|
Небольшое предисловие
2,5 года я отъездил на Toyota FunCargo 2003 года. Захотелось чего-то посвежее. На руках имелось 400 тыс. рублей. Понятно, что из нового леворульного на эти деньги можно взять только деревянный «Logan», «Lanos» или китайца (коренной русавтопром не воспринимаю вообще), подержанный левый руль — у нас в Братске пока редкость и практически все — с местным пробегом. А хотелось что-нибудь большое, вместительное, после FunCargo садиться во что-то менее просторное не хотелось. Да и в сторону седанов не смотрел вообще — в семье есть дача, поэтому время от времени возникает необходимость перевозить большие объемы грузов. Предпочтение отдавалось универсалам и микровенам. После изучения предложения, в том числе и на Drom.ru было принято следующее решение:
Но после продолжительных раздумий чаша весов все-таки с небольшим перевесом склонялась в сторону Honda Mobilio Spike. Решил, что все решится непосредственно на «Зеленке», когда я примерю эти экземпляры на себя.
Перед поездкой неожиданно возникла проблема с билетами на поезд. Я всерьез думал, что летом все едут на юг, поэтому на восток с билетами проблемы не будет. Но благодаря интернету и сайту РЖД удалось буквально вырвать в сжатые сроки два билета на фирменный поезд «Москва—Владивосток» в плацкартном вагоне, да еще и места №№ 1 и 3. На поезд надо было сесть в Иркутске, до Иркутска решили добираться на междугородном автобусе (ночной рейс).
Вышеуказанную сумму решили с собой не везти, а положить на карту «Сбербанка». Выяснилось, что карты готовятся от трех недель, а нам через два дня выезжать. Предложили блиц-перевод. Встал он нам в три тысячи, но я думаю, что это — небольшая плата за спокойствие в дороге.
В качестве штурмана и «впередсмотрящего» (правый руль все-таки) взял отца. Пусть страну хоть на пенсии посмотрит. Кроме того, у нас уже есть опыт совместной дальней поездки в 2010 году (Братск—Самара—Волгоград и обратно).
Сразу предупреждаю, что время везде указываю иркутское, так что, где надо, мысленно прибавляйте 1 или 2 часа, в зависимости от места.
Итак, поехали!
День первый, 08.07
Выехали из Братска в 20:04 на белоснежном «MAN’е».
На этом автобусе мы и поехали.
Автобус, по сравнению с «Икарусом» гораздо комфортабельнее. Сидишь выше, даже на междугородние «KIA» и «Hyundai» смотришь «свысока», еще можно спокойно заглядывать в кабины КамАЗов сверху вниз и смотреть, чем занимается водитель. В автобусе два телевизора, DVD, над каждой парой сидений лампочки для чтения, динамики, воздуховоды вентиляции, кнопки вызова. Сиденья по форме похожи на икарусовские, но материалы обивки намного приятнее. На спинках — откидные столики, корзинки для вещей и ручки для удобства вставания. Оригинально опускается подлокотник со стороны прохода. Вся обивка в автобусе — в голубо-серых тонах, даже светодиодная подсветка. При езде шум и вибрация — как спереди туристического «Икаруса», хотя мы сидели сзади, почти над двигателем. Но наши дороги и время постарались над автобусом — то тут, то там постоянно что-то побрякивало и постукивало.
Автобус останавливался в крупных поселках и в Тулуне, чтобы народ не засиживался.
В Куйтуне была большая остановка, решили перекусить. Зашли в кафе, его планировка просто добила: с одной стороны бар, в котором гуляла толпа народу, с другой стороны — абсолютно пустой зал столовой. Между ними в перемычке — выдача продуктов. Еда была несвежая, невкусная и дорогая. Вилка вообще отдавала тухлятиной, хотя и выглядела чистой. После ужина ехал и думал, отравился или нет. Вроде, все в порядке. За грустными раздумьями и прислушиваниями к реакциям желудка незаметно уснул.
День второй, 09.07
Проснулся уже на подъезде к Иркутску, точнее, в самом Иркутске. Приехали раньше, чем по расписанию, в 5:45. Шел дождь, не сильный, но неприятный, вокруг все было мокро. Сразу полезли с предложениями местные таксисты, но нам торопиться было некуда (поезд только в 7:55), поэтому решили сэкономить и добраться до вокзала на общественном транспорте, а именно на трамвае. У нас в Братске трамваев нет, поэтому это было своего рода развлечение. Здание автовокзала, в котором мы ждали первого трамвая, было на ремонте, работала только касса, в которой стояли скамейки, но мы за время поездки так насиделись, что ждали трамвай стоя.
После того, как проехал в сторону Рабочего первый трамвай, пошли ждать на остановку, там было немного посвежее.
Возле торгового комплекса пересели на «единицу», на которой доехали до ж/д вокзала. На вокзале запаслись провизией быстрого приготовления (ее почти хватило до конечного пункта следования) и пошли на как раз подошедший поезд.
Поезд поразил уровнем комфорта. Это был фирменный поезд Москва—Владивосток, вагоны были новые, повышенной комфортности. Мы ехали возле проводника, нашими попутчиками были призывники.
Папа примеряет на себя свое место.
