Дагестан. Горы, море и жара

15.01.2024 | 12366 просмотров

Долго не могли определиться, куда едем летом 2023 года. Путем долгих обсуждений остановились на двух вариантах — Дагестан или Карелия. Решили, что в 2023 едем в Дагестан. А Карелию оставили на следующий год.

Маршрут разногласий не вызывал. До Дагестана нам ехать более двух тысяч километров. Значит, надо передохнуть по дороге и посмотреть что-нибудь новое. Мимо Волгограда нам никак не проехать. Значит, погуляем там. Давно хотели побывать в Элисте. Она как раз по дороге. Добавляем в список Элисту. Может, нам заехать на соленое озеро Баскунчак? Надо подумать. Для этого придется ехать по левому берегу Волги. Что там ещё есть? О, Сарай-Бату? Интересно, хочу-хочу! Получается, в список ещё и Астрахань надо добавить.

По Дагестану достопримечательности взяли из списка приятеля мужа. Он собирает через ВК группы для различных турпоездок, в том числе и в Дагестан. Сначала даже с ним поехать думали, но не совпали по датам.

1 день. 1100 км. Проехать по максимуму, сколько сможем. Желательно ночевать сразу после Саратова.

2 день. 500 км. Саратов — пос. Нижний Баскунчак. Прогулка в обед по Волгограду. Вечером купание в соленом озере Баскунчак.

3 день. 350 км. Нижний Баскунчак — Астрахань. Утром прогулка до горы Большое Богдо. Дальше по дороге музей-реконструкция «Сарай-Бату».

4 день. 470 км. Астрахань — Дагестан пос. Дубки. Вечером прогулка до смотровых площадок Сулакского каньона.

5 день. Утром экскурсия на 5-6 часов в Сулакский каньон и смотровые площадки. Обед и едем 120 км до гостиницы Хвалтиш в горах. Вечер свободный.

6 день. Дагестан горы.

7 день. Дагестан горы.

8 день. Дагестан горы.

9 день. 160 км. Курми — Каспийск.

10 день. Каспийск море.

11 день. Каспийск море.

12 день. Каспийск море.

13 день. 630 км. Каспийск — Элиста. До обеда экскурсия на Чиркейскую ГЭС.

14 день. Элиста.

15 день. 670 км. Элиста — Саратов. На обед остановка в Волгограде и небольшая прогулка.

16 день. 770км. Саратов — Йошкар-Ола. Вечером прогулка.

17 день. 340 км. Домой!

Даты поездки 22.07 - 07.08.2023. Команда: я, мой муж и двое наших детей: сын 10 лет и дочь 18 лет. Наша машина Opel Astra (116 л.с., 1,6 л, 6 ст АКПП).

День 1. Дорога

Дорога из родного Кирово-Чепецка до Саратова для нас была уже не нова. Ехали через Сернур — Йошкар-Олу — Казань — Ульяновск — Сызрань. После Казани, как проехали мост через Волгу, встали в пробку. Авария. Тихо, мирно, без стресса. Потеряли, наверно, полчаса.

Пообедать хотели в Буинске. Свернули с трассы в город. Подъехали к найденной на карте столовой. Оказалось, не работает. Нашли кафе неподалеку. Готовятся к банкету. Нас кормить отказались. Что ж такое? Уже второй раз этот город нас встречает недружелюбно. Когда-то давно пытались найти в Буинске гостиницу, так же по дороге. Не получилось. Надо запомнить. Этот город нас не любит! Больше на него рассчитывать не будем. Пришлось есть то, что было с собой взято из дома.

До Сызрани доехали более-менее спокойно. После трафик заметно увеличился. Фуры, обгон, снова фуры. Запомнился новенький объезд Сенного. Четыре полосы. Обгоняй не хочу! И ни одной фуры как назло!

На подъезде к Саратову понимаю, что пора бронировать место для ночлега. Если сейчас (в 17:00 по Москве) этого не сделать, то потом мест не достанется. Когда-то давно, по дороге на моря, ночевали в мотеле «Виктория», где-то сразу после Саратова. Обычный мотель. На ночь поспать потянет. Нахожу телефон и бронирую номер на четверых. Бронь без предоплаты до 21:00. Вскоре вспоминаю, что в Саратове разница с Москвой 1 час. Значит, по Москве бронь до 20:00. Должны успеть.

Летом 2023 на объездной Саратова шел ремонт. Вся объездная, стояла в пробке. Мы карты мониторили, поэтому про эту проблему знали и подготовились. Проработали маршрут объезда по городу, избегая центр. В субботу вечером Саратов проехали легко. Причем этим маршрутом ехали не мы одни. По Большой Лесопарковой улице шустро ехал большой поток легковушек на выезд из города.

Время близилось к 20:00 по Москве. Я для надежности ещё раз позвонила, чтобы подтвердить бронь. На парковку около мотеля мы подъехали минут за 10 до часа X. Не успели припарковаться, как подошел человек и сказал, что мест уже нет. Мы, довольные, ответили, что у нас бронь. А машины все прибывали. Люди растерянно разворачивались и уезжали. Кто-то оставался ночевать в машине на парковке. Заселили нас без проблем. Проблемы были позже, с горячей водой. Она быстро закончилась. Но мы почти успели помыться. Рекомендовать этот мотель я не буду.

День 2. Волгоград

Утром проснулись пораньше, надеялись до обеда проехать без пробок через ремонты до Волгограда. Повезло. В пробках нигде не стояли. В Волгограде сразу направились к Мамаеву кургану. Парковка внизу у лестницы была вся занята. Пришлось проехать немного дальше. За парком Победы оказалась большая парковка. Там мы без труда нашли место.

В 2015 году мы уже были на Мамаевом кургане. Максиму тогда было 2 года, и мы не хотели с коляской подниматься вверх по лестнице. Поэтому подъезжали к комплексу сверху, с ул. Рокоссовского. Сейчас же мы решили подняться снизу по лестнице, пройти все ступени.

2015

2023

От парковки до мемориала надо было идти через Парк Победы. Он был явно новым. Очень ухоженным и почти без тенёчка. Зато с фонтаном. Все немного охладились под брызгами фонтана.

После прогулки мы вкусно пообедали в маленьком симпатичном кафе «Время Есть». Еда нам понравилась, и мы взяли с собой ещё для ужина. Перед поездкой мы купили в машину компрессорный автохолодильник. Он оказался очень кстати. Всю поездку за бортом было больше 30 градусов. Благодаря новому холодильнику, проблем с перевозкой продуктов у нас не было.

Озеро Баскунчак

Дорога от Волгограда до Н. Баскунчак была хорошей. Ну, почти хорошей. Местами немного трясло, зато машин было мало, камер совсем не было. Примерно к 16:00 мы приехали в пос. Нижний Баскунчак.

За два месяца до поездки мы забронировали номер в гостевом доме «София». Взнесли предоплату. Но накануне выезда хозяйка ГД написала, что наш номер будет занят. Турагентство сняло весь гостевой дом. Предложила нам квартиру. Времени искать другое жилье у нас не было. Поэтому мы согласились. Хотя остались очень недовольны такой ситуацией.

Квартира была обычной для таких маленьких населенных пунктов. Заплатили за неё 750 руб. с человека, т.е. 3000 руб. за ночь. Хозяйкой квартиры была другая женщина. Мы договорились, что заплатим ей за минусом предоплаты. Она была явно довольна суммой, полученной за квартиру.

Сюрпризы с жильем на этом не закончились. Оказалось, что полотенца «это индивидуальные средства гигиены и они их не предоставляют». Боже, где она нашла такую фразу?! Я изо всех сил старалась быть вежливой! Изобразила растерянность и попросила что-нибудь придумать. Свершилось чудо! Нам предоставили целых два полотенца. На четверых. К сожалению, в маленьких городах с проживанием постоянно бывают разные сюрпризы.

Зато мы получили номер телефона некого Армана, который может свозить нас до озера. Прямо от квартиры туда и обратно. На своих машинах до озера лучше не ездить. Дорога идёт через соленую грязь и воду. Местные возят исключительно на старых убитых УАЗиках. Стоимость поездки 2500 руб. туда и обратно.

Мы сразу же позвонили Арману и договорились, что через полчаса он подъедет. Нам было велено взять с собой воду для питья и ополаскивания, головные уборы и сланцы для купания. Соль острая и без обуви можно поранить ноги. У нас для всех были тапочки для купания. Пляж находится примерно в 8 км от поселка. Пресной воды там нет, поэтому после купания все обливаются привезённой с собой водой.

Арман приехал за нами на новом УАЗ Патриот. Пока ехали, показал, что где находится. Пригласил в свое кафе. Поездка до озера напоминала джип-тур, нас подкидывало и мотало из стороны в сторону. Метров за 500 до озера Арман извинился и попросил нас пересесть в другую машину — убитый УАЗ буханка. Машина напоминала скорую помощь из мультика Маша и медведь.

По приезду Арман сказал, что, когда накупаемся, позвонить ему. Он приедет за нами после звонка минут через 40. Людей у озера было не очень много. Вместо песка была твердая соль. Нам повезло, в этот день на небе были облака и солнце сильно не жарило. Укрыться от солнца там совсем негде.

