|
(Россия—Белоруссия—Польша—Словакия—Венгрия—Хорватия—Словения—Австрия—Чехия)
Предисловие
Как же были правы авторы, когда говорили, что автопутешествия затягивают. Вернулись из одного, полные впечатлений, но и усталости и напряжения тоже, как через некоторое время тянет снова за руль и в путь, не успеешь насладиться фотографиями с одной поездки, как, уже не замечая этого, просчитываешь новые маршруты, строишь амбициозные планы, представляешь доселе неизвестные виды и пейзажи. Вроде бы давно и успешно работает турбизнес, весь процесс отдыха приятен и ненапряжен, заплатил деньги — все остальное за тебя сделают — отвезут/привезут, накормят/напоят, экскурсии покажут, но с каждым разом понимаешь, что как-то всё здесь ну очень уж однообразно, отели по большому счету одинаковые, развлекательные программы однотипные, да и туристы уже какие-то стандартные. Разнообразие вносит в основном природа того места, где отдыхаешь и какие-нибудь интересные и необычные экскурсии. Конечно, тюлений отдых у моря, да еще если «всё включено», это замечательно, я не противник такого отдыха, а скорее также любитель. Но если это 5, 10 и более разы, то все приедается, и я для себя стараюсь теперь выбирать отдых по принципу один — по путевке, один — самостоятельный. Это, на мой взгляд, оптимальное сочетание, которого мне хотелось бы придерживаться, хотя кризисный 2015 внес уже немало своих корректив, но любой кризис временный, и в любом положении можно найти свои плюсы.
Идея посетить Хорватию возникла на основе многочисленных эмоциональных рассказов знакомых о неописуемой красоте здешних мест, что очень удобно взять напрокат автомобиль и увидеть многое своими глазами, читал и слышал многочисленные восторженные отзывы о чистоте Адриатического моря, увидел множество фотографий, прочел отчеты об автопутешествиях… и в итоге решил взять инициативу в свои руки и съездить в Хорватию вместе с супругой, которая, не долго раздумывая, согласилась.
Плюс ко всему в планы входило навестить знакомую в Будапеште и заодно остановиться там на пару дней, пообщаться и посмотреть на венгерскую столицу вместе с местной жительницей (22 года как она покинула Родину и не горит желанием возвращаться).
Изначально маршрут планировался следующим образом: Москва—Брест—Кошице—Будапешт—Кестхей—Загреб—Задар—Крк и далее в обратку, как вариант через Сербию или просто таким же маршрутом, но, забегая вперед, скажу, что наш путь претерпел изменения и в итоге получился, как написано в заголовке.
В сухих цифрах получился следующий расклад:
Экипаж 2 человека — Я и жена Катерина;
Автомобиль — PEUGEOT 4007, 2,4 СVT, 2009г, полная комплектация.
Итоговый маршрут: Москва—Брест (Белоруссия)—Люблин (Польша)—Кошице (Словакия)—Мишкольц (Венгрия)—Будапешт (Венгрия)—Плитвицкие озера (Хорватия)—Задар (Хорватия)—Крк (Хорватия)—Медвежица (Хорватия)—Подстойна Яма (Словения)—Любляна (Словения)—Вена (Австрия)—Брно (Чехия)—Варшава (Польша)—Брест (Белоруссия)—Москва.
Общий пробег — 5 500 км, средний расход порядка 10л/100км.
Длительность поездки — 16 дней (август 2014 г.), бюджет — около 110-120 тыс. руб., включая все-все расходы.
Виза — Латвийская годовая мультик, откатанная, делали по приглашению друзей из Риги.
Да, затраты сопоставимы с путевкой на 14 в Доминикану, но объем впечатлений просто несопоставим.
Начну рассказ с кратенького описания нашего помощника-трудяги — Пыжика.
Итак, PEUGEOT 4007, 2,4, 170 л.с. СVT, 2009 г., полная комплектация (люк, кожа, эл. регулировки, заводской ксенон в линзах, ПТФ, вариатор), приобретен в конце 2013 г. с пробегом в 48 тыс. (пробег вроде как реальный и по сервиске и, главное, по состоянию видно, что не скрученный, хозяйка была девушка, одна с момента покупки).
Для многих не секрет, что этот автомобиль практически клон Аутлендера, собран также на заводе в Японии (!) — брал специально 2009 год — последний, когда эти авто собирали в стране восходящего солнца, далее сборка перекочевала в Калугу — со всеми вытекающими… Да простят меня россияне, не питаю я патриотических настроений в отношении автомобилей, собранных и, тем более полностью произведенных в России, так же, как негативно отношусь и ко всему китайскому автопрому — здесь, на мой взгляд, как нигде, верна поговорка «скупой платит дважды».
Основные плюсы, которые важны для меня:
Очевидные недостатки:
В остальном машина доставляет только положительные эмоции, не раз становилась и, надеюсь, не однажды станет надежным спутником в каждой поездке.
Москва—Брестский мост (граница с Польшей)
Выехали из Москвы утром в пятницу, уже собирались вереницы дачно-пикничных машин на выезде из столицы, пришлось еще по работе заехать в пару мест в Одинцовском районе, и только часов с 12 начался наш путь. Дорога была на удивление несложной, несмотря на конец довольно тяжелой рабочей недели. К ночи мы доехали до Бреста, периодически меняясь за рулем, остановок на маршруте было по минимуму. Самая долгая остановка была у придорожного кафе в Белоруссии, где мы покушали из серии дорого и не очень вкусно.
Качество самой дороги отличное, двигались быстро и уверенно. Довольно много наблюдали мототуристов, как одиночек, так и в группах, в основном с московскими номерами, одному из них так и не суждено было доехать до Европы, в Брестском районе бедняга попал в ДТП с местным стареньким Пассатом и скончался на дороге, а его максискутер с московскими номерами, лишился своего хозяина и бесхозно лежал на боку посреди проезжей части. Печально. Настроение несколько испортилось, особенно в преддверии моей сдачи на права категории «А».
Брест встретил нас аккуратными ухоженными многоэтажками, широкими дорогами, спокойными водителями. Перед границей заправились «до горла» и поехали на КПП. Белорусы выдали какую-то бумажонку, где значился номер машины и количество человек. Встали в достаточно плотную очередь в основном брестских машин, едущих на выходные в Польшу за покупками. Везут все подряд — от гвоздя до мебели, говорят, значительно дешевле. Каждый крутится, как может.
Стоя в очереди, я решил подготовить все документы для таможенников и внезапно обнаружил, что у нас просроченные полисы медстраховки… Я был в полной уверенности, что полис на год, а он заканчивался в июле. Думаю, не беда, сейчас пойду в страховой домик сделаю новую. Подхожу к первой будке, спрашиваю, можно ли мне выйти обратно сделать страховку, белорусы еще штамп в паспорт не ставили, на что погранец начал задавать тупые вопросы, в курсе ли пограничники о том, что я хочу выйти. Я ему объяснил, что мы стоим в хвосте очереди и до них еще не дошли, есть время сделать страховку, но тут внезапно подключилась девушка из будки и начала почти криком пугать, что я нарушаю закон, меня могут привлечь в административной ответственности. Когда я спросил «за что», она ответила «за нарушение пересечения границы», я еще раз попытался объяснить, что никакую границу еще не пересекал, но девица была неугомонная, и я решил, что бесполезно вести диалог, лучше вернуться и надеяться, что поляки не спросят про страховку. Так и сделал.
Но далее начались новые сюрпризы, хотя я о них знал, но не удосужился исправить. В частности, перегорело 3 лампочки — 2 передние габариты, но они настолько крошечные, что их отсутствие на фоне линзованного ксенона незаметно вообще, и задний левый габарит. Люди в очереди стали говорить, что поляки могу не пропустить машину, да я и сам наслышен был про строгость польских пограничников в отношении технического состояния ТС, но работа и мысли о поездке отбили все мысли о насущных проблемах, а в Бресте уже ночью магазинов не попалось. Опять понадеялся на всемогущий русский «авось». Затем обнаружил, что лампа двухнитевая и при нажатии на тормоз — загорается. Было решено, что жена садится за руль и при общении меня с погранцом держит ногу на педали тормоза, а я выхожу из машины и убалтываю поляка, чтобы он не заметил отсутствие лампочек и страховки. Скажу честно, было немного стрёмно.
Всего наша очередь представляла из себя три ряда машин, по каждому из которых проходил таможенник с фонариком и светил на колеса машины и под днище, стараясь обнаружить какую-либо течь. Особое внимание он уделял возрастным автомобилям, но и наш не обошел вниманием, но посмотрел мельком, в отличие от каких-нибудь старых пассатов, которые тщательно освещал фонариком, пристально впиваясь взглядом в каждую подозрительную деталь.