На потолке располагался кондиционер, наружные двери вагона открывались сами от нажатия кнопки, двойной биотуалет вообще порадовал. Проводницы, умницы, создавали в вагоне практически домашний уют, все пассажиры были для них как дети.
После долгожданного (с автобуса) полноценного сна проснулся в 14:00. У торговки рыбой купили 2 омуля (Байкал рядом!), сразу съели — вкуснятина!
Забавно наблюдать за призывниками — сразу такие воспоминания в памяти проплывают. Сержант организовал учебные курсы по правильному подшиванию. Мы сидели и любовались проплывающим мимо Байкалом. На всех более-менее продолжительных остановках ходил гулять. И так — до поздней ночи.
День третий, 10.07
Проснулись, позавтракали. Езда в поезде неинтересна тем, что от тебя в плане движения ничего не зависит.
Пробуем развлечься чтением периодической литературы. Сначала интересно, но быстро надоедает. Дорогу скрашивают живописные забайкальские пейзажи за окном. Пробую слушать плейер, но от этого почти сразу засыпаю. Над головой время от времени шуршит кондиционер. Частенько проводницы перебарщивают с температурой, и становится холодно. При первой возможности выбегаю на перроны станций погреться и за впечатлениями. Иногда вытаскиваю с собой отца.
Вытащил папу из вагона прогуляться.
Обсуждаем с соседями автомобильные предпочтения. Парни едут с Алтая куда-то под Уссурийск. И что за манера у нашего Министерства Обороны отправлять призывников куда подальше? Чтобы не сбежали?
День четвертый, 11.07
На улице жарко, +28, в вагоне нормально, +23. Ночью еле заснул, утром еле проснулся. Остановились на станции Облучье, пофотались.
Дедушка Ленин хочет познакомиться, но его и так все знают, поэтому руку жать не хотят.
Пора завтракать, следующая станция — Биробиджан.
15:36 — 15:40 — проезжаем мост через Амур. Река широченная! Подъезжаем к Хабаровску.
Вышли на перроне, прогулялись. Очень красивое здание вокзала и площадь перед ним. Много фонтанов, удивление вызвала многоэтажная парковка. Хотел прогуляться в торговый центр неподалеку, но отец уволок в поезд (боялся отстать).
В Вяземской купили красную рыбу и пирожки. Все вкусно, пирожки огромные.
Запаслись местными продуктами.
Папа в предвкушении дегустации красной рыбы.
День прошел интереснее, чем обычно. Больше общались с попутчиками. Те юморят: увидев на очередном перроне таких же призывников сказали: «О, такие же далматинцы, как и мы!». Очередное развлечение: коллективное разгадывание сканвордов. Разгадали все сканворды, которые смогли найти.
Остановились в Ружино (22:30 — 22:35), наслаждался погодой: теплая летняя ночь, на вокзале тишина, нет насекомых и тихий приятный ветерок…
В предвкушении прибытия всю ночь не мог заснуть. Лежал, слушал музыку, смотрел в потолок. Проводил призывников (организованно вышли около Уссурийска), слушал храп отца.
День пятый, 12.07.
Прибыли во Владивосток рано, в седьмом часу утра по местному времени.
После прибытия первым делом сдали сумки в камеру хранения. На вокзале очень четко висят указатели — заблудиться невозможно. На улице стоит сильнейший (для нас) туман. У нас в Братске тоже такой густой туман бывает, но он сухой. А здесь — такое ощущение, что это не туман, а сплошная морось, от которой быстро намокает одежда.
Возле вокзала в ларьке купили карту Владивостока. У нас на руках была карта из интернета, но она не сильно подробная.
Так как во Владивостоке раньше никогда не были, то решили проехать в какой-нибудь район поближе к «Зеленке», заодно и город посмотреть. В итоге, сели на автобус, идущий на Тихую, справедливо посчитав, что это недалеко от «Зеленки» (то, что Владивосток — город большой и расстояния на карте отличаются от расстояний в реальности, мы в расчет не взяли). Ехали и смотрели, как просыпается город. В автобус подсаживались люди, едущие на работу, и уже через несколько остановок он был полный.
Вышли на Сахалинской и папа, добрая душа, сказал, что нужно идти направо, хотя я хотел идти налево. Благодаря инициативе отца (Сусанин, блин!) мы сделали хорошую петлю по Добровольского и вернулись опять на Сахалинскую.
Оттуда мы прошли на Фадеева, спустились вниз, перешли через железнодорожные пути и вышли на Стрелковую. Дальше потопали в гору и потихоньку, уже запыхавшиеся, вышли на Нейбута. Нам нужно было сначала найти отделение «Сбербанка», чтобы узнать по поводу перевода и возможности получения денег. Нашли, узнали. Успокоенные пошли дальше по Нейбута, зашли перекусить в блинный фаст-фуд в местном торговом центре, который только открылся.
Далее нас с толку сбил указатель «Авторынок «Зеленый угол». Сначала повернули по нему, но потом увидели грязную грунтовку и, справедливо полагая, что такая дорога на крупнейший авторынок Дальнего Востока вести не может, пошли дальше. Таким образом, уже порядком подуставшие, дошли до центрального входа на «Зеленку».
Указатель, сбивший нас с толку.
Центральный вход на «Зеленку».
