|
О совместном отпуске с мы другом Алексеем думали еще с осени 2010 года. Всю зиму искали, куда податься. Планировали, конечно, за границу — в Китай или в Тайланд, много читали, считали... Лето было уже на носу, а мы так и ни на чем не остановились. В начале июня мне позвонила подруга Лариса с очень заманчивым предложением — поехать на машине на Байкал. Они с мужем Александром тоже планировали долго свой отпуск и решили поехать на Байкал, искали компанию. Я этой идеей загорелась сразу же, так как слышала очень много восторженных отзывов о таких путешествиях. Друг Алексей согласился не сразу, так как за пару месяцев до этого разговора купил новенькую машину — и не просто новенькую, а совершенно новую модель — Hyundai Solaris.
Тем не менее, после не очень долгих размышлений было решено — поездке на Байкал быть!
Оговорюсь сразу, что место прибытия на Байкал нами было выбрано не случайно — прошлым летом коллега Александра вместе с семьей и детьми ездили на двух машинах отечественного производства на остров Ольхон на озере Байкал. Жить планировали в палатках, но погода внесла свои коррективы, и они были вынуждены искать жилье. В общем-то по их следам мы и поехали. Они и дали нам координаты местной жительницы, которая сдает комнаты.
Было решено ехать в начале июля.
Машины особо и не подготавливали — наш Hyundai Solaris только только прошел очередное ТО, произвели замену масла, у друзей свеженькая Mazda Axela (хэтчбек), также поменяли масла да и в путь.
Просмотрели свой маршрут по карте, спланировали примерно, мы взяли у знакомых навигатор (правда, карты, мягко сказать, не самые свежие). Путь от Абакана до поселка Хужир (а туда-то нам и надо было, вообще на Ольхоне несколько деревень) получился по нашим подсчетам 1 780 км.
Вещей собрали много — путь неблизкий, на Байкале никто из нас ранее не бывал, брали все подряд, включая палатки, матрасы, газовые горели, котелки и т. д., взяли даже автомобильный холодильник. Машины загрузили весьма прилично. Хотя стоит отметить багажник Solaris очень и очень вместителен. В основном все наши вещи туда вошли.
Итак, машины готовы, вещи упакованы, команда из пяти человек (собственно, я с другом и подруга с мужем и пятилетним сыном) готова к отъезду!
День первый
Мы сразу решили, что в ночь ехать не будем. Поэтому с утречка пораньше выезд и, не особо торопясь, сколько получиться до темна, пройти.
05 июля, 6:45 утра по местному времени. Льет дождь. Так как ребята из Черногорска, а мы, собственно, из Абакана, встретились сразу на Черногорском кольце (выезд на трассу М-53). Оттуда мы и начали свое путешествие.
В 8:30 утра уже были на границе с Красноярским краем. Остановились попить кофе и двинулись дальше. Погода начала радовать — и дождь закончился и солнышко встало.
До Красноярска поехали знакомой дорогой через Дивногорск, шли в среднем около 100-110 км/ч.
В 11:30 мы уже въезжали в Красноярск. В Красноярске у ребят были еще дела, поэтому было решено разделиться и встретиться позже у кафе. «Кафе MIX на Торговом». Те, кто бывали в Красноярске, наверняка знают старый торговый центр «Красноярье». Вот там-то и находиться это отличнейшее кафе. Мы с другом пока прогулялись по торговому центру, купили по мелочам все то, что спросонья оставили дома, размялись. В общем, пока пообедали, заправились, пока постояли в пробках из Красноярска, мы выехали ближе к 14:00.
В принципе, с той же скоростью мы и продолжали двигаться, никуда не торопясь. Мы ехали впереди, так как и навигатор у нас в машине стоял, и руль у нас слева — если приходилось обгонять, давали знать своим свободна ли трасса. Не доезжая Канска, Александр, видимо, слегка подустав, решил дать газу и, очень резво обогнав нас при первом же спуске с горы, был остановлен инспекторами ГИБДД. Оштрафован на 300 р.
Дальше Канск. Изначально планировали пройти его ходом, но Лариса обнаружила, что кое-что из вещей оставила дома. Пришлось искать магазин. Также заправились в Канске (мало ли где еще встретиться заправка, залили полные баки). В районе 18:00 выехали из Канска.
В 19:00 остановились поужинать. На подходящей полянке развернули пикник. Погода опять испортилась — жуткий ветер.
А дальше, уже за п. Решеты, началась «веселая» дорога. Точнее кончилась дорога. Ремонтные работы на трассе М-55 «Байкал». В принципе, за последующие два часа проехали в таких условиях мы совсем немного, около 100 км. Раньше дорога шла через Тайшет, но новая дорога идет напрямую, там уже есть указатели. Вокруг нескончаемая лесополоса — кафе вдоль новой дороги еще нет.
