|
Добрый день, уважаемые дромовцы. Созрел рассказать о нашей маленькой майской прогулке со старшей дочерью по Голландии, Бельгии и Франции с короткими пересадками в Варшаве и Стамбуле, проделанной на самых разных видах транспорта — самолетах, поездах, автобусах и паромах, а главное, что и дает мне моральное право и основание указывать эту прогулку все же как автомобильную, — на гибридном каре Lexus CT200h. Знакомство с этой удивительной машиной — отдельная и увлекательная глава в моей автомобильной биографии — доселе я с гибридами не общался даже на «Вы».
Друзья давно нас приглашали в гости в Голландию. Но всё как-то не складывалось. В прежние годы мы избегали шенгена — долгое и унизительное оформление виз останавливало от желания посетить многие интересные места. Благо, в мире много стран, которые были для нас безвизовыми или виза в которые, подобно болгарской, была ненапряжной и беспроблемной. Но вот с осени готовы новые безвизовые паспорта, почему бы их не обновить?
Последние пару лет так сложилось, что отпускного времени катастрофически не хватало, что ставило автомобильный туризм за рамки допустимого. Зато авиационное сообщение из Харькова значительно расширило географию и, что очень важно, значительно подешевело. Поэтому уже не первый раз приходится оставлять железного коня дома и отправляться в полет. Такой способ, конечно, имеет свои достоинства и плюсы, свою романтику и удобства — но всё это выходит за рамки автомобильной тематики данного сайта.
Но вот длинные майские совместились с кучкой выходных, и сложилась долгожданная оказия слетать к друзьям в Голландию и покататься по этой чудесной стране, заодно посетив и соседнюю Бельгию. Хотелось, очень-очень хотелось, махнуть туда на машине. В общем, оно и не особо далеко — 2300 в одну сторону, сущая ерунда. Но — минимум два дня пути. В одну сторону. А то и три. И назад три. Уже неделя. А у нас всего дней 10 майских праздников со всеми выходными, и тратить их на дорогу расточительно.
Зашел на сайт продажи авиабилетов — а там обнаружил предложение, от которого не смог отказаться. Туда и обратно из Харькова, на двоих за 500 с копейками, еще и почти сутки пересадки в Варшаве по пути туда и в нашем любимом Стамбуле по пути обратно... Ну вот как перед таким устоять? Правильно, никак. Это невозможно в принципе.
Итак, решено: летим.
Летим мы вдвоем со старшей дочкой Надей, ей 14, и она обожает путешествия, архитектуру, новые впечатления, причём ездить предпочитает, как и я, налегке. Ненавижу таскать с собой полные чемоданы вещей, которые «вдруг могут понадобиться». Лучше обойтись без чего-то нужного, чем таскать с собой гору ненужного. В принципе, автомобильные путешествия дают возможность вообще не заморачиваться на эту тему и брать всё — но даже с автомобилем не люблю возить полный багажник барахла. Здесь же мы решили обойтись рюкзаком и маленьким чемоданчиком на колесиках, таким, чтобы помещался в ручную кладь. В чемоданчик положили гостинцы — сладости.
Наш план таков: вылетаем из Харькова, ночуем в Варшаве, у нас почти сутки на столицу Польши. Это, конечно, очень мало — но раз уж по пути, почему нет? Затем из Варшавы в Амстердам. В аэропорту Схипхол нас ждут друзья. Мы грузимся в машину и едем кататься по стране мельниц, цветов и каналов. Проводим с друзьями 5 дней, потом они в Лондон, а мы в Бельгию. Из Гааги в Антверпен автобусом FlixBus, оттуда до Брюсселя местным поездом, ну а из Брюсселя чуть больше часа скоростным поездом до Парижа — как не побывать? Когда еще доведется увидеть Париж и не умереть? Значит, так тому и быть — два-три дня в Париже, а оттуда снова на FlixBus – и в аэропорт Схипхол, лететь домой. Домой-то домой, но не напрямую, а с еще одной приятной остановкой. Наш ждёт горячо любимый Стамбул. Прошлой осенью мы всей семьей провели тут чудесную неделю и остались совершенно очарованы атмосферой и колоритом этого города. А еще у нас закончился турецкий кофе и чай — надо было пополнить запасы :)
На работе выбил 5 дней в счет отпуска, в школе вообще праздники с выходными составили непрерывную неделю — так что проблем нет. Еще из дому заранее побронировали несколько гостиниц на ночевку в Варшаве, Антверпене, Париже и Стамбуле. Вышло очень недорого. Заодно забронировали и оплатили билеты на Flixbus и скоростной поезд, билеты на местные поезда проще купить в кассе, не привязываясь к конкретному времени, а вот на скоростные и на междугородные автобусы разница в цене касса/предоплата отличается в несколько раз, иногда даже в 10 раз. Так что планирование, планирование и еще раз планирование, дорогие товарищи! :)
Харьковский аэропорт претерпел полную реконструкцию в 2012 году к футбольному чемпионату и радует глаз красотой и новизной. Собственно, весь исторический комплекс аэровокзала сохранился в неприкосновенности, используется в качестве музея и изредка для приема особо торжественных делегаций и служит теперь центром композиции нового аэропорта. Терминал получился современный и весьма большой, но обычно используется левое крыло аэропорта с расположенными в нем терминалами. Это хорошо — после многокилометровых гигантов вроде того же Схипхола или Де Голля или сумбурно-суетливого Фредерика Шопена наш аэропорт просто замечательно уютен, просторен — но в то же время компактен и удобен. Отсюда приятно летать. Сейчас отсюда летают рейсы десятка авиакомпаний, так что аэропорт весьма оживлен.
