Путешествие из Хабаровска в Крым и обратно

Путешествие из Хабаровска в Крым и обратно

16.04.2019 | 38776 просмотров

Маршрут: Хабаровск — Байкальск — Ачинск — Кемерово — Омск — Челябинск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Ялта — Бахчисарай — Евпатория — Севастополь— Ливадия — Гурзуф— Алушта — Коктебель — Феодосия — Керчь — Геленджик — Краснодар — Волгоград — Казань — Пермь — Екатеринбург — Курган — Астана — Павлодар — Барнаул — Горно-Алтайск (пос. Элекмонар) — Белово — Ачинск — Посольское (Байкал) — Чита — Хабаровск.

Поездка состоялась летом 2015 года.

После двух небольших путешествий в Казахстан в 2013-ом и по Байкалу в 2014-ом. Описание первых двух маршрутов не заставили себя ждать и были размещены на Дроме сразу же после возвращения. А этот маршрут длинной в 50 дней требовал огромного вдохновения, посещения музы и кучи свободного времени. Поэтому некоторые моменты, присутствующие здесь, уже неактуальны, прошу не судить строго, тем более что какие-то вещи (например, цены) можно сравнить с нынешними.

Естественно, после двух отпусков подряд, проведенных нами в автомобиле, нашими друзьями и родственниками нам был поставлен диагноз — автопутешественники. Болезнь оказалась неизлечимой, и до следующего лета 2015 мы готовили себя к поездке в Калининград. Но по независящим от нас причинам пришлось отказаться от Калининграда и точку конечного маршрута изменить на Крым.

В Крыму (украинском) мы были несколько лет назад. За 10 дней (без машины) мы смогли увидеть не много, и то немногое нас впечатлило и влюбило в себя. Поэтому в этот раз целью нашего путешествия стало — подробнее рассмотреть полуостров Крым, попасть туда, куда мы не смогли попасть несколько лет назад и всё это показать нашей дочери. А также по всему маршруту нас ждали наши родственники и друзья, которых мы обязательно должны были посетить. То есть ловили сразу несколько зайцев.

Путешествие было запланировано на период с 12 июня по 31 июля 2015 года. До Крыма решили ехать быстро, не теряя времени на всякие романтические мелочи, нужно успеть попасть на переправу через Керченский пролив до начала горячего сезона, пока не началось столпотворение автомобилей. А вот уже назад у нас будет куча времени, будем заезжать, куда захотим, и проводить там какое-то время.

С прошлогодней поездки на Байкал никаких доработок внутри автомобиля не выдумывали, разве что поставили на крышу автобокс, так как дорога длинная предусматривает взять с собой немного больше вещей.

Перед поездкой пройдены всевозможные диагностики и необходимое техническое обслуживание автомобиля. С собой взяли несколько воздушных фильтров и запас масла на ближайшую замену. Вторых запасных колес и канистр с бензином не брали, предыдущий опыт показал, что в этом нет необходимости.

Для спонтанных ночевок на берегах российских рек и озер вместо большой кемпинговой палатки прикупили небольшую туристическую, при выборе уделили внимание компактности, скорости установки и сбора.

Так же взяли с собой плитку, кастрюлю, сковородку, пятилитровую канистру с водой, два литровых термоса (горячий чай — это обязательный атрибут любого нашего путешествия) и минимум необходимых продуктов для собственноручного приготовления еды на природе. Продукты уместили в чемодан, оказалось очень удобно.

Распечатали готовую легенду трассы — очень удобная вещь. Огромное спасибо тем, кто работает над ней и выкладывает на Дроме.

12 июня

День России. Выезд в 7:45.

На момент выезда общий пробег автомобиля составляет 98365 км.

Состав экипажа тот же, что и в прошлой поездке.

  • Глава семьи, основной водитель, инициатор и организатор всех наших путешествий Сергей,
  • я, запасной водитель и штурман, вечно засыпающий на ровной дороге, Елена,
  • и наша дочь, теперь уже и наш главный профессиональный фотограф Тоня.


Не забыли и про пиар.

Праздничный день, прекрасная погода, впереди полтора месяца приключений, эмоций и впечатлений.

Ну а сразу за мостом мы обгоняем вот такого незадачливого рыбачка. Он тоже похихикивал, когда мы его обгоняли (может, над нами?)

Дорога хорошая, ровная, поэтому для приема пищи нет нужды останавливаться. Бутерброды и чай уплетали на ходу.

В районе Лондоко начались «амурские волны». Но слишком глубокие неровности на дороге всё-таки как-то пытаются уменьшать, засыпая их небольшим слоем гравия, а кое-где и асфальтом. То есть, работа ведется, за дорогами следят.

В 12:30 заехали в с. Кундур, где всю свою жизнь прожили и работали пчеловодами на пасеке № 6 бабушка и дедушка Сергея. А весной этого года там торжественно была открыта стела в честь воевавших в ВОВ жителей села. Благодаря Серёжиному деду фронтовику-инвалиду, наша фамилия там тоже есть.

Дом, где жили дедушка и бабушка, пока сохранился в целости.


Деревенька, в которой Сергей в детстве провел не одни летние каникулы.


Провели там около часа. Сергей даже встретил друга детства.

