|
В июле-августе 2015 г. мы сделали трехнедельный тест-драйв GreatWall Hover H3 по заказу Дрома. Автомобиль проехал 7000 км от Владивостока до Магадана, в том числе по легендарному Колымскому тракту. По пути нам посчастливилось увидеть одно из самых красивых мест России — Ленские столбы. Также мы побывали в городе-призраке Кадыкчане, посетили Колымскую ГЭС, побродили по бывшему ГУЛАГовскому руднику «Днепровский». В Магадане, на берегу Охотского моря, мы понаблюдали за рыбалкой на кету в нерест, полакомились красной икрой и отправили машину морем домой.
На старте показание одометра было 41800 км, на момент окончания — 48800 км. Общий пробег составил 7000 км, из них примерно 4000 км дорог с асфальтовым покрытием разного качества и 3000 км грунтовки разного качества.
Главная причина, почему редакция Дрома дала согласие на этот тест-драйв, была связана с тем, что эксплуатация Ховера проходила в тепличных условиях (асфальтовое покрытие, короткие поездки по городу и редкие выезды на природу). Редакции хотелось испытать автомобиль в многокилометровом путешествии по грунтовым дорогам разного качества. Федеральная трасса М56, проходящая по Якутии и Колыме, предоставила эту возможность в полной мере. Поэтому Ховер был отправлен на Колыму!
Технический отчет об эксплуатации GreatWall Hover H3 в этом путешествии был опубликован в сентябре 2015 г. в блоге Ховера. Этот же отчет рассказывает о самом путешествии по Колымскому тракту (с 20 июля по 9 августа 2015 г.).
ПРОЛОГ ОТ ПИТЕРА (ник на Дроме — PeterC)
«Я между Красноярском и Хабаровском ещё нигде не был!
26 февраля 2015 г.
Давно хотел побывать в Магадане. Причем не просто побывать, а именно доехать. И если в один конец (по времени и возможности отпуска) это ещё вполне, то если брать дорогу обратно, то быстро становится очень никак. Поэтому когда Дима из Ocean2Ocean предложил присоединиться к его планируемой поездке из Владивостока до Магадана, не раздумывал ни разу. Ведь я много где побывал, а полноценную поездку на Дальний Восток и Сибирь ещё не осуществил!
А толчок к этому дал Димин отчет о путешествии по Африке.
Мысль проехаться по Африке сидела в моей голове давно. По настоящей, а не Египет какой-нибудь. В начале девяностых знавал одну девушку, которая на автобусе проехала полконтинента. Автобус — это сильно сказано, это был такой полноразмерный грузовик, из которого сделан двухэтажный типа автобус — если сидеть внизу, получается под крышей, если наверху — то под тентом. Спать в палатках. Очень дешево выходило. Ехали они из Кейптауна в Испанию, она доехала до Танзании, где слезла, чтобы забраться на гору Килиманджаро, а автобус дальше без неё поехал, самостоятельно и с оставшимися туристами. Я бы тоже на неё залез. На гору, на гору! — поручик, молчать!!! А девушка была такая высокая, красивая… Леаони её звали: её мать была гавайка, то есть с Гавайских островов. Похожа на актрису Тиа Леони, и имена сходны.
Всё это она мне потом подробно рассказывала в её уютной квартирке с окнами на Тихий океан, с рассказами и просмотром фотографий, и в результате и о ней, и об Африке в душе остались очень приятные воспоминания. С тех пор я к Африке отношусь с уважением. А к актрисе Тиа Леони — с очень большой симпатией.
Но я отвлекся. Когда у Димы родился очередной отчет по тем самым африканским местам, он был мгновенно прочитан, а его предложение к предстоящему путешествию в Магадан было сразу принято к рассмотрению и дальнейшим действиям. Ведь не далее как прошлым летом, после поездки с Лешей (Reiser) в Пакистан, в своём к нему отчёте я писал, что очень хочется на Дальний Восток съездить.
Как тут было пройти мимо, когда подворачивается такая компания и такой маршрут?
12 мая 2015 г.
А вот уже и май на дворе, и Дима позвонил с новостями: мы едем из Владивостока до Хабаровска, делаем тест-драйв на Hover H3. Аркадий (MARKOZ) присоединяется в Хабаровске, и мы втроём едем в Якутск, куда прилетит оставшийся участник этой маленькой экспедиции — Макс под ником MaxRoentgen, он же известный в узких кругах как Бродомер.
Так что всё просто замечательно! Бегу и беру билет. Все (Питер—Москва—Владивосток и Магадан—Хабаровск—Москва—Петербург) обошлось в 55 тысяч. Обратной дороги нет, билеты несдаваемые и неменяемые. А мне и не надо, ведь если я чего решил, так выпью обязательно!
19 июля 2015 г.
Вот дописываю эти строки, сидя в Питерском аэропорту Пулково. Через полчаса вылет в Москву, где ко мне присоединится Дима. Скоро Владивосток и встреча с дромовцами! Скоро увижу и проеду все те места, которые множество раз проезжал виртуально с авторами различных отчетов, разглядывая фотографии и строя планы. И вот сбылась мечта идиота. Ура, товарищи!»
ПИТЕР—МОСКВА—ВЛАДИВОСТОК
Правительство РФ в последние годы субсидирует полеты из Центральной России на Дальний Восток страны. Перелет из Москвы во Владивосток Диме (Ocean2Ocean) обошелся в 11 000 руб. На обратный полет из Камчатки, билет из Петропавловск-Камчатского в Москву стоил 9 000 руб. Раньше тарифы были в 2-3 раза выше.
Подлетаем к плато Путорана. Надеемся когда-нибудь там сходить в автономный пеший поход.
Спустя 8 часов полета приземляемся во Владивостоке.
Аэропорт Владивостока, как и другая инфраструктура города, был капитально перестроен к саммиту АТЭС-2012.
ВЛАДИВОСТОК — ХАБАРОВСК
Когда в аэропорту Владивостока админы Drom.ru (Роман и Михаил — справа на фото) предоставили нашей команде автомобиль, она состояла только из двух человек — Дима (Ocean2Ocean) (крайний слева) и Питер (PeterC) (левый центр), которые привезли с собой примерно 80 кг груза.
Админы объясняют особенности эксплуатации автомобиля (например, как открывать не очень удобный замок бензобака).
Передача документов (ОСАГО, КАСКО, доверенность на автомобиль).
Бросаем сумки в багажник.
Наклеиваем лого проекта и в добрый путь!
По работе очень часто бывали во Владивостоке, поэтому в сам город решили не заезжать. Вообще, после АТЭС-2012 город заметно преобразился — были построены мосты, которые разгрузили дорожную ситуацию в городе, построена окружная дорога, возведены фантастические по качеству и удобству для студентов и преподавателей здания Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Из всех российских ВУЗов, что мы когда-либо видели, этот университет действительно обладает лучшей инфраструктурой.
Из аэропорта сразу движемся в сторону Артема.
Трехнедельное путешествие невозможно без качественной упаковки и перевоза провизии и другого багажа. Поэтому сразу же в местном супермаркете закупили пластиковые коробки для продуктов, посуды и всяких подобных технических мелочей.
Дорога между Владивостоком и Хабаровском разного качества: от отличного асфальта до грунтовки.
На Дальнем Востоке в основном можно встретить АЗС двух компаний: «Роснефть», которая поставляет топливо из Комсомольска-на-Амуре и Ангарска, и «Альянс», которая поставляет топливо с Хабаровского НПЗ.
По дороге продают китайские дыни и арбузы, выдавая их за узбекские…
На трассе множество кафешек — голодными не останетесь!
Местами идут ремонты.
Решили не ночевать на трассе, а доехать уже в ночи к Хабаровску, где нас встречал третий участник команды — Аркадий.
ХАБАРОВСК
В Хабаровске к нам присоединился Аркадий (MARKOZ), владелец автомастерской, механик с 25-летним стажем. Год назад мы вместе с Аркадием пересекли Южную Африку.
У него был произведен технический осмотр, по результатам которого было принято решение о лифтинге подвески Ховера. Были установлены проставки на задние пружины (подошли с Mazda Bongo Frendie), подкручены передние торсионы с ослаблением и протяжкой сайлент блоков рычагов подвески.
Также Аркадий закрепил пластиковые молдинги многострадального заднего бампера Ховера.
Дромовцы перед путешествием провели полное ТО автомобиля. Но двойной контроль за состоянием расходников не помешал.
Был выявлен недостаточный уровень антифриза в радиаторе и расширительном бачке. Жидкость долили до нормы, проблем не возникло. Прочищен также радиатор от насекомых и пуха.
Ну, все, теперь автомобиль полностью готов к путешествию!
Закупили в Хабаровске газовый баллон и заправили его.
Там же закупили основной провиант и лагерное оборудование для всего путешествия. Это было правильное решение: цены на все в Якутске и Магадане были намного выше, чем в Хабаровске и Владивостоке.
