|
Прошло два года с момента написания первого и единственного отчета на Дроме. Много он вызвал критики и думается, то, о чем напишу сейчас, будет воспринято не менее ярко.
Идея посетить Среднюю Азию возникла спонтанно, накануне нового 2016 года. Тогда на Дроме я наткнулся на отчет о путешествии «Новосибирск-Самарканд». Тогда-то меня и зацепила идея путешествия в Среднюю Азию. Закинул идею в семейный мыслительный аппарат, на тот момент был получен результат — долго, сложно, лет через несколько и стоит ли оно того.
Вообще, у нас уже был опыт длительного авто-турне — 5000 км по Европе в 2015 г. Что такое длительное авто-путешествие знали не понаслышке, и дети наши также были в курсе. Весомым пунктом в пользу поездки стала Киргизия: после просмотра в интернете пейзажей этой страны она в миг стала объектом желаний, и никаких «через несколько лет» тут не вписывалось.
В результате долгой полемики в конце февраля приняли-таки решение о поездке.
Самым сложным было составить маршрут. Безусловно, это должно было быть нечто незабываемое и изнуряющее, ни дня на месте, ни дня без истории, ни один день не должен забыться. Наша семья старается каждый год проводить отпуск незабываемо — можно без труда перечислить все наши путешествия, начиная со свадьбы пять лет назад — ни одно из них даже не намекает на то, чтобы стать забытым и размазанным пятном в памяти. А появление детей, вопреки стереотипам, дало лишь толчок, но никак не препятствовало нам, мне кажется, увидеть мир в детстве — это очень круто.
Ниже нить нашего следования:
На момент поездки наше авто — Hover H3 NEW, объем 2.0, 2014, пробег 10700.
Специально для поездки был куплен бокс на крышу Vetlan 550 л. Брали самый дешевый, и в принципе не жалею. Да, на нем непродуманный двухточечный замок — нужно приноровиться, и да, на нем ужасный механизм открытия крышки, который я умудрился случайно сломать с одной стороны ещё в день отъезда, но зато качественный пластик и продумано углубление для поперечин. Бокс именитого бренда такого объёма стоил ощутимо дороже — смысла переплачивать для своих целей не видел.
День 1
Так как график у нас был очень плотный, выезжаем вечером в пятницу. Ночуем в машине в двух часах от Карасука. Заднее сиденье раскладывается практически в ровный пол с багажным отсеком (есть перепад сантиметра 2-3, приходится что-то подкладывать), всей семьей удобно вмещаемся.
День 2
Встаем в 6, варим кашу и в путь. В 9 часов мы на границе с Казахстаном. Границу такого плана проходим впервые — очень интересно. Проходили полтора-два часа, основное время — это ожидание очереди — перед нами было несколько фур и порядка 20 легковых авто. Через час ожидания за нами выстроилась аналогичная очередь. Как только подъехали, один из дальнобоев сказал, что с детьми могут пропустить без очереди, прогулявшись с детьми до тетеньки-контролера, мы выяснили, что ничем не отличаемся от обычных смертных, и вообще, когда услышала мой вопрос, так на меня посмотрела, как будто я закон собираюсь нарушить. Не доезжая метров 20-30 до первого шлагбаума, я пошел делать страховку (будки по левую сторону от дороги). Девушка, с досадой в голосе, предупредила что недавно страховка подорожала — видимо, ожидала, что я могу испугаться и уйти. Так как я оформляюсь впервые и у неё были какие-то проблемы с 3g, оформляли меня не менее 20 минут — лучше было бы подойти пораньше. Страховку делал на месяц, так как в две недели не укладывались. На две недели стоило 1600 руб., за месяц отдал 2800 руб. При мне мужик, узнав стоимость, сказал, что это беспредел и ему страховка не нужна.
Приже к шлагбауму к нам подошла та же самая женщина-контролер и выдала бумажку с цифрой 4 — по количеству человек в авто — смысла особого в ней мы особо не увидели — но на выезде с границы другая женщина её забрала, при этом никто её больше не смотрел, и вообще, её можно самому нарисовать, там ни печатей — ничего, просто цифра, нарисованная ручкой.
Далее все просто — подъезжаем к паспортному пункту — все выходим, идем на контроль — всех фотографируют и ставят печать о выезде, далее «осмотр авто» — просто проезжаем на сторону Казахстана, там все аналогично — только ещё спросили не везем ли мы чего запрещенного, но ничего не смотрели.
Вот мы и заехали — асфальта уже нет, только щебенка (10 км). Но это не оттого, что в Казахстане все так плохо — там просто новую дорогу делали. В принципе до Павлодара от границы километров 90, и дорога хорошая — без больших ухабов.
В Павлодаре пообедали, купили сим-карту и самокат ребенку и поехали в Караганду. При покупке сим-карты пришлось отстоять самую совдеповскую очередь в теле2, причем так было во всех салонах, которые были поблизости — куча народу стоят по любому поводу — будто через интернет нельзя изменить набор услуг, или счет пополнить, в общем, потеряли тут не менее часа.
Что радует в Казахстане, так это стоимость бензина — он тут, как и водка, намного дешевле, чем в России (92-й — 25 руб.), а качество не хуже. Заправлялись мы все время на КазМунайГаз. Один раз на обратном пути заправились на ГазПромНефти — я не то чтобы уверен, но по расходу вроде как на литр больше машинка кушала.
В этот день к вечеру мы доехали до Караганды. По расстоянию это 180 км. После Павлодара либо строят новую дорогу и едешь по объездам, либо просто асфальт волнами. Потом посередине хорошая трасса и 150 км перед Карагандой опять волны, и на самом подъезде в хлам разбитая трасса. Как оказалось, перед Карагандой новый асфальт проложили всего 4 года назад (рассказал дальнобойщик, которого встретили в одном из кафе), и он уже поплыл...
Единственным местом, где можно было перекусить в 22 часа в Караганде, оказался KFC. Если б знал, что там не продают бургеры по отдельности, а только в комплекте с отравой пепси и картошкой фри — лучше бы сварили кашу. Переночевали под Карагандой, в машине.
День 3
После Караганды и в плоть до 341-го километра трасса хорошая. Тут мы впервые и встретились с жол полицаями. Мы прекрасно знали, что в Казахстане самые продвинутые менты, и измеряют скорость они в движении, поэтому старались при приближении встречи сбрасывать скорость до разрешенной (до 100 км), чтобы вдруг не наткнуться на сюрприз. Едем-едем, заболтались и бах, мигалки с сиреной — вот мы и приехали, машина полиции развернулась и припарковалась за нами. Подошел инспектор, я открыл окно, перекинулись парой фраз, и он попросил меня выйти и закрыть окно, мол, чтобы детей ветер не продул, заботливый. Стоим за машиной, беседуем. Он очень обрадовался, когда узнал, что встреча с ним у нас была первой встречей с полицией, гордо рассказал, что скорость они измеряют на ходу, и что можно превышать не более чем на 10 км, больше — штраф. Я в данном случае ехал 102 км/ч, то есть нарушил на 12 км/ч, и мой штраф должен был составить 21000 тенге, то есть всего 4000 рублей =). Инспектор, конечно, молодец, после недолгой беседы говорит, что отпускает нас, ну, чтобы не портить отпуск, и спрашивает, как будем договариваться. Тут все очень просто — я сказал, что напишу в интернете какие хорошие полицейские в Казахстане, вот собственно и написал. Мне очень понравилось, что он не вымогал деньги, как-то по человечески прям.
Едем дальше. После того как нас остановили, меня осенило — нужно в Казахстане ездить с биноклем, штурман высматривает на горизонте полисменов, и водитель своевременно снижает скорость. Так что, если есть бинокль, берите — пригодится.
Ещё на выезде с Караганды на трассе в попутном направлении нам повстречался новенький, черный, вкруг тонированный рейндж ровер на наших родных новосибирских номерах. По ходу движения то мы его обгоняли то он нас, так же, как и нас, его один раз останавливали. В итоге он за нами пристроился, и мы ехали вместе. Едем вдоль Балхаша 100-110 км и тут бах, нас обгоняет черный крузак, и прет так нехило километров 130-140. Ну что, это хороший шанс ускориться — мы пристраиваемся за ним, рейндж ровер за нами, еле как успевает. Проехали километров 70 и всё-таки отстали. Едем опять спокойно 100-110. И тут тот самый 341-й километр. Там некий стационарный пост, и мы попали на день сбора денег — висит неприметный знак 50 км. Сразу после знака радар детектор запищал и замигал всеми возможными лампочками — приехали. И нас и рейндж ровер останавливают через 50 метров на посту. Что меня поразило, так это то, кто вышел из ровера — я ожидал увидеть молодого парня, а вышел дедок, да не просто дедок, а лет 65-70 — да и чуть ли не с тросточкой, прихрамывая. Рядом с ним на переднем сиденье сидела бабуля с виду ещё старше. Вышел, подходит ко мне и говорит — «опять превышение, ну сколько можно...» К нам подходит инспектор и спрашивает, кто первый в будку на разбор полетов, ну дедушка пошел первым, естественно. Вышел он достаточно быстро. Далее я. Зашел — мне показывают фотки машинки, скорость и где висит знак, ну, короче, превысил я на 32 км/ч — штраф за это 31000 тенге — 6000 рублей. Говорю: «Ну ладно — нарушил, оформляйте». И тут началось — на меня посмотрели, вообще, как на больного, говорят, мол, ты, дружок, знаешь какие штрафы-то, ну знаю, говорю — большие. Мне пишут на бумажке цифру 31000 и говорят, что можно на месте половину заплатить и дальше ехать. Я им говорю, что я человек законопослушный — нарушил, буду платить и легкие пути не ищу. «А как же границу со штрафом проходить будешь — проблемы возникнут». Я объясняю, что на границе покажу квитанцию, и проблем, надеюсь, не будет. Позвали какого-то главного и говорят ему — вот человек просит протокол оформить, что делать-то. Этот тип меня ещё раз пытается уговорить оплатить на месте — но в итоге все-таки оформляет бумагу. Кстати, при оплате в течение 8 дней — скидка 50 процентов, то есть 15000 тенге. Так что, если вдруг надумаете платить на руки, то сбивайте цену многократно, как минимум в 4 раза. Естественно, этот штраф висит сейчас у нас на холодильнике, неоплаченный. Само собой, ни о каких проблемах с границей и речи быть не может, ведь для этого требуется спецбумага от судебных приставов... Но это одноразовый вариант — если ездите в Казахстан часто, то таким способом, думаю, можно рано или поздно попасть в список приставов, и будут проблемы. Также для информации: в Казахстане за любое превышение у вас могут забрать права, как раз на этом посту, когда я с ними спорил, один из полисменов хотел конфисковать у меня права, но он какой-то неадекватный был — его коллеги вразумили — но, вообще, потом я прочитал, что они имеют на это право.