Озеро Баскунчак находится на 21,3 м ниже уровня моря. Рапа в озере на 37 % насыщена солью. Плаваешь в озере как поплавок. Нырять в озеро не рекомендуется. С ранками на теле лучше не купаться.

Дети были в восторге. Я же плавать не могла, барахталась в рапе. Все время казалось, что я перевернусь головой вниз, т.к. пятую точку просто выталкивало из воды.

Поверхность «пляжа» была твердой, поэтому все, что оставили отдыхающие, было прямо перед глазами.

День 3. Гора Большое Богдо

Озеро Баскунчак относится к Богдинско-Баскунчакскому заповеднику. Недалеко от озера находится гора Большое Богдо.

Гора Большое Богдо — единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие Богдо лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина — примерно на 150 выше. С каждым годом гора Большое Богдо становится выше. Дело в том, что внутри горы находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм.

На следующий день с утра мы поехали в заповедник, чтобы погулять по святой горе. С калмыцкого языка «богдо» переводится как «святой». Считается, что гора освящена самим Буддой, поэтому буддисты совершают сюда паломничества. Слово «большой» добавили к названию, чтобы не путать с горой Богдо, которая находится в соседнем Казахстане. Казахи свою гору называют Малый Богдо.

Нас пугали дорогой до заповедника. Говорили, что в сухую погоду она очень пыльная, а после дождя по ней не проехать. Но нам повезло. Ночью прошел маленький дождик, который прибил пыль, но не размыл дорогу. Так что до заповедника мы доехали по хорошей грунтовке.

В кассе заповедника мы приобрели билеты за 1100 руб. на посещение маршрута «Легенды святой горы». Еще дополнительно отдельно заплатили 600 руб. сбор за посещение особо охраняемой природной территории. Протяженность маршрута 2,5 км. Время на посещение 1,5-2 часа.

После кассы проехали ещё около 3 км на машине к началу маршрута. Там была парковка с беседками.

Тропа оборудована лестницами, настилами, поручнями и скамейками. По всему маршруту расположены информационные щиты. И как во всех заповедниках, сходить с тропы в сторону не разрешается.

В начале тропы нас встретил Белый Старец и сайгак.

Вокруг нас были красные марсианские пейзажи.

Кода мы дошли до вершины горы, то нам открылись виды на озеро Баскунчак.

Прогулка по маршруту подарила нам много положительных эмоций.

После прогулки по заповеднику мы вернулись в поселок Нижний Баскунчак. Пообедали и отправились в путь к нашей следующей достопримечательности — реконструкции города Сарай-Бату.

Сарай-Бату

Сарай-Бату находится на расстоянии примерно 130 км от Астрахани или 330 км от Волгограда. Нам же от поселка Нижний Баскунчак надо было проехать 218 км.

Дорога вдоль Ахтубы была для нас интересна необычностью пейзажа. Слева была ровная, как сковородка степь. Сухая и жаркая. А справа сплошь шли возделываемые поля, а за нами утопала в зелени Ахтуба. По дороге мы остановились, чтобы купить местной рыбы. Заодно купили арбуз и овощи.

В Сарай-Бату мы приехали около 13:30. Здесь была парковка, небольшое кафе и бесплатные туалеты. Вход в реконструкцию стоил 450 руб. с человека.

Территория реконструкции Сарай-Бату была не очень большой. При входе сразу было хорошо слышно аудиогид, который рассказывал про обычаи и историю того времени.

В 13 в. часть Прикаспийской низменности перешла к Золотой Орде. Для хана Батыя основали столицу — Сарай-Бату. В переводе с тюркского «сарай» означает дом, дворец. После переноса столицы в Сарай-Берке город пришел в упадок и был забыт.

В начале 2010-х годов для съемок сериала «Орда» были возведены декорации — целые улицы, дома, храмы. Художники-декораторы постарались передать дух и колорит средневекового центра Шелкового Пути. После окончания съемок сооружения не стали сносить.

На территории Сарай-Бату был расположен мини-музей пыток. Муж и дети непременно захотели туда. Пришлось тоже идти. Чтобы не жариться под солнцем в одиночестве. Экспонаты были не оригинальны, но рассказ экскурсовода был интересен. Говорил он с огоньком. После разрешил сыну опробовать реквизит.

Когда вышли из музея, нас накрыла жара и ЗАПАХ. Запах навоза. Прямо посередине площади была зловонная яма.

Сначала я подумала, что она здесь, чтобы туристы не задерживались и не создавали толпу. Но экскурсовод из музея пыток объяснил, что это строительный материал. В яму закидывают навоз, заливают водой в определенной пропорции и все это настаивается — ферментируется на жаре. Примерно через сутки жижа приобретает необходимую вязкость. Я поинтересовалась, как здесь работается при таком запахе. Экскурсовод сказал, что ему норм. Рабочему, похоже, тоже было норм.

И тут я поняла, что здесь все сделано «из говна и палок»! Причем в прямом смысле. Конструкции из досок были обмазаны ферментированным навозом.

Впечатлившись, мы пошли дальше осматривать это чудесное архитектурное сооружение, одновременно слушая аудиогид.

После выхода с территории Сарай-Бату, мы обошли его, чтобы выйти на берег Ахтубы. Никаких достопримечательностей, кроме реки и верблюда мы не увидели.

После дошли до площадки бетонной скульптуры. Но она меня настолько не впечатлила, что я не сделала ни одного фото. На территории туристического центра расположен ещё один музей «Юрта хана». Мальчик лет десяти предложил нам провести экскурсию. Но мы отказались. Внешний вид юного экскурсовода не вызвал у нас доверия. Хотя, может, и зря. Мы бесцельно побродили по юрте.

Рядом стояли ещё две старые юрты.

В Астрахань мы приехали примерно к 17 часам. На ночь у нас был забронирован номер гостинице со странным названием «Реальное место отдохнуть». Внешний вид был таким же странным, как и название. Недостроенное архитектурное сооружение, втиснутое между старыми постройками за массивными железными воротами. На микро-парковке мест уже не было, поэтому хозяин гостиницы сложил гармошкой ворота и велел парковаться во дворе. За что потом взял с нас за парковку деньги ) Кажется, рублей 100.

Что хозяин, что его гостиница оказались монументально колоритными. Высокие потолки и окна под потолком. Вся мебель в номере была из стального профиля. И намертво закреплена к стенам или полу. Мужа больше всего поразило огромное зеркало в ванной комнате. Во всю стену размером, наверно, 3х3 метра. Его очень волновал вопрос: как его сюда на 3-й этаж подняли.

Бронировали через сайт однокомнатные апартаменты за 2790 руб., получили двухкомнатный номер с кухней. В каждой по кондиционеру.

После заселения пошли прогуляться немного по городу. Совсем рядом была Красная Набережная реки Кутум. Мы решили прогуляться по ней до Волги.

Вид набережной вызвал у нас недоумение.

Мост влюбленных совсем поверг нас в шок. Под мостом лежал дохлый голубь, а вокруг витали ароматы отходов человеческой жизнедеятельности. Мимо нас невозмутимо проходили влюбленные парочки.

Мы поспешили скорее пройти это место. Набережная Волги, Петровская, выглядела уже гораздо лучше.

Немного пройдя по набережной, мы повернули в сторону Астраханского кремля.

Вокруг было достаточно безлюдно, и мы уже думали, что вход в кремль закрыт. Но Никольские ворота кремля оказались открыты. Территория Астраханского кремля была очень красивой и ухоженной.

Когда мы вышли из кремля, то поняли, что очень устали и решили вернуться в гостиницу. За вечер прошли около 4 км.

День 4. Дагестан

Расстояние от Астрахани до пос. Дубки в Дагестане 470 км. Встали утром пораньше, чтобы вечером у нас осталось время прогуляться до смотровых площадок Сулакского каньона. Трасса до Дагестана была в хорошем состоянии. На блокпостах в Калмыкии и Дагестане нас не останавливали. Да и вообще, за всю поездку нас нигде ни разу не остановили. Уже в Дагестане мы пообедали в непонятном придорожном кафе. Туалета у них не было в принципе, а руки мы мыли на улице из кувшина. Но все прошло хорошо.

За все поездку мы встретили только один участок дороги, который был в очень плохом состоянии. Где-то между Бабаюрт и Хасавьюрт.

При построении маршрута мы решили не доезжать до Хасавьюрта, так как там было все красно. Муж решил повернуть налево в Ботаюрт, чтобы объехать пробку. Дорога там оказалась не очень быстрой, так как шла по населенке.

Когда наконец выехали на трассу Е119, то обрадовались и облегченно вздохнули. Дорога была широкой, а покрытие было новым. Наша радость оказалась недолгой. В селе Зубутли-Миатли была пробка. Постепенно наши две полосы превратились в четыре. Справа по обочине тоже ехали в два ряда. Потом появилась и пятая, слева по встречке. Сначала мы думали, что пробка из-за аварии, которая была впереди. Но место аварии мы проехали, а пробка не рассосалась. Зато сзади нарисовался КамАЗ. Он прямо напирал на нас — газ, тормоз. Его кабина угрожающе грохотала сзади. Муж благоразумно пропустил его вперед.

