По Европе с пересадками

20.11.2018 | 11203 просмотра

Добрый день, уважаемые дромовцы. Созрел рассказать о нашей маленькой майской прогулке со старшей дочерью по Голландии, Бельгии и Франции с короткими пересадками в Варшаве и Стамбуле, проделанной на самых разных видах транспорта — самолетах, поездах, автобусах и паромах, а главное, что и дает мне моральное право и основание указывать эту прогулку все же как автомобильную, — на гибридном каре Lexus CT200h. Знакомство с этой удивительной машиной — отдельная и увлекательная глава в моей автомобильной биографии — доселе я с гибридами не общался даже на «Вы».

Друзья давно нас приглашали в гости в Голландию. Но всё как-то не складывалось. В прежние годы мы избегали шенгена — долгое и унизительное оформление виз останавливало от желания посетить многие интересные места. Благо, в мире много стран, которые были для нас безвизовыми или виза в которые, подобно болгарской, была ненапряжной и беспроблемной. Но вот с осени готовы новые безвизовые паспорта, почему бы их не обновить?

Последние пару лет так сложилось, что отпускного времени катастрофически не хватало, что ставило автомобильный туризм за рамки допустимого. Зато авиационное сообщение из Харькова значительно расширило географию и, что очень важно, значительно подешевело. Поэтому уже не первый раз приходится оставлять железного коня дома и отправляться в полет. Такой способ, конечно, имеет свои достоинства и плюсы, свою романтику и удобства — но всё это выходит за рамки автомобильной тематики данного сайта.

Но вот длинные майские совместились с кучкой выходных, и сложилась долгожданная оказия слетать к друзьям в Голландию и покататься по этой чудесной стране, заодно посетив и соседнюю Бельгию. Хотелось, очень-очень хотелось, махнуть туда на машине. В общем, оно и не особо далеко — 2300 в одну сторону, сущая ерунда. Но — минимум два дня пути. В одну сторону. А то и три. И назад три. Уже неделя. А у нас всего дней 10 майских праздников со всеми выходными, и тратить их на дорогу расточительно.

Зашел на сайт продажи авиабилетов — а там обнаружил предложение, от которого не смог отказаться. Туда и обратно из Харькова, на двоих за 500 с копейками, еще и почти сутки пересадки в Варшаве по пути туда и в нашем любимом Стамбуле по пути обратно... Ну вот как перед таким устоять? Правильно, никак. Это невозможно в принципе.

Итак, решено: летим.

Летим мы вдвоем со старшей дочкой Надей, ей 14, и она обожает путешествия, архитектуру, новые впечатления, причём ездить предпочитает, как и я, налегке. Ненавижу таскать с собой полные чемоданы вещей, которые «вдруг могут понадобиться». Лучше обойтись без чего-то нужного, чем таскать с собой гору ненужного. В принципе, автомобильные путешествия дают возможность вообще не заморачиваться на эту тему и брать всё — но даже с автомобилем не люблю возить полный багажник барахла. Здесь же мы решили обойтись рюкзаком и маленьким чемоданчиком на колесиках, таким, чтобы помещался в ручную кладь. В чемоданчик положили гостинцы — сладости.

Наш план таков: вылетаем из Харькова, ночуем в Варшаве, у нас почти сутки на столицу Польши. Это, конечно, очень мало — но раз уж по пути, почему нет? Затем из Варшавы в Амстердам. В аэропорту Схипхол нас ждут друзья. Мы грузимся в машину и едем кататься по стране мельниц, цветов и каналов. Проводим с друзьями 5 дней, потом они в Лондон, а мы в Бельгию. Из Гааги в Антверпен автобусом FlixBus, оттуда до Брюсселя местным поездом, ну а из Брюсселя чуть больше часа скоростным поездом до Парижа — как не побывать? Когда еще доведется увидеть Париж и не умереть? Значит, так тому и быть — два-три дня в Париже, а оттуда снова на FlixBus – и в аэропорт Схипхол, лететь домой. Домой-то домой, но не напрямую, а с еще одной приятной остановкой. Наш ждёт горячо любимый Стамбул. Прошлой осенью мы всей семьей провели тут чудесную неделю и остались совершенно очарованы атмосферой и колоритом этого города. А еще у нас закончился турецкий кофе и чай — надо было пополнить запасы :)

На работе выбил 5 дней в счет отпуска, в школе вообще праздники с выходными составили непрерывную неделю — так что проблем нет. Еще из дому заранее побронировали несколько гостиниц на ночевку в Варшаве, Антверпене, Париже и Стамбуле. Вышло очень недорого. Заодно забронировали и оплатили билеты на Flixbus и скоростной поезд, билеты на местные поезда проще купить в кассе, не привязываясь к конкретному времени, а вот на скоростные и на междугородные автобусы разница в цене касса/предоплата отличается в несколько раз, иногда даже в 10 раз. Так что планирование, планирование и еще раз планирование, дорогие товарищи! :)

Харьковский аэропорт претерпел полную реконструкцию в 2012 году к футбольному чемпионату и радует глаз красотой и новизной. Собственно, весь исторический комплекс аэровокзала сохранился в неприкосновенности, используется в качестве музея и изредка для приема особо торжественных делегаций и служит теперь центром композиции нового аэропорта. Терминал получился современный и весьма большой, но обычно используется левое крыло аэропорта с расположенными в нем терминалами. Это хорошо — после многокилометровых гигантов вроде того же Схипхола или Де Голля или сумбурно-суетливого Фредерика Шопена наш аэропорт просто замечательно уютен, просторен — но в то же время компактен и удобен. Отсюда приятно летать. Сейчас отсюда летают рейсы десятка авиакомпаний, так что аэропорт весьма оживлен.

После регистрации недолгое ожидание, паспортный контроль — и нас принимает на борт небольшой Эмбрайер 190 Польских авиалиний. Самолет новенький, необычно компактный, зато летит тихо и приятно. Через два часа мы приземляемся в Варшаве.

Аэропорт Фредерик Шопен — это бардак и столпотворение. Польские авиалинии в последние годы многократно увеличили пассажиропоток — и терминалы немолодого аэропорта с наплывом просто не справляются. Два часа — ДВА ЧАСА — мы проторчали в аэропорту, пока измученные и замордованные польские чиновники добрались до наших паспортов. Мы немного переживали по поводу новых и еще пустых паспортов, но предъявили билет на следующий рейс и единственный вопрос, который нам задали — где мы планируем ночевать. Я показал бронь гостиницы и больше нам вопросов не задавали. Польские штампы «лишили невинности» наши новенькие паспорта, и мы наконец-то выбрались в город.

