|
Часть 2. Якутск — Магадан
Первая часть здесь travel.drom.ru/79960/
Заканчивается она прогулкой по зимнему Якутску и обещанием продолжить знакомство со столицей Сахи во второй части: «Некоторые виды Якутска я оставлю для второй части, в которой мы поедем с группой моих иностранных товарищей в Магадан через Ленские Столбы, Полюс Холода и прочие достопримечательности Якутии и Магаданской области».
До приезда заморских товарищей оставалось 4 дня. В один из них я решил показать машину местному дилеру «АвтоВАЗа» по имени «Колми». Пусть масло заменят да подвеску посмотрят. Пробег 183500 км. К машине претензий и вопросов нет, но на всяку случку проверить надо. Позвонил, записался, приехал. Персонал «Колми» был рад приветствовать европейского гостя. Мастер, коего назначили обслужить мою машину, признался, что впервые прикасается руками к «Шниве». По Якутску ширкают десятка полтора «Шнив», но обслуживаются, видимо, в гаражах у дядей васей.
Первым делом из всех полостей на днище извлекли кил 50 льда. Последствия ныряния в наледи на автодублёре БАМа. С заменой масла мастер справился легко. Потом подвигал руками передние колёса и диагностировал преждевременную кончину подшипников. С таким смертельным диагнозом я согласиться не мог. Беру телефон, звоню своему мастеру в Ульяновск. Ульяновский мастер растолковал мастеру якутскому что да как, и диагноз поменялся на противоположный: подшипники в отличном состоянии, нужно лишь их чуть подрегулировать. Инструкция по регулировке также была дана из Ульяновска.
Вывод: не все дилеры «АвтоВАЗа» одинаково полезны. Удалённые во времени и пространстве от Тольятти могут иметь недостаточный опыт общения с продукцией Волжского автозавода. Возмущаться не надо, лучше подсказать. «Если темы там возникнут, сразу снять, а не вникнут, бить не надо, разъяснять». Все мы всю жизнь учимся.
Третьего марта вся туркоманда была в сборе. Национальный и половой, простите, гендерный состав следующий: два немца, поляк, немка, американка и редкая в этих прохладных краях кувейтка.
Заселились в гостиницу и айда гулять-кататься по Якутску. Новый Якутск, старый Якутск, краеведческий музей.
Голосуйте за коммунистов: они бургерами народ кормят.
Иностранным туристам обязателен к посещению Крестьянский рынок на улице Лермонтова. Здесь можно подивиться на мерзлых рыбин ценных пород, на невинно убиенных зайцев-беляков по 1300 рублей за штуку и боровую дичь.
Радости от общения с природой у инотуристов не есть конца.
После рынка прямой путь на наблюдательную площадку наблюдать Якутск с малой высоты.
К 16:00 надо быть в НИИ вечной мерзлоты. Экскурсия по предварительной договорённости. 600 рублей с носа. Не сильно занимательно, но кое-что новое почерпнуть можно.
Для более ярких впечатлений рекомендую из НИИ вечной мерзлоты проследовать в царство вечной мерзлоты — ЦВМ. И погулять по цветастым лабиринтам.
А по соседству с ЦВМ находится этно-ресторация «Чочур Муран», где мы и отужинали нежной жеребятинкой, отметив начало не очень продолжительного, но увлекательного путешествия по колымской трассе. В иноземной интерпретации The Road of Bones (Дорога на Костях).
Но прежде чем отправиться в Магадан, никак не можно пропустить объект всемирного природного наследия Ленские Столбы. Туда мы и поехали 4 марта на микроавтобусе УАЗ под управлением моего якутского друга Алексея.
Ленские Столбы находятся в 200 км южнее Якутска. Последние 50 км зимник по льду реки Лена. По пути можно познакомиться с морозоустойчивыми якутскими лошадьми. Круглый год пасутся под открытом небом.
Ленские Столбы — это причудливо изъеденные эрозией скалистые берега реки Лены. Территорию Столбов объявили природным парком. За вход берут 300 целковых. По оборудованной ступеньками тропе разрешают подняться наверх и обозреть Лену с высоты дронова полёта.
Вид с противоположного берега.
Вход в природный парк. Начало подъёма на самый. При отсутствии ожирения и среднем физическом развитии подъём занимает минут 40.
