Дорога к таежным отшельникам и на резиновой лодке по Байкалу

06.11.2019 | 21773 просмотра

ЧАСТЬ 1. ДОРОГА К ТАЕЖНЫМ ОТШЕЛЬНИКАМ

Немного расскажу, как мы съездили на Холодненский перевал. Из своей таежной глухомани связалась с нами Ольга, спросила, сможем ли мы ее встретить на «бочках». Бочки — конечная точка, куда на машине можно еще добраться. Там разгрузим и оставим продуктовые запасы для людей и животных. А живности у Володи и Ольги, как у добрых хозяев: собаки, кошки, куры и козы. Продукты затариваются в бочки, закрываются так, чтобы не смогли достать медведи. А поживиться они на «халяву плиз» очень даже любят. И даже казалось бы, что бензин их не должен волновать, но прокусят емкости непременно. Так что приходится прятать надежно все. Ну, а с этого места все, что привезли, постепенно перекочует через два перевала домой. Ходьба туда и обратно занимает не один час. Зимой на «буране». Расписывать, кто такие Володя и Ольга не буду, т.к. о них уже был рассказ «Жизнь на грани невозможного».

Итак, подготовили, отремонтировали машину, свой УАЗ. Недели две ждали, когда спадет в реках вода. Родители Ольги привезли кое-какие продукты для них, бензин. Да и сами мы взяли бензина про запас. Машина даже присела. Взяли в Нижнеангарском лесхозе разрешение на проезд в тайгу, т.к. время пожароопасное, вокруг все в дыму.

Поехали. До этого я была только в бывшем поселке Перевал. Дальше не ездила. Поэтому мне все интересно.

Ревень цветет.

Писать много не буду, просто расскажу ВАМ, как мы ехали, где ночевали и что видели. Проехали п. Перевал, познакомились с напарником второго оленевода. Переправились через р. Тыя, здесь она уже не такая полноводная, как у нас в городе, но зато очень каменистая. Дождей в этом году не было, потому грязевую резину не стали одевать. Правда, дальше пришлось кое-где пожалеть. Хорошо у нас была лебедка — сами себя вытаскивали.

Медведь безобразничал.

Уже в сумерках добрались до зимовья. Здесь похозяйничал медведь, все разбросано и разодрано. Окно зияет пустотой. Саша нашел пленку, закрепил по краям от комаров, с обратной стороны припер валяющимся тут же матрасом. Убираться на ночь глядя не стали. Поужинали и легли спать.

Утро. Прибрались в зимовье.

Не спится, прислушиваюсь к каждому шороху, и комар достал, все звенит где-то под ухом. Зимовье известно по названию Кудушкит. В прошлом году именно здесь медведь напал на человека. Ехали на Урале, двое ушли ночевать в зимовье, третий остался в кабине. Ружье только у того, кто в машине. Утром взял туалетную бумагу, спрыгнул на землю. Тут же на него кинулся медведь, единственное, что успел водитель, бросить бумагу в зверя. Секундное замешательство дало возможность заскочить в кабину. Ружье снять с руля уже не успевал. Медведь во весь огромный рост стоял в открытых дверях кабины. Когтистая лапа царапнула по одежде. Все происходило в считанные секунды, и ружье, на счастье, было дулом к хищнику. Мужики, что ночевали в зимовье, говорили, что слышали, как за стенами было какое-то движение, но подумали, что это их товарищ рано проснулся. А это медведь готовился встречать людей, ждал. Вот так туалетная бумага спасла жизнь, быть может, не одну. Тушу мишки оттащили от зимовья метров за сто, а когда через неделю возвращались обратно, от медведя остался маленький кусок шкуры (я видела). Ни костей, ни мяса, ни шкуры!

Утром позавтракали, прибрались в зимовье и пошли фотографировать цветущее ущелье. Цветет аквилегия (водосборник), жалко пора цветения жарки прошла.

Зимовье «Кудушкит».

Цветет бадан.

Цветет кашкарник.

Растение-цветок ядовит (название не помню).

Дорога от зимовья постепенно идет в гору. Все выше и выше. Сегодня нам повезло, дым, что закрывал вчера вокруг обзор, рассеялся. Ночной дождь не мог затушить бушующий где-то недалеко пожар. Скорее всего поменялось направление ветра, и дым от нас уходит, лишь легкая синева закрывает горизонт и вершины гор. Остановились недалеко от тригопункта. Геодизический знак с серпом и молотом. Какая-то легкая щемящая тоска и боль от осознания безвозвратности.