Место ночлега искали мы его еще с час — нескончаема лесополоса и никаких населенных пунктов... И вот оно! Одно одинешенько стоит посреди леса. Небольшая площадка, освещенная одним фонарем и двухэтажная избушечка. Название кафе я не запомнила. Там и решили ночевать — других вариантов не было. У кафе также обнаружили, что на «Мазде» оторвалась защита двигателя. Прикрепить ее не удалось, поэтому оторвали совсем.
Ну, комфортным наш ночлег, конечно, не назовешь — мы просто откинули передние сиденья назад и так легли спать, а забитую вещами «Акселу» мы минут 30 пытались разложить так, чтобы втроем там можно было как-то лечь.
Итак, около 00:00 по местному времени. Пройдено меньше половины пути — 830 км — ложимся спать.
День второй
06 июля. 05:00. Проснувшись, кроме наглухо запотевших окон ничего и не увидела. Стоит отметить, что ночью было холодно, шел дождь, пришлось заводить машину — гудела часа 1,5-2. Выйдя из машины, к своему удивлению, увидела кучу машин — два КАМАЗа, пару перегонщиков на легковушках и еще и длинномерку забитую «Логанами». В общем-то в 05:30 мы уже стояли пили кофе, завтракать решили позже. Итак, в путь.
В районе 09:00 (по абаканскому времени — в Иркутской области время на час вперед), чуть отвернув с дороги, остановились позавтракать. Погода не радовала. Та же картина, что и вчера — пасмурно и ветер.
А дальше мы попали в примечательный город под названием Нижнеудинск! На всю жизнь его запомню наверное..., а примечателен он тем, что в нем нет дорог. Нет дорог и вполне логично, видимо, что нет указателей. Ни одного клочка асфальта! Хотя нет — на мосту. Все то, что осталось от когда-то бывшего на мосту асфальтового покрытия! Чудное место.
Дальше был г. Тулун. Тулун запомнился мне лишь дорогим бензином и такси. Да-да — такси, примечательны они тем, что из семи встретившихся такси трех разных фирм марка авто у всех была одна и та же — Toyota Vitz.
Все это время мы, в принципе, ехали без остановок. Дороги местами так и не было, когда подъезжали к Усолью-Сибирскому (к моему удивлению, это оказался довольно большой город) погода окончательно испортилась — пошел дождь.
В Иркутске у нас была запланирована остановка для заправки, покупке сим-карты и собственно обеда-ужина.
Все также по дождю выехали в Иркутск в пятом часу вечера по абаканскому времени. Остановились на первом попавшемся рыночке и пошли искать сотовую связь. Попутно пообщались с продавцами с целью узнать, что им обещает метеоцентр — нас не обрадовали — дожди. Тут я окончательно убедилась, что зря не взяла резиновые сапоги. На их поиски мы с другом и отправились. Нашли их в общем-то совсем на другом рынке. Иркутск мы проезжали по окраине, настроении, мягко говоря, не радостное — очень уж хотелось хорошей погоды. Остановились на заправке — а там целый комплекс — мойка и кафе. Там заправились и пошли ужинать. Очень вкусно и, на удивление, недорого. Из Иркутска мы выехали уже в седьмом часу.
Дорога от Иркутска до МРС — стиральная доска (асфальт там на вес золота — поэтому асфальтированных участков почти нет), зато пейзажи необыкновенно красивые. Горная дорога это, конечно, неописуемо!
В 22:30 уже по местному времени мы подъехали к паромной переправе. Оказались первыми. Позже за нами подъехало еще 3-4 машины. В 23:00 подошел паром. Малый паром «Дорожник». На улице холодина, дождь льет, ветрища, Байкал в такую погоду выглядит устрашающе! На этот паромчик машины утрамбовали так, что мы не могли открыть дверки с водительских сторон. Плыли мы минут 20-30.
На острове нас остановил дядечка и с суровым видом предупредил: «Пройдите в центр мониторинга». Мы уж было напугались, а оказалось, что это просто центр по сбору денег. Непонятно, что эти люди делают для экологии острова, но берут по 50 р. С человека за каждый день пребывания на острове. При этом не проверяют это самое пребывание. Заплатив 100 р. мы спокойно поехали дальше.
Асфальта на острове, конечно же, нет. А размытая дождем дорога буквально как масло! На скорости чуть больше 20 км/ч машину уже заносит! А вокруг темнота и один черный черный Байкал... страшновато...