Вся пробка оказалась из-за сужения дороги на мосту через реку Сулак. Обратно нам тоже предстояло возвращаться по этому мосту. Объехать его никак. Но на обратном пути мы повернули сразу после моста направо, чтобы выехать на трассу Р-215. Этот путь нам понравился чуть больше.

Дубки

В поселке Дубки мы решили остановиться, чтобы полюбоваться на Сулакский каньон. На ночь у нас была забронирована двухкомнатная квартира за 3500 руб. Квартира была обычной. Необычным оказался двор. Мусорные контейнеры, которые стояли во дворе, были переполнены. А вокруг паслись коровы и курицы. Этот «пейзаж» поверг нас в шок.

После увиденного никто из нас не заикался о дегустации местных молочных продуктов)

В поселке есть две смотровые площадки. Сначала мы отправились к верхней (на карте) площадке, т.к. она была расположена ближе.

Площадка оказалась не официальной. Внизу на другом берегу реки Сулак было видно причал для лодок в селе Зубутли. Туда мы поедем на следующий день.

После мы доехали до парковки второй смотровой площадки. Эта смотровая уже была официальной. От парковки к смотровой вела дорога, но она была перегорожена шлагбаумом. На фото ниже в правом верхнем углу видно начало дороги со шлагбаумом. Вверху пятиэтажки поселка, а под ними внизу дорога уходит небольшим серпантином к смотровой площадке.

На самой площадке были видовые качели и кафе. Мы хотели там поужинать, но кафе оказалось закрыто.

Справа было видно смотровую, на которой мы недавно были.

На ужин мы сходили в кафе «Хадум». Оно было недалеко от дома. Столики кафе стояли в саду, между деревьями. Если пройти чуть глубже в сад, то столики стояли на небольшой видовой площадке. Но места там были уже заняты. Выбор в меню был не очень большим — чуду с разной начинкой и пара видов хинкали. Я с детьми заказали себе чуду — лепешки с начинкой (мясо, сыр, зелень). Муж выбрал себе хинкали по-аварски, потому что когда-то слышал это название. Как обычно выглядят хинкали? Все же знают — мясо в тесте. Хинкали по-аварски оказались совсем другим — мясо отдельно и тесто отдельно. Мы даже сначала подумали, что нам перепутали заказ. Зато, когда поняли, то долго смеялись. Мы с детьми даже пробовать не стали. Муж сказал, что вкусно. Бульон принесли тоже отдельно.

Это уже общеизвестный факт — в дагестанских кафе не бывает спиртного. Цен там тоже нет. Хотя изредка могут и быть. Но это единичные случаи. Меню зачастую тоже нет. Официантки просто перечисляют, что у них готовят. Вы выбираете и кушаете, а в конце вам озвучат сумму. На четверых у нас обычно всегда выходило примерно 1200 руб. плюс, минус. Максимум было 1400 руб.

Ещё немного про кафе. Так как в нашу поездку стояла жара, то пить чай мы не могли. Брали компот. Обычно он был из сухофруктов. И продавался он в Дагестане почему-то только литрами. То есть купить стакан компота было нельзя. Только литр, в графине. В каждом кафе стояли холодильники, забитые графинами с компотом. Хорошо, что нас четверо. Литр замечательно делится на четыре стакана.

Для поездки по горной части Дагестана лучше иметь с собой наличные. Интернет там далеко не всегда работает. Мы совсем отвыкли от наличных. Долго думали, куда разложить деньги. Чтобы было удобно и безопасно.

День 5. Сулакский каньон

Сулакский каньон — одна из самых известных достопримечательностей Дагестана. Во всех путеводителях говорится, что он глубже Большого каньона в США. Мы, конечно же, хотели посетить его и прокатиться по каньону на катере. Изучив вопрос, мы узнали, что есть два варианта: самостоятельно с приключениями или дорого с местным водителем. Прогулка на катерах по Каньону осуществляется в селе Зубутли, что находится на противоположном берегу реки Сулак. Стоимость прогулки на катере 4 тыс. В Зубутли ведут две дороги: короткая и длинная. Короткая дорога идет через пост ДПС (или КПП) Миатлинской ГЭС. Там проверяют документы у всех проезжающих. И, судя по отзывам, машины туристов могут не пропустить.

Поэтому самостоятельные туристы едут длинной дорогой через Миатли и Хубар. Дороги и короткая, и длинная — грунтовка не для пузотёрок. Читали, что обратно по длинной дороге не все машины могли проехать. Поэтому возвращались обратно короткой дорогой. Причем в обратную сторону через КПП пропускают всех.

Мы решили не рисковать своей машиной и сэкономить время. Поэтому договорились с местным водителем. Точнее, после бронирования квартиры в Дубках нам написала хозяйка квартиры и предложила два варианта.

1-й вариант. Стоимость 8000 руб. на три часа. Включает в себя: спуск в ущелье каньона (+ две остановки) от квартиры, прогулка на катере и дорога обратно. Автомобиль на 4 пассажиров.

2-й вариант. Стоимость 11000 руб. на 5-7 часов. Включает дополнительно к 1-му варианту три смотровые: Чиркейская ГЭС, Миатлинская ГЭС и смотровая в Дубках.

Мы хотели увидеть все, поэтому выбрали второй вариант. Найти водителя с машиной в Дубках не проблема. Предлагают на каждом шагу. Проблема, как я понимаю, найти машину, которая будет ехать по пыльной горной дороге с закрытыми окнами и кондиционером. И что в машине будут ремни безопасности. У нас была Нива с открытыми окнами (

Водитель приехал за нами к 8:00. Чем раньше, тем меньше народу. Насколько я помню, КПП раньше 8 утра не пропускают. У КПП нас высадили. Людей на КПП было немного, прошли мы его достаточно быстро. Для прохода предъявили паспорта.

Первая остановка на смотровой площадке.

На пристань мы приехали около 9 часов. Наш катер был ещё не готов. Пришлось немного подождать.

На пристани для катания на катерах висели спасательные жилеты. Их состояние было ужасным. Половина крепежа отсутствовала. Были там и детские недожилеты. Мы догадывались, что состояние жилетов будет плохим. Поэтому для сына у нас был свой спасжилет, привезенный из дома.

В реку Сулак по склонам каньона стекало множество маленьких водопадов. Нас подвезли поближе, чтобы мы смогли потрогать воду.

От села Зубутли катера возят туристов в сторону плотины Чиркейской ГЭС.

Фотографировать на ходу было очень неудобно. Камера в руках прыгала, и я очень боялась её намочить. Но все прошло хорошо.

На обратной дороге мы сделали ещё одну остановку на смотровой. На этой площадке мы встретили семейную пару с Урала на своей машине. Они были очень довольны, что смогли проехать сами. Этот разговор слышал наш водитель. Позже он сказал нам, что местные, что возят туристов, скидывались для ремонта этой дороги. Её часто перекрывают из-за погодных условий. Три дня назад дорога была закрыта. Поэтому таких хитрых туристов они недолюбливают.

На обратной дороге машин заметно прибавилось, и мы хорошо надышались пылью. Закрывать окна при такой жаре было не вариантом.

Следующая наша остановка была на смотровой Миатлинской ГЭС. Эта смотровая понравилась нам больше всего. Там была приятная атмосфера тишины и умиротворения. За рекой Сулак было видно дорогу, по которой мы только что проехали.

Вдалеке виднелась плотина ГЭС.

Рядом была дубовая роща.

Последней нашей остановкой была смотровая на плотину Чиркейской ГЭС. Дорога к этой площадке была несколько экстремальна. Пейзаж здесь оказался не таким душевным, как на предыдущей смотровой. Был уже полдень, солнце нещадно палило. Задерживаться долго мы не захотели.

Внизу на реке были видны катера, катающие туристов по каньону.

Нас привезли обратно в Дубки. Наша поездка по Сулакскому каньону длилась примерно 5 часов. Щенячьего восторга эта поездка у нас не вызвала. Но я точно не жалею, что мы съездили. В какой-то момент наш водитель высказал удивление по поводу нашей сдержанной реакции на вид гор. Мы ответили, что уже не первый раз в горах. А про себя потом обсудили, что Военно-Грузинская дорога произвела на нас гораздо бо́льшее впечатление. Из всей поездки в Сулакский каньон нам больше всего понравилась смотровая Миатлинской ГЭС. Вот туда стоит вернуться. Хотя изначально бо́льшего я ожидала от смотровой Чиркейской ГЭС.

Гостиница «Хвалтиш»

Для осмотра горной части Дагестана мы искали место, равноудаленное ко всем основным достопримечательностям. Мы предпочитаем радиальные поездки. Приглянулась нам гостиница Хвалтиш, расположенная недалеко от трассы в 15 км от села Гуниб. Отзывы были отличные. Единственным неудобством было то, что номера только двухместные. Взяли два номера на 4 ночи по 2500 руб. сутки каждый. Бронировали через мессенджеры без предоплаты. Пару раз хозяин гостиницы писал и спрашивал, не поменялись ли наши планы.

