|
Подготовка.
Началась с просмотра отчётов других путешественников. Затем изучил список важнейших достопримечательностей и их расположение на карте, наличие хороших дорог в нужных направлениях. При прокладке маршрута исходил из следующего: едем только днём, как правило, до 700 км в день, ночуем только в отелях, предварительно забронированных по «букингу». Заправляем авто только на «Роснефти» или «Лукойле». Питаемся только там, где стоит много дальнобойщиков. Скорость движения не выше 110 км в час. ПДД соблюдаем. Все этапы маршрута «пробил» по навигаторам. Навигаторов два: в одном стоит «IGO» с картами России, удобным и непротивным голосовым предупреждением о превышении допустимой скорости, с выводом на экран действующего в данный момент знака ограничения скорости, а в другом — «Навител» с картой Грузии. Составил на бумаге план поездки с указанием дня поездки (1-2-3...), даты, откуда и куда едем, величины перегона, адреса и GPS координат и телефоном принимающего нас отеля. Критерии при выборе отеля: стоимость 2-местного номера до 3000 руб., удобства в номере, наивысший балл в «букинге» по отзывам. Исходя из маршрута и стоимости ночёвок по «букингу», зная расход бензина и его цену из интернета, курс лари к рублю, подсчитал примерную величину ожидаемых затрат на поездку и определился с суммой необходимой наличности и резервом на банковской карте.
Кроме навигатора в машине были установлены: видеорегистратор с микроSD на 16 gb, детектор радарного излучения, определяющий все виды полицейских радаров и предупреждающий о движении со скоростью свыше 110 км в час и радиостанция «Alan 78 plus», настроенная на волну дальнобойщиков — канал 15 АМ. Поскольку последнее ТО было проведено в марте 2016 и после него пробег составил всего 3500 км, то подготовка автомобиля свелась к проверке уровня масла в двигателе, давления в шинах, уровней охлаждающей и тормозной жидкостей. Долил до полного бачок омывателей стёкол. С собой взял дополнительно: ключ «на 10», отвёртку, набор предохранителей, лампочки для фар, датчик коленвала, камеру для колёс. Из документов — внутренние и заграничные паспорта.
Отрегулировал свою посадку: руль максимально низко, но не закрывает приборы, левый локоть на подлокотнике двери, пальцы левой руки управляют рулём, правый локоть на подлокотнике, ладонь правой руки лежит на рычаге МКПП, нашёл оптимальное положение моего сиденья «вперёд-назад». Плечи и руки расслаблены, спина полностью прилегает к спинке сиденья. Обзор вперёд и во все зеркала отличный.
Аудиоподготовка: на SD карточке «Битлз», Пугачёва, АББА, военные марши, частушки, гимн России, «Боже, царя храни», детские песни, сказки Пушкина и его «Путешествие из Петербурга в Арзрум», «Капитанская дочка», Мордасова, Утёсов, Джингл беллз, Шульженко, поп, рок, джаз, карачаевская и грузинская лезгинки и т. д и т. п...
Проверил возможность разговора по мобильному телефону через штатную ММС «Калины» — фурычит нормально и автоматически, без участия водителя, соединяется на громкую связь!
Жена — штурман, казначей, кормилец и главный зритель согласилась с маршрутом и достопримечательностями, предлагаемыми к осмотру и приняла на себя все заботы о еде, одежде и лекарствах в дорогу.
Первый день.
2.09.2016, пятница. Выезд из Смоленска в 10:30, показание одометра 29698 км. Прибытие в Жданов, Белгородской области, Яковлевский район в 21:15, пробег 676 км, расход 5,9 л/100 км, средняя скорость движения 73 км в час. Здесь и далее вся информация о пробеге, расходе и ср. скорости приводится по данным бортового компьютера, при этом климат-контроль всегда включён, а окна в автомобиле закрыты от пыли и шума.
