|
«Дружба» на китайской границе и суровые Джунгарские ворота. Популярный Алаколь и таинственно-пустынный Жаланашколь — озёра Восточного Казахстана. Как проехать к этим интересным местам, где пересечь горы Джунгарского Алатау? Когда же, наконец, построят дорогу от Алма-Аты до Усть-Каменогорска и стоит ли ехать отдыхать на Алаколь? А может Иссык-Куль лучше?
Рассказ поначалу не складывался — слишком сильные эмоции от дорог, будь они неладны, мешали впечатлениям от озёр и гор Джунгарского Алатау. Чтобы отпустить от себя эту тему, сначала сделал несколько роликов о наших дорогах — вроде полегчало. :-) Потом ожили воспоминания о недавней поездке в Киргизию на Иссык-Куль, начал сопоставлять увиденное тогда с тем, что посмотрел сейчас и, теперь, могу «вывалить всё это на просторы Интернета». Ну, поехали!
От южной столицы Казахстана до Алаколя (посёлок Акчи) примерно 620 километров. В Акчи находится большинство различных баз отдыха, сюда едет основная масса отдыхающих, короче говоря — туристическая столица озера. От Алма-Аты до Иссык-Куля (город Чолпон-Ата) расстояние составляет 450 километров. Чолпон-Ату можно также считать туристическим центром киргизского озера. Горы Заилийского Алатау, отделяющие нас от Иссык-Куля, можно объехать с востока (Курдайский перевал) или с запада (Кегенский перевал), расстояние получится одинаковое.
Перед летним сезоном 2021 года интересно будет сравнить эти два озера — Алаколь и Иссык-Куль — с точки зрения автотуриста из Алма-Аты: куда быстрее и проще добраться, где лучше дороги и ниже цены, где приятнее климат и дольше купальный сезон. Где, в конце концов, «вода мокрее»?
На Иссык-Куле я побывал месяц назад, теперь появилась возможность прокатиться на Алаколь, был там последний раз ровно десять лет назад. Но ограничиваться только одним озером не собираюсь: в плане маршрута стоит дорога вокруг озера Жаланашколь и самое узкое место между горами — Джунгарские ворота, пограничный посёлок Достык (Дружба) и обратная дорога от Алаколя через горы Джунгарского Алатау.
Это были цели поездки. Теперь средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор, трос и канистра с бензином (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.
Но, прежде чем оценить Алаколь, туда ещё доехать нужно … Подробно расписывать эту дорогу не буду, всё мои впечатления выражены в первых видеороликах этого рассказа.
Отмечу лишь только два момента. Первый: построенный и открытый для движения (по сравнению с прошлым годом) участок дороги от Талды-Кургана до посёлка Жансугуров. Это сто километров нового асфальта и огромный плюс в карму этой дороги. Но есть и небольшой минус — там везде ограничение скорости 50-60 км/час и возможность нарваться на мобильный патруль дорожной полиции.
Момент второй, строго положительный. Если вас утомит эта дорога (а она вас утомит, к бабке не ходи) — есть прекрасная возможность немного отдохнуть от пыли и тряски, подышать горной свежестью на берегу реки Лепсы.
Место это находится недалеко от дороги (45.694457, 80.297769) и проехать к воде проблем не составит. Короткий отдых, минут на двадцать, не сильно задержит в пути, но восстановятся силы и улучшится настроение, вы сможете легче преодолеть следующий, самый паршивый кусочек дороги — от Кольбая до Кабанбая, тридцать километров жёсткого временного асфальта и пыльного грейдера.
Далее вас ожидают сравнительно небольшие участки ремонта дороги, почти обязательная встреча с «полицией под деревом» на кольце в посёлке Кабанбай (45.836301, 80.611622), заправка топливом на АЗС перед Учаралом (46.195736, 80.867252) и река Тентек, на берегу которой также можно сделать небольшую остановку (46.203797, 80.890511).
