Отдых в Джилы-Су (Кабардино-Балкария)

15.07.2015 | 81696 просмотров

Итак, я собрался в Джилы Су. Кабардино-Балкария в 14 км севернее Эльбруса. Собирался туда давно, купил внедорожник, но пока собирался, ударными темпами туда проложена асфальтовая дорога отличного качества. В будущем в течение 5 лет там намечается строительство оздоровительного комплекса на 1500 мест. Бокс на крышу куплен, куплен тент 3х3 в Леруа, загружены продукты, сняты задние сиденья, оборудованы спальные места — можно и в дорогу.

Собирался стартовать в 24:00, выехал в 21:00 в субботу 06.06. Проехав до 2:00, остановился на ночлег на платном участке на стоянке, отдых до 6:00 и в путь на Воронеж. Заранее планировал посетить в этом городе корабль-музей Петровской эпохи «Гото Предистинация». Подъехал к месту в 9 часов, первая экскурсия в 10, билеты были, взрослый билет 200 руб., хотя по телефону говорили, что только можно купить билеты на второй сеанс 11:00.

Экскурсия интересная, корабль очень красивый, предлагаю фото к просмотру.

В 11:20 Выехал из Воронежа, взяв курс на Ростов.

Далее по трассе все шло нормально. Злополучное Лосево прошли на ура, без пробок. Еще дома запланировал ночевку в районе Ростова.
Сразу за Аксаем, после моста через Дон, свернул с трассы в сторону станицы Ольгинская, на дороге около платной рыбалки (см на карте (Широта 47°12′46″N (47.212683)Долгота39°54′50″E (39.913873)) в зоне отдыха попросился остановиться на машине на ночевку на площадке у кафе. Разрешили без проблем. Там и ночевали, вдалеке от шума трассы и среди людей.

Утром в 6:30 подъем, короткий завтрак и в путь 8:00.

Злополучную «Цукерову балку» прошли без остановок, правда, до этого была проверка документов на посту. По дороге встретил интересных путешественников на тракторе.

Далее повернул на трассу Кавказ, половина дороги уже двухполосная, но во многих местах идет расширение.
В Минеральных Водах был остановлен пикетом, говорят, превысил скорость на участке, где 70 км ограничение, пробили по базе, нарушений нет, отпустили с миром. К вечеру подъехал к Буденновску. Встреча со знакомыми, ужин.

9 июня в 12:00 курс на Кисловодск.

На заправке «Роснефть» в Кисловодске побирались пацаны на бензин, говорят, отдали все деньги на штраф ГИБДД. Советовали не нарушать, одолжил им сначала 150, потом 1000 руб., долго благодарили, обещали скинуть деньги на телефон, «наверное забыли», денег пока нет.

В Кисловодске остановились у Колоннады, прошли на Курортный бульвар, у Нарзанной галереи голодовка торговцев лоточников, улицу Коминтерна закрыли на реконструкцию, их палатки сносят. Народу на бульваре не густо, наверно, еще не сезон. Долго на бульваре не задержались — как-то неуютно, хотя оставались приятные воспоминания от прошлых лет. (2012, 2013 отдыхали в Кисловодске).

Далее курс на поселок Индустрия, когда-то там была дорога, сейчас щебеночное покрытие, про асфальт давно забыли. Подъехал к границе с Кабардино-Балкарией, далее пошел отличный ровный асфальт.

На фото въезд в Кабардино-Балкарию (еду уже обратно, фото на память).

Дорога Кисловодск — Джилы Су.

От Кисловодска до урочища 86 км отличного асфальта. Дорога, в отличие дороги на поляну Азау, которая идет внизу по ущелью вдоль реки Баксан, идет верхом по горам. Имеются четыре больших спуска и подъема (серпантина) при пересечении рек.
Первый — окрестности села Кичи-Балык, спуск с 1620 м – 1540 м, подъем до 1820 м (перепад 80 м).
Второй — Долина Нарзанов, Река Хасаут, спуск 2020м-1400м, подъем до 2080 м (перепад 600 м).
Третий — долина реки Харбаз спуск 2380 м - 1820 м, подъем до 2340 м (перепад 400 м).
Четвертый — долина реки Малка спуск с плато 2580 м – 2140 м, подъем 2360 м0 (перепад 400 м).

Серпантины крутые, спуски и подъемы на 1-й, 2-й передаче. На подъеме, конечно, не хватает тяги на низах до 2000 об., движок совсем не тянет на второй передаче. Сразу подумал о Чип-Тюнинге. Потом приноровился переключаться с перегазовкой, дело пошло лучше. Первый большой спуск в Долину Нарзанов ехал с постоянным торможением и потом понял свою ошибку, перегрел колодки и диски. Далее крутые спуски проходил на первой передаче: разгонял движок до 4500 об., тормозил до 1000 и далее опять на первой без торможения. На обратном пути при подъеме от долины Нарзанов у всех встречных машин запах горелых колодок чувствовался на расстоянии.

Планировал для акклиматизации ночевать в Долине Нарзанов на бывшей турбазе, но там не встретил ни одного человека.

