Летняя прогулка по Украине, Молдове и Приднестровью на Volvo 740D 1988 г.в.

29.11.2016 | 16455 просмотров

Маршрут: Умань — Одесса — Кишинев — Дубоссары — Бендеры — Тирасполь — Сороки — Винница — Кировоград.

Лето в этом году пришло необычайно жаркое. Работа изрядно выматывала, отчего душа стремилась в отпуск. Однако и на работе лето выдалось довольно жарким, так что на полноценном отпуске пришлось поставить крест: либо осенью, когда получится, либо неделю сейчас, а остальное потом. Ну что ж — пусть будет так. Далеко не съездишь, но не сидеть же из-за этого дома! Махнем в Одессу, покупаемся, а там поглядим. У нас с женой также зрела мысль побывать в Молдове — как-то в прошлый раз наше знакомство с этой страной прошло слишком смазанно, мельком, оставило неоднозначные впечатления и желание возвратиться и взглянуть на эту страну еще раз. А если получится, хотелось побывать и в ПМР — Приднестровской Молдавской Республике, посмотреть, как выглядит жизнь в непризнанной республике. О Молдове вообще в сети довольно мало информации — туристы ее посещают не так часто, как стоило бы, а уж о Приднестровье и подавно. Хотелось взглянуть своими глазами. Не обязательно — но вдруг получится? С такими мыслями, мы, помимо вещей для пляжного отдыха, предусмотрительно упаковали и загранпаспорта.

Маршрут в Одессу выбрали не самый прямой и не самый короткий — через Киев. Трасса Харьков — Полтава — Киев наконец достроена и не вызывает сомнений, трасса Киев — Одесса тоже относительно недавно реконструировалась и обещала хорошее покрытие. Более же короткие маршруты такого покрытия не обещали. Заодно решили заехать в Умань, где расположен великолепный ландшафтный парк Софиевка. Мы с женой были там в 2008 году и остались весьма под впечатлением, а вот дети еще не были. Хотелось показать им это красивое и интересное место.

Нашим неизменным транспортом уже не первый год служит надежный и безотказный шведский танк Вольво 740 с рядной дизельной шестеркой под капотом, в этом году агрегат получил новые распылители форсунок, сделана регулировка клапанов, и теперь двигатель просто шепчет. Кроме того, заменил пару шаровых — четыре года по нашим и не нашим дорогам немного их утомили. Перед отпуском заменил средний резонатор глушителя — и уже для души обновил акустику — пришлось повозиться с электролобзиком и прочими штуковинами, изготавливая подиумы, зато результат порадовал. В дорогу записал кучу аудиокниг, прежде всего с учетом детских интересов, чтобы им не было скучно. Впрочем, и для меня тоже аудиокниги — наилучший способ сохранять бодрость и сосредоточенность за рулем.

Дорога до Киева прошла быстро и гладко, как и ожидалось. Жаль, в Киеве нет полноценной окружной дороги, а та, что есть, фактически интегрирована в городскую транспортную сеть. Это лишний потерянный час, а то и больше. От Киева дорога пошла не такая гладкая, как я ее помнил — ям нет, но покрытие уставшее и ехать быстро не очень комфортно. Еще один негативный момент — дорожные знаки неплохо было бы иногда мыть. До Умани ехал не спеша, соблюдая скоростной режим — так комфортнее и безопаснее. В Умань приехали ночью, заявились в первый же попавшийся готель, весьма приличный и очень дешевый — где и отправились отдыхать.

Утром, свежие и отдохнувшие, позавтракали и направились в Софиевку. Софиевский дендропарк — это нечто большее, нежели просто ландшафтный парк. Это чудо, имеющее более чем двухсотлетнюю (в этом году ему 220 лет) и весьма романтичную историю. Польский граф Станислав Потоцкий, владевший тогда Уманью, построил его в дар своей горячо любимой жене, гречанке Софии Витт-Потоцкой, и назвал ее именем. При создании граф нанял лучших европейских садовников своего времени и предоставил исполнителю, Людвигу Метцелю, неограниченный бюджет и несколько тысяч крепостных, руками которых и было создано настоящее чудо. Сейчас в честь Софиевки даже названа одна из малых планет. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Софиевка_(парк))

Фотографии, сделанные в середине яркого солнечного дня, к сожалению, не отражают всей красоты этого места. Мы провели здесь почти весь день и получили огромное удовольствие. Но, пожалуй, осенью здесь было бы еще красивее.

До Одессы от Умани меньше 300 км, и трасса уже вполне хороша. Гладкое и ровное покрытие позволяет прохватить с ветерком. Часам к семи мы были в Одессе.

Жилье нашли через Букинг — шикарные двухэтажные апартаменты в самом центре, возле Приморского Бульвара, с уютной террасой и тихим закрытым двориком обошлись нам в 950 грн за сутки — это примерно 37 евро. Нам крупно повезло — апартаменты были рассчитаны на две семьи, однако вторая по каким-то причинам не приехала, и все это богатство досталось только нам. Еще и с завтраками :) Единственным недостатком этого расположения было то, что на пляж нужно было добираться через город. Впрочем, по сравнению с удовольствием выйти вечером прогуляться по аллее Приморского Бульвара, разве это недостаток?

Приморский бульвар — это чудо. Он очаровывает. Вечером здесь многолюдно — но при этом удивительно уютная атмосфера, ненапряжная музыка вплетает в себя шум и гудки недалекого порта, много молодежи — и в то же время всё культурно, здесь на лавочках пьют не пиво — а свежесваренный кофе!

В этом году нам немножко не повезло: и знаменитая Потемкинская лестница и Фуникулер реставрируются, лестница огорожена, и оставлен лишь узкий проход, внизу под Бульваром турки строят ландшафтный парк, вся эта красота должна открыться в сентябре, ко Дню города, но сейчас, к сожалению, представляет собой строительную площадку. Жаль, но приятно, что уже к осени будет красиво. (Теперь, когда я публикую этот отчет, на дворе конец осени и все произошло совсем не так, как ожидалось. Увы, но этой осенью на город обрушились ливни, каких Одесса не знала более ста лет, причем стихийное бедствие приходило несколько раз, Одессу несколько раз затапливало и, судя по тому что рассказывают одесситы, на будущий год придется перестраивать не только фуникулер, Потемкинскую лестницу и приморский парк, но и вообще город ждет масштабная восстановительная работа.)

Конечно же, нельзя не прогуляться к великолепному Оперному театру, не пройтись по знаменитой Дерибасовской, не посетить Городской парк — в Одессе везде хорошо.

Нашли и несколько менее известных, но симпатичных мест. Вот, например, сердце Одессы — излюбленное место всех влюбленных и молодоженов.

Между прочим, расположение его весьма знаковое — к Сердцу ведет Тещин мост :)

Вот он, сзади, светится зловещими зеленоватыми огнями :)

Зато с него можно полюбоваться ночным видом на огни припортового завода.

А чуть дальше, по улице, носящей имя славного одессита Михаила Жванецкого, памятник апельсину-спасителю, он же памятник взятке, которая спасла Одессу: некогда, всего через 2 года от основания Одессы, император России Павел І издает указ о прекращении работ по строительству порта. На тот момент в городе уже проживает немногим более 12 тыс. человек. Порт не был достроен, торговля, способная прокормить Одессу, так и не возникла, город к 1800 году находился при последнем издыхании. Члены Магистрата собрались 9 января 1800 года на совещание, на котором решили просить у императора 25-летнюю ссуду для города в размере 250 тысяч рублей, которая была необходима для завершения строительства порта. А для смягчения императора местные купцы организуют отправку императору нескольких телег с апельсинами под конвоем. Павлу подарок пришелся по душе, так как апельсин в то время был фруктом экзотическим и очень нравился царю. Решение о прекращении строительства было пересмотрено. Был выделен займ на 14 лет, и с тех пор порт начал активно строиться, а Одесса — расцветать. Такая своеобразная «взятка» одесситов императору Павлу I была поворотным моментом в истории Одессы.

Ну и, конечно, находясь возле порта, нельзя не спуститься к Морскому вокзалу.

Меньше жизненных проблем — больше ярких перемен! :)

Такую вот группу увидели на нижнем причале. А что — очень жизнерадостный лозунг :)

Также обязательно прокатиться на катере — мимо еще одного из символов Одессы — знаменитого маяка.

Купаться, наверное, лучше всего в Аркадии. Далековато, но зато там хорошо. Причем хорошо не только днем, но и вечером — и отдохнуть, и поужинать, и полюбоваться.

Для поездок по Одессе машину я не брал, предпочитая такси. Цены на такси здесь, в принципе, демократичны, но желание срубить побольше с заезжего туриста никто не отменял — от водителя к водителю запросы отличаются десятикратно: за одну и ту же поездку могут взять и 40 и 400 грн. Поэтому очень важно заранее сориентироваться — как далеко находится то место, куда нужно ехать. Например, с помощью навигатора в смартфоне. А уже зная маршрут и расстояние, можно смело общаться с таксистами, веселым смехом отвечая на их предложения «За 300 гривен! Нет? Ну давай за 200!». Маршрут от Дюка до Аркадии стоит порядка 60-70 грн (2-3 евро), все, что выше — от лукавого. То же самое касается еды. В разгар туристского сезона цены в кафе и ресторанчиках могут отличаться в разы. Нормальный семейный обед или ужин на 2 взрослых и 2 детей можно найти и за 150 грн и за 700-800, но обычно сумма укладывается в 250-400 грн (10-15 евро). С магазинами в Одессе проблем нет, так что при желании ничто не мешает покупать там еду, напитки или спиртное. Кстати, приятнейшим сюрпризом стало то, что, несмотря на «курортность», я ни разу не встретил не только пьяных, но даже «под мухой».

А вот очень неприятным сюрпризом для меня стали... велосипедисты. Точнее, те идиоты, которые позволяют себе ездить на велосипедах по аллеям, где гуляют люди и играют дети. ДЕТИ!!! Дети — непредсказуемые существа, которые в любую секунду могут рвануться и побежать куда угодно, дети, гуляющие по безопасной пешеходной зоне! А в это время взрослые кретины, иначе не скажешь, в велосипедных шлемах и прочей амуниции берут и едут на своих железяках по этой пешеходной зоне! ПЕШЕХОДНОЙ!!! Я чудом выдернул зазевавшуюся по сторонам младшую дочку из-под колес такого придурка — а эта тварь поехала дальше! И их в Аркадии немало! Если когда-нибудь будет голосование, за что давать смертную казнь, я хочу видеть среди статей, тянущих на нее, водителей-алкоголиков, водителей-наркоманов и велосипедистов, ездящих по пешеходным зонам, где играют дети.

Людей в этом году в Одессе море. После двухлетнего спада, в этом году приехало рекордное число отдыхающих. Это, конечно же, сказалось на ценах и наличии свободного жилья. Мало того — этот летний сезон явно можно назвать годом Беларуси в Украине. Столько машин с белорусскими номерами в сторону Одессы и в самой Одессе — я был очень впечатлен. Одесситы, с которыми довелось общаться, тоже. Хотя еще больше впечатлен обилием в Одессе авто с номерами Армении — даже видел таксиста на армянских номерах!!! Русские номера нечасто, но тоже встречаются. В основном видел питерские. Но больше болгарских, молдавских, грузинских и даже приднестровских.