Отель «Муравский тракт» поразил своей новизной, чистотой, удобством расположения, простором номера, улыбками персонала, внешним видом и цветами вокруг. Моё пожелание при бронировании: «номер потише, чтобы хорошо отдохнуть перед дальней дорогой» было выполнено безукоризненно! С учётом вышеизложенного и цены за номер, укомплектованный всем необходимым, 1200 руб., включая завтрак, (оказался вполне хорош!) и бесплатную охраняемую стоянку этот придорожный отель просто чемпион по соотношению цена-качество !!! 10 баллов !!! Рекомендую. N50град45.054 Е36град31.277 Телефон +79107373541.
Второй день.
03.09.2016, суббота. Жданов — Прохоровское поле, 45 км;
Прохоровское поле — Миллерово ( Ростовская обл), 489 км.
Выезд из Жданова в 8:30.
Посмотрели музей Прохоровское поле — третье ратное поле России. Первое — Куликово, второе — Бородинское. Осмотру музея предшествовал осмотр боевой техники.
В студенческие годы (слава военной кафедре Волгоградского политехнического института !!!) довелось поездить на Т-34 и Т-55. Поэтому с удовольствием сфотографировался рядом с этой легендарной машиной и погладил её по броне. Нам обоим понравилось...
После техники поехали в музей. Пока ждали его открытия, посмотрели собор Святых Петра и Павла, построенный в 1995 году на народные пожертвования в память о воинах, погибших 12 июля 1943 года в танковом сражении под Прохоровкой. Заодно осмотрели и другие церковные и светские постройки: резиденцию преосвященного Софрония, епископа Губкинского и Грайворонского, колокол Единения, культурно-исторический центр Третьего ратного поля России.
Музей очень понравился. Там можно ходить долго. Интересные вещи (оригиналы, вплоть до танка, модели и манекены) и отлично созданная экспозиция. Музей рекомендую. Его координаты: N 51град 2.604 Е 36град 44.936 .
В Миллерово прибыли в 18:30, общий пробег 562 км, расход 5,9 л/100 км, ср. скорость 80 км в час. Чтобы избежать пробок на М4, ехали через Алексеевку—Россошь—Кантемировку—Богучар. Отель «858 километр» расположен очень удобно, но стал неоправданно повышать цены, одновременно уменьшая количество улыбок и уровень сервиса. Для тех, кому улыбки «по барабану»: N 48град 55.854 Е40град 27.301
Третий день.
04.09.2016, воскресенье. Миллерово — Владикавказ. Выезд в 8:15. Прибытие в 21:30.
Пробег 943 км, расход 6,1 л/100 км, ср. скорость 79 км/час. Рекомендую гостиницу «Амран» во Владикавказе: N 43град 2.385 Е 44град 41.126 . Понравилась приветственная надпись поперёк широченной улицы:
Четвёртый день.
Из Владикавказа в Кутаиси выехали в 9 часов. Границу прошли за 2 часа, была очередь, но продвигалась организованно, никто не нахальничал, ДПС следила за порядком. В Степанцминда сняли в «Либерти-банке» деньги с карточки, получился курс 29,75 руб. за 1 лари. Этот банк сотрудничает со «Сбербанком» и получается наивыгоднейший курс. После преодоления Крестового перевала, где мотор плохо тянул, поехали вниз и остановились на обед в этом ресторанчике в селении Nadibani на берегу реки Белая Арагви. Именно в ней каждое утро брат хозяйки ресторана ловит форель, и мы её кушаем в жареном виде. Уже не первый раз! Объедение !!!
Дорога в сторону Тбилиси хорошая, потом до Гори и чуть дальше отличная (110 км/час). А дальше сплошные ремонты, объезды и череда непрерывных населённых пунктов, где вдоль дороги продают местные товары: лепёшки, глиняную посуду, деревянные подносы и разделочные доски, кто на чём специализируется... Смотришь на всё это и жалко становится этих бедных людей, которые дышат целый день выхлопными газами ради нескольких жалких лари, которые для них очень важные и нужные. Дорога узкая, машин много в обоих направлениях, обгоны практически исключены.