Дальше дорога еще лучше. В предыдущие два наших проезда по этим местам здесь шел ремонт большого участка дороги — работала техника, было много отсыпанных гравием участков и пыльно. Сегодня прекрасная гладкая трасса. Учитывая это, мы поставили себе цель доехать до самого Ерофея Павловича и там заночевать. Это недалеко от границы Амурской области и Забайкалья, там неплохой комплекс у дороги с большой стоянкой для машин, чистое уютное кафе и умывальник с горячей водой. Но если не удастся доехать, ничего страшного.

Дорога уже такая родная.

Проехали Новобурейское.

Навстречу часто попадаются авто с катерами на прицепе. Странно, обычно наоборот, катера везут с Приморья в сторону Байкала.

Поворот на Магадан. До Якутии тоже есть задумка прокатиться. Уже который раз любуемся таёжной красотой дикой природы.

В районе Невера углубления в асфальте покруче и почаще.

До нужного нам места ночевки мы сегодня все-таки доехали. За день проехали 1347 км, но было тяжеловато. Сказался заезд в Кундур. И ещё мы часто останавливаемся фотографироваться, думаю, если бы не этот факт, до Крыма можно было доехать намноооооого быстрее.

Планируя сегодняшнюю цель, мы этого не учли. Сергея зашатало, когда он вышел из машины. Больше так изматывать себя не будем. Легкий ужин в кафе, расстелили кровать, втроем спали в машине. Вообще, мы хотели в дороге всё время ночевать в машине. Своя постель она как-то приятней. Придорожный сервис оставляет желать лучшего. Цены высокие, а чистота, свежесть постельного белья и удобства в мотелях и номерах не всегда соответствуют уровню цен.

13 июня

Проснулись с рассветом, в 4 утра. В машине хорошо, но почему-то не получается спать долго. Очень рано просыпаемся.

Утро прохладное, много комаров. Вода в умывальнике оказалась ледяной. Но рядом с кафе появился отдельно стоящий домик, там есть все удобства для проведения платных мыльно-рыльных процедур и прочего.

За ночь соскучились по дороге так, что даже не стали тратить время на установку столика под плитку, заправили термосы чаем, умылись, почистили зубы, в 5:25 поехали.

Для завтрака ищем красивое место на берегу реки. Дорога немного хуже, чем вчера, так как на этом участке вмятин больше, но Сергей быстро приспособился к такой ситуации — издалека обнаруживая опасность, заранее мягко притормаживать. Скорость — 120 км/ч, трудно поймать красивое место, где можно остановиться для завтрака. А кушать хочется, мечтаем о свежезаваренном горячем Дошираке или пачковом супчике.

Проехали границу Амурской области и Забайкалья. В одном месте дорогу перебежала косуля, у нас куча восторгов и эмоций. Мы в дикой природе!!!

Место для приготовления и употребления завтрака нам повстречалось через пару часов от места ночлега. Остановились у горной речки. Поставили стол, накрыли, покушали, походили немного по ледяной водичке, помыли стёкла, в общем — санитарный час.

Проезжая мимо какого-то поворота по пути на Читу, Сергей заметил отъезжающего от стоянки велосипедиста-путешественника, которого показывали на днях по телевизору. В репортаже говорилось, что у него в Бикине украли с велосипеда (дорогую навигационную систему) и полиция вора быстро нашла. Мы его остановили, чтобы поздороваться, пообщаться и сфотографироваться. Оказалось, что он совсем не говорит по-русски, поэтому разговора по душам не получилось. Попрощались, поехали дальше.


Дороги Забайкалья.

На участке от Ерофея Павловича до Чернышевска расстояния между заправками довольно большие. Может быть, поэтому цена на бензин в Сбеге значительно выше, чем была на предыдущих заправках (Хабаровск — 34,85; Сбега — 38; Чернышевск — 38,10). И внешне АЗС выглядят ужасно. Видимо, здесь в полной мере используется безвыходное положение автомобилистов, так как до следующей заправки в одну сторону 200 км, в другую — 174. Читинская область, вернее, Забайкальский край является пиком высокой цены на бензин. Дальше по дороге цена постепенно снижается (думаю сейчас, по прошествии нескольких лет разница не сильно изменилась, правда цены уже везде совсем другие).

В Чернышевске запаслись питьевой водой, заодно размялись и пообщались с начальником водокачки, который сказал, что вода у них лечебная.

Завернули в Читу. Температура воздуха +32.


От рекламы городской автомойки становится еще жарче.

Зашли в кафе монгольской кухни «Белая юрта». Хотели узнать, чем отличаются бурятские позы от монгольских. Особого отличия не почувствовали, только эти маленькие. Зато попробовали зеленый чай с топленым молоком и солью. Очень интересный вкус, совсем не похожий на чай, но приятный. Обед обошелся в 460 руб. на троих. Кафе уютное, стилизованное, опрятное.

Из Читы выехали около 17 часов.

Сначала хотели где-нибудь остановиться принять душ, а на ночлег ехать до озера Арей и там переночевать в палатке на берегу, но решили сильно не терзать себя и не ставить рекордов по километражу, тем более что мало спали ночью. На повороте на п. Улёты есть неплохой уютный комплекс, вот там мы и переночуем. Позвонили, забронировали трехместный номер за 1350 руб. Место хорошее, есть, конечно, кое-какие казусы, над которыми мы посмеялись — такие как прикрученные кровати и брызгающая на весь санузел вода из душа, которая еще и полчаса нагревалась. Ну а так нормально. Номер светлый, отдельный вход с крылечком, спокойное место, большая площадка для фур.

