Золотое коромысло

23.05.2023 | 5939 просмотров

Кострома — Плёс — Ростов Великий — Углич — Калязин — Великий Новгород — Санкт-Петербург — Выборг — Ярославль

Лето 2022 года у нас было насыщенным. Дочь Полина закончила 11 классов. Экзамены, выпускной, поездка вдоль Волги до Самарской Луки, поступление в ВУЗ мечты. Все получилось. Санкт-Петербург был готов встретить её. Чтобы подольше не отпускать дочь из своих объятий, мы повезли её до Питера на машине. По дороге решили заехать в города «Золотого кольца». Только маршрут у нас получился не кольцом, а коромыслом.

Живем мы в Кировской области, примерно 1500 км от места учебы. Составили маршрут:

• 1 день.  Дорога Кирово-Чепецк — Кострома (660 км) + прогулка по Костроме
  • 2 день. Дорога Кострома — Плес (75 км). Прогулка по Плесу. Дорога Плес — Ростов (196 км). Прогулка по Ростову.
  • 3 день. Дорога Ростов — Великий Новгород (650 км). По дороге Углич и Калязин.
  • 4 день. Великий Новгород.
  • 5 день. Дорога Великий Новгород — Петергоф (240 км).  Общежития СПбГУ находятся в Петергофе, поэтому и жилье нашли там.
  • 6-8 день. Петергоф, Санкт-Петербург.
  • 9 день. Дорога Петергоф — Ярославль (870 км).
  • 10 день. Ярославль.
  • 11 день. Дорога Ярославль — Кирово-Чепецк (740 км).

У нас в семье «традиция» — накануне отъезда кто-нибудь да заболеет. В этот раз отличился кот. Где и что запретное съел, знает только он сам. Пришлось несколько дней возить его в ветклинику на уколы. Даже думали изменить график поездки. Но все обошлось. Кот у нас живет недавно, с января 2022. Кот — потеряшка. Жил у репетитора по математике на передержке, пока не найдутся новые или старые хозяева. Старые хозяева не нашлись. Полина влюбилась в него, когда ходила к репетитору на занятия. Очень ласковый, сам на руки идет. Поговорить и поиграть тоже любит.  И теперь у нас проблема — куда пристроить кота на время наших поездок. А поездки у нас бывают 2-3 раза в год. Договорились с репетитором, что мы берем кота, а на время наших поездок он будет жить у неё. В этом году кот уже три раза «занимался математикой». Путем открытого семейного голосования назвали кота Шнапс.

Для однодневных ночевок решили взять отели, т.к.  заселение проще и быстрее, чем в квартирах. Вчетвером (в поездку взяли и 9-летнего сына Максима) в одной комнате отеля тесновато, но одну ночь переживем. В квартире нам гораздо просторнее, плюс наличие кухни.  Главный минус квартир для меня — это необходимость созвона с хозяевами. К сожалению, не все владельцы жилья перешли на бесконтактное заселение.  В эту поездку «отличился» хозяин квартиры в Ярославле. Он попросил предупредить его за ДВА часа до момента приезда. Я была несколько озадачена. Обычно просят позвонить за час до заезда. Как рассчитать два часа, если ты едешь на машине? Договорилось, как покажет навигатор. Потом, когда уже заселились, он ещё пару раз звонил, спрашивал все ли хорошо. Потом ещё, уточнял время отъезда. Что-то он меня несколько напряг. Я даже удивилась, что он не пришел в шесть утра, когда мы уезжали. Разрешил положить ключ в почтовый ящик :)

Бронировать начали примерно за неделю до отъезда. Как же сложно искать для детей раздельные кровати!!!  Это большая редкость. Даже в отелях второе спальное место чаще всего диван.

В связи с отсутствием букинг и аирбнб, бронировала на разных сайтах:

• Кострома. 1 ночь. Отель Центральный. Островок. Стоимость 3485 руб. Полная предоплата.
  • Ростов. 1 ночь. Отель Ростовский. Стоимость 3330 руб. + промокод 10%. Полная предоплата.
  • Великий Новгород. 2 ночи. 2-комнатная квартира на ул. Прусская 5. Суточно ру. 2950 руб. сутки. Предоплата 480 + 500 бонусов + оплата на месте 4920 руб.
  • Петергоф. 5 ночей. Таунхаус, пер. Первомайский. 3000 руб. сутки. Предоплата переводом 3000 + остальное на месте.
  • Ярославль. 2 ночи. 1-комнатная квартира на ул. Терешковой, 4. Суточно ру. 2725 сутки. Предоплата 275 + 500 бонусов + 4675 на месте.