После поста едем по направлению в Алматы — дорога кошмар, самый плохой участок, наверное. За 70 км до Алматы начинается идеально ровный асфальт, степи сменяются зеленью, на горизонте можно увидеть горы, разделяющие Казахстан и Кыргызстан.
Приехали поздно — покушали в одной из столовых. Хотели переночевать в гостинице, но план изменился и переночевали на выезде из Алматы в машине.
День 4
Сегодня нам предстоит посетить обалденное место — Чарынский каньон, и не подумал бы, что в Казахстане есть такая красота. Встаем, как всегда, рано, часов в 6, завтракаем кашей и в путь.
По навигатору заправились на крайней заправке перед границей, и залили 20-литровую алюминиевую канистру с собой, чтобы она не болталась, ставим её за водительское сиденье. Высота над уровнем моря — 600 м. Пообщавшись с парнем на заправке, попытались выяснить, где съезд к каньону — толком так и не поняли. Нашей ошибкой было то, что, находясь дома, не озаботились этим вопросом. Я думал, место знатное — не заблудимся. Кроме того заправщик рассказал нам про некий водопад — до него мы дорогу в принципе нашли (первое ущелье после Алматы, сразу после ущелья поворот направо), но не поехали — времени было немного. Искали съезд к каньону не меньше часа — уехали сначала вперед лишних 30 км, потом возвращались. В итоге увидели на обочине дороги висит маленькая табличка, на ней на казахском и ещё на английском указан съезд к каньону — налево. Если ехать внимательно, то не пропустите.
Через 10-15 км по грунтовке пропускной пункт. Платим 200 руб. за двоих взрослых + 200 руб. за то, чтобы на машине спуститься в каньон. Спуск находится справа от каньона по ходу движения к нему, мы сперва усиленно хотели проехать налево — но там дороги нет. Проехав немного, видим машину с контролером, он проверяет чек, спрашивает про возможности машины, предупреждая, что подниматься тяжело, и открывает шлагбаум. Сразу после шлагбаума резкий спуск — я, честно сказать, думал, что и не поднимусь обратно. Спустились и обнаружили там bmv третьей модели, наши опасения рассеялись.
К сожалению, погода была пасмурная, шел дождь. Проехали по каньону до кемпинга и обратно. Пофотались и уже через час поднимаемся обратно — поднимался, естественно, на пониженной первой, иначе, с нашими двумя литрами, подняться вообще никак. Место, конечно, классное — обязательно к посещению.
Едем дальше. Последний населенный пункт перед границей — Кеген. Сразу после него начинается очень жёсткая гравийка для большегрузов, едем буквально 10 км/ч. В то, что эта дорога ведёт в другую страну, если б не навигатор, никогда бы не поверил. Ехать километров 15-20, на всем пути не встретили ни одной машины. И вот мы на границе. Паспортный контроль, затем осмотр автомобиля. И вот тут-то произошел казус.
На стороне Казахстана проверяющий, осматривая заднее сиденье, тыкает в канистру и спрашивает — это что. Я голову включить забыл и не подумал, что на высоте в 2000 м наверное в канистре малость давление повысилось, отвечаю ему, что бензин и сдергиваю фиксатор крышки, чтобы показать, и как полилось во все стороны — только и успел закрыть. Ребята на границе очень распереживались — один на другого начал наезжать по поводу того, зачем тот про канистру спросил. Принесли нам теплой мыльной воды, как могли мы протерли салон. Естественно, после бензина уже ничего смотреть не стали. Хорошие ребята.
Приехали в Кыргызстан — там опять контроль и проверка машины — проверяли так себе, говорит: «Вас там казахи вывернули наверное. Ладно, скажите, что ничего запрещенного не везете, ну, может, гранату там или ещё что». Отвечаем нет — открыли двери он так посмотрел и отпустил нас. После границы километров 30 гравийка — потом асфальт. Наша цель Каракол. По пути в одной из деревень подобрали дедушку — он шел с рыбалки. К сожалению, пообщаться не удалось, так как он не говорил по-русски, а жаль, ведь пообщаться с местным народом было одним из пунктов нашего путешествия, но ничего я наверстал все впоследствии.
В 20 часов мы были в Караколе. Опять лажанулись — у нас забронирован отель, а инфа о нем в интернете. Темнеет — нам нужно поменять деньги, купить сим-карту и только потом мы найдем отель — сложно, но в течении полутора часов мы уже были в отеле. Сим-карту взяли билайн — полный отстой, берите оператора О! — он лучше. Сигнал у билайна есть далеко не везде, там, где его нет, есть О! — но даже там, где есть сигнал интернетом пользоваться невозможно — речь именно про местность вне городов. При этом продавщица заверяла, что у всех операторов покрытие одинаковое. Наш отель оказался совдеповским пансионатом. Так как был не сезон в нем были только мы и ещё одна семья. Номер обошелся 1000 руб. за ночь, все понравилось — просто и уютно. Оформляли номер через Booking днем ранее, из Алматы. Персонал — такие простые и добрые люди, прям душу греет, вспоминая их.
День 5
Очень понравился завтрак. Во-первых, накормили всех, а не просто меня и жену (так как номер двухместный) — как будет впоследствии в Узбекистане, ну и во вторых, завтрак был на ура — вкусная каша, что для нас очень важно, ведь дети ничего кроме каши по утрам есть не привыкли, яичница, молоко, чай, варенье. Во время завтрака к нам подошла управляющая и поинтересовалась, как мы разместились и все ли у нас хорошо, удивилась, когда мы сказали, что уже съезжаем. Спросила, куда мы едем, мы, конечно, не сказали, что сегодня у нас по плану попрыгать по горам, она бы не поняла этого — ведь мы туристы, да ещё и с детьми.
Сегодня большой день — у нас по плану достичь озеро Ала-Кёль, находящееся в труднодоступном ущелье реки Каракол, в горах на уровне 1000 м над рекой.
Выехав из гостиницы, заехали в магазин, цены такие же, как в России — к примеру, за кефир отдали 45 руб. У местного водителя уточнили, что в Киргизии ОСАГО не является обязательным, хотя скоро планируют вроде как сделать. Едем в ущелье.
Навител нарисовал нам дорогу из Каракола по правой стороне реки, километров через 5 есть мостик на другой берег, переезжаем — там асфальт и дорога хорошая. Тут меня охватывают сомнения, ведь в отчете, который мы читали накануне, сложный участок дороги пролегает именно по правому берегу, а мы переехали на левый... по пути спрашиваем у пастухов, где озеро, потом у семейной пары на обочине — все ок, едем туда. Как впоследствии оказалось, на самом деле из Каракола есть дорога по левому берегу (до этого первого мостика, который мы переехали, но если по ней ехать, на пути будет пропускной пункт — там нужно сколько-то заплатить за проезд, вроде рублей 100), если поехать, как мы — пункт этот проезжать не нужно.
Через некоторое время появляется второй мостик. Переехали его, незамедлительно начинаются самые яркие моменты этой дороги. Включив тут пониженную передачу, следующие два часа ехали, не выключая её — просто не было места, где смогли бы проехать без неё аккуратно, не долбясь со всей дури о камни.
В начале идет грязь, где мы собственно и сели, все-таки мы на стоковой резине едем. Силами мысли мы все-таки, спустя полчаса, умудрились выскочить из колеи. Конкретно тут я впервые подумал: «Ох, почему же я оставил Hi-lift, который покупал именно для этого дома». На самом деле я достаточно легкомысленно отнесся к дороге, по которой планировал ехать — почему-то у меня сложилось впечатление что в Киргизии негде будет воспользоваться этой 15-килограммовой дурой, и я решил сэкономить на весе и оставить домкрат дома — зря, очень зря.
Камушек, видимо, свалился недавно.