Кафешка дороговатая, но недалеко в поселке масса магазинов и неплохой супермаркет.

За сегодняшний день проехали 888 км. Немного, но зато остановились на ночлег засветло и не спеша приготовили ужин и покушали.

14 июня

Проснулись по Читинскому времени рано. Покушали, залили термосы и в 7 утра поехали. Погода солнечная, +15. Настроение прекрасное. Всё-таки полюбоваться озером Арей мы завернули.

Вокруг озера лес. Прямо в лесу народ устанавливает палаточные лагеря, создают уют и прекрасно живут.

Далее мы начали останавливаться фотать красивые цветочки, потом стали попадаться целые цветочные поля.

 

Их тоже остановились сфотали.

В общем, останавливались часто, так как всё время красиво.

Обязательная остановка на глазном роднике. Умылись, запаслись чистой лечебной водичкой, пообщались с народом, который обратил внимание на нашу распиаренную машину, на обед остановились в Мухоршибири. Наши любимые бурятские позы. Такие мощные, богатые, сытные, красивые. Обед из кучи поз, лагмана, супа и салатика обошелся в 485 руб.

По нашим расчетам, сегодня мы будем ночевать на берегу Байкала. Наконец-то в палатке. И омуля пожарим.

Проехали Улан-Удэ.

В супермаркете на выезде из Улан-Удэ прикупили кое-каких продуктов, потом в Татаурово заехали за омулем, и в предвкушении прекрасного вечера на природе двинулись дальше. Начавшийся дождик напрочь перечеркнул все наши мечты о сегодняшнем вечере. В палатке-то мы не промокнем, но как ее утром мокрую складывать, и как жарить рыбу под дождем? Опять гостиница. Дорога вдоль Байкала, всё время ремонтируется, и в предыдущие поездки мы постоянно попадали на небольшие объезды ремонтируемых участков, но в этот раз сразу от границы Бурятии и Иркутской области был слишком большой мокрый и грязный участок гравия. Даже в пробке постояли. В Байкальск приехали, когда уже начало смеркаться.

Покатались по городку, посмотрели несколько вариантов жилья, выбрали гостиницу «Уют». Трехместный номер — 1800 руб. машина — 100 руб. Ладно, дешевле мы здесь всё равно не найдем, остаёмся.

Номер на 2-ом этаже оказался шикарнейшим. Три широких кровати, огромный телевизор, угловой диван, кресло, электрический камин, и куча подсветок.

Туалет с душем, правда, с богатством убранства в номере, никак не сочетался, но чистенько. Первым делом жарим рыбку. Плитку на столике в номере разжигать как-то постеснялись! Везде вмонтированы противопожарные датчики. Да и побоялись, что запах жареной рыбы сдаст нас с потрохами. Сергей, недолго думая, вышел из положения. Получилась веселая картинка.

Знакомым, друзьям и родственникам отправили посмеяться. Некоторые не поняли, стали нас жалеть, решили, что нам очень тяжело, приходится жить в спартанских условиях, спать стоя в душе и рыбу жарить на унитазе.

Рыбка оказалась очень вкусной.

Проехали за день 841 км.

15 июня

Спалось хорошо, всю ночь шел дождик, поэтому мы нисколько не пожалели, что остановились в гостинице, хоть и не рассчитывали тратить столько денег на ночлеги. Но мы же в отпуске. На завтрак доели то, что осталось с ужина, собрались и в 7:25 выехали из гостиницы. Жажда путешествия и новых эмоций не дает нам долго спать.

Погода налаживается, солнце. Сразу поехали полюбоваться на городской берег. Водичка прозрачная и тёплая. Полюбовались, пофотались, поехали дальше.


Утренний Байкал в тумане.

Цены на топливо радуют, они все ниже и ниже. В районе Слюдянки идет капитальный ремонт дороги. Очень быстро проехали стокилометровый перевал, дорога отремонтирована идеально.

Дальше тоже всё ровно и гладко, и езда доставляет удовольствие.

На обед остановились на берегу речки в пос. Кимельтей. Речка узенькая, на противоположном берегу купаются ребятишки с визгом и смехом. Мы расставили наш обеденный реквизит, покушали, и Сергей принялся снова отдраивать стекла машины.

Мы с Тоней помыли коврики и успели еще по очереди побалдеть в кресле на солнышке.

К вечеру доехали до Канска.

Попытались развеять своё позапрошлогоднее мнение о серости и грязности этого городка. И на въезде в город нам это удалось, но ненадолго. Почему же он такой пыльный. С помощью навигатора и интернета пытаемся найти ночлег. Одна гостиница за другой нам предлагает двухместные номера по цене от 2500 руб. и выше. В основном с удобствами на этаже и сомнениями в том, что мы там сможем разместиться втроем. Принимаем решение ехать дальше.

Дороги убитые. В этом городке, похоже, нет элементарной техники для подметания дорог. Или слишком много производственных предприятий?

На выезде нашли живописное местечко на берегу речки Кан. Здесь вполне прилично размещаемся с палаткой (наконец-то мы будем спать в палатке). Накрыть стол на природе не удалось, так как на нас напали комары. Поэтому на легкий ужин спрятались в машине — мы с Сергеем на передних сиденьях, а дочь развалилась на кровати позади. Буквально через час, когда мы осторожно начали свой переход в палатку для размещения ко сну, на улице не было ни одного комара. Спать легли часов в 11, спали прекрасно.

