|
Всем любителям приключений посвящается!
Привет, меня зовут Николай!
Это мой второй полноценный отчет о поездке (в первом мы вдвоем с женой покоряли на 70-м коротком «Крузаке» «направление» Иркутск—Усть-кут, а потом на Пыжике («Пежо-308 Кабрио») наматывали километры по автобанам Европы): Путешествие Хабаровск—Якутия—Барселона.
За прошедший 2012 год я проехал немало километров и не только на четырех колесах, а также съездил в Монголию на мотоцикле, но это другая история и о ней позже.
Итак, как и прежде я проживаю в славном и любимом городе Хабаровске, именно любимом, потому что всегда, когда посещаю другие места, с огромным желанием возвращаюсь домой в любимый город. В конце года 2012 я собрался в рабочую командировку в Якутск, а также, думая о том, что рядом дом, всего в 1 760 км — бешеной собаке не крюк! — и что перед Концом света неплохо бы посетить родителей, на пару дней выбраться до п. Витим.
Задача: на машине проехать Хабаровск—Якутск, 2 300 км (трасса «Лена»), там отработать три дня, далее на машине Якутск—Витим, 1 800 км (трасса, зимник, переправы, технологические проезды по нефтепроводу), далее Витим—Усть-Кут, 850 км, (зимник), Усть-Кут—Иркутск—Хабаровск, 4 300 км.
Итого примерно 9 300 км.
После поездки по Монголии на байке появилось огромное желание забраться в Монголию еще южнее. Еще дальше от цивилизации, короче, в самые ебе…я. А так как моя жена Юля уже против моих одиночных продубасов и желает разделять со мной трепетные чувства от новых путешествий, возникла необходимость определить для себя четырехколесную технику, по возможности вместительную и неприхотливую. Долго лазил по Drom.ru в поисках нужной техники, при этом сопоставимой по бюджету, в итоге на Алтае нашел «Крузак» 75-й, с хорошо сохранившемся кузовом, остальное меня не интересовало, так как все равно все либо менять, либо восстанавливать.
Его ремонт — это песня, но тоже из другой оперы. Доставил его в Хабаровск в октябре, за два месяца все что нужно перебрали и к концу ноября танчик был готов!
Собрался в дорогу оперативно, также до Якутска со мной ехал Андрей коллега по работе, загрузили 500 кг рабочего груза и комплект колес для родителей.
Выехали из Хабаровска в 23:15. в пятницу 30 ноября.
Класс, под ногами педаль, под колесами асфальт, впереди только ночная дорога, что может быть лучше! За день суматохи со сборами и окончательными штрихами по ремонту и снаряжению танчика в дорогу, я так вымотался, что уже через час езды захотелось безумно спать. Поменялись с Андрюхой местами и двинули дальше.
В полудреме я проспал Биробиджан , Облучье, не доезжая до Буреи, проверяем, все ли в порядке с машиной, оказалось, что мы очень плотно закрыли радиатор, температура на указателе была немного выше нормы, но антифриз уже начало выбрасывать из расширителя, убираем картонку. На АЗС «Роснефть» заправляемся, я на всякий случай беру пару канистр по пять литров антифриза, тетя оператор АЗС, по ошибке пробивает мне три канистры, я, чтобы не парится с чеками и возвратами, беру три, как оказалось, не зря, наш ангел хранитель уже начал нам помогать! Я снова за руль, Андрюха спать.
Проезжаем Бурею, температура по-прежнему выше нормы, но терпимо, грешу на термостат, так как его не меняли, да и вообще в двигатель особо не лезли, причин не было. Сонливое состояние к утру меня полностью покинуло, и вождение приобрело более острый характер. Начинаю давить на педальку, дубасим :). Если это можно так назвать, машина с грузом под три тонны, а мотор — 3,5 литра и всего 91 японский лось! Скорость 100-105 км/ч. Начинает расти температура! Снова я в думах о термостате и силой мысли пытаюсь заставить его открыть большой контур. Не выходит! Останавливаемся, ждем. Доливаем антифриз, двигаем дальше, едем, несмотря на неприятность, душа поет только от того, что снова в дороге. На одной из остановок решаем выкинуть термостат, но ключей нет, помогает душевный водитель «Камаза»! Спасибо, дружище!
Без термостата жизнь понеслась по-новому, то есть в холоде. Если не валить, то в машине, так скажем, не жарко. Через 100 км обнаруживаем, что антифриз снова уходит, причина не ясна, хотя предположения есть, и не самые радужные! Решаем все равно ехать дальше.
На Талдане уходим на Соловьевск, проходим участок без проблем, за Соловьевском пришлось залить аж 3,5 литра, охлаждайки, думаю, с такими темпами нам и до Тынды не хватит, а тем временем на улице уже хорошо за 30. Это сейчас, сидя в теплом кресле у компьютера, кажется все мелочью. А там было все по-другому.