В Кутаиси прибыли в 19:30, пробег 399 км, расход 6,0 л/100 км, ср. скорость 54 км/час. Свою гостиницу не нашли, остановились в приметном месте (оказалось недалеко от неё) и позвонили хозяевам. Через 2 минуты они к нам приехали и проводили на место. Гостиница называется Guest House Nona, по имени хозяйки. Условия проживания отличные, хозяева радушные, за сутки 45 лари, ещё раз приехать хочется. (И приедем !!!) Координаты не даю, всё равно не найдёте. Тел: +995599900954.
Пятый день.
06.09.2016 г., вторник. Кутаиси — Цхалтубо — пещера Прометея — Ахалцихе. Выезд в 9:30. Пещера Прометея вообще-то к Прометею никакого отношения по мифологии не имеет. Ибо печень Прометея терзал назначенный Зевсом орёл. А орлы в пещерах не живут. Там живут летучие мыши. Но предприимчивые грузины используют это известное имя в своих благовидных целях. Они приложили немало усилий, чтобы оборудовать пещеру ровными бетонными дорожками, лестницами, поручнями, телефонной связью, табличками, музыкой и, самое главное, классной разноцветной подсветкой. Всё это сделано основательно и со вкусом. Есть что посмотреть и впечатление производит сильное. Запускают туристов одноязычными группами. Мы не стали ждать русскоязычной группы, пошли с израильтянами. С каждой группой 2 экскурсовода. Один впереди и рассказывает, второй сзади, «подгребает» всех отстающих. Под землёй туристы проходят около 1,6 км при общей протяжённости пещеры в 11 км. Фотографировать можно, но без вспышки, что во тьме достаточно трудно. В пещере сыро, сверху капает вода, температура 11-14 градусов. Говорят, что можно за отдельную плату выплыть из пещеры по подземной реке на лодке. Реку в пещере видели, но она была слишком маловодной.
После выхода из пещеры затоварились сувенирами и поехали в Ахалцихе. Прибытие в 14:30, пробег 227 км, расход 6,0 л/100 км, ср. скорость 55 км/час. Навигатор сказал: «Вы прибыли к месту назначения», а никакой гостиницы нет! Стоим во дворе 4-этажного дома. Я заглянул в приоткрытую дверь полуподвала: там застолье, сидят человек 6 грузин, на столе бутылки. В ответ на мой вопрос один из них пошёл мне помогать в поисках. Нашли гостиницу не сразу, но грузин был настойчив и буквально «сдал» меня из рук в руки хозяину гостиницы. Спасибо ему, МОЛОДЕЦ!!!
После обеда в ресторанчике на 1-м этаже пошли осматривать крепость Рабат. Крепость основана в 16 веке турками. Здесь есть замок Джакели, над которым сейчас развевается флаг Грузии, мечеть, медресе, сад и православный храм. Мы взобрались на самую высокую из доступных туристам площадку и посмотрели оттуда на город и его окрестности.
Вдоволь налюбовавшись, стали спускаться вниз, в город, дело шло к вечеру, а на юге темнеет рано.
Наше внимание привлёк полицейский участок со стеклянными стенами, которые, по мнению бывшего президента Саакашвили, должны способствовать открытости в работе полиции. Саакашвили «ушли» — и стены закрыли шторами!
О грузинской полиции. Техническая оснащённость хорошая. Автомобили все свежие и не самые дешёвые. Форменная одежда напоминает одежду полиции в США. На груди у каждого видеорегистратор, фиксирующий общение полицейского с населением или нарушителем. Как мне показалось, службы ДПС нет. Каждый может выполнять обязанности на дороге. При этом на стоящей на обочине полицейской машине всегда включена «люстра», и видно её далеко. Грузины на виду у полиции спокойно и без последствий пересекают сплошную линию разметки и не уступают пешеходам дорогу на обозначенных переходах. Вообще, ездят в Грузии лихо, но ДТП я ни разу за свои 3 посещения этой страны не видел. В общении полицейские вежливы, корректны, но непреклонны и не «договариваются».
