|
Начинал я туда ездить с лета 1998 года на первой нашей собственной ВАЗ, 21053 модели, было ей пять лет. Потом были две «шестерки», четырех- и пятиступенчатые, ВАЗ-21099 и сегодняшняя «пятнашка» 2006 года. На нормальную иномарку денег нет, а собирать старье неохота…
Итак, подходит долгожданный день поездки. Собираемся в дорогу, за три дня. Покупаем продукты в дорогу, т.к. обедать в придорожных кафешках дорого, да и пища у них своеобразная, наши желудки могут дать раньше, и тогда выезжаем почти вовремя. Первый наш большой населенный пункт — Барнаул, ночью выглядит он красиво, особенно, когда горят разные огни. Затем Алейск и Рубцовск.
Наша пятнашка у гаража, готовая к поездке.
Дорога после столицы Алтайского края теперь просто отличная, раньше была гораздо хуже, но сейчас везде отремонтировали, причем, капитально, а не засыпанные ямки. Т.к. едем ночью, проблем с ГАИ нет. Тяжеловато проезжать Рубцовск, дороги плохие, кроме указателя «Семипалатинск» на въезде в город, больше ни одного знака нет, поэтому приходится по памяти, часто блудим, темно, никого нет. После Рубцовска начинается идеальная дорога до самого Веселоярска, и вот он — долгожданный погранично-таможенный пункт. Первые годы много времени на его проезд не уходило, в этому году туда — три часа и обратно — шесть часов! Слишком много машин, особенно автобусов. Есть автобусы «Бишкек — Красноярск» и другие. Как они могут по таким дорогам (о них позже) ехать на двухэтажках — непонятно! После прохождения всех бумажных процедур, досмотров наконец-то открывается последний шлагбаум (из шести!) и мы в соседнем государстве — республике Казахстан!
Казахи — народ кочевой, некоторые из них до сих пор живут в степи, вот в таких юртах.
Супруга на фоне бескрайней степи.
Семипалатинск — очень своеобразный город. Центральные проспекты — широкие, с кольца, развязками и шикарнейшим мостом через реку Иртыш. Вода в реке — слеза, с моста видно дно! Чтобы выехать на мост, нужно пройти одно кольцо, после моста еще одно. Вот тут начинается беда провинциального водителя из маленького города. Жена по знакам работает штурманом, а я весь в поту сижу за рулем и пытаюсь проехать эти кольца. Часто бывают конфузы, сигналят со всех сторон, потихоньку мы выбираемся, лишь бы «полициясы» не оказались рядом.
После Семея начинается сплошная степь, смотришь кругом и кажется, что края нигде нет. Теперь про дорогу. После километров 20-ти за Семипалатинском начинается ужас. Дорога постепенно теряется, в прямом смысле этого слова. Таких ям и выбоин теоретически быть не может, но они есть! Это надо видеть, как лавируют автомобили большие, средние, маленькие. Комфортнее всех здесь джипам типа «Ленд крузера» и прочим, которые на большой «подошве». Хотя в некоторые ямы проваливаются даже колеса от «Белаза».Такая беда почти до самой Георгиевки, а это ни много ни мало — 140 км. Почему-то дорогу в этой области никак не ремонтируют. Местами стоят знаки «Неровная дорога — 10 км»! После 3-5 часов этот кошмар заканчивается, дорога улучшается, хотя правильней сказать — появляется, ближе к Аягозу — это небольшой военный городок, меняется местность, здесь небольшие горы, попадаются горные озера!
Вот такие знаки «решают» проблему неровных дорог.
Соответственно настроение у всех улучшается, портит его только самый дорогой бензин на территории всего Казахстана — 90-100 тенге (18-20 рублей, в других районах — 14-15 рублей за литр 93). После Аягоза мы направляемся к пункту нашей ночевки — к Учаралу. Примерно на половине пути мы меняем картошку (везем из дома, оставшуюся от зимы) на копченую рыбу. Мы едем между двумя большими озерами, их оттуда не видно, там и ловят рыбу. С каждым годом ее все меньше и меньше, Казахи говорят, что всю вылавливают. Потом мы всю дорогу едим эту рыбу, и запах из багажника становится, мягко говоря, очень навязчивым. К вечеру мы, наконец-то, останавливаемся в Учарале. Тут красиво, предгорье, памятник «Золотому человеку» и очень серьезный пост полиции «Рубеж». После почти суточной езды, дорога под ногами качается, мы фотографируемся, едим и падаем спать. Утром, а иногда и ночью, я еду дальше. Почти сразу после поста начинается первый перевал, одноименный с названием поселка. Первые годы было много зайцев, сов — теперь это редкость. Куда все исчезает?!
Ближе к Учаралу появляется растительность.
После перевалов снова степи, затем предгорья больших гор, видны их снежные шапки где-то под облаками. Плотность населения возрастает, появляются все более загорелые казахи (до этого часто встречались русские, тут их очень мало!). Кругом красота — речки, поселки. Часов через шесть после Учарала областной город Талдыкорган, раньше он был Талды-курган (но всё переименовали, улицы тоже). Город приходится объезжать, говорят, он красивый, Заезжать туда боимся, ходят слухи, что их «гаишники» за это берут мзду, не знаю, верить или нет. Но скажу сразу, если нарушить ПДД, то придется отдать гаишникам деньги (у них абсолютно все гаишники берут взятки, часть которых передают наверх, есть мнения, что часть оседает даже в бюджете страны, в общем, взятки у них узаконены). В этом году, не доезжая до «Талдыка», я в темноте не заметил знак кольцевой дороги, у них, кстати сказать, это любимый их знак, они встречаются даже в степи. Вот и выехали на встречную, в кустах засели «полициясы», махнули палочкой, договорились на 5 тысяч тенге (1 тысяча рублей), по закону надо было бы заплатить 20 000 тенге.
Некоторые туристы оставляют «свой след» в истории.
Самая красота начинается после Талдыкоргана. Перевал сразу огромный, кругом горы, зелень, поселки с яблочными прилавками!
Красив закат в южном Казахстане.
Искусственный водопад на гидроэлектростанции:
Я на фоне небольшой реки:
После всех перевалов снова степь, потом последний, самый большой перевал «Архарлы», и наконец искусственное море и город на нем с таким же названием — Капшагай. Красиво! Только купаться возможности нет, всю территорию выкупили, огородили, построили элитные гостиничные комплексы на берегу моря с очень дорогим проживанием, есть места, где можно просто покупаться, въезд стоит около 5 000 тенге с машины (1 000 рублей), иногда заезжаем. Вообще зону Капшагая после баснословного роста цен на недвижимость в Казахстане (после у них начался дикий экономический кризис) сделали элитной, построили кучу больших казино и маленьких игровых залов (у них не запрещали азартные игры), по обе стороны дороги стоят элитные «Infiniti», «Crysler», «Hummer», «Land Rover», есть даже «Bently» и «майбахи»! После идеальной дороги длиной 60 км — Алмата! Там 40 км и наша цель — поселок Алмалы (яблочный поселок). Алмалы при союзе был красивым поселком с большим ДК, теперь он пришел в упадок — разобрали по кирпичам до основания, в поселке всего три русских семьи, настоящих казахов тоже мало, в основном каракалпаки, которых очень много! Им раздавали субсидии на строительство жилья, они уехали в поселок, понастроили себе «сараев», в которых живут, а работают в Алмате или в Иссыке (10 км от поселка, небольшой городок).
Вот такими ящиками там собирают яблоки.
Я на фоне главной православной церкви в Алмате.
Наш Ваз-21015 и «Хундай» друзей на фоне Или.
Вот так красива и широка река Или.
Дорога от дома до дома — 1 800 км. Средний расход — 6,7 литра на 100 км.
С уважением, Сергей.
P.S. Конечно, устаем сильно, на русских машинах тяжело! Болит все. Каждый раз обещаю, что больше не поеду, что нужна, как минимум, иномарка, но подходит лето и все повторяется. Кстати, все эти годы автомобили ни разу не подвели, хотя проблемы были, но незначительные. Самая большая поломка — полуось на одной из «шестерок», но машина дошла и уже на месте я заменил ее полностью. После поездок на заднеприводных приходилось иногда ремонтировать или менять задние амортизаторы, т.к. обратно мы едем с огромным перегрузом: яблоки, помидоры, шмотки. На переднеприводных подвеска выдерживает. Только в этом году рассыпалась контактная группа замка зажигания, пришлось делать напрямую, а потом в Алмате купили весь замок в сборе (кстати, дешевле, чем у нас — за 2 800 тенге (около 600 рублей). Теперь мечта приобрести «Рено-Логан», говорят, что у них неубиваемые подвески, но, как говорится, желание есть, а возможности пока нет.
Пока не могли найти контактную группу — ездили так:
P.P.S. В этом году я все-таки приобрел себе «Рено-Логан». Автопутешествие на Renault Logan Заринск - Алмата