|
Доброго всем дня! Читаю отчеты и поражаюсь, как у всех получается складно. Я попытаюсь что-нибудь изобразить, только не судите строго, пишу первый раз. Постараюсь не вдаваться в красоты мест (об этом и так много написано), отражу только полезную для автопутешественников информацию, может, кому сгодится.
У нас был опыт заграничных путешествий на самолетах, автобусах и поездах, но на автомобиле так далеко не рисковали. Зимними вечерами задумали мы рвануть в летний отпуск в Черногорию, а совместив приятное с полезным, заехать в гости к родственникам, проживающим в Белграде, р. Сербия. Самолетом, конечно, быстрее, но в последнее время небезопасно и дороговато, поэтому решили поехать на автомобиле (впоследствии нисколько не пожалели). В ходе подготовки мною было перечитано множество отчетов и сайтов. Отпуск у меня и жены планировался на июнь, да и дети должны были пойти на каникулы, но не срослось с отпусками, поэтому поездку отложили на неопределенное время. И вот в начале августа стало проясняться с отпусками, и вроде бы на восьмое число дали нам по две недели. Все. Началось.
Маршрут был выбран через Ростов-на-Дону, Украина, Румыния, Сербия и Черногория. Надо было заехать в Ростов-на-Дону, так как там находится румынское консульство, и получить транзитные визы. Документы на всю семью: я, жена и двое детей, дочь Катя и сын Игорь, — были отправлены в консульство 1 августа, были оплачены сборы по 35 евро за человека, оформлена грин-карта на автомобиль на 14 дней (что-то около 1 500 рублей) и медстраховки (1 евро в день на человека). В анкете просим открыть визы с 8 августа на 15 дней с двойным въездом. Все необходимые документы и порядок имеются на сайте консульства. Консул, прикольный дядька, сказал, что не гарантирует визы за неделю, но обещал позвонить, как будут готовы. Ждем. 6 августа консул позвонил и сказал, что визы дали и можно приезжать.
В семье имеются два автомобиля: «Опель-Астра G» и «Лада-Калина», хетчбек, 1,6, 8 клапанов с кондиционером. Оба авто находятся в отличном состоянии, по классу примерно равны, ехать можно было на любом. Сразу скажу, что я не ярый поклонник ВАЗа, но считаю, что любой автомобиль по своему хорош, если имеются руки и за ним смотреть. Так как у «Калины» был меньший пробег, около 40 тыс. км, решил ехать на ней. Перед поездкой проверил ходовку — все в норме, жидкости в уровне. С собой был приобретен датчик положения коленвала — посоветовали на сервисе, два тросика: сцепления и газовый (уложены аккуратно под передним пассажирским сиденьем — до сих пор там лежат), литр масла на доливку, литр тосола, тормозная жидкость, средство отмывать насекомых, лампочки по паре штук, два ремня ГРМ и генератора и два светоотражающих жилета (где-то читал, что нужны, но никто нигде их не спрашивал), на капот приклеил мухобойку (очень советую, потому что в нее на дороге попадало много камней и лишних сколов на капоте не выявлено).
В панели я сам врезал второй прикуриватель, чтобы использовать, как розетку для дополнительного оборудования. В «Калине» был установлен на водительский подголовник DVD проигрыватель для детей, на второе сиденье повесил накидку с уймой карманов под мелочевку. На лобовое стекло приклеил навигатор «EXPLAY PN-910» с картами «НАВИТЕЛ». При покупке были установлены карты России, Украины и Белоруссии, которые отлично работали и навигатор ни разу нигде не завис. Убедился, что без навигатора в Европе делать нечего. Проблемой для меня была Румыния, бумажных карт я не нашел, поэтому знакомый загрузил мне в навигатор «левую» карту Румынии и ее работоспособность была под вопросом.
По карточкам решили не заморачиваться и взяли с собой просто — наличные евро.