Размеры «Зеленки» и количество машин, конечно, поразило. Сначала дальние площадки не было видно из-за тумана, но потом туман рассеялся и размеры «Зеленки» еще больше поразили. Мы ходили с одной площадки на другую, глаза разбегались. Основные модели, которые мы искали, я привел выше, но очень быстро мы поняли, что нужно высматривать только «Спайки» и «Раумы», а то можно на «Зеленке» на неделю поселиться.
Папа уже устал ходить среди машин.
«Раумов» было мало, впрочем, как и «Спайков». Дошло до того, что мы просто поднимались повыше и высматривали нужные нам экземпляры. На одной стоянке нашли два «Спайка», один из них, темно-бордовый, вполне подходил: полный фарш, 2006 год, но что-то внутри говорило: это не то. Внешне, вроде, более-менее, но много мелких косяков, да и «сердце не лежит». Кроме того, постоянно не покидало ощущение, что продавец «темнит». Я по работе постоянно общаюсь с людьми и уже привык чувствовать фальшь. Да и «Раум» на себя еще не примерял… Пока разглядывали этот экземпляр, рынок уже начал закрываться, и мы с отцом приняли решение переночевать во Владивостоке и с утра вернуться на «Зеленку». Заодно разузнать путь в центр.
Путь в центр разузнали почти сразу: увидели автобус №16ц, на котором и проехали до центра. Если бы мы раньше знали, что от остановки этого автобуса до вокзала рукой подать!
Вид на Владивосток с автобусной остановки на Нейбута (ждем автобус №16ц).
Немного погуляв по центру, сходив на набережную, решили искать место для ночевки. Возле вокзала висит рекламное объявление о гостинице в квартирах на Семеновской. Сходили туда, никакой гостиницы не нашли. Заглянули в гостиницу «Чайка» — дорого, в гостинице «Приморье» — нет мест, в итоге, остановились в «Моряке». За ночь в приличном двухместном номере с удобствами отдали 1 700 р.
Наш номер в гостинице «Моряк».
Приняв душ, перекусив и посмотрев телевизор, отрубились «без задних ног».
Немного о городе. То, что Владивосток стоит на сопках, мы знали. Но теперь мы это испытали на себе. Такой перепад высот в одном городе! Мы даже видели дороги под углом примерно в 30 градусов! Представляю, что тут зимой творится!
Город активно строится и реставрируется. Чувствуется подготовка к саммиту АТЭС и хорошее финансирование. Поразило и понравилось количество всяких памятных мест, монументов, памятников: тигры на Тигровой, стилизованные ворота внизу Семеновской, железный конь на Алеутской, советские памятники возле администрации… Мы, конечно, далеко не все успели рассмотреть.
Памятник «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке».
Но есть один существенный минус: чтобы найти вывеску с названием улицы — надо постараться. У нас в Братске на каждом доме с двух сторон большие вывески, которые легко читаются за 50 метров, а во Владивостоке — ищите, узнавайте…
Ради интереса с момента выхода из вокзала стали считать русские машины. В первый день насчитали 25. Из них 15 — государственные (всякие самосвалы, мусоровозы). Иногда попадаются настоящие раритеты.
Также обрадовало то, что во Владивостоке, как и в Братске, принято пропускать пешеходов на зебре. А то многие города этим не славятся (например, Иркутск). Да и вообще, водители во Владивостоке вежливые и терпеливые (за исключением некоторых маршрутчиков, но, я думаю, они везде такие).
Ну а в целом — город мне понравился. Я был в разных городах и все их «примерял» на себя: смог ли бы я жить в этом городе или нет. Во Владивостоке я жить бы смог.
День шестой, 13.07
Проснулись, навели порядок и поехали на «Зеленку». По приезду решили не сразу идти за вчерашним «Спайком» (сомнения еще оставались), а еще раз, для очистки совести, пройтись по площадкам. По пути заглянули в пару попавшихся по пути «Спайков»: в одном духан, будто рота солдат курила, у другого антенна с мясом вырвана и салон грязный. Также по пути удалось примерить на себя один «Раум». На водительском сиденье чувствовал себя более-менее нормально (только после «FunCargo» были позывы клаустрофобии), сзади тоже относительно удобно, но после того, как я, вылезая из машины, в трех местах стукнулся, понял, что в «Рауме» я разочаровался и это — не мое!
Пошел дальше, и увидел «Спайка» черного, на которого я вчера даже внимания не обратил. Подошел, посмотрел, заглянул внутрь, посидел — все устраивает! Конечно, не такой навороченный, как вчера, но чувства, что «сердце не лежит» — нет и в помине! Да и продавец адекватный, вызывает доверие. Решил пройтись, подумать. Уже практически не замечая других машин, прогулялся по стоянкам и решил, что лучше экземпляра уже не найти.
Тут начался сильный дождь. Мы с отцом быстро вернулись к этому «Спайку», посидели внутри, прокатились, еще раз удостоверились в своих ощущениях, взвесили все «за» и «против» и я пошел оформлять покупку.
Под дождиком пришлось побегать изрядно, но это было не неприятно. Дождик во Владивостоке не такой, как у нас, в Братске. У нас дождь всегда холодный. Если промок — считай, простыл. Во Владивостоке же он теплый, как душ. Кофта на мне вся промокла, а я и не замечал. По словам продавца, это во Владивосток пришел тайфун из Японии.
