|
Ранее никогда не писал ничего подобного, но, находясь на эмоциональном подъеме от поездки, решил поделиться нашими впечатлениями и небольшим опытом.
Это наше первое большое путешествие (раньше только до Владивостока ездили).
Почему запланировали путешествие, причины, основания и остальная мыльная опера останутся за бортом. Это у каждого свое.
Сборы.
При подготовке к путешествию считаю самым главным — это План и Список. Что, где, когда, сколько и т.п. вопросы мы решали сперва на бумаге. Затем через какое-то время поняли, что все это нифига не влезет в машину. Трезво оценив важность и необходимость тех или иных вещей, сократили список до разумных пределов.
Если кому-то интересно, в конце обзора есть ссылка на обобщенный список необходимых вещей. Сразу скажу, он не претендует на идеальный, но, может быть, кому-то пригодится.
Маршрут.
Надо сказать, что первоначальный маршрут носил исключительно ориентировочный характер. Позже маршрут подвергся корректировке и изменению.
Итак, сам маршрут: Хабаровск — Турунтаево — Гремячинск — Турунтаево — Татаурово (паром) — Иркутск — Байкал (напротив Хужира) — о. Ольхон (паром) — Тальцы — Листвянка — Иркутск — Хабаровск.
В Турунтаево и Иркутске нас тепло встретили родственники и знакомые, за что им еще раз огромное спасибо и низкий поклон.
Навигация.
Как ни странно, в век кибернетики и повального навигационного оборудования, мы не отказались от обычной дорожной карты. Дополнительно была разработана Легенда трассы. Ранее у меня была Легенда до Находки. Вот на ее основе мы сделали прикидочную Легенду, а по пути следования корректировали ее.
Кстати, если кому-то нужна, можете скачать в конце обзора по ссылке.
Итак, что было из навигационного оборудования кроме карты и Легенды. Головная аудиомагнитола автомобиля была обновлена, свежей версией программного обеспечения Навител и картами (самые свежие, которые удалось скачать — от февраля 2014) по ДВФО и СибФО. Поскольку по пути мы не планировали посещать города, мы не стали искать и загружать подробные карты городов.
Также Навигатор был на двух смартфонах с теми же картами. В дополнение был планшет без Навигатора, но с установленной программой 2 ГИС с картами городов Чита, Улан-Удэ, Иркутск.
Провизия.
С семьей договорились сразу — в пути готовить не будем, а посему взяли продукты, не требующие готовки.
Ну и как всегда, в машине всегда хочется чего-нибудь покусочничать: семечки, чипсы, сухарики, леденцовые конфеты и другие вредные и жутко заразные продукты (но будьте готовы собирать крошки по всей машине).
Взяли с собой 20-литровую канистру с питьевой водой на умыться, попить и т.д. Честно говоря, хватило бы и 10 литров.
Ну, с богом и в путь.
Тронулись в путь рано утром в 5:30.
На посту ГИБДД перед мостом через р. Амур обнулили счетчик.
И ... в общем, с восходом солнца опустился туман и, ввиду его переменной плотности, скорость была ну очень маленькой. Местами, где туман перетекал через дорогу, скорость была не более 20 км/ч. (поскольку в утренние часы буренки плетутся на пастбища, есть риск с ними столкнуться).
Туман быстро рассеялся, и мы поехали бодрее.
Биробиджан прошли скоро, но дорога с частыми поворотами — это что-то!
В 10:45, недалеко от поворота на Облучье, остановились на полдник и умыться.
Как и предполагали, по пути много кафе, пит-стопов и другого общепита. Да и просто магазинов полно — в общем, голодным не останешься.
Ну как тут не сфотографировать такую красоту.
Едем дальше.
Дорога не предвещала никаких сюрпризов. В 11:40 въехали в Амурскую область, и вот тут началось… После моста через р. Мутную нас ожидала очень плохая дорога, правда, ремонтные работы уже велись, но это продолжалось на протяжении 4-х километров. Пришлось потерпеть, дальше пошло сравнительно лучше!