Поэтому решил ехать дальше к долине р. Харбаз, там база дорожников и кафе. Хозяина зовут Казбек. Так что ужинали местными хычинами и ночевали на площадке у кафе в 20 километрах от Джилы Су.

10 июня в девять утра трогаемся на Джилы Су. Погода солнечная.

На фото спуск к долине реки Харбаз.

На фото древние менгиры, вдали Главный Кавказкий хребет.

Итак, проехав 2188 км из Зеленограда, я у цели в 11:00 10 июня.

Пребывание на Джилы Су платное :
Въезд 50 руб. с человека, стоянка сутки 50 руб. Итого с нас двоих 150 руб. сутки.
Заплатив за 10 дней 1500 руб., начали располагаться на месте.

Лечение и отдых

Машин на поляне немного, всего 8-10. Электричества и надежной связи на стоянке нет, но первый шаг, помимо дороги, к процветанию курорта сделан: поставлены новые туалеты.

Подобрали место, собрали тент, вывесил изнутри полиэтилен для защиты от ветра, начали распаковывать вещи, стол, стулья, плиту и готовить обед.

Решил после обеда укрепить тент растяжками за металлические стойки, больно петли на самом тенте оказались ненадежные. Отведали борща, заварили кофе. Внезапно нашла туча, пошел сильный дождь с градом, сопровождаемый сильнейшим ветром. Напрасно мы с супругой хотели удержать тент на месте, через пять минут его перевернуло, поломало, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На фото прекрасно виден тент до и после дождичка. Эльбрус наказал дилетантов.

Кое-как при дожде покидали вещи в машину.

Пришлось достать снизу верхнюю полку и соорудить стол в кабине. Уже за этим столом вечером ужинали всухомятку.

Весь вечер и ночью шел дождь, ураганный ветер, холодно, в общем, тоска зеленая.

Утром 11 июня небольшой дождь, небо в облаках, ближе к обеду появились разрывы, температура 14-16 град. В 16:00 опять дождь, загремел гром. Сидим, «курим бамбук» в машине.

Однако такая погода не помешала нам пройти все процедуры, утром сухая ванна + желудочный нарзан, в обед купание + нарзан и вечером опять сухая ванна (о нарзанах и ваннах расскажу чуть позже). Ночью появились первые звезды. Надо отметить необычайную красоту и чистоту ночного неба, Млечный путь я уже не видел таким с детства, когда ночью в деревне, в августе собирались на колхозных копнах и смотрели в небо.

Проснулся утром 12 июня в 5 утра, на небе ни одного облачка, красавец Эльбрус уже полностью освещен солнцем, картина завораживает. Спать уже не могу, лежу и все смотрю на Эльбрус.

Подъем в 6:00, топаем на источники. Солнце заглядывает в долину.

Выходной день, народу прибывает, все-таки 3 выходных. По соседству поселилась большая компания из Ростова, какой-то горный клуб на 5 машинах, привезли тушу барана, а то и две. Гулять собираются по полной программе. Сурки засуетились.

В период 11-15 часов народу на источниках очень много, однодневные экскурсии из санаториев КавМинВод пребывают каждые 5 минут.

Становится жутко смотреть, как молодые мамы, одетые в шортики и маечки с маленькими детьми тащутся в горы, как на курортный бульвар, а на горизонте наползают тучи, гремит гром. Я уже как «старожил», привыкший к сюрпризам погоды, думаю, что с ними будет, если пойдет сильный ливень.

Во второй половине небо нахмурилось, и опять пошел дождь, на него мы уже не обращаем внимания, надели плащи и теплые куртки, стало уже привычно.

От соседей узнали, что невдалеке есть заветная скамейка на склоне, с которой иногда доступна мобильная связь «Мегафон», удалось послать весточку родным и отправить сообщение на форум «Ховер клуба».

Вечером соседи принесли нам две миски супа «Шулюмчика», хоть мы и поужинали, но от такого угощения не отказались. Еще два дня ели эту баранину, варили суп из концентратов с бараньим мясом.

Остальные дни были в принципе похожие по распорядку: ванны, нарзан, прогулки в горы, погода понемногу улучшалась, хотя без дождей было всего два дня. На солнышке, конечно, хорошо, припекает сильно, но и обгореть можно за 15 минут, если не принять меры. В походы в горы берем рюкзаки, в них плащи, теплые свитера, вода, сухари и сало (очень вкусный перекус, по опыту еще с молодости, когда меня случайно затащили в горы). Иногда под вечер поляну накрывает облако, поднимается из ущелья густой туман, иногда перерастающий в дождь. Ночи, как правило, безоблачные, ясные, но температура падает до 6-8 градусов.

О ваннах и нарзанах

Ванна или купель, как правильно назвать, клокочет из-за выходящих из горы газов, довольно-таки большое отверстие в скале, если прислониться спиной, то ощущаешь упругие толчки, несколько раз приходила мысль что таким массажем по почкам, камни сразу раздробятся и выйдут наружу. А в основном принимаем ванну неподвижно, пузырьки газа покрывают всю поверхность тела, становится тепло, ближе к концу 15-минутного сеанса кожа на теле краснеет и ощущается жжение, как будто тебя отхлестали крапивой. Более 15 минут находиться в ванне не рекомендуется. Иногда из-за выбросов газа перехватывает горло (большая концентрация углекислоты), поэтому не рекомендуется держать голову вниз, чтобы не надышаться углекислого газа.