За день проехали 962 км, от дома отдалились на 4035 км.

16 июня

Я проснулась от того, что слишком светло, из окошка под куполом палатки льется свет, значит, уже утро, но почему я так хочу спать? Интересно, сколько уже времени? Надо срочно вставать, нам нужно за сегодня доехать до Кемерово, нас там ждут друзья. За такими раздумьями я снова уснула. Блин, сколько ж можно спать. Когда я, наконец, дотянулась до часов, то была удивлена. Время было 3:15. Белые ночи тут что ли? Продолжаем спать.

Встали в 6часов. Приятное светлое утро на берегу красивой извилистой речки. Несмотря на то, что городок грязный, в нем есть такой красивый уголок природы, в котором хочется остаться на несколько дней.

Приготовили завтрак, покушали, за это время палатка просохла от росы, и в 8 часов выехали в Кемерово.

После Канска начали появляться заправки Газпрома. До этого были Альянс, Роснефть и чё попало. Вообще, надо сказать, что автозаправочные станции, которые в последнее время становятся всё более благоустроенными, для нас оказались таким удобным местом, где мы могли походить, размяться, рассмотреть ассортимент предлагаемой продукции, выбросить мусор, который в дороге и на местах кратковременных стоянок собирался в пакеты. Многие путешественники останавливаются вблизи таких заправок на безопасный ночлег. Встречаются, правда, такие, где операторы просто закрывают туалеты и говорят, что он не работает, но такие случаи очень редки.

В 11 часов проехали Красноярск, здесь дождик и температура воздуха +16. Хотелось бы проехаться по городу, но учитывая активность движения на трассе между Красноярском и Новосибирском, понимаем, что к друзьям лучше приехать не слишком поздно. А у нас еще будет возможность побывать в этом городе.


Приятные остановочки.

В Кемерово заехали в 18:30. Город большой, красивый и чистый.

Геннадий со своей семьёй ведут нас по телефону. Они с таким нетерпением нас ждут. Праздничный стол уже накрыт, а мы всё где-то тянемся. Ну, наконец-то, подъехали к дому. Гена занял нашему Прадику место во дворе своего дома, предупредив, что всякие там навигаторы, антирадары, авто регистраторы и прочие ценности лучше снять и забрать с собой.

— А то у нас тут наркоманы…
— Гена, давай машину на стоянку отгоним.
— Нееее, нормально. Только автобокс тоже давай занесем, дома в коридоре поставим.

Да, Гена, еще тот прикольщик, поржали и поехали искать платную автостоянку.

Вечер провели в теплой атмосфере и дружеской обстановке с нашими друзьями. Они нам устроили ночную экскурсию по городу, где мы еще раз убедились, что город Кемерово большой, красивый и чистый.

За день проехали 759 км.

17 июня

Попрощались с друзьями, выехали от дома в 6:15, температура +14, дождик, но на улице не холодно.


Здесь самый дешёвый бензин.

Проехали Новосибирск по объездной, сегодня будем ночевать где-нибудь за Омском. Сергею пришла идея купить домашних яиц. Но трасса ведет в объезд населенных пунктов, так что с домашними продуктами небольшие трудности. Поэтому скромно перекусываем на ходу собранными Геной и Ольгой нам в дорогу продуктами и запиваем горячим чаем.

Едем дальше, любуемся просторами нашей великой родины. До Омска 270 км. На обочине стоит автомобиль и вокруг него активно бегают несколько прилично одетых парней. В светлых рубашках и галстуках. Увидев нашу машину, начинают бешено голосовать, аж подпрыгивают (артисты, блин). Мы останавливаемся, чтобы узнать, что случилось, помочь мы всегда рады. Подбегает парень и с акцентом начинает нам объяснять, что они путешественники из Румынии (странный дресс-код путешественников). У них закончилось топливо и русские деньги и им нужно хоть пару тысяч рублей взамен на очень мощное золотое кольцо, ну или что-то в этом роде. Мы читали про такие разводы, но давно, и думали, что этот вид мошенничества устарел. Даже не стали дослушивать речь, поехали. Да и с самого начала эта бешеная движуха вокруг машины выглядела подозрительно.

Пока обсуждали историю с разводилами, перестали обращать внимание на указатели, когда увидели, что у нас совсем мало топлива, не могли даже по легенде трассы восстановить местность, где мы едем и как рассчитать, сколько нам до заправки. Навигатор, конечно, подсказывает, но он часто ошибается (ВРЁТ). Бензин на исходе, заправок не видно, выключили кондиционер, радио, потушили фары, перешли на оптимальный режим скорости. Едем в напряжении, молчим. Думаем, кто же из нас виноват. Вокруг поля и фуры. Нет, ну бывает же такое, у нас не было таких проблем, когда мы ехали по Забайкалью и Амурской области, где большие расстояния между заправками.

АЗС появилась, когда бензина оставалось на 27 км. Мы выдохнули от облегчения.

До Омска остается 128 км, время 15 часов. Грибники продают грибы очень дешево по сравнению с нашими ценами. 150 руб. за пятилитровое ведерко. За 70 км до города начинаются тяжелые участки дороги с ямами и ремонтами. Вот она, та точка, где заканчиваются хорошие дороги. Окраина Омска тоже пыльная, дороги убитые. Едем в колонне, очень медленно. На улице душно. Нас обгоняет мотобайкер наш земляк!!!