Мозг вываливает оптимальное решение, вынимаю шланг на расширитель, проковырял в пустой канистре из под охлаждайки отверстие и вставляю в него шланг, теперь цикл почти замкнутый. Закипевший антифриз выбрасывает из двигателя, и он сразу попадает в канистру. Когда останавливаемся, заливаем его обратно, потерь нет, и в запасе еще две канистры. Мчим дальше!
В Тынде было очень холодно, туман, температуру мы так и не узнали, по-моему, около -40.
От Тынды до Нерюнгри перевалы, но я уже приноровился, с горок разгоняю наш танчик, температуру удерживаю педалью газа, почти на минимуме, и, пока дубасим в горку, успеваем до красной зоны ее пройти, даже обгоняем попутные машины. Прошли Нерюнгри без проблем, снова перевалы, тоже все ок! Перевал Тит покоряли в два приема, за один раз не получилось, температура прыгнула в красную зону. Я уже глаза не могу оторвать от стрелки указателя температуры, думаю, она мне теперь месяц снится будет! Штурманули! Дальше все время дубасил, так как температура теперь наоборот падала и я пытался все время ее удержать в норме, чтобы в салоне было тепло, обогнал всех, кто меня обгонял на перевале.
Алдан, -44, третий час ночи, заправляемся, кушаем в кафешке. Машину заглушил, оставлять работающий двигатель смысла нет, так как на холостых он вообще не греется. Снова за руль и в дорогу. Проезжаем Томмот, следующие 170 км проехали без доливок, стало меньше горок, да и понял, как удерживать нужную температуру без термостата.
Улуу, -48 , становится трудней удерживать температуру, приходится дубасить, иначе темпер падает. Андрюха слегка в шоке от нашего путешествия, он в Якутии впервые, а для меня это норма жизни. Хотя сам понимаю, что замерзнуть тут как два пальца обос….ь :).
Проносимся Качикатцы, именно проносимся, еле удерживаю температуру в рабочем диапазоне, начинаем замерзать, снова и снова доливаем антифриз.
Проезжая хреновую дорогу, линзы, приходится сбавлять скорость, следом падает и температура, поднять уже не получается, едем, в салоне уже минус, останавливаться и лезть под капот уже нет смысла, на улице по-моему, полтинник. Хорошо, что в Хабаровске поставил второе лобовое стекло, иначе было бы совсем грустно. На въезде в Бестях теряем четвертую передачу, следом и первую, по ходу, коробка замерзла совсем, включить смог только третью, на ней ползем по Бестяху. Спускаемся к реке на переправу, хотя в машине уже конкретный дубак, настроение у меня очень даже хорошее.
До Якутска осталось совсем немного. В 2007 я также ехал домой и также замерзал на 70 «Прадике», только тогда он совсем замерз, тащили его через реку «Деликой» на механике. Потом потребовалась помощь еще и УАЗа, казалось, замерзли даже мосты. Тогда было -48. Так что в этот раз все было более чем «хорошо», двигатель еще работал, машина ехала сама, хоть и на одной передаче. Поэтому у меня все ок! Андрюха в шоке, а «Шок — это по-нашему! В Якутск прибыли в 11 утра, итого 37 боевых часов! Машину в теплый гараж — греться!
Далее была баня, осмотр, повреждений, констатация того, что Крузак встал и надолго. Как потом оказалось, развалился синхронизатор.
Якутск. Суровые якутские собаки!
Отработав в Якутске, трогаюсь дальше уже в одиночку. Друг Валера дает мне Харриер, — езжай в Витим, там продашь. Меня это вполне устраивает, и я мчусь дальше!
Дорога отличная, Хорек смачно пожирает дорожное полотно, оно, к моему удивлению, очень даже приличное, до Вилюйска добираюсь без проблем. Один раз подкачал колесо, приспустило, да помог мужикам из дорожно-строительной компании. У них сдох, один из трех УАЗиков, а троса как обычно не оказалось. Дал им свой, дождался их на пикете, и помчался дальше.
В Вилюйске хорошо прижало, -47, стала падать скорость, двигатель теряет обороты и не раскручивается, переключился на третью, вроде еду. Останавливаюсь, осматриваю машину, выхлопная труба перед катализатором, как меч джедая или нет, скорее Дарта Вейдара, алая, и, кажется, щас расплавится! Жду! Скорее всего, я хорошо дубасил всю дорогу и катализатор приказал долго жить! Десять минут перекура, трогаюсь, особых изменений нет, пытаюсь раскрутить мотор, неожиданно он подхватывает, и я, уже не пытаясь остановится, чтобы проверить, что же это было, мчу дальше, да и вылазить лишний раз в -47 совсем некомильфо!