По вечерам из ванны спускают воду, и она заполняется теплым углекислым газом, который доходит до уровня груди.мся

При опускании горящей зажигалки чуть ниже, огонь моментально тухнет. Так народ утром и вечером, принимает «Сухие радоновые ванны». Никакого газа Радона в этих местах нет, но народная молва упряма. «Радоновые так Радоновые» лишь бы на пользу.

Вечером после ванн, приходим в лагерь уже в 20:00. Небольшие посиделки, стелим постель и в 20:30 уже в машине, заполняю дневник и в 21:00 уже отбой (на улице уже темно).

Об источниках

Нарзанов много и все своеобразные, различаются вкусом. Самый крупный «Желудочный» — место прикрыто мятыми листами железа. Через метр от родника лежит труба, из нее он и вытекает. Этот нарзан, пожалуй, самый специфический, через полчаса в бутылке желтеет, выпадает много осадков, микроэлементы быстро окисляются, и через час меняется и вкус напитка. Так что все предпочитают пить его, не отходя от «Кассы», а пить надо помногу 1-1,5 л (так советуют «больные» и «выздоравливающие») маленькими глотками. Экскурсантам перед обратной дорогой пить не рекомендуют, может «пронести» в дороге. Именно за этим его и пьют в таких больших количествах, надеясь вывести все шлаки из организма.

Напротив за мостом бьет небольшой ключ рядом на камне написано «Почки», это «Почечный нарзан», много пить его не рекомендуют, по 50 г перед едой. Нарзан плодотворно влияет на почки, как — пока не могу сказать.

Еще неподалеку в двух местах источники с надписью «Глаза, Нос», этим напитком рекомендуют промывать глаза и нос. Открываешь глаза в пригоршне воды, и ощущаешь заметное пощипывание глаз и носа. Нарзан богат углекислотой, назначение — говорят, повышает остроту зрения.

Принимая сухие ванны, обратил внимание, что люди набирают стаканчики из малого ручейка, стекающего по стенке горы. Это нарзан для «Поджелудочной железы», попробовал и я. Вкусный напиток, хорошо утоляющий жажду, насчет полезности для железы сказать ничего не могу. Но народ верит.

Я еще пошутил, там невдалеке бьют еще несколько ключей, если у каждого подписать табличку о назначении воды для какого-нибудь органа, например «селезенка», или даже «сердце», то народ будет набирать стаканчики, придумает рецептуру и будет пить с полной уверенностью, что это и есть то, что конкретно поможет.

В километре от долины вверх к альплагерю в долине реки Каракол, бьет «Молочный нарзан», самый кислый из всех имеющихся, который сохраняется более двух месяцев в бутылке.

На фото Молочный нарзан.

А ниже поляны на спуске к реке Малка, рядом с водопадом течет из трубы тонкий ручеек — знаменитый «Печеночный нарзан».

Ходить туда каждый день утомительно на спуск и подъем можно затратить до 40 минут, и дорога утомительная как в гору, так и с горы, но страждущих вылечить больную печень это не останавливает.

Среди туристов ходят разговоры о просто чудодейственной силе серебряного источника, который наполняется только в августе, температура воды в нем всего 4 градуса, вода исключительно прозрачная и купание в нем относительно, зашел и вылетел как пробка. Но молва есть молва.

На поляне из Москвы были только мы одни.

Вид сверху на поляну с тропинки к альплагерю, на дальнем плане трехэтажный замок, гостиница не работает.

Рядом в доме-прицепе пожилая пара с внуком, мужчина еле ходил, после 5 дней стал лучше передвигаться и уже самостоятельно стал ходить на ванны. Невдалеке в палатке жила семья из Волгограда, двое детей 7 и 6 лет. Мальчики стойко переносили все тяготы туристкой жизни и ходили в горы с палками и рюкзаками, как заправские альпинисты. Альпинисты и туристы горники, приезжают на поляну ставят авто и идут в альплагерь, откуда поднимаются в горы в окрестностях Эльбруса.

В альплагерь есть отдельная грунтовка по склону горы, доступная только для внедорожников, но я бы туда не поехал на своей, пока ее не приводили в порядок бульдозером, официально она закрыта. Проходит на высоте 2800 м, с одной стороны гора, узкая полоска с промоинами и наносами, с другой стороны склон метров на 300-400 довольно крутой. (На фото в левом верхнем углу видна черненькая полоска – это и есть грейдер на альплагерь). Два года тому назад пассажиром меня провезли на УАЗе — ощущения противоречивые.

В среду 15 июня подкатили к источнику 4 джипа из подмосковного джип клуба. Три подготовленных Митцубиси L200 и один Ниссан Партфайндер. Были уже 3 дня в горах, проехали Бермамыт, гору Шиджатмаз, далее собирались через перевал на Тырнауаз, долго на поляне не задержались и укатили дальше в горы.