И вперёд, на Алаколь! Сразу хочу сказать — дорога до посёлка Акчи приятно удивила. Я ожидал шестьдесят километров «адского пути» и начало, от города Учарал, подтверждало худшие опасения. Ну а потом… Впрочем, смотрите сами.
Вот теперь, добравшись до берега, можно и сравнить дороги к этим озёрам — к Алаколю и к Иссы-Кулю. Сначала расстояние. Как уже было сказано, это 620 километров в первом случае и 450 — во втором. По протяженности пути «пёстрое озеро» проигрывает.
Теперь качество дороги. Полностью готовая дорога идёт от Алма-Аты до Талды-Кургана и, даже, чуть дальше, всего примерно 260 километров. Дальше, ещё 100 километров до посёлка Жансугуров, уже можно ехать по новому асфальту, но официально дорога ещё не открыта, везде ограничение скорости пятьдесят километров в час, иногда — шестьдесят. Так что с лёгким сердцем на полную сотню ехать не получится — могут быть проблемы с дорожной полицией.
Ну, ладно, пусть будет 360 километров непрерывного хорошего асфальта. А что же дальше, остальные 260 километров? От этого числа нужно отнять километров пятьдесят полностью готовой дороги перед посёлком Акчи и остаток разделить пополам. Именно в таком соотношении — один к одному — сменяют друг друга участки готового асфальта и участки ремонта на пути от посёлка Жансугуров до города Учарал.
Так что ждут вас на этой дороге ещё почти сто километров серьёзного жёсткого и пыльного грейдера со скоростью движения не более сорока километров в час — такой скоростной режим предписан установленными здесь знаками. Да и готовый асфальт тоже лимитирован — не более шестидесяти, как правило — пятьдесят. Дорожная полиция присутствует.
Теперь Иссык-Куль. Из четырёх с половиной сотен километров пути от Алма-Аты до Чолпон-Аты асфальта нет лишь на протяжении сорока километров. Это если ехать по восточному маршруту, через Кеген. По западному маршруту, через Курдай, плохой дороги примерно столько же, это участок ремонта дороги А-2 «Алматы — Шымкент». В остальном дорога хорошая, немного похуже по северному берегу Иссык-Куля.
По протяжённости плохой дороги снова проиграл Алаколь — 100 километров против 40 километров Иссык-Куля. К тому же, кроме этих сорока километров, остальная дорога полностью готова и никаких скоростных ограничений, связанных с ремонтом, там нет.
Конечно, ещё есть вопрос границы. Нужно затратить некоторое время на её прохождение. С учётом этого момента средняя скорость движения у меня получилась одинаковой, но время в пути опять-таки в пользу Иссык-Куля — шесть часов пути к «горячему озеру» против девяти часов, затраченных на достижение «пёстрого озера».
И последнее. Вопрос расстояния плавно перетекает в вопрос количества топлива, затраченного в путешествии. В Киргизии стоимость бензина выше, примерно процентов на пятьдесят, но если залить полный бак незадолго до границы — а такая возможность имеется однозначно, то и заправляется не будет необходимости. Таким образом, при прочих равных условиях, для поездки на Алаколь денег для топлива вам понадобится раза в полтора больше.
Выехав из дома в половине четвёртого утра, до берега Алаколя в посёлке Акчи я добрался примерно в час дня. Светило солнце, дул лёгкий приятный ветерок, стояла полная тишина, но прекрасным видом озера я наслаждался в полном одиночестве — ни одного отдыхающего на пляже не было, середина мая не лучшее время для купания. Пляжный сезон на Алаколе краток — не более трёх месяцев, да и то в лучшем случае, если лето будет тёплым.
Примерно столько же времени отводит природа и для комфортного купания на Иссык-Куле. Несмотря на то, что это горное озеро находится на пятьсот километров южнее Алаколя и, казалось бы, должно быть более тёплым, но нет — горы дают знать о себе, ведь Иссык-Куль расположился на высоте 1600 метров на уровне моря.
