Осенний Урал — 2023

28.03.2024 | 4297 просмотров

Осень в наших краях бывает очень дождливой. Вот мы и решили: А не съездить ли нам на юг? Юг Урала. Ехать не так далеко. Повезет, так и на солнышке погреемся.

Раньше я думала, что Урал он где-то там. Очень далеко. Осенью 2020 года нам сделали дорогу, которая соединяет нашу Кировскую область и Удмуртию. Таким образом мы получили прямой выезд на трассу М-7. И открыв карту, я с удивлением обнаружила, что до Перми всего каких-то 500 км. Недолго думая, уже в феврале 2021, мы впервые поехали на восток, в Пермский край. О чем здесь, на дроме, уже есть мой отзыв Морозы Пермского края. Уже в процессе путешествия я увидела, что от Перми до Екатеринбурга рукой подать — 360 км.

Времени на поездку — 9 дней. Прочитали отзывы по Уралу и составили для себя маршрут.

День 1, сб. Дорога до Елабуги 460 км. Прогулка по городу. Дорога до Уфы 320 км.

День 2, вс. Прогулка по Уфе.

День 3, пн. Дорога до Златоуста (Таганай) через Сатку (Айские притёсы и Порожская ГЭС) 450 км.

День 4, вт. Маршрут по Таганаю до Каменной реки и музей оружейной фабрики.

День 5, ср. Дорога до Еткуль (Баден-Баден) 169 км. День релакса.

День 6, чт. Дорога до Челябинска 50 км. Прогулка по городу. Дорога до Екатеринбурга 212 км.

День 7, пт. Прогулка по Екатеринбургу.

День 8, сб. Дорога до парка «Оленьи ручьи» 116 км. Маршрут по парку.

День 9, вс. Дорога домой 820 км.

Маршрут мы выбрали кольцевой — выехали из города на юг, а вернулись уже совсем по другой дороге, с востока.

В это путешествие мы ездили втроем: я, муж и сын 10 лет. Машина у нас Opel Astra, 116 л.с., 1,6 л, 6 ст АКПП.  Пробег на момент поездки 134 тыс. Была куплена в автосалоне в 2014 году.

Из дома мы выехали в субботу 30 сентября 2023 года. Было пасмурно. До Малмыжа дорога знакомая. Ездили уже не один раз по ней в Казань. В этот раз после Малмыжа не повернули, а проехали прямо, через Вятские Поляны. В какой-то момент мы увидели, что на небе облачный фронт заканчивается и там дальше уже будет солнце. Говорю мужу: Видишь, где облака заканчиваются? Он — да. Я объясняю — это граница Кировской области. Так и получилось. Заехали в Татарстан, а там солнышко. Не зря на юг поехали.

Елабуга

Елабуга — яркий пример старинного уездного городка. Здесь сумели сохранить культурное достояние и историко-архитектурный облик. Город расположен на правом берегу Камы. Историческая часть города образует прямоугольные кварталы с перпендикулярно расположенными улицами, где построены 2-, 3-этажные дома. В историческом центре не видно домов советской постройки. Это позволило сохранить атмосферу XIX века.

В Елабугу приехали примерно в 11 часов. Припарковали машину на ул. Казанская, напротив памятника М. Цветаевой. Мы не поклонники её творчества, поэтому в дом-музей Цветаевой не пошли. А направились в соседний музей — Портомойню. Билет (650 руб. на всех) в этот музей приобрели в музее Цветаевой.

В стоимость билета входит экскурсионное обслуживание. Нам рассказали про общественные прачечные XIX века.  В музее всё как в XIX веке: стены и пол из бутового камня, чугунная печь, сохранившаяся с 1870 г., фрагмент трубы деревянного водопровода из лиственницы, построенного в 1833 г.

После экскурсии проехали по ул. Казанская. Остановились у небольшого арт-объекта. Памятник связистам.

Рядом была полуразрушенная стена здания. Заглянули в разбитое окошко

Проехали дальше и оставили машину около Спасского собора.

Хотели сходить в музей Шишкина, но вход нам преградила решительная женщина. Держала оборону для своей экскурсионной группы. Оглядевшись, мы поняли, что в субботу желающих попасть в музей очень много. Поэтому просто прогулялись от музея до Вечного огня и обратно по Большой Покровской до машины.

С высокой набережной открываются красивые виды на парк Шишкинские пруды. Спускаться к прудам мы не стали.

Одной из ярких достопримечательностей города является Елабужское (Чёртово) городище.

На высоком берегу, при впадении реки Тоймы в Каму, в древности находилось поселение пермских финно-угоров. Но в X-XII вв. оно было занято волжско-камскими болгарами. Они построили здесь каменно-деревянную крепость. Башня белокаменной цитадели — единственное сохранившееся наземное сооружение волжских болгар домонгольского периода.

Отсюда открывается живописный вид на пойму реки Камы и на исторический центр Елабуги.