Дальше внизу местами заболоченные участки дороги. Да и дорогой это назвать трудно. Несколько раз пришлось прибегать к помощи лебедки. Новая резина поуже грязевой, машина с хорошим грузом, потому проваливаемся. Комары, мошка и пауты, или как еще они там называются?! Это, братцы, что-то! Они не только успевают закусить нами, но умудряются залезть в нос, в глаза и даже в уши!

Жизнь закрутила.

Переправились через речку Апчада. В прошлую поездку эта речушка так впечатлила мужа, что, когда переправлялись через многочисленные и нешуточные переправы других рек, говорил: «Эти ничего, а вот как там Апчадаааа?! Глубокая, быстрая и каменистая!» А увидели такую небольшую речушку. Вот что значит засушливое лето. Заглянула в разрушенное зимовье. Когда-то в этом месте базировались геологи и здесь была баня. Позднее баню использовали как зимовье. От домов геологов ничего не осталось.

Цветет золотой корень.

Когда придут наши таежные друзья, не знаем. Мы, рассчитывая, что река полноводная и немного порыбачим, встречу назначили на сутки позже. Но река наши надежды не оправдала. Да и летучей, кусачей заразы столько много, что даже под расстрелом рыбачить здесь не стану! Вот на Байкале, да! Мой умница муж, несмотря на мои скептические замечания, взял сетчатый шатер. Это такое чудо, наконец можно спокойно отдохнуть! В кабине жарко, а здесь свежо, и комары не кусают!

Ночевали у зимовья в машине. Ночью был настоящий колотун, еле дождались появления солнце. Середина лета, а мы чуть не замерзли! Я понимаю, было холодно на Байкальском хребте, и даже иней образовался на стеклах. Но тогда был уже сентябрь.

К обеду пришли Володя и Ольга со своими друзьями-помощниками собаками.

Отвезли на «бочки» привезенный багаж. Стали собираться в обратную дорогу, и Володе, пока светло, надо успеть вернуться домой. С Олей одна из заболевших собак. Вроде столько выгрузили вещей, но кабина заполнилась другим скарбом. Собака дисциплинированная, вела себя очень спокойно. Оля в дороге спросила, как у нас прошли день и ночь, все ли было спокойно и тихо. Потом объяснила, что на подходе к зимовью, недалеко от нас, увидели совсем свежие следы и помет медведя. Володя даже снял с плеча ружье и успокоился только тогда, когда увидел нас.

На обратном пути снова пригодилась лебедка.

Я фотографирую природу, цветы, горы. У нас еще одна цель — заехать на заброшенную старую буровую. Почему бы нет, интересно побывать в тех местах, где когда-то кипела жизнь. Странное чувство, вроде глухомань, и вдруг среди тайги и зарослей карликовой березы видим телеграфные столбы. Естественно, уже без проводов. Но здесь была жизнь, куда-то шло электричество. И откуда-то! Переправляемся через довольно неплохие реки, там были мосты, но сейчас они уже для переезда непригодны. Река Одока петляет, и потому мы через нее проходим несколько раз. Поднимаемся все выше, дорога довольно заезжена.

Остановились у какого-то бывшего лагеря. Недалеко из пробуренной скважины из трубы бежит чистая и холодная вода. Здесь народ организовал себе баню. Наши расследования были такими: в палатке стояла скамейка с дощатым полом, в стороне корыто с камнями и остатками угля и головешек, камни накалялись, ванну заносили в палатку. Вот вам и парилка, только плесни на камни воды! И что здесь была баня, подтверждает бутылочка от шампуня и белесые мыльные разводы.

Едем дальше. И хотя земля скудная, каменистая, везде радуют глаза цветы. Самое удивительное, это маки. Желтые и белые, в расщелинах между камней и совсем рядом со снегом. Я первый раз вижу в наших краях маки. Места здесь суровые. Еще в мае лежит снег, а сентябре уже будет снег. Природа, как живое существо, торопится порадовать себя чудесными цветами. Вот нам бы еще научиться бережно относиться к окружающей среде! Отдохнули внутри буровой. Сквозняк, прохлада и, самое главное, ни одного комара. Блаженная от них передышка.