Поскольку лето не «резиновое», а отдохнуть хочется всем, то в сезон пляжи заполняются ну очень плотно. К сожалению, берег Алаколя непосредственно у посёлка Акчи не совсем удачен для подхода к озеру. Сначала мешает обрыв, но в нём местами проделаны дорожки для спуска к воде. Затем, вдоль берега, идёт мелкий залив. Для купания он непригоден, но служит препятствием на пути к широкой и длинной косе, на которой и находится пляж. Через залив летом делают понтонный мост, некоторые базы отдыха перевозят своих клиентов на косу в лодках-паромах, каждый старается как может.
Вправо и влево от посёлка (особенно в правую сторону) берег уже лучше, сразу начинается «открытое море». Поэтому здесь и строятся новые туристические объекты, вытягиваясь вдоль берега всё дальше и дальше, образую «первую линию» с непосредственным выходом к воде.
А водичка здесь и вправду хороша! Солёная и очень чистая, достаточно прогреваемая солнцем в летние дни, она так и манит к себе. Опять же и пляж — знаменитая чёрная алакольская галька, бренд этого озера. К сожалению, пляжная полоса не широкая и чем дальше она идёт от посёлка, тем уже становится — обрывистый берег неумолимо прижимает её к воде. Этих несколько метров пляжа уже сейчас едва хватает для клиентов существующих пансионатов, а с постройкой баз отдыха второй линии «перенаселение» просто неизбежно.
Несмотря на это, постройка второй, и даже — третьей, линии уже запланирована. Свидетельством тому являются дороги, проложенные вдоль озера и оборудованные тротуарами, фонарями освещения, автобусными остановками и въездами на предполагаемые участки застройки. Конечно, прошлый год был крайне неудачен для туризма, короновирус сделал своё чёрное дело, действующие пансионаты пустовали, строящиеся были законсервированы или завершались крайне медленно. Но сейчас процесс освоения новых территорий возобновлён и строительная активность налицо.
Так что недалёк тот час, когда, идя по пляжу, придётся переступать через других отдыхающих, лежащих на вашем пути к заветному озеру и осторожно ставить ногу, дабы не отдавить кому-нибудь ухо или другую нежную часть загорающего тела.
Сам же посёлок за десять последних лет стал выглядеть гораздо лучше — страшные обшарпанные дома на въезде в Акчи отремонтировали, гораздо лучше стала дорога, сделали подъезд к железнодорожной станции. Но, проезжая по улицам этого населённого пункта, я практически не видел его жителей, вокруг было пусто. За первые десять лет этого века население посёлка уменьшилось на четверть, в 2009 году здесь проживало 580 человек. Сколько людей постоянно живёт здесь сейчас — мне не известно, но будем надеяться, что развитие туризма остановит (или уже остановило) деградацию посёлка.
Второй, и последний, посёлок западного побережья Алаколя — это Коктума. До него от Акчи всего десять километров по берегу озера или двадцать километров на машине по дороге Р-130, на которой сейчас идёт капитальный ремонт. Уже на въезде в посёлок становится понятно — туризма здесь гораздо меньше, чем в Акчи. А вот жителей раза в три больше, хотя и Коктума не избежала уменьшения своего населения. Поэтому отдых здесь более «домашний», по типу хостелов и проживания в частном секторе.
Немногочисленные базы отдыха в Коктуме представляют из себя, как правило, несколько домиков, расположенных на небольшой территории и не всегда имеющих полный комплект бытовых удобств. Таких отелей или пансионатов, как в посёлке Акчи — с горячей водой в номере, отдельным санузлом и душем, кондиционером, интернетом и спутниковым TV — в Коктуме гораздо меньше.