Среди общего позитива, есть и несколько негативных моментов, бросающихся в глаза. Как известно, Одесса — город немолодой, основная его историческая застройка насчитывает значительно более 100 лет. К сожалению, это отражается на ее состоянии. Лепные фронтоны, балкончики и прочие архитектурные детали на многих домах покрыты трещинами и порой навевают опасения. Такие фасады недостаточно перекрасить — им нужна масштабная и очень серьезная реставрация. Иначе через несколько лет ходить по улицам станет просто опасно, а красота Одессы придет в упадок. Городу, по крайней мере в разгар сезона, явно не хватает возможностей его транспортной инфраструктуры. В то же время, возможности морского порта и морского сообщения практически не используются: ту же Аркадию с центром и с более удаленной, но очень популярной Затокой, вполне мог бы связывать регулярный маршрут «Кометы». Некоторые объекты архитектурного наследия, которые могли бы стать туристическими, до сих пор еще с советских времен принадлежат городским организациям. Важным, нужным, полезным — но не туристическим. Я, конечно, нисколько не против детской школы танцев — но почему в Воронцовском дворце? Безусловно, больницы необходимы — но почему на Приморском Бульваре?

Еще неприятный осадок оставляет политическая свара, вынесенная на всеобщее обозрение. В Одессе идет война мэра против губернатора. Целый телеканал, почему-то называющийся «Здоровье», круглые сутки сюжет за сюжетом поливает грязью губернатора (того самого М. Саакашвили) и периодически восхваляет мэра и еще какого-то местного депутата. Что интересно — двух последних хвалят именно за то же, за что ругают губернатора: губернатор посетил что-то (школу, пляж и т. п.) — бездельник, занимается пиаром, а не делами. И тут же — мэр посетил школу — ай молодец! Заботится о детях! Более того, если смотреть достаточно долго, начинаешь в разных сюжетах встречать одни и те же лица «случайно опрошенных прохожих». Грязно это, низко и противно. Хотя, со слов одного таксиста, городу эта грызня выгодна — мол, благодаря ей и мэр и губернатор что-то делают. Не знаю, так ли это, но даже если так — некрасиво как-то... (Это было написано в июле. Со времени написания основного текста до его публикации многое изменилось, и мэру таки удалось выжить ненавистного губернатора. Жаль, вряд ли это принесет пользу городу и его жителям.)

Впрочем, это мелочи и не в тему.

Проведя пару дней на пляже, мы заскучали и решили отправиться в знаменитые одесские катакомбы. Можно купить экскурсию — и в центре и в Аркадии встречается много предложений и, в общем-то, недорогих, но мы же на машине — что мешает съездить самостоятельно? Не вопрос. Катакомбы тянутся более чем на 2500 м и в черте города, и за его пределами, и входов туда немало — поэтому различные экскурсионные бюро предлагают различные программы, от «детских» и до многодневных походов с ночевками и гидроснаряжением — ведь многие галереи затоплены или полузатоплены. Найти такие предложения в интернете очень легко и в большом ассортименте, однако стоит заметить, что официально туристские походы по «диким» катакомбам запрещены — оттуда не всегда и не все возвращаются, даже при походах с гидами случаются трагедии. Слишком велика сеть подземных выработок.

Во всяком случае, поездка с детьми — явно не лучший момент для похода в «дикие» каменоломни. Но посмотреть все же хочется. Поэтому мы отправились в пригород Одессы, в с. Нерубайское, где расположен музей Партизанской Славы, он же музей катакомб, связанный с историей партизанского отряда, действовавшего в годы войны в подземных лабиринтах под Одессой. Хотя здесь и не совсем то место, где реально находился отряд — реально он находился гораздо дальше и глубже, и настоящее его историческое расположение полузатоплено грунтовыми водами, однако это все же часть подлинных каменоломен, оборудованная под подземный музей. Большинство боковых штреков здесь заложено (в «дикие» лабиринты оставлена лишь одна запертая металлическая дверь), поэтому потеряться здесь трудно — однако прочувствовать общее ощущение, атмосферу, в которой приходилось многие месяцы выживать партизанам, а до них — давним безвестным каменотесам, пробившим эти ходы — можно. Реставрирована даже подземная школа. Так что экскурсия все же вышла познавательной. Особенно когда выключили электричество :) Кстати, там +8 и высокая влажность — после раскаленной улицы весьма прохладно.

Отпуск у меня короткий, на море мы уже накупались — пришло время продолжать путешествие. Попробуем еще разок побывать в соседней Молдове — сдается нам, что эта небольшая страна гораздо интереснее, чем показалась на первый взгляд. Конечно, времени для полноценного путешествия по ней у нас слишком мало, но уж пополнить запас впечатлений, надеемся, хватит.

В Молдову можно въехать как через основную территорию, так и через территорию непризнанной Приднестровской республики. Второй вариант ближе, но нет ясности — можно или нельзя, не возникнут ли потом проблемы. Сайт консульства ясности не добавил — там написано, что не следует покидать Молдову через неконтролируемые ею погранпереходы, т. е. Приднестровье. Ок, покидать не надо — а прибывать? Непонятно. На туристических форумах информации очень мало и она в основном довольно старая — 5-6 лет и более. В общем, еду через «основную» территорию. Тем более, от Одессы это близко — заодно и разведаю состояние трассы на Рени и порядок проезда того крошечного участка Молдовы, что разделяет территорию Одесской области, отрезая ее часть.

Итак, трасса есть. Ее состояние до Молдовы вполне приличное. В одном из мест возле трассы стоит палаточный городок — что-то типа передвижной приемной губернатора. Я не останавливался.

Теперь что касается транзитного проезда. Если взглянуть на карту, то видно, что часть Одесской области отделена лиманом, и связана с областным центром и остальной территорией Украины двумя дорогами: одна идет через косу Каролино-Бугаз — Затока, а вторая — по территории Молдовы (отмечена красным). Вот туда я и направился.

Здесь за поселком Маяки на трассе стоит КПП украинской таможни... и никакой молдавской. На КПП людей в машине пересчитывают и выдают талончик-бегунок. Для транзита этого достаточно, можно ехать, все занимает две-три минуты. Если же нужно именно в Молдову — здесь надо об этом сообщить и стать в отдельную очередь (маленькая — три-четыре машины). Затем пройти все таможенные процедуры, купить страховку (зеленую карту), получить уже другой бегунок — и тоже вперед. Удовольствие заняло минут 15. И вот я еду, еду, проехал километров 7 — и упираюсь... в украинскую таможню. Прикольно. А где Молдова? А она, оказывается, была в сторонке, там, где от транзитной трассы отходит дорога вправо — вроде и на виду стоит, но как-то так незаметно, что я ее и проскочил. Ну что ж, развернулся, поехал медленно и нашел таки «вход в Молдову» :) Очередь 2-3 машины на европейских номерах и пара маршруток. Таможенники очень вежливы, чтобы мы не стояли, пока оформляют маршрутки, сами взяли документы, унесли, принесли с печатями. Пока они ходили, я оплатил виньету — дорожный налог — и поменял немного денег в отделении банка. Платить можно чем угодно — леями, гривнами, долларами, но курс здесь плохой, менять много невыгодно. Разве что чуть-чуть, перекусить по дороге. В Кишиневе обменки круглосуточно и на каждом шагу — там курс гораздо лучше. Багажник не шерстили — взглянули на вещи и закрыли. У меня с собой на всякий случай (не работает датчик уровня топлива) всегда канистра солярки. Постучали по ней, спросили — что там? Говорю — солярка, на всякий случай. Сказали «Ну, вообще-то не положено...» — и пропустили с Богом. В принципе, цены на топливо в Молдове не сильно отличаются от наших, так что канистра — это действительно на всякий случай.

Молдавские дороги вполне приличного качества, это мы помним с прошлой поездки. А вот придорожная торговля стала для нас сюрпризом. Сейчас сезон сбора фруктов — и цены... мммммм.... просто фантастические! Представьте отличные, крупные (с кулак взрослого мужчины) спелые персики — по 5 лей! Это, 6 гривен, 16 русских рублей!!! Килограмм! Но они на ведра торгуют. Подхожу я, спрашиваю — почем, мне говорят: 40 лей. Я скривился, думаю, дороговато... Килограмм почти 50 грн. А они мне — это за ВЕДРО!

В общем, персиков мы наелись с запасом. И абрикосов — они там крупные, как у нас персики, и тоже очень дешевые. Жаль только, что довезти это витаминное богатство до дома не удалось — в багажнике от жары фрукты очень быстро стали портиться :(

Насчет фруктов. Проехав почти через всю Молдову, хочу отметить очень приятную тенденцию (ну, помимо дорог). То, что у них по всей стране вдоль дорог растут грецкие орехи — я уже отмечал. Виноградники тоже видел. А теперь заметил, что повсюду насажены огромные фруктовые посадки — в основном те самые персики и абрикосы, причем деревца явно молодые — 3-5 лет, и посадки их явно массовые, ухоженные. И в целом страна в своей сельской части выглядит не заброшенной — все засеяно, засажено, ухожено. Вспоминая отзывы туристов пяти-шестилетней давности, в которых как раз говорилось о заброшенных полях и садах, видеть это особенно приятно. Не знаю, может это румыны финансируют, или молдавским экспортерам хорошие квоты по фруктам выделили — но смотрится хорошо.

В Кишинев приехали к вечеру. Как и в прошлый раз, букинг здесь предлагает жилья крайне мало и дорого. Поехали туда, где ночевали в прошлом году — помнится, там были номера еще из советского фонда, которые в букинг не предлагали — но приемлемые для невзыскательных туристов и дешево. Увы. В этом году их уже отдали на реставрацию, теперь есть только номера с современным ремонтом, хорошие — но дорогие.