Вот как выглядела раскладка вещей по коробкам.
Сверху коробок мы клали лагерное оборудование, сумки экипажа (4 человека).
Чтобы не поцарапать салон Ховера, укрепили углы коробок кусками от туристического коврика и заклеили их скотчем.
Дромовский Ховер — безусловно, узнаваемая машина. Вот, например, в Хабаровске к нам подъехал дромовец Александр (ник — сержант ЦИБУЛЯ).
На следующий день встали рано, закрепили запасное колесо на крыше и стартанули на Восток!
В 2013 г. Амур вышел из берегов, достигнув самой большой отметки за всю историю наблюдений — более 8 метров. На набережной Хабаровска даже установлен специальный монумент.
Проезжаем по мосту через Амур.
Это мост изображен на 5000 рублевой купюре.
Амур огромен!
М58 «АМУР» (ХАБАРОВСК—СКОВОРОДИНО)
Федеральная трасса «Амур» славится лучшим асфальтом за Уралом.
Здесь Ховер ставил рекорды скорости (130 км/ч с горы), идя в среднем 100-110 км/ч по трассе.
Заехали в Биробиджан, столицу Еврейской АО.
«Таки, Шолом-Моторс» … :о))
В город заехали специально, чтобы купить на рынке «синьку» — тент размером 3х4 метра, чтобы упаковать багаж, который ехал на крыше автомобиля.
«Синька» производится в Китае и продается китайцами на дальневосточных рынках.
Набережная реки Бира в Биробиджане (название города происходит от эвенкского бира — река + биджан, биджен — постоянное стойбище).
Монумент в честь 60-ой танковой бригады, которая была сформирована в сентябре-октябре 1941 г.
Танк ИС-3 («Иосиф Сталин -3»)
Дорога очень хорошего качества.
Вдали ведется строительство Нижне-Бурейской ГЭС. Это крупнейшая гидроэлектростанция России, строительство которой было начато в постсоветское время. Бурейская и Богучанская ГЭС были заложены еще в Советском Союзе.
Сфотографировались около известного монумента «Москва—Владивосток».
Ховер красавец!
Около монумента остановились китайцы, которые работают в России. Увидев Ховер, они стали его фотографировать и все спрашивали: «А кто это у вас в кепочке изображен?»… :о)
Цены на топливо на трассе не отличаются от цен в Хабаровске.
Дорога радует!
Поворот на космодром «Восточный». Скоро отсюда будут производиться старты космических кораблей, которые можно будет увидеть прямо с дороги. Это место скоро станет такой же достопримечательностью, как и стартовая площадка на мысе Канаверал в США, куда съезжаются десятки тысяч туристов, чтобы понаблюдать за пуском ракет. Чтобы понаблюдать за запуском на Байконуре, нужно проехать 1400 км по плохому асфальту от Алматы — это неудобно.
Заправка «Альянс».
На большинстве заправок этой сети на трассе М-58 стоят автоматы с кофе высокого качества. Следующий раз хороший кофе будет только в Якутске и Магадане в местных кофейнях.
Поворачиваем с трассы в сторону г. Зея, который расположен рядом с Зейской ГЭС и Зейским водохранилищем.
Первые десятки километров до города едем по асфальту, дальше — по грунтовке.
:о))
Еще 7 лет назад эта дорога представляла собой грунтовку очень плохого качества.
В течение многих лет Дальний Восток страдает от непрекращающихся пожаров.
В воздухе запах гари, ограниченная видимость из-за дыма.
Зейская ГЭС строилась с 1964 по 1980 гг. в рамках комсомольских строек. Строительство станции позволило сгладить муссонные паводки, которыми славится Дальний Восток.
Мы не хотели ночевать в городе, поэтому стали в 14 км от города на берегу Зейского водохранилища.
До стоянки проложена сносная грунтовая дорога.
Полное уединение.
Рыбаков в будни не видно.
Собирать дрова не нужно: на берегу множество плавника.
Очень тепло. Температура воздуха +25С. Вода в водохранилище тоже теплая.
В воздухе дымка от пожаров.
Питер делает утреннюю гимнастику.
Вот как выглядит багаж в сборе.
Вид на Зейскую ГЭС с моста. Ввиду того, что объект является стратегическим, вход на него разрешен только в составе экскурсий.
Дромовец Артем подъехал поздороваться.
Вернулись на трассу.
Многие участки леса полностью выгорели.
Внимательно прочитайте надпись на заднем стекле УАЗа :о))
Несмотря на хороший асфальт на некоторых участках трассы грунт под асфальтом «играет».
М-56 «ЛЕНА» (СКОВОРОДИНО—ТЫНДА—ЯКУТСК)
А вот и поворот на Якутск и Магадан.
Эта дорога длиной в 1200 км представляет собой активно строящуюся магистраль, где 46% трассы уже заасфальтировано, а остальная часть представляет высококачественную грунтовку (мы заморочились и считали километраж асфальта и грунтовок, чтобы вывести финальный процент заасфальтированных участков).
Здесь ведется масштабное дорожное строительство.
Едем то по грунтовке…
… то по асфальту.
Праздник 70-летия Победы отмечает вся страна. Баннеры в самых неожиданных местах.
Заехали в город Соловьевск, где прошло детство Аркадия.
Сотни жителей города не вернулись с фронта.
Все памятники Великой Отечественной войне в городе содержатся в достойном состоянии.
Увидели своими глазами, как горит лес.
Заправка в Тынде.
Обратите внимание на установленный в Амурской области режим продажи алкоголя — с 11 до 19 часов.
Контрасты в архитектуре российских городов — это норма. На одном пятачке может стоять отреставрированный знак «Серп и Молот» и тут же отреставрированный храм.
Тында — это столица БАМа.
Вот мы где!
ЯКУТИЯ
Тайга простирается до самого горизонта.
За последнее десятилетие была построена железная дорога, соединяющая Якутию с БАМом (от Тынды до Нижнего Бестяха, городка напротив Якутска на противоположном берегу реки Лена). По этой ж.д. дороге запущено только грузовое движение поездов, пассажирское движение до ст. Нижний Бестях пока отсутствует.
Символ Якутии — сэргэ — ритуальные столбы, которые обозначают коновязь. Сэргэ в виде столба ставится у юрты, у ворот дома. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни.
Вся трасса до Якутска, а потом и до Магадана, проезжаема на легковушке.
Дорога кардинально улучшилась по сравнению с тем, какой она была еще десять лет назад, когда при осенней распутице на трассе вязли даже грузовики (ниже пять фото из Интернета десятилетней давности).
Сейчас масштаб преобразований, осуществленных в последние годы на М-56 «Лена», качество самой дороги превосходит полярные дороги Западной Канады и Аляски, по которым мы ранее путешествовали.
Где еще осталась грунтовка — она очень высокого качества.
Каждые 30-40 км встречаем дорожных рабочих, которые продолжают улучшать дорогу, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.
Топливо постепенно дорожает.
Река Чульман.
В Якутии много американских грузовиков.
В Якутии, да и вообще на Севере, проблема с вождением в нетрезвом состоянии.
Пример одного из самых плохих участков на этой трассе. Нам, в принципе, повезло с погодой: дожди были всего пару дней в течение всего путешествия.
АЗС в виде цистерны с топливом и встроенной колонкой, оперативно возводится в условиях вечной мерзлоты. Здесь невозможно закопать цистерны в землю: 1-2 метра вглубь — и вы упретесь в лед.
Цены на топливо в Алдане.
Перекусили в отличной кафешке «У Гиви».
Алданская железнодорожная станция.
Вдоль дороги много ягод.
Топливо в Якутск доставляют либо баржами из Усть-Кута, либо в цистернах по железной дороге, либо автоцистернами.
Пошел дождь. Вода с центра полотна уходит на обочину, стекая вниз.
Обратите внимание, сколько было насыпано грунта, чтобы так выровнять дорогу.
Росавтодор строит вот такие точки отдыха и эстакады вдоль федеральной трассы.
По дороге вы не встретите железнодорожных переездов: железнодорожные пути проложены по мостам над дорожным полотном.
Железная дорога построена в виде одноколейки с переездами.
На ночевку стали под железнодорожным мостом, отъехав от основной трассы пару километров.
Вечером моросил дождик. Использовали крышку багажника Ховера в качестве навеса.
Дров завались.
Честно сказать, на всем протяжении пути от Владивостока до Магадана, это была единственная авария, которую мы видели за 3 недели. Водитель грузовика на секунду отвлекся от дороги и ушел в кювет. К счастью, никто не пострадал.
В районе Качикатцы, не доезжая до переправы на Якутск в районе Нижнего Бестяха 90 км, сворачиваем с трассы, чтобы переправиться на другой берег Лены.
Стоимость парома — 800 рублей.