Чтобы не запутаться, где, что и сколько оплачено, пришлось все записывать. Дополнительно ставила метки, где будем ночевать, на карте maps.me. Они помогают мне в дороге оперативно подсказывать мужу, куда ехать. Но он и сам предварительно просматривает карту, чтобы понимать, как ехать по незнакомому городу. Обязательно в телефон записываю контакты хозяев квартир и отелей. В поездке сразу понятно, кто звонит (пишет).

Машина у нас Машина Opel Astra, 116 л.с., 1,6 л, 6 ст АКПП. Была куплена в автосалоне в 2014 году. Пробег 120 тыс. км. Вещей для переезда Полины в Питер было собрано много. Пришлось на машину ставить бокс.

Кострома

Из дома выехали рано утром 22 августа. Дорога из Кирова до Костромы теперь в хорошем состоянии, кроме небольшого участка около Шарьи. Трафик небольшой. Найти кафе/столовую на трассе не проблема. В Костроме мы были уже в 16:20. Наш отель назывался Центральный, ну и расположен, соответственно, в центре. Парковка имеется. Общий холодильник на этаже (в жару было очень актуально). Современный отель с интересным интерьером. Комната маленькая, но симпатичная, с мансардным окном и кондиционером. Для детей двухъярусная кровать. Санузел в номере (обязательно).

Заселились, передохнули и пошли гулять. Несмотря на конец августа, стояла 30 градусная жара. От отеля по Советской улице дошли до Сусаниской площади, в народе — Сковородка. Кострома застроена по принципу лучевой или веерной планировки, улицы веером расходятся от центральной площади. Только вместо веера у Костромы — Сковородка.

Прошлись вдоль торговых рядов.

Вышли к скверу с памятником Сусанину и спустились по Молочной Горе к реке.

Я ожидала увидеть красивую ухоженную набережную. Но, к сожалению, вид у набережной был совсем не нарядным. Центральный парк был закрыл на реконструкцию. По ул. Чайковского мы вернулись к отелю. Я предложила прогуляться ещё. Мы снова дошли до центральной площади. Прогулялись по ней. И повернули в противоположную сторону от реки. Немного прошлись по улочкам.

Под ногами была пыль, от машин было нечем дышать. Впечатления о городе — это стечение различных обстоятельств. В этот раз обстоятельства сложились не в пользу Костромы.

Плес

На следующий день, чтобы все успеть, мы выехали из Костромы пораньше и в 8:20 были уже в Плесе. Это маленький городок Ивановской области расположен на берегу Волги. Вики говорит, что он входит в четвёрку самых посещаемых туристами малых городов России. Промышленных предприятий в Плёсе нет. Центральная историческая часть города закрыта для туристов на въезд. Стоит шлагбаум. Рядом расположена большая бесплатная парковка. Оставив машину на парковке, по утренней прохладе, мы начали прогулку. Численность населения Плёса составляет около 1700 человек. Многие дома Плеса являются памятниками архитектуры, их внешний облик менять нельзя. Здесь запрещены заборы из профнастила. Новые дома строят, сохраняя плёсские архитектурные традиции. Выше второго этажа дома строить нельзя.

Наше знакомство с исторической частью Плёса началось с горы Соборная. Мы шли по живописной тропинке, вдоль обрыва. Слева, за оврагом, на горе Левитана видна Воскресенская церковь. Справа, среди зелени, белокаменная Успенская церковь.

По тропинке мы спустились с обратной стороны горы, и вышли на Торговую площадь. Будний день. Девять утра. Пустая площадь. Торговые ряды закрыты.

В дальнем углу площади закусочная «Рыбный угол» была закрыта. Там должны продавать плёсский угол — открытый пирожок треугольной формы с рыбной начинкой. Их делают вручную, выбирая из леща все кости. Зашли в открытый рядом магазинчик. Интересный снаружи, внутри оказался обычным сельпо. Разочарованные вышли, ничего не купив.

Чтобы сохранить исторический облик, местным жителям настоятельно рекомендуют сохранять и восстанавливать оригинальные оконные наличники и воздержаться от выбора сайдинга и пластиковых окон. Пластиковые окна в городе есть, но они искусно закрыты резными наличниками и совершенно не портят внешний вид зданий. Набережная Плёса практически не сохранила следов советской эпохи.