Хотя отель мы выбрали не слишком далеко от аэропорта, но задержка могла помешать запланированной нами на вечер прогулке, так что мы не стали жадничать, взяли такси и с ветерком помчались в сторону нашего ночлега. С ветерком — это буквально. Польскими такси мы пользовались еще трижды, и каждый раз всё больше понимали, насколько все-таки поляки ментально близкий к нам народ. Меньше 80 км/ч мы не ехали :) Обойти через двойную? Ну а что делать, если впереди автобус медленно ползет? Краснеющий желтый? Ничего, проскочим :) Причем засады и камеры, видимо, знают наизусть — в нужных местах притормозили, проползли сто метров 40 км/ч и дальше полетели :)

Выбранный нами отель оказался расположен в очаровательном предместье. Тихий коттеджный пригород, море зелени, потрясающее для города благоухание в вечернем воздухе, благодать. Вежливо стучимся, заходим. «Dzień dobry!» (Добрый день!) Выскакивает барышня, а в этот момент из подсобного помещения слышится бойкая гуцульская речь. Барышня испуганно оборачивается на голос и заявляет невидимому собеседнику: «Тихіше ти, то пан з України, він розуміє, що ти верзеш!». (Тише ты, человек из Украины, он понимает, что ты несёшь!) Прикольно :) Жаль, не успел расслышать, что ж он там такое сказал :)

Нас ждет уютная комнатка на втором этаже. Но у нас пока еще есть планы на вечер, и мы, бросив пожитки, отправляемся на автобус в сторону центра.

Автобус ходит нечасто — каждые 20 минут, и недешев: 4,40 zł (около 1 Евро), причем оплату принимает только и исключительно кредитной картой. Благо, карта имеется и деньги на ней тоже. Вообще, заметил, что в Европе слишком много мест, где без карты стало не обойтись. Даже в Польше еще совсем недавно на каждом углу стояли обменки, а сейчас видел лишь две или три в самых туристских местах — и всё. Но хоть банкоматов достаточно.

Мы в центре. Конечно, поздновато уже, но народу полно, город гуляет. В уютнейшем кафе берем непременный суп журек и сковороду с шкварчащей на ней домашней колбасой, картошкой и т.п.). Журек потрясающ! Да и колбаска, да под холодное разливное пиво (мне) и фруктовый квас (дочери), да после долгого насыщенного дня — эх, благодать! Вволю насладившись, продолжаем неспешную прогулку.

Помню, раньше малюсенькие польские фиаты-126 и 125, похожие на наши Жигули 2103, были в Польше на каждом шагу. Еще каких-то лет 10 назад их было много. И вот сегодня они уже стоят как туристические экспонаты на площади или возят свадьбы! Ретрокар, однако. Даже Полонезов уже не встретишь, разве в глубинке где-нибудь.

На следующий день решаем воспользоваться расположением нашего жилища и отправляемся в находящийся неподалеку Вилановский замок 17-го века. Некогда это была загородная королевская резиденция Яна Собеского, хотя теперь уже загородной ее не назовешь. Это одна из жемчужин Польши. Здесь реально красиво и стоит побывать.

Усыпальница Потоцких.

Бывшая загородная королевская резиденция.

С большим удовольствием бродим парковыми аллеями, пока не спохватываемся, что времени до самолета уже как-то стало маловато. Приходится вновь воспользоваться услугами такси. К счастью, сегодня в аэропорту не настолько людно и мы быстро проходим контроль. Еще и успеваем затариться польским гостинцем — замечательно вкусной ореховой настойкой.

Дочь нервничает, но вот мы в самолете, заняли свои места, и самолет берет курс на Амстердам.

Погода начинает портиться уже над Германией, и садимся мы в глухой облачности с изрядной тряской, буквально выпадаем из облака на полосу. Окружающее пространство становится обозримым буквально метрах в 50 над полосой. Посадка нервная, и когда лайнер подпрыгивает, какие-то девушки в салоне начинают истерически что-то причитать а потом, осознав, что всё уже кончилось, самолет остановился и они все еще живы, долго и громко истерически смеяться. Окружающие смотрят сочувствующе и понимающе.

Аэропорт Схипхол поражает своими размерами. Я знаю, что это далеко не самый большой аэропорт в мире, и, тем не менее, самолет катится к месту «парковки» минут двадцать. Когда попадаем внутрь, масштаб становится еще внушительнее. Здесь километры переходов! Зато радует оперативность работы. А еще здесь есть полноценные супермаркеты, магазины и кафе всех сортов. Не аэропорт, а какой-то большой торгово-развлекательный центр с дополнительной возможностью улететь куда-нибудь. :)

В общем, вскоре мы уже находим в толпе встречающих нас друзей и отправляемся на парковку. Парковка под стать аэропорту. Гигантская. К счастью, к ней можно идти переходами, не выходя на улицу. К счастью — так как на улице моросящий дождь.

Кварталы» парковки отмечены не буквами и не цифрами, а пиктограммами и словами. Наш Лексус ждет нас в квартале «Herring» — «Сельдь». Над выходом нарисована рыбка. Наверное, очень разумное решение — многим людям пиктограмму проще запомнить, а кому-то и язык незнаком. Поиск свободного места для парковки облегчает лампочка под потолком над каждым местом. Горит красным — занято, зеленым — свободно. Из аэропорта уехать (и приехать) можно не только на авто: прямо из аэровокзала можно спуститься к ж/д станции, либо выйти к автобусному перрону. Так, сюда приезжают даже не только голландские автобусы и поезда, но и междугородные. Именно таким автобусом нам предстоит вскоре вернуться сюда из Парижа, чтобы улетать в Стамбул. А пока мы выруливаем с парковки и вскоре летим по скоростному шоссе А4.

Впрочем, довольно скоро съезжаем с него и едем местными дорогами через мелкие городки и поселки.

Вот такие загадочные элементы современного искусства повсеместно встречаются:

Ветряки вдоль дорог — одна из особенностей Голландии. Страна немалую часть электричества получает из ветра.

Основу жизни голландцев, как, впрочем, и бельгийцев и многих других европейских народов составляют вовсе не крупные города, а небольшие городки, по нашему пониманию, похожие на райцентры. Так, столица Нидерландов Амстердам может похвастаться всего лишь 800-тысячным населением, хотя, если учитывать ежедневно приезжающих сюда на работу граждан, выйдет, наверное, втрое больше, и это не считая туристов. Но работа работой, а жить голландцы предпочитают в пригороде, и имеют для этого все условия.

В небольших городках есть всё для комфортной жизни, там чисто, уютно, тихо и идеально комфортно, там имеются начальные и средние школы и даже университеты. К тому же, стоимость жилья играет очень большую роль, а голландцы любят и ценят комфорт собственного жилища и, даже не имея возможности купить собственный дом (а дома в пригороде нередко могут стоить и полтора, и два миллиона евро — это нормальная цена и отнюдь не за дворец в новорусском стиле наших 90-х), все равно предпочитают квартирам в многоэтажках малоэтажную застройку типа таунхаусов. Такие кондоминиумы имеют обычно собственные дворики, детские площадки, парковки и места для вывоза мусора. И стоят в зависимости от места, размера и прочих факторов в среднем 150-500 тысяч евро. Учитывая размер дохода, стоимость аренды жилья и очень льготное ипотечное кредитование под 3-4 и даже от 1,5% годовых (!), а также плавный, но все же рост цен на недвижимость, покупка жилья в пригороде стоимостью порядка 300 тысяч евро вполне оправдана. За эти деньги можно приобрести 2-3 этажный таунхаус (часть большого коттеджа) с 4-6 комнатами общей площадью 100-150 кв.м. Расположение в несколько этажей, возможно, неудобно, особенно в пожилом возрасте, но очень оправдано с точки зрения отопления.

Вот так выглядят скромные голландские домики:

А это уже по-богатому, коттеджи у канала.