Едем дальше — тут сплошное веселье, жена то и дело выскакивает из машины, чтобы проконтролировать прохождение над камнями, торчащими из земли, вообще, если бы клиренс был хотя бы +3 см — много где прошли бы, не задевая защитой, а так — то и дело долбили ей камни, ну и запаску, естественно, тоже. Короче, по такой дороге мы ехали впервые, до этого только ходили пешком (например, на Мультинские озера — что-то типа того, хотя на озера я на ховере точно не проеду). По пути мы встретили большую группу пеших туристов, идущих в Каракол — на то, как мы ехали по одному из каменных полей, они смотрели, как в зоопарке. Я поинтересовался с озера идут ли они — нет — посмотрели на нас в небольшом недоумении — они откуда-то шли, но не с озера.
В общем, худо-бедно к трем часам дня мы все-таки доехали до пункта, где предстояло оставить машину и двинуться в путь пешком. Обнаружили там уазик буханку — там группа из Нижнего Новгорода пошла пятью часами ранее, снизу были водитель, ну и организаторы, они недавно спустились, дойдя с группой до промежуточного пункта. В той группе была семья с 8-месячным ребенком, который ехал за спиной мамы в спецрюкзаке. Мы поспрашивали, что да как, нам сказали, что мы поздно приехали — подняться не успеем. В ответ мы сказали, что планируем там ночевать. Тогда они ещё не видели, что мы с детьми — когда увидели немного опешили, все-таки с 8-месячным значительно проще, чем с более взрослыми, по своему опыту знаем. Женщина, одна из организаторов, спрашивает, есть ли у нас опыт хождения по горам — опыт есть,что скрывать, вот только то, что этот опыт парой километров ниже приобретался, говорить не стали. Она назвала нас горниками или горцами — уже не помню, ну, сказала, типа, если горники, то дойдем.
Мы собираемся: три спальника, палатка, печка, два баллона газа, консервы, вода, кефир, сушки, фотик, что-то из одежды и запихиваем в мой супер-большой 120-литровый рюкзак (палатку несу в руках). Надевая рюкзак, вспоминаю недавний опыт поднятия в горку на Мультинских озерах — становится страшновато, что не дойду, все-таки тут не горка, а гора. Пристраиваем сзади между мной и рюкзаком дочку — дело в том, что мы опять лажанулись и забыли детский рюкзак дома — вот и пришлось колхозить. Забыл сказать, что сегодня весь день поливает дождь, идем в дождевиках, вот только с обувью промах — у нас обычные кроссовки — но если у жены подошва проклеена, то у меня прошита, ну и у сына тоже, и наша обувь мгновенно промокает на траве. Ну что сказать, к выходу в гору под дождем мы были не готовы. Но это нас ничуть не останавливает, не за тем мы сюда ехали. Чтобы ноги не промокли, прибегаем к мусорным пакетам. Все очень просто — поверх носка одеваешь пакет, и в нем ногу в ботинок, заправляешь повыше и можно идти — носки сухие, ноги не мокрые. На выходе нас фотографируют на память наши новые знакомые, но не потому, что мы такие красивые, а скорее потому, что иначе никто им не поверит, если расскажут.
Перейдя через реку, оказываемся у подножия горы, тут лес и начинается подъем. Вообще, подъем состоит из двух частей — через первые 500 м (по вертикали) есть хижина — приют юного странника, там все делают привал и набираются сил, потом ещё 500 м до самого озера. Минут через 10 подъёма стало тяжеловато двигаться, темп резко снизился, буквально через каждые метров 10 по вертикали делаю остановку — сижу на камушке, жду, пока меня догонят жена с сыном (они шли медленнее, так как сын своим ходом). Бывало, камушка под боком не найдется, тогда сел на землю, но встать сам уже не можешь — только при помощи жены, не знаю, как другие ходят, но мы вот так, но, думаю, это лучше, чем никак.
Вот проходит час, мы карабкаемся потихоньку — тут бах и равнина небольшая, лес кончился, промелькнула надежда, что скоро уже хижина, но нет, метров через 200 опять подъем. Минут через 40 опять подъем кончается — мы высматриваем глазами дурацкую хижину, а её все нет и нет. Далее предстоит попрыгать по каменным завалам, потом опять равнина и там минут через 10 среди леска стоит она... Тут мы встретили команду с уазика, и вместе сними ещё парочку с Польши — они шли с горы, а ещё рядом с хижиной стояла палатка с местными (2 студента) из Каракола. Ребята (те, что туристы) нам рассказали, что до озера они так и не дошли — им оставалось всего 150 метров (по вертикали), но видимость из-за снега была нулевая, приходилось идти по снегу, и наверху было очень много камнепадов — можно было словить камушек. Они не стали рисковать и развернулись, но даже бы если бы дошли, то вряд ли увидели бы озеро. Эта команда была реально из альпинистов, у них крюки там всякие, трекингов супер-пупер ботинки и т.д. Проводили их на спуск и сели перекусить и подумать, что же делать дальше. Местные ребята-студенты напоили нас горячим чаем. Я расспросил их — зачем они сюда пришли, какая у них цель. В итоге — есть какая-то фирма, не понял в какой сфере, которой ежегодно требуется отчет о состоянии озера в начале лета, вот эти ребята работали в этой фирме и, так как были самые молодые, им поручили составить этот отчет. Они сегодня дошли из Каракола досюда, ночуют и завтра до озера, а там по горам день-два к соседнему ущелью и домой — прогулка выходного дня, так сказать. Было уже 6 часов.
Вообще, изначально, мы думали, что поднимемся до озера, там переночуем и утром спустимся, потом, когда мы поднимались, думали так — я жену с детьми оставляю возле хижины, сам быстренько налегке вверх-вниз, ночуем и утром спускаемся. После того, как встретили ребят стало понятно, что озера мы так и не увидим — было обидно, все-таки это одно из основных мест, куда мы хотели попасть... но не сезон и возможны вот такие накладки. Вариант переночевать на горе был сомнителен — не факт, что завтра бы погода разгулялась — пошли на спуск. Часов в 20-20:30 мы уже были у подножья, и тут резко потемнело. Фонарик у нас был только на телефоне, дорожку потеряли сразу же. Река близко, там осталось метров 30 по прямой, но ничего не видно — где мостик, непонятно — заблудились, в общем. Я тыкаю сигналку, на машине, чтобы увидеть огни и понять, в какую сторону пролезать через кустарник, но ничего не видно. В итоге жена пробралась поближе к речке, и все-таки мы нашли тропу...
Пришли — уаз на месте, народ отдыхает. Поставили палатку, покушали и спать. Что меня с женой сегодня поразило, так это то, что сын всю дорогу шел сам — без больших намеков на капризы и нытьё, мы даже видео сняли на спуске, где расспрашиваем о его впечатлениях от похода — это реально здорово. Ночуем в палатке впервые в Кыргызстане — и не хилая вышла ночка, был минус, на палатке утром был лед.
День 6
Вероятно, 32 километр от Каракола — хотя мы вроде ближе.
На заднем плане мостик через Каракол, на тропу к Ала-Кёль.
Встали в 6, покушали кашу, сфотографировались. Наши земляки посоветовали нам пройтись вдоль ущелья и посмотреть некоторые красивые места. Решили прогуляться. По пути мы встретили ребят из Израиля, они хотели с нами уехать до Каракола. Я бы с удовольствием их подвез, но дорога очень сложная — не хочется их брать ради них самих же. Также пришлось отказать и полякам — утром подходили по тому же вопросу. Для тех, кто не понял — вот возьмешь ты их, доедем ну на час-полтора быстрее, но это, если без приключений. А если что-то случится, застрянем, например, то им придется ждать нас, т. к. совесть не позволит вот так взять и пойти дальше. В итоге рискуешь их временем и своими нервами по этому вопросу.
Короче, никого не берем... поехали. Путь обратно кажется уж и не таким страшным, едем быстрее по накатанной, так сказать, защитой, камни цепляем все в тех же местах. Проехали то место, где застряли — великолепно, но вот тут-то мы и расслабились — находимся в самом конце плохой дороги, тут есть основная дорога и объезд. В сторону озера мы ехали по объезду, а тут решили по основной — вроде все ок, проехали по глубокой колее, вывернули на травку, чтобы объехать основную грязь и тут бах… не заметили, как наехали на холм и сели на него брюхом. Как глупо... И тут я второй раз вспоминаю про Hi-lift, который оставил в гараже... дома. Пытаемся поддомкратиться гидравлическим домкратом — это просто смешно — ход подвески толком не дает поднять колесо. Пока ковыряемся, мимо нас проходят поляки,... и тут навстречу нам земляки на квадроциклах. Они удивились, как мы вообще проехали в ущелье на нашей резине. Зацепили сзади ховер и поддернули — все ок, брюхо слезло с холмика. Откланялись и поехали дальше.
Сегодня по плану посетить ущелье Джети-Огуз и сходить на водопад Девичьи слезы.
Заехав в Каракол, сходили на рынок, кстати, цены на фрукты и овощи аналогичны российским почти на все. Перекусили в местной кафешке — отдали 300 руб. за всех, хотя все, что заказали, так и не съели, что запомнилось, так это некий суп из какого-то уксуса и в нём плавал желатин в виде лапши, та ещё гадость.
