Из Самары по городам и музеям Южного Урала весной 2023

21.01.2024 | 7225 просмотров

Здравствуйте, уважаемые дромовцы. Предлагаю вам отчет моего весеннего путешествия по Южному Уралу. Основная цель путешествия — проехать по основным крупным городам, посетить в них художественные и краеведческие музеи, а также заехать в наиболее раскрученные и известные места — «памятники» природы. Поэтому в отчете будет множество букв и огромное количество фотографий музейных экспонатов.

В отчете будут упомянуты: Оренбург, Шульган Таш, Торатау, Уфа, Тургояк, Чебаркуль, Челябинск, Екатеринбург, Верхняя Пышма, Тюмень, Тобольск, Кунгур, Пермь, Ижевск. Пробег за все путешествие составил около 4100 километров.

В этот раз я поехал один, автомобиль Ларгус 2017 года, ГБО, в салоне автомобиля биотуалет, стол-кухня, большой надувной матрас.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ 22.04.2023

САМАРА — ОРЕНБУРГ — ШУЛЬГАН ТАШ

В первый день планировал доехать до Оренбурга, посетить Губернский и Художественные музеи, далее доехать до туристического комплекса Шульган Таш, где на берегу реки Белая заночевать.

Старт из Самары по традиции рано утром, к открытию музеев спокойно доезжаю до Оренбурга, место для парковки легко нашел на площадке возле Губернского музея.

Музей очень хорош, много экспонатов, удобные стенды, освещение и витрины позволяют фотографировать. Мне понравились залы с древней историей и с историей оренбургского казачества.

Музей небольшой, но очень уютный, расположен в старом здании середины 19-го века.

Выйдя из Губернского (краеведческого) музея, я пересек Ленинский сквер и оказался у дверей художественного музея.

Музей очень понравился, картины постоянной выставки в очень хорошем состоянии, залы уютные, освещение позволяет фотографировать.

Будете в Оренбурге, не проходите мимо, посетите эти музеи.

А моя дорога лежала дальше, в Башкирию. Как только пересек границу Оренбургской области и Башкирии, стали появляться деревни, в которых торгуют медом. Я взял несколько банок разных сортов, мед оказался очень хороший.

После поселка Мраково асфальт закончился, началась грунтовая дорога через горы. Мне повезло, в этот день глина на дороге подсохла, а реки ушли с дороги, в целом я ехал и получал удовольствие от вида гор, от природы. Останавливался фотографировать подснежники, наблюдал за глухарями, рассматривал необычные могилы, окруженные срубом. Всего грунтовки было примерно 70 километров.

Примерно часов в 19 я приехал на площадку туристического комплекса Шульган Таш. Побродил по берегу Белой, которая в этом месте довольно бурная, по окрестностям комплекса, поужинал и лег спать.

В Оренбурге, после заправки пропаном, автомобиль перестал переключаться с бензина на газ на прогретом двигателе. Как позже выяснилось, отказал клапан газового редуктора. Мне эта неисправность неудобств не доставила, так как на улице в это время года достаточно прохладно и двигатель остывал быстро.

Пробег за первый день составил примерно 680 километров.

ДЕНЬ ВТОРОЙ 23.04.2023

ШУЛЬГАН ТАШ — ТАРАТАУ — УФА

Во второй день планирую посетить пещеру в Шульган Таш, забраться на одинокую гору (шихан) Таратау и доехать до Уфы.

Утром на площадке перед КПП в заповедник собралась группа людей, экскурсовод повел нас ко входу в Капову пещеру, от КПП до пещеры примерно километра полтора живописной дороги.

Вход в Капову пещеру — большой, высокий грот, сама пещера оборудована туристической тропой. Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита. Туристам доступна только небольшая часть пещеры, на стены залов, доступных туристам, нанесены копии древних рисунков.

О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

Название заповедника «Шульган-таш» происходит от башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово «шу-ульган» в переводе с древнего диалекта башкирского означает «вода умерла, канула в небытие», то есть это название можно перевести как «вода умерла в камне» или «вода ушла под камень».

Мостик через речку Шульган.

После обеда мой путь лежал к одинокому шихану Таратау, который расположен между Стерлитамаком и Салаватом. Снова живописная грунтовка до Мраково, далее неплохая дорога до Салавата, поворот на Ишинбай, остановка на самомойке и прямиком к шихану.

Высота шихана Таратау примерно 280 метров, на вершину ведет тропа, а сам склон оборудован лестницей, на которой есть площадки для отдыха. Поэтому эта гора доступна даже физически некрепким людям.