Все же нашли через бук одну гостиницу, в частном секторе, дороговато, но интересно. Не стали бронировать, а просто поехали туда, зная по опыту, что часто, если приехать лично, можно получить внушительную скидку от той цены, что предложена в букинге. Так и вышло. Правда, нам были несколько удивлены — насколько я понял, гостиница эта в большей степени славилась не ночлегом для туристов, а массажными услугами :) , но зато номер нам предоставили реально шикарный. С двумя комнатами и большими круглыми кроватями в каждой :)

Молдова — не Кавказ, но поесть здесь тоже любят и готовить умеют. Может, здесь и не такая яркая кухня, зато более привычная и легкая, что тоже неплохо. Молдавские вина также совсем не похожи на грузинские — они гораздо мягче и круглее, пожалуй, менее насыщенные, но до чего же вкусные! Поймал себя на том, что если себя не сдерживать, то я бы изучал Молдову, исключительно сидя за столом. В отличие от меня, любителя продегустировать все новое, детвора определилась с приоритетами четко и однозначно: их выбор и кулинарная любовь с первого взгляда — «суп в хлебушке» :) Запомнив эту оригинальную форму подачи еще с прошлого года, девчонки однозначно потребовали именно это блюдо :) За что были вознаграждены вкуснейшими супами. Разумеется, «в хлебушке» :)

В целом, назвать городской общепит Кишинева дешевым нельзя — возможно, потому что это столица, но и сильно дорогим тоже — семейный обед получается процентов на 30 дороже, чем в Украине — но, возможно, момент просто в том, что в Кишиневе я не знаю мест с более выгодными ценами. Там, где мы обедали, семейный обед на четверых (хороший, очень хороший) получается в районе 400 леев — примерно 500 грн, около 1300 русских рублей. Это недешево, но мы и не задавались целью поиска дешевых столовок, а выбрали для себя одну понравившуюся сеть ресторанчиков и придерживались ее. Впрочем, ресторанчики той же самой молдавской сети (как и других молдавских сетей) обнаружились и в Тирасполе, в ПМР — но там цены оказались еще в полтора раза выше — и обед на четверых, причем более скромный, обошелся в 300 приднестровских рублей — примерно в 600 гривен, около 1500 русских рублей. Но это я забегаю вперед. Вообще же, в сравнении цен Молдова — Украина можно заметить следующее: в Молдове заметно дешевле вино и несколько дешевле коньяк, намного дешевле некоторые фрукты — но примерно вдвое дороже мясо и мясные продукты. Так, вполне приятные столовые вина начинаются менее чем с 30 лей за бутылку. Цены на промтовары особо не изучал, но те, что видел, были аналогичны украинским.

Возможно, вас удивит то, что в рассказе о путешествии я привожу цены, как будто челнок, промышляющий мелкой контрабандой. Нет. Я не челнок и контрабандой не промышляю, просто для понимания реального уровня жизни в той или иной стране стараюсь обращать внимание на такие вещи. В конце концов, помимо обычных туристических сувениров, магнитиков и фотографий разных крепостей и соборов, мне хочется привезти с собой впечатления о том, как в той или иной стране живут люди. Хорошо ли там — или плохо, и цены на продукты питания — один из очевиднейших маркеров.

Ладно, отвлечемся от цен и вспомним о том, что это отчет об АВТОпутешествии. И именно поэтому одним из самых ярких и неприятных впечатлений от Кишинева стало уличное движение. Сразу хочу разделить Молдову вообще — и ее столицу. Движение по трассам и в столице здесь — это день и ночь. Начнем с трасс. Спасибо молдавским пограничникам, они еще на границе предусмотрительно предупредили меня, что на дорогах Молдовы стоит новая система контроля скорости, напоминающая ту, что используется в некоторых европейских странах. На въезде в населенный пункт стоят камеры, которые снимают Ваш номер. Следующие камеры стоят на выезде или внутри населенного пункта. Если Вы проехали от одной камеры до другой менее чем за определенное время, значит, Вы превысили скорость. Видимо, по этой причине — а возможно потому, что и вся страна невелика, на молдавских трассах царит спокойствие и неторопливость. Автомобилисты чинно притормаживают перед населенными пунктами, но и между ними редко кто едет выше 90. Чаще катят себе неспешно 80-85. Через некоторое время к такому ритму привыкаешь и не пытаешься давить на газ, и если вдруг кто-то шустрый едет 110-120, то кажется, что он летит.

В Кишиневе все не так. Нет, камер на улицах там более чем хватает и скоростью особо не балуются — но, Боже мой, как их водители подрезают!!! Двойной, тройной подрез, подрез подрезающего — там это не единичный случай, а в порядке вещей! Если Вы с перекрестка поворачиваете налево, пересекая встречную, и перед Вами не проскочило два-три джигита, значит, Вы были единственным, кому надо было налево. По этой же причине даже не пытайтесь развернуться на светофоре, даже если правила это и разрешают. Правила — разрешают, а торопыги — нет. Срезающие угол приедут Вам в бок и будут считать, что они совершенно правы. А уж если Вы, иногородний, замешкались, пытаясь сориентироваться по знакам, можно ли Вам здесь, к примеру, повернуть или припарковаться — Вас просто внаглую вынудят что-то сделать, проехать дальше или повернуть, но замешкаться и обдумать маневр не дадут. Вы будете, матерясь, колесить, объезжая два квартала, чтобы вернуться на то же место — но вполне возможно, что там история повторится.

Что бы ни говорили о горячих кавказских водителях — но они так не поступают.

Центр Кишинева на сей раз оказался закрыт. Частично ремонтом, частично какими-то палатками с какими-то транспарантами перед Парламентом. Зато, прогулявшись, мы нашли сувенирный базарчик, где моя супруга, наконец, приобрела пару долгожданных магнитиков, а мой гардероб обогатился футболкой в цветах молдавского национального флага. На работе потом оценили :) Воплотив таким образом мечту и не желая более толкаться в пробках, мы выехали из города (благо, внутри города имеются широкие проспекты, которые легко выводят поток на шоссе) и направились в сторону Дубоссар.

Мы ехали к административно-межгосударственной границе с ПМР. Я не зря ее так назвал — расположенная в 35 км от Кишинева граница эта, с одной — молдавской — стороны, воспринимается как административная, на которой стоит будка, возле которой отдыхают три скучающих полицейских, а машины даже не останавливаются, с другой же стороны — приднестровской — имеются все признаки государственной границы: таможня, пограничники, досмотр и т. п., только штамп в паспорт не ставят. Вместо штампа выдают талончик, в котором с точностью до минуты указывают время выезда. Для этого Вас спрашивают, на какой срок Вы приехали — и этот срок проставляют в талончике. Превышать нельзя — нарушение, штраф. Так что если Вы приехали на пару дней, лучше говорить с запасом — например, на неделю. И проверить, что там напечатали в талоне. Иначе придется ехать на границу продлевать, благо, до границ недалеко. Ну и вроде как в гостиницах тоже могут оказывать такую услугу.

Между границами — еще одна граница: там стоит блок-пост с БТР-ом, российским флагом и несколькими военными. Там надо остановиться — и можно ехать дальше.

Для въезда в ПМР «зеленая карта» не котируется — потребуется купить местную страховку. Благо, она недорогая — около 4 евро. Выдадут талончик, его можно прикрепить на лобовое стекло. Хотя можно и не прикреплять. Да и в случае ДТП на эту страховку, как мне потом сказали, рассчитывать не стоит. Это просто небольшой узаконенный побор в чей-то конкретный карман. Впрочем, в ДТП не попадал, слава Богу, так что проверить не пришлось.

Дороги в ПМР весьма неплохие. Асфальт не новый, но фур там я не видел ни разу, да и транспорта не особо много, так что асфальт хорошо сохраняется.

Дубоссары на карте обозначены как город, но в реальности нас встретил небольшой типичный советский райцентр, я бы сказал, тысяч на 30 населения, но в котором проживает максимум треть или четверть от означенного количества. Чистенький, аккуратненький. Небогатый, но не нищий. Выглядящий пустым, но не выглядящий заброшенным. Время здесь замерло, но не умерло, каким-то невероятным образом законсервировавшись в конце 80-х - начале 90-х. Красные флаги и круглый герб советского образца совершенно органично смотрятся на типично советском же здании, вероятно, бывшего райкома или горкома партии — и автомобили — подержанные иномарки эпохи начала 90-х — лишь подчеркивают это ощущение. Смотреть там совершенно нечего, но общее впечатление важнее каких-либо достопримечательностей.

Зашел поменять деньги. Деньги мне с удовольствием поменяли... в ближайшей парикмахерской. В обменке не оказалось сотрудницы, но не терять же клиента! Человек, меняющий доллары, там — ценность, и упускать его нельзя. Впрочем, чаще им приходится менять молдавские леи и украинские гривны. Но по курсу выходит, что доллар менять все же выгоднее — и мне, и им.

Из Дубоссар ровная, чистая и почти пустая дорога ведет на юг, к Тирасполю и Бендерам. Тирасполь — столица ПМР, Бендеры — старинный город, если можно так выразиться, пограничный форпост непризнанной республики на правом берегу Днестра. От Тирасполя до Бендер — рукой подать, километров пять или меньше. Но в Тирасполе кипит жизнь, гуляет в парках молодежь, сияют кафе и рестораны, вечерние улицы ярко освещены и красиво подсвечены. Это небольшой, но живой и активный современный город. В Бендерах — тишина и пустота, почти такая же, как в Дубоссарах. Только в центре, на пешеходно-прогулочной площади, бабушки выгуливают внучат.

Здесь советская власть как будто замерла во времени, ее можно потрогать.

Вот где еще можно увидеть бигборд с рекламой газеты «Правда»?

Автовокзал г. Бендеры произвел просто удручающее впечатление пустоты и заброшенности.

Здесь даже общественные туалеты закрываются в 17, максимум в 18:00!

Зато очень много политической рекламы.

Еще здесь, в Бендерах, имеется два свежих мемориала — один посвящен событиям далекого прошлого:

Второй мемориал — событиям прошлого недавнего:

Имеется и огромная триумфальная арка:

А также здесь есть красивая старинная крепость, символ города, куда мы не смогли попасть — служащие уже ушли. Впрочем, мы не сильно жалели, т. к. самый красивый вид на нее отнюдь не изнутри, а со стороны реки. Сама же крепость, как ни странно, находится на территории какого-то завода, хотя доступ к ней и открыт.

Кстати, легко заметить малолюдность. Я не подбирал такие моменты для кадров — здесь действительно малолюдно. Кроме того, в Бендерах, как и в Дубоссарах, женщин, особенно немолодых, заметно больше, чем мужчин. Видимо, мужчины на заработках.

Возвратимся в Тирасполь.

Вечерний Тирасполь хорош. Центр небольшой, но аккуратен и красив.

Днем тоже не разочаровывает:

Возле города красуется новенький стадион, здесь базируется местный футбольный клуб «Шериф».

Вообще, с брендом «Шериф» в Приднестровье ассоциируется не только футбол, вернее, не столько футбол. Все супермаркеты или более-менее крупные магазины — это «Шериф». Все более-менее крупные АЗС — это «Шериф». Насколько я понимаю, если политическая власть в ПМР устанавливается и контролируется из Москвы, и эта политическая власть контролирует или пытается контролировать, скажем так, плановую или государственную часть экономики — получая и распределяя дотации РФ по бюджетным и силовым ведомствам, то вся, скажем так, рыночная часть экономики находится в руках единой местной олигархической группы — того самого «Шерифа». Фактически, это неформальные владельцы этой маленькой страны. Впрочем, может быть, такой клан и не один? Не знаю. Да и неважно это для меня.

Мы побывали в местном гипермаркете. Пригородном. Разумеется, «Шериф». Во-первых, хотелось купить вин и коньяков, во-вторых — посмотреть, что здесь почем. Сравнить. Здоровенный гипермаркет оказался заполнен чуть больше, чем наполовину. В смысле, почти половина места на полках пустовала. Впрочем, все необходимое есть. Но дороговато, по сравнению с Молдовой здесь намного дороже все продукты, кроме вина и коньяка, а особенно водки. Водка же там очень дешева, начинается от 11 придн. рублей пол-литра, а это примерно 1 доллар США. Коньяк же Квинт «Сюрпризный» заявленной десятилетней выдержки (и действительно хороший) стоит 88 придн. руб, т. е. $8. Зато мясо — … нет, лучше пить коньяк и не расстраиваться :) Торговля, судя по ассортименту, идет в обе стороны границы. Очень много товаров из Молдовы и Украины. Ну и Китай, разумеется, куда ж от него денешься! Промтовары примерно вдвое дороже украинских и молдавских цен.