День шестой.
07.09.2016 г., среда. Ахалцихе — Ниноцминда — Тбилиси — Сигнахи. Если короче — из Месхетии в Кахетию. Выехали в 8:15. Наш путь лежал по грузинской глубинке, вдоль турецкой и армянской границ. Дорога не ухудшилась, но стали часто встречаться очень старые автомобили: «копейки», «шохи», Москвичи разных моделей, несколько раз видели даже ЛуАЗы. Вообще, Грузия это бедная страна старых авто. Тбилиси полон старых мерседесов, провинция пользует что подешевле. Канули в лету времена, когда грузин ехал в Москву, покупал там за полторы-две цены новую «Волгу» и ехал на ней домой. Мы догнали автовоз, загруженный ржавыми (это было видно даже на ходу!!!) мерседесами. Их «подмарафетят» и продадут детям тех грузин, которые возвращались из Москвы на новой «Волге»! Несколько раз проезжали через железнодорожные переезды: всё заброшено, рельсы ржавые, контактные провода содраны. Кое-где демонтируют и разбирают рельсо-шпальную решётку. А ведь всё работало! В Тбилиси делали самолёты! В Кутаиси выпускали автомобили! В Рустави выплавляли сталь!
В Мингечауре добывали марганцевую руду! Но гордо реет флаг независимой Грузии! И вдоль оживлённых дорог торгуют лепёшками и горшками!
По пути встретили крепость Хертвиси. Она расположена на высоком скалистом холме на месте слияния рек Куры и Паравани. Построена в 14-м веке, около 300 лет принадлежала туркам. Производит впечатление очень неприступной.
А этот орёл-новодел попал в мой объектив неподалёку от Ахалкалаки. Здесь владелец заправки построил башню, напоминающую старинную, и посадил на неё эту птичку.
После Ниноцминда дорога повернула на северо-восток, к Тбилиси. В столицу Грузии мы въехали и сразу же выехали, взяв курс на Сигнаги, куда и прибыли в 15:30, проехав 387 км, с расходом 5,9 л/100 км и ср. скоростью 61 км/час. Сигнаги (иногда его называют Сигнахи) — это небольшой симпатичный городок в Кахетии. Население 2300 человек.
Здесь есть крепость, театр, мэрия, музей художника Нико Пиросмани. Исторический район города расположен на террасах, которые соединяются извилистыми вымощёнными брусчаткой улочками. Его архитектурный облик составляют невысокие здания, выполненные в духе итальянского классицизма с грузинскими элементами. Подъезжая к Сигнаги, я увидел хорошую точку для съёмки города и остановился. Точка эта была занята автомобилем, рядом с которым стояли 4 молодых грузина, которые не спеша пили вино и любовались открывающимся с этого места пейзажем. В ответ на моё «гамарджоба!» они предложили мне присоединиться к ним и протянули мне стакан с вином. Поскольку нам ещё предстояло въехать в город, я поблагодарил за угощение и, стараясь их не обидеть, отказался.
Совершив несколько головокружительных виражей, мы вдруг оказались в городе.
Найти гостиницу не удавалось, и мы позвонили её хозяевам, которые появились как из-под земли. Оказалось, что вход буквально в 20 метрах от нас, мы плохо смотрим.
Нам предложили расположиться в аппартаментах с отдельным входом, где в нашем распоряжении были 2 жилых комнаты, ванная, туалет, кухня, балкон.
После заселения, согласно «букингу», наступил черёд «бесплатного приветственного напитка». Оказалось, что хозяйка Мари работает в компании «Кахетинское традиционное виноделие», а на первом этаже есть минимагазин с продукцией этой компании, куда нам и предложили проследовать. Мы расположились в удобных креслах, и муж Мари Зураб рассказал нам кое-что о грузинском виноделии, выращивании винограда, сборе, переработке, хранении виноматериалов, способах и сроках их превращения в вино. А потом из закопанных в землю специальных глиняных сосудов «квеври» достал 3 разных сорта вина, изготовленного им из винограда, выращенного на их семейном винограднике. Рассказал, чем эти вина отличаются друг от друга и как их лучше употреблять. Мы употребили — класс!!!