Елабуга произвела на нас очень приятное впечатление. Небольшой провинциальный город с красивой исторической частью. Чистый и ухоженный. Несмотря на скромные размеры там есть что посмотреть. Он отлично подходит для поездки выходного дня. У нас появилось желание заехать в Елабугу еще раз, чтобы посмотреть, что не успели, и снова прогуляться по городу.

Прогулка по Елабуге заняла у нас около 3 часов. Из-за огромного количества организованных туристических групп, мы не решились искать место для обеда в городе. Как показывает опыт, хорошие и недорогие заведения бывают закрыты на спецобслуживание. Город маленький, поэтому выбор общепита невелик. Далее по маршруту трасса М-7 идет по окраине Набережных Челнов. Наш выбор пал на кафе узбекской кухни «Бахор». Мы не прогадали. Место оказалось очень колоритным и красивым. Еда была вкусной. Рекомендую.

Трасса М-7 от Мамадыша (там мы на неё въехали) до Набережных Челнов хорошая 4-полоска. Ремонтов на этом участке не было. Ехать было одно удовольствие. Далее от Челнов до Уфы — две полосы и ремонты. Часть трассы М-7 Казань — Дюртюли войдет в состав новой трассы М-12 (новости).

Из-за ремонтов от Н. Челнов до Уфы ехали медленно. Пробок не было, просто скорость движения была низкой. Большой трафик и мало окон для обгона. Только перед Уфой, километров за 50, началась 4-полоска. С учётом разницы, +2 часа от Москвы, в Уфу мы приехали уже после 21:00 по местному времени.

Квартиру в Уфе бронировали на Суточно.ру 3330 руб./ночь. Двухкомнатная угловая хрущевка, переделанная в 3-комнатную. Квартиру искали ближе к центру с парковкой во дворе. Но, к сожалению, хозяева нас обманули. Пульт от шлагбаума нам не дали. Пришлось искать место на улице. Месторасположение квартиры было хорошее, недалеко от центра, рядом с Софьюшкиной аллеей.

На следующий день у нас была индивидуальная экскурсия на машине, экскурсовод + водитель за 5300. Экскурсовода мы нашли на авито. Примерно за неделю я написала одновременно 4 экскурсоводам с авито и трипстера. В результате ответили все. Выбрала экскурсовода Венеру, т.к. она предложила более удобное для нас время.

Утро 1 октября в Уфе было очень туманным. Сначала мы направились к Монументу Дружбы. Венера рассказывала нам про историю города, показывала фото. Вокруг все утопало в тумане.

После мы поехали к собору Рождества Богородицы.

От собора мы направились к смотровой площадке, расположенной на высоком берегу р. Уфа около горнолыжного комплекса. К сожалению, вся река была в тумане. Мы смогли только полюбоваться зданием спортивного комплекса «Олимпик Парк» и подышать запахом леса.

Чтобы не рисковать с обзорными площадками, нас привезли в исторический центр города. Где мы немного прогулялись.

Советская площадь и памятник герою ВОВ М. Шаймуратову.

Улица Советская

Пройдя по ул. Советская, а затем через двор, мы зашли в арку Шевчука.

Выйдя из арки, мы попали в Театральный сквер, где расположен фонтан 7 девушек.

Рядом со сквером находится театр оперы и балета и здание бывшего Уфимского дворянского собрания.

Рядом со зданием дворянского собрания расположен памятник Ф. Шаляпину.

После мы немного проехали до сквера башкирского поэта, писателя и публициста Мустая Карима. Это по его повести «Радость нашего дома» был снят фильм «Сестренка» — девочка-сирота обретает семью в башкирском ауле во время ВОВ.

Недалеко от памятника расположен забавный арт-объект клещ Валера. Он, конечно, больше настоящего клеща, но его можно и не заметить за белым заборчиком.

В надежде, что туман уже рассеялся, мы направились к смотровой площадке на площади Салавата Юлаева.

Здесь же расположено здание конгресс-холла Торатау.

Ну и, конечно, памятник самому Салавату Юлаеву, национальному герою и символу Башкортостана.

Над рекой Белая (Агидель) туман рассеялся все же не до конца.

Для посещения в рамках экскурсии у нас осталась последняя точка — сад им. С. Юлаева.

Наша экскурсия длилась 3 часа 20 минут. По окончании нас отвезли в центр города и высадили около кафе. После обеда мы неспешно прогулялись по аллее современной городской скульптуры.

Там расположен новый ироничный символ города — название Уфа на башкирском — ӨФӨ. В народе — Три шурупа.

Дальше мы решили посетить уфимский Лимонарий. Пока шли до машины, сделала фото улиц Уфы.

Хрущёвка, в которой мы жили.

Маршрут выбрали по главной магистрали Уфы — проспекту Салавата Юлаева. Во время экскурсии нам рассказали, что проспект пролегает на месте русла реки Сутолока. Её воды спрятаны в подземные трубы. Если я не ошибаюсь, то на нем нет ни одного светофора. Проспект предназначен для скоростного непрерывного движения автомобилей.