Рядом с первым — гараж для водного транспорта. Жить у канала — престижно. Поэтому хоть самые маленькие канальчики, но стараются протягивать даже до отдаленных улиц. Это значительно повышает стоимость жилья. Водный транспорт иметь тоже престижно. Это гораздо круче, чем у нас понтоваться Мерседесами и БМВ последних моделей. Интересно, что во многих случаях такой дом может даже не иметь парковки для автомобиля.

А если рядом есть канал, можно купить лицензию и ловить рыбку. Годовая лицензия на обычную удочку стоит порядка 25 евро.

Вот такое «граффити». Это местные художники предложили муниципалитету свои услуги, муниципалитет дал добро — и стены проезда станут красивыми.

Это — свалка. Мусорка, в самом прямом смысле слова. Сюда мы заехали не по ошибке, а на экскурсию, как должно быть в цивилизованном обществе.

Сюда свозят то, что не вписывается в рамки обычного мусорного бачка или домашнего контейнера, выставляемого к заднему крыльцу. Стекло, резину, металл, строительный мусор — но прежде всего отходы садоводства, точнее, ухода за палисадником. Здесь на свалке чище, чем на центральных площадях многих наших захолустных городков. И если вы думаете, что здесь воняет, это мнение тоже будет ошибочным.

Вот, кстати, один из секретов стерильной чистоты на улицах даже при наличии миллионов туристов:

А так у местных граждан прививается отношение к порядку и ответственности за этот порядок:

Ладно, прошу прощения, отвлекся на не совсем туристические аспекты. Просто из таких бытовых «мелочей», на мой взгляд, именно и состоит то понятие цивилизации, которое так хотелось бы видеть и в своей стране.

Так что, если не возражаете, озвучу еще некоторые особенности жизни в этой стране.

Очень развита железнодорожная сеть, пригородные поезда ездят каждые 20 минут, а в часы пик и чаще, и половина населения регулярно ездит на работу именно поездом.

Если надумаете воспользоваться — имейте в виду, что на подавляющем большинстве станций в нетуристических местах расплатиться можно только картой. В некоторых — таких как крупные туристические места, вокзалы и аэропорты, еще сохранились автоматы, принимающие монетки. А вот бумажные деньги засовывать, собственно, некуда. По крайней мере, я не встречал.

Кстати, пользуясь моментом, замечу, что не все карты одинаково полезны — так, в Европе практически вымерли как класс бесчиповые карты с магнитной полосой. Их не эмитируют уже лет 10 или больше и хотя терминалы, принимающие их, во многих местах еще сохранились, но уже не повсеместно — и не всегда даже продавцы, особенно молодые, умеют пользоваться ими. Их называют «американскими», т. к. в США большинство карт именно таковы и именно американские туристы обычно такими пользуются. Есть уже и места, где расплатиться можно только бесконтактной картой. Так что, собираясь в западную Европу, лучше обзаведитесь именно такой — с чипом и возможностью бесконтактной оплаты. Вторым нюансом является то, что часто наши банки выпускают под видом кредитных не кредитные, а дебетные карты. То, что называется «кредитным лимитом», при этом для платежной системы выглядит как Ваши собственные средства, т. е. дебетная часть. А уже банк знает, какая часть «дебетная», а какая «кредитная». Такие карты не допускают овердрафт, т. е. превышение кредитного лимита. В Западной Европе приняты настоящие кредитные карты, и вот чем это обусловлено: приехали Вы, скажем, на АЗС, заправились до полного, подали карту — а у Вас не хватило денег. Для их кредитной системы это не проблема: АЗС в любом случае получит свою сумму, а Вам банк выставит овердрафт и проценты по нему, которые погасятся с ближайшей Вашей зарплаты. Т.е. загнать их карту в минус обычно можно. А наши — обычно нельзя. Поэтому можно столкнуться с ситуацией, когда Вашу карту платежная система откажется обслужить, хотя в куче других стран всё прекрасно работало. У меня было три карты — и да, иногда бывало так, что в одном магазине принималась к оплате только одна карта, а в другом — только другая.

Также очень важен тот факт, что наличные крупных номиналов здесь не в ходу. Крупных — это значит, что даже банкноту в 100 Евро могут отказаться принять. А такие банкноты, как 500 Евро, вообще никто нигде не примет — только в банке, и то могут быть сложности. Зато монетки могут пригодиться.

Стоит еще заметить, что обменок даже в туристском Амстердаме крайне мало. Я встречал их лишь 3 раза, один из которых был в аэропорту. Имейте это в виду и меняйте наличные заблаговременно. Либо пользуйтесь банкоматами — их достаточно.

Чтобы закончить с транспортной темой, скажу еще, что нередко подземные переходы проходят через станцию жд или метро и для перехода требуют оплаты входа. Для местных это ничего не значит — они пользуются особыми картами, на которых при входе на станцию блокируется некоторая сумма, эквивалентная максимально дорогой поездке на этой линии — но при выходе они вновь проводят картой по считывающему устройству — и неиспользованная сумма разблокируется. Если Вы просто перешли улицу — значит, вышли на той же станции — а значит, никуда не ехали и вернется вся сумма. Если забыли провести картой на выходе — не важно, где Вы вышли, спишется вся заблокированная сумма. Чтобы этого не случалось, на большинстве станций выйти можно лишь приложив карту или разовый билетик. ПОЭТОМУ! Если Вы как турист пользуетесь разовым билетиком — НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ЕГО! Иначе на выходе Вас турникет не пропустит! И увы — Вам невозможно (или платно и весьма недешево) будет воспользоваться станцией как переходом.

Вторая половина населения страны предпочитает авто и имеет для этого прекрасную сеть дорог как местного сообщения, так и междугородних трасс.

Междугородние выглядят вот так:

Местные узки, имеют ограничение скорости и широкие полосы для движения велосипедистов. Они узки — обычно по одной полосе в каждую сторону — но в высшей степени ухожены и прекрасного качества.

В Голландии применяют фотофиксацию нарушений по принципу расчета времени прохождения участка и, следовательно, средней скорости движения. Это разумно, т.к. позволяет при острой необходимости прижать газ, скажем, завершая обгон или уступая дорогу, не нарушая при этом общей средней скорости. Впрочем, большинство знает о расположении участков контроля (они есть и на онлайн-картах) и едет существенно быстрее разрешенных пределов. Судя по спидометру, реальная скорость потока колеблется в пределах 130-160 км/ч.

На дорогах очень много Вольво — буквально, каждая пятая машина. Причем нередко встречаются олдтаймеры и даже весьма антикварные образцы — при этом в полном порядке и идеальном состоянии.

Это заставило нас взгрустнуть об оставленном дома нашем друге, Вольво 740. Это был его шанс увидеть родину, страну, где прошла его молодость. Мне искренне жаль, что я не смог поехать на нем. Впрочем, и других олдтаймеров очень много. Причем все в идеальном состоянии. Таких, как этот Форд Сьерра, например.

А еще культовые Жуки, Саабы-900 или джипы Чероки первого поколения, или Ситроены ХМ — вполне повседневные машины.

Часто встречаются уникальные.

Как вам, например, 8-цилиндровый MG родом из 50-х? Это не нынешняя китайская поделка под знаменитой маркой прошлого — это настоящий англичанин.

Или маленький Лотус?

А здесь немолодой Феррари скромно припарковался в дворике.