Виды по пути наверх.
Вид на верхушки столбов и реку сверху.
Подружка Джина из Техаса. С ней я катался по Ираку, Колумбии и на уазиках по Маркеталии. Настал черёд Якутии.
Вся ОПГ (организованная путешествующая группа) на вершине Ленских Столбов. Народ подобрался душевный. Рядом с Джиной фотограф Михаэль Рункель из Германии. С ним катался по Чечне, Сербии, Ираку и Колумбии с Маркеталией. Из Сербии пытались проникнуть в микрогосударство Либерляндия, но хорватские погранцы нам погрозили АК-47 и мы ретировались. С остальными знакомство только начинается.
Восхождение на Столбы отметили на вершине оных распитием кофе из термоса. На лавочке под тёплым якутским солнцем. Затем бегом вниз. А последний участок спуска преодолевали кто на спине, кто на попе.
В посёлке на противоположном берегу Лены местный житель приготовил нам уху из стерляди, откушав которую, мы вернулись в Якутск отдохнуть перед дорогой дальней.
Утром 5 марта тронулись в путь. Шесть человек в УАЗе, двое в «Шниве». Каждую зиму отличное ледяное шоссе пересекает Лену.
Дальше до самого Магадана в основном ровная грунтовка. Зимой гораздо более ровная, чем летом. Быстро доезжаем до села Черкех, где делаем остановку с целью размяться и запечатлеть образцы якутской деревянной архитектуры в музее под открытым небом. Вход = 150 рублей.
Самые заметные деревянные экспонаты церковь святого Николая 1912 года и часовня середины 19-го века.
Убранство в церкви и часовне скромное, но очень интересное. В больших раззолочённых соборах такой простой и искренней красоты не увидишь.
Лики, как товарищи, смотрят понимающе с почерневших досок на меня.
В церкви можно подняться на колокольню и тихонько, чтобы не волновать местных жителей, позвонить в колокол.
Ещё есть образцы различных строений. Хоть зимой я бываю здесь чаще, но фото есть только летние.
Погуляли, подышали, позвонили и едем дальше. Следующая остановка в селе Уолба. Здесь местный скульптор каждую зиму ваяет из коровьего навоза символ года по китайскому календарю. В этом году у него получился мышиный король. В прошлом — три поросёнка. Забавно. Людям нравится.
2019:
Ещё в Уолбе есть голова Ленина с чётко рублеными чертами лица, что встречается не часто. Обычно черты лица у Ленина округлые. Уолбинская школа носит имя Ленина с 3 марта 1924 года.
Из Уолбы поспешили на шопинг в Хандыгу, где теперь есть супермаркет. Закупившись водой и сладостями, проследовали в Тёплый Ключ. Там и заночевали в приспособленной для этого квартире. Завтра у нас по плану поездка в направлении села Тополиное посмотреть на остатки маленьких гулагов.
6 марта рано утром стартуем на экскурсию. Через 30 км после Тёплого Ключа сворачиваем с большой дороги. Едем по границе между горной и равнинной Якутией. На фото ниже справа — горы, слева — равнина.
Наша кавалькада.
Первый маленький лагпункт находится в 125 км от поворота. Есть остатки колючей проволоки, но нет вышек. Сохранность объекта ниже средней.
Пока друзья-иностранцы топтались вокруг развалин, я ушёл в лёжку.
Второй лагпункт через 12 км после первой. Верная примета — крест у дороги.
Здесь небольшой лагерь лучшей сохранности и бОльшей фотогеничности: сохранилась вышка и ряды колючей проволоки.
Посмотрели, пофотографировали, порассуждали о нашей относительно недавней истории, да и поехали дальше. Через 15 км в направлении Тополиного есть площадка с довольно пейзажным видом. Там рекомендуется перекусить в походных условиях и сытыми и довольными возвращаться на ночёвку в Тёплый ключ.
Однако дальше экскурсия пошла не по плану. И грех на мне. Со мной в «Шниве» в этот день ехала Джина. Естественно, говорили много о чём. Она задавала вопросы о жизни в СССР. Я развёрнуто отвечал. Разговор зашёл о спорте. Я ей увлечённо рассказывал, как с этим делом было хорошо: любой спорт, любая физкультура, любые секции и всё бесплатно. Бесплатность её сильно удивила. Отказывалась верить.
— А технические виды спорта? — вопрошала Джина. Сама она по работе тесно связана с самолётами и иногда прыгает с парашютом.
— Тоже бесплатно. Самолёты, вертолёты, парашюты. Я в Центральном аэроклубе в Москве успел позаниматься парашютным спортом. Сотни, тысячи прыжков абсолютно бесплатно. Нас ещё и кормили от пуза. На сборы с работы отпускали с сохранением заработной платы. За показательные выступления платили деньги, которые не каждому инженеру снились, — отвечал я.
Далее я ей стал объяснять, какие мы парашютные трюки делали на потеху зрителям. Малость увлёкся. Взгляд чуть вправо на собеседницу, руль чуть влево. Зацепил обочину и … мягко и наклонно приземлились в кювет.
Мораль сей басни такова: смотри на дорогу, а не на пассажирку. Для любителей статистики: последний раз я улетал в кювет 29 июня 1975 года в возрасте 16 лет. Видимо, пришла пора освежить впечатления.
Через полчасика уехавшие вперёд спутники чухнули, что нас нет и возвернулись. Собрали совет. Решили: Алексей везёт туристов в Тёплый Ключ в тёплую квартиру и возвращается ко мне составлять компанию. Движение здесь не очень оживлённое. Можно проходящего «КАМАЗа» и до утра прождать. На дворе минус 25оС. К ночи похолодает. Всё необходимое для незамерзания есть: спальные мешки, одежда, химические грелки ног и рук, газовая плитка, вода, еда, термосы. Оставшись один, сугреву и физического развития для расчистил снег вокруг машины. Присоединил тросы для буксировки и вперёд, и назад. Прилёг под 45о на заднее сиденье и задремал.
Через четыре с половиной часа, уже в сумерках «пришёл тягач, и там был трос, и там был врач». Проходящий «КАМАЗ» аккуратно вытащил меня на дорогу. Открыл я капот. Всё на месте. Всё цело. Завёл. Поехал. Почти доехал до большой дороги, увидел фары встречной машины. Должно быть, Алексей едет помогать мне ночевать в кювете. Точно.
— Разворачивайся! Мир не без добрых «КАМАЗов».
— Со «Шнивой» всё в порядке?
— Они не ломаются.
Вскоре были в Тёплом Ключе. За ужином я и Джина снимали друг с друга стресс.
7 марта чуть только утро засветилось, мы продолжили поездку. Цель на сегодня — Оймякон. Один из полюсов холода. Как упоминал ранее, восточнее Тёплого Ключа Якутия равнинная переходит в Якутию горную, и пейзажи за бортом становятся более живописными и фотогеничными. Интуристам нравится. Мишка Рункель попробовал пускать дрон. Дрон полетал малость и упал. Вроде как от холода. Насилу нашли.
Первая плановая остановка в заброшенном посёлке Развилка. Здесь можно зайти в бывшую школу и представить, как здесь звенели детские голоса и звучали нравоучительные речи учителей. Что меня удивляет: школа давно не работает, не отапливается. А разбросанные на полу учебники почти как новые. Не распухли от сырости, не пропылились, не пожелтели. Бери, читай, учись. Что мои подопечные и сделали. Обратите внимание, с каким неподдельным интересом кувейтская девушка смотрит на картинки в учебнике анатомии. В кувейтской школе такого не покажут.
Урок окончен. Едем дальше. Традиционно делаем остановку на небольшой возвышенности, которую мы называем Wow Place. Здесь можно выпить чаю-кофию, созерцая окружающий ландшафт.
Wow Place пользуется популярностью и у местных жителей. Вскоре к нам подъехал небольшой автобус с якутскими девушками-женщинами. Который раз замечаю, что якутки чрезвычайно приветливы, общительны, любят фотографироваться с заморскими гостями и смело пробуют себя в роли фотомоделей.
Пообщались, укрепили дружбу между народами и разъехались. Едем на заправку в Кюбюме, созерцаем и фотографируем пейзажи. Радуемся жизни.
В Кюбюме традиционно заправляемся бензином и обедом. В кафе «Куба» есть хорошее правило: переводчики и таксисты обслуживаются бесплатно. Я в одном лице и то, и другое. Гостеприимством не злоупотребляю. Всегда прошу всего лишь два пирожка с картошкой и два чая. Диета.