Покупателей немного, но есть.

Здесь же есть отделение банка с обменкой. Вообще, обменок там много. Банкоматы тоже есть, но вот с иностранными карточками далеко не всегда дружат :(

В Тирасполе есть даже автосалон — правда, не понял, какой марки — по-моему, там мерседесы стояли вместе со шкодами... Кстати, в ПМР свои автомобильные номера. Раньше я таких не встречал — а в этом году даже в Одессе несколько раз видел автомобили с этими номерами. В Молдове же автомобилей на приднестровских номерах множество. Реально много. В ПМР машины на молдавских номерах также ездят, но гораздо меньше. Думаю, это связано с тем, что многие жители ПМР работают и ведут бизнес в Молдове, а жители Молдовы в ПМР ездят в основном к родственникам. Хотя, возможно, есть и какие-то иные причины. Например, возможно, зарегистрировать автомобиль в ПМР стоит дешевле.

Жилье в Тирасполе помог забронировать все тот же букинг. Вай-фай в кафе в помощь. Сразу же со мной связался через вайбер владелец жилья, и мы поехали заселяться в апартаменты. Предложений здесь немного и, на мой взгляд, весьма недешево. Нам пришлось остановить свой выбор на квартире типично советского времени — но владельцы уже по своей инициативе предложили нам вариант существенно получше за ту же цену. Парковаться, однако, пришлось на газоне — там это, похоже, в порядке вещей. Дворы намертво заставлены автомобилями, на моем крейсере просто очень трудно было просочиться. Зато клиренс высокий — без проблем бордюры штурмует.

С водой вышел облом: горячей не было. Во всем городе. Какая-то профилактика. С холодной повезло больше — она уже появилась и была не слишком холодной — душ принять было можно. Зато бодрящий! :)

На следующий день, погуляв по Тирасполю, мы отправились на выезд. В принципе, отсюда можно и сразу выехать в Украину — но не хотелось рисковать отсутствием штампа в паспорте и нарушением режима ввоза транспортного средства. Ведь не даром же на сайте консульства об этом предупредили. Впрочем, на въезде уже в основную часть Молдовы служащие погранпоста мне сказали, что этот вопрос уже решен — вроде как теперь работают единые электронные базы и можно ездить напрямую, как туда, так и обратно. Это хорошо, если так. Полезное усовершенствование. И все ж в объезд как-то спокойнее.

Дороги в Молдове прекрасны. Я уже говорил, но приятно повториться. Еще несколько лет назад их очень сильно критиковали — но, видимо, что-то существенно изменилось к лучшему.

Кроме того, удовольствие катить по хорошим дорогам дополняют приятные пейзажи, расстилающиеся по сторонам.

Время нас еще не поджимало, так что решили не спеша катить в сторону Винницы. Навигатор проложил путь через городок Сороки. И хотя мы там не смогли пересечь границу, все равно я ему благодарен, что там побывал. Во-первых, городок оказался очарователен. На берегу Буга расположилась маленькая, но прекрасно сохранившаяся крепость, а сам переход оказался паромной переправой! Крошечной — буквально на плотах. К сожалению, оказалось, что работает она до 16:00, так что посмотрели мы с набережной на родную сторону — да и поехали в объезд, на Могилев-Подольский. Это была первая дорога, встреченная в Молдове, до которой еще не добралась ремонтная техника. Ям не было, но потрясло и поболтало изрядно, впрочем, ничего особо неприятного. Да — заправок на этом участке нет. Вот здесь-то и пригодилась моя канистрочка. Зато заправка перед Сороками — и хорошая, а также сразу после перехода границы.

В Сороках со мной случился казус, я совершил непростительную оплошность и чуть было за нее не поплатился. Навигатор — хорошая штука, но иногда он чуть тормозит. В общем, я проскочил нужный поворот. И, озабоченный своим промахом, не взглянул на знаки. И начал разворот. Как выяснилось минутой позже — на дороге с односторонним движением. Едва я развернулся — передо мной материализовалась полицейская машина. «Я попал!» — пришла безнадежная мысль. А у меня уже и леев практически не осталось — потратил перед пересечением границы, так, мелочь одна. Достал документы. Согласился с нарушением, объяснил причину. Спросили, откуда я и куда еду. Ответил. В конце концов, мне заявили следующее: «Это серьезное нарушение, и мы должны составить протокол. Но так как Вы в гостях и возвращаетесь домой — развернитесь и езжайте туда, потом туда и вон там сможете выехать». И вернули документы. Я был в шоке. Спасибо вам, молдавские полицейские!

Таможню прошел ночью, очереди не было. Трасса на Винницу вполне хороша, так что через час или около того был в Виннице. Жаль, что поздновато — лучше бы вечером, в Виннице шикарные танцующие фонтаны.

Винница — великолепный образец провинциального уюта, или уютной провинциальности. Уютно все: старинные особнячки, странные и вероятно тоже старинные трамваи невиданной конструкции, неспешные жители, множество мам с детьми и колясками. Милый мещанский уют, сохранившийся, вероятно, с 19-го века, а может и раньше. Здесь нет ничего необычайного — и в то же время мне здесь очень понравилось.

Из Винницы пора было двигаться в сторону дома. Однако у нас оставались в запасе еще одни сутки, поэтому мы созвонились с родственниками, живущими в Кировограде, и поехали через Кировоград. Почему нет? И им приятно и нам, повидаемся. Единственное, что смущало — дорога. Я был уверен, что ее нет. Точнее, со стороны Харькова она есть, я по ней в прошлом году ездил — а вот с одесской стороны... Сведения были неутешительны. И тем не менее, решил — поехали. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что дорога появилась! Не все участки — но на 2/3 уже лежит новенький асфальт!

Из плохих участков остался только один — и тот небольшой, несколько километров с глубокими колеями и заплатками. Вот он:

К счастью, этот участок быстро сменяется нормальным — остальные даже те, что еще не сделаны, в приемлемом состоянии. Ура!

Кировоград — что о нем сказать? Просто город. Каких-либо достопримечательностей нет, особого лица, шарма или какой-то уникальной атмосферы — тоже. Промышленный центр, советская застройка. Зеленый, но какой-то немного депрессивный. Встречаются и нетрезвые личности. Увы, но даже сфотографировать особо нечего. Просто город. Не обижайтесь, кировоградцы, зато у вас есть окружная, которой, к примеру, Киев не может похвастаться. Но если уж городские власти не могут или не считают нужным создать городу красивое лицо, то кировоградцы сами по мере сил создают себе уют: нигде я не встречал, чтобы люди превращали обычные придомовые территории в такие фруктовые сады. Груши, яблони, черешня — прямо во дворах многоэтажек. И цветы. Пустой невзрачный центр и безликие улицы люди компенсируют ярким красочным цветущим изобилием во дворах своих домов. Так что не так важен город, как люди, в нем живущие. А главное, встреча с родными — всегда радость.

Вот так на позитивной ноте заканчивалось наше маленькое путешествие. К вечеру следующего дня мы благополучно сидели дома, на любимой веранде, а на следующий день меня уже ждали на работе.

Поездка составила около 2400 км, была насыщенной и познавательной. Машинка, как обычно, проблем не доставляла. Умели шведы делать надежные авто.

ничё так рассказик, прочитал с удовольствием. ПЯТАК Вам.

Одесса надолго осталась за пределами доступности, вот это по-настоящему жаль. Это должен быть вольный город, вне политики
Сатирик
Красота! Когда у нас в России расстреляют воров-чиновников, тоже будет красота. Эх, мечты, не доживем!

Очень лаконично написано, прям как Анастас Микоян между струйками дождя... У кого-то сейчас начнётся взрыв мозга ( по политическим причинам...))) Хорошо написано! Был во времена СССР и в 90-е и в Виннице, и в Киеве, и в Кировограде, похоже сильно ничего и не поменялось..

Замечательная семейная поездка, подробный отчёт, автору и всем участникам 5+.
Буду в Европе надо заехать на Украину.

Тоже был в Софиевке и Одессе сначала при СССР потом во времена первых лет после развала СССР , тогда уже видел как в Умани какие то тв-ри стояли с плакатами: Не подпишем договор с Россией по СНГ.тогда на них никто и внимания не обращал ,идиоты да только, с этого все начиналось и вот теперь к чему пришли .На Украину россиянину теперь и не съездить при всем желании, а уж на машине с российскими номерами и 20 километров не проедешь , закопают так что следов не найдешь.

Дикари-с)))

Спасибо за рассказ о местах, которые, к сожалению, стали труднодоступными для большинства дромчан. Очень жаль, что политики и бизнесмены смогли разделить братские народы :( С удовольствием вспоминаю нашу новогоднюю поездку в Одессу и дальше в Карпаты в 2014 году. Уже вовсю бушевал Майдан, но вдали от Киева все было еще так мирно....Да, похоже, дороги через Николаевскую область так и не появились? Мы тоже делали большой вынужденный крюк по пути в Одессу.

Интересные места.
Побольше бы Украинских путешествий от братьев...гляди и картина объективная и правдивая откроется...а то тут у нас третий год подряд сериалы 95 % эфира крутят про Ваши страдания...

[quote=gunn40]Дикари-с)))[/quo te]
Нигавари-с)))

Н Новгород-Киев
1. Таки да, Одесса разваливается, к сожалению.
2. Трасса Одесса-Рени не плоха в начале. Основные к ней претензии в середине пути, в районе Татарбунар. Так что, вы просто не доехали.
3. Тоже самое касается и дорог в Молдове. Они хороши в сторону Кишинева, но вот если поехать из Маяков, как Вы ехали в сторону Кагула, то мало не покажется, хотя это информация 2х летней давности, но мне кажется, что за 2 года такие длинные участки просто не могли отремонтировать.
4. Лучшая таможенная служба в СНГ - это Молдавская. Там даже ВайФай есть на КПП, пока у тебя документы проверяют, можно в интернете посидеть.
5. В Кишиневе был, а может и остался, единственный в СНГ Макдоналдс, в котором продавали пиво.
6. Трамваи в Виннице - это гуманитарная помощь из Швейцарии, трамваи 60х годов выпуска.
7. Удивительно, но в Молдавии бензин дешевле, чем на Украине. Что-то не так с формированием цен на топливо в Датском королевстве (Украине). Любопытно, по чем газ для населения в Молдове по сравнению с Украиной?
А так, отличная поездка! Сам бы с удовольствием прокатился по этому маршруту.

Я сперва подумал что поездка 1988 года...

Замкадье
Наплыв туристов в Одессе, все же просто, 90-95% жителей Украины выезд за пределы Украины не мыть унитазы, а отдыхать не по карману. А побережье то осталось мизерное, пригодный для отдыха кусок от Одессы до Затоки.
По этому и толпы.
Про белорусов. Их тоже по деньгам опустили. Крым стал российским, с неадекватными ценами, сравнимыми с Европой, по этому и остаётся Одесса.
А молдаване и так всегда нищие были.