А уж ситроенов «Де-Шво» здесь вообше немерено — просто удивительно, ведь реально это весьма неудобная машина для повседневной эксплуатации, все равно как на ЗАЗ-965 регулярно на работу ездить. Но ездят!

Ездят здесь и на других, необычных для нашего глаза, аппаратах. Теснота улочек, проездиков, мостиков и переулочков породила вот такие, с позволения сказать, автомобили, по сравнению с которыми Смарт кажется чуть ли не бизнес-классом:

Как называется чудо слева — я не знаю, но справа Фиат Фиорино, сам по себе малюсенький.

Голландцы настолько умны, что у некоторых есть даже специальные машины для перевозки мозга :)

На местных дорогах и городских улочках море велосипедов.

Вдоль каналов они привязаны гроздьями, встречаются даже двухэтажные велопарковки — один велосипед по хитрым направляющим устанавливают над вторым велосипедом.

Это я еще не говорю о велостоянках — они вообще бывают многоэтажными. Особенно перехватывающие возле ж/д станций.

На велосипедах эта страна не ездит — она на них живёт. На них развозят товары, грузы, пиццу и почту.

На них возят в специальных кузовках животных и детей,

причем последних порой возят целыми группами по 5-6 человек в большом велокузове. Такое «ноу-хау» я раньше нигде не видел и был в шоке.

В Амстердаме встречаются и велотакси:

Причем, что интересно, практически никто не пользуется велошлемами и прочей велоатрибутикой — ездят в обычной повседневной одежде и без всякой спецзащиты. Но вот фары — обязательны. Велосипеды тоже в 99,99% случаев самые простые и примитивные дорожники, иногда с планетаркой, а чаще и без нее, всяких горных, спортивных и шоссейных моделей я практически не встречал. Может, один-два раза, не более. А вот велосипеды со встроенным электроприводом порой попадаются. Мне отсутствие спортивных велов объяснили так: велосипеды — фактически расходный материал, их оставляют на улице, климат здесь плохой, и они быстро приходят в негодность. Дорожные примитивнее, но и гораздо долговечнее. Да и воруют их часто. Шутят, что, если выйти днем на перекресток и громко заорать «Стой! Это мой велосипед!», то человек 5 немедленно бросится наутёк :) От воровства рамы часто раскрашивают в самые дикие цвета. Скажем, оранжевые полоски или розовый горошек. Смотрится забавно :)

Средняя стоимость велосипеда в магазине — порядка 100-120 Евро.

Заехали на морское побережье.

Для пляжа, конечно, погода не самая подходящая. Однако местные с удовольствием прогуливаются по пляжу — под зонтиками :) И эта парочка была там далеко не единственными отдыхающими!

Ну и, конечно, никакой дождь не может помешать голландцам ездить на велосипедах.

Вармонд.

Как я уже говорил, жизнь в Голландии гораздо уютнее в маленьких городках. Это, например, Ляйден. Помните по физике «лейденскую банку»? Вот-вот, это было открыто именно здесь, в местном университете. Городок удивительной красоты, мы в него влюбились.

Каналы для голландцев столь привычный и естественный элемент жизни, что даже при столь плотном велодвижении, как правило, каналы никак не огорожены. Никаких заборчиков — набережные просто обрываются в воду — и всё. Обычно нет и каких-то плакатов «Осторожно!», спасательных кругов и прочей атрибутики. Притом выбраться из них в случае падения будет не самым простым делом.

Интересно, как они поступают с детьми — видимо, как-то с раннего детства прививают детям понимание того, что туда подходить опасно.

Это просто кофе. Просто кофе с СУШЕНЫМИ ГРИБАМИ! :)

Городок маленький, но старинный, загромождать улицы автомобилями нельзя. Что делать? Правильный ответ — копать! Копать подземный паркинг. Очень удобная штука. Оставил под землей машину, поднялся на лифте — и всем хорошо. И не надо искать место для парковки, и машина никому не мешает.

Буквально возле каждого крыльца - палисадник. Очень ухоженный. Иногда — маленький шедевр.

Иногда — живая изгородь.

Иногда миниатюрный цветник в оградке.

Нет места для палисадника — ну хоть пол квадратного метра.

Нет и этого места — ну хоть цветочный горшок!

Или очень много горшков :)

Кстати, за палисадниками владелец ухаживать обязан. Бросить и не ухаживать нельзя, за это штраф. Нет времени и желания — найми специальную фирму.

Между прочим, самовольно менять фасад дома, скажем вставить железные двери или пластиковые окна — тоже нельзя. Это портит фасад и ухудшает внешний вид, а значит, негативно влияет на стоимость жилья соседей. Так что только с согласия всех жильцов и только в русле общего дизайна. А если дом старинный, то его фасад нельзя менять с использованием современных материалов, только поддерживать исторический облик, а следовательно, придется жить с деревянными окнами и дверями, что скажется на счетах за отопление и стоимости содержания, поэтому историческое жильё стоит недорого — содержать дорого.

Завешивать окна исторически не принято. Хотя сейчас многие завешивают, но многие и нет. Казалось бы, неуютно, живешь как в аквариуме. НО! И смотреть в незавешенные окна ТОЖЕ НЕ ПРИНЯТО! Неприлично. Во многих окнах выставляют что-то декоративное: цветы, вазы, тарелки, детские рисунки. Вот на них и смотрите — а дальше, будьте добры, не надо.

Зелени на улицах столько, что просто не верится. Причем, вся эта зелень декоративна. Высаживать у крыльца лук и петрушку не принято. Но здесь есть немало людей, увлекающихся огородничеством. Им муниципалитет охотно и бесплатно выделяет участки ненужной земли где-то вблизи городка — и выращивайте себе на здоровье свою редиску :) Так что увидеть здесь человека на велосипеде с привязанной к раме тяпкой вполне возможно.

А вот так выглядят непарадные улочки. Здесь тоже каналы и канальчики :)

Мостики — это отдельное восхищение души!

Не знаю, что это, но смотрится красиво.

Это здание младшей школы. Школа здесь начинается с 4 лет добровольно или с 5 обязательно и совсем не похожа на нашу. Младшая школа длится 6 лет и находится отдельно, совмещая также функции детского сада, которого по сути здесь нет. Т.е., в принципе, они — детские дошкольные учреждения — здесь есть, но они в основном несут развивающую функцию и работают несколько часов в день, а вот заведения, исполняющие роль наших детсадов, то есть места, где дети длительно находятся, пока родители работают, — хотя тоже есть, но редки и ооочень дороги. Вот ранняя начальная школа как раз и несет эту социальную функцию. Ну и, конечно же, выращивать цветы учат с детства.

А вот это, на фото ниже, тоже социальное здание — но вряд ли наши люди без подсказки догадаются, что это. Корпус санатория? Отель?

Нет, хотя немного и того и другого. Это дом престарелых. Здесь старики, нуждающиеся в уходе, живут не в больничных палатах по 40 человек на ржавых койках, как наши концлагеря престарелых, а самостоятельно в уютных квартирках, а задача учреждения лишь в том, чтобы обеспечить им необходимую помощь, уход или медобслуживание. Так что это, пожалуй, именно семейный отель санаторного типа для пожилых людей, нуждающихся в уходе.