Случайно нашла в интернете старую карту Уфы и совместила с новой. На старой карте ещё видно русло реки.

Мы быстро и без пробок доехали до Лимонария. Он принадлежит учебно-опытному хозяйству «Уфимский лесотехнический техникум». Само здание Лимонария и теплиц снаружи выглядят довольно невзрачно.

Но территория очень ухоженная и красивая.

Клумбы с капустой просто восхитительны.

На сегодняшний день в теплице площадью 1 гектар выращиваются и плодоносят 1300 деревьев лимона. Ежедневно, кроме понедельника, здесь проводят экскурсии. На сайте Лимонария указано время проведения. Но нам провели экскурсию раньше указанного времени, т.к. вместе с нами подошло достаточное количество посетителей. За троих отдали 650 руб.

Но здесь выращивают не только лимоны.

Банан:

Ананас:

Гранат:

Кофе и какао:

Папайя:

Стрелиция:

После Лимонария мы заехали в супермаркет и купили готовой еды на ужин. Отдохнули в квартире, покушали и снова пошли гулять в сторону набережной. Для начала заглянули на территорию Соборной мечети. Здесь находится Центральное духовное управление мусульман России.

Затем по Софьюшкиной аллее дошли до сада С. Юлаева.

Прогулялись по набережной до конгресс-холла.

Челябинская область

На следующий день у нас была задача доехать до Златоуста, а по дороге был запланирован осмотр достопримечательностей Челябинской области. После выезда из Уфы 4-полоска длилась недолго. Большая часть пути 2-полосная. Особенностью трассы М-5 оказалось бóльшее количество фур, чем легковых автомобилей. Причем это соотношение примерно 90% и 10%. Поэтому, несмотря на большой трафик, обгон был не столь напряженным. Было достаточное количество «окон» для обгона. Летом от Саратова до Волгограда ехать было гораздо тяжелее. Так же мы заметили, что на этом участке трассы М-5 огромное количество стоянок с кафе и автосервисами.

Нам повезло. На ремонтах под Симом мы стояли недолго, минут 5-10. Зато увидели плакат, который поверг меня в шок: «По четвергам с 09:00 до 14:00 проезд по трассе закрыт — ведутся взрывные работы.» Это что, трассу перекрывают раз в неделю на 5 часов?! Хорошо, что мы ехали в понедельник.

Первой нашей остановкой была Усть-Катавская пещера (54.90520551761285, 58.10830127187349).

Она находится прямо на трассе М-5. Есть незаметный отворот с трассы — грунтовая дорога. Мы его пропустили. Пришлось оставлять машину на обочине, перед оврагом. По лесной тропинке вышли на высокий берег реки Катав.

Рядом была расположена железная лестница, которая вела к пещере.

С трассы М-5 мы свернули в направлении г. Бакал. Дорога проходила через поселок Рудничный. Очень печальное зрелище. Полный упадок, старые покосившиеся домишки. За поселком, на горе, мы повернули по технологической дороге направо, в сторону Гаевского карьера. И через 200 метров оставили машину на удобной площадке. Технологического транспорта вокруг было не видно. Вся железная руда из карьера выбрана ещё в 2000-х. На месте карьера большое глубокое озеро.

Через полчаса мы были уже в Сатке. Сначала остановились около карьера, чтобы сделать фото. Он оказался не столь живописным, как Гаевский. Скорее, суровый и брутальный.

Кафе, которое мы выбрали для обеда, оказалось сосем рядом с карьером. Мы вкусно пообедали и отправились в сторону Больших Айских притёсов. По дороге остановились, чтобы запечатлеть Известковые печи. Их видно прямо с дороги. Находятся они в посёлке Парамоновка, перед поворотом на притёсы.

После поворота в Парамоновке, дорога осталась по-прежнему хорошей. Достаточно новый асфальт. И уже перед деревней Алексеевка мы свернули на грунтовую дорогу. Она проходила через лес. В сторону притёсов есть отвороты и раньше, через поля. Но они нам показались хуже, были немного размыты.

На парковке уже стояло около 5-7 машин. Людей было не так много. В лесу были какие-то домики и беседки. Даже кофе продавали.

На высоком берегу оборудована смотровая площадка.

С неё открываются красивые виды на реку Ай.

Рядом в овраге установлена железная лестница для спуска к реке.

Чуть дальше за оврагом находится экстрим-парк Грифон. У них есть группа в ВК. В будний день они не работали. Устанавливали снаряжение. Мы прогулялись по парку.

На обратной дороге мы остановились около маленького водопада. Там, где река Каменка выходит из тоннеля и впадает в реку Ай.

Рядом расположены Парамоновские притёсы.

Река Ай.