Едем, наслаждаемся пейзажами, балагурим, одним словом полный позитив! Вдоль дороги мелькают кафе, АЗС, магазины, ДПС… Кстати, пост ДПС сразу после моста через р. Бурея перед поворотом на Николаевку. Остановились сфотографироваться у стеллы Москва-Владивосток, заодно и отдохнули, так как время близилось к обеду — 13:10.
Дальше все те же пейзажи, новые названия, населенные пункты, реки, мосты. Пост ДПС встретился нам за поворотом на Благовещенск и Белогорск на перекрестке на Васильевку и Павловку (640 км от Хабаровска). Стали присматривать место для обеда. За мостом через железную дорогу (за развязкой — 676 км) есть неплохое озеро. Как место для обеда — самое то! На обед потратили полчаса, больше не выдержали — очень много было оводов и слепней, которые не дали получить полноценное удовольствие от отдыха. В 16:10 тронулись в путь.
В 17:20 на АЗС на развязке Шимановск—Малиновка (792 км) заправились до полного бака.
Проехав первую тысячу километров, стали присматривать место ночлега. Как назло, все (более-менее известные) мотели и гостиницы остались позади (не доезжая Шимановска). Подумав, что ближайший поселок под названием Магдагачи довольно крупный, и в нем обязательно есть гостиницы, мы свернули с основной трассы и поехали в Магдагачи искать удачи!!!
Дорога до поселка находится в стадии реконструкции, отсыпка утрамбованная, но пыльная — поэтому скорость не большая. Плюс очень хочется устроиться на ночлег до наступления темноты — поэтому, как говорится, «и хочется и колется». Чтобы попасть в центральную часть поселка, надо проехать под железнодорожными путями по узкому туннелю, который не очень-то и внушает доверие. Как оказалось позже, был более цивилизованный путь. Сам поселок большой с кирпичными, но не высокими домами. Почти по всем улицам асфальт.
У первого встречного жителя узнали, где здесь гостиница или отель. Направились по указанному направлению. Гостиница оказалась маленькой из одного двухместного номера (а нас трое) и без удобств!
Расстроились и загрустили.
Администратор посоветовала проехать еще немного по федеральной трассе и по левую сторону будет мотель «777» (три семерки). На всякий случай она нам дала телефон управляющей, чтобы помогла разместить нас на ночлег.
Почему-то были сомнения насчет свободных номеров в придорожном мотеле на федеральной трассе да еще вечером, когда путники и дальнобойщики останавливаются на ночлег.
Действительно, есть такое заведение, и не просто мотель, а целый комплекс.
точные координаты по спутнику: Ш 53°31'13.25"С ; Д 125°40'25.89"В
«Козырным» номером телефона воспользоваться не пришлось — был свободный трехместный номер на втором этаже (мансарда). Стоимость — 500 рублей с человека за ночь. Удобства на этаже, душ в другом корпусе, рядом с кафе.
Машину загнали на охраняемую стоянку. Заселились в номер. Пошли в кафе.
Кафе просто замечательное, работают с 6 утра и до позднего вечера. Все горячее, вкусное, только что приготовленное. В отдельном зале есть даже магазин хозтоваров первой необходимости.
Хотя на стоянке было много дальнобойщиков, в гостинице было много свободных номеров. Видимо, водители большегрузов в целях экономии средств, ночуют в спальниках своих машин.
Рядом развернута стройка, видимо, будет расширение, и это радует.
Вид из окна нашего номера на трассу.
Мы с огромным удовольствием после долгой дороги приняли душ (100 руб. с человека) и пошли спать. Надо сказать, собаки очень рьяно охраняли территорию, и не знаю уж кого отпугивали, но даже их лай не помешал быстро уснуть.