Перед горой оборудована вместительная парковка, есть кафе и фотозоны.

Под горой, рядом с тропой, находятся развалины корпусов лагеря ГУЛАГ.

Виды с вершины потрясающие. Вершина плоская, гулять по ней отдельное удовольствие.

Торатау переводится как «крепость гора» или шихан «одиночная гора». Это очень древняя гора-риф, ей около 285 миллионов лет.

Далее я направился в Уфу, на ночь я нашел место стоянки как раз около входа в городской квартал Арт-Квадрат. Сходил в Квадрат поужинать в кафе и лег спать.

Пробег за этот день составил примерно 360 километров.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ 24.04.2023

УФА

Так как 24 апреля выпал на понедельник, а большая часть музеев России по понедельникам не работает, я этот день полностью провел, гуляя по Уфе.

Утром позавтракав в Квадрате, я направился на смотровую площадку к Салавату Юлаеву.

Здание конгресс-холла Торатау.

Монумент Салавату Юлаеву, с исторической точки зрения крайне неоднозначная фигура.

Железнодорожный мост через реку Белая. Вид от Салавата Юлаева.

В одном из парков Уфы.

Золотой олень Сарматов.

Даже жирафа встретил, гуляя по улицам Уфы.

Надпись — Уфа.

Здание Гостиного двора начала 19-го века, в наше время переделано под торговый центр.

Арт-Квадрат это крупное арт-пространство в исторической части Уфы. Лично мне зашло. Я довольно много времени провел в его двориках и кафе за эти два дня. В Квадрате царит какая-то своя неповторимая атмосфера.

За этот день пробега не было, пеший маршрут составил около 15 километров.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ 25.04.2023

УФА — ЗЛАТОУСТ — ТУРГОЯК — ЧЕБАРКУЛЬ — ЧЕЛЯБИНСК

Утром, после пельменной, я отправился в Национальный музей Башкирии.

Это большой краеведческий музей, выставка которого рассчитана на школьную аудиторию. В музее были пара необычных залов, зал с аквариумами и зал имитация пещеры.

После Уфы по трассе М5 я поехал в сторону Челябинска.

М5 проехал быстро и без приключений. По дороге заехал в город Златоуст, купил в магазине неплохой нож за адекватные деньги.

Ближе к вечеру приехал на озеро Тургояк. Оставил Ларгус на большой парковке, а сам пошел гулять по берегу.

Берег озера оборудован пляжем, с лавочками, раздевалками, качелями и торговыми лавками, место очень живописное. Место популярное, народу было много. Озеро — памятник природы. Его вода по чистоте приближена к байкальской.

Далее я второстепенными дорогами поехал на озеро Чебаркуль.

Съезд на берег озера Чебаркуль я нашел с улицы Пионерская одноименного села.

Местные жители, которые гуляли по берегу озера, указали место падения Челябинского метеорита. Я не остался ночевать на берегу озера, потому что камни на берегу были покрыты слоем высохших водорослей, запах хоть и не сильный, но ощущался.

Посмотрев замечательный чебаркульский закат, я уехал в Челябинск.

Небольшая прогулка по вечернему Челябинску, ужин и сон на парковке около Исторического музея Южного Урала.

Пробег за день составил примерно 420 километров.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ 26.04.2023

ЧЕЛЯБИНСК — ЕКАТЕРИНБУРГ

Утром позавтракал в машине, не нашел кафе в шаговой доступности. При свете дня оказалось, что Исторический музей Южного Урала в Челябинске расположен в современном здании.

На площадке перед зданием музея расположены валуны различных горных пород.

В целом музей очень понравился, выставки довольно интересные, а вот само здание для посетителей неуютное, сложная внутренняя геометрия, стены и окна в диссонансе с экспонатами.

После музея поехал прогуляться по парку Гагарина.

Парк Гагарина очень большой, основная его особенность это наличие небольших живописных озер — затопленных карьеров.

Обедал в каком-то кафе и после обеда выехал в Екатеринбург.

Между Челябинском и Екатеринбургом отличная дорога по две полосы в каждую сторону. Доехал быстро и без проблем.

Машину в Екатеринбурге припарковал на площадке, что за сквером «Каменный цветок». Это и в самом центре около музеев, и в стороне от крупных дорог. Вечером немного прогулялся по городу.

Механизмы у музея архитектуры и дизайна.

Родонит у плотины.

Вид на город с реки Исеть.

Музей архитектуры.