Почти сразу за Омском остановились принять душ в большой гостинице. Душ — 150 руб. с человека. Просторно, чисто. В холле гостиницы недорогое кафе. Стоимость ночевки 600 руб. с человека. Это первая приличная и недорогая гостиница на нашем пути. Но солнце еще высоко, поэтому поужинали в кафе и поехали дальше.

На выезде из Омска было несколько разных направлений на Челябинск, навигатор нас повел прямо, но многие автомобили повернули налево, поэтому мы долго ехали, сомневаясь, правильно ли едем. Но и в этот раз интернет нам помог. На форуме прочитали, что есть несколько дорог, но если какая-то дорога сокращает путь в километрах, то из-за качества она увеличивает время в пути.

Доехали до авто кемпинга «Уют». Засветло. Путь от Омска до этого места оказался для нас тяжелым, потому что впервые мы столкнулись с таким количеством фур и такой плотностью движения. Так как дорога узкая, и по трассе идет огромное количество большегрузов, которые постоянно приходится обгонять, встраиваться между ними, тянуться в колонне, при этом еще качество трассы в очень плохом состоянии. Дорога продавлена вдоль и поперек. Не думаю, что эти дороги не ремонтируются, просто покрытие не выдерживает давления на неё. Но если бы трасса была такая же широкая как у нас на ДВ, ехать было бы намного проще.

В автокемпинге мы припарковались (за 50 руб.) в глубине полупустой стоянки для фур, расстелили кровать, прогулялись по территории, зашли в гостиницу, хорошо оборудованные кафе и магазин-минимаркет, много народу здесь останавливается. С наступлением темноты, свободных площадей становилось все меньше, а мы наблюдали, как виртуозно разворачиваются, сдают задом и становятся в ряд друг за другом эти огромные монстры. Много машин с иностранными номерами, есть из европейских стран, поэтому и атмосфера здесь была, как будто мы не в России.

За день проехали 1095 км.

18 июня

А вот спали очень плохо, так как было душно и много комаров. Мы открыли на ночь одно окно, прикрепили на него сетку, но это не помогло, ни от комаров, ни от духоты.

Утро солнечное. Как обычно, приготовили завтрак, покушали, заполнили термосы, умылись, полюбовались ровными рядами фур.

Такого набора регионов в одном месте мы еще не видели. Чувствуется приближение к центру России. Здесь вся жизнь в движении.

Выезжаем в 7:50, температура +23.

Дорога по-прежнему узкая и продавленная, много мотелей, гостинично-стояночных комплексов и все они заняты фурами.

Проехали поворот на Тюмень и попали на новый асфальт, пока дорога свободная, и мы этим наслаждаемся. Хочется надеяться, что такого напряженного движения, как вчера, больше не будет.


Обошли две фуры с мощным орудием.

Опять проехали мимо активно голосующих и подпрыгивающих «Румынов». Тяжёлая у них работка. Хочется надеяться, что никто не ведется на такое.

Курганская область. Периодически появляются маленькие серенькие деревеньки. Природа здесь тоже красивая. Дорога снова оставляет желать лучшего. Я пишу заметки в дневник, получается очень коряво. Вспоминаем и сравниваем, что до Омска можно было ногти красить во время движения.

С утра надеялись, что до Уфы сегодня доедем, но качество дороги эти надежды отодвигает. Челябинск проехали стороной в 16 часов. Остановились на территории придорожного кафе, расположились сварить свежего супчика и размяться. На парковке пусто, кафе скучает. Поэтому, когда официанты увидели, что мы расставили столик, потребовали заплатить 100 руб. за то, что мы на частной территории готовим пищу. Мы посмеялись, потом уточнили, где заканчивается их территория, и передвинули столик на пару метров дальше в зеленую зону.

Покушали, отдохнули, размялись, поехали дальше. До Уфы остается 350 км. Надеемся преодолеть их до наступления темноты.

Однако. Начались перевалы, и снова приходится обходить фуры. Средняя скорость 50-60 км/ч. Встали в пробке. Ремонт моста, стоим в колонне. Реверсивное движение. Так около часа передвигались потихоньку.

Начало смеркаться. До Уфы 230 км, а мы еще ползем по перевалам. Очень красиво вокруг.


Любуемся красивым закатом.

На перевале организованы интересные рыночки, на которых идет активная торговая жизнь.


Вот что самое главное в рыбалке.

Когда мы, наконец, преодолели перевал, уже почти совсем стемнело. Здесь как раз нам приглянулся городок из кафешек, рынков, гостиниц и огромных стоянок, опять же для дальнобойщиков. Заглянули в неприметную с виду гостиницу — 1 койко-место 350 руб.!!! Есть прекрасный просторный чистый номер на троих с телевизором, чайником. И с натяжным потолком. Душ и туалет в коридоре. Стоянка машины 100 руб. Получается, что плохие и тяжелые дороги компенсируются комфортными и недорогими условиями ночлега.

Как оказалось, при вечерних подсчетах, мы сегодня проехали 1000 км.

От дома 6890 км.