Мы решили здесь переправиться, так как были наслышаны о больших пробках на переправе между Нижним Бестяхом (правый берег Лены) и Якутском (левый берег Лены).
Переправа заняла не больше часа. Мы выгрузились неподалеку от города Бестях.
ЯКУТСК
По левому берегу Лены от Покровска до Якутска проложена сносного качества асфальтовая дорога.
Первый раз после Хабаровска постояли в пробке.
Так как город построен на вечной мерзлоте, теплотрассы проложены над землей.
В Якутске нет IKEA, поэтому там вырос целый рынок посредников по доставке мебели.
В Якутске много современных многоэтажных домов. Вообще, город производит приятное впечатление. Население 300 тысяч человек.
Спешим в аэропорт к рейсу из Москвы.
В Якутске к нам присоединился четвертый участник Максим (MaxRoentgen), с которым мы случайно познакомились пару лет назад на дороге в американском национальном парке Арки.
Так как мы уже истосковались по нормальной еде, сразу после аэропорта поехали в один из местных национальных ресторанов.
Большая часть блюд — из рыбы и оленины.
Наша команда в сборе!
Заказали оленину.
Местные пельмени — якутский вариант поз/мант.
Остановились в гостинице с громким названием Penthouse, которая находится на последнем этаже жилого дома и представляет собой 10 одно-двухместных номеров с удобствами и общей кухней на этаже.
Пример стандартного номера (2500 за номер в сутки).
Бросили вещи в гостинице, помылись и пошли гулять по городу.
В Якутске можно встретить градусники со шкалой до -70С. Именно в Якутии расположено самое холодное место на Земле после Антарктиды — Оймякон.
Стандартный вход в любой магазин в Якутске: предбанник с мощными батареями, которые красноречиво свидетельствуют о том, какие здесь морозные зимы…
На первый взгляд может показаться, что в городе проблемы с качественной укладкой асфальта. На самом деле эти трещины и пробоины в асфальте и бетоне — это следствие «игры» грунта из-за вечной мерзлоты.
В 2015 году Якутску исполнилось 382 года.
Он был основан в 1632 году.
Основатель города — стрелецкий сотник Петр Бекетов.
После революции якутские коммунисты поддержали вхождение Якутии в состав РСФСР в качестве автономной республики.
В нашем отеле остановилась группа, которая приехала на свадьбу в Якутск. Ребята только приехали с Ленских столбов и подсказали нам, где можно взять лодку и дойти до столбов.
Поехали в музей мамонта, но он, к сожалению, был закрыт в этот день.
Ильич и год предпринимательства… :о))
Редко в каком городе есть памятник воинам, погибшим в гражданской войне 1918-1923 гг.
Поскольку часть вещей была размещена на багажнике, выяснилось, что поперечные дуги багажника с Патриота, получившие ранее большие нагрузки в Якутии, деформировались, и возник риск повреждения крыши.
Дуга почти касалась крыши.
Вид на погнутую дугу сверху.
Более того, от вибрации на грунтовке одно крепление багажника развалилось. До прибытия в Якутск эта конструкция продержалась на скотче.
Так как Ховер — китайский автомобиль, за запчастями мы поехали к китайцам :о))
Снимаем колесо для починки багажника.
С багажником проблем больше не было.
В Якутске есть отличный туристический рынок, где можно купить все от моторной лодки до ковриков, за которыми мы и заехали (Питер забыл купить коврики при вылете из дома).
Помимо ковриков мы также взяли болотники, чтобы мерять уровень рек при бродах.
Также мы купили самые дешевые резиновые галоши, чтобы их использовать при посещении гулаговского лагеря Бутугычаг на Колыме. В этом лагере добывался уран, и до сих пор в этой местности высокий радиоактивный фон. Если находиться там в своей обуви, есть риск, что радиоактивные частицы застрянут в подошве и будут фонить. В Якутске мы также купили маски, чтобы не «схватить» радиоактивную частицу через пыль. Питер также привез с собой портативный дозиметр. Это не шутки!
Поехали на окраину Якутска по Вилюйскому шоссе, чтобы посетить уникальный музей вечной мерзлоты.
Музей сделан на месте бывшего мясохранилища, которое было вырыто в холме.
Из-за вечной мерзлоты все стены покрыты льдом, а температура около -10С.
На входе каждому посетителю предлагают специальный плащ.
Это ледяной бар, в котором вас угостят водкой из ледяных рюмок (изо льда!) со строганиной.
Сам музей представляет собой несколько комнат, соединенных коридорами, в которых выставлены ледяные скульптуры героев якутского эпоса.
Ледяная щука гонится за настоящей рыбой, вмерзшей в лед.
В музее даже есть ледяная горка!
В одной из комнат установлена фигура мамонта с натуральными бивнями. В Якутии находят огромное количество хорошо сохранившихся останков мамонтов, которые обитали здесь около 10 тыс. лет назад. Вечная мерзлота позволяет сохранять останки нетронутыми тлением.
Наверное, самая интересная экспозиция музея — останки носорога, которым около 39 тыс. лет и останки мамонта, которым около 18 тыс. лет. Останки хранятся в специальной комнате и издают очень необычный запах. Поражает, что перед тобой плоть жившего столько тысяч лет назад животного.
После часа, проведенного в музее, мы были счастливы погреться под солнышком и насладиться красками лета.
В поисках задних амортизаторов поехали на якутский авторынок.
Самый популярный автомобиль в Якутии — «буханка». Люди покупают в Ульяновске стандартный автомобиль, полностью его протягивают, укрепляют кузов и клеят второе лобовое стекло для вождения при очень низких температурах.
Вот так продаются подержанные автомобили. Люди, желающие продать автомобиль, пригоняют его на выходные и ставят на обочину вдоль дороги у рынка. Покупатели прогуливаются по дороге и выбирают машины.
Пытались найти приличные амортизаторы, но ассортимент не радовал, и приняли решение приобрести полиуретановые вставки в пружины для уменьшения пробоя подвески.
Пообедали в другом якутском ресторане и снова заказали оленину.
В городе много точек по продаже сувениров.
Например, брелки из бивня мамонта.
Продается уникальное мыло с пантами северного оленя (хрящики на рогах).
Выписываемся из отеля и стартуем на юг к Ленским столбам.
Перед отъездом из Якутска мы встретились с Вовой, который тестировал раньше в Якутии дромовский Патриот, а сейчас «мучает» Калину.
Совместное фото с дромовскими автомобилями.
Ленские столбы находятся в 170 км на юг от Якутска.
Летом туда можно добраться на теплоходе из Якутска, либо проехав на авто от Якутска до Булгунняхтах примерно 100 км, где можно арендовать моторную лодку и дойти до столбов. Зимой можно доехать по автозимнику прямо к столбам.
Берег Лены в районе Булгунняхтах.
Так как мы приехали в будний день, туристов было мало. Мы договорились о семичасовой экскурсии на столбы за 2 500 руб. с человека.
4,5 часа у нас ушло на дорогу туда и обратно, и 2,5 часа мы провели, гуляя на столбах.
С погодой очень повезло!
На Лене много мелей, мы сели на одну из них. Вот так мы стали буквально посреди реки: километр в одну и километр в другую сторону до берега.
Стаскиваем лодку с мели.
А вот и Ленские столбы.
Столбы вытянулись на десятки километров вдоль правого берега Лены. Доехать летом на машине до них невозможно: только на лодке или пешком.
Фантастические размеры и нереальная красота!
Лодка причалила к домику, принадлежащему национальному парку.
Территория егерской стоянки.
От стоянки проложена тропа до вершины одного из столбов.
Восторг!
Столбы — это одно из самых красивых мест на Земле!
Многие автопутешественники, которые едут на Колыму через Якутск, почему-то просто проскакивают это место, спеша поскорей в Магадан. А зря! Очень рекомендуем!
Закат на Лене.
Погуляв пару часов, вернулись к лодке.
Ленские столбы в закатных красках.
Вечером, когда вернулись в Булгунняхтах, проехали километров пять против течения Лены и стали на берегу реки на ночевку.
Утром искупались и помылись в Лене. Вода была не холодной.
Храм в Булгунняхтахе.
И из этого села десятки воинов не вернулись домой.
Нам нравится бережное отношение к истории нашей страны.
Приехали на переправу «Бестях-Качикатцы». Опоздали всего на пару минут, чтобы сесть на паром на другую сторону Лены. Пришлось ждать 5 часов, когда очередной паром наполнится и будет готов перевезти машины на другой берег.
Суровый паромщик… :о))
Местный паромщик рассказывает, как с обрыва, c высоты 20 метров, упал Land Cruiser с пьяным водителем и пассажирами. К счастью, все остались живы.
Наконец-то мы идем на погрузку.
В обратную сторону идет другой паром.
По дороге от Качикатцев до Нижнего Бестяха находится аномалия Булуус.