День первый, 07 августа — воскресенье, старт, конечная точка дня — г. Ростов-на-Дону. Румынское консульство
Дорога на Ростов была до боли известна, так как каждый год ездим на море, проходит через город-герой Волгоград и дороги там просто ужас. В одном из отчетов на Drom.ru вычитал, что можно проехать минуя Волгоград, через Самойловку, Елань, Михайловку, Серафимович и на Суровикино. Решил проверить.
Саратовская область перед Калининском.
Прямо как в самолете, можно идти по приборам, собачка на панели тоже в экипаже.
Выехали в 08 часов, до Казачки дорога сносная, а дальше до Елани дороги просто нет, «Калина» заезжала в яму, ехала внутри ямы и выезжала. Встречались только с/х техника. У одного из трактористов спросил, правильно ли мы едем, ответ был утвердительным. Слава Богу, что он не спросил, куда мы едем, посчитал бы полными придурками ехать по такой дороге в Черногорию. Местами я хотел остановиться и вернуться, но после Михайловки дорога улучшилась и «Калинка» побежала. На улице было 30 градусов, работал кондиционер, в салоне было комфортно. Только никаких регулировок нет, или да, или нет, правая нога замерзла в прямом смысле слова, я остановился и заклеил нижний воздуховод скотчем, стало лучше. Проехав Михайловку, остановились на придорожном рынке, купили сгущенку в полторашке, дальше до Суровикино дорога прямая, ровная, пейзажа, гаишников и населенных пунктов нет. Вообще по данной дороге ехать не советую, оказалось, лучше через Волгоград.
Перекусываем в дороге, пока еще домашние продукты.
Примерно в 20 часов подъехали в Ростову, остановились в отеле «на 800 километре», по-моему так называется, стоимость 2000 рублей за четырехместный номер с душем и кондиционером. Все спать. Усталости ноль. Пройдено за день 900 км.
День второй, 08 августа, конечная точка дня — г. Одесса
Утром подъем в семь часов, завтрак в кафе при отеле. По навигатору добрались до румынского консульства, торжественно получили визы и, установив на навигаторе «г. Одесса», двинулись в путь. Проезжая по славному городу Ростов-на-Дону, были остановлены патрулем ДПС с включенной люстрой, вроде где-то проехал под временно установленный «кирпич». Народу наостанавливали толпу, все по привычке ехали и знак не видели. Вспомнив весь свой словарный запас и объяснив, куда мы едем, были прощены. Впредь решил правила не нарушать и ехал аккуратно. Проехав Таганрог М-23, подъехали к границе с Украиной, погранпереход Максимов. Там очередь из легковушек несколько километров, на улице жара градусов под 40. Простояли несколько часов, вид удручающий: переполненные мусорные баки, мусор в кучах, пакеты, гниющая еда, собаки. Подумал, что таможня — это лицо страны, въезжаешь в Россию и все сразу понятно, дальше ехать не надо.
Расскажу про таможню, хоть и долго, но вдруг кому-нибудь пригодится, я был шокирован: на российской таможне машину обшмонали и отправили с миром дальше. На украинской началось (ранее предупреждали знакомые, что будут просить денежку, чтобы не заполнять бланки), из принципа решил никому ничего не платить. Украинские таможенники заставили заполнить миграционные карточки, несколько раз обшмонали нашу бедненькую «Калину», сравнили все номера всех агрегатов (несколько раз) и, оценив опытным взглядом, пригласили меня в дальнее помещение, где, собственно, начался «развод». Я прикинулся, что ничего не понимаю и денежку не дал, в отместку мне велели встать в красный коридор и заставили заполнять декларацию, мелким шрифтом, на украинском языке, формат А-4. Декларировать мне было нечего, потому что с собой были только личные вещи, поэтому везде поставили «НЭТ». Отдав бумажки, нас наконец-то впустили в Украину. Всего на границу мы потратили около пяти часов и это под палящим солнцем.