Гостиница нам очень понравилась. Рекомендую. Отличное расположение. Удобно добираться до всех основных достопримечательностей. Рядом с трассой, но не на трассе. Шума с дороги нет. Большая парковка. Новые, чистые и современные номера. В каждом свой санузел. Есть отдельное помещение со стиральными машинами, сушилками, утюгом. Встретил нас хозяин гостиницы Запир. Все показал и рассказал. Приятный, образованный, с хорошей речью.

Здание гостиницы — это корпус бывшего пионерского лагеря. Стены в номерах с хорошей звукоизоляцией. Соседей в номерах было совершенно не слышно. Но с улицы были слышны разговоры. Для нас это оказалось не критичным. Мы рано вставали, поэтому засыпали без проблем.

Минусы там все же были. Совершенно не работал мобильный интернет. Wi-fi был слабоват. Вечером, когда все собирались, сигнал пропадал. Мангальная зона была не очень удобной. Общий холодильник был все же маловат для всех гостей. Мы достали из машины свой и установили его в номере. От обычной розетки 220 он тоже работает.

Номера у нас были на втором этаже. Для удобства мы поставили между ними наш раскладной стол и кресла. Можно было выносить и мебель из номера. Правда, в первую же ночь половина нашей личной мебели разбежалась по гостинице. Пришлось утром ходить и собирать. На первый этаж «убежали» даже тапки.

В день приезда мы решили больше никуда не ездить, а сходить в долину и прокатиться на сапах. Прокат одного сапа с жилетом стоил 500 руб. за час. Виды на долину были чудесные. Темные горы, зеленые луга, пасущиеся ослики и лошади.

День 6. Салтинский водопад

Водопад образует небольшая речка Салтинка. Она берёт начало на склонах горы, течёт по ущелью и проваливается вниз через отверстие в сплошной скале. В этом и состоит необычность Салтинского водопада — это подземный водопад.

От гостиницы нам надо было проехать всего-то 11 км. Виды по дороге заставили нас остановиться и сделать пару фото.

Машину мы оставили на небольшой парковке в селе Салта около информационного центра. Было примерно 7:30 утра, вокруг все было закрыто. Поэтому мы не знаем, платная там парковка и вход или нет.

Тропа к водопаду вела по ущелью, оборудованному металлическим настилом.

Потом на пути появились столы с сапогами.

Дальше тропа пошла вверх от реки. Туристов кроме нас не было. Около очередной порции сапог одиноко сидел местный дедушка. Муж стал подниматься по тропе вверх. И тут дедушка закричал: «Не туда идешь! По реке надо идти!» Мы удивились. Вот для чего все эти сапоги. Аренда одной пары невысоких сапог стоила 100 руб. Мы подобрали себе по размеру. Сыну тоже нашлись. На носки сверху мы надели полиэтиленовые пакеты, которые нам тоже выдали. Все были довольны, и мы и дедушка.

Река была небольшой, но с сильным течением. Было очень прикольно идти в сапогах вверх по руслу реки. Это было маленькое приключение.

В какой-то момент пришлось забираться вверх по сырым и скользким камням. Для удобства туристов там были натянуты перила. Шли мы недолго. Водопад был не очень большим, но живописным и необычным.

Через час мы вернулись к машине. И только там мы увидели ещё туристов. Хозяин гостиницы сказал, что днем на водопад ходят толпы.

Гамсутль

Гамсутль — аул-призрак расположен на высоте почти 1500 м. Сегодня в этом селе нет ни одного жителя и расположен он вдалеке от цивилизации. Но несмотря на это аул является очень популярным туристическим местом.

От Салтинского водопада до села Гамсутль нам надо было проехать 33 км.

На нашем пути были удивительные пейзажи чохских террас.

Село Чох

До Гамсутль добраться не так-то просто. У подножья горы, где расположен аул, есть большая парковка. В отличии от Салты, парковка не оборудованная и информационного центра там нет. Было похоже, что в этом месте всем заправляют местные со своими неписанными правилами. От парковки до горного села почти 4 км. Часть пути можно преодолеть на арендованном УАЗике за 100 руб. с человека. Оставшиеся 1500 метров надо идти пешком. Хотя есть вариант и доехать до вершины на лошади за 1000 руб. с человека. Но это подходит только для тех, кто умеет держаться в седле. Лошади идут по самому краю тропы, совсем рядом с обрывом. Мне даже смотреть на это было страшно. Вдобавок лошади совсем не паиньки. Периодически пытаются друг друга укусить. Большинство встреченных туристов-наездников выглядели измученно.

На карте выше видно более короткий путь. По нему спускается табун лошадей без туристов. Этот путь более крутой и расположен на открытом пространстве. Мы выбрали длинную тропу. Она шла полностью в тени. Но на улице было такое пекло, что подниматься было все равно очень тяжело. В конце тропы есть источник с холодной питьевой водой. Он был очень кстати. Можно было умыться и пополнить исчезающие запасы воды.

До горного аула мы все же дошли. Но дети были настолько измучены, что особо осматривать достопримечательность у них не было сил. Мы оставили их в тенечке, а сами побродили по развалинам. Несмотря на жару туристов было очень много.

Вид на Гамсутль со смотровой площадки, которая находится на крыше одного из домов. Это не для тех, кто боится высоты. Подъем на смотровую достаточно опасный.

Я бы сказала, что мне здесь очень понравилось, если бы не было толп туристов и изнуряющей жары.

День 7. Башни Гоор

Рядом с селом Гоор на вершине горы, на краю отвесной пропасти расположены развалины древнего оборонительного комплекса. Из семи башен до наших дней осталось только три, высотой примерно 15-20 м.

От гостиницы до села Гоор 72 км. Мы поехали более длинной дорогой через Гергибиль. Дорога была в отличном состоянии, как и все остальные дороги к местным достопримечательностям.

Когда подъехали к селу Гоор, то немного растерялись, куда ехать. Сначала повернули к большой парковке, но после поворота асфальт резко исчез. Зато дорога, что вела через само село, была совсем недавно асфальтирована. Мы развернулись и поехали через само село. Однако новенький асфальт быстро закончился и нам пришлось ехать по крутым и узким улочкам Гоор. На крутом повороте мужу пришлось выйти из машины, чтобы посмотреть, как проехать. Но мы все же доехали до парковки на краю села. И поняли, что через село лучше не ездить.

На обратной дороге, когда спускались от верхней парковки к большой, то увидели, что и здесь дорога непростая.  Не все машины могут сразу въехать в гору. Наклон достаточно большой, с крутым поворотом и щебенкой под колесами.

Верхняя парковка была цивилизованной. Здесь был информационный центр с современным туалетом. Рядом было кафе и сувениры. Муж договорился с водителем УАЗика на подъем до башен за 500 руб.

Время было 9 утра. Туристов практически не было. Мы не спеша прогулялись по развалинам крепости.

Полюбовались видами.

В одной из башен можно было подняться наверх.

После Гамсутль, башни Гоор не производят большого впечатления. Однако добраться до них гораздо проще.

После прогулки по Гоор нам надо было где-нибудь пообедать. По дороге в селе Заиб мы зашли в кафе, которое нам всем очень понравилось. Только это кафе, из всех, где мы были в Дагестане, я бы рекомендовала посетить.

Здесь было более разнообразное меню. Во всех других кафе Дагестана, где мы были, набор блюд был однообразен: курзе (пельмени с разной начинкой), хинкали и лепёшки чуду. Иногда шашлык.

Курзе:

Чуду:

Названия блюд, которые мы заказали, я сейчас не вспомню. Запомнился молочный суп на мясном бульоне с нутом. Несмотря на подозрительный состав, суп оказался очень вкусным. А вишневый компот был божественным.

Карадахская теснина

Наш обратный путь к гостинице проходил как раз недалеко от Карадахской теснины. От села Гоор нам надо было проехать 41 км. Карадахская теснина представляет собой ущелье протяженностью почти полкилометра, по дну которого течет горная речка Квартах.

По дороге пару раз остановились, чтобы сделать фото.

В отзывах про Карадахскую теснину было написано, что там прохладно. Вот мы и поехали после обеда, чтобы в самый зной прогуляться в прохладной тени.  Думали, что от парковки до теснины надо пройти метров 300. Как мы ошибались, почти 800 метров. Хорошо, что не в гору. Но все равно по полуденной жаре идти было тяжело. Я с Максимом периодически зависала в тенёчке.

Тропа в Карадахскую теснину идет вдоль русла реки. В самом начале тропы висит объявление, что при включении сигнала тревоги тропу надо покинуть. И даже лежали две белые каски на входе.

Если поднять вверх голову, то кажется, что каменные своды ущелья сходятся вместе. Сюда почти не попадают лучи солнца, в узком ущелье царит полумрак.

Между стенами видны валуны — они летели с обрыва вниз, но застряли по пути.

Некоторые валуны все же упали на дно ущелья и преградили путь речке. В результате образовались маленькие водопады.

