|
Небольшая предыстория. Всегда у нас (мужская часть семьи) была такая задумка: съездить в гости к родственникам в Магадан, так сказать, своим ходом, на авто. Нас трое: «младший», «старший» и я — «самый старший». В прошлом году вроде все получилось, мы поехали, но уехали недалеко. В районе Магдагачи, у шикарной стоянки «777» случилась у нас поломка. Да, ехали на дизельном «Сурфе» 1993 г. выпуска с двигателем 2 LTE. Вроде был подготовлен, но в «душу», т.е. в мотор, не заглянешь. В общем, разбилась направляющая клапана (как оказалось, она уже была ремонтная, но сделана была некачественно). Три года ездил «Сурф» у нас исправно, но вот на дальнюю дистанцию не захотел. Хватит, говорит, устал. Домой вернулись на автовозе за 15 тыс. руб. Сделали капиталку мотору, всё отлично, шепчет, но… решили ехать на бензинке. «Сурф» продали, купили Nissan X-Trail 2000 г. Машина в России шесть лет, пробег — 190 тыс. км. В общем «почти новая». Состояние нормальное, не ушатанная, правда, задние стойки слабоваты, но «приедете — поменяете». Ладно, говорим, сделаем после. Как оказалось, зря согласились на «после».
Из подготовки: поставили защиту «Шериф», заменили свечи, естественно, масло с фильтром, воздушный фильтр. Резина стояла «Максим» (Китай), остаток 60%. Как оказалось — жидковата для Якутии и Магадана. С собой полноразмерная запаска + резина без диска (на крайний случай). Ремонтный комплект шнуров, набор инструментов, воздушный, масляный фильтры, 3 л масла на долив, канистра 35 л под бензин — ну, в общем, все как положено. Знак, аптечка, огнетушитель, шкворка. В машине стоит навигатор и видеорегистратор. Всё: машина к бою готова.
Теперь по времени: «младшему» отпуск сократили, 25.06. — быть на работе, «старшему» — всего три недели и то со вторника 05.06. и до 25.06., только мне лафа — можно гулять до июля.
Итак: на всё про всё 20 дней — галопом по Европам, т.е., извините, по Северам. Едем в эконом режиме. С собой помимо личных вещей — столик со стульями, надувной матрац с насосом, коробка с едой, спальник для младшего, нам со старшим одеяла. В общем, загрузились прилично.
День первый (5.06.12 г.)
7:15 — заправка под завязку + 35 л в канистру и вперед. С Окатовой по новой дороге на Седанку мимо Уссурийска и Михайловки по объездной, и в 8:50 мы на федералке М-60, удобно. Неудача — в Сибирцево пропускали поезд, потеряли 25 мин.
В ожидании открытия проезда каждый занят делом.
В 11:30 — обед в Шмаковке, вкусно, 710 руб. на троих.
14:30 — заправка в Лучегорске по 30,19 руб. Остановка в Вяземском — магазин: вода и мелочи.
18:00 — в Хабаровске. 1,5 часа проезжаем город — часы пик, пробки.
21:15 — стоянка на ночь у кафе (забыл название) с дальнобоями, там ещё медведь в клетке. Жарко, спалось плохо. Пробег 999 км. Дорога нормальная, правда, много рем.участков. Перед Уссурийском, на перевале (его спрямляют и расширяют) большая стройка, район Бикина — вечный ремонт, перед Хабаровском то асфальт, то щебень. Но всё познаётся в сравнении — ехать можно.
День второй (6.06.12 г.)
6:30 — старт, заправка по 29,70. В 7:20 — на одометре 1 085 км, а у нас неожиданная «радость». На ровном асфальте, на небольшой волне у нас лопается пружина на задней правой стойке. Вот это фокус! Лопается нижний виток, верхняя часть пружины втыкается в колесо.
Хорошо, быстро затормозили — иначе колесо в хлам, а так осмотрели — еще послужит. Снимаем колесо, убираем нижний виток сломанной пружины, смотрим — место излома ржавое, значит, была трещина, и это должно было случиться. Хорошо, что здесь, а не где-нибудь в Якутии. Итак, мы в районе Лондоко. Ровно посередине между Биробиджаном и Облучьем. Решаем возвращаться на ремонт в Биробиджан. Поднимаем машину домкратом, подкладываем под ступицу бруски (проблематично найти их на трассе), опускаем.