До ущелья Джети-Огуз от Каракола ехать где-то час. Проезжаем мимо красных скал ущелья, первая наша цель — водопад. По пути встречается будка по сбору денег — некой экологический сбор, но она закрыта — вероятно, в сезон тут собирают деньги за проезд (не факт). Доехав до места перехода через речку, оставляем машину рядом с каким-то домиком (обратили внимание на то, что рядом стояла солнечная батарея, Европа прям) и переходим речку по мостику. Там у местной семьи спрашиваем, как дойти до водопада, нам показывают дорогу (кстати, на гугл картах тропа четко прорисована, не заблудиться) по холмам и предлагают услуги лошадей — лошади хорошо, но мы ходим пешком. До водопада шли час. Если бы шли вдвоем с женой, то потратили бы минут 30, всего-то — это к вопросу о целесообразности лошадей. Вообще, от водопада не ждали ничего особенного — фото в интернете, да и отзывы говорили о том, что он достаточно слабенький, нас это не манило. Но, видимо, то, что мы приехали в начале мая, сыграло свою роль — водопад оказался реально уникальным, такого типа водопад мы ещё нигде не встречали — напор воды был хороший, красота неописуемая. Пофоткались и пошли обратно, по дороге встретили ещё группу туристов. На обратной дороге к скалам Джети-Огуз видим пещеру, место туристическое — вход платный, но опять никого нет. Пещера не глубокая, метров 30. Смотрим и обратно в машину.
Доехали до скал сфотали их и отправляемся к Иссык-Кулю искать место ночевки. Рядом с населенным пунктом Кичи-Джаргылчак съезжаем с трассы к озеру, едем по камням, и потом раз и поляна метров в 50 на 50 зеленая травка и никаких камней, странно даже. Останавливаемся и разбиваем лагерь. Закат сегодня обалденный.
День 7
Утром, пока играли с детьми, на берегу к нам подошел местный мужичок (звать его Белек), с ним у меня состоялась долгожданная беседа. Он сам учитель физкультуры в местной в школе, также у него единственный в этом селе пункт по вулканизации. От него я узнал, что средняя зарплата в селе 3000 руб., лично он помимо прочего продает летом абрикосы предпринимателям на фуры (он их называет «денежные люди»). Стандартный абрикос продает за 30 руб., премиум — 60 руб. Предложил мне стать одним из таких «денежных людей». Рассказал ещё много чего интересного, как он в 80-х работал в Новосибирске, какая разруха на южном побережье и почему сюда не идут инвесторы и т. д. Сделал фото на память.
Сегодня по плану посетить плато Барскаун и сходить на водопады на обратном пути. Выехав на трассу, минут через 30 были на повороте на Барскаун. Тут я на всякий случай спустил давление в канистре с бензином, подниматься все-таки до 3800 м. Ещё через полчаса уже проезжаем полупропускной пункт на перевал — тут фиксирую авто и количество человек. Связано это с тем, что дорога, по которой едем, ведет к золотодобывающему заводу в горах. Сразу после КПП (уровень 2700 м) начинается перевал — подъем затяжной из двух частей. После подъёма оказываемся высоте 3800 метров, на плато Барскаун. Тут ничего особенного, проехали пару десятков километров по плато, сделали пару фоток и поехали обратно. Вообще, тут есть озеро (или даже несколько), которое можно отнести к достопримечательностям плато, но т. к. сейчас не сезон, оно, видимо, занесено снегом, и увидеть его нам не удалось. На спуске на промежуточном пункте останавливаемся, чтобы сделать несколько фото, и встречаем ребят из Перми. У них тур, они ездят на микроавтобусах по всей Киргизии уже в течение 10 дней. Где были — не знают, просто ездят и смотрят красоты этой горной страны. После спуска идем на водопады. Оставляем машину напротив бюста Гагарину, и у водителя недавно встретившихся земляков (они нас обогнали и так же шли на водопады) расспрашиваем про тропу.
Легкодоступный водопад Чаша Манаса находится по правую руку от стоянки, до него мы дошли за 20-30 минут. По пути встретили одного из ребят из Перми, он не дошел до второго водопада и возвращался на стоянку. Пояснил тем, что у него неподходящая обувь без протектора, а склоны там крутые. От Чаши Манаса ко второму водопаду есть тропа по горе (чтобы не спускаться вниз). Идем по тропе вдоль горы по лесу. Выйдя из леса, можно увидеть водопад — вообще, он идет каскадом, самая дальняя часть далеко вверху, но там можно подойти вплотную к сходу воды. А есть ещё сход воды значительно ниже, его видно с того места, куда мы вышли, но к нему нет подхода — только вид издалека.
Наша цель — самый первый сход, до него идти ещё не менее часа. Тут идет крутой подъем и чем выше, тем подъем становится все круче и круче, при боязни высоты лучше воздержаться от таких экскурсий, потому что одно дело подниматься по горе с растительностью и другое дело по горе, где только камни. Когда смотришь назад, становится страшновато, так как там крутой спуск. На подъёме встретили возвращающихся парней из Перми. Нам очень запомнилось, как один из них охарактеризовал водопад. Он сказал, что этот водопад — это большая дисперсия, и на самом деле, дойдя до водопада, мы поняли, о чем была речь, мощный поток теряется за сплошной пеленой мелких частиц воды, образуемых вследствие специфичного строения водопада. За счет этой особенности водопад не впечатляет, хотя интересно на это посмотреть.
Конвой бензовозов, недавно спустившийся с перевала.
Первая часть подъёма заканчивается тут — реальная высота 3150 м, на табличке ошибка.
Плато Барскаун.
Вторая часть перевала, вид сверху.
Первый водопад Чаша Манаса, до которого идти не больше получаса.
Дорога на второй водопад — Борода Аксакала. Отсюда его уже видно — белый снег вверху — он там.
Слева виден сход воды. Досюда доходят туристы, которые не идут до конца.
После Барскауна едем дальше вдоль Иссык-Куля. Заезжаем в Каньон Сказка. Тут есть шлагбаум, но он открыт — может, в сезон тут собирают деньги. Породы каньона состоят из красной глины и песчаника, именно это делает возможным образование причудливых форм рельефа, которые видоизменяются с каждым дождем. Место интересное, конечно, но прыгать по хребтам я бы не стал, хотя местные туристы, которых мы там встретили, очень серьезно и долго исследовали каньон. Наверное, мы чего-то не поняли, пофоткались и поехали дальше.
С трудом верится, что эти образования имеют природный характер.
В населенном пункте после каньона нарвались в первый и последний раз на милицию. Вообще, я почему-то расслабился по поводу ГАИ, видимо, от того что в интернете в основном стращают Казахстаном, а про ту же Киргизию ни слова. В населенном пункте ехал 62 км, хотя был знак 30, в итоге нас останавливают. Открываю окно — подходит инспектор что-то там говорит про превышение и про права — я не все понял, но киваю в ожидании того, что сейчас выпишут квитанцию и поедем дальше, но не тут-то было. Мент, оказывается, спрашивал «выписываем временное?», а я на это и кивнул. В итоге он забрал права и пошел в машину что-то писать. Мы немного испугались, я пошел к нему уточнять, как можно решить проблему — решение оказалось очень простым, нужно было отогнать машину подальше — а то мы её поставили прямо напротив камеры в машине инспектора и принести 2500 рублей. Пошли по этому пути. Вообще мы очень лажанулись с тем, что дома не узнали ни про штрафы, ни про ГАИ в Киргизии. Мы были совершенно не в курсе, как себя вести и как противодействовать вымогательству. Не знаю дали бы нам что-то эти знания, но думаю, что да. Что запомнилось, так это то, что гайцы работали не одни — вместе с ними был автоматчик в маске, видимо, для тех, кто сомневается в том, что нарушил ПДД.
В этот день с местом стоянки нам не повезло, поворотов к озеру вдоль дороги было немного, и все они были неподходящими. В итоге свернули на какой-то местный пляж — место не из приятных, болото какое-то с соответствующим запахом. Было уже поздно, и мы устали, пришлось ставить палатку тут.
День 8
Вот это выдался денек...
Сегодня по плану посетить высокогорное озеро Сонкёль, находящееся на уровне 3000 м. До него есть две дороги — мы выбрали, естественно, наиболее живописную. Маршрут изначально был проложен в гугл-картах, и упущением было то, что на навителе мы его не проверили... а его тут не было...
Выехали рано утром, проехали Иссык-Куль и свернули по направлению к Нарыну. На этой дороге есть два поворота на Сон-Кёль, первый есть на навителе, а второй находится через перевал, он-то нам и нужен. На навителе ошибочно за искомую дорогу приняли пунктирный разделитель областей, когда мы это поняли, поблизости не было ни нормального интернета (привет от билайна), ни людей, у которых можно было бы уточнить дорогу. В итоге, потеряв не меньше часа, все-таки нашли нужный съезд, он находится сразу за перевалом. Тут начинается грунтовая дорога, не разбитая, очень даже ничего. Пейзажи по пути ну просто завораживающие. Поднимаясь все выше и выше, не устаем любоваться.