Конец апреля и начало мая для Голландии — самый лучший момент в году. Погоды, и летом нередко переменчивые, уже не выстуживают до костей холодной сыростью, и гулять можно даже под легким дождиком. В такой погоде есть своя прелесть. Скажем, дочке такая погода нравится куда больше, чем ясная и солнечная.

Только в этот короткий период цветочные поля Голландии расцветают всеми цветами радуги.

Только в это время цветет и ждет гостей удивительной красоты цветочный парк Кёкенхоф. Так что ехать в Голландию нужно именно на майские (ну или чуть раньше). Ну а Кёкенхоф (если раньше не видели) — просто «Must see»#1. Если будете в Голландии — обязательно побывайте здесь. А если будете с детьми, возьмите с собой документы (загранпаспорт) на детей — сэкономите на билетах.

Здесь примерно 18 км аллей и десятки миллионов цветов.

А еще здесь великолепные павильоны, в которых пестрит и благоухает море комнатных цветов в самых причудливых композициях:

Но, конечно, и Амстердам никак нельзя не посетить.

Такси здесь тоже на велосипедах. Каналы здесь — это жизнь.

Ну чем не Венеция?

По каналам не только плавают. На них еще и живут.

И даже разводят на крышах дебаркадеров лужайки!

Это фото мы назвали «Чайник над водой» :)

Здесь интереснейшие музеи с богатыми экспозициями. По ним можно гулять не один день. Кстати, как и в Кекенхоф, возьмите с собой документы (загранпаспорт) на детей — сэкономите, ведь детям искусство бесплатно.

Но интереснее любых музеев сам город с его неповторимой атмосферой.

Голландия — это цветы везде. Даже на стенах домов.

Цветочный рынок.

Пакет с 10 луковицами тюльпанов — 3 Евро. Учитывая интересные сорта — вполне демократично.

В баночках находится готовая смесь грунта с посаженным в нее семечком/луковицей.

Открой, полей — и жди, пока вырастет. Такая себе цветочная консерва :)

Рыбная лавочка. Здесь продают любимый местный фастфуд, символ Голландии — селедку в бургерах, бутерах и еще куче видов. Не поверите — но к таким лавочкам реально стоит очередь! Гамбургер с рыбой — 3,5 евро.

Над многими улочкам разносится характерный запах.

Для желающих вырастить самостоятельно — семена на любой вкус. Огородничество — наше всё :)

На некоторых улицах меряются размерами кондомов.

А на некоторых развеваются вполне характерные флаги. Это гейропа, господа, берегите ягодицы :)

Но нам как-то по душе больше сыр. Его здесь много. Реально много :) И вкусно :)

Кломпы — деревянные башмаки — такой же символ Голландии, как и сыр. А если соединить и то и другое — да еще побольше :)

Зарядки для электрокаров встречаются почти повсеместно. Как и сами электрокары. Есть даже электрокроссоверы.

У скутеров бывают номера разного цвета. Насколько я понял, с синими можно ездить по автомобильным дорогам, с желтыми — по велодорожкам.

Гаага. Город у всех на слуху из-за международного трибунала, но в общем-то это просто город, более современный и менее туристический, чем Амстердам, но тоже красивый.

Хотя у этого города и есть свои скелеты, он не держит их в шкафу, а выставляет на всеобщее обозрение:

Откуда дровишки? — Из лесу, вестимо.

Что-то не понимаю я в современном искусстве. Хотя, может быть, на мостовой ему как раз и место?

Согласитесь, есть что-то эротичное в таких светильниках. :)

ЖД вокзал Гааги. Он многоэтажный.

Площадка для междугородних автобусов снаружи, на одном из верхних ярусов ЖД-вокзала.

Здесь мы тепло попрощались с нашими друзьями. Им завтра отправляться в Англию, а нас ждёт наш FlixBus в Бельгию, в г. Антверпен. Но это, пожалуй, лучше будет рассказать в следующей части.

Благодарю за внимание, надеюсь, не слишком утомил.

Продолжение следует.

P.S.

Пара слов о машине:

Вот он, наш красавец. Лексус CT200h. Гибрид. Несмотря на компактный размер, это Лексус — и комфорт поставлен во главу угла. Он тих — в большинстве случаев можно вообще не ощущать бензинового двигателя. Мягок, но в меру, сравним с моей нынешней Субару Легаси. Вполне достойный выбор для страны с дорогим топливом и хорошим дорожным покрытием.

Как я уже говорил, скорость потока на скоростном шоссе порядка 130-160 км/ч. Гибридному лексусу, несмотря на маленький движок, эта скорость дается легко и без напряга, при желании можно еще поддать. Режимы работы здесь определяют не только режим трансмиссии, но и всего комплекса из ДВС, трансмиссии, электродвигателей и батарей. Все это «чудо враждебной техники» управляется умным компьютером и позволяет получить впечатляющий прием, прекрасную динамику и средний расход порядка 6 литров бензина на сотню, ни в чем себе не отказывая. При большом желании можно уложиться и в 5 и даже меньше. Не предел возможного, согласен, многие дизеля и даже зажатые микролитражные бензинки показывают и лучшие цифры экономии, но это Лексус и он таки Едет.

А экономия здесь достигается не столько за счет лишних капель бензина, сколько за счет налогов, по которым гибриды имеют весомую скидку и потому предприятия предпочитают выдавать своим сотрудникам именно гибриды. И не стоит удивляться, кто же выдает сотрудникам лексусы, если можно выдать приусы. Приусы тоже выдают, просто здесь предприятия иначе оптимизируют налоги, чем у нас и в России. Здесь тоже, как и у нас, стараются платить сотрудникам ставку поменьше, потому что налоги с нее огого! Но, в отличие от постсоветских стран, здесь вместо конвертов с наличкой разницу «добирают» бонусами иного характера: выдачей за счет фирмы машины хорошего класса, безлимитным топливом (в смысле, ездить можно не только с работы домой и по делам, а и в отпуск и даже в другие страны, расплачиваясь специальной карточкой фирмы), арендой для работника квартиры или дома, оплатой страховок (дорогих) и прочими бонусами. При этом фирма не увеличивает облагаемый налогами фонд оплаты труда, а наоборот, увеличивает расходы и соответственно уменьшает доход. А авто обычно берутся в лизинг. Т.е. вместо повышения зарплаты, работнику предлагают выдать за счет фирмы машину получше или квартиру побольше или страховку повкуснее.

P.P.S.

Кстати, насчет страховок. Они работают! И я был свидетелем того, как разумно это устроено. На замечательной местной дороге нам в лобовое прилетел камушек. Как выяснилось, такое случается нередко и лобовое недавно уже менялось. Итак, прямо вместе со страховкой лежит спецнаклейка для заклеивания сколов. Останавливаемся, заклеиваем. Возле дороги имеются километровые столбики с номерками. Звоним в страховую, сообщаем о происшествии и указываем дорогу и номер столбика, возле которого случилась неприятность. Нам согласовывают на следующий день ближайшую мастерскую для ремонта и время — 9 утра. Владельцу страховки всё будет бесплатно — в данном случае, скол небольшой и подлежал ремонту. А вот страховая компания, оплатив услуги СТО, обратится к дорожной службе, муниципалитету или кому следует с требованием устранить проблему на дороге. И если проблему не устранят, если возле того же столбика подобные инциденты будут повторяться, то обратится на нерадивый муниципалитет или дорожников в суд. И выиграет. Поэтому всё работает как часы.