Дело в том, что это то редкое место, где снег и лед не тает в течение лета, причем рядом нет гор. Все дело в вечной мерзлоте, которая не позволяет растопить ледник даже палящим лучам летнего солнца.
Лед образован подземными источниками пресной воды. Местные очень ценят эту воду и приезжают целыми семьями, чтобы отдохнуть и набрать этой воды. Мы тоже решили наполнить наши баклажки.
Дорога до Нижнего Бестяха в процессе строительства.
С продажей алкоголя в Якутии непросто. Созданы специальные алкогольные магазины.
Которые работают только 6 часов в сутки.
Местные особенности…
М-56 «КОЛЫМА» (ЯКУТСК—МАГАДАН)
Протяженность трассы М-56 «Колыма» от Якутска до Магадана составляет 2025 км.
Это первая заправка на этой трассе в Нижнем Бестяхе.
На протяжении всей трассы протяженностью 2025 км находится всего 21 АЗС, причем распределены они неравномерно.
Вот список этих заправок:
Километраж от Нижнего Бестяха (Якутска) |
Населенный пункт |
0 |
Нижний Бестях |
78 |
Тюнгюлю |
98 |
Нуоранага |
152 |
Мугудай |
180 |
Чурапча |
181 |
Чурапча |
184 |
Чурапча |
214 |
Кыйы |
256 |
Ытык Кюёль |
376 |
В районе переправы через Алдан |
408 |
Хандыга |
477 |
Теплый Ключ |
731 |
Кюбеме |
972 |
Усть-Нера |
1393 |
Сусуман |
1400 |
Сусуман |
1509 |
Ягодное |
1634 |
Орутокан |
1828 |
Атка |
1945 |
Перед Палаткой |
1975 |
Палатка |
2000-2025 |
Множество заправок перед Магаданом и в Магадане |
Объем бака Ховера — 74 литра. Расход в зависимости от дорожного покрытия составлял от 12 до 14 литров, а средний за все время — 12,5 литров. Запас хода — 600 км. Мы не брали с собой канистру для топлива и заправлялись до полного бака на каждой заправке, начиная с Хандыги. Во время нашего пробега ни разу не возникла ситуация с отсутствием топлива для движения.
На протяжении этих 2025 км заасфальтировано всего 7% (примерно около 150 км): это первые 37 км от реки Лены (на фото ниже), некоторые населенные пункты, пролеты мостов через крупные реки, а также последняя сотня километров перед Магаданом.
Грунтовка в основном очень хорошего качества, осуществляется много дорожных работ.
Иногда бывают тяжелые участки, но вся трасса проходима легковым автомобилем.
По мере удаления от Якутска цены на топливо постепенно растут.
Обеденная стоянка.
До переправы через Алдан дорога очень живописна.
Очень много коров и знаменитых якутских лошадей, которые спокойно переносят -40-50С.
В этой части республики в основном якутские села. «Буханка» — самый популярный автомобиль.
Видно, немец не выдержал нагрузок Якутии…
Место проведения Ысыаха (праздник лета) — национального праздника якутов.
Наверное, это пример самого плохого покрытия на этом участке трассы. Нам и правда повезло, что было сухо на протяжении многих недель.
Отъехали пару километров от трассы и стали на ночевку в лесу.
Это луна.
Живописные места восточной Якутии — летом они очень похожи на пейзажи Центральной России.
Toyota Probox — также очень популярная машина в Якутии.
Вдоль дорог много памятников местным якутским героям.
Паром через реку Алдан обошелся нам в 1000 рублей.
На берегу на приколе стоит сгоревшая баржа. Местная конкурентная борьба.
Наш паром шел к другому берегу 1 час 40 минут. Коротали время в разговорах с капитаном.
Судно ходит по одному и тому же маршруту, чтобы не сесть на мель.
Жара сморила часть водителей… :о))
До Хандыги от переправы километров 25 км.
Пообедали в кафешке «Азия» в Хандыге — очень рекомендуем попробовать вкуснейшую самсу и плов.
Заправляемся вместе с погрузчиком.
Стоит отметить, что при движении по грунтовкам для нас приоритетом была безопасность, поэтому мы не превышали скорость более чем 60 км/ч, чтобы не порвать резину на неожиданных дорожных препятствиях и не перевернуться.
Заправка в Теплом Ключе.
Чем дальше по трассе, тем примитивнее оборудование АЗС.
В середине маршрута были длинные интервалы между АЗС: между Теплым Ключом и Кюбеме — 254 км, между Кюбеме и Усть-Нерой — 261 км, и между Усть-Нерой и Сусуманом — 421 км. Если в Кюбеме нет топлива, то на АЗС в Теплом Ключе обязательно об этом предупреждают. Тем не менее, стоит отметить, что в Теплом Ключе не было в продаже ни одной канистры с весны этого года.
Вдали показались хребты — Сете-Дабан, Скалистый и Сунтар-Хаята.
Около Теплого Ключа на придорожной эстакаде при помощи балонника и сломавшегося штатного домкрата (раскрутился и отказался закручиваться) были установлены вставки в пружины.
После этого практически прекратился пробой в задней подвеске даже на больших ямах, неровностях и «волнах».
Когда проходит грузовик с прицепом, пыль может стоять 3-5 минут. Первые минуты вообще ничего не видно.
Вот стандартный пыльный след от грузовика.
Лучше идти впереди колонн, которые везут топливо, или подождать, пока пыль осядет.
Стали на ночевку на ручье Томпорук.
Питер делает зарядку. А в это время комары хотят им позавтракать… :о))
Медведи нас в этом путешествии не посещали. Хотя Дима потом в пешем походе на Камчатке увидел 17 взрослых особей.
Видно, медведи предпочитают уединение и не выходят к трассе. Местные дальнобои говорили, что раз-два за сезон увидеть медведя у трассы — большая удача.
Еду готовим на газу, костер — для вечерних посиделок.
Весь наш мусор, и часть чужого мусора на стоянках, мы собираем в пакеты и увозим с собой, выбрасывая мусор только в городах.
Красота!
Трасса идет вдоль реки Восточная Хандыга.
Мы планировали посетить озеро Джека Лондона рядом с Ягодным, дорога к которому требует повышенных внедорожных качеств автомобиля с пересечением реки Дебин, поэтому по ходу поездки мы тестировали Ховер на различных бродах.
Первый тест был на реке Сегенях (глубина до 60-70 см).
Вот видео брода:
Виды завораживают!
Дима залезает на сопки, чтобы поймать интересные виды.
Перед поселком Развилка находится огромная база дорожных строителей.
В самом поселке заброшенная АЗС.
До Магадана еще больше тысячи километров.
Дорога через легендарные Желтый и Черный прижимы к сегодняшнему дню капитально перестроена: срезаны горы и отсыпана новая высококачественная грунтовая дорога.
Когда-то это был самый опасный участок трассы, когда машины были вынуждены разъезжаться над пропастью.
Вот старая дорога.
Сейчас же дорога расширена, и этот участок дороги даже снабжен отбойниками. Также построен новый мост.
Росавтодор продолжает реконструкцию трассы.
Вот лагерь дорожных строителей.
Стали на стоянку на реке перед поворотом «Заячья петля». Отличная погода позволила даже помыться в реке, готовим обед, отличное расслабленное настроение.
Переставляя обеденный стол с солнца в тень, Дима поскальзывается на гладких камушках и рассекает себе запястье о случайно попавшийся скальник. Фонтан крови бьет из руки, как в боевиках. Дима: «Первое ощущение после падения — удивление. Ведь хожу в пешие походы более 20 лет, еще со школы, и никогда не видел таких травм ни у себя, ни у своих друзей и приятелей». Сразу же наложил жгут из своего ремня.
Благо мимо проезжали дорожные рабочие (Сергей — спасибо ему за помощь), которые оперативно и профессионально наложили жгут, сказали, как правильно продезинфицировать рану (вылить полбутылки водки), и наложили повязку.
Их оценка раны — плохая история. Нужно срочно возвращаться в Теплый Ключ (170 км) и зашивать запястье. Ехать в Усть-Неру — не имеет смысла, т.к. до туда под 350 км.
Поспешаем не торопясь в Теплый Ключ, т.к. на грунтовке лучше не ехать больше 60-65 км/ч, т.к. можно улететь с дороги и перевернуться. Забегая вперед, скажем, что местные медики скорой помощи делились с нами информацией, что основной причиной тяжелых аварий на трассе являются не столкновения автомобилей или плохая погода, а перевороты авто и вылет на обочину из-за высокой скорости. В таких авариях часто не выживают, т.к. удаленность населенных пунктов (сотни километров друг от друга и полное отсутствие мобильной связи вне городов) не позволяет оперативно оказать медицинскую помощь в течение «золотого часа».
Мы ехали до больницы 3,5 часа. Благо нервы не перебиты и пальцы шевелятся.