Так что с этой точки зрения все объяснимо.

отличная поездка

Поэтому мы отправились в пригород Одессы, в с. Нерубайское, где расположен музей Партизанской Славы, он же музей катакомб, связанный с историей партизанского отряда, действовавшего в годы войны в подземных лабиринтах под Одессой. Хотя здесь и не совсем то место, где реально находился отряд — Тоже там был когда то , и удивлен как это выродки Бандеры и правосеки еще не закрыли этот музей и вообще не взорвали там все , для них это же наследие проклятого ими совка и не вяжется с их незалэжностью.

НСК
Красивые места. Жаль, что к чему не притронемся - все получается днрлнрпмр...

а вообще можно попасть в Украину на автомобиле? давно мечтаю об Одессе, но сейчас как то боязно. если по суше нельзя, то может по морю можно? в Севастополе допустим на паром или на теплоход (как пешие туристы) и здравствуй Одесса.
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.

VAZda12:
Много машин с Российскими номерами встречается, даже на западе Украины. Может меньше, чем несколько лет назад, но много. А чего боятся то, если с мирными намерениями и адекватным восприятием действительности?

Камчатка-Белгород
Описание понравилось,без предвзятостей.
Но ночная Одесса,судя по фото,по сравнению с Ялтой,Сочи-какой-то обезлюдевший красивый городок((
Isuzu Elf 4ВЕ1
NKR-58E 7140555
Isuzu Elf 4HJ1
NKR-72Е 7000216
Друзья, рекомендую поменьше смотреть телевизор. Все границы для российских автопутешественников открыты. Ну разве что со стороны Крыма не пропустят на машине, можно только пешком. И хочу заверить, никакие правосеки и бандеровцы детей не едят и никого не закапывают. Опасно только в районе боевых действий, но туда и не пустят. В тексте автор упоминает о питерских машинах в Одессе, значит понемножку начал ездить народ. В моем городе тоже попадаются российские номера, правда очень редко, за всё лето штук 10 видел. Короче, можно ехать)

VAZda12:
Попасть на Украину на автомобиле можно, кроме как через Крым или зону "АТО". Но для мужчин в возрасте 16-60 необходимо предъявить на границе "основание" прибывания на территории Украины - приглашение от гражданина Украины (оформляется у нотариуса на Украине, достаточно копию предъявить), командировочное удостоверение.
PS
В советское время Комета ходила из Одессы в Севастополь. Всего 2 часа по морю и ты в Крыму.

Из Крыма никак нельзя. Ни пешком, ни на авто. Только по материковой границе. Был в Киеве чуть меньше года назад. По одесской трассе разок лихо обогнала Ауди на ростовских номерах. Больше рос.номеров не видел. Но знаю, что никаких проблем с машиной не будет. Сняли георгиевскую ленточку и вперед. в Украине население куда менее политизированное, чем в России. это по телеку сплошь страсти. На практике картинка совсем иная. даже на западенщине. собственничество и частные интересы превыше доекларируемо государственно важных. в отличии от РФ

Отчет, как обычно, хорош! Отрадно, что у Вас все путем.
Жаль, нет фото непосредственно ласточки, на которой, собственно, и состоялось путешествие)

Александр Кураленко:

MrWhispered:
Нет их, братьев, забудьте.
Я так думаю, лично Вам в "братья" никто из украинцев и не просится! Ну вот зачем Вы нагнетаете? Нормально все общаются, делятся впечатлениями от увиденного, но обязательно найдется тот, кто поделит всех на черных и белых (братьев и небратьев)...

MrWhispered:
Нет их, братьев, забудьте.
Ну как же нет! А болгары-братушки? )

Очень приятный, взвешенный и добрый отчет. Побольше бы таких!

Хороший отчет, спасибо большое!
Посмотрел фотографии Одессы - прямо защемило в душе, один из любимых моих городов. Последний раз был там еще до конфликта. Что-то такое есть особое в одесском воздухе, наверное. Люди чудесные, парки, море. А уж "насчет пожрать" ))) - вкуснее и бюджетнее я не ел нигде.

ALEX175:
...На Украину россиянину теперь и не съездить при всем желании, а уж на машине с российскими номерами и 20 километров не проедешь , закопают так что следов не найдешь.
Да бросьте Вы пургу гнать)). Ездил я два раза на Украину уже в 2014 и в 2015 гг. Правда, без машины, самолетом летели с женой до Одессы. Ни одного косого взгляда, хотя мы не скрывали, что из России. То есть я уверен, что муд@ки там тоже водятся, потому, что они водятся повсюду, но лично - не видел.
Думаю, если бы я размахивал флагом ВДВ и орал "На Киев!", то огреб бы по полной. А при уважительном человеческом отношении - никаких проблем.

...в Грузию уже ездят спокойно отдыхать...надеюсь и на Украине разберутся.

Меня больше порадовали слова о "хорошем покрытии на дорогах" Украины.
Если в 13 году трасса Киев Одесса была убита напрочь, то о каком хорошем покрытии на ней можно сейчас говорить? Или хорошее покрытие относительно других дорог Украины? Автор, а вы были за пределами Украины, хотя бы в Белгородской области, не говоря уже про Польшу или Германию. Если вот с этими дорогами сравнивать, насколько у вас там "хорошие" дороги?
А вот и продолжение про отпуск...
Вы точно отчет для Дрома писали? ни одной фотки самого главного - автомобиля, на котором совершали путешествия нет...
TurboDiesell:
На российских номерах приезжают украинцы ,работающие в России.Коренных россиян,да ещё на российских номерах мизер.Я бы то же не стал бы рисковать,если бы был россиянином.Украина сейчас не то место куда надо ехать россиянам.Слишком много гопников повылазило.И на полицию нечего рассчитывать,они россиянам не помощники.
Меня больше порадовали слова о "хорошем покрытии на дорогах" Украины.
В Украине дорог НЕТ!Это я Вам как житель Украины говорю.Может какая сотня и есть,и то.... .А в Белгороде,Курске,Ростове,Красн одаре-да,дороги не хуже чем в Европе.

Тоже бы съездил в Одессу ещё раз.

Автор своим отчетом дал повод задать вопрос:кто-нибудь из дромовских читателей и писателей после 2014г ездил на Украину на автомобиле и какие ощущения остались от поездки?Какое отношение к туристам из РФ граждан Украины?

Николай-1й:
Живу на Украине с российским паспортом, периодически на Родину езжу. Сейчас местный народ подуспокоился, и к РФ номерам более менее спокойно относиться стал. Кто боится ехать на РФ номерах, может обеспечить себе индульгенцию - путем прикрепления маленького украинского флажка под лобовое стекло, тогда точно не тронут. Но сейчас уже много машин и без флажков. Главное, как писал выше, приглашение себе обеспечьте, иначе на границе просто могут развернуть.
Gennvr123
VAZda12:
Русским только через Харьковскую таможню ,и то бывает спрашивают приглашение ,ну 1.5 рубля бывает решает эту проблему ,а в общем там без проблем ,ну транспорта с Русскими номерами очень мало встречается ,на Крымской таможне пускают только Украинцев и Крымчан .

Меня больше порадовали слова о "хорошем покрытии на дорогах" Украины.
Посмотрев список моих предыдущих отчетов, Вы сможете заметить, что да, бывал. В Польше тоже бывал, хотя и довольно давно. А в Белгородской области и вовсе достаточно часто, как и в самом г.Белгород.

Итак, да - большинство украинских дорог находится в плохом или очень плохом состоянии. Это правда. Но хорошие дороги в Украине все таки есть. Их немного, так что могу позволить себе перечислить известные мне.
Трасса Киев-Чоп (до венгерской границы, включая Мукачево, Львов, Ровно) - в идеале на вполне европейском уровне.
Трасса Киев-Харьков. Реставрируется с 2012 по сегодняшний день. До Лубнов уже в идеале, до Полтавы почти в идеале, Полтава-Харьков в хорошем состоянии. В части Полтава-Лубны активно расширяется.
Трасса Е40 "Варшавка" От Киева и почти до Луцка в отличном состоянии, от европейского уровня отличает только отсутствие ограждений с катафотами и отбойников. Возле Луцка проходит по населенным пунктам и разбита.
Трасса Львов-Ивано-Франковск. Отреставрирована год назад. Типичная для Польши-Румынии междугородная трасса. В смысле покрытие отличное, знаки и т.п. - но извилиста и проходит через много населенных пунктов.
Трасса Киев-Одесса. Реставрировалась 10 лет назад. В хорошем состоянии участок от Умани до Одессы.
Киев-Чернигов. Реставрировалась 13-14 лет назад, все еще в очень хорошем состоянии.
Трасса Днепр-Запорожье. Практически в идеале.
Трасса Харьков-Днепропетровск (бывшая "бетонка"). Реставрировалась 10 лет назад. Большей частью в очень хорошем состоянии, в статусе магистрали. Однако в правом ряду уже появилась колейность, а участок примерно 50 км до Днепра оставался недоделан, ныне он отреставрирован наполовину - одна полоса - куда и сведено движение с обеих полос.
Междугородные трассы.
Могилев-Подольский - Винница и Винница-Умань в хорошем состоянии, Умань-Кировоград не полностью, но большей частью отреставрирована (не до европейского уровня, но до состояния нормальной дороги, раньше там был пи......). Закарпатская область в целом очень хороша. Харьковская область - отдельными местами. Днепропетровская и Одесская - аналогично.
Теперь о том, что плохо.
Николаевская - беспросветно. Кошмар.
Окрестности Кривого Рога - аналогично.
Сумская и Полтавская области - в основном плохо.
Львовская и Ивано-Франковская области - кроме вышеуказанных трасс, в основном плохо или приемлемо ниже среднего.
Черновицкая и житомирская области - в основном средне и ниже среднего.
Волынская и Ровенская - средне.
В остальных в последнее время не бывал, не знаю.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

Алексей:
Сорри, исправлюсь. Впрочем, об этом автомобиле уже есть мой отзыв с фото: Отзыв о Volvo 740

Замкадье
То есть дорога Киев Чернигов не ремонтировалась последние 3 года?
И Вы считаете её покрытие нормальным?
Я ездил из Гомеля до Одессы в 13 году. Вся и
Трасса убитая по моим понятиям. И от Умани до Одессы тоже. С фиговым асфальтом в латках. Как лоскутное одеяло.

Замкадье
Ко мне брат прилетал из Одессы. Я его во Внуково встречал. Он был в шоке от дороги от аэропорта до МКАД. Типа на Украине такого класса дорог вообще нет. Даже Киев Одесса не дотягивает. А мы ехали даже не по магистрали, а по дороге с ограничением в 90.
А ведь есть и дороги с ограничением 110 и 130 км в час. Где асфальт ровное плотно без латов и швов.

Вот по этому я и спросил, с чем сравниваете Украинские дороги, раз они по вашему мнению хорошие.
А вот и продолжение про отпуск...