Теперь о братьях наших меньших.

На поляне было очень много сурков, эти забавные зверьки радовали глаз, особенно малыши, которые бесконечно играли в чехарду и резвились на поляне.

Но настал и для них черный день. Днем 17 июня приехали «злые дяди» и, выполняя чей-то приказ, потравили почти всех сурков.

Сам потом лично закопал 6 зверьков, которые нашли в себе силы выползти из норки. Слава богу, молодняк, который находился рядом с нашей машиной (было 9 сурков-малышей) почти весь остался живой, спасло их, что их норка находилась под Газелью. Только одного малыша похоронили мы на следующий день.

Прогулки в горы

Не каждый день удавалось совершать прогулки в горы. Два раза дождь возвращал нас назад в лагерь. Но в основном по округе погуляли хорошо. Не удалось спланировать и осуществить прогулку на «Немецкий аэродром» и «Каменные грибы», думаю, что в следующий приезд это удастся сделать.

Каменные грибы в окрестности поляны.

Прогулка в горы. На противоположном склоне видна дорога (грейдер) в альплагерь.

Пейзажи в горах меняются с каждой минутой. Облака и солнце делают представление динамичным, от вида хмурых тяжелых скал до веселой солнечной картинки проходит иногда минута. Цветущие альпийские луга с великолепным запахом разнотравья поднимают настроение и тонус.

Ходить на прогулки лучше с палками (хотя бы с одной лыжной палкой), удобно в случае крутых подъемов и спусков. Особенно на спусках — надежная опора помогает перераспределить вес и удерживать равновесие. Альпинисты из нас никакие, но на высоту 2600-2800 м удавалось подниматься по склонам.

Несколько слов об Эльбрусе. Не каждый день он баловал нас своим видом, рано утром на рассвете небо над ним чистое, уже к 8-9 часам появляются облачка и постепенно окутывают склоны и так, что уже к 10-12 часам, как будто его и нет рядом. Просто облака. В ясную погоду хорошо видна тропа на вершину горы. Один раз видел группу альпинистов на склоне — пять маленьких черненьких точек-черточек на белом снегу.

Говорить о Джилы Су и не рассказать об Аркадии Давыдове было бы несправедливо.

Аркадий — живая легенда Джилы Су.

См.:- http://www.jilly.su/about/arkadiy/; http://www.blago-mh.ru/issues/07/06_a_davydov.php;

Я слышал о его чудесном выздоровлении еще три года тому назад. И вот нам удалось познакомиться с ним. Аркадий живет в Джилы Су с апреля по ноябрь, должность ему определили «Комендант лагеря», ну а встретиться с ним может каждый, кто пересекает шлагбаум этого оздоровительного учреждения. Аркадий живет в вагончике на кордоне, взимает деньги и пропускает людей к источникам. К нему многие обращаются с разными вопросами, и он в этом деле всем помогает. Аркадия знают все, очень уважают. За плечами у него 70 подъемов на Эльбрус, 50 до 2005 года и 20 после. Аркадия видно издалека, моложавая походка, прямая спина, ковбойская шляпа и жилетка — это его атрибуты узнаваемости.

Исключительно доброжелательный, приятный в общении человек, дай бог ему еще сто лет здоровья.

Ну, вот и подходит к концу мое повествование о Джилы Су. В нем я постарался описать мои впечатления об этом замечательном крае.

Обратная дорога в Москву заняла 2 дня. Выехали с поляны в 8:45 в субботу 20 июня. В 11:00 Кисловодск, час на «разграбление города» (подарки, сувениры и обед) и в путь. К вечеру не дотянул 20 км до Ростова, стемнело, а у меня погасла одна лампа ближнего света, остановился на платной стоянке для дальнобойщиков. Старт в 5:00 и в 20:00 я заправлял бак «до полного» уже в Зеленограде рядом с домом. Обедал на 716-м км кафе «Маяк», очень приличная кухня и главное отличный чистый туалет с кондиционером всего за 15 руб. Кстати, злополучное Лосево опять проскочили без пробок. Конечно же, утомили последние километры родного Подмосковья. Как только до Москвы осталось 100 км — это уже другая дорога и другие люди. Я за промежуток от Кисловодска до Воронежа не встречал больше машин, чем за последние 100 км до Москвы и на МКАДЕ. Суета, колготня, постоянные подрезки — да, это вечер воскресенья, отдохнувшие люди возвращаются в свои гнезда с дачи.

Итоги для справки:

Поездка очень понравилась, собираюсь ехать еще раз, супруга тоже пока не возражает против таких спартанских условий.

Тенты и палатки надо иметь крепкие, ветроустойчивые, набор крепких веревок и длинных кольев, якориться надо по-серьезному. Обязательно теплая одежда в любой летний сезон.

Все-таки это высокогорье, и не каждому это идет на пользу. Людям с серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями противопоказано. С осторожностью надо пить нарзан почечникам, могут пойти камни, а это в далеке от медучреждений опасно. Кто ни разу не был в горах, я бы не советовал сразу без подготовки ехать на высокогорье, лучше посоветоваться с врачом. Да и местные нарзаны не панацея от всех болезней, это общеукрепляющие процедуры для повышения иммунитета.