Успели приехать до того, как часть врачей уходит домой, оставляя в больнице только одного врача.
Вот как выглядит рассечение. Врачи сказали, что очень повезло, что вена и нервы не были перебиты и что оперативно была оказана помощь и спустя всего 4 часа рана была зашита.
Спасибо врачу Людмиле и медперсоналу больницы за отличную работу!
Ребята притащили из местного магазина сок, врачи сказали пить антибиотики и в каждом населенном пункте посещать местную больницу/травмапункт, чтобы обрабатывать рану и менять повязку. После этого случая пообещали друг другу пройти курсы оказания первой медицинской помощи.
На следующий день мы снова вернулись на это место, где случилось ЧП. Как оказалось, место непростое. В 1997 г. здесь случилась авария со смертельным исходом.
Вот камень, который рассек запястье (черный слева).
На ночевку мы стали недалеко от Теплого Ключа на берегу Восточной Хандыги.
Стрессовый день получился — ребята расслабляются горячительными напитками, Дима — чаем, т.к. принимает антибиотики.
Красота!
Главный вывод из ЧП — не стоит расслабляться, когда все идет хорошо. Именно эта атмосфера расслабленности привела к падению. Тем более нужно быть вдвойне осторожными, когда путешествуете по таким удаленным от цивилизации местам.
Постоянно на ум приходит сравнение атмосферы расслабленности и счастья, которая была у нас перед ЧС с атмосферой, которая была у экипажей Делики и Каравана при пересечении Тибета, перед трагедией.
Снова держим путь на восток.
Старые мосты.
«Заячья петля».
Поднимаемся на Оймяконское нагорье.
Выход вечной мерзлоты.
Команда разделилась на фотографов и водителей и когда Дима и Макс выходят из машины пофотографировать, Питер и Аркадий отдыхают — предаются чтению.
Это самая высокая точка трассы — более 1300 м над уровнем моря.
Именно на Оймяконском нагорье была зафиксирована самая низкая температура (−71,2°C) на всех континентах Земли, кроме Антарктиды.
Вдоль трассы дорожники делают удобные стоянки для отдыха.
Встретили газелистов из Ставрополя. От дома до Магадана и обратно они везли какой-то важный груз. Несмотря на то что «Газель» новая, у них практически полностью развалилась передняя ступица.
Вот они и не знали, смогут ли дотянуть до Якутска. Аркадий делает диагностику поломки и советует срочно становиться на прикол на ближайшей базе дорожников, ехать попуткой в Хандыгу или Якутск, покупать ступицу, возвращаться и ставить на место. Иначе можно просто стать на прикол на трассе. Здесь нет мобильной связи, да и трафик слабоват. Пожелали удачи ребятам!
Строят…
Самая известная АЗС на трассе — АЗС в Кюбеме. Отсюда на запад до Теплого Ключа — 254 км, на восток до Усть-Неры — 261 км.
Рядом с АЗС легендарная кафешка «Куба». На трассе не так много точек питания. Поэтому любая, даже мало-мальская забегаловка — уже достопримечательность.
Все блюда только из местной оленины. Для нас деликатес.
Готовят сами, по-домашнему.
Душа поет от пейзажей Оймяконского нагорья!
При строительстве дорог берут грунт из близлежащих рек.
Встретили группу немцев, которые доставили свои грузовые трехосные MAN из Владика до Магадана, и едут домой через всю Россию.
Стали на стоянку на берегу реки Индигирка в 10 км от Усть-Неры.
Комары зверствуют!
Въезжаем в цивилизацию — надо немного отмыть авто.
Стоянка очень красива, но загажена мусором. Собрали пару больших пакетов мусора (в основном, бутылки, пластики от пива и пакеты из-под сока).
Больниц в округе немного…:о)) Первым дело едем на перевязку.
Этот мост через Индигирку был построен только в 1978 году. До этого все сообщение этого поселка осуществлялось через Магадан и Оймякон (он находится выше по течению Индигирки).
Люди сюда пришли сначала за золотом, а потом за ураном. Именно здесь заканчивается Колымский тракт, который начали возводить заключенные «Дальстроя» в 1930-ых годах, вплоть до середины 1950-ых.
Именно отсюда на восток до Магадана идет дорога, получившая название «Road of bones» («Дорога на костях»).
Суровые усть-нерцы холодным летом ходят по городу в одежде с коротким рукавом.
Местное хирургическое отделение. Очереди не было, поэтому сделали перевязку запястья за 15 минут. Все заживает хорошо.
Дром знают даже здесь.
Местная золотодобывающая артель возвела абсолютно новый памятник, посвященный 70-летию Победы СССР в войне над фашизмом.
Сотни усть-нерцев не вернулись с фронта.
Так как топливо возят из Магадана, поэтому соответствующий ценник.
В паре десятков километров отсюда находятся горы Таас Кыстаабыт, увенчанные кисиляхами (высокими скальными столбами причудливой формы, образованными в результате криогенного выветривания).
Здесь крупный горнообогатительный золотодобывающий комбинат. Соответствующая техника на дороге.
КПП золотой артели «Янтарь».
Старый мост.
Новый мост.
Представляете, сколько уложено грунта, чтобы выровнять дорогу!
Река Артык.
Когда-то этот поселок был крупной транспортной базой. А теперь в нем нет даже АЗС.
Провели второй тест Ховера во время обеда на ручье Светлый (50 см). Макс бродомерит… :о))
С воздуховодом все ОК!
Заранее не подумали, поэтому при преодолении брода мы потеряли передний номерной знак — он был прикреплен на пластиковую рамку. Поэтому рекомендуем крепить номера на металлические рамки, если вы планируете пересекать водные преграды.
Немного покупали нашего «красного коня»… Бампер разваливается.
Остатки старых мостов.
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Отсюда до Якутска более 1200 км на запад.
А до побережья Охотского моря — более 800 км.
Местные дорожники заботливо отметили провал на дороге. Воды очень много — поэтому полотно в некоторых местах просаживается.
Очень оптимистично!
Стали встречаться брошенные поселки — в новой экономической реальности они стали бесперспективны.
Памятник погибшему экипажу бомбардировщика А-20, который потерпел крушение в этом месте в 1942 г.
Тут даже остались валяться обломки самолета.
Позже в краеведческом музее Магадана мы увидели экспозицию, рассказывающую об авиатрассе «Аляска-Сибирь», по которой во время Великой Отечественной войны советские пилоты перегоняли американские самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
За американский ленд-лиз Советский Союз платил золотом, в том числе тем, что добывался на Колыме.
Местные лихачи гонят на грузовиках под сотку…
Вдали брошенный поселок Аркагала. В 2007 г. здесь было 40 постоянных жителей, в 2010 г. уже никого.
Побродили по заправке бывшей Аркагалинской автобазы.
Подъезжаем к легендарному городу-призраку Кадыкчану.
Город возник в годы Великой Отечественной войны как рабочий посёлок при предприятии по добыче каменного угля Аркагалинского месторождения. Добыча велась подземным способом с глубин до 400 метров. Уголь использовался в основном на Аркагалинской ГРЭС. Часть угля возилась на машинах в Магадан. В сентябре 1996 года на шахте произошёл взрыв, погибли 6 человек. После взрыва шахта была закрыта. Экономически стало невыгодно развивать добычу угля на этом месторождении, т.к. после развала СССР промышленный потенциал Колымы был подорван, а ближайший крупный потребитель — магаданские электро-теплостанции — находились на расстоянии 800 км от месторождения. Поэтому всех людей выселили из посёлка в близлежащий поселок Мяунджа или в Магадан.
При всей трагичности судьбы города, сейчас этот город-призрак — одна из самых интересных достопримечательностей, которые могут посетить туристы на Колыме. Смотря на фотографии, многим покажется, что город производит гнетущее впечатление, но нам так не показалось — это место, где можно задуматься о том, как может выглядеть Земля после атомного апокалипсиса, подумать о вечном…
Охотники за металлом вырезали целые километры теплоцентралей в городе.
Все разбомблено.
Дом был сдан на излете Советского Союза — в 1986 г.
В Советском Союзе проживающим здесь платили очень хорошо: зарплаты в 5-6 раз превышали средние зарплаты в центральной России.
Системы отопления также были срезаны.
Мы заночевали в ангаре, где раньше ремонтировались БЕЛАЗы.
Готовим на костре, т.к. не смогли найти в Усть-Нере заправку для нашего газового баллона.
Ночью шел дождь, но нам в ангаре было сухо. Очень были интересные разговоры о городе, о судьбе человечества вечером у костра. Ночью был праздник для позвоночника — ровное бетонное покрытие.
Снег разрушил перекрытия.
Знаем, что уголь фонит, поэтому еще предыдущим вечером включили дозиметр, чтобы быть уверенными, что мы не стоим на загрязненном месте.
Утром мы продолжили осмотр города.