Екатеринбуг
Всё это видится как сон
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

леха весьма неплох, смотрел его пробежного, думал брать. клиренс отпугнул.
55 rus
А нам говорят (Рен ТВ, НТВ и т.д), что они вот-вот загниют и пере******* друг друга. А такой отчёт посмотришь и прям туда хочется...)))).
svop
Самолётах, поездах, автобусах. . . всё это конечно здорово, но вы же на автомобильном портале :)
Землякам привет от ДВ!
хорошо там, где нас нет

В чем состоит унижение?

Автор, случайно не выяснял кого берут в дом престарелых и сколько стоит там содержание и проживание.
Алексей Иванов
Автору спасибо за путеводитель! Очень интересно и красиво :)
хорошее путешествие, приятный слог, конечно не автомобильное, но интересное. Чувствуется что автор давно не был в отпуске))), по картам тоже сильно удивлялся почему во многих странах ЕС карты не повсеместны? местами кэш необходим просто, в то время как в РФ даже в отдаленных деревнях действуют терминалы. В целом молодцы, дочка красавица)
colya
Всё это видится как сон
Оторвись от дивана. Сделай мир вокруг себя лучше. Начни с себя. )))
Jap Friend
Про карты и деньги, Кэп повеселил. Все проще - отправляясь в сытую Европу надо помнить одно просто правило: чудес не случается, за все надо платить. Если совсем просто, нефиг там без денег делать, тогда не будет голова болеть что и как, и чем надо оплачивать. Бываю в Италии, как и Голландия одна из дорогих стран Европы. Цены на топливо, аренду авто и жилья низкими трудно назвать. Карты принимают любые, купюры (наличные) без разговоров вообще.

Автору завидую белой завистью: так восхищаться обыкновенными вещами - это просто здорово и позитивно.)

Разделяю мысли автора в контексте шенгенских виз. Тоже первый раз побывал в Европе лишь этим летом по безвизовому паспорту. Никаких вопросов у датских пограничников относительного пустого паспорта не возникло.

А так, конечно, жаль, что не на машине. Ваша колоритная Вольво с номерами АХ выглядела бы крайне колоритно на улицах Нидерландов. :D

Приятный стиль, хороший рассказ. С удовольствием прочитаю продолжение. Уточните, 500 чего вы за билеты заплатили? А то сайт российский, автор из Харькова, летит в Европу... попробуй, угадай, в какой валюте считает? ;)

На Кит-Фин границе
55 rus
обещалкин и Ко походу скоро загнивать будут, с такими ложью, обманом, издевательством ....
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!

Boris-Kozyrev
Прошу прощения, что не уточнил валюту. 500 евро.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

NRW
Эти маленькие машинки с двигателями от мопедов, ограничение 40 км.ч достаточно категории, для мопедов, что бы управлять ими. Я покупаю годовое разрешение на рыбалку в Голландию за 40 евро, с апреля и да конца декабря, очень удобно можно рыбачить по всей Голландии, кроме частных водоёмов. В аэропорт сами голландцы приезжают как на экскурсии в кафе посидеть, погулять. Кёкенхоф, королевский сад, красотище запaхи фантaстичны. Ждём продолжения.

"Окружающее пространство становится обозримым буквально метрах в 50 над полосой. Посадка нервная, и когда лайнер подпрыгивает, какие-то девушки в салоне начинают истерически что-то причитать а потом, осознав, что всё уже кончилось, самолет остановился и они все еще живы, долго и громко истерически смеяться."

- зато у нас - самолёт ещё не успел коснуться колёсами полосы и не погасил скорость - начинают аплодировать как идиоты....
Дмитрий, как всегда - очень интересно и позитивно. Как Петр I восхищался Голландией в 17-м веке, так и мы продолжаем удивляться этой стране. Скромные, достойные , трудолюбивые люди. Мне в Амстердаме показали дядьку, слезающего с велика и входящего в офис: сказали, что это вице-президент ABN-Amro (очень крупный банк). Впечатлило. Ну, и ... трава... грибы.. эх.. :-)).

А что, у авиапутешественников нет своего форума? Ну и по отчёту узнал, что в Харькове классный аэропорт, безвизовый паспорт, это здорово, за границей жизнь-супер, а Украина, це Эуропа.
6002088
Спасибо за очень интересный и красочный рассказ! Теперь ко всем моим хотелкам добавилась Голландия:) А у нас тротуары из досок в предыдущем отчёте...эх:(

Barmaley61

Возможно, и так.

Но видите ли, я твердо убежден, что не стыдно признать себя дикарем, попав в цивилизацию. Стыдно не попытаться научиться быть цивилизованным.
Не стыдно признать, что чего-то не умеешь или не знаешь - стыдно не пытаться научиться.

И в вашей собственной истории тому есть замечательный пример - самый яркий, прогрессивный и по-настоящему великий русский царь Петр I. Ведь будучи самодержцем мог бы жить на всем готовом, развлекаться охотой да придворными интригами, пировать с боярами да девок портить. А ведь не постеснялся бросить царские хоромы, надеть простое платье и поехать на край света даже не богатым путешественником - а рабочим, учиться плотницкому делу, учиться строить корабли, учиться всему тому, что называется цивилизацией. И ведь научился, и сумел таки продвинуть страну на столетия вперед.

Я не царь и мне не стыдно смотреть, как в цивилизованных странах устроена жизнь, учиться этому и детей учить - как должно быть.

Мне стыдно за тех, кто, скопив 500 долларов, едет на курорты Египта или Турции парить пузо на All Inclusive, едут тупо по-свински жрать и бухать - и вернутся такими же свиньями, просто более разжиревшими, ничему не научившись, не удосужившись даже выучить пару слов на языке той страны, куда едут. Вот за таких соотечественников мне стыдно.

Я очень хотел бы, чтобы побольше граждан моей страны воспользовалось возможностью увидеть мир и показать его своим детям - чтобы научиться, как стать цивилизованными и сделать цивилизованной свою страну. Чтобы нашим детям не быть дикарями.
Вениамин
"А у нас всего дней 10 майских праздников со всеми выходными..."

Удивительно, что власти не смогли выбить из голов то, что "майские праздники" - это советское имперское прошлое и тоже подлежит декоммунизации. Шутка! Но печальная...

Jap Friend
500-ти сотки практически нигде не принимают, даже с 200-х сотками и то проблиемы, само ништяк мелкие купюры, 10-20 евро, ну если что то крупное оплатить, то сотками можно.
Informm Bureau
Автор молодец. Но он не средний безвизовый украинец. Ведь среднему украинцу не нужны все эти голландские красивые домики и тюльпаны. Среднего безвизового украинца больше интересуют, например, сильно подержанные европейские автомобили. Чем дешевле, тем лучше. Которые он перепродаст подороже своим соотечественникам. И так несколько раз.