Утром, приняв душ, мы пошли в кафе. Было 7 часов утра, но в кафе уже были посетители. Завтрак включал 3 кофе, 4 блинчика с творогом, 2 чебурека и стоил 230 рублей. Кстати, банковские карты для оплаты они тоже принимают. Спасибо всем за приют! И в хорошем расположении духа мы двинулись дальше.
Выехали в 7:25, следующую остановку сделали в 10:00. Дорога за это время была разная: и ровная, и в ямах. Например, за мостом через р. Горбатый велся ремонт дороги, и в районе р. Ангарич было много ухабов.
На АЗС после ст. Ульручьи заправились до полного бака.
Некоторое отступление в отношении лекарственных препаратов. Имейте в виду, практически нигде по трассе нет аптек. Только в крупных городах и поселках, да и работают многие до обеда. Так что все необходимые лекарства берите с собой. Особенно различного рода обезболивающие (например но-шпа, кетанов, кетонал, анальгин и т.п.).
Дальнейшая дорога поражала обилием рек, речушек, ручьев и, соответственно, мостов через них. Пока мы разглядывали местные красоты, незаметно приблизился полдень, и в 12:00 мы подъехали к повороту на Ерофей Павлович. Кстати, на подъезде к этому населенному пункту располагается пост ДПС! А почти сразу за ним есть скромная и аккуратная часовня Святителя Николая, которую мы, конечно же, посетили.
Рядом находится очень большая площадка для остановки и отдыха.
Все это находится на границе двух регионов — Амурской области и Забайкальского края и на границе двух федеральных округов — Сибирского и Дальневосточного.
Склейка нескольких фото в панораму
По пути хотели заехать в часовню Николая Мирликийского (помощника и покровителя всех путешественников). Увидели ее в последний момент (из-за сопки), честно сказать, сразу не нашли, как подъехать. Заехали на обратном пути. Позвонили в колокол и оставили монетки.
В Чернышевске заправились до полного бака.
В кафе, которое было рядом с заправкой, было много народу, с меню, вообще, ничего не понятно. Решили, что купим что-нибудь из еды в ближайшем по пути магазине. На том порешили и отправились дальше.
До Читы более ничего примечательного не было. Дорога, АЗС, кафе, речки, речушки, мосты через них и постепенно меняющийся пейзаж с мирно пасущимися коровками.
Читу проехали по объездной дороге. Вечерело, торопились добраться до мотеля «Вдали от жен», про который читали в других обзорах.
Не тут-то было, в мотеле все номера были заняты.
Жутко уставшие, расстроенные отсутствием цивилизованного ночлега, водитель так вообще «рычит». Делать нечего, ночевать в машине не хотелось. Отправились в путь по трассе искать съезд для ночлега.
В п. Лесной городок — заправились. У заправщицы (без особой надежды) спросили про ближайший ночлег и, о чудо, («язык до Киева доведет») немного дальше по трассе недавно открылось новое кафе-мотель, которое называется «Сэлэнгэ».
координаты по спутнику: Ш 51°43'19.44"С ; Д 113° 3'37.73"В (! погрешность 100-500 м)
Поехали, нашли, заселились, покушали в кафе. Машину во двор на стоянку. Душ и спать.
Утром не стали завтракать — отправились в дорогу.
Примерно в 9-ом часу остановились в кафе позавтракать горячим. Кафе расположено на повороте в пос. Улеты. Здесь же заправка и стоянка междугородних автобусов.
координаты по спутнику: Ш 51°22'58.62"С ; Д 112°28'2.51"В
Заехали в поселок (нужна была аптека), их оказалось аж три штуки. Сам поселок аккуратный, довольно большой, дома, асфальтовые дороги. Доброжелательные и приветливые люди, остались только положительные впечатления.
Дальше ландшафт заметно меняется. Все чаще вдоль дороги тянутся бескрайние степи. Глаз радуется просторам (смотреть совсем не надоедает, хотя, казалось бы, — все однообразно!) А вот организму порой приходится долго терпеть, пока появятся хоть какие-нибудь приличные кустики, так как кемпинги с туалетами практически не встречаются.