Дороги в Украине оказались лучше, чем в России, далее был город Мариуполь. Сразу запомнился металлургическим комбинатом, от которого по городу была пыль, смрад и сладкий привкус на губах. Как там люди живут? Остановились в центре города и поменяли в «УкрБанке» рубли на гривны, курс: 1 000 рублей на 282 гривны. Бензин в Украине оказался дорогим: 10 гривен за литр = 35 рублей (но мы еще не знали, что это не самый дорогой). Город проехали, и так как граница отняла много времени и мы выбиваемся из графика, ехал 120-130 км/ч, благо дорога позволяла и ДАИшников не встречалось. ДАИ в Украине нас не трогали, при виде российских номеров вообще отворачивались в сторону.
Объехали город Бердянск и в Приморске перекусили в кафешке у приятной хохлушки вкусным украинским борщом и картошкой с мясом. Она нам посоветовала посетить Азовское море, которое находилось в 4 километрах, что мы и сделали. Искупавшись в море, какое-то оно мелкое и мутное, двинулись дальше.
Азовское море, г. Приморск центральный пляж.
Доехали мы до города Николаев, по-украински Миколаев, стемнело и я стал искать отель, проехал километров 50, с отелями в Украине напряженка, кое-как нашли, называется «В гостях у Томплиеров». Стильный отельчик, персонал ходит в рыцарских костюмах. Был один свободный номер, двухместный, стоимостью 450 гривен, примерно 1 575 рублей. Разрешили воспользоваться надувным матрасом. День был тяжелый, пройдено 705 килеметров, душ и отрубились все и сразу.
Обстановка в номере отеля «В гостях у Томплиеров».
День третий, 09 августа, конечная точка дня — по обстоятельствам
Проснувшись утром, сделали рывок в сторону Одессы, где позавтракали в местном «Макдональдсе».
И оставив «Калину» в центре города у Морского порта, пошли гулять и смотреть город.
На Дерибасовской хорошая погода:
Насмотревшись и прикупив сувениров, двинулись дальше. Опять помог навигатор, свободно вывел из города и поставил направление на границу, нас. пункт Рени. Румынская виза уже действует вторые сутки. Проезжали территорию Молдавии, постовой дал бумажку с нашим номером авто, и через несколько километров ее забрали, никакой регистрации. Далее мы приехали в город Измаил и, поехав по указателям, забрели в него, сделали ошибку. В городе немного заблудились, допросили пешехода, молодой человек долго вспоминал не направление, а, видимо, русский язык, на уровне жестов объяснил. После этого ехали около 40 километров по какой-то дамбе, только дорога, по обочинам вода и камыш. Дорога ужасная, даже «Калина» с ее клиренсом задевала днищем. Приехав в нас. пункт Рени, поняли, что рядом граница, практически румынский городок. На заправке залили бак до полного, оператор нас долго не могла понять и мы ее, это, видимо, уже румынский или молдавский язык.
Началась граница, сначала въехали в Молдавию, со всеми вытекающими обстоятельствами: шмон, отметки в паспортах, взнос за экологию около 20 гривен. Проехали по территории Молдавии 800 метров и опять погранпереход. Вопрос: «Зачем это надо?». Посетив таким образом Молдавию, попали в пересменку, простояли около двух часов. Перезнакомился со всеми, кто разговаривал по-русски. Опять шмон, отметки в паспорта и счастливого пути. Стемнело, и вот румынская граница. Сразу чувствуется Европа: чистота на погранпереходе, улыбающиеся сотрудники, даже из машины не выходили, пересчитали всех через окно, задали вопросы о сигаретах (хорошо, что я не курю), никакого шмона (по-моему и так все видно, кто мы, куда и зачем едем). Итог: румынскую границу прошли за 15 минут и все, привет, Европа. Впереди город Галац. Сразу ощутил изменения в автомобиле, сначала не понял, остановился, но догадался, что дорога стала просто изумительно ровной. Забегая вперед, скажу, что такая дорога была в Румынии, Сербии и Черногории — просто сказка.