На набережной Плёса расположен ряд двухэтажных особняков XIX века. Дом в стиле модерн.

«Дом о семи окнах», построенный в 2013 году, даже эксперты принимают за дом XIX века.

Плёс в первую очередь связывают с Исааком Левитаном. Легенда гласит, что, проплывая по Волге на пароходе в поисках новых впечатлений, художник решил остановиться в этом городе, оценив красоту местных видов. Здесь есть памятник Левитану, музей Левитана, улица, гора и т.д.

По деревянным ступеням мы поднялись на холм, гору Левитана, с которого открывается вид на Волгу и на Воскресенскую церковь. В XVI веке здесь располагался погост с деревянным храмом Петра и Павла. Но старая церковь в 1903 сгорела, и на её место в 1982 из села Билюково была перенесена построенная в конце XVII века церковь-близнец — Воскресенская.

По сути, в Плёсе нет достопримечательностей первого ряда. Здесь надо просто ходить и наслаждаться видами спокойной и уютной провинции. Это первый провинциальный город России, который не подарил мне щемящего чувства уныния, которое я постоянно испытываю, посещая малые города России.

Ростов Великий

В 2019 возвращаясь с Октоберфеста, мы впервые ехали по трассе М-8 из Москвы на Ярославль. В какой-то момент у меня перед глазами мелькнул белокаменный кремль на берегу озера. Он был прекрасен, как картинка из сказки. Все произошло так быстро, что я до конца не уверена, видела ли я его наяву или это моя фантазия. Но определенно в голове у меня засела мысль — хочу в Ростов.

В отель мы приехали около 15:00. Дорога из Костромы до Плёса и от Плёса до Ростова (через Иваново) была в отличном состоянии. Отель «Ростовский» расположен прямо на трассе. Скорее это гостиничный комплекс. Комната обычная, две кровати: двуспальная и двухъярусная. Санузел, кондиционер. Холодильник на первом этаже в столовой.

Заселились и поехали в центр города на машине. Пешком по 30-градусной жаре ни у кого не было желания гулять. Центр города напомнил мне Кострому.

Целью нашего визита был кремль. При входе на территорию Ростовского кремля прямо перед взором встает здание Успенского собора. Он знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Звон ростовских колоколов по праву считается классическим. Колокола расположены на отдельно стоящей звоннице, рядом с собором.

На звонницу можно подняться, за плату. Что мы и сделали. Потрогали колокола, посмотрели окрестности.

Время было ещё не позднее, но работники музея кремля сказали, что экспозиции и выставки скоро закроются. Посетить мы успеем только территорию Ростовского кремля — архиерейский двор и Митрополичий сад.

Ростовский кремль не имеет оборонительного значения. Он был построен как резиденция митрополита в традициях русского оборонного строительства. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга — Митрополичий сад.

Ростовский кремль был построен в 1650-1680 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Этот замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

Что ж, по мне, замысел вполне удался.

Через маленькую неприметную калитку мы попали на территорию Митрополичьего сада. Как здесь чудесно пахло яблоками!

В конце 1990 годов сад был реконструирован с полным научным обоснованием на основе описи 1701. В нем произрастают древа яблони, груши, вишни и иные деревья садовые. Своей крестообразной планировкой и видовому составу насаждений он соответствует Митрополичьему саду конца XVII века. Теперь, благодаря работе музейных специалистов, каждый может совершить прогулку по дивному саду, дарящему отдохновение душе и усладу взору.

У южной стены сада расположен двухэтажный садовый домик, который в старину назывался Палаткой Митрополичьего сада. Сейчас в нем устроена чайная, где можно взять душистые сборы из трав, выращенных рядом — на Аптекарском огороде. Мы выбрали себе сбитень. Со стаканчиками старинного напитка мы расположились на скамейке в саду и душевно отдохнули от суеты дня. Пока отдыхали, мимо проходила экскурсия. Из неё узнали, что благодаря стенам кремля на территории сада сохраняется ровный и мягкий климат. Поэтому здесь можно увидеть даже виноград.

С западной стороны сада за высоким боскетом из стриженой липы разбит Аптекарский огород. Здесь произрастают культуры, характерные для огородов 18-го столетия. Было интересно увидеть и вдохнуть ароматы лаванды, эстрагона, валерьяны, мяты, тимьяна…

Далее за деревянной беседкой на небольшой террасе расположены грядки самых обычных овощей: капуста, морковь, свекла, тыква, репа и ростовский лук.