Затраты:

Бензин: мой Ховер за 3942 км пути съел 354,3 л на сумму 11 574 руб.

Средний расход (8,9-9,3 л/100км) 8,9 расчет по спидометру; 9,3 поправка на ошибку.

Платная дорога до Воронежа и обратно: до 500 руб. (днем 320 руб., в ночь дешевле).

Нахождение на Джилы Су: 10 дней 1500 руб.

Продукты и товары на поездку: 5000-000 руб. (не считал).

Сувениры и подарки: 5000-7000 руб.

Вполне бюджетный отдых.

горы класс

Красиво там !
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

Сурочков жалко...

оренбург
Не хотелось бы верить что сурков отравили. Это что, существуют такие моральные уроды?
-а что сказала на это живая легенда Джилы Су.Аркадий Давыдов?

Натур продукт- это я про отдых и лечение- и действительно бюджетно. По прошествии некоторого времени эффект лечения чувствуется?
Svetlana
Ставрополь
Мы там тоже были причем в те же дни! 13-14))))) Белая Астра 26 регион)

.....По прошествии некоторого времени эффект лечения чувствуется?
Поддержу вопрос. Очень интересует.

Так и не въехал где это Джилы Су, хотя не раз бывал в районе Эльбруса. Можно поподробнее.

Санкт Петербург
Приветствую путешественников и Ховероводов в одном лице!
Неоднократно любовался Эльбрусом, бывал в Чегете, Архызе, Красной Поляне. Недавно вернулся с Норвегии - Лофотены, по пути обследовал шведские, финские наметки (займусь чуть позже). Есть желание еще рвануть на Лофотены, но на этот раз не распыляться в попытке объять необъятное, сконцентрироваться на местечке Рейне и обследовать (трекинг) его основательнее - очень красивые места.
Останавливался и жил в палатке, питался трофеями подводной охоты (рыбный рай), лазил по горам, невероятные пейзажные съемки и единение с природой.

Набережные Челны
Вполне хороший отдых и отрыв от цивилизации. Горы, природа красота.

agro*nom58:
Это нужно уходить в верховья Малки. Направо в Прогрессе. Проще через Кисловодск. Северная сторона Приэльбрусья. Примерно здесь 43° 41′ 45″ N, 42° 40′ 35″ E
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Прекрасные виды

Viktor 98:
Приветствую путешественников и Ховероводов в одном лице!
прекрасные виды

отлично
Лечение почти санаторно-курортное (Ванны, нарзан и чистый воздух), результат повышение иммунитета.
Как проехать? Через Кисловодск на пос.Индустрия далее Кичи-Балык. Кстати в Яндекс картах в окрестностях Кисловодска посмотреть панорамы. Вся дорога до Джилы Су и даже источники- полная картина на 360 градусов, удачного просмотра. Фото ,что не вошли в отчет здесь: https://my.mail.ru/mail/fram19 58/photo/95, https://my.mail.ru/mail/fram19 58/photo/116, https://my.mail.ru/mail/fram19 58/photo/44.
дядя саня оренбург:
-а что сказала на это живая легенда Джилы Су.Аркадий Давыдов?
Про сурков я конечно же спрашивал у Аркадия. На его памяти такого не было, ни разу.-так во всяком случае были его слова, и он тоже не понимал сущность этого мероприятия.
Ну а кто распорядился, вероятно министерство здравоохранения КБР.
Кстати и мы не сразу поняли, что за группа ходит по поляне и что они делают.
"Даем суркам витамины, чтобы осенью шкурки были лучше"- объясняли они. Видели ли бы они результаты своей работы. До сих пор у меня картина перед глазами.

Libero99:
Поддержу вопрос. Очень интересует.
Отвечу и на этот вопрос. Не надо думать,"что там высоко в горах течет живая вода",которая излечит от всех болезней , стоит только окунуться в ее воды-выйдешь из нее добрым молодцем как в сказке. Конечно нет, но 10-ти дневные комплексные процедуры мобилизуют внутренние силы организма, зима покажет.
110 110
Пятигорск
как вы не боитесь на Кавказ ездить......
это мы боимся к вам, в центральную Россию ездить с Кавказа )))))
110 110
Пятигорск
Хорошая статья, немного поправок:
1.Джилы су правильно писать через дефис: Джилы-су
2.Схауат - это граница Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики, а Кабардино-Балкария чуть дальше.
3.река Харбаз правильно называется Харбас
4.гора Шиджатмаз правильно называется Шаджатмаз
5.город Тырнауаз правильно называется Тырныауз.

А вообще, это моё самое любимое место на всём Кавказе!

110 110:
это мы боимся к вам, в центральную Россию ездить с Кавказа )))))
Тогда к нам на Урал вэлкам....

Шорты с туфлями в носках-это стиль)))).
Еще развод про"скинуться на бензин"-вам сколько лет?