Хм, у автора, как и ранешние, отчет хороший, но опять без политики. Я вполне понимаю почему и зачем вы обходите эту тему и вполне согласен.
НО.
Все же для автопутешествия на своем авто за 3/9 земель да еще с семьей, с детьми, даже более важно знать что тебя там ожидает в плане их безопасности, как люди относятся и т.д., а уж дороги и сам авто это второе дело - ведь, если не уверен в машине, просто не поедешь :) Вот вы пишите молдавские и т.д. таможенники и гайцы хорошие по отношению к вам оказались - а к другим иностранцам, к европейцам, к русским, а простые люди и наоборот власти? Вот в Азию например тянет, но понятны трудности с таможнями и т.д. - этого много описано на Дроме. Я когда катался по Европе тоже старался не только, т.ск., дорожные, но и морально/духовные )) особенности общения подметить, ибо считаю важным, и рассказать в отчете; правда, все было ок, рассказывать особо не о чем. А ваша Украина и вообще молдавский угол - в этом отношении темнота, неизвестность...

дело за малым, найти родственника в Одессе и попросить что бы он приглашение выслал)))))
Увидел черную кошку в пути, три раза плюнь и один раз пни.

Хорошая поездка получилась,молодцы.

legus:
Главное, чтобы на этой хорошей московской дороге не попасть в пробку.

legus:
В Киев с Борисполя (аэропорт) тоже магистраль отличного качества с ограничением 130.
Хотя плохие дороги в Украине тоже есть и их немало. Но последние 2 года действительно очень много отремонтировали.

Noname
Нам бы ваши проблемы. Во Владивостоке вообще дорог нет.
VIVERE MILITARE EST!

Julie Vlad:
Нам бы ваши проблемы. Во Владивостоке вообще дорог нет.
ЗА ТО нормальные машины есть. На Украине правый руль под запретом.

VAZda12:
в том-то и дело... у меня в Одессе не какой-то, а двоюродный брат! За 50 лет давно мужику, жил и в Молдавии при СССР и в Ростове уже в РФ, к.т.н., книжки пишет, бизнес как-то мутили, а после Майданов и поджога в Одессе как свихнулся, пена у рта, русские оккупанты (а сам-то кто?), и т.д... разругались в хлам главное непонятно почему с чего и за что ((

Глупости ведь говорите!
Вот и на . Внучки Бандеры повылезли ,какого --- вы здесь пасетесь .
JokerSL:

ALEX175:
Вот и на . Внучки Бандеры повылезли ,какого --- вы здесь пасетесь . Неужели ? Может быть скажешь что и дома профсоюзов в Одессе не было и это все вранье . Ты наверное на ихней мове собачьей и разговаривал.
А лично Вы откуда про профсоюзов знаете? Не из телевизора ли? Тоесть Вы знаете то, что Вам рассказал первый канал? Зачем этот розжиг? Когда Вы были в Одессе? Или Киселев сказал что там кушают рускоязычных младенцев и Вам туда ехать опасно? Так вот, я вам больше скажу - Вам там действительно лицо быстро начистят за высказывания про "мову"...

Egen:
НО.
Я уже такой вопрос задавал,Вы его развернули подетальнее.Ответа от наших путешественников пока нет.Самолетом не в счет,на лбу у каждого не написано,откуда он. Про родственников,живущих на Украине,у моих знакомых(у самого родственников на Украине нет) такая же история:разругались с братьями и сестрами вдрызг,разговаривают по телефону только с матерью.Поэтому вопрос о возможности проезда по Украине без последствий для нас,граждан РФ, остается в силе.Повторюсь,кто бывал на Украине на автомобиле после 2014г,откликнитесь. И еще,предлагаю политику не затрагивать,здесь не место этому,да и будет в итоге только ругань.

TurboDiesell:
Скажем так, летом 15 у меня была в гостях племянница. К себе не приглашала. Так и сказала, к нам не зову, сами понимаете почему.
Может в 16 что то и изменилось. Да, машины с российскими номерами там ездят. Зачастую и дорогие. Но на себе я ставить опыты не хочу.

Замкадье
Опять же, не редки случаи, когда отмороженные из зоны АТО привозят с собой оружие и гранаты.
Часто в магазинах их вместо денег выкладывают, ну или в кафе. Типа я там воевал, а вы тут жируете, выставляя такие цены. Кто знает, что в головах у таких произойдёт, если увидят машину с российскими номерами? Да, таких людей доли процента от всего населения, но они есть.
А вот и продолжение про отпуск...

У меня в Одессе живут родственники, оношения с ними хорошие, после известных событий не разругались.
Спрашивал насчет возможности гражданам РФ ездить на автор в Украину.
Мне ответили, что возможность конечно есть, но вот пользоваться ею пока не стоит.

Martyn36:
Очень жаль, что политики и бизнесмены смогли разделить братские народы :(
Вот уж не надо ля-ля. Никто братские народы не разделял. 86% одного из двух братских народов в едином порыве выразило и выражает одобрямс действиям своих политиков с президентом во главе.
"Меня обманывать не сложно, я сам обманываться рад". Политики лишь отражают волю большинства народа, наших с вами земляков. так что нечего сетовать на каких-то там "политиков". Сетуйте на своих друзей, коллег, соседей и просто сограждан, что с вами ходят по улицам.
TLC Prado 150, 2,8D, TXL, 2019 год, правый руль

legus:
Возможно вы правы, отпечаток войны в головах у воевавших людей остался, и никто не застрахован. Но конкретно по отношению к жителям РФ я не слышал ни об одном инциденте какого либо насилия.
А процент мерзавцев везде примерно одинаков. Здесь на форуме тоже очень часто встречаются выражения против украинцев, оскорбления и даже предложения физической расправы, но это же не значит, что рядовой россиянин враг рядового украинца (кроме конечно "отпускников").

Хороший рассказ, молодцы! В целом ситуация понятна - на (в) Украину из РФ пока не ездим. Жаль, очень жаль - успел прокатиться до Львова в 2013 году и до сих пор вспоминаю.
Что ж - будем ждать- полностью согласен с тем, что: "Вот уж не надо ля-ля. Никто братские народы не разделял. 86% одного из двух братских народов в едином порыве выразило и выражает одобрямс действиям своих политиков с президентом во главе". Может что-то измениться когда-нибудь?
Ivanyc1:
В России столько прекрасных мест,жизни не хватит всё посмотреть.

отличная поездка, прекрасные места
отчёт тоже получился очень хороший
Павел
Я ездил в этом году в Болгарию на мос. Номерах через Украину. И туда и обратно останавливался в готелях в Украине. Отличные отели за нормальные деньги, прекрасное отношение людей... Если вы нормальный- то проблем я не заметил. Ну, а если у Вас телек в башке то лучше в Крым... Так всем лучше будет.

Одесса прекрасна!!!

Николай-1й:
последние отчеты о поездках можно посмотреть на этом сайте... http://www.adybov.ru/forum/vie...
alex163
JokerSL:
"Правда без машины" с российскими номерами - ключевая фраза из всей этой шелухи. Вообще-то речь идет о путешествии на авто, это дром.
А так, можно конечно рот закрыть и ехать куда хочешь. Рожи у всех одинаковые.

GENAK:
Посмотрел.Это не совсем то,о чем я спрашивал.Один едет на автобусе с ровенскими номерами,другой транзитом,третий по провинции.но с приключениями..Свидетельство есть,к тому же ,что машин с российскими номерами не видел.Может кто-то все-таки ездил по Украине на автомобиле с российскими номерами,в Одессу,наприме?Ведь до 2013 года включительно навалом было таких путешествующий по всей Украине.

Анапа
Со мной работают трое украинцев , у них здесь уже семьи , дети , дома , но к родственникам они на машине не едут после одноименных событий , у брата жена из Винницы , каждое лето он с семьей гонял на украину , сейчас судьбу не испытывает , зачем говорит на поезде спокойнее ...
держу хвост пистолетом
На ютубе есть куча видео от человека, который рассекал по всей Украине на машине с ру. номерами https://www.youtube.com/watch?v=C5YMZaYIaEs и куча его видео. По Харькову встречаю кучу номеров от 31го региона, до каких то левых типа новосибирска. Не так много, когда весь белгород на выходных тарился у нас в Дафи, но все равно. Коллеги по работе из Москвы просто не вылазят от нас, потому как тут они со своей масковсой зарплатой - цари и боги, снимают трешку, для них это просто хоромы нахаляву (400 баксов в месяц). Мы их тут учим украинским песням, даже водили на Океан Эльзы и ВВ. По поводу Одессы, тоже был этим летом, но ездил Харьков - Мелитополь-Николаев- Херсон. До мелитополя - отлично, потом полная ж. 150 км дороги в мелкую волну от грузовиков зерновозов. И очередь из них в Южном километров 10. Сама Одесса - сказочное, красивое место, два дня там провел, облазил кучу кабаков, заезжал на Ибицу (это клуб, куда ехали мужики в фильме О чем говорят мужчины), красиво ,пафосно, дорого, там парковка только чего стоит...машины от 100К и выше. Иеще понравился краеведческий музей...никто туда не ходит, а там интересно. Жили в Коблево, молодежное место, хорошо...но не Крым. Море там не то совсем. И даже в Коблево видели пафосные джипы на русских номерах, хз че они там забыли.
Ханты-Мансийск
Тоже был в Софиевке... Окончил Уманское медицинское, которое, кстати на хорошем счету в Украине.
Ханты-Мансийск
Тоже два последних года не едем на авто (да и на общественном транспорте тоже(() на Украину((

Нынче в августе отдыхал в Крыму. Видел немало машин с украинскими номерами. Так же встречал и немало людей с Донбаса, они там в основном работают, с одним из них (таксистом) разговорились о событиях в ДНР. Рассказывал такие ужасные подробности событий на Украине (Одессе, Харькове) которые по ТВ России не показывают. Так, что желания посетить Украину нет никакого.

Город над вольной Невой
Товарищи Ленин и Сталин создали страну Украину, и сделали из нее одну из самых развитых в Европе... Долго еще протянут?
Почему автор не воюет в АТО против террористов-сепаратистов? Почему он не живет жизнью своей Батькивщины и не поддерживает свой народ ?
Юрий Самойлов:
А почему ваши сограждане ездят в "страну-агрессор" на заработки?
Глупости ведь говорите!
О каких глупостях речь, уважаемый?
А почему ваши сограждане ездят в "страну-агрессор" на заработки?
"Голод не тётка".В Украине нормальной работы нет,и в скором будущем не будет.Вот и едут по всему миру на заработки.
KAB80:
ЗА ТО нормальные машины есть. На Украине правый руль под запретом.
Зато в Литве запрет на правый руль снят. Европарламент вставил литовцам что надо и куда надо, и они были вынуждены снять запреты с правого руля, как во всех странах Евросоюза.
Отчёт очень интересный и познавательный. Без политики, и это хорошо. У меня создалось хорошее впечатление после прочтения отчёта, как будто и не было распада СССР. Как будто это я сам сел в машину и без проблем побывал в Одессе и Молдавии, как и двадцать пять лет назад (только тогда летал на самолёте из Владивостока). Всё таки какое было замечательное время (в смысле совместного проживания всех народов в СССР). Огромнейшая страна, просторы для передвижения необозримые. Всё это деление простым людям абсолютно не нужно. Ничего они от этого не выиграли. Как бы сейчас было хорошо молдаванам, вези свои персики и абрикосы хоть на Камчатку. И Камчадалам было бы хорошо, фрукты были бы в разы дешевле. Нет, понастроили заборов и рады, мы свободны!!! Какая же это свобода - за забором жить? За отчёт большая 5 с ++++++.