Примерно через сто километров эпопея повторяется, пытаюсь также избавится от проблемы, но крысы уже адаптировались к отраве, и она не помогает. Еду уже на второй, замерзать одному, мне не очень хотелось, ведь даже поговорить не с кем, скучно. Надо искать решение. По случаю, Валера положил набор инструмента, так в дорогу мало ли, пригодится. Блин пригодился! Торможу, беру ключи, лезу под машину. Решаю открутить катализатор и замутить прямоток! Но дорожный просвет маловат и я в диких попытках открутить болты, начинаю замерзать, пальцы кажется стали стеклянными, лезу в машину греться. Снова еду в поисках удобного места для ремонта, километров через пять нахожу укатанный поворот и маленький овражек, шириной с метр, машина еле едет, с ходу перелетаю его и зависаю пузом над ним.
Снова лезу под машину. Вот уже удобнее, беру трещетку и головку на 14, откручиваю болты соединения выхлопной трубы и катализатора. Один открутился с большим трудом, второй вообще никак, с матами на весь лес, нечеловеческим ревом и бултыханиями ногами под машиной, отламываю часть болта, он так прикипел, что резьба намертво присохла к гайке. Итог: прямоток, прожженный капюшон, и потеря трещетки вместе с головкой, забыл в снегу от радости, когда все получилось, да и руки уже серьезно замерзли, поэтому как только все получилось, сразу рванул в салон. Запуск. И вот он, рык настоящего раллийного болида! Нет слов, одни маты! Бл ..! Как я счастлив! На улице минус 47, а я хреначу, по заснеженной дороге за сотку, как Петер Сольберг, на ралли Швеции. Душа поет, пальцы ноют, тачка ревет! Огонь!
Когда останавливаюсь, то получается вот такой вид!
Далее дорога складывалась более-менее удачно, в Крестяхе был казус, еду по улице и в тумане пропускаю поворот на ледовую переправу, проезжаю по улице, тупик, разворачиваюсь обратно, еду в начало деревни, снова разворачиваюсь, достаю айфон, думаю, по карте определить, где поворот, связи нет, незадача. Но на всякий случай включаю карту и тут — о чудо — WIFI, бесплатный, без пароля, подключаюсь — WIFI Крестях, все ок, карта работает, вот и поворот в 60 метрах, мчу дальше.
После того как отцепил катализатор, Харек стал усиленно поглощать дорогущий якутский бензин, где-то 16-17 литров на сотню. Заправившись в Сунтарах, я надеялся дойти до трассы Ленск—Мирный, и там в Алмазном заправится, но там ничего не нашел, думаю, ну в Дорожном по-любому есть, доезжаю туда, лампочка уже горит, заправки нет.
Утро. Иду в люди, у всех только саляра, прошу у хозяина придорожной столовой, в ответ, извини, брат, если тебе отдам, как сам до города добираться буду. Иду в другое кафе, так как в этом есть не очень приятно, хотя сам виноват, надо было брать канистру с собой, ведь знал, куда ехал.
Дозваниваюсь до родственников в Ленске, не доехал 94 км, троюродный брат Миха везет 30литров, как говорится, с запасом! Будет повод встретится. Пока завтракал в столовой, прошло время, вот и Миха, видел его последний раз лет 20 назад. Спасибо тебе, Михаил! Настоящий мужик!
Далее уже вместе доезжаем до Ленска, оставил машину на заправке, так проще, Миша повез в управление «Транснефти», беру пропуск на проезд по трубе, заранее купили родители, удовольствие стоит 8 000 рублей! От Ленска до Витима 370 км, совсем чуть-чуть!
Прощаюсь с Мишей, еще раз благодарю его за помощь, и снова мчу, следующие 370 км пролетел на одном дыхании.
План трубопровода «Восточная Сибирь—Тихий Океан».
Дорога для легкового транспорта вполне сносная, но для грузовиков и фур это что-то, настолько крутые подъемы! Короче, работенка еще та!
К вечеру был дома.
Дом есть дом! Любимые родители, родственники, бабушка. Друзья. Места. Вещи.
Пытаюсь за короткое время посетить всех, кто мне дорог, ну и, конечно, поход с друзьями в баню!
Разговоры о прошлом, вспоминаем, что было уже 16-17 лет назад, вроде это было только вчера! И от этого появляются желания, что жить надо! Потому что жизнь она такая короткая, а вокруг еще столько интересного, и, кроме тебя, эту интересную жизнь, мало кто может привезти в родной поселок, рассказать и показать, что есть там далеко…
У бабушки на стене сканированное наше с Юлей фото, по-видимому, так его пытались увеличить :).
Моя любимая Бабуля! Мама, брат Димка, д. Сергей и т. Оля.