Потом Мари отвела нас к своей подруге Лали, которая держит ресторанчик, на обед.
Познакомились с Лали. Она оказалась в прошлом школьным преподавателем русского языка. У нас с ней сразу возник душевный контакт. Да и поданные нам на обед блюда были весьма вкусными. А потом мы отправились на прогулку по Сигнаги.
Седьмой день.
08.09.2016, четверг. Утром Мари накормила хорошим завтраком, а Зураб подарил карту Сигнаги и дал советы, какие интересные места нужно посетить. По карте мы и пошли. Миновали мэрию, прошли по бульвару и достигли ворот, от которых начинается дорога на Цнори.
Только у этих ворот можно подняться на стену, общая длина которой 4,5 км и прогуляться по ней, миновав 2 из 28 крепостных башен. Отсюда очень хорошо просматривается большой участок крепостной стены, идущий вверх по склону горы.
Говорят, что с момента постройки (по одним данным в 13-м веке, по другим в 18-м) ни разу нога вражеского воина не переступала границ крепости. Если честно, то при сравнении этой крепости со смоленской крепостной стеной неприступность сигнахской цитадели кажется не вполне достоверной. После прогулки по стене отправились в экопарк, где для нас специально открыли помещение небольшого музея.
Далее вернулись в центр и отдохнули на скамейке парка 9 апреля. После обеда у Лали, которая с видимым удовольствием общалась с нами по-русски, поехали в монастырь святой Нино, основанный в 4-м веке. Сейчас там действующий женский монастырь.
И ешё несколько фото из Сигнаги.
Восьмой день.
09.09.2016 г., пятница. Сигнаги — Шилда. Выезд в 11:00. Прибытие в 12:20. Пробег 66 км, расход 5,3 л/100 км, ср. скорость 50 км/час.
Поселившись, поехали в Кварели, где с 2014 года осталась неосмотренная крепость. Выяснилось, что крепость (16-17 век), находящаяся в самом центре города, очень маленькая, примерно 150х200 метров и прекрасно сохранилась.
Внутри ничего нет, кроме футбольного поля. Единственные ворота закрыты на висячий замок, пришлось пролезать через дыру. Зато снаружи к крепости вплотную примыкает чудный ресторанчик со столиками, стоящими в тени стены. Здесь мы и «зависли». Ведь одной из целей нашего путешествия было отдохнуть «по полной» перед ожидаемым рождением второй внучки или внука, кого Бог даст!
Ещё удалось посмотреть замок и храм Греми. Вот несколько фото.
Когда-то здесь была столица Кахетии. Её построил царь Леван Кахетинский в 16-м веке. Действующий храм Архангелов соседствует с некогда жилым замком. Мы, конечно, поднялись на гору к храму, зашли в него, поставили свечку «за здравие» и посетили маленький, но очень уютный и познавательный музей. Ну и, по своему обычаю, по крутой лестнице поднялись на высшую точку дворца и посмотрели оттуда вокруг.
Девятый день.
10.09.2016г, суббота. Шилда — Телави. Выезд в 9:30. Прибытие 10:45, пробег 32 км, расход 7,2 л/100 км, ср. скорость 40 км/час. Так долго ехали и большой расход потому, что много колесили по Телави в поисках отеля. Причина: в Грузии в маленьких городах часто нет табличек с названием улиц и номерами домов. Местные жители к этому, видимо, привыкли, а приезжим из России трудновато. В Телави жил знаменитый пилот Мимино — герой одноименного фильма Г. Данелия. И я очень жалею, что проскочил и не сфотографировал дорожный указатель: AEROPORT MIMINO !!!
Однако наш отель всё-таки был найден и «привет!!!» от Лали из Сигнаги был благополучно доставлен Тине в Телави!