Стягиваем пружину проволокой, острый конец изолируем. Осторожно отпускаем домкратом в нижнюю часть стойки, закрепляем и со скоростью 40 км едем в Биробиджан. Это 85км. 2-3 раза останавливались, осматривали конструкцию. Вроде держит. В 11:00 подъехали к мастерской.
Думали, сделаем быстро, но нет.
Хорошо помог Индар — мастер из сервиса. Несколько раз на его «Марке» объезжали все автомагазины, рынки, разборки. Искали пружины, заодно решили поменять и стойки. Пружин нет, пришлось снимать и ездить подбирать. Стойки тоже не сразу нашли. Взяли задние — «Каяба» по 3 800 за штуку, пружину подобрали по размеру старой (подошла передняя от «Короллы»). Собрали стойку и поехали за второй пружиной… «будет через 2 часа»…
В общем, сделали все к 17:00. Цена вопроса: 11 200 руб. (зап.части, работа, домкрат, т.к. наш сломался).
Во время ожидания «чуда» любуемся видами.
Выехали на трассу голодные, тут как раз кафе «У Коляна». Кормят вкусно.
18:00 — снова на месте утренней поломки. Потеряли 11 часов и 170 км холостого хода.
В 21:20 заправились по 29,20 руб. В 23:10 — остановка на ночевку за мостом через Зею, там где столовая. Хорошее место и для еды, и для отдыха. Проехали 732 км. Асфальт сказка.
День третий (7.06.12 г.)
6:45 — старт.
9:50 — завтрак в кафе «777» за Магдагачи. По моему мнению, это самое лучшее место на трассе для остановки. Большая стоянка для дальнобоев, вкусно и недорого кормят, можно помыться и т.д.
В 12:00 — неверская развязка.
На 2 050 км поворот на Якутию, Магадан — прощай, асфальт. 30 км до Соловьевска после асфальта дорога полный отстой.
Грунтовка с виду хорошая, а на деле...
Неужели оставшиеся 3 000 км так трястись? Как дальше покажет время — человек ко всему привыкает, даже к такой дороге, лишь бы машина не подвела. И началась дальше наша езда по грунтовке.
Знаки «Ограничение скорости и ухабы» встречаются часто. Напоминание излишне.
Соловьевск — первый поселок на трассе «Лена».
Правда, иногда попадались куски асфальта по 7-10 км длиной не лучшего качества. В 15:45 заправка по 30, 20 руб. В 15:50 — Тында, столица БАМа.
В Тынде — шиномонтаж.
Заднее левое подпускает — поставили шнурок. До и после Тынды по 10 км асфальта. 17:40 обед в кафе на трассе. 18:00 — очень плохая грунтовка.
Потом пошел какой-то розовый асфальт — тоже дрянь. Слалом и ямы. Пошли стройки дорог,
В районе Хатыми были в 23:30 Весь день дожди с ливнями, грязь. В 01:00 остановка на ночлег на 2 600 км пробега вместе с дальнобоями. Тяжелый день. Пробег 999 км.
День четвертый (8.06.12 г.)
7:25 — 522 км федералки «Лена». Приятное утро. Солнце. 9:35 — Алдан. Перед ним 10 км хорошего асфальта, затем 80 км опять хорошего асфальта и Томмот, после него ещё 20 км асфальта. Это, похоже, лучшая дорога в Якутии. Видно, что интересные города, жаль, нет времени заехать посмотреть, остались в стороне. Заправка в Томмоте по 33,50. И снова грунтовка. Обед на трассе: быстрый суп с тушенкой, чай с бутербродами. Жара, полчища комаров — всё делаем быстро, а в 18:00 ужин в кафе «Легион» перед Кичикатцами. В 21:00 подъезжаем к Нижнему Бестяху. Как бы раздел между северной и южной Якутией. Интересный порт на берегу красавицы Лены. На другом берегу — Якутск, но нам туда не надо. Нам надо на переправу через Алдан. Заправка уже по 36 руб.