Это были теплицы, где местные жители выращивали овощи для восполнения дефицита витаминов в этих районах.
Разбитый вандалами бюст Ленина.
Спортивный зал.
Самый интересный объект в городе — местная школа.
Кто-то сжег спортивный зал школы.
Скоро ученики покинут город навсегда.
В городе остался единственный житель, который не собирается покидать город.
Возвращаемся на трассу и заправляемся в районе Мяунджи.
Это, наверное, самое дорогое топливо на всем маршруте.
Ховер и БЕЛАЗ.
Аркадий и колесо от БЕЛАЗа :о)
Сусуман — это самый большой населенный пункт в этом районе.
Все окрестности города перерыты драгами в поисках золота.
Уже по традиции заехали в местную больницу. Доктор, который перевязывал рану, очень заинтересовался Ховером. Хороший внедорожник, стоимостью меньше миллиона рублей (лето 2015).
На Колыме множество зданий сохранили без изменений изображения советского времени.
В городе Сусумане мы искали заправку газового баллона, но так и не нашли. Поэтому купили обычную китайскую горелку и одноразовые баллоны к ней. Гуляя по городу набрели на фотовыставку, посвященную 70-летию Победы. Вот как 9 мая 2015 года проходил праздничный парад в Сусумане.
Вмонтированный в здание фюзеляж Ил-18 — местная достопримечательность Сусумана.
Большой золотодобывающий бизнес.
Вот так грузят породу, а потом ее промывают в поисках золота.
Раньше, когда не было погрузчиков породы, приходилось строить вот такие конструкции, чтобы загружать породу в кузов автомобиля.
Восточнее Сусумана все долины рек перекопаны.
В Сусумане купили якутскую докторскую колбасу из оленины — для нас это деликатес.
Выехали за город и перекусили на берегу ручейка.
Вот наша новая горелка. Рекомендуем брать несколько систем, чтобы в путешествии не оказаться без газа.
Приехали в Ягодное. Стали искать людей, кто нам мог бы посоветовать, как доехать до озера Джека Лондона. Неожиданно к нам подошел местный житель Николай и сказал: «О, Дром приехал! Ребята, если вы будете проводить тест-драйв нового Урала, то я готов потестить его на зимниках Колымы и Чукотки». Мы немного опешили от такого предложения, и сказали, что Дром сейчас тестирует пока только легковые автомобили, а что будет в будущем — время покажет. Николай рассказал о том, что он дальнобойщик и специализируется на перевозке грузов по зимникам на Чукотку до золотых приисков. Потом наш разговор перешел на обсуждение дороги до озера Джека Лондона. Николай позвонил своему знакомому, который регулярно туда ездит.
Виктор (на фото второй слева), знакомый Николая (на фото второй справа), очень подробно объяснил состояние дороги. Главный итог: на этой дороге даже КАМАЗы застревают. Сейчас очень высокий уровень рек (самый трудный участок дороги — брод через реку Дебин), поэтому на легковушке туда не доехать.
Поблагодарив местных за дружеские советы и ценную информацию, мы поехали дальше.
На всякий случай свернули по указателю на озеро Джека Лондона — чтобы посмотреть уровень реки.
Когда мы подъехали к реке Дебин, удостоверились, что Виктор был прав: там был действительно слишком высокий уровень воды для Ховера, и мы оставили затею доехать до озера Джека Лондона.
Разрушен мост через реку Дебин.
Вдали показалось Синегорье. Это абсолютно реальные цвета гор, которые простираются вдоль реки Колыма.
Поставили лагерь в 5 км от поселка Синегорье и Колымской ГЭС.
Очень душевное место на берегу Колымы.
Завтракаем. Уезжать не хочется!
Так как мы въезжаем в Синегорье и пытаемся попасть на Колымскую ГЭС, решили прикрепить единственный оставшийся номер на передний бампер машины.
На всякий случай заехали на эстакаду в недостроенном ангаре для грузовиков.
Аркадий диагностирует автомобиль.
В целом все отлично. Единственное, что страдает — это пластиковые обвесы Ховера.
Аркадий крепит обвесы на проволоку.
В городе Синегорье когда-то жило 15 тыс. человек, которые когда-то строили Колымскую ГЭС и работали на разных предприятиях рядом со станцией.
Сейчас в городе осталось не более 3 тыс. человек.
Расцвет Синегорья пришелся на 70-80-е годы прошлого века.
Подъехали на КПП Колымской ГЭС. Подошли к охранникам и спросили, можно ли посетить станцию, представившись «Дромом», который делает автопробег из Владивостока до Магадана. Через 20 минут телефонных переговоров охранники получили от директора станции разрешение для нас посмотреть ГЭС.
Нас встретил заместитель начальника ПТО станции Алексей Корсун. Он провел для нас небольшую экскурсию.
Посетили центр управления станцией.
Госплан СССР планировал в этом районе мощный промышленный кластер. Поэтому станция имела проектную мощность 900 МВт. К сожалению, сейчас станция вырабатывает только 150 МВт — нет промышленных потребителей. Чтобы хоть как-то загрузить станцию планируется построить энергомост в энергодефицитную Чукотку и север Магаданской области, где активно развивается золотодобыча на таких месторождениях как Купол, Биркачан, Кубака и др.
Уникальность станции в том, что машинный зал расположен в скале под землей на глубине 46 метров. Это сделано специально: при низких температурах окружающей среды легче эксплуатировать агрегаты, которые находятся под землей.
Это водохранилище Колымской ГЭС.
Фото на память. В центре в белой каске — наш проводник.
Вот так выглядит будущий энерго-мост Колыма—Чукотка.
Спросят: «Где загорал-отдыхал этим летом?», а ты ответишь: «На Колыме…». :о))
Плановое посещение медучреждения. Все обслуживание во всех больницах на маршруте — абсолютно бесплатно! Показываешь полис ОМС, выданный для посещения домашней поликлиники, и никаких проблем.
Городской храм.
Цена топлива такая же, как и в Мяундже.
На повороте к Усть-Среднеканской ГЭС находится отличное кафе.
В кафе даже есть душ, которым мы и воспользовались.
Топливо везут из Магадана в Сусуман и Усть-Неру.
Вот какие здесь бегали бензовозы еще полвека назад.
На повороте к Омсукчану около 20 км отличного асфальта.
Ночуем около трассы рядом с поворотом на лагерь Днепровский.
Утренняя зарядка Питера.
Завтракаем.
Так как рядом не было медпункта, провели перевязку в полевых условиях.
Макс-медбрат :о))
Реальным же испытанием на внедорожные качества Ховера было посещение бывшего оловянного рудника «Днепровский», который функционировал в системе ГУЛАГа в 30-е – 50-е годы прошлого века.
Он находится в 20 км от основой трассы М-56, примерно в 300 км от Магадана.
Наученные предыдущим опытом, мы сняли номера и сложили их под сиденье водителя.
Именно на этой дороге нам потребовались все внедорожные качества Ховера, такие как: понижающая передача, полный привод и умение преодолевать водные препятствия глубиной до полуметра.
Здесь мы дооторвали задний бампер, который был ранее поврежден под Владивостоком в соревнованиях с УАЗ Патриотом.
Макс водобродит.
Автомойка на природе!
Рекомендуем посмотреть видео бродов по пути на рудник «Днепровский».
На самом деле мы пересекали только мелкие лужи и ручьи на очень высокой скорости. При значительной глубине машина пересекала броды медленно и осторожно.
Аркадию очень понравилось плавать на Ховере!
Постоянно проверяли воздушный фильтр — он абсолютно сухой.
Итог: броды до 60-70 см не несут угрозу гидроудара для двигателя Ховера при условии лифтования авто.
Доехали до лагеря.
Это один из самых хорошо сохранившихся лагерей ГУЛАГа на Колыме.
Продолжительная зима законсервировала здания и предметы обихода.
Основные разрушения строениям приносит высокий уровень снега зимой.
Люди покинули эти места 60 лет назад. Сейчас здесь хозяйничают медведи. Всюду в лагере медвежий помет.
Это здание бывшей электростанции, где стоял генератор.
Все штольни засыпаны.
Музей под открытым небом.
Смотровая вышка.
Будка для сторожевой собаки.
Поднялись к другой конвейерной ленте, которая еще лучше сохранилась, чем та, что расположена на въезде в лагерь.
Порода доставлялась в вагонетках из штолен и высыпалась на конвейерную ленту, где вручную отбирались наиболее ценные экземпляры породы.
Отобранная порода грузилась на автомобили и вывозилась для обогащения.
Отходы сбрасывались здесь же.
Мы делали замеры — на оловянном руднике «Днепровский» уровень радиации в норме.
Мы хотели попасть на урановый рудник Бутугычаг, который находится в 200 км от колымской трассы (на старой теньковской трассе), но, видимо, мы немного просчитались с расписанием, и у нас не хватило времени на посещение этого рудника. Именно там до сих пор повышенный уровень радиации и вся окружающая местность утыкана указателями об опасном радиоактивном фоне (фото Евгения Радченко).