Правда, не без потерь. У Сергея перестал работать телефон. Вышла из строя сим-карта. Он в дороге все время общается с друзьями. При любой возможности пишет или отправляет аудиосообщения о своём местонахождении и передвижении, или каких-то интересных моментах (а их у нас есть всегда!) Своеобразный аудио дневник в реальном времени. Он так привык к такому общению, что его отсутствие повергло его в шоковое состояние. Как, оказывается, мы привыкли и стали зависеть от незаметно внедрившихся в нашу жизнь современных технологий. Настроение испорчено, аппетит пропал. Может, сон нас спасет? Перед сном прошлись по рынку. Представлены разнообразные экземпляры самогонных аппаратов, ножи, шкатулки, поделки уральских мастеров, рыбацкие принадлежности и всякая китайская всячина.

19 июня

Завтрак в кафе — 310 руб. на троих. Выехали в 7:40. Температура воздуха +21.

До Уфы 138 км. Нужно попасть в город, чтобы восстановить симку. Виды по дороге, конечно, шикарные. Так как в нашей машине романтиков, кажется, больше чем членов экипажа, постоянно приходится останавливаться для фото.

Не перестаем удивляться огромному количеству фур. Они одновременно везде — на ночных стоянках, у кафешек, гостиниц, на дорогах колоннами. Здесь кажется — это главный транспорт страны.

Дороги в Уфе нам тоже не понравились.

Город решили посмотреть с высоты колеса обозрения. Кабинки удивительно комфортные, с мягкими сиденьями, некоторые даже со шторками.

В салоне сотовой связи нам сим-карту не восстановили, но предложили приобрести новую, привязанную к этому региону. Решили подумать, тем более, что вчерашнее состояние шока уже прошло, немного вышли из положения, вставили мою сим-карту в телефон Сергея, таким образом его чат заработал. Поехали дальше. На Самару. Дорога продолжает быть загруженной и очень узкой, и при обгонах больших машин приходится протискиваться. Иногда такие моменты жутковаты.


Башкирский мёд. Действительно очень вкусный.

Стали появляться нефтяные качалки. Куча восторгов, мы с Тоней пищим и визжим от радости. Остановились друг друга пофотать на фоне, поехали дальше. А дальше, вообще рядом с дорогой, опять эмоции. После фотографирования опять надо объезжать обогнавшие нас колонны длинных машин.

Около 17 часов объехали Самару. Здесь дорога стала широкой и гладкой. Перед Тольятти встали в пробке. Простояли около часа. За это время наблюдали огромное количество российского автопрома. Много новеньких, блестящих. Их обладатели выглядят счастливыми. Такие же новенькие и блестящие машинки частенько попадаются стоящими вдоль обочины с открытыми капотами.

Так же здесь мы заметили отсутствие цивилизованной торговли. Вдоль дороги стоят торговцы рыбой, икрой, раками. Об этом гласит намалеванная краской надпись на куске картона. Вывески о месте ночлега или пункте питания выполнены в таком же стиле. С АЗС примерно то же самое. Газпром и Роснефть тоже выглядят зачуханно, персонал замученный и ленивый, полки покрыты пылью.

После поворота на Волгоград дорога стала намного свободней, едем вдоль Волги. Остановились на ночлег в уютном комплексе из нескольких гостиниц, магазинов и кафе на повороте на Хвалынск.

Уютно, чисто, комфортно. Трехместный номер — 1050 руб., душ — 100, стоянка — 50.

За сегодняшний день проехали 815 км.

20 июня

В 5:45 уже выезжаем. Хочется быстрей сегодня попасть в Волгоград. На сегодня это наш конечный пункт. Остановимся у друзей, они ждут. Заодно нужно заменить масло и осмотреть машину. Поэтому поехали без завтрака и даже чай не стали заваривать.

Здесь рулит российский автопром. В киоске на АЗС продаются запчасти на жигули!!! Трасса пока свободная, ехать легко.

Солнце печёт. Климат сухой. Температура +33. Немного пришлось постоять из-за проезда негабарита. В это время подошел мужчина, поинтересовался, правда ли мы из такого далека-далёка едем, удивился, спросил, как едется. После его вопроса — «у вас там дороги-то есть?», мы предложили ему съездить посмотреть.

Обидно стало. До этого момента не были горячими патриотами нашего региона, но, покатавшись по стране, понимаем, что у нас на краю России дороги намного идеальнее.

В поселке на трассе купили свежей клубники и пару окуньков горячего копчения и столько же вяленых. Позже остановились перекусить.

Саратов объехали в 9:30, остановил гаишник, проверил документы, спросил, откуда мы, наш авто бокс обозвал лодкой, пожелал счастливого пути. Трасса проснулась, ехать снова стало сложно.


Вот она, ширина дорог.

На улице пе́кло, солнце палит через лобовое стекло, температура уже +39. Остановились немного размяться, встретили микроавтобус с приморскими номерами. Поболтали немного. Ребята с вояжем едут из Находки с миссией. Бард-автопробег «Приморский марш победы». Заезжают в разные города, встречаются с боевым братством. Выехали 1 июня, побывали уже в Казахстане, на Урале, далее Крым, Луганск, Белгород, Минск и до самого Питера. Назад через Москву. Прекрасно себя чувствуют, довольны и жизнерадостны, несмотря на возникающие иногда проблемки. Молодцы.

Почти до самого Волгограда постоянно друг друга обгоняли и приветствовали.

В город-герой Волгоград стыдно заезжать на грязной машине, поэтому непосредственно перед торжественным заездом в город нашли автомойку.