После покупки машины нам ее выгнали ко въезду на «Зеленку» и пожелали счастливого пути. Спасибо, очень приятно!
Тут я понял, что кое-что забыл. А именно — хотел купить запасной комплект шин, на всякий пожарный. Пришлось вернуться и приобрести комплект почти новых шин на красивом литье (на «Спайке» были штамповки). Продавец, такой же приветливый, уже сворачивался, но, несмотря на это, подобрал комплект, упаковал и помог донести до машины, спасибо!
После этого поехали искать заправку, так как уже горела лампа. По карте доехали до одной заправки — не вызвала доверия, поехали до другой — та вообще не работала. В итоге, после многочисленных петляний в районе Луговой — Сабанеева (ну кто же знал, что они так загибаются и раздваиваются!), наконец-то выехали к нормальной заправке «НК Альянс». После этого, уже без особых волнений поехали в сторону вокзала, за сумками. Ориентировались, в основном, по зданиям, которые видели раньше из окна автобуса №16ц. Недалеко от вокзала попали в пробку, вовремя не перестроились и попали на Тигровую, а оттуда — на 1-ю Морскую, проезд по которой зачем-то перекрыли ГИБДДшники, из-за чего опять попали в пробку. В итоге, после получасовых мытарств все-таки припарковались возле вокзала. Забрали из камеры хранения сумки, подкрепились и поехали в сторону выезда из Владивостока, предварительно просмотрев его по карте.
Поехали из центра города в 18:00. Тут папа опять проявил свои сусанинские инстинкты и дважды умудрился завести меня не туда, куда надо: его почему-то постоянно тянуло свернуть раньше, чем надо было. Благодаря этим плутаниям у нас получилось проехать под строящимся мостом и сфотать костел.
После этого я детально изучил маршрут и поехал. На выезде из Владивостока опять попали в дикую пробку: активно ремонтировалась трасса, по которой мы выезжали. Асфальт перемежался грунтовкой, снова пошел дождь, машина была чумазая.
И тут меня осенило: у нас ведь нет аптечки и огнетушителя! Знак аварийной остановки я привез с собой, а остального не было. Памятуя о том, что ГАИшники любят, помимо сверки агрегатов с документами, докапываться как раз до этого, поехал дальше. Немного поволновался, когда увидел пост ГАИ на выезде (в 20:00), но инспектор почему-то ушел в здание, помахивая жезлом, прямо перед нашим носом. После этого, решив дальше не испытывать судьбу, я начал искать заправку, т.к. на них частенько бывают и огнетушители, и аптечки. Сначала попалась «НК Альянс», но там этого не было, зато затарился омывайкой. После этого, уже в темноте увидел заправку «Роснефть», и там оказалось в продаже и то и другое! У-ф-ф, еще одной проблемой меньше!
Закупились вовремя, т.к. уже в 22:35, где-то в районе Уссурийска нас остановил патруль ДПС, но он только сравнил документы, да зачем-то спросил, почему у машины дверь криво открывается. Ему так показалось — машина на обочине стояла.
Довольно скоро устали и встали на ночлег на стоянке дальнобоев. Проехали за вечер 236 км, расход топлива — 13,6 км/л (в пробке прокатились!).
День седьмой, 14.07
Проснулись в 6:00, утренний моцион, поехали в 6:35.
6:50 — проехали Спасск-Дальний.
8:25 — проехали речку Уссури.
9:04 — 9:14 — участок жуткой грунтовки с участками убитого асфальта. Над машиной летают десятки оводов — тонкий намек на то, что необходимо занавесить радиатор. Сетка у нас есть, только прикрепить ее нечем: еще один минус нам, как перегонщикам.
9:33 — проехали Дальнереченск и мост через реку Малиновка. Сразу вспомнилась известная старая песня «Малиновки заслыша голосок…».
9:36 — проехали реку Большую Уссурку.
10:06 — возле поворота на Губерово дорогу переходил выводок утят, возглавляемый уткой. Пришлось довольно сильно затормозить и объехать их. Папа радовался как ребенок — детство вспомнил.
10:31 — въезд в Лучегорск и сразу — объезд ремонтируемого участка дороги. Сколько их еще ждет нас впереди! Лучегорск проехали быстро. Полюбовались на Приморскую ГРЭС. Величественное сооружение, хотя у нас в Братске таких много.
10:49 — проехали поселок Бурлит. Забавное название, думали отчего оно такое, оказалось — от реки Бурлитовки (или наоборот). Сразу после Бурлита начался плохой участок дороги, изредка перемежающийся асфальтом.
Красивый вид. Заметно начало плохого участка дороги.
11:06 — пересекли границу Хабаровского края. Въехали в Бикин. Увидели приличных размеров магазин, в котором купили пластырь, универсальный очиститель (надоели надписи маркером на стекле), продукты.
12:20:12:50 — остановились за Бикином, чтобы залепить радиатор. Работать мешают оводы, от которых приходится постоянно отмахиваться. В радиатор уже набились насекомые.
13:09 — река Бирушка, следом за ней — Бира.
13:43 — из-за тихохода попали в небольшую пробочку на подъеме (машин 15:20). На пригорке тихоход отошел на обочину и всех пропустил. Тучи оводов подтверждают правильность нашего решения относительно сетки на радиатор.