Перед последним перевалом к озеру, который в народе называют 33 попугая, есть съезд к одноименному водопаду (съезд прям сразу перед подъёмом, направо). Сходив на водопад и немного перекусив, начинаем подъем. На перевале около 33 поворотов, и честно сказать, это один из самых поразительных перевалов: смотря снизу, не видно конца подъёма, и аналогично — смотря сверху, не видно его начала — выглядит изумительно. Мало того, сверху открывается прекрасный вид на плато, на котором расположено озеро. На подъёме несколько раз проезжаем по снегу, при этом видим, что недавно кто-то проезжал перед нами — есть колея от колес. Делаем фото и двигаемся к озеру, километров через 15 мы уже ехали вдоль озера. Используя возможность, заехал на машине повыше, чтобы сфотать озеро с высоты. На улице было холодно, озеро замерзшее, людей нет. Вообще, в сезон, вдоль всего озера стоят юрты и предоставляют услуги туристам. Но мы ничего этого естественно не застали. Изначально хотели там ночевать, но, приехав, поняли, что в этом нет смысла, да и холодно там. Мы проехали озеро и остановились, чтобы поужинать. В 7 часов поехали по направлению к Нарыну — нам предстоял спуск.
Ближе к перевалу вокруг становилось все больше и больше снега, и тут на тебе — перед самым спуском, на высоте 3100 перед нами 30 метров заснеженной дороги. Тут также есть колея, но она присыпана снегом, и какая-то совсем не свежая. При попытке проехать, сначала все было хорошо, вперед-назад машина потихоньку двигалась по колее, растрамбовывая снег, но тут колея стала глубже и снега побольше, машину немного снесло с дороги, и мы сели... Начали искать в багажнике саперную лопату, но не нашли — видимо, где-то потеряли при поездке на Ала-Кель. Опять со скрипом в душе вспомнил Hi-Lift, он бы очень был кстати! В итоге взяв в руки разделочную доску и детский трактор стали раскапываться, попутно я пытался поддомкратить машину, чтобы выгрести снег, который не давал ей двинуться. Это было просто смешно. Уже стемнело, по темноте в течение полутора часов мы раскапывали дорогу, в то время как дети почувствовали свободу и разрушали машину изнутри, в итоге мы всё-таки выехали на спуск. Было решено заночевать в салоне и не рисковать, спускаясь ночью по темноте. Встали возле одного из сугробов, так, чтобы машина случайно не укатилась под склон, и легли спать. Фото наших раскопок перевала, к сожалению, были безвозвратно утеряны, но и без этого они навсегда останутся в нашей памяти. Кстати, за весь день движения по дороге к озеру и по озеру не было встречено ни единой живой души — это интересное чувство.
Этот поворот проезжаем — живописная трасса дальше.
Перевал перед поворотом на Сон Кель.
Высота 2950 м. Очень сильный ветер тут.
Середина подъема на перевал 33 попугая.
На подъёме не весь снег растаял.
Высота перевала с 2640 м до 3120 м. Протяженность 5 км.
Нерастаявшее озеро Сон Кёль.
День9
Утром проснулись рано и быстренько поехали в Нарын позавтракать. Спустились с перевала (с высоты 3260 м до 2400 м, протяженность спуска 12 км), там ещё километров 20-30 гравийка и потом асфальт, не чтоб прям супер, но хороший. Часов в 9 были в Нарыне, поменяли валюту, перекусили, заправились и в путь. Сегодня по плану найти водопад Шаар — самый высокий водопад в средней Азии. Простая с виду задача оказалась по факту самой сложной. В интернете полно записей про этот водопад — и в большинстве написано «водопад виден за 40 километров...». Ну вот прочитаешь такое и сразу думаешь, что обязательно увидишь его с дороги — ну а иначе зачем бы такое писали...
От Нарына в сторону Ат-Баши первые километров 15 идет ремонт дороги, потом идеальное полотно. С трассы Нарын — Ат-Баши взору открываются чудесные альпийские луга на фоне заснеженных горных вершин. После Ат-Баши начинается гравийка. Следующее село — Баш-Каинды, проехав его, у местных парней по дороге спросили, где водопад — они нам сказали, что да-а-а-леко впереди, по левую руку относительно нашего движения. Мы точно знали, что водопад по правую руку, поэтому их слова сбили нас немного с толку. Едем дальше. Доезжаем до следующего села, там повторяем вопрос — мужик нам показывает на ущелье, к которому лежит дорога прям из этого села. Не поверили — едем дальше. В третьем селе спрашиваем у девушки, где тут водопад — она так удивилась и спрашивает, а откуда это мы про него знаем, и говорит, что живет рядом с ним. Мы её подбираем и едем к ней домой, по ухабам, по небольшим бродам доехали. Она нам показывает на какой-то ручей неподалеку и говорит, что там водопад. Ну понятно дело, что здоровый водопад не может быть ручьем… печаль. Выезжаем из дебрей и едем дальше, в четвертом селе спрашиваем у мужиков, где же этот чертов водопад — а они и говорят, что в окрестности водопадов выше 50 м нет и никогда не было и, вообще, что мы что-то напутали.
Ну, приехали... Останавливаемся и выходим в интернет — связь так себе — еле как находим два сайта с примерными координатами водопада — но точной информации нигде нет! В навителе забиваем первые координаты — это оказывается то ущелье, про которое нам сказали во втором селе — ОТЛИЧНО, думаем мы, и на всех порах едем в обратную сторону. Сворачиваем из села в ущелье, проезжая молодых ребят уточняем правильно ли мы едем — они подтверждают — БИНГО мы скоро его увидим.
Едем-едем, дорога потихоньку кончается, уже едем по полю по конной тропе, упираемся в брод, да не просто брод, а окруженный везде камнями так, что фиг проедешь. С небольшой жертвой в виде помятого снизу переднего бампера все-таки перебираемся через брод. Дороги там нет, опять тропа. Едем-едем, упираемся в болотистое место. Дальше точно не проедем, но нам и не нужно, мы ведь уже видим конец ущелья. И что вы думаете? Никакого супер большого водопада там и в помине нет — видно, что есть какой-то ручеёк с горы — НО НЕ ВОДОПАД. Уже 3 часа дня, а мы, как горные бараны, катаемся туда-сюда. Это чувство сложно забыть — ты думаешь, что вот-вот его увидишь, пройдя такой непросто путь — а там ничего.
Мы потерянные едем обратно. Опять этот брод, так обидно за бампер, все впустую. Выехали из ущелья на дорогу уже часов в 5 и поехали в самое первое село — туда ведут вторые координаты из интернета. Там спрашиваем сначала у какого-то парнишки, потом у продавщицы в магазине, никто толком не может сказать, есть водопад или нет! Потом всё же один мужик показал нам дорогу и сказал, что там о-о-очень далеко есть водопад, который мы ищем. Ничего сложного просто из села нужно уйти направо к ближайшему ущелью и ехать вдоль речки — в самом конце будут стоять пару домов и потом брод через речку. Переехали брод и едем дальше — через пару километров перед нами поляна с сюрпризом — поляна сама по себе зеленая, но в центре есть неприметный кусочек с грязью, я честно не желал там застревать — думал, проеду спокойно, а не тут-то было. Поехав на скорости, сначала в грязь с бахом провалился передний мост и тут же выскочил, т. к. его подтолкнул сзади задний, а сам застрял. Ну вот и четвертый раз, когда мне бы пригодился Hi-Lift. Выглядело это весьма глупо, ведь рядом была сухая трава, и можно было объехать — застряли буквально на ровном месте. Сели хорошо, полчасика я пытался как-то поддомкратить машину гидравлическим домкратом, но в итоге бросил это дело и пошел искать помощь, жена с детьми остались разбивать лагерь и готовить ужин.
Как я уже говорил, по пути сюда перед бродом есть несколько домов — я точно видел, что возле одного из них стаяла какая-то машина — держу путь туда. Идти пару километров до брода потом после брода ещё минут 10. Пришел. Машина оказалась старенький советский москвич, но вариантов других не было. В ограде дома обнаружил семью — бабушка, мама, девочка лет 5, и два пацаненка 4 и 2 года на вскидку. Подхожу и спрашиваю хозяина машины. Они по-русски не говорят, но меня поняли, женщина показала, что муж в поле, начали его вызванивать. Прошло не меньше 20 минут, но он таки подошел. Я ему на пальцах показал, что так и так у меня задний мост застрял, нужно, чтобы кто-нибудь поддернул. Он на ломаном русском сказал, что поможет.
Далее что-то на своем спросил жену и предлагает мне зайти в дом на чай — это было неожиданно и очень здорово, о таком я и не мечтал. В доме было две комнаты, и совсем не было мебели. В первой, после прихожей, комнате лежал по всей площади здоровый ковер, стояло одно кресло, шкаф и стол — все, естественно, очень старое. Меня садят в кресло выдвигают стол на середину, приносят чай, ставят на стол плюшки и садятся сами на корточки вокруг стола. Говорим какие-то слова — мусульманская молитва, и приступаем к чаепитию. Пьем чай — ведем беседу, получается, конечно, не очень, но всё равно очень интересно. Про водопад мне говорят, что всю его мощь сейчас не увидеть, т.к. его большая часть находится под снегом, а вот через месяц-два самое то. В итоге проходит минут двадцать — я уже выпил несколько пиал чая и даже не знаю, как бы ускорить процесс, ведь меня ждет семья. Ну вот наконец хозяин допил-таки свой чай. Чего-то говорит, и жена приносит из второй комнаты большую кастрюлю и наливает всем кефир — он такой густой — комками —но мне понравилось. Ну вот мы и закончили. Пошли заводить машину. Ставим в неё аккумулятор, и заводим двигатель кривым стартером — поехали. Машинка не высокая — цепляем все что можно, пересекли с опаской брод. Сразу после брода встречаем шайку пастухов — обсудили с ними нашу застрявшую машину и поехали дальше.