Плелись мы так до первых огней населенного пункта минут 40. Выяснилось, что нам еще дальше. Плелись еще минут 30 и уже далеко за полночь прибыли в поселок Хужир. Гостеприимная арендодательница нас дождалась, встретила, поселила, все показала.
Ура! Мы это сделали! Мы на Ольхоне!
День третий
07 июля. Проснулись мы по местному времени ближе к 11. Вышла на улицу и... о чудо! Небо ясное, солнце, но довольно прохладно. Конечно же, стали осматривать свое место обитания. Кроме дома хозяйки на участке еще было два гостевых домика, летняя кухня, баня и другие постройки (все видно на фото. Видно, что постройки совсем свежие — не более трех лет, все пахнет деревом — просто класс! Правда, домики все именно летние, слышимость — да и видимость — между комнатами тоже потрясающая :)) Но тем не менее жили мы очень комфортно. Прямо на веранде нам поставили столик и чайник, там стоял диванчик (точнее снятое сиденье УАЗика-таблетки). Очень понравилось.
Хозяйка — зовут ее Виктория, сразу предложила нам ряд экскурсий, для начала мы выбрали экскурсию на весь день на мыс Хобой, запланировали ее на завтра. Позавтракав, мы отправились смотреть окрестности и собственно Байкал.
Пляж находился минутах в 15 от нашего места обитания. По дороге мы, конечно же, не прошли мимо забора с надписью «Рыба». Прикупив байкальского омуля, отправились на пляж.
Распогодилось. Стало непросто тепло, а даже жарко.
Вид, открывающийся с пляжа, просто завораживает — красота безумная. Фотографиями и не передашь.
Побыв на пляже часа три мы решили отправиться в местный музей.
Музей находиться при школе. Он, конечно, небольшой но Хужир все-таки деревня, поэтому большего мы в общем-то и не ожидали. Все равно интересно.
Дальше, конечно же, было решено отправиться в позную и отведать столь популярное там блюдо — позы. Забегая вперед, скажу — позы мы попробовали там в трех разных местах — везде разные, но в первый раз все же самые вкусные.
Вечером опять похолодало. Но, как мы заметили, в этот период времени это особенности климата — холодно до 12 и после 5, а днем жарко. К середине июля теплеет гораздо раньше и держится тепло до позднего вечера.
Вечер мы провели за пивом с рыбкой.
День четвертый
08 июля. Первая экскурсия. Мыс Хобой. В десять утра по местному времени за нами приехал наш транспорт — УАЗик-«таблетка». Как мы уже узнали позже, это единственный экскурсионный транспорт на Хужире. Как объяснил нам наш экскурсовод, дорога местами «русский экстрим» и данный транспорт самый подходящий. Экскурсия рассчитана до пяти вечера, шесть остановок. В принципе, уже за первые полчаса мы поняли, что подразумевалось под «русским экстримом» — канавы, ямы, перепады...
Не буду много рассказывать об этой поездке, скажу лишь, что экскурсия очень понравилась. Интересные легенды, совершенно потрясающие пейзажи и изумительная уха на обед! Очень советую тем, кто собирается на Ольхон, взять экскурсию на Хобой.
День пятый
09 июля. Утро не порадовало — на улице пасмурно и холодно. О планах «позагорать» пришлось забыть. Прогулялись за рыбой и весь день провели дома. Готовили рыбку на мангале. Вкуснятина!
День шестой
10 июля. На улице еще похолодало. Достали из арсенала самые теплые вещи. Но отпуск не резиновый, поэтому время даром терять не стали и пошли на знаменитый мыс Бурхан (скала Шаманка). От нашего дома она находилась минутах в 20-30 неспешной ходьбы.
Опять же получили массу впечатлений — удивительное место! Провели там часа 3-4. К нашему удивлению, и погода существенно улучшилась.
Возвращаясь, решили пообедать в кафе. Нашли интересное местечко — кафе «Юрта», сделанное и впрямь по форме юрты.
Так весь день и пролетел.
День седьмой
11 июля. На этот день у нас была заказана экскурсия на катере на две остановки — на остров Сурхайты, известный находящимся неподалеку от берега Святым источником, вода в котором избавит от проблем с желудком и простуд, а также к буддийской ступе на острове Огой. Существует поверье — если обойти три раза вокруг ступы, думая только о хорошем, тогда все сбудется. Погода прямо как на заказ — тепло!
Собственно, вот он наш катер..., катерище просто!
На остров Сурхайты мы добрались примерно за час. И пробыли там почти полдня. Очень живописное место!