13:52 — небольшой участок плохой дороги — жуткий пыльный объезд.
Далее просто убили названия речек:
14:06 — 1-я Седьмая.
14:13 — 2-я Седьмая.
14:18 — 3-я Седьмая.
После этого ждали 4-ю Седьмую, и т.д., но попалась речка Дормидонтовка. Ехать стало совсем весело! Когда проехали речку Подхоренок — чуть синхронно не сползли под панель приборов от хохота!
14:43 — поселок Новостройка. По закону подлости в этом поселке — только старые убитые дома не выше 2-х этажей. Сразу увидели мост через реку Хор (так вот, почему Подхоренок).
15:50 — въехали в Хабаровск.
Сначала ехали прямо, но потом движение становилось все оживленнее. Указателей, как назло, почти не было. Увязались за двумя машинами, одна из которых была на транзитах, а другая — с владивостокскими номерами. Довольно скоро попали в пробку (возле какого-то важного учреждения на пригорке машины были припаркованы прямо на проезжей части, и из-за этого возникла пробка). На выезде из пробки два «лоцмана» перестроились и свернули направо, а я не успел. Чтобы не создавать аварийную ситуацию, поехал прямо. Через пару кварталов повернул направо и опять уперся в поток машин, но оказалось, что его просто сдерживает светофор. На этой дороге в 16:35 нас остановил ГАИшник, проверил документы, спросил, почему мы не едем по федералке. Ответили, что не успели вовремя перестроиться, поэтому поехали прямо. Я спросил у него, как проехать на федералку, он доступно объяснил и пожелал счастливого пути и быть осторожным. Спасибо!
Проехали возле вокзала, попутно просмотрев на него с другой стороны, поехали в сторону моста через Амур. Движение по дороге было сильно заторможено, почти пробка. Как оказалось — поток сдерживали несколько находящихся рядом светофоров.
17:15 — проехали мост через Амур. Красота! Набираем скорость и держим путь на Запад!
17:56 — речка Поперечка. Еще один повод для шуток и поднятия настроения.
19:55 — проехали своротку на Биробиджан. Сразу после своротки пошла практически идеально ровная трасса. Едем и наслаждаемся! Параллельно едет черная «Мазда», водитель просит открыть окно. Спрашиваем, что надо. Оказывается — такой же начинающий перегонщик, спрашивает, правильно ли он едет. Отвечаем, что дорога одна и потеряться с нее сложно.
Дорога одна. Где-то за Биробиджаном.
19:58 — остановились на живописном пригорке пофотаться и протереть стекло. Сразу начали атаковать комары.
Протерли стекло. Видимость улучшилась.
Рядом остановился тот перегонщик на черной «Мазде», перекинулись парой фраз. Он машину в Улан-Удэ гонит, пожелали друг другу счастливого пути. Мы его потом еще не раз видели.
20:07 — река Чертенок. Шутим. Следом — река Чертов Палец. Снова синхронно сползаем под панель приборов.
В районе Лондоко на дороге много заделанных ям и волн в асфальте, но заделаны они не очень хорошо, поэтому на скорости можно удариться днищем, либо подлететь. Мы проехали аккуратно.
20:35 — Проехали Теплоозерск. Со стороны трассы в вечернем сумраке как-то необычно смотрелось расположение домов в этом поселке (или городке): пятиэтажки были на довольно большой возвышенности над остальными домами (представляю, какой там вид из окон!), а обычные деревянные дома, т.н. частный сектор находился в низине. Сразу создалось впечатление о классовой разделенности жителей этих домов. Даже в голове возникли образы бразильских фавел, только поменянных местами с обычными домами.
21:25 — уже в темноте начались жуткие грунтовые ремонтные участки. Возможно, темнота и спасла нас от всей жути, которую мы могли бы увидеть днем. В прошлом году мы ездили ночью по участку грунтовки между Иркутской областью и Красноярским краем, это было проще, чем ехать там днем. К слову, в этот раз грунтовка была намного, в разы, хуже. Скорость передвижения не превышала 10 км/ч, постоянная рулежка между неровностями и камнями, пыль столбом, уворачивание от самосвалов и прочей строительной техники. Асфальтовые участки если и возникали, то ненадолго, максимум минут на 10, а потом — снова жуткая пыльная грунтовка. Похоже, что этот участок Путинской трассы смыло весной и его полным ходом восстанавливали, либо строили мосты через каждые 100 метров. Вот что написал отец в путевом дневнике: «После этого опять попали под хрен знает что! Не дорога, а сплошной кошмар! Все перерыто, перекопано, навалено, завалено… Объезды за объездами». После этого был небольшой участок, похоже, старой дороги с ямами и колдобинами. После чего наконец-то выехали на хорошую дорогу, доехали до первой площадки возле какой-то заправки, остановились и, обессиленные, в 23:48, отрубились.
Конечно, на этом этапе (от своротки на Биробиджан) были хорошие участки дороги, но их было от силы 3:4, все остальное время была либо грунтовка, либо дорога, которую я называю «испытание для позвоночника», — когда не понимаешь, как ты двигаешься больше: по горизонтали или по вертикали. То есть вся дорога состоит из пологих волн и на скорости получается реальное испытание для позвоночника. Если это была Путинская трасса, то она, судя по всему, одноразовая.
