|
В прошлом 2009 году мы всей семьей (я, жена и двое детей) совершили первое свое автопутешествие в Севастополь. Ехали мы туда и обратно по федеральным дорогам через Белгород. В мае 2010 года была поездка в Хельсинки, а в начале июня — в Таллинн и Ригу. Через недельку после Риги снова за руль, дорога, жажда путешествий зовет! А семейные обстоятельства и отпуск — всего лишь повод преодолевать тысячи километров. Ибо во время путешествия чувствую себя более счастливым…
Часть 1. В калмыцкие степи!
Итак, 22 июня 2010 года я вернулся с работа домой (п. Мга, в 40 км от С-Петербурга). Весь день лил дождь. Впереди ждал жаркий юг. Поэтому долой теплые брюки и куртку! Да здравствуют шорты, футболка и шлепанцы! Под дождем быстро загрузились. На навигаторе Texet 301 выставляю финиш в Тамбове, где предстоит ночевка у родственников по пути в Калмыкию. Усадили детей и в 18 часов выехали на бетонку в сторону Московского шоссе. На ближайшей заправке залили полный бак. 30 км ужасной дороги, и вот мы на московской трассе. Новгородская объездная — просто конфета! Так по ней здорово летишь, в сравнении с прошлым годом, когда она только ремонтировалась. Дождь преследовал нас на протяжении 250 км! Голубое небо и солнышко появились лишь после Валдая. Фуф, наконец-то выехали из Страны Дождей в благословенное тепло. В дальнейшем нас преследовала жара до конца путешествия. Благо, что в машине спасал кондиционер.
Под Вышним Волочком первая остановка на заправке. Покушали, дети бегали, падали, фотографировались.
После стоянки уже совсем темно, но еду легко. Ближе к Москве накапливается усталость, но наша цель — проехать МКАД и после — сразу баиньки. За 30 км до кольцевой бак на исходе и мы заруливаем на заправку «Татнефть». Стою, заливаю до полного бака, уже счетчик ушел за 44 литра (полный бак — 45), а все не останавливается, такое ощущение, что накалывает меня. В 4 часа утра заезжаем на МКАД, где светло, как днем, впрочем, уже светает. В Питере в это время и вовсе белые ночи. Минут через 40 навигатор нас уводит на Каширское шоссе. На ближайшей заправке заезжаем на стоянку, дети уже давно спят валетом. Надуваем подголовники и сами пытаемся уснуть под шум близкой трассы.
Часов в 7 проснулись, умылись в бесплатном туалете на трассе. Решили пока ехать и позавтракать попозже. На границе Московской и Тульской областей сделали стоянку, чтобы переодеть детей в летние вещи и перекусить.
Дорога на Тамбов оказалась местами разбитой, не очень приятная трасса. Вдруг позвонил родственник, он, оказывается, в этот момент ехал из Тамбова в Москву. Только мы с ним давно разминулись. Он уже к Москве подъезжал, а мы, в свою очередь, к Тамбову. Все было замечательно, за исключением состояния сына. Его стабильно рвало после еды или питья. Сам он маленький не унывал, научился держать пакет, чтоб не пролить. В прошлом году его тоже укачивало, после таблеток «Авиаморе» он приспосабливался и дальше не мутило. А в этот раз прям никак…
Не заезжая в Тамбов, свернули на Волгоградскую трассу, через 10 км повернули налево, на Краснолободское. На навигаторе уже не было подробной карты пригорода Тамбова. Путь мы держали на п. Строитель. Пришлось два раза остановиться, спросить дорогу. А дальше я уже вспомнил. Бывал в этих местах десять лет назад, еще путешествуя автостопом.
Прибыли на квартиру к родственникам в 13:30. Выходим из машины, а там 30-градусная жара. И это после +15 питерских… В Тамбове мы пробыли до утра следующего дня. Ездили к родным на дачу на нашей машине. Там я ее и отмыл от дорожной пыли и насекомых.
24 июня в 8:30 утра заправились продуктами в дорогу, тепло попрощались с родственниками и выехали из Тамбова. За день предстояло преодолеть 800 км до п. Татал в Калмыкии. Волгоградская бетонка совсем не радовала. Местами вспученный асфальт типа «лежачего полицейского». И вот на скорости 120 км/час неприятно налетать на такое, машине не поздоровилось. Полпути до Волгограда транспорта мало, поэтому ехал быстро. Когда видел что-нибудь подозрительное, сбрасывал скорость до 90-100 км/час. Гаишники стояли довольно часто. Впервые увидел, чтобы «продавец полосатых палочек» остановил сразу несколько машин за превышение скорости. Мы были следующими за этими машинами, и гаишник, как дирижер, показывал всем, куда становиться. Нам же показал «ехать дальше». Фуф, пронесло. Следующий эпизод, тоже как положительная наука. На подъеме сплошная линия разметки. КамАЗ плетется 40 км/час. По встречке свободно и соблазняет совершить обгон. Перед нами две машины решили рискнуть. Мы же продолжили плестись за тихоходом. Наверху гаишник уже разбирался с этими двумя нарушителями. А там лишение, либо большая взятка. В общем, хорошо иметь мозги.