После регистрации недолгое ожидание, паспортный контроль — и нас принимает на борт небольшой Эмбрайер 190 Польских авиалиний. Самолет новенький, необычно компактный, зато летит тихо и приятно. Через два часа мы приземляемся в Варшаве.
Аэропорт Фредерик Шопен — это бардак и столпотворение. Польские авиалинии в последние годы многократно увеличили пассажиропоток — и терминалы немолодого аэропорта с наплывом просто не справляются. Два часа — ДВА ЧАСА — мы проторчали в аэропорту, пока измученные и замордованные польские чиновники добрались до наших паспортов. Мы немного переживали по поводу новых и еще пустых паспортов, но предъявили билет на следующий рейс и единственный вопрос, который нам задали — где мы планируем ночевать. Я показал бронь гостиницы и больше нам вопросов не задавали. Польские штампы «лишили невинности» наши новенькие паспорта, и мы наконец-то выбрались в город.
Хотя отель мы выбрали не слишком далеко от аэропорта, но задержка могла помешать запланированной нами на вечер прогулке, так что мы не стали жадничать, взяли такси и с ветерком помчались в сторону нашего ночлега. С ветерком — это буквально. Польскими такси мы пользовались еще трижды, и каждый раз всё больше понимали, насколько все-таки поляки ментально близкий к нам народ. Меньше 80 км/ч мы не ехали :) Обойти через двойную? Ну а что делать, если впереди автобус медленно ползет? Краснеющий желтый? Ничего, проскочим :) Причем засады и камеры, видимо, знают наизусть — в нужных местах притормозили, проползли сто метров 40 км/ч и дальше полетели :)
Выбранный нами отель оказался расположен в очаровательном предместье. Тихий коттеджный пригород, море зелени, потрясающее для города благоухание в вечернем воздухе, благодать. Вежливо стучимся, заходим. «Dzień dobry!» (Добрый день!) Выскакивает барышня, а в этот момент из подсобного помещения слышится бойкая гуцульская речь. Барышня испуганно оборачивается на голос и заявляет невидимому собеседнику: «Тихіше ти, то пан з України, він розуміє, що ти верзеш!». (Тише ты, человек из Украины, он понимает, что ты несёшь!) Прикольно :) Жаль, не успел расслышать, что ж он там такое сказал :)
Нас ждет уютная комнатка на втором этаже. Но у нас пока еще есть планы на вечер, и мы, бросив пожитки, отправляемся на автобус в сторону центра.
Автобус ходит нечасто — каждые 20 минут, и недешев: 4,40 zł (около 1 Евро), причем оплату принимает только и исключительно кредитной картой. Благо, карта имеется и деньги на ней тоже. Вообще, заметил, что в Европе слишком много мест, где без карты стало не обойтись. Даже в Польше еще совсем недавно на каждом углу стояли обменки, а сейчас видел лишь две или три в самых туристских местах — и всё. Но хоть банкоматов достаточно.
Мы в центре. Конечно, поздновато уже, но народу полно, город гуляет. В уютнейшем кафе берем непременный суп журек и сковороду с шкварчащей на ней домашней колбасой, картошкой и т.п.). Журек потрясающ! Да и колбаска, да под холодное разливное пиво (мне) и фруктовый квас (дочери), да после долгого насыщенного дня — эх, благодать! Вволю насладившись, продолжаем неспешную прогулку.