Это памятник царю Ираклию второму в Телави, мы увидели его после въезда со стороны Шилды.
И несколько фото из Телави. Здесь тоже есть крепость — «Батонис цихе». Но, к сожалению, вход в неё был закрыт: «рЭставрация!!!».
Из Телави мы совершили выезд в Алаверди. Здесь находится кафедральный собор. Его строительство началось в 9-м веке. Здесь находятся мощи святителя Иосифа и останки равноапостольной Нино Каппадокской. Нино принесла православие в Грузию и очень здесь почитается. Ну а родом она, наверное, из Турецкой провинции Каппадокия. В 2015 году в Каппадокии я здорово полетал на воздушном шаре (см. ранее опубликованный на ДРОМе отчёт!).
Десятый день.
11.09.2016 г., воскресенье. Телави — Степанцминда (Казбеги). Выехали в 9 часов. Накануне я с местными таксистами обсуждал наикратчайший путь. Навигатор предложил ехать через Ахмета — Тианети. Таксисты сказали, что там около 30 км по грунтовке. Посоветовали ехать через Гомбори — Тианети, тут везде асфальт и короче на 80 км, чем ехать через Тбилиси. В ходе обсуждения таксисты спросили, где такие хорошие карты взял. Я ответил, что это подарок от Зураба! Таксисты восхищённо поцокали языками: у нас таких нЭту!!! Спасибо тебе, Зураб! Дорога была хорошая, за исключением примерно 5-7 км, где шли дорожные работы. В Степанцминда прибыли в 14:30, побег 220 км, расход 6,5 л/100 км, ср. скорость 51 км/час. По пути последний раз поели жареной форели в том ресторанчике, о котором я рассказывал в 4-м дне.
Остановились мы в «Dachi Inn», у милейшей Пикрии, которая приняла нас как родных. В 2014 году мы у неё жили, и она нас запомнила.
Тогда найти её дом было нелегко: улицы и дома табличками не обозначены. И только когда я вычитал в «букинговской» распечатке в электронном адресе слова piqria.xaikashvili, предположил, что это имя и фамилия и обратился к местным грузинам, всё решилось. Они сразу же позвонили Пикрии, та послала дочку нам навстречу, а меня грузины тогда поругали, что я не сразу сообразил, как нужно Пикрию искать! (Слушай, зачЭм какой-то Дачин прЫдумал???) Но сейчас, в 2016-м мы нашли её сразу!
Пообнимались, заселились в лучшие комнаты, сообщили хозяйке, что собираемся у неё отметить 33-ю годовщину нашей свадьбы и её приглашаем на наш юбилей. Потом пошли в центр посёлка, купили кое-что для застолья. Вернувшись, жена вместе с Пикрией стали готовить хинкали с мясом. Пикрия учила, как их правильно лепить. При этом они попивали красное вино и болтали «за жизнь»... Вечер удался...
На фото вы видите:
Одиннадцатый день.
12.09.2016г, понедельник. Степанцминда — Грозный. Выехали в 8:45. В очередь на границе встали в 9:15. В Россию въехали в 12 часов. В Грозный прибыли в 15:30, пробег 163 км, расход 5,9 л/100 км, ср. скорость 49 км/час.
На границе был порядок, без очереди никто не лез.
Наиболее ретивых пограничный капитан при помощи УАЗа «Патриота» и оглушительно громкой «крякалки» вытеснял назад, в начало очереди.
Поселились в гостинице вблизи окраины Грозного, рядом с какой-то автостанцией. На ресепшене неожиданно оказался худощавый чеченец лет 35, с аккуратной бородкой и в шапочке с узором, такие в моём детстве назывались тюбетейками. Общался он с нами вполне корректно, но без особого расположения. Сообщил, где ближайшие кафе и продовольственный магазин.