Дорога разная: сначала очень плохая, затем просто плохая 30-40 км/ч, но бывает и 90-100. До переправы где-то 340 км. За окнами, как в кино, меняются пейзажи. Если до Якутска местность как бы промышленная: попадаются города, по трассе идут дальнобои, много строительной техники и большегрузов. Но вот Кичикатцы — первая переправа на Якутск и 90% техники уходит на столицу Якутии, а от Нижнего Бестяха (2-я переправа) остаются единичные грузы, но зато появляются «буханки» с настоящими якутами. Они всегда загружены под завязку и всегда едут со скоростью «газ в пол» 80-90 км/ч даже там, где реальная скорость 40-50 км/ч. Особо не рулят, главное с дороги не слететь. Похоже, их девиз «больше газу — меньше ям». Надолго ли ходовки хватает? Ну, да ладно — это лирика.
Едем дальше. Ночь еще не белая, но серая точно. Пасмурно, большая луна, жутковато. Настоящие якутские деревни: большие деревянные загоны, идолы у дорог, бурханчики, стада коров, много табунов, которые пасутся на больших территориях. Все совсем другое, чем до Якутска. В общем, «холодное лето 53 года» — интересно… К 4:30 утра вылетаем на берег Алдана. Переправа? Точно. На берегу три легковушки и два большегруза. Паром в 7:00 Проехали 1 005 км.
Так выглядит снегозащита летом.
Параллельные дороги на Якутск.
От этой пристани отчалил наш паром.
День пятый (9.06.12 г.)
В 6:00 проснулись. Нас подпирают штук 30 легковых, в основном «буханки» и штук пять большегрузов. В 6:30 началась загрузка. Заскочили по своей очереди шестыми, что было позади, не смотрели, но заехали все. Цена перехода 520 руб. Время по Алдану — 1,5-2часа, т.к. шли против течения. Расписание парома: в сторону Магадана в 7:00 и в 19:00, в сторону Якутска в 9:00 и в 21:00. Высадка на берег, думали, Хандыга — оказался какой-то маленький поселок, а до неё ещё 30 км. Хандыга — большой, интересный поселок. В 1941 г. отсюда начиналось строительство трассы до Усть-Неры. А ещё раньше, в 1932 г. началось строительство колымской трассы от бухты Нагаева в Магадане до Усть-Неры. Строители в основном заключенные. «Труд этот, Ваня, был страшно громадный, не по плечу одному…». Официально строительство трассы закончилось в 1953 г. На берегу Алдана в Хандыге стоит знак «0» км. Поселок большой, а поесть негде или не нашли. Узбекская кухня на базаре не понравилась. Заправка по 32,50. В 11:30 выехали из Хандыги.
Деревянные мосты — уже редкость.
Погода не балует. Дожди почти все время. Или месим грязь, или пылища. Местность поменялась, пошли легендарные перевалы: «Томпоровский», «Ласточкино гнездо», «Желтый прижим», «Черный прижим». Последний впечатляет. Его расширяют: много техники, объезды, высоко, узко. Готовили взрыв. Нас пропустили. После взрыва закрывают на 5-6 часов. В конце спуска с перевала у нас спускает колесо. Час тратим на ремонт. Грязь. Домкрат ставим на камень, вставляем шнурок, колесо держит. Идет дождик. Всё впечатляет. В 20:00 упираемся в колонну дальнобоев и «буханок». Что такое? — вода. Не повезло, из-за идущих дождей поднялась вода в ручье, бурный поток сносит камни и валуны, что не даёт возможности преодолеть ручей в брод. С обеих сторон ждут, когда вода спадет. Стихия… Ночью начинается сильный дождь, гроза. Перед дождем «Уралы» и «Камазы» прорвались. За ними отчаянные якуты на «буханках», думали, унесет, но обошлось, проскочили. Молодцы. Потом с гор снова вода, все несет, мы почти на острове. С таким мы ещё не встречались, что будет дальше, сколько ждать, не известно. Ладно, будем спать. Пройдено 309 км.
В ожидании спада и мототурист из Германии.
Шестой день (10.06)
Утром разбудил лязг техники. Пришли два трактора: один с ковшом погрузчика, другой с отвалом бульдозера, начали расчищать дорогу.
Утро солнечное, дождь ещё ночью закончился. Пока кипела работа — позавтракали, поснимали всё на видео. 10:30 — открыли проезд, пошли встречные, «Жигули» на шкворке, затем и мы. Ура, мы едем дальше!
Развилка Кюбюме на 4 010 км. Записка на заправке — «бензоколонка не работает по техпричинам и по-нетехническим тоже». У нас с собой канистра, да и в баке половина. От Кюбюме до отворота на Усть-Неру 170 км дороги покрытой скальником. Один из самых плохих участков. Стараемся не гнать. Заднее колесо прокололи в двух местах. Шнурок + шнурок, но второй прокол большой, заливаем герметик. Понемногу спускает, будем подкачивать. Подвязали на проволоку защиту бензобака. 17:20 — Усть-Нера. Аэропорт. Городок весь развален, нет ничего. Через 10 км основной посёлок. Заправка по 40,20 руб. Обед в китайском ресторане на 1 300 р. Китайцы очень удивились, что мы попросили палочки. Дали, видимо, свои, металлические, вышли из подсобки остальные — посмотреть. Кухня на уровне. Купили «Сникерсов» в дорогу и в 19.00 покинули Усть-Неру.
В 22:10 въезжаем в Магаданскую область. Чувствуется суровая северная природа, как-то мрачновато. Встречных и попутных нет. Приблизительно в 01:00 проезжаем заброшенный посёлок (возможно Усть-Хакчан, знаки отсутствуют). Белая ночь, яркая луна, кругом развалины, выбитые окна и т.д. В общем жутковато. И тут на пригорке, среди развалин две голосующие фигуры. Мы опешили. Подъезжаем ближе, а у них лица чёрные. Пригляделись, а это два манекена одетые в спец. одежду, монтажные пояса, на голове жёлтые каски, у одного в руке фонарь. Типа, кто-то так ночью шутит. Останавливаться не стали. В 02:30 подъехали к Сусуману, ночёвка на автозаправке.
В Магаданской области дороги немного лучше, чем на севере Якутии. Но север Якутии — это много рек, все полноводные, широки, мощные — впечатляет. Магаданская область — ручьи. Все мутноватые, ископанные, заваленные золотоотвалами. Бывшие прииски. Пройдено 721 км.
День седьмой (11.06)
В Сусумане заправка по 39,0 руб. После Сусумана дорога плохая. Редкие участки — приличные. Усть-Нера, Сусуман — окраины в развалинах. Поселки поменьше — полностью развалины. В 10:45 — Ягодное — понравился, живой такой поселок. Шиномонтаж. Поставили заплатку. Шнурок с герметиком не держат, большая пробоина. Обед за 590 руб. так себе (в воде не размешенные бульонные кубики).
18:00 — Атка. Залили 35 л бензина из канистры. Хватит её возить. За 150 км перед Магаданом асфальт, но осторожно: большими волнами — разгонишься — можно и полетать, знаков об этом нет. За 80 км перед Магаданом — поселок Карамкен. Нежилой, полностью развален. Был большой горно-обогатительный комбинат и огромные теплицы («огуречная столица»).
Сейчас руины, и новая красивая разметка по трассе: знаки «жилая зона», «ограничение скорости». Знаки есть — поселка нет. Парадокс. Едем не спеша, фотографируемся.
В 21:30 мы въехали в столицу колымского края — Магадан!
Это город не Адан — это город Магадан.
Спуск к реке Магаданке, поворот на Пролетарскую — и мы у цели. Нас ждали с утра, бесконечно перезваниваясь с Владивостоком, волнуясь. Дома у тещи ждал горячий прием и теплый ужин.
До Магадана проехали 5 430 км по федеральным: «Уссури», «Амур», «Лена» и «Колыма».