Дом Севастьянова, начало 19-го века, резиденция президента.

Пробег за день составил примерно 200 километров.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ 27.04.2023

ЕКАТЕРИНБУРГ — ВЕРХНЯЯ ПЫШМА

В этот день я планировал в Екатеринбурге посетить музей изобразительных искусств и музей камнерезного искусства. Оба эти музея находятся друг от друга в шаговой доступности.

Посетителей в музее изобразительных искусств встречает чугунный павильон, который в 1900 году в Париже взял гран-при по металлургии.

В одном из залов музея проходила выставка конкурс детских ювелирных работ. Мне запомнилась работа моей землячки из города Тольятти Чистовой Аделины. Работа называется «Волжская матрешка» (бронза, дерево, акрил).

После я отправился в музей камнерезного искусство, который находится в соседнем с резиденцией президента здании.

После посещения музея камнерезного искусства у меня осталось много времени до вечера, я решил посетить смотровую площадку на небоскребе «Высоцкий».

В здании 54 этажа, высота 188 метров. С его смотровой площадки просматривается весь город.

Внизу здания находится музей Высоцкого.

Выполнен музей очень душевно, на входе имеется сувенирная лавка.

После «Высоцкого» я пообедал в одном из многочисленных кафе, сходил в музей города Екатеринбурга (этот музей мне не зашел). И поехал в Верхнюю Пышму, где находится гигантский музейный комплекс военной и гражданской техники.

До Верхней Пышмы доехал быстро, был уже вечер, охранник предупредил, что на парковке музея оставить машину на ночь нельзя. Я заночевал на парковке Успенской церкви, что на другой стороне дороги.

Пробег за день составил примерно 20 километров.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ 28.04.2023

ВЕРХНЯЯ ПЫШМА — ТЮМЕНЬ

Открытая площадка комплекса с танками, самолетами, паровозами открыта для свободного бесплатного посещения, а билеты продаются отдельно в каждый корпус.

Меня впечатлил это бронепоезд.

Открытая площадка с техникой очень большая, все экспонаты в очень приличном состоянии.
Некоторые экземпляры находятся в ангарах.

Этот вездеход носит красивое название «Синяя птица».

После осмотра открытой площадки я пошел в здание с легковыми автомобилями.

Выставка начинается с кареты.

Кругом блеск латуни, хрома, лака. Экспонаты стоят так, что их удобно фотографировать. Я представил в отчете маленькую толику выставленных машин.

Осмотр автомобилей занял много времени, на третьем этаже этого корпуса имеется кафе, где я с удовольствием подкрепился.

В корпус с планетарием я не пошел, почему-то не люблю планетарии. Корпус «Парадный расчет» был закрыт для посещения из-за подготовки к майским праздникам. Поэтому я пошел в корпус с авиацией.

В корпусе с авиацией своя атмосфера. Царит полумрак, много экспозиций с манекенами.

Далее я направился в корпус с военной техникой.

В корпусе с военной техникой представлены в основном легкие танки, бронемашины, грузовики, вездеходы, на верхнем этаже образцы стрелкового вооружения, формы и амуниции.

У меня ушел весь день на осмотр этого комплекса. Обязательно еще раз с удовольствием приеду в Верхнюю Пышму.

Под вечер выехал в Тюмень. Дорога от Екатеринбурга до Тюмени хорошая, доехал без лишних приключений.

Для меня стало неприятным сюрпризом, что улицы в центре Тюмени находятся под знаками платной парковки. Хорошо, что я приехал в выходной день, а требования знаков распространялись только на будни. Поясню, почему я считаю платную парковку на улицах Тюмени крайне неудобной. Представьте, вы нашли свободное место, здание, к которому вам надо, впереди метров через 200, выходите из автомобиля и видите табличку, что ближайший автомат для оплаты парковки где-то позади и до него метров 300. То есть при платной парковке вы все равно пройдете путь в километр и решите квест «найди автомат для оплаты»… Ну бред же.

А вот кошечки Тюмени в сквере «Сибирских кошек» мне очень понравились.

Немного побродил по городу, пытался найти кафе, но не нашел.

Спать уехал на парковку за музейным комплексом на Советской 63, ужинал в машине. Тюмень мне не зашла, ни в архитектурном плане, ни с нелогичной и неудобной системой платных парковок.

Пробег за день составил примерно 340 километров.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ 29.04.2023

ТЮМЕНЬ — ТОБОЛЬСК

Проснулся перед открытием музея, позавтракал в машине и отправился на выставку.