Пообедав, отправились в центр Грозного. Посмотрели республиканскую мечеть, зашли в Грозный-сити, увидели резиденцию главы республики. Пообщались с полицией: спросили, есть ли где-нибудь на высотках обзорная площадка. Здесь нас ждало разочарование, так как мы приехали в первый день праздника курбан-байрам, всё закрыто, в том числе и обзорная площадка. Вот несколько фото из столицы Чеченской республики.
Грозный оставил приятное впечатление: очень чисто (и даже на окраинах), люди веживые и благожелательные, разговаривают хорошо, не отказывают в помощи. Некоторые даже получают явно видимое удовольствие от разговора с нами. Грозненские высотки, знакомые нам по телепередачам, огорожены металлической оградой, есть охрана. Но мы свободно зашли и посмотрели Грозный-сити. Оказалось, что среди этих высоток по крайней мере четыре — обычные жилые дома.
Мемориал «Памяти погибшим в борьбе с международным терроризмом», фрагменты которого вы видите на фото, нам понравился. Особенно он силён в смысле воспитания и познавания истории России и чеченского народа. И пришла в голову мысль: а ведь весьма мудро управляли русские цари-государи! Грузины служили в российской армии (Багратион), чеченцы и татары воевали в коннице (даже была награда, равнозначная Георгиевскому кресту, специально для воинов-мусульман, в виде полумесяца). И служили они добровольно, без принуждения. И жизни свои за Россию и царя-батюшку отдавали !!!
На этом фото въезд в резиденцию главы Чеченской Республики.
Территория резиденции обнесена высоким металлическим забором. На входе (входов, скорее всего, несколько) охрана, состоящая из 5-6 человек в военной форме, молодых, хорошо экипированных и хорошо вооружённых. Службу несут бдительно. Увидев меня с фотоаппаратом, подошли и сказали, что в эту сторону фотографировать не нужно. Разговаривали вежливо, но твёрдо. Но один снимок я сделать успел.
В мечеть «Сердце Чечни» на вечерний намаз начали собираться верующие. Среди них и была эта девушка.
Девушки в Чеченской республике красивые. Одеты в длинные платья, головы покрыты платками или косынками. В брюках нет ни одной! Макияж присутствует, но в меру, не вульгарно и не броско. Попами не виляют и грудями не трясут. Женщины постарше одеты в одежду тёмных тонов, часто чёрную. Это немного непривычно для нашего глаза.
Двенадцатый день.
13.09.2016 г., вторник. Упоминавшийся выше чеченец с ресепшена заметно оживился и «размяк», узнав, что мы собираемся поехать в Урус-Мартан в музей Донди-Юрт и далее в Итум-Кале. Вот въезд в Урус-Мартан (справа от дороги).
Слева — аналогичная конструкция, только с портретом Ахмата Кадырова и названием населённого пункта на чеченском языке. Музей нашли быстро. Но он был закрыт! Нам сказали, что «хозяйка» по праздничным делам уехала в Грозный. Мы попросили ей позвонить, нам дали трубку, и мы сообщили, что приехали из Смоленска и очень просим показать нам экспозицию. Женский голос сказал: «Подождите, пожалуйста, приеду через 40 минут». Мы время не теряли, помыли «Калину» в ближайшей автомойке и съели по мороженому (Пятигорский хладокомбинат, как в детстве, вкусное !!!).
Через 40 минут ворота открылись. Экскурсию проводила жена хозяина и создателя этого частного этнографического музея Совдат. Она подробно рассказала нам, как стараниями мужа и за его личные деньги создавался и живёт музей. Показала нам всю экспозицию. Сказала, что муж — Адам Сатуев — уехал куда-то в аул за очередным экспонатом.
Музей нам понравился, он совершенно уникальный, не зря ехали. Среди экспонатов есть даже пушка, которую чеченцы во время восстания Шамиля изготовили самостоятельно. Много домашней утвари, одежды, оружия, сельских орудий труда, деревянные скульптуры, мебель. Есть восстановленная чеченская сакля со всей домашней обстановкой. Создавший такой музей человек достоин уважения и получил от Р. Кадырова звание «Почётный гражданин Чеченской Республики».