После мучительного ожидания (всего прохождение границы заняло порядка 4,5 часов), подошла наша очередь, белорусы выпустили без каких-либо придирок, настала очередь поляков. Как и планировалось жена за рулем, я выхожу из машины и подаю документы довольно приветливому и веселому погранцу, который явно был в хорошем настроении. Среди документов для отвода глаз положил еще международное водительское удостоверение жены, на что обратил его внимание. Он с интересом стал разглядывать книжечку-портянку, улыбался и удивлялся, как будто увидел его в первый раз. Спросил — далеко ли едем, я ответил, что с друзьями из Латвии в Хорватию (виза все-таки латвийская, решил хоть как-то это оправдать), и тут страж границы спросил, есть ли у нас медстраховка, «а то хорваты спрашивают». Я ответил, что, конечно, есть, друзья обо всем позаботились и уже ждут нас в Варшаве со всеми нужными документами. Прокатило, уфффф. Посмотрел содержимое багажника и пропустил… На лампочки габаритов внимания, как я и думал, не обратил, а жена все это время сидела за рулем и держала ногу на тормозе.
Глава 1. ПОЛЬША
И вот мы в Польше, ночь, дорога двухполосная, в основном проходит по населенным пунктам, вокруг приятные ухоженные домики. Очень хочется спать, в 30 км от границы останавливаемся в мотеле, который бронировали заранее. Маленький уютный номерок, нам уже не до чего, спать, срочно спать. Утром завтракаем за дополнительную плату, еда простенькая, не особо вкусно и не особо дешево. Выдвигаемся дальше, погода великолепная, солнечно, дорога все такая же двухполоска в основном по населенным пунктам. После городка Бяла-Подляска сворачиваем на Люблин. Едем так же медленно, первая остановка в городе Люблин.
По дороге обратили внимание на большое скопление машин и людей, явно идущих на пляж, свернули на проселочную дорожку и подъехали к озеру Фирлей (как позже выяснилось), уж очень большое желание было освежиться и позагорать. Чистый пляж, места для палаток, кафе, торговцы — все сделано для комфортного пребывания, в то же время чисто и спокойно. А так мало чем отличается от отдыха на наших водоемах, кроме разве что деревянного настила, разделяющего «лягушатник», чуть более глубокий залив и остальное водное пространство, можно нырять с понтона, лежать загорать, кому как нравится. Дети и подростки веселятся от души, взрослые попивают пивко и загорают. Публика в целом культурная, ведут себя прилично, чувствуешь себя комфортно. Отдохнув и искупавшись, продолжаем путь на Люблин.
Люблин
Герб города:
Годом основания считается 1317 год, так что город насчитывает почти 800-летнюю историю, население составляет порядка 350 тыс. чел. Его еще называют «Козьим градом» из-за изображения на гербе, и есть скульптура козла на пешеходной улочке в центре.
Помимо туристов, в городе также большое количество студентов, город активный, молодежный, но по-европейски спокойный и размеренный. Так как мы были проездом, то и погрузиться в атмосферу этого городка толком не получилось, да это и не было нашей целью, прогулялись, посмотрели, отметили для себя примечательные составляющие.
Нам очень понравилась рамка с дождиком, проходя через которую освежаешься в столь сильную жару.
Также в этот день в старом городе проходил какой-то еврейский праздник-фестиваль, была установлена сцена, продавали соответствующие угощения и разместили декорации.
И еще фото старого города:
Автомобиль мы, кстати сказать, оставляли на платной парковке одного из отелей, там цена была достаточно приемлемая, бесплатных парковок в центре не обнаружили.
Дорога по Польше продолжилась, по пути увидели свадьбу (или венчание) в одном из многочисленных костелов, которые мы проезжали. Проехали без остановок город Жешув, мы приближались к Словакии. Начинало смеркаться, но дорожные пейзажи становились даже более красочными:
Глава 2. СЛОВАКИЯ
Кошице — город на востоке страны с населением в 260 тыс. чел., промышленный (крупный сталелитейный завод) и культурный центр Словакии.
Герб города:
К ночи мы прибыли в Кошице, где остановились в маленьком отеле (скорее похожем на хостел) практически в центре города. Отель находился в подвале жилого дома, с общей ванной комнатой и туалетом. Дорога была не из легких, серпантин, дождь, низкая скорость, все это сказалось на нашей усталости, и мы с большим удовольствием заснули. Утром горожане начали свой привычный путь работа-дом, а так как наш отель находился рядом с больницей, то туда потянулись пациенты. Сразу бросилось в глаза, что словаки одеваются довольно скромно, видимо, сказывается уровень жизни в стране, чем-то даже советское время напоминает. Народ в целом нетороплив, суеты и толчеи не наблюдалось, все спокойно шли по своим делам, был будний день. А мы отправились в местный торговый центр позавтракать, нашли кафе, которое работает в утреннее время, расположились, взяли какой-то комплексный обед по типу шведского стола и еще потрясающе вкусный лимонад со льдом и фруктами, вкус которого помню до сих пор. Кафе располагалось на 3-ем или 4-ом этаже, с летней веранды открывался вид на город.
Практически все достопримечательности города располагаются в центре и, чтобы их осмотреть, достаточно не спеша прогуляться по старому городу, попить кофе в одной из многочисленных кофеен, послушать игру уличных музыкантов и просто насладиться неторопливым ритмом города.
По центру проходят трамвайные пути, огибая некий островок, что добавляет оригинальности облику центра. Здесь можно увидеть поющий фонтан, знаменитый готический собор Святой Элизабет, здание театра и т.д.
Понравилось, что даже в будний день стоит сцена и играет живая музыка, а за порядком следят велополицейские:
Уехали мы из словацкой столицы днем и направились через Мишкольц в Будапешт к нашим знакомым, которые нас уже ждали.
Глава 3.ВЕНГРИЯ
МИШКОЛЬЦ
Герб города:
Красивый герб, чего нельзя сказать о городе. Мишкольц насчитывает примерно 170 тыс. чел. населения, ранее это был крупный промышленный центр Венгрии, где 2/3 населения были заняты на производстве. Затем, как водится, все стало разваливаться, люди оставались без работы, со всеми вытекающими последствиями. В наши дни это преимущественно цыганский город, бедный, грязный, смотреть особенно там нечего, за исключением купален, в которые мы не успели попасть. На центральной улице на каждом шагу торгуют предметами старины, антиквариатом, и прочим брахлом, которое вызывает неподдельный интерес всяческих фетишистов-коллекционеров и барыг, на них наживающихся. Так что любителям подобного здесь безусловно раздолье, думаю, не пожалеете, если заедете.
Так как город не впечатлил, то и фоток почти нет:
БУДАПЕШТ
По пути в Будапешт нас накрыл ливень, был даже град, видимость дороги никакая. Машины прижимались в правый ряд и ехали на аварийке, мотоциклисты, впрочем как и некоторые автомобилисты, пережидали ливень под эстакадами. Но на подъезде к столице погода уже изменилась на ясную, как нам объяснили, такие перепады не редкость для Венгрии. К слову, магистрали здесь платные, нужно покупать так называемую «матрицу», которая продается на заправках, в магазинах и прочих точках. Стоит не дешево.
Вообще, это отдельная тема дискуссий на тему платных дорог и парковок, к которым в Европе все привыкли и что явно не столь приемлемо для российского или, точнее сказать, русского человека. Нас тоже постепенно начинают приучать платить за все, в Москве люди сопротивляются, как могут — заклеивают номера, ездят с заведомо подложными регистрационными знаками машин-двойников, забивают все свободные сантиметры во дворах в зоне платных парковок. Но стоит отметить, что сейчас развитию общественного транспорта в Москве уделяется немалое значение, что приятно. Имея достаточно удобную и развитую сеть городского транспорта, можно с удовольствием ей пользоваться, если работаешь в режиме дом-офис-дом. Другое дело для нас, у кого разъездной характер работы. Да и у меня вопрос к тем, кто берет плату за парковки: вы что, их строили? Это ваша собственность? Или все-таки это построено на налоги граждан? Мои налоги? Налоги моих родителей, родственников и содержится по сей день также на налоги. В общем, мое отношение к платным парковкам (при условии отсутствия бесплатных городских парковок как альтернативных) крайне отрицательное. Кстати, стоит сказать, что во дворах жилых домов Будапешта парковки тоже платные!! Платят как жильцы (1 раз в год), так и гости по тарифам через паркомат. Но у них в самом центре есть большая бесплатная парковка, хоть какой-то плюс.
Вот мы въехали в город — с виду какой-то «каменный», сероватый, местами обшарпанный и грязноватый — такие впечатления при въезде в Будапешт. Приехали мы к знакомым, нас радушно встретили, накормили-напоили. На следующий день запланировали прогулку по городу, ведь за 2 дня нам нужно было увидеть многое. Могу сказать — получилось, благодаря нашим друзьям.