Музейный комплекс Тюмени на Советской 63, это, скорее, выставка, расположена в современном здании, большой холл и беспорядочно разбросанные по зданию залы-коридоры.

После выставки народного творчества и камнерезного дела я нашел зал с живописью.

После выставки поехал прогуляться на набережную реки Тура в район пешеходного моста Влюбленных.

Пешком дошел до Троицкого монастыря, кафе по пути не встретил, обедал в машине.

После Тюмени поехал в Тобольск. Доехал быстро, часам к 17, между городами проложена хорошая трасса.

Машину поставил на парковку у Тобольского кремля, туристических групп было много, но место для стоянки нашел без труда.

Кремль ослепляет своей белизной и торжественностью. Это единственный каменный кремль в Сибири, строился в 17-18 веках.

Соборная колокольня.

Иртыш.

Пейзаж с высоким берегом Иртыша трудно спутать с каким-либо другим.

Я слишком долго гулял по Кремлю и вокруг него, не заметил, как наступил вечер, кафе закрылись, и я снова ужинал в машине.

Пробег за день составил 230 километров.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ 30.04.2023

ТЮМЕНЬ — КУНГУР

Утром еще раз с большим удовольствием прогулялся по Тобольскому кремлю и его окрестностям. Позавтракал в небольшом кафе недалеко от кремля и поехал в Кунгур.

В основном пейзажи были такими, иногда березы менялись на сосны. Дорога тоже на всем пути была приличная, в заторы не попадал.

В Пермском крае началось плоскогорье, ехать стало интереснее.

Ближе к вечеру доехал до стелы города Кунгур.

С удовольствием пошел гулять по улочкам Кунгура. Виды открыточные.

Кафе я себе не нашел, зато получил большое удовольствие от прогулки. Ужинал в машине, спать лег на парковке около Тихвинской церкви.

Пробег за день составил примерно 870 километров.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ 01.05.2023

КУНГУР — ПЕРМЬ — ИЖЕВСК — САМАРА

С утра приехал на парковку у Кунгурской пещеры. Начали собираться люди для группового посещения.

Вход и выход в пещеру отдельные. Длина пешеходного туристического маршрута по пещере около 2 километров.

В первых залах постоянно минусовая температура, стены покрываются толстым слоем инея и льдом.

На территории парка около Кунгурской пещеры есть хорошая сувенирная лавка.

В основном все статуэтки в сувенирной лавке вырезаны из гипса. После пещеры я отправился на набережную реки Кама в Пермь, ехать недалеко, всего около 80 километров.

В Перми на набережной гуляет много народу. Я не нашел на этой очереди набережной пляжа, зато увидел много арт объектов, нашел много смотровых площадок.

Автомобильный мост через реку Кама.

Поднявшись вверх к скверу Мамина-Сибиряка, я вышел к художественной галерее, которая разместилась в здании бывшей церкви.

Где-то в простенке чудом сохранился церковный иконостас, работники музея рассказали, что под художественную галерею скоро отдадут новое здание, а это вернут церкви.

В галерее есть зал с церковной деревянной скульптурой, такого большого собрания я еще не встречал.

Далее я поехал в Ижевск, по дороге заехал в город Воткинск.

В Воткинске отличная набережная на берегу пруда.

Закат на Воткинском пруду.

Вечерело, я хотел доехать до Ижевска, поужинать и найти место для ночевки.

Приехав в Ижевск, я остановился у стелы Дружбы народов, немного прогулялся по городу.

Пруд на реке Иж.

Я собирался поужинать и спать, чтобы на следующий день получше познакомиться с Ижевском, но тревожный звонок из дома прервал это путешествие. Я срочно поехал домой и в 5 часов утра был уже в Самаре.

Пробег за этот день составил примерно 1000 километров.

В целом путешествие мне очень понравилось, наметил себе места, в которые вернусь обязательно.

Спасибо за внимание, всем удачи на дорогах.

Велика Росссия, только на Урале сколько всего интересного. Краеведческие музеи интересные и картины и древние артефакты. В Краснодаре музей пустой, походу во время окупации фашисты разорили. Но тут есть классный музей ретро автомобилей и парк Краснодар. Верхняя Пышма очень удивила своим музеем, прям захотелось там побывать. Автору спасибо за иниересный материал. Еще бы калькуляцию расходов в финале, тоже интересно.
Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует
Живу в Челябинске, никогда не был в местных музеях, а вот озера люблю, Тургояк топ
на удивление много интересного, хотя в Пышме и кое где ещё бывал. Спасибо.