Машину нам отмыли идеально за 350 руб. Пока мылись, наша Лилия, которая ждала нас в Волгограде ещё со вчерашнего вечера, уже устала ждать момента встречи, обрывала телефон и требовала срочно ехать к ней.

Заехали в город в 16 часов. Путь от Хабаровска до Волгограда составил 8226 км.

Лилия нас накормила, помыла, но спать не дала и повезла на экскурсию по городу.

Первым делом — это Мамаев курган.

И прогулка по вечернему городу.

Дороги в городе за последние пять лет сильно, надо сказать, сдали.

Проехали за день 580 км.

21 июня

С утра замена масла и небольшая экскурсия на берег Волги.

Наш 27-ой регион и карта на заднем стекле машины вызывает неподдельный интерес. Те, для кого такие дальние автопередвижения являются чем-то страшным и невозможным, но интересным, подходят к машине, рассматривают карту. Некоторые крутят у виска. Байкер на перекрестке высказал нам кучу комплиментов и пригласил на байк-шоу, которое должно пройти в августе в районе Севастополя. Сейчас идет серьезная подготовка площадки.

Домашний обед, сборы.

В 15:30 выезд в сторону Керченского пролива.

Дороги в области такая же стиральная доска, как и в городе. Жаль, а 5 лет назад нам этот город очень понравился. Сейчас он стал неухоженным.

В Крыму, так же с нетерпением, как ждала нас в Волгограде Лиля, ждет ее мама Женя, которая с недавних пор живет и работает в Ливадии.

Именно она подсказала нам, как обмануть навигатор. Если набрать сразу порт Кавказ или Темрюк, то навигатор поведет через Ростов-на-Дону, а там даже объездная трасса очень загружена и можно потерять много времени. Поэтому на навигаторе надо задавать промежуточные точки: Сальск, Тимашевск, Темрюк. Дорога почти пустая, и такая спокойная, вокруг хлебные поля и огромные элеваторы.

Едем по местам воинской славы, когда-то здесь была война. От этого и ощущение такое необычное. Вспоминаем фильмы про войну и представляем всё это здесь.

Часам к 19 мое семейство проголодалось, и мы остановились у придорожного кафе. Очень вкусный борщ. Сергей на второе заказал котлету с картофельным пюре. Вид этого блюда нас впечатлил.


КОТЛЕТИЩЩЩААА.

Дорога незаметно становится все лучше. Ехали до тех пор, пока сон нас не сморил. Сняли комнату в придорожном мотеле. Не супер, но искать что-то другое уже не было сил. Заплатили за ночлег 1500 руб.


Особенно порадовало наличие двух телевизоров в номере.

За сегодня проехали 508 км.

22 июня

Лёгкий йогуртовый завтрак и приготовление чая в дорогу. Выехали в 5:45. Температура +20, моросит дождик, но солнце пробивает себе дорогу сквозь тучи.


Куда же поехать — налево или направо?

Краснодарская трасса идеальна. Бензин постепенно дорожает — 33,40 за 92-ой.

Вокруг необъятные хлебные поля сменяются ярко-желтыми подсолнуховыми. Встречаются кукурузные и даже рисовые. На картофельных вовсю идет сбор урожая. На юге всё по-другому.

В порт Кавказ попали около 12 часов.

Народу не много, долгая возня с оформлением билетов в кассовых залах. Сканируются паспорта, и это отнимает время. При оформлении наших документов вдруг завис компьютер, 15 минут оператор пыталась его перезагрузить, потом отдала нам паспорта и попросила оформиться в другой кассе. В других кассах очередь не хотела нас пропускать, в общем, основное время мы потеряли именно здесь. Можно было заранее оформить электронные билеты, но мы не знали, когда мы точно прибудем на переправу.

Остальные формальности (проезд к парому, досмотр и постановка на паром) прошли быстро. Паром огромный, зона отдыха для пассажиров с кондиционерами, туалетами и буфетом с ресторанными ценами.


Зона отдыха на пароме.

Переправа длится 20 минут.

Так же без суеты быстро съехали. Всё, в 13:30 мы в Крыму. От дома накатали 9288 км.

Сегодня нам нужно как можно быстрее доехать до Ливадии, а это почти 300 км с вереницей машин по узкой трассе.

Состояние дороги не идеальное, но мы ожидали, что будет хуже. Видно, что асфальт старый, но, видимо, в советские времена покрытие делали более качественным.

В Ливадию попали к 17 часам. Быстренько привели себя в порядок, и Женя повела нас отметить нашу встречу в кафе. Ливадийские пешеходные дорожки все ведут через парковые зоны и имеют огромное количество каменных ступенек. Любое передвижение здесь превращается в прогулку. Так и у нас вышло.


Уютная улочка в Ливадии.

23 июня

Осмотрели окрестности санатория. Много зелени и полный релакс.


Здесь мы остановились.

Пешая прогулка на пляж, искупались, позагорали, но это скучно, пошли рассматривать другие пляжи.

Побережье Крыма к пляжному сезону готово.

Вода чистейшая.

Приятная прогулка вдоль берега, а затем тяжелый пеший подъем от берега по живописным местам Ливадии.


Ливадийские виноградники.