Вопреки ожиданиям оказалось, что в Венгрии не так уж и много свежих и экологически чистых продуктов, качество продаваемой пищи в магазинах оставляет желать лучшего, практически поголовно у детей и подростков, а также у многих взрослых аллергия. Да, эта коварная аллергия, которой и я страдаю, не могу находиться в доме с домашними животными, а у них как раз была очаровательная собачка. После первой ночи в этой квартире, намучившись и испортив себе все впечатление и настроение, вторую ночь ночевал в машине во дворе. Наши друзья как раз таки ничуть не удивились моей проблеме и собственно поведали о массовости, чуть ли не поголовного, этого явления среди жителей Венгрии.
С утра после завтрака начался осмотр достопримечательностей традиционно с центра города, по пешеходным улицам, заглядывая попутно в различные магазинчики для покупок и просто полюбоваться оригинальным оформлением и интересными товарами.
Очень аппетитно выглядят, а тем более заманчиво пахнут блюда, приготовленные в открытых кафешках, венгерский фаст-фуд одним словом.
Но мы берегли место в желудке для кафе с настоящей национальной кухней.
Конечно же, посетили рынок, но кроме перца ничего не брали, потому что предстояло еще долгое путешествие и продукты могли испортиться.
Набережная Дуная с видом на Крепостную гору:
Трамвайная линия вдоль набережной:
Базилика Святого Иштвана, крупнейший в Венгрии католический собор, построенный в конце 19 - начале 20 века. На строительство ушло 54 года, здание перестраивалось, так как после первого возведения в 1856 году рухнул купол. На сегодняшний день собор открыт для посетителей, которые также смогут насладиться великолепными видами города со смотровой площадки.
Самым необычным впечатлением стала обзорная автобусная экскурсия по городу и прогулка по Дунаю на том же автобусе. Автобус-амфибия получается. Очень непривычные ощущения испытываешь, когда автобус начинает заезжать в реку, вода заливает лобовое стекло, даже, стоит признаться, ощущаешь легкую клаустрофобию:).
После такой прогулки нужно и подкрепиться, конечно же, в кафе с национальной кухней.
Впечатления незабываемые, все потрясающе вкусно, сытно, чувствуется, что приготовлено с душой, да и притом кафе располагалось на пришвартованном судне с видом на Дунай — просто сказка.
К вечеру мы поехали в Буду к крепости, где сосредоточено немало памятников архитектуры и других достопримечательностей (посещение музеев мы оставили на следующий раз), и конечно, несравненной красоты вид на город.
Сооружения и памятники не оставляют нас равнодушными:
Непередаваемая атмосфера и красота привлекают сюда не только влюбленные пары.
Но и горожан, желающих провести теплый вечер в ритме танца:
Заходит солнце, озаряет теплым светом горизонт и дарит великолепные виды:
На следующий день предстояла также насыщенная программа. Мы посетили картинную галерею на площади Героев, впечатления, правда, посредственные, с нашими музеями и сравнивать не приходится, так что не рекомендую. Город и сам как музей — гуляйте пешком и, поверьте, вам будет, что посмотреть.
Площадь героев (где и располагается, кстати, единственная бесплатная парковка в центре):
Здесь же располагается станция «легкого» метро, в котором ходят обычные трамвайчики, на входе дяденька-контролер, все как-то по-старинке — необычно:
Одним из необычных нетуристических заведений является старая кофейня, расположенная в особняке, которую трудно увидеть с улицы, так как, чтобы туда попасть, нужно пройти через книжный магазин по лестнице вверх. Попадаешь в шикарный зал, где по выходным играет живая музыка:
И, конечно же, потрясающе вкусные десерты и кофе.
Разумеется, в Будапеште обязательно стоит посетить экскурсию (проводятся на разных языках, в том числе и на русском) в Парламент, куда мы и направились пешком, попутно рассматривая красоту и величие местной архитектуры.
Улица, с самым коротким названием — улица «О»:
И собственно само здание Парламента:
Внутри:
На площади около Парламента из асфальта форсунки освежают прохожих, можно снять туфли и пройтись насладиться легкой прохладой:
Дальше решили пройтись по магазинам, благо наши друзья показали нам места, где можно неплохо закупиться качественными вещами.
Магазины располагались недалеко от ж/д вокзала:
Ужин — в ресторане Sir Lancelot — национальная кухня, оригинальный интерьер, некогда один из лучших ресторанов венгерской кухни, в настоящее время из-за обилия туристов несколько испортился. Попробовал фуа-гра — одно из самых дорогих блюд, особого впечатления не произвело, да и друзья сказали, что вкус не тот, что раньше. А интерьер очень даже интересный, средневековый дух все же присутствует:
Плотно поужинав, пошли прогуляться и готовиться к продолжению поездки.
По дороге увидели очень интересный автомобиль, который привлек внимание внешним видом — это Рено Винд, компактный кабриолет/роадстер, к сожалению, в России не представлен, да и на вторичке не продается, ну и, конечно, тот факт, что выпускается только на «ручке» не принес бы ему популярности в России:
Вот занимательный развлекательный транспорт — бар на колесах, так чаще всего, как нам объяснили, отдыхают мужики и очень часто в таком формате отмечают мальчишники:
Когда мы проходили мимо, они кричали, что пьют за нас и приглашали присоединиться (правда, как? Непонятно:)).
Вечером, уже перед закрытием успели в последние часы в знаменитые термальные купальни Геллерт — 13 бассейнов, открытые и закрытые, температура воды от 38 до 43 С, здесь можно часами наслаждаться водными процедурами, особенно, я думаю, это приятно и необычно делать зимой, а летом именно вечером, когда здание и бассейны красиво подсвечиваются. Настоятельно рекомендую посетить это заведение. Также напротив прекрасный зоопарк, но мы в него уже не успели попасть в эту поездку, оставили до следующего раза.
Когда стемнело, мы выдвинулись на смотровую площадку опять же в Буду запечатлеть огни большого города — очень впечатлило:
После вечерней прогулки отправились в Хорватию, от души поблагодарив наших друзей за теплый прием и внимание, которое нам любезно уделили.
В качестве небольшого резюме скажу следующее:
Это лишь небольшое количество наблюдений, которые создают первое впечатление о стране, поэтому для каждого опыт посещения будет свой, но, думаю, что многим будет небезынтересно познакомиться с этой страной поближе и, возможно, пожить ее ритмом и подышать здешним воздухом.
Глава 4. Хорватия
Границу Венрия—Хорватия прошли уже ночью и крайне быстро, как и ожидалось, дорога была отменного качества (платная все-таки). По дороге на Плитвицкие озера остановились в придорожном отельчике за 300 кун/ночь. Хозяйка забрала у нас паспорта и положила в деревянный закрывающийся на ключ ящик, который висел на стене и сказала, что утром отдаст, и с паспортами все будет хорошо. Как-то непривычно было оставлять свои документы, но мы были слишком уставшие, и мысли были только о кровати и сне, так что мы не стали спорить. А вообще, эта гостиница ночью напоминала дом из фильмов-ужастиков — пустая, света нигде нет, одна странноватая бабулька-хозяйка, непривычная тишина. Все это у нас вызывало какое-то чувство тревоги, но мы все же легли спать. Вскоре нас разбудила сработавшая сигналка нашей машины, я тут же выбежал, осмотрелся, ничего страшного, работала от проезжавшего грузовика, правда, уже в кафе гостиницы появились другие туристы, отель как-то ожил, и я отправился спать. Утром из окна ласкал взор приятный сельский пейзаж, природа, зелень, чистейший воздух, трудно было надышаться вдоволь, кажется, так бы и жил в такой красоте, но понимаю, что это сиюминутные настроения. Выдвинулись дальше, обедали в другой придорожке, цены не очень дорогие, еда нормальная. Кстати, существенное замечание по еде: если вы любите с утра плотно поесть, то в Хорватии у вас это вряд ли получится, до 11-12 часов, как правило, везде продают только кофе и круассаны или что-то подобное, очень неудобно. Мы этого не знали и поэтому испытывали определенные неудобства, так на отдыхе привыкли плотно кушать 2 раза в день — на завтрак и на ужин, обед — легкий перекус.
Плитвицкие озера
Не в курсе мы были и другой особенности, оказывается, в районе Плитвицких озер практически всегда дожди, да притом проливные, сильные. Мы были к этому не готовы, попали под сильнейший дождь, пока стояли в огромной очереди за входными билетами. Благо один дождевик у нас был, а второй купили в сувенирном магазинчике при входе.
Скажу сразу, что этот природный уголок одно из (если не самое) красивое место, где я когда-либо был. Любителям природных красот здесь будет возможность отвести душу, вдоволь нагуляться, и конечно же, посвятите этому парку отдельный день. Мы гуляли в нем в течение 5 часов непрерывной пешей ходьбы, если бы было больше сил и времени — погуляли бы больше. Это того стоит, потому что:
(представл. инф. с сайта lifeglobe.ne)
Фото, к сожалению, не передают всей красоты, но попробуйте представить себя в этом удивительном уголке девственной природы.