Внизу побывали в покинутом поселке буровиков (?) Дома, складские помещения рядом с крошечной речушкой. Как и везде, большие заросли ревеня, щавеля, лука, валерьяны и много другой растительности. Все и всё любят воду! Золотого корня в этом году не стали набирать, еще с прошлого года есть. Зато набрали на зиму курильского чая, саган дайлю, листьев душистой смородины. Какой чай у нас будет душистый и полезный! Завидуйте!

Это место называют «Аквариум». Чуть выше водопад, рыба «тусуется» здесь. Сначала я их не видела, а потом разглядели. Мы даже поймали несколько хариусов. Не как истинная рыбачка, но с сожалением похвастаюсь — рыба у меня сорвалась большущая, удочка даже согнулась пополам. Саша сказал, что неправильно вытаскивала. Да я согласна! После такой потери разыгрался азарт, но уже надвигались сумерки. Хотя недалеко есть зимовье, задерживаться не стали. Почему-то именно здесь много медведей, не хотелось бы с ними встречаться. Недавно в зимовье мишка даже полы вскрыл и копал себе берлогу. Тем более, избушку они почему-то особо любят. Приедем, а там ХОЗЯИН благоустройством занят! Снова заволокло дымом. Багряное солнце через дымовую мглу еле проглядывает. И все же я успела сделать много фотографий и видео на память. Природа мне подарила чудесные моменты без дыма. В поселке Перевал заночевали в вагончике.

Хозяин этого дома не очень давно умер. Дом и пристройки когда-то были сделаны добротно. Был человек, который любил много читать, и вот его не стало. На столе книги, в основном все фантастика. Жил в окружении удивительной природы, на досуге уходя душой в мир грез-фантазий.

Два Алексея и их олени. Посидели немного, поговорили. Осенью с Олей отправим им снова книги и журналы. Мы для них накопили два мешка, но сейчас не смогли привезти, т.к. груза и так было много. А они люди читающие, в доме много книг.

Очень высокие деревья, ствол чешуйчатый, листья как у ивы. Название не знаю (?)

Сегодня дорога от Перевала словно автобан! Встретили геологов, их задача найти золото. Когда-то думала, что геологи ходят с рюкзаком и киркой, как-то спросила сына, что он ищет и что нашел? Ответил: «…мама, я не хожу с киркой и рюкзаком, я геофизик, и ищу нефть». Когда геологи попали нам навстречу, решила не упускать такого случая, познакомиться и поговорить. «Героически» бросилась им чуть ли не наперерез! Но зато такие снимки и видео на память! Сказала, где ребята смогут себя увидеть: на дроме и в ютубе. Жалко, не получилось видео, где мне рассказали, как комбинировали и сделали эту машину на гусеницах с ковшом.

Собаку кличут Витим.

Наши местные мужики. Олины знакомые.

В дороге туда и обратно мы были пять дней. Один раз испугалась, машина заглохла и не захотела больше ехать. А проехали мы к тому времени приблизительно километров восемьдесят. Позади несколько речек, горы-перевалы, комары и пр. И медведи! Ну, трусиха я! Как представила, сколько нам придется топать пешком обратно!..

ЧАСТЬ 2. НА РЕЗИНОВОЙ ЛОДКЕ ПО БАЙКАЛУ

Уже две недели как дома. Саша окончательно разобрал во дворе сараи, переключился на машину. Готовимся на Байкальских хребет или еще куда-нибудь. Я отговариваю, ссылаясь на то, что шея, лицо и руки до сих пор горят от укусов мошки и комаров. Лучше ехать в сентябре, когда мошки уже нет. Муж смеется: «А что нам еще с тобой делать? С зимником нас окончательно и бесповоротно обломали. Хотел еще годик поработать. МАЗ отдали и готовить его к работе не надо, зато посмотри, сколько появилось свободного времени». Спрашивает: «Может, поплыли на Хакусы? Столько лет здесь живем, а все не соберемся сходить туда своим ходом. И порыбачим где-нибудь». И начались сборы! Это же не сборы: взять рыболовные снасти, червей накопать (купить), перекус на раз-два. Поход наш намечается с Северобайкальска до Нижнеангарска, мимо острова Ярки, проход рек Кичера и Верхняя Ангара, вдоль берега Байкал до горячих источников Хакусы. Сколько же километров на лодке выходит? Говорят, около 120 километров. А еще назад возвращаться!

Две фотографии из интернета.