Заправившись, покидаем большую дорогу, свернув в направлении Оймякона. Дорога сужается, но остаётся ровной.
В Оймякон приехали затемно. Разместились в доме у Тамары Егоровны. Она местный краевед, патриот Полюса Холода и предприниматель. При ней никак нельзя выражать даже малейших сомнений в первенстве Оймякона как самого холодного обитаемого места на Земле.
В Якутии три посёлка борются за право быть самыми холодными. Как гласит легенда, геолог Сергей Обручев, находясь в 1926 году в Оймяконе, каким-то образом намерил -71,2оС. По другим данным он теоретически рассчитал возможность выхолаживания воздуха в данной местности до такой низкой температуры. Надлежащим образом замеренная и задокументированная температура в Оймяконе составляет -67,7оС. Томтор от Оймякона в 40 км, поэтому его жители справедливо рассудили, что, если в Оймяконе -71,2оС случилось, то и у них не теплее. А чтоб никто не усомнился, поставили памятник температуре -71,2оС. Памятник выше, чем в Оймяконе. И бюст Обручева рядышком приделали.
В Верхоянске официальная метеостанция зафиксировала -67,8оС. То бишь, на 0,01оС холоднее. Однако проблема Верхоянска в удалённости. В тёплый сезон только самолётом можно долететь. А зимой по зимнику долго добираться. В Оймякон же и Томтор круглый год можно за два дня из Якутска и за три из Магадана доехать на машине. Местоположение имеет значение в конкурентной борьбе.
8 марта поутру в Оймяконе термометр на доме Тамары Егоровны в честь Международного Женского Дня показывал -41°С. Пошли смотреть достопримечательности. Их две штуки. Старый мемориал -71,2оС и новый мемориал на ту же тему. О прошлом годе на старом мемориале работало световое табло типа бегущая строка. Демонстрировалась дата, температура воздуха и приветствие на трёх языках. В этот раз табло отсутствовало.
Дошли.
Новый мемориал.
Закончив осмотр, покинули Оймякон и через час были в Томторе. Как упоминал ранее, здесь тоже увековечили температуру -71,2оС и Сергея Обручева.
В 2 км от Томтора посёлок Аэропорт. И называется аэропорт «Оймякон». Возник он в войну. Использовался для перегона американских самолётов на восточный фронт. В недавнем прошлом летом раз в неделю летал рейс Якутск — Оймякон — Якутск. Зимой закрыт. Мы с Алексеем взяли моду выезжать на взлётно-посадочную полосу и гонять по ней. Туристам нравится. В прошлом году полоса была расчищена, в этом нет. Видео марта 2019 года.
Хулиганы зачем-то сорвали со здания терминала плакат с названием аэропорта. На здании он смотрелся гораздо лучше.
Рядом с терминалом небольшое кладбище советской автомототехники.
Осмотрели аэропорт и дальше в путь. Следующая остановка в селе Ючюгей. Там у нас запланированы общение и фотосессия с местным населением. Замечательные люди живут в Ючюгей. Мужчины занимаются оленеводством, а женщины и дети творчеством. Костюмы шьют, песни поют и танцы танцуют.
Олени хорошо, а машина лучше. Отсняли гигабайты симпатичных эвенских ребятишек и опять едем в Кюбюме на заправку и обед.
Знаменитая заправка. Живого места не осталось. Мы как-то без наклеек обходимся. И экспедициями себя не называем. И страху в отчётах не нагоняем. И слово extreme не используем. Не настоящие.
Знаменитое объявление.
Знаменитое кафе.
От Кюбюме до Усть-Неры 240 км. Дорога отличная. Пейзажи приличные. Солнце закатное. Народ фотографироваться желает.
К сожалению, симпатичный и заснеженный Ольчанский перевал проезжали уже в темноте. В Усть-Нере заселились в маленький недавно обнаруженный хостел по 1500 рублей с человека. Занимаем все койки, чтоб никто не мешал. В Усть-Нере есть гостиница, но проживающие там золотодобытчики, бывает, приходят с вахты и гуляют от рубля. «Рупь не деньги, рупь бумажка. Экономить тяжкий грех». Я согласен, но шуметь зачем. И к иностранным гостям приставать: «Пойдём выпьем».
Утро в Усть-Нере выдалось на градус прохладнее, чем в Оймяконе -42оС.
Хостел совсем рядом с военным мемориалом. Чтобы проснуться и взбодриться, по хрустящему морозцу совершаем к нему пешую экскурсию. В 2012 году мемориал выглядел довольно скромно.
А к 2015 году был солидно модернизирован.
Фигура снайпера-якута. Сие надо понимать так: будучи прирождёнными охотниками, якуты на фронте были меткими стрелками. В лесу били белку в глаз, а на поле боя врага: немца, итальянца, румына, венгра, финна и т.д.
Если присмотреться, то можно заметить, что горы вокруг Усть-Неры утыканы останцами, они же столбы выветривания. Как-нибудь я до них доберусь.
Прогулявшись, садимся по машинам и продолжаем поездку. Следующая ночёвка в Сусумане. Проезжая через посёлок Артык, заметили новое придорожное кафе. Решили остановиться и испытать персонал на профпригодность. Персонал испытание выдержал. Отныне можно заезжать. Заодно прогулялись по Артыку.
Вскоре после Артыка торжественно пересекли границу Якутской Автономной Советской Социалистической Республики и Магаданской области. Ай— и смартфонные часы прыгнули на час вперёд. Небо затянуло облаками.
Первая достопримечательность на территории Магаданской области памятник экипажу бомбардировщика А-20 «Бостон». Уже несколько лет как поставили указатель «Памятник экипажу Ковылина». Раньше можно было и мимо проехать, не заметив. Самолёт разбился 20 ноября1942 года. Причина катастрофы неизвестна.
Затем традиционная долгая прогулка по заброшенному городу Кадыкчан. Который раз ловлю себя на мысли: будь город жив и здоров, никто бы в него не заглядывал. Он в стороне от дороги. А заброшенный и разрушенный сразу переходит в разряд достопримечательностей. Неисповедим ход мыслей путешествующего люда.
Шахта. Бывшее градообразующее предприятие. Закрылась шахта и город закрылся.
Не все ещё артефакты растащили.
Вперёд. К победе олимпизма!
Солнце над городом встало.
Раньше здесь начальнички сидели и чиновники штаны протирали.
Здесь кино крутили.
А магазине №25 вино покупали.
Дом культуры и невинно избиенный Ленин.
Из мрака и разрухи Кадыкчана переехали в цветущий Сусуман. Ухабистые в недалёком прошлом улицы теперь ровные. Освещение, иллюминация.
Помню время, когда не было ни одного общепита. Теперь аж три. Гостиница приличная. С люксами. Ну, и главная достопримечательность — памятник Бен Ладену — на месте.
От Сусумана до Магадана 630 км. Утром 10 марта стартуем рано. Делаем короткую остановку там, где раньше был посёлок Мякит. В моём семейном архиве хранится справка об освобождении из лагеря моего деда по материнской линии. Выписана справка в Мяките. Последнее время перед освобождением дед сидел в гулаге Днепровский. До лагеря отсюда км 20, но зимой не проедешь. В сентябре 2012 года побывал и даже переночевал в Днепровском. Дорога ранней осенью туда красивая (https://travel.drom.ru/22254/).
Здесь был Мякит.
На заключительную фотосессию остановились на перевале Дедушкина Лысина. Чем ближе к Магадану, тем больше солнца и тепла.
К вечеру добрались до Магадана. Поселились в гостиницу «ВМ-Центральная». После прощального ужина прогулялись по городу.
11 марта иностранные участники улетают на денёк в Анадырь познакомиться со столицей Чукотки. Рейс в 11:30. Утром успеваем прокатиться по городу, посмотреть изготовленного из автометаллолома мамонта и Маску Скорби.
На этом развлекательно-познавательная часть поездки по The Road of Bones для моих иностранных друзей закончена. Дальше чемодан, аэропорт, Анадырь. А в 14:00 прилетает ещё один американский знакомый. С ним я поеду из Магадана в Якутск. И рассказ об этом в третьей части. Не переключайтесь.
С международным приветом сверху-вниз справа-налево: Алексей, Михаэль, Гржегорж, Джина, Марьям, Каролин, Арно. И я за кадром.