Когда Совдат показывала нам пушку, она сказала, что во время пути в ссылку в Калугу Шамиль удивился, какая Россия огромная и сказал, что если бы он раньше знал об огромности России, то никогда бы не начал с ней войну. Я подумал: а ведь Джохар Дудаев (генерал и президент самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия) был лётчиком-бомбардировщиком, закончил военную академию и о размерах России точно знал! Какого же чёрта и на что он надеялся?! А Шамиль в итоге присягнул на верность российскому государю, ему дали дворянский титул, дом и денежное содержание... Все экспонаты можно трогать руками.
В финальной экспозиции портрет основателя музея.
И композиция с флагом Чечни.
Перекусив пирожком с лимонадом, двинулись в Итум-Кале, ожидая красивых видов и очередного музея. Но не доехали, так как дорога только строится, а ехать 40 км по пыльной каменистой дороге, хотя и ровной, не захотели.
Тринадцатый день.
14.09.2016 г., четверг. Грозный — Грушевская, Ростовская область. Выезд в 7:30, прибытие в 20:45, пробег 839 км, расход 6,0 л/100 км, ср. скорость 71 км/час.
Поселились в гостинице «Дон».
Панорамное окно во всю стену выходило на реку. Это была лучшая гостиница в России за всю поездку. Уровень оснащённости номера хороший: есть всё. Тишина обалденная. Персонал улыбается. Обедать пошли в кафе «Погребок», найденное ещё при подготовке путешествия. Насытились комплексным обедом хорошего качества по весьма умеренной цене. Далее — в музей Шолохова. Там у нас был БЕСПЛАТНЫЙ (!!!) ПЕРСОНАЛЬНЫЙ (!!!) экскурсовод по фамилии Фадеева. Очень хорошо нам всё рассказала и показала. Спасибо.
Мы ей подарили классный сувенир: ручной работы керамическое панно со старинным гербом Смоленска.
Реальные люди — прототипы героев произведений М.А.Шолохова.
По выходу из музея нас неожиданно настигло... время! Оказалось, что абсолютно все музеи и экспозиции в Вёшенской работают до 16 часов! И мы больше никуда зайти не можем! Досадно. Я такого предусмотреть по интернету не смог. Поэтому остальное смотрели только снаружи.
Пятнадцатый день.
16.09.2016 г., пятница. Вёшенская — Курск. Выезд в 7:45. Прибытие в 18:20. Пробег 668 км, расход 6,3 л/100 км, ср. скорость 74 км/час.
Последнее фото Тихого Дона утром перед выездом.
Шестнадцатый день.
17.09.2016г, суббота. Курск — Смоленск. Выезд в 9 часов. Прибытие в 17:45. Пробег 547 км, расход 6,1 л/100 км, ср. скорость 76 км/час.
Общий пробег за всё путешествие 6322 км.
За всю поездку общались с тремя капитанами ДПС.
Первый где-то в России спросил, знаю ли я почему меня остановили? Я ответил, что не знаю. И капитан разрешил следовать дальше, документы даже не смотрел.
Второй капитан остановил на границе Осетии и Чечни, останавливали всех подряд. Он проверил документы, заглянул в салон и багажник. Спросил о цели поездки. Мой ответ — хотим посмотреть, как живут наши чеченские братья — его удовлетворил.
Третий капитан остановил за дело: на широченной новой дороге без разметки я обогнал фуру в зоне действия знака «обгон запрещён». Я ему честно признался, что знака не видел, видимо, фура его заслонила. Капитан посоветовал быть внимательнее, вернул документы и отпустил. Все капитаны были вежливы, корректны и действовали строго по инструкции.
В плановые расходы по бензину и гостиницам — уложились. Общие расходы превышены на 12000 руб. против плановых. Зато отдохнули! Теперь, Бог даст, и двух внучков выдержим!!!
Некоторые выводы.
Закончу свой отчёт фото, сделанным при въезде во Владикавказ.
Спасибо всем, кто дочитал и досмотрел до конца. Я старался.