Бумба Бумбович:
Ну да, ну да. Вот Украина подписала ассоциацию с ЕС, и теперь ее "нагибают" на снятие запрета экспорта леса (прописано одним из условий снятие запрета на экспорт. Что в Карпатах от леса тогда останется?

Egen:
НО.
Вы правы, я понимаю, что эти вещи - отношение местных, окружающих людей, пограничников, полиции, таможни и т.п. безусловно интересуют каждого, кто хочет куда-либо поехать. Но я действительно умышленно избегаю острых вопросов, оставляя политику за кадром. Отчасти потому, что каждый уже имеет сформированное мнение и мировоззрение, а главное - Вы сами видите, как много к этому посту провокативных комментов, часть из которых, к счастью, администрация убрала, но которые продолжают появляться. Меня очень радует тот факт, что реакция большинства на такие провокации видится спокойной и разумной - не вступать в полемику с троллями. Ну и я, в свою очередь, не хочу давать поводов для холивара. Здесь многие отметили, как на волне недавних событий диаметрально противоположное отношение к этим событиям привело к ссорам и конфликтам с родственниками. Мое мнение такое: все в мире течет, все меняется, но нам никуда не уйти с глобуса - были рядом и останемся. И нашим детям этот мир останется таким, каким оставим его мы. Хороший будет подарок детям и внукам, если мы оставим им вражду! Так что надо стремиться к добрососедству. Большинство шумных проблем высосано из пальца и не стоят выеденного яйца. Национальные, исторические, языковые проблемы и т.п. - как раз из этой серии. Я стараюсь, чтобы мои дети успели побольше увидеть своими глазами прежде, чем сформируют свое мировоззрение. Чем больше в этом мировоззрении будет личного опыта - тем меньше места останется для пропаганды. Кстати, это ответ тем, кто пытается задеть меня вопросами о патриотизме. Любить свою Родину можно и нужно - но это не повод терять разум и способность к собственному мышлению. Патриотизм недаром называют прибежищем негодяев - это такой колоссальный рычаг для манипуляции людьми, используемый, чтобы заставить людей забыть о своих интересах и интересах родных и близких - и принести их на алтарь тех, кто взял на себя наглость говорить от имени родины. Считаю очень важным научиться самим и научить детей не поддаваться на такую пропаганду, дистанцироваться от нее.

Харьковская обл., Украина
Насчет возможности и безопасности поездок в Украину и транзитом через Украину.
Я, конечно, не могу взять на себя смелость гарантировать что-то от имени всех жителей как Украины, так и Молдовы и других стран. Конечно, есть отдельные лица и группы лиц, занимающихся хулиганством, в т.ч. использующих в качестве предлога политические вопросы. Но их реально очень мало. Настолько, что за все последние годы я с ними вообще не встречался. Хотя инциденты периодически бывают - подобные сюжеты проскакивают по ТВ, в инете и других СМИ. Могу только заметить, что в последние годы СМИ вообще стали мусоросборником, вытаскивающим на всеобщее обозрение и долго смакующим все самое плохое, грязное и отвратительное, а о хорошем и светлом писать им, видимо, невыгодно. В самом деле, пьяная поножовщина в каком-то баре хрен знает где становится международной новостью номер один на несколько недель, а отремонтированная дорога или открытая новая станция метро могут и вовсе не мелькнуть. Вывод: все плохое, публикуемое СМИ, делить на 38.
Да, есть некоторые острые вопросы, к которым отношение может радикально отличаться. Их мало и их лучше не затрагивать, только и всего.
Автомобили с русскими номерами у нас есть, не так много, как раньше, но и не так мало, как год назад. И это далеко не только гастарбайтеры. В Харькове снова становятся почти домашними номера 31-го региона (Белгород), фуры на российских номерах снова караванами идут через Львов на Закарпатье - сам видел и фотографировал, скоро напишу отчет по поездке в те края, выложу. Клеить "вышиванки" и вешать желто-синие флажки совершенно не обязательно. Однако, да - георгиевские ленты, символику ДЛНР и надписи типа "1945-можем повторить" с машин настоятельно советую убрать, чисто чтобы не давать повода хулиганам. По этой же причине стоит держать авто не под подъездом, а на охраняемой стоянке. Что, впрочем, рекомендую делать всем, а не только российским туристам. Сам же по себе российский номер никакой агрессии не влечет - никто не обращает внимания.

Блокпостов уже нет, точнее остались только в донецкой и луганской областях. Так что вооруженных людей вы, скорее всего, не увидите вовсе. Хотя места бывших стационарных блокпостов в основном сохранились и ими нередко пользуются гаишники. О гаишниках: новая полиция работает в основном в городах и крупных райцентрах, за городом в основном работает старая привычная ДАИ. Стационарных радаров практически нет, кроме трассы Киев - Чоп, но и там, где есть, это фактически украшение. Писем счастья нет. Гайцов с радарами тоже крайне мало - так что нарваться на штраф - это надо сильно постараться. Полиция в основном следит за другими нарушениями: проезд на красный, нарушение рядности, непропускание пешеходов, остановка в неположенном месте, неработающие осветительные приборы и т.п. И плюс пьянка. Ведут себя сверхвежливо. Все действия снимают на несколько камер, часто в присутствии понятых (сам бывал в этой роли). Старые менты - это обычные менты, ничего непривычного. По прежнему собирают деньги. Но их немного и их арсенал заметно сократился - основное нарушение невключенный ближний свет, поворот не из того ряда или иные нарушения разметки и знаков. У грузовиков интересуются документами на груз. Могут тоже проверить на пьянку.

В пешем виде и вовсе проблем быть не может. Русский язык звучит в Украине повсюду, причем на западе теперь стал звучать в десятки раз чаще, т.к. туда переехало много жителей восточных регионов - так что если не быковать типа "гавари са мной нармальным языком!" - проблем не будет вообще. Кроме того, несмотря на военные действия, паспорт с собой по прежнему никто не носит и проверка документов на улице по-прежнему не практикуется. Исключение - лица явно арабской внешности, особенно молодые парни - например, иностранные студенты. Впрочем, к ним отношение тоже вполне лояльное, вопрос в основном по регистрации и сроку действия виз.

Насчет упомянутых выше участников АТО и "гуляющего оружия". Участников АТО очень мало - ну просто взгляните статистику по призыву за последние три года, чтобы понять, что их по отношению к населению крайне мало. И оружие не гуляет - даже если кто и разжился гранатой или стволом, он хранит свое приобретение в надежном месте и ну точно не таскает его с собой по магазинам. Так что никто гранаты вместо денег на прилавок не выкладывает :) Стоит заметить, что хотя участников АТО и мало, но народ к ним в большинстве относится с очень большим уважением, так что негативно высказываться о них я бы советовал воздержаться.

Вообще, все очень просто и требуется лишь разумно взвешенное поведение: так, при нахождении, например, в гостях в Азербайджане, не стоит восхвалять Армению и называть Карабах Арцахом, при нахождении же в Армении неразумно смеяться над геноцидом армян и говорить, что никакого геноцида не было и что Турция все правильно сделала, находясь в Турции не стоит носить символику Курдистана, а в Сербии не стоит носить символику Косово. Простые и логичные вещи. Политкорректность, вежливое уклонение от скользких тем и уважение к местным - и Вы везде желанный гость.

По Молдове.
Я слишком мало там был, чтобы сделать более глобальные выводы.
Но могу сказать следующее: вое-первых, молдаване дружелюбны и открыты, не прочь пообщаться. Узнав, что Вы турист, они, скорее всего, удивятся - а что здесь смотреть - но при этом их очень радует, что кто-то интересуется их страной и просто расцветают, когда Вы им ответите "Как что! У вас такое вино, такие фрукты!". Вино - это предмет их национальной гордости и они могут долго и с большим удовольствием рассказывать, какой сорт стоит в первую очередь попробовать и где продается самое лучшее вино. С большой вероятностью, разговор с жителем Молдовы начнется именно с того, что Вас спросят: "А Вы уже были в погребах? Вы уже пробовали ..... ?". Вино и кухня - это изюминка Молдовы. Как, кстати, и Грузии, но там есть горы, много памятников истории и культуры - а в Молдове гастрономические открытия занимают главное место. Охотно говорят и о политике, но все с уклоном в экономику.
Русским языком владеют практически все, но в быту чаще всего говорят по-молдавски (румынски). Впрочем, это совсем не проблема - их культура такая же, как и наша, требует отвечать собеседнику на его языке. На русскую речь никто не оборачивается на улице - это нормальное явление. Однако если Вы все же выучите хотя бы два-три румынских слова - например, "спасибо" - "мултумеску", "до свидания" - "ла реведер" и т.п., то наградой Вам будет удивленный и ОЧЕНЬ уважительный взгляд и совершенно другая улыбка собеседника - радостная и благодарная. Вывески в основном на молдавском (латиницей) или английском, русские встречаются. Меню в приличных кафе обычно продублированы.
В ПМР картина совершенно другая, хотя там и три гос языка (молдавский, русский и украинский), но надписи на молдавском (кириллицей) я встретил лишь 4 раза - на вывесках официальных учреждений. Везде говорят и пишут исключительно по-русски. Хотя молдавский знают и понимают, очень многие приднестровцы работают в Молдове и используют ее для транзита, но язык бытового общения здесь русский.
Я, честно говоря, с трудом представляю, как теперь, после 20 лет воспитания разной культуры, возможно говорить об объединении. Хотя, вопрос прежде всего в деньгах - кошелек и не такое может.
В ПМР тоже радуются и удивляются, узнав, что Вы турист - но с бОльшей опаской ждут "вердикта" - понравилось ли? И, разумеется, рады, если Вы нашли что-то хорошее и интересное. Предмет гордости - причем, заслуженной гордости - марочный коньяк. Ну и вино тоже. Кстати, если будете там - купите "Смуглянку" - не пожалеете! Туристов там немного, иностранные номера мне не встречались.
Ни у молдаван, с кем довелось общаться, ни у приднестровцев, с кем успел поговорить, друг к другу враждебности я не заметил, скорее, интерес, некоторая ревность и конкуренция. Однако молдаване сочувствуют приднестровцам - а те в ответ обижаются и оскорбляются. Был лично свидетелем такой картины на одной из АЗС. Так что лучше избегать прямых сравнений, это больная тема.
Насчет россиян и отношения к ним в Молдове я не в курсе - но машины с белорусскими номерами периодически транзитом проезжают, ну с украинскими и европейскими - это тем более не редкость, а в ПМР российские солдаты встречаются часто, в некоторых местах стоят БТРы под российским флагом - типа блокпосты. Никого не трогают, но если хотите что-то вблизи сфотографировать - надо подойти, спросить разрешения и, получив оное, нельзя фотографировать их пост. После съемки могут попросить показать, чего Вы там наснимали. Я просил такого разрешения снять вид на Бендерскую крепость с моста через Днестр. Разрешили. Непосредственно в Тирасполе граница проходит прямо по городскому пляжу. Дети купаются, а чуть дальше погранцы дежурят. Люди в форме заметно напрягаются, если видят человека с фотоаппаратом - впрочем, не трогают, а я, заметив их напряжение, не нарывался. Охрана стадиона "Шериф" тоже сильно напряглась, когда я снял вид на их стадион.