Уставшие, но довольные мы поехали в сторону побережья в Задар, где и планировали остановиться.
ЗАДАР
Уже к вечеру мы приближались к Задару. Дорога тянулась сквозь гористый ландшафт, много тоннелей в горах, очень живописные виды, особенно на море, открывались с некоторых участков дороги, нам даже посчастливилось наблюдать закат.
Бортовой компьютер показывал рекордные 7,5л/100км. Километров за 10 до города — съезд с трассы, начинается двухполоска, машин значительно больше, появляются многочисленные дома, апартаменты, но место само по себе крайне непривлекательное для отдыха, и мы едем дальше.
Въехали в сам город, направились, естественно, в центр, там оказалось огромное количество автомобилей, узкие улицы, практически полное отсутствие мест для парковки (притом платной), достаточно много гуляющих туристов. Для начала попробовали поискать апартаменты, но то, что было, либо очень дорого, либо очень далеко от моря. Часа 2 мы смотрели варианты, там, где были приемлемые цены, вдоль берега располагался какой-то завод, уж явно не курортное место. В итоге мы решили использовать запасной вариант, на который также заранее рассчитывали (прикупив в Мск палатку, спальники и т.д.) — это кемпинг. Мы нашли достаточно крупный и, как позже выяснилось, очень удобный, это кемпинг с достаточно русским названием Borik —http://www.travel.ru/hotel/croatia/zadar/camping_mobile_homes_borik/?in=28.05.2015&out=29.05.2015&hid=244759&occ=2- Мы остановились здесь на 2 ночи. Стоимость проживания что-то примерно 50 евро/сутки (точно не помню) — это 2 человека, машина, палатка. Да, еще нам выпало испытание ставить палатку — так вышло, что за всю нашу жизнь ни я, ни жена палатки не ставили, поскольку ночевали всегда исключительно в машине, но Пыжик, вследствие дурацкой трансформации салона, не позволяет удобно спать. И вот в 12 ночи мы принялись собирать палатку, но с горем пополам поставили и завалились спать.
На территории кемпинга находились душевые, туалеты, супермаркет, кафе, магазин, словом все, что нужно для отдыха. А самое главное, что он располагался в двух шагах от моря на территории соснового лесочка, потому, когда была необходимость, можно было наслаждаться прохладой после палящего солнца. Мы неоднократно отметили преимущества кемпинга перед апартаментами, поскольку, прогулявшись минут 10 по городу днем — мы изнемогли от жары, и быстренько вернулись в свой оазис. Отдыхающих россиян практически не было, видел только две питерских машины, соседи же были в основном — итальянцы, французы, голландцы, немцы, конечно же, словенцы и др., очень много кемперов-автодомов. Притом я обратил внимание, сколько же вещей берут с собой люди в поездки — это же полдома точно :), как же все-таки европейцы привыкли к комфорту, да, мы тоже любим комфорт, но в разумных пределах, не берем с собой всю домашнюю утварь и всю одежду и т.д.
Люди отдыхают достаточно спокойно, а если и веселятся, то так, что окружающим особо не мешают, улыбаются, если встречаешься с ними взглядом, здороваются с соседями по палатке. Мы ловили удивленные взгляды отдыхающих иностранцев, когда они видели российские номера на нашей машине. Нас даже заметил один москвич, с которым мы пообщались и узнали, что он отдыхает 7-ой (!) год подряд с женой и детьми в одних и тех же апартаментах, типа им здесь очень нравится. Скажу откровенно, такие люди всегда вызывали недоумение, неужели им не надоедает, неужели им неинтересно посмотреть новые места, да и вообще разнообразить свой отдых. Подобных людей причем немало, многие в России отдыхают в одних и тех же местах, в Турцию/Египет летают в одни и те же отели. Насколько я знаю, психологи называют это явление «динамический стереотип», к счастью, мы не подвержены подобному синдрому, нам не лень пробовать и открывать для себя что-то новое, здесь главное быть готовым к неудачам и разочарованиям, которые неизбежно будут на пути, но зато сколько нового, интересного, полезного и приятного при этом можно познать, сколько прекрасных мест можно открыть для себя и, конечно же, привезти с собой тысячи ярких фотографий для семейного альбома.
Пляж на территории кемпинга достаточно небольшой, песчаный, море в начале мелкое, но глубина возрастает постепенно, рядом пирс для желающих нырнуть и две лестницы. Многие загорают на пирсе, кто-то на песке, но многие на лужайке рядом с пляжем. Стоит отметить, что, несмотря на пик сезона, вода достаточно прохладная, что отмечают и местные, говорят, климат немного поменялся. Зато купание в такой воде существенно освежает после жары, правда все-таки хочется порой по-настоящему теплого моря. Так что преимущественно купался я один, так как для жены вода казалась очень холодной.
Под вечер особенно свежо.
А вот для подогретой изнутри компании французов и море по колено, и плавки не нужны — все по- простому, как в России:
Ребята, кстати, классные, веселые, пели под гитару и любезно согласились нас сфоткать на фоне заката:
И сам закат был на редкость живописным, солнце садилось прямо на глазах:
Единственным недостатком месторасположения кемпинга была существенная удаленность от старого города, т.е., чтобы прогуляться по центру, нужно было ехать на такси. Поскольку в Задаре мы были всего 2 дня, то по окончании 2-го дня мы выехали из кемпинга и поехали гулять по старому городу.
Парковочных бесплатных мест было найти проблематично, но мы нашли местечко рядом с жилым домом, встали рядом с киевским крузаком и пошли пешком. Вход в старый город — через мост, по которому прогуливаются отдыхающие и где играют уличные музыканты:
Город Задар имеет многовековую историю, в которой он успел побывать во власти Австрии, Италии, несколько раз население города опустошала чума, однако Задар имел оборонительное значение, чем и обусловлен характер построек старого города в виде крепости. На сегодняшний день население города насчитывает чуть более 70 тыс. человек, занятых в сфере туризма, пищевой промышленности, рыболовства и т.д.
Для многочисленных туристов Старый город — это центр ночной жизни со множеством уютных кофеен, пиццерий, развлечений, торговли и просто место для прогулок.
Для путешествующих могу порекомендовать этот город в качестве промежуточного пункта, для длительного отдыха, на мой взгляд, он не вполне подходит.
Дальше решили выдвинуться уже в ночь в сторону Опатии, не исключая возможную ночевку по пути, если устанем, и, конечно же, в кемпинге, нам все-таки этот вариант очень понравился. Дорога, как водится, вдволь моря узкая и извилистая, скорость передвижения ниже среднего, часам к 2 ночи уже хотелось спать, и мы стали приглядываться к местам, где можно остановиться. Несколько кемпингов были до отказа забиты, что и неудивительно, поскольку они располагались очень удобно, в двух шагах от моря на живописном побережье.
Спустя некоторое время увидели кемпинг средних размеров, заехали. На входе никого не было, металлические ворота были не заперты, мы въехали и, недолго думая, расставили палатку, положили на крышу машины купальники, чтобы просушить и легли спать. Наутро, прогулявшись по кемпингу, я понял, что мы заехали с выезда, а на въезде администратор и охрана. Но хитрость состояла в том, что, чтобы воспользоваться туалетом или душем, нужно иметь магнитные карты, которые тебе дают при оплате. Подумав, что платить 80 евро (точно не помню сумму) за санузел не стоит, и оставаться в этом кемпе на следующий день не хотелось (не очень понравилось само место, и много еще пунктов было впереди), решили просто уехать. Когда мы выезжали за ворота, за нами побежала какая-то женщина и кричала, размахивая руками, мы, подумав, что это администратор, которая «спалила», что мы не платили, решили поскорее уехать. Уже проехав метров 700, я вспомнил, что мы забыли снять с крыши привязанные к рейлингам купальные принадлежности, и тетка хотела нам сказать об этом. Мы тут же остановились, все сняли, поржали от души, как глупо мы выглядели и решили вернуться, посмотреть не потеряли ли мы еще чего-нибудь. Подъехали к воротам, я зашел в кемп, посмотрел, ничего не нашел, успокоился, что все на месте. Подошла женщина, которая нас хотела предупредить, спросила все ли в порядке, мы с ней посмеялись, я ее поблагодарил на словах, и мы покинули наконец-таки эту стоянку.
По дороге, как всегда, очень захотелось плотно позавтракать, но до 12 дня это нереально. Нашли отличное кафе, но ждать 2,5 часа не было желания, поэтому ехали, останавливались и любовались шикарными видами, наверное, самыми живописными, которые мы увидели за всю поездку.