Вернулись на трассу — прикрепили номера.
Скоро Магадан!
Чем ближе к Магадану — тем дешевле топливо.
Начался асфальт, который не закончится до Магадана.
Супермаркет в пос. Палатка. Мы в восторге от изобилия продуктов и красок! Прощайте, консервы!
Палатка известна тем, что в этом городке самое большое количество фонтанов на душу населения в России.
Стали на ночевку около реки в районе аэропорта Сокол.
Въезжаем в Магадан — номер сзади рисуем пальцем :о))
МАГАДАН
На въезде в Магадан мы обратились к офицеру ГИБДД, у которого спросили, что делать с потерянным номером, и он посоветовал отправиться на СТО на Хабаровской. Там мы сделали дубликат госномера.
Знаменитая стела на въезде в Магадан.
Машина узнаваема. Подъезжают местные дромовцы.
Из разговора с местными мы узнали, что это лето самое теплое за последние лет 20. Нам очень повезло с погодой. Как правило, лето на Колыме очень холодное и дождливое, жители все лето ходят в свитерах и плащах.
Полюбовались на магаданских красавиц в коротких юбках… :о)
В Магадане мы не видели заброшенных домов. Местные говорят, что большая часть людей из Магаданской области переехала в столицу области. Население 95 тысяч человек.
Сейчас власть проводит простую стратегию: оставить на Колыме 4-5 крупных населенных пунктов, а остальные закрыть, переселив людей в оставшиеся крупные населенные пункты, и осуществлять добычу полезных ископаемых вахтовым методом. Очень высокие расходы получаются на содержание большого количества населенных пунктов в экстремально низких температурах.
В Магадане неисчислимое количество заправок.
За 1500 рублей изготовили новый номер Ховеру.
Местный травмапункт Дима посещал все три дня, что мы были в Магадане. На 10-й день после ЧП врачи сняли швы, и Дима улетел в поход на Камчатку. Все, к счастью, зажило, как на собаке :о)))
У нас Большая Стирка!
Удивительно, но в городе не осталось прачечных. Повальное распространение стиральных машин в домашнем хозяйстве привело к тому, что практически во всех городах России днем с огнем не сыщешь обычной прачечной. Но мы таки нашли, где постираться: на комбинате, который обслуживает крупные золотодобывающие артели.
Интернета у нас не было 2 недели! Как и хорошего кофе.
Любопытно, что в Магадан эти торты прилетают из Москвы в замороженном виде. Потом размораживаются перед продажей.
Одна из достопримечательностей Магадана — местный рыбный рынок. Чего здесь только нет! Все свежее и по скромным ценам. Например, целая кета 3-4 кг стоит всего 250 рублей.
Крабы, креветки только что выловлены.
Палтусы, камбала, сельдь.
Огромный выбор копченой красной рыбы.
Икра 1800 руб. за кг. Любопытно, что позже, когда Дима был в Петропавловске-Камчатском, такая же икра стоила 2200-2500 за кг.
Закупились свежей рыбой и икрой и поехали на берег Охотского моря на рыбный шашлык.
Перевал на пути к поселку Армань, который был основан в 1770-х годах.
Не доезжая поселка Армань, свернули в районе озера Соленое в сторону моря.
Вот мы и доехали до Охотского моря и Тихого океана!!!
На морском берегу стоят рыбаки на специально выделенных участках.
Некоторые живут в домиках, некоторые в палатках. Платят примерно 600 руб. в день за непрофессиональную лицензию на вылов кеты (вылов для себя).
Проехали чуть дальше в поиске места для стоянки.
Один из рыбаков увидел надпись Дром на машине и настойчиво пригласил нас остановиться рядом с его лагерем.
Знакомимся с рыбаками.
Женя как лидер сразу наливает по 50 грамм местного арманьского самогона и предлагает закусить свежепожареными брюшками кеты.
Никита проводит мастер-класс в разделке кеты.
Вот так делается филе из кеты.
Кости и хвосты идут на лакомство чайкам.
Колымчане очень гостеприимны!
Так сушатся сети.
Ребята угощают нас «пятиминуткой» — свежей икрой кеты, просоленной в течение пяти минут в соляном растворе тузлук.
Вот так едят икру ложками!
Пока мы еще были в состоянии — мы успели поставить палатки.
Ребята идут проверять сети.
Как хорошо, что мы взяли в Магадане сливочное масло и хлеб! У ребят-рыбаков его уже давно нет. Они нас угостили икрой, мы — хлебом и маслом :о))
Очень душевно!
Ребята показали, что они делают с выловленной кетой. Филе солится, а потом уже дома упаковывается в вакуум и помещается в морозильник.
Ночью было выпито много… даже не хватило… :о))
Традиционная утренняя зарядка.
Купание в Охотском море. Не жарко!
Дядя Валера показывает утренний улов кеты.
Прощаемся с ребятами!
Возвращаемся в Магадан, где у нас забронировала экскурсия по краеведческому музею.
Мы специально попросили сотрудницу музея, историка, провести для нас подробную экскурсию по ГУЛАГовскому павильону музея.
В конце 1920-х гг. советские геологи обнаружили огромные запасы золота, олова и угля на Колыме.
Для освоения этих богатств был основан «Дальстрой» в 1931 г.
Сотрудница музея вкратце описала внешнеполитический и внутриполитический контекст, который предшествовал репрессиям и высылке сотен тысяч заключенных для освоения Колымы.
Октябрьская социалистическая революция ставила под угрозу развитие капитализма во всем мире и существование буржуазных элит Запада. Эти элиты в 1930-х гг. начали финансировать Гитлера с целью похода на Восток для уничтожения Советской России. Начатые в конце 1920-х гг. коллективизация и индустриализация имели своей целью в очень сжатые сроки подготовить страну к войне, которая была неизбежна. Для этого нужно было совершить технологический рывок и поставить экономику на военные рельсы. С 1929 г. по 1941 г. в Советском Союзе было построено 8600 заводов и предприятий, которые являлись передовыми на тот момент. Именно этот технологический прорыв, помноженный на огромные человеческие и материальные ресурсы нашей страны, позволил СССР переломить ситуацию на фронте уже в 1942-1943 гг. и в итоге победить в этой войне. Если бы СССР проиграл, с большой вероятностью наша страна потеряла бы не 27 млн. человек, а все народы, живущие в нашей советской родине. Они были бы сожжены в печах по печальному примеру евреев и цыган Восточной Европы, а Дальний Восток был бы оккупирован милитаристской Японией.
Для того чтобы построить предприятие, на закупку из-за границы (в основном из США) передового оборудования, требовалось золото. Так как Советская Россия отказалась оплачивать долги царского режима, то СССР не давали в долг и западные банки и компании предпочитали получать платежи пшеницей, золотом или предметами искусства. Вот почему стало актуальной скорейшая разработка золоторудных месторождений Колымы.
Любая революция пожирает своих детей. Согласно этому закону, который был красноречиво подтвержден еще во времена Великой Французской революции, революционеры Советской России после победы революции начали борьбу друг с другом. В этой борьбе победил Сталин, который стал уничтожать своих бывших соратников, включая троцкистов, которые рассматривали Россию как хворост, который они собирались бросить в костер мировой революции.
Репрессии также стали продолжением гражданской войны (военная фаза, которой закончилась в 1922-23), когда в 1920-30-е гг. шла классовая борьба с зажиточными крестьянами на селе, интеллигенцией, которая ностальгировала по царским временам и сожалела о смене власти, а также со священнослужителями.
Несогласные подвергались репрессиям и отправлялись в исправительно-трудовые лагеря.
За короткий срок руками сотен тысяч заключенных была освоена гигантская территория Колымы и Чукотки. В первую очередь искали золото и олово, а после войны — уран.
Золото было использовано для оплаты поставок из заграницы передового оборудования и военного снаряжения до и во время войны, а после войны из колымского урана была сделана первая ядерная бомба СССР, которая позволила достигнуть военного паритета в противостоянии с США и Британией, а потом и НАТО в Холодной войне.
В основном золотоносную руду добывали руками.
Руда таскалась в тачках или возилась на машинах.
Промывка золота была частично механизирована.
Автомобили также использовались.
На автомобиле АМО-3 построена вся Колыма.
Автомобили ЯГ-4 использовались для перевозки крупногабаритного груза.
На наш вопрос о десятках миллионов погибших от сталинских репрессий, о которых говорил Солженицын, сотрудница музея поправила нас: подтверждения таких данных в исторических архивах нет. После развала Советского Союза историки получили доступ ко всем архивам ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. Ниже — подтвержденная историками статистика о количестве заключенных во всех лагерях ГУЛАГа, и на Колыме в частности, в довоенное время.