Помню, раньше малюсенькие польские фиаты-126 и 125, похожие на наши Жигули 2103, были в Польше на каждом шагу. Еще каких-то лет 10 назад их было много. И вот сегодня они уже стоят как туристические экспонаты на площади или возят свадьбы! Ретрокар, однако. Даже Полонезов уже не встретишь, разве в глубинке где-нибудь.
На следующий день решаем воспользоваться расположением нашего жилища и отправляемся в находящийся неподалеку Вилановский замок 17-го века. Некогда это была загородная королевская резиденция Яна Собеского, хотя теперь уже загородной ее не назовешь. Это одна из жемчужин Польши. Здесь реально красиво и стоит побывать.
Бывшая загородная королевская резиденция.
С большим удовольствием бродим парковыми аллеями, пока не спохватываемся, что времени до самолета уже как-то стало маловато. Приходится вновь воспользоваться услугами такси. К счастью, сегодня в аэропорту не настолько людно и мы быстро проходим контроль. Еще и успеваем затариться польским гостинцем — замечательно вкусной ореховой настойкой.
Дочь нервничает, но вот мы в самолете, заняли свои места, и самолет берет курс на Амстердам.
Погода начинает портиться уже над Германией, и садимся мы в глухой облачности с изрядной тряской, буквально выпадаем из облака на полосу. Окружающее пространство становится обозримым буквально метрах в 50 над полосой. Посадка нервная, и когда лайнер подпрыгивает, какие-то девушки в салоне начинают истерически что-то причитать а потом, осознав, что всё уже кончилось, самолет остановился и они все еще живы, долго и громко истерически смеяться. Окружающие смотрят сочувствующе и понимающе.
Аэропорт Схипхол поражает своими размерами. Я знаю, что это далеко не самый большой аэропорт в мире, и, тем не менее, самолет катится к месту «парковки» минут двадцать. Когда попадаем внутрь, масштаб становится еще внушительнее. Здесь километры переходов! Зато радует оперативность работы. А еще здесь есть полноценные супермаркеты, магазины и кафе всех сортов. Не аэропорт, а какой-то большой торгово-развлекательный центр с дополнительной возможностью улететь куда-нибудь. :)
В общем, вскоре мы уже находим в толпе встречающих нас друзей и отправляемся на парковку. Парковка под стать аэропорту. Гигантская. К счастью, к ней можно идти переходами, не выходя на улицу. К счастью — так как на улице моросящий дождь.
Кварталы» парковки отмечены не буквами и не цифрами, а пиктограммами и словами. Наш Лексус ждет нас в квартале «Herring» — «Сельдь». Над выходом нарисована рыбка. Наверное, очень разумное решение — многим людям пиктограмму проще запомнить, а кому-то и язык незнаком. Поиск свободного места для парковки облегчает лампочка под потолком над каждым местом. Горит красным — занято, зеленым — свободно. Из аэропорта уехать (и приехать) можно не только на авто: прямо из аэровокзала можно спуститься к ж/д станции, либо выйти к автобусному перрону. Так, сюда приезжают даже не только голландские автобусы и поезда, но и междугородные. Именно таким автобусом нам предстоит вскоре вернуться сюда из Парижа, чтобы улетать в Стамбул. А пока мы выруливаем с парковки и вскоре летим по скоростному шоссе А4.
Впрочем, довольно скоро съезжаем с него и едем местными дорогами через мелкие городки и поселки.
Вот такие загадочные элементы современного искусства повсеместно встречаются:
Ветряки вдоль дорог — одна из особенностей Голландии. Страна немалую часть электричества получает из ветра.
Основу жизни голландцев, как, впрочем, и бельгийцев и многих других европейских народов составляют вовсе не крупные города, а небольшие городки, по нашему пониманию, похожие на райцентры. Так, столица Нидерландов Амстердам может похвастаться всего лишь 800-тысячным населением, хотя, если учитывать ежедневно приезжающих сюда на работу граждан, выйдет, наверное, втрое больше, и это не считая туристов. Но работа работой, а жить голландцы предпочитают в пригороде, и имеют для этого все условия.
В небольших городках есть всё для комфортной жизни, там чисто, уютно, тихо и идеально комфортно, там имеются начальные и средние школы и даже университеты. К тому же, стоимость жилья играет очень большую роль, а голландцы любят и ценят комфорт собственного жилища и, даже не имея возможности купить собственный дом (а дома в пригороде нередко могут стоить и полтора, и два миллиона евро — это нормальная цена и отнюдь не за дворец в новорусском стиле наших 90-х), все равно предпочитают квартирам в многоэтажках малоэтажную застройку типа таунхаусов. Такие кондоминиумы имеют обычно собственные дворики, детские площадки, парковки и места для вывоза мусора. И стоят в зависимости от места, размера и прочих факторов в среднем 150-500 тысяч евро. Учитывая размер дохода, стоимость аренды жилья и очень льготное ипотечное кредитование под 3-4 и даже от 1,5% годовых (!), а также плавный, но все же рост цен на недвижимость, покупка жилья в пригороде стоимостью порядка 300 тысяч евро вполне оправдана. За эти деньги можно приобрести 2-3 этажный таунхаус (часть большого коттеджа) с 4-6 комнатами общей площадью 100-150 кв.м. Расположение в несколько этажей, возможно, неудобно, особенно в пожилом возрасте, но очень оправдано с точки зрения отопления.