Первая достопримечательность — буддистская ступа.
Как нам объяснил экскурсовод (уже в Иволгинском дацане), такие ступы устанавливают в тех местах, где ступал (касался) Будда, причем в такие ступы обязательно закладывают свитки с молитвами (буддисты не поклоняются пустым камням).
Вдоль трассы часто можно увидеть парящих соколов, коршунов или сапсанов (я не орнитолог). Они высматривают и ловят степных сусликов.
Долго ли, коротко ли, но добрались мы до Бурятии. Ура!
Вид на реку Селенга просто потрясающий.
Панорама из нескольких фотографий.
координаты со спутника: Ш 51°32'15.41"С ; Д 107°20'48.92"В
Дальше в сторону Улан-Удэ.
Не заезжая в Улан-Удэ, направляемся в сторону Иволгинского дацана.
А на этой развязке наш электронный навигатор (Навител) запутался и «погнал» нас через Улан-Удэ (видимо, старые карты).
А в одном месте, вообще, предложил развернуться через сплошную. Ну, мы его выключили (пусть «отдохнет»), взяли старую добрую карту и по знакам вернулись на нужный нам путь.
Время близилось к вечеру (19:30 местного времени) и было принято решение, что в Иволгинский дацан лучше всего ехать утром.
Остановились в очень интересном гостиничном кемпинге «Алтаргана», который находится в поселке Нижняя Иволга.
координаты по спутнику Ш 51°46'11.75"С ; Д 107°24'36.10"В
Кафе и сам номер-юрта выполнены в национальном стиле. Все из дерева. Кухня национальная. Порции большие. Очень вкусно!
Это дворовая территория самого номера-юрты, сюда никто не заходит кроме вас.
Почти европейский уровень сервиса
А еще в меню предусмотрены непривычные для нас услуги — забой и разделка барана:
На следующее утро, поблагодарив персонал за теплый прием, отправились в Иволгинск, а уже из него в Иволгинский дацан. Дорогу нам указывал лучик солнца.
Это не монтаж или ретушь, так было на самом деле — лучик света указывал на Иволгинский дацан.
координаты по спутнику: Ш 51°44'25.08"С ; Д 107°17'51.59"В
Эту надпись видно даже на снимках спутника Google, можете проверить.
Ну вот, вдалеке показались золоченые крыши Иволгинского дацана.
Перед самим дацаном стоянка небольшая, но места еще были.
По дацану можно бродить самому, но мы оплатили услуги экскурсовода и отправились вместе с небольшой группой туристов. Надо сказать, что экскурсовод очень интересно рассказывал, в том числе говорил, как заходить, как выходить, что можно делать, а что не следует. В общем, тем, кто едет в дацан впервые, лучше взять экскурсовода, а потом можно ходить по дацану самому, время пребывания не лимитировано.
Здания очень разноцветные, яркие и не похожие друг на друга. Чтобы фотографировать на территории дацана, необходимо заплатить 100 рублей. Внутри зданий фотографировать и снимать видео строго запрещено. Но, поверьте на слово, внутри еще интереснее и красивее.
На территории дацана и возле него есть рынок, где можно приобрести сувенирную продукцию и религиозную атрибутику (кольца, монеты, статуэтки, магические пластины и многое другое).
На самом деле фотоматериала было отснято больше, чем представлено в этом отчете (ограничения сайта www.drom.ru). Поэтому всем, кто желает увидеть больше фотографий и в оригинальном размере, можете скачать по ссылке в конце отчета.
Оставив изрядную долю финансов на сувенирном рынке дацана, мы отправились дальше.
Впереди нас ждал поселок городского типа Турунтаево, где нас уже ждали родственники и знакомые, там же мы планировали остановиться на ночлег.