Приехали на место. Наш новый друг посмотрел-посмотрел и говорит, что нужен трактор. Вот, блин, ну попробовал бы хоть — я честно верил, что небольшого толчка хватит, чтобы вылезти... но нет, он не поддается. В итоге он просит 1000 руб., и мы договариваемся, что через 2 часа он приезжает с трактором. Взяв деньги, он не устает повторять, что он не обманет, у него честная кыргызская душа, но я особо и не сомневаемся — видно, человек хороший. Уехал.
Прошло два часа. Мы уже поужинали и погуляли. Трактора нет. Холодает. Жена с детьми переместились в палатку — я сижу жду, уже совсем темно и холодно, прошло почти четыре часа... а его все нет. В итоге, весь на нервах, я тоже перемещаюсь в палатку — дело в том, что, если он сегодня не приедет и не вытащит нас, то мы потеряем скорее всего и завтрашний день, но это недопустимо — мы и так отстали от графика на полдня.
Только улегся — как услышал трактор. Все отлично. Трактор подъехал, зацепили, чуть-чуть дернул, и я выехал. И вот тут самое неприятное — подходит наш спаситель и водитель трактора и начинают лечить, что они там тонну соляры сожгли и столько же масла и что им еще нужно ну хотя бы 800 руб. Я не ожидал такого поворота, ведь мы договаривались на определенную сумму. Короче, дал им 500 руб. и разошлись. Мы, счастливые, легли спать. И еще кое-что — хотел посмотреть сделанные до этого фото, вставил карту памяти через адаптер в планшет — и вот, блин, что-то произошло, и карта оказалось пустой. Вставил обратно в фотик — нету фото и все на этом. Я там чуть не застрелился, потом полночи не мог уснуть. В итоге, конечно, большую часть фоток восстановили по приезде домой, но вот те — со снегом... нет...
День 10
Сегодня миссия невыполнима — дойти все-таки до водопада, до которого фиг знает сколько идти и до которого мы и так уже целый день потратили, пока круги по ущельям нарезали.
Позавтракали и в путь. Настроение так себе — вчерашние неурядицы пошатнули наши надежды по достижению водопада. Идем вдоль реки — мимо нас то и дело проезжают пастухи, кто с коровами, кто просто так. Часа через полтора доходим до брода — но, естественно, он больше для лошадей. Мы видим, что пешком будет перейти влажновато, т. к. в нескольких местах весьма глубоко. Если бы одни шли, то ладно, но с нами же дети. Идем без тропы далее вдоль берега, ищем, где бы перейти... Минут через 20 нашли подходящее место. Прохожу сначала я — все нормально, возвращаюсь и забираю дочь с вещами. Далее идет жена с сыном. Все ок, немного подморозили ноги, но перешли. Прилично уже подустали, особенно жена с детьми. Выходим на тропу, проходим еще километр. Очень тяжело идти было большей частью от того, что мы не знали сколько ещё остается — мы были в абсолютном неведенье.
В итоге решаем, что я пойду дальше один, буду идти полчаса вперед, дойду до следующего хребта. Если за ним не увижу водопад, пойдем обратно. Прошел полчаса — за хребтом ничего не было. Возвращаясь к месту встречи, встречаю группу немцев на лошадях. Спрашиваю у женщины, которая их вела, долго ли еще до водопада, она говорит — о-о-очень долго, с детьми точно не дойдете. Это было ужасно — она разрушила все надежды... Ну что ж — перекусили и пошли обратно к машине... В итоге проходили часов 6. На обратном пути решили, что во что бы то ни стало нужно найти лошадей и все-таки дойти до цели. Тут же встретили мужика на лошади — оказалось, он как раз тот, кто дает лошадей в аренду. К слову, мы,, когда еще в селе были, рассматривали этот вариант но никто, кого бы мы ни спрашивали, не мог сказать, где живет тот, у кого можно взять лошадей, хотя все знали, что такой человек есть. Ну вот мы его и нашли — проблема в том, что лошадей он сможет дать только завтра — сегодня уже никак — УЖАС — у нас нет времени — нам нужно сегодня. Ценник, к слову, 1500 руб. — аренда на день. Хорошо, договариваемся, что он к нам подъедет на обратном пути и обсудим вопрос насчет завтрашнего выезда рано утром к водопаду. Вернулись к машине расстроенные. Была полная неопределенность, что делать — завтра утром на лошадях, непонятно какая погода будет — да и холодно в 6 часов утра, да и опять теряем день. В итоге после консилиума было решено, что сегодня я в одного налегке всё-таки схожу до водопада и во чтобы то ни стало увижу его. Очень жаль, что мы сходим не вместе — но так вот получается.
В 4 часа вечера выдвигаюсь, с собой беру дождевик и фотик. За час-полтора в быстром темпе дохожу до места, где в прошлый раз расставались с женой и детьми, солнце уже садится — становится прохладно. Иду дальше, тут уже идет непрерывный достаточно пологий подъем, градусов 20-30. После хребта, до которого дошел в прошлый раз, где-то через километр ещё один брод. Не сразу понимаю, куда идти, то ли вверх по речке, которую нужно переходить вброд, либо дальше по ущелью. Двигаю по ущелью, метров через 500 вдалеке увидел цель, почувствовалось облегчение, но легче идти не стало. В итоге через полчаса я был на большой, так сказать, поляне перед водопадом. Двигаясь по поляне, вымочил насквозь ноги, т. к. со всех сторон с гор стекали ручьи и превращали всю площадь поляны в болото. Близко подходить не стал — там лежал снег и особого смысла в этом не было — к сходу воды близко не подобраться. Сделал фото метров с 500, посидел на камушке, полюбовался — и пошел обратно. Вернулся к семье где-то в 9 часов. Итого на то, чтобы сходить туда-обратно у меня ушло четыре с половиной часа. Трезво размышляя: вполне можно было дойти и в первый раз — ЕСЛИ БЫ БЫЛО ПОНИМАНИЕ, где реально находится водопад, и соответственно не вестись на страшилки туристов на конях.
Это середина пути — по левую руку виден хребет, за ним ещё один и там будет виден уже водопад.
Второй брод, и по левую руку второй хребет — за которым собственно станет видно водопад.
Вид на водопад километра за полтора.
До водопада метров 500. Видно только центральную часть — остальное под снегом.
День 11
Прям Альпийские луга. По дороге Ат-Баши — Нарын. Судя по всему, именно отсюда можно увидеть водопад Шаар (вроде он должен быть где-то по центру фотографии) как раз с расстояния 40 км. Но, видимо, нужен бинокль.
Последним нашим пунктом в Кыргызстане, который мы планировали посетить, был пик Ленина. Фото с сети просто завораживают, думаю, это одно из самых красивых мест тут.
Вернулись в Нарын быстро, отсюда нам предстоит доехать до Оша.
Есть асфальтированная дорога через Бишкек, но при этом нужно дать круг километров 300-400, и есть прямая гравийная дорога через ряд перевалов прям в Ош из Нарына. Естественно, второй вариант куда интереснее, единственное — тут опять перевал 3000-ник...но об этом мы особо не переживаем почему-то. Едем по перевалам один за другим. Дорога достаточно хорошая, скорость держим в районе 50 км/ч. При очередном спуске, не знаю уж, был ли это камень, либо такая неудачная ямка, мы пробили переднее правое колесо, пробили и не заметили. Едем себе едем и вдруг чувствую, что пахнет палёной резиной, притормаживаю, опасаясь, что что-то где-то горит в салоне. Открыл окна, запах стал резче, и тут был обнаружен пробой. Резина в хлам. Впервые за время владения автомобилем достаем запаску. Вроде все нормально, но я не могу открутить гайки колеса, ну никак, и прыгаю на ключе, и камнем его долблю, а часть гаек нивкакую не поддается. В итоге при очередной итерации, неудачно поставив ключ, ломаю ему голову... И вот он час, когда мне пригодился комплект инструментов, что перли с собой по всему маршруту — достал трещотку и начал прыгать на ней, к счастью, она не сломалась, и мы открутили-таки все гайки. Заменили колесо. В то время, что мы шаманили над колесом, с нами вместе стоял и помогал, как мог, местный пастух — Михмед. Он рассказал, что все лето живет тут и пасет скот, это при том, что до ближайшего населенного пункта не менее 50 километров в любую сторону. Спрашивает, куда мы едем, мы ему рассказываем, а он нам и говорит: «ПЕРЕВАЛ-ТО ЕЩЕ НЕ ОТКРЫЛИ». Мы в шоке, как так не открыли, мы проехали уже кучу километров и пробили колесо — разворачиваться вообще не вариант. В общем, т. к. пастух не был ни в чем уверен, спокойно поехали дальше. В последнем населенном пункте перед Сары Кыр (Казарман) перекусили и двинули дальше. Кстати, там мы заметили два ховера, видимо, прямиком из Китая. Вообще, они не очень были похожи на наш, морда немного другая. Вроде ехали туда же, куда и мы, и это нас успокоило. Перевал был жуткий, но проходимый. На вершине дорогу окружали высоченные сугробы, а ниже были настоящие реки, стремительно текущие с гор, которые местами сильно размывали дорогу. Что запомнилось, так это уаз патриот, который мы встретили на спуске — он был на китайских номерах. Вероятно, тут патриоты российского автопрома почувствуют гордость…
Поздно вечером приехали в Ош. Неподалеку остановились на ночлег. До Сары-Таш, откуда открывается вид на пик Ленина, оставалось 200 км.
