Привожу короткие исторические моменты, чтобы помнили и знали, как все начиналось. Ушли в прошлое те героические времена. Изменился облик зимника, новое поколение водителей дальнобойщиков все так же доставляют грузы в Якутию. На современных машинах преодолевают таежные километры. Для тех, кто здесь работает, эта дорога проверка на прочность. Показываю ВАМ фотографии истории зимника, которые мне прислали водители зимника и просто неравнодушные люди, чтобы включила их в свою третью книгу про зимники. Жалею, что нет фотографий начала нашей работы здесь, когда трасса была еще однополосная.
Всему когда-то приходит конец. Завершились наши поездки-рейсы по зимнику. В мае проводили свой МАЗ к другому владельцу, дав ему шанс заработать с нашим Кормильцем. Машину не продали, отдали не чужому человеку.
Немного расскажу, как мы съездили на Холодненский перевал. Из своей таежной глухомани связалась с нами Ольга, спросила, сможем ли мы ее встретить на «бочках». Бочки — конечная точка, куда на машине можно еще добраться. Там разгрузим и оставим продуктовые запасы для людей и животных. А живности у Володи и Ольги, как у добрых хозяев: собаки, кошки, куры и козы. Продукты затариваются в бочки, закрываются так, чтобы не смогли достать медведи. А поживиться они на «халяву плиз» очень даже любят. И даже казалось бы, что бензин их не должен волновать, но прокусят емкости непременно. Так что приходится прятать надежно все. Ну, а с этого места все, что привезли, постепенно перекочует через два перевала домой. Ходьба туда и обратно занимает не один час. Зимой на «буране». Расписывать, кто такие Володя и Ольга не буду, т.к. о них уже был рассказ «Жизнь на грани невозможного».
Середина декабря, пора и нам на зимник. Вот уж не думала, что рядом с домом могли попасть в крупное ДТП. Обычно по нашей трассе мало машин. За очередным поворотом в обочине лежит легковая. Подняли. Прошло не более пяти минут. И как по закону подлости с обеих сторон слетелись машины, позади нас легковые и микроавтобус с людьми. Муж освободил проезд, махнул рукой: «…проезжайте…». Смотрю в зеркало заднего вида, не понимаю, что происходит? Почему-то в зеркале с насыпи медленно сползает, а затем как бы нехотя опрокидывается груженный грунтом самосвал. Нереально, словно происходит это в зазеркалье. Страшно подумать, что могло случиться, если машины не уехали бы от нашего прицепа. Виноваты мы, что не поставили знак; водитель самосвала, который шел на скорости; легковые, которые не дали самосвалу уйти по встречной полосе. Радовались все. Водитель все повторял: «Как хорошо, что все живы. Машина это железо. Поднимем». Взяли себе на заметку, впредь такие оплошности не допускать, как бы мало машин не было в дороге.
Не ждали? Так получилось, что вопреки всему снова оказалась в дороге. По просьбе водителей решила написать свой ежегодный иллюстрированный фотографиями репортаж о прошедшем сезоне, хотя и не собиралась уже этого делать. Потому те, кому не интересен рассказ, не читайте.
В начале июля приходит от Ольги сообщение в «одноклассники», что спускается с гор шестого числа и будет на Перевале числа девятого, что, если есть желание, можем ее встретить. Мой ответ, что машина на ремонте, остается непрочитанным. В запасе у нас неделя, успеем. А почему бы не поехать, до Перевала от бамовской дороги 50 км. Ольге меньше идти, и мы посмотрим те места. В пять утра 9-го выехали на Перевал. Погода хорошая, солнце.
В завершении рассказов о зимниках Якутии и Иркутской области расскажу в последний раз о походе в сентябре этого года на Байкальский хребет. От прошлой поездки осталось чувство неудовлетворенности. Не показала вам яркие осенние краски. Впрочем, их и не было из-за дыма. К тому же конец сентября. Листва почти вся опала. Стал порхать снежок, который нам мог создать трудности на каменистых подъемах и спусках. Вернулись домой.
Еще вчера загрузили вещи, продукты на каждодневный перекус. Завернуты на полуприцепе и закреплены плотно ремнями книги «Зимники…» Все, вперед. На базе в Усть-Куте узнаем: ребята сделали по рейсу. Они первыми после дорожников пошли на зимник. Проваливались на марях, гатили зыбкие места, речушки. Вот и мы грузимся на Таас-Юрях трубами. Впервые за много лет загрузили утром, к обеду тронулись. Марковскую дорогу прошли спокойно. На площадке небольшой отдых.
В конце прошлого года постоянный автор раздела «Автопутешествия» Альбина Павловна Сысоева выпустила книгу «Зимники Якутии и Иркутской области». В нее вошли опубликованные на Drom.ru рассказы, добавлены некоторые интересные моменты, а также есть седьмая глава «Для тех, кому за...».
Еще на зимнике Саше позвонил зять Тарас и обрадовал, что нашел по объявлению машину, какую хотели. А мечтали, конечно же, о такой, которая безропотно согласится ехать и на рыбалку, и в путешествие, и в горы. Мои мужчины большие любители таких мероприятий. И вот с апреля, без всяких торгов и разговоров машина стоит во дворе. Саша погрузился в переделку и в ремонт. Зять быстренько сменил место жительства. Чувствую, за него отдуваться буду я, т.к. поблизости неадекватов, как они, нет. Но ремонт затягивается. Уже осень на носу. За ягодами, как обещал муж, не успели. Купила два ведра черники. А грибов из-за засушливой погоды и вовсе не было. Так что в этом плане не огорчаюсь. Про рыбалку и речи нет. Зато чем ближе окончание ремонта, тем больше разговоров о том, как мы поедем в горы. А меня кто спрашивал?! Но придется ехать! Не одному же наслаждаться красотами природы.