зря не поехал грунтовкой, на ниве там проезжали без проблем
ваз-21053 2003г.
тойота спасио 97 г.
Honda CR-V RD5 2001г
лучше лучше чем хуже ©

Это "средневековье", часто дает больший эффект чем клиники за 20000 S
GURAN011:
Это "средневековье", часто дает больший эффект чем клиники за 20000 S
ага, у старперов зарастает лысина, а у старух наливается грудь

Чернушка
Как ховер в горах себя показал?

110 110:
Хорошая статья, немного поправок:
1.Джилы су правильно писать через дефис: Джилы-су
3.река Харбаз правильно называется Харбас
4.гора Шиджатмаз правильно называется Шаджатмаз
5.город Тырнауаз правильно называется Тырныауз.
А вообще, это моё самое любимое место на всём Кавказе!
Прошу прощения за географические ошибки, написал втроропях, потом проверил но отчет уже ушел. эти места мне тоже очень нравятся, тянет посетить каждый год.

neSubarist:
Шорты с туфлями в носках-это стиль)))).
Еще развод про"скинуться на бензин"-вам сколько лет?
Я человек,как говорится,"из прошлой эпохи, поэтому привык доверять людям и делать добро, и ничуть об этом не жалею. Ничего не имею против шорт и маечек, но Джилы-Су не Курортный бульвар в Кисловодске и маленьких детей надо возить туда аккуратно.

sergei12373:
Как ховер в горах себя показал?
Хове показал себя хорошо, Во всяком случае я в нем не разочарован, и с каждым днем он меня только радует. Я выше писал, что на крутых подъемах не хватает тяги на низах при переходе на высшую передачу, Приноровился и поехал с перегазовкой. Еще скажу что с асфальта я конечно не съезжал, был один. В горных поездках лучше чтобы было минимум три экипажа для взаимопомощи, думаю дорожку протоптал и в следующий раз найду попутчиков . Тогда уже можно будет свернуть на бездорожье, посетить плато Бермамыт, водопад Царская корона, г. Западный Кинжал, Аксаут, Архыз и еще многие места.

мордоворот:
зря не поехал грунтовкой, на ниве там проезжали без проблем
У меня маловато опыта на горных дорогах, поэтому не рискнул поехать на альплагерь. У колоннады мне водитель-джипер сказал , что та дорога еще закрыта, ее не чистили бульдозером. Я и не поехал, да и до источников из альплагеря ходить далековато.

Владимир Бурак:
.....О себе -существенных изменений я не почувствовал, за исключением тяги рассказать людям об этом месте. Клянусь это у меня впервые-литературных способностей за собой не замечал. никогда.
А говоришь что нет результата))) Первый результат на лицо!

ЭТО... "внедорожник"?

Тоже попал как-то на пикничек на берегу реки Баксан. Начали шашлык жарить летом в солнечную погоду, а заканчивали уже зимой - метель мела настоящая, как у нас на Урале. За полчаса тучи налетели и пошел дождь переходящий в снег. Причем все закончилось также быстро как началось.

[quote=Oleg Bon]ЭТО... "внедорожник"?[/qu ote]
Считаю свой Ховер Н3 хорошим рамным внедорожником, подключаемый полный привод и пониженная передача- достаточно для преодоления среднего бездорожья. И вполне подходит для поездок по Кавказу.

почечный, желудочный, глаза, нос - какое-то средневековье
Кто видел нарзан только в магазине в бутылках, и не разу не был в районе КМВ, тому рассказ о нарзанах покажется фигней. Отчего же тысячи людей ездят на лечения на минеральные воды во всем мире. А химические составы нарзанов Джилы -Су известны, и они действительно разные.
И известны эти источники не одну сотню лет, и может быть со Средневековья.

Oleg Bon:
ЭТО... "внедорожник"?

:-)

Это что-то другое, но ни как ни отдых на Джилы Су.

SYOMKA:
Понял. Спасибо.

как вы не боитесь на Кавказ ездить......
Идиотский вопрос. Там ни сколько не опаснее чем в Средней России. Но природа.................

fram1958:
И известны эти источники не одну сотню лет, и может быть со Средневековья.
тысячи - ерунда, от кашпировского в телевизоре воду заряжали миллионы

тысячи - ерунда, от кашпировского в телевизоре воду заряжали миллионы
Ну сейчас люди лечатся еще более разнообразней, чем во времена Кашпировского. Кто травами, кто таблетками, кто то "Лошадиной силой" а большинство тем ,что озвучивает нам реклама по ТВ.

Зеленокумск - Ноябрьск
Мы там в конце мая были, экстрим погодный, но природа, красота - горы, ущелья, ручьи, ВОДОПАДЫ, нарзаны!!! Отрыв от цивилизации.
Одно не понял как с Ростова на Буденовск попал, а потом на Кисловодск, это же крюк. С Ростова на на Краснодар надо было и там на КавМинводы!!!!!!!!!

Олег Строилов:
Сейчас там то же погоды нет. А на Буденновск я шел по трассе Кавказ, потом от Мн. вод на Буденновск
Руслан
Ессентуки
как вы не боитесь на Кавказ ездить......
Приезжайте в гости и у Вас тоже страх пропадет

Руслан
Ессентуки
Это Приэльбрусье только со стороны Кисловодса

Хороший лечебный отдых получился,молодцы.