Вот так выглядят скромные голландские домики:
А это уже по-богатому, коттеджи у канала.
Рядом с первым — гараж для водного транспорта. Жить у канала — престижно. Поэтому хоть самые маленькие канальчики, но стараются протягивать даже до отдаленных улиц. Это значительно повышает стоимость жилья. Водный транспорт иметь тоже престижно. Это гораздо круче, чем у нас понтоваться Мерседесами и БМВ последних моделей. Интересно, что во многих случаях такой дом может даже не иметь парковки для автомобиля.
А если рядом есть канал, можно купить лицензию и ловить рыбку. Годовая лицензия на обычную удочку стоит порядка 25 евро.
Вот такое «граффити». Это местные художники предложили муниципалитету свои услуги, муниципалитет дал добро — и стены проезда станут красивыми.
Это — свалка. Мусорка, в самом прямом смысле слова. Сюда мы заехали не по ошибке, а на экскурсию, как должно быть в цивилизованном обществе.
Сюда свозят то, что не вписывается в рамки обычного мусорного бачка или домашнего контейнера, выставляемого к заднему крыльцу. Стекло, резину, металл, строительный мусор — но прежде всего отходы садоводства, точнее, ухода за палисадником. Здесь на свалке чище, чем на центральных площадях многих наших захолустных городков. И если вы думаете, что здесь воняет, это мнение тоже будет ошибочным.
Вот, кстати, один из секретов стерильной чистоты на улицах даже при наличии миллионов туристов:
А так у местных граждан прививается отношение к порядку и ответственности за этот порядок:
Ладно, прошу прощения, отвлекся на не совсем туристические аспекты. Просто из таких бытовых «мелочей», на мой взгляд, именно и состоит то понятие цивилизации, которое так хотелось бы видеть и в своей стране.
Так что, если не возражаете, озвучу еще некоторые особенности жизни в этой стране.
Очень развита железнодорожная сеть, пригородные поезда ездят каждые 20 минут, а в часы пик и чаще, и половина населения регулярно ездит на работу именно поездом.
Если надумаете воспользоваться — имейте в виду, что на подавляющем большинстве станций в нетуристических местах расплатиться можно только картой. В некоторых — таких как крупные туристические места, вокзалы и аэропорты, еще сохранились автоматы, принимающие монетки. А вот бумажные деньги засовывать, собственно, некуда. По крайней мере, я не встречал.
Кстати, пользуясь моментом, замечу, что не все карты одинаково полезны — так, в Европе практически вымерли как класс бесчиповые карты с магнитной полосой. Их не эмитируют уже лет 10 или больше и хотя терминалы, принимающие их, во многих местах еще сохранились, но уже не повсеместно — и не всегда даже продавцы, особенно молодые, умеют пользоваться ими. Их называют «американскими», т. к. в США большинство карт именно таковы и именно американские туристы обычно такими пользуются. Есть уже и места, где расплатиться можно только бесконтактной картой. Так что, собираясь в западную Европу, лучше обзаведитесь именно такой — с чипом и возможностью бесконтактной оплаты. Вторым нюансом является то, что часто наши банки выпускают под видом кредитных не кредитные, а дебетные карты. То, что называется «кредитным лимитом», при этом для платежной системы выглядит как Ваши собственные средства, т. е. дебетная часть. А уже банк знает, какая часть «дебетная», а какая «кредитная». Такие карты не допускают овердрафт, т. е. превышение кредитного лимита. В Западной Европе приняты настоящие кредитные карты, и вот чем это обусловлено: приехали Вы, скажем, на АЗС, заправились до полного, подали карту — а у Вас не хватило денег. Для их кредитной системы это не проблема: АЗС в любом случае получит свою сумму, а Вам банк выставит овердрафт и проценты по нему, которые погасятся с ближайшей Вашей зарплаты. Т.е. загнать их карту в минус обычно можно. А наши — обычно нельзя. Поэтому можно столкнуться с ситуацией, когда Вашу карту платежная система откажется обслужить, хотя в куче других стран всё прекрасно работало. У меня было три карты — и да, иногда бывало так, что в одном магазине принималась к оплате только одна карта, а в другом — только другая.