В степи остановились перекусить, еле из машины вышел, сильный ветер прямо с ног сдувал и не давал открыть дверь. Теперь понятно, почему машину при езде качало на открытой местности.
На подъезде к Волгограду залили полный бак бензина. Движение становилось более напряженным, куча тихоходов на подъеме. По Волгограду сначала решили следовать указателям, но они попадались столь нерегулярно, что доверились навигатору. В одном месте дорога оказалась перерытой, и после совета с водилой МАЗа пришлось объезжать по грунтовке пару километров.
Волгоград — один из самых длинных городов мира, около 100 км вдоль Волги. Как ни старались, проезжали город полтора часа. Вздохнули свободно, когда дорога пошла на Астрахань. В Райгородке, 10 км после Астрахани, встречная легковушка мигнула. За поворотом стоял гаишник-калмык, прятался с радаром за остановку. Хорошо, что предупредили и успел сбавить скорость.
И вот последняя остановка перед Калмыкией, в с. Кальновка подъедаем остатки запасов, в туалет. Пейзажи уже совсем степные, ветер.
Ехать по трассе Волгоград — Астрахань совсем лафа. Транспорта почти нет, летишь 140 км/час по ровному асфальту, населенные пункты редко. Обгоняешь с ветром. Так быстро въехали в Республику Калмыкия. В п. Цаган-Аман заправились до полного бака, свернули на трассу Цаган-Аман — Яшкуль и со свистом пролетели оставшиеся 44 км до п. Татал. На этой дороге попадалось много раздавленных тушканчиков, один раз стоял орел в окружении воробьев. Машина постоянно ловила удивительные экземпляры кузнечиков и саранчи, так что потом долго отмывал их и отрывал от радиатора по частям. В Татал въезжали с чувством триумфа в груди. Преодолели 2 000 км пути из Питера без приключений и, как всегда в путешествии, с кучей впечатлений. Подъезжая к месту, в 19 часов просигналили в честь прибытия.
Часть 2. Калмыцкая свадьба
Наш приезд оказался даже мало замечен по причине бурной подготовке к свадьбе на следующий день. Во дворе уже был организован большой свадебный шатер на несколько сотен человек.
Дом и летняя кухня были забиты женщинами, сутки напролет готовили всевозможные блюда.
Утром 25 июня водители наряжали свои машины. Наш Гетц тоже захотел на свадьбу.
Жених отправился в Цаган-Аман, где жила невеста. Вместе с ним отправился кортеж из пяти машин. Все мы назывались гичами (т.е. выкупщиками невесты). Багажники машин были забиты подарками для родителей невесты: водка, шампанское, сладости, туша барана и…живой баран со связанными ногами. Родители жениха по калмыцким традициям остались дома, готовить шатер. На въезде в Цаган-Аман, свадебный кортеж начал сигналить и так до самого дома невесты. Там нас уже поджидали нарядные гости. Во дворе большие колонки исполняли национальную музыку, под которую, как оказалось позднее, очень здорово танцевать калмыцкие танцы. Все сели в доме за стол с угощениями. Один из гостей представил всех остальных гичей. Я фигурировал как родственник из далекого Питера. После легкого застолья варили традиционный калмыцкий чай, выводили невесту, танцевали калмыцкие танцы. А потом — в кафе «Улан Го», где собралось полпоселка гостей невесты. И мы…маленькая кучка из Татала. В кафе свадьба продолжалась очень по-русски, с русской, очень симпатичной тамадой.
Когда включили калмыцкую музыку, у меня была первая попытка танцевать так понравившийся калмыцкий танец.
В кафе хоть и работал кондиционер, было очень душно. На улице +38. Кондиционер в машине молотил на полную и мало помогало. Кафе гудело допоздна. Но часть гостей ушла на официальную часть в ЗАГСе, где кстати говоря, было довольно прилично для поселка. После ЗАГСа наш кортеж уже с захваченной и обрученной невестой спустился к Волге, съездил в Дацан — местный буддийский храм.
После буддийского храма все по машинам и обратно — в Татал. На въезде в поселок ждал отец жениха, встречал всех гостей с водкой и калмыцким чаем. Чуть позже на микроавтобусах подъехали гости невесты.
Подъехали всей толпой ко двору жениха. Привезенную невесту вышли встречать родители жениха. Затем повели их в дом, где невесту заставили на коленях много раз кланяться у порога «их будущего жилья». Надо признаться, что в целом, калмыки сильно русифицировались и практически утеряли свой национальный язык и многие обычаи. Но у старшего поколения многие вещи еще соблюдаются, как вот на этой калмыцкой свадьбе.
В доме также усадили за стол гостей старшего поколения, где они произносили свои тосты и пожелания.
А тем временем в шатре продолжали накрывать столы, еще долго не садились, лишь к 9 вечера все было готово. Приехала та же тамада, но уже в другом платье. Народ очень быстро напился. Дальше свадьба развивалась по типично сельскому сценарию. Массовые танцы под ночным небом. Пьяное веселье до упада. И очень быстро народу стало не до тамады. Автор этих строк тоже не отставал, хорошенько повеселился и в пьяном угаре танцевал практически все калмыцкие танцы. Наутро было соответствующее самочувствие…
Вечером 26 июня родственники увезли меня на машине в Астрахань, откуда на следующий день я улетал на самолете в Москву, а с Москвы на поезде — в Питер. Жену с детьми и машиной оставил на месяц отдыхать в Калмыкии, откуда 26 августа мы продолжили автопутешествие по маршруту Калмыкия — Севастополь.
В Астрахани еще успел погулять по ночному городу, родственники показали самые интересные места. Примечательно, что Астрахань, как Венеция, город каналов. И Кремль очень даже примечательный.
Часть 3. Из калмыцких степей в степи крымские
25 июля я вернулся в Калмыкию на поезде Санкт-Петербург — Волгоград и затем на автобусе до Цаган-Амана. По пути в Волгоград была страшная жара и +35 в вагоне. Поразило, как доконала жара Центральную Россию, в Липецкой области, например, в это время всегда трава зеленая. А нынче все выжжено было.
За время моего отсутствия жена бороздила просторы Калмыкии на нашем «Гетце» и успела накатать 1000 км. На следующий день в восемь утра загрузили машину, в т.ч. калмыцкой бараниной и выехали на Элисту, до Элисты подвозили еще сестру жены. Дорога до Яшкуля пустая и ровная. Ехать лафа. Кондиционер реально спасает от жары. После Яшкуля залил полный бак. В Элисте останавливает гашник. Увидел, что чужой регион на номере, прикопался, начал подробно расспрашивать, откуда и куда и что в багажнике везете. Спасла ситуацию жена, сказала, что местные, она из этих краев, и гаишник отстал. Завезли сестру к ней домой и поехали смотреть новый буддистский храм, самый большой в Европе. Показывал мне его… мой пятилетний сын, за руки прям водил, т.к. уже знал где что, побывал раньше.
По Элисте ездили с навигатором, так бы не разобрались, не так просто в этом городе. Дальше на Ростов-на-Дону навигатор вел через Ставрополь и трассу Баку — Ростов. Но я знал, что можно более коротким путем проехать, через Сальск. На развилке водитель микроавтобуса подсказал правильный путь и дальше навигатор настроился уже на «правильную» трассу Элиста — Ростов.
После с. Ремонтное первый ростовский пост ДПС. В интернете начитался историй про ростовских гаишников, поэтому в любой момент ожидал подвоха. Вот на этом посту оно и случилось, хорошо хоть единственный случай. Не заметил знак «STOP» перед постом, т.к. до него были еще два знака рекомендуемой скорости. Гаишник забрал мои документы и пригласил подняться с ним наверх. Обычная процедура развода на деньги, либо лишение прав. Удивило, что всего одну тысячу просил. За лишение просят от 5 тыс. Через месяц в интернете я вычитал, что такое нарушение стоит 100 руб, но никак не лишение прав. Так что наука будет: нужно быть подкованным в штрафах, но, конечно, спокойнее вообще не нарушать.
Через 10 километров после поста остановились у живописного озера перекусить. Был такой сильный ветер и жара, что кушали, не выходя из машины, еще и с включенным двигателем и кондиционером.
До Ростова-на-Дону ехали целый день. Надо признать, дороги в Ростовской области преотличные. Часов в 5 вечера наконец, появился Дон и Ростов-мама на его высоком берегу. Потолкались по окраине города прилично, час, наверное. И дальше на запад, вдоль Азовского моря, навстречу заходящему солнце, так что глаза слепило. Проехали Таганрог. За 15 км до границы с Украиной последний пост. А сразу за постом с левой стороны продают страховки-«зеленые карты». Парень стоит и размахивает страховкой, зазывает. Я прямо через бледную сплошную линию заворачиваю у нему спросить, почем страхуют. Парень-страховщик офигел от такой наглости, хорошо, что гаишник не понял, что произошло, и не подошел к нам, не предъявил. Я бы не пережил второй раз в день «лишаться прав». Но оставаться там долго не рискнул. Как услышал цену, сразу уехал дальше. На границе залил полный бак дешевым российским бензином. Пошел покупать страховку. Цену озвучили такую же, как и на посту: 930 рублей на две недели. Я удивился, что так подорожало. В прошлом году было 240. Оказывается, теперь это гринкарта на три страны: Украина, Беларусь и Молдова.
Очередь на границе небольшая, машин 20. Но я все равно пошел к шлагбауму, попросил пропустить вне очереди, т.к. жена на седьмом месяце беременности. Девушка — пограничник без проблем пропустила, записала этот случай в специальную тетрадку. Украинскую границу прошли тоже быстро. Еще приятно, что в этом году отменили таможенные декларации, меньше теперь проблем при пересечении границы. Таким образом, на пересечение Новоазовской таможни ушло 40 минут. Хорошо, что не поехал в объезд через таможенный пункт в Амвросиевке, как собирался раньше. В интернете опять же начитался про 6-8 часовой переход в Новоазовске…
На Украине дороги сразу похуже. Постепенно начинало темнеть. Время детское, 8 часов и еще можно ехать, пока спать не захочется. Решили тянуть до Мелитополя, чтобы уже на трассе Москва — Симферополь спокойно заночевать. Проехали Мариуполь уже в темноте. Поразило, какой город темный, фонари много где не работают. Хоть и ехали по навигатору, не там свернули и нарезали кругов. Наконец выбрались из города. Полночи преодолевали 200 км и вот в 12 часов наконец в Мелитополе. Да здравствует город разбитых дорог! Отъехав 30 км от города, ночуем в Якимовке, на заправке, в машине.
Спали целых шесть часов, аж выспались. Утром сходили в кусты, перекусили. Подъехали к трассе, купили там 2 арбуза и 20 кг дынь. До Севастополя оставалось 300 км, или пять часов езды. Легко докатили до Симферополя. А там опять попался… Все тащились 30 км/час, а на подъеме свободная встречка. Привык, что раз нет сплошной, можно обгонять. Но это же город… Как только завершил обгон, наверху сразу прямо в палочку даишников. Мало того, что обгонял на подъеме, так еще и несколько перекрестков пересек. Дайцы просто офигели с такой наглости. Целых полчаса выписывали мне протокол на штраф в 425 гривен (1 700 руб.). Видимо, новый президент Янукович взялся в стране за коррупцию. На предложение договориться даишник сказал: «Низзяя». Вот так, с плохим настроением, ехал в сторону Севастополя. В Инкермане долили немного бензина, ростовский бензин в этот раз быстро вышел. Бака в 45 литров хватило лишь на 500 км. Из-за жары кондиционер так нещадно пожирал топливо.
И вот, в 12-ом часу мы приехали домой, к заждавшимся родителям.
В Крыму мы пробыли ровно десять дней. За это время накупались в море, побывали в детском городке «Лукоморье», ну, и конечно, в моем любимом месте на Фиоленте. Это лето в Севастополе, как и на всей европейской территории, было аномально жарким. Море прогрелось настолько, что даже не освежало. Только в машине находили прохладу. Дома кондиционер отсутствовал.
И самый интересный день — это поездка по ЮБК, до Судака. Поскольку я вырос в Крыму, побывал там практически во всех городах. Оставались непокоренными только Алушта и Судак. Вот на нашей машине мы туда съездили. По пути останавливались, фотографировали красоты.
В Алуште оплатил парковку и отправились гулять по городу и заодно искупаться на городском пляже.
То, что я увидел на бесплатном пляже «Ласковый берег», шокировало меня надолго. Как же люди здесь отдыхаю, скорее мучаются. Подстилка к подстилке и такая теснота… то же самое в воде. Пришлось купаться в таких условиях, т.к. было очень жарко и деваться некуда. А место, чтоб расположиться, нашли с большим трудом у забора, через 10 минут тщательного поиска. Сама Алушта тесная, улочки забиты транспортом. Смотреть в самом городе особо нечего, в сравнении с Ялтой неинтересно. Увидев, как люди отдыхают, мучаются в Алуште, понял, насколько хорошо в Севастополе, где народа намного меньше на пляжах и выбор этих самых пляжей большой. Из Алушты выезжали в два часа дня. Сразу же после города начинается настоящий горный серпантин. И так до самого Судака. Ехать было несложно, держал скорость в основном 30-40 км/час. Часто встречались номера питерские, но еще чаще московские. В п. Морское стоял автостопщик с забавной табличкой «Питер, подвези!». Во всех поселках между Алуштой и Судаком очень затруднено движение, тесно, т.к. отсутствует обочина, и машины паркуют прямо на дороге.