Это действительно очень живописные и приятные места, располагаются они, если не изменяет память, в районе между городами Сень и Цирквеница. По пути можно также искупаться в маленьких лагунах с чистейшей водой и практически в тишине, которую периодически нарушали молодые итальянцы, прыгавшие со скал прямо в море (отчаянные ребята, нет слов) и бюргеры со своими семействами. Но когда там никого нет, это просто великолепно насладиться тишиной, солнцем и прохладной, местами ледяной, но очень чистой водой.
Двигались мы в сторону следующей ключевой точки поездки — острову КРК. Узкая двухполоска дороги утром уже полна машин в обе стороны, лишь мотоциклисты аккуратно объезжают пробки по встречке, нам же приходилось терпеливо плестись вместе со всеми.
Перед нами земляк — приятно!
Въезд на остров — по автомобильному мосту, дорога платная, с моста открываются виды на крупный город Риекку (судя по пейзажу, промышленный город, для отдыха явно не подходит).
Со смотровой площадки открываются завораживающие виды:
На острове не много дорог, естественно, они узкие, и на подъездах к мосту бывают пробки и достаточно затяжные. К счастью для нас, стояла только встречка.
По дороге нашли супермаркет, купили еды, пива, вина, арбуз и всякой мелочевки необходимой, цены приемлемые. Изначально планировали на острове посетить 2 города — собственно град Крк и Башка. Первая остановка была в крупном кемпинге 4 звезды в Крке, также расположенном на берегу моря в сосновом лесочке. О размерах кемпинга сразу говорит въезд сдвумя шлагбаумами и большим зданием ресепшн, а также очередь из машин. Желающих было столь много, что нам, возможно, просто не хватило бы места, сотрудник ресепшн предложил пройти пешком и посмотреть, есть ли свободные места, иначе нам вынуждены были отказать в посещении, что было бы крайне обидно. Я быстро прошел добрую половину этого громадного кемпа, с большим трудом нашел одно место, вернулся, оплатил 2 суток, и мы въехали. Нам достался клочок земли, недалеко от пляжа, рядом много других отдыхающих — в подавляющем большинстве это итальянцы и гости из соседней Словении, что неудивительно.
Вот так выглядел этот кемп:
Не буду перечислять все плюсы кемпинга, которые я обозначил ранее, скажу лишь, что у этого огромным преимуществом служило то, что он располагался практически рядом с прогулочным центром старого города, где бьет ключом ночная жизнь. Множество кафе, ресторанов, магазинчиков, открытых фуд-кортов, а главное сцена, на которой выступают музыкальные коллективы совершенно бесплатно. Можно танцевать, просто смотреть, а можно взять пива в кафе и наслаждаться музыкой. Народу, конечно, много, но нет ощущения толкучки или дискомфорта, каждому найдется место. Также в старом городе играют духовые оркестры, и даже проводятся мини театрализованные представления.
И сам старый город очень приятный для вечерних прогулок:
Украшают вид, безусловно, многочисленные яхты и катера у берега.
После двух суток отдыха в Крке решили посетить второй по величине населенный пункт, который нам тоже кто-то советовал как достойное место для отдыха — г. Башка (ударение на первый сллог).
Дорога была недолгой, всего около 20 км, и конечно же, завораживающие виды моря радовали глаз. Мы сделали остановочку на возвышенности для фото — не могли проехать мимо:
Дорога заканчивалась тупиком, где, по всей видимости, и находился главный пляж Башки, судя по огромному количеству припаркованных автомобилей. От парковки до самого пляжа каменистая грунтовка, пляж очень маленький, тесный, неуютный, стоит только одна палатка с мороженым (а уже хотелось и пообедать). Очень неуютное место, но я искупался — море есть море, вода отличная, хотя и достаточно прохладная. Фото там даже не делали — фоткать нечего особо и решили, что долго задерживаться здесь не будем, едем обратно на пляж в Крк, а потом — в Опатию вечером.
Уезжать с острова было даже как-то грустно — уж очень нам там понравилось, напоследок несколько фоток с дороги и закат со смотровой:
Далее мы следовали через Риекку по очень хорошей дороге в регион Опатия, название которого, как мы потом, шутя, вспоминали, как нельзя лучше отражает обстановку (это, конечно, наше субъективное мнение, может, конечно, уже надоело само побережье, захотелось новых видов и ощущений). Вечерело, нужно было искать ночлег (поняв все прелести отдыха в палатке на берегу моря, уже, естественно, только кемпинг) и место, где поужинать. Изначально мы ориентировались на городок Мощеничка-Драга, где отдыхали наши венгерские друзья на протяжении нескольких сезонов и были вполне довольны и уровнем цен и качеством отдыха. На период августа 2014 цены на отели были очень высокие (страшно представить, сколько стоят они теперь при нынешних 78 за евро). По пути проехали симпатичный городок Ловран, куда мы вернулись на следующий день. Далее, наконец-то, нам попался на глаза приличный большой кемпинг Медвея, где мы и остались на ночлег. Такса стандартная, как и везде, но места, где поставить палатку и авто предостаточно, правда, места общего пользования несравнимо хуже, нежели в 4-звездочном в Крке, но на одну ночь — вообще некритично. Спросил у администратора (тоже хватило ума у кого спросить), где можно вкусно и недорого поужинать (а было уже 12 ночи), нам мужчина посоветовал (конечно же) их ресторан, сказав, что там очень вкусно. Но на деле это оказалось одно из самых плохих заведений, где мы были в этой поездке, «добил» мой желудок жирнющий салат, вкус которого помню до сих пор. В общем, классика туристического места: дорого и невкусно. Но все же сытые отправились ставить палатку, выбрали место, чтобы никому не мешать. Повторюсь, места в кемпе предостаточно, но рядом располагался «штаб» бюргеров, поначалу мне очень понравилось, что так аккуратно у них все обустроено, даже подсветка вокруг шатра есть, однако, спустя пару минут, к нам подошел немец лет 50, с пивком и вежливо попросил поставить палатку в другом месте, мотивируя тем, что она нарушает гармонию его отдыха, видишь ли, не прямой линии стоит. Попросил поставить палатку там, где была калитка — я вежливо ответил, что там мы будем мешать людям, но он сказал, что там люди не ходят и продолжал вежливо, но напористо просить нас переставить платку. Я еще раз постарался вежливо объяснить, что мы всего на несколько часов до утра, а дальше уедем и не будет отравлять ему пенсионерский отдых своим присутствием, но он снова включил свою «пластинку», и тут я «вскипел» и на чистом родном русском-матерном объяснил, что ему станет очень плохо, если он от нас не отстанет. Он смысла моих слов, конечно же, не понял, но по напору и интонации определил быстро, что я крайне зол на него и предложил говорить с ним по-английски, на что в ответ был еще неоднократно послан, но подвыпимший фриц никак не отставал, и я перетащил палатку на другое место, потому как устал, как собака (уже было 2 часа ночи), и понял, что не хочу долгих споров, а хочу спать. Переставив палатку, мы уже хотели лечь спать, но опять нарисовался немец уже с двумя банками пива и предложил выпить «мировую» и очень извинялся, но, поскольку он добился своего и явно чувствовал себя победителем, пить с ним мы, естественно, не стали, хотя, конечно, от пива я бы не отказался, но в приятной компании, а не с врагами :) (шучу, конечно).
И вот, несколько слов о немцах. Вышеописанный эпизод стал последним граммом на весах толерантности к немцам. Я ранее испытывал либо нейтральные, либо положительные эмоции по отношению к ним, но эта поездка резко изменила отношение к бюргерам. Я много раз видел их на египто-турецких, тайских и других курортах, естественно, множество немцев попадалось нам за период этого путешествия, и вот какие особенности (для кого-то, возможно, и очевидные) я отметил:
Впрочем, все вышеописанное лично мои наблюдения, понимаю, многие с этим не согласятся.
Итак, утро в Медвее — красота, море, горы, небо — приятно дышать полной грудью и смотреть на горы, на высоте которых виднеются уютные домики.
Прогулялись на пляж, который условно разделен на 2 части — в одной сход к воде не очень равномерный и много камней, а рядом хороший заход, стоят лежаки. Мы легли на камни, взяли свою лодочку надувную, купленную в супермаркете в Крке, искупались, поплавали, но тут подошел мужчина и сказал, что здесь лежать — денег стоит. Хорошо, что воздухом дышать бесплатно. Рядом вижу, белорусы приехали на S-классе с гидроциклом — умеют хорошо отдыхать, молодцы. Мы же собрались и поехали в сторону Мощеничке Драги, в которой мы посетили какой-то монастырь на вершине горы (очень здорово, прекрасные виды со смотровой):
Более ничего примечательного не обнаружили, да и само место для отдыха не привлекло. Было принято решение ехать в обратку с остановкой в Ловране, где мы нашли хорошее кафе и отлично пообедали. Путь дальше лежал в Словению.