Ну и багажа у нас набралось. Одна лодка не утащит. Продукты, палатка, одежда теплая, спальники, коврики и конечно бензин. Бензина много не бывает! Взяли 70 литров. Сразу скажу, использовали туда и обратно больше сорока литров. Погрузили часть вещей в машину, другую в прицеп. Едем до мысовых тоннелей, там выгрузим весь скарб. Две резиновые лодки, одна большая, другая поменьше, мотор к лодке. Нам хорошо, ехать далеко не надо, другие путешественники для того, чтобы только увидеть и побывать на Байкале едут за тысячи километров. Муж вернулся домой, поставит машину и назад.

Загрузились, привязали лодку с багажом к своей лодке. Ну, что с Богом, поехали! Или пошли? Как правильно говорят мореходы? Тревожно немного, непривычно. Странно, Байкал в разных местах разный. То вода спокойная, мягко колышется, в других местах рябь, за Нижнеангарском на подходе к Яркам уже небольшое волнение. И даже в лодку иногда попадают брызги. Идем мимо Нижнеангарска.

Кажется, начали привыкать и даже от берега уже держимся не близко. Но это, конечно, наглость, не такие уж мы опытные мореплаватели, т.е. совсем никакие! Прошли через протоку устья Кичеры на воды Сора.

С другой стороны Ярков зашумели-зачастили волны Байкала. Время ближе к вечеру, дальше не идем. Сегодня мы туристы, наша цель отдых, созерцание, знакомство с островом Ярки, Байкалом и с побережьем, до самых Хакус. Идем мимо острова, пытаемся найти место, где нам причалить. Каждая попытка заканчивается ничем. Со стороны вроде берег, подходим ближе, мелководье, дальше высокие камыши стоят полностью в воде. Продираться сквозь них до берега нет смысла. Но зато это тоже знакомство с Ярки.

Год или два назад эти камыши не были так подтоплены. Вода в Байкале сильно поднялась, забрав большую часть суши. Наконец облюбовали себе маленькую заводь. Небольшие березки склонились над водой, здесь тихо, даже у берега рыба плещется. Место нашей стоянки необычное, участок, где собираемся ставить палатку и импровизированную столовую, состоит из большой кочки многолетних камышовых корней. Сзади камыши в воде, впереди воды Ангарского Сора и мы на своем чудесном островке. Как в песне, «…вода, вода, кругом вода…» И еще один подарок, нет комаров и мошки! Лишь мельтешит мелкая моль. Сидим любуемся, вдыхаем свежий воздух. Очень жалко, что едва проглядываются горы противоположного берега. Все в дыму. Пожар на сопках бушует уже два месяца. Оттуда дым стелется вдоль берега до самого города. Затушить, видно, так и не сумели. Мимо нас проносятся катера, идут катамараны с отдыхающими.

А мы сегодня отдыхаем здесь. Покушали, пьем чай. Попробовала ловить рыбу с берега. Клюет хорошо и ловится тоже, но на крючке одна мелочь. Отпускаю с пожеланием — расти большая. На сегодня впечатлений и хлопот хватит, темнеет, лезем в палатку и в спальники. А Байкал совсем разбушевался, гудит! Утром оставляем одну лодку на берегу, на другой плывем рыбачить. Но то ли мы такие рыбаки, то ли просто не знаем места рыбные, возвращаемся назад. Да и штормит наш знаменитый Сор помаленьку. Какая уж тут рыбалка? Два года назад мы здесь недалеко в штиль утром тоже рыбачили, и клевало. Заштормило вроде бы так слегка, но уже минут через десять мы с трудом вернулись на берег. Испугалась я тогда сильно, когда вдруг обнаружила, что мой муж без спасательного жилета.

Спасибо этому месту, плывем дальше знакомиться с островом. На Хакусы сегодня не идем, на Байкале большие волны. Сор спокойный, дальнейшему путешествию и знакомству с местной достопримечательностью, знаменитым островом Ярки, не мешает. По ходу понимаем, что во многих местах можно подойти к песчаному берегу на лодке и расположиться на отдых. Камышей стало меньше. Потому причаливаем к берегу несколько раз. Не отдыхать и загорать, а знакомиться. Действительно, остров весь из песка, поросший кустарниками, стлаником, даже черемуха и рябина под давлением ветров с Байкала и Ангарского Сора растут небольшими кустарниками. Местами заросли голубики, кое-где шикши. Со стороны Байкала песчаные отмели. Вот где можно загорать и отдыхать вволю! Но сегодня там не комфортно, дует холодный ветер, штормит. Остров активно посещается туристами и местными жителями. В некоторых местах столы, скамейки, тент над головой. Все для отдыха, но остается легкое разочарование. Люди, ответственные за туризм и занимающиеся перевозками, конечно, не бог весть сколько имеют от этих перевозок. Собрались бы, обсудили и сделали места отдыха более цивилизованными. А ВЫ, ГОСПОДА ОТДЫХАЮЩИЕ, что же так не уважаете себя и природу? Как-то же привезли сюда бумагу, пакеты, бутылки и банки всех мастей. Так, может, так же и назад заберете и оставите в предназначенных для этого местах? Это совсем не обременительно и не унизительно. Никто за вами не будет контролировать. Самый главный контролер — ваша совесть. Вот только беда в том, что совесть она есть или ее вовсе нет. Нет, на этот раз мы ни за кем не убираемся, как это делаем в походах в других местах. Здесь не закопаешь в песок, т.к. песок сыпучее вещество, через некоторое время все вылезет наружу. И с собой не возьмем, в конце концов, мы тоже туристы, а не мусорщики!

Сегодня выходные и причалить на облюбованный нами берег не получится. Везде отдыхающие, палатки, пахнет шашлыком. Немного покружив, возвращаемся назад. Там мы видели посреди острова заводь, а на противоположном берегу палатку и лодку. На веслах прошли туда через отмель, поросшую камышами.

Причалили к берегу. Саша пошел искать место, где не так будет доставать ночью ветер. Раскинули лагерь под песчаным курганом, наверху которого растет стланик. Здесь тихо. Перекусили, я иду искать место, откуда можно порыбачить, Саша на лодке поплыл с той же целью. Уже сумерки, вернулись к палатке, почистили рыбу, легли отдыхать. Утром пожарили рыбу и сварили уху.

Сегодня полноценный отдых, загораем. В палатку забилась всевозможная мошка, пауки. То ли мы у них в гостях, то ли они у нас. Пытаюсь поймать большущего паука и выставить на свежий воздух. Паук падает на коврик. Десятки микроскопических недоношенных паучат бросаются врассыпную. Облегченная от ноши мамаши стоит на месте не шелохнется. Это просто чудо, первый раз вижу такое! Выношу убитую горем мать из палатки. Прости, уж так получилось! Вечером снова рыбалка. Муж говорит, что видел следы лисы. Удивляюсь, на острове? Скорее всего, это отдыхающие были со своей собакой. Лису я увидела вечером. Значит, ночью надо ждать гостью. Убираем все припасы в лодку, закрываем пологом. Оставили недалеко угощение — рыбу. Ночью приходила лиса, шумела банками, прошелестела близко с палаткой по пологу. Утром у входа в палатку обнаружили оставленные ею подношения: мышь и птицу. Наши угощения не тронуты. Интересно, что это за лисий ритуал такой? У нас кошка всегда мне под ноги приносит мышь. Сама не ест, видно, меня угощает. Недалеко отдыхают иностранцы. Проплывали в акваланге с подводным ружьем мимо нас. Еще утром Саша, когда один проходил мимо, что-то спросил у него. Мужчина улыбнулся, ответил: «Я по-русски негабарит!» На «негабарит» не похож, спортивный парень!

Байкал успокоился, и мы в дорогу. Идем мимо острова Ярки. На берегу отдыхающие, загорающие, лодки, катамараны. Думаю, большая часть загорающих и отдыхающих на противоположной стороне Сора, на берегу Байкала. Там солнце, песок и теплое мелководье. Самый длинный пляжный рай. Из-за мелководья и травы близко на этот раз к острову не подходим. Мы уже много за прошлые дни здесь разведали! Остров Ярки действительно весь песчаный, шириной около ста метров, местами чуть больше. Длина этой песчаной косы с водными перемычками 18 километров. Всю северную часть от берега до берега, остров, как забором, ограждает Байкал от болотистых вод Ангарского Сора. Исчезновение Ярков грозит экологической катастрофой для Великого озера. Хрупкий рай острова держится корнями растущей здесь растительности, низкорослыми кустарниками, небольшими березками и стлаником. Ветра и Байкал, землетрясения. Но большую опасность для острова представляет человек. Я как-то смотрела отчет туриста, отдыхавшего на острове Ярки. Восхищенный отзыв, фотографии потрясающих закатов и рассветов, природы и др. Смотрела фотографии до тех пор, пока не наткнулась на комментарии отдыхающего: «…нет проблем с водой и дровами. Здесь везде растет низкорослая сибирская сосна, стланик…». С водой — понятно. Но костер из стланика...?! Это при том, что везде есть прибитый к берегу плавник. Дальше фото даже не стала досматривать. С таким отношением к этому уникальному острову лучше держитесь от него подальше. Может, он и хороший человек, но ему надо бы сначала повзрослеть. А пока есть другие места для отдыха. Я заметила, что в этом году появилось много черных бакланов. Вот и сейчас огромная стая клином пролетела мимо нас. То ли я такая была невнимательная, то ли эти птицы действительно появились в наших местах недавно. Дым мешает рассмотреть горы, куда мы идем. Мотор тарахтит, вода журчит, а ощущение такое, что смутные из-за дыма очертание гор стоят на месте, не приближаясь. Уже скоро пройдет два часа, а мы все идем и плывем!