И примерно в 18:00 вечера мы были в Турунтаево. Нас очень тепло встретили, накормили и отправили на экскурсию по поселку.
Сам поселок очень красивый и опрятный, развитая инфраструктура, есть места культурного пребывания и досуга жителей.
Недавно построен современный стадион с искусственным покрытием и отведением воды — очень классный. И при этом не простаивает даже в будний день.
А какой красивый закат, на фоне чистой речки Итанцы, протекающей через поселок.
Утром мы отправились в Гремячинск, на нашу первую встречу с Байкалом.
По пути следования увидели женский монастырь. Как нам рассказали, он был построен и содержится исключительно женщинами.
Ну, вот и он — Байкал батюшка.
Самые отчаянные и смелые (после 150 гр.) искупались и были в восторге, несмотря на небольшую волну.
Приготовили свежего омуля на рожнах.
И еще пожарили шашлыков. В общем, пообедали плотненько.
К вечеру отправились обратно в Турунтаево, где и заночевали.
А поутру отправились в сторону Иркутска.
Через паром в поселке Татаурово вышли на Байкальскую трассу.
По трассе стали чаще попадаться продавцы с коптильнями омуля.
И даже целые стихийные рыночки и более крупные рынки.
Все чаще за окном появляется водная гладь Байкала.
Стоимость местного заправщика дешевле, чем в Хабаровске.
А есть такие, которые просто «ломают» рыночную политику гигантов ;).
В Иркутске нас уже ждали, и, как было сказано ранее, нас очень тепло встретили наши друзья, знакомые и родственники. Некоторые даже специально приехали в Иркутск, чтобы повидаться с нами.
Переночевав в Иркутске, мы отправились на Байкал.
Первоначально в планах было попасть сразу на остров Ольхон, но решено было отправиться в место напротив Хужира. Так что место назначения было выбрано спонтанно.
Второй завтрак в придорожном кафе.
Въезжаем в Ольхонский район.
Стела Орел — символ Ольхонского района.
Некоторые пастухи передвигаются в ногу с прогрессом — на авто.
По пути встретилось соленое озеро. Говорят, мистическое место.
Для успешного путешествия не забываем бурханить в нужных местах (сигареты, монеты — местным духам должно понравиться).
Дорога к берегу Байкала — целое испытание.
Вот такой водной гладью нас встретил Байкал — тишина и спокойствие (видимо, хорошо бурханили).
координаты по спутнику: Ш 53°11'57.92"С ; Д 106°59'56.53"В
Автомобиль весь в рыжей глине.
Место найдено. Разбили лагерь, кухню и устроили ужин.
А вечером, гитара, костер и теплые вещи (!).
Байкал и прибрежная зона охраняются законом — запрещено рубить деревья и строить здания, поэтому дрова везли с собой специально для костра. А готовили на газе.
Утро добрым не бывает. ;) Наконец-то водитель может расслабиться.
А это наша трехкомнатная кемпинговая палатка Orlando 240.
Все дни, проведенные на Байкале, были солнечными и теплыми.
Вода чистая, прозрачная и теплая. Детей практически не вытащишь из воды (это место называется «малое море», здесь небольшая глубина и вода сильнее прогревается).
А вечером опять костер.
А виды просто завораживают.
Что ж, хорошего понемногу, сворачиваем лагерь и отправляемся на остров Ольхон.
На переправе нам повезло, работало два парома: «Ольхонские ворота» и «Дорожник». Несмотря на большую очередь, примерно через 4 часа мы были на острове (сама переправа занимает примерно 25 минут, больше времени уходит на погрузку и швартовку).
В начале грузят машины, а затем заходят люди. Переправа бесплатная для всех.
Дороги на Ольхоне просто жесть — настоящая стиральная доска. Очень часто приходилось съезжать на целину. Иначе был риск изрядно попортить ходовку машины.
Будьте внимательны, милые кустики по краям дороги — очень жгучая разновидность крапивы.
Опять бурханим на погоду, дорогу и удачу.