Понравился один момент на хорошем участке трассы. Ехали в темноте с пригорка и на пригорок. В этот момент открывался нереальный вид. Вокруг полная тьма, асфальт черный и свет фар выхватывает только разметку и отражатели на бортиках дороги. Создается ощущение полета в космосе, а разметка и отражатели на бортиках, как будто появляются из ниоткуда и показывают тебе курс. Езда с пригорка-на пригорок только усиливают это ощущение: дорога уходит куда-то вверх. Следили за этим с отцом, как завороженные.
За день пройдено 1 051 км, расход топлива — 16,5 км/л.
День восьмой, 15.07
Проснулись в 7:00. Утренний моцион. Я сразу проверил сетку на радиаторе: отлепляется. Закрепил подручными материалами. К слову, подручные материалы продержались недолго и в последствии пришлось спрашивать на заправках обычные канцелярские скрепки и ими закреплять. Все скрепки продержались до победного конца. Поехали в 7:25.
Сразу за местом нашей стоянки был довольно большой мост через реку Бурея. И сразу за мостом — стела «Москва-Владивосток»! Ну как тут не сфотаться! Ведь это — одна из целей нашего путешествия!
Сразу за стелой — пост ДПС, на котором нас проверили и отпустили, пожелав счастливого пути. Спасибо!
9:37 — река Томь (а я всю жизнь думал, что она в Томской области!).
10:14 — река Зея. За мостом увидели указатели на близость столовой (по правую сторону от дороги) и решили остановиться покушать. Столовая цивильная и недорогая. Поели довольно плотно, вкусно и недорого. При выезде на трассу папа сказал, что нам, вроде, в другую сторону, но я понял, что это опять его сусанинские позывы и поехал, куда посчитал нужным. Кстати, недалеко от столовой был ручей Золотой, а незадолго до него — Серебрянный (на указателе прямо так и было написано, с двумя «н»).
«Путинская» трасса. Хороший асфальт, красивые виды.
14:05 — проехали реку и своротку на Магдагачи.
15:09 — возле дороги «паслась» стая ворон. Ранее, во время поездки в европейскую часть России, я уже сталкивался с подобным и предусмотрительно снизил скорость. Как знал! Стая вспорхнула, одна ворона не успела увернуться и со всего маху шибанулась в лобовое стекло. Похоже, еды у ворон добавилось. Если бы скорость не снизил — понадобилось бы новое стекло.
15:35 — проехали мощную дорожную развязку в тайге. Видели отвороты на Тынду, Якутск. Если и эти дороги когда-нибудь будут доделаны — будет совсем неплохо.
16:06 — проехали реку Б. Ольдой. Очередной повод для шуток («Какой я больдой!»).
17:15 — проехали своротку на Ерофей Павлович. О близлежащих поселках и городах на трассе напоминают только указатели на своротках, в целом же — трасса безжизненная, только машины и тайга вокруг.
Остановились купить продуктов. Эффективность сетки налицо.
17:17 — показалась река Урка. Снова шутим.
17:36 — проехали границу Федерального Забайкальского края. Несколько раз попали под дождь.
Далее снова пошли интересные и веселые названия: река Жанна и станция Жанна, река Потайка и станция Потайка, река и станция Таптугары, река М. Сестренка… Богатая у нас страна на забавные названия!
Почему нельзя по всей стране такую дорогу сделать?
Забайкальский край до Читы изобилует шикарными пейзажами. Трасса хорошая, поэтому на дорогу особо не смотришь, а тупо вертишь головой по сторонам и наслаждаешься видами. Останавливаться не хотелось, поэтому фотографировал прямо на ходу. Только убирал фотоаппарат, как за очередным поворотом возникал пейзаж лучше предыдущего! Чтобы запечатлеть всю красоту окружающего мира, нужно, чтобы один рулил, а другой постоянно снимал на видеокамеру, желательно через люк. Столько природной дикой красоты на протяжении такого длительного периода я не видел никогда в жизни! Это не поездка, а одно сплошное наслаждение!
Шикарные виды Забайкальского края.
Но в этом прекрасном месте нужно следить за уровнем топлива. Когда Путин говорил, что возле трассы не хватает нормальной инфраструктуры, он покривил душой: ее здесь просто нет! Нет вообще! На этом участке трассы полно готовых свороток, за которыми виднеется грунтовая площадка. Хочешь — ставь заправку, хочешь — кафе… Но ничего нет! Мы заправились на предпоследней заправке в Амурской области под завязку и всю вторую половину бака проехали в экономном режиме (2 000 об/мин, 80 км/ч), 30 км проехали на горящей лампе, видели пять оставленных на обочинах машин (интересно, где их водители будут брать бензин, если вокруг даже поселков нет?), убили тучу нервных клеток… И когда уже последняя надежда затухала, а двигатель готов был начать дергаться из-за перебоев с бензином, из-за очередного поворота во тьме возникли огни заправки! Давно я так не радовался банальной заправке! Плевать, что бензин здесь был самый дорогой, плевать, что обслуживание никакое, ведь это была Цивилизация, Оазис в дорожной пустыне! И назывался этот оазис Чернышевск.