В Галаце, с большим трудом, так как кроме русского, никаким языком не владею, купил виньету (оплата дорог в Румынии) за 13 лей = 3 евро. Продают на больших заправочных станциях «OMV Petrol», совмещенных с кафе и магазином. С 23 часов до 24 часов виньеты не продают, что мне и пытались на разных языках объяснить операторы на заправке. Я их не понимал и мучил минут 40, тупо повторяя «виньета, виньета…», одного оператора довел до истерики. Стукнуло 00 часов и они с большим удовольствием продали мне виньету, лишь бы я отстал. Там же купил обалденный атлас дорог Румынии, за 10 лей = 350 рублей. И о, чудо, на навигаторе заработала «серая» скачанная с инета карта Румынии, прорисованы все города, улицы, проложил маршрут до Сербии — настроение улучшилось. Выехали из Галаца в направлении Брэилы, где были остановлены местными полицейскими, которые прижали нас c включенными мигалками к обочине. Полицейские проверили только виньету и все. В городе Брэила мы остановились у первого попавшегося отеля «Триумф». На ресепшене, увидев нас, дядька-охранник выкрикнул: «Здравствуй, товарищ!»ю Все, больше он ничего не знал. Четырехместный номер из двух комнат с душем и кондиционером и завтраком стоил 76 евро. «Калину» мы бросили прямо на дороге. Прошли за день 440 километров.
День четвертый, 10 августа, конечная точка дня — Белград
Проснувшись утром сходили на breakfast в местный ресторанчик, было кофе, омлет с сосисками, все очень вкусно. Тронулись в направлении столицы Румынии Бухареста.
Много разного слышал о Румынии, не ожидал, что там будет так чисто, ухоженно, красиво. Да, были цыгане, были повозки на дорогах, но все ведут себя цивилизованно, культурно, никакого хамства. Страна очень понравилась. Ехали строго по навигатору, перед Бухарестом началась автомагистраль, держал 140-150 км/ч. Кстати, на «Калине» с такой скоростью едется легко. Пока «Калина» никаких проблем не приносила, все работает, средний расход с кондиционером 6,5 литров, так и сохранился до конца поездки. День был пасмурным, но дождя не было. Бухарест не впечатлил, какой-то серый оттенок, кругом одни «Рено-Логаны» или как у них «Дасия-Логан»:
Остановились в торговом центре «Ашан»:
Там пообедали в кафе, прикупили продуктов и в дорогу:
Дальше держал путь на Питешти, Крайова и граница Дробета—Турну—Северин. В районе Питешти заехал на заправку, много читал, что в Европе сначала заправляешься, потом платишь, проверил — работает. Бензин стоит 5,01 — 5,1 лей, то есть 50-51 рубль. Конечно, в Румынии много красивых мест, но туда надо специально ехать, у нас же была другая цель и ограничено время, поэтому Румынию пролетели на одном дыхании.
Граница в Сербию заняла 20 минут, из автомобиля не выходили, Румынские пограничники сами подошли, взяли документы, пересчитали нас, поставили штампы и принесли паспорта. Багажник я не открывал. Только долго подбирали слова и пытались по-русски спросить название автомобиля. Видимо, «Калину» еще не видели. Обрадовались, услышав «ЛАДА». Мы пересекли Дунай по дамбе, на сербской стороне вообще русских любят, спросили, куда едем, я сказал, что в Белград, и пожелали счастливого пути. Все, мы в Сербии. Карты Сербии в навигаторе у меня не было, так что он отдыхал. Ехали по указателям. Дорога шла по краю горы, с одной стороны гора, с другой обрыв и широкий Дунай. Попадались красивые места, я пытался останавливаться и фотографировать, движения вообще не было.