Определились с местом.
Разбиваем лагерь.
А кто-то ночевал в машине.
Любопытные знаки с неба (похоже, как будто кто-то показывает большой палец).
А утром к нам пришли гости.
И как положено по правилам гостеприимства, мы их угостили тем что было — остатками хлеба и сухарей.
Позавтракав и свернув лагерь, мы отправились дальше вглубь острова. Красивых мест на острове очень много.
Так же есть интересные знаковые места.
Очень часто встречаются вот такие аккуратные мусорные сборники, которые периодически убираются.
Мест для отдыха туристов много. Например, вот эти цветные домики, где снималась передача «Орел и решка на Байкале».
А местных обитателей просто пруд пруди.
Возвращаемся на переправу. Эх, дороги….!
Опять очередь. Два парома. Примерно три часа и мы на материке.
Ближайшее кафе, горячий и сытный завтрак — почти обед.
Вернулись в Иркутск.
Переночевали у знакомых. На следующее утро отправились в музей деревянного зодчества под открытым небом — Тальцы.
Русские качели.
Здание школы. Учебный класс.
Некоторые здания перевезены, а некоторые построены по чертежам и старой технологии.
Детям очень интересно.
Каскад мельниц, желобы для транспортировки воды — все можно увидеть воочию, потрогать.
Из Тальцов отправляемся в Листвянку.
Побывали в Нерпинарии. Хотя там снимать нельзя (даже за деньги), но в ютубе можно найти подпольные съемки. Интересно, дети в восторге.
Много иностранных туристов, поэтому цены немного завышены.
Купили омулька горячего копчения, и в специально оборудованном на берегу месте пообедали. Кстати, за место тоже надо платить.
Вид на Байкал. Только здесь никто не купается, т.к. вода сильно холодная и еще здесь швартуются прогулочные и экскурсионные корабли.
Вернулись в Иркутск. Переночевали у друзей.
На следующее утро отправились на экскурсию по славному городу Иркутск.
В Иркутске есть так называемая «зеленая линия» (туристический маршрут).
В ключевых точках установлены информационные стенды с информацией об окружающих достопримечательностях на двух языках: русском и английском.
Современный Иркутск.
Памятник кинорежиссеру Гайдаю.
Памятник туристу.
Вечером поужинали с друзьями в торжественной обстановке.
А утром отправились в обратный путь домой. Немного грустно из-за того, что понимаешь, что путешествие заканчивается.
До свидания, Байкал.
Дорога назад уже знакомая и бежит быстрее.
Но будьте внимательны, не стоит расслабляться — трасса не прощает ошибок.
На обратном пути останавливались в местах, в которые по пути на Байкал не могли заехать по разным причинам.
Думаю, нет смысла повторяться, описывая возвращение — маршрут тот же.
В Хабаровск прибыли в 23:00, наскоро поставив машину в гараж, помылись, перекусили и спать.
Ну, а на следующий день предстояло сушить, чистить, стирать и перебирать весь скарб из автомобиля. :(
Всего средств потрачено: 75 000 руб. (без учета сувениров и подарков);
из них на бензин: 26 000 руб.
пройдено по одометру автомобиля: 7 471 км (полный пробег).
Данный отчет не претендует на идеальный. Сама идея путешествия была в желании посмотреть своими глазами просторы нашей страны (чуть дальше своего региона). Думаю, у нас это получилось, потому что осталось большое положительное впечатление и появилось желание повторить путешествие, но уже в другие места Аршан, Саяны и др. А может быть и дальше.
В общем, радует одно, что есть места, в которые стоит и хочется съездить.
Надеемся, что наше обзорное путешествие было полезно и подтолкнуло к путешествиям кого-нибудь еще.
Если у кого-нибудь есть вопросы, то можете задавать их на форуме.
Пока есть возможность двигаться — двигайтесь и познавайте мир.
Путешествие — это здорово!
Ссылки для скачивания: