видели российские (кавказские и другие южные регионы, Москву), азербайджанские, турецкие фуры. На российской стороне оказались уже с рассветом, в измененном состоянии сознания. Обнюханные овчаркой пожитки запакованы обратно, металлические ворота открываются и — здравствуй, Россия!
Первая интересность, что встретилась нам по пути — так называемые «три эпохи» - три моста через реку Гульгерычай. Один из этих мостов, частично разрушенный и ныне не действующий, но самый красивый, построен еще во времена Российской империи.

Второй, по которому передвигаются разве что отары овец, — при советской власти. И третий, представляющий собой часть трассы М-29, был создан при Путине.

Самый южный и самый древний город России — Дербент, до него от границы около 50 км. На небольшом удалении от центра города, на возвышенности, открывающей отличную панораму на город и море, находится главная достопримечательность Дагестана — крепостной комплекс. Он включает в себя объекты всемирного наследия ЮНЕСКО: крепость Нарын-Кала (VIII в.), средневековую Дербентскую стену и Джума-мечеть, древнейшую мечеть в России (VIII в.).

С центральной площади В. Ленина на цитадель открывается шикарный вид, на первом плане украшенный непременным вождем и армянским храмом XIX в., тоже, кстати, ЮНЕСКОвским. Увы, целью посещения Дербента стали не достопримечательности, а необходимость поставить штампы о прибытии — это нужно для того, чтобы на работе оплатили бензин, затраченный на отпуск. Попасть в местное управление внутренних дел оказалось не так-то просто: бланки для пропусков закончились. В ожидании у железной двери томились еще несколько человек. Скамеек не было, и на жаре после бессонной ночи мы едва держались, чтобы не сползти по стенке на землю. Сотрудник, отправленный за новой партией бланков, никак не приходил. Наконец, отчаявшись его дождаться, пропуска выписали на обычных бумажках. Сотрудница канцелярии, русская женщина средних лет, долго сомневалась («Откуда я знаю, что вы не из леса?»), но, в конце концов, сжалилась («Вы всё-таки носители русского языка, таких тут немного») и, набрав заявления на печатной машинке, поставила заветные штампы.

С радостью от свершенного дела мы покинули Дербент. Нужно было торопиться — по пути в Махачкалу хотелось посетить древнее поселение Кала-Курейш. Но по пути нас ожидало еще одно знакомство с местными силовыми структурами. Едва отъехав от «узких ворот» (именно так переводится с персидского название города), мы были остановлены сотрудником ГИБДД. Он опаздывал на беседу с журналистами и просил довести его до соседнего поста — там и должна была состояться встреча. Наш веселый и крикливый попутчик очень удивился, что Игорь едет по правилам, и немедленно решил исправить ситуацию: «Давай-давай, обгоняй, а то опоздаем!» Пришлось осадить нового пассажира, хотя в удовольствии безнаказанно пересечь несколько сплошных Игорь себе не отказал, «заработав» на несколько лишений прав. Выяснилось, что мы с нашим пассажиром коллеги — он тоже сотрудник пресс-службы. По его словам, в ГИБДД эта должность незавидная: «Работаем вдвоём. Все на дорогу хотят, деньги зарабатывать». «Должен пропагандировать безопасность на дорогах, а сам нарушаешь» — укорил его Игорь. «Ну, я ведь только там, где безопасно, — смутился гаишник и тут же резюмировал — на самом деле правила — это ерунда!».

Наш новый знакомый спешил на съемки передачи местного ТВ, в которой рассказывали о трудовых буднях-подвигах сотрудников МВД. Сама собой нарисовалась новая сюжетная линия — гостям региона предложили выступить в качестве интервьюируемых. Девушка-корреспондент на высоченных зеленых каблуках и в полосатом платье-мини задала тему: «Расскажите о наших сотрудниках ГИБДД. По-вашему, чем они отличаются от остальных? Говорите искренне!» «Как мчались с нарушением всех правил? Или как они на дорогу стремятся, чтобы зарабатывать?» — удивился Игорь. «Нет, найдите что-нибудь положительное», — настаивала журналистка. Так и быть — рассказали о том, как отзывчивые дагестанские «служители жезла» подсказывали нам путь.

Запись синхрона закончена, и мы идем знакомиться с теми, кто несет вахту на посту. Впечатление от знакомства осталось отнюдь не радужное: приглашение отведать чаю с вареньем испортил тошнотворный запах, идущий от импровизированной кухни. Полицейские с шумом обсуждали наше появление. Один, здоровенный толстяк, вознамерился составить нам кампанию в путешествии по горному Дагестану. Только вот цели поездки у нас сильно различались. «Родственников и друзей у меня много, в каждом селе можно будет гулять! Я вас так напою — на четвереньках ползать будете!» — предвкушал толстяк. С большим нетерпением мы оставили надоедливых гаишников и двинулись в сторону древнего города. Да уж, переименовали милицию в полицию…

Кала-Курейш, что значит по-арабски «чёрная крепость», поселение в горном Дагестане, ведет свою историю от VII века. Расположенный на вершине горы, у слияния пяти рек, когда-то Кала-Курейш был важным стратегическим объектом и имел статус города. С развитием равнинного Дагестана «черная крепость» постепенно утрачивала свое влияние, пока окончательно не обезлюдела — в 1944 г. большевики насильно выселили отсюда последних жителей. Сейчас от многих зданий остались лишь руины, а постоянный обитатель только один — пожилой музейный смотритель. Да и тот на момент прихода редких (возможно, первых?) гостей из Архангельска куда-то ушел.

Представление о том, как добраться до села, было весьма условным. Свернув в сторону Маджалиса от М-29, мы забирались всё выше и выше в горы. На наше счастье, в крупном селе Уркарах неожиданным образом нашелся проводник — мужчина попросил подвезти его до соседнего села Кубачи и заодно согласился показать дорогу. Не доезжая несколько километров до Кубачей, остановились. «Здесь оставите машину и пойдете вниз, вдоль линии электропередач», — сказал попутчик и пошел оставшийся участок пути пешком. Отъехав, насколько было можно, от дороги, мы оставили «Ситроен» на полянке, а сами пустились в путь по колёсной колее.

Уверенность в том, что дорога выбрана верная, таяла с каждой минутой. Колея скоро закончилась, пришлось продираться через густые заросли кустарника с длинными и очень острыми иглами. Когда мы уже окончательно отчаялись, произошло чудо — немного в стороне заприметили тропу, ведущую вниз, выбрались на нее и вскоре поняли, что на верном пути. О том, что наш путь проходит по одному из важнейших маршрутов зиярата (паломничества), свидетельствовали встречающиеся вдоль тропы каменные саркофаги, самым ранним из которых более 1000 лет. Деревья вокруг могил, где покоятся знатные воины и правители, увешаны разноцветными кусками материи, что повязывают на память паломники. Погода была идеальна для пешей прогулки — солнечно, безлюдно, тепло, но не жарко, потрясающие виды вокруг. Правда, дорогу нельзя было назвать легкой — иногда приходилось скользить по крутым склонам, пытаясь не свалиться в перемешанную с осенними листьями грязь. Хорошо, что я послушалась Игоря и сменила шлепанцы на кеды!

Примерно через полчаса ходьбы нашему взору открылась гора, а на ней — руины древнего города. К скале ведет небольшой перешеек, по обеим сторонам которого зияет пропасть. На подступах к «чёрной крепости» стоит мемориал калакурейшцам, погибшим в Великой отечественной войне, памятник знаменитому жителю села Омару Султанову и табличка, призывающая соблюдать нормы ислама и вообще вести себя прилично в святом месте. Слава Богу, переодела с утра шорты на вполне приличные по исламским канонам штаны-шаровары и не забыла кепку. Иначе, думаю, выставит меня дедушка-смотритель, и буду знать о древнем селе по рассказам мужа. Медленно поднимаясь на вершину мимо полуразрушенных каменных стен, поросших кустарником, мы ожидали увидеть встревоженного смотрителя. Однако навстречу так никто и не вышел.

Одними из немногих сооружений, которые пощадило время, остаются мечеть и мавзолей с куполообразной крышей — основная изюминка села. Приблизительный возраст этих построек — 1100 лет. Мавзолей и мечеть покоятся под сенью густых деревьев, вокруг маленькое кладбище, украшенное резными плитами. Для паломников недавно обустроили площадку под навесом, которую, вероятно, используют для молитвы, сна и приготовления пищи. Кроме того, существует еще одно здание, которое служит смотрителю домом. На стенах жилища надписи: «Курить и пить на территории с. Калакурейш строго воспрещается!», «На крышу не влезать, это не футбольное поле» и т.д. Похоже, труднодоступный культовый город стал местом «паломничества» не только религиозных людей и настойчивых путешественников, но и отвязной молодежи, которой не лень карабкаться сквозь колючки, чтобы выпить пива в живописном месте. Впрочем, мусора мы там не обнаружили.

Обратная дорога выжала из нас все соки — большую часть пути пришлось ползти в гору. Обливаясь потом, мы буквально на четвереньках вскарабкались на поляну и без сил упали рядом с машиной. Испытания сегодняшнего дня с честью преодолены и закончены! 10-часовое стояние на границе, выбивание справки в Дербенте, непредсказуемый путь в Кала-Курейш — всё получилось на ура! Но после марш-броска тело дрожало как в лихорадке, а голова кружилась от недосыпа. Чтобы прийти в себя, мы решили устроить душ прямо на поляне: раздевшись догола и намылившись, поливали друг друга водой из пластиковых 5-литровых бутылок. Кто бы мог подумать: open-air душ в «логове ваххабизма» — в самом сердце горного Дагестана!

В Махачкалу мы въехали затемно. «Езжайте по объездной, — ориентировал по телефону наш знакомый, Ренат, чьим гостеприимством мы планировали воспользоваться. — Правда, там с утра что-то взрывали, но сейчас, кажется, закончили». Обнадеженные, мы последовали его совету и благополучно достигли места назначения.

О доме, в котором мы провели несколько дней, нужно сказать особо. Эта серая двухэтажная громадина, по сути, представляет собой гостиницу, состоящую из более чем 10 комнат. 4 из них оставил за собой Ренат, остальные сдаются внаем. От жильцов нет отбоя. В основном это молодые семьи с детьми, которые не хотят жить с бабушками-дедушками. Квартплата по архангельским меркам более чем скромная — 2300 руб. за комнату. В каждой планируется провести по отдельному санузлу (сейчас туалет и душ — один на всех), тогда цена поднимется до 3500 руб. Несмотря на то, что Дагестан лидирует среди регионов России по количеству населения (почти 3 млн. человек), по словам Рената, патриархальный принцип «один ребенок — это не ребенок» уже отживает свое: «Молодежь не хочет сидеть дома, хочет учиться, смотреть мир, делать карьеру. Кстати, официальная статистика о чудовищной безработице на Кавказе на самом деле неверна — у нас все трудоспособные люди работают, просто не всегда официально».

Ренат — загорелый парень спортивного телосложения, фанат всевозможных экстремальных видов спорта, которые просто созданы для Кавказа. Дельта- и парапланеризм, сплавы на байдарках и катамаранах, горные лыжи, сноуборд — ради того, чтобы беспрепятственно заниматься этим в любое время года, парень не хочет покидать малую родину. Он долгое время жил и учился в Германии, куда попал благодаря статусу беженца. В отличие от старшего брата, получить немецкое гражданство не удалось — не хватило настойчивости, а сейчас уже и не хочется. Ренат часто бывает в Москве: «Этот город учит осторожности — я никогда не расслабляюсь и слежу за окружающей обстановкой. Наци время от времени проводят флэш-мобы: кооперируются в интернете, встречаются на определенной станции метро в установленное время и нападают на первого попавшегося неславянской наружности. Не раз я подвергался нападкам и оскорблениям. Однажды стою в очереди в магазине, никого не трогаю. Вдруг сзади два парня начинают меня задирать. Не дождавшись моей реакции, один из них грубо толкнул меня в плечо. Тут я не стерпел, и потасовка, теперь уже рукопашная, перенеслась на улицу. Драку разняли прохожие». В декабре 2010 г. Ренат чуть было не оказался в гуще известных событий на Манежке: «Со мной тоже пытались «поговорить». Спасло то, что я работал курьером и очень спешил. В противном случае я бы ответил, и неизвестно, чем бы всё закончилось». Кстати, кавказский акцент у дагестанца отсутствует совершенно. Гораздо больше он напоминает выходца из Индии или Пакистана, нежели с Северного Кавказа. Хотя скинхэдов это мало волнует.

По словам нашего знакомого, несмотря на то, что Дагестан считается самым религиозным регионом Северного Кавказа, роль религии постепенно падает. Тем не менее, добрая половина женского населения закутана в платки — часто это делается ради собственной безопасности. Хотя на меня в майке с голым плечиком и обтягивающих джинсах никто косо не смотрел. Ренат себя называет атеистом, а потому не спешит соблюдать кавказские семейные традиции и отметает все попытки родителей подыскать ему невесту: «Жениться и заводить детей в ближайшие годы не собираюсь! Хватит и двух котов. Предпочитаю путешествовать и заниматься спортом». Две его сестры и брат пошли по традиционному пути и обзавелись многодетными семьями. К слову о детях: буквально на каждом углу и столбе в Махачкале висят объявления, предлагающие обналичить материнский капитал, с номерами телефонов. Обналичить маткап здесь очень просто, но недешево — примерно треть суммы уйдет на оплату незаконной операции. «Моя сестра этим воспользовалась — срочно нужны были деньги. Зря — много потеряла, лучше бы вложили в жильё», — рассказал Ренат.

Наш приезд решили отметить посиделками с пивом. С алкоголем в Дагестане туговато: если в столице республики найти спиртное не составляет особых проблем (разве что в месяц Рамазан некоторые магазины «закрывают лавочку»), во многих горных селениях (например, в с. Гергебиль) продажа алкоголя запрещена вообще. Делается это не насильственными методами, а по желанию жителей, мнение которых выясняется на собрании. Благодаря обилию фруктов в Дагестане налажено производство безалкогольных напитков: магазинные полки заставлены местными соками и лимонадами хорошего качества, в том числе с такими экзотическими вкусами, как кизил — довольно специфически, но вкусно. А местную минеральную воду можно встретить на рынках других городов России, в т.ч. Москвы и Архангельска.

Рынок в Махачкале большой и шумный: фрукты-овощи, орехи-пряности, мясной отдел с вяленым мясом и сушеной колбасой, молочный — с дагестанским сыром. Головки, испещренные крупными дырочками, сильно различаются по цене. Самый дорогой сорт — 800 р. за кило — из овечьего молока. Соленый неимоверно! «Ничего вы не понимаете, это же деликатес», — снисходительно промолвила продавщица и предложила сорт на порядок дешевле, за 250 руб., из коровьего молока. Типичные дагестанские сладости: мед всевозможных сортов и урбеч — паста, полученная из перемолотых семян льна, конопли, подсолнечника, миндаля или персиковой косточки. Представляет собой вязкую, терпкую массу. Самый доступный по цене урбеч — льняной, почти черный, 180 р. за 700-граммовую банку. Самый дорогой, из косточки, стоит в среднем 500 рублей, мы сторговались на 380. Немногим меньше нужно отдать за миндальный урбеч.

В 20 км от Махачкалы находится природный феномен под названием Сарыкумские барханы — участок самой настоящей пустыни площадью 500 га. Отправились туда двумя машинами. В нашей, кроме Рената, разместились и двое его друзей. Еще должен был подъехать знакомый журналист с родственниками. Пока мы томились в ожидании, припарковавшись у АЗС, один из наших попутчиков, Ильяс, успел сходить на намаз в мечеть. Соответствующие учреждения есть практически везде на Кавказе, как в населенных пунктах, так и на трассах — в специальном помещении, лишенном куполов и минаретов, но отмеченном табличкой «молельная», путник может исполнить необходимый религиозный ритуал. Между прочим, образ Ильяса — стильно одетого молодого человека с дорогим фотоаппаратом, и образ его жизни, которую он проводит в путешествиях и встречах с друзьями, никак не вяжется с образом правоверного мусульманина. Друзья в шутку называют парня сектантом — некоторые аспекты ислама его привлекают, но следовать каждой букве мусульманского закона ему не интересно.

Мини-пустыня, окружённая степями, издали кажется небольшой, но передвигаться по ней очень непросто. Редкая растительность образует вокруг себя окружности, словно очерченные по циркулю — в роли циркуля выступают сами листья, приводимые в движение ветром. Сарыкум — обиталище змей, ящериц, тушканчиков, и даже зайцев и волков, но никого из представителей фауны мы не встретили — только череп какого-то животного и выеденную шкурку ёжика. Смотрителей, к счастью, тоже — барханы относятся к государственному природному заповеднику «Дагестанский», куда требуется оформить официальное разрешение. По одну сторону бархана, у реки Шура-Озень, виднеется заброшенная ж/д станция Кумтор-Кале, там обитает начальство и в зоне их видимости лучше не появляться. Мы дошли примерно до середины Сарыкума, по гребню, рискуя скатиться вниз по крутым бокам бархана, напоминающего гигантского спящего динозавра.

Следующую часть дня самые стойкие — то есть мы и Ренат — посвящаем восхождению на гору Тарки-Тау, расположенную вблизи Махачкалы, в 3 км от морского побережья. Основную часть пути преодолеваем на машине. Минуем смотровую площадку: здесь останавливается большинство путников, но нам нужна вершина. Делаем еще несколько кругов по серпантину и оставляем машину. Впереди пешая, самая трудная и интересная, часть пути. Около часа карабкаемся по слоистым, напоминающим по консистенции халву, уступам, втискиваемся в расщелины, цепляясь одеждой за острые иглы шиповника. Один неверный шаг — и можно неслабо разбиться.

Восхождение на Таркинское плато — занятие не для дилетантов, здесь проходят соревнования местных скалолазов и спасателей. На склоне горы расположено древнее кумыкское селение Тарки, над которым, словно Дамоклов меч, нависают камни ущелья. Бывали смертельные случаи, связанные с обвалом камней, но никто не переезжает и не укрепляет скалистую стену. С вершины плато как на ладони видно Махачкалу и её город-спутник Каспийск. Для Рената подъем на Тарки-Тау — почти как поход в магазин: летом в свободное время он приходит сюда на целый день с термосом и книгой. Мы же, непривычные к крутым подъемам, за этот день основательно умаялись.

Дагестан — лидер среди российских регионов по количеству гидроэлектростанций. Практически на каждую горную реку нанизано по нескольку ГЭС. Количество их исчисляется десятками, многие находятся на стадии проектировки и строительства. Самая высокая арочная плотина в России и крупнейшая ГЭС на Северном Кавказе — Чиркейская — построена на реке Сулак, близ поселка Дубки.

В 60-е годы поселок был создан для строительства станции, и сейчас на улицах много славянских лиц — детей и внуков строителей социализма. Несмотря на величину (более 5 тыс. жителей), населенный пункт выглядит вымирающим — заколоченные магазины, заброшенные стройки, всюду — социалистические артефакты. С обрыва на окраине поселка открывается головокружительная панорама Чиркейского водохранилища: полноводный бирюзовый Сулак зажат между отвесными скалами, расчерченными линиями грунтовых дорог.

Вскоре мы предприняли еще одну поездку в горный Дагестан. Целью стало знаковое для дагестанцев место — аул Гуниб, где произошло завершающее сражение кавказской войны XIX века. Здесь в 1895 г. был пленен предводитель мятежных горцев имам Шамиль, сражавшийся против Российской империи четверть века. В память о легендарном событии в ауле сооружена беседка Шамиля — считается, что именно на этом месте происходили переговоры между пленённым борцом за свободу и генерал-адъютантом Александром Барятинским, сумевшим поставить точку в Кавказской войне. Беседка находится как бы над селом: узкая грунтовка к ней ведет вдоль пропасти, открывая виды на центральную площадь с монументом «Журавли», посвященному знаменитому стихотворению Расула Гамзатова. Беседка расположена в лесном массиве, в окружении нескольких санаториев. Климат здесь сильно отличается от равнинного Дагестана — очень свежо, хотя в Махачкале далеко за 20.

Неподалеку от Гуниба расположено еще одно культовое для горцев место — гора Ахульго. «В селениях, что выше гнёзд орлиных, частенько я слыхал от стариков: мол, тот аварец лишь наполовину, кто не был никогда на Ахульго», — гласит цитата из стихотворения известного дагестанского поэта Расула Гамзатова, чье родовое село Цада находится неподалеку.  Путь на вершину очень крутой, перила сплошь увешаны лоскутами и лентами — создается ощущение, что к вершине поднимается вереница ярко одетых людей. В дни мусульманских праздников это действительно так: Ахульго — одно из популярнейших мест паломничества, наряду с Гунибом и аулом Гимры — родиной предводителей Кавказской войны Шамиля и Газимагомеда. Говорят, сейчас на родине двух имамов неспокойно. Эту недобрую славу Гимры отняли у селения Ботлих, еще несколько лет назад считавшегося бандитским оплотом.

… Дорога из Дагестана в сторону центральной России больше напоминает соседнюю Калмыкию, нежели Кавказ: унылые степи не разбавляют ни горы, ни буйная растительность. На дворе конец октября, но отголоски лета по-прежнему дают о себе знать. «Жарко целый день в бронике стоять, а снять нельзя — опасно!» — сетует постовой, остановивший нас за превышение скорости недалеко от калмыцкой границы. Вот тут-то и пригодилось случайное знакомство с гаишником-пропагандистом. «После общения с вашим коллегой не могу настроиться на нормальный стиль вождения», — объяснил Игорь. «Больше не задерживаю», — понимающе кивнул страж порядка и посоветовал не гонять — ведь там, в России, совсем другие правила.

приятно посмотреть на что то новое

Красиво

Очень интересно и познавательно. Как то последнее время на Drom все больше стало отчетов о поездках на Запад и в Европу. Видимо приоритет рейтинга престижности путешествий сместился в ту сторону. А вот по стране стало ездить не так модно. Или писать об этом. Сплошь одни фотоотчеты с минимумом текста и полезной информации. Этот рассказ о "...поездке по пяти Республикам..." я считаю одним из лучших по насыщенности туристической информацией, объективности и умного изложения сложного в межэтническом отношении материала.

Фотографии отличные!)

Люди поменяются, можно будет ездить.
Прочел на одном дыхании, интересно, остро, все в точку.....

Michik.o:
Видимо приоритет рейтинга престижности путешествий сместился в ту сторону. А вот по стране стало ездить не так модно. Или писать об этом. .
А куда по стране ездить? На Алтай, Из Владика на запад и наоборот? На море? На Байкал? Все это уже описано милиард раз.

Напишу, однако, про Корфу.

Смешанные чувства.

На Кит-Фин границе
Сибиряк82:
Смешанные чувства.

20 декабря, на Кутузовском.....
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!

Побывал во всех перечисленных республиках, понравилось почти все и вся. Люди добродушные, всегда подскажут, расскажут, покажут.
Дагестану нужна полная промывка города и населения, грязновато там. Осетинам - не бросать мусор на улице! КЧР - по меньше лгать, а-то как не спросишь так: все знаю, все понимаю, мамой клянусь, и т.д. КБР - все друг друга знают :) любой эстрадных исполнитель - "это мой сосед, это брат двоюродной сестры бабушкой тети со стороны прадеда невестки брата тестя ))"

подмосковье
Смелые люди, ничего не скажешь.
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

Смелое путешествие. Очень хороший отчёт. Отлично передан кавказский дух и колорит. Хорошие фото. Много интересной информации. Вы БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ !!! Есть один "недостаток": не заехали в мою родную Карачаево-Черкессию. Там хорошо и безопасно. На фото: "Калина" в Теберде, видны снежные вершины Домбая, аул Гум, мечеть в Карачаевске.

san1977:
Напишу, однако, про Корфу.
корфу - это хорошо. напиши.

да, смело. по крайней мере с семьей я бы не поехал. а в хорошей мужской компании да.

Нормально

Западная область
А почему приэльбрусье не посетили? Прекрасные места! Или, судя по тексту, они Вами уже исхожены?
Мои отзывы: Ford Mondeo 2012, Hyundai i30 2010

Moscow
Отличное повествование.. Написано очень интересно.
Impreza Wagon 2л. 155 л.с МКПП 2003, GG9

На редкость интересно и необычно, молодцы.
А я написал про Крым и Европу (
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Троицк Московской
Девушка отчаянная!
Это ж сколько искать на свою п... приключений!?
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Ktth:
а это ту причем?

Ktth:
а это тут при чем?

Да, судя по комментариям, гебельсовская пропаганда 1-х каналов дает свои плоды...

Удивлен в Чечне судя по фото иномарок меньшинство или даже редкость, как впрочем и на сев кав. Фото №80.

Поразили везде лозунги Слава ПУтину!

А в целом очень интересно и на фоне остальных отзывов довольно необычно.
В нашей стране строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения...
Мой отзыв: Honda Accord 2000

но для нас, русских, первое и основное чувство от посещения — чувство стыда

Что за бред,им не стыдно ведь !!!

Ну и конечно бульвар им. Путина!