В общем, полагаю, что для российского туриста никаких особых проблем в Молдове и ПМР возникнуть не должно. Будьте лишь тактичны, старайтесь понимать и уважать местных жителей и их страну, ведь любить можно и маленькую страну и гордиться ее даже самыми скромными достижениями - и будете желанными гостями в Молдове.

миг23:
Какие же ужасные подробности событий в Харькове? Что здесь красиво, мирно, спокойно и уютно, что жизнь продолжается? Расскажите и мне, харьковчанину.

Dmitriy_Z:
....Возможно, Вас удивит, думаю, даже очень удивит, но Вы часто столкнетесь с тем, что украинцы вам... сочувствуют. Как я уже говорил, у нас многие работают в РФ и привозят с собой рассказы о ценах. Которые, как известно, значительно возросли, в отличие от зарплат и пенсий. В сравнении с нашими ценами, российские выглядят просто жутко, поэтому не удивляйтесь. Просто здесь вопросы величия государства, глобальных интересов и геополитики, кто под кем лежит и кто куда прогнулся вообще неинтересны, интересен лишь вопрос личного благосостояния.
Я бы так не сказал, скорее совсем наоборот. Так сложилось, что я живу на 2 страны: Россия и Украина, и у меня другое впечатление: цены уже одинаковые на продукты, что в РФ, что в Украине, есть некоторые позиции, например бананы, которые дешевле в РФ, а на Украине дороже. Ассортимент, в силу контрсанкций РФ конечно на Украине побольше будет, но от голоду никто не пухнет. Бензин и ДТ в РФ дешевле в 1,5 раза, чем на Украине и дороги в РФ лучше, коммуналка одинаковая. А вот доходы разные в пользу РФ. Как правильно сказали, кошелек и не такое может. И у меня такое впечатление, что только сейчас вопрос личного благосостояния для "пересичного громадянина" Украины вышел на первый план, а до этого как раз на первом плане была так называемая самоидентификация. Я сочувствую украинцам. Вы правы, что лучше дружить, а не враждовать.

Dmitriy_Z:
Таких как в Одессе 2 мая 2014 года, где заживо сожгли людей в Харькове не было, однако я специально спросил дончанина про Харьковскую область, ведь это приграничный с Россией и русскоязычный регион, с развитой (к сожалению в прошлом) экономикой, которая была завязана на производство высокотехнологичной продукцией для нужд (в первую очередь) России. Он пояснил мне, что в Харковской области так же как и на Донбассе после кровавого переворота в Киеве были протестные настроения, но их быстро подавили националисты и теперь Харьков исправно ремонтирует бронетехнику и выполняет пр. военные заказы для нужд украинской армии, которая воюет с жителями Донбасса. Лично я не участвую в акции "георгиевская лента" считая, что символ победы - красное знамя, 9 мая на лобовое стекло своего авто я прикрепляю портрет верховного главнокомандующего генералиссимуса СССР И.В. Сталина. Вот интересно как на это отреагировали бы в Харькове? Хотя тут даже гадать нечего.

KAB80:
Вы пишите, что коммуналка одинаковая. Вот к примеру за ноябрь этого года я "нажег" 415 куб. м. газа, что в денежном выражении составляет 2880 руб. Сумма в отношении к доходу вполне умеренная, учитывая продолжительные морозы ноября за -30. А вот знакомые из Ровенской области совсем отключили газ, за неимением средств (пенсионеры) и это там где зима сравнительно теплая, пользоваться личным авто для них так же очень накладно, бензин дорог. Разве, что электроэнергии в Украине теперь избыток, так как построенные клятой Советской властью АЭС, ТЭС и ГЭС вырабатывают достаточно энергии, к тому же Крыму( согласно проделанной Киевом энергоблакады опоры ЛЭП уничтожены) теперь этого ресурса поставлять не нужно.

Подскажите,кто знает: 1)- из России,я гражданин РФ,без приглашения с Украинской стороны,можно ли приехать мужчине,50 лет(на границе не развернут-?без нотариальной доверенности), и 2)-ходит ли поезд/самолёт из Москвы до Одессы?(была информация ,что сообщение прервано- правда или вымысел-?).

миг23:
Странно. Газ у нас действительно стоит сейчас дорого: почти 7 грн (около 17 руб) за куб, но какой смысл им было отключать газ, если суммарная стоимость коммунальных услуг для семьи не должна превышать 15% доходов этой семьи, всё, что выше, покрывает субсидия.
Бензин в Украине был всегда примерно в 1,5 раза дороже, чем в РФ
Мой отзыв: Fiat Punto 2008

S.V.R.:
1) Вообще-то люди ездят Вот, например, вот: https://www.drive2.ru/l/10083598/ Правда, это не в Одессу, но в Украину и без приглашения. Но лучше зайти на сайт посольства Украины в РФ, там должны быть правила. 2) Поезд "Москва- Одесса" ходит ежедневно, а прямого авиасообщения нет. Все летают через Минск.

Dmitriy_Z:
Это третий или четвёртый Ваш отчёт, который мне попался на глаза. Каждый раз читал с удовольствием, и фотографии тоже хоршие.
Но больше всего в Ваших отчётах нравится толерантность и уважение к тем людям, в гости к которым Вы едете. Именно такого уважения к другим очень многим не хватает в современном мире.

Харьковская обл., Украина
Благодарю за добрые слова.

S.V.R.:
1. Не знаю. Лучше уточнить в посольстве или консульстве.
2. Сообщение не прервано. Авиацией, правда, я не пользуюсь, потому не в курсе, но поезда ходят свободно, междугородные автобусы курсируют, как и прежде, плюс появилось новшество - "международная маршрутка". Знаю такие Харьков-Москва, Харьков-Ереван. Наверно и из других городов есть. Транзит тоже есть, хоть в ту же Молдову, хоть в Европу, кроме только, насколько я знаю, АР Крым.
Сувениры уже здесь!https://www.facebook.com/souvenirsmadeinmoldova/

В Кишинёве объездная дорогп есть?

ALEX175
Здравствуйте.Живу 22 года в Иркутске так-что мы с Вами почти земляки.В этом году в конце июля по работе был на своей машине в Питере. Давняя мечта была побывать в Белоруссии. Не буду рассказывать про Питер про него итак много говорят.Расскажу про Украину. Я сам с Украины давно там не был с 2004г. Так вот жена с дочерью остались в Иркутске думаю позвоню скажу, что поедем на Украину 100% откажется, а в Белоруссию она тоже хотела съездить.Позвонил и уже 2го августа встречал их (жену с дочерью) в Москве в азропорту Домодедово. Встретил и сразу рванули в Минск. Границу с Белоруссией проехали даже не заметили.Никаких проверок не было.При въезде только зелёную карту купили.Обошлась в 700руб. распостраняется на Белоруссию, Украину и по моему на Азербайджан.В Минске прожили два дня.За это время поняли что хотя у Батьки денег не много но везде чистота и порядок.Дороги хорошие везде всё подстрижено, покрашено,побелено.На второй день к нам приехал мой друг с Украины и мы поехали в Кировоград.

Поехали через Гомель на Киев. В Новой Гуте заехали в магазин чтобы потратить оставшиеся Белорусские рубли там нам посоветовали заправить полный бак так как бензин в Украине дороже, что мы и сделали. На границе очередь из машин была большая делать было нечего и я насчитал 96 мы были 97.Ни одного русского номера (кроме моего 138 региона) в очереди не было.Границу прошли нормально.Белоруссия не задавала никаких вопросов сделали отметку в загранпаспорте попросили открыть двери,капот. Подъехали к Украинской территории опять очередь.Отстояли прошли погранцов на таможне спросили с какой целью едем я сказал что в гости и всё. Перед тем как ехать я правда прочитал несколько отзывов и все писали что нужен вызов.Со мной ехал мой друг у него был Украинский паспорт это сыграло какую то роль не знаю но у меня вызов никто не спрашивал.Я был в Украине 10 дней ездил в Черкассы,Александрию,Кременчуг, в Комсомольск на Днепре (Горишни плавни) к тётке потом мы поехали в Кириловку отдыхать на Азовское море несколько дней там были проезжали Днепропетровск,Запорожье.Мелитополь.Нигде не прятались ехали спокойно останавливались в городах ходили в магазины,фотографировались, нас даже за всю дорогу не разу Даишники не остановили.Выехать хотели через Крым нас не выпустили(хотя при желании проехать можно было) нужно было оформить в Гениченске спец разрешения и возвращаться надо было опять через Украину иначе нам бы закрыли въезд на 3 года. Мы поехали через Харьков и вот тут нас три раза остановили ДАИ Первый раз на посту подошёл сотрудник сразу же представился первый раз за всю дорогу спросил зелёную карту попросил дыхнуть на него я отказался завёл меня на сам пост без объяснений отдал документы сказал -Извините за задержку- и отпустил.Я так и не понял в чём прикол.Второй раз остановили на Харьковской объездной я сказал. что меня только что останавливали он даже документы не стал смотреть.Третий раз меня остановили перед границей спросили нарушал ли я правила в Украине пробили по базе увидели только нарушения в России и отпустили.Погранцов прошёл нормально таможенники вывернули всю машину Нашли петарды которые я потерял ещё с нового года.Сказали что они запрещены,провели беседу полчаса мне объясняли что взрывоопасные предметы перевозить запрещено,а потом отпустили.Нашу границу я проходил через зелёный каридор.Наши тоже заставили все вещи с машины вытащить но досматривали не с таким рвением.Видать они знают как Украинцы досматривают. Из этого можно сделать вывод не надо бояться ехать в Украину.Отношение между людьми какие были такие и остались.Я встречался и с одноклассниками и с учителями и с соседями да и вообще с незнакомыми мне людьми никто враждебно ко мне не относился.Да ещё по телевизору все наши мультики наши боевики показывают без перевода.Если кому интересно звоните расскажу более подробно.89245370030
VAZda12
Легко.
TurboDiesell
VAZda12:а вообще можно попасть в Украину на автомобиле? давно мечтаю об Одессе, но сейчас как то боязно. если по суше нельзя, то может по морю можно? в Севастополе допустим на паром или на теплоход (как...
Про много машин я бы не сказал был в Украине с 5го августа 2017г. по 15 августа ни одной машины не видел только уже возле Харькова перед выездом встретил 31регион
Эдуард Неделько
Правда.
KAB80
Мне 49 05.08.2017г. ездил в Украину на своей машине просто спросили с какой целью еду.