Все пляжи в Крыму бесплатны. Но те, которые относятся к санаториям, считаются лечебными и допуск на них только клиентам санаториев. А наша прогулка превратилась в поиски подъема к жилым кварталам. В одном месте даже набрели на лифт, но он тоже оказался недоступным. У пляжа «Дельфин» мы, наконец, вышли на дорогу, по которой около часа поднимались по зигзагообразным улицам, мимо гостиниц, санаториев, частных дворцов с виноградниками. Прогулка хоть нас и утомила, но оказалась очень полезной. К самому городу Ялта примыкает множество маленьких и всемирно известных населённых пунктов: Ливадия, Гурзуф, Алупка, и много других. Все это считается Большой Ялтой. Вся эта Большая Ялта поразила нас своей извилистостью улочек и дорог, по которым передвигается транспорт. Катаясь по ним на авто, сидя на пассажирском сиденье (праворулька, заметьте), я всё время вздрагивала, и отодвигалась в сторону, когда из-за поворота появлялась встречная машина.

После обеда Женя нас повезла на Ласточкино гнездо.


Вид с высоты Ласточкиного гнезда.

Экскурсии продолжились в горах. Поехали в храм.


Храм Архангела Михаила находится в горах.


А вот такие статуи виднеются со смотровой площадки храма.

24 июня

Сегодня едем в Евпаторию.

Для начала заехали в форосскую церковь. Она находится на самой вершине горы над Форосом. Когда смотришь с дороги, на фоне серых гор сверкает это божественное строение, складывается впечатление, что туда надо лезть по скалам. Но на самом деле туда есть вполне нормальная дорога и вокруг церкви достаточно места, чтобы остановиться, пройтись и рассмотреть с высоты красивые виды небольшой части Большой Ялты.


Виноградники Большой Ялты.

Далее навигатор повел нас через Бахчисарай, поэтому мы решили использовать этот момент и ненадолго остановиться в этом колоритном местечке. Старинный небольшой городок.

Очень много туристов и огромное количество снующих везде и всюду ребят, помогающих найти ту или иную достопримечательность, предлагающих свои услуги проводников и экскурсоводов, приглашающих отведать изысканные блюда крымско-татарской кухни. Очень красиво рассказывают об этих самых блюдах. Доброжелательные ребята, но нам показалось, что они слишком назойливы. Ах, ладно, это их работа.

Экскурсия по Ханскому дворцу очень интересная. Нас провели по залам, по уютному внутреннему дворику, к бахчисарайскому фонтану, проводили в не менее уютный сад с самыми старыми деревьями, рассказали истории правления крымских ханов. Потом у нас была возможность погулять по территории. Если никуда не спешить, то можно там гулять целый день.


Легендарный бахчисарайский фонтан.

Убранство дворцовых комнат:


Кладбище на территории Ханского дворца.

Бахчисарай — скромный, уютный маленький городок с огромной историей. Здесь еще много чего можно посмотреть, но у нас не так много времени (читать — мы всё время куда-то бежим). До вечера надо попасть в Евпаторию и снять квартиру, о которой мы пока не позаботились, надеясь искать по приезде.

По дороге остановились на деревенском рынке купить черешни и малины, бабушки тоже заинтересовались нашим регионом. Когда мы рассказали, откуда мы, коротко расспросили о нашей жизни на Дальнем Востоке и с гордостью похвастались: «Мы теперь Россия». Милые старушки. Видно, что для них это действительно очень важно.

Стела на въезде в Евпаторию гласит о её возрасте в две с половиной тысячи лет. Подумать только! Вот это история!!!

Евпатория начинается с озёр. На одном из них живет много белых лебедей. Останавливаются машины, народ их кормит, фотографируются, некоторые лебеди подплывают очень близко и берут корм прямо из рук. Здесь невозможно не задержаться. Совсем недавно узнала, что птиц нельзя кормить хлебом, а у основной массы, остановившихся только хлеб и был в руках. И мы хлебом кормили. Не мешало бы поставить здесь таблички с рекомендациями.

В Евпатории отдыхают наши друзья из Хабаровска, Саша и Юля, с которыми дома мы, конечно же, встречаемся очень редко, вот нашли момент встретиться на нейтральной территории. Созвонились с ними, подъезжая к городу, они сегодня отдыхают на грязевом озере. Горячая встреча состоялась, заодно и сами попробовали на себе лечебные свойства грязи. Так, поприкалываться.

Озеро теплое, я сама с удовольствием в нем искупалась.

А через пару сотен метров — море. Оно пока не прогрелось. Но народу много.

Потом все вместе поехали в город, поискать квартирку. Пока катались по центру и по старому городу, впечатление создалось не очень приятное. Нам показался он самым убогим на всём полуострове. Такое ощущение, что он живет сам по себе. И ждет лучших времен. В Советские времена этот городок славился своими детскими курортами, и сейчас сюда привозят лечить детей, очень много детей в инвалидных колясках, но от серости улиц, строений и настроений, думаю, больные дети не чувствуют себя уютно и комфортно. Чувствуется отрешенность. Потребуется много времени восстановить этот город-курорт. Пока не видно, что что-то здесь развивается.

Квартиру снять тоже оказалось не просто. Во дворах частного сектора несколько хозяев, кто-то сдает комнаты, кто-то владеет огромным количеством кошек. Запахи соответствующие. И почти все отказывают в сдаче на 1-2 ночи. Сдают не менее чем на 10 дней. Какой-то странный парень вызвался нам помочь, видимо, зарабатывает на агентских, или еще как-то. Позвонил в несколько гостевых дворов, начал