По пути Нарын — Ош, один из перевалов.
На перевале (перед Казарман), сильный ветер.
Пробитое и убитое в хлам колесо.
Китайцы. Морда от H5, но фальшрешетка радиатора что-то типа нашей.
Висит ли она тут по сезону или всегда – неясно, но мы поехали.
Вид с перевала Сары-Кыр (высота 2940 м. Подъем с 1560 до 2940, 26 км. Спуск 2940 до 1900, 19 км).
Наверху много снега. Сложно представить, сколько бы он тут ещё таял, если бы её не почистили.
Подмытая дорога, справа обрыв.
День 12
Утром погодка была не очень,- все затянуто. Мы, конечно, доехали до Сары-Таш, но увидеть ничего не увидели, т. к. все вершины гор были вне видимости из-за облаков. Ждать смысла нет — тут дожди на всю неделю, расстроенные выдвигаемся обратно в Ош. У нас по плану сегодня купить сувениров и пройти границу с Узбекистаном.
Где-то тут пик Ленина =)
В Оше просто невозможно найти сувениры Мы в течение нескольких часов колесили по городу и по рынкам, но так и не нашли места, где можно было бы их купить. В итоге стоим на обочине вдоль одной из центральных улиц, к машине подходит мужчина и заводит с нами беседу. Оказывается, он долгое время жил в Новосибирске и, увидев наши номера, непременно захотел пообщаться. Нам с ним повезло. Он-то и помог найти базар на котором можно было купить сувениров. Причем это было в нескольких километрах от того места, где мы стояли — он на своей машине нас проводил, а потом ещё и до рынка довел, и, мало того, ещё свой номер оставил на случай, если будут какие-то проблемы. Звали его Алтымбек, или Алтан (сокр.). В Новосибирске он прожил 13 лет — очень приятный оказался человек. Спасибо ему большое.
Где пересекать границу, мы не знали, потратили время, чтобы найти, оказалось, погранпункт прямо на выезде из города. Пропускают там только иностранных граждан, либо местных, но только при наличии приглашения с противоположной стороны.
Заехали мы на КПП в 19:30 по местному времени, а вообще он работает до 20. При въезде нас спрашивают киргизы, а успеем ли мы за 30 минут пройти границу, ведь узбеки тоже до 20. Мы прикинули, что успеем. Машину особо не смотрели, спросили стандартные вопросы только. А вот при прохождении паспортного контроля было поинтереснее, после того, как поставили печать в паспорт, меня завели в комнатку, где сидел, так сказать, сборщик налогов. Он спросил, где мы заезжали в Узбекистан и платили ли мы экосбор, я сказал правду, что не платили, возможно, применив другую тактику, можно было бы и не платить. Меня просветили, что положен сбор в размере 1000 руб., но на месте можно заплатить 500. В этот раз я решил не спонсировать коррупцию и сказал, что мне нужен чек, немного помявшись, меня отвели к терминалу и даже обменяли рубли на сомы, чтобы я смог заплатить налог — в итоге чек я получил. До 20 часов оставалось 10 минут, а нам ещё заполнять декларацию — мы, кстати, так и не поняли, зачем, т. к. её никто нигде после этого не посмотрел, смотрели только ту, что заполняли на узбекской стороне. Пока жена заполняла декларацию, я поехал на узбекскую границу. Въехав на нейтральную территорию, обнаружил две фуры, стоящие перед въездом на границу в Узбекистан. Удивлению не было предела — ведь граница с узбекской стороны закрылась уже как ДВА ЧАСА назад, то есть она вообще работает до 19 и из-за разницы во времени это 18 часов по киргизскому. И киргизы зараза — то ли дурачки, то ли еще что, но как о таком можно было не знать — выпустили нас, ничего не сказали. Попытки договориться с узбекской границей ни к чему не привели — сказали, что пешком пройти пустят, но на машине только утром. В итоге мы развернулись и поехали обратно в Ош — в паспортах нам аннулировали выезд и выпустили с границы. Переночевали в одном из отелей неподалеку.
День13
Утром опять ставим штампы в паспортах и без всяких проверок и экосборов нас выпускают в нейтральную зону.
На узбекской стороне заполняем декларацию, перечисляя всю валюту до копейки и всю технику. Досконально досматривают машину — вытаскивали буквально все из салона и из бокса. Запаску снимать не заставили, хотя мужика перед нами заставляли, и он носил её на сканер. Машину обнюхивает собака. Стандартные вопросы про гранаты и наркотики, и мы наконец заехали.
У местных ребят спрашиваем, где обменять валюту, нам подсказывают, едем. Неподалеку от главной дороги рядом с мостиком сидят две женщины, рядом с ними здоровые сумки с деньгами. Узнаю, что курс 90000 сум за 1000 руб., к слову, официальный курс в банке 50000 за 1000 руб. Меняем с опаской 3 тысячи — и вот у нас столько денег, сколько ни в один кошелек не войдет, их только в сумке и носить. Дело в том, что самая ходовая купюра это 1000 сум — вот нам дали 270 таких бумажек.
Дальше наша цель сделать ОСАГО. Вот тут засада — на въезде в страну пунктов, где можно сделать, нет. Пытаемся найти сами. Несколько человек подряд нам говорят, что тут вопрос страховки можно решить у Гульнары (сперва мы, вообще, не поняли, что это имя, думали, контора какая-то), и пытаются на пальцах объяснить, где она живет. Это очень странно — ОСАГО делать у частника... да ещё и дома... Но это в Узбекистане..., наверное, для здешних мест это нормально. Намотали несколько кругов по городку и вот решили еще раз уточнить, где же эта Гульнара живет — подъезжаем к дедушке, который идет по улице, и спрашиваем... Анжан (так его звали) дедушкой был не простым, узнав, что нам нужно, он сказал, что решит наш вопрос и садится к нам в машину — поехали домой к Гульнаре. Приехали, а её нет — она сегодня работает в соседнем городе (Ходжаабад) в 10-15 километров от границы. Дедуля нам и говорит, что за 5000 сум он нас к ней довезет и все устроит — ок, всего-то 50 рублей — едем. По дороге он нам рассказывает, что сам преподает русский язык в местной школе — это было странно, т. к. русский он знал не лучше, чем я английский. Гульнара была из числа его учениц. Едем по трассе между городами, тут случилась занимательная штука — проезжаем пост ГАИ, на посту гаишник стоит и приглянулся к нам, мы едем ближе и ближе, а он на нас смотрит, но махнуть палочкой не может, т. к. его руку держит в состоянии рукопожатия другой человек. Так мы и проехали мимо, гаишник был явно расстроен, но длительные рукопожатия в течение всего разговора это одна из особенностей этой страны. То есть если тебе кто-то начал пожимать руку, то это может длиться и 5, и 10, и вообще хоть сколько минут, пока говорящий тебе все не скажет, что хотел. Приехали в Ходжаабад — сначала заехали к сыну Анжана, который работал в правительстве, дедуля сходил и выяснил, где же сидит Гульнара, далее поехали к ней. Выйдя из машины, пошли куда-то во дворы. По пути дедуля ещё раз упомянул, что нам придется заплатить ему, уже 10000 сум. Во дворах стоит какой-то то ли вагончик то ли ещё что — там сидят девушки, и даже есть компьютер. Короче, сделали нам страховку таки — обошлась 150 рублей (15000 сум.) Страховка так — бутафория — вряд ли она вообще как-то может помочь в этой стране — за такие уж деньги. С дедулей очень долго прощались — рукопожатие длилось не менее 5 минут, он прям таки держал и не выпускал меня, все что-то говорил и говорил. Очень интересно — вот он держит меня за руку и идет по улице, что-то рассказывает, а мне-то неудобно, я пячусь боком, но так принято здесь.
Сегодня нужно доехать до Самарканда. Выезжаем на трассу, а там клубнику с машин продают через каждые 200 метров буквально. Остановились, купили 3 кг, ценник смешной — 30 руб. за кг, наелись вдоволь. Дорога отличная — две полосы в каждом направлении. Стоит отметить, что в Узбекистане на въезде и соответственно выезде из ЛЮБОГО населенного пункт есть пост. Если город большой, то и пост серьезный, и на таком посту есть даже окоп для автоматчиков. Если же пункт поменьше, то, вероятно, тут просто будет будка стоять с гаишником. Практически на каждом пункте нас останавливали и регистрировали в журнале — записывали номер и марку машины, зачем и какой с этого прок, в бумажном журнале-то, вообще не понятно.
Поздно вечером приехали в Самарканд, с большим трудом нашли нашу гостиницу — там все уже спали — пришлось будить управляющих. Разместились. Следующий день гуляли по окрестностям да зашли на рынок.
Вечером поехали в Ташкент. По пути нас тормознули на одном из пунктов — из-за того, что я ехал с дальним светом — мент прямо сказал, что не хочет оформлять протокол и что нужно решить как-то по-другому. Я ему говорю, а как тут у вас это решается, ну он мне и говорит: «Ну, от души, сколько дашь». Я говорю «10000 нормально?», он: «Подходи в будку, зарегистрируем твой авто». Ок, пришел к нему в будку — в полной конспирации под столом передал ему 100 рублей и поехали дальше.