Конечно, возле границы с Забайкальским краем была одна «заправочка», представляющая из себя три бочки со стоящими рядом допотопными колонками и будкой, чуть больше собачьей. Но на этой «заправочке» было написано: 92-го нет, 80-го нет, ДТ-есть. Но на ДТ мы далеко не уедем, поэтому экономили, как могли.
После Чернышевска, заметно повеселевшие, поехали в сторону Читы.
22:57 — в нас чуть не врезалась летучая мышь. Свернула от лобового стекла буквально в паре сантиметров. До сих пор перед глазами стоит размах ее крыльев.
23:32 — проехали поселок Илим. Хотел выйти, сфотографироваться, но решил ехать дальше. Дело в том, что я работаю в Группе Илим и у нас это название везде — на документах, флагах, папках, кружках, футболках, даже флешках, а тут — просто голубой указатель возле дороги…
23:35 — река Дуралей. Весело!
Около 00:00 — отбой на какой-то стоянке. День был содержательный, но тяжелый. За день пройдено 1 459 км (мой личный рекорд!), расход 15,1 км/л.
День девятый, 16.07
Подъем в 5:30. Утренний моцион. Отрезвляющая прохлада. Выехали в 5:50.
Кругом густой туман. Конечно, не такой густой, как во Владивостоке, но все-таки…
Забавно во время движения наблюдать, как туман переплывает сопки. Создается ощущение, что он — живой и медленно крадется, огибая деревья. Когда въезжали в бок крадущегося тумана — как будто попадали в молоко. Скорость снижали до минимума. Туман шел участками, полосами. Таким образом, мы «ныряли» в него несколько раз. Забавно: едешь посреди тайги — и спустя минуту ты — в «молоке». Через минуту — опять тайга, и — опять «молоко»…
6:38 — путинская «федералка», похоже, закончилась. Началась плохая грунтовка. Получше, чем во время ночных объездов, но похуже, чем на границе Иркутской области и Красноярского края.
7:11 — Проехали границу Читинского района. Удивила обочина дороги в виде водостока. Причем, водосток начинается сразу за линией, указывающей край дороги. Совсем не продумано! К примеру, я в темноте зачастую ориентируюсь по этой самой линии и знаю, что от нее до реального края асфальта сантиметров 20. Бывает, я ее цепляю. А здесь это чревато попаданием колеса в водосток и аварийной ситуацией. Глубина водостока — до 15-20 см. Представьте, что вы на скорости цепляете хороший такой бордюр!
Забайкальская дорога. Обратите внимание на водосток на обочине.
Выехали на участок, цвет асфальта на котором имеет бирюзовый оттенок. Никогда такого не видел!
8:00 — подъехали к Чите. Едем по объездной. Остановились на заправку «Роснефти». Добили заезд и выезд на заправку: такое ощущение, что сэкономили на асфальте: яма на яме! Хотя сама площадка заправки хорошо заасфальтирована и сама заправка цивильная… В районе заправки первый раз увидели на указателе «Иркутск». Скоро уже, да и расстояние не очень большое!
9:20 — проехали поворот на Новую Куку и Жипковщину.
9:25 — Лесной Городок. Почти 10 лет назад я отсюда демобилизовался, поэтому не посмотреть родную часть просто не мог. Заехал. Поселок в упадке, но часть разрослась. Магазин, в который мы бегали с КПП за 100 метров, теперь стоит возле самого КПП, пожарная часть и ДОУ — уже на территории. В саму часть меня не пустили (а хотелось!), но с охраной поговорил. Эх, ностальгия!
12:05-12:25 — грунтовка и сплошные объезды ремонтирующихся мостов.
13:05 — рука Блудная. Очередной повод для шуток.
13:16 — проехали своротку на Хилок. После реки Хилок — участок грунтовки, ремонт дороги.
15:10 — проехали Петровск-Забайкальский.
15:52 — въехали в Бурятию. Едем по довольно приличной жаре. Помогает кондиционер, но постоянно его гонять не будешь. Открываем окна, устраиваем сквозняк.
17:40 — проехали Тарбагатай. Снова шутим.
Проехали красивый мост через Селенгу с оленями на пригорке. Я захотел там пофотаться и чуть не попал в зубы собаке на КПП. Подхожу к КПП с намерением забраться на пригорок сразу за ним. Тут из-под КПП вылазит пес и бросается на меня! Зубы щелкнули в сантиметре от ноги. После этого я решил забраться на пригорок другим путем. Но виды оттуда того стоили!
Этот пес меня чуть не цапнул. Теперь лает, но достать не может.
18:30 — въехали в Улан-Удэ. Здесь есть один маленький момент. На нескольких указателях города вообще не указаны (просто стрелка), а на некоторых — только непонятный шифр. Из-за этого мы промахнулись мимо своротки (хотя, заметили ее) и поехали прямиком в центр города. Надо сказать, город красивый, чистый, ухоженный. Понравились игривые олени на мосту, другие красивые памятники. Много новых красивых зданий… В итоге решили развернуться и ехать обратно в сторону своротки. Не ошиблись.
20:03 — поселок Нюки Кабанского района.
20:40 — река Кабанья. Остановились заправиться на «Роснефти». К слову, на всем пути следования именно в Бурятии был самый дешевый бензин. 95-й (27,10) здесь стоит дешевле, чем у нас 92-й (27,30).