Также очень важен тот факт, что наличные крупных номиналов здесь не в ходу. Крупных — это значит, что даже банкноту в 100 Евро могут отказаться принять. А такие банкноты, как 500 Евро, вообще никто нигде не примет — только в банке, и то могут быть сложности. Зато монетки могут пригодиться.
Стоит еще заметить, что обменок даже в туристском Амстердаме крайне мало. Я встречал их лишь 3 раза, один из которых был в аэропорту. Имейте это в виду и меняйте наличные заблаговременно. Либо пользуйтесь банкоматами — их достаточно.
Чтобы закончить с транспортной темой, скажу еще, что нередко подземные переходы проходят через станцию жд или метро и для перехода требуют оплаты входа. Для местных это ничего не значит — они пользуются особыми картами, на которых при входе на станцию блокируется некоторая сумма, эквивалентная максимально дорогой поездке на этой линии — но при выходе они вновь проводят картой по считывающему устройству — и неиспользованная сумма разблокируется. Если Вы просто перешли улицу — значит, вышли на той же станции — а значит, никуда не ехали и вернется вся сумма. Если забыли провести картой на выходе — не важно, где Вы вышли, спишется вся заблокированная сумма. Чтобы этого не случалось, на большинстве станций выйти можно лишь приложив карту или разовый билетик. ПОЭТОМУ! Если Вы как турист пользуетесь разовым билетиком — НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ЕГО! Иначе на выходе Вас турникет не пропустит! И увы — Вам невозможно (или платно и весьма недешево) будет воспользоваться станцией как переходом.
Вторая половина населения страны предпочитает авто и имеет для этого прекрасную сеть дорог как местного сообщения, так и междугородних трасс.
Междугородние выглядят вот так:
Местные узки, имеют ограничение скорости и широкие полосы для движения велосипедистов. Они узки — обычно по одной полосе в каждую сторону — но в высшей степени ухожены и прекрасного качества.
В Голландии применяют фотофиксацию нарушений по принципу расчета времени прохождения участка и, следовательно, средней скорости движения. Это разумно, т.к. позволяет при острой необходимости прижать газ, скажем, завершая обгон или уступая дорогу, не нарушая при этом общей средней скорости. Впрочем, большинство знает о расположении участков контроля (они есть и на онлайн-картах) и едет существенно быстрее разрешенных пределов. Судя по спидометру, реальная скорость потока колеблется в пределах 130-160 км/ч.
На дорогах очень много Вольво — буквально, каждая пятая машина. Причем нередко встречаются олдтаймеры и даже весьма антикварные образцы — при этом в полном порядке и идеальном состоянии.
Это заставило нас взгрустнуть об оставленном дома нашем друге, Вольво 740. Это был его шанс увидеть родину, страну, где прошла его молодость. Мне искренне жаль, что я не смог поехать на нем. Впрочем, и других олдтаймеров очень много. Причем все в идеальном состоянии. Таких, как этот Форд Сьерра, например.
А еще культовые Жуки, Саабы-900 или джипы Чероки первого поколения, или Ситроены ХМ — вполне повседневные машины.
Часто встречаются уникальные.
Как вам, например, 8-цилиндровый MG родом из 50-х? Это не нынешняя китайская поделка под знаменитой маркой прошлого — это настоящий англичанин.
Или маленький Лотус?
А здесь немолодой Феррари скромно припарковался в дворике.
А уж ситроенов «Де-Шво» здесь вообше немерено — просто удивительно, ведь реально это весьма неудобная машина для повседневной эксплуатации, все равно как на ЗАЗ-965 регулярно на работу ездить. Но ездят!
Ездят здесь и на других, необычных для нашего глаза, аппаратах. Теснота улочек, проездиков, мостиков и переулочков породила вот такие, с позволения сказать, автомобили, по сравнению с которыми Смарт кажется чуть ли не бизнес-классом:
Как называется чудо слева — я не знаю, но справа Фиат Фиорино, сам по себе малюсенький.
Голландцы настолько умны, что у некоторых есть даже специальные машины для перевозки мозга :)
На местных дорогах и городских улочках море велосипедов.
Вдоль каналов они привязаны гроздьями, встречаются даже двухэтажные велопарковки — один велосипед по хитрым направляющим устанавливают над вторым велосипедом.
Это я еще не говорю о велостоянках — они вообще бывают многоэтажными. Особенно перехватывающие возле ж/д станций.