Краткие выводы:
Глава 5. Словения
Послушав совета друзей, мы выбрали обратную дорогу через Словению, Австрию, Чехию, Польшу (Варшаву). И действительно, это было правильным решением, поскольку такой путь дает возможность проехать несколько стран по ключевым городам и увидеть много достопримечательностей.
О Словении ранее практически ничего не слышали, даже, кстати, об основных ее красотах, таких как озеро Блед, пещеры в Постойна Яме, Предъямский град. Знали лишь, что столица Любляна, которая не славится какими-либо значимыми, в мировом масштабе, достопримечательностями.
С уверенностью можно сказать, что, благодаря поездке, мы открыли для себя эту прекрасную страну, узнали много нового, и просто полюбовались сельскими, городскими и природными пейзажами. Словения это страна очень красивых, аккуратных домов (в деревнях), порядка, чистоты, просто глаз радует, все как будто не настоящее, а нарисованное на картинке.
На протяжении всего пути бросались в глаза рекламные щиты с приглашением посетить какую-то пещеру, их было настолько много, что сложилось впечатление, что это действительно стоящее место. И это действительно так. Добрались по указателям до городка Постойна.
Герб города Постойна (Postojna) год основания 1369..
Это небольшой населенный пункт в 45 км от столицы Любляны с населением около 8,5 тыс. чел., как выяснилось, он знаменит на всю Европу пещерой Постойнска-Яма (Postojnska jama), которая представляет собой систему карстовых пещер, протяженностью 20 км, из которых только 5 км открыто для посещения туристами. Внутрь пещеры вас везет поезд около 7 минут.
Для желающих подробно узнать про этот комплекс — ссылка на сайт http://www.postojnska-jama.eu/
Впечатления даже от самого места достаточно внушительные. Огромная парковка у входа в комплекс, много народа, туристов из разных стран мира, рестораны, гостиница, на горе же виден лес, причем нетронутый человеком, поваленные деревья никто не трогает, что создает впечатление заброшенности этого места. Зимние фото, размещенные в музее, просто завораживают:
А вот как оно выглядит в жизни:
Поскольку время уже было послеобеденное, то мы не успевали попасть во все экспозиции, вход на которые предоставлял право единый билет, который, естественно, было выгодно брать, нежели по отдельности. Решено было заночевать и прийти к открытию с утра, посвятив этому добрую половину дня. Стоит сказать, это был разумный выбор, так как на следующий день мы много увидели, очень устали и проголодались, пока осматривали все достопримечательности.
Забронировав номер в маленькой частной гостиничке (с виду просто жилой коттедж), пошли прогуляться по городку. Покушали в кафе-пиццерии, на центральной площади посчастливилось послушать молодых музыкантов, исполнявших на духовых инструментах известные хиты балканской музыки, без вокала, правда, но любители Горана Бреговича узнали бы добрую половину всех композиций. Отдельно хочется отметить, что лично я очень люблю живую музыку, в том числе с огромным удовольствием слушаю уличных музыкантов, они создают неповторимую атмосферу, в которой порой хочется раствориться. Поэтому с чувством удовлетворенности пошли в номер спать. Наутро был завтрак на балконе, простой, но сытный, и все было очень по-домашнему, как будто ты в гостях. Впечатления приятные.
И вот мы снова у входа, приобрели комплексный билет на 3 посещения: пещера, музей и замок Предъямский град, находящийся в 10 км от пещер. Также приобрели аудиогид, штука крайне удобная и полезная, без нее было бы не столь интересно. Спасибо организаторам.
Осмотр, как и положено, начали с пещер. Дождались нашего поезда (вагонеток) и отправились в холодную (почти круглый год температура не поднимается выше 10 градусов) пещеру. Без преувеличения можно сказать, что это одно из интереснейших и красивейших мест, где мы были. Все эмоции не описать словами, просто смотришь и удивляешься, как природа может создавать подобную красоту, так медленно, капля за каплей столетиями создаются узоры, вырастают сталактиты и сталагмиты.
В продолжение осмотра посетили музей, где увидели один из символов этой страны — Протея (человеческую рыбку — človeška ribica), или по латыни Proteus anguinus — древний обитатель пещер и подземных озер. Интересное и необычное существо, которое может жить и в воде, и на суше. Цвет кожи схож с цветом кожи белого человека, за что и получило оно название «человеческая».
Фотографировать ее нельзя, потому берем фотки из интернета:
Также на выставке представлены и другие жители «темного царства», в целом очень интересно и познавательно.
Заключительным этапом было посещение Предъямского града, осмотр замка и посещение пещеры.
Предъямский замок — один из красивейших древних замков Европы (первое упоминание относится к 12-му веку), располагается в скале и прикрывает собой вход в пещеру. Согласно одному из значений слова «яма», а именно пещера, замок и называет «предпещерным». Пещера служила, как несложно догадаться, для создания системы тайных ходов, чтобы в случае осады иметь выход, неизвестный врагам. Долгое время замком управлял Эразм Ямский (Эразм фон Люэгг) — великий полководец, словенский национальный герой. В его честь в наши дни проводятся рыцарские турниры памяти Эразма Ямского, внутри можно увидеть восковую фигуру, изображающую полководца.
Из небольших окошек открывается панорамный вид на деревню:
Внутри представлены образцы мебели и убранства замка, естественно, не оригинальные:
А вот и средневековый туалет, вместо туалетной бумаги использовали сено:
Снаружи замок выглядит внушительно, но в то же время он очень гармоничен с окружающей природой:
После осмотра нам выдали каски, и мы пошли в пещеру, но после главной пещеры эта совсем не впечатляла. По окончании экскурсии для нас выключили свет, попросили создать полную тишину, чтобы мы могли почувствовать насколько темно и пустынно внутри. Вот это ощущение темноты сродни известному выражению «как у негра в #опе».
Фотографировать внутри было абсолютно нечего. Но мы не пожалели, что пошли в пещеру — все равно какие-то новые ощущения.
Изрядно устав от осмотра достопримечательностей, покушали и выдвинулись в столицу — Любляну. В этот же день к ночи планировали уже приехать в Вену.
По скоростной трассе мы быстро доехали до цели, поставили машину в центре на платную парковку, заплатили за час, а гуляли значительно больше, но проблем не было.
ЛЮБЛЯНА — столица Словении, состоит из 17 регионов, население всего чуть более 250 тыс. чел. Месторасположение в Европе, на мой взгляд, достаточно удачное: расстояние до Адриатического моря (Триеста) по прямой составляет около 65 км. Расстояние до ближайших столиц Европы по прямой: 140 км до Загреба, 380 км до Вены, 440 км до Будапешта и Братиславы, 500 км до Сараева и 531 км до Белграда.
Исторический центр очень уютный, чистый и приятный. На смотровую площадку поднимает старенький фуникулер.
Не знаю почему, но мне Любляна сильно напоминает Вильнюс — но это лично мое впечталение.
Прогуляться по центру города доставляет определенное эстетическое удовольствие, также можно посетить интересные кафе и рестораны. Для нас же это был промежуточный пункт, поэтому немного погуляв, мы вернулись в машину и продолжили курс на Вену. Но Любляна оставила доброжелательное впечатление и желание вернуться снова.
Краткое резюме:
ГЛАВА 6. Австрия. Вена
Вена — столица Австрии, население порядка 1 млн. 700 тыс. чел., является одиннадцатым по величине городом Евросоюза.
Очень хотелось прибыть в Вену не слишком поздно, поэтому выехали заблаговременно. Поскольку бензин в баке еще был, то заправляться решил в Австрии, т.е. когда будет совсем заканчиваться — это было ошибкой. Бензин в Австрии ощутимо дороже.
Дорога была достаточно хорошая, правда, погода менялась просто на глазах, то ливень, тучи, гроза, то светлое небо, тишина. Видимо, это особенность альпийского климата. В город мы въехали уже после 22:00 (не помню точно). Сразу бросились в глаза размеры города, современность построек, ширина дорог. В первом Макдональдсе пытались поймать wi-fi — не вышло, он то ли платный, то ли заблокирован, лишь зайдя в холл какой-то крутой гостиницы, мы воспользовались халявным интернетом, НО... было уже после 0:00, то есть пошли следующие сутки — как бронировать в букинге на текущую ночь я не разобрался. Посмотрев адреса и цены (что немаловажно) ближайших гостиниц, отправились в одну из них, где значились номера за 60 евро (без завтрака). На ресепшн нам сказали, что есть номера только за 80 евро, мы сослались на данные букинга — но человек был непреклонен. Несколько огорчившись, мы пошли еще в несколько гостиниц и хостелов — нигде мест нет.