Покинув территорию Ростовского кремля, мы направились к озеру Неро. Вид набережной нас несколько озадачил — пыльная дорога вдоль озера и некошеная трава. На берегу можно было взять прогулку по озеру. Но мы как-то не вдохновились видом судна и капитана.

Пройдя несколько метров по пыльной дороге вдоль озера, мы повернули обратно.

Когда шли вдоль стены кремля по узенькой улочке, к нам подошла женщина и предложила прогулку по озеру с экскурсией. Мы подумали и согласились. Чуть дальше вдоль берега бы причал. Пока ждали судно, нам провели небольшую экскурсию — рассказ про Ростов, Алешу Поповича и озеро Неро. Образовалось озеро из ледника. Максимальная его глубина около 4 метров, а средняя не больше 1,5 метров. Дно озера илистое, и местные жители здесь не купаются. Вода для питья совершенно не пригодна.

Кроме нас на борту была ещё одна семья. Капитан был очень приветлив, фотографировал всех и отвечал на наши вопросы. Прогулка получилась приятной, душевной.

Углич

На следующий день по дороге из Ростова до Великого Новгорода заехали в Углич. Остановились около Успенской площади. На улице было уже жарко, сильно припекало солнышко. Не задерживаясь, мы направились в сторону Кремля по Никольскому мосту. Время не сохранило укреплений Кремля, остался только остров. Там среди деревьев располагаются храмы и здания. При входе на территорию Кремля, сразу открывается вид на главный собор Углича — Спасо-Преображенский. Рядом с собором возвышается колокольня с часами.

Колокольня была ещё закрыта, а смотрительница кормила голубей неподалеку. Она рекомендовала подняться на колокольню через полчаса, чтобы быть там во время звона.

Рядом с собором расположены княжеские палаты цесаревича Дмитрия.

Дворец угличских удельных князей, построен в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем. От обширного деревянного дворца сохранилась только парадная престольная палата, сложенная из большемерного кирпича. Это старейшее здание Углича и один из древнейших образцов жилого зодчества на территории России.

Памятник царевичу Димитрию был установлен около здания княжеских палат в 2015 году.

На берегу Волги расположена Церковь Димитрия «на крови» — второй по древности памятник Кремля.

Она была поставлена в 1692 году на месте гибели царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного и его седьмой жены, Марии Федоровны Нагой, из древнего рода угличских бояр Нагих. Вокруг гибели восьмилетнего царевича, возможного наследника Ивана Грозного, немало легенд и загадок.

Мы постояли на берегу Волги, любуясь её просторами. Вдалеке было видно здание Угличской ГЭС. Это одна из старейших гидроэлектростанций России — пущена в 1940 году. Архитектурный комплекс Угличской ГЭС является объектом культурного наследия.

Мы завершили обзор небольшой территории Кремля. Поднялись на колокольню по крутой лестнице, обгоняя голубей. Полюбовались окрестностями и потрогали звон колоколов.

Калязин

От Углича до Калязина 53 км, примерно через час мы остановились в Калязине. Главная достопримечательность города — колокольня Николаевского собора (известна как затопленная колокольня) — памятник истории и архитектуры на искусственном острове Угличского водохранилища.

При строительстве водохранилища в 1939 году старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить гружёные баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки невозможно, поскольку здесь пролегает очень крутой поворот реки.

Долгое время в нижнюю арку колокольни можно было проплыть на лодке. Чтобы стены не разрушилась вокруг здания насыпана земля. В результате получился небольшой островок с деревянным причалом. К колокольне ездят экскурсии. Она функционирует еще и как смотровая площадка, откуда открывается живописный̆ вид на Калязин и окрестности.

Дорога

От Калязина мы направились в сторону Твери, чтобы там въехать на платную трассу М-11. От Ростова до Твери мы ехали региональными дорогами. Трафик был небольшой, зато трясло нас изрядно. По времени обед наш выпал на часть пути от Калязина до Твери. Оказалось, что на этом участке совсем небогато с кафе/столовыми. Единственным вариантом для нас стало кафе «Домашняя кухня». Отзывы были очень противоречивыми и интригующими.

Заведение оказалось колоритным, благодаря его хозяину. Он был одновременно суров и гостеприимен. Если вы любите мясо и суровых мужчин, то вам сюда. Еда была простая, вкусная и сытная. Вдобавок с собой мы купили угощение домашнего производства.