Последней точкой осмотра в этот день у нас была Порожская ГЭС. Перед поселком Сулея мы повернули налево, около заправки Зюраткуль. От пос. Сулея до Романовки дорога была хорошая — асфальт. За Романовкой асфальт закончился, началась грунтовка. Навигатор показывал, что ехать нам осталось примерно 5 км. Никаких проблем с проездом по грунтовке у нас не возникло.

В пос. Пороги, вдоль реки Большая Сатка живописно расположились домики.

Начало XX века — в стране экономический подъём. Предприятиям необходимо много стали. Для того, чтобы повысить качество стали — прочность, жароустойчивость, необходимы ферросплавы — сплавы железа с другими металлами.

До 1910 года Россия ввозила ферросплавы из-за границы, покупая их на золото. Собственного производства страна не имела. Наиболее эффективный метод выплавки ферросплавов — электротермия. Для такого энергоемкого производства нужна дешевая электроэнергия. Все факторы для размещения нового производства сошлись на реке Большая Сатка, там, где она образует пороги.

Строительство электрометаллургического завода и гидроэлектростанции для него началось в 1908 году.

Несмотря на мрачный вид заброшенных зданий, вокруг живописные осенние пейзажи

Скоро рядом с ГЭС, похоже, откроется кафе.

На обратной дороге хотели проехать через поселок Бердяуш, чтобы выехать на трассу М-5. Мы не повернули на Романовку, а проехали прямо по мосту через Большую Сатку. Однако через несколько сотен метров асфальт закончился. Ехать дальше не решились. Поэтому развернулись и поехали по той же дороге, по которой приехали, через Сатку.

Где-то на тихом участке я попросила остановить машину, чтобы сделать фото Уральских гор.

В Сатке вдоль дороги стояли симпатичные разноцветные домики. Парочку я успела сфотографировать.

Потом вдалеке показался пруд и Сонькина Лагуна — парк аттракционов, детский развлекательный центр. Я успела сделать одно фото и батарея у фотоаппарата села. Пока я её меняла, все интересное мы проехали.

При планировании поездки мы думали сходить туда. Но это заняло бы полдня. Поэтому решили, что сын у нас уже достаточно большой для таких развлечений )

Златоуст, Таганай

Для прогулки по Таганаю мы решили остановиться на две ночи в Златоусте. Жилье забронировали на Островке. Новенькие апартаменты в гостевом доме, который расположен на 1-м этаже сталинки. Ночь стоила 2240 руб.

На следующее утро в 9:20 мы уже были у входа в национальный парк Таганай.

В информационном центре купили билеты и направились к началу тропы «Большая каменная река». Билет на взрослого на день стоит 200 руб. Дети бесплатно. Всех входящих в парк регистрируют. При выходе необходимо подойти и отметиться, что национальный парк покинули.

На сайте национального парка можно скачать офф-лайн карту. Мы ориентировались по офф-лайн карте Mapy.cz, а также по синим отметкам на деревьях. Вся тропа до Большой каменной реки отмечена синими метками, заблудиться было сложно.

От Центральной усадьбы до Большой каменной реки 4,5 км. Маршрут возвратный, т.е. всего 9 км. Общий набор высоты 115 метров. В информационном центре указано, что на маршрут заложено время 5 часов.

Вначале тропа шла по лесу, с небольшим уклоном вниз. До первой обзорной точки, Тещин язык, мы дошли с легкостью. Это примерно 2,5 км.

От обзорной площадки тропа спускается достаточно круто вниз. И через 200 метров мы подошли к подвесному мосту через реку Большая Тесьма.

Дальше тропа имеет естественное грунтовое покрытие, местами заболочена. Приходилось выискивать сухой путь, чтобы не вымочить ноги. Мы уже не могли дождаться, когда выйдем к «реке». Сначала на дороге появились редкие, заросшие травой валуны.

Мы даже нашли гриб на пне. Трогать его не стали.

Сначала тропа пересекает небольшой рукав каменной реки. Там расположена фотозона.

Чуть дальше по тропе, среди сосен стоят беседки — стоянка Веселый ключ. Сам ключ, небольшой ручей, мы нашли не сразу. Он искусно прятался за деревьями. На стоянке кроме беседок есть два места для кострища. А в стороне находится туалет.

Сразу за стоянкой «протекало» широкое русло Большой Каменной реки. Впечатляющее зрелище. Для меня это было целью всей поездки.

Большая Каменная река — это курумник, большое скопление крупных каменных валунов. По мнению ученых курумы появились из-за растрескивания горных пород на валуны во времена древнего оледенения и последующей «обработки» осколков силами воды и ветра.

Мы посидели и отдохнули где-то около часа. Немного перекусили запасами из рюкзака. В обратный путь мы отправились по Нижней Таганайской тропе. Она идет по железному мосту через реку Большая Тесьма.

Эта тропа менее облагорожена, чем та, по которой мы шли к Большой Каменной реке. Порой тропа утопала в луже, и нам приходилось преодолевать водные препятствия, перепрыгивая по камням через ручей.

Наш поход длился почти 6 часов. Мы немного устали. Но все-таки решили съездить в музей оружейной фабрики в Златоусте.

Само здание музея выглядит невзрачно. Это самое старое здание в городе.

Билеты в музей продаются в фирменном магазине фабрики. Мы купили билеты и прогулялись по магазину.

В магазине, конечно же, продаются и ножи. Много ножей. За стеклянными витринами, которые сильно бликовали. В результате фото витрин с ножами я так и не сделала. Но нож муж себе купил.

Вход в музей находится с торца здания. Одновременно это и вход на саму фабрику. С проходной.

Музей находится на третьем этаже. Пока поднимались рассматривали лестницы и двери.

На экскурсии нам рассказали историю строительства фабрики, про мастеров холодного оружия, про этапы создания гравюр. А в конце экскурсии разрешили подержать оружие в руках, предварительно надев перчатки.

На следующий день у нас был заезд в термы Баден-Баден в с. Еткуль. Само заселение было возможно не ранее 16:00. А купаться в термах можно с 14:00. От Златоуста до терм 174 км или 2 часа 40 минут времени. Поэтому утром у нас было свободное время. И мы решили заехать в парк имени П.П. Бажова в Златоусте. Не спеша прогулялись практически в одиночестве.

Здесь было очень много читающих детей.

Поднялись на небольшую обзорную площадку и посмотрели на Златоуст сверху.

Сам город Златоуст произвел на нас гнетущее впечатление. Когда мы в него только заехали, то появилось чувство, что мы проехали портал времени и попали в прошлое, в 90-е годы прошлого века. Трамваи Златоуста, казалось, помнят времена ВОВ. Улицы выглядели унылыми, несмотря на солнечный день. Небольшие островки современности и ухоженности все же были. Например, парк Бажова. Но это очень точечно. И общую картину восприятия города это не изменило. К сожалению, город выглядел депрессивно.

Из Златоуста мы направились по дороге в сторону Миасса. Думали посмотреть на озеро Тургояк. Пока ехали, видели, что прямо по пути находится гора Семибратка. Решили туда заехать. Это часть национального парка Таганай. Здесь тоже расположена оборудованная тропа называется «Путешествие по Европе и Азии». Её протяженность 4 км, она простая. Подойдет для прогулки с детьми.

За посещение парка мы снова заплатили за билеты по 200 руб. с взрослого. Во времени мы были ограничены, поэтому прогулялись только до первой смотровой площадки.

Вдалеке виден хребет Большого Таганая около Большой каменной реки.

Златоуст:

Когда мы вернулись к машине, то поняли, что времени на озеро у нас не осталось. Поэтому развернулись и выехали на трассу М-5. Сначала дорога была 2-полосной. Но вскоре появились 4 полосы и звук из-под колес. Казалось, что у нас отваливаются сразу все 4 колеса. Я нервничала, просила остановиться и проверить. Муж успокаивал меня — это такое покрытие. Километров через 10 покрытие сменилось и устрашающий звук исчез.

Термы Баден-Баден в Еткуль

В термальном комплексе два больших бассейна под открытым небом. Купаться в них можно круглый год. Минеральная вода поступает в бассейны из глубинной скважины.

В центральном корпусе «Thermal» есть ещё один большой бассейн с небольшой детской горкой. На цокольном этаже расположены два маленьких бассейна и комплекс «Бани народов мира».

Для проживания на территории комплекса расположено несколько корпусов. На троих ценник начинается с 7900. В стоимость входит безлимитное купание. Судя по отзывам, эти номера совсем ушатанные. Поэтому, чтобы не испортить себе впечатление, мы выбрали номер подороже — Апартаменты (студия) в корпусе Vogue за 13400. Кроме проживания и купания, в стоимость этого номера входит завтрак.

По приезду мы сразу пошли купаться. Погода была очень хорошая. Днем воздух прогрелся до 20 °С. Между открытыми бассейнами мы ходили в купальниках по улице. Пробыли в бассейнах и саунах часа три. После прогулки по Таганаю купание и гидромассаж были очень кстати.

После купания заселились в номер, поужинали и прогулялись по территории.

Наш корпус. Большое окно на втором этаже — наш номер.

К моему разочарованию, большинство корпусов оказалось обшито сайдингом. Что выглядело не очень эстетично. Вход в наш корпус оказался совсем не парадным. Было ощущение, что ты заходишь в служебный вход какого-нибудь ангара.

С другой стороны комплекса среди сосен были расположены дома-контейнеры. Чтобы оживить серость и унылость пейзажа, часть пространства была украшена разноцветными зонтами.

Недалеко был расположен мини-зоопарк. Очень мини.

Мангальная зона.

Мы прогулялись за территорией комплекса по оборудованной тропе до озера Боровушка. Летом здесь можно загорать и купаться.

Вечером, перед сном, мы ещё раз сходили искупаться часа на два.

Утром мы позавтракали в ресторане комплекса «Баден-Баден» и отправились путешествовать дальше. Знакомство с Челябинском мы начали с музея истории Южно-Уральской железной дороги. Билет для самостоятельного осмотра стоил 500 руб. за троих.

Залы музея расположены по спирали, которая поднимается вверх.

Все залы оборудованы аудиогидами и расположены в хронологической последовательности.

Я почему-то очень обрадовалась, когда увидела эту справочную из детства. Совсем забыла, что такие когда-то стояли на вокзалах. И я, маленькая, с радостью нажимала на кнопки и заворожено смотрела как переворачиваются листы.

За 300 руб. мы купили для Максима билет на тренажёр-симулятор «Ласточка». Чтобы он попробовал себя в роли машиниста электропоезда. Маршрут длится 20 минут и начинается со станции Челябинск-Главный. На протяжении всего маршрута можно пройти несколько различных ситуаций под руководством инструктора.

По окончании Максиму в торжественной обстановке вручили диплом.

Центр ЮУЖД оставил очень приятное впечатление. Напоследок мы купили за 300 руб. билеты на посещение площадки натуральных экспонатов железнодорожной техники ЮУЖД. Вся техника отреставрирована и, несмотря на свой почтенный возраст, выглядит величественно.

После посещения музея ЮУЖД мы решили отправиться в центр Челябинска, чтобы прогуляться по пешеходной улице Кирова. На карте мы нашли парковку за Государственным историческим музеем. Но по какой-то причине она была перекрыта. Поэтому нам пришлось проехать по мосту через Миасс и оставить машину на парковке около Зала органной и камерной музыки «Родина».

Памятник Столыпину напротив здания Зала органной и камерной музыки.

Развлекательный центр Мегаполис.

Государственный Исторический Музей Южного Урала.

Концертный зал имени Прокофьева.

Театр оперы и балета имени Глинки.

Улица имени С.М. Кирова одна из первых улиц в городе. За свой век успела сменить массу названий: когда-то она была Уфимской, Екатеринбургской, Рабоче-Крестьянской. В самом начале (или конце) пешеходной части установлен памятник основателям города. Именно здесь в 1736 г. была возведена крепость, давшая начало уральскому мегаполису.

Три пешеходных квартала улицы Кирова — «Кировка», торговый центр старого Челябинска. Здесь сохранена историческая архитектура — купеческие дома.

Большой шар на переднем плане — это Луна.

Скульптуры здесь расположены не просто так, а в тщательно продуманных местах.

Пожарный — возле бывшей пожарной части, сейчас возле «Цыплят-табака».

«Чистильщик обуви» — возле обувного магазина.

«Модница» — возле старейшего магазина «Молодежной моды». Мне кажется, её переставили.

«Ходок за правдой» — у входа в Законодательное собрание.

А. Розенбаум — возле военной комендатуры. Одетый в военную форму бард играет на гитаре, исполняя песню «Черный тюльпан» о ветеранах Афганской войны. Слова из песни выбиты на стоящем неподалеку камне.

Из архитектурного ряда несколько выбивается челябинский небоскреб — Челябинск-Сити.

Здесь же расположены современные развлекательные музеи из ничего.

Мы пообедали в одном из многочисленных кафе и отправились обратно по Троицкому мосту к машине. Дорога из Челябинска до Екатеринбурга — комфортные 200 км четырехполосной трассы.

В Екатеринбург мы въехали в пятницу вечером. Получили большую порцию пробок. Квартира располагалась центре — около ТЦ «Гринвич», в начале пешеходной части ул. Вайнера.

Классическая 2-комнатная хрущевка за 3500 руб./ночь на Суточно.ру.

Вечером, после заселения, мы немного прогулялись по вечернему Екатеринбургу. Сначала по пешеходной части ул. Вайнера от ТЦ «Гринвич» до просп. Ленина.

Накануне нашей прогулки на ул. Вайнера установили новый скандальный арт-объект Лев. Мы новостей не читали, только удивлялись — почему у прохожих так много эмоций по поводу этого льва. Все улыбаются и фотографируются с ним. Фигуру льва на фото мы не запечатлели, т.к. не увидели и не оценили в темноте его золотые достоинства. Были видны только красные горящие глаза.

По просп. Ленина дошли до Плотинки и обратно до «Гринвича». Там, в ТЦ, я заблудилась. Мы решили срезать путь и пройти сквозь ТЦ, чтобы выйти прямо у дома. Дороги домой не было. Т.е. в направлении, куда указывал мой внутренний компас, была стена. Меня спас муж и его карта ГИС2 ) Оказалось, что мы зашли на 0-й этаж, а выход был на 1-м этаже.

На следующее утро, выйдя из подъезда, мы увидели во дворе занятный городской пейзаж.

В Екатеринбурге я нашла два пешеходных маршрута: синий и красный. Эти маршруты обозначены специальной разметкой на асфальте. Мы изучили их и составили свой.

Наш план был такой. Доехать на метро до станции Динамо. А оттуда идти обратно, в сторону дома, проходя по участкам красного и синего маршрутов. Получилось примерно 4,5 км.

Началось все с небольшого приключения. Мы никак не могли найти вход в метро. По картам он был в ТЦ «Гринвич». Но торговый центр был еще закрыт. Пришлось его обходить.

Станция метро Геологическая.

Станция метро Динамо.

Дворец спорта у выхода из метро.

Площадь у дворца была огорожена, и мы не сразу нашли путь к набережной.

На набережной реки Исеть нам открылся красивый вид на квартал Екатеринбург Сити и Ельцин-Центр. Сын с гордостью спросил нас: «А вы знаете, что Ельцин — это первый президент России? И он родился в Екатеринбурге». Мы поняли, то, что было частью нашей жизни, — для сына уже история.

Мы немного прогулялись по набережной и направились в сторону Храма-на-Крови.

Концертный зал, кинотеатр «Космос» и памятник братьям Люмьер.

Памятник архитектуры Усадьба Харитонова-Расторгуева — типичный образец городских усадеб первой трети XIX века в стиле классицизма. В настоящее время там располагается Дворец творчества учащихся.

Памятник Петру и Февронии.

Музей «Царская семья». Он расположен в здании, которое когда-то было церковью.

Храм-на-Крови. Был построен на том месте, где до середины семидесятых стоял дом инженера Ипатьева.

Часовня возле храма.

От Храма-на-Крови мы пошли по ул. Карла Либкнехта в сторону Плотинки. Сегодня на улице Карла Либкнехта можно увидеть значимые строения уральской столицы, которые имеют историческую ценность как памятники архитектуры.

Свердловская государственная академическая филармония. Построена в 1917 году с фасадом в стиле «модерн».

Фотографический музей «Дом Метенкова» — это музей, посвященный жизни и творчеству известного фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова. Он расположен в старинном деревянном доме, который когда-то был магазином.

Музей Истории Екатеринбурга.

Дальше мы повернули на ул. Ленина и направились в сторону набережной.

Дом Севастьянова (резиденция Президента РФ). Он считается одним из красивейших домов старого Екатеринбурга.

Набережная реки Исеть.

Плотина Екатеринбургского завода, Плотинка — старейшее сооружение Екатеринбурга. Построена в 1723 году. История города началась со строительства этого завода. Напротив створа плотины установлена огромная родонитовая глыба — символ минералогического богатства Уральских гор.

У Плотинки расположен «Исторический сквер». К 250-летию города здесь, вместо старинных цехов Екатеринбургского завода, появилось открытое общественное пространство для проведения городских гуляний и праздников.

На территории Исторического сквера располагаются четыре музея. Водонапорная башня — филиал музея истории Екатеринбурга. Построена в 1890-х годах для обслуживания железнодорожных мастерских.

Музей природы. По просьбе сына мы посетили этот музей.

Экспозиция крупногабаритной техники уральских заводов около музея архитектуры и дизайна.

В западной части Плотинки находится Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

По улице Горького мы направились в сторону пешеходного Сплавного моста через Исеть.

Башня Высоцкий.

Здание городской электростанции «Луч». Это памятник не только исторический, но и архитектурный — изящное кирпичное здание выжило во многом благодаря своей красоте.

До революции единственная крупная электростанция считалась городской достопримечательностью. Её даже размещали на открытках.

Самое удивительное, что, когда я делала свое фото, я не знала, что это за здание. А фото открытки я нашла, уже когда писала отзыв. У меня совершенно случайно получилось фото с того же ракурса, что и на открытке.

Мы с большим удовольствием прогуливались вдоль набережной реки Исеть.

Перейдя реку по пешеходному мосту, мы любовались осенью в Дендрологическом парке.

Из парка мы вышли к уже знакомому ТЦ «Гринвич».

В этот раз мы без приключений срезали путь через ТЦ.

Природный парк «Оленьи ручьи»

Субботним утром мы выехали из Екатеринбурга на трассу в сторону Перми. Часть трассы от Екатеринбурга до поворота на Красноуфимск — 170 км сплошного ремонта. Этот участок планируют сделать частью трассы М-12 Москва—Казань—Екатеринбург.

В этот день нам надо было проехать по трассе 75 км до поворота на Нижние Серги. Нам повезло. В пробке мы постояли совсем недолго.

Вход на территорию природного парка Оленьи ручьи находится на территории населенного пункта Бажуково. Перед въездом в Бажуково установлен шлагбаум, а рядом находится большая парковка. Когда мы приехали, парковка была почти пустой. Очереди в кассу парка не было. Билет на посещение парка стоил 423 руб. на взрослого. Дети до 18 лет бесплатно. Билет действует 3 дня.

У нас был забронирован номер в гостинице на территории парка. Номер был очень скромным. Два дивана, стол, шкаф и пара стульев. Цена тоже была скромной 2800 за ночь.

Заезд в номер официально был с 12:00. Нам повезло, номер оказался свободен, и мы смогли заселиться в него сразу. Перед прогулкой перекусили и двинулись в путь.

Для прогулки мы выбрали красный малый экскурсионный маршрут «По долине реки Серга». Это самый популярный экскурсионный маршрут. Его протяженность 6 км.

После железной дороги началась живописная ул. Парковая. В начале улицы стоял кофейный автомат и робот, который делал мороженое.

Около избушки Бабы Яги была развилка тропы. Мы пошли налево по северной части тропы к смотровой площадке на скале Светлая.

На тропе встречаются гигантские сосны, которые можно обхватить разве что втроем.

По данным ученых, эта сосна старше города Екатеринбурга примерно на 15 лет, ей 300 лет.

Для выплавки металла в доменной печи и нужд заводских поселений требовалось большое количество древесины. Поэтому леса вырубались сплошными рубками, восстанавливались и вырубались вновь. Эта сосна и несколько других старых деревьев, стоящих на большом расстоянии друг от друга, были оставлены для воспроизводства леса.

По лесной тропинке мы достаточно быстро вышли к обзорной площадке на скале Светлая.

По железной лестнице у скалы «Целующиеся камни» мы спустились ближе к реке Серга.

И вышли к жанровой скульптуре Ангел единой надежды.

Скульптуры первых семи Ангелов-хранителей были установлены в один день, 17 сентября 2005 года, в Австралии, Канаде, Перу, Мали, Вануату (остров в южной части Тихого океана), на Гавайях и на Урале, в природном парке «Оленьи ручьи». Изначально планировалось установить 49 таких скульптур. По замыслу автора идеи, шведской художницы и скульптора Лены Эдвалл, Ангелы-хранители сформируют единое пространство земного шара, будут стоять на страже мира и спокойствия, защищать людей от зла и, в первую очередь, от войн и терроризма.

Дальше тропа пролегала по обрывистому берегу реки Серга.

Пещера «Стоянка древнего человека». Она являлась временным убежищем древних людей.

Скала «Дыроватый камень».

С другой стороны скала напоминает лошадь, которая пьет воду.

У Дыроватого камня красный маршрут поворачивает на тропу, ведущую в поселок Бажуково. Мы же решили продолжить свой маршрут по желтой тропе вдоль реки к подвесному мосту.

Ствол сосны и лиственницы.

Подвесной мост.

Мы перешли по мосту и устроили небольшой привал в беседке на большой поляне. Максим дальше идти не хотел. Поэтому я осталась с ним у реки, а муж продолжил маршрут до скалы Писаница.

Максим играл с камнями у реки возле моста, а я наблюдала за ним.

Тем временем туристов становилось все больше и больше. На мосту периодически возникала пробка. Если утром перед нами и за нами шли только детские группы, то сейчас появились и взрослые. Было ощущение, что где-то открыли проход и народ просто хлынул потоком. Обратно мы шли уже в плотном потоке туристов.

Сосна канделябр.

Танцующие березы.

После прогулки мы провели вечер в беседке с мангалом около гостиницы.

Дорога домой.

Из-за обилия ремонтов мы решили не возвращаться на трассу через Нижние Серги, а проехать дальше. И выехать на трассу Р-242 через Красноуфимск.

Погода окончательно испортилась. Периодически шел дождь, и стало прохладно.

Перед Красноуфимском с указателями началась чехарда. Три разных указателя показывали абсолютно разное расстояние до города. Сам город Красноуфимск просто утопал в грязи. Грузовики размесили грязь по всему городу. Как мы поняли — это идет строительство нового участка М-12 Дюртюли — Ачит.

Почти до самой Перми трасса двухполосная. И только за 40 км до Перми началась новая 4-полоска.

Саму Пермь мы прошли по объездной без проблем. За Пермью трасса М-7 была снова в две полосы.

Под конец поездки у нас произошло небольшое приключение. В какой-то момент мы почувствовали неприятный запах в машине. Мы не сразу поняли, где же источник. Впереди шла фура. Я увидела, что у неё с правой стороны стала разваливаться покрышка. Начали лететь небольшие куски резины. Муж увеличил дистанцию и пытался предупредить водителя, мигая фарами. Результата не было. Большая часть покрышки слетела и выкатилась перед нами на трассу. Благодаря невысокой скорости и большой дистанции мы её объехали. Фура, как ни в чем не бывало, двигалась вперед. Так продолжалось, пока нас не обогнала другая фура. И видимо, её водитель смог сообщить о проблеме. Фура-инвалид, к нашему облегчению, наконец остановилась. Мы благополучно вернулись домой.