Чтобы преодолеть препятствия, для туристов сделаны лестницы.

В теснину мы шли по берегу реки и по настилам. Обратно решили пройти по самому руслу. С собой в рюкзаке у нас были тапочки для купания. Вода в реке оказалась на удивление теплой. На небе появились облачка, зной спал. Я испытала наслаждение, идя по воде.

Ребенок строил из камней плотины. Он был счастлив.

Постепенно река ушла под камни. И осталось сухое русло.

Когда мы подошли к парковке, то увидели, что облачка стали превращаться в тучки. Питьевая вода у нас закончилась, и муж хотел купить её. Но я заволновалась и попросила поскорее уехать отсюда. Мне очень не понравились тучи, они постепенно надвигались из-за горы. Вдобавок по дороге в теснину мы видели свежий оползень прямо на новом асфальте.

Мы вернулись на большую дорогу в село Карадах и там уже купили себе сок местного производства. Прямо в магазине и выпили. Когда вышли из магазина, то увидели, что местные с обеспокоенным видом смотрят на небо и накрывают одеялами свою старую ГАЗельку. Мы сели в машину и поехали в сторону своей гостиницы. Минуты через три пошел дождь. Потом добавился град. Мы ехали по горной дороге и нам было не по себе. Муж решил все-таки припарковаться. Мы встали на мини парковке у дороги и накрыли лобовое стекло экраном от солнца. Дождь быстро закончился, и выглянуло солнце.

Посмотрев на небо, мы поняли, что туча движется от нас в сторону дома. Ехать дальше в этом направлении мы сочли неразумным. Поэтому решили доехать до водопада Тобот, что расположен на плато Хунзах. Было 16 часов, так что времени у нас хватало.

Плато Хунзах и водопады

Плато возвышается на 1700-2000 м над уровнем моря, и с него открывается впечатляющий вид на окружающие горные хребты и вершины. С отвесных краев плато стекают ручьи и реки.

Ехать до села Хунзах 34 км. Дорога серпантином поднималась на плато.

Оставив машину на парковке, мы направились к смотровой площадке. Вид на каньон был просто потрясающим. Слева от смотровой был водопад Итлятляр.

Рядом стояли мальчики с лошадью, и мои дети захотели прокатиться. Прогулка на лошади по плато и фотосессия в папахе стоила или 100 или 150 руб. Все дети были довольны.

Жара спала, и мы с удовольствием не спеша прогуливались по плато. Около водопада Тобот прыгали с тарзанки. Толпа смотрела на смельчаков. Муж и дочь тоже захотели получить порцию адреналина, но цена прыжка 6000 руб. их отпугнула.

На обратном пути сфотографировали камешки у дороги. Уж очень впечатляющие размеры были у них.

Прогулки под палящим солнцем в горах нас сильно вымотали. Даже муж, который вначале поездки говорил: «Хорошо, погреемся!», отказывался вечером стоять у мангала: «Я от жары шевелиться не могу.» Поэтому шашлык по вечерам мы заказывали в близлежащих кафе. И в этот день вечером мы ужинали в кафе в паре километров от гостиницы. Здесь беседки со столиками стояли прямо в саду.

Была даже небольшая детская площадка.

Самое занимательное, что было в этом кафе — это котики. Точнее, их количество. Мы со счета сбились. Сын был от этого в восторге.

Один из них пришел и сразу устроился спать у дочери на коленях.

Больше всего нас удивили размеры дагестанских кошек. Они все были с котенка. Почему здесь столько котят? Взрослых кошек совсем не видно. Может, они не доживают до старости — их уносят коршуны? Потом я увидела беременного «котенка» и была сильно удивлена. Наш Шнапс раза в три больше их.

День 8. Гуниб

Следующий день был единственным прохладным днем за всю поездку. Около 23 °С. Мы все выдохнули с облегчением, как же хорошо гулять по прохладе.

До села Гуниб от гостиницы было 15 км.

Гуниб — это аварский аул, который имеет огромное значение для всего Дагестана. Именно здесь 25 августа 1859 года закончилась одна из самых тяжелых войн в истории Дагестана — Кавказская война. Имам Шамиль и его войско несколько дней удерживали атаки русских войск. Затем начался штурм Гуниба, и Шамилю пришлось сдаться.

Затем в Гунибе построили крепость. Ее стены с бойницами до сих пор целы. Видны башни, стоящие по углам, а также накаты для орудий и остатки мощеных дорог.

Чтобы доехать до крепости, надо сначала преодолеть крутой серпантин улиц Гуниба. После Шамилевских ворот асфальтовая дорога заканчивается. В сами ворота заезжать не надо. Дорога к крепости поворачивает перед самыми воротами.

Было не просто, но наша машина справилась. Однако доезжать до самого верха мы побоялись. Оставили машину перед последним поворотом.

На парковке перед крепостью шли строительные работы. Вокруг было много гостевых домиков.

Туристов практически не было. С этого места уже открылись красивые виды.

Если не ошибаюсь, то это дорога, по которой мы приехали в Гуниб.

С другой стороны парковки вверх поднималась стена крепости.

Подъем был достаточно крутой. Но благодаря прохладной погоде, он не был тяжелым.

Останки крепости заканчиваются башней, стоящей на обрыве.

Виды здесь были просто потрясающие.

После прогулки вдоль крепостной стены мы решили посетить воскресный рынок Гуниба.

Купили овощи для мангала, фрукты, сувениры. Мясо для мангала купили в мясном магазине. Оно там было очень удобно нарезано порционными кусками. Магазин как раз видно на фото ниже. Шашлык из баранины получился отличным.

В заключение экскурсионной программы доехали до смотровой площадки на Гуниб — точка Айвазовского.

С трассы мы свернули на грунтовку и поднялись вверх по серпантину.

День 9-12. Каспийск

Горная часть отдыха закончилась, и мы отправились к Каспийскому морю. Заезд в квартиру в Каспийске у нас был после 14:00. Поэтому мы решили сначала доехать до моря и искупаться. Ехать до моря было 102 км.

Недолго думая, для купания выбрали пляж около с. Первомайское. Он был необорудованным. Зонтики и шезлонги принадлежали гостевым домам. Отдыхающих было мало.

Море оказалось прохладным. Но мы все равно купались.

После водных процедур мы пообедали в кафе и поехали заселяться в квартиру в Каспийске.

Поиск места отдыха на море я начала с изучения отзывов о пляжах по всему побережью Дагестана. Первыми отпала Махачкала. Потом исключила Дербент из-за каменистого пляжа. Остались Каспийск, Избербаш. От гостиниц и гостевых домов вне населенных пунктов мы решили отказаться из-за их дороговизны и отсутствия инфраструктуры. В конце концов выбрали пляж Лагуна в Каспийске. А уже затем, рядом с пляжем нашли квартиру.

Квартиру искали без интерьера «цыганское барокко». Это немного осложнило поиск. Забронировали трешку за 6000 руб. сутки на 4 ночи.

Из окна, при желании, можно было увидеть море.

Этот район Каспийска был относительно новым. До пляжа идти было где-то 600 метров. Минут 7. Самым сложным по пути на пляж оказался пешеходный переход. Светофор был, но он не работал. Водители пешеходов категорически не пропускали. Не знаю, как по России, но у нас в Кировской области машины сразу тормозят, если пешеход подошел к переходу. Здесь же, когда поток людей начал переходить дорогу, машина правого ряда затормозила. А машина из левого ряда просто «втопила тапок в пол», прямо перед идущими пешеходами. Стало страшно.

Здесь ездят по своим «правилам». Обгон через сплошную — не вопрос! Встречки же нет. Остановиться посреди дороги — ну мне же надо, что не понятно? Если впереди пробка, то тебя будут обгонять и пихаться со всех сторон. Это не просто так, они торопятся. Им надо побыстрей. У них есть причина. Её надо уважать. Как сказал мой муж — ездят здесь по понятиям. Если ты их поймешь, то ездить будет проще.

Еще одна из особенностей местного вождения. Бодрый старт с пробуксовкой. Лучше по грунтовке. Чтобы пыль столбом. Один из видов развлечения дагестанской молодежи. При входе на пляж, даже объявление о штрафе висело.

Пляж был бесплатным. Оборудован водой для ног и кабинками для переодевания. Зонтики и шезлонги тоже можно было взять в аренду. Размер пляжа был средним. На весь пляж мы насчитали 6 кабинок. Вроде не мало, но в часы пик там была очередь. Место на песке найти было можно. Как обычно, у воды теснее, дальше от кромки воды свободнее. Отдыхающих все же было много. Я рассчитывала на меньшее количество людей. Популярность отдыха на Каспии растет.

Рядом был ещё маленький пляж. Но мы там не купались.

На следующий день утром заболел сын. Не так критично, чтобы вызывать скорую. Но купаться он больше не ходил. И оставшиеся дни отлеживался в квартире. Поэтому наша экскурсионная программа вдоль побережья Каспийского моря накрылась медным тазом. В Дербент мы не съездили. Бархан Сарыкум не видели. Разные пляжи не исследовали. У нас было 4 дня чисто пляжного отдыха.