г. Выхлопдар
Dmitriy_Z
"Рассказ похож на впечатления дикаря с необитаемого острова, попавшего в цивилизацию." Возможно, и так. Но видите ли, я твердо убежден, что не стыдно признать себя дикарем, попав в цивилизацию....
Петр 1 отличался высочайшей подвижностью. Он, при отсутствии дорог и соответствующего транспорта, объездил почти весь подлунный мир. Отлучался из страны на годы. Умные люди даже прикидывали, что делать такие кругаля невозможно физически. Плюс к тому, еще не построив Санкт-Петербург, как столицу, Петр 1 практически никогда не был в Москве.
Если бы какой-то царь (будь он трижды гениален, как управленец и тиран) мог позволить такой образ жизни, его бы свергли в тот же час. И спорить с этим глупо. Нравы и интересы тогда были ничуть не лучше (что у внутренних врагов, что у внешних), а века были жесточайшие.
Не было никакого Петра 1-го.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
Informm Bureau
Dmitriy_Z
"Мне вот не стыдно за тех соотечественников, которые едут сейчас из моей страны работать в развитые страны. Пусть даже мыть туалеты - по крайней мере они вернутся зная, что туалеты должны быть чистыми и как этого достичь. Они вернутся, научившись чему-то полезному и принеся это домой. " - Что именно принеся домой? Уточните, пожалуйста.

Кстати, лично Вы отправите своих детей мыть туалеты в Европу, чтобы в чистых европейских туалетах они стали более цивилизованными?

Германия
michail f
Путин, когда едет за границу на полдня, оставляет на хозяйстве Медведева. Практически никогда они вместе не отсутствуют в стране. Петр 1 отличался высочайшей подвижностью. Он, при отсутствии дорог и соответствующего...
Ты забыл добавить что земля плоская и что Чёрные море выкопали древние Укры,
Это культура, к сожалению, в нашей стране её нет, даже при совке вся эта «культура» была из под палки.
michail f
Давай еще за сталина расскажи и ельцина
Молодец дядя, все верно и по полкам, и дочке показал как живет цивилизованное общество. Когда ей стукнет 20+ то она уже сама будет подумывать о переезде, а вообще, сейчас самое время задуматься, если позволяют финансы отправить в институт ТАМошний, будет параллельно работать и ассимилируется и останется там.

мне самому тяжело живется в этом обезъяннике, поэтому подумываю переехать в ближайшее время.
Dmitriy_Z
Прошу прощения, что не уточнил валюту. 500 евро.
а я уже подумал что действительно так все хорошо, что за 500 грн.билеты покупали....
Отличное путешествие, жаль остальная часть путешествия не описана.

Харьковская обл., Украина
"Не было никакого Петра 1-го."

Простите, Вы серьезно?
Безусловно, наверняка имя Петра Первого обросло множеством легенд, наверняка многие из его деяний мифологизированы и даже вовсе вымышлены, но отрицать само его существование... Ведь не тысячелетия, а всего лишь многим более 300 лет прошло - вполне исторически достоверная эпоха.

Конечно, можно оспаривать что угодно - заявить, что не было ни Петра, ни Македонского, ни Цезаря, ни Чингисхана - да и вовсе объявить мир плодом своего воображения. Но мне кажется, такой подход вряд ли можно назвать конструктивным.

Впрочем, исторические и философские дискуссии, мне кажется, не для этого форума.

Харьковская обл., Украина
Мне несколько непонятен вообще термин "средний человек". Его сейчас усиленно используют политики всех мастей и разные СМИ, но кто он, этот средний человек? Если вдуматься, то почему-то ему приписывают вопиющую бедность, необразованность и крайне узкий круг жизненных интересов. "Было бы поесть, было бы в чем ходить, было бы чем заплатить за отопление" и т.д. И ничего, кроме содержимого холодильника, дивана, футбола и сериалов по телевизору его интересовать как бы не должно.

Мне кажется, "средний человек" - это мифический образ, придуманный политиками и СМИ. Удобный для манипулирования термин.
Как оценивается этот средний человек? Неважно, украинец он, русский или, скажем, узбек. По уровню дохода? Но многие люди с довольно высоким доходом просаживают деньги по кабакам, меняют айфоны, машины и любовниц и не интересуются ничем больше. По уровню образования? Но нередко бывший отличник и краснодипломник всю жизнь трудится офисной серой мышью, сузив свои горизонты до "дом-работа-дом", а бывший двоечник, напротив, расширяет свои горизонты до всего мира.
Среди моих сотрудников есть как те, так и другие. Есть пенсионерка, которая живет ооочень скромно, но каждый год откладывает на путешествие хотя бы в ближайшие страны - то в Болгарию, то куда-то в Прибалтику. Моя бухгалтер с мужем - люди достаточно скромного дохода, но с большим интересом к жизни - вот только что вернулись из автобусного тура "Краков-Прага-Вена-Будапешт" за 160 евро с человека. Полны впечатлений, новых планов. Есть пара знакомых, поехавших в Польшу на заработки и сотрудников, чьи дети-студенты регулярно ездят совмещать туризм и подработку: едут и поработать, и посмотреть мир. Те самые домики и тюльпаны.

В то же время много друзей и знакомых, даже имея достойный доход, покупают дома и новые дорогие машины, но никогда никуда не ездят, летать им страшно, а ездить так - долго и утомительно.

А вот автоперегонщиков среди моих знакомых нет. И даже нет никого, в т.ч. из сотрудников, кто бы ездил на "евро***хах" - авто на европейских номерах. В моем городке такие машины встречаются, но немного, в основном их гонят на разбор, что вполне разумно.

Замкадье

Я выглядываю в свое окно, да, каналов нет, но архитектура в схожем стиле, такие же чистые дороги, тротуары, машинки правда у домов новее и дороже.
Но сам факт того, что и дома можно обустроить все нормально, а не ездя мыть туалеты за границу, у вас не укладывается?

Да, я тоже хочу, что бы мой ребенок закончил высшее учебное заведение где нибудь в Праге, но это не означает, что он и там жить останется, а не будет работать дома.
А вот и продолжение про отпуск...

Замкадье
Ну и да, в чем проблемы и унижения при получении визы?

Виза делается за 15 минут, записываешься в консульство, сдаешь пакет документов на поездку, через 2-3 дня забираешь паспорт. 35 евро с носа, если поездка не первая и единственная, то вскоре у тебя 3-5ти летние визы.
А вот и продолжение про отпуск...
legus
Ну и да, в чем проблемы и унижения при получении визы?

Ну может жителю московской области съездить в консульство и не проблема, а вот остальным примерно 75%населения до консулств минимум километров 500, и два раза съездить туда обратно и время и деньги, либо подкармливать деньгами турфирмы. И по поводу машин которые в вашем дворе поновее и подороже, вполне может быть, так же как и в моем дворе, только вот вцелом, по стране средний возраст машин намного старше чем в наших с вами дворах. И в таком состоянии, что вы в европе дальше первого поста полиции не доедете

Германия
legus
Автор, а вот у меня такой вопрос, то есть, что бы увидеть чистый туалет надо только в Европу ехать? Я выглядываю в свое окно, да, каналов нет, но архитектура в схожем стиле, такие же чистые дороги,...
Даю 99% что ваш ребёнок отучившичь в Европе, там и останется, знаю огромное количество людей которые так и сделали.😉
Ферапонт Никодимов
"заправились до полного, подали карту — а у Вас не хватило денег" - ммм... доплатить остаток наличкой? Там наличку хотя бы принимают в магазинах? :). Не удивлюсь, что не везде. И я все же возьму конверт с премией от руководства и сам куплю машину, которую хочу, сам оплачу жилье и проч. И уволюсь в любой момент, если захочу, и все это не пропадет. В истории сша был такой период, когда в нищих шахтерских городках рабочим платили не деньгами, а кредитом, который можно было отоварить в местном магазине. Естественно, магазин принадлежал шахте. Свободных денег не было у людей вообще. Узаконенное рабство.
svop
Чувак, это дром нового поколения. К сожалению...:(
Barmaley61