На той стороне Дуная — Румыния:
Закат на Дунае:
Проехав по Сербии 250 километров, мы приехали в Белград. По дороге мы заправлялись до полного, бензин стоит примерно 65-70 рублей за литр, а мы жалуемся, что у нас бензин дорогой. На заправке купили карту Сербии и Черногории. Прямо перед Белградом была платная автомагистраль, отдал 180 динар, примерно 90 рублей. Сербский язык очень похож на русский и украинский, поэтому при помощи местных таксистов я нашел дом родственников сам с первого раза, хотя ни разу там не был. Спать мы легли не сразу, душ, ужин и буль-буль за встречу, а потом баиньки. За день пройдено 880 километров.
На следующий день решил посетить автостанцию, дабы проверить ходовую «Калины», все в норме, проверили на всякий случай развал-схождение. Взяли 1 800 динар (720 рублей). Посоветовали поменять передние тормозные колодки, которые до этого ни разу не менялись. По Интернету нашли салон «ЛАДА», там был магазин запчастей, купил колодки за 320 руб. На станции заменили колодки, за работу вообще брать не хотели, но я принципиально отдал 600 динар.
С парковками в Белграде напряженно, в центре города останавливаться вообще нигде нельзя. Все платное. Паркуешься и начинаешь искать знак, где написан номер, куда надо отправить СМС с номером авто, со счета мобильника снимаются деньги, все, час стоянки оплачен. На одной из улиц, под водительским дворником обнаружил квитанцию в полиэтиленовом пакетике об оплате штрафа, стоял всего 20 минут.
Парковка у дома родственников.
Посетили достопримечательности Белграда. По городу ездили общественном транспорте, стоимость 40 рублей за одну поездку.
Здание, оставшееся после НАТО-вских бомбардировок.
12 августа, конечная точка дня — Черногория, г. Будва
Долго сидеть на одном месте мы не можем, поэтому по Интернету нашли жилье в Будве, отель «ЗОДИАК», хозяева русские. В 09 часов выехали в направлении Черногории, с собой взяли племянника Сашу, который владеет и русским и сербским языками. Ближе к Чачаку равнинная местность начинает сменяться горами, а при подъезде к Черногорской границе мы уже полностью во власти гор. Горы и ущелья, виды обалденные. Дорога остается ровной, никаких серпантинов — в горах тоннели, очень удобно. Почему у нас на Черноморском побережье так не сделать? В тоннелях не только автодорога и но железнодорожная ветка. Железная дорога проведена сквозь горы. Перед Ново-Варошем горы внезапно расступаются, и открывается панорама лазурного Златарского озера. Залюбовавшись им, останавливаемся.
Но вот и граница с Черногорией. Первым делом к нам подошёл мужик и за 10 евро продал наклейку на лобовое стекло за экологию (до сих пор висит как память). Хотя потом никто ей не интересовался. Прошли границу и сразу встали в грандиозную пробку, впереди был ремонт перевала дороги и движение останавливается полностью с 09:30 до 11:30; с 14:30 до 17:30; с 22:00 до 03:00. Мы подъехали как раз вовремя в 14:30 и простояли ровно три часа. Скопилось море автомобилей с разными номерами (Италия, Франция, Германия). Наша «Калина» вызвала интерес, многие подходили и на английском интересовались маркой.
Идем вдоль живописнейшего каньона реки Тара, которую черногорцы считают самой чистой рекой Европы. Вот столица Подгорица, немного заблудились в ней, проехали указатель. Разобрались и выехали в направлении Будвы. Заметил в Сербии и Черногории по обочинам дорог много автомобильных базарчиков, остановился, посмотрел на цены, расстроился, цены на приличные автомобили смешные, только вот растаможка все сбивает.
21 час, стемнело, и вот цель нашего путешествия город Будва — один из самых красивых и старых городов на черногорском побережье Адриатики, находится в центральной части черногорского побережья. Город находится внизу под горой, весь в огнях, горят перекрестьем прожектора — дух захватывает.