Приехали в Ташкент — заселились.
Следующие несколько дней мы сходили в парки аттракционов (ТашкентЛенд и какой-то парк возле рынка Чорсу), в зоопарк и по достопримечательностям. Купили сувениров и вкусностей.
В интернете пишут, что, мол, на рынке можно сбить цену чуть ли не в два раза — не знаю про какие рынки речь, но мы были на трех — и НИГДЕ просто невозможно скинуть больше 5 процентов. Когда мы покупали арахис в кунжуте, я 5 минут торговался с продавцом, чтобы он продал мне оптом две коробки со скидкой 5 процентов — это 5 рублей с килограмма — ну просто ни в какую. В других местах также пробовал торговаться — ну никак. Может, мы просто не там были, может, на мелких рынках можно так… я умею торговаться очень не плохо — но сбить ценник не смог, были удивлены.
Цены на сухофрукты далеко не низкие: грецкий орех плохой стоит 300-400 руб. килограмм, отборный от 600. У нас в Новосибирске такие же цены — бред какой-то. Фрукты и овощи дешевые — да. Кочан капусты 5 рублей, помидоры 30, огурцы 10-15, черешня, клубника, абрикосы — 30 руб.
Забавный случай был со мной, когда я покупал халву. Подхожу к прилавку, там халва, самая обычная за 80 руб. кг, беру все, что есть — 4 кг. Меня продавец спрашивает, отдавая халву, куда мне 4 килограмма. Я говорю, что самим есть и в подарок.Он на меня, как на идиота — «халву в подарок?!» и посмеялся. Халва та ручного замеса — очень вкусная, в России такую не купишь...
Про бензин — когда ехали в Узбекистан считали, что бензин тут стоит 60 руб. за литр. По факту же, учитывая неоф. Курс, выходит так же, как в Казахстане — 25-27 руб. за литр.
В Ташкенте хотел купить резину на запаску, заехали в какой-то шинный комплекс. Самый дешевый баллон стоил 135 баксов, а какой-нибудь там Бриджстоун 210.
Извините, но в Новосибирске можно купить в два раза дешевле и нормальную вполне себе резину — покупать не стали.
Регистрацию нам делали в гостиницах — проблем с этим не было. Когда ехали, очень переживали за этот вопрос, чтобы на границе потом проблем не возникло.
Страховку на машину пару раз смотрели на постах. В Ташкенте на одном заставили показывать фотографии с Самарканда, т. к. не поверили, что мы там были. Просто, когда спросили, где мы были в Самарканде, я замешкался с ответом, вот они и заподозрили.
Регистан, Самарканд.
Самарканд. Мавзолей Амура Тимира.
Парк аттракционов, возле базара Чорсу в Ташкенте. Батут 10 минут —15 р., машинки 3 минуты — 30 руб., колесо обозрения — 15 руб.
Ташкент полон матизов, часть из них Шевролет.
В Узбекистане никто не использует автобоксы и даже не знают про них. Видимо от того, что они привыкли возить на крыше много больше объёма любого бокса. Мы неоднократно видели, как на крыше перевозили все, что вздумается — один раз там везли целый кухонный гарнитур.
На 17-й день мы уезжали, и нам предстояло пройти, пожалуй, самую сложную в жизни границу Узбекистан — Казахстан. И сложность, как можно догадаться, со стороны Узбекистана.
Расскажу, что было. Приехали на границу в обед, заполняем декларацию... Когда мы заезжали в Узбекистан, при заполнении декларации в поле, где указывается валюта, мне пришлось немного потеснить записи и в три строчки впихнуть четыре типа валюты — мне там сказали, что в следующий раз нужно заполнять декларацию на двух листках, если не хватает места. Ну вот, на выезде я решил сделать все правильно — заполнил два листочка, в одном были доллары, рубли и сомы, а в другом тенге. Проблема в том, что, когда я отдал декларацию таможеннику, он на меня ругнулся и швырнул мне вторую бумагу, на которой были тенге, и сказал, что это мусор и не нужно. Ну и фиг с ней, подумал я, таможеннику виднее. Таким образом на выезде при мне было незадекларированных тенге на 500 рублей. Далее нужно пройти личный досмотр (ранее ни на одной границе такого не было), потом печать в паспорт о въезде и затем досмотр автомобиля. Личный досмотр: прохожу через рамку, сразу после рамки таможенник (не тот, которому сдавал декларацию, а другой) просит вывернуть карманы и все из них достать, достаю ключи от машины и кошелек. Он просит открыть кошелек, я немного волнуюсь — показываю ему содержимое. Он спрашивает, все ли задекларировано — вру, что все, и тут очень начинаю жалеть, что так легкомысленно отнесся к проблеме с декларированием тенге. Таможенник пошел в окно, куда я сдавал декларацию, смотреть, что в ней написано, ходил минут 5. Вернулся и просит выложить все деньги и пересчитать, за мной уже небольшая очередь. Выкладываю и считаю, успели посчитать рубли и доллары, далее, видя очередь, он просит меня пройти вперед и говорит, что закончим позже. Пока он досматривает других, я прохожу паспортный контроль, поставил печать и обратно к нему. Меня, еще одного парня и какого-то дедулю таможенник заводит в отдельную комнату. Поясняет, что сейчас будет досматривать нас по очереди, одного досматривают, два других — понятные. Мне несказанно повезло — я первый. Он просит достать все из кошелька и карманов и выложить на стол, достаю весь мусор из карманов и валюту — все на стол. Он обыскивает меня, берет кошелек, все прощупывает, очень хочет что-то найти. Начинаем пересчитывать деньги. Доллары — ок, сомы — ок, рубли — по рублям все пересчитал — 11 тысяч. Он смотрит на листочек и радостно заявляет: «Ну что, не сходится», я проговариваю вслух сумму из декларации и показываю, что тут именно столько, за вычетом мелочи, которая осталась в машине. Он смотрит в листок, что-то буркнул и согласился. Тут все обошлось, тенге мы не считали — как я понял, он себе на листочек записал только доллары и рубли из декларации, вот их и пересчитывали тщательно. Далее просит расстегнуть рубашку, чтобы осмотреть тело — все ок. Просит снять джинсы, а потом трусы и повернуться. На этом все. Такого тщательного досмотра я, конечно, не ожидал, он реально подумал, что я контрабандист какой-то. После этого, когда я одевался, спрашивает, что я так волнуюсь, а то он никак понять не может, ну я ему говорю, что меня так не каждый день досматривают, вот и волнуюсь. Далее досмотрели второго парня так же... Деда досматривать не стали. У всех все нормально. Потом таможенник заполнил какие-то бумаги — как он пояснил это протокол досмотра. Извинился, что такой вышел досмотр и пояснил, что это его работа. Я подписал протокол и пошел на досмотр авто. Тут опять пришлось все выгрузить, пару больших сумок сносил на сканер. Все ок.
На стороне Казахстана нас опять хотели разгрузить, но, когда таможенник увидел семью, досматривать машину не стал, но направил меня с машиной в рентген для фур. Страшное место, но заведующий там очень заботливый — сразу мне предложил за некоторую сумму проехать без сканирования. Я не согласился — провели сканирование и поехали. Вообще, пройдя все границы, совершенно непонятно, что они там пытаются найти, если включить голову, то можно найти как минимум 2-3 места, чтобы провезти что-то незаконное, и никто даже не подумает туда посмотреть.
Морально ехать домой было очень тяжело — впереди 2500 километров, и знание того, что ехать их придется два с лишним дня да и ещё по дорогам Казахстана… просто кошмар.
На обратном пути, когда ехали вдоль Балхаша, нас опять тормознули гайцы со своим супер-радаром — опять превышение на 32 километра — ехал 102 вместо положенных по знаку 70. Посадили в машину и начинают писать протокол. Спрашивают с намеком, где я собираюсь платить — отвечаю, что в Павлодаре. Гаишник что-то выключает сверху, отворачивает камеру и говорит, что теперь можно говорить неофициально. Я включаю дурачка — говорю, что в Павлодаре как раз завтра в обед буду там и оплачу. Тогда ребята явно начинают предлагать оплатить штраф на месте, на что я объясняю, что нет возможности, т. к. все деньги остались на границе с Узбекистаном. Потом немного побеседовали про их радары, они похвастались — показали, как им пользоваться, что умеет и навстречу, и вдогонку, и так и сяк скорость мерить. В итоге говорят, что не хотят портить отпуск и отпускают просто так. Отличные ребята или просто протокол дописывать было лень. =)
В Павлодаре купили спиртного и вскоре уже были дома...
Безусловно, это самое запоминающееся путешествие, которое мы когда-либо совершали. Да, это было галопом, но нам это по нраву. Сыну исполнилось в путешествии 4 года, он не перестает спрашивать, когда мы снова поедем в Киргизию. Дочке на этот момент было 2 года и 4 месяца, она мало чего запомнила, конечно, но фотографии никто не отменял, ей тоже будет что вспомнить. Всего мы проехали 8600 км (4000 из них по Казахстану). Эти 4000 самые сложные, ведь Казахстан — это практически сплошные степи, совершенно ничего интересного. Но все остальное с лихвой компенсировало этот минус. Безусловно, Киргизия стоит этого.
Давно хотим посетить Китай, но заморочки с проездом по стране на авто пока не дают реализовать задуманное, но вскоре, думаю, как-нибудь все же доберемся туда…