22:05 — река Мишиха. Сегодня решили во что бы то ни стало выехать из Бурятии. Дальше я дорогу знаю — не раз ездил на Теплые озера на Снежной.
На одной из стоянок купили омуля горячего копчения. Но есть его на дороге не захотели.
23:05 — получилось! Граница Бурятии и Иркутской области — река Снежная.
Граница Бурятии и Иркутской области.
23:40 — проехали Байкальск по объездной, остановились у кафе «Полина». Я это место знаю с 2009 года и оно мне нравится.
Заказали в кафе по комплексу (очень вкусно!), и съели омуля (еще вкуснее!). Папа решил одного оставить на завтра. Сделаю ему сюрприз.
00:50 — отбой на стоянке возле «Полины».
За день пройдено 1 173,5 км, расход топлива 18,3 км/л.
День десятый, 17.07
Подъем в 8:30. Решили выспаться, т.к. сегодня 100% нужно добраться до дома. Спросил у отца, когда он последний раз был на Байкале. Не смотрел из окна на красоты, а именно был, стоял у воды, слушал прибой, мочил ноги… Оказалось — очень давно, почти 20 лет назад. Поехали снова в Байкальск, на берег Байкала.
Там стоял столик, за который папа уселся и начал кушать омуля с пивом. Этого ему показалось мало, и он пересел поближе, на камень. Он сидел с рыбой в руках, бутылкой между ног и всматривался вдаль, слушая плеск маленьких волн и наслаждаясь моментом. Это и был мой сюрприз.
После этого умылись водами Байкала и поехали в сторону дома.
10:27 — въехали в Слюдянку. Рассказываю отцу про памятник героям басен Крылова и — вот он, стоит на повороте! Вышли, сфотографировались.
11:30 — остановились на смотровой площадке над Култуком, решили взять родным байкальского омуля. Холодного копчения был в наличии, а горячего копчения нам сняли сразу с решетки. Таким образом, у нас появилась подмиссия — срочная доставка байкальского омуля в Братск.
Знаменитый рынок на смотровой площадке над Култуком.
11:45 — въехали в Шелеховский район. Начался горный серпантин, усиленный туманом. Некоторые постоянно рисковали и шли на обгон в закрытых поворотах и через сплошную, мы же на рожон не лезли. В итоге те, которые торопились и рисковали, оказались впереди нас метрах в 50. Стоило ли это того риска?
12:30 — проехали Чистые ключи. Скоро должна быть своротка на объездную Иркутска.
12:35 — а вот и своротка, точнее, полноценная развязка. Появились указатели на Красноярск и Новосибирск. Конечно, можно было заехать и в Иркутск, но мы уже сильно торопились домой.
12:39 — мост через реку Иркут. Объездная — шикарная. Ровный асфальт, разметка, гони — не хочу. Но у нас был тормоз в лице экипажа ГИБДД и едущей параллельно с ним скорой помощи. Оказалось — соревнования велосипедистов, из-за которых и тормозился основной поток. Но если мы хоть ехали со скоростью километров 20 в час, то встречка вообще стояла. Неужели в Иркутске не нашлось более-менее ровного свободного участка дороги, чтобы эти соревнования проводить?
Велосипедные соревнования на объездной Иркутска.
13:15 — въехали в Усольский район.
13:34 — поселок Тельма со своей знаменитой голубой церковью, которую видно с любого конца поселка. Остановились, сфотографировались, сходили в магазин.
14:06 — въехали в Усолье-Сибирское. Надо сказать, что федералы, когда взяли под свой контроль центральную улицу Усолья, сделали правильно. По крайней мере, раньше это был сильно убитый участок, по которому приходилось играть в слалом между ямами, а сейчас никаких нареканий к асфальту не было: все замечательно.
16:30 — въехали в Зиминский район. Начался затяжной дождь. Сначала мелкий, потом все крупнее и крупнее.
17:27 — въехали в Куйтун. Половина пути от Иркутска до Братска преодолена! Сразу после Куйтуна начинается Тулюшка. Раньше здесь был участок грунтовки, перемежающийся убитым асфальтом, сейчас же — хорошая дорога. Только все впечатление испортил железнодорожный переезд, возле которого мы проторчали около получаса. Такое ощущение, что мы попали в железнодорожный час пик. Прошло два встречных поезда, шлагбаум поднялся, успели проскочить 5-6 машин и шлагбаум снова опускается. Снова два встречных поезда — опять проскакивают 8-10 машин и опять шлагбаум опускается.
18:43-19:09 — проехали Тулун. Унылый город. Унылее (по нисходящей) только Канск и Нижнеудинск (такое мое мнение).
19:52 — въехали в Братский район. Почти сразу закончился дождь. Скоро приедем!
21:40 — граница города Братска!
21:55 — приехали сразу на дачу, в объятия родственников! Куча эмоций, масса впечатлений!
За день пройдено 772,7 км, расход топлива 16,6 км/л.
Послесловие
Машину пригнали удачно, заодно и восток страны посмотрели. Регистрация авто заняла чуть больше двух часов (две живых очереди, подача документов, сверка и в 16:00 — получение номера), техосмотр — 1,5 часа (также в порядке живой очереди).
Итоги поездки в целом и перегона в частности (желающие могут считать):
Всем спасибо!