2519856
Спасибо, много интересного

Отличные покатушки.
Вот только "Утром позавтракал в машине, не нашел кафе в шаговой доступности." В Челябинске музей находится в начале местного Арбата, ну с кучей кафешек и рестиков.

Тобольск прекрасен, лично мне зашёл больше чем Казанский Кремль.

тОратау и ишиМбай
Кодинск
Прекрасно, когда есть люди, которым не скучно изучать историю своей страны и для которых отдых видится вне тюленьего формата! Большая благодарность автору за иллюстрированный рассказ!!!

Обширная география.
Проезжая Мраково, можно было и в парк в Мурадымовском ущелье заглянуть. Правда по весне мостик на левый берег к смотровой и Новомурадымовской пещере может не функционировать.
От Миасса-Тургояка живописная дорожка через Карабаш-Кыштым-Касли идёт. В Миассе богатый минералогический музей Ильменского заповедника. Карабаш нынче не такой уж и страшный, для глаза облагородили. В Кыштыме наконец музей выйграл грант на реконструкцию усадьбы Демидова, но это долгая история. В Каслях небольшой музей того самого чугунного литья есть.
Тобольский кремль конечно хорош. Есть ещё самый маленький и молодой кремль в Верхотурье, а ещё Долматовский монастырь. По мне так вполне себе кремль.

Мелеуз
"тОратау и ишиМбай" - поддерживаю.
Даже на фотографиях автора написано Торатау...
+==============+
Toyota Prius, 2010
Kia Cee'd SW, 2012 (был)
Toyota Prius, 2008, Европеец (был)
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1995

приложение дубльгис, любая столовая,кафешка и прочее с отзывами и оценками и со средним чеком даже

Через это приложение в Казани в октябре нашли две очень приличные сети столовых, где очень недорого и вкусно( средний чек 250 руб за 1,2,3)

deebor
Да, совершенно верно, очень часто так и находил кафе и столовые.
Но в дороге знаете как бывает, смотришь на карту до кафе три квартала, а на улице холодно и ветер, а в машине очень даже вкусняшки лежат. И идти до столовой уже не хочется. Просто небыло острой необходимости кушать именно в столовых.

rottendotcom
"тОратау и ишиМбай" - поддерживаю.
Даже на фотографиях автора написано Торатау...
Извиняюсь. Бывает у меня такое - не правильно произношу и пишу названия.

Спасибо за ваш рассказ!
В Златоусте оружейный музей не посетили?

очень круто, прям зачётище!
люблю Урал, бываю там довольно часто по работе и дочь в Тюмени уже третий год живёт, но понял что я там ещё совсем ничего и не видел то толком)

Отличный исторический Музей в Губернаторском доме, рядом с Кремлём. И музей в Тюремном замке надо бы посетить.
Если позволяет погода, на Завальное кладбище сходите на могилы декабристов, а еще поклонитесь праху Петра Ершова (который Конька-горбунка написал). Могила Ершова совсем рядом с храмом Семи отроков Эфесских, храм намоленный, начала восемнадцатого века.

НАТАЛЬЯ СОБОЛЕВА
Спасибо за ваш рассказ!
В Златоусте оружейный музей не посетили?
Нет. Не знал о таком музее. Весной на обратном пути с Алтая постараюсь посетить.

Тобольск - настоящая туристическая жемчужина Сибири, если уж попали в Тобольск, то не спешите покидать просто прогулявшись по улицам! Отличный исторический Музей в Губернаторском доме, рядом с Кремлём....
Полностью поддерживаю. Были там после снятия ковидных ограничений на 2ой день. Квартиру сняли в доме рядом с площадью. Народу было мало, всё везде прошли. Дочь попробовала себя в народных промыслах.
Очень понравился рестик на центральной улице, хозяин грузин. Ужинали, обедали. Встречал, как родных.

Адель
Лангепас
Благодарю за информацию, не знал, что в В. Пышме есть такой музей. Столько раз мимо проезжал.

Забавно, когда читаешь рассказ автора про пробег по РОДНЫМ местам и видишь комментарии земляка по месту проживания.
Sentra-samandovod, отдаю дань вазу2114 и сдуваю пыль с кадета, ругаюсь на свою корону бочку

Кодинск
remember2019
Радует, что кому-то забавно! Продолжайте забавляться. Позитив помогает жить.

Замечательное арт-путешествие! Многое занесли в маршрутный лист будущего автовояжа. Спасибо!