На велосипедах эта страна не ездит — она на них живёт. На них развозят товары, грузы, пиццу и почту.
На них возят в специальных кузовках животных и детей,
причем последних порой возят целыми группами по 5-6 человек в большом велокузове. Такое «ноу-хау» я раньше нигде не видел и был в шоке.
В Амстердаме встречаются и велотакси:
Причем, что интересно, практически никто не пользуется велошлемами и прочей велоатрибутикой — ездят в обычной повседневной одежде и без всякой спецзащиты. Но вот фары — обязательны. Велосипеды тоже в 99,99% случаев самые простые и примитивные дорожники, иногда с планетаркой, а чаще и без нее, всяких горных, спортивных и шоссейных моделей я практически не встречал. Может, один-два раза, не более. А вот велосипеды со встроенным электроприводом порой попадаются. Мне отсутствие спортивных велов объяснили так: велосипеды — фактически расходный материал, их оставляют на улице, климат здесь плохой, и они быстро приходят в негодность. Дорожные примитивнее, но и гораздо долговечнее. Да и воруют их часто. Шутят, что, если выйти днем на перекресток и громко заорать «Стой! Это мой велосипед!», то человек 5 немедленно бросится наутёк :) От воровства рамы часто раскрашивают в самые дикие цвета. Скажем, оранжевые полоски или розовый горошек. Смотрится забавно :)
Средняя стоимость велосипеда в магазине — порядка 100-120 Евро.
Заехали на морское побережье.
Для пляжа, конечно, погода не самая подходящая. Однако местные с удовольствием прогуливаются по пляжу — под зонтиками :) И эта парочка была там далеко не единственными отдыхающими!
Ну и, конечно, никакой дождь не может помешать голландцам ездить на велосипедах.
Вармонд.
Как я уже говорил, жизнь в Голландии гораздо уютнее в маленьких городках. Это, например, Ляйден. Помните по физике «лейденскую банку»? Вот-вот, это было открыто именно здесь, в местном университете. Городок удивительной красоты, мы в него влюбились.
Каналы для голландцев столь привычный и естественный элемент жизни, что даже при столь плотном велодвижении, как правило, каналы никак не огорожены. Никаких заборчиков — набережные просто обрываются в воду — и всё. Обычно нет и каких-то плакатов «Осторожно!», спасательных кругов и прочей атрибутики. Притом выбраться из них в случае падения будет не самым простым делом.
Интересно, как они поступают с детьми — видимо, как-то с раннего детства прививают детям понимание того, что туда подходить опасно.
Это просто кофе. Просто кофе с СУШЕНЫМИ ГРИБАМИ! :)
Городок маленький, но старинный, загромождать улицы автомобилями нельзя. Что делать? Правильный ответ — копать! Копать подземный паркинг. Очень удобная штука. Оставил под землей машину, поднялся на лифте — и всем хорошо. И не надо искать место для парковки, и машина никому не мешает.
Буквально возле каждого крыльца - палисадник. Очень ухоженный. Иногда — маленький шедевр.
Иногда — живая изгородь.
Иногда миниатюрный цветник в оградке.
Нет места для палисадника — ну хоть пол квадратного метра.
Нет и этого места — ну хоть цветочный горшок!
Или очень много горшков :)
Кстати, за палисадниками владелец ухаживать обязан. Бросить и не ухаживать нельзя, за это штраф. Нет времени и желания — найми специальную фирму.
Между прочим, самовольно менять фасад дома, скажем вставить железные двери или пластиковые окна — тоже нельзя. Это портит фасад и ухудшает внешний вид, а значит, негативно влияет на стоимость жилья соседей. Так что только с согласия всех жильцов и только в русле общего дизайна. А если дом старинный, то его фасад нельзя менять с использованием современных материалов, только поддерживать исторический облик, а следовательно, придется жить с деревянными окнами и дверями, что скажется на счетах за отопление и стоимости содержания, поэтому историческое жильё стоит недорого — содержать дорого.
Завешивать окна исторически не принято. Хотя сейчас многие завешивают, но многие и нет. Казалось бы, неуютно, живешь как в аквариуме. НО! И смотреть в незавешенные окна ТОЖЕ НЕ ПРИНЯТО! Неприлично. Во многих окнах выставляют что-то декоративное: цветы, вазы, тарелки, детские рисунки. Вот на них и смотрите — а дальше, будьте добры, не надо.