Поле тряски, трасса М-11 стала для нас сказкой. Мы «летели» насколько нам позволяли правила ДД. Но 400 км за два часа не проехать. И под конец, мы уже не могли дождаться окончания маршрута.

Великий Новгород

В город мы приехали около 6 вечера. Квартира 2-комнатная хрущевка.

Вечером, после ужина мы прогулялись по ночному Новгороду.

Весь следующий день мы посвятили обзору достопримечательностей Великого Новгорода. Город построен на реке Волхов, недалеко от её истока, озера Ильмень. С древности город существовал по обе стороны реки Волхов: на Софийской и Торговой сторонах. Экскурсии в Кремль начинались с только с 10:30. Поэтому сначала мы решили перейти по пешеходному мосту на Торговую сторону. Историческим центром Торговой стороны является Ярославово дворище — место древнего торга (рынка). С моста открывается красивый вид на аркаду Гостиного двора, построенную во времена Петра I.

Торговля городов Ганзейского союза с Русью осуществлялась через Новгород — дальше на Русь ганзейские купцы не ходили, весь товар распродавая именно в Новгороде. Отсюда его развозили уже русские купцы. В честь Ганзейского союза Нового времени на Вечевой площади установлены Памятный Ганзейский знак и фонтан.

С 1992 г. Ярославово дворище — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время к архитектурному комплексу Ярославова дворища относится 7 храмов.

Никольский собор является древнейшим из дошедших до нас каменных сооружений на Торговой стороне. Построен в 1113-1136 годах и освящен в честь особо почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца. В 1992 г. был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Св. Параскевы Пятницы возведена в 1207 году «заморскими купцами» (новгородцами, торгующими с иноземными странами).

Колокольня Никольского собора и Воротная Башня Гостиного Двора. Это то, что осталось от большого сооружения на «княжем дворе», разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Сооружение башни относится к петровским временам, к концу XVII в.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построена в 1458 году на фундаменте храма XII века.

Фотографировать храмы Ярославова дворища было сложно, то солнце мешает, то провода портят кадр. Да и сами храмы стоят очень компактно.

Главной достопримечательностью города является Кремль — Новгородский детинец (впервые упоминается в летописи 1044 года).

Существующие сейчас стены и башни по большей части относятся к концу XV века: великий князь Иван III велел разрушить прежнюю крепость и на её основе построить новую. Строительство крепости в Новгороде велось практически одновременно с возведением новых стен и башен Московского кремля. Из двенадцати древних башен Новгородского кремля до наших дней дошли девять.

Экскурсия по территории Кремля началась от памятника Тысячелетию России. Он был установлен в 1862 году именно в Новгороде, признавая тем самым его ключевую роль в создании Российского государства. Это первое произведение Михаила Микешина, автора ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи: Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, Памятник Александру II в Ростове-на-Дону, Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.

Напротив памятника располагается один из главных символов Великого Новгорода — собор святой Софии Премудрости Божией (1045-1050 гг.) Заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. Во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера.

Главными воротами считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных богослужений. Эти ворота необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге.

Владычная (Грановитая) палата — памятник XV века. Единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения. В ней проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» и Владычного суда, торжественные пиры.

Звонница Софийского Собора возвышается над Кремлем в виде стены с пятью пролетами в верхней части. У подножия звонницы — шесть старинных колоколов. Наверху висят колокола современного литья.

По окончании экскурсии, по рекомендации экскурсовода, мы пообедали в мини кафе «Колобок». После чего не спеша направились на водную экскурсию по реке Волохов до озера Ильмень.

Во время экскурсии на левом берегу реки мы увидели деревянную церковь музея деревянного зодчества Витославлицы. Меня это очень заинтересовало. Я непременно захотела туда съездить. Что мы и сделали уже вечером. По счастливой случайности, съемная квартира оказалась всего в 10-15 минутах езды от музея.

Живописная территория музея занимает площадь 33,4 га. Здесь расположено 38 памятников деревянного зодчества, включая крестьянские избы, церкви, часовни и хозяйственные постройки. Это подлинные образцы деревянной архитектуры XVI - начала XX вв., из которых десять культовых построек XVI-XVIII веков являются шедеврами деревянного зодчества.