Но отдых здесь более, так сказать, душевный. Многие отмечают радушное отношение хозяев к своим гостям, домашнюю обстановку и тишину, которую часто нарушают нетрезвые компании в более комфортных отелях и пансионатах посёлка Акчи. Да и потом — ведь едут сюда не за благами цивилизации, которыми можно насладиться и дома. Едут для того, чтобы искупаться в чистейшей алакольской воде, которой приписывают целебные свойства и позагорать на знаменитой чёрной алакольской гальке, не менее полезной для здоровья.
Однако берег у посёлка Коктума ещё хуже, чем в Акчи - глинистый обрыв прижимает пляж совсем близко к воде. Сколоченная из досок лестница, ведущая к озеру, никак не может рассматриваться в качестве безопасного пути, особенно для пожилого человека.
К юго-востоку от посёлка, на расстоянии двух километров, есть выезд к берегу озера, на длинную и узкую косу (45.853884, 81.685953). Это место идеально подходит для «дикого» отдыха, но там сейчас сделан шлагбаум и выкопан ров по обе стороны дороги. Беседка, сделанная для охранника, пустовала и мне не удалось узнать цель и смысл этого заграждения. Или это забота о природе и выполнение правил водоохранных зон, в которых запрещено «устройство палаточных городков, постоянных стоянок автомобилей», или это просто сезонный заработок для местных жителей.
Сейчас на берегу никого нет и проезд к воде свободен. На зеркальной глади залива плавают лебеди, рядом лениво бродят лошади, дует едва заметный ветерок и едва плещется волна.
Вне туристического сезона эти берега почти безлюдны и здесь царит птичий мир — лебеди и пеликаны, бакланы и цапли чувствуют себе свободно и безопасно, не говоря уже о чайках, которые и в любое другое время не слишком-то обращают внимание на человека.
Несмотря на то, что зимой здесь очень холодно и лёд около берега может встречаться до середины мая, летнее солнце хорошо прогревает воду к удовольствию многочисленных отдыхающих. Но бывают, к сожалению, и ненастные дни. Расположенные совсем рядом Джунгарские ворота — природная аэродинамическая труба — выдают порой сильнейший ветер, срывающий крыши и спутниковые антенны на базах отдыха.
Дующий зимой из Китая ветер «ибэ» может снести с дороги порожнюю фуру или опрокинуть товарный вагон, такое случалось на станции Дружба. Не менее опасен «сайкан», набравший силу в степях севернее озера Балхаш, и атакующий алакольское побережье с северо-запада. Вот в такой «ветерок» я и попал на трассе «Алма-Ата — Усть-Каменогорск», когда возвращался из поездки по Восточному Казахстану в конце августа прошлого года.
Так что, отдыхая на Алаколе, не забывайте о том, что погода может измениться очень быстро. И не в лучшую сторону. Отойдя далеко от берега на резиновой лодке, вы рискуете быть унесённым в неизвестном направлении или выброшенным на берег в крайне неприятном месте. Такой ветер легко сдует и унесёт палатку, разбросает кемпинговую мебель — столы и стулья. Становясь палаточным лагерем на берегу озера, отдыхая на Алаколе «дикарями», будьте готовы к тому, что природа также может проявить свой дикий нрав.
Поэтому, сравнивая погоду и климат на Алаколе и Иссык-Куле, выскажусь однозначно в пользу последнего. Конечно, непогода бывает и на горном озере, там довольно часто гремят грозы. Но, в целом, климат здесь гораздо мягче, хотя максимальная температура воздуха и, возможно, воды на Алаколе выше.
Так же, на мой взгляд, более комфортен для отдыха и пляж на Иссык-Куле. Конечно, кому-то больше нравится песок под ногами, а кому-то более приятна чёрная алакольская галька, но размеры пляжа и подход к нему более предпочтительны на Иссык-Куле. К тому же здесь гораздо больше возможностей для «внепляжного» отдыха — совсем рядом с берегом высокие горы и возможность быстро очутиться в густом еловом лесу, напоенным хвойным ароматом. Вокруг же Алаколя одна только степь — выжженная солнцем, сухая всё лето. Даже базы отдыха здесь не всегда могут похвастаться тенистыми деревьями.
И, напоследок, один маленький, но очень большой вопрос. :-) Сколько же стоит сейчас отдых на берегу этих озёр, какова цена вопроса. Не могу поделиться с вами личным опытом, не получалось побывать там и там одновременно и в равных бытовых условиях. Но могу сказать, что на Иссык-Куле цена трёхместного номера класса «люкс» с питанием обойдётся примерно в 35000 тенге. Аналогичный номер в алакольском пансионате, но на двоих, будет стоить 45000 тенге. Речь идёт о ценах за номер в сутки на пике сезона — июль для Иссык-Куля и август для Алаколя.
Естественно, можно найти цены гораздо ниже, в зависимости от места нахождения базы отдыха, уровня комфорта и списка дополнительных услуг. Не стоит забывать о возможности проживания в хостеле, частном доме или бюджетном «диком» отдыхе на берегу озера в палатке. Для последнего варианта, кстати, на Алаколе возможностей будет побольше. Но в пользу Иссык-Куля в этом случае говорит обилие местных фруктов, ягод и овощей во время туристического сезона.
Конечно, всё то, что я сравнивал — вода, погода, климат, цены и условия проживания — имеют разное значение для разных людей и я не хочу спорить ни с фанатами Иссык-Куля, ни с почитателями озера Алаколь. Многие сделали свой выбор уже давно и мои краткие заметки вряд ли произведут впечатление на матёрого туриста и поменяют его систему ценностей. Да, в общем-то, такая цель в рассказе и не ставилась. Мне просто хотелось обратить внимание на самые простые вопросы, которые возникают перед автопутешественником тогда, когда впервые решается вопрос — куда лучше поехать? Алаколь или Иссык-Куль?
Поэтому, именно автотуристу будет адресована заключительная часть моего рассказа — возвращение с Алаколя. Как уже было сказано выше, от южной столицы Казахстана до озера Иссык-Куль ведут две дороги — на запад и на восток. Алаколь не может похвастаться подобным разнообразием, но один небольшой вариант имеется, как шанс сменить участок степной дороги на дорогу горную.
Скажу сразу — речь не идёт о выигрыше времени или расстояния. Дорога через горы Джунгарского Алатау короче всего на тридцать километров, да и то — если начинать маршрут от посёлка Коктума. В том случае, если вы стартуете из посёлка Акчи, то расстояние получится примерно одинаковое — около 120 километров пути — хоть через Учарал до Кабанбая, хоть через горы до этого же посёлка и выхода на трассу «Алма-Ата — Усть-Каменогорск».
Несмотря на то, что дорога эта идёт по горам, какой-то особой подготовки машины не требует и доступна для легкового автомобиля. Конечно, на внедорожнике проехать здесь получится быстрее, но вы же не торопитесь? А вот новые пейзажи, которые будут открываться почти за каждым поворотом, вас могут порадовать и приятно удивить.
Тут ведь главное что? Главное, это выйти на правильную дорогу, повернуть в нужном месте с трассы, которая идёт вдоль Алаколя к станции Достык. Для тех, кто едет впервые, даю координаты точки поворота - 45.823231, 81.660733. Кстати, координаты эти будут полезны и тем, кто уже проходил этот путь, ведь в связи с ремонтом трассы на Достык место поворота может быть перекрыто кучами грунта или строительной техникой. Тогда придётся объезжать препятствия, ориентируясь на указанные координаты.
Всё, выбрались на дорогу? Ну, а теперь, прямо и прямо, никуда не сворачивая и следуя изгибам дороги. Мне слегка не повезло, поначалу был сильный дождь, но горы от этого хуже не стали. Так что едем, смотрим, любуемся…
Это всё, что хотелось рассказать об озере Алаколь и дороге к нему. Но путешествие продолжается, я еду к китайской границе, к озеру Жаланашколь, к Джунгарским воротам и конечной точке маршрута — станции Достык.
Продолжение следует…
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.