Зелени на улицах столько, что просто не верится. Причем, вся эта зелень декоративна. Высаживать у крыльца лук и петрушку не принято. Но здесь есть немало людей, увлекающихся огородничеством. Им муниципалитет охотно и бесплатно выделяет участки ненужной земли где-то вблизи городка — и выращивайте себе на здоровье свою редиску :) Так что увидеть здесь человека на велосипеде с привязанной к раме тяпкой вполне возможно.
А вот так выглядят непарадные улочки. Здесь тоже каналы и канальчики :)
Мостики — это отдельное восхищение души!
Не знаю, что это, но смотрится красиво.
Это здание младшей школы. Школа здесь начинается с 4 лет добровольно или с 5 обязательно и совсем не похожа на нашу. Младшая школа длится 6 лет и находится отдельно, совмещая также функции детского сада, которого по сути здесь нет. Т.е., в принципе, они — детские дошкольные учреждения — здесь есть, но они в основном несут развивающую функцию и работают несколько часов в день, а вот заведения, исполняющие роль наших детсадов, то есть места, где дети длительно находятся, пока родители работают, — хотя тоже есть, но редки и ооочень дороги. Вот ранняя начальная школа как раз и несет эту социальную функцию. Ну и, конечно же, выращивать цветы учат с детства.
А вот это, на фото ниже, тоже социальное здание — но вряд ли наши люди без подсказки догадаются, что это. Корпус санатория? Отель?
Нет, хотя немного и того и другого. Это дом престарелых. Здесь старики, нуждающиеся в уходе, живут не в больничных палатах по 40 человек на ржавых койках, как наши концлагеря престарелых, а самостоятельно в уютных квартирках, а задача учреждения лишь в том, чтобы обеспечить им необходимую помощь, уход или медобслуживание. Так что это, пожалуй, именно семейный отель санаторного типа для пожилых людей, нуждающихся в уходе.
Конец апреля и начало мая для Голландии — самый лучший момент в году. Погоды, и летом нередко переменчивые, уже не выстуживают до костей холодной сыростью, и гулять можно даже под легким дождиком. В такой погоде есть своя прелесть. Скажем, дочке такая погода нравится куда больше, чем ясная и солнечная.
Только в этот короткий период цветочные поля Голландии расцветают всеми цветами радуги.
Только в это время цветет и ждет гостей удивительной красоты цветочный парк Кёкенхоф. Так что ехать в Голландию нужно именно на майские (ну или чуть раньше). Ну а Кёкенхоф (если раньше не видели) — просто «Must see»#1. Если будете в Голландии — обязательно побывайте здесь. А если будете с детьми, возьмите с собой документы (загранпаспорт) на детей — сэкономите на билетах.
Здесь примерно 18 км аллей и десятки миллионов цветов.
А еще здесь великолепные павильоны, в которых пестрит и благоухает море комнатных цветов в самых причудливых композициях:
Но, конечно, и Амстердам никак нельзя не посетить.
Такси здесь тоже на велосипедах. Каналы здесь — это жизнь.
Ну чем не Венеция?
По каналам не только плавают. На них еще и живут.
И даже разводят на крышах дебаркадеров лужайки!
Это фото мы назвали «Чайник над водой» :)
Здесь интереснейшие музеи с богатыми экспозициями. По ним можно гулять не один день. Кстати, как и в Кекенхоф, возьмите с собой документы (загранпаспорт) на детей — сэкономите, ведь детям искусство бесплатно.
Но интереснее любых музеев сам город с его неповторимой атмосферой.
Голландия — это цветы везде. Даже на стенах домов.
Цветочный рынок.
Пакет с 10 луковицами тюльпанов — 3 Евро. Учитывая интересные сорта — вполне демократично.
В баночках находится готовая смесь грунта с посаженным в нее семечком/луковицей.
Открой, полей — и жди, пока вырастет. Такая себе цветочная консерва :)
Рыбная лавочка. Здесь продают любимый местный фастфуд, символ Голландии — селедку в бургерах, бутерах и еще куче видов. Не поверите — но к таким лавочкам реально стоит очередь! Гамбургер с рыбой — 3,5 евро.
Над многими улочкам разносится характерный запах.
Для желающих вырастить самостоятельно — семена на любой вкус. Огородничество — наше всё :)
На некоторых улицах меряются размерами кондомов.
А на некоторых развеваются вполне характерные флаги. Это гейропа, господа, берегите ягодицы :)
Но нам как-то по душе больше сыр. Его здесь много. Реально много :) И вкусно :)
Кломпы — деревянные башмаки — такой же символ Голландии, как и сыр. А если соединить и то и другое — да еще побольше :)
Зарядки для электрокаров встречаются почти повсеместно. Как и сами электрокары. Есть даже электрокроссоверы.