Проходим мимо бухты Дагары. Несколько домиков, сначала подумала, что это дома рыбаков. Кажется, здесь начинаются угодья Верхне-Ангарского заказника. Дагары, первый острог на Байкале, укрепленный форт русских. Построен в 1646 г., когда в помине еще не было Иркутска и Улан-Удэ. К концу 19-го века становится крупным портом, откуда возили рыбу в города Сибири. Промысел контролировали рыбопромышленники. В поселке были добротные дома с резными верандами и мезонинами, церковь. И даже двухэтажные здания. Около тридцати бараков, 30 складских помещений. В устье реки Ангары, на песчаной косе, Дагарский морской маяк. Два здания больницы, правда, зимой там доктора не оставались. Может, потому в 1883 г. эпидемия оспы убила 70% населения поселка. Умирали целыми семьями. После 1917 г. население Дагар стало переезжать в другие места Северобайкалья. Землетрясение 1931 г. на севере Байкала. Побережье Дагар опустилось на 2,5 м, и началось затопление поселка. А со строительством Иркутской ГЭС уровень Байкала поднялся еще больше. С этого момента от поселка Дагары ничего не осталось. А мне представляется, как из глубины веков смотрят нам вслед казаки, бородатые первопроходцы. И у них все еще впереди!

Вид на Ангарский Сор со стороны пос. Душкачан. Селу 370 лет.

Очень порадовал противоположный берег Байкала! Дыма нет, зеленеют сопки и горы, белые облака и голубое небо. Мы так соскучились в своей мгле за такой красотой.

А Байкал, этот удивительный Байкал! Он оказался такой разнообразный, и цвет воды в разных местах совершенно разный. То голубой или бирюзовый; прозрачный настолько, что на десяток метров в глубине четко просматриваются каменные глыбы и тень лодок на них. Даже страшно, мы как маленькие букашки. То до жути темный, не грязный, а темный, и что под нами, совершенно не видать. Поверхность воды изменчива, плывем по спокойной, гладкой воде, голубое небо, отражаясь, колышется рядом. В другом месте немного штормит, но мне уже не так страшно. И снова гладь! Оборачиваемся назад. С этой стороны уже хорошо просматриваются горы. За пылающей сопкой высоко в небо взметнулся черный дым. Там пожар захватывает новые территории. Через полчаса дым обернулся в огромный, как ядерный гриб, столб белого дыма. Бедная наша Землица!

Причалили у берега. Перекусили, заправили мотор. Неожиданно почти рядом с нами из воды вынырнуло что-то большое. Нас уже предупредили, что в это время можем встретить нерпу. И вот такой подарок! Но нерпа исчезла и больше не появлялась, зато в метрах тридцати появились головы сразу нескольких нерп. Вот радость-то! Идем мимо залива Аяя. Очень красивая и тихая гавань, в глубину бухта 4 км. Сюда мы не заходим, пересекаем напрямик. По дороге решаем, что на обратно пути где-нибудь здесь будем рыбачим. Но мечтать не вредно! Нерпы продолжают радовать, показываясь то впереди, то с боков лодки. С большого берегового камня при подходе ближе, нерпы посыпались в воду как семечки! Нигде не успеваю сделать снимки на камеру. Только у того камня показалась голова и исчезла. Но на снимке только я это знаю.

Морской патруль нас предостерег, что идем далеко от берега, надо не больше 300 м. Предупредили о надвигающемся шторме, ветер юго-западный, считается самым опасным. Спасибо!