А вообще.
Вы что! Это же так унизительно в обед по-быстрому заскочить в визовый центр, сдать доки, пальчики (если надо) и через 3 дня забрать. Прямо кожей ощущаешь унижение! :))
Вован-70
Люди аплодируют себе и другим, что наконец-то добрались. А те, кто добрались домой аплодируют еще усерднее. Все мы люди, живые и теплые. А полет на самолете язык не поворачивается назвать комфортным и приятным времяпрепровождением. Узкие неудобные кресла, в которых сидишь часами, рев моторов, турбулентность, сухой воздух. Хотя, если вы летали не дальше Европы (то есть 3-4 часа максимум) да еще исключительно бизнесом, то возможно.
michail f
Не далее как недавно в Сингапуре они были вдвоем
Dmitriy_Z
"Не было никакого Петра 1-го." Простите, Вы серьезно? Безусловно, наверняка имя Петра Первого обросло множеством легенд, наверняка многие из его деяний мифологизированы и даже вовсе вымышлены,...
Ну есть же деятели, которые заявляют, что китайскую стену построили во времена Мао. Якобы нужно было занять чем-то дохренилиард людей, чтоб не было революции. В доказательство приводят тот факт, что была в то время в Китае тушенка под названием "Великая стена". Я им обычно в ответ говорю, что сейчас есть такая машина, видимо китайцы прямо в данный момент чего-то опять фальсифицируют :))
Василий Петров
Почти во всех наших более-менее крупных городах есть визовые центры. Которые даже биометрию собирают и визы делают за те же 3 дня.
Ферапонт Никодимов
Не поленился помотрел цены визового центра у нас в Нижнем Новгороде. От 10000 до 12000, по сегодняшнему курсу 160€,против 35-40 в консульстве. Это не унижение по-вашему??. Есть и консульства в миллионниках, правда одной, двух стран, не всегда совпадает с планируемым путешествием.
Славгород
Василий Петров
Виза 35 евро плюс 2800 рублей визовый сбор. Где вы нашли 12000 не пойму?
Виза 35 евро плюс 2800 рублей визовый сбор. Где вы нашли 12000 не пойму?
Взял на сайте визового центра нижненго новгорода. Даже если 2800 плюсом (40€) - это не деньги по-вашему?)) Особенно если семьей из четырех человек ехать)). Просто я считаю полным идиотизмлм оспаривать преимущнства безвиза

Бордюровск
Сообщений: 20500
Когда ехал по Голландии, очень странно и смешно было видеть на экране навигатора высоту над уровнем моря -5 метров). Когда выходили на 0, даже аплодировали пассажиры. Ради хайпа, конечно. Хотя терпеть это слово не могу. Но идеализировать Амстердам точно бы не стал. Там довелось не только по туристическим достопримечательностям походить. Но и в метро покататься, в квартал красных фонарей зайти. Неоднозначное впечатление. Жить бы там точно не хотел.
Мои отзывы: Audi A6 2008, Volkswagen Golf 2010

Интересный отчет.

Харьковская обл., Украина
Жить именно в Амстердаме я бы тоже не хотел. Шумный туристический город, множество народу, улицы во многих местах очень тесны. Нет, шумные мегаполисы - не моё. Я даже из Харькова десять лет назад переехал в тихий пригород и искренне счастлив, что решился так поступить.
Так что Амстердам не для меня - так, разве иногда на выходные приехать погулять.
А вот жить в тихом уютном Ляйдене или одном из сотен маленьких голландских городков - скажем, в том же Форхауте, в котором мы останавливались - вот там жить вполне можно, и притом с большим удовольствием. Хотя это всего лишь рассуждение и оно вовсе не означает, что я собираюсь куда-то переезжать. Если уж и соберусь - то вряд ли созрею уехать из страны. Скорее в Закарпатье. Все-таки там и природа чудесная, и Европа в шаговой доступности, если вдруг дети захотят там работать или жить, и родная культурно-языковая среда много значит, особенно когда возраст уже не первой молодости. Но и то так - пока не более чем теоретические размышления. Поживем - увидим.

Бордюровск
Сообщений: 20500
Вполне разумно и рационально. Поддерживаю. Главное не путать туризм с эмиграцией и все пойдет своим чередом)

Василий Петров
Да никто не оспаривает. Сидите дома, не позорьтесь.
marcus02
Да никто не оспаривает. Сидите дома, не позорьтесь.
У меня трехлетний шенген - не ушадали. И сами опозорились)))
Dmitriy_Z
Истину глаголите. Стыдно быть малообразованной свиньёй не желающей видеть дальше своего корыта, и поливающей грязью всех кто не боясь показаться глупым развивается, путешествует и растет интеллектуально и духовно.
Отличный отзыв, жду продолжение.
P.S. Автор, приезжайте на Кавказ, здесь тоже много чего можно посмотреть. Цивилизованный мир это хорошо, а дикая природа еще лучше.

Про наличку.
Ну вообщето в той же голландии в кафе официанты не раз разыгрывали цирк с якобы неработающим терминалом и с радостью брали наличку. Зачем платить налоги, если можно не платить? :)
но в супермаркетах да, при виде 500 евро чуть ли не вся смена кассиров сбежалась смотреть на такое чудо :)
по поводу культуры не все так однозначно. За эту культуру заплачено немало жизней как голландцев, так и жителей их колоний или тёх кто так или иначе задарма работал на их процветание. Чудес не бывает. Так что всегда нужно помнить, кто оплачивает банкет.
МаксимПерепелица80
Отличный отзыв, жду продолжение.
Угу,на работу на кирпичный завод!!!За тарелку похлебки!
МаксимПерепелица80
Угу,на работу на кирпичный завод!!!За тарелку похлебки!
Предрассудки. С безопасностью в основных местах все отлично. В последние годы украинских машин даже больше стало в Красной поляне, Домбае, Архызе и Приэльбрусье.

Красногорск
Dmitriy_Z
Нравится мне ваша жизненная позиция. Шикарно сказано про СМИ и среднего человека! Вы молодец! Побольше бы таких людей, стремящихся к познанию, развитию и к тому, чтобы сделать мир вокруг себя лучше. Отчет хорош, но жаль, что вы тоже поддались последней моде бить отчеты на части. Читается хуже, чем если целиком. Прошлые ваши отчеты читал с большим удовольствием! Удачи!

Харьковская обл., Украина
Благодарю за добрые слова и приношу извинения, если разбивка на части сделала отчет менее читабельным. Я опасался излишнего объема - как сейчас нередко говорят, "много букв". Но уже дописываю завершение и обещаю больше не делить его, отправлю как есть уже в ближайшие дни.

Спасибо за интересный отчет. А по поводу виз согласен, что визы это унижение. Гражданину нормальной, цивилизованной, благополучной страны не требуется виза для того, что-бы поехать в другую нормальную, цивилизованную, благополучную страну.
Европа рулит... Это не "Крым НАШ"! Из всех европейских городов в которых я был, мне больше всего понравился Амстердам.