Изба Екимовой М. Д. из д. Рышево 1882 год. В избе показан быт зажиточной крестьянской семьи. В деревнях избы «на 3 окна» считались богатыми, в избе Екимовой — 4 окна по фасаду (юг) и 1 окно (восток).

Изба Шкипарева П.А. из д. Частова была построена в 1880-х годах. У дома отсутствует передок (каретник). В таких случаях транспортные средства хранились на улице, в холодном дворе, поднимались на сенник и заваливались сеном, соломой, которые помещали для хранения.

Пожарный сарай 1 половина XX века:

Дом (изба-двойня) Добровольских (1870 гг. - 1910 гг.) включает в себя летнюю и зимнюю избы. Между избами «передние» сени. Зимняя традиционна, рублена «четырехстенком». Летняя изба — «пятистенок».

Церковь Николая Чудотворца (1757 - 1765 гг.):

Церковь Рождества Богородицы 1531 г.:

Чудесный летний вечер. Тишина, приятная прохлада. Мы не спеша бродили по улочкам музея. Деревянные помосты напомнили мне детство в провинции.

Ротонда (реконструкция):

Церковь Успения (1595 г.), та самая, что привела нас сюда:

Уходить не хотелось. Вечер мы завершили в ресторане «Сытый Гусь», расположенном на территории музея.

Гатчина

По дороге из Великого Новгорода до Петергофа мы решили заехать в Гатчину. Чтобы полюбоваться дворцом и парком. Парк, к сожалению, оказался закрыт днем, т.к. в эти дни в Гатчине проходил фестиваль «Ночь света». Полюбовались дворцом.

Санкт-Петербург, Петергоф

В Петергоф мы приехали днем. Без проблем заселились в таунхаус и до конца дня занимались вопросом заселения Полины в общежитие.

Форт Риф

На следующий день мы отправились в Кронштадт. Точнее на остров Котлин в форт Риф. Было субботнее утро. КАД был пустым. Доехали мы быстро, минут за 15-20. Парковка (бесплатная) около форта Шанц была пустой. Забавно, в отзывах эту парковку одновременно называли и огромной, и крохотной. В 9 утра, без машин, она была большой. Днем же, вся заставленная машинами, она казалась маленькой и тесной. Такой вот парадокс.

Для начала мы осмотрели Центральную батарею форта Шанц.

По экотропе мы направились в западную часть острова Котлин.

Форт «Риф» — памятник фортификационного искусства. Вход на его территорию платный. Когда мы подошли, до открытия оставалось ещё полчаса. Время мы скоротали в живописном месте, на берегу Финского залива )

Было жарко. Хотелось искупаться, но глубина, точнее её отсутствие, совершенно этого не позволяла.

Начало ныне существующего фортификационного комплекса было положено в 1889 году. После окончания работ, в тот же год они были обстреляны. Результаты обстрелов подробнейшим образом фиксировались и изучались. Наиболее активная и плодотворная часть опытов была проведена в первой половине 1890-х гг., хотя с той или иной интенсивностью они продолжались вплоть до 1909 года.

Здесь очень много бетона и ржавого железа. Наши мальчики воодушевленно обследовали все это. А мы с Полиной покорно следовали за ними. В выходные дни в форте проводят обзорные экскурсии. Чем мы и воспользовались. Экскурсию проводил молодой человек. Было видно, что он очень увлечен темой, и экскурсия была интересной. Максим сначала уныло следовал за экскурсией, театрально закатывая глаза. Постепенно он заинтересовался, стал скакать козликом и с удовольствием отвечал на вопросы экскурсовода.

Помимо исторических объектов, на территории форта находились остатки реквизита от съемок фильма про ВОВ.

Полевая кухня, по-видимому, функционировала. Но из-за жары пробовать горячую кашу не хотелось.

От форта Шанец до форта Риф и обратно курсирует бесплатный электрокар. Идти пешком обратно у нас уже не было сил. Поэтому мы дождались приезда электрокара и заранее заняли места. Обратно, до парковки, мы прокатились с ветерком.

Выборг

Следующий день мы посвятили поездке в Выборг. После КАД мы повернули на Приморское шоссе и Сестрорецк и далее по трассе Е18, она же трасса «Скандинавия». Во время нашей поездки трасса активно ремонтировалась.  По дороге в Выборг ремонтные работы не сильно снизили нашу скорость. Но на обратной дороге пришлось постоять. Особенно большая пробка была на въезде на ЗСД (Западный скоростной диаметр — платная внутригородская магистраль).