Для обедов мы выбрали столовую «Час Пик». Идти до неё было около 1 км. Первый раз сходили пешком. Решили, что слишком жарко, и потом уже ездили на машине.

По дороге в столовую. Обычные жилые кварталы. Спальные районы.

Столовая оказалось хорошей. В результате обедали мы только там. Да ещё брали с собой еду на ужин. Но, как обычно, меню отсутствовало совсем, цены висели выборочно.

В один из вечеров мы пошли вечером прогуляться. Хотели подышать прохладой вдоль набережной. Не получилось. Жара на спала, на улице было около 29 °С. Вдобавок по дороге к набережной нам встретилась парковка на грунтовке. Все было в пыли. После прогулки пришлось опять принимать душ. Единственное, что понравилось — это набережная. Она была симпатичной, насколько её можно было разглядеть в темноте.

Район, в котором находилась квартира, был скучным. Но необходимая инфраструктура там была. Неподалеку нашли хороший магазин «ВсеСразу». Чистый, с хорошим ассортиментом продуктов. Там был и свой кулинарный отдел. Из-за отсутствия ценников вышел у нас небольшой сюрприз. Так как я люблю сельдь под шубой, муж купил мне в кулинарном отделе салат. Дома я стала его есть. И тут обнаружился сюрприз — шуба есть, а сельди нет. На следующий день специально посмотрели, ни названия салата, ни цены на витрине не обнаружили.

В обычных супермаркетах Дагестана спиртного нет. За ним муж ездил в специализированный магазин. Привез местного вина. Мне не понравилось. Зато соки местного производства были во всех магазинах. Они были просто бесподобны. Единственный недостаток — весь сок в стекле. С собой домой много не увезти.

День 13. Чиркейская ГЭС

При подготовке к поездке я нашла информацию, что можно посетить с экскурсией Чиркейскую ГЭС. У РусГидро есть отдельный сайт для бронирования экскурсий на ГЭС. На данный момент можно бронировать экскурсии только на двух ГЭС: Чиркейской и Саяно-Шушенской.

Стоимость экскурсии 650 руб. взрослый, 250 руб. школьники и студенты. Для бронирования надо посылать сканы паспортов. А для льготного тарифа нужны подтверждающие документы. В нашем случае это была справка из школы и студенческий билет.

Бронировать надо не позже, чем за две недели до экскурсии. Так как присланные документы проверяют. На экскурсии не допускаются дети младше 10 лет. Вот здесь и получилась незадача. Максиму исполнялось 10 лет за неделю до экскурсии. А бронировать надо было раньше. То есть в момент бронирования ему было ещё 9 лет, и система не пропускала бронирование. Пришлось писать в поддержку. Сказали исправить дату рождения так, чтобы система нас пропустила дальше.

Экскурсии на ГЭС проводят 4 раза в неделю (вт, чт, сб, вс) в 11:00 и 14:00. В Дагестан мы приезжали 25.07 (вторник). Но по времени боялись не успеть на экскурсию в 14:00, т.к. выезжали в этот день из Астрахани. Поэтому решили сходить на экскурсию в день отъезда.

От Каспийска до Чиркейской ГЭС 86 км. Минут за 20 до начала экскурсии мы уже были на месте. На территорию ГЭС нас пустили ровно в 11:00. Кроме нас, было ещё около 15 туристов. По всей территории нас сопровождал человек из службы безопасности. Для прохода на территорию ГЭС всем выписывали пропуска. Это заняло около получаса. Было несколько утомительно, но надо понимать — такой порядок посещения. На экскурсию нельзя брать с собой фотоаппарат. Пришлось его оставить в камере хранения. На телефон фотографировать можно.

Экскурсию проводил один из старейших работников ГЭС. Очень приятный и увлеченный человек. Слушать его рассказ было интересно. Вопреки ожиданиям, в машинный зал нас не провели. Вся экскурсия проходила снаружи: вверху и внизу плотины. Но все равно было интересно. Территория ГЭС достаточно большая, поэтому от точки до точки нас возили на ПАЗике.

Элиста

В этот день мы доехали до Элисты (530 км).

Приехали уже по темноте, в 21:00. По дороге в лучах заходящего солнца видели розовое озеро. Но торопились, и останавливаться не стали. Пытались сделать фото на ходу. Вышло не очень.

При подъезде к Элисте надвинулись тучи, пару раз сверкнули молнии. Но дождя мы так и не увидели.

В Элисте у нас была забронирована двухкомнатная квартира на 2 ночи за 3500 руб./сутки. На кухне почему-то стоял мини холодильник. Зато кондиционеры были в каждой комнате и на кухне. Что не могло не радовать.

Приехали мы достаточно поздно. Поэтому расправленные кровати нас обрадовали. Тогда как в Каспийске мне пришлось перерыть весь шкаф с постельным бельем, но я так и не поняла, какое белье для какой кровати предназначено. Пришлось уточнять у хозяйки.

Из окна квартиры было видно Золотую обитель. При дневном свете сделать фото не вышло. Т.к. стекла оказались слишком грязные, а открыть окно я не смогла.

День 14. Элиста

Квартиру мы сняли в самом центе столицы Калмыкии. Рядом была аллея Героев и разные достопримечательности. Мы дошли до них пешком. Утром, пока не так жарко.

Пагода Семи Дней.

Фонтан Три лотоса.

В.И. Ленин рядом с Домом Правительства РК смотрит на всю эту красоту.

С другой стороны от Дома Правительства начинается сквер. В нем статуя Будды, который задумчиво смотрит в сторону детской площадки.

Рядом Золотые ворота.

После ворот, через дорогу начинается Аллея героев. На ней шли строительные работы, ездила спецтехника. Поэтому по алее дальше мы не пошли, а повернули в сторону сквера А.С. Пушкина. Скульптура поэта меня не впечатлила, поэтому даже фото нет. Зато заинтересовала жанровая скульптура. Я думала, это сайгак, оказалась Евразия.

Пройдя мимо южных ворот, мы опять попали на площадь с пагодой.

После мы решили отправиться к крупнейшему храму Калмыкии — Золотая обитель Будды Шакьямуни. От пагоды до храма было чуть более километра. Но из-за жары мы не захотели идти пешком. Тем более, машина стояла по дороге, во дворе дома.

Мы наугад припарковали машину у западных ворот, но они оказались закрыты.

Пришлось идти до южных ворот. Это главные ворота хурула.

Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий. Его открытие состоялось в 2005 году. Обитель охраняет Белый старец — Цаган Аав, покровитель Калмыкии.

Внутри обители фотографировать нельзя. При входе в храм нужно снять обувь. У нас у всех обувь была с носками, поэтому мы ходили в них. У женщин должны быть закрыты ноги. Я была в длинных брюках, но меня все равно попросили надеть сверху юбку. Их выдают при входе. Для правильной циркуляции энергии храмовые скульптуры нужно обходить по часовой стрелке.

Мы посидели на скамеечке, посмотрели на Золотого Будду и по часовой стрелке обошли главный зал. Хотели зайти в музей, что расположен на цокольном этаже. Но перед самым нашим носом дверь в музей закрыли и всех посетителей попросили выйти.

В обители я заметила семью, которой проводили индивидуальную экскурсию. Я пожалела, что не догадалась сделать так же. Нам явно не хватало информации о том, что мы увидели.

По периметру здание Золотой обители обнесено забором с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ.

На территории храма, вокруг здания хурула стоят 17 пагод со статуями великих буддийских учителей.

Кюрде — молитвенные барабаны. Они содержат молитвенные свитки с мантрами, и вращение барабана собственной рукой сродни прочтению этих священных слов.

На этом главные достопримечательности столицы Калмыкии закончились. На их осмотр у нас ушло менее двух часов. От нечего делать мы доехали до квартала шахмат. Там было скучно.

Мы пообедали в столовой и оставили детей охлаждаться в квартире. Сами же съездили магазин за колбасными изделиями местного производства. Купили там разной колбасы, в том числе и из конины. Взяли ещё попробовать упаковку с пакетиками калмыцкого чая. Его пьют с молоком и солью.

Вечером мы ещё раз прогулялись. Чтобы посмотреть ночную подсветку достопримечательностей, которые видели утром.

День 15. Элиста — Волгоград — Саратов

На следующий день утром на выезде из Элисты мы объехали вокруг Золотого всадника.

Несмотря на ранний час на улице по-прежнему стояла жара, которая сопровождала нас всю поездку.

В это день нам предстояло проехать 670 км до Саратова. В Волгограде у нас была запланирована небольшая остановка на обед и прогулку. Чтобы избежать пробки в Волгограде, мы мониторили карты. Пробки получилось объехать. Не так быстро, как рассчитывали, но хотя бы не стояли.

На обед сходили в то же кафе «Время Есть». Потом доехали до панорамы Сталинградская битва. В здание самой панорамы не заходили, так как ранее уже бывали там. Да и время у нас было ограничено. Просто обошли вокруг.