«…Далека дорога, не видать конца. Отдохну немного, вытру пот с лица…» Это не я, это уже Саша устал. С утра в пути, целый рабочий день. Перед Хакусами далеко в море выступают каменные валуны. Но в сумеречном свете не разобрать, что это. Да и вроде шевелится кто-то там и машет руками. В бинокль тоже не разобрать. Сворачивает в ту стороны. Вдруг люди бедствуют и нужна помощь. Но на подходе с камней в воду ныряют нерпы. Вот и славно! В сумерках добрались до Хакус. Лодки затащили повыше от воды, т.к. обещали шторм. Поставили палатку. Вдоль берега гостевые домики, палатки свободно отдыхающих. Перекусили, немного посидели на берегу. Темнеет, пора на боковую. Утром Саша пошел знакомиться с достопримечательностью Хакус, прикупить в магазине купальные принадлежности, для того чтобы сходить на горячие источники, полотенца. Да и припасы немного оскудели, пока жили на Ярках. Пришел из магазина глубоко разочарованным: «Такая нищета. Не ожидал, зато цены «мама не горюй»! Набор стандартный, как у проводников в вагоне, и все! Зато активно предлагают пиво!» Но мы все же купили на память о поездке сувенирные кружки. На горячие источники не ходили. Нас предупреждали, что шторм будет два дня. Погода стоит отличная, решили возвращаться. С нами рядом палатки новосибирцев, красноярцев. Они оказались путешественники и туристы с большим стажем, не то что мы. Очень было приятно с ними познакомиться и общаться. Но мы уходим. Болит голова, почему-то в этом месте у меня всегда поднимается давление, а может, перед штормом. О приближении циклона ничего не говорит, и потому после обеда трогаемся в обратную дорогу.

Байкал спокоен и очень красив. На этот раз мы от берега идем далеко, никуда не сворачивая. Если вдруг появятся волны и какое-то беспокойство с природой, сворачиваем к берегу. Там переждем двухдневный циклон.

Позади остаются Хакусы.

Волны на закате похожи на разлитое масло, перекатываются мягко переливаясь. Хочется погладить! По пути встречаем катамараны с людьми. Здороваемся, машут руками! Познакомились с байдарочниками из Москвы, Лена и Андрей. Спрашиваю, зачем вам эти суровые воды, не лучше ли там, где тепло и пальмы по берегам. Смеются, они от Байкала в восторге и пальмы не нужны. Предупредили о шторме. Чтобы не расслаблялись.

Сворачиваем прямо на Ярки, Дагары с домами остаются далеко сбоку. Время в обрез, и солнышко плывет к закату, а нам еще топать и топать. Где-то там за дымовой завесой иногда проглядывается тонкая полоса хрупкого острова и снова прячется. По всей дороге, высовывая головы из воды, провожают нас взглядом нерпы.

Наступили сумерки, мимо прошли несколько катеров, один развернулся и подошел к нам близко. Спросили: что-нибудь надо? Сказал: нет, хотел просто посмотреть. Конечно, нормальные люди в это время уже телевизор смотрят. Показались Ярки, но почему же они стоят на месте, а мы так стараемся добраться до них быстрее! Темнеет, на воде появилась рябь, легкие волны, но мы уже близко к острову. Как там наши москвичи, они тоже созерцатели, поэтому дальше не поплывут, а причалят к берегу на ночь. Пусть у них будет все хорошо!

Добрались до Ярков. Темно. Ничего не видать, куда причалить? Только с противоположной стороны видно, как горят сопки, сквозь дым вспыхивая большими и маленькими очагами пожара. Включаем прожектор, ощупывая берег его лучами плывем дальше. Есть места удобные, песчаные, но в шторм там будет несладко. Сунулись в два места, но нет, в одном месте камыши и болото, в другом тоже подхода нет. Вот бы на старое место, но в темноте едва ли найдем проход. Продолжая шарить берег лучами прожектора проплываем мимо небольших камышей, а за ними проглядывает водная гладь. Говорю мужу: «По-моему, проход в наш секретный фарватер!» Нам повезло, мы вернулись на место, откуда ушли.