Урюпинск
Интерестное путешествие, нерескнул бы я так в открытую фоткать местных жителей.
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

Смелое путешествие, очень неожиданный отчет (направление)

Интересно и спасибо за расказ++
Истина всегда одна-любые ее версии это,ЛОЖЬ

Город над вольной Невой
Спасибо большое!

popakalipsis:
и кстати, зоопарк на выезде, это наши мАсквачи, зас.равшие все леса вокруг. Или это те же даги и чехи тоннами вываливают тонны мусора после себя? Короче, вам +100 к "магии рупора фашиНАШИ"
Вы хоть раз видили Москвича?

Молодцы, здорово съездили, хотя маршрут и не полностью описан - где проезд через Азербаджан?
Кой-чего нового для себя почерпнул. Спасибо.

Ну, если москвич пишет "видили", то не дай бог)))

Ростов-на-дону
бывал там, еда действительно очунь вкусная.

Каменты трут будь здаров!
А так конечно горы красота!
Nissan Bluebird EU14/SR18 1996 г.

Команда Дрома
Автору большое спасибо за рассказ. Это вам не по Европам, Америкам, Алтаям и Байкалам ездить, ребята.

Надеюсь, что как-нибудь прокачусь в этих же краях.
Sometimes you eat the bear, and sometimes, well, he eats you
Мой отзыв: Toyota Corona 1990

Экстрималы !
К фотографиям - неплохо бы давать пояснения - комментарии.
Каким боком вас в Азербайджан занесло ? Писать об этом не захотели , или пропустили ?
В массовом порядке - никто ездить туда , куда ездила автор не будет , пока там не наведётся порядок....
А где же фотографии принимавших душ авторов сего опуса ?))

Я наверное что-то не понял,но как вы могли попасть в Дербент из Чечни через Азербайджан....
sh-5

Надеюсь, что как-нибудь прокачусь в этих же краях.
Не понял, почему про Байкал и Алтай с таким пренебрежением? Или Кавказ наше всё?
Nissan Bluebird EU14/SR18 1996 г.

Ru.tiger:
Дело в том что основная аудитория сего сайта - жители Сибири и Д.В. Соответственно рассказов про поездки на Алтай и на Байкал намного больше , нежели в другие места.
Этот очерк , например - большая редкость здесь. Никакого пренебрежения.

Красота !!!
Молодцы !!!

Ru.tiger:
Тоже,не совсем понял...

Даже сказать,не чего ...

То есть,пишущие,про вышеназванные районы страны-мира,это детский лепет???или попсовые маршруты???
И огромное кол-во посещений-просмотров,Вам-админ истрации не нужны???

Игорь ELO:
Экстрималы !
Экстрималы это без знакомых в силовых ведомствах. А эти -- свои.

Смешанные чувства. Да.

Поехал бы сам туда? Да, если:
- работодатель также жирно оплачивал расходы на отпуск;
- были бы знакомые в силовых ведомствах республик (они есть, но, думаю, после ОИ уедут, вернее вернутся из командировки);
- была бы нормальная машина)))

А отчёт зачётный!

отчет попахивает заказухой

а это тут при чем?

Урюпинск
«для нас, русских, первое и основное чувство от посещения — чувство стыда. Плачущие дети, старики и женщины, подгоняемые советскими солдатами.» У вас во всем виноваты Русские? Всем же понятно, что это пропаганда и искажение истории, вам понятно дело экскурсовод не рассказывал сколько в войну было призвано ингушей, сколько сдалось в плен и сколько из них присягнуло Рейхстагу и сражались под знаменем врага.
«С развитием равнинного Дагестана «черная крепость» постепенно утрачивала свое влияние, пока окончательно не обезлюдела — в 1944 г. большевики насильно выселили отсюда последних жителей.» Надеюсь автор знает кто составлял верхушку большевиков.
«Он долгое время жил и учился в Германии, куда попал благодаря статусу беженца. В отличие от старшего брата, получить немецкое гражданство не удалось — не хватило настойчивости, а сейчас уже и не хочется.Ренат часто бывает в Москве: «Этот город учит осторожности — я никогда не рассла***юсь и слежу за окружающей обстановкой. Наци время от времени проводят флэш-мобы: кооперируются в интернете, встречаются на определенной станции метро в установленное время и нападают на первого попавшегося неславянской наружности. Не раз я подвергался нападкам и оскорблениям. Однажды стою в очереди в магазине, никого не трогаю. Вдруг сзади два парня начинают меня задирать. Не дождавшись моей реакции, один из них грубо толкнул меня в плечо. Тут я не стерпел, и потасовка, теперь уже рукопашная, перенеслась на улицу. Драку разняли прохожие».

Какие они все же «патриоты», любят свою родину на столько, что всеми путями пытаются от туда сбежать. Ну конечно Москвичи все нацисты, а они ангелы с ножами и золотыми пистолетами.

Кемерово ЛП
Интересно. Очень.
Наступят времена, когда путешествия по Северному Кавказу вновь станут массовыми. Но обилие рассказов об Алтае, Байкале, Черном море и Европе лишь отражает соотношение побывавших там людей.
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

Поехать в Кала-Курейш и не заехать в мой родной аул Кубачи- верх неразумности))Отчет хорош,молодцы.А переход границы с Азейрбаджана в Дагестан действительно полный аллес

Надеюсь, что как-нибудь прокачусь в этих же краях.
Ну ждём,если что пиши в личку)

" Мнение о Чечне или Дагестане среднестатистический россиянин составляет, основываясь на сообщениях в СМИ.".................О республиках конечно же из СМИ,а вот мнение о коренных жителях из этих республик,они сами формируют своим поведением (ну и красными мокасинами тоже :))) ).

kim-230752:
Был в 2009 на Домбае, всегда вспоминаю с теплотой на душе!

Владикавказ
Благодарен автору за попытку осветить в несколько ином, помимо привычного восприятия, ракурсе Северный Кавказ. Но рассуждая "об ошибках прошлого" надо хотя бы отчасти знать историю, даже недавнего прошлого. и желательно не с чьих то слов. Поверьте, в каждой зоне любого конфликта постсоветского периода вы услышите две правды. И писать об услышанном, не зная о правде другой стороны, по меньшей мере преждевременно. Приезжайте в Северную Осетию, я лично вас приглашаю, чтобы поближе познакомиться с историей этой республики, в том числе и трагическими ее страницами. От души приглашаю. А за путешествие только пять! Удачи и новых путешествий.

интересное путешествие, интересно написано, прокатился бы так же с интересом!!!
Хотел начать жизнь с чистого листа, но случайно уронил его и наступил сверху грязным сапогом.

cherka1:
вся история - это две правды...истину знают , и то не факт, участники событий...
последнее время стал замечать, что историю трактуют так, как это выгодно тем, кто ее трактует...правды,я думаю, не узнать..

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
Переселение - это, простите, спасение народов кавказа. По законам военного времени дезертиры и предатели расстреливались, а их было до 80%! Т.е. вместо того, чтобы расстрелять 8-х из 10ти человек, их просто выселили.
Не надо верить сказки, что прям там мертвых из поездов выкидывали - был жесткий учет всех кого посадили в поезд и потом учет в точке назначения. Если бы кого-то недосчитались, то начальнику охраны прописали бы 9 граммов металла. Все эти данные в открытом доступе.
И потом это ж не пешком идти. Сколько людей умрёт от пары дней в поезде, пусть и переполненном?
Сейчас "регион на 80-90 % дотационный" - писец, так хоть уважайте тех, кто вас кормит...

Zmey:
Согласен с вами в полной мере. Прожить самому и знать с чьих то слов, чтобы рассказать дальше- разные вещи )))

drom.ru:
«После общения с вашим коллегой не могу настроиться на нормальный стиль вождения»,— объяснил Игорь. «Больше не задерживаю», — понимающе кивнул страж порядка
Напомнило анегдот:
Остановил гаишник на кавказе: -"Ну што будем делать сами платить или штрафовать ?"
водитель грит -"Да знаю я вашего брата, ша начнете, лучше сам заплачу"
гаишник -"ээ што сразу не сказал что знаешь моего брата? давай езжай!"

Кемеровская обл. Тисуль
Красивые фото, живое повествование, Спасибо!

Sheff73:
Даже сказать,не чего ...
И огромное кол-во посещений-просмотров,Вам-админ истрации не нужны???
Автопутешествие в Сирию нужно. Есть добровольцы? )))
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

Ирк. и обл.
Смешанные чувства от увиденного и прочитанного в данном отчете: природа изумительно красива и неповторима, ничем не уступает европейской, но обстановочка в данном регионе рождает какую-то тревожность и сомнение. Простой путешествующий люд, не принадлежащий к силовым структурам, вряд ли отважится прокатиться в те края.

масква
cимпатичные ребята,только в храм (любой) в шортах не заходят. дамы, соответственно, без платка тоже.

mindblade:
Автопутешеств ие в Сирию нужно. Есть добровольцы? )))
да у нас один тут съездил уже. пытаются вытащить у банд..., пардон, повстанцев (так вроде политкорректно?). а до войны там чудно было (см. отчеты на дроме).
В самый южный регион России, Дагестан, мы въехали из Азербайджана - а про Азербайджан где прочитать как там?

каменск-уральский
Отчет понравился. Отличное путешествие! Очень необычный маршрут

BARNAUL
Интересное путешествие.
Красивые фото.

....
а не дотационных регионов у нас 2 в стране: Москва и Питер. Они, наверно, и кормят всю страну?

А отчет хороший и поездка хорошая, молодцы ребята, удачи вам в дальнейших дорогах

сильно,красиво,молодцы
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль

[quote=Garp717]" Мнение о Чечне или Дагестане среднестатистический россиянин составляет, основываясь на сообщениях в СМИ."..................[/ quote]
Надо будет как-то навестить дальних родственников, в селении Канасираги, которых не видел тридцать лет, да самому все там посмотреть.
Участникам поездки и автору спасибо за отчет.

mindblade:
Автопутешеств ие в Сирию нужно. Есть добровольцы? )))
Довай, согласен!

New Zibirsk
Ну у меня слов нет!!!!!!
Улыбайтесь, это раздражает

Свежо и Интересно! Спасибо за отчет.

Грозный впечатляет
_______________
Мой отзыв: Honda Accord 2004

Познавательная поездочка,молодцы!!!

Да отстроили Грозный, впечатляет, я когда его посещал была куча щебня с единственной уцелевшей стеной и надписью на ней "Россия мы отомстим...Децел Хип Хоп" :)
Daihatsu Pyzar G311G-003207 CR 1999 г. HD-EP 1,6 4WD АКПП

А разве имам Шамиль был пленен в 1895-м?! Фактическая ошибка. причем нехилая такая.
Мои отзывы: Ford Focus 2013, Chery Very A13 2012

Довай, согласен!
Один с суицидальными наклонностями уже есть. Это важная характеристика для такого путешествия, но не единственная необходимая. )) Хотя.... )))

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
Если не в курсе, не дотационных регионов - 10!!!.Но вот почему то нет лозунгов:"Хватит кормит Тулу, Бурятию, Псков, Вологду, Калмыкию и иже с ними!"

И, похоже, настолько сильно, что даже рассказ побывавших там людей никого не убеждает, судя по комментариям. А вот мы с партнерами по путешествию в Иран, проезжая через Дагестан туда и обратно, что-то не заметили, чтобы в этой республике враждебно относились к людям из северных областей России. Да, на въезде в республику "гаишники" пытались вымогнуть денег. Но, узнав, откуда мы едем, все ограничилось сувениром в одну иранскую купюру стоимостью, примерно, в десять российских рублей.
Участникам поездки и автору спасибо за отчет.
судя по количеству минусов вам, вам тоже не верят))) И смех, и грех))

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
так 80% регионов дотационные, но упрекают только Кавказ))). СМИ рулят!

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
а вы эту сказку теперь моей жене-кореянке расскажите. Вот ее бабушка тоже рассказывала, как они тела из вагонов вынуждены были выкидывать, когда их с Дальнего Востока в Среднюю Азию депортировали. Тоже наверное бабка в маразме выдумала. Не знала, что, по вашим словам, их спасают. Хотя тоже видимо минимум 80% предатель на предателе!!

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
И кстати, если вы такой "историк", то посмотрите в том же интернете, сколько эти поезда шли. Пару дней они сейчас идут. А так набитый вагон, зимой, без отопления, практически без еды и воды, недельку-другую. И это пишет человек из города, больше всего пострадавший от фашизма на земле. Не уверен, что вы коренной питерец, а так отбросы...

Это сказки, посмотрите документы, которые в интернете в открытом доступе лежат.
"Время следования из Приморья до станций разгрузки в Казахстане и Узбекистане занимало 30-40 дней." И где ваши пара дней?!!!!!!!!!!!!

В первую зиму многие корейцы жили во временных землянках. Утверждается[4], что в эту зиму погибла треть грудных младенцев

Лесостепск в краю болот
Был там на исходе империи СССР, очень интересно, видели там змей, кстати именно в Сарыкумских барханах или возле них по легенде снимались некоторые кадры фильма "Белое солнце пустыни". Дербент на фотах кажется унылым...может быть из-за осени, запомнил его светлым, жарким и пыльным, и еще мечеть с куполами из мозаики и старинным кладбищем с могилами украшенными мозаикой. В крепости Нырын-Кала тоже были, туристов туда пачками свозили:) Но больше всего в Дагестане запомнились горы...высокие горы, водопады, села из домов громоздящихся друг на друге и горные грозы, больше нигде не видел таких гроз, когда сумрачное небо ярко вспыхивает паутиной разноцветных молний молний ярко озаряя вершины. Интересно не слышали ничего, жива ли база 2460 метров над уровнем моря -"Орлинное гнездо"?
Спасибо за отчет, очень интересно.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

Да уж, назад в будущее( кроме Грозного конечно )
Красиво там горы, перевалы.... Но люди. Это он тебе днём улыбается, а ночью горло готов перерезать.

Отчёт понравился, но я б не стал так рисковать.
А это вы с чего так решили? Вам там пытались ножь в горло вставить? И вы оттуда еле спаслись. или опять бабка надвое сказала? Господи, сколько же тупости в нашем народе!!!

Явно автор данного отчета, пишет заказуху или не совсем не отдает себе отчет о реальной действительности которая там происходит!! Все они добрые улыбаются, но стоит им днем увидеть в Вашем кошельке деньги, а недай бог доллары, или им понравится Ваш автомобиль, или Ваша жена, то эти добрые улыбчивые люди обязательно Вас посетят, с целью , чтобы Вы поделились немножко и хорошо, что это закончится без применения оружия, а что оно у каждого там , так это сто процентов!!! И я это знаю не по наслышке, сам был там два раза, по восемь месяцев, они признают только силу!! Они там вообще не работают, и не только молодежь, но и люди постарше, те кто шил обувь или одежду и т.д. ничего не делают, а зачем, пособие и так дадут. И там это надолго, им такая жизнь наверное нравится, но рассказать они умеют, это уних в крови! Поэтому нормальным людям, там находиться просто опасно.

popakalipsis:
Господи, сколько же тупости в нашем народе!!!
Про какой именно народ идет речь?

Повезло сказочно что не лишились машины как минимум. Отзыв автора 2811Z справедлив на 200%. Кто то там правильно вертели пальцем у виска.

В написании отчёта чувствуется рука профессионала: нормы политкорректности соблюдены, фотки красивые, эмоций никаких. В общем - зачёт.

popakalipsis:
Видео интервью бабушки есть, а то голословно получается. В обще вы popakalipsis пропагандист.

Кто утверждает, ссылку.

Кто утверждает, ссылку.
Бабушка умерла, извините.

popakalipsis:
Ты выражения то выбирай, умник. Не хотел отвечать на гавканье, но выбесил ты меня изрядно. Для начала я написал, что регион НА! 80% дотационный! Это значит, что почти полностью! И при этом ведут они себя, приезжая в другие регионы крайне нагло и вызывающе. из своих регионов кричат, что они такие молодцы, а русские дань им платят. Вместо того, чтобы сказать Спасибо, что им нормальную жизнь восстанавливают и полностью оплачивают. Дотационных регионов много, но отвратительно относятся к русской, дающей им пропитание руке, именно жители СКФО. Дальше депортация. Много букв будет, так что наберись терпения: «Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва. В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек» [3]. Всего же за три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, ещё 13 389 отважных сынов гор уклонились от призыва, что в сумме составляет 62 751 человек [4]. При этом во время войны Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей. По данным на март 1949 года, среди спецпоселенцев насчитывалось 4248 чеченцев и 946 ингушей, ранее служивших в Красной Армии [8]. Вопреки распространённому мнению, некоторое количество чеченцев и ингушей за боевые заслуги было освобождено от отправки на поселение. В результате получаем, что в рядах РККА служило не более 10 тысяч чеченцев и ингушей, в то время как свыше 60 тысяч их сородичей уклонились от мобилизации или же дезертировали. Следующее обвинение — бандитизм. Начиная с июля 1941-го по 1944 год только на той территории ЧИ АССР, которая впоследствии была преобразована в Грозненскую область, органами госбезопасности было уничтожено 197 банд. При этом общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной [10]. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте. И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в так называемых «восточных батальонах»! А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» можно также с чистой совестью отнести к предателям. Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо мягче той, что полагалась им согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически всё взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики по соображениям гуманности пришлось бы вывозить и детей. Но вернёмся к судьбе депортируемых. Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — 402 922 человека в Казахстан, 88 649 — в Киргизию [81]. Если верить обличителям «преступлений тоталитаризма», выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца или 0,26% от их общего числа [82]. Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьёзны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались. Полный текст - здесь http://www.uznai-pravdu.ru/vie... и ВНИМАНИЕ для тех, кто скажет, что это просто статья, которая ни на чём не основана - Список литературы! - 1. Вормсбехер Г.Г. Немцы в СССР // Знамя. 1989. № И; Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов в 30-40-е годы // История СССР. 1989. № 6; Курашвили Б.Н. Политическая доктрина Сталина // История СССР. 1989. № 5; Репрессированные народы Советского Союза: Наследие сталинских депортаций: Отчет Хельсинкской группы по правам человека. Сентябрь, 1991. М., 1991; Бугай Н.Ф. Операция "Улусы". Элиста, 1991; Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев Р.М. Советские курды: Время перемен. М., 1993; Чомаев К. Наказанный народ. Черкесск, 1993; Брошеван В., Тыглянц П. Изгнание и возвращение. Симферополь, 1994; Гросул В.Я., Бугай Н.Ф. Очерки истории Тамани. М., 1996; Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". М., 1995; Малиновский А. Немцы в России и на Алтае. Барнаул, 1995; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: Народы в эшелонах: 20-60-е годы. М., 1998; Бугай Н.Ф. Казачество России: Отторжение, признание, возрождение. 1917-1941 гг. М., 1999; Репрессии против этнических немцев: Наказанный народ. М., 1999; Дизендорф В. Прощальный взлет. М., 1997, и другие. 2. Золотые ворота: Альманах. Киев, 1991. Вып. 1; Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать..." М., 1992; Ссылка калмыков: Как это было. Элиста, 1993; Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XII // Депортация народов в СССР (1930-1950-е годы). М., 1992. Ч. 1; История российских немцев в документах: 1763-1992: В 2 т. М., 1994. Т. 1: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитациях жертв политических репрессий. М., 1993; Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. М., 1994; Турки из Месхетии: Долгий путь к реабилитации. М., 1994; Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е годы. М., 1994; Русские на Северном Кавказе, 20-30-е годы. М., 1995; Сборник законодательных актов о реабилитации, принятых в государствах бывших союзных республик СССР. М., 1992; Депортация народов Крыма. М., 2002, и другие. 3. Цит. по: Дорогой горьких испытаний: К 60-летию депортации корейцев России. М., 1997. С. 113. 4. Подробнее см.: 50-летие Великой победы над фашизмом: История и современность. Смоленск, 1995. С. 92. 5. Обозреватель. М., 1994. № 10-11. С. 165. 6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5446. Оп. 31. Д. 147. Л. 78 (Далее: ГА РФ). 7. Там же. С. 168. 8. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2011. Л. 189-191. 9. Там же. 10. Там же. Л. 193. 11. Там же. Л. 194. 12. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 86. Д. 6. Л. 9 (Далее: РГАСПИ). 13. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 33. 14. Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать...". С. 40. 15. Там же. 16. Там же. С. 40. 17. Огонек. 1988. № 32. С. 5. 18. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 52. 19. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 570. Л. 48 и др. 20. РГАСПИ. Ф. 664. Оп. 1. Д. 64. Л. 24. 21. У истоков правда одна // Грозненский рабочий. 1989. 2 февр. 22. ГА РФ. Коллекция документов. 23. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 61. 24. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 172, 432. 25. Алексеева П.Э. Сибирь: Страницы пережитого // Теечин герл (Свет в степи). 1990. № з. С. 98-100. 26. Дружба народов. 1993. № 8. С. 196. 27. Бугай Н.Ф. Операция "Улусы", 28. Там же. С. 39. 29. Комсомолец Калмыкии. 1989. 18 февр. 30. "Есть на Урале река Косьва" // Советская Калмыкия. 1989. 3 сент. 31. Там же. С. 44. 32. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 80. 13 ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 925. Л. 5. 34. Там же. 35. Там же. Д. 2. Л. 35-36. 36. С.И. Албогачиев возглавлял наркомат внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. Приказом НКВД от 14 апреля 1944 г. НКВД Республики был расформирован и создавалось управление НКВД по Грозненской области. Албогачиев с сентября 1943 г. находился в резерве как руководитель, не оправдавший доверие Центра, через некоторое время он обратился к Берии с просьбой "использовать его на самом остром участке, где работа была бы видна народному комиссару (Берии. — Н.Б.)". На письме имеется виза Сталина: "тов. Берии. — И." (ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2181. Л. 4). 37. ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244. 38. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народа // Вопросы истории. 1990. № 7. 39. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 91. 40. Национальный архив Республики Ичкерия (Чечни). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1693. Л. 34. 41. ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165. 42. Там же. Л. 164. 43. Социалистическая Осетия. 1988. 1 июля. 44. ГА РФ. ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 55. Л. 13. 45. Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. С. 244-246. 46. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 436. Л. 98-99. 47. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2201. Л. 240-241. 48. Грозненский рабочий. 1989. 4 февр.; Советская культура. 1989. 26 янв. 49. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 170. Л. 89. 50. Там же. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 153. 51. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2064. Л. 38. 52. Балкарский форум (Нальчик). 1991. 4—8 марта. 53. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. В Казахстан и Киргизию из Приэльбрусья... (20-50-е годы). Нальчик. 1997. С. 74. 54. Там же. С. 99. 55. Там же. С. 100. 56. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 95-96. 57. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 1998. Л. 127. 58. Архив Института российской истории РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 19-20 (Далее: Архив ИРИ РАН). 59. Там же. Д. 26. Л. 5. 60. ГА РФ. ф.р_9401. Оп. 2. Д. 99. Л. 34-35. 61. Там же. Оп. 1. Д. 2191. Л. 4-31. 62. Архив ИРИ РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 1-3. 63. Бугай Н.Ф. Депортация народов Крыма: Документы. Факты. Комментарии. М., 2002. С. 119. 64. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 248. Л. 84. 65. Там же. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85. 66. "По решению Правительства Союза ССР...": Сб. документов и материалов. Нальчик, 2003. С. 108. 67. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85. 68. "По решению Правительства Союза ССР..." С. 109-110. 69. Там же. С. 111-112. 70. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 478. Л. 210-211. 71. Там же. Д. 37. Л. 15. 72. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2197. Л. 7-8. 73. Там же. Д. 2252-2254. Л. 13. 74.Там же. Д. 2197. Л. 34. 75. Там же. 76. Там же. Д. 2060. Л. 66-67. 77. Там же. Оп. 2. Д. 66. Л. 19. 78. Там же. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 241. Л. 39. 79. Так это было. М„ 1993. Т. 1. С. 122. 80. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 85.

Бабушка умерла, извините.
Родился я в великом городе великой несуществующей страны - Ленинград, СССР.
А про отбросы легко и смело наверное перед экраном монитора писать, да?
Психованая Honda Civic VTi 1.5 130 игогошек! :-)

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года.
на ДВ корейцев может и гнали долго, здесь весь процесс занял 10 дней.
Психованая Honda Civic VTi 1.5 130 игогошек! :-)

Молодцы. Смелая поездка. Дочитал до конца, понравилось.

Спасибо! Молодцы! А Вы, критики домашние, ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах водосточных труб! И еще воздух. Он сильно разнится на Кавказе, Тяньшане, Алае и в Саянах, наверное он и есть тот наркотик из за которого совершаются такие путешествия.

Вот Variag верно все написал на 1000 процентов!!!!!! Они и за свою Родину воевать и сейчас не хотят, да ине могут, только могут безоружных убивать, да грабить, особенно если их толпа, а если он один, сразу как шакал всех сдает своих " дружков", клянется алахом, детьми, и чем попало, что он "белый и пушистый" и т. д. и население сто процентов поддерживает этих"лесных" бандитов, у них сущность такая!! А Вы говорите о том, чтобы они встали плечем к плечу для защиты Отчизны и других народов! Это не их сущность, вот и статистика такая по дезертирству!! Я понимаю, что раньше их может както Россия прижимала, но сейчас,что и кто им мешает жить и работать? Ведь им только помогают, но они деньги разворуют, и опять не чего не делают! Разве может русскоязычный парень с девушкой пройти по берегу Каспия спокойно или посидеть в кафе? Нет. Сразу сбегается орава "добрых и приветлевых" и начинают приставать, унижать, и только чудом можно унести ноги. И это с парнем или мужем, а если по какойто причине она одна то зачастую, такие прогулки заканчивается плачевно!! Вы посмотрите, как они ведут себя у нас в городах? Пользуясь тем, что мы по сути своей, добрые и отзывчивые люди. Все из подтишка,и все по зверски! Нечего нам там делать, пусть сами живут в своей резервации!!

Да... уж. Комментарии не менее интересны.
А автору за рассказ огромное спасибо.
AIR-S 3л. 4WD.

Очень интересный рассказ, изумительные фото и нестандартное путешествие. Автор, пишите еще. У вас отличный слог. Абсолютно не согласна с теми, кто пишет, что материал заказной. На мой взгляд как фотографии, так и текст объективно отражают северокавказскую действительность.
Что касается депортации. Вероятно в 1944 году стоял выбор либо расстрелять 60тыс изменников, пособников, дезертиров и уклонистов, либо депортировать 480 тыс человек. Выбрали второй путь. Думаю, что миллионы солдат, воевавших на фронте, просто не поняли бы руководство страны, если бы столь массовое уклонение от призыва и дезертирство было оставлено безнаказанным.

Владикавказ
Спасибо. Надеюсь сопливые защитники прав человека утрут свои толерантные сопли.
Variag:

пока нахожусь в здравом уме - на кавказ не ногой....

2811z:
Что-то тоже склоняюсь к этой версии изложения ситуации с жителями тех мест

Хорошее познавательная поездка получилась.

Paradoxx24:
Поразили везде лозунги Слава ПУтину!
иномарок хватает, но самая распространенная машина Приора, на втором месте Тойота Камри, в последнее время появляется все больше новых Тойот Королл (по моим наблюдениям, я в Грозном 5-й месяц)

отчет написан качественно (легко читается)..
путешествовать по Кавказу наверное интересно, но жить тут не хотят даже местные..
Дайте мне хорошую рекламу и я буду продавать болты, как средство от головной боли.
Г. Форд

Да. Нечасто такие политизированные путешествия на дроме случаются. Чувствуется рука дуче, но как он это делает провокационно, как на фотографии с таким лицом говорит о любви к дагам, что даже пятилетний ребенок не поверит. Фраза, тоже убогая и не просто из тупости. Что интересно хотели этим добиться? Чтобы я, турист, с радостью бегал и фоткал те места,где недавно расстреливали и пытали русских?Чтобы я восхищался подобострастными лозунгами про Рамзана Кадырова и гулял на проспекте Путина? Или отмороженными джигитами на приорах. Я бы себя неуютно тоже бы чувствовал-зачем мне ехать туда, где опаснее, если я не экстримал. Это про Чечню и Дагестан. Ну ладно, к черту политику, меня вот тоже интересует, почему так много русавтопрома, не слабосилен ли он в горах? на высоте? И еще - если у них достаточно много нефти и хорошей нефти даже для того, чтобы продавать, почему такой плохой бензин? Да на эти деньги, что вытягивают с России, можно сколько нефтеперерабатывающих заводов настроить. Или зачем-кроме денег, можно и бензином взять и приорами.

много тратим - мало платим

Tyage:
зачем что-то делать, когда Путин деньги и так дает?

не люблю я жо по лизов, но находясь в Грозном складывается впечатление что их тут на много больше, чем у нас (на каждом административном здании портреты Путина и Кадыровых, проспект Путина, проспект Кадырова (старшего)), или это выражение культа личности...
Г. Форд

чеченцы очень скромный народ...
Г. Форд

спасибо товарищу Путину, за наше счастливое детство...
(наверное надо радоваться, что на федеральные деньги тут строят разные домики, а не оружие покупают, но меня это почему-то не радует)
Г. Форд

вот сколько стоит хреновое чеченское топливо (фотографировал в августе, но вчера там проезжал, цены если и изменились, то не на много)
Г. Форд

вот такие они ездюки (в процессе съемок ни одно животное не пострадало...)

понты дороже денег...
Г. Форд

местный лимонад (кстати довольно неплохой)

+5!!
Мой отзыв: Toyota Corolla Levin 2000

Отчет гуд!! Ставлю 5+...но только смотрю с какими понтами они там все живут за наши деньги (налогоплательщиков) и начинаю все больше любить черную бухгалтерию..))))
мечты сбываются - не верю в эту чепуху! Поймаю золотую рыбку - сварю уху!

Zubtsov
+ 100500 Мы с Вами

Zubtsov
+ 100500 Мы с Вами

русские в своей основной массе к сожалению обычный фашисты...
Не, какие фашисты. Поворчать только. Ну, если прижмет только совсем - тогда да, даже хуже, но это раз в 100 лет бывает. ))
Мне другое интересно - какие стратегические планы у нашего любимого правительства для этих регионов. В каком виде они их видят лет через 50? Надеюсь хотя бы в цивилизованном, и светском. А не, как в Сирии одну фразу выучил, стрелять как показали - и уже джигит. ))
Nissan Pathfinder 2013 LE

Любители приключений на свою ж.

Рассказ отличный! Спасибо!
А вот по поводу ЛКН скажу так: есть у меня друг, осетин по происхождению, правда живет у нас очень давно. Знаю его полностью, как человека. И ничего плохого об этом человеке, кроме хорошего, сказать не могу - добрый, очень отзывчивый, человечный - одним словом, прекрасный человек!
Управляй мечтой ! (с)

Крутое путешествие получилось.
Запчасти на японские автомобили. Высылаю в регионы.
8-926-Честрет (ставите цифры вместо букв)

Не понравилось, не интересно ,не дочитал

Sharypoff28:
Там КАЖДЫЙ день убивают людей. В т.ч. крупных чиновников, а уж про простых смертных я и не говорю.
может со мной что-то не в порядке, но т.н. крупных чиновников мне почему-то ничуть не жалко..

Maranello
Аввтарша!
Это просто офигенный отчет!
спасибо тебе за труд!
Ferrari Enzo

popakalipsis:
так 80% регионов дотационные, но упрекают только Кавказ))). СМИ рулят!
Вы считаете всех идиотами? Не кто не служил, не кто не учился в университетах, школах с кавказцами? По вашему все судят о мире только из СМИ?

русские в своей основной массе к сожалению обычный фашисты...
Красавчик, вали к себе в Бруклин!!!

русские в своей основной массе к сожалению обычный фашисты...
Русские достойны только ковровых бомбардировок. (по вашему)

Ока:
Русские достойны только ковровых бомбардировок. (по вашему)
Мы русские тоже хороши, не буду перечислять, достаточно посмотреть "пусть говорят". Я жил в одной из республик, так вот я чувствовал себя самым ущербным, потому что моя нация была самой трусливой и продажной, если русский вступает в драку то ему ни кто не поможет, да еще и поддадут, если обижают девушку то аналогично. Если привести пример с алкоголем так это вообще сочинение можно написать.

Надеюсь, что как-нибудь прокачусь в этих же краях.
МИНУС В ЗАЧЕТ команде дрома. Развели тут базар. ПРИХОДИШЬ, ЧТОБ СОСТАВИТЬ СВОЙ МАРШРУТ, ищешь рассказ о дороге, о достопримечательностях, о бытухе, заправках, СТО - о ВСЕМ, что пригодится в пути. А отчеты типа: "Утром встал,(А), думаю, -мотану в Лихтенштейн. Включил фары в Магадане, проехал по Европе ч/з Азербайджан и, ОП, на Алтае в Казахстане. Все, шедевр про Кавказ с кучей пустых коментов. А где про АВТОПУТЕШЕСТВИЕ?

Щёлково
Впечатление двоякое - это точно.
За рассказ спасибо.

Мне вот интересно. А если бы не было знакомых в каждом регионе то автор бы поехал по этим местам? Я почему то думаю что нет!!!
Мой отзыв: Volkswagen Touareg 2003

Мегион
Самое интересное, так же про нас думают в Европе. Что мы, варвары.

красиво,читать не осилил,а фото посмотрел с удовольствием.

СПБ
Довольно интересно, спасибо
Subaru Forester SG5 2.0XT 2004
Hyundai Getz 2003

Сибиряк82:
Дальше смотрите!

Дальше смотрите!
ты яркий пример Масквача!!! тебе только транквилизаторы помогут))

Красиво у НИХ там.

Бурю эмоций вызвал материал. Посмотреть, почитать - интересно. Но не хотел я туда ехать и не хочу...

А я бы поехал. Часть трассы Кавказ до Тихорецка уже не раз ездил - к родственникам. И многонациональный кавказ черноморского побережья достаточно хорошо знаком. Надо будет продлить маршрут как нибудь.
Nissan Pathfinder 2013 LE

Рассказ очень интересный. Причем грамотно написан. Фотки красивые. Но вот пишем об одном, а фотки о другом. Т.е. никак не привязаны друг к другу. Из-за этого либо читать - либо смотреть.
Меняю авто на ишака без пробега по Владивостоку.

Обилие тазиков в Чечне объясняется тем, что до определённого кол-ва лошадиных сил, автомобили там не облагаются налогом, в эту нишу и попадают тазы, вот и вся разгадка. Ну а обилие дорогих Мерседесов и БМВ объясняется тем, что это всероссийская чёрная дыра, где оказываются угнанные автомобили, там их легализуют. Кавказ объехал весь. Азия. Коррупция. Геноцид русских. Ислам. Терроризм. Воровство. И не надо бла-бла про красивые горы. Земля кровью пропитана. Мог бы многое написать про местную житуху за счёт федерального бюджета (читай за русские налогие, русские цены и поборы на всё и вся), но модеры не пропустят, за это сейчас статья, 282-я...
Vista-Cresta-Tercel-Accord-Sprinter-Camry-Capella-Scepter
Вы должны это увидеть- sputnikipogrom.com

Краснокаменск
popakalipsis:
Он НЕ ЗНАЕТ историю, это факт.
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.

Краснокаменск
Я мог бы многое рассказать про депортацию чечено-ингушского народа, но не вижу в этом смысла. Кому интересно, почитайте книгу: "Ночевала тучка золотая..." Автор - Анатолий Приставкин.
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.

Нестандартный маршрут..., но отчет достаточно познавательный. Фотки хорошие.

Понятно, что не со всеми выводами и посылами автора можно согласится.
Но автор имеет право на свое мнение, а уж дальше ... в комментах ... посмотрим.

Везде живут люди. Они все разные. И мнение друг о друге у всех разное. Но убеждать кого-то по каким-то политическим аспектам на этом форуме, может быть, и не стОит.

СКФО
alvi2712:
Нестандартный маршрут..., но отчет достаточно познавательный. Фотки хорошие.
Понятно, что не со всеми выводами и посылами автора можно согласится.
Но автор имеет право на свое мнение, а уж дальше ... в комментах ... посмотрим.
NISSAN AVENIR 2003 4WD QR20DE-150
Какое бурление вызвало совершенно невинное описание))Хороший отчет, Аня, молодец!и поездка с вами была очччень приятной!))
Кстати, тем кто сомневается в том , что участники путешествия поехали бы на Кавказ не имея друзей в каждой республике могу сказать, что когда Аня(автор) первый раз приезжала в Дагестан 3 года назад, она никого здесь не знала лично.Только заочно и через вот этот сайт https://www.couchsurfing.org В общем пользуйтесь каучем и у вас тоже появятся друзья в самых "страшных" :-) уголках планеты))

Denisko_nsk:
по вашему

Приоры (по вашему - тазики), собирают в г.Аргун (ЧР)..

Российская газета (2011) "Если владелец джипа в 250 лошадиных сил в Москве платил за авто порядка 45 000 рублей, то в Чечне машина с аналогичными параметрами обходилась в 2-4 тысячи рублей."

Обилия дорогих Мерседесов и БМВ на дорогах г. Грозного нет, БМВ очень мало, мерседесов побольше, но больше половины - старье.

Denisko_nsk:
Азия. Коррупция. Геноцид русских. Ислам. Терроризм. Воровство.
Все это я могу сказать про любой регион России, только ислам меняем на алкоголизм, а терроризм на наркоманию...

пять балов
Variag:
Ты выражения то выбирай, умник.Не хотел отвечать на гавканье, но выбесил ты меня изрядно. Для начала я написал, что регион НА! 80% дотационный! Это значит, что почти полностью! И при этом ведут они себя, приезжая в другие регионы крайне нагло и вызывающе. из своих регионов кричат, что они такие молодцы, а русские дань им платят.Вместо того, чтобы сказать Спасибо, что им нормальную жизнь восстанавливают и полностью оплачивают. Дотационных регионов много, но отвратительно относятся к русской, дающей им пропитание руке, именно жители СКФО. Дальше депортация. Много букв будет, так что наберись терпения:«Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек.В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек» [3].Всего же за три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, ещё 13 389 отважных сынов гор уклонились от призыва, что в сумме составляет 62 751 человек [4].При этом во время войны Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей.По данным на март 1949 года, среди спецпоселенцев насчитывалось 4248 чеченцев и 946 ингушей, ранее служивших в Красной Армии [8]. Вопреки распространённому мнению, некоторое количество чеченцев и ингушей за боевые заслуги было освобождено от отправки на поселение. В результате получаем, что в рядах РККА служило не более 10 тысяч чеченцев и ингушей, в то время как свыше 60 тысяч их сородичей уклонились от мобилизации или же дезертировали.Следующее обвинение — бандитизм. Начиная с июля 1941-го по 1944 год только на той территории ЧИ АССР, которая впоследствии была преобразована в Грозненскую область, органами госбезопасности было уничтожено 197 банд. При этом общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной [10]. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте. И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в так называемых «восточных батальонах»! А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» можно также с чистой совестью отнести к предателям.Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо мягче той, что полагалась им согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически всё взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики по соображениям гуманности пришлось бы вывозить и детей.Но вернёмся к судьбе депортируемых. Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — 402 922 человека в Казахстан, 88 649 — в Киргизию [81].Если верить обличителям «преступлений тоталитаризма», выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца или 0,26% от их общего числа [82].Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьёзны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались.Полный текст - здесь http://www.uznai-pravdu.ru/vie... ВНИМАНИЕ для тех, кто скажет, что это просто статья, которая ни на чём не основана - Список литературы! - 1. Вормсбехер Г.Г. Немцы в СССР // Знамя. 1989. № И; Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов в 30-40-е годы // История СССР. 1989. № 6; Курашвили Б.Н. Политическая доктрина Сталина // История СССР. 1989. № 5; Репрессированные народы Советского Союза: Наследие сталинских депортаций: Отчет Хельсинкской группы по правам человека. Сентябрь, 1991. М., 1991; Бугай Н.Ф. Операция "Улусы". Элиста, 1991; Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев Р.М. Советские курды: Время перемен. М., 1993; Чомаев К. Наказанный народ. Черкесск, 1993; Брошеван В., Тыглянц П. Изгнание и возвращение. Симферополь, 1994; Гросул В.Я., Бугай Н.Ф. Очерки истории Тамани. М., 1996; Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". М., 1995; Малиновский А. Немцы в России и на Алтае. Барнаул, 1995; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: Народы в эшелонах: 20-60-е годы. М., 1998; Бугай Н.Ф. Казачество России: Отторжение, признание, возрождение. 1917-1941 гг. М., 1999; Репрессии против этнических немцев: Наказанный народ. М., 1999; Дизендорф В. Прощальный взлет. М., 1997, и другие.2. Золотые ворота: Альманах. Киев, 1991. Вып. 1; Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать..." М., 1992; Ссылка калмыков: Как это было. Элиста, 1993; Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XII // Депортация народов в СССР (1930-1950-е годы). М., 1992. Ч. 1; История российских немцев в документах: 1763-1992: В 2 т. М., 1994. Т. 1: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитациях жертв политических репрессий. М., 1993; Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. М., 1994; Турки из Месхетии: Долгий путь к реабилитации. М., 1994; Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е годы. М., 1994; Русские на Северном Кавказе, 20-30-е годы. М., 1995; Сборник законодательных актов о реабилитации, принятых в государствах бывших союзных республик СССР. М., 1992; Депортация народов Крыма. М., 2002, и другие.3. Цит. по: Дорогой горьких испытаний: К 60-летию депортации корейцев России. М., 1997. С. 113.4. Подробнее см.: 50-летие Великой победы над фашизмом: История и современность. Смоленск, 1995. С. 92.5. Обозреватель. М., 1994. № 10-11. С. 165.6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5446. Оп. 31. Д. 147. Л. 78 (Далее: ГА РФ).7. Там же. С. 168.8. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2011. Л. 189-191.9. Там же.10. Там же. Л. 193.11. Там же. Л. 194.12. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 86. Д. 6. Л. 9 (Далее: РГАСПИ).13. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 33.14. Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать...". С. 40.15. Там же.16. Там же. С. 40.17. Огонек. 1988. № 32. С. 5.18. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 52.19. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 570. Л. 48 и др.20. РГАСПИ. Ф. 664. Оп. 1. Д. 64. Л. 24.21. У истоков правда одна // Грозненский рабочий. 1989. 2 февр.22. ГА РФ. Коллекция документов.23. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 61.24. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 172, 432.25. Алексеева П.Э. Сибирь: Страницы пережитого // Теечин герл (Свет в степи). 1990. № з. С. 98-100.26. Дружба народов. 1993. № 8. С. 196.27. Бугай Н.Ф. Операция "Улусы",28. Там же. С. 39.29. Комсомолец Калмыкии. 1989. 18 февр.30. "Есть на Урале река Косьва" // Советская Калмыкия. 1989. 3 сент.31. Там же. С. 44.32. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 80. 13 ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 925. Л. 5.34. Там же.35. Там же. Д. 2. Л. 35-36.36. С.И. Албогачиев возглавлял наркомат внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. Приказом НКВД от 14 апреля 1944 г. НКВД Республики был расформирован и создавалось управление НКВД по Грозненской области. Албогачиев с сентября 1943 г. находился в резерве как руководитель, не оправдавший доверие Центра, через некоторое время он обратился к Берии с просьбой "использовать его на самом остром участке, где работа была бы видна народному комиссару (Берии. — Н.Б.)". На письме имеется виза Сталина: "тов. Берии. — И." (ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2181. Л. 4).37. ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244.38. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народа // Вопросы истории. 1990. № 7.39. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 91.40. Национальный архив Республики Ичкерия (Чечни). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1693. Л. 34.41. ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165.42. Там же. Л. 164.43. Социалистическая Осетия. 1988. 1 июля.44. ГА РФ. ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 55. Л. 13.45. Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. С. 244-246.46. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 436. Л. 98-99.47. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2201. Л. 240-241.48. Грозненский рабочий. 1989. 4 февр.; Советская культура. 1989. 26 янв.49. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 170. Л. 89.50. Там же. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 153.51. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2064. Л. 38.52. Балкарский форум (Нальчик). 1991. 4—8 марта.53. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. В Казахстан и Киргизию из Приэльбрусья... (20-50-е годы). Нальчик. 1997. С. 74.54. Там же. С. 99.55. Там же. С. 100.56. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 95-96.57. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 1998. Л. 127.58. Архив Института российской истории РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 19-20 (Далее: Архив ИРИ РАН).59. Там же. Д. 26. Л. 5.60. ГА РФ. ф.р_9401. Оп. 2. Д. 99. Л. 34-35.61. Там же. Оп. 1. Д. 2191. Л. 4-31.62. Архив ИРИ РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 1-3.63. Бугай Н.Ф. Депортация народов Крыма: Документы. Факты. Комментарии. М., 2002. С. 119.64. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 248. Л. 84.65. Там же. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85.66. "По решению Правительства Союза ССР...": Сб. документов и материалов. Нальчик, 2003. С. 108.67. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85.68. "По решению Правительства Союза ССР..." С. 109-110.69. Там же. С. 111-112.70. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 478. Л. 210-211.71. Там же. Д. 37. Л. 15.72. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2197. Л. 7-8.73. Там же. Д. 2252-2254. Л. 13.74.Там же. Д. 2197. Л. 34.75. Там же.76. Там же. Д. 2060. Л. 66-67.77. Там же. Оп. 2. Д. 66. Л. 19.78. Там же. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 241. Л. 39.79. Так это было. М„ 1993. Т. 1. С. 122.80. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 85.

NVKZ-MSK-RnD-MSK
отзыв очень хороший. читается легко. много полезной информации. Но из отзыва я понял что практически в каждом городе у вас были знакомые. местные у которых вы останавливались. То есть вам не нужно было самим искать жилье...кафе...узнавать про местные достопримечательности...искать проводников...
Может если опустить этот фактор отзыв бы не был такой радужный. ?
Повторюсь что написано очень легко-читаемо + отличные фото. Таких отзывов мало. Если было бы больше отзывов о Кавказе можно было бы сравнивать о реальной обстановке.
сопротивление искушению, как и любовь, делает твое сердце сильнее.

Кропоткин
*но для нас, русских, первое и основное чувство от посещения — чувство стыда.* За что мне должно быть стыдно??? Им не стыдно, что они живут трутнями на нашей шее, ни хера не хотят делать...

- Эльфы или заказуха?
- Заказные эльфы.

На Кавказ поедем этим летом всей семьей. И это будет Грузия, в том числе благодаря отчетам на Дроме. Из Российского Кавказа я бы пожалуй съездил еще в Минводы. Отдых в остальных регионах СК - экстрим.

Sergei_07:
на нашей шее? Чечне Россия как собаке пятая нога. Она со своими природными ресурсами жила бы более богато чем в составе РФ, поэтому Пукин и держит весь Кавказ при себе т.к. это огромная статья дохода нефть и т. д.

прокуратор:
Впечатление двоякое - это точно. За рассказ спасибо. С могими комментаторами согласен. Мы русские ще тот народ, между собой никогда не можем нормально договориться, постоянно грыземся и этим грех не воспользоваться всем остальным.
да нормальный народ) я сам не русский, но россиянин), а русских уважаю, есть друзья и товарищи - хорошие люди и главное открытые безхитростные

Кропоткин
Telling The Truth:
Да я прямо вижу как они свои ресурсы используют, гордо отказываясь от ресурсов других Российских регионов...

Voronezh
Telling The Truth:
Вообще-то грозненская нефть кончилась еще в 70-х годах... сейчас остался 1млн тонн добычи в год и 50млн прогноз по запасам. Сторожить все это выходит себе дороже... Если бы там было много нефти, то у каждой скважины еще в 94-м стояло бы по паре танков, вайнахи бы мирно и спокойно трудились на чеченских НПЗ за хорошую зарплату, жили в достатке, а дудаев был руководителем чеченского отделения "единой россии".
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

Voronezh
Заxap:
а Вы список терактов в ставропольском крае освежите в памяти, и боюсь минводы тоже вычеркните из списка =(
Subaru Forester '03 SG5 Turbo VTD правый руль
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль

Suomi,Finland
мож и красиво ! но пока не готов...
Legacy BM 2,5 S cvt

Dmitry36:
Я имел ввиду Кисловодск, Железноводск, Ессентуки. Был там несколько раз, но хочется побывать на машине.

Заxap:
Так все это Ставропольский край. От Кисловодска и Пятигорска недалеко до Кабардино-Балкарии.

Telling The Truth:
сказки детям своим рассказывай..

Dmitry36:
Москву тоже из списка вычеркиваем? ))
Nissan Pathfinder 2013 LE

У некоторых народов Северного Кавказа - притуплен инстинкт самосохранения , поэтому и не пристёгиваются в машинах , пристёгиваться у них - западло, гоняют как сумасшедшие и всё повоевать норовят.

Russian Federation
Вот, форумчане, такое видение ситуации у меня:
Кавказ дело тонкое...))), а как его "разрулить"? Как сделать те места из "змеиного гнезда" в обыкновенные регионы? Как развить там туризм и прочее...
Сделать там крупную базу для отдыха, туризма, спорта....(вложить средства), а далее... мы должны туда поехать!!!.
Представьте, если в Чечню поедут тысячи туристов!!!))) Из России!!! Да там им всем не уютно станет, кто воинственно настроен.
Конечно все гладко не будет. Будут и жертвы и прочее, но это того стоит.
Как бы врага победить изнутри!
В Дагестане к ЧМ по футболу отстраивают комлекс! Думаете местным позволят свободно себя вести? Это будет лицо России перед Гемранией, Францией....
Это я попытался глубокий смысл вложить в финансирование Кавказа. Путин там серьезно вкладывает! А зачем ещё?
Что статья заказная - да! Но заказ то был из Архангельска на ТВ!!!! А на Дроме, так, придаток выложили.
Кавказ никому не получалось завоевать!!! Никогда!
НО! Моральное разложение раньше не было доступно Царям, Императорам, Советской власти. А сейчас? Сейчас этим пользуются все. Так что убить традиции Кавказа - убить его жителей. А это уже на лицо. Не долго осталось ему. Уже вопросы широко поднимаются по стране (проблемы с ЛКН в школах, стрельбы в Москве на свадьбах, драки на улицах...).
А как ещё? Все столетиями перепробовано! Так что от каждого по жменьке земли (небольшие визиты) и будет как у китайцев - гора!

Пусть это я написал бред, но что-то в этом все-таки есть!!!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Russian Federation
Да, и если Кавказ не трогать, то он нас съест! Хоть мы и большие, а он маленький. Там все воевать привыкли, а с кем, как не с нами? И если не мы туда будем вкладывать, то США вложат! Тогда точно нужно будет переезжать на ДВ. Туда им далеко и проблема с китайцами не остро стоит.

Наличие на фото пушки, а самого фото на главной станице, помогло автору в посещении её поста, но про пушку не слова.... Интрига)

Да ... комментарии явно не об автопутишествии, чувствуется наболело у людей и не только про Сев. Кавказ!

А вообще-то путишествие зачётное- молодцы!

В Чечне автор был видимо только в Грозном, а надо было в горы, там достопримечательностей побольше, но иного характера, начиная от заборов и заканчивая их кладбищами (кто был поймет).

renatio:
фашиствующие тебя обильно минусуют)))

Буденновск
Reloadead:
Этими пушками сбивают снег с гор(искуственным путем вызывают лавину),кстати на стволе надпись росгидромет.

popakalipsis:
фашиствующ ие тебя обильно минусуют)))
Popakalipsis вы же сами сеонист.

?????
Красивые места, но смертельные
........В гробу отлежимся.........
....Honda Stepwgn & TAXI....
Мой отзыв: Audi A6 1999

Все понимаю: древняя культура, восточное гостеприимство, джигиты... и т.д.
Но, пускай лучше они видят наши города только по телевизору, а я - их "республики" - только в отчетах на "Дроме". И будем мы уважать друг-друга с некоторой дистанции.
Не сомневаюсь, что люди там живут в основном хорошие.
Просто, они совсем другие.

artmak76:
Ага. В Кировске такая же стоит, но уже как экспонат, после постройки противолавинной дамбы.

Variag:
Ты выражения то выбирай, умник. Не хотел отвечать на гавканье, но выбесил ты меня изрядно. Для начала я написал, что регион НА! 80% дотационный! Это значит, что почти полностью! И при этом ведут они себя, приезжая в другие регионы крайне нагло и вызывающе. из своих регионов кричат, что они такие молодцы, а русские дань им платят. Вместо того, чтобы сказать Спасибо, что им нормальную жизнь восстанавливают и полностью оплачивают. Дотационных регионов много, но отвратительно относятся к русской, дающей им пропитание руке, именно жители СКФО. Дальше депортация. Много букв будет, так что наберись терпения: «Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва. В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек» [3]. Всего же за три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, ещё 13 389 отважных сынов гор уклонились от призыва, что в сумме составляет 62 751 человек [4]. При этом во время войны Находясь в рядах РККА, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи чеченцев и ингушей. По данным на март 1949 года, среди спецпоселенцев насчитывалось 4248 чеченцев и 946 ингушей, ранее служивших в Красной Армии [8]. Вопреки распространённому мнению, некоторое количество чеченцев и ингушей за боевые заслуги было освобождено от отправки на поселение. В результате получаем, что в рядах РККА служило не более 10 тысяч чеченцев и ингушей, в то время как свыше 60 тысяч их сородичей уклонились от мобилизации или же дезертировали. Следующее обвинение — бандитизм. Начиная с июля 1941-го по 1944 год только на той территории ЧИ АССР, которая впоследствии была преобразована в Грозненскую область, органами госбезопасности было уничтожено 197 банд. При этом общие безвозвратные потери бандитов составили 4532 человек: 657 убито, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной [10]. Таким образом, в рядах бандформирований, воевавших против Красной Армии, погибло и попало в плен почти вдвое больше чеченцев и ингушей, чем на фронте. И это не считая потерь вайнахов, воевавших на стороне вермахта в так называемых «восточных батальонах»! А поскольку без пособничества местного населения в здешних условиях бандитизм невозможен, многих «мирных чеченцев» можно также с чистой совестью отнести к предателям. Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо мягче той, что полагалась им согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически всё взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики по соображениям гуманности пришлось бы вывозить и детей. Но вернёмся к судьбе депортируемых. Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — 402 922 человека в Казахстан, 88 649 — в Киргизию [81]. Если верить обличителям «преступлений тоталитаризма», выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца или 0,26% от их общего числа [82]. Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьёзны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались. Полный текст - здесь http://www.uznai-pravdu.ru/viewtopic.php?f=1&t=505 и ВНИМАНИЕ для тех, кто скажет, что это просто статья, которая ни на чём не основана - Список литературы! - 1. Вормсбехер Г.Г. Немцы в СССР // Знамя. 1989. № И; Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов в 30-40-е годы // История СССР. 1989. № 6; Курашвили Б.Н. Политическая доктрина Сталина // История СССР. 1989. № 5; Репрессированные народы Советского Союза: Наследие сталинских депортаций: Отчет Хельсинкской группы по правам человека. Сентябрь, 1991. М., 1991; Бугай Н.Ф. Операция "Улусы". Элиста, 1991; Бугай Н.Ф., Броев Т.М., Броев Р.М. Советские курды: Время перемен. М., 1993; Чомаев К. Наказанный народ. Черкесск, 1993; Брошеван В., Тыглянц П. Изгнание и возвращение. Симферополь, 1994; Гросул В.Я., Бугай Н.Ф. Очерки истории Тамани. М., 1996; Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". М., 1995; Малиновский А. Немцы в России и на Алтае. Барнаул, 1995; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: Народы в эшелонах: 20-60-е годы. М., 1998; Бугай Н.Ф. Казачество России: Отторжение, признание, возрождение. 1917-1941 гг. М., 1999; Репрессии против этнических немцев: Наказанный народ. М., 1999; Дизендорф В. Прощальный взлет. М., 1997, и другие. 2. Золотые ворота: Альманах. Киев, 1991. Вып. 1; Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать..." М., 1992; Ссылка калмыков: Как это было. Элиста, 1993; Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XII // Депортация народов в СССР (1930-1950-е годы). М., 1992. Ч. 1; История российских немцев в документах: 1763-1992: В 2 т. М., 1994. Т. 1: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитациях жертв политических репрессий. М., 1993; Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. М., 1994; Турки из Месхетии: Долгий путь к реабилитации. М., 1994; Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е годы. М., 1994; Русские на Северном Кавказе, 20-30-е годы. М., 1995; Сборник законодательных актов о реабилитации, принятых в государствах бывших союзных республик СССР. М., 1992; Депортация народов Крыма. М., 2002, и другие. 3. Цит. по: Дорогой горьких испытаний: К 60-летию депортации корейцев России. М., 1997. С. 113. 4. Подробнее см.: 50-летие Великой победы над фашизмом: История и современность. Смоленск, 1995. С. 92. 5. Обозреватель. М., 1994. № 10-11. С. 165. 6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5446. Оп. 31. Д. 147. Л. 78 (Далее: ГА РФ). 7. Там же. С. 168. 8. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2011. Л. 189-191. 9. Там же. 10. Там же. Л. 193. 11. Там же. Л. 194. 12. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 86. Д. 6. Л. 9 (Далее: РГАСПИ). 13. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 33. 14. Иосиф Сталин — Лаврентию Берии: "Их надо депортировать...". С. 40. 15. Там же. 16. Там же. С. 40. 17. Огонек. 1988. № 32. С. 5. 18. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 52. 19. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 570. Л. 48 и др. 20. РГАСПИ. Ф. 664. Оп. 1. Д. 64. Л. 24. 21. У истоков правда одна // Грозненский рабочий. 1989. 2 февр. 22. ГА РФ. Коллекция документов. 23. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 61. 24. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. С. 172, 432. 25. Алексеева П.Э. Сибирь: Страницы пережитого // Теечин герл (Свет в степи). 1990. № з. С. 98-100. 26. Дружба народов. 1993. № 8. С. 196. 27. Бугай Н.Ф. Операция "Улусы", 28. Там же. С. 39. 29. Комсомолец Калмыкии. 1989. 18 февр. 30. "Есть на Урале река Косьва" // Советская Калмыкия. 1989. 3 сент. 31. Там же. С. 44. 32. Бугай Н.Ф. Л. Берия — И. Сталину: "Согласно Вашему указанию...". С. 80. 13 ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 925. Л. 5. 34. Там же. 35. Там же. Д. 2. Л. 35-36. 36. С.И. Албогачиев возглавлял наркомат внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. Приказом НКВД от 14 апреля 1944 г. НКВД Республики был расформирован и создавалось управление НКВД по Грозненской области. Албогачиев с сентября 1943 г. находился в резерве как руководитель, не оправдавший доверие Центра, через некоторое время он обратился к Берии с просьбой "использовать его на самом остром участке, где работа была бы видна народному комиссару (Берии. — Н.Б.)". На письме имеется виза Сталина: "тов. Берии. — И." (ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2181. Л. 4). 37. ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244. 38. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народа // Вопросы истории. 1990. № 7. 39. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 91. 40. Национальный архив Республики Ичкерия (Чечни). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1693. Л. 34. 41. ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165. 42. Там же. Л. 164. 43. Социалистическая Осетия. 1988. 1 июля. 44. ГА РФ. ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 55. Л. 13. 45. Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. С. 244-246. 46. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 436. Л. 98-99. 47. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2201. Л. 240-241. 48. Грозненский рабочий. 1989. 4 февр.; Советская культура. 1989. 26 янв. 49. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 170. Л. 89. 50. Там же. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 153. 51. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2064. Л. 38. 52. Балкарский форум (Нальчик). 1991. 4—8 марта. 53. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. В Казахстан и Киргизию из Приэльбрусья... (20-50-е годы). Нальчик. 1997. С. 74. 54. Там же. С. 99. 55. Там же. С. 100. 56. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 95-96. 57. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 1998. Л. 127. 58. Архив Института российской истории РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 19-20 (Далее: Архив ИРИ РАН). 59. Там же. Д. 26. Л. 5. 60. ГА РФ. ф.р_9401. Оп. 2. Д. 99. Л. 34-35. 61. Там же. Оп. 1. Д. 2191. Л. 4-31. 62. Архив ИРИ РАН. Ф. 2. Разд. VI. Оп. 13. Д. 31. Л. 1-3. 63. Бугай Н.Ф. Депортация народов Крыма: Документы. Факты. Комментарии. М., 2002. С. 119. 64. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 248. Л. 84. 65. Там же. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85. 66. "По решению Правительства Союза ССР...": Сб. документов и материалов. Нальчик, 2003. С. 108. 67. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 74-85. 68. "По решению Правительства Союза ССР..." С. 109-110. 69. Там же. С. 111-112. 70. ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 478. Л. 210-211. 71. Там же. Д. 37. Л. 15. 72. Там же. Ф. Р-9401. Оп. 1. Д. 2197. Л. 7-8. 73. Там же. Д. 2252-2254. Л. 13. 74.Там же. Д. 2197. Л. 34. 75. Там же. 76. Там же. Д. 2060. Л. 66-67. 77. Там же. Оп. 2. Д. 66. Л. 19. 78. Там же. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 241. Л. 39. 79. Так это было. М„ 1993. Т. 1. С. 122. 80. ГА РФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 721. Л. 85.
Очень мерзко давать фальшивые ссылки на якобы достоверные источники. Да будет вам известно, господин фашист, что фактически у Бугай Н.Ф., на которого вы ссылаетесь, сказано следующее: "Начиная с 23 февраля 1944 г., за несколько недель в целом было выселено около 650 тыс. человек. По внутренним данным НКВД, не менее 144 тыс. (ок. 24 %) из них погибли в процессе депортации и в течение первых четырех лет нахождения в ссылке" (см. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы истории. 1990. № 7. С. 32-44.).

zogar-zag:
сказки детям своим рассказывай..
Не забудьте ещё добавить кто и куда собственно дел чеченскую нефть. Или она сама испарилась? Или в ВОВ для танков из сибирской нефти топливо делали?

Ars_1:
Ваши данные сколько дала Чечня нефти вовремя Великой Отечественной и сколько Азербайджанская ССР. Почемуто я думаяю соотношение будит не в пользу Чечни.

Ars_1:
Как хорошо называть незнакомого вам человека фашистом. У богоизбраных, что прерогатива на слово фашист, только они всех им называют хотя являются первыми националистами.

livada:
Девушка отчаянная! Это ж сколько искать на свою п... приключений!?
И рано или поздно она на неё найдёт:-).....и эта..... значит исламские правила в одежде пыталась соблюсти, а в храме с батюшкой и матушкой без платочка и умный Игорь в шортиках - а-та-ту....
Блаженны чистые сердцем...

Ars_1:
вон оно что оказывается....
англичане говорят, что во Второй мировой победили они, американцы говорят, что они, русские говорят, что они, а на самом деле оказывается победили чеченцы, и нефть они под землю тоже сами закачали (в незапамятные времена)....

был я в Чечне в начале нынешнего века, в Грозненском районе, так вот в то время были такие характерные приметы, огромные столбы дыма в разных местах, и однажды довелось мне быть рядом с одним из этих мест - горела скважина (подожгли боевики), столб пламени высотой с девятиэтажный дом (местные рассказывали уже сейчас, что скважины горели годами..)
Г. Форд

наглосаксы сейчас всех хотят опустить, особливо русских
хотя по сути надо говорить более точными терминами - я для себя придумал такие:
"серые сатанисты" - это мировая финансовая закулиса, "зомбированные западоиды" - это
наши и ненаши)) любители всего западного (в том числе и японского, ибо сейчас это политически тоже запад)

серые - потому что хотят смешать все народы в одну серую массу рабов,
сатанисты - по методам своих дествий и целям которые они ставят перед собой

да - серые ещё считаются некоторыми отдельной серой расой,
"jewish race" по-английски так и говорят

Port May
Ни за что бы туда не поехал
Употребление алкоголизма и табакокурения приводит к гибели человеческих жертв!!!

zogar-zag:
сказки детям своим рассказывай.. я сейчас нахожусь в Чечне, так вот тут есть такая структура "нефтеполк МВД" для охраны месторождений, так вот его сокращать собираются, т.к. этим дармоедам делать нечего... так же ездил на одну из нефтяных скважин, так нам ИТР-овец местный рассказал, что нефтедобыча падает (цифры не помню, но очень сильно) - это что касается нефти, что же касается твоего "и т.д.", так вот нет здесь никакого "т.д." (беседовал с мужиком, он был здесь в советское время архитектором не из последних, так вот он рассказывал, какие производства были в советские времена, и что есть сегодня, так вот сегодня нет******...) тем не менее дороги мечети и небоскребы строятся, Россия тут не причем конечно, просто у Кадырова волшебная борода, как у старика Хоттабыча...
грубить не надо! было высказано сугубо личное мнение, не нравится не читай ваще

Парадокс - чем красивее места, тем опаснее. Че им там мирно не живется.

Самарская область-Мехзавод
красиво там)

18ruГородБезДорог
Сообщений: 1971
Нечего сказать! Молодцы!
mazda familia s-wagon,zl-ve,bj5w
иж 2717-220 чих-пых
Езди по правилам

Обязательно поезжайте, Захар! Не слушайте никого! Здесь абсолютно безопасно и пока что преобладает русское население. Для отдыха это очень приятные, симпатичные и уютные города. Пугают те, кто здесь ни разу не был.

грубить не надо! было высказано сугубо личное мнение, не нравится не читай ваще

Г. Форд

Что-то я не понял, как авторша оказалась в Азербайджане после Чечни? Обратно через Владик на Грузию и Азербайджан? А почему тогда это не описано?
TLC Prado 150, 2,8D, TXL, 2019 год, правый руль

Автор,продолжайте "познавать мир" и просторы,да прибудет с Вами удача!

zogar-zag:
ничего личного, но прежде, чем высказать мнение неплохо хотя-бы немножко подумать.. еще Козьма Прутков говорил "Просто мнить себя стратегом видя бой со стороны" приезжай в Чечню, поживи тут с месяцок хотя бы, потом высказывай личное мнение..
ты почему такой тугой то? я тебе еще раз повторяю ПРОХОДИ МИМО!!! не нравится не читай

нормальная поездка, на Кавказ надо ездить!

Telling The Truth:
гарачый кавказскый парэнь да?

НАЗРАНЬ
!!!!!!
Мой отзыв: Honda Prelude 1991

Primorye
Отчет очень понравился.
Прочитал легко и с удовольствием.)))
опыт позволяет нам ошибаться, гораздо увереннее...
по морю на сурфе

Заказуха какая-то. Авторша получила на работе премию за свою писанину и благополучно на забила.
www.ldpravo.ru

Архангельск
Спасибо за отзывы! Не думала, что их будет так много. Вопреки мнению некоторых, материал не заказной. В 2013 году проехали всю страну от Архангельска до Дальнего Востока, включая Якутск. До Магадана пробиться не смогли - размыло дорогу. В 2012, помимо Северного Кавказа, посетили закавказские республики - вот откуда взялся заезд в Дагестан из Азербайджана (но это уже другая история, тоже достаточно интересная). В 2011 была поездка по всем среднеазиатским республикам, кроме Туркмении - туда теперь так просто не пускают. В общем, тянет меня в места, не слишком любимые туристами, где еще можно стать в каком-то роде первооткрывателем. А насчет друзей на Кавказе - они же не появляются сами собой. Планируя путешествие, я знакомлюсь с местными жителями через специальные сайты: http://www.hospitalityclub.org/ и https://www.couchsurfing.org/. И мои служебные связи тут не при чем. В Азии приходилось ночевать большей частью в гостиницах, палатке и машине.

Здорово у вас всё получилось. я когда то жил и в с.осетии и в ингушетии всё очень здорого. Я хочу семье всё показать
Мой отзыв: Volkswagen Polo 2013

Annymi:
Пишите больше. Многим будут интересны ваши путешествиия. Удачи на дороги.

Street Storm:
Нормально
еще какое-нибудь слово пиши

Фото сделано давно сами смотрите лето во дворе. Возможно 2 года назад сделано

грозный
Скоро в чечне будет горнолыжный курорт ведучи будет еще интереснее

грозный
Простите за качество на телефон снимал

Если и ехать на Северный Кавказ к нашим согражданам Россиянам, то только так. В здравом уме, с семьёй никогда. Летом хотелось бы в Грузию смотаться, но как подумаю какими маршрутами до неё добираться, так печалька на меня наступает.
Я не расист, т.к. расизм это преступление, а преступления совершают негры.

Плато Путорана
Ну хоть посмотрели как папуасы живут. Молодцы.
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Вместе с комментариями - информация к размышлению.

Да-ааа! Прочла и отчет и коменты...

Автору спасибо за отчет, какой бы он не был (фотки не там или еще кому чего не так... , ну что поделать) я согласна с многими, что в отчете нет описания сколько потрачено бензина, где ночевали и как устраивали свой быт в путешествии (не маловажный вопрос, и интересный), общий пробег, маршрут какие города посмотрели (я пыталась отследить по карте, но не получилось, путано)... А в целом, большое спасибо просто за инфу об этих местах в данное время...

Что касается коментов.... можете кидаться в меня помидорами и Мужчины (которых большинство) ругаться матом... но, все НАШИ народы (России, Ингушетии, Чечни, и т.д.), все МЫ простые люди .... просто жертвы, пешки, мураши, которых травят, стравливают кому это выгодно... поэтому прекратите этот обвинительный разговор.... не к чему, он...

У нас у всех свое мнение, страхи, понты, желания и мечты.... мы просто хотим показать, рассказать друг-другу на ДРОМЕ, кто и где был, у кого то покороче рассказ, у кого то длиннее, кто то себя выставляет у достопримечательностей, а кто то просто виды, архитектуру, дороги, природу и спасибо за это всем нам....

Я очень много прочла, многое взяла на заметку и мой рассказ тоже кому то не понравился, а для кого то что то интересное было... НУ И ЧТО?
Я мечтаю о Грузии, болею этой страной с школьной парты, просто люблю этот народ и города, города наполненные историей и памятниками. Собираю любую инфу, которая только возможна для поездки, переживаю как все пройдет, планирую маршрут, мне просто интересно побывать там... для себя, не для соседа, а для себя и потом написать.... Хотя слежу за инфой по стабильности и отношениям между нами.... как не плачевно это звучит....
Мы же не политиканы, а просто обычные водители, члены семьи (в которых и детишки), которые просто путешествуют - для СЕБЯ, ПОЛУЧАЮТ НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ ПУТЕШЕСТВИЯ - ДЛЯ СЕБЯ, УЗНАЮТ НОВЫЕ МЕСТА - ДЛЯ СЕБЯ, И РАДЫ МЫ САМИ ЗА СЕБЯ, ЗА ТО ЧТО ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ УВЛЕКАТЕЛЬНО - ДЛЯ СЕБЯ

УДАЧИ ВСЕМ И САМЫХ ЯРКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ВПЕЧАТЛЕНИЙ

kim-230752:
Недостаток обязательно исправим!

werdna:
Была там один раз, на большее времени нет.

oculus:
Кой-чего нового для себя почерпнул. Спасибо.
Азербайджан - это немного из другой оперы, там поездка была по Закавказью и Турции.

marat15:
Попаданию в Дербент предшествовала поездка по Грузии-Турции-Армении-Азербайд жану. Кабарда и Осетия были по пути в Грузию и Турцию. Просто решила в этом рассказе упомянуть только российские регионы.

С@м С@мыч:
Ага. 1859

Опус зачетный! Очень грамотно все изложено! Спасибо!

Как много здесь ссыкунов, оправдывающих свою трусость чем угодно, только не собственной ущербностью. Для таких все опасно, кроме поездки в соседний магазин. Уж, если люди не считают себя способными договориться со своими соотечественниками, хоть и другой национальности и менталитета, что говорить про поездки в Иран, Пакистан или другие подобные страны, которые вызывают у таких людей дрожь в коленках.
На собственном опыте могу сказать: "Как ты, так и к тебе..."

красноярск
Хочу в этом году через Казахстан до Астрахани,затем на юг через Грозный в Грузию смотаться, но что то пока в раздумьях. Отчет хороший.

Отчёт понравился, но я б не стал так рисковать.
Это точно.А мы их кормин,лечим,а они потом едут в наши города нас убивать.Вообще это земли Ставропольского казачества и Российской Империи,что там делают горцы из аулов не понятно.Давно пора спросить Путина когда он вернет эти земли в Россию.А горцы пускай живут у себя в аулах высоко в горах.Кстати чечены в великую отечественную помогали фашистам,за что их Сталин и переселял.
Адам
Rotmestr:
А в чем проблема? Приезжай в любую понравившуюся тебе республику покупай землю и живи.
Адам
Сам я ездил 6 лет назад из Владивостока в Дагестан. Россия действительно велика!!! И красивых мест полно начиная от Дальнего востока до самого Кавказа. Очень понравилось на Байкале.

Лен.область.
Отчетец с самобичеванием.

Лен.область.
Благо, что в комментариях, авторше открыли глаза шире. Надеюсь перестанет стыдиться.

А что скажете по поводу Карачаево-Черкесии? тоже ведь СК или побезопаснее будет поездка?

г. Пятигорск (Ставропольский край)
что в КЧР заходить трудно было здесь много прекрасных мест Архыз Домбай и т.д

г. Пятигорск (Ставропольский край)
вам в КЧР заходить трудно было бы

Магомед
Назрань
Damir4ik
но для нас, русских, первое и основное чувство от посещения — чувство стыда

Что за бред,им не стыдно ведь !!!
А "им" за что должно быть стыдно?

Магомед
Назрань
Ока
Ты скорее всего даже незнаешь пьем пишешь, среди Ингушей и Чеченцев во время войны было два человека которые перешли на сторону немцев. Присягу здесь никто никому не давал. Да и России тоже не давали присягу. Воевали просто и все. И в то время когда Ингуши и Чеченцы воевали на фронтах, когда была близка победа, ( заметь, в 1944 году на территории России немцев уже не было) депортировали оставшееся население которое составляло в основном женщины, дети и старики. Офицеры и солдаты Ингушской и Чеченской национальности, отзывались из фронта, (да какой уж там фронт в конце войны, бег с препятствиями немцев из СССР) - и отправлялись в депортацию в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан. Были лишены всех воинских званий, наград, некоторые меняли свои
фамилии и имена на русские, дай оставались на фронтах. Много чего узнаешь если приедешь сюда. Я приглашаю в Назрань и проведу с тобой экскурс в историю Ингушей Чеченцев, экскурс во тьму веков, разумеется с гарантией возврата в современную цивилизацию. Не пиши то чего не знаешь, или из учебников истории. С уважением Ингуш Магомед, Ингушетия Назрань

в целом безопасно ли там путешествовать на авто? Вдвоем или в одного