А дальше коррективы в наши планы внесла погода — поднялся шторм, для нашего небольшого катерочка это стало большой проблемой, и капитан решил не рисковать — пришлось вернуться домой. На острове Огой мы, к сожалению, так и не побывали.
День восьмой
12 июля. На улице солнце с самого утра! Ура! Мы отправились на пляж и провели там почти весь день. Около 5 вечера опять (я уже выше упомянала об особенностях климата Ольхона) похолодало, и мы отправились домой есть рыбу. Хочется отметить еще одну прекрасную особенность Ольхона — там нет комаров, москитов и других кровососущих! За все время нашего там нахождения ни один из нас не получил никаких укусов. Поэтому репелленты можно смело оставлять дома.
День девятый
13 июля. В общем-то, весь день мы посвятили походу по сувенирным лавкам и сборам в дорогу — на следующее утро выезжаем домой.
Вечером поехали мыть машины. Разузнав, где это можно сделать, поехали к знакомому нам причалу — бывший рыбокомбинат.
День десятый
14 июля. Ну вот и день отъезда. 05:00 по местному времени. Упаковываем сумки в машины, завтракаем и вперед.
На выезде из острова остановились у приветственного стенда и повязали ленты на деревья.
Вот мы уже у паромной переправы. 7:30 утра по местному времени. На этот раз нам повезло больше — мы проплывем на большом пароме «Ольхонские ворота».
Расписание паромного комплекса.
Мы еще на Ольхоне в одной из сувенирных лавок выяснили у очень любезных владельцев лавки, что стоит посмотреть в Иркутске — нам посоветовали и даже расставили точки в навигаторе. Первое, что нас посоветовали — иркутский нерпинарий. Туда-то нам и предстояло попасть.
В Иркутске мы оказались около 11:00 по местному времени. Город мы осмотрели весьма поверхностно, все проездом. К тому же было перекрыто движение по нескольким улицам — ремонт дорог. Вот пара кадров, которые мы успели захватить.
Институт иностранных языков (г. Иркутск).
Административное здание РЖД (г. Иркутск).
А вот и наша цель! Нерпинарий! Нерпинарий находиться по адресу: г. Иркутск, ул. 2-я Железнодорожная, 66. Купили билетики на представление, до него оставалось время пообедать. Далеко ходить не стали и поднялись в кафе, расположенное двумя этажами выше. Кафе «GOVINDA». Поклонникам индийской вегетарианской кухни советую, а тем кто привык к традиционной кухне порекомендую поискать кафе в соседних торговых центрах.
К сожалению, фотографировать представление нельзя. Зато после можно купить видеозапись или сфотографироваться с байкальской нерпой. Представление длиться около получаса и равнодушным, конечно же, не оставляет. Ничуть не пожалели о том что сходили в нерпинарий.
Выехали из Иркутска после 14:00. На улице жара. Зато есть возможность разглядеть все то, что проезжаем.
Невероятной красоты собор. Жаль, что не получилось отразить это на фото
По времени мы были ограничены, поэтому останавливались мало. За Иркутском все время шли ходом. Заночевали на том же месте, что и в прошлый раз.
Итак, пройдено больше половины пути. Вполне справедливо утверждение, что дорога домой всегда короче.
День одиннадцатый
15 июля. Проснулись мы около 07:00. Позавтракали в этом же кафе и ближе к 08:00 выдвинулись домой.
Шли мы быстрее, чем на пути к Байкалу: 110 — 130 км/ч. Около 13:00 были уже в Канске.
В районе 15:00 были в Красноярске. В городе не останавливались, заправиться решили в Слизнево, там большая заправка с кафе.
Перекусили так же на заправке и поехали домой. На до боли знакомой дороге скорость развили тоже немалую. Так как день недели был пятница, красноярцы стройными вереницами двинулись на озера Хакасии. Лично мне было страшно ехать в постоянной чехарде и догонялках. Зато и опомниться не успели, как проехали Новоселово, а там до дома всего ничего.
Итак, 19:40 мы у поворота в Черногорск. Напомню, что мы с друзьями из разных городов, и нам с другом предстояло ехать дальше. Попрощавшись разъехались по домам.
20:15 — Дом, милый дом!
В заключении своего повествования скажу немного о цифрах.
В обоих направлениях пройдено 3 700 км.
Расход на Hyundai Solaris — 6-6,5 л./100 км.
Потрачено 240 литров бензина.
На дорогу потрачено (включая бензин и питание) 8 000 руб. (цифра примерная +/- 500 р.).
Но никакие цифры не сравнятся с теми впечатлениями, которые оставило путешествие на Ольхон! Это удивительное место! Очень рекомендую всем, кто решил посетить Байкал, отправиться именно на остров Ольхон.