И еще отметил одну несвойственную русским черту у европейцев: да, они не отказываются помочь тебе, если ты спросишь их о чем-то, НО, как правило, у нас, если люди не знают точно, то извинятся и скажут, что не знают, а у них, видимо, не принято давать такой ответ, они говорят к примеру: «здесь нет, попробуйте там-то»… (причем явно зная, что там, куда они посылают, этого нет). У нас так было в Хорватии, когда мы хотели купить весла для надувной лодки — продавец пляжных принадлежностей на улице — предложил нам ПОПРОБОВАТЬ поискать их ... в продуктовом магазине рядом (хотя явно знал, что их там быть не может, а мы попёрлись). Так же и здесь, все они прекрасно знают, что с местами проблема и то и дело отправляли нас в новый отель/хостел (please, try that one и т.п. ). Поэтому мы потеряли много времени на поиск.
Часа через полтора внутренне согласились на 80 евро — хотя я считаю это дороговато за просто переночевать в городе, где не планируешь ничего особенного, но желание поспать у нас было выше. Подойдя к тому же рецепционисту, мы сказали, что остаемся у него в отеле — и, о чудо!, по какой-то необъяснимой причине он сдал нам номер за 60 евро, да еще сказал, что бонусом будет завтрак. Вообще, замечательно! Правда, на вторую ночь мы уже не смогли остаться, мест не было, а жаль. И отель был приличным, и завтрак вкусным. Машину же поставили недалеко от отеля, на маленькой улочке, где НЕ БЫЛО знака остановка запрещена — я специально не поленился, обошел все перекрестки и убедился, что знака нет и со спокойной душой поставил машину. Наутро обнаружил под дворником в пакетике (заботливо, чтобы не промокла) квитанцию на 36 евро. Разумеется, платить я ничего не стал, в квитанции даже номер машины был записан не полностью, видимо, на план работали.
Признаюсь, что ранее у меня представления о Вене были как о большом культурном городе, чистом, ухоженном с парками и аллеями, множеством памятников архитектуры и музеев. И я был очень удивлен, когда мой друг, съездив туда в командировку, сказал, что Вена — так, ничего особенного, обычный серый и унылый мегаполис. Как водится, истина где-то посередине. На мой взгляд, каждый город имеет свою атмосферу, которую чувствуешь «нутром», она не сильно зависит от наличия достопримечательностей, количества населения, машин, инфраструктуры и т.д. И сколько ни пытался я найти в этом городе гармонии — не нашел. Не вызывает он сильного желания вернуться, погрузиться в атмосферу, раствориться в ритме Вены на время. ДА, здесь есть, что и на что посмотреть, интересная архитектура, много музеев, куда мы не пошли ввиду плотного графика дальнейшего пути, но в целом более 2-3 дней в Вене задерживаться не стоит.
Поскольку мы остановились в гостинице рядом с Бельведером — утром отправились туда, жаль, что не было солнца, пришлось довольствоваться пасмурными пейзажами.
Бельведер (в переводе на русский язык означает «прекрасный вид») — это дворцовый комплекс в стиле барокко, состоящий из Нижнего и Верхнего бельведеров, в каждом располагаются выставки, билеты продаются как отдельно, так и в комплексе. Нижний бельведер — даже не стоит посещать — там всего пара залов, ничего интересного (особенно тем, кто был в Питере), а также шизофреническая выставка современного искусства.
К слову о последнем, на выходе из музея продавались различные книги по искусству, фотографии, в том числе и современные авторские работы, творчество современных художников и фотографов. Одну из них я решил посмотреть — это было отличного полиграфического качества издание фоторабот современного фотографа-женщины. На обложке «красовалась» обнаженная фигура «автора», это была черно-белая депрессивная фотография этой дамы, больше похожей на героиновую наркоманку во время ломки, на вид лет сорок, короткая стрижка, волос между ног больше, чем волос на голове. И это было только начало, на страницах этой «замечательной» книги была запечатлена героиня в разных жутких позах, на столе, в пустой ванне, просто фрагменты частей тела, в том числе интимных, особенно понравилось фото с синяком под глазом, далее следовали фото мужских членов, перетянутые веревкой и прочее-прочее… Вот такое вот современное искусство… Еще раз это доказывает, что Европейские люди исчерпали свой потенциал и вряд ли могут предложить миру что-либо великое. Хотелось бы, чтобы Россия не пошла по этому пути упадка, у нас, без сомнения, культура и нравственность выше (конечно, это не касается всех россиян, безусловно) и потенциал в разы больше.
Фото экспозиций Нижнего бельведера:
А вот зал современного искусства:
Наша фотка на память:
На выставку в Верхнем Бельведере я пошел один — жена сказала, что ей неинтересно, но там выставка была в разы интересней, правда, фотографировать нельзя.
После прогулка по парку и ботаническому саду, расположенному там же:
После, изрядно проголодавшись, покушали в какой-то кафешке дорого и не очень вкусно и пошли гулять по городу. Решили прокатиться на метро, мне очень нравится этот вид транспорта, интересно было увидеть метро в Австрийской столице. Дошли до ближайшей станции, купили билеты (продаются по зонам, не как в Москве), проехать пару станций оказалось не дешево (сейчас точно не помню, сколько именно, но, по-моему, 1,2 Евро). Войдя в подземку, с удивлением обнаружили, что на входе нет турникетов и нет контролеров, правда, слышал, что за безбилетный проезд большой штраф. Облик венской подземки не впечатлил вовсе, ничего примечательного:
Вышли в город, решили прогуляться по пешеходной улице, зашли в туалет в Макдональдс — вход платный 0,5 Евро. Пешеходная улица полна людей всех мастей, очень много арабов, женщин в хиджабах, что создает откровенно неприятную атмосферу, негры, бродяги, уличные музыканты (что очень приятно), китайцы, европейские туристы и т.д.
Китайцы — это, вообще, отдельная история. Туристов из Поднебесной так много в Европе, как русских в Египте, и притом они постоянно в движении, просыпаются рано утром и сразу же на экскурсии, прогулки. Постоянно все фотографируют, как сумасшедшие, каждую мелочь, фоткают еду в кафе (как говорят врачи, у японцев даже появился новый комплекс — они не могут съесть еду, пока ее не сфотографируют — бедняжки, так их жалко :)). Очень много китайской молодежи, студентов, ну и старичков, конечно же. Разумеется, они молодцы, они активно путешествуют, повышают свой уровень общего развития, ведут себя порядочно, но что-то их слишком много, даже на местное население и достопримечательности посмотреть не получается — везде кишат толпы китайцев.
После пешеходной улицы решили немного проехать на трамвае, билеты, правда, не брали, приехали к другой части исторического центра, где проходил какой-то праздник — всюду продавали пиво различных сортов, еду, приготовленную на месте — все очень красиво, вкусно, разнообразно и нет дикой толпы народа, спокойно можно купить все, что хочешь, и спокойно покушать.
Разнообразие блюд (мясные, рыбные, сладости, копчености, индийская, вьетнамская и т.д. кухни, пиво, коктейли, лимонады) несомненно радует, не как у нас на всех праздниках — шашлык и шаурма.
Далее просто пешая прогулка по центру, визуальный осмотр достопримечательностей. Понимаю, что в Вену еще раз обязательно вернемся, уже целенаправленно, составив план и маршрут.
Приятно сфотографироваться у памятника с детства любимому композитору-гению:
А также можно узнать свой вес за монетку в 20 центов:
За отпуск не поправился — отлично! И есть к чему стремиться.
Сделав заключительные фотографии, доехали на трамвае до машины и выдвинулись в сторону Чехии.
Кратко резюмирую:
Глава 7. БРНО.
Несмотря на то, что наша поездка длилась еще чуть более 10 дней, немного тянуло на Родину. Насытились впечатлениями, дорога назад казалась быстрее и короче, основные пункты путешествия были позади, и планируемые остановки были в основном для отдыха, ну и, конечно же, для прогулок по новым городам — не хотелось терять бесцельно и так малое время, отведенное на отпуск.
Где-то после 16 часов выдвинулись в сторону Чехии — с ночевкой в Брно. Не думали мы, что дорога окажется столь тяжелой. На двухполосной трассе мы словили нереально затяжную пробку, авария, в которой потеряли очень много времени, думали, что случилась крупная, или еще что-то серьезное — как выяснилось, на одном из участков сняли асфальт, и все машины очень медленно и осторожно проезжали этот участок, где русские даже и скорость бы особенно не сбавили бы :).
Поздно вечером прибыли в Брно, нашли отель, находившийся не очень далеко от центра, представлявший из себя подобие совкового пансионата. Выйдя из машины, вдохнул полной грудью чистый ночной воздух, но тут же почувствовал какой-то неприятный сладковатый привкус (если так можно выразиться) воздуха и тут же почувствовалось обострение аллергии — дышать стала очень тяжело, пришлось воспользоваться противоастматическими препаратами, да и у супруги на утро неприятные ощущения в горле появились. Признаться, это сильно испортило настроение, и непонятна причина — может, рядом какое-то предприятие располагалось, выяснять мы так и не стали. В отеле нас встретил очень приветливый рецепционист, хорошо говоривший по -русски, номер был на 4-м этаже с видом на двор. Выпив перед сном вина, съели хорватский арбуз, легли спать. На следующий день поехали в центр города.