В Магадане пробыли 5 дней. Последний раз я был в нем в 1986 г. Город изменился: перешел за р. Магаданку, появились новые кварталы и скверы, красивая, большая церковь. Но и старые (частный сектор) никуда не делись — Нагаево, Гертнера, Марчекан. Всё красиво, современно, но исчез северный шарм: не стало шестигранников на проспекте Ленина, подросли искривленные лиственницы. На дорогах — японский автопром, как и во Владике.
Репрессии не различали религий.
Магаданская диаспора, не всем составом.
Повидались и пообщались со всеми родственниками и знакомыми, но время мало — надо возвращаться. Проверили машину: подорван немного пыльник на заднем приводе. Заменили за 2 450 руб. — цены, однако… Купили запас шнурков для рем. комплекта колес. Нам подарили 80 л бензина, пришлось опять заливать в канистру. Прощальный ужин с магаданской диаспорой, и мы опять готовы в дорогу дальнюю.
Тот самый ручей, где пришлось ночевать.
17.06.12 г. Из Магадана выехали в 7:10. Не досмотрели футбол, но гол нашим видели. Всё понятно. Во дворе туман и сырость. Дорога всё та же, все те же. Пружина больше не ломалась, дождей на «ручье» не было — проехали спокойно. Получили прокол переднего колеса на скальнике в районе Кюбюме. Повоевали с комарами на ночевке на переправе через Алдан. Они там большие рыжие, маленькие черные и разных размеров мошка. Кстати, паром был маленький, цена 300 руб.
Река Лена и на том берегу Якутск.
Опять красивая северная Якутия, вкусная столовая в Улуу. Там же дождь из бабочек в течении двух часов — даже из воздушного фильтра пришлось выбивать. В Тынде, наконец-то, поставили заплатку на заднее колесо, а то приходилось подкачивать через 3-4 часа. Вытащили из колеса камушек длиной 15 мм, высотой 25 мм.
Работа штурмана очень ответственна.
Потом Неверская развязка. Асфальт. Ощущение нереальности после грунтовки. Так не бывает! Любимая стоянка «777». Заезд в «Ласточку» за водой, заезд в Спасск за клубникой. В Приморье спидометр перешагнул 200 000 пробега. Много ремонтных участков, спрямляют дороги, много техники. За Уссурийском пыль, от Академгородка — здравствуйте, пробки, Владивосток! Луговая, как всегда, забита. Окатовая, как всегда, строится. 19:00 — мы у дома. Назад доехали за шесть дней. Мы довольны, что хотели, то и получили.
Пожелания: езда всегда с кондиционером, если с открытым окном пыль забивается даже в дождь. Резину для грунтовки желательно жесткую. Ремкомплект со шнурками пригодиться. Канистру можно не брать. Заправляться от полбака. Заправок хватает. Дороги разные, но ехать можно везде. Плохая грунтовка — езжай медленно, хорошая — быстро, асфальт — совсем хорошо. Главное внимательность. Для нас проблемой были колеса. Мотор, ходовка — что им будет (это я про «Х -Трейл»).
Проехали 10 730 км непростых дорог. Машина в норме. Сейчас помоемся, поменяем масло, фильтры и все нормально, тем более, что в дороге новые стойки поставили. Резину добьём до зимы. Вообще, «Nissan» не подвел. В следующей раз, когда поедем, хотелось бы иметь побольше времени. А ехать хочется уже сейчас!
Бухгалтерия: время в пути 13 дней.
Пробег — 10 730 км.
Бензин — 1 050 л, на сумму 31 555 руб.
Питание — 10 960 руб.
Ремонт — 13 700 руб.
Прочие — 3 690 руб.
Итого: 59 900 руб.
P.S. от Администрации Drom.ru:
18 июля 2012 года мы запускаем по дорогам России пробег наших автомобилей Renault Duster и Лада Гранта. Цель машин — добарться до Магадана своим ходом. Дастер едет из Москвы, Гранта — из Владивостока. Все подробности пробега-перегона можно будет отследить в наших блогах на Дроме: Блог русского Рено Дастер и Блог Лады Гранты.