После Волгограда мы сделали ещё одну остановку. Мы уже много раз ездили этой дорогой летом. И глядя на Волгу, очень хотели искупаться, но не было для этого времени. В этот раз мы запланировали остановку. Для принятия водных процедур выбрали приток Волги — речку Пичуга. Там был небольшой пляж и кабинки для переодевания. К сожалению, вода в реке сильно цвела. Но несмотря на это мы остались довольны. Особенно дети.

В Саратов приехали около 19 часов. Гостиница «Журавли» была на другом конце города. Нам повезло. Вечером в воскресенье мы без пробок проехали через центр города.

Двухкомнатный номер мы забронировали за 3780 руб./сутки.

Гостиница небольшая и находится на горе рядом с мемориальным комплексом «Журавли». После заселения и небольшого ужина мы пошли прогуляться. Наконец-то там мы нашли прохладу, о которой мечтали всю поездку.

Со смотровой площадки посмотрели на огни Саратова.

Рядом с мемориалом расположена военная техника. Возможно, в темноте мы все и не увидели, но мои мальчики были очень довольны и никак не хотели уходить.

День 16. Саратов — Йошкар-Ола

Из Саратова до Йошкар-Олы мы поехали через Пензу и Саранск. Мы предпочитаем по возможности ездить разными дорогами. Любим разнообразить маршрут. Через Пензу и Саранск идет трасса с Саратова на Нижний Новгород. Машин не так много, как на трассе Сызрань — Ульяновск — Казань.

После Саранска начали импровизировать. Хотели выехать на трассу Канаш — Цивильск. Ехать через Порецкое и Шумерлю не хотели. Во-первых, из-за строительства М-12 в районе Шумерли. Во-вторых, выезд на М-7 перед Чебоксарами. Там всегда пробки. Поехали через Присурский заповедник. Дорога там хорошая, машин мало. А вот после Ибреси дорога пропала. Осталось направление. Все то же строительство М-12. Потихоньку доехали до Канаша. Там уже была большая трасса и нескончаемый поток машин.

В Йошкар-Олу мы приехали около 17 часов. Гостиница у нас была в самом центре. Называлась Онар. Номер семейный с завтраком за 4320 руб./сутки.

В эту поездку у меня получилось два основных сайта для бронирования жилья. Суточно.ру — здесь я бронировала квартиры. Яндекс-путешествия — бронировала отели. Островок в этот раз остался не у дел. Или выбор отелей был хуже, чем у Яндекс-путешествия или последние давали больше скидок. В прошлом году Островок и Яндекс-путешествия у меня были на равных.

Время было не позднее, поэтому мы сразу пошли гулять. В Йошкар-Оле в этот день отмечали день города. На улицах был праздник.

В Кремле на сцене кто-то выступал.

Мы дошли до набережной. Я стояла и делала фото.

И вдруг в объективе вижу:

Ну что ж, сама в кадр залезла. Значит, будет в моем отзыве.

Напоследок симпатичный железный человек из кафе с очень вкусными овощами-гриль.

Про Йошкар-Олу в этот раз не рассказываю, мы там уже как дома. Кому интересен этот город, может почитать о нем в моем предыдущем отзыве «Путешествие вдоль Волги».

День 17. Йошкар-Ола — Кирово-Чепецк

До дома нам осталось проехать 340 км. Совсем не много. К обеду мы были уже дома.

Поездка у нас получилась насыщенная, разнообразная и интересная. Мы остались очень довольны, что проехали по левому берегу Волги от Волгограда до Астрахани. Достопримечательности оказались и интересными, и необычными. Если появится возможность, мы обязательно еще раз заедем на озеро Баскунчак. И в заповеднике на горе Большое Богдо мы не все посмотрели.

Дагестан неоднозначный регион для отдыха. С одной стороны, за всю поездку мы ни разу не встретили никакого негатива по отношению к себе. Все были радушны и доброжелательны. Однако у меня всю поездку возникало ощущение, что я не совсем в России. Законы здесь не работают, даже в мелочах. Отсутствие меню и цен, поведение водителей на дорогах.

Видно, что туристы везут в регион деньги. В Дагестане активно идет строительство гостевых домов и домиков. В горах вдоль трассы много кафе для туристов. Дороги до всех местных достопримечательностей отремонтированы. В Дагестане есть на что посмотреть, и условия для туристов с каждым годом становятся лучше. Хотя есть над чем работать. А ехать туда или нет, каждый решает сам.

в следующий раз надо тоже в Дагестан основательно запланировать, а то всё в Грузию
fizzeg
Аварские хинкали - это для тех, кто в детстве выковыривал мясо из пельменей и ел раздельно ;)

"Потом я увидела беременного «котенка» и была сильно удивлена. " Ничего удивительного, типичный Кавказ. Там и людьми частенько так бывает...

Мелекесс
Спасибо мне отчет понравился.
Главное, что честно написано про некоторые негативные моменты и за это отдельный респект. А то очень часто в отчетах можно встретить как все наслаждаются закрывая глаза на некоторые вещи которые все таки негативом то идут параллельно.

Для себя поставил несколько точек в избранное. Не знаю поеду ли я когда-нибудь эту республику ( по личным причинам), но точки пусть будут в картах.

Жара - главный минус я считаю, особенно если страдаешь сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Цена проката лодочки в каньоне отпугивает напрочь прокатиться на ней. Для меня однозначно это не вариант за такие деньги. Пусть катаются туристы из обеспеченных регионов.

Жилье по 6 тыс сутки тоже считаю - дорого. Но возможно других вариантов просто нет. А на жаре однозначно я бы выбирал с кондиционером.

Бюджет поездки хотелось бы услышать.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011
Добро

Не путайте грузинский хинкалИ
И аварский ХИНКАЛ.
Дербент надо посетить обязательно
Купаться только на отдалённых пляжах.
Понравилось на пляже где Лунь.

Павел на МаЗе с Магадана
В Дагестане и Чечне, если ты НОРМАЛЬНЫЙ человек, то всё будет хорошо, все доброжелательны.
Насчет мусорок.
Как объяснили местные, произошло несоглосование расценок на вывоз мусора и какое то время мусорщики бастовали..
Но, честно говоря, культуры по мусару нет...выкидывают все и всё
Plohish01
Спасибо мне отчет понравился. Главное, что честно написано про некоторые негативные моменты и за это отдельный респект. А то очень часто в отчетах можно встретить как все наслаждаются закрывая глаза...
Вам стоит поехать в конце сентября или даже в октябре

Вот и я про то же. Съездите в Дагестан зимой - ни пробок в туристических местах, ни жары, цены приятнее. А природа, история и впечатления от путешествия там те же! https://travel.drom.ru/93583/
Plohish01
Бюджет зависит только от Вас, как и на любом отдыхе.
Мы снимали дом 3 комнаты прямо у море в Дербенте

И кстати мы ездили на экскурсию по каньону на этой же самой вишнёвой Ниве) Не доехали только на смотровую МиатлиГЭС, дорога была совсем плохая даже для Нивы.

Михаил424
Зимой холодно, а горах дорога опасная.

Масштабно! Если когда либо соберусь в эти края- прочитаю отчет полностью
nick
в Дербент надо было попасть , крепость и программа светомузыкального фонтана обязательно к посещению ....а в Каспийске ресторанный комплекс Падишах, где разнообразие меню и внешее великолепие вас явно бы поразило ....Новая джума мечеть тоже прекрасна, особенно в вечернее время

Красивая семья, отличное путешествие!)

Plohish01
Бюджет поездки не считали. Он у каждого будет свой, в зависимости от предпочтений и количества участников. Цены на экскурсии, жилье и еду есть в отзыве. Единственное, что могу добавить - жилье выбирали не по принципу что дешевле. В первую очередь подбирали под свои требования. Так что при желании на этой статье затрат можно сэкономить.

Не путайте грузинский хинкалИ
И аварский ХИНКАЛ.
Интересно. Я даже и не думала. Пошла читать

Михаил424
Забавно. Да, машина та же. Я и не заметила, что нива с номерами попала на фото.

nick
Да, нам было очень жаль, что мы не доехали до Дербента. Но оставить на целый день одного десятилетнего ребёнка в чужом городе не могли.

Wildone42rus
Красивая семья, отличное путешествие!)
Спасибо

Plohish01
Цена на лодочки в Дагестане ещё не так и много. Сейчас читаю про Карелию. Там 1500 руб. с чел. за лодочку. А нам это надо умножить на четыре. И это только до одной точки. А в Карелии много интересностей где только по воде можно добраться.
Я там пока не нашла ещё ни одной достопримечательности, что осталась бесплатной. Везде оборудованы экологические тропы. Минимум 300 руб. с человека. Даже посмотреть заброшенную кирху

Хорошее путешествие. Там где смотровая на Чиркейскую ГЭС надо было пройти вперед по тропинке - видна вся ГЭС.
В Карелии вход в нацпарк Паанаярви был 200 руб с носа).

Николай
Ape Maya
Все хотят бабла срубить, тем более что заграница нам помогает.