На 1 января 1938 года в Севвостлаге содержалось 90 741 человек. Вот статистика приговоров заключенных: осуждённых за контрреволюционные преступления — 34 569 человек (38%), за преступления против порядка управления и бандитизм — 16 467 (18%), за имущественные преступления — 14 248 (15%), «социально-опасных и вредных элементов» — 10 139 (11%), за преступления против личности — 4653 (5%), за хищение соцсобственности — 4431 (5%), за должностные преступления — 3815 (4%), осужденных спецтройками за нарушение закона о паспортизации — 1505 (1,5%), за воинские преступления — 301, за хулиганство на транспорте — 109 человек и др. По срокам осуждения до 1 года имели 133 человека, до 2 лет — 3676, до 3 лет — 17 070, до 4 лет — 6662, до 5 лет — 29 555, до 6 лет — 4998, до 7 лет — 3448, до 8 лет — 6735, до 9 лет — 549, до 10 лет — 16 443, с заменой ВМН на 10 лет — 1432, до 15 лет — 24, до 20 лет — 8, до 25 лет — 8 человек.
По данным УФСИН по Магаданской области, с 1932 по 1953 годы в лагеря Колымы было завезено 740 434 человека. В последующие годы доставка заключённых на Колыму являлась незначительной, пока не прекратилась окончательно. По документам ведомственных архивов Магаданской области считаются умершими 120-130 тыс. человек, расстрелянными — около 10 тыс. человек. Остальные вернулись на материк или остались на поселение на Колыме.
Вот более подробная справка, которую делали сотрудники НКВД Севвостлага для своих отчетов в Москву.
По данным советского и российского историка Виктора Земскова, который посвятил много лет сбору статистики репрессированных в архивах "в период с 1 января 1921 г. по 1 июля 1953 г. по обвинениям в совершении контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлений было осуждено 4 060 306 человек,из них 799 455 – к высшей мере" [В.Н. Земсков, Масштабы политических репрессий в СССР (против спекулятивных и мифологических построений), Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №3, 2012, стр. 79-88]
В 1930-е гг. художник Виктор Светличный вот так изобразил работы заключенных на Колыме. Так строилась дорога через болота.
После войны в колымские лагеря поступили немецкие военнопленные, коллаборационисты с немецко-фашистскими захватчиками из Украины, Прибалтики и власовцы.
Первый шаг к национальному примирению сделал сам Сталин, когда когда во время войны освободил часть священнослужителей из лагерей и направил их во вновь открытие храмы для народного служения. После смерти Сталина часть заключенных была амнистирована, к середине 1950-ых большинство лагерей на Колыме было ликвидировано, а некоторые заключенные были реабилитированы (19,1% от всех осужденных или 737 182 человек было реабилитировано в 1953—1961 гг.) [В.Н. Земсков, Масштабы политических репрессий в СССР (против спекулятивных и мифологических построений), Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №3, 2012, стр. 79-88]
А в середине 1990-х гг. в Магадане был возведен монумент «Маска Скорби».
В центре Магадана был возведен Свято-Троицкий собор.
Сейчас Магаданская область не имеет статуса лидера золотодобычи России.
Сейчас самые крупные ресурсы золота находятся на территории Забайкальского края.
Очень рекомендуем не пропускать посещение краеведческого музея в Магадане при путешествии по Колыме. Наверное, этот музей содержит наиболее полное описание непростой истории этого края.
После посещения музея и собора, поехали в сторону поселка Ола.
Рыбачат.
Следующая ночевка у нас была запланирована в месте высадки первой колымской геологической экспедиции под руководством Юрия Билибина в 1928 г.
Именно эта экспедиция подтвердила наличие несметных сокровищ Колымы. В честь Юрия Билибина назван город Билибино на Чукотке, где расположена самая северная в мире АЭС.
Фоткаем нашего «красного коня» в закатном солнце рядом с местом высадки экспедиции Билибина.
На ужин — кета и кальмары на углях.
Еще в Южной Африке мы распробовали белое южноафриканское вино «Два океана». Когда мы увидели это же вино в Якутске, закупили про запас, чтобы отпраздновать окончание путешествия на берегу Охотского моря как части Тихого океана.
Самое прикольное, что мы везли все это путешествие надежный и проверенный мангал, купленный еще в Южной Африке. Сегодня он впервые пригодился!
Утром рыбаки проверяют сети.
На море нет проблем с дровами — очень много плавника.
Возвращаемся в Магадан.
Теперь пришла пора задуматься об отправке автомобиля из Магадана во Владивосток. Мы обратились в МагаданТрансАгентство, которое нам и организовало переправку автомобиля редакции Дрома. Стоимость отправки машины из Магадана во Владивосток составила 28700 руб. Для справки, из Владивостока в Магадан — 52000 руб. (потому, что из Магадана идут пустые суда). Как уже было отмечено ранее, наш наземный перегон от Владивостока до Магадана длиной в 7000 км потребовал затраты на топливо в размере 36700 рублей. Также 5700 рублей ушло на запчасти. Итого примерно 43000 рублей, не считая расходов на страховки, еду, проживание и т.д.
Так как Магадан является особой экономической зоной, любое прибытие или отбытие груза из порта Магадана должно получить разрешение от таможенников, несмотря на то, что груз отправляется внутри России.
Магаданские таможенники тоже читают Дром! Они были очень рады нам помочь быстро оформить все необходимые для отправки Ховера документы.
Через двое суток Ховер станет на погрузку в порту Магадана и через две недели будет во Владивостоке.
Аркадий не удержался и дернул за хвост проходившего мимо мамонта :о))
Нам нужно было помыть машину, так как Ховер был приглашен для участия в торжественной церемонии открытия местных гонок на выживание. Организатор мероприятия Андрей Щербаков (известный дромовец из Магадана под ником xoxol_mgdn) сел за руль Ховера. Именно он через два дня доставит машину в порт Магадана на погрузку. Благо документы на Ховера не имели ограничения на количество водителей.
Местные гоняют на японских колымагах.
Губернатор области даже выделил специальный карьер для этих соревнований.
Ховер торжественно открывает гонки, проехав первый круг трассы.
Ну, а дальше — началась бойня!
После гонок мы забурились в местный отель: помылись-побрились и потратили целый вечер на написание технического отчета об автомобиле.
Перефразировав известную поговорку про санки, скажем: «Любишь кататься — имей терпение написать отчет!» :о))
Рано утром закупаемся рыбой и икрой и стартуем в аэропорт.
Андрей Щербаков (второй слева) любезно согласился отвезти нас в аэропорт и принять на себя все заботы по отправке Ховера домой.
Не поспоришь!
Любопытно, в аэропорту Магадана бирки на багаж остались еще со времен СССР.
Дима изучает карту Камчатки. Все ребята разлетаются по домам, а ему предстоит еще трехнедельный поход по Камчатке.
Садимся на рейс до Хабаровска и покидаем гостеприимную Колыму!
Самые лучшие впечатления от этого края!!!
Ну, вот и все!
ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ ПИТЕРА (PeterC)
«Уже прошло некоторое время после поездки. И снова начинает с непреодолимой силой туда тянуть! И вот, кажется, прямо сейчас сел бы за руль своего Тахи и прямо из Питера махнул бы в Магадан — невзирая на километры и расстояния… Я, наверно, так снова и сделаю, поскольку старшая дочка вышла замуж, а у зятя тоже шило в заднице, видно это семейное, и любит он, как и мы, по свету в самые необычные места куролесить. Так что, думаю, поедем вместе.
Ну и напоследок. Вы, ребята, живете в прекрасной стране с прекрасными людьми. Цените это!»
Посмотреть эти и другие, невошедшие в отчет, фотографии из путешествия по Колыме, но в большом разрешении и с более подробным описанием, можно на сайте: www.ocean2ocean.ru
Удачи и хороших путешествий, Дима, Питер, Аркадий и Макс
Всех с Новым Годом!!! :о))
P.S.: После колымского путешествия Дима улетел на Камчатку, где присоединился к команде омичей для уникального пешего похода (200 км за 17 дней) через самый охраняемый природный парк полуострова — Кроноцкий заповедник! Была пройдена Парящая долина вулкана Большой Семячик, кальдера вулкана Узон, посещена знаменитая Долина гейзеров, Долина Смерти, вулканическая пустыня вулкана Крашенинникова, осуществлена переправа через Кроноцкое озеро, наблюдение за извержением вулкана Кизимен и купание в горячих источниках Тумрок. После этого мы побывали в районе вулканов Толбачик, Горелый, Мутновский (в т.ч. на Мутновской ГеоЭС).
Вот отчет об этом путешествии: По дикой Камчатке пешком, на ГАЗ-66 и TLC80.
P.P.S.: Наша команда открыта для новых участников, поэтому, если у вас есть желание присоединиться к нам в будущих путешествиях, оставьте свои контакты здесь: www.ocean2ocean.ru/subscribe.html