Руслан:
Это Приэльбрусье только со стороны Кисловодса
Да спасибо. Уже разобрался. На следующий год приеду.

Хороший отчёт.)

Яндексов Алекс
класс, спасибо за отзыв! Красиво, сам любитель гор, пока на Запад не ездил в поисках красот, но , уверен - они прекрасны! Саяны, Ергаки, Борус, заповедник Столбы - пока предел путешествий)))

4*4 мерс
молодцы.завидую по доброму.гениально

Кисловодск
Граждане туристы! вступаем в нашу группу вк http://vk.com/dzili_su, много фотографий с гор и не только

В машине не холодно ночевать было?

п. Весёлый Ростовская облас
Пока отправишь вам сообщение столько процедур оформления пройти надо! Но надеюсь прошла, зарегистрировалась, что бы сказать вам большое спасибо за увлекательное изложение своей поездки в Джилы-су. Мы с соседями собираемся отправиться поправить здоровье. Вы делаете очень хорошее дело. Вы хороший человек!!! Всего доброго! Светлана. п. Весёлый Ростовская область.

Несколько уточнений: сурки - это не сурки, а суслики, их здесь миллионы, трави, не трави, всех не перетравишь. Ехать лучше в июле, и теплее и народу не так много, как в августе, когда приезжают пара тысяч дагестанцев, впрочем, все мирно, но в ванну не пробьешься. Для себя открыл Джылы-су пять лет назад, с тех пор езжу каждый год, в прошлом году пробыл два с половиной месяца! И не с проста - здоровье поправилось уже после первой поездки, перестал ложиться в больницу каждые полгода, а была вегетативно - сосудистая дистония, гипертония, дисбактериоз. Так что ванны лечат сердечно - сосудистые заболевания и людям с такими заболевания прямой путь в Джылы-су! Теперь я здоровый человек. Звоните 89287232542, все расскажу, объясню, приедете - встречу.
И еще - там сдаются вагончики, кто не хочет спать в машине и не надеется на прочность своих палаток, могут их снять, МЕСТА ОБЫЧНО ЕСТЬ.

Светланаковаленко:
Елена Усачёва:

Август уже весь забронирован, остался сентябрь - бархатный сезон, народу меньше, Серебряный родник функционирует, тепло, Вас ждет Бим.

побывал в Джыла су, мнение о месте двоякое. Несомненно качество нарзана в ванне намного выше чем в Кисловодске, вода в источниках несомненно лечебная но..... Процедуры принимаются без присмотра и элементарной рекомендации врача, которого там попросту нет. Народ занимается фактически самолечением, нарзанные ванны принимаются ежедневно, что недопустимо так как необходимо делать перерывы максимум два дня приёма потом перерыв и так чередовать, не всем нарзанные ванны могут быть вообще рекомендованы. Культура потребления минеральной воды не выдерживает критики, потребление осуществляется на уровни слухов или рекомендации старожил, который советуют выпивать по 5 литров воды в день. Люди фактически давятся этой водой через силу вливая в себя воду, кое кто умудряется в течении дня выпивать до 10 литров минеральной воды из разных источников, после чего очередь образуется такая очередь в туалеты как будто Сталин умер. Кое кто пошел дальше и стал купажировать воду из разных источников, Кто во что горазд, интересно было наблюдать на источнике как одна в глаза закапывала воду, а другой на протяжении 5 минут её усиленно втирал в глаза, после чего цвет белков его глаз приобрел кроваво -багровый колер, сомневаюсь что такая процедура улучшила его зрение. Откуда там лечебные грязи ? В КМВ нету своей грязи, она привозится в санатории из озера тамбукан, откуда она взялась в Джыла Су. Люди вымазывают мокрым вулканическим пеплом различные части своего тела, одна бабка вымазала этой пакостью лицо (наверное думала морщины рассосутся) другой коричневой жижей полностью намазал голову и сверху нацепил целлофановый пакет, после чего гордо продефилировал в свою машину (777 регион) с такой же пользой он мог набрать грязи в Москве реке или помой с патриарших и лечится дома. Все это самолечение до добра не доведет и когда-нибудь закончится летальным исходам, а там даже не наблюдается элементарной кареты скорой помощи.
г. Ессентуки (Ставропольский край)
Были в Джилы-Су в конце августа 2016,дорога отличная,красотища вокруг,колодки дымили и на семерке и на джипе, были на водопаде Султан ,набрали белого нарзана искупались в Серебрянном источнике,в 12-00 пошел нудный дождик,одели дождевики и рванули назад. Вернемся -мы из Ессентуков ,ехать 2,5 ч

Москва, Зеленоград
Давно я не был на этой страничке. Побывать в 2016 на Джилы Су не удалось. Ну а полюбоваться горами и проехать по горным дорогам Приэльбрусья в компании любителей гор Кавказа довелось. Отчеты по этому путешествию можно посмотреть здесь: https://www.drive2.ru/b/452943816136065301/; https://www.drive2.ru/b/452946015159320875/; https://www.drive2.ru/b/452946839793041512/.Надеюсь и в 2017 году посетить эти замечательные места.