Мелекесс
Ape Maya
Я почему и спросил про бюджет поездки выше. У меня тоже семья 4 человека. Дети выросли и с них теперь берут как со взрослых.
К сожалению я могу себе позволить бюджет поездки на мой отпуск в 2 недели не более 100-120 тысяч. Больше просто физически не получится отложить (это беда наших доходов в регионе). Поэтому читая отзывы делаю пометки, что такой аттракцион стоит столько то , другой столько то. В итоге из бюджета убираем стоимость проезда, стоимость проживания ( что увы тоже выросла за последние года) и остается на поесть и какие-то экскурсии или билеты на аттракционы. По этой причине 8 руб за прокатиться по каньону - это сразу ударит по МОЕМУ бюджету на поездку) .
Про Карелию тоже кстати думал как один из вариантов проведения оптуска. Надо также оценивать свои фин возможности.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград

Качественные фото и описание. После такого отчета захочется в Дагестан. Молодцы!
Ape Maya
На дербент и недели не хватит, на день совсем мало ...... и Каспийск ещё есть что увидеть.

ЯМАЛ
Спасибо за отзыв, очень познавательно! Весь осилил. Понравился! Как там с заправками? Есть?

В Дагестане очень много мест, которые можно посетить, но для этого нужно время и, желательно, внедорожный транспорт. Основные локации расположены в западной и южной части этого региона России. За год моего пребывания в Дагестане, исколесил практически всю республику. Опираясь на свой опыт, думаю, что наиболее правильным выбором основного места расположения для туризма будет Махачкала или Каспийск, откуда удобнее всего ездить по всем направлениям. По-моему мнению, в Дагестан надо отправляться, минимум, на две недели. Если на меньший срок, то получится "галопом по Европам". Чтобы добраться до всех интересных локаций, путешествие лучше планировать на летний период.
Наверное, самой "раскрученной" точкой, расположенной в 90 км к северо-западу от Махачкалы, является Сулакский каньон. Его можно осматривать как с обоих берегов реки Сулак, так и непосредственно с реки, где для туристов предлагаются быстроходные катера. Если заезжать со стороны населённого пункта Ново-Зубутли, где расположен сильно распиаренный ресторан "Главрыба", то можно сразу посетить пещеру Нохъо, пройтись по подвесному мосту, прокатиться на зиплайне. Далее можно через Миатлинскую ГЭС проехать в сторону н.п. Зубутли (дорога займёт около часа-полутора), чтобы осмотреть Сулакский каньон на катере снизу. Можно этим не заморачиваться, а подняться до посёлка Дубки, где расположены основные смотровые площадки. Виды оттуда открываются действительно впечатляющие. Однако там высота всего лишь около 980 метров. Заявленная глубина каньона в 1920 метров расположена вверх по течению реки Сулак, километрах в 15-20 от Чиркейского водохранилища, и не является доступной туристической локацией. Плотина Чиркейской ГЭС, конечно, впечатляет. Если имеется возможность посетить данный объект с экскурсией, обязательно нужно этим воспользоваться. Кстати, по дороге на Сулакский каньон расположен знаменитый бархан Сарыкум, который можно осмотреть в начале или в конце поездки.
Чиркейское водохранилище - самый крупный искусственный водоём республики. По нему также курсируют (хотя, наверное, формулировка "хаотично снуют" более подходит) прогулочные катера.
Вспомнив данный водоём, у меня сразу начинается, извините, слюноотделение. Друзья часто задавали мне вопрос о том, что самое вкусное я ел в Дагестане, подозревая что я буду описывать какие-то блюда из говядины или баранины. Однако на мой субъективный взгляд, самое вкусное, что я попробовал в этом регионе, были свежепойманные в Чиркейском водохранилище жареные хрустящие окуньки. Просто бомбические!!! Да под водочку!!! (алкоголь с собой, правда, привозили). Попробовал я их на базе отдыха "Сулакский берег". Это было гораздо вкуснее, чем форель в ресторане "Главрыба", где я неоднократно бывал и пробовал разные блюда. Там (на территории "Сулацкого берега"), ещё и пляж небольшой есть.
Что касается купания, то Каспийское море мне не понравилось от слова "совсем". К тому, что оно постоянно мутное, добавляется ещё отсутствие нормальных очистных сооружений в крупных городах на побережье. Скажем, удовольствие так себе... Водохранилища - совсем другое дело. Чистейшая вода, потрясающие виды! Больше всего мне понравилось купаться в Ирганайском водохранилище, которое расположено в 110 км от Махачкалы. Далековато, но оно того стоит!!!
На Дербент и окрестности нужно выделять, минимум, два-три дня с переездом непосредственно в Дербент. Старый город, крепость Нарын-Кала, экраноплан "Лунь", крепость "Семи братьев и одной сестры", Ханагский водопад, Кужникский природный мост - вот локации, которые удобно будет осматривать из этого официально самого старого города России. Кто заморочится ещё серьёзнее, может оттуда совершить восхождение на священную гору Шалбуздаг (129 км от Дербента), которое рассматривается у мусульман как "Малый Хадж".
Гоор, Гуниб, Хунзах, Матласская каменная чаша, Карадахская теснина, Салтинский водопад, Преображенский редут (около села Ботлих) - обязательны к просмотру!
Путешествуйте и делайте свою жизнь ярче! Всем добра!

Хороший отчёт, честный и без розовых.... Несколько раз был в этих местах что описывал автор, все так и есть. Этим летом снова планирую проехать по Кавказу.

sarbaz81
Заправки есть. Много. И все не сетевые. РусьНефть и пр. клоны. Выбирали по внешнему виду и наличию местных машин. Проблем после заправки с машиной не было

Нягань
Если заправки не сетевые то на дизельном ренжровере я б туда не поехал.
Знакомые на мерседесе попали с солярой.
А правда что на побережье нет канализации, и все отходы жизнедеятельности текут в море?

Игорь-НН
Называется; бери и применяй. Полезно. Спасибо!

Вот несколько фото оттуда
Денис
Энгельс
следующий раз проезжая Саратовскую область заезжайте в г. Вольск на бывший карьер цементного завода, ну и по городу можно погулять. хороший парк в центре города.
в г. Энгельсе есть памятное место "Место приземления первого космонавта Земли Ю. А, Гагарина"....
ну и еще много интересных мест. Вам как раз с учетом суточного пробега должно быть удобно...
kovaleks
Отличный отчет об отличном путешествии! В конце хотелось бы еще увидеть итоговые цифры. Пройденные километры, потраченные деньги.

Игорь-НН
Спасибо. Отличное дополнение к отзыву

Денис
музей Сарай Бату построен из ящиков из под снарядов которые утилизировали рядом на военных полигонах в 11-12 годах. следующий раз проезжая Саратовскую область заезжайте в г. Вольск на бывший карьер цементного...
Спасибо. Возьмём на заметку

Ochir Ubushiev
В Каспийске были очистные сооружения, которые работали и обслуживались, правда это я видел в 2000-2002 годах, когда я там служил.

Иван
Странно, что шуток про турбину ещё не было.
Видимо, у Опеля двигатель атмосферный.

Ilia Vkhrshev
Иван
Странно, что шуток про турбину ещё не было.
Видимо, у Опеля двигатель атмосферный.
На двери не написано турбо, значит 1,6 и есть.

19090554
В Астрахани Красная Набережная (р.Кутум) до ремонта еще похуже была, так что не удивляйтесь..)
В Дагестане во многих кафе вполне себе продают спиртное,как минимум пиво,а по договоренности и что по крепче могут предоставить..В больших супермаркетах нет,но их там раз-два и обчелся...В горы может и интересно было б съездить,но цены на все явно завышены,с учетом сомнительного сервиса..года 3-4 назад цены на все вполне нормальные были,как турпоток туда пошел,все подорожало.

Pol2005
Классное путешествие, Дагестан это горы и только. При приближении к Каспию нужно повесить АААгромную табличку- купаться запрещено , риск смерти, каки текут рекой. Еду теперь вообще брать с собой) Я лично туда больше ни ногой, это ж надо так загадить море и республику, а самое ужасное- гостеприимство Дагов- это миф и иллюзия.

Михаил424
Два гелика тоже туристов катают или как?

Палыч
Pol2005
Гостеприимство - это целая наука. Одно дело, если старые друзья не виделись вечность вечную, и заехали в гости. И, совсем, другое дело, если заехал в каквказское селение, и ожидаешь, что будешь дорогим гостем нарасхват.

NSK state
Самое неприятное в Дагестане-море. Искупаться и не заехать с отравлением- это надо сильно постараться. Мы в Дербенте старались держаться подальше от общего пляжа, но все равно три человека словили ротавирус. Лет 20 меня так не полоскало, как после Каспия))).
А самое приятное - цены. Это вам не оборзевшее в край побережье черноморья. Чистую, ухоженную, трехкомнатную квартиру с кондером на ленина в Дербенте за 3 т.р./сутки - легко. Продукты по нормальным ценам. На рынке фрукты с овощами-копейки. Только свинину не ищите))).
Satisfaction guaranteed

Franz42
За Пантеру "Гуд френдс а ботл оф пилс" только 5! Детям не "тяжеловато" )))