У скутеров бывают номера разного цвета. Насколько я понял, с синими можно ездить по автомобильным дорогам, с желтыми — по велодорожкам.
Гаага. Город у всех на слуху из-за международного трибунала, но в общем-то это просто город, более современный и менее туристический, чем Амстердам, но тоже красивый.
Хотя у этого города и есть свои скелеты, он не держит их в шкафу, а выставляет на всеобщее обозрение:
Откуда дровишки? — Из лесу, вестимо.
Что-то не понимаю я в современном искусстве. Хотя, может быть, на мостовой ему как раз и место?
Согласитесь, есть что-то эротичное в таких светильниках. :)
ЖД вокзал Гааги. Он многоэтажный.
Площадка для междугородних автобусов снаружи, на одном из верхних ярусов ЖД-вокзала.
Здесь мы тепло попрощались с нашими друзьями. Им завтра отправляться в Англию, а нас ждёт наш FlixBus в Бельгию, в г. Антверпен. Но это, пожалуй, лучше будет рассказать в следующей части.
Благодарю за внимание, надеюсь, не слишком утомил.
Продолжение следует.
P.S.
Пара слов о машине:
Вот он, наш красавец. Лексус CT200h. Гибрид. Несмотря на компактный размер, это Лексус — и комфорт поставлен во главу угла. Он тих — в большинстве случаев можно вообще не ощущать бензинового двигателя. Мягок, но в меру, сравним с моей нынешней Субару Легаси. Вполне достойный выбор для страны с дорогим топливом и хорошим дорожным покрытием.
Как я уже говорил, скорость потока на скоростном шоссе порядка 130-160 км/ч. Гибридному лексусу, несмотря на маленький движок, эта скорость дается легко и без напряга, при желании можно еще поддать. Режимы работы здесь определяют не только режим трансмиссии, но и всего комплекса из ДВС, трансмиссии, электродвигателей и батарей. Все это «чудо враждебной техники» управляется умным компьютером и позволяет получить впечатляющий прием, прекрасную динамику и средний расход порядка 6 литров бензина на сотню, ни в чем себе не отказывая. При большом желании можно уложиться и в 5 и даже меньше. Не предел возможного, согласен, многие дизеля и даже зажатые микролитражные бензинки показывают и лучшие цифры экономии, но это Лексус и он таки Едет.
А экономия здесь достигается не столько за счет лишних капель бензина, сколько за счет налогов, по которым гибриды имеют весомую скидку и потому предприятия предпочитают выдавать своим сотрудникам именно гибриды. И не стоит удивляться, кто же выдает сотрудникам лексусы, если можно выдать приусы. Приусы тоже выдают, просто здесь предприятия иначе оптимизируют налоги, чем у нас и в России. Здесь тоже, как и у нас, стараются платить сотрудникам ставку поменьше, потому что налоги с нее огого! Но, в отличие от постсоветских стран, здесь вместо конвертов с наличкой разницу «добирают» бонусами иного характера: выдачей за счет фирмы машины хорошего класса, безлимитным топливом (в смысле, ездить можно не только с работы домой и по делам, а и в отпуск и даже в другие страны, расплачиваясь специальной карточкой фирмы), арендой для работника квартиры или дома, оплатой страховок (дорогих) и прочими бонусами. При этом фирма не увеличивает облагаемый налогами фонд оплаты труда, а наоборот, увеличивает расходы и соответственно уменьшает доход. А авто обычно берутся в лизинг. Т.е. вместо повышения зарплаты, работнику предлагают выдать за счет фирмы машину получше или квартиру побольше или страховку повкуснее.
P.P.S.
Кстати, насчет страховок. Они работают! И я был свидетелем того, как разумно это устроено. На замечательной местной дороге нам в лобовое прилетел камушек. Как выяснилось, такое случается нередко и лобовое недавно уже менялось. Итак, прямо вместе со страховкой лежит спецнаклейка для заклеивания сколов. Останавливаемся, заклеиваем. Возле дороги имеются километровые столбики с номерками. Звоним в страховую, сообщаем о происшествии и указываем дорогу и номер столбика, возле которого случилась неприятность. Нам согласовывают на следующий день ближайшую мастерскую для ремонта и время — 9 утра. Владельцу страховки всё будет бесплатно — в данном случае, скол небольшой и подлежал ремонту. А вот страховая компания, оплатив услуги СТО, обратится к дорожной службе, муниципалитету или кому следует с требованием устранить проблему на дороге. И если проблему не устранят, если возле того же столбика подобные инциденты будут повторяться, то обратится на нерадивый муниципалитет или дорожников в суд. И выиграет. Поэтому всё работает как часы.