Светланаковаленко
Спасибо за добрые слова.

Прекрасный обзор! Замечательные фото и описание маршрута.Также собираемся посетить эти места.Вот собираю инфу. Сначала была мысль поехать туда на майские праздники,но почитав описание,понял,что рановато будет - мы не сторонники экстрима )))
Почитав отзывы решил поездку перенести на более теплое время.
Спасибо за правдивое описание без прикрас! Удачи вам в дальнейших планах!

Спасибо за столь подробный обзор. В сентябре с семьей намерены посетить Урочище. Переживаем за погоду и ночные перепады температур. Всё вроде есть, включая душ и туалет. ТРАНЗИТ 91го года, дизель. Раз пять объехали всё побережью краснодарского края. Теперь в горы потянуло.

Валентин Савин
Перепады температур на высокогорье есть в любое время . К этому надо просто заранее подготовиться.
К отчету публикую фото другого автора о дороге в альплагерь.
На фото дорога в альплагерь по склону, вид на Джилы-Су от дороги и вид на альплагерь в долине реки Каракол.

Скажите пожалуйста, на переднеприводной машине (калина) туда можно проехать? И какая часть дороги там не очень хорошая, говорят, что последние несколько км.

Зёма Сидорович
На калине можно проехать в легкую, самый разбитый участок сразу за Кисловодском и через поселок индустрия (навскидку километров 5-7), но и он проходим в любую погоду. Далее хороший асфальт до самих Джилы-Су, основная проблема это тормоза, если тормозить как в городе, колодки очень быстро перегреваются, начинают дымить и теряется эффективность тормозов, надо стараться тормозить передачами, ну и соответственно на затяжных подъемах тоже тяжко, в солнечную погоду стрелка температуры чуть-чуть не доходила до красной зоны.

Виталий Анисимов
В машине не холодно ночевать было?
Мы в машине ночевали 17 августа. Снаружи +8. Дождик постоянно то капает, то моросит. Внутри по стеклу вода - конденсат. Под покрывалом и развёрнутым синтетическим спальным мешком спать классно. Машину ночью не прогревали - всё казалось, что бензин надо беречь.

Богдан Бакулин
Это вам надо в санаториях лечится. А тут как и дома каждый занимается самолечением. Всё зависит от адекватности.
Владимир Бурак
Libero99:Поддержу вопрос. Очень интересует. Отдых экстремально-бюджетный, два солнечных дня из всего времени отдыха) Главное что б результат был.Отвечу и на этот вопрос. Не надо думать,"что там высоко...
Получился замечательный рассказ.

Всё таки, там суслики, а не сурки

Минеральные Воды
Травление сурков на Джылы Су системно-обычное дело. И реализует его местный Роспотребнадзор. Тот кто был там-видел какое огромное количество этих забавных зверюшек поджидает пешеходов в надежде на съестную подачку. Вначале (лет 20 назад) когда о Джылы Су еще мало кто знал и там не было такого паломничества как сейчас, сурки были дикие и никому не мешали. С приходом человека в эти места зверьки перестали быть дикими. Можно сказать почти одомашнились. Они гонятся следом за туристами, хватают их за пятки, проскакивают между ног и уморительно писчат, выпрашивая подачку. Наиболее смелые еду берут прямо с руки. С удовольствием едят всякие печенюшки, хлеб, твердый сыр, орехи, фрукты, овощи и даже конфеты. К сожалению в этих местах нет других животных (лисы, дикие кошки и т.д.), которые бы регулировали популяцию сурков. Плодятся они в геометрической прогрессии. И те туристы, которые живут в обычных палатках, на себе испытали соседство с сурками. Если припасы надежно не спрятаны и закрыты-кирдык им. Сурки "если все не съедят, то понадкусывают". Не секрет, что эти мелкие грызуны являются одними из самых активных переносчиков туляремии- страшной инфекционной болезни, передающейся трансмиссивными и зоонозными путями. В целях профилактики и, не дай Бог, заражения кого то из отдыхающих на открытом курорте, местные власти перестраховываются и таким вот радикальным образом пытаются снизить численность популяции. Но варварство этой процедуры не в том, что "животинку невинную лишают жизни", а в том что никто (за редким исключением добропорядочных отдыхающих) затем не утилизирует (читай-подхоранивает) трупики животных. И когда они пачками бездыханные лежат возле норок-не большую ли угрозу они представляют окружающим? А по поводу высказывания "старожила" Аркадия, думаю он лукавит: прожив столько лет на Джылы Су и зная о нем все и вся, не мог он не знать кто и зачем это делает. Всем здоровья, удачи и благополучия! Берегите себя и природу...

Botim Teacher
Subarochka
Сурочков жалко...
Это суслики!

Botim Teacher
дядя саня оренбург
-а что сказала на это живая легенда Джилы Су.Аркадий Давыдов?
Увы, да. Это суслики. И спецслуж.а по борьбе с ними.