Затаскиваем лодки на берег, привязываем. Ставим палатку. Внутри палатки ужинаем. Байкал, наращивая мощь, бьется о берег. Снова вспоминаю москвичей. Просыпаюсь от сильного ветра и дождя. Вроде бы нас ветер не должен так беспокоить. Включаю лампочку над головой, и в её свете вижу мелкие, как пылинки, дождинки. Так к утру мы будем мокрыми с ног до головы, даже в спальнике. Палатка слабенькая оказалась. Бужу мужа, он устал и потому спит крепко, не слыша, что происходит. Пошел закрывать палатку пологом. Ложимся. Полог от крепежей срывается, с шумом, грохотом парит над палаткой. Да-а, веселая ночка! Как бы нас ветер вместе с палаткой не закинул в воду. Стряхнув воду и песок, Саша заносит полог. Нам ничего не остается, как только укрыться им. С головой в спальнике, укрытые сверху мокрым и в песке тентом стараемся уснуть. Я ворочаюсь, пытаюсь найти в своем спальнике участок суши, сворачиваюсь клубком. Палатка в конце концов, не выдерживая натиска ветра, падает на нас. Бьется, трепещет, стучит по пологу и нам. А я сплю! Где-то там, далеко, мозг фиксирует безумный, не прекращающийся рев Байкала, слышу палатку, которая решила нас прибить. Но сплю! Просыпаюсь от слов мужа: «Ну ты и спать горазда! Собираемся домой». Выползаю из спальника. Полога уже в палатке нет. Когда только успел вытащить, а я не слышала!

Все вокруг прояснилось. Стало видать небо и с противоположной стороны горы. Дождь прибил огонь, но для такого пожара, наверное, этого будет мало. Через день-два тлеющие очаги снова разгорятся. Беру фотокамеру, иду фотографировать. Муж кричит вслед: «Куда? Переоденься в сухое!». Я сейчас-сейчас! Красиво-то как! Байкал продолжает бушевать, но того рева уже нет. Сегодня ночью он выбрасывал волны по отмели в Сор, сдвигая и перекатывая с мест большие бревна. Ах ты трудяга, спать надо по ночам, а не бревна катать! Смотрю на протоку, где волны уходили в Сор и думаю, еще несколько таких штормов и в этом месте Байкал соединится с Сором, разделив остров пополам.

Идем по Сору. Здесь тоже немного волны, но небольшие. Прошли устье протоки Кичеры. Причалили возле лодочной станции, затащили лодки и весь багаж на берег.

Собираемся домой. Про рыбалку уже не говорим. Как суслики, мокрые и в песке. Саша поехал за машиной в Северобайкальске, я осталась дожидаться на берегу. Немного расстроена — упали в воду фотокамера и бинокль. Камера уже в самом начале путешествия набрала в тумане влаги, потому снимки получились размытыми. Вытащила в срочном порядке карту памяти, чтобы спасти снимки. Так жалко, эта фотокамера прошла почти все сезоны работы на зимнике и фотографии, которые в книгах о зимнике сделаны ею. Поплакать что ли?! Но положительные эмоции, полученные в путешествии, перевешивают.

Пока жду мужа, вскипятила на плитке чайник с водой. Сижу, пью чай, смотрю на воды Ангарского Сора и на бушующие волны Байкала. Хорошоо! Когда-то на правом берегу устья Кичеры находился небольшой поселок Чичевки. По обе стороны устья располагались рыболовные сараи и дома. Была школа. Дагарское и Кичерское устья реки с августа по октябрь собирали несколько тысяч рабочих и крупных рыбопромышленников для ловли омуля и соболиной ярмарки. А приисковики за 30 километров ходили сюда на народные гулянья и за покупками. К началу двадцатых годов прошлого века Чичевки становится райцентром, где сосредоточены учреждения и организации. В связи с подъемом воды в Байкале Чичевки перестает существовать. Не зная историю Ярков, можно ходить по острову и даже не догадаться, что здесь когда-то были поселения и кипела жизнь.

На пригорке остановилась машина. Подошел водитель, дальнобойщик Сережа из Саратова. Впервые в наших краях. Помог мужу загрузить большую лодку на прицеп, мотор. Они у нас тяжелые. Поговорили, тепло попрощались, пожелали ему хорошей дороги. А мы возвращаемся домой, по дороге фотографирую на мобильник семью уток. Утята уже подросли, но голосочки еще совсем детские! Небо и горы просветлели, без дыма. Можно бы еще дня два или три отдохнуть-порыбачить на Ярках. Погодка нас немного потрепала. Подсушиться можно, но палатку надо заменить. Едем домой, хорошего понемногу!

P.S. Исторические справки взяла из книги «История Северо-Байкальского района», 2015 г.

Видео как шли по Байкалу.

Будьте счастливы и здоровы! Берегите себя!