Нашли наш отель, апартаменты на третьем этаже с двумя кондиционерами, кухней, душем и балконом обошлись нам в 90 евро за сутки.
Сайт-то автомобильный, такие авто были найдены в Будве.
Так пролетели пять дней и, подстроившись под расписание закрытия дороги на сербской границе, мы выехали в направлении Белграда.
Переночевали у родственников и двинули домой, так как заканчивался наш отпуск.
Обратно решил ехать через Вршац, граница Сербия—Румыния пройдена за десять минут, даже из автомобиля не выходили, отсканировали паспорта и поставили печати. В Румынии сразу купил виньету за 3 евро, ехали по западной стороне Румынии через города Тимишоара, Арад, Орадеа и Сату-Маре. Расстояние небольшое — около 400 километров, но ехали весь день, так как через всю Румынию был ремонт дороги. Такого я еще не видел — столько рабочих и дорожной техники. Асфальт, в отличие от нас, кладут на металлическую сетку, и толщина асфальта … 30-40 сантиметров! Движение по полосам, светофорное регулирование. Думаю, что в следующем году там будет хорошая дорога. Границу Румыния—Украина пересекли быстро, 20 минут, никаких проблем. В Украине сразу почувствовали дорогу. Остановились на ночлег в отеле в городе Мукачево, стоимость 650 гривен (примерно 2 300 рублей). Запомнилось, что в отеле пульт от сплит-системы прибит к стене и можно нажать только красную кнопку Старт/Стоп.
Утром проснулись, в Карпатах, позавтракали. Хозяйка кафе категорически отказывалась говорить по-русски, хотя понимала нас, в любом случае, спасибо ей за завтрак.
Проехали город Львов, видели строящийся к Чемпионату Мира по футболу 2012 года стадион.
Заехали в город Ровно, там видели прикольные троллейбусы выпуска 60- ходов, на которых Жеглов с Шараповым ездили, до сих пор на маршруте (жалко, не сфоткали). В банке поменяли евро на гривны. Далее был Житомир и Киев. Навигатор вел через город, встали в огромную пробку на мост. После Киева шли по трассе Киев—Москва, дорога отличная, в две полосы. Первый раз встретили земляков из Саратова на ВАЗ-2114.
Границу переходили в погранпереходе Екатериновка. Украинские таможенники опять просили денежку, я, уже наученный опытом, затеял скандал, сразу отпустили. Лютые российские таможенники дважды проверили наши и детские вещи, наркотики и оружие не нашли. На пересечение границы ушло около часа. И вот долгожданная Россия, встретила нас Курская область ямой, что даже пробило переднюю стойку. Передохнул я в машине за Курском. Очень хотелось домой, поэтому решил ехать без остановок. Потом был Воронеж, Борисоглебск, Балашов, Саратов и Энгельс. Все, мы дома. За последние чуть больше суток прошел 1 900 километров, устал.
Итоги
14 дней, 6 800 км,
средняя скорость по компьютеру — 65 км/ч,
средний расход бензина — 6,5 л/100 км,
штрафы — 0 рублей.
Потрачено немного: бензин и гостиницы в дороге около 30 000 рублей, остальное индивидуально по вкусу.
«Калина» показала себя отлично, ни одной поломки, если не считать замены тормозных колодок, хотя можно было не менять. В хвосте не плелся, но и скорость не превышал. Одна проблема — маленький багажник, на будущее, думаю, приобрести бокс на крышу.
Кстати, «Калинка» трудится до сих пор, ни одного дня не стоит на месте.
Детям путешествие понравилось, еще хотят. На следующий год опять рванем в Черногорию, хочу проехать по центральной части Румынии через замок Дракулы.
Цены на бензин: Россия — самый дешёвый 26 рублей в среднем;
Украина — 10 гривен (х 3,5);
Румыния — 5 леи (х 10);
Сербия — 70 динар (х 2,5);
Черногория — не заправлялся.