Оставляю Харриер на продажу, буду возвращаться на 95 «Прадике» родителей, в поселке нет возможности его отремонтировать качественно, и я решил его восстановить в Хабаровске. А за пять лет, что прошли с момента, когда я его пригнал, он так ушатался. Хотя вид был еще ничего, но вот подвеска, казалось, она там, сама по себе, да и автомат кое-как еще жил!
Обществознание
За день до отъезда я посетил новую школу, очень хотел посмотреть музей, да и повидать своих учителей. В итоге меня попросили провести пару уроков, я собирался выехать утром, но что не сделаешь для родного поселка и школы. Утром провожу урок, сначала у 10 класса, потом у 11, мне очень понравилось! Не буду описывать, как и что, просто это на другом уровне, это нечто большее, чем просто работать и зарабатывать.
Новая школа
В связи с загруженной работой больше двух дней провести дома не получается, и я снова собираюсь в дорогу.
Мой друг Владимир заправляет меня полным баком соляры, а также дает в дорогу еще 50 литров, так что до Усть-Кута мне точно хватит. Володя, спасибо тебе огромное, брат!
Итак, после двух уроков прощаюсь с родителями, бабушкой, родным поселком, до следующей встречи, Витим. И снова дорога!
А на улице снова не жарко! -44 :) — наша любимая якутская погодка!
По дороге снова даю трос уснувшим парням на «Королле».
До Усть-Кута дорога проходит без особых проблем, по дороге подвожу Ивана, парень охотник, бросил Красноярск и вернулся в деревню, говорит, задолбал город, тянет домой в деревню. Оставляю его в Непе, обмениваемся телефонами, хороший человек, он меня также заправляет, в знак благодарности, еду дальше. До Усть–Кута я попутно вез Сергея, едет к родителям в Краснодар, они перебрались на юг, а он все еще не хочет расставаться с Якутией!
По дороге видим картину, черное небо озаряется светом, так сжигают попутный газ. Вот у нас страна, газ просто так сжигают, а рядом города и поселки замерзают. Короче, далее непередаваемая, ненормативная лексика на тему хозяйственной деятельности в отдельно взятых субъектах федерации!..
Прибыли в Усть-Кут рано утром около шести, на улице все также минус 40, и только я высадил Сергея, проехал тридцать метров, и автомат сдох. Я, как умная маша, естественно, долил жидкость в автомат через щуп. Помогло, проехал километров 15, снова сдох, понимаю, что надо рулить обратно в город, доливаю снова, разворачиваюсь, проехал метров 20, все, приплыл. Смотрю под машину, декстрон фигачит, почти струёй, походу выдавило коренной сальник автомата. Стою жду, врубил аварийку, на холостых машина замерзает, держу двушку на тахометре, вроде все ок!
Через час вижу огни, о, здорово! — «Камаз», помог отзывчивый парень в очках, дотащил меня до города. Спасибо, друг!
Дальше звоню двоюродному брату, вся моя поездка, как я понял, заключалась в поломках, чтобы повидаться с родственниками, которых уже давно не видел, наверно, так и должно было быть!
Приехал брат Иван, с ним оттащили машину в сервис, снова разговоры о жизни, не виделись с ним тоже лет 17. К обеду понимаю, что восстановить машину быстро не получится, решаю оставить ее, заберут родственники и вернут обратно домой. Беру такси до Иркутска, 1 000 км, так как на автобусе не успеваю на рейс до Хабаровска, снова еду. Но уже пассажиром. По дороге наконец-то высыпаюсь на заднем сиденье маленькой корейской машинки. А по трассе как обычно, сходят фуры на перевалах.
Утром приезжаем в Иркутск. Далее регистрация, ожидание, посадка. Полет. Снова курьез. Рейс до Хабаровска был через Якутск, и получается, что я снова повторил свой маршрут в обратном направлении, но уже на самолете! Вот и все, я дома…
Огромное спасибо:
Моим родителям — за моральную поддержку.
Водителю белого Камаза — за инструменты, где-то в районе Магдагачи.
Другу: Валерию, Владимиру, Анатолию — за баню!
Брату Михаилу — за доставку бензина!
Брату Ивану — за помощь.
Дмитрию, хозяину СТО «Лидер» в Усть-Куте.
Славе, водителю КИА — за доставку до Иркутска.
Водителю Камаза бензовоза — за помощь в транспортировке.
Ивану охотнику из Непы — за компанию.
P.S. «Крузак» через десять дней привезли на фуре, сейчас восстанавливаю коробку, умер синхронизатор, скорее всего замерзло масло, от этого он и сдох. Заказываю новые детали. Ставим контрактную коробку, так как новые детали нужно месяц ждать, а ездить-то хочется. И можно снова в дорогу!..