В Судаке сразу спрашиваем у водителей, как проехать к Крепости. И вот дорога выводит нас прямо к ней.
Потом поехали по еще более крутому серпантину 5 км в п. Новый Свет. Там, конечно, красота. К сожалению, был уже вечер, и времени оставалось в обрез, нужно было еще возвращаться 200 км в Севастополь. А то посетили бы знаменитую тропу Голицына. Там та еще красота... Хотя, где не красота на южном берегу Крыма?
Искупавшись в бухте, отправились в фирменный магазин Новосветинского винзавода и купили настоящее шампанское за 50 гривен, правда, красное.
В Севастополь возвращались уже по более «правильной дороге», через равнинную часть Крыма, заезжая в Симферополь. Домой приехали в 11 вечера. Вот так интересный день провели.
Часть 4. Дорога домой
Отпуск подходил к концу. 6 августа в 9:30 утра, загрузив машину под завязку фруктами-овощами-вареньем, выехали в сторону Симферополя. Первый раз остановились после Джанкоя, перекусить и полюбоваться на соленое море вдоль Перекопского перешейка. Перед Мелитополем, в Якимовке уже традиционно купили 10 дынь. Дальше — через Мелитополь, Запорожье, Новомосковск выехали на суперскую дорогу, автомагистраль до Харькова. Харьков проезжали уже в темноте. В 10 часов вечера приехали на границу. Очередь, как всегда в это время сезона, запредельная, на 4-5 часов. Я сразу к украинским пограничникам проситься без очереди с беременной женой и двумя детьми. Разговор был еще сложнее, чем с эстонскими пограничниками:
— Куда следуете?
— В Санкт-Петербург
— И зачем это вы развозите беременную жену по морям, сидели бы дома.
— Дела, обстоятельства. Пустите, у нее уже семь месяцев, чисто по-человечески.
— Ну и что, тут сегодня девятимесячная просилась.
— И что, не пропустили?
— Ладно, подъезжай к шлагбауму, только на магарыч дай.
Сто рублей я протянул в окошко, когда проезжал. Дальше ставили штамп. После проверки очередь на въезд в российскую территорию. Пришлось опять идти проситься. Погранец говорит: «Иди, у начальства просись, а то меня щас толпа разорвет из-за вас». Я пошел я к этому самому украинскому начальству. Там я услышал фразу: «Иди, просись у машин». Погранцу я это пересказал, он пожалел все-таки и вместе с партией машин пустил к шлагбауму. Быстро прошли российскую таможню, паспортный контроль и рванули на ночевку, в 15 км от границы в с. Отрадное, у дяди. Границу, в итоге пересекали 1 час 45 мин. Дети один за другим затемпературить успели. К дяде приехали после 12 ночи. Нас уже ждали. Еще успели перед сном посидеть на лавочке, подышать запахом цветущего табака.
На следующий день не торопились ехать дальше. Общались с родственниками до самого обеда, лечили детей лекарствами. Съездил в местную аптеку за спреем. В 14:30 выехали наконец в сторону Курска. В Орловской области остановились, купили мед. Сразу после Орла попали в густой смог от горящих торфяников и так до самой Москвы. После Мценска на окраине рощи нашли чудесное место покушать, с разноцветными пеньками и столиками. Несмотря на ощущение езды в тумане, уверенно передвигались со скоростью 120 км/час. В Москву въехали в 10 часов. Движение не напряженное и на это же скорости пролетели МКАД и дальше, на Тверь. Ехали, пока «ехалось», и уже глубокой ночью, после Вышнего Волочка остановились на ночевку у какого-то мотеля. Вскоре в окошко постучался охранник и попросил 70 рублей за платную парковку. Проспав четыре часа, утром, пока дети не проснулись, продолжили езду до заправки «Neste» в Крестцах, где мы и в прошлом году кушали, умывались. Там несколько удобных столиков со скамейками под открытым воздухом. Последний раз подкрепившись, рванули до дома. На Новгородской объездной что-то начало рубить. Пососал конфету и все прошло. В 12 часов дня 8 августа закончилось наше автопутешествие длиной в 5 700 км. В Питере еще держалась жара.
Октябрь 2010 года.