Герб города Брно (год основания 1243).
Второй по величине город Чехии с населением около 400 тыс. человек, является промышленным, образовательным и культурным центром Чехии. Город, как я понимаю, интересен прежде всего для самих жителей страны, с точки зрения туриста — не обладает достаточным набором достопримечательностей, чтобы его рекомендовать для посещения. На мой взгляд, достаточно будет посвятить несколько часов этому городу и отправиться дальше.
Ключевой достопримечательностью является возвышающийся над городом собор Святых Петра и Павла. Здесь можно посетить смотровую площадку с которой открывается вид на город.
В центре очень много кафе и, конечно же, пивных, но нам, к сожалению, так и не довелось попить хваленого чешского пива, нужно было ехать, а за рулем — нельзя. Было большое желание покушать в каком-нибудь ресторанчике нетуристическом, но в Брно мы таких не увидели, решили, что по дороге заедем в какой-нибудь городок и там покушаем.
По пути в Варшаву заехали в город Острава — но, к сожалению, это оказался промышленный рабочий городок, где в центре мы увидели одну дешевую пивнуху для работяг, а на вопрос к полицейским, где можно пообедать, получили — езжайте отсюда, ничего здесь нет. Следом была Польша, где мы вынужденно пообедали на АЗС, дорого и не от души.
Глава 8. Варшава
Варшава — столица Польши, год основания 1300, население около 1,8 млн. чел. Герб города:
Следующей желанной остановкой была Варшава. Очень давно я хотел побывать в этом городе, хотя, по многочисленным отзывам, делать там нечего и смотреть не на что, решил увидеть все своими глазами. И еще в планах было попасть в магазины распродаж и на знаменитый оптовый рынок в 18 км от Варшавы. Рынок, к сожалению, мы проезжали уже около 18 часов, и все было уже закрыто, оставалась надежда на следующий день посетить дисконт центр.
Часам к 19 мы прибыли в гостиницу, располагавшуюся рядом с аэропортом, в некотором удалении от центра, но нас это не смущало, поскольку мы на автомобиле. Парковка у гостиницы оказалось платной, но выбора не было, вокруг тоже все улицы с платной парковкой или знаками «остановка запрещена». Отель был отличный, номер современный, уютный и чистый. Немного отдохнув, решили пойти в ресторан, который выбрали в каталоге (In your pocket) и, к счастью, не ошиблись — нам очень понравилось, помимо прекрасной кухни, еще показывали польские народные танцы, обслуживал приветливый персонал, и, несмотря на то, что он был явно туристическим, на качестве блюд и обслуживания это не сильно отразилось.
Рулька (без гарнира, еще очень рекомендовали взять картошку, но хорошо, что я отказался — и так еле съел).
А это просто блинчик с мясом:
Сытые и довольные отправились в гостиницу. Так как мне довелось попить пивка, то за рулем была жена, надо сказать, в Варшаве водить достаточно просто и приятно — улицы широкие, движение интуитивно понятное, водители вежливые.
Наутро, рассчитавшись за отель, поехали гулять в Старый город, нашли место, где можно паркануться бесплатно, покушали в ресторанчике на пешеходной улице — очень понравилось приветливое и участливое отношение персонала к нам, остались довольны. Пока мы обедали, мимо кафе, прямо по пешеходной улице проехала огромная колонна байкеров на Харлеях, видимо, какой-то клуб любителей Харлей Девидсон, все сытые, холёные и довольные собой.
Старый город (или Stare Miasto)во многом похож на исторические центры других европейских городов, особого восхищения не вызывает, но и назвать его скучным и неинтересным я бы не решился. Центр Старого города представляют Рыночная и Замковая площади с колонной короля Сигизмунда, здесь много туристов, молодежи и просто прогуливающихся людей.
Проходя мимо, увидели в одном из костелов обряд венчания:
Ну и, конечно, не обошлось без злободневной и по сей день темы России—Украины в виде некого фрика, украшенного искусственными цветами, медленно раскачивающегося в такт музыки и с крамольной надписью, подкрепленной фотографиями этого товарища голым в снегу.
А также откровенно «порадовали» антироссийские агитплакаты с надписью Achtung Russia и с изображением Путина с костями, расклеенные на улицах Варшавы:
Комментарии здесь излишни, и так всем все понятно… но, честно, жаль… любая вражда государств очень негативно сказывается на туризме.
После прогулки по центру решено было все-таки посетить дисконт центр. Узнав адрес, мы поехали на другой конец Варшавы и с удивлением обнаружили, что это один-в-один Outlet Village, как в Котельниках (рядом с Москвой), и, признаться, по ценам и ассортименту был также не интересен, поэтому долго здесь не задержались. Предстояла долгая дорога домой, мы старались беречь силы, но это не очень получалось.
Задолго после обеда выдвинулись в сторону границы. По дороге, сильно проголодавшись, увидели кафе в стиле морской таверны, вид был красивый, можно подумать, что это недешевое заведение, и у входа на большой парковке стояла только одна машина, мы все же решили попробовать. Дизайн у кафе был шикарный — все в морском стиле — и, что немаловажно, сделан с толком и с любовью — это чувствовалось.
Официантка (она же, возможно, и хозяйка) совсем не понимала и не говорила по-русски, меню было на польском, в итоге кое-как объяснились. Я заказал «галонку», на вопрос «что это?» она лишь сказала: «Ну галонка — это… галонка» и все. Когда принесли, это оказалась рулька с гарниром — очень вкусно и питательно. А перед этим принесли комплимент от кафе — селедку (все-таки морской, рыбный ресторанчик), политую шоколадным сиропом. Супруга отказалась от такого гостинца, а я с удовольствием съел 2 порции — очень интересное сочетание, стоит взять на заметку, а в конце еще комплимент — по рюмочке вишневой наливки — потрясающе вкусная, хоть я и был за рулем, все же выпил.
И снова в дорогу. К вечеру добрались до границы, очередь вроде бы не очень большая, но стояли достаточно долго. Уже накатывал сон, томительное ожидание в медленно движущейся очереди уже действовало на нервы. Пройдя паспортный и таможенный контроль Польши, опять попали в очередь уже в 4 ряда, из которых по очереди запускали машины для проезда по мосту на белорусскую границу. Мы стояли во втором слева, очередь двигалась еле-еле, я поменялся с женой местами и немного задремал. Виден был «горизонт», скоро должны были пропустить и нас, девушка-пограничник по несколько машин из каждого ряда пропускала, делая жесты рукой. Я предупредил супругу, чтобы она не упустила момент и не стормозила, когда начнут пропускать машины из нашего ряда…. И, видимо, зря я это сказал… она так сосредоточилась на том, чтобы успеть, что не увидела жеста пограничницы «стоп», и мы проехали дальше на мост. Честно сказать, я жест ее сквозь сон видел, но подумал, что, может, и прокатит — одной машиной больше — одной меньше… Но мы не в России… Доехали до середины моста — вышел пограничник, который скомандовал срочно разворачиваться. Я пересел за руль и поехал обратно, перед окончанием моста перед нами из-под земли вылезли шипы, я понял, что мы влипли и конкретно. Подошла пограничница, строго приказала заехать в отстойник, забрала доки и сказала ждать. На вопрос, что будет дальше, сказала — штраф, спросил сколько — сказала на усмотрение начальника. Томительные минуты ожидания, в воображении уже представлялась процедура допроса, тотального досмотра машины и, конечно же, наказание «рублем», точнее «злотым». Простояли мы минут 20-30, у нас несколько раз брали документы, то одни, то другие. Наконец, сказали, что идем к начальнику, причем только жена — я сказал, что я по-любому пойду с ней, хорошо, что они не возражали. Пройдя темные коридоры, оказались в кабинете начальника. Почему-то сразу, увидя его, почувствовал облегчение, показалось, что он хороший человек и не будет строг к нам. Так и вышло, он слегка пожурил жену, мы же в ответ объясняли, что она плохо видит (она была в очках) и в темноте не увидела жеста пограничницы (и это было правдой), спросил, откуда мы едем — ответили, что из Хорватии. Пообщались немного про отдых, он составил какую-то бумагу в компе в Ворде, сказал, что это предупреждение и даже не дал ничего на подпись. И еще он выдал пластиковый жезл со светоотражающими полосками пограничнице (видимо, ей тоже втык был, что рукой тормозила машины ночью). Мы попрощались, поулыбались друг другу, уже и пограничница стала доброй, пожалела нас, что мы потеряли столько лишнего времени — в общем, все обошлось как нельзя лучше. С огромным облегчением — на белорусскую таможню, прошли достаточно быстро, и долгая прямая дорога привела нас обратно домой уставших, довольных и счастливых.
Краткие итоги общей поездки: