|
Идея
То, что сидеть дома на новогодние праздники — это зло, мы с женой знали. Поэтому задолго до праздников начали строить планы, куда податься. Поначалу решили ехать в Австрию, кататься на горных лыжах. Мы это дело с некоторых пор полюбили, будучи еще на Алтае, где ездили пару раз в Шерегеш и на Семинский. Потом подвернулись приятели, которые тоже собрались ехать в Австрию. Но эта наша идея продвигалась в реальность как-то не шатко не валко. Все ограничилось просмотров отелей и лыжных курортов. В тот момент на нас накатили определенные семейные проблемы, поэтому поездку мы отложили в долгий ящик, оповестили приятелей, что никуда не едем.
Через какое-то время другой наш приятель с Питера позвал нас на НГ в Финляндию. Эта идея нас тоже поначалу заразила. Тем более бюджет поездки обещал быть в разы меньше, чем в Австрии. Но и от этой идеи, в конечном итоге, из-за тех же семейных проблем было решено отказаться.
Третья идея возникла с другими нашими московскими друзьями — поехать в Минск. Вроде как город достаточно красивый и все совсем дешево. На этой идее мы и остановились. Но вот вдруг где-то в середине декабря, когда наши друзья уже фактически забронировали отель в Минске, как гром среди ясного неба, на нас упала четвертая идея — поехать в Прагу. Пока мы обмозговывали этот вариант, оказалось, что билеты туда в праздники на самолет очень дорогие, а на поезд уже нет совсем. Остался вариант, о котором я давно втайне мечтал, — ехать на машине. Эта идея как-то в наших головах так стройно выстроилась, что мы поняли «надо». Пришлось сообщать друзьям о наших измененных планах, из-за чего их планы также были сломаны и они, в итоге, все праздники просидели дома. В качестве определенной компенсации я пообещал привезти им магнитиков и пива :).
Поездку мы запланировали со второго по десято января. Сам НГ решили все-таки встретить с друзьями, да и ехать 31-го вечером (это ж рабочий день) или 1-го утром как-то не хотелось. По планам было второго проехать РФ и Белоруссию, в ночь пройти границу и на польской стороне заселиться в мотель. Третьего заехать в Варшаву и через Вроцлав к вечеру добраться до Праги. Дальше пять дней можно было тратить на все что угодно, но в течение этого времени мы решили, что съездим еще в Карловы Вары и, возможно, в Чешский Крумлов. Вот, собственно, и все планы.
Виза
Первым делом я выяснил, что для поездки на машине достаточно родных российских прав и не надо никаких международных (которые мне, чтобы сделать, надо ехать в Барнаул). В том числе и для получения визы. После этой информации мы все и завертели. Я очень быстро забронировал отель в Праге. Искал по трем критериям: дешево, со стоянкой для машины, недалеко от центра. По таким критериям я нашел отель «Vitkov». Стоимость отеля на шесть ночей составляла всего 165 евро при условии перевода всей суммы сразу. Т.к. мы уже четко определились с поездкой, я так и сделал. Использовал для этого свою рублевую пластиковую карту «VISA» от «ВТБ-24».
Далее я оформил страховки на себя и жену, а также грин-карту на машину. Собрал другие необходимые документы и пришел в Чешский визовый центр. Удивило, что перед входом все стояли в очереди, а как только двери открыли, все ломанулись кто как. Внутри же все цивильно, по номерам ждешь своей очереди на электронном табло. Окон достаточно много и все проходит быстро.
Но в первый раз меня благополучно завернули, сказав, что распечатки брони отеля с сайта booking.com совсем недостаточно, нужно подтверждение от отеля по факсу.
Я с работы написал по электронке на своем ломаном английском данную просьбу в отель и достаточно быстро получил от них факс. Довольный снова поехал в Визовый центр. Где меня снова завернули, сказав, что мне то визу дадут, а вот жене нет, т.к. в броне не указаны ее ФИО. Причем в документах на машину (которые тоже нужно подавать на визу жены) ее тоже нет, но это, оказывается, неважно. И даже то, что в броне указаны мои ФИО и double-room — это никого не волнует, нужны именно ФИО моей жены.
Пришлось снова писать с работы письмо. Мне не ответили. Я еще раз послал письмо, мне снова не ответили. А время-то поджимает. Я зачем-то, недолго думая, взял да оформил на свою жену еще одну бронь в этом же отеле, но без оплаты. Снова написал письмо. Снова нет ответа. Я взял да позвонил туда и на своем ломаном английском спросил, «какого фига?» и «доколе?». Мне ответили, что сегодня никого тут нет, а завтра будут.
Назавтра мне ответили, что по броне, которую я сделал на жену, они прислать факс не могут, т.к. бронь не оплачена, а если я настаиваю, то они спишут с меня предварительно денег. Меня это не устраивало, и я попросил все-таки в мою бронь вписать свою жену и выслать факс с подтверждением. В итоге они все-таки мне его выслали. Как назло, наш факс на работе затупил и распечатал вместо подписи большое черное пятно. Я снова написал письмо в отель с просьбой прислать еще раз факс. Они, видимо, там поматерились, но все-таки выслали снова. И снова факс распечатал большое черное пятно. Я понял, что если еще раз попросить их выслать факс, то они решат, что я над ними издеваюсь. Поэтому подумал, что этого будет достаточно и с этим факсом с большим черным пятном вместо подписи отеля я снова поехал в Визовый центр. Там, конечно, поцокали языком, но все-таки приняли все документы, я заплатил визовый сбор, который составляет консульский сбор 35 евро + 1 000 руб. с человека. Итого, где-то 5 000 руб. я отдал за визы. К этому времени я уже заплатил за грин-карту 1400 руб., за две страховки 900 руб., и отелю что-то в районе 7 000 руб. (165 евро).
Итого, мои расходы к этому времени составили уже где-то 15 000 руб.
Пока я разбирался с визами, я списался с приятелем из Питера, который нас звал в Финляндию. Оказалось, что он тоже был бы не против скататься в Прагу. Когда он удостоверился, что это наша конечная идея и мы от нее уже не откажемся, как в прошлый раз, он побежал в финское консульство оформлять себе шенгенскую визу. Там ему обещали выдать ее только 31-го января. Т.е. очень вовремя мы с ним списались. От него же поступила идея заехать в Вену. Мы к этому поначалу отнеслись не очень, т.к. времени и так в обрез, но потом решили смотреть на месте.
Визы нам сделали очень оперативно, меньше, чем за неделю. Но выяснилось небольшое попадалово. Визы дали с 3-го по 24 января включительно — это хорошо. Дали одноразовые — это по барабану. Но время нахождения в еврозоне всего семь дней. Это самый притык. Т.е. третьего мы заезжаем, а девятого, кровь из носу, должны выехать. Форс-мажор исключается. Ну да ладно. Единственное, на что это нас сподвигло — это корректировка планов таким образом, чтобы в ночь с восьмого на девятое ночевать не в Праге, а где-нибудь поближе к границе, чтобы девятого спокойно без нервотрепки ее пройти. Это совпало с идеей посетить Вену. И мы решили, что восьмого утром выдвинемся из Праги в Вену, а в ночь уже двинем из Вены в сторону границы и по дороге найдем мотель. Тут же возникла идея посетить по дороге Краков.
Проблемы
Тут еще вдруг в один прекрасный декабрьский день мне позвонил друг, с которым мы собирались ехать в Минск и которого я так обломал, и заявил: «А ты знаешь, что в Польше и Чехии нельзя ездить на шипах?». Вот так у меня появился еще один головняк. Были несколько вариантов решения этой проблемы. Можно было купить б/у резину, но куда ее потом девать, да и стоит она все равно определенных денег, да и нет в б/у никакой уверенности. На форуме мне посоветовали провести дешиповку своей резины. Я, было, уже даже решил так и сделать, но потом все-таки отказался. На форуме же мне подсказали форум «Хонда фит», где, по слухам, на их машинах стояли такие же диски и размер резины, что и на моей. Я пошел на этот форум попытать счастья, вдруг найдется добрый человек, кто согласится поменяться полностью колесами на время моей поездки, дабы сэкономить на шиномонтажке и не покупать себе резину. В итоге, удивительно, но нашелся такой человек — Виталий, обладатель Honda Jazz. Без проблем он согласился обменяться колесами. Головняк был решен. Спасибо ему огромное! Без его помощи просто не знаю, что бы я делал.
Финансы
15 000 руб. мы уже потратили. По моему расчету мы должны были потратить еще в районе 35 000 руб. на бензин, на еду, на стоянки, на платные дороги, на покупки, на разное. Платить мы планировали, как я уже писал, в основном пластиковой картой. Но на всякий случай я разделил финансы таким образом: 20 000 наличкой в российских рублях (чтобы их где-нибудь поменять на что-нибудь) и 20 000 в них же на карте. Плюс нз 10 000 на счету, которые можно было легко перебросить на карту в случае чего через телебанк. Плюс еще определенная сумма на счету на форс-мажор.
Начало поездки (02.01)
Часов в шесть утра я встретил приятеля на Ленинградском вокзале, и где-то в девятом часу мы выехали из города на запад. Предварительно я помыл машину, но, конечно же, буквально через пару километров вся она снова была покрыта толстым слоем грязи. Таковы дороги Москвы и Подмосковья, где сыпят эту химическую дрянь, из-за которой на дороге возникает жуткая грязь. Несмотря на обсыпку дороги, до Белоруссии мы насчитали как минимум четыре лихих гонщика, лежащих в кюветах.
В принципе, дорога была нормального качества, радар-детектор выполнял свое дело, и мы достаточно быстро двигались по направлению к Минску. Единственным огорчением было то, что омывайка довольно быстро закончилась, а я по наивности перед поездкой решил, что одного полного бачка хватит на всю поездку, поэтому дополнительные бутыли оставил дома. Пришлось в Белоруссии покупать новый.
Белоруссия
В Белоруссии я был очень рад знакам ограничения скорости «120».
В Минске мы были наверное часа в три. Т.к. в городе были впервые и нам про него много рассказывали, а на границу нам торопиться было не за чем (виза с третьего января), то мы пошли гулять. Центр города, в принципе, нам понравился, но ничего такого из ряда вон выходящего. А вот когда стемнело, включилась очень красивая подсветка.
В Минске, как раз впервые, заценил свою пластиковую карту за счет отсутствия необходимости менять рубли на местную валюту. А, надо сказать, в проезжаемых нами странах действовали по порядку: белорусский рубль, польская злотая, чешская крона, ну и иногда евро. Поэтому использование пластиковой карты было более чем оправданно. Правда, для покупки различного рода сувениров все-таки приходилось как-то выкручиваться, либо платить евро, если брали.
Говорят, в Белоруссии не берут взяток. Щаз, ага. На выезде из Минска меня тормознули единственный раз за всю поездку. А дело было так: выехали вроде бы из города, дорога хорошая, начал ускоряться. Наш приятель еще сказал, что город закончился. Тут запищал радар-детектор. Ну, я думаю, еду в пределах правил ниже 90, ан нет, тормозит меня доблестный работник местного ГИБДД и предъявляет превышение. Говорит, нужно платить штраф в размере одной их стандартной единицы. Что-то вроде наших 400 руб., что-ли. К сожалению, я не читал перед поездкой о нюансах ПДД Белоруссии и порядке оплаты штрафов. ИДПС попытался меня убедить, что если я сейчас не заплачу, он отправит меня разбираться к своему начальнику в Минск, при этом мы, конечно, потратим уйму времени. Мало того, он пытался меня убедить, что в Белоруссии, если меня дважды штрафуют, то высылают из страны. Это был явный признак вымогательства, т.е. намек — тебе протокол не нужен, иначе во второй раз тебя, типа, депортируют.
Понятно, что это полный гон. Но что делать? Их рублей у меня было, ну, просто афигенная сумма в больших красивых бумажных купюрах. Где-то аж 500-600 их рублей :). У того, кто в курсе, может возникнуть недоумение, почему я их просто не выбросил. Наши рубли ДПСник обозвал тугриками и брать поначалу отказался. Про его тугрики я смолчал, хотя он сам посмеялся, когда я их ему показал. Потом оказалось, что и наш%E: keep-alive Referer: http://www.inflorCелких нет, пришлось выдать этому кровопийце 10 евро и с паршивым настроением ехать дальше. Я, конечно, понимаю, нарушил, вину свою признавал, но все-таки мог бы меня и отпустить с предупреждением как гостя их столицы из далекого Алтайского края. Он же заявил, что якобы наши сотрудники ГИБДД белорусов на наших дорогах вообще мучают. Но мне то что. Я ненавижу, что своих, что чужих коррупционеров в форме ГИБДД. Правда, честных уважаю :). Я вообще стараюсь никогда не давать взятки, и это был второй случай в моей жизни, когда я отдал денег ИДПСу без протокола :(. В общем, до границы я пребывал в не лучших чувствах.
Граница
Поздно вечером мы приехали на границу, наивно полагая, что быстро ее пройдем. КПП все в снегу, дороги не чищены, кругом колея такая, что я ползал по ней брюхом. Очередь до шлагбаума вроде показалась небольшой, но почему-то многие русские разворачиваются и уезжают. Как я потом понял, они уезжали на другой КПП. Через какое-то время нас загнали через шлагбаум в такой загончик машин на 30, где мы тупо встали часа на два без всякого движения. Уже оттуда я увидел дальше очередь, уходящую за горизонт куда-то к границе.
Вообще у нас по плану было пройти границу в ночь и на польской стороне снять мотель, но эти планы были нарушены долгим прохождением границы.
В эти два часа стояния в загончике мы просто отрубились прямо в машине и, насколько это было возможно, подремали. Затем нас разбудил какой-то таможенник, который предупредил, что сейчас будет пора выдвигаться. И правда, очередь впереди заметно к тому времени продвинулась. Далее мы выехали на дорогу и еще какое-то время двигались вперед. Еще, наверное, через час мы наконец добрались до будок таможни, где, собственно, началась проверка документов и досмотр. Всем этим занимался один-единственный таможенник, что, понятно, занимало продолжительное количество времени. Я реально не понимал, зачем здесь понастроили кучу будок, если было бы достаточно всего одной. В общем, часов за пять мы прошли белорусскую таможню. Пересекли Буг. Поляки нас досматривали и проверяли еще где-то час. Таможенник первым делом заставил меня вывернуть колеса, дабы убедиться в отсутствии шипов.
В итоге мы к утру благополучно въехали в Евросоюз.
Польша (03.01)
Польша нас встретила аккуратными и узкими дорогами с кучей населенных пунктов, где ограничение ночью 60, а днем 50. Проехать мы смогли недалеко, т.к. в сон тянуло неслабо. Поэтому мы съехали с дороги у заправки и отрубились, снова сидя прямо в машине. Проснувшись часам к девяти, двинули по направлению к Варшаве.
Несмотря на то, что до нее было не так далеко, ехали мы долго. Я очень боялся нарушать, радар-детектор убрал от греха подальше, в итоге ехал по местным меркам медленно, т.к. меня все обгоняли. Это на обратном пути я уже понял, как надо ездить по Польше. За населенным пунктом можно превышать в разумных пределах, в населенных пунктах можно превышать не более 10 км в час, а там, где висит знак фотоаппарата, лучше вообще не превышать :)ю Для меня также было дико видеть, как польские и белорусские водители обгоняют через сплошную с выездом на встречку. Таких случаев было достаточно много. Полицию на дорогах мы почти не видели. Сильный контраст с Белоруссией и Россией, где полно засад и КПП.
В Варшаву мы приехали часов в 12. Варшава запомнилась отсутствием бесплатных парковок. В принципе, мы готовы были и заплатить, но у нас не было мелочи, да и на польский язык, на котором был написан принцип пользования парковочными автоматами, мы не знали.
В итоге, где-то во дворах нашли место и оставили там машину. Сам город нам не сильно понравился. Может быть, потому что мы не знали, куда идти и что смотреть. Вроде бы нашли исторический центр, но какой-то он оказался маленьким. В общем, за неимением чего посмотреть и ограничением по времени, мы поехали дальше.
Автобанов в Польше почти не было, а я все еще строго придерживался ПДД, да и в деревнях ограничение днем стало совсем невыносимым — 50. В общем, ехали мы долго. На нашем пути был город Вроцлав. Не доезжая до него, встали в огромную пробку. Что там было, я не знаю, но наш приятель, по совместительству штурман, быстро перепроложил в навигаторе маршрут, и мы по каким-то узким заснеженным лесным дорогам поехали искать объезд. Самое интересное, никто из поляков никуда не поехал, а тупо стоял в этой длиннющей пробке. В общем, поначалу было жутковато ехать по такой дороге, но затем мы выехали на более оживленную, но от того более раздолбаннную и совершенно нечищенную дорогу.
Так мы познали настоящие польские дороги :). В итоге, снова выехали на основную магистраль, где увидели местного полицейского, заворачивающего всех встречных. Видимо, произошло что-то серьезное, и мы это благополучно объехали.
Проехали Вроцлав уже затемно и, к сожалению, почти в полной темноте добрались до границы с Чехией. Граница эта находится в горах, но мы не оценили всей ее красоты. И на обратном пути, к сожалению, тоже. Ну да ладно.
В Чехии перед самой Прагой наконец-то появился отличный автобан. Наш приятель заявил, что здесь надо купить виньетку. На заправке, с горем пополам объяснившись с продавцами, купили какую-то наклейку и погнали 150 по спидометру и 135 по навигатору (фактически максимум, на что способен мой автомобиль) при ограничении в 130. Больше, в принципе, и не надо.
И вот она, Прага — цель нашего путешествия!
Наш приятель снял отель еще дешевле нашего и еще ближе к центру. Без проблем по навигатору нашли и его отель и свой. Поставили машину в подземный гараж отеля и уснули без задних ног.
Прага (04.01)
Отель, кстати, три звезды, но мы остались им очень довольны. Все-таки не оправдались опасения наших друзей, которые скептически относились к цене номера. Встали, позавтракали и побежали смотреть достопримечательности города.
Первый день начался с того, что наш приятель начал нас тормозить. Когда мы пешком добрались к его отелю, он только проснулся и пошел завтракать. Хорошо, договорились встретиться у телевышки.
Мы прошли вокруг нее пару кварталов и за неимением интересных мест я написал приятелю смс-ку, что мы двинемся на Староместскую площадь, если он в течение нескольких минут не появится. Затем набрал его номер, а он отключен. Ну, совсем хорошо. Еще немного постояли и все-таки решили идти без него.
Когда мы почти добрались до нужной нам площади, он нам написал, что не знает, где находится Староместская площадь. И вот тут мы попали в сложную ситуацию. Выходило, что в этот день мы будем гулять по отдельности. Еще и потратили денег на кучу смс-ок друг другу и один звонок. У меня вообще почему-то списалось рублей 400 («Билайн»), хотя у приятеля списалось не так много («МТС»).
Пока суть да дело, пошли мы менять наши рубли на чешские кроны, все-таки в Праге наличка нужна как ни крути. Предупрежденный статьями в интернете, я искал более-менее выгодный курс без комиссий. Какой-то мужик предлагал нам свои услуги, но мы побоялись. В итоге поменяли, конечно, не по лучшему, но по терпимому курсу пару наших тыс. деревянных. И вот уже обед, а мы еще не были ни в одном чешском баре и не пробовали местного пива! Тут приятель объявился и написал, что видит Карлов мост. Договорились встретиться на нем ровно в 13:00, т.е. где-то минут через 40.
Где-то к 13:30 нам уже надоело ходить взад вперед по мосту с одного конца на другой. Я написал смс-ку «ты даже не финн, ты эстонец» :) и уже было хотел идти дальше, но, наконец, наш приятель объявился. Почти сразу мы двинули в местный бар. Ох, пиво, конечно, было обалденным. Особо мне понравилось черное, причем любой марки. Так мы провели весь оставшийся день: осматривали основные исторические места и пили пиво в барах. Так мы посмотрели Собор Святого Витта, вернулись снова на Староместскую площадь и добрались до Вацлавской площади. Потом снова вернулись на Староместскую, где залезли на одну из башен над площадью.
Кроме того, постарались понять принцип пользования городским транспортом, а именно, метро и трамваем. Трамваи, надо сказать, очень хороший вид транспорта в Праге, на нем мы потом, в основном, и ездили, правда, поначалу бесплатно на свой страх и риск, т.к. не знали, как купить эти билеты.
Прага (05.01)
На следующий день поехали на машине в самый центр и по узким улочкам с помощью навигатора выехали прямиков на Староместскую площадь. Похоже было, что эта площадь пешеходная и на машинах там ездить нельзя, потому что местные на нас показывали пальцем и посмеивались. Недалеко стояла полицейская машина. Это мне не помешало выйти и зафотать сей исторический момент. Никто, думаю, не обиделся за такую нашу небольшую шалость.
Были на местной Эйфелевой башне, откуда открывается афигенный панорамный вид города.
Ближе к вечеру съездили в загородные супермаркеты, где я впервые затарился пивом, которое собирался провезти обратно в Россию. Затем поставили машину и снова пошли шариться по ночному городу и пить пиво.
Попробовали в одном из баров знаменитое вепрево колено. Зная, что оно должно быть большое и его с лихвой хватит на всех троих, я все-таки уточнил у бармена его размеры, показав руками размер и сказав вопросительное: «Оно оо?». На что бармен развел руки еще больше и изрек: «Ооо». Все вместе посмеялись :). Потом принесли что-то наподобие вертела с этим коленом. Кое-как его втроем съели, хотя, на самом деле оно все-таки было не таким уж большим, просто сытным.
Поездка в Карловы Вары (06.01)
Поехали через северные районы Чехии. В районе города Теплице, дабы срезать, (да и навигатор так повел) снова выехали на какие-то проселочные дороги. Едем, дорога узкая на одну машину, пустынная. Вдруг встречаем машину, съехавшую в кювет. Мы же не можем проехать мимо человека, попавшего в беду. Вышли, жестами объяснились, что будем помогать. Прицепили мой трос, попробовали дернуть — не вышло. Ну у меня ведь есть и лопата. Дал ее чеху, он подкопал, мы снова дернули и вытащили. Он был рад и, видимо, сказал нам спасибо :).
Едем дальше, обсуждаем и вдруг снова в кювете стоит очередная машина. Мы в легком шоке от езды чехов снова выходим и снова показываем на пальцах, что будем помогать. Но в этот раз вышел облом. Моя машина вообще для такого не предназначена, так-то. Вес — всего 1 тонна, двигатель — 1,5, а тут «Пежо» фиг знает сколько весит (хотя вроде с виду небольшая). В общем, я ее даже сдвинуть не смог. Снова отдал чеху лопату, которой сам по назначению никогда не пользовался. Но никакими усилиями мы не смогли тронуть с места этот автомобиль. Промучились минут 20, пока навстречу не подъехал «Аутбэк». Смекнув, что этот автомобиль помощнее, да и 4wd, мы передали бразды правления ему. Тем более водители между собой хоть могли объясняться. Прицепили, дернули, толкнули — ни в какую. Я не знаю, что там было за «Пежо», но с места мы ее снова не сдвинули. Тут сзади подъехал Mitsubishi Pajero Sport — еще более серьезная машина. На дороге стало совсем тесно, и мы решили все-таки покинуть чехов и поехать по своим делам, т.к. от нас большой помощи все равно не выходило. Вот такие у нас случились приключения.
Доехали до Карловых Вар, и тут пошел дождь. Мы, конечно, погуляли по городу. Город, к слову, очень красивый, в горах. Залезли пешком на вершины около него, фуникулер уже не ходил. Сверху понаблюдали отличные виды, правда, уже к тому времени стемнело.
Закупились сувенирами, попили местной лечебной воды и решили собираться обратно. Тем более дождь не прекращался и холод серьезно подмораживал дорогу, покрытую булыжниками. Я предчувствовал, что будет непросто отсюда уехать. Так оно и вышло. Вернуться в гору, как мы приехали, я не смог. Слишком серьезный и заледенелый был подъем. Другой вариант нам подсказал кто-то из русских. Вообще в Карловых Варах русских, ну, просто немеряно. Где-то слышал анекдот: «Путин говорит президенту Чехии: не размещайте под Брно ракеты ПРО, иначе мы его разбомбим. А президент Чехии отвечает: А мы... А мы… А мы в ответ разбомбим ваши Карловы Вары».
В общем, подсказали нам другой путь, и мы с горем пополам все-таки выехали из города. Дальше хуже, дорога вся во льду, стекло на ходу быстро покрывается тонким слоем льда, и ничего нельзя поделать, только останавливаться и соскабливать скребком. На небольших спусках пробуешь давить тормоз, сразу срабатывает АБС и нифига не тормозится. В общем, как можно более осторожно, мы ехали обратно в Прагу. По дороге остановились в деревеньке Крушовице. Зашли в бар попробовать местного пива «Крушовице». Я, правда, пил «Спрайт». Пока сидели, по телевизору на чешском передавали сводки с дорог. Видно было, что произошла куча аварий. В это время за окном навстречу нашему движению пронеслась скорая с включенной мигалкой и сиреной. Это все не добавило нам оптимизма. Но делать нечего, поехали дальше.
Ближе к Праге на автобане с отбойником по нашей стороне вдруг появилась встречка. Не успели удивиться, как впереди все встало. Недолго думая, мы также развернулись и до первого поворота ехали по встречке. Далее наш штурман снова перепроложил дорогу, и мы поехали дальше. Вообще, в Европе, конечно, не как у нас, особенно в Сибири, где есть всего одна дорога. Там у них сеть до того разветвленная, что в любой момент можно найти объезд. А нам пришлось еще раз его искать, когда впереди на небольшом подъеме мы вдруг увидели машины на аварийке и одна из них просто скатывалась по льду в нашу сторону. Решили не испытывать судьбу и поехали по третьей дороге. И в итоге благополучно добрались до гаража отеля. Конец вечера прошел стандартно: гуляли и пили пиво в барах.
Прага (07.01)
С утра пошли в местный супермаркет за различного рода покупками. В основном за одеждой. Накупили себе вещей с умыслом вернуть по приезду tax free.
Затем весь день снова гуляли по городу. В основном в районе Вышеграда. Ну и, конечно же, ходили по барам.
Затем я отправил жену в номер отдыхать, а сами пошли снова в район Пражского града, Карлова моста, Староместской и Вацлавской площадей.
В поисках баров приятель вдруг заметил, что из обычного подъезда выходят люди. Мы заглянули туда, а там еще за одной дверью местный бар. Это было что-то! Мы такого не видели! Реально местная пивнушка. Все битком забито народом, кругом дым от сигарет, все че-то орут (так общаются), кругом шум, гам, все сидят, где попало. Поначалу было желание попробовать окунуться в местную жизнь, но потом решили все-таки поискать место поприличнее, для туристов :). Но бар нам запомнился.
Потом на Староместской площади нам стали то тут, то там предлагать сходить в стриптиз-кабаре в районе Вацлавской площади, обещая там, типа, продолжение в нумерах. Но мы отказались. А еще моему приятелю надо было обязательно найти танцующий дом. Вот мы его еще искали. Еще нам негры какие-то дважды предлагали smoke. Но мы также это предложение проигнорировали. Так в конце концов и разъехались по своим отелям.
Отъезд (08.01)
На сегодня у нас в планах была Вена, а также в ночь нам было необходимо проехать как можно ближе к границе. Пока снова ждали приятеля, забежали в супермаркет докупиться пивом и бехеревкой.
Автобаны в Австрии оказались самые лучшие. Виньетку нигде не покупали, хотя вроде бы было надо.
В центре Вены нашли подземную парковку. Прочитали стоимость — 1,6 евро в час. У нас были тока карты. Карты аппарат принимал, при этом нагло заглатывая ее и затем выплевывая, что на въезде, что на выезде. Сколько в итоге сняли денег — я так и не понял, но показалось, что немало. На третьем уровне сверху вниз нашли свободное место, поставили машину и на лифте поднялись наверх. О том, что внизу шесть уровней стоянки для автомобилей говорила только лифтовая будка. Я даже не мог понять, откуда мы туда заехали.
Про Вену мы ничего не читали, также как и про Варшаву. Знали только по рассказам, что это очень красивый город. Поэтому тупо гуляли там, куда глаза глядят. Вена сразу показалась нам дорогим городом, в отличие от Праги. Например, стандартный магнитик в Праге стоил на наши деньги рублей 80-100, в Вене такой стоил 4 евро. Также и все остальное.
Русских в Вене мы опознавали моментально :).
А собственно, шел дождик, и во многих местах вообще была зелень. И это в январе!
Вообще описывать в Вене особо нечего, т.к. времени на нее было очень мало. Съездили туда в основном для галочки, чисто из интереса, да и просто не могли не съездить, раз находились совсем рядом.
Зашли в супермаркет и купили немецкого пива. «Францискайнер», «Эрингер», «Клаустхалер», «Гёсер» присоединились к «Козелу», «Крушовице», «Златопрамену», «Старопрамену». Потом в Москве с другом все это распробовали, очень понравилось, хоть и бутылочное. Пытался купить такое же в Москве. Причем с наклейками «Imported». Полный отстой. Был сильно зол на наших поставщиков. Кругом обман. Только настоящее чешское и немецкое пиво может быть таким афигенным — это я понял после поездки.
Вечером выехали по направлению на Брно и далее на Краков. В Чехии, в принципе, автобанов тоже оказалось немало, в связи с чем я сделал для себя вывод, что все-таки от границы в Прагу лучше ехать не через Варшаву и Польшу, а через Краков и Чехию.
Снова проехали границу Чехии и Польши. Остановились перед знаками, изображающими основные ПДД на территории страны, в которую мы въезжаем. И тут случилось самое интересное. Дальше нас остановили люди в форме.
Я, как водится, начал вылезать из машины, на что, как в американских фильмах, получил недвусмысленное предостережение, что делать этого не надо. И вообще с меня еще на ломаном русском какое-то время пытались понять, зачем я начал вылазить. Далее вопросы, куда едем, зачем, откуда, что везем, сколько пива. Вот тут я подумал, что нам сейчас будет трындец, т.к. пиво я к тому времени еще не успел попрятать. Но, слава Богу, Польша разрешала ввоз пива 10 л на человека. У нас всяко было меньше 30 л, хотя, при желании, можно было попрятать в моей машине и столько. Просто и жена и приятель всячески меня отговаривали от безумной идеи прятать пиво в машине при переходе через границу. В итоге было куплено всего бутылок 20 пива, бутылка вина, три бутылки бехеревки, и у приятеля еще было немного и того и другого.
Посмотрев багажник, таможенник изрек: «В порядке», затем собрал наши документы (ВУ, как обычно, его особо не заинтересовало), посветили нам в лица фонариками и ушли в свою машину. Минут через 15 чуть ли не бегом подходит их главный. Причем это уже был третий раз, как он к нам подходил, и в этот раз он, наконец, догадался (и то не сразу), что руль у меня справа и подходить удобнее там же. И тут он заявляет с таким наездом: а почему это у вас нет в документах на машину ВИН, он обязан быть у всех! Оп-па, ну все, думаю, приехали. Говорю, в японских машинах его нет. Он не сразу понял, еще немного постоял, потупил и сказал свое коронное «в порядке». В общем, наверное, только через пол-часа нас отпустили. Вот так, а я думал у Польши с Чехией границ нет.
Ближе к ночи меня снова начало рубить в сон, и я впервые поменялся рулем с приятелем. Правда, он при этом при очередном повороте выехал на встречку, но быстро сдал назад и поехал, как надо. Немного не доезжая до Кракова, мы остановились в мотеле. Причем этот мотель даст фору любому отелю. Правда, и стоит он соответственно. По-моему на наши рублей так три тыс. с чем-то за ночь за один номер с тремя кроватями, плюс отдельно заказали на утро завтрак.
Краков, граница (09.01)
Наутро мы заехали в Краков. В интернете я читал, что после Праги Краков покажется убогим. Но это не оправдалось. Город мне очень понравился. Правда, и погода была отличной, ясной солнечной, да и на улице было какое-то праздничное настроение, что ли.
Уезжать не хотелось, но надо пересекать сегодня границу обязательно. А сколько там будет народу, не известно, но,надо полагать, не мало. В общем, еще немного закупились сувенирами и в обед выдвинулись к границе. Я все оценивал польские дороги, и, как уже писал, в этом месте они понравились мне больше, чем в районе Варшавы (в основном благодаря поддерживаемой скорости), хотя были временами вообще разбитые, напомнившие мне второстепенные дороги Алтайского края. Правда, все равно держать скорость в районе 100-120 вполне было возможно.
На границе мы встали затемно часов в шесть, приятель к тому времени решил либо в Бресте, либо еще где-нибудь в Белоруссии сесть на поезд до Питера, чтобы не ехать с нами в Москву и не делать крюк. Но на поезд в Бресте мы уже не успевали. Я немного нервничал, т.к. это был последний день, когда мы имели право находиться в Евросоюзе. На границе стояло куча русских (в основном московских) машин через одну с багажником на крыше, с лыжами или сноубордом, возвращавшихся из Австрии.
Поляки не торопились, как я понял из-за того, что как обычно и белорусы тоже не торопились, и на мосту через Буг к тому времени уже выстроилась длинная очередь. Где-то часа за два мы прошли поляков, но задержались оформить tax free. Причем это оформление до т
Знаменитая река Буг. Я специально выходил и всматривался в ее берега, ведь с этого места началась Великая Отечественная Война. К сожалению, я не заехал в Брестскую крепость, хотя так хотел. Но оба раза мы проезжали Брест в темноте. Но ничего, летом обязательно съезжу.
На белорусской стороне трое таможенников накинулись на меня с перекрестным допросом: что везете, где прячете и начали лазить по салону и багажнику с фонариками с твердой убежденностью, что сейчас что-то найдут. Подняли все коврики, чуть ли не простукивали дно, но я был уверен, что спрятанное пиво не найдут. Разве что не начнут разбирать пол, а для этого нужны основания. Все-таки пиво я спрятал не все, иначе это было бы подозрительно. Может быть поэтому они нам поверили и пропустили. Вообще идиотизм с запретом провоза пива свыше двух литров на человека я не понимаю и понять не могу.
Въехали в Белоруссию ночью. Приятель решил, что еще успевает сесть на поезд в Минске, поэтому мы не стали искать мотель и двинули туда. Ночью часа в три сгрузили приятеля на вокзале белорусской столицы, попрощались и поехали дальше. Снова решили забить на мотель, остановились у заправки, где уже стояло несколько русских машин, и уснули. Часа через два решили ехать дальше. На стоянке русских к тому времени заметно прибавилось.
Москва (10.01)
Дальше дорогу описывать особо нет смысла. ГИБДД Белоруссии и России меня ни разу не остановили, хотя засад было немало. Особенно в России. В Белоруссии все-таки по больше части ограничение 120 и ставить засады в таких местах особо смысла нет. Радар-детектор всегда вовремя все засады засекал. Кстати, дороги на обратном пути в Белоруссии мне не очень понравились. После чтения форумов я ожидал от них идеального качества. А оказались обычные среднестатические московские дороги. Конечно, неплохие, но временами попадались серьезные выбоины и ямки.
Московская область запомнилась грязью, от которой я уже успел отвыкнуть. Моментально машина покрылась ее толстым слоем. Омывайка перед Москвой снова кончилась, пришлось уже на МКАДе выходить протирать стекло, что спасало только на пару километров. В общем, в два часа дня мы были дома довольные и уставшие.
Итог
Про финансы: все расходы я смог оценить только из расчета, сколько было и сколько стало. Ориентировочно на бензин мы потратили 15 000 руб., на платную дорогу и стоянку у отеля — в районе 2 000 руб., покупки — где-то 10 000 руб. и на всякие бары и всякую всячину еще в районе — 15 000. Наверное, где-то так, потому что по оценочным прикидкам наша семья потратила всего около 40 000 руб. в ходе самой поездки. Плюс 15 000 руб. перед поездкой, о чем я писал. Итого 55 000 руб. за все про все. Сколько потратил наш приятель, я не знаю.
Про хамство, точнее его отсутствие на дорогах: не могу не написать. В Праге на дороге я прямо отдыхал. Никто не подрезает. Никто вторым рядом в поворот не лезет, даже если очередь на несколько тактов светофора. Никто с аварийкой посреди дороги не стоит. Все всегда вовремя показывают поворотники, даже если просто немного перестраиваются из одной полосы в другую. Никто на красный не выкатывается на перекресток, а четко стоит на стоп-линии. Все на дороге очень вежливые. Это очень понравилось. В Праге впервые в ответ на мою благодарность аварийкой мне мигнули фарами, типа, «пожалуйста». Попытался потом также вежливо поездить по Москве, моментально отпало желание. Какая-то злость накатывает на тупость и хамство водителей, где всего два основных ПДД: «мне надо» и «мне пох».
Про общение за границей: чаще всего мы старались начинать разговор на английском. На том ломаном английском, который мы знаем :). На ресепшене так и общались, все было несложно. На улице и в магазине частенько в ответ нам заявляли: «Давайте лучше на русском» :). Ну а иногда приходилось на жестах. Люди нам встречались отзывчивые. Два раза на вопрос, как лучше пройти туда-то туда-то, нам говорили на местном что-то, типа, «следуйте за мной» и вели пару кварталов до нужного места. Один раз дедушка вел нас до Вышеграда и по дороге спрашивал, откуда мы. Мы отвечали: из Сибири. Он что-то типа: оо, это за Кавказкими горами. Мы ему: не совсем, за Уральскими. Он: аа, типа, точно :). Весь этот разговор шел с его стороны на чешском, с нашей на русском. Т.е. наши языки, в принципе родственные, и немного похожи, так что проблем особых в общении у нас не было. Поляки — тоже самое. Язык у них тоже похожий, да и должностные лица, в принципе, русский более-менее знают.
Про АЗС: очень понравилось удобство на заправках — сначала заправляешься, потом платишь. Также удобно использовать щетки для очистки стекол и зеркал. В Москве этого, ой, как не хватает.
Про грязь и чистоту в городе: удивительно, но в Праге кругом собачий помет на тротуарах :). Также кругом гололед, посыпанный большей частью, но не полностью, какой-то крошкой. Сам город холмистый, и гололед иногда доставлял некоторые неудобства. Но, несмотря на все это, город намного чище Москвы.
Про навигатор: пользуюсь издавна своим КПК «Samsung witu i900». На нем стоит «Навител» с картами России, а также неофициальными Украины и Белоруссии. По нему я в свое время один зимой без проблем проехал из Барнаула в Москву. Также стоит «iGo 8» с картами всего мира. Есть еще «Ozi», с картами Горного Алтая (в настоящее время для меня не актуальные, но удалить все рука не поднимается). Т.о., до границы с Польшей я ехал по «Навителу», дальше по «iGo». В принципе, «iGo» очень понравился, несмотря на то, что карты я не обновлял наверное уже года два. Понравилось, что «iGo» показывает максимально возможную скорость на любом участке. Пусть не всегда правильно, но все-таки удобно.
В общем, поездка была непростой, но очень интересной. Не все понимают смысл в такой поездке, считают, зачем переться в такую даль на своей машине. Но мне нравятся такие путешествия. Единственное, конечно, хочется, чтобы времени было больше. За эту поездку моя машина достигла сразу и самой западной точки во всех наших с ней путешествиях и самой южной :). Надеюсь, в дальнейшем эти точки еще более отодвинуть дальше на запад и на юг.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.