Осмотр города мы начали с Выборгского замка. Вход в замок свободный.

Мы хотели посетить замок с экскурсией, но такой возможности не оказалось. Поэтому просто купили билеты на посещение музеев замка. Без экскурсии там было откровенно скучно.

Единственно нам очень понравилась выставка «Природа Карельского перешейка», расположенная на 3-м этаже замка.

После замка мы пошли в столовую. Она запомнилась нам оригинальным обслуживанием. На раздаче все блюда были закрыты. Выбрать по внешнему виду было невозможно. Пришлось читать названия блюд на черной грифельной доске: мясо по-купечески, рыба по-монастырски. На вопросы — что это за блюдо, грозная женщина на раздаче отвечала односложно. Переспрашивать было страшно ) Ещё одна сложность заключалась в том, что не все блюда были в наличии. Только те, где указана цена. Мы с трудом прошли этот квест. Но все закончилось хорошо. Еда оказалась вкусной, интерьер столовой радовал глаз.

После вкусного обеда прогулялись по Выборгу.

Санкт—Петербург

Следующие два дня мы гуляли по Санкт-Петербургу уже втроем. Полину оставили обустраиваться в общежитии. Мои мальчики в Питере были впервые, поэтому мы постарались обойти за день все основные достопримечательности.

В середине дня, чтобы ноги отдохнули, прокатились на экскурсионном теплоходе. Максим больше всего хотел увидеть Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Желание было исполнено.

На второй день погода испортилась, и мы сходили в Океанариум и Гранд макет.

Ярославль

31 августа утром, на прощанье, обняли, поцеловали дочь и отправились в дорогу домой. Мы любим ездить разными дорогами. Поэтому из Петербурга до Ярославля мы поехали севером, через Тихвин и Вологду. Погода окончательно испортилась. До Вологды ехали под проливным дождем. Дорога была хорошая, но плотный трафик и дождь сделали поездку очень тяжелой.

В Вологде погода уже наладилась. Мы погуляли, размяли косточки и пообедали. От Вологды до Ярославля дорога была хорошей, но большой поток машин не давал расслабиться. В Ярославль мы приехали очень уставшими. Здесь мы остановились на две ночи, поэтому в день приезда никуда уже не пошли гулять.

Следующий день мы начали с прогулки вдоль набережной Волги.

Церковь Рождества Христова 1636-1644 гг. — один из первых каменных храмов Ярославля. Одной из отличительных особенностей храма является его изразцовое убранство.

Через забор заглянули в Губернаторский сад. Он был закрыт.

Дошли до исторического центра Ярославля и Церкви Ильи Пророка.

На улице было прохладно, и мы пошли согреться и посмотреть на макет «Золотое кольцо». В отличии от Гранд макета в Санкт-Петербурге, здесь представлены макеты достопримечательностей Золотого кольца. Было интересно находить те места, где мы уже были. Немного напрягла работница, которая излишне настойчиво предлагала дополнительные услуги.

Владимир. Золотые ворота:

Калязин. Затопленная колокольня:

Ростовский кремль:

Кострома. Сусанинская площадь:

Ярославль. Стрелка и Успенский собор:

После макета мы направились как раз к парку Стрелка и Успенскому собору, которые мы увидели в макете.

Мы еще немного прошли вдоль набережной.

Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе 1695 г. Во время большого пожара в Ярославле 1658 г. Рубленый город (Ярославский кремль) сгорел, и кремль больше не восстанавливался.

Дальше мы отправились к памятнику Ярославу Мудрому, чьё изображение можно увидеть на купюре 1000 рублей. Памятник был открыт в 1993 году. Несчастный Ярослав стоит на островке, окруженный бесконечным потоком машин, весь опутанный выхлопными газами и проводами. За что его наказали?

Напротив памятника Ярославу Мудрому расположен Ярославский музей-заповедник.

Мы ещё немного погуляли по городу, пообедали и ушли отдыхать. Мы не получили от города большого впечатления из-за накопленной усталости за поездку. Просто хотелось поскорее домой.

В эту поездку каждый из нас осуществил свою мечту. Максим впервые увидел Санкт Петербург, Адмиралтейство и Исаакиевский собор. Муж увидел затопленную колокольню в Калязине, доехал до Выборга, побывал в Кронштадте. Полина переехала жить и учиться в Санкт-Петербург. Я увидела белокаменный кремль Ростова